Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Татуировка как форма репрезентации социокультурных кодов визуальности (на материалах исследования молодежных субкультур города Владивостока) Мельникова Людмила Алексеевна

Татуировка как форма репрезентации социокультурных кодов визуальности (на материалах исследования молодежных субкультур города Владивостока)
<
Татуировка как форма репрезентации социокультурных кодов визуальности (на материалах исследования молодежных субкультур города Владивостока) Татуировка как форма репрезентации социокультурных кодов визуальности (на материалах исследования молодежных субкультур города Владивостока) Татуировка как форма репрезентации социокультурных кодов визуальности (на материалах исследования молодежных субкультур города Владивостока) Татуировка как форма репрезентации социокультурных кодов визуальности (на материалах исследования молодежных субкультур города Владивостока) Татуировка как форма репрезентации социокультурных кодов визуальности (на материалах исследования молодежных субкультур города Владивостока) Татуировка как форма репрезентации социокультурных кодов визуальности (на материалах исследования молодежных субкультур города Владивостока) Татуировка как форма репрезентации социокультурных кодов визуальности (на материалах исследования молодежных субкультур города Владивостока) Татуировка как форма репрезентации социокультурных кодов визуальности (на материалах исследования молодежных субкультур города Владивостока) Татуировка как форма репрезентации социокультурных кодов визуальности (на материалах исследования молодежных субкультур города Владивостока) Татуировка как форма репрезентации социокультурных кодов визуальности (на материалах исследования молодежных субкультур города Владивостока) Татуировка как форма репрезентации социокультурных кодов визуальности (на материалах исследования молодежных субкультур города Владивостока) Татуировка как форма репрезентации социокультурных кодов визуальности (на материалах исследования молодежных субкультур города Владивостока)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мельникова Людмила Алексеевна. Татуировка как форма репрезентации социокультурных кодов визуальности (на материалах исследования молодежных субкультур города Владивостока): диссертация ... кандидата : 24.00.01 / Мельникова Людмила Алексеевна;[Место защиты: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет"].- Комсомольск-на-Амуре, 2013.- 183 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования проявлений визуальности человека 21

1.1 Методологические подходы к исследованию татуировки как социокультурного кода визуальности человека 21

1.2 Культурно-исторические основы татуировки .28

1.3 Социокультурные характеристики современных молодежных субкультур 44

1.4 Визуальные факторы репрезентации молодежных субкультур и роль татуировки 67

Глава 2. Татуировка как форма репрезентации телесности современной молодежи (на примере города Владивостока).. 86

2.1 Влияние городской среды на жизнедеятельность молодежи и формирование субкультурных объединений 86

2.2 Социокультурные характеристики субкультурных объединений г. Владивостока 94

2.3 Специфика знаково-символических проявлений татуировки молодежных субкультур г. Владивостока .115

Заключение 124

Библиографический список

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В настоящее время активизировались поиски методов и подходов к анализу таких проявлений человека, как его имидж и визуальные аспекты. Это обусловлено особенностями современной культуры, отличающейся изменениями смысложизненных ориентиров современной молодежи.

Активизация процессов формирования молодежных субкультур в современной российской культуре обусловлена сложившейся в стране ситуацией. Субкультуру можно рассматривать как культуру в культуре, как подсистему, вступающую в диалог с базовой культурой. Этот диалог может принимать формы обновления культуры, ее развития или противостояния. Субкультуры становятся инструментом социокультурного обновления и механизмом адаптации молодежи, привносящей в культуру новые смыслы, ценностные установки, принимаемые либо отвергаемые обществом.

Изучение визуальных аспектов поведения молодежи обусловлено, с одной стороны, с наличием этого явления, заложенного в природе, в её инстинктах; с другой – тем, что поведение молодого человека достаточно ритуализовано и завуалировано правилами хорошего тона, семейными традициями, культурными требованиями к формированию социальных ролей.

Современная культура актуализирует интерес исследователей к анализу различных социокультурных кодов, фиксирующих её характеристики. Социокоды являются информационно-коммуникативными посредниками культур различных исторических периодов, обеспечивая трансляцию и усвоение значимой для конкретной культуры информации.

Актуальность работы обусловлена недостаточностью исследований таких визуальных проявлений телесной культуры современного человека, как татуировка. Необходимость историко-культурологического исследования заключена в том, что, вскрывая истоки её происхождения, логику развития, можно делать обобщения, касающиеся специфики зарождения и развития форм маскировки и телесной модификации человека, демонстрировать, в частности, значение татуировки для понимания ценностных смыслов жизни современного человека. Исследование татуировки позволяет осознать её как информационный код, демонстрирующий преобладающие смысложизненные ориентиры современной молодежи, как один из социокультурных кодов, фиксирующих особенности культуры на разных этапах исторического развития.

Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена совокупностью ряда ключевых проблем:

- потребностью исследования современной молодежи в аспекте используемых ею визуальных проявлений телесности как социокультурного определенного информационного кода, демонстрирующего стремление молодежи к формированию объединений, способствующих приобретению групповой идентичности, уверенности, целостности, избеганию тревожности, обусловленной кризисом самоидентичности в ситуации смыслового культурного дефицита;

- недостаточностью исследований знаков и символов телесности представителей молодежных субкультур;

- спецификой проявлений телесного украшательства молодежи в регионе, расположенном на границе ряда этнокультур.

Результаты анализа социокультурных кодов оформления телесности человека может представлять интерес для исследователей с точки зрения осмысления мировоззренческих и ценностных проявлений в современных молодежных субкультурах.

Степень научной разработанности темы. В отечественных и зарубежных науках существует обширная литература, обращенная к исследованию молодежи. Первые исследования молодежи появились в начале ХХ века (Г.С. Холл, Ш. Бюлер, Э. Шпрангер и др.). Молодежные проблемы исследовались Э. Дюркгеймом, Т. Парсонсом, Р. Мертоном, Н. Смелзером и др. В науках обозначились два основных направления осмысления молодежи: как носительницы психофизиологических проявлений молодости; как субъекта и объекта преемственности поколений.

Анализ социокультурной проблематики молодежи активизировался в 50-е годы ХХ века. Он выразился в социологических исследованиях жизненных планов молодежи, её ценностных установок, мотивационных аспектов поведения в различных сферах жизнедеятельности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Харчев,

В.Н. Мясищев, И.С. Кон, И.М. Ильинский, С.Н. Иконникова, В.Т. Лисовский, В.А. Ядов и др.). Исследования субкультур с позиции философии культуры проводились О.Н. Римской, В.П. Римским, Д.В. Громовым и др. С позиций культурологического подхода молодежные субкультуры как объективная реальность исследовались такими авторами как С.Н. Иконникова, Е.А. Петраш,

А.А. Краснов, Н.Д. Саркитов, А.С. Запесоцкий, О.В Чибисова и др. Исследования субкультур с позиций наличия элементов фольклора, правового кодекса, стиля жизни, системы ценностей проводили В.Л. Луков, В.И. Ильин, С.И. Левикова, И.М. Ильинский, Е.А. Омельченко, С.В. Косарецкая и др. В исследовании Т.Б. Щепанской «Символика молодежной субкультуры: Опыт этнографического исследования системы 19861989 гг.» рассматривается субкультура с позиции её символического кода.

Семиотический метод в исследовании молодежных субкультур дает возможность выявить характеристики вербальной и невербальной коммуникации в молодежной среде, способах социально-символического кодирования повседневности (С.С. Аверинцев, В.М. Розин, Е.Г. Крейдлин, В.Л. Луков, Н.О. Губанов, С.И. Левикова и др.).

Проблемы визуальности исследовались И.М. Быховской, А.Л. Барковой, И.В. Бондаренко, О.И. Генисаретским, В.А. Круткиным, Е.В. Малаховой, А.А. Бодалевым, В.Н. Никитиным, В.А. Подогорой, С.А. Смирновым, Л.Е. Этингеном, А.Б. Гофманом, М.Б. Ямпольским и др., отмечавшими

, что тело является естественным природным пристанищем смыслов и ценностей, которые ещё не утратили своего культурного значения.

Татуировка, несмотря на длительную историю своего существования, является мало изученным феноменом. Приоритет в исследовании татуировки принадлежит представителям таких наук, как этнография и антропология

(А.Ф. Миддендорф, Н.Л. Гондатти, Б.О. Пилсудский, П.Г. Васкевич, Ф. Ратцель, Л.Я. Штернберг, Ф. фон Гельвальд, Дж. Леббок, К. Леви-Стросс и др). Монография М.Б. Медниковой посвящена анализу татуировки в истории мировой культуры. С точки зрения криминологии исследовали татуировку такие специалисты как О.П. Дубягина, Ю.П. Дубягин, Г.Ф. Смирнов и др.

Использование татуировки в молодежной среде рассматривают В. Стил, В.В. Козлов, Д. Парк, Е.Б. Павщук, В.А. Гришин, В.А Барановский и др. Ряд исследователей допускают, что работа с телом является одной из форм формирования субкультурных ценностей и своеобразным обрядом инициации для принятия групповой идентичности (Т.Б. Щепанская, Е.В. Малахова). Недостаточно исследованы проблемы выбора тем, сюжетов, стилей наносимых рисунков татуировки в контексте ее использования представителями современных молодежных субкультур.

Объект исследования – молодежные субкультуры.

Предметом исследования является татуировка как форма репрезентации социокультурных кодов визуальности молодежных субкультур.

Цель исследования заключается в выявлении семантики татуировки, её функциональной роли и причин актуализации в телесности человека (на примере современной молодежи г. Владивостока).

Целевая установка определяет задачи исследования:

1)Рассмотреть социокультурные основы татуировки, выявить её сущностные черты.

