Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Способы репрезентации картины мира в портрете : на примере итальянской и французской школ живописи XVII - XVIII веков Стукалова Светлана Тимофеевна

Способы репрезентации картины мира в портрете : на примере итальянской и французской школ живописи XVII - XVIII веков
<
Способы репрезентации картины мира в портрете : на примере итальянской и французской школ живописи XVII - XVIII веков Способы репрезентации картины мира в портрете : на примере итальянской и французской школ живописи XVII - XVIII веков Способы репрезентации картины мира в портрете : на примере итальянской и французской школ живописи XVII - XVIII веков Способы репрезентации картины мира в портрете : на примере итальянской и французской школ живописи XVII - XVIII веков Способы репрезентации картины мира в портрете : на примере итальянской и французской школ живописи XVII - XVIII веков Способы репрезентации картины мира в портрете : на примере итальянской и французской школ живописи XVII - XVIII веков Способы репрезентации картины мира в портрете : на примере итальянской и французской школ живописи XVII - XVIII веков Способы репрезентации картины мира в портрете : на примере итальянской и французской школ живописи XVII - XVIII веков Способы репрезентации картины мира в портрете : на примере итальянской и французской школ живописи XVII - XVIII веков Способы репрезентации картины мира в портрете : на примере итальянской и французской школ живописи XVII - XVIII веков Способы репрезентации картины мира в портрете : на примере итальянской и французской школ живописи XVII - XVIII веков Способы репрезентации картины мира в портрете : на примере итальянской и французской школ живописи XVII - XVIII веков
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Стукалова Светлана Тимофеевна. Способы репрезентации картины мира в портрете : на примере итальянской и французской школ живописи XVII - XVIII веков : диссертация ... кандидата философских наук : 24.00.01 / Стукалова Светлана Тимофеевна; [Место защиты: Моск. гос. лингвист. ун-т]. - Москва, 2008. - 160 с. : ил. РГБ ОД, 61:08-9/45

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Особенности репрезентации картины мира в художественной культуре Италии и Франции XVII - первой половины XVIII века 16

1.1. Концепт «картина мира» в современном гуманитарном дискурсе 16

1.2. Основные историко-философские и социокультурные детерминанты картины мира в Италии и Франции XVII - первой половины XVIII века 34

1.3. Особенности репрезентации картины мира в художественном творчестве XVII - первой половины XVIII века 58

Глава II. Способы репрезентации картины мира в портретной живописи Италии и Франции второй половины XVII - первой половины XVIII века 68

2.1. Образно-символические способы репрезентации картины мира в портрете 68

2.2. Способы отражения в портретной живописи социокультурных аспектов картины мира 81

Заключение 128

Библиографический список использованной литературы 134

Приложения 146

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена тем, что портретная живопись Италии и Франции XVII - XVIII веков рассматривается как целостная система «текстов культуры», которая продолжает участвовать в развитии современного диалога культур и дает ключ к пониманию человеческой личности не только исследуемого периода, но и явлений современного общества с помощью особого типа межкультурной коммуникации в эстетико-смысловом поле произведения искусства. Помимо этого, актуальность исследования связана с повышением научного интереса к целостному и системному изучению картины мира культур, которые взаимодействуют в современном глобализованном пространстве.

Процессы рецепции и трансформации европейских культурных ценностей подобные тем, что происходили в,истории культуры России начала XVIII века, наблюдаются1 и в настоящее время, что определяет актуальность данного исследования и предоставляет возможность изучения проблем межкультурного взаимодействия на современном этапе. История культуры — история накопления ценностей, остающихся действенными элементами культуры в последующем развитии, которые даже в переломные эпохи культурного скачка, взаимодействия и взаимовлияния национальных культур не покидают культурного пространства, а могут быть лишь оттеснены на задний план.

Исследования гуманитарных наук последних десятилетий свидетельствуют о повышенном внимании к данным аспектам. Интерес к живописному искусству, посвященному увековечиванию личности человека, вызван его потребностью к познанию собственной природы, к осмыслению своей роли в обществе и попыткой ответить на вопрос: что же делает человека личностью. Поиски ответа на этот вопрос, несомненно, оказывают влияние на духовную жизнь человека, на его умение адаптироваться к социуму, выстраивать межличностные отношения, что является чрезвычайно актуальной задачей, решаемой людьми во все времена. Очевидно, что анализ

4 «нехудожественных сторон» такого художественного явления как портрет, может быть интересен не только для искусствознания, но- и для других гуманитарных наук. Таким образом, в исследовании сделана попытка вывести портрет за рамки искусствоведческих изысканий и включить его в более широкий философско-культурологический контекст.

