Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социокультурные аспекты духовной и материальной жизни народов Среднего Поволжья (По сведениям западноевропейских авторов XVI-XVIII вв.) Шкердина Надежда Олеговна

Социокультурные аспекты духовной и материальной жизни народов Среднего Поволжья (По сведениям западноевропейских авторов XVI-XVIII вв.)
<
Социокультурные аспекты духовной и материальной жизни народов Среднего Поволжья (По сведениям западноевропейских авторов XVI-XVIII вв.) Социокультурные аспекты духовной и материальной жизни народов Среднего Поволжья (По сведениям западноевропейских авторов XVI-XVIII вв.) Социокультурные аспекты духовной и материальной жизни народов Среднего Поволжья (По сведениям западноевропейских авторов XVI-XVIII вв.) Социокультурные аспекты духовной и материальной жизни народов Среднего Поволжья (По сведениям западноевропейских авторов XVI-XVIII вв.) Социокультурные аспекты духовной и материальной жизни народов Среднего Поволжья (По сведениям западноевропейских авторов XVI-XVIII вв.) Социокультурные аспекты духовной и материальной жизни народов Среднего Поволжья (По сведениям западноевропейских авторов XVI-XVIII вв.) Социокультурные аспекты духовной и материальной жизни народов Среднего Поволжья (По сведениям западноевропейских авторов XVI-XVIII вв.) Социокультурные аспекты духовной и материальной жизни народов Среднего Поволжья (По сведениям западноевропейских авторов XVI-XVIII вв.) Социокультурные аспекты духовной и материальной жизни народов Среднего Поволжья (По сведениям западноевропейских авторов XVI-XVIII вв.)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шкердина Надежда Олеговна. Социокультурные аспекты духовной и материальной жизни народов Среднего Поволжья (По сведениям западноевропейских авторов XVI-XVIII вв.) : Дис. ... канд. ист. наук : 24.00.01 : Саранск, 2004 250 c. РГБ ОД, 61:04-7/1132

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Характер восприятия народов Среднего Поволжья в сочинениях иностранных авторов XVI - ХУПІ вв. 31

1.1. Социокультурные условия формирования восприятия западноевропейцами народов Среднего Поволжья 31

1.2. Этнопсихологические аспекты восприятия народов Среднего 54 Поволжья

Глава 2. Социокультурное развитие жизни народов Среднего Поволжья XVI —XVIII вв. 89

2.1. Политика России по отношению к народам Среднего Поволжья: понимание и оценка западноевропейцев 89

2.2. Национальный характер, религиозные воззрения и обряды 110

2.3. Общественные и семейно-родственные отношения 139

Глава 3. Материальная культура народов Среднего Поволжья B XVI-XVII BB. 174

3.1. Внешний вид и особенности национальной одежды 174

3.2. Описание бытовой жизни 187

3.3. Хозяйственная деятельность 205

Заключение 228

Введение к работе

Актуальность проблемы. В конце XX в. наметился устойчивый интерес ученых к межэтническим взаимоотношения в рамках Российского государства. Это во многом связано с ростом национального и религиозного самосознания народов Российской Федерации, что закономерно привело к усилению интереса к отдельным малоисследованным проблемам региональной истории.

Российская Федерация в настоящее время является одним из важнейших экономических и политических партнеров ряда европейских стран, с которыми ее связывают длительные исторические контакты. В связи с этим особое внимание привлекают к себе зарубежные свидетельства о народах России, в том числе Среднего Поволжья.

Специфика восприятия одного народа другим, накопление сведений, формирование стереотипов играют значительную роль в международных отношениях, позволяя их выстраивать более гармонично. Среднее Поволжье привлекало к себе пристальный интерес иностранцев, что во многом было обусловлено интересом к богатым природным ресурсам. Вместе с тем круг интересов иностранных авторов был разнообразным и не замыкался на исследовании региона лишь с точки зрения изучения возможностей экономически перспективного партнера. Это предопределило своеобразие информационных свидетельств, содержащихся в сочинениях о России в целом и о народах Среднего Поволжья в частности. Интересы западноевропейцев простирались от освещения общеисторической фактологии и пристального изучения возможностей экономического и политического сотрудничества с Россией до подробного описания обычаев, быта, нравов, традиций народов Среднего Поволжья.

Исследование восприятия самобытной культуры и истории народов Среднего Поволжья другими народами получило широкое распространение среди гуманитарных науках, таких, как культурология, философия, этнопсихология и др. Это объяснимо, поскольку взгляд постороннего

4 человека позволяет выявить порой любопытные особенности культурного наследия, которые дошли до нас благодаря письменным свидетельствам западноевропейских авторов XVI - XVIII вв.

Территориальные рамки исследования работы ограничены территорией Среднего Поволжья как многонационального и поликонфессионального региона России. Единое мнение о границах Среднего Поволжья отсутствует, однако в отечественной литературе в качестве одного из принципов районирования обосновывается принцип выделения историко-культурных областей. Под ними понимаются территории, на которых в результате длительного совместного проживания различных по языку и культуре народов, длительных связей и взаимоотношений между ними возникали сходные культурно-бытовые особенности1. Подобной историко-культурной областью является Среднее Поволжье, на территории которого проживает основная масса мари, мордвы, татар, чувашей и расселившиеся среди них русские.

Хронологические рамки исследования ограничены XVI - XVIII вв. В XVI в. завершается вхождение территории Среднего Поволжья в состав Российского централизованного государства, начинает складываться средневолжская историко-культурная область, с уникальным этническим составом и богатой историей. XVIII в. - время окончательной адаптации региона к условиям Российской империи. Кроме того, XVI - XVIII вв. наиболее полно обеспечены источниками западноевропейского происхождения, содержащими сведения о социокультурных аспектах жизни представителей народов Среднего Поволжья.

Объектом диссертационного исследования являются социокультурные аспекты духовной и материальной жизни народов Среднего Поволжья — мари, мордвы, татар и чувашей.

Предметом исследования выступают сочинения западноевропейских авторов, содержащие историко-культурные сведения о народах, населявших территорию Среднего Поволжья в XVI - XVIII вв.

Степень изученности темы. Рассматривая сочинения, посвященные исследованию историко-культурных сведений, содержащихся в западноевропейской литературе XVI - XVIII вв. о народах Среднего Поволжья, можно выделить несколько периодов: 1) XIX в. - первая четверть XX в.; 2) 1930-е - 1940-е гг.; 3) 1960-е - 1980-е гг.; 4) начало 1990-х гг. по настоящее время.

В дореволюционной историографии с начала XIX в. по 1917 г. был написан целый ряд работ, посвященных исследованию западноевропейских сочинений, содержащих массив данных о духовной и материальной жизни народов, населяющих просторы Российского государства, об их истории, быте, обычаях, традициях и нравах.

В историографии XIX - первой четверти XX в. можно выделить ряд источниковедческих работ. Пионером в исследовании западноевропейских авторов стал источниковед и систематизатор Ф. Аделунг . Его дело было продолжено Л.П. Рущинским и В.Н. Бочкаревым3, которые впервые рассмотрели проблему восприятия иностранными авторами отдельных сторон общественной жизни Российского государства. Разработке методики источниковедческого анализа посвящены сочинения И. Гамеля и Е.Е. Замысловского, СМ. Середонина и Н.Н. Бантыш-Каменского4. Систематизацией западноевропейских сочинений занимались СР. Минцлов и В.Н. Никольский5.

В.О. Ключевскому принадлежит фундаментальное сочинение «Сказания иностранцев о Московском государстве»6, посвященное исследованию западноевропейской историографии. Необходимо подчеркнуть, что в данном труде разрабатывались отдельные аспекты методики работы с западноевропейскими сочинениями, мемуарами, донесениями и реляциями, прежде всего давалась внешняя и внутренняя критика источника.

В дореволюционной историографии имеется несколько историко-культурных работ, представляющих для нас особый интерес. Одним из

первых делает попытку обозначить ряд источников по истории мордовского народа В.Н. Майнов7. «Задача моя, — писал он, - указать на то, что известно о религии, жилище пище, одежде, обычаях и обрядах, занятиях и праздниках и весельях мордвы...»8. Он один из первых среди исследователей народов Среднего Поволжья обратился к изучению специфики их социокультурной жизни, данные о которой дошли до нас в сочинениях иностранцев.

Однако самые значительные в дореволюционной историографии труды не потерявшие историко-культурной ценности и в настоящее время, — исследования И.Н. Смирнова9, который одним из первых в российской историографии сделал критический обзор литературы о мордве и мари.