2)Выявить специфику знаково-символических проявлений татуировки, используемой представителями современной городской молодежи (на примере молодежных субкультур г. Владивостока).

3)Показать значение татуировки как визуального знака, отражающего обращенность представителей молодежных субкультур к ценностным ориентациям членов группового объединения.

4)Обосновать гипотезу исследования: актуализация использования татуировки современной молодежью обусловлена поисками приобретения устойчивой идентичности за счёт соединения с себе подобными и формирования различного рода социокультурных объединений (субкультур).

Источники исследования представлены широким кругом разнопланового материала:

- архивные материалы по Дальнему Востоку, содержащиеся в Государственном архиве Хабаровского края, Хабаровском краевом краеведческом музее им. Н.И. Гродекова, Приморском Государственном Объединенном Музее им. В.К. Арсеньева. Они представлены авторскими работами (рукописными, машинописными, подлинными и копиями), дневниками, записками, заметками – около десяти фондов, содержащих материалы с описанием татуировок;

- материалы интернет-ресурсов;

- фотографии респондентов, позволяющие осуществить анализ символического содержания татуировок, используемых современной городской молодежью.

Хронологические рамки исследования охватывают период конец XX и начало XXI века, ставший временем активных межкультурных коммуникаций и процессов идентификации представителей российского общества.

Территориальные рамки исследования ограничиваются городом Владивостоком Приморского края.

Теоретико-методологическая основа определяется спецификой научной проблемы, целевой установкой и решением поставленных задач, что требует применения исследовательских приемов и процедур ряда методов, сложившихся в социогуманитарных науках. Теоретическую базу диссертации составили труды известных ученых в области антропологии (Л.Е. Этинген, К. Леви-Стросс и др.) социологии (Э. Дюркгейм, И.М. Ильинский, И.С. Кон, В.Т. Лисовский, Т. Парсонс, Н. Смелзер, В.Я. Ядов, культурологии (М.С. Каган,

С.Н. Иконникова), этнографии и антропологии (А.П. Окладников, М.Б. Медникова, Л.Я. Штернберг, Т.Б. Щепанская и др.). В основе исследования лежит культурно-антропологический подход, позволивший определить особенности существования современной молодежи, ее включенность в различные культурные объединения. В этнографических исследованиях анализируются особенности использования татуировки в исторической ретроспективе.

Применение семиотического, структурно-функционального методов, позволило выявить социокультурные основы татуировки, её сущностные черты, показать значение татуировки в качестве визуального знака приверженности представителей молодежных субкультур ценностным ориентациям членов группового объединения. Использование данных методов помогло провести анализ, выявить все компоненты исследуемого явления, осуществить знаково-символический анализ татуировки.

Важным методологическим аспектом в исследовании татуировки явилось эмпирическое исследование, включавшее в себя методы наблюдения, интервьюирования, анкетирования, методики психодиагностического тестирования продолжавшегося шесть лет (2006 – 2012 гг.), в ходе которого были определены наиболее распространенные молодежные субкультуры

г. Владивостока, выявлена специфика использования ими татуировки, а также установлены функции татуировки у молодежи, не включенной в субкультурные объединения.

Научная новизна диссертационного исследования может быть репрезентирована в следующих положениях:

1)В диссертационной работе представлен целостный анализ татуировки как формы репрезентации социокультурных кодов визуальности молодежи г. Владивостока.

2)Определены социокультурные основы татуировки, с выявлением её функции в репрезентации молодежи.

3)Выявлены специфические знаково-символические проявления татуировки, используемой представителями современной городской молодежи.

4)Показано значение татуировки как визуального знака приверженности представителей молодежных субкультур к ценностным ориентациям группового объединения.

5)Частично подтверждена гипотеза: актуализация использования татуировки современной молодежью обусловлена поисками приобретения устойчивой идентичности за счёт соединения с себе подобными и формирования различного рода социокультурных объединений (субкультур).

Теоретическая значимость исследования определяется рядом положений, сформулированных, апробированных и доказанных в ходе исследования. Проведенный анализ открывает научные перспективы для проведения и реализации исследовательских работ в сфере культуры телесности. Проанализирована татуировка как форма репрезентации визуальных аспектов телесности молодежи. Проведена систематизация разрозненного материала, содержащего различные виды татуировок, используемые в демонстрации телесности молодежью города Владивостока.

Практическая значимость работы. Материалы и результаты исследования обогащают эмпирическую базу и аналитический инструментарий культурологии и антропологии данными о символическом значении татуировок, используемых современной молодежью. Они могут быть использованы в анализе смысложизненных ориентаций современной молодежи в разработке и чтении вузовских курсов: «Теория культуры», «История культуры», «Культурная антропология», «Имиджелогия», «Невербальные аспекты коммуникации». Вклад диссертанта определяется тем фактом, что в авторской концепции татуировка понимается как форма репрезентации молодежи, как её социокультурное «послание» обществу, в котором закодированы личностные проблемы индивидов. Исследование имеет эвристический потенциал использования результатов осуществленного анализа для выявления глубинных смыслов социокультурных проблем современной молодежи и разработки технологий её адаптации и успешной самореализации в культуре.