Со времен античности человек пытался познать и объяснить окружающий его мир. Открывая постепенно все многообразие этого мира, человек одновременно стремился осознать и самого себя, и свое место в нем. В разные исторические эпохи люди воспринимали и осознавали мир по-своему, отражая это знание в разнообразных культурно-исторических памятниках. Искусство как способ человеческого мышления сохраняет разнообразную информацию и о человеке, и об исторической эпохе.

Среди всех видов искусства портретная живопись как целостный способ отражения жизни человека в разных обстоятельствах более всего'отвечает этой цели. Особенность портретного жанра заключается в том, что он представляет собой многозначное явление в философском, социальном, эстетическом и психологическом смысле и служит предметом исследования в самом широком контексте. Отражая как зеркало определенное историческое время и мир людей, он дает возможность приблизиться к пониманию человеческой личности в ту или иную эпоху и соотнести его с современными представлениями. Поскольку информация, заключенная в портретном изображении, с одной стороны, задана координатами культурно-исторической эпохи, в рамках которой оно создается, а с другой стороны, зависит от особенностей системы мировоззренческих и этико-эстетических координат, обусловливающих специфику восприятия такого произведения искусства в другие культурно-исторические эпохи, важно, в первую очередь, выявить взаимоотношения между образом человека в портрете и концепцией личности в определенной культурной ситуации. Определение этих взаимоотношений связано с изучением широкого круга мировоззренческих проблем культуры. В

5 результате такого исследования можно приблизиться к пониманию личности человека и способов ее трактовки в портретном искусстве в том числе.

Живописный портрет обладает большей, нежели другие жанры изобразительного искусства, художественной концентрацией модели мира и человека, являясь «отпечатком культурного языка эпохи».1 В портрете, как и в изобразительном искусстве в целом, «культурный язык» воплощается в визуально воспринимаемых формах, которые в каждую конкретную историческую эпоху являются элементами единой системы средств выражения доминирующих смыслов. В портрете, в отличие от других жанров живописного искусства, как правило, наиболее ярко представлен социокультурный аспект. Этот аспект обусловлен самим предметом изображения: человек «видится» и «мыслится» в непосредственной взаимосвязи с социокультурным контекстом, обозначенном на полотне многочисленными атрибутами, указывающими на его социальный статус, род занятий, принадлежность к определенной этнической или религиозной группе и т.д.

Специфика портрета обусловлена особенностями «культурного языка эпохи», выражающего определенную картину мира. Яркое проявление находит она в художественных стилях, направлениях и течениях, складывающихся в ту или иную эпоху, в той или иной стране, в творчестве разных художников. При этом стиль эпохи непосредственно связан с национальным характером, звучит по-разному в разное время и в разных странах. Стиль, «художественное переживание времени», дает для исследования ценную информацию о картине мира человека и общества.

Для проведения исследования были отобраны живописные портреты мастеров-портретистов Италии и Франции, так как именно эти страны на протяжении XVII и XVIII веков являлись центрами художественной жизни Западной Европы, где происходил интенсивный обмен во всех сферах культурной жизни. В Париж и в Рим для совершенствования мастерства

1 Лотман Ю.М. Портрет// Статьи по семиотике культуры и искусства. - СПб.: Академический проект, 2002. -
С.365.

2 Власов В.Г. Стили в искусстве. - СПб.: Кольна, 1995. - С.539.

отправлялись отмеченные наградами в том числе и русские пенсионеры после обучения в Академии художеств, открывшейся в Петербурге в 1757 году. Кроме того, художникам Франции и Италии принадлежит ведущая роль в разработке разнообразных вариантов изображения человека в живописном портрете.