Развитие методологических основ работы с западноевропейскими источниками было продолжено советскими историками. Одним из ведущих специалистов в области исследования источников иностранного происхождения о мордве был А.А. Гераклитов10. Он привел ряд малораспространенных в то время иностранных источников, подчеркивая их важность, поскольку отечественные материалы содержали скудные и односторонние сведения. В таких условиях свидетельства «очевидцев-современников приобретают особенную ценность, т. к. оно зачастую незаменимо для познания прошлого мордовского народа»11. Собранные А.А. Гераклитовым сведения иностранных авторов о мордовском народе легли в основу раздела первого тома «Документов и материалов по истории Мордовской АССР»12.

В 1930-е гг. издан ряд собраний документов, содержащих выдержки из сочинений западноевропейских авторов, в том числе сборник В.Н. Алексеева13. О большом интересе со стороны советских исследователей к иностранным источникам по истории народов Среднего Поволжья свидетельствует работа «История Татарии в документах и материалах»14, вышедшая в Москве под редакцией Н.Л. Рубинштейна. Она была составлена исторической кафедрой Татарского института марксизма-ленинизма под руководством Института истории Академии наук и содержала обширный

документальный материал по истории народов Среднего Поволжья XVI — XVIII вв.

Интерес к изучению иностранных источников о народах Среднего Поволжья отмечается в 1960-е гг. со стороны филологов. В дальнейшем это способствовало всплеску интереса к западноевропейской историографии XVI — XVIII вв. среди историков в 1970-е гг. Так историко-лингвистическим анализом данных иностранных авторов о мордве активно занимался А.П. Феоктистов15, который перевел и проанализировал фрагменты работ Н. Витсена, Ф.И. Страленберга и И.Э. Фишера16. Эти сведения позволяют составить нам представление о территории проживания этносов и дают богатый материал историко-культурного характера.

Чувашский историк В.Д. Димитриев17 к оценке исторических сведений, содержащихся в западноевропейских сочинениях XVI - XVIII вв. обращался

1 Я

неоднократно. Не менее интересны для нас статьи A.M. Дербеневой о голландских и шведских авторах XVII в.

Кроме названных работ, необходимо выделить работы, посвященные критическому анализу западноевропейских свидетельств о России. Особо следует отметить труды М.А. Алпатова19, который детально исследует исторические условия возникновения свидетельства и проводит подробный текстологический анализ ряда зарубежных сочинений о России XII - первой четверти XIX в.

Анализу сочинений о России на Западе посвящены сочинения

Ю.А. Лимонова , который пришел к выводу о том, что среди источников, послуживших для написания сочинений М. Меховского, С. фон Герберштейна, Д. Мильтона и др., были и русские летописи.

Большой вклад в изучение иностранных источников по истории

мордовского народа внес Н.Ф. Мокшин . Он предлагает своеобразную классификацию историко-этнографических работ российского и зарубежного происхождения. Основная цель его работы - критический анализ сведений о

мордовском народе как зарубежного, так и отечественного происхождения начиная с VI в.

Обобщающей работой по историографии и источниковедению мордовского народа, а также практически единственным сочинением, посвященным проблематике восприятия мордвы в западноевропейской историографии, является монографическое исследование В.А. Юрченкова «Взгляд со стороны» . Автор обращается к процессу складывания научных знаний о мордовском народе и крае в Западной Европе VI — XVII вв. Важными моментами данного исследования являются всесторонний анализ источников (исторические условия возникновения иностранных источников, исследование проблемы авторства, наличие заимствований и т. д.) и детальная разработка проблемы возникновения национальных традиций восприятия мордовского народа XV - XVII вв., на базе чего, в XX в. был осуществлен переход от эмпирических данных к возникновению первых научных концепций об истории и культуре мордовского народа.

Большой интерес представляют работы марийских исследователей

"УХ

В.Е. Кутасовой, Г.Н. Айплатова и С.К. Свечникова , в которых уделяется пристальное внимание истории Среднего Поволжья в свете западноевропейской историографии XVI — XVIII вв.

Проблема межэтнического восприятия стала особенно подробно исследоваться в последние годы. Ей посвящены диссертационные работы Т.А. Шанской, А.А. Ксенофонтовой, А.В. Пузакова24.

Помимо отечественных исследований западноевропейских сочинений о России и населяющих ее народах, сложился комплекс подобной литературы в западной историографии. В 1958 г. в свет вышло сочинение

М.С. Андерсона «Britains discovery 1553 - 1815» . К этой тематике обратился и СО. Кристенсен26, который дал своеобразную систематизацию ряда западноевропейских сочинений, сопровождая ее историографической справкой.

Существенный вклад в исследование проблематики

западноевропейского восприятия социокультурных основ жизни народов

/угу

Среднего Поволжья внес Г.И. Стипа , он обращался к анализу фрагментов сочинений А. Поссевино, А. Олеария, Н. Витсена, содержащих историко-культурные сведения о мордве, мари и удмуртах. Особенностям геополитической ситуации и ее изменениям посвящена работа А. Каппелера «Россия — многонациональная империя. Возникновение. История. Распад»28.

Еще одним исследованием зарубежных сочинений по истории России явилась подготовленная Историко-архивным институтом РГГУ диссертация Д' Аманто «Сочинения итальянцев о России в конце XV — XVI веков»29 (1995 г.). В ней автор дает источниковедческий обзор всех известных ему сочинений исследуемого периода.

Отметим, что для разработки данной темы нами привлекались результаты исследований по истории, источниковедению, этнопсихологии, социологии, культурологии30. Основной базой исследования являются историко-этнографические свидетельства западноевропейских авторов о народах Среднего Поволжья.

Таким образом, можно сказать, что в той или иной степени проблема восприятия народов Среднего Поволжья западноевропейцами затрагивалась многими исследователями. Однако комплексного изучения она так и не получила, что обуславливает ее научную актуальность и значимость в настоящее время.

Источники. Анализ фактического материала, содержащегося в ряде отобранных нами для данного исследования работ западноевропейских авторов, позволяет отметить, что на специфику восприятия оказывал влияние характер получения сведений иностранцами о России и ее населяющих народах. На этой основе можно выделить следующие группы источников:

Первая группа источников представлена работами компиляторов, которые никогда не посещали территорию России, но заимствовали описание географии, политической истории и этнографии из сочинений

других авторов. К таким можно отнести сочинения А. Гваньини, Ф. Тьеполо, С. Нейгебауэра, Д. Мильтона.

А. Гваньини - уроженец Вероны, всю жизнь служивший королям Польши, стал известен потомкам как автор одного из самых интересных повествований о России XVI в.31 Сильное влияние на сочинение А. Гваньини оказали сочинения С. фон Герберштейна и А. Шлихтинга, немецкого путешественника, дворянина из Померании, несколько лет проведшего в русском плену. Обогатило сочинение А. Гваньини подробностями его знакомство с донесениями венецианского посла А. Контарини, записками папского посланника голландца, А. Кампензе и итальянского писателя Р. Барберини. Для нас его сочинение представляет большой интерес, поскольку содержит ряд весьма любопытных данных по историко-культурной и бытовой жизни мари и мордвы.

Автором одного из известных и оригинальных компилятивных трудов о Московии, по мнению С.А. Аннинского, является Ф. Тьеполо , талантливый систематизатор и переработчик сведений, заимствованных из ряда сочинений. В отличие от своих предшественников, Ф. Тьеполо стремился представить Россию в виде стройной системы областей, часть которых располагалась на территории историко-культурных областей Среднего Поволжья.

Следующее сочинение, представляющее интерес, — изданная в 1612 г. в Гданьске работа С. Нейгебауэра33 о России и Польше. Она включает ряд заимствований из трактата С. фон Герберштейна, которые носят характер текстологических совпадений. Скудность сведений о средневолжских народах в сочинении С. Нейгебауэра можно объяснить тем обстоятельством, что автора интересовали западные земли Российского государства.

Д. Мильтон дополняет массив сведений англичан о ряде средневолжских народов в сочинении «Московия»34. Его работа носит частично компилятивный характер и является одним из типичных для английской литературы произведений. В нем автор впервые предпринимает

попытку обобщения всего массива сведений, добытых англичанами о России. В дореволюционной историографии сложилось негативное отношение к сочинению Д. Мильтона. Эту точку зрения пересмотрели Ю.А. Лимонов и A.M. Алпатов , которые отметили наличие любопытных сведений, связанных с изучением торговых речных путей и экономики Поволжья. В связи с этим Д. Мильтон приводит описание народов и местностей, сведения о которых были заимствованы им из сочинений Р. Гаклюйта и С. Перчеса36, собиравших документы о путешествиях и издававших их.