На защиту выносятся следующие положения:

1)Татуировка, сохраняя исторически сложившиеся функции: «социального письма» индивида обществу, «защитные», «магические», приобретает в современной культуре ряд других: «эстетическую» функцию, «самовыражения», «демонстрация во вне своих ценностных установок».

2) Татуировка как знаковая форма внешнего представления тела является формой репрезентации принадлежности индивида к определенной субкультуре.

3)Татуировка является способом демонстрации молодежью своего отношения к внешнему миру, средством коммуникации и репрезентации социокультурной идентичности личности.

4)Татуировка является частью визуального знаково-символического культурного кода молодежи.

5)Активизация использования татуировок современной молодежью г. Владивостока, обусловлена влиянием современных социокультурных условий.

6)Телесность молодежи является социокультурным информационным кодом, демонстрирующим стремление молодежи, объединенной в субкультуры, к приобретению групповой идентичности, преодолению кризиса самоидентичности.

Апробация результатов исследования: Материалы и основные положения диссертационной работы были представлены в статьях, монографии, учебных пособиях, обсуждены на международных научно-практических конференциях и конгрессах: Международной научно-практической конференции, проходящей в рамках Тихоокеанской ассамблеи творческой молодежи «Под знаком дизайна» (г. Владивосток, 2004); Международной научно-практической конференции «Этносервис в моде, дизайне, истории» (Владивосток, 2006); IV Международной научно-практической конференции «Российский Дальний Восток и интеграционные процессы в АТР: политико-экономические, социально-культурные проблемы» (Владивосток, 2006); VII Международном научном конгрессе «ГЕО-Сибирь-2011» (Новосибирск, 2011); VIII Международном научном конгрессе «Геопространство в социальном и экономическом дискурсе» (Новосибирск, 2012); в учебном пособии: Березницкий, С.В., Гонтмахер П.Я., Мельникова Л.А. «Основы этносервиса в духовной и материальной культуре коренных народов Дальнего Востока» / - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2007. - 148 с.: ил., С. 123-143; в монографии Карабанова С.Ф., Мельникова Л.А. От маски к имиджу, – Владивосток: Дальнаука, 2009. – 164 с.: ил.. По теме исследования опубликовано 9 статей общим объемом 3,45 п.л., в том числе 1 статья – в рецензируемом научном издании, 1 монография – 2.5 п.л..

Структура и объем диссертации обусловлены логикой решения поставленных в ней задач. Диссертационная работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, Списка использованных источников и литературы, Приложений, содержащих таблицы, диаграммы, фотографии, рисунки, а также примененные в работе анкеты и психодиагностические методики.

Культурно-исторические основы татуировки

Человечество давно пытается понять и определить сквозь призму философии, антропологии, этнографии, истории, археологии, психологии, социологии и ряда других наук, что входит в понятие «культура», выраженное в значительном количестве определений. Все эти понятия можно отнести к следующим концепциям: предметно-ценностная или аксиологическая, в которой рассматривается культура как объединение витальных и духовных ценностей; деятельностная, исследование с точки зрения жизнедеятельности человека; как продукт истории общества – историческая; культуру как фактор организации общественной жизни представляет – социологическая; функциональная – проявляет себя через функции которые она выполняет, все что создано людьми – антропологическая, характеризуя их жизнь в определенных исторических условиях; – культура как духовная жизнь общества рассматривается в идеациональной концепции, в качестве характеристики самого человека выступает – личностно-атрибутивная; культура как семиотическая или информационно-знаковая концепция – это совокупность знаков и знаковых систем; социологическая – представляет культуру как фактор организации общественной жизни, обеспечивающий коллективную деятельность людей; диалогическая как процесс общения. Кроме того, культура рассматривается как подсистема всего общества, которая выполняет функцию управления общественными процессами на нормативно-вербальном уровне.

Можно согласиться с Рэймондом Уильямсом, использующим термин «культура» в четырех основных понятиях: первый – это общий процесс интеллектуального, духовного и эстетического развития; второй указывает на формы интеллектуальной, в первую очередь, художественной деятельности; третий, более связанный с антропологией и этнографией, – на конкретный образ жизни людей и их групп в конкретный исторический период; четвертый различает понятие куль туры как знаковой системы, через которую транслируется, репродуцируется, про веряется и исследуется социальный порядок [197]. Отсюда несомненно, что культура может служить передаче доминантных ценностей, а может быть и ме стом сопротивления, где общепринятые господствующие коды смещаются и нарушаются, уступая альтернативным системам кодирования.