Автор исследования при отборе портретов итальянской и французской школ живописи ограничился следующими временными рамками: вторая половина XVII - первая половина XVIII века. В это время в портретном искусстве ярко отразилось индивидуальное «Я», проявившееся в психологии народа, то время, когда человек начал осознавать себя «деятельной» личностью. В данной работе избран ракурс рассмотрения проблемы становления личности, включенной в систему социокультурных взаимосвязей в переломный, переходный момент в развитии европейской культурьь и общества XVII'- первой половины XVIII века. Этот период характеризуется культурным плюрализмом, бурным развитием наук, сменой мировоззренческих представлений, эстетических ценностей и предпочтений. В связи с этим изучаются те варианты портретных изображений, которые позволяют проследить эту линию исследования (в отличие от группового или смыкающегося с бытовым жанром портрета). Не рассматриваются также автопортреты художников в связи с тем, что этот вид портретного искусства представляется важным и самостоятельным явлением, требующим отдельного изучения (диссертационные исследования на эту тему имеются).

В русской культуре становление живописи начинается с портрета. Его появление было продиктовано прежде всего потребностями жизни. В конце XVII - века Россия переживает культурный скачок - в петровское время в результате религиозного раскола начинается секуляризация всех сфер жизни общества и происходит высвобождение личностного «Я» человека, процесс отчасти родственный европейским религиозным движениям Реформации. Тогда и возникает потребность в портретописи, которая отражает сущность, освоенную человеческим сознанием. Русскому портретному искусству,

7 фундаментом для которого была средневековая иконопись, в самом начале своего становления пришлось осваивать европейский художественный опыт, приобщение к нему в начале XVIII века происходило тремя путями: благодаря так называемым «пенсионерам», отправляемым учиться живописи в Италию и Францию, иностранным мастерам, работавшим в России, и привезенным произведениям иностранных художников, положившим начало первым коллекциям произведений изобразительного искусства.

В настоящее время происходят схожие процессы рецепции и трансформации европейских культурных ценностей, что определяет актуальность данного исследования и предоставляет возможность изучения проблем межкультурного взаимодействия. История культуры — история накопления ценностей, остающихся действенными элементами культуры в последующем развитии, которые даже в переходные эпохи или эпохи культурного скачка не покидают пространства культуры, а могут быть лишь оттеснены на задний план.

Степень научной разработанности темы. Понятие «картина мира» в современной научной литературе употребляется и как научная категория, и как цель и результат культуротворческой деятельности людей. На протяжении веков на создание целостного образа мира претендовали мифология, религия, философия, искусство, наука, т.е. донаучные, научные и ненаучные формы сознания. Существовавшее до недавнего времени противоречие между построением общенаучной и частнонаучными картинами мира сводится теперь к принципу взаимодополнительности. В настоящее время в процессе построения целостной картины мира наряду с философией участвуют многие гуманитарные науки. Все это яркие свидетельства важности поставленной проблемы и одновременно отсутствия ясности в ответах на нее.

Наиболее глубокие исследования с позиций разных философских подходов и культурологических школ в определении данного понятия, его содержания и структуры принадлежат М. Хайдеггеру, О. Шпенглеру,

8 ВіГумбольдту, М. Веберу, Р. Редфилду, Э. Сепиру, Б. Уорфу, Р.И. Павиленису, Ю.М. Лотману, А.Н. Леонтьеву, Г.Д. Гачеву, СВ. Лурье и др. Одним из ведущих направлений исследования картины мира человека является философская антропология. Значительное место занимают труды П. Тейяра де Шардена, X. Ортеги-и-Гассета.

Проблемам взаимодействия картины мира и мышления в отечественной науке посвящены работы Ю.Д. Апресяна о наивной модели. мира< и Б.А.Серебренникова о роли человеческого фактора в креативном познании мира.

В исследованиях последних лет предпринимаются попытки построения развернутого определения «картины, мира», обсуждаются вопросы теоретического отграничения этой категории от близких понятий. В связи с этим появилось большое количество работ, авторы которых исследуют понятие «картина мира» и устанавливают ее типы. Ими вводятся такие категории как «гуманитарная», «духовная», «информационная», «эстетическая», «авторская и зрительская», а также другие типы картины мира, изучаются их особенности и содержание. Такие исследования проведены, например, Л.М. Андрюхиной, А.Н: Суворовой, М.А. Петровым и др.

В трудах отечественных культурологов обосновывалась необходимость типологического исследования культур при изучении картины мира. Мысль о неповторимом характере каждого типа культуры как целостного единства разрабатывалась, например, Л.М. Баткиным. Значительный вклад в изучение характерных черт картины мира на разных этапах историко-культурного развития, изменений в кризисных и переломных ситуациях и выявление основных мировоззренческих констант внесли А.Ф: Лосев, А.Я. Гуревич, А.М.Панченко, К.Б. Соколов.