Вторая группа источников представлена трудами дипломатов, путешественников, наемников, лично посетившие Россию, принимавшие непосредственное участие в ее внутриполитической жизни. К ним относятся сочинения С. фон Герберштейна, А. Джекинсона, Р. Барберини, Д. Горсея, Д. Флетчера, Ж. Маржерета, И. Массы, П. Петрея, А. Олеария, П. Гордона, И.Ф. Кильбургера, А. Мейерберга, Я. Рейтенфельса, Я.Я. Стрейса, Ф. де Авриля, К. де Бруина, Г. Грунда, Ч. Уитворта, Г. Маллина, Г. Борнемана, Г. а Санта-Крус, Ф. Эмилиана, И. Милана, Д. Перри, Д. Белла, К.Р. Берка и Я. Потоцкого.

Одним из выдающихся сочинений о России XVI в. являются «Записки о Московии» австрийского дипломата, талантливого государственного деятеля, посла цезаря Максимилиана, барона С. фон Герберштейна37. В 1517 и 1526 гг. он лично посетил Россию, что придает его свидетельствам особую ценность. При описании Московии он давал краткие характеристики обычаев, религии, быта и нравов этносов Среднего Поволжья, указал границы их этнической территории.

В середине XVI в. одним из первых англичан, прибывших в Россию, был А. Джекинсон. Он был английским посланником при дворе московского царя и четыре раза с 1557 - 1571 гг. посетил Россию в царствование Ивана IV

(Грозного). В сочинении «Путешествие в Среднюю Азию 1558 - 1560 гг.» А. Джекинсон приводит достаточно подробное и любопытное описание своего путешествия по Волге.

Более интересными и гораздо более содержательными для нас являются записки итальянца Р. Барберини39, посетившего Россию в 1564 г. Несмотря на личное пребывание в Московии, по всей видимости, Р. Барберини не вступал в личные контакты с представителями средневолжских народов, в частности с мордвой. С ней, по мнению В.А. Юрченкова и А.А. Гераклитова, он непосредственно не встречался, «но легко мог узнать подробности о ней... »40.

Еще одним англичанином, оставившим свои записки о Московии, был Д. Горсей, посетивший ее несколько раз на протяжении с 1572 по 1591 г. В его «Путешествии...»41 встречаются интересные сведения о народах Среднего Поволжья в связи с взятием Казанского и Астраханского ханств и событиями Ливонской войны и польско-шведской интервенции.

Сочинение Д. Флетчера «О государстве Русском...»42 впервые опубликованное в Англии в 1591 г., занимает одно из видных мест среди источников по истории России XVI в. Несмотря на наличие массы критических замечаний, и явного предубеждения в отношении России, сочинение Д. Флетчера представляет собой свод сведений об истории, культуре, этнографии и экономическом потенциале Среднего Поволжья.

Одним из самых известным сочинений о России XVII в. является книга капитана Ж. Маржерета «Состояние Российской империи и великого княжества Московии»43. Он был одним из первых французов, не только посетивших Россию, но и потупивших на службу к «московитам». Благодаря длительному пребыванию в России, Ж. Маржерет сумел ознакомиться с нравами, бытом и духовной культурой россиян, что нашло отражение в его произведении.

Одним из иностранцев, оставившим сведения о представителях народов Среднего Поволжья, был И. Масса — уроженец голландского города Гаарлема. В начале XVII в. он побывал в России и написал «Краткое известие... » , в котором привел свидетельства об участи средневолжских народов в событиях «смутного времени» и о характере их религиозных воззрений.

13 Произведением, представляющим для нас большую ценность, является труд шведского дипломата П. Петрея «История о великом княжестве Московском...»45, изданный в 1615 г. Важность этого источника заключается в том, что все повествование строится на непосредственных наблюдениях. Показательно и то, что некоторые фрагменты произведения П. Петрея были использованы А. Олеарием и рядом других иностранных писателей. Богатство материала, построенного на наблюдениях, объясняется длительным сроком пребывания автора в России (с 1601 по 1604 г.).

Самым интересным и популярным произведением о России первой половины XVII в. был труд А. Олеария «Описание путешествия в Московию... »46. Его ценность признавал в XIX в. A.M. Ловмягин, писавший, что из «всех иностранных изданий XVII века, посвященных России, сочинение Олеария - самое знаменитое, самое распространенное и самое богатое по содержанию... оно вплоть до XVIII в. считалось одним из основательнейших трудов о Росси»4 . Эта работа справедливо заслужила самые многочисленные отзывы, как со стороны простых читателей, так и со стороны ученых, отмечавших ее энциклопедичность.

Свой вклад в развитие английской традиции восприятия мордовского народа внес П. Гордон. Даже для авантюрного XVII в. его жизнь богата событиями. Он с блеском служил трем великим державам — Швеции, Речи Посполитой и России. В сентябре 1661г. он поступил на службу к московскому царю Алексею Михайловичу. Впечатления от пребывания в

России П. Гордон оставил во второй части своего «Дневника» , которая была переведена М.Е. Поссельтом и издана в 1849 г. в Москве. Его «Дневник» за 1659 - 1667 гг. содержит небольшой, но довольно интересный отрывок из описания Медного бунта, в котором упоминаются мордва и татары, находившиеся на службе у царя.

Сочинение шведа И.Ф. Кильбургера «О русской торговле»49, написанное автором в 1674 г., содержит ряд важных упоминаний о товарах,

которые вывозились с территории Среднего Поволжья и пользовались большим спросом на российском и зарубежных рынках.

А. Мейерберг был посланником императора Священной Римской империи Леопольда I к царю Алексею Михайловичу. Его донесения легли в основу главного труда «Путешествие в Московию...»50.

Уроженец Курляндии Я. Рейтенфельс пробыл в России с 1671 по 1673 гг. «Сказание о Московии»51 было составлено около 1676 г. Оно не получило широкой известности в Европе, поскольку не отличается особой оригинальностью, однако содержало ряд любопытных моментов по истории средневолжских народов.

В 1676 г. в Амстердаме вышли в свет сочинение Я.Я. Стрейса «Три путешествия» . Источником для него стали собственные наблюдения, рассказы, расспросы и сочинения других авторов, в том числе А. Олеария. Я.Я. Стрейс в ходе путешествия посетил Среднее Поволжье, оставив нам сведения о «татарах мордовских», «татарах черемисских», городах Касимове, Муроме, Нижнем Новгороде, Казани и Чебоксарах.

Ф. де Авриль — иезуит, дважды побывавший в России: первый раз он прибыл в Москву в январе 1687 г., а второй - в конце 1688 г. в качестве капеллана польского посла Иосифа Лядинского53, оставил нам свои «Записки...»54. Первое путешествие Ф. Авриля не увенчалось успехом — его не пустили в Россию. Во время второго визита, более удачного, он посетил территорию Среднего Поволжья.

Одну из наиболее ярких и полных картин России начала XVIII в. дает книга голландца К. де Бруина55. Россию он посетил дважды и прожил в ней некоторое время. Первый раз в июне 1701 г. К. де Бруин отплывает из Гааги в Архангельск, и с сентября этого года по июль 1703 г. живет в России. Второй раз он посещает страну в 1707 - 1708 гг. В 1711 г. К. де Бруин издал книгу о своих путешествиях «Через Московию в Персию и Индию»56. Написанная в форме дневника, содержащего правдивую информацию по вопросам политики, культуры, быта, книга К. де Бруина сохранила нам

описание целых регионов России. Первое путешествие проходило по маршруту Москва - центральные районы России - Среднее Поволжье (Борки, Касимов, Елатьма, Муром). Книга содержит насыщенный рассказ о волжских городах - Казани, Тетюшах, Симбирске, Самаре, Саратове, Царицыне.

Сочинение датчанина Г. Грунда «Доклад о России в 1705 - 1710 гг.»57, содержит лаконичное свидетельство о средневолжских народах. Г. Грунд был непрофессиональным дипломатом, будучи членом датской Коммерц-коллегии и титулярным статским советником, он скорее выступал как специалист по торговле.

Ч. Уитворт, чрезвычайный посол Англии, зафиксировал некоторые сведения о Среднем Поволжье в ходе своих визитов 1710, 1711 и 1712 гг. Его

сочинение «Россия в начале XVIII в.» содержит данные о стране, ее географии, природных условиях и населявших территорию народах. Далее следует характеристика общественного и государственного строя России, ее финансов, политики, промышленности.

Ряд любопытных свидетельств, позволяющих нам охарактеризовать специфику восприятия шведами представителей народов Среднего Поволжья содержится в поэме-хронике ротмистра Г. Маллина «Повесть о путешествии в Сибирь в 1711 году пленных шведов, стоявших в Симбирске»5 и в «Sanger af en svensk fange і Simbirsk» Г. Борнемана60.

В качестве прекрасного источника, характеризующего духовную жизнь народов Среднего Поволжья, можно использовать переписку иезуитов, опубликованную в 1904 г. в Санкт-Петербурге как «Письма и донесения иезуитов о России конца XVII и начала XVIII века»61.

