Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Театральное пространство и пространство театра : компаративный анализ Орлова, Елена Валентиновна

Театральное пространство и пространство театра : компаративный анализ
<
Театральное пространство и пространство театра : компаративный анализ Театральное пространство и пространство театра : компаративный анализ Театральное пространство и пространство театра : компаративный анализ Театральное пространство и пространство театра : компаративный анализ Театральное пространство и пространство театра : компаративный анализ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Орлова, Елена Валентиновна. Театральное пространство и пространство театра : компаративный анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 24.00.01 / Орлова Елена Валентиновна; [Место защиты: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина].- Тамбов, 2011.- 175 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-9/200

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Театральное пространство в сфере культурного пространства

1.1 Культурное пространство: определение, специфика, структура 17

1.2. Театральное пространство в структуре художественного пространства: системный анализ 41

1.3 Театральное пространство: культурологический анализ 62

Глава 2. Понятия «театральное пространство» и «пространство театра»: проблема соотношения

2.1. Сущностные характеристики театрального пространства и пространства театра 89

2.2. Взаимодействие театрального пространства и пространства театра с другими видами культурного пространства 117

Заключение 151

Библиография

Введение к работе

Актуальность исследования в первую очередь обусловливается возрастающим интересом к различным областям культурологии и философии культуры. Философская и культурологическая мысль уже давно и активно занимается разработкой категории «культурное пространство». Однако, несмотря на частое обращение исследователей к проблеме структурного образования культурного пространства, театральное пространство как культурный феномен не стало темой отдельного фундаментального исследования.

Театр, как традиционный вид культурной деятельности, строится на одном из основополагающих принципов построения и постижения сущности культурного пространства – его игровой природе. В рамках постмодернизма игра определяется как существенная характеристика человеческого бытия. Игровое начало культуры, благодаря которому возможно творческое постижение законов бытия, как никогда актуально для современного состояния общества и не может не влиять на методы философского познания. На этом фоне театр, как «игра всех игр», воспринимается как форма постижения действительности. С позиций философского рефлексирования жизненные смыслы, оформляющиеся в культурном пространстве, представляют собой некие культурные сценарии, которые развиваются по законам театрального представления.

Сегодня многие философы активно используют театральную терминологию для объяснения законов бытия. Здесь театральность особенность театрального пространства, спроецированная на жизнь, приобретает значение удвоения реальности средствами игры, представления, разыгрывания ролей. В современном обществе жизнь превращается в театр, в котором все подчинено системе условностей, уравнивающей в правах игру и жизнь. Спектакль приобретает значение общественных отношений между людьми, опосредованных образами. В постмодернизме философия становится драматической игрой разума, где любая философская концепция выстраивается по принципу пьесы, смысл которой сводится к драматическому столкновению двух «главных действующих лиц» философии: материи и сознания.

Таким образом, с точки зрения многих современных философских концепций жизненное пространство современности пронизано некими образами, «штампами», благодаря которым человек искусно разыгрывает выстроенную «срежиссированную» культурой и социумом, роль. Встает вопрос о заданной современными условиями существования «артизации» жизни, как отдельного человека, так и общества в целом.

С позиций «театра бытия» для того, чтобы понять законы мироздания, их смысл и сущность, необходимо укрепить теоретическую значимость театрального пространства. Разделение понятий театральное пространство и пространство театра необходимо для того, чтобы более четко отделить внутренний, глубоко специфичный слой театральной деятельности от внешнего, в котором и осуществляется выход театральности во внешний культурный слой. В связи с этим необходимым является исследование театрального пространства и пространства театра с позиций культурологии и философии, способных синтезировать разработки всех существующих подходов, а также обобщить опыт, полученный в результате внедрения феномена театральности в механизмы социокультурного взаимодействия, ориентированные на зрителя и задающие определенные стереотипы мышления.

Степень научной разработанности проблемы

В основе диссертационного исследования лежат концепции пространственной парадигмы, разработанные в рамках постмодернизма, структурализма и постструктурализма и представленные работами Ж. Дерриды, Ж. Делеза, Ж.-Ф.Лиотара, Ж. Бодрийяра и др. С тех пор, как культура начала рассматриваться как форма бытия человечества, появилась необходимость в организации человеческой деятельности. Попытки очертить пространственные границы организации такой деятельности привели к появлению понятия «культурное пространство». Проблема культурного пространства разрабатывается в рамках различных направлений научного знания, таких как, география, геополитика, этнография, социология, филология, история и т. д.

