Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социокультурная реальность Кавказа в творчестве русских и европейских художников XIX века Абдулаева, Зарема Ахмедовна

Социокультурная реальность Кавказа в творчестве русских и европейских художников XIX века
<
Социокультурная реальность Кавказа в творчестве русских и европейских художников XIX века Социокультурная реальность Кавказа в творчестве русских и европейских художников XIX века Социокультурная реальность Кавказа в творчестве русских и европейских художников XIX века Социокультурная реальность Кавказа в творчестве русских и европейских художников XIX века Социокультурная реальность Кавказа в творчестве русских и европейских художников XIX века
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Абдулаева, Зарема Ахмедовна. Социокультурная реальность Кавказа в творчестве русских и европейских художников XIX века : диссертация ... кандидата философских наук : 24.00.01 / Абдулаева Зарема Ахмедовна; [Место защиты: Юж. федер. ун-т].- Грозный, 2011.- 170 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-9/246

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-методологический анализ социокультурной реальности и принципы интерпретации в изобразительном искусстве западных и русских художников XIX века 27

Глава II. Отображение социокультурной реальности на Кавказе в творчестве художников середины XIX века 47

2.1. Природа, быт и баталии Кавказа в профессиональном творчестве русских художников 47

2.2. Творчество М.Ю. Лермонтова и Л.Н. Толстого в изобразительном искусстве русских и западных художников XIX века 81

Глава III. Отображение социокультурной реальности Кавказа в творчестве баварского художника Теодора Хоршельта 106

3.1. Кавказский период личной жизни и профессиональный деятельности (1858 - 1861гг.). Дневник Т. Хоршельта как артефакт социокультурной реальности Кавказа, отраженной в слове и картине 106

3.2. Письма и афористические заметки на Кавказе баварского художника Т. Хоршельта 135

Заключение 158

Библиографический список 164

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Проблемы культуры, различные формы её проявления в условиях социокультурной динамики актуальны, всегда вызывает научный интерес. Воспроизводство в художественной форме, в частности, в изобразительном искусстве, историко-культурных событий позволяет понять дух, времени и эпохи. В современном российском обществе значительно возрос интерес к истории, краеведению, культуре и это сопряжено с тем, что именно в условиях социальной нестабильности, культурного кризиса люди нередко обращаются к своему прошлому, пытаясь найти в нем социальные и культурные формы, которые позволяли бы создать образцы поведения и мировидения.

В социально-гуманитарных, культурологических исследованиях тема Кавказа получает все более углубленное осмысление в работах историков, этнологов, поэтов, художников, музыкантов, культурологов, философов. Она была актуальна в ХIХ веке, не потеряла свою актуальность и в ХХ веке. Различные её аспекты раскрыты в большом количестве исторических сочинений, художественных произведений, в научных исследованиях, выдающихся отечественных писателей, художников, ученых. Именно величественная природа Кавказа, образ жизни, традиции и обычаи, дух и свободомыслие народов – являлись для них источниками творческого вдохновения.

Прекрасный знаток Кавказа, его природы, народов, культуры Ю.А. Жданов писал: «передовое русское искусство создало немало произведений и образов, навеянных культурой Кавказа…. Русские художники вдохновлялись образами кавказской природы, отражали своеобразный быт горцев». В этом процессе нередко принимали участие и иностранные художники, оказавшиеся по разным жизненным ситуациям на Кавказе, оставившие значительное количество произведений изобразительного искусства в ХIX веке, вызывающие познавательный, культурологический интерес у современников.

В этой связи обращение к истории и культуре народов Кавказа ХIХ века оправдано и актуально. Как известно, соответствующая духовная атмосфера в обществе является важнейшим фактором общественного объединения. Этому способствует литература, поэзия, искусство, и в частности, живопись. Эстетически выдержанная наглядно-чувствительная форма живописи, идейно-нравственно, духовно «заряжает» человека, социальную группу, что способствует формированию специфического пространства духовной культуры.

Тема Кавказа, особенно период Кавказской войны, в отечественном искусствоведении и культурологии практически не исследована, что актуализирует необходимость её теоретического и эмпирического осмысления. Такой комплексный подход необходим при осуществлении анализа художественных произведений, живописи, составляющей отечественное культурное наследие. Сам по себе этот подход следует считать аналитическим, учитывающим, что искусство, как и идеология, религия, традиции, здравый смысл и т.д., формируется под воздействием культуры своей эпохи как целого.

Степень изученности проблемы. Существует ряд исследовательских работ, являющихся объектом искусствоведческих исследований, имеющие эмпирическое и теоретическое значение, в которых дается анализ произведений живописи художников, конструировавших образ Кавказа.

Впервые в России русский художник, немецкого происхождения, В.Ф. Тимм в 1851-1862 гг. издавал журнал «Русский художественный листок», в котором отображались не только исторические события кавказской жизни, этнографические и социокультурные реалии. В журнале приводились различные иллюстрации живописцев Т. Горшельта (Хоршельта), Г. Гагарина, Н. Чернецова, А.И. Шарлемань, К.Н. Филлипова, А.И. Заурвейда, И.К. Айвазовского, В.В. Верещагина, Н.А. Зичи, М.О. Микешина и многих др. Работы перечисленных художников, иллюстрируемые В.М. Тимом, давали полноценную и достоверную картину событий, происходивших на Кавказе.

В 1872 году немецкий издатель И. Гофферть в Санкт-Питербурге издает репрезентативную работу «Теодор Горшельт. Кавказские сцены», в которой дан анализ значительных живописных работ Т. Горшельта, отражающих батальные сцены, костюмы народов Кавказа, типы лиц участников военных событий, динамику военных действий и других сюжетов времени.