В 1698 г. по приглашению Петра I на русскую службу прибыл известный корабельный мастер Д. Перри. До 1715 г. он пробыл в России, затем вернулся на родину и издал книгу «Повествование о России, в особенности касательно замечательных дел нынешнего царя»62. До 1701 г. он возглавлял проект строительства канала, соединявшего Волгу и Дон по рекам

Камышинка и Иловля, где столкнулся с мордвой, которая несла там охрану. В своем сочинении Д. Перри упоминает татар, мари и мордву, причем мордве посвящено довольно обширное свидетельство, характеризующее ее духовно-культурную жизнь.

Дополняет свидетельства англичан о представителях народов Среднего Поволжья Д. Белл. Он был шотландским врачом и прибыл в Россию в 1714 г., удовлетворяя свою страсть к путешествиям. При посредничестве придворного врача Петра Великого Орешкина, он получил должность врача при посольстве А.П. Волынского (1715 — 1719 гг.) в Иран. Описание своих путешествий в виде дневниковых записок Белль издал в Лондоне под заглавием «Travels from St. Petersbourgh to diverse parts of Asia», или «Белевы путешествия через Россию в разные асиатские земли; а именно: в Испагань, в Пекин, в Дербент и Константинополь» . Его путешествие по территории Среднего Поволжья можно схематически представить следующим образом: Касимов — Муром — Нижний Новгород — Василь-город — Козьмодемьянск — Чебоксары — Казань - Тетюши — Симбирск — Самара - Саратов.

Сочинение шведа К.Р. Берка «Путевые заметки о России» 64 содержат интересные сведения экономического характера, прежде всего о товарах, которые производили и вывозили с территории Мордовского края.

Внимание представителям средневолжских народов уделил польский историк, лингвист, географ и этнограф Я. Потоцкий (1761 — 1815 гг.), служивший в министерстве иностранных дел. «Путешествие Яна Потоцкого в Астрахань и окрестные страны в 1797 г.», впервые было опубликовано в № 1 и 2 «Северного Архива» за 1828 г., а затем в «Астраханском сборнике»65.

Третья группа источников представлена научными сочинениями, целью которых является исследование представителей этносов, населяющих Российское государство. Сюда относятся сочинения - Н. Витсена, И.Ф. Страленберга, И. Ф. Миллера, И.Э. Фишера, П.С. Палласа, И.Г. Георги, И.П. Фалька.

Становление профессиональной научной мысли в Западной Европе применительно к истории и культуре народов Среднего Поволжья связано с именем голландского исследователя Н. Витсена66 - видного общественного и государственного деятеля Нидерландов рубежа XVII - начала XVIII в. По личной просьбе в 1667 г. он вошел в свиту Я. Бореля, в составе которой посетил Россию. Вернувшись на родину, Н. Витсен написал подробнейший отчет - мемуары о путешествии. Полностью эта рукопись «Московского путешествия 1664 — 1665 гг.» была опубликована в 60-е годы XX в. Огромный научный интерес для исследования народов Среднего Поволжья представляет трактат Н. Витсена «Nord en oost Tartarye»67 («Северная и восточная Татария»), состоящий из двух частей. Наибольший интерес представляет вторая, содержащая оригинальный материал, в том числе и о народах Среднего Поволжья: мордве, мари, татарах и др.

Высокой оценки в современной историографии по праву заслуживает сочинение Ф.И. фон Страленберга «Северная и восточная части Европы и Азии»68, содержащее обширный историко-этнографический и лингвистический материал по истории народов Среднего Поволжья. В основу этого сочинения были положены дневники, заметки и материалы, собранные Ф.И. фон Страленбергом в России, в основном в Сибири, где он провел 13 лет.

Дальнейшее развитие исследования народов Российской империи связано с именем Г.Ф. Миллера. Автор использовал при написании сочинения «Описание живущих в Казанской губернии языческих народов»69 (1743 г.) основательную источниковую базу, материалы, собранные им во время II Камчатской экспедиции, а также сочинение Ф.И. Страленберга, критически анализируя его. В ходе экспедиции он собрал данные о мари, чувашах и татарах вступая в контакт с представителями этих народов. Возможно, часть материалов по истории народов Среднего Поволжья была заимствована Г.Ф. Миллером из записей Д.С. Мессершмидта, Ф.И. Страленберга, И.Э. Фишера70. В качестве исторического источника,

Г.Ф. Миллер упоминает сочинение А. Олеария, на которое он периодически ссылается и с которым сравнивает современные ему данные.

Существенную роль в развитии историко-этнографических знаний о народах Среднего Поволжья сыграло сочинение И.Э. Фишера «Сибирская история»71. Автор был сторонником и пропагандистом идеи «о происхождении чудских (т. е. финно-угорских) языков от всеобщего начала»72.

Сочинение П.С. Палласа «Путешествие по разным провинциям Российской империи» , вышедшее в 1771 — 1776 гг. содержит систематизированный и чрезвычайно богатый материал о народах Среднего Поволжья. В нем охвачен круг сведений от характеристики природных условий и ресурсов мордовского края до описания политической, социально-экономической, материальной, духовно-культурной и бытовой жизни мордвы. Все описания П.С. Палласа отличаются детальностью и последовательностью.

Становление традиций научного восприятия народов Среднего Поволжья связано с выходом в свет «Описания всех в Российском государстве обитающих народов» (1776 - 1780 гг.) И.Г. Георги74. Его произведение было в своем роде первым обобщающим научным сочинением о народах Российской империи. И.Г. Георги достаточно концентрированно в каждой своей стать, посвященной определенному народу Российской империи подчеркнул наиболее явные черты психолого-поведенческих отличий, образа жизни, быта, нравов, материальной и духовной жизни народов Среднего Поволжья (мари, мордвы, татар и чувашей). В основу деления народов России на группы он положил историко-лингвистический принцип, комбинируя его с географическим75.

Довольно обширное свидетельство о народах Среднего Поволжья мы можем обнаружить в «Записках путешествия академика И.П. Фалька» . В ходе Оренбургской экспедиции, организованной Российской Академией наук, И.П. Фальк со своей группой «прошел по маршруту Ока - Сура - Волга

19 через Рязанскую, Пензенскую, Симбирскую, а затем Казанскую

провинции» . Сочинение И.П. Фалька имеет вид путевых заметок, которые, не «доверяя своей памяти записывал он все не в журнал, но на особых листках на шведском, немецком, или латинском языке, с своими

примечаниями» . Особенно ценно то, что автор хорошо был знаком с представителями народов России и особенно Казанской губернии.

Методологической основой данной работы выступили принципы научной объективности, историзма, детерминизма и личностного подхода. Основными специально-историческими методами научного исследования явились:

  1. сравнительно-исторический метод, позволяющий раскрыть сущность явлений в процессе их развития;

  2. синхронный метод, позволяющий изучить ряд событий и явлений, одновременно происходивших на территории Среднего Поволжья;

  3. диахронный метод (или метод периодизации), дающий возможность выявить качественные характеристики, объективные и субъективные факторы, повлиявшие на характер формирования особенностей восприятия мари, мордвы, татар и чуваш в Западной Европе в XVI - XVIII вв.;

  4. интеграционный метод, основанный на взаимосвязи таких наук, как история, источниковедение, культурология, политология, этнография и этнопсихология, способствующий решению поставленных задач;

  5. логический метод, позволяющий выявить отдельные аспекты процесса восприятия в его развитии на протяжении XVI - XVIII вв.;

6) системный метод, дающий возможность изучить и
сгруппировать по ряду признаков мнения и оценки, сложившиеся как
в российской, так и в зарубежной историографии.

Цель исследования — изучить особенности процесса восприятия социокультурных аспектов материальной и духовной жизни народов Среднего Поволжья западноевропейскими авторами XVI - XVIII вв., проследить характер изменений представлений об этих народах в западноевропейской историко-культурной традиции.

Достижение обозначенной цели предполагает решение следующих задач:

  1. проанализировать условия, повлиявшие на специфику восприятия средневолжских народов в западноевропейской культуре XVI - XVIII вв.;

  2. выявить особенности социокультурных условий формирования западноевропейской традиции восприятия этносов Среднего Поволжья в XVI - XVIII вв.;

  3. охарактеризовать восприятие внутренней политики Русского государства в отношении представителей народов Среднего Поволжья в западноевропейской традиции и ее влияние на их духовную и материальную жизнь;

  4. рассмотреть основные историко-культурологические характеристики средневолжских народов в представлении западноевропейских авторов;

  5. показать значение внешнего вида и особенности психолого-поведенческих черт национальных характеров народов Среднего Поволжья в системе их восприятия иностранными авторами XVI - XVIII вв.;

  6. изучить особенности социальной и духовной жизни этих народов в представлении западноевропейских авторов XVI — XVIII вв.;

  7. выделить характерные черты материальной культуры средневолжских народов в представлении зарубежных авторов:

особенности традиционных поселений и жилищ, хозяйственной деятельности, национальной одежды, пищи и утвари.