Изучение портретного искусства мастеров Италии и Франции XVII -XVIII веков проводилось как зарубежными, так и отечественными искусствоведами. В отечественном искусствознании основное внимание было уделено изучению становления и развития европейского портретного искусства

9 от античности до наших дней, проблем формообразования, стилевых и технических особенностей портрета в разные исторические периоды. Фундаментальные выводы по истории портрета содержат труды М.В.Алпатова, А.Я. Тугендхольда, Б.В.Шапошникова, Н.И. Жинкина, М.И. Андронниковой, А.Г. Габричевского, Е.Я. Басина, И.А. Дмитриевой, И.Е. Даниловой^ В.Н.Лазарева, Л.С. Зингера, Д.В. Сарабьянова, а также материалы специальных исследований по французскому и итальянскому портрету XVII- XVIII веков Ю.К. Золотова, Б.Р. Виппера, работы зарубежных авторов Р. Роли, Р. Палукини, Д. Мэхона, С. Эванжелисти и др. В них рассмотрена и проанализирована эволюция портрета в отечественной и европейской живописи, оценены достижения в творчестве художников европейских стран.

Проблемы художественного сознания в отечественной философии и культурологии отражены в работах Л.С. Выготскгого, П.С. Гуревича, Д.С.Лихачева, B.C. Библера. Социальные явления, связанные с вычленением человеческого «Я» из природы и общества, исследовались В.П. Бранским. Переход к «личностному» этапу в искусстве исследован Н.Н. Коваленской, Д.В.Сарабьяновым, Г.Г. Поспеловым, B.C. Турчиным. Проблему «внешнего» и «внутреннего» человеческой личности анализировал в своих трудах М.М.Бахтин, а* также зарубежные философы - И.-Г. Гердер, П. Тейяр де Шарден, Ф.В.Й. Шеллинг.

В последние десятилетия в изучении культуры все более широко применяется разработанный ранее в языкознании семиотический подход. Проблема знакового характера искусства рассматривалась Ю.М. Лотманом, Б.А. Успенским, итальянским ученым У. Эко, французским ученым-семиотиком Р. Бартом.

Однако, несмотря на многообразие работ, посвященных изучению как картины мира, так и портретного искусства, необходимо отметить отсутствие исследований, касающихся репрезентации особенностей картины мира в живописном портрете.

Объектом исследования являются живописные портреты итальянской и французской школ живописи второй половины XVII - первой половины XVIII века, рассматриваемые как «тексты культуры».

В качестве предмета исследования выделяется репрезентация картины мира в портретном искусстве Италии и Франции второй половины XVII -первой половины XVIII века.

Целью работы является выявление способов репрезентации картины мира в портретной живописи Италии и Франции второй половины XVII — первой половины XVIII века в зависимости от доминирующих представлений эпохи, где наиболее значимым представляется социокультурный аспект.

Основные задачи исследования;

изучить основные подходы к изучению проблемы картины мира в философии, культурологии, лингвокультуролгии, семиотике и других областях гуманитарного знания;

выявить культурно-исторические, религиозные, философские, эстетические и социальные факторы, повлиявшие на изменение содержания картины мира во Франции и Италии XVII - первой половины XVIII века;

проанализировать характер взаимоотношений и взаимовлияний между картиной мира и художественным творчеством;

определить способы репрезентации картины мира в различных аспектах на основе семиотического анализа портретного искусства Италии и Франции второй половины XVII - первой половины XVIII века.

Научная новизна диссертационной работы состоит в следующем: - исследованы произведения портретного жанра мастеров итальянской и французской школ живописи второй половины XVII - первой половины XVIII века с помощью методов культурологического анализа, позволяющего выявить способы репрезентации картины мира;

- разработана типологическая классификация портретов итальянской и французской школ живописи второй половины XVII - первой половины XVIII века, отражающая различные способы репрезентации социокультурных аспектов картины мира в портретном жанре данного времени.

В отечественной и зарубежной литературе специальных исследований по этой теме не проводилось. Данная работа в определенной мере восполняет этот пробел.

Теоретико-методологические основы и источники исследования.

В данном исследовании на основе целостного рассмотрения картины мира осуществляется анализ этого явления в контексте культуры Италии и Франции XVII - первой половины XVIII века.