Обзор художественных произведений изобразительного искусства М.Ю. Лермонтова дан в исследованиях Н.Н. Врангеля, Б.Д. Маслова, П.Н. Столопнянского, И.Л. Андронниковой, в них описаны события его проживания на Кавказе, сопровождаемые рисунками выполненными акварелью, отображающими природу, баталии, типы лиц, этнографические сюжеты, касающиеся традиций кавказских народов.

В работах Е.И. Яковкиной анализируется пребывание на Кавказе знаменитых писателей, художников, композиторов, ученых, приносившие с собой идеи, знания, культуру, а также заимствовавшие у кавказцев обычаи, традиции, стремление к свободе.

О. Федорова, Г. Голдовский, Л. Тарасов, А. Эглит, А. Корнилова, О.И. Подобедова и др. раскрывают идейно-художественный замысел живописных работ художников, создававших в своем творчестве специфический образ Кавказа, это, в частности работы, Ф. Рубо, Н. Чернецевой, В.Ф. Тимма, Г. Гагарина. Анализ иллюстративных работ русского художника Е.Е. Лансере к произведению Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат» осуществила О.И. Подобедова, раскрывшая замысел каждой иллюстрации художника. Теоретико-методологический анализ произведений искусства как культурных артефактов даны в работах: Б.Р. Виппера, В. Власова, Г. Грэма, Х. Зельдмайера, Р. Дж. Коллингвуда, М. Мерло-Понти, И.П. Никитиной, А.Ф. Лосева, И. Тэна, К.Г. Юнга и др.

Объект исследования диссертационного исследования является отображение художниками социокультурной реальности средствами изобразительного искусства.

В качестве предмета исследования рассматривается отображение социокультурной реальности Кавказа в изобразительном искусстве русских и европейских художников ХIХ века.

Цель и задачи диссертационного исследования. Целью работы раскрыть целостный характер феноменологического образа Кавказа, отображенного в произведениях изобразительного искусства художников ХIХ века, являющихся составной частью наследия и памятников отечественной культуры. Достижение сформулированной цели требует постановки и решения ряда конкретных задач:

1. Раскрыть основные теоретические принципы и технологии отображения социокультурной реальности, применяемые в изобразительном искусстве западных и русских художников ХIХ века.

2. Выявить целостный характер феноменологического отображения природы, быта и баталий на Кавказе в профессиональном творчестве русских художников. Проследить динамику видение Кавказа в изобразительном искусстве в период начала и до конца ХIХ века столетия. Изучая работы художников можно проследить дифференциацию стилей, которая определяется по времени написания работы, либо независимо от времени и стиля в этот период.

3. Рассмотреть основные аспекты творчества М.Ю. Лермонтова и Л.Н. Толстого в конструировании образа Кавказа и его отображенные в изобразительном искусстве русских и западных художников ХIХ века.

4. Установить культурологическую роль баварского художника Теодора Хоршельта, отобразившего в своем творчестве важные события социокультурной реальности Кавказа.

5. На материалах дневника Т. Хоршельта раскрыть специфику его понимание социокультурной реальности Кавказа как синтеза философского и художественного осмысления культуры и показать его значение для обогащения русской культурологической мысли.

Методология исследования построена на сочетании различных форм искусствоведческого, историко–культурного, социокультурного, семиотико- культурологического анализа с привлечением архивных документов и опубликованных источников.

К завершению исследовательской работы предшествовала многолетняя работа автора по изучению русской художественной культуры ХIХ века, отражающей тематику Кавказа, а так же выявлению и сбору необходимого разнообразного по характеру эмпирического материала, сопряженного с биографий художников, фактами истории их путешествия по Кавказу, выявлению и атрибуции произведений, созданных в экзотических местах региона.

Однако отдельной публикации, где культурологическими средствами проанализированы и обобщены творческие произведения художников по кавказской тематике нет. Тем более, что публикации по теме отображения социокультурной реальности, изображенной художественными Кавказа, также отсутствуют.

Научная новизна диссертационного исследования определяется проблематикой и системным культурологическим подходом к изучению отображения социокультурной реальности в изобразительном искусстве художников ХIХ века, конструировавших образ Кавказа.
- совершена попытка осмысления культурной целостности Кавказа сквозь призму изобразительного искусства;

- расширены теоретические представления об источниковедческой базе культурологических исследований, обосновано и введено в исследовательскую практику использование таких артефактов культуры, как произведения искусства, литературные произведения, документальные материалы;

- выявлена культурная парадигма классических живописных произведений художников XIX века в изображении социокультурной действительности Кавказа с позиций художественного творчества (природа, быт и баталии);

- определена культурная общность в художественном изображении Кавказа в XIX веке, включая произведения искусства и литературы, рассмотрена модель развития культуры, выстраиваемая на основании принципов интерпретации социокультурной реальности языком живописи;

- впервые в научный оборот вводится архивный материал - дневник путешествия по Кавказу баварского художника Теодора Хоршельта, его путевые заметки и записи, которые рассматриваются как важнейший источник, проливающий свет на культурную конкретику Кавказа; отмечается рефлексивная, художественная и научная роль Т. Хоршельта как очевидца и участника взаимодействия разных культурных миров;

Основные положения выносимые на защиту:

1. Воспоминания, письма, живописные творческие произведения художников ХIХ века насыщены глубокими философскими рефлексиями, и не только предлагают читателям богатые сведения по истории, этнографии, культуре народов Кавказа, но и наглядно освещают проблемы культуры и цивилизации, дают им богатый материал для историко-философской и художественно-эстетической интерпретации, несут в себе элементы культурологического анализа, вносят вклад в формирование русского культурного искусства живописи, поэтому искусство живописи может рассматриваться как один из источников формирования культурологи.