Понимание сущности культурного пространства как пространства, в котором локализуется деятельность по переработке окружающего мира, привело к поиску его определения, как одного из ключевых культурологических понятий. С долей условности здесь можно выделить два подхода:

1. Геокультурный подход рассматривает пространственный ареал физического или географического распространения культуры в рамках одной страны, города и т.д. В этом направлении наиболее значимы работы Ф. Броделя, О. Шпенглера, Н.А. Бердяева, Э.А. Орловой, Б. Г. Соколова, В. А.Ташкова и др.

2. Культурное пространство является онтологической категорией, которая выступает смыслообразующим звеном, оформляющим сознание человека и социума и формирующим структуру культуры. С этой точки зрения можно выделить работы Ю.М. Лотмана, М.С. Кагана, А.А. Боева, А. И. Быстровой, А. Шолтысека, И. И. Свириды, А.Я Флиера и др.

Необходимо отметить социологический подход к определению пространства, представленный в работах М. Вебера, Г. Зиммеля, А. Тойнби и др. Исследователи очертили проблематику цивилизационных срезов, которые ограничили ареал распространения культуры.

Дальнейшая разработка культурного пространства поставила ученых перед проблемой разделения и определения понятий «культурное пространство» и «пространство культуры». В философской литературе эти понятия чаще всего выступают как тождественные, как правило, они не разделяются. Исследований, в которых была бы сделана попытка разделения вышеназванных понятий очень немного. Одними из первых, кто пытался разграничить эти понятия, были представители саратовской философской школы И.М. Гуткина, Л.В. Силкина. Более детальную разработку это деление получило в монографии «Феномен культурного пространства». Разделение понятий «культурное пространство» и «пространство культуры» представляется необходимым для дальнейшего исследования, поскольку оно получает развитие в сопоставлении основных для диссертации понятий: «театральное пространство» и «пространство театра».

Теоретические предпосылки рассмотрения театрального пространства как вида культурного пространства лежат в теории игровой концепции культуры, разработанной Ф. Шиллером, Й. Хейзинга, Г. Гессе, Х. Ортега-и-Гассетом, Э. Финком, продолженной в работах Э. Берна, Л.Т. Ретюнских, Т.А. Апинян.

Возникая из игровой составляющей бытия культурного пространства, театр реализует себя в некоем пространстве. Встает вопрос об определении смысла, сущности, характеристик театрального пространства, о месте, занимаемом им в структуре культурного пространства.

В процессе определения места театра в культурном пространстве были проанализированы значимые работы по эстетике и философии искусства Аристотеля, Платона, Г.-Э. Лессинга, Ф. Ницше, И. Г. Гердера, И.Ф. Гете, Ф. Шеллинга, А.Ф. Лосева, П.А. Флоренского, Л.Н. Когана и др.

Разработка проблемы театрального искусства как специфического вида деятельности начатая еще в античности Платоном, Аристотелем, привлекает внимание ученых и сегодня. Отдельным звеном можно представить работы, в которых театральное пространство выступает как вид художественного пространства, которое в свою очередь является элементом культурного пространства: это работы В.С. Библера, Ю.Н. Давыдова, М.С. Кагана, Э.В. Леонтьевой, Д.С. Наливайко и др.

В рамках соотношения театрального пространства с другими видами культурного пространства все концепции можно разделить на несколько направлений. Трактовка театральной деятельности с разных точек зрения дает возможность очертить границы театральной коммуникации.

Представители социологического подхода Д. Дидро, Л. Жуве, Ш. Бодлер, Б. Шоу и др., исследуют театр как сферу гражданского воздействия на публику. Отечественная мысль представлена в трудах А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, В.Г. Белинского, А.В. Луначарского, Д.С. Лихачева и др. Философское обоснование театра как проекции иллюзорности реального бытия оформлено в работах Б. Брехта, А. Арто, Ги Дебора, С.А. Изволиной и др.