Практическая значимость исследования заключается в анализе влияния историко-культурной западноевропейской и российской среды XVI - XVIII вв. на особенности восприятия народов Среднего Поволжья, их духовной, социальной и материальной жизни. Выводы и обобщения могут быть полезны в осмыслении практического опыта контактирования иностранцев с народами Среднего Поволжья. Кроме того, западноевропейские источники данного периода позволяют охарактеризовать социокультурную ситуацию, сложившуюся в таком разнообразном (в национальном, культурном и конфессиональном плане) регионе, как Среднее Поволжье, и выявить черты, присущие духовной или материальной культуре того или иного этноса.

Результаты данного исследования могут быть положены в основу вузовских специальных курсов по этнокультуре, этнопсихологии, истории и западноевропейской историографии народов Среднего Поволжья в XVI — XVIII вв.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Для западного мира в XVI - XVIII вв. была характерна
абсолютизация своих культурных норм и ценностей, что влияло на
неприятие отличительных от них культурных традиций, обычаев и нравов.
Для западноевропейских авторов XVI - XVIII вв. типично восприятие
средневолжских народов через призму трактовки Русского государства как
«варварской» страны. Народы, населяющие территорию Среднего Поволжья,
воспринимались в сравнении с русскими как еще более варварские, стоящие
на более низкой ступени культурного развития.

2. На специфику восприятия представителей средневолжских народов
существенно повлиял характер политики Российского государства,
проводимой в отношении к ним на протяжении XVI - XVIII вв. В
западноевропейских сочинениях этого периода достаточно точно отражены

ее основные направления и методы реализации, особенно в сфере духовно-религиозной жизни средневолжских народов.

3. На западноевропейское восприятие духовно-культурной жизни
средневолжских народов в XVI - XVIII вв. существенное влияние оказали
мессианские идеи и приверженность христианству в форме католицизма или
протестантизма.

4. Существенная роль в формировании целостного образа восприятия
народов Среднего Поволжья в западноевропейской литературе XVI —
XVIII вв. принадлежала особенностям их общественных и социальных
отношений.

5. Для восприятия западноевропейскими авторами психолого-
поведенческих особенностей народов Среднего Поволжья характерно
выделение черт, составляющих основу стереотипа восприятия: упрямство,
медлительность, нерешительность, склонность к употреблению спиртных
напитков и т. п. Негативизация поведенческих характеристик и
интеллектуальных качеств оказывала влияние на формирование предвзятого
отношения к культурному уровню развития средневолжских народов в
целом.

6. Социальную и духовную культуру западноевропейские авторы
характеризовали как самобытную, несмотря на крайне негативное отношение
к язычеству и исламу как неотъемлемым элементам традиции.

7. Характеризуя материальную культуру средневолжских народов XVI
- XVIII вв., западноевропейские авторы отмечали ее традиционность.
Иностранных авторов привлекали типичные черты материальной культуры,
что позволяло создать точный образ того или иного народа, проживающего
на территории Среднего Поволжья.

Научная новизна диссертации определяется тем, что в ней впервые предпринята попытка изучить и проанализировать социокультурные аспекты духовной и материальной жизни народов Среднего Поволжья в

западноевропейской литературе XVI - XVIII вв. с точки зрения анализа историко-культурных проблем восприятия.

Апробация исследования. Отдельные положения работы изложены на всероссийской научно-практической конференции «Социальные конфликты в России XVII - XVIII веков» (Саранск, 2004), межрегиональных научно-практических конференциях XXXVIII, XXXIX и ХХХХ Евсевьевские чтения (Саранск, 2002, 2003), «Роль науки в социально-экономическом развитии Республики Мордовия» (Саранск, 2002), VII конференции историков-аграрников Среднего Поволжья «Крестьянство и власть» (Саранск, 2003), конференциях «Роль науки и инновации в развитии хозяйственного комплекса региона» (Саранск, 2003), «Историко-культурное развитие народов Среднего Поволжья: традиции и инновации» (Саранск, 2004).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

Диссертация была обсуждена на заседании отдела теории и истории культуры ГУ «НИИ ГН при Правительстве РМ».

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Бусыгин Е.П. Этнография народов Среднего Поволжья /

Е. П.Бусыгин, Н. В. Зорин. - Казань, 1984. С. - 4.

2 См.: Adelung F. Siegmund Freiherr von Herberstein. Mit besonderer Rucksicht
auf seine Reisen in Russland. - St. Petersburg, 1818; Idem. Augusstin Freiherr von
Meyerberg und sein Reise nach Russland. - St. Petersburg, 1827; Аделунг Ф.
Критико-литературное обозрение путешественников по России до 1700 года
и их сочинений. - Спб., Ч. 1 - 2. 1864.

См.: Рущинский Л.П. Религиозный быт русских по сведениям иностранных писателей XVI - XVII вв. - М., 1871; Бочкарева В.Н. *

Московское государство XV - XVII вв. по сказаниям современников-иностранцев. - Спб., 1914.

4 См.: Гамель И.А. Англичане в России XVI и XVII вв. - Спб., 1865;
Замысловский Е.Е. Барон Сигизмунд Герберштейн и его сочинение о
России в XVI в. // Древняя и новая Россия. - М., 1875. Кн. 9, 10, 12;
Середонин СМ. Сочинение Джилса Флетчера «Of the Russe common welfh»
как исторический источник. — Спб., 1891; Бантыш-Каменский Н.Н. Обзор
внешних сношений России по 1800 г. В 4 ч. - М., 1894 - 1902.

5 См.: Обзор записок, дневников, воспоминаний, писем и путешествий
относящихся к истории России и напечатанные на русском языке / Сост.
СР. Минцлов. - Новгород, 1911 — Вып. 1.; Никольский В.Н. Сборник
исторических материалов о народностях Поволжья. - Казань, 1820.

6 См.: Ключевский В.О. Сказания иностранцев о Московском государстве. -
Пг., 1918.

7 См.: Майнов В.Н. Предварительный очерк имеющихся в литературе
сведений о мордве // Изв. РГО. - 1877. - Т. 13. вып. 2., - Отд. 2.

8 См.: Майнов В.Н. Указ. соч. С. 90.

9 См.: Смирнов И.Н. Черемисы. Историко-этнографический очерк. - Казань,
// Изв. ОАИЭ. - 1889. - Т. 7. - С. 2 - 212; Смирнов И.Н. Мордва // Там же. -
Т. 10, вып. 1 - 3; Т. 11, вып. 5 — 6; Т. 12. вып. 4.

10 См.: Гераклитов А.А. Несколько малоизвестных заметок о мордве
иностранных путешественников конца XVI — начала XVIII вв. // Изв. Нижне-
Волжского института краеведения. Саратов, 1931. - Т 4. — С 95 — 105; Он же.
Племенные названия «Мордва» и «Мокша» в русских и иностранных
источниках // Там же. - С. 119 - 127.

11 См.: Гераклитов А.А. Указ соч. С 95.

12 См.: Документы и материалы по истории Мордовской АССР. Саранск,
1940.-Т. 1,ч. 1.

См.: Алексеев В.Н. Исторические путешествия, извлеченные из мемуаров и записок иностранных и русских путешественников по Волге в XV -XVIII вв. - Сталинград, 1936.

14 См.: История Татарии в материалах и документах. — М., 1937.

15 См.: Феоктистов А.П. О трудах X. Паасонена по мордовским языкам
//Вопросы финно-угорского языкознания. - М.; Л., 1962. - С. 273 - 281; Он
же. Мордовские языки и диалекты в историко-этнографической литературе
XVII — XVIII вв. // Очерки мордовских диалектов. Саранск, 1963. — Т. 2. - С.
3 - 34; Он же. Мордовские языки в источниках XVII-XVIII вв. // Очерки по

^ истории формирования мордовских письменно-литературных языков. - М.,

1976.-С. 10-54.

16 См.: Феоктистов А.П. Мордовские языки в источниках XVII - XVIII вв. //
Очерки по истории формирования мордовских письменно-литературных
языков... - С. 10-54.

17 См.: Димитриев В.Д. О значении этнонима «черемисы» в русских и
западноевропейских источниках XVI — начала XVIII веков // Учен. зап. НИИ
при СМ Чувашской АССР. Чебоксары, 1964. - Вып. XXVII. - С.118 - 132;
Он же. Чуваши в эпоху феодализма. Чебоксары, 1986г.; Он же. История
Чувашии XVIII века (до крестьянской войны 1773 - 1778 г.) Чебоксары, 1989;
Он же. Мирное присоединение Чувашии к Российскому государству. - М.,
2001.