2. В историко-культурологический ряд вполне могут быть вписаны выставки частных коллекций, музеев, а также иллюстративный материал к литературным произведениям о Кавказе, которые связаны с культурной парадигмой времени их создания, а в своей жанровой дифференциации и эволюции отражают как смену больших культурных стилей, так и этапы становления культурологической мысли в России. В истории становления и развития русского искусства живописи особое место занимают произведения И.К. Айвазовского, Н.Г. Чернецова, Г.Г. Гагарина, Б.П. Виллевальде, В.Ф. Тимма, М. Врубеля, Ф.А. Рубо, И.Н. Занковского, П. Бабаева, Т. Хоршельта.

3. Создаваемый феноменологический образ Кавказа опирался на ставшие одними из самых популярных видов живописи изображения Кавказской войны и иллюстрации к произведениям М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.С. Пушкина, создавших в своих художественных произведениях, непревзойденные образы Кавказа, его природы, характеры личностей, живших или прибывших сюда, их эмоционально-психологические черты, нравственно-интеллектуальные качества. Культурологической насыщенностью отличаются иллюстрации к поэме «Демон» М.Ю. Лермонтова художников М. Врубеля и венгерского художника М. Зичи. Примечательно то, что каждый из художников, писавших мифический образ персонажа выдающегося русского поэта, противоречивая жизнь которого напоминала вспышки кипучей энергии, имели разные стилевые дифференциации.

4. Дневник немецкого художника Т. Хоршельта представляет собой культурный артефакт, который является специфическим способом познания действительности. Документальный материал сопровождается живописным рядом, в котором органично переплетаются художественно-поэтический и научно-философский языки культуры. На примере путешествий Т. Хоршельта по Кавказу, в его акварели и художественных зарисовках не только проявляется интерес художника к этнографии народов Кавказа, но и открываются культурологические перспективы анализа национально-этнических типов и рассмотрения проблем национальной самобытности и культурного развития народов как неотъемлемой составляющей историко-культурного процесса.

Теоретическая и практическая значимость диссертации. Результаты исследования имеют теоретический и практический интерес, они могут быть использованы в процессе чтения вузовских курсов по культурологии, регионоведении, а также спецкурсов по искусствоведению и кавказоведению.

Апробация работы. Основные результаты диссертационного исследования изложены в докладах и выступлениях на региональных, общероссийских и международных научных конференциях, проходивших в Грозном, Москве, Нальчике, Элисте, и получили отражение в тринадцати публикациях, в том числе и в одной монографии. Диссертация обсуждена совместном заседании кафедр философии и культурологи Чеченского государственного университета.

Структура диссертации. Работа состоит их трех глав, литературы (178 наименований). Объем диссертации составляет 160 страниц.

Теоретико-методологический анализ социокультурной реальности и принципы интерпретации в изобразительном искусстве западных и русских художников XIX века

Известно, что появление и развитие письменной речи порождает принципиально новые возможности культурного прогресса. Коренные изменения в логике пользования знаковой системой делают возможным качественно новые способы обработки, восприятия и передачи в обществе информации. Исторически сложившиеся правила этикета, манера одеваться, освященные обычаями нормы отношений между людьми и т.п. выступают как культурные коды, в которых люди в каждую эпоху выражают и воспринимают смысл «текста» происходящих событий. Закономерно,что языки искусства также занимают важное место в культуре. Широким и разнообразным обладанием знаков-символов отличен язык искусства. Каган М.С. подчеркивает, что искусство есть «самосознание культуры».50 В трудах Ю.М.Лотмана, Б.А. Успенского, В.В.Иванова и других теоретиков тартускомосковской семиотической школы искусство рассматривается как модель культуры.51 Эта особая роль искусства делает его коды основными вторичными моделирующими системами во всякой культуре. Складывание художественных языков формируется на базе семиотических средств культуры, так например, пластических (языки живописи, графики, скульптуры и языки архитектуры, прикладных искусств и т.п.). Художественные образы созданные искусством часто становятся общепринятыми культурными символами, своего рода эталонами оценки явлений действительности. «И только воплотившись в материальную языковую оболочку «сырой», неясный порой лишь смутно чувствуемый образ «дозревает» и достраивается до конца. При этом языковая оболочка как выразительное средство, средство эмоционального воздействия, становится неотъемлемой составной частью художественного образа».52

Создаваемый образ Кавказа, как в литературе, так и в живописи не был однородным, что связано с разным художественным восприятием данного края, но тем менее доминировал художественный стиль отображения жизни, природы, принятого называть в культуре, искусстве реализмом. О. Шпенглер в «Закат Европы» уделял особое внимание стилю, как одной из главных и сущностных характеристик культуры, ее определенных эпохальных этапов. Для него стиль - это «метафизическое чувство формы», которое определяется «атмосферой духовности» той или иной эпохи. Он не зависит ни от личностей, ни от материала или видов искусства, ни даже от направлений искусства.

Изучением Кавказа занималось ряд исследователей, как литературными, историческими источниками, так и персоналиями изобразительного искусства. Социокультурный анализ художественных произведений изобрази- тельного искусства является наиболее актуальной интересной формой изучения развития социума на этом этапе. Это способ изучения и рефлексии духовной элиты общества того времени, во многом формирующей массовое сознание, динамику массовых нравственных ценностей России. Отображение социокультурной реальности позволяет судить о работе существенной части механизма формирования в стране нравственных ценностей, нравственного идеала массового сознания.