Основы семиотичекого подхода в исследовании театра были заложены Ф. де Соссюром, К. Леви-Стросом, Ч. Моррисом, продолжены Р. Бартом, Г.Г. Шпеттом, В.Н. Топоровым, Ю.М. Лотманом, Ю.С. Степановым, Н.Б. Мечковской. Следует отдельно отметить работу П. Пави, который рассматривал пространство как единицу театрального знака и через эту единицу проанализировал всю театральную специфику.

Сценографический подход к рассмотрению театрального пространства сложился в начале ХХ века. Режиссеры-новаторы рассматривали театральное пространство через соотнесение его с пространством в театре. К.С. Станиславский, Н.И. Немирович-Данченко, А.Я Таиров, Н.Н. Евреинов, В.Э. Мейерхольд, Г.А. Товстоногов, Е.Б. Вахтангов, А.В. Эфрос, Т.Н. Бачелис провели границу между игрой и реальностью, отделили иллюзорный мир театра от физического бытия. В этих работах театральное пространство представлено как пространство, зависящее от характера взаимодействия зрителей и актеров и формирующееся деятельностью режиссера. Среди зарубежных исследователей, обращавшихся к проблеме пространства в театре как к способу эффективного взаимодействия сцены и зрительного зала, можно выделить Г. Крэга, П. Брука, Дж. Стрелера и др.

Антропологический подход, исследующий вопросы формирования личности в рамках театрального пространства, затрагивают Ф. Степун, Н.А. Хренов, М. Мамардашвилли, Г.С. Померанц, В.Н. Дмитриевский и др.

Исторический подход представлен в работах В. Бабенко, Г. Дадамяна, Г.Н. Бояджиева и др. Исследования по истории театра и культуры дают возможность проследить трансформацию театрального пространства и отношения к театру в различные эпохи.

При подготовке материала были проанализированы результаты последних диссертационных исследований. Работы Андреевой И. М., Лихониной О.В., Петелиной М. В., Райкова В.Н., Романовой Е.В. касаются разных аспектов существования театра.

Следует отметить вклад саратовской философской школы в концептуализацию категорий культурного пространства и всех его составляющих: социального, жизненного, театрального пространств, пространства личности и т.д. В работах Я.Ф. Аскина, В.Б. Устьянцева, В.П. Барышкова, Т.П. Фокиной, И.М. Гуткиной, Г.Н. Петровой, Е.В. Листвиной, О.Ф. Филимоновой, Л.В. Силкиной, О.В. Гуткина проведен обстоятельный анализ пространственно-временных структур на уровне социума, группы, личности.

Анализ актуальности и степени научной разработанности проблемы позволил сформулировать объект, предмет, цели и задачи диссертационного исследования.

Объект исследования

Объектом исследования выступает театральное пространство как культурологический феномен.

Предмет исследования

Предметом исследования являются театральное пространство и пространство театра как составляющие культурного пространства.

Основная цель и задачи исследования

Целью исследования является выявление сущности и структуры театрального пространства и пространства театра, опираясь на специфику их взаимодействия.

Цель обусловливает постановку следующих задач, реализуемых в диссертационном исследовании:

1.Определить место театрального пространства в структуре культурного пространства.

2. Выявить соотношение театрального и художественного пространств в рамках бытия культуры.

3. Проанализировать особенности театрального пространства как феномена культуры, сформулировать его определение.

4. Обосновать разделение понятий «театральное пространство», «пространство театра» на основе их сущностных характеристик.

5. Выделить специфику взаимодействия театрального пространства и пространства театра с другими видами культурного пространства.

Методология и методологические основания исследования

Методологическую основу диссертационного исследования составил сравнительно-исторический метод, который дает возможность проследить развитие театральных процессов и четко обозначить разведение категорий «театральное пространство» и «пространство театра». Семиотический и герменевтический методы используются при анализе знаковой наполненности театральных пространственных текстов. Структурно – функциональный метод применяется при внутреннем анализе, как культурного пространства, так и структурного разделения театрального пространства и пространства театра. Диссертант также использует методологию комплексного анализа, позволяющего исследовать театральное пространство на стыке философии, культурологии, социологии, психологии, эстетики, театроведения.