Выявление и- изучение способов репрезентации картины мира в портретном жанре потребовало обращения к обширному историческому, философскому, культурологическому материалу и его обработки. Методологическую основу исследования составили принципы системного подхода к явлениям культуры и искусства, культурно-исторического и сравнительного анализа.

В плане общего философского осмысления проблемы картины мира используется логико-философская концепция Р.И. Павилениса. Им введено в научный оборот понятие «концептуальная картина мира» как совокупность когнитивных и ценностных концептов индивида, которая позволяет определить механизм понимания смысла «языкового выражения, человека, произведения искусства и т.д.»3, выраженного с помощью вербальных и невербальных средств коммуникации.

Для интерпретации портретов итальянской и французской школ живописи второй половины XVII - первой половины XVIII века применяется, методология тартуско-московской семиотической школы - семиотический

Павиленис Р.И. Проблема смысла: Логико-философский анализ языка. - Вильнюс, 1983. - С. 102.

12 подход4, который является одним из ведущих направлений не только современной культурологии, но и других наук, изучающих знаковые системы. В работе также использовались методы сравнительной культурологии.

При написании диссертационной работы использовались три группы источников.

Первую группу составляют живописные портреты итальянских и французских художников второй половины XVII - первой половины XVIII века: С. Бомбелли, В. Гисланди, Л. Креспи, Р. Каррьеры, И. Риго Ж.-М. Наттье, Н. Ларжильера, Ф. Буше. Выборка проводилась из числа хранящихся в ГМИИ им. А.С. Пушкина и экспонировавшихся в разные годы на выставках произведений портретного искусства, из доступных нам каталогов произведений итальянской и французской живописи, входящих в собрания Лувра, Лондонской национальной галереи, музеев Ватикана, а также из каталогов зарубежных выставок, альбомов и журналов последних лет.

Вторая группа включает в себя оригинальные работы классиков мировой философии (Ф. Бэкон, Дж. Локк, Т. Гоббс, Г.В.Ф. Гегель, И. Кант), а также биографии художников и исторических лиц, изображенных на изучаемых портретах.

В настоящей работе также использовались данные из справочной литературы: философских и толковых словарей, энциклопедий по теории и истории культуры, составивших третью группу источников.

Теоретической основой стали идеи, представленные: в трудах по философии, истории и теории культуры М. Вебера, Э. Кассирера, А.Ф. Лосева Р.И. Павилениса, М.М. Бахтина, Л.М. Баткина, A.M. Панченко, Ю.М. Лотмана, А.Я. Гуревича, И. Хейзинги; в монографиях по теории и истории искусства М.В. Алпатова, Б.Р. Виппера, Ю.К. Золотова, Ж. Базена, Дж. Аргана, Э.Гомбриха.

4 См.: Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства. - СПб.: Академический проект, 2002; Он же: Семиосфера. Статьи по типологии культуры. - СПб.: Искусство - СПБ, 2004.

13 Проблема репрезентации картины мира в портретной живописи находится на стыке многих гуманитарных наук. Диссертационное исследование выполнено на основе системного подхода, позволяющего комплексно изучить особенности картины мира, а также способы ее репрезентации в произведениях искусства. В связи с этим неизбежным стало обращение к специальным исследованиям философских, религиозных, эстетических, мировоззренческих основ культуры* Франции и Италии (работы А. Банфи, Б. Кроче, Н. Дэвиса, Э.Гомбриха, Дж. Аргана, Ж. Базена. и др.).

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Живописный портрет является- источником культурологического изучения особенностей картины мира, существующей в сознании человека в определенный культурно-исторический.период времени.

  2. В формировании представлений о человеческой личности и об окружающем мире, а также в способах репрезентации, картины мира в портретной живописи отразились изменения, произошедшие в Италии и Франции в XVII - первой половине XVIII века, связанные с трансформациями в «событийном» и «обиходном» слое духовной культуры общества.

  3. Изучение портрета итальянской и французской школы живописи позволяет установить, что в портретном искусстве отразилась господствующая в европейском сознании картина мира. Она включает в себя представления авторов портрета и их современников о наиболее значимых характеристиках личности, а также о ее месте в пространственно-временной структуре мира, о наиболее значимых атрибутах ее социального статуса и социальной роли, о нравственно-этических ценностях и эстетических идеалах.

  4. Основные способы репрезентации картины мира исследуемого периода сформировались во второй половине XVII - первой половине XVIII века и выразились в портретной типологии, в новых способах и формах кодирования невербальной информации о человеке, включенном в систему социокультурных взаимосвязей.