Изобразительное искусство русских и европейских художников, конструировавших образ Кавказа «наиболее чувствительное зеркало, отражающее общество и культуру, составной частью которых является». Очевидно - это означает, что в нем отражены все «основные формы социальной, экономической и политической организации, большая часть...нравов и обычаев... образа жизни и мышления (менталитета)». При этом подходе каждый отдельный социокультурный мир представляет собой особый, уникальный и неповторимый исторический тип культуры.54 В подлинной действительности все явления взаимодействия людей одни с другими связаны...».55 Другими словами, игнорирование социокультурных факторов в любой сфере деятельности, в том числе экономической, приводит к искажению самой этой деятельности, действительности.

В «сложении образа Кавказа» вводится дифференцированные стили отображения, присутствует стремление художников максимально приблизиться к действительности, передавая через «поэзию» живописи, особенности этнонационального характера. Тема Кавказа с особенным энтузиазмом находит отображение и в изобразительном искусстве русских и европейских художников ХГХ века. Фактически «большой» стиль является сложно опосредствованным оптимальным художественным отображением, и выражением на макроуровне неких сущностных духовных, эстетических, религиозных, социальных, мировоззренческих, предметно-практических характеристик определенной исторической общности людей, конкретного этноисторического этапа культуры; своего рода макроструктурой художественного мышления, адекватного определенной социокультурной, этноисторической общности людей. Эти грани художественного отображения социокультурной реальности Кавказа, в отмеченный период, мы находим в творческой деятельности прославленных мастеров «старой» художественной традиции, посетившие Кавказ, таких как - И.К. Айвазовского, Н.Г. Чернецова, Г.Г. Гагарина, Б.П. Виллевальде, В.Ф. Тимма, М. Врубеля, Ф.А.Рубо, а также менее изученных - И.Н. Занковского, П. Бабаева, Т.Хоршельта. В творчестве этих живописцев количественно преобладали произведения, где запечатлены однообразные широкие панорамы и её фрагменты, словно искусственно вставленные в развёрнутый ближний план. Каждый из них был индивидуален в сложении образа Кавказа, имея своеобразный художественный стиль. В содержании произведений, сопровождавших подобные вояжи художников, появлялось созерцательное и меланхолическое отношение к природе. Задача автора, собрав эти произведения, обнаружить встроенность в социокультурный контекст. Еще раз подчеркнуть уникальность изобразительного искусства живописцев, несмотря на его обусловленность иными культурными явлениями, позволяющее осуществить культурологический анализ. Идея комплементарности проникает в сферу современных наук о культуре из разных теоретических источников, что, собственно говоря, является закономерностью для возникновения и развития новых методологических принципов. Методологическое значение для настоящей работы также имеет философско -исторический подход и опыт системного анализа культуры, наиболее полно представленный в работах отечественного философа культуролога М.С.Кагана. Системный подход предполагает понимание культуры, как саморазвивающей и саморефлексирующей целостности, что позволяет рассматривать различные формы и уровни культуры в их динамике, взаимосвязи и взаимодействии, а также трактовать культурологию как форму самосознания (саморефлексии) культуры. Особенно важным для настоящего исследования представляется принцип фундаментального изоморфизма мышления и историко — культурной феноменологии, подробно разработанный в рамках системного подхода А.С. Ахиезером, М.С.Каганом, И.В. Кондаковым, соавторами А.А. Пелипенко и И.Г. Яковенко.

Методологической основой интерпретации социокультурной реальности очевидно следует считать системный подход, который способен наделить особенности конкретным, значимым для живописца содержанием. Понять весь спектр социокультурной действительности позволяет универсальный метод разработанный З.Фрейдом (психоанализ) посредством которого стремился объяснить культуру, понять роль религии, искусства в жизни человека, иными словами, создать универсальное учение.56 В создании психоаналитической теории приняли участие также ученики Фрейда - К.Г.Юнг, Э. Фромм, Г. Маркузе и др.

Следует выявить динамику культуры, не только объясняя видение мира, а если потребуется на первый взгляд неожиданную смену существовавшего видения мира иным и установить, в конечном счете, связь и преемственность, имеющиеся между внешне противоположными стилями художественного мышления.

Природа, быт и баталии Кавказа в профессиональном творчестве русских художников

Изучив историю жизни русской интеллигенции, мы знаем, что лучшая и большая её часть в разное время побывала на Кавказе. Некоторые из работ русских художников XIX века в частности, произведения Ф. Рубо, Т. Горшельта, П.Бабаева, И.Айвазовского, И. Занковского, М.Ю.Лермонтова, Г.Гагарина, Н.Г.Чернецов, М.Врубеля, Е. Лансере, М.Зичи, В.Тимма, Грузинского П.Н., Верещагина В.В., Лагорио и др., умело отобразившие социокультурное развитие кавказского народа, хранятся в музеях Дагестана, ГТГ, ГРМ, ГИМ, в музее им. А.С.Пушкина и.т. д.