Научная новизна диссертационного исследования

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

Уточнено определение культурного пространства с позиций происходящего в нем диалога множества подпространств, одним из которых является театральное пространство.

Обосновано, что театр как онтологическое явление не замыкается в рамках художественного пространства, а выходит за его границы в силу главной своей особенности – нахождения в двух пространствах (физическом и виртуальном (художественном)) одновременно.

Проведен комплексный анализ театрального пространства, с выявлением исключительности его качеств, параметров, функциональной значимости. Дано авторское определение театрального пространства, как пространственной организации театральной культуры.

Проведен структурный анализ понятий «театральное пространство» и «пространство театра», содержательные различия которых проявляются в качественно-количественной составляющей, практическом и теоретическом характере, в коммуникативной составляющей, в движении, в семиотической организации, в структуре театральных артефактов.

Определен характер взаимодействия театрального пространства и пространства театра с другими видами культурного пространства, уровень которого вводит театральные феномены в проблематику культурфилософского осмысления бытия.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Материалы диссертационного исследования представляют научный интерес для специалистов в области философии культуры, культурологии, философской антропологии, социологии, искусствознания, теории театра или театроведения. Выработанный подход к исследованию феноменов театрального искусства и процессов, протекающих в театральном пространстве как форме театральной культуры, может быть полезен при анализе исторического развития современного социокультурного пространства.

Материалы могут быть использованы в дальнейшей научно-исследовательской и преподавательской деятельности, при разработке и чтении курсов по теоретическим и прикладным дисциплинам, связанным с проблематикой философии культуры, культурологии, искусствоведения, истории и теории театра.

Результаты исследования могут использоваться в разработке методов культурной политики и стратегий культурного развития социума. Работа может представлять научный интерес для специалистов в сфере социально-культурной деятельности.

Положения, выносимые на защиту

1. Культурное пространство – это сложное развивающееся образование, состоящее из совокупности относительно самостоятельных и взаимосвязанных друг с другом видов, являющихся определенными подпространствами, задаваемыми характером человеческой деятельности и обеспечивающими бытие культуры. Театр как чистая игра входит в культурное пространство, которое формируется игровой (творческой) деятельностью индивидов, направленной на преобразование природного мира. Театральное пространство относится к явлениям культуры, как пространство творческого освоения реальности.

2. Художественное пространство свойственно не реальному миру и не самим произведениям искусства как элементам реальности, а тем образным моделям, которые создаются в произведении искусства. Образность театрального пространства является основным, но не единственным вариантом его распространения. Художественные миры в театре создаются в реальном времени, реальными людьми, осознающими иллюзорность созданных ими персонажей. В театральном пространстве также действуют структуры, которые, работая на искусство театра, сами никогда не попадают в художественное, то есть образное пространство. Они являются частью театральной культуры и вводят театральное пространство в область бытия культуры. Таким образом, театральное пространство может выступать самостоятельным видом культурного пространства.

3. Театральное пространство – это конкретно воспринимаемое и осознаваемое пространство, в котором концентрируется и реализуется театральное искусство, как художественное освоение мира посредством драматического действия, так и деятельность структур, относящихся к театру опосредованно, но существенно влияющих на специфику его локализации. Оно обладает специфическими параметрами и качествами. Специфика театрального пространства проявляется в неоднозначности временных параметров, определения центра и периферии, сакрального и профанного. Его главными качествами выступают: семиотическая наполненность, виртуальность, исключительность ценностных оснований, диалоговость, антропоцентризм. Театральное пространство разворачивается в двух измерениях одновременно: реальном (физическом) и виртуальном, что ведет к двойственности его бытия. В театральном пространстве выделяются две функциональные направляющие: первая направляющая – функции, присваиваемые театральному пространству как виду искусства, вторая – функции, присущие собственно театру, выполнение этих функций ведет к наделению театрального пространства категориальным аппаратом.