14 5. Социокультурные нормы, традиции, идеалы, модели, ценности представлены в портрете через стиль, систему вещей и предметов.

Научно-практическая значимость работы состоит в том, что понимание и усвоение языка портретного искусства может способствовать более глубокому пониманию человеческой личности, а следовательно, способствовать активизации межличностной и межкультурной коммуникации, социальной ориентации индивидуальных концептуальных систем и, вместе с тем, существенно расширить границы познания и понимания личности в современном обществе.

Материалы и выводы диссертации позволяют существенно расширить представления об особенностях картины мира, обозначенных с помощью символьного языка портретной живописи, и о человеке, включенном в систему социокультурных взаимосвязей.

Научно-практическая ценность работы заключается в применении для интерпретации портрета семиотического подхода, который позволяет приобрести навыки по обработке символьной информации и вписыванию ее в концептуальную картину мира зрителя.

Основные теоретические положения и практические выводы диссертации могут быть использованы для дальнейших культурологических исследований, связанных, в том числе, с другими видами творческой деятельности человека в конкретные исторические эпохи и с изучением способов репрезентации картины мира невербальными средствами коммуникации (например, музыка, танец, архитектура, садово-парковое искусство и т.д.).

Достоверность результатов исследования обеспечивается с помощью методов и теоретических положений, адекватных задачам и условиям исследования, а также благодаря согласованности полученных данных и объему проанализированных произведений.

Апробация основных положений диссертации. Материалы диссертации изложены в опубликованных статьях: «Картина мира» и ее

15 отражение в портретной живописи Италии и Франции на рубеже XVII - XVIII веков»5, «Социокультурные и семиотические аспекты репрезентации человека в портретной живописи (на примере итальянской и французской школ живописи на рубеже XVII - XVIII веков)».6

Основные положения диссертационного исследования доложены и получили одобрение на 4-й Международной научной конференции «Язык и общество», проходившей в Москве в октябре 2006 года. По итогам конференции опубликован доклад «К вопросу о межкультурных аспектах репрезентации картины мира в портретной живописи»7.

Диссертация обсуждена на кафедре мировой культуры Института международных отношений и социально-политических наук Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный лингвистический университет» и рекомендована к защите.

В ходе работы над диссертацией введены в научный оборот материалы книг и статей, опубликованных на иностранных языках:

Evangelisti S. Alcuni ritratti di Luigi Crespi. - Paragone. - № 379. - 1981; La pittura in Italia. И Settecento. - Milano, 1989; Roli R. Pittura bolognese 1650-1800. Dal Cignani ai Gandolfl. - Bologna, 1977; ThoravalJ. Les Grandes etapes de la civilisation Francaise. - Paris, 1978; Vogue P. Vaux-le-Vicomte. - Paris, 1997.

Структура диссертации определялась целями и задачами исследования в соответствии с актуальностью и степенью разработанности проблемы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения (портреты французских и итальянских художников второй половины XVII - первой половины XVIII века).

5 Стукапова СТ. «Картина мира» и ее отражение в портретной живописи Италии и Франции на рубеже XVII -
XVIII веков // Вестник МГЛУ. Философские проблемы культуры XXI века. - 2005. - Вып.504. - С. 126-135.

6 Стукалова СТ. Социокультурные и семиотические аспекты репрезентации человека в портретной живописи
(Италия и Франция на рубеже XVII - XVIII веков) // Вестник МГЛУ. Философские проблемы культуры XXI
века. - 2008. - Вып. 543. - С. 252-264.

7 Стукалова СТ. К вопросу о межкультурных аспектах репрезентации картины мира в портретной живописи //
Язык и общество: Материалы 4-й Международной научной конференции. - Т. 1. - М.: РГСУ, 2006. - С.76-79.

Концепт «картина мира» в современном гуманитарном дискурсе

В научно-философском дискурсе «мир» является многозначным понятием, которое «выступает как одна из самых фундаментальных онтологических интуиции, определяя базовые предпосылки гносеологии». В европейской философской традиции мир рассматривали в космологическом смысле (Аристотель, Платон, атомисты, представители орфико-пифагорейской школы, Гераклит Понтийский и т.д. как единое, целостное и вечное), в иудео-христианском смысле (как неполное и преходящее), в секуляризованном смысле («воля и представление» у А. Шопенгауэра, «воля к власти» у Ф.Ницше, «жизненный мир» у Э. Гуссерля, «событие» у М. Хайдеггера), в соответствии с современными направлениями гуманитарного знания (синергетика, теория диссипативных структур и т.д.).