Многие художники, писавшие «Кавказ», были здесь по долгу службы, и суровый край свободы вдохновлял их на создание возвышенных живописных произведений, иные из—за любви к экзотике. На основе путевых записей, классики литературы России писали о Кавказе: А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Толстой, что в большей степени способствовало становлению и утверждению культурологической мысли в России в указанный период. Их произведения заставили полюбить Кавказ. Можно утверждать, что некоторые духовные приоритеты русской литературы XIX в. формировались в неразрывной связи с темой Кавказ. Рассматривая рисунки и акварели Лермонтова, попадаешь в различные уголки Кавказа, отображая социокультурную действительность. Каждый, из которых манит нас не только своей экзотикой Востока, но и знакомит Европу, в частности Россию, с этнографией края в целом. Нет сомнения, что Лермонтову - поэту, и Лермонтову — прозаику часто помогал его глаз художника, и немного рождалось писателей, которые бы не только так прекрасно «слышали мир, но не «видели» его так объемно, так красочно; так умели бы передать движение игру света и тени. Достаточно сказать, что самые значительные произведения М.Ю.Лермонтова - от «Измаил - Бея» (1832) до «Беглеца» (1878), и от «Мцыри» (1839) до «Героя нашего времени» (1840), такие стихотворные шедевры, как «Валерик», «Сон», «Спор» - напрямую связаны с темой Кавказской войны. Не секрет, что еще с детства, одержимость Кавказом Миши Лермонтова (« всё, всё в этом крае прекрасно») стали важнейшей частью и стимулом духовного роста поэта. Живя на Кавказе, и перенимая их быт, обычаи и традиции гости - становились кавказцами. Один из самых известных портретов, едва ли не лучший, тот, где поэт изображен на фоне гор, в бурке, накинутой на куртку с кавказскими газырями через плечо, на ремне, перекинута черкесская шашка. Лицо с огромными печальными глазами, и хотя черты неправильны — лицо прекрасное вдохновенное. Замечательно в портрете то, что он гармонирует с нашем восприятием социокультурной действительности. Считается, что автопортрет - одна из лучших живописных работ поэта. Поэму «Аул Бастунжи» (1831), которую Лермонтов посвятил Кавказу, он украсил виньеткой: горы, облака и скачущий конь - символ быстроты и свободы. Этот рисунок вызывает в памяти и другие строки: «Добрый конь в зеленом поле,

Без узды один на воле

Скачет весел и игрив,

Хвост по ветру распустив».

Рисунки Лермонтова обнаруживают в нем отличного баталиста. У Лермонтова можно найти черты, сближающие с художниками — романтиками, с Жерико, с Орловским. Это путь самостоятельных решений и умений расковывать, запечатлевать момент движения событий. По утверждению Врангеля «Перестрелка в горах Кавказа», хотя и заимствована из жизни, но не списана с природы, скорее является картиной, а не портретом жизни», однако решающую роль сыграли целостность материала по ранним наблюдениям и изучение социокультурной среды.

Большой интерес для развития культурологической проблематики представляют рисунки и полотна, в которых Лермонтов изобразил места, где побывал 1837 году. Святославу Раевскому Лермонтов писал из Грузии: «Я снял на скорую руку виды всех примечательных мест, которые посещал и везу с собой порядочную коллекцию», из них сохранилась часть «Кавказский вид с арбой», который обнаружился по данным Андроникова И.Л., на Военно-Грузинской дороге, в Дарьяльском ущелье. Там же развалины «Замка Тамары». Лермонтов описал его в балладе «Тамары»:

В глубокой теснине Дарьяла,

где роется Терек во мгле,

Старинная башня стояла,

чернея на черной скале...

«Вид на Мцхету» древнюю столицу Грузии Лермонтов изобразил со стороны Тбилиси. Справа на горе где томился тот самый «Мцыри». «Тифлис» (Тбилиси) изображен Лермонтовым со стороны предместья Авлабар. В центре Гора, которую Лермонтов назвал «дремучей» в стихотворении «Свиданье». Заметим - Лермонтов зарисовывает то, что воплощается им в стихах «танец под звон бубна и песни девушек описан в «Демоне» и изображен в рисунке. «Тифлис. Замок Метехи». Лермонтову удаются не только виды местности, но и лица горцев, что является энциклопедией антропологии. Из первоисточников нам известны некоторые рисунки М.Ю.Лермонтова: «Два горца у реки», «Схватка горцев с казаками»; «Черкес на коне, стреляющий во всадника, показывающегося из-за деревьев, «Два конных горца, кидающиеся с крутого берега в реку», «Нападение горцев на русские укрепления», «Горец, стреляющий с лошади в русского конного офицера», «Сцена из Кавказского быта»,79каждый из них и все вместе являются определенным «культурным пространством». Который художник кистью, а как поэт пером донес до нас, с помощью языка культуры, отобразил специфику культурного мира экзотики. О работе М.Ю.Лермонтова «Вид Крестовой горы» мы можем судить по литографии хранящейся в ИРЛИИ, СПб, 1837 год. По сюжету очень схожа с рисунком «Два горца у реки, один на коне другой ведет лошадь в поводу. Излюбленным местом встреч и прогулок отдыхающим служила прохладная тенистая пещера на склоне Машука. В ней в 1830 - 1831 гг. архитекторами братьями Бернардацци был устроен грот.81 Эти места Лермонтов изобразил в картине «Пятигорск» (1837 - 1838).82 Через год 1838г. из-под кисти художника появляется на свет картина «Воспоминание о Кавказе».83 В литературных и изобразительных произведениях Лермонтова как бы дополняется и раскрывается социокультурная реальность Кавказа и глубокое понимание им как природы характера горцев, так и их морали, и их психологии. Здесь природа Кавказа и горцы неотделимы друг от друга. Поэтому любовь Лермонтова включает все: и природу, и народы, и их нравы. И в этом он признавался неоднократно, как, например, в «Измаил — Бее»: «Как я любил, Кавказ мой величавый...». Сам жанр живописца, поэта стал для М.Ю.Лермонтова своеобразной формой постижения культуры. М. Лермонтов был на Кавказе в ссылке, а Г.Гагарин (1810 - 1893 г.) как и многие художники, писавшие «образы Кавказа», был здесь по долгу службы, и суровый край свободы вдохновлял их на создание возвышенных живописных произведений. Замечательного художника князя Г.Гагарина можно назвать одним из первооткрывателей Кавказа в русском искусстве. Смелые вольнолюбивые горцы, живописная природа, боевые будни насытили искусство Гагарина новым содержанием. В Дагестане он сделал много рисунков батально-бытового и батально-пейзажного характера, на основе которых позднее в Петербурге, он написал несколько картин маслом. Работы Гагарина отличаются от официального академического батализма 40-х годов простотой, отсутствием всякой парадности и внешней эффектности, интересом к простым людям. 4 В 1840 году во многих районах Чечни начались стихийные выступление горцев. Шамиль, имам Чечни и Дагестана, умело объединил силы восставших и повел успешную борьбу с царским самодержавием. Для подавления восстания в Чечню были отправлены войска под командованием генерал - лейтенанта Галофеева.85