4. Пространство театра - это реальное замкнутое пространство, в котором оформляется и реализуется конкретная практическая деятельность субъектов, обеспечивающих внутритеатральную специфику. Структуру пространства театра составляют: драматическое пространство, сценическое пространство, сценографическое пространство, игровое пространство (жестикуляционное), текстовое пространство, внутреннее пространство. Театральное пространство (онтологическое) - это атмосфера, складывающаяся вокруг театра и определяющая его место в культуре. Театральное пространство основывается на театральной культуре, как форме познания и сохранения театрального искусства, но не исчерпывается ей, так как соотносит и объединяет пространства многих театров, помогает театру соструктурировать свои феномены, вводит его как образование в процесс функционирования культуры в целом. В структуру театрального пространства входят: архитектурное пространство, пространство музыки, живописи, художественное пространство, литературное, эстетическое, религиозное, жизненное пространство, социальное, городское пространство.

5. Сведение воедино всех составляющих коммуникации театрального пространства и пространства театра привело к выделению двух уровней диалога с другими видами культурного пространства. Первый уровень – это внутренний диалог, он происходит в пространстве театра и формирует театральную специфику. Второй, внешне фиксируемый уровень, складывается из сосуществующих моментов социальной действительности и формируется из условий и форм жизнедеятельности. Наличие этой коммуникации обеспечивает выход театрального пространства во все сферы бытия культуры и общества.

Апробация работы

Основные положения диссертационного исследования были изложены в статьях, докладах, и выступлениях на конференциях различного уровня: Межрегиональная научно-практическая конференция «Ценностный мир человека в современном обществе» (Саратов, 2006); Региональная научная конференция «Виртуальное пространство города» (Саратов, 2007); Четвертая международная конференция «Человек в современных философских концепциях» (Волгоград, 2007); Международный научный симпозиум «Время культурологии» (Москва, 2007); Межрегиональная научно-практическая конференция «Жизнь: бытийственный, ценностный и аксиологический аспекты» (Саратов, 2007); Всероссийская научная конференция «Виртуальное пространство культуры: онтологический, аксиологический, антропологический и теоретико - познавательный аспекты» (Саратов, 2008); Второй культурологический конгресс (Санкт-Петербург, 2008); Всероссийская научно-практическая конференция «Многопрофильный университет как региональный центр образования и науки» (Оренбург, 2009).

Основные идеи и научные результаты представлены в 10 авторских публикациях общим объемом 3,65 п.л.

Результаты исследования используются автором в чтении курсов:

«Культурология» в ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», «Организация театрального дела в России» в ГОУ ВПО «Оренбургский государственный институт искусств имени М. и Л. Ростроповичей»

Структура работы

Работа состоит из введения, двух глав и заключения. В конце работы помещена библиография.

Театральное пространство в структуре художественного пространства: системный анализ

Проведен структурный анализ понятий «театральное пространство» и «пространство театра», содержательные различия которых проявляются- в качественно-количественной составляющей, практическом и теоретическом характере, в коммуникативной составляющей, в движении, в семиотической организации, в структуре театральных артефактов.

Определен характер взаимодействия театрального пространства и пространства театра с другими1 видами культурного пространства, уровень которого вводит театральные феномены в проблематику культурфилософского осмысления бытия. Положения, выносимые на защиту

1. Культурное пространство - это сложное развивающееся образование, состоящее из совокупности относительно самостоятельных и взаимосвязанных друг с другом видов, являющихся определенными подпространствами, задаваемыми характером человеческой деятельности и обеспечивающими, бытие культуры. Театр как чистая игра входит в культурное пространство, которое формируется игровой (творческой) деятельностью индивидов, направленной на преобразование природного! мира: Театральное пространство относится к явлениям культуры, как пространство творческого освоения реальности.

2. Художественное пространство свойственно не реальному миру и не самим произведениям искусства как элементам реальности, а тем образным моделям, которые создаются в произведении искусства. Образность театрального пространства является основным, но не единственным вариантом его распространения. Художественные миры в театре создаются в реальном времени, реальными людьми, осознающими иллюзорность созданных ими персонажей. В театральном пространстве также действуют структуры, которые, работая на искусство театра, сами никогда не попадают в художественное, то есть образное пространство. Они являются частью театральной культуры и вводят театральное пространство в область бытия культуры. Таким образом, театральное пространство может выступать самостоятельным видом культурного пространства.