18 См.: Дербенева A.M. Этнографические сведения о мордве в работах
голландских и шведских авторов XVII в. // Вопросы советского финно
угроведения. Саранск, 1972. — С. 80 — 81; Она же. Этнонимические сведения
об эрзе и мокше в работах восточных авторов X - XIV вв. // Ономастика
Поволжья. Саранск, 1976. - Вып. 4. - С. 17 - 20.

19 См.: Алпатов М.А. Русская историческая мысль и Западная Европа XII -
XVII вв.- М., 1973; Он же. Русская историческая мысль и Западная Европа

XVII — первая половины XVIII вв. — М., 1976; Он же. Русская историческая

мысль и Западная Европа XVIII — первой половины XIX в. - М., 1985.

20 См.: Лимонов Ю.А. Русские источники «Истории Московии» Джона
Мильтона // Проблемы истории международных отношений. - Л., 1972. -
С.243 - 247; Он же. Культурные связи России с европейскими странами в
XV -XVII вв. -Л., 1978.

21 См.: Мокшин Н.Ф. Мордва глазами зарубежных и российских
путешественников. - Саранск, 1993.

22 См.: Юрченков В.А. Взгляд со стороны. Мордовский народ и край в
і\ сочинениях западно-европейских авторов VI - XVIII столетий. - Саранск,

1995.

См.: Кутасова В.Е. Финно-угорские народы Поволжья и Приуралья в составе Российского государства (проблемы дореволюционной историографии): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. -М., 2000; Айплатов Г.Н. Марийский край в составе Российского государства второй половины XVI -

XVIII веков: проблемы социально-экономической и политической истории:
Дис. в виде научного доклада... д-ра ист. наук. — Чебоксары, 2002;
Свечников С.К. Присоединение Марийского края к Русому государству:
Автореф. ... дис. канд. ист. наук. — Казань, 2002.

-> 24 См.: Шанская Т.А. Восприятие французской культуры русским

дворянством (первая четверть XIX в.): Дис. ... канд. ист. наук. — Казань, 2001; Ксенофонтова А.А. Мордва XVIII - начала XX вв. в восприятии русских наблюдателей (опыт этнопсихологического исследования): Дис. ... канд. ист. наук. - Саранск, 2003; Пузаков А.В. Восприятие России в английской культуре XVI - XX вв.: Дис. ... канд. ист. наук. — Саранск, 2004. 25 См.: Anderson M.S. Britains discovery 1553 — 1815. -London, 1958.

См.: Кристенсен CO. История России XVII в. Обзор Исследований и источников. - М., 1989.

»

См.: Stipa G«J. Finnisch-ugrische Sprachforschund von der Renaissance bis zum Neupositivismus. - Helsinki, 1990.

См.: Каппелер А. Россия — многонациональная империя. Возникновение. История. Распад. - М., 2000.

29 См.: Аманто Д. Д' Сочинения итальянцев о России конца XV - XVI веков. - М, 1995.

См.: Лотман М.Ю. К вопросу об источниковом значении высказываний иностранцев о России // Сравнительное изучение литературы - Л., 1976. - С. 124-145; Стефанченко Т.Г. Этнопсихология. - М., 2003; Социальная психология. — М., 1973; Дмитриев М.В. Русские и немцы: представления друг о друге / М. В.Дмитриев, Н. Л. ГТушкарева // Вопр. истории. - 1991, — № 6. — С.201 - 202; Bar-Tal D. Group belifs as an expression of social identity II Social identity: International perspectives. - London, 1998. — P. 93 - 113; Tifel H. Social stereotypes and social groups II Intergroup behaviour. - Oxford, 1981. - P. 144 — 167; История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. - М., 1996.

См.: Гваньини А. Описание Московии. — М., 1997. — С. 5. См.: Аннинский С.А. Рассуждения о делах Московии Франческо Тьеполо // Ист. архив. - М., Л., 1940. - Т. III. - С. 315.

См.: Извлечение из сочинения Соломония Нейгебауэра (родом из Пруссии) Moskoy...// Журнал министерства народного просвещения 1836. Ч.-2.№ 19. -С. 126. 34 См.: Мильтон Д. Московия Джона Мильтона. - М., 1875.

См.: Алпатов М.А. Русская историческая мысль и Западная Европа XII -XVII вв. - М., 1973; Лимонов Ю.А. Культурные связи России с европейскими странами в XV - XVII вв. - Л., 1978.

См.: Лимонов Ю.А. Культурные связи России ...

См.: Герберштейн С. Записки о Московии. -М., 1988.

'*

Ч*

38 См.: Дженкинсон А. Путешествие из Лондона в Москву 1557 — 1558 //
Английские путешественники в Московском государстве XVI в. - М., 1937 -
С. 167-173.

39 См.: Извлечение из описания путешествия в Российское государство
итальянца Рафаэля Барберини в 1565 г. // Сын Отечества. - 1842. — Ч. 2, отд.
1.,-С. 12.

40 См.: Юрченков В.А. Указ. соч. - С. 86.

41 Горсей Дж. Записки о московитеких делах // Россия XVI века.
Воспоминания иностранцев. - Смоленск, 2003. - С. 302 — 380.

42 См.: Флетчер Д. О государстве русском. — Спб., 1906.

43 См.: Маржерет Ж. Состояние Российской империи и Великого княжества
Московии // Россия XV - XVII вв. глазами иностранцев. - Л., 1986. - С. 255 -
287.

44 См.: Масса И. Краткое известие о Московии в начале XVII в. - М.: Наука,
1937.

45 См.: Петрей П. История о великом княжестве Московском // О начале войн
и смут в Московии. - М., 1997. - С.74 - 246.

46 См.: Олеарий А. Описание путешествия в Московию и через Московию в
Персию и обратно. - Спб., 1906.

47 См.: Там же. - С. I.

48 См.: Гордон П. Дневник. 1659 - 1667. - М., 2002.

49 См.: Кильбургер И. Краткое известие о русской торговле // Сб.
студенческих работ. Историко-этнографического кружка- Киев, - Вып 6.
1915.-С. 112-128.

50 См.: Мейерберг А. Путешествие в Московию // Утверждение династии. -
М., 1997.-С. 43-185.

51 См.: Рейтенфельс Я. Сказание о Московии // Утверждение династии ... -
С. 231-407.

52 См.: Стрейс Я.Я. Три достопамятных путешествия. - М., 1935.

См.: Бантыш-Каменский Н.Н. Обзор внешних сношений России- СПб., 1897.-Ч. III.-С. 159.

54 См.: Авриль Ф. де. Записки // Изв. Нижне-Волжского института
краеведения им. Горького. - Саратов, 1931 г. Т. I - IV. - С. 97 — 98.

55 См.: Юрченков В.А. Бруин (Брейн) // Вестн. Мордов. ун-та. — 1991. № 3. -
С. 37-38.

См.: Бруин К. де. Путешествие через Московию в Персию и Индию. — М., 1873.

57 См.: Грундт Г. Доклад о России в 1705 - 1710 гг. Dericbt uber Rusland in der Jabren 1705 - 1710. - M.; Спб., 1992.

См.: Уитворт Ч. Россия в начале XVIII в. Сочинение Ч. Уитворта: An Account of Russia as it was in the year 1710. — M.; Л. 1988.

59 См.: Шарыкин Д.М. Русские дневники шведов - полтавских пленников. //
Восприятие русской культуры на Западе. - Л., 1975. - С. 60 - 73.

60 См.: Sander af en svensk fanger і Simbirsk.Utg af Marten Weibull. Lund, 1868,
S.66.

61 См.: Санта-Крус Г. Послание к Франциску Дубскому // Письма и
донесения иезуитов о России конца XVII и начала XVIII века. — Спб., 1904. —
С. 5 - 35; Эмилиан Ф. Послание // Письма и донесения иезуитов о России
конца XVII и начала XVIII века. - Спб., 1904. - С. 36 - 39; Милан И.
Послание к Иоанну Миллеру // Письма и донесения иезуитов о России конца
XVII и начала XVIII века. - Спб., 1904. - С. 182 - 205.

62 См.: Перри Д.Состояние России при нынешнем царе. -М., 1871.

63 См.: Белл Д. Путешествие через Россию в разные асиятские земли; а
именно: в Испагань, в Пекин, в Дербент и Константинополь. — Спб., 1776. -
Ч. 1.

64 См.: Берк К.Р. Путевые заметки о России К.Р. Берка // Ю.Н. Беспятых
Петербург Анны Иоанновны в иностранных описаниях. - СПб., 1997. - С.
196-209.