Творчество М.Ю. Лермонтова и Л.Н. Толстого в изобразительном искусстве русских и западных художников XIX века

Для интеллигенции России, в частности художников, Кавказ в целом является Востоком, то что всегда манит своей экзотикой. Некоторые приоритеты русской литературы в XIX века в неразрывной связи с темой «Кавказ». Добролюбов говорил, что очень часто в искусстве художник побеждает мыслителя. Художественная интуиция автора торжествовала над идеологическими постулатами. Каждый художник по - своему воплощал в живописи тему «Кавказа» (Кавказской войны), но всех их объединяло одно сочувственное отношение к горским народам, отстаивающим свою независимость. Одним из самых популярных видов живописей становится иллюстрация к произведениям М.Ю.Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.С.Пушкина и т.д. Нередко искусство определяется как мышление с помощью художественных образов. Рассматривается модель развития культуры, выстраиваемая культурологией на основании принципов интерпретации социокультурной реальности языком живописи.

«Искусство начинается тогда, писал Л.Н.Толстой, - когда человек с целью передать другим людям испытанное им чувство снова вызывает его в себе и известными внешними знаками выражает его»146

Своеобразное видение мы наблюдаем в изобразительном творчестве Е.Е. Лансере. Культурологический анализ основных теоретико-методологических принципов в рамках культурфилософской культурологической мысли является ключом к исследованию и интепретации социокультурной реальности в живописных произведениях художников XIX века. Не только поэтическое произведение, но и никакое иное произведение искусства не допускает полноценной передачи средствами обычного языка. «...Отношение языка к живописи. — замечает М.Фуко, - является бесконечным отношением. Дело не в совершенстве речи, а в той недостаточности ее перед лицом видимого, которое она напрасно пыталась бы восполнить. Они несводимы к друг другу: сколько бы ни называли видимое, оно никогда не умещается в названном; и сколько бы ни показывали посредством образов, метафор, сравнений то, что высказывается, место, где расцветают эти фигуры, является не пространством, открытым для глаз, а тем пространством, которое определяют синтаксические последовательности». Одно из лучших созданий русского художника Лансере - это 70 рисунков и акварелей к повести Л.Н.Толстого «Хаджи-Мурат» (1912-1915).148 В 1911 году посмертно была опубликована повесть Л.Н.Толстого «Хаджи-Мурат». С 1912 по 1914 год Лансере работал над иллюстрациями к этой «давнишней кавказской истории». В этих иллюстрациях Лансере покоряет превосходное знание природы и быта Кавказа, глубокое внимание к чувствам героев повести. Готовясь к работе над этими иллюстрациями, Лансере много путешествовал по аулам Дагестана, изучал архитектуру, утварь, обычаи, костюмы.149 Его альбомы полны зарисовок. Тут и пейзажи, и карандашные наброски кавказской флоры.

В условиях горных экспедиций, когда багаж должен быть доведен до минимума и в смысле веса и в смысле объема, наиболее целесообразным материалом работы оказалась темпера150, и в течение дальнейшего пребывания на Кавказе художник много писал темперой и маслом.

Это счастливое для художника время: он был во всеоружии нового понимания искусства книги, он воплощал давнее, унаследованное от отца, «влечение к Кавказу», он иллюстрировал повесть писателя любимого с юношеских лет. Как объясняет художник в письме «.. .сделать ничего не может занят серией иллюстраций к Хаджи Мурату Толстого. Ездил для этой работы в Дагестан, Чечню...».151 «Прозорливые комментарии» - так назвал критик А. Бенуа152 иллюстрации Лансере к «Хаджи-Мурату». Эти слова, произнесенные позднее, когда иллюстрации были уже обнародованы, с большой точностью определили не только назначение работы художника, но и его творческий метод.

Комментировать социокультурную реальность позволяет художественный мир созданный писателем, знать его подоснову - мир реальный, эпоху, быт, нравы, природу, на фоне которой развертываются события. Поэтому первый этап работы над иллюстрациями носил почти научный, исследовательский характер. Лансере собирал иконографический материал, изучал, «чтобы события предстали в весьма расширенном виде», мемуарную литературу, рисовал в этнографическом музее. Предварительная работа дала возможность придать иллюстрациям познавательную ценность «документировать» их; художник мог указать точное место действия, если давал пейзаж, иконографический источник, если на его основе создавал портретный образ. Вместе с тем иллюстрации менее всего можно обвинить в буквализме, в пассивной фактографии - они образуют мир эмоциональный, прочувствованный, художественный в полной мере. Подобно тому, как художественная ткань повествования Толстого насыщена сюжетными параллелями, расширяющими круг действия, цикл иллюстрации Лансере сочетают несколько сюжетных линий: собственно кавказскую - «горскую», тифлисскую, рисующую наместника Воронцова и его окружение, крестьянскую, посвященную семье Авдеева, петербургскую; линию, повествующую о военном быте русских солдат и офицеров. Эти линии отличны друг от друга по эмоциональному строю, по способу характеристики персонажей по цветовому решению. В то же время они связаны в единую систему, четко следующую за стремительным развитием сюжета. Иллюстрации «кавказской линии» исполненные «поэзией особенно горской жизни», наиболее динамичны, насыщены действием: отстреливаясь, уходят от погони Хаджи - Мурат со спутником («Бегство из аула»), спускается вскачь по горному склону кавалькада всадников («Хаджи-Мурат спускается с гор» Лансере Е.Е. в своем письме Ланговому А.П. сообщает, что «не снизит цену, считая эту вещь лучшей» ) гарцуют вокруг погруженного в думы Шамиля, салютуя из ружей джигиты «Шамиль среди мюридов»). Движение, как правило, органично развертывается по диагоналям, образованным крутыми склонами горных отрогов, оно естественно и красиво. Лансере - иллюстратор не только внимательно следит за развитием действия, за ритмом повествования - он стремится выявить нравственную, философскую позицию писателя, его отношение его оценку. Поэтому иллюстрации так разнообразны в своем эмоциональном звучании: героизирован образ Хаджи -Мурата в портрете на фронтисписе, окрашен мягким искренним лиризмом.