3. Театральное пространство - JTO конкретно воспринимаемое и осознаваемое пространство, в котором концентрируется и реализуется театральное искусство, как художественное освоение мира посредством драматического действия, так и-деятельность структур, относящихся к театру-опосредованно, но существенно влияющих на специфику его локализации. Оно обладает специфическими параметрами и качествами. Специфика театрального пространства проявляется в. неоднозначности временных параметров, определения центра и периферии, сакрального и профанного. Его главными качествами выступают: семиотическая наполненность, виртуальность, исключительность ценностных основании, диалоговость, антропоцентризм. Театральное пространство разворачивается в двух измерениях одновременно: реальном (физическом) и виртуальном, что ведет к двойственности его бытия. В театральном пространстве выделяются две-функциональные направляющие: первая направляющая - функции, присваиваемые театральному пространству как виду искусства, вторая — функции, присущие собственно театру, выполнение этих функций, ведет к наделению театрального пространства категориальным аппаратом.

4. Пространство театра - это реальное замкнутое пространство, в котором оформляется и реализуется конкретная практическая деятельность субъектов, обеспечивающих »внутритеатральную специфику. Структуру пространства театра составляют: драматическое пространство, сценическое пространство, сценографическое пространство, игровое пространство (жестикуляционное), текстовое пространство, внутреннее пространство. Театральное пространство (онтологическое) - это атмосфера, складывающаяся вокруг театра и определяющая его место в культуре. Театральное пространство основывается на театральной культуре, как форме познания и сохранения театрального искусства, но не исчерпывается ей, так как соотносит и объединяет пространства многих театров, помогает театру соструктурировать свои феномены, вводит его как образование в v процесс функционирования культуры в целом. В структуру театрального пространства входят: архитектурное пространство, пространство музыки, живописи, художественное пространство, литературное, эстетическое, религиозное, жизненное пространство, социальное, городское пространство.

5. Сведение воедино всех составляющих коммуникации театрального пространства, и пространства театра привело к выделению двух уровней диалога с другими1 видами культурного пространства. Первый уровень - это внутренний диалог, он происходит в пространстве театра и формирует театральную специфику. Второй, внешне фиксируемый уровень, складывается с из сосуществующих моментов социальной действительности т формируется- из условий и форм, жизнедеятельности. Наличие этой коммуникации-обеспечивает выход театрального просірапства во все сферы бытия.культуры и общества.

Теоретическая и практическая значимость исследования Материалы диссертационного исследования представляют научный интерес для. специалистов в области философии культуры, культурологии, философской антропологии, социологии, искусствознания, теории театра или театроведения. Выработанный подход к исследованию феноменов театрального искусства и процессов, протекающих в театральном пространстве как форме театральной культуры, может быть полезен при анализе исторического развития современного социокультурного» пространства.

Материалы могут быть использованы в дальнейшей научно-исследовательской и преподавательской деятельное га, при разработке и чтении курсов по теоретическим и прикладным дисциплинам, связанным с проблематикой философии культуры, культурологии, искусствоведения, истории и теории театра.

Результаты исследования могут использоваться в разработке методов культурной политики и стратегий культурного развития социума. Работа может представлять научный интерес для специалистов в сфере социально-культурной деятельности.

Апробация работы Основные положения диссертационного исследования были изложены в статьях, докладах, и выступлениях па конференциях различного уровня: Межрегиональная научно-практическая конференция «Ценностный мир человека в современном обществе» (Саратов, 2006); Региональная научная конференция «Виртуальное пространство города» (Саратов, 2007); Четвертая международная конференция «Человек в современных философских концепциях» (Волгоград, 2007); Международный научный симпозиум «Время культурологии» (Москва, 2007); Межрегиональная научно-практическая конференция «Жизнь: бытийственный, ценностный и аксиологический аспекты» (Саратов, 2007); Всероссийская научная конференция «Виртуальное просі ран ство культуры: онтологический, аксиологический, антропологический и теоретико - познавательный аспекты» (Саратов, 2008); Второй культурологический конгресс (Санкт-Петербург, 2008); Всероссийская научно-практическая конференция «Многопрофильный , университет как региональный центр образования и науки» (Оренбург, 2009).