В данной работе не ставится задача подробного обзора всех существующих определений понятия «мир» и подходов к его изучению,-поскольку и объект, и предмет исследования связаны не с историей развития философской мысли, а со сферой художественного творчества в эпоху, характеризующуюся двойственным видением окружающего мира как бесконечного динамического единства, где действуют иррациональные силы, с одной стороны, и как предустановленный творцом миропорядок, с другой. Человек, утративший в нем свое исключительное место, постепенно выстраивает новую антропоцентрическую модель взамен теоцентризма.

Категориальный аппарат и научно-исследовательский инструментарий, которым располагает современный исследователь-культуролог, приспособлен для анализа картины мира, обозначающейся через такие характеристики как «сложность, случайность, нелинейность, множественность, историчность».9 Во избежание противоречий примем за аксиому следующее утверждение: мир -сложная и динамичная реальность, субъективно воспринимаемая и означиваемая человеком, которой он личностно сопричастен, и в рамках которой он выступает в качестве активно действующего лица, носителя определенных социокультурных ценностей.

Мир представляет собой сложную и меняющуюся реальность, которая всегда значительно богаче, нежели представления, сложившиеся о ней на определенном этапе общественно-исторической практики. Человек в любую историческую эпоху стремился создать в себе ясную картину мира с тем, чтобы лучше ориентироваться в нем. Поэтому введение понятия «картина мира» было изначально ориентировано на формирование обобщенного представления о мире, упорядочивающего его и однозначно определяющего существенные взаимосвязи явлений, процессов, событий, ценностей, идеалов и норм.

Как уже отмечалось выше, в настоящее время термин «картина мира» стал широко употребительным: в своих трудах его используют представители разных наук: философы, культурологи, историки, социологи, психологи, лингвисты, этнографы. Тем не менее, формулировка ясного и исчерпывающего определения этого понятия - сложная задача. Главным образом потому, что понятие «картина мира» является междисциплинарным и, следовательно, оставаясь в рамках одной какой-либо науки, трудно дать его исчерпывающее определение.

«Картина мира» - понятие достаточно высокого уровня абстракции, принятое для обозначения мира (как бытия, Вселенной, целого, природы, космоса, жизненного мира и т.д.) в рамках определенной мировоззренческой системы: мифологической, религиозной, философской, научной.

Методологически можно выделить два уровня концептуальной разработки понятия «картина мира»: исследование взаимосвязей с мировоззрением и философией, с одной стороны, и рассмотрение «картины мира» с точки зрения специальных наук, с другой.

Основные историко-философские и социокультурные детерминанты картины мира в Италии и Франции XVII - первой половины XVIII века

Для определения основных историко-философских и социокультурных детерминант картины мира в Италии и Франции XVII — первой половины XVIII века необходимо рассмотреть, каким же был «мир жизни» западноевропейского общества этого периода, а значит, в каких конкретно-исторических обстоятельствах и в каком социокультурном контексте происходили изменения в его картине мира. Такой подход позволит определить, что именно и каким образом будет отражено в художественном творчестве данных стран в указанное время. Вывод Ю.М. Лотмана о том, что «искусство как форма общественного сознания требует прежде всего исследования конкретно-исторического и социального контекста», 53 подкрепляет такое направление исследования.

Семнадцатый век — это столетие, когда Европа вступает в эпоху Нового времени. В этот период закончился процесс формирования современных европейских наций, а вместе с ним завершился процесс локализации больших национальных культур, своеобразие которых определялось как условиями исторического развития, так и культурными традициями, сложившимися в каждой европейской стране. Глубокие изменения в социально-политической и духовной жизни Европы обусловили основные доминанты в культуре этой эпохи. Начало Нового времени характеризуется принципиальным разноречием, которое пронизывает религиозную жизнь, системы государственного устройства, экономические уклады, художественные методы и эстетические предпочтения, в это историческое время не существует общих для европейских государств социокультурных принципов. Политическая жизнь, культура, религия представлявшие собой целостные феномены, тесно связанные друг с другом, что было характерно, например, для эпохи Средневековья, с начала XVII века являются сверхсложной изменяющейся системой. Вызвано это тем, что все большие государства и культуры Европы прошли в предшествующие века через процессы ренессансного типа и через Реформацию. Так было в Италии и во Франции.