См.: Алексеев М.П. Сибирь в известиях западноевропейских путешественников и писателей XIII - XVII вв. - Иркутск, 1941. - С. 196 — 209.

66 См.: Юрченков В.А. Указ соч. - С. 159.

67 См.: Witsen N. Noord en oost Tartaryt ets. - Amsterdam. 1692.

68 См.: Strahlenberg P. J. von. Das Nord - und ostliche Theil von Europa und
Asia ets. Stokhoim, 1730.

69 См.: Миллер Г.Ф. Описание живущих в Казанской губернии языческих
народов. — Спб., 1791.

70 См.: Алпатов М.А. Русская историческая мысль и Западная Европа
XVIII - первая половина XIX в. - М., 1985. - С. 21.

71 См.: Фишер И.Э. Сибирская история. - Спб., 1774.

72 См.: Юрченков В.А. Указ. соч. - С. 199.

73 См.: Паллас. П.С. Петра Симона Палласа путешествие по разным
провинциям Российской империи. - Спб., 1809.

74 Георги И.Г.Описание всех обитающих в Российском государстве народов,
их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, украшений, забав,
вероисповеданий и других достопримечательностей. — Спб. 1799. — Ч. 1-2.

75 См.: Юрченков В.А. Указ. соч. - С. 213.

76 См.: Фальк И. Записки путешественника Академика Фалька // Полное
собрание ученых путешествий по России. Т. VI. — Спб. 1824.

77 См.: Мокший Н.Ф. Указ. соч. - С. 73.

78 См.: Фальк И. Указ. соч. - С. IX - X.

Социокультурные условия формирования восприятия западноевропейцами народов Среднего Поволжья

Возникновение коллективных и индивидуальных представлений о Российском государстве и населяющих его народах в Западной Европе XVI — XVIII вв. — процесс достаточно противоречивый и многокомпонентный. Значительная роль нем принадлежит особенностям геополитического, экономического, социального и культурного развития России и стран Западной Европы в данный период времени.

Появление Российского централизованного государства и обретение им своего геополитического пространства проходило в затяжной и изнуряющей борьбе с Казанским и Крымским ханствами, Литовским княжеством, Ливонским орденом, Шведским королевством и др. Становление и развитие крупных, многонациональных и поликонфессиональных государств связано с множеством геополитических и культурных составляющих, обусловленных как внешнеполитическим положением государства, так и рядом внутриполитических условий. Эти процессы неизбежно нашли свое отражение в государственной политике России по отношению к народам Среднего Поволжья. В периоды глобальных перемен XVI — XVIII вв. резко возрастал интерес западноевропейцев к народам Среднего Поволжья, которые могли выступать как фактор геополитической ситуации.

Восприятие представителями одного этноса другим, особенностей культуры и социальной жизни играет существенную роль в международных отношениях, поскольку формирует основу для построения определенной стратегии поведения в отношении той или иной этнической общности. В ходе общественно-исторической практики предшествующие поколения накопили огромный опыт межличностных и межнациональных взаимоотношений между отдельными индивидами и этносами. Отложившиеся в культуре «социальные схемы» представляют собой как бы шаблоны, которые общество предлагает человеку для решения определенных задач. Соответственно межличностное и межэтническое восприятие так же оказывается в зависимости от этих эталонов. Межгрупповые отношения, особенно между этническими и другими социальными группами, детерминированы политическими, экономическими, культурными процессами, идущими в обществе. Это нашло отражение в социокультурном восприятии духовной и материальной жизни народов Среднего Поволжья западноевропейскими авторами XVI — XVIII вв.

Как подметил известный источниковед и историограф М.А. Алпатов, «нельзя судить о человеке только потому, что он сам о себе думает, каждый народ познает свою историю также в сравнении с историей других народов. Задача историка состоит в том, чтобы определить, с одной стороны, самобытность, неповторимое своеобразие многовекового пути данного народа, а с другой стороны, его место в мировой истории, его вклад в мировую цивилизацию. В обоих случаях должны участвовать оба компонента — и свидетельства собственных исторических писателей, как звено, и показания писателей иноземных, как звено дополнительное, но очень важное в своей значимости»1.

Иностранцы фиксировали описание традиций, нравов и обычаев, которые являются одним из самых консервативных элементов обыденной жизни народа, поскольку те, по мнению П.Н. Милюкова, «передаются из одного поколения в поколение в неизменном виде, — даже не в форме теоретических предписаний, а в форме житейских привычек» . Важную особенность, характеризующую специфику восприятия иностранцем жителей Среднего Поволжья и россиян точно подметил Ю.М. Лотман: «Наблюдая одну и ту же действительность, иностранец и местный житель создают различные тексты, хотя бы в силу противоположной направленности интересов. Наблюдатель собственной культуры замечает происшествия, отклонения от нормы, но не фиксирует саму эту норму как таковую, поскольку она для него не только не очевидна, но и порой незаметна: "обычное" и "правильное" ускользает от его внимания. Иностранцу же странной и достойной описания кажется самая норма жизни, обычное "правильное" поведение. Напротив, сталкиваясь с эксцессом, он склонен описывать его как обычай»3.

Несомненно, накопление знаний и формирование на их основе первичных представлений о средневолжских народах играет значительную роль в процессе восприятия представителями одного этноса другим. Но, получив информацию, человек, как правило, начинает ее анализировать с тех позиций, которые продиктованы ему его политическими, религиозными взглядами и определяются его личными представлениями о жизненных ценностях, а так же его личным опытом. Существенный отпечаток накладывает культурная среда, в которой автор был воспитан. Этим во многом объясняется претенциозность и высокомерие западноевропейских авторов средневолжских этносов.

Восприятие личности - это не пассивное отражение реальности, а активный, творческий процесс. Личностные особенности воспринимающего оказывают на восприятие существенное влияние. Среди таких особенностей важно отметить значение жизненного опыта воспринимающего, его собственной «теории личности», присущего ему способа понимания других людей и его самооценки, наличие определенной шкалы ценностных ориентиров и предпочтений. Помимо личных убеждений у иностранных авторов как представителей западноевропейской культуры существовали, по терминологии Д. Бар-Тала, групповые убеждения, которые задавали границы для отделения группового, или «своего» от «чужого». Групповыми убеждениями могут быть нормы, ценности, цели и даже идеологемы, но не все, а только те, которые являются бесспорными, занимают ядерное положение среди других норм, ценностей и целей4. Можно сказать, что западноевропейские авторы обладая определенными эталонами норм социальной, духовно-культурной и материальной жизни, со своих позиций воспринимали и описывали окружающую действительность.

Политика России по отношению к народам Среднего Поволжья: понимание и оценка западноевропейцев

На особенности общественного и культурного развития народов Среднего Поволжья оказывал целый комплекс природных, общественных и геополитических и этноконфессиональных факторов. Существенная роль в формировании культурного своеобразия обычаев общественной и традиции духовно-культурной жизни народов Среднего Поволжья принадлежит специфике внутренней политики, проводимой в отношении народов Среднего Поволжья.

К XVI в. Россия уже была многонациональным и поликонфессиональным государством. России включала в свой состав территории с этнически, религиозно и культурно различным населением как по уровню хозяйственного, социально-экономического, так и политического развития. Достаточно ярко взаимоотношения Российского государства и нерусских народов проявилась на территории Среднего Поволжья. Свидетельства иностранных авторов XVI — XVIII вв. содержат значительный массив данных, позволяющих оценить специфику политических, культурных и социально-экономических взаимоотношений Российского государства с нерусскими народами Среднего Поволжья. Анализируя западно — европейский материал можно достаточно четко очертить приоритетные направления в политике Российского государства по отношению к средневолжским народам.

Включение территории Среднего Поволжья в состав Российского государства было обусловлено геополитическими потребностями.

Политика Российского государства в отношении средневолжских народов была обусловлена потребностями развивающегося централизованного государства. Так распахнутость и легкодоступность границ и наличие в

качестве соседей государственных образований кочевников и полукочевников, возникших на развалинах Золотой Орды, сильнейших в Поволжском регионе ставило одну из первоочередных задач — уничтожение данной угрозы. Обеспечение безопасности границ, устранение с политической арены таких мощных и агрессивных соседей как Казанское и Астраханское ханства имело далеко идущие последствия для Российского государства. Оно приобретает обширные, богатые природными ресурсами территории, а так же этнически и конфессионально отличных от россиян жителей этих государств. Кроме того, Российское государство получало возможность контролировать волжскую торговлю, к которой проявляли пристальный интерес иностранцы, которые искали короткие и удобные пути для транзитной торговли с азиатскими странами. Последнее обстоятельство вызывало пристальной интерес со стороны иностранных торговых компаний, особенно со стороны английской «Московской компании».