Театральное пространство: культурологический анализ

Так, особенность художественного пространства состоит в том что оно» является художественно отраженным и- преобразованным пространством действительности, имеющим эстетический смысл и содержание2. Художник в произведении, отражая реальное- пространство, формирует свое определенное художественное пространство, а зритель воспринимает произведение искусства и как материальный объект, существующий в реальном пространстве, и как носителя идеального художественного образа. Художественное пространство не является просто точной копией реальности, даже если оно рождается в процессе прямого Иі непосредственного изображения художником конкретного явления реальной жизни. Конструируемое в произведении художественное пространство; будучи слепком с жизни, все же не является реальностью. Художник отмечает лишь некоторые черты, характерные для физического существования и интерпретирует их с точки зрения своего субъективного видения. Поэтому одна проблема может быть представлена публике абсолютно по-разному. Например, в литературном произведении автор, в силу своей фантазии, может бесконечно раздвигать границы художественного пространства. Так, в фантастических романах действие может происходить и в космосе, и на других планетах, герои могут перемещаться в- далекое прошлое. Художественное пространство может расширяться, вмещая созданные в

Художественное пространство рождается в области- воображения. «Благодаря воображению, в,сознании художника возникают образы, которые закрепляются и создают художественную реальность»3. Любое явление, попадающее в»полехудожественного пространства, имеет в первую очередь. не материальное объективное значение, а становится художественным образом, который, не всегда соответствует реальному предназначению пространственного объекта, но зависит от субъективного» восприятия мира художником.

Таким образом, можно сказать, что художественное пространство. наполнено не физическими объектами, а художественными образами, таю как они представляют собой взгляд человека на тох или, иное событие, закрепленное художественными средствами в произведении искусства.

Художественный. образ представляет собой? человеческую деятельность, получившую соответствующее воплощение в камне, слове, движущемся изображении4. Qw устойчив, достаточно точен? и? обобщен. Художественный образ - специфическое явление, присущее исключительно искусству. Ни одна другая человеческая деятельность, репродуктивная или созидательная, не создаёт такого феномена. Начиная с древнейших времён, самые выдающиеся умы человечества постоянно говорили о том, что без связи с искусством, без его понимания нет не только культурного человека, но и по-настоящему полноценно развитого человека. Ю. Бореев определяет художественный, образ как иносказательную, метафорическую мысль, раскрывающую одно явление через другое. Посредством него «художник как бы сталкивает явления друг с другом и высекает искры, освещающие жизнь новым светом»5. Главным в искусстве является1 художественный, образ. Его

В театральном искусстве также царят художественные образы и вся театральная деятельность, так или иначе, направлена на воссоздание художественного пространства в рамках пространства театра теми способами, которые доступны театральному творчеству. Театральное пространство, как и художественное, обладает высокой степенью образности, так как все, что попадает на сцену, получает тенденцию наполняться смыслом по отношению к непосредственно-предметной функции вещи. В момент представления театр перестает быть просто зданием, он становится, например, Венецией или дворцом датского короля. Здесь движение оборачивается жестом, а вещь — деталью, несущей определенное значение. В этом случае театр рассматривается как определенный вид искусства.

Как уже было сказано выше, театральное пространство выходит за рамки художественного, но как определенный культурный феномен, оно рассматривается как понятие, содержащее в себе несколько составляющих, таких как «театр», «пространство», «театральное пространство».

Театральное пространство выступает пространственной организацией деятельности, производимой в театре: Конечным результатом такой деятельности становится театральное искусство, которое и создает художественное пространство средствами доступными театру. Поэтому анализ театрального пространства невозможен без более четкого представления, что такое театр, выявления его специфики с позиции культуры, его места в структуре искусств, то есть в художественном пространстве. Это в свою очередь даст более четкую картину особенностей, связывающих и разъединяющих художественное и театральное пространства.

Произведение: искусства; будучик материализацией духовного содержания; попадает в;пространственно-временнойїконтинуум; в? котором , существует: все материальное:1

Художественное пространство;, наделенное идеальнымюснованием; все? же обладает материальным носителем;, в. качестве: которого? выступают выработанные в процессе исторического развития? человечества: феномены культуры, воплощающие «идеальное». Таким, материальным; объектом выступает произведение искусства. Художественный» образ опредмечивается в произведении искусства. Данный; процесс: происходит по-разному. Основываясь на характере отождествления духовного содержания! с. материальной: формой; в зависимости от выразительных возможностей материальных средств; искусства делятся на «пространственные»,. .