После драматических процессов Реформации и кризиса послевозрожденческой культуры в национальных культурах еще больше проявились отличавшие их черты. Несомненно, они существовали и ранее, но общая католическая религия с центром в Риме являлась объединяющей силой для Западной Европы, а жители этой обширной территории имели общие представления: эстетические, нравственные, религиозные. С XVII века в разных государствах эти представления отличаются, и люди верят в разные, несходные принципы: научные, религиозные, государственные и др. Возникает ситуация принципиального плюрализма, и в соответствии с этим у людей этого столетия проявляются существенные различия в понимании окружающего мира. Их представления обретают новый, более сложный вид и в этом заключается их специфическая особенность.

Так происходит из-за того, что другие веры (протестантизм или католицизм), политические системы, культуры, отличающиеся от собственных культур, существуют и оказывают взаимное влияние в рамках единой, с точки зрения исторической, географической, экономической общности, Европы. Находиться в изоляции от людей другого склада и иных мыслей в таких условиях было невозможно. Многоукладность повседневной жизни не исчезала, а напротив, закреплялась, становилась непреодолимой.

Образно-символические способы репрезентации картины мира в портрете

Понимание культуры как «второй природы», то есть мира, созданного человеком, обнаруживает важнейшее свойство человеческой деятельности и культуры — «удвоение» мира, для того чтобы зафиксировать свое представление о нем с помощью системы символов. Таким образом, культура дает возможность видеть мир не как непрерывный поток информации, а в упорядоченном и структурированном виде. Предмет или явление внешнего1 мира воспринимаются через символьную систему, получая в сознании человека оценочную характеристику. О. Шпенглер отмечал: «Если окружающий мир человека, безотносительно к тому, чем,он еще может быть, представляет собой макрокосм по отношению к микрокосму, некую колоссальную совокупность символов, то и сам человек, поскольку он вплетен в ткань действительности, поскольку он есть явление, подлежит той же символике. Что же могло претендовать на роль символа в случае впечатления, производимого человеком на себе -подобного, что могло соединить в себе его сущность и смысл его существования и воочию явить это перед взором? Ответ дает искусство».96 Искусство, связанное с изображением и с познанием человека в его взаимоотношениях с миром. Среди различных способов такого познания портрет занимает особое место. Г.В.Ф. Гегель в работе «Эстетика» представил собственное видение развития мирового искусства, отметив, что «прогресс живописи, начиная с ее несовершенных опытов, заключается в том, чтобы дойти до портрета».

Историк и исследователь портретного искусства Б.В. Шапошников считал, что «первоначально, с момента возникновения портрета, специфическая задача его создания лежит вне искусства и заключается в удовлетворении прагматического требования соответствия оригиналу как его двойник». Портрет, таким образом, выполняет функцию «замещения», служит напоминанием об умершем или отсутствующем человеке, являясь как бы мостом через время и пространство. Замещение - один из важных механизмов сознания и культуры, поскольку процесс познания возможен через создание «заместителей», через наречение и определение объектов: вещь — название вещи - ее изображение, «Я» - мое имя - мое изображение. Исторические корни-процесса замещения находятся в первобытной культуре, где были распространены представления о магической, очень прочной связи или тождественности как изображения и изображаемого, так и имени и того, что называется этим именем.

Дж. Дж. Фрэзер считал: «Первобытный человек, не будучи в состоянии проводить четкое различие между словами и вещами, как правило, воображает, что связь между именем и лицом или вещью, которое оно обозначает, является не произвольной и идеальной ассоциацией, а реально материально ощутимыми узами, соединяющими их столь тесно, что через имя магическое воздействие на человека оказать столь же легко, как через волосы, ногти или другую часть тела. Первобытный человек считает свое имя существенной частью самого себя...».99 Л. Леви-Брюль отмечал, что подобная соотнесенность в первобытном мышлении знака и называемого, изображения и изображаемого обусловлена «коллективными представлениями», для которых «реальность изображения -того же порядка, что и реальность оригинала, т.е. она в основе своей мистична; такова и реальность имени. ... Мистические свойства имен не отделяются от мистических свойств существ».100

Похожие диссертации на Способы репрезентации картины мира в портрете : на примере итальянской и французской школ живописи XVII - XVIII веков