Российское государство стремилось проводить довольно гибкую политику по отношению к нерусским народам Среднего Поволжья. Процесс вхождения народов Среднего Поволжья (мордвы, марийцев, чуваш и татар) в Состав Российского государства фактически растянулся на несколько столетий. Падение Казанского ханства ознаменовало завершение вхождения основной массы народов Среднего Поволжья в состав Российского государства, присоединение же некоторых этносов началось еще в XIII в. Существенный этап присоединения связано с подчинением Вятской земли в 1489г. Отголосок этого события, мы встречаем в сочинении А. Гваньини, созданном в XVI в., в котором автор упоминал, что область Вятка, когда-то «была под властью татар, но Монарх Московии Василий, - а на самом деле Иван III , - разбив татар, подчинил ее себе и включил в свой титул (называя себя князем Вятским)»1. Завоевав Вятскую землю, по свидетельству того же А. Гваньини, русские не стали изгонять местное население, которое по сведениям автора преимущественно состояло из чуваш, черемис и татар. Так «татары, рассеянные там и сям по реке Вятке, до сих пор живут в пустынных местах, ближе всего в устьях Вятки, где она впадает в огромную реку Каму» . Значительная роль в осуществлении пророссийской политики в Поволжье принадлежала подконтрольному московским князьям Касимовскому царству или удельному княжеству, основанному в 1450г. и располагавшемуся на территории северо-восточной части современной Рязанской области, которая была населена татарами, мещерой, мордвой, русскими. Необходимо так же отметить, что процесс присоединения территорий Среднего Поволжья носил по преимуществу воєнно - дипломатический характер. Особенно активно политика дипломатического давления на слабеющее Казанское ханство стала осуществляться в первой половине XVI в. при Василии III. Так, упоминается, что «великий князь поставил над ними гнусного и неспособного царя по имени Шигалей...притом более преданного и расположенного к русским, нежели к ним»3.

«Казанский вопрос играл важнейшую роль во внешней политике России на протяжении трех царствований московских государей: Василия II, Ивана III и Василия III, и молодой царь Иван IV мог по праву гордиться своей победой, которая действительно стала одной из наиболее ярких страниц его драматического правления. Завершившаяся взятием Казани война была тринадцатым военным конфликтом между Москвой и ее ближайшим соседом (в 1439, 1445, 1467, 1478, 1487, 1505, 1521, 1523, 1530, 1536, 1545,1549, 1550-1551 гг.), а осада Казани русскими войсками стала уже пятой по счету»4. Однако ликвидация Казанского ханства не только не облегчала положения Московского государства, но и создавала для него новые проблемы. Так на протяжении последующих десятилетий будет вестись борьба «русской дипломатии за признание необратимости присоединения Среднего, а затем и Нижнего Поволжья к Русскому государству»5, что во многом предопределит характер христианизации и политику сотрудничества с представителями национальных элит в средневолжском регионе. Необходимо отметить, что борьба за политическое доминирование на территории Среднего Поволжья насчитывала не одно десятилетие и шла она с такими сильными сопредельными государствами, возникшими на развалинах Золотой Орды: как Ногайская орда, Крымское ханство.

Внешний вид и особенности национальной одежды

Описание внешности, черт национального характера было неразрывно связано в западноевропейской литературе XVI — XVIII вв. с характеристикой отдельных аспектов материальной культуры народов Среднего Поволжья. «В каждом народе, даже при самом поверхностном взгляде на него можно подметить нечто «свое», одному лишь ему присущее, — писал Н.В. Бочкарев, его племенной и национальный облик формируется под влиянием целого ряда сложных явлений. Прежде всего, на него налагает свой глубокий отпечаток природа страны, в тесной связи с которой вырабатывается его физический тип. Но то же влияние природы сказывается довольно сильно и на материальной и на духовной культуре народа. Его образ жизни, его нравы и обычаи, его умственные способности и даже религиозные верования вытекают непосредственно из того же источника. В течение многих столетий вырабатывается строй его жизни, и накапливаются его физические и психические силы» .

Внешность человека играет важную роль в процессе восприятия его представителем западноевропейской культурной традиции, поскольку, в сознание того заложены свои представления о том, что красиво, а что безобразно, что, по его мнению, является нормой социального поведения, а что нет. Уникальность опыта культурного развития каждого этноса создает благоприятные предпосылки для взаимообмена и взаимообогащения национальными идеалами, ценностями и достижениями.

Описывая внешний вид представителей средневолжских народов, иностранные авторы давали довольно подробные характеристики лицу, цвету волос, традиционной прическе, характеризовали рост, строение тела и высказывая свое мнение обо всем этом отмечали, красивы или нет представители этого этноса. Они формируют своего рода стереотип черт внешности, присущей представителям средневолжских народов. Так, доктор Д. Белл описывая жену своего доброго знакомого по национальности марийку, отметил ее приятную внешность. Она «была весьма изрядного лица»2. Эти данные подтверждает Г.Ф. Миллер. И.Г. Георги дополняет сведения Г.Ф. Миллера. Он указывает, что по «виду и росту своему, могут они почесться средними, между россиянами и татарами...женщины впрочем, недурны»3. Внешность мари иностранные авторы характеризовали как достаточно приятную, среди них иногда встречаются и красивые с европейской точки зрения люди. Некоторые представители мари и чуваш бывали очень приятной внешности, но, по словам Г.Ф. Миллера, таких «полнее и лучше лицом и станом пред своими земляками»4, очень охотно забирали по рекрутскому набору. У каждого народа существовали свои традиционные способы укладки волос на голове. По сведениям И.Г. Георги обычно мужчины «волосы зачесывают они назад, и кругом обрезают их коротенько»5. Рост у них средний6.

Внешность мордовок, благодаря оригинальной прическе и черненым ногтям вызывала пристальное внимание со стороны иностранцев. С. фон Герберштейн отмечал, что у мордвы «женщины с известным искусством окрашивают для красоты ногти в черный цвет и все время ходят с открытой головой и распущенными волосами»7. П.С. Паллас вскользь упоминал, что представительницы мордовского народа обоих субэтносов «редко попадают красивого лица, но напротив того трудолюбивы»8. И.Г. Георги отмечал, что «по телесному расположению и по всему виду, больше походят на россиян, нежели на черемис и чуваш, да в самом домашнем своем быту соображаются наипаче российским сельским жителем». Волосы у них в основном русые и прямые, у мужчин «бороды жидкие, лицом сухощавые, а женщины их редко бывают, красивы» . По сведениям П.С. Палласа у мордвы — эрзи чаще всего встречаются светловолосые и рыжие, чем у мордвы — мокши10.

То есть мордва, по мнению ряда иностранных авторов, имеет много схожих черт внешности с русскими. В то же время, несмотря на то, что среди представителей субэтносов мордвы было мало красивых, с европейской точки зрения людей, тем не менее, в целом внешность мордовского народа воспринималась как достаточно обычная или приятная и не вызывала негативного к себе отношения.

Описание внешности татар дошло до нас в целом ряде западноевропейских сочинений. С. фон Герберштейн о внешности татар писал, что это «люди среднего роста, с широким мясистым лицом, с косящими впалыми глазами; волосы они отпускают только на бороде, а остальное бреют. Только более именитые (insigniores, Obristen) носят за ушами косы (crines contori, eingedrat), и (притом очень) черные; телом очень сильны»11 Описание их внешности оставил и Д. Флетчер: «что касается до их наружности и телосложения, то у них лица широкие и плоские, притом желтые от загару и смуглые, взгляд свирепый и страшный; над верхней губою и на подбородке несколько редких волос; стан легкий и стройный, а ноги короткие, как бы нарочно созданные для верховой езды, к которой они привыкают с малолетства, выходя редко пешком по каким-либо делам» . Речь их была очень своеобразной и не вызывала приятных ассоциаций. Говорят «они скоро и громким голосом, как бы выходящим из какой-нибудь пустоты; когда же поют, то можно подумать, что ревет корова или воет большая цепная собака»1 . Сходное описание приводит и П. Петрей: «Вообще все татары сложены или вылиты по одному образцу: толсты, среднего роста, с широкими лицами, не терпят на голове ни одного волоса, кроме одних начальников, выпускающих за уши локон в два пальца длиною и окрашивают его, чтобы он был черный. По природе они крепки»14. Своеобразная прическа у татар подчеркивала особое социальное положение ее владельца. О традиции обривать волосы на голове у мужчин или подстригать их коротко упоминал и Г.Ф. Миллер. Он писал, что это татары делают «не по обязательству своего закона, но токмо по обыкновению восточных народов»1 .

Похожие диссертации на Социокультурные аспекты духовной и материальной жизни народов Среднего Поволжья (По сведениям западноевропейских авторов XVI-XVIII вв.)