Работая над изобразительным решением образов повести, Лансере стремился к цельности, к согласному звучанию, всех элементов книги, складывающихся по выражению Бенуа «в самостоятельную песнь, прекрасно ввязывающуюся в могучую музыку Толстого».154 Умело отобразившие социокультурную действительность, как в слове писателя, так и кистью художника. Такая очень высокая оценка иллюстративного цикла Лансере сохранилась до наших дней. «Это действительно одновременно и подвиг, свидетельство очень большого добросовестного труда художника - исследователя, историка, человека, лично видевшего, знавшего и полюбившего Кавказ, и удача, редкостное доказательство того, как научился художник строить книгу, одновременно сохраняя ее красоту и правдивость, познавательную ценность иллюстрации», - пишет исследователь русской графики. Повесть Толстого, резко разграничившая два мира «войну и бал, дворец и хату», показывающая в лице Николая 1 и Шамиля «два полюса властного абсолютизма» , с явным сочувствием повествующая о жизни народа, будь то русские крестьяне или жители кавказских аулов, срывающая все и всяческие маски с так называемого «цивилизованного общества», была особенно близка внутреннему миру художника в ту пору. И эти горцы, с мягким гиканьем грациозно и твердо подвигающиеся гуськом друг за другом среди апофеоза горского пейзажа. Эти дикари-герои, эти разбойники-поэты, ежечасно вызывающие опасность и смеющиеся над ней, - для Лансере не чужой этнографический материал, а нечто совершенно родственное его душе, близкое по крови, это те же «готические феодалы», замками которых он также наслаждался в Бретани. В его сознании продолжалась все та же напряженная работа по «переоценке ценностей».

Письма и афористические заметки на Кавказе баварского художника Т. Хоршельта

Несомненно, что образцы путевых заметок древних историков и географов положили начало развитию истории культуры и культурфило-софии. Путевые заметки, письма традиционно понимаемые как литературный жанр ( вид очерковой прозы или эпистолярной литературы), в данном разделе дается аналитический обзор критических оценок литературных путешествий, отмечается специфика русского восприятия путешествия как образа жизни. Рецензируя одно из литературных путешествий, В.Г.Белинский подчеркивал, что «это не роман, не повесть, не путешествие, не философский трактат, не журнальная статья, но то и другое, и третье вместе. Автор является в своей книге и литератором, и художником, и публицистом, и мыслителем» Путешественник Хоршельт становится очевидцем и одновременно участником взаимодействия разных культурных миров, а именно «своей» и «чужой» культур. В этом смысле утверждение М.М. Бахтина, что вся культура «расположена на граница, границы проходят повсюду, через каждый момент ее», 215 раскрывает перед нами значимость таких встреч. Благодаря им рождается новое «культурное пространство», нашедшее свое отражение в структуре и стилистике путешествия. «Культура как таковая ... всегда аппелирует к сопоставлению, сравнению, она не только то место, где рождаются смыслы, но и то постранство, где они обмениваются, «проводятся» и стремятся быть переведенными с одного языка культуры на другой».216 Таким образом, само путешествие может быть понято как определенное «культурное пространство». Путевые заметки представляют собой саму специфику развития культурологической проблематики, своего рода лабораторию русской культурологической мысли. Именно в русле этого источника впервые в России появляется четко сформулированное понятие культуролога — исследователя культуры.

Записная книжка Т.Хоршельта об этой экспедиции содержит следующие афористические заметки, в которых прослеживается социокультурная действительность. Письмо, написанное собственной рукой Т.Хоршельта, показывает всю глубину души человека, который, находясь на чужбине, нес в своем сердце любовь к своей Родине. Из этих зачастую только беглых и в большой спешке набросанных письмах говорит весь человек, настоящий художник; как прекрасно отражается в них теплое сердце сына в его детской любви к своим родителям. Так, например, меня до глубины души взволновал листок, на котором изображены три лошади, тянущие повозку с мешком, в котором, судя по надписи, находятся "тысячи поцелуев самой лучшей маме ко дню рождения". Как в жизни, так и в искусстве ложь для него была невозможной и чуждой. "За 30 лет нашей тесной дружбы с ним - так пишет художник профессор Эдуард Йилле, чьи письма, мне не приходилось слышать от него ни лжи, ни отговорки, ни какого-либо пустозвонства из его уст"." Такое понятие о честности явилось его учителем в искусстве, его надежным путеводителем в природе. Ежедневные заметки Баварского художника, являются источником, сохранившим для истории России непросто историческое повествование военных событий, но и характеристику окружающей среды, этнографическая, этнологическая, отображение социокультурного развития в этот период. Действительность, которая изменялась независимо от хода кавказской войны, а в результате взаимообмена культурами народов обеих сторон участвовавших в войне.