Сущностные характеристики театрального пространства и пространства театра

Театральное пространство; основывающееся нах театральной культуре, получает более широкую трактовку, так как вбирает в себяшсе многообразие входящих в-театр структур, совмещая; не связанные между собой сферы бытия; которые активизируются определенныйпериод времени..Так же как-. и культурное пространство, театральное реализует себяжак во-времени; так и BI пространстве.. «Время; и пространство — необходимые компоненты всего» содержания;человеческого восприятия (поля восприятия);.будучи способами: различения, предметов. При? этомс пространство ест восприятие существующих в поле восприятия чувственных впечатлений; а время — чередование накопленных чувственных впечатлений;, т. е. определенное:, взаимоотношение между непосредственными и полученными, ранее восприятиями»4. Движение пространства, невозможное вне: времени; время локализуется в определенном пространстве:

Пространственно —; временное единство, находит свое закрепление, в понятии; «хронотоп»,, которое вывел МіМ:; Бахтин?. Хронотоп? можно определить как формально-содержательную категорию;, которая наделяет любое культурное явление пространственно-временными характеристиками:. Время здесь сгущается, уплотняется, становится; художественно-зримым; пространство интенсифицируется, втягивается в движение г времени, сюжет, истории. Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем. В этом варианте время выступает как «четвертое измерение пространства» . Выражая различное качественное отношение к бытию, отличаясь по своей природе, пространство и время выражают всю полноту бытия культуры. Поэтому они. должны быть рассмотрены в своих собственных проявлениях, в которых отражается их родовая сущность.

Следуя за Э.В. Барковой, которая считает, что «сейчас в науке существует ряд вопросов, решение которых предполагает прояснение специфики пространства и времени, но взятых не как отдельные формы культуры, а в их единстве как активные компоненты культурообразования»7, логично будет за основу анализа принять «пространственно-временной континуум» как исследовательский принцип данного параграфа. Континуум оказывается как бы особым подвижным контуром, который обеспечивает связь целого и частей, внутреннего и внешнего, общего и единичного, выделяя зависимость свойств тех или иных культур от некоторых константных состояний ее бытия8. Полнота исследования может быть достигнута только в результате выявления пространственно-временных характеристик театрального пространства.

Как любой вид культурного пространства, театр предполагает специфичность своего континуума. Это ведет к проблеме параметров и качеств театрального пространства. Оценивая театральное пространство как структурированную целостность, необходимо задаться вопросом о его центре и периферии, расположение которых подвергается трактовке в зависимости от характера театральных процессов. Географически центром театрального пространства можно назвать крупные города, где сконцентрировано множество театров и интенсивнее течет театральная жизнь. С другой стороны, центром можно обозначить столицу, а периферией провинциальные города. На онтологическом уровне центром можно назвать сакральное (в том смысле, что там происходит ритуальный процесс перевоплощения актера) пространство сцены, а периферией — восприятие этого процесса. Удаление или приближение, таким образом, будет определяться степенью вовлеченности в?процесс производства-и потребления театральной культуры. Здесь также играет роль способность и желание воспроизводить ценности и опыт, накопленный людьми в разных областях театральноп искусства.

Третья сторона этой проблемы состоит в том, что театральное искусство, рождается и проявляется в деятельности субъекта. Актер, режиссер и все вспомогательные структуры являются-творцами, сакральной стороны театрального пространства, зритель производит пространство образов, воспроизводство ценностей в обыденное сознание. Значит, центром является субъект, а периферией — все, что он производит.

Центр театрального пространства определить, очень сложно, так как оно многосоставно, многомерно и неоднородно. Постоянное движение исследуемого явления приводит к совмещению акцентов. Например, в течение длительного времени центральной фигурой театрального процесса был сам актер. Появление режиссерского театра сместило значимость фигуры актера на второй план - на периферию. На первый план выдвинулся режиссер, которому подчинена вся деятельность в театре.

Такие же проблемы возникают при определении границ сакрального и профанного в пространстве. Энциклопедические словари