Таким образом, если рассматривать культуру как инструмент для диагностики социокультурного пространства человечества, то происходящие революционные процессы в административно–экономической системе России заставляют задуматься о её состоянии. С одной стороны, трансформации, происходящие в современном российском обществе, ведут к распаду цивилизации, с другой к появлению и осмыслению науки – культурологии, выявляющей содержание, структуру, динамику, технологии функционирования социокультурного опыта и всех видов и форм человеческой практики. Причиной этого является становление новой постиндустриальной социально-экономической формации, характеризующейся рядом признаков: динамизм, эклектичность, многозначность, появление, распространение и развитие информационных технологий.

Сегодня общество находится в ситуации постоянного увеличения потока потребляемой информации, которая чаще всего представляет визуальные образы в виде рекламных кадров, фрагментов картин, отрывков текста, звуковых сигналов и мелодий и т.д., что несомненно накладывает отпечаток на восприятие и формирование системы координат человека, выбор своего стиля жизни, линии поведения, имиджа, вкусов и предпочтений, ценностей, а соответственно и на требования человека как к себе, так и к окружающим.

Культурология – наука, интегрировавшая в изучение различных аспектов феномена культуры подходы и методы гуманитарных и социальных наук. Для исследования культуры визуальности человека в данной работе применимы следующие подходы: культурно-антропологический, нацеленный на выявление социокультурных смыслов человека; структурно-функциональный подход, рассматривающий субкультуру как подсистему целостной социально-культурной системы и её роль в общей системе регуляции общественной жизни; социологический подход изучает культуру и ее феномены с точки зрения их конкретной целесообразности для тех или иных социальных слоев или социальных групп, т.е. татуировка как явление культуры оценивается с позиции её принадлежности определенной социальной группе (субкультуре) и того, как оно выражает ее интересы; аксиологический (ценностный) подход связан с изучением татуировки как совокупности ценностей, к достижению которых стремится данное общество; семиотический подход исходит из понимания культуры как текста, как символической системы. Татуировка – идеографический знак, расшифровка смыслов которого приведет к пониманию молодежных субкультур.

В культуре повседневности смыслы становятся знаками, а формы зрелищны. Отсюда отмеченная многими исследователями (Р. Рорти [194], М.Фуко [120], Р. Шустерман [195], Р. Барт [15], Г. Шульце [118] и др.) эстетизация повседневности, которая может привести к восприятию людьми себя и своего окружения в качестве предметов искусства. Сегодня особенно актуальным становится изучение визуальности как механизма презентации, идентификации, а также выражения индивидуальности. Индивидуальность в информационной культуре получила новое выражение – она стала выражать себя через свои потребности. В мире, пронизанном глобальными потоками богатств, власти и образов, поиск идентичности коллективной или индивидуальной, прописанной или сконструированной, становится фундаментальным источником социальных значений. Люди все чаще организуют свои смыслы не вокруг того, что они делают, но на основе своих представлений о том кем они являются, отмечает в фундаментальном исследовании информационной эпохи Мануэль Кастельс [50]. В связи с этим ключевым определением культуры для нашего исследования является положение немецкого философа О. Шпенглера, что культура есть внешнее проявление внутреннего состояния человека [131].

Визуальные факторы репрезентации молодежных субкультур и роль татуировки

Одной из важных характеристик неформальных молодежных субкультур является доступность. Чаще всего субкультуры представляют собой систему закрыто – открытого типа в том смысле, что они закрыты для представителей старшего поколения и открыты для молодого поколения. Эти объединения настолько закрыты для старших, что те, если и допускаются, то лишь к их внешне воспринимаемой информации. Однако для представителей даже молодого поколения данные объединения являются не полностью открытыми. В соответствующие неформальные молодежные объединения допускаются лишь молодые люди, полностью принимающие и разделяющие ценностные установки, стиль жизни представителей данной молодежной субкультуры, нормы, мировосприятие, а также принимающие внешние атрибуты принадлежности к ней (прическа, одежда, жаргон, манеры и т.п.). Важные для соответствующей молодежной субкультуры идеи и ценностные ориентиры получают внешнее выражение в обязательной для её членов символике и атрибутике группы. Посредством таких визуальных знаков молодые люди узнают «своих», отличают «чужих». Все эти знаки и символы обеспечивают объединение и сплочение группы, позволяют молодым людям демонстрировать и отстаивать свои позиции и взгляды в социокультурной среде.

Следует отметить, что мало работ, как уже отмечалось выше, посвященных внешним атрибутам принадлежности к той или иной субкультуре. Причем в предисловии к монографии Т.Б. Щепанской «Система: тексты и традиции субкультуры» К.В. Чистов подчеркивал важность изучения символики молодежных сообществ, имеющей для культурологии и этнографии особый интерес и играющей важнейшую роль в механизме их самоорганизации [136, С.11].

Человеческое тело, его форма, двигательные особенности, отражает с помощью визуальных параметров не только культурную среду, которая способствует развитию специфических, этнических, национальных и социокультурных характеристик, но психологическое содержание личности. Под влиянием стрессо-генных факторов, все элементы, составляющие индивидуальность, становятся уязвимыми порождают установку на развитие того стиля телесного поведения и визуальных проявлений, в котором человек находит возможность воплотить свои представления, ценностные и мировоззренческие установки.

Стрессогенные факторы существовали во все времена, во всех сообществах, чаще всего выражаясь в форме проблемы «отцов и детей», в проблеме взаимоотношений старшего и молодого поколения [156]. Данное явление уходит корнями в обычай отделения девочек и мальчиков в племенном обществе на период инициации, превращая тем самым эти группы в субкультуры, с определенными способами поведения и закрытости от остального сообщества.

В социокультурном пространстве молодежным субкультурам практически всегда присуще стремление закрепить важные для них мировоззренческие смыслы в яркой экспрессивной форме, возможно, непонятной основной массе людей, но вызывающей интерес. В результате единения вокруг какой-либо идеи, идеала, ценности, молодежь, объединяясь в группы, достаточно часто проявляет склонность к созданию новой культурной реальности. Она по–своему осмысливает эстетические качества мира, воспринимая сложившиеся в культуре представления и мировоззренческие смыслы, такие, как красота, художественный вкус, эстетический идеал, наполняет их новым содержанием. Молодежь стремится изменить пространство, в котором существует, эстетизировать его с позиции собственных представлений о прекрасном. Следует отметить, что в молодежных субкультурах нередко можно обнаружить стирание четкой грани между реальностью и игрой, что проявляется в театрализации, артизации, «карнавальности», импровизацион-ности молодежной жизни. Игра для молодых людей вполне понятное действие, которой они занимались практически всю жизнь, поэтому объединяясь в группы игры становятся способом самовыражения индивидуальности. Драматургия является неотъемлемой частью деятельности молодежных групп. Причем в качестве источников для драматургии могут выступать различные письменные источники, близкие по духу конкретным членам конкретной группы. В качестве таких источников могут выступать, как тексты песен, фильмы, религиозные тексты и т.д.

Для молодого человека у которого, все быстро меняется важно быстро получить и расшифровать информацию от внешнего мира, так как с одной стороны он уже вроде бы взрослый и сам должен выбирать кто для него опасен, с другой стороны он еще не совсем взрослый и этот взрослый мир его пугает, поэтому ар-тизация как форма эстетической игры в жизнедеятельности проявляется в демонстративно эпатажной манере поведения, в особенном визуальном стиле, включающим не только особенности поведенческих ролей, но и специфические пристрастия в одежде, прическах, аксессуарах и т.д. Для молодежи понятен язык игры больше, чем текстовое послание, поэтому в молодежной среде, как ни в какой другой, практически стираются национальные и идеологические границы, в связи с чем молодежная культура практически не знает национальных барьеров.

Н.А. Хренов считает, что любая деятельность может одновременно выступать игрой «бывает, что игра трансформируется в серьезную деятельность или, наоборот, последняя – в игру» [177, С. 166]. Любая игра требует театрализации, что предполагает визуальное оформление в виде костюмов и другой атрибутики, в связи с чем неотъемлемые правила и неизменные аспекты существования суб 69 культуры поддерживаются членами сообщества, придавая каждой субкультуре специфичность, направленность интересов и мировоззренческих установок. Экспрессия человека проявляется через особенности внешнего облика в проявлении могут стать «знаками», демонстрирующими стиль жизнь личности, ее предпочтения и ценностные установки. Прежде всего отметим, что в аспекте данного исследования визуальный канал передачи информации входит в область категории «невербальное общение». Исследователи телесности В.Н. Панферов, Дж. Ниренберг, Г.Е. Крейдлин, В.А. Круткин, Е.Н. Петрова и др. определяют визуальность как внешний образ, включающий в себя физический облик, социокультурное оформление внешности, и экспрессивно–импрессивные движения. Все эти составляющие как единый «визуальный текст общения» способствуют интерпретации и пониманию индивидуума в межличностном общении в процессе восприятия человека человеком.

Социокультурные характеристики субкультурных объединений г. Владивостока

Данную субкультуру объединяют так называемые косплей – фестивали, в переводе с английского – «костюмированная игра». Возник современный косплей в стране создавшей знаменитые японские комиксы и мультфильмы «аниме» и «манга», в связи с чем основными персонажами косплея являются герои данных мультфильмов, а также видеоигры, «токусацу» или исторические фильмы о самураях. Отождествляя себя с каким–то персонажем, участники косплея не только называются его именем, носят аналогичную одежду, употребляют аналогичные речевые обороты, но и стараются вжиться в роль своего героя, иногда перенося его паттерны поведения в обычную жизнь. Готовятся к косплею задолго и тщательно, часто делают своими руками костюмы, но те у кого позволяют доходы могут заказать в ателье или купить готовый. В Японии поставлено довольно широко бизнес–производство костюмов и аксессуаров для косплея.

Употребление термина «косплей» стало актуальным не только среди участников русского «аниме – сообщества», но его активно стали употреблять также другие представители субкультур, сущностной основой для обозначения приверженности которой является внешний вид («ролевики» и «исторические реконструкторы»,) вне зависимости от их отношения к японской культуре. В российском косплее есть практика полевых игровых действий, которая практически отсутствует на родине косплея в Японии, где участники сосредотачивают все свои усилия на качестве костюма. Этому причиной является, то что в России «кос 109 плей» стал изначально выглядеть игровое действие персонажей. Для японских ко-сплееристов важна демонстрация костюма персонажа.

Свой внешний облик представители «аниме» субкультуры оформляют в соответствии с внешним видом любимых персонажей фильма. Это могут быть брелоки, подвески и изображения «аниме» персонажа, сумки, футболки с соответствующей символикой, прически, которые могут меняться со сменой приоритетов и выбором персонажей.

Самой структурированной и закрытой является субкультура «байкеровн. Они практически не идут на контакт. Имеют свою идеологию и своё особое мироощущение. В г. Владивостоке довольно широко распространена эта субкультура, в ней активно участвуют более тысячи человек, примерно официально существует 15 мотоклубов – отметил руководитель байкерского клуба города Владивосток «Русские Самураи» Валерий Well Володарский. В ходе интервью с Валерием удалось выяснить следующее. Субкультура начала своё развитие в 90 – х годах XX столетия. Всех так или иначе причисляющих себя к этой субкультуре объединяет, в основном, любовь к мотоциклам. Они собираются в более или менее крупные группы, придумывают различные названия и цвета оформления техники. Однако ярко выраженных групп «байкеров» в городе две: «Железные тигры» и «Русские самураи». Обе группы объединены в одноименные клубы, зарегистрированные официально, как общественные движения. Оба эти объединения имеют аббревиатуру МС– мотоклуб. Остальные МСС – мотообъединения. У клубов сложная система принятия новых членов: «ханграунд» – кандидат в кандидаты, «проспект» – «чистый» кандидат; «мемберс» – статус полноправного члена клуба. Срок проверки три года (интервью). Байкерский клуб – закрытая структура со своей идеологией, кодексом поведения, флагом, гимном и принятыми цветами в оформлении одежды и мотоциклов. Не каждый желающий может попасть даже в статус «ханграунд». Участие в субкультуре – дорогое мероприятие. С одной стороны, это ограничивает группы в размерах, а с другой,– влияет на возраст участников, обусловленный способностью иметь хороший мотоцикл и специальную экипировку. Чаще всего это уже работающие и довольно состоятельные люди.

Самым закрытым и строго структурированным является клуб «Железные тигры». Это команда единомышленников, связанных не только любовью к мотоциклам, но и крепкой дружбой. Увлечение мотоциклом – это практически образ жизни. На мероприятия, организованные клубом приходит вся семья «байкера». По типу профессий члены клуба делятся на две группы: одни занимаются ремонтом, торговлей мото – техники и работают в фирме «ВладМото», другие работают в государственных учреждениях. Они не преследуют каких– либо целей, направленных вовне, не претендуют на социальную активность. Их незыблемые ценности: мотоцикл, пиво, дорога, рок. Клуб имеет свои филиалы в городах Приморского края. Занимается благотворительностью, курируя детские дома, в некоторых мероприятиях выступая спонсорами, принимает участие в «игрушечном пробеге» – ежегодном международном мероприятии празднования дня защиты детей.

Совершенно по–другому организовано объединение «Русские самураи». Это открытое движение, включающее в себя доверенных лиц. Байкеры всех возрастов разного стиля вождения и мастерства, с любыми проблемами, с «техническими» и «человеческими», в любое время здесь находят помощь и понимание. Дружба, равенство, взаимовыручка, страсть к технике, дух свободы и честь – основы, накрепко сплотившие «Самураев». Основная цель движения – объединение многочисленных мото – клубов Дальневосточного региона для достижения общих целей, соответствующих принципам движения «RS». В названии клуба слово «Самурай», члены его трактуют следующим образом: «сам у своего развития; сам строй свой рай». Установки группы состоит в том, что каждый должен надеяться на свои силы и в то же время знает, что на помощь всегда придет команда единомышленников. Это объединение более открыто и более, чем «тигры» социально ориентировано. Они участвуют практически во всех мероприятиях, проводимых мотоциклистами. Члены клуба жестко подчиняются кодексу, разработанному клубом, в котором чётко определены правила существования и поведения этой субкультуры.

Специфика знаково-символических проявлений татуировки молодежных субкультур г. Владивостока

В диссертационной работе впервые осуществлено исследование татуировки как формы репрезентации социокультурных кодов визуальности на примере молодежных субкультур г. Владивостока в сравнении с молодежью, не относящей себя к каким-либо объединениям. Исследование социокультурных оснований татуировки, основанные на обобщении и систематизации культурно-исторического материала и проведение прикладных социологических и психодиагностических исследований, позволило подтвердить основные положения выносимые на защиту и исследовательскую гипотезу.

Решение поставленных задач показало, что татуировка, сохраняя сложившиеся исторические функции: «социального письма» индивида обществу, «защитные», «магические», приобретает у современной молодежи ряд других функ 122 ций: «эстетическую», «самовыражения», «демонстрация своих ценностных установок».

Современность заключила молодого человека в «ловушки» навязанных социокультурных стандартов и требований. Резкая смена политических, экономических и вслед за ними культурных явлений поставили под вопрос ценностные ориентиры молодежи, нарушили сложившиеся в культуре морально-нравственные устои. При этом тело человека выражает, преодолевает социальное давление различными способами, то, что люди вкладывают в понятие «невыносимые» условия, «непереносимая» боль, «безграничное» удовольствие – все это является параметрами не столько индивидуальными, сколько санкционированными коллективным одобрением или неодобрением.

Кроме того в работе показано, одной из проблем молодежи является кризис идентичности и трудности в формировании самоидентичности, что и приводит её к стремлению объединяться в различные группы, том числе включаться в субкультурные объединения. Обретение идентичности зачастую становится поиском молодыми людьми, но поиском без четкого понимания, что и где следует искать, но с ясным ощущением необходимости найти. Этот процесс часто усугубляется тем обстоятельством, что значительная часть подростков имеет с детских лет неудовлетворенные социальные потребности и именно в субкультурах они ищут возможности удовлетворить. Отсюда и появление татуировки у молодежи, объединенной в субкультуры как символического знака принадлежности к данному сообществу, демонстрации своего мироощущения и ценностных установок. Телесность при этом становиться информационным кодом, а татуировка демонстрирует смыслы, скрытые за её первичным изображением, содержит иносказательные многозначные смыслы.

При этом каждый человек постоянно вынужден выбирать между двумя формами репрезентации себя посредством своего теля – для себя и для других. С помощью татуировки молодежь демонстрирует принадлежность к групповому объединению, в котором она получает возможность успешно общаться, приобретает опыт группового взаимодействия и защиту от проблем, которые она не может разрешить индивидуально.

В процессе исследования показано, что татуировки содержат определенную символику внутри каждой субкультуры. Так установлено, что обращение к пластам культуры, вокруг которых концентрируются процессы самоопределения личности способствует включенности молодых людей в конкретную субкультуру, удовлетворяя потребность в повышении самооценки, в приобретении специфического языка для коммуникаций и в предпочитаемых поведенческих ролей и правил в иные в успешной социализации. Молодежные субкультуры можно рассматривать как формы «самовыражения и высказывания молодых». При этом татуировки являются визуальными знаками, посредством которых молодые люди узнают «своих», отличают «чужих».

В работе проанализированы основные молодежные субкультуры г. Владивостока, выявлена символика татуировок, используемых представителями этих объединений.

Продемонстрирована специфика формирования субкультур и татуировок, используемых молодежью г. Владивостока. Расположение города Владивостока на «границе» с таким странами, как Китай, Япония, Корея, определяет состояние «пограничья», и напрямую связанные с ним межкультурные взаимодействия, обусловливает специфику формирования и развития молодежных субкультур. На границе происходят биполярные процессы – смыкание двух миров и их разграничение, отсюда возникновение субкультур, для которых пограничье является начальной стадией их развития и семиотической зоной, в рамках влияния которой они формируются, например субкультура «аниме».

Проведенное исследование позволило сделать вывод, что татуировка может рассматриваться как одно из древнейших, универсальных знаковых средств че ловека, актуализированных и занимающих определенное место в современном молодежном сообществе как культурное явление, содержащее сакральный смысл. Татуировка – это активный символ, смыслопорождающий культурный феномен, способный не только продемонстрировать, но и сохранить в культурной памяти и транслировать в чувственно-воспринимаемой форме идеи, идеалы и ценности культуры.

Молодежь в ситуации переизбытка информации, культурных преобразований, изменения смысложизненных ориентиров прибегает к исторически испытанным кодам репрезентации своей самоидентичности. При этом символика татуировок выступает, с одной стороны как средство приверженности традициям, сохранения сакральных смыслов культуры, а с другой, - как «социальное письмо» своему окружению, содержащее информационный код, выражающий проявление отношения индивида к внешнему миру, его принадлежность к определенной субкультуре, проявлениям ее групповой идентичности.

Следует отметить, что наше исследование продемонстрировало приверженность к украшательству своего тела не только представителей субкультур, но и активизацию этого способа социокультурной презентации у молодежи, не входящей в субкультурные объединения. В этой связи, диссертационное исследование открывает перспективы для дальнейших культурологических исследований.

Похожие диссертации на Татуировка как форма репрезентации социокультурных кодов визуальности (на материалах исследования молодежных субкультур города Владивостока)