Иными словами в культурной жизни человечества накапливается -мемофонд, который выражен в текстах." При этом в современной европейской традиции принято рассматривать как текст все, что создано искусственно: не только книги и рукописи, но и картины, здания, интерьер, одежду и многое другое, что еще называется артефактами.219По словам «...Текст принципиально отличается от произведения литературного...это знаковая деятельность, работа, структурообразующий процесс».220

«Около 9 часов утра наш лагерь был атакован со всех сторон. 19 числа на редуте, кроме того время от времени канонада. 20 числа то же самое, ничего нового. 21 числа очень близко на батарее у Черткова, во время рисования получил обстрел от трех пуль. 22 то же самое у Черткова, 23 то же самое; в траншеях, которые вырыты сейчас в 60 шагах от аула. 24 числа в траншеях, которые прорыты еще дальше; там снова батарея из двух пушек; позже в траншее у Корфа; этим утром сражение у Ганиетского; потери - 7 офицеров и 40 солдат. Укрепление вражеских редутов, подземные ходы; наши русские дезертиры, истории, которые они рассказывают. 25, 26. 27 ничего нового, кроме того, что земляные работы идут повсюду. Был у Черткова в траншее, стрельба и забрасывание камнями. 28 числа у Розена в траншеях и на батарее у Бажанова. Плохая погода. 29, 30 большая батарея под командованием Розена закончила. Шамиль попрощался с Чечней, пытался также уговорить сына Хаси - Магомеда покинуть Веден ( Ведено автор , так как не хотел бог, чтобы они выстояли, и взять его с собой в Дарго. Он собирается принести нам как можно больше вреда. 31 провел ночь в траншеях у Черткова и Розена. 1 апреля в 7 часов началась бомбардировка, в то же время музыка и барабанный бой; один тавлин взлетел на воздух с бомбой. Пошел на траншеи, около 10 часов брешь -радостное впечатление; никогда бы не подумал, что можно так интересоваться чужими делами. Всеобщее признание мужества со стороны врага. 6 часов вечера штурм, сигнальная ракета. Прощание с Крузенштерном, полковник Бажанов после сигнала: майор Д. встать! Марш, марш! Штурм, музыка, национальный гимн, вечернее солнце, вражеская пушка на нашей батарее; наши пушки и минометы тренируются штурмовать второй редут. Привезли раненного Корфа, у него чувство юмора и хорошее настроение; - невыносимая канонада и дым, вечернее солнце, затем наступающая темнота. Редут взят, со стороны аула сильная ружейная стрельба и пение, в то время, как мы обстреливаем их бомбами; во взятом редуте играет национальный гимн, в это время тавлины поют и стреляют. Возвращение в лагерь, Веден горит, огни беженцев в горах, лунный свет. 2 числа все в Веден и на редутах; ужасная работа бомб; найденные в ауле предметы, разрушительная злоба солдат; убитые в ауле, целая группа людей в сакле погибла, среди них двое русских, узнали по колотым ранениям. 3 числа редуты уже нельзя узнать, 4 числа редуты полностью сожжены. Канонада у Ностица. 5, 6, 7 в Веден, разрушение аула. Нарисовал дом, где графиня Чавчавадзе была в плену. Жилище Шамиля обнесли палисадником не из-за русских, а из-за его подданных. Веден, 2 апреля 1859 г. старого стиля «Дорогие родители, Веден наш! я здоров, свеж и невредим. Вчера вечером, после того, как полностью разнесли вдребезги вражеский редут, был произведен блестящий штурм, и враг был отброшен; ночью он сам покинул аул, и сегодня мы прогуливались по всем шести укреплениям, которые так долго противостояли нам, а также могли беспрепятственно ходить по аулу. Генерал даст солдатам отдых примерно на три недели, так как он при строительстве дорог, рытье траншей, короче говоря, во всем сделали почти невозможное, а затем мы, наверное, направимся в Дарго, однако это еще окончательно не определено. Сегодня я не могу написать больше, так как один офицер отправляется из Веден ( Ведено -автор А.З.) в Петербург, и я спешу передать ему это письмо. Следующее письмо я прошу передать господину Пехьту. В письме к Пехту Около Ведено, 20 марта 59 г.

Дорогой Пехьт. Из моего последнего письма Вы можете установить, что я нахожусь в экспедиции уже два месяца. Да, дорогой друг, я провел два месяца в холоде, в снегу, в грязи и сырости, но я не могу сказать, что эти испытания мне надоели, хотя за прошедший месяц у меня ни разу не были ноги сухими. Но вот уже наступает весна, солнце вот уже несколько дней ласкает нас, на горах, где уже растаял снег, появляются ростки зелени, люди и звери начинают радоваться жизни. За исключением тех, кто в течение дня что-либо потерял. Вчерашний и сегодняшний вечера были такими прекрасными, хотя некоторые офицеры и скучают, но жизнь в походе дает художнику часто очень много нового, и я в такие моменты восторга с ужасом вынужден думать о той цивилизованной городской жизни, которая снова должна для меня начаться. Конечно, чем больше видишь прекрасных картин, тем больше чувствуешь себя беспомощным, и только тогда, когда уходишь полностью от оригинального окружения, снова появляется смелость; только тогда, когда контроль не совместим с природой, только тогда нашими произведениями можно каким-то образом наслаждаться.

Похожие диссертации на Социокультурная реальность Кавказа в творчестве русских и европейских художников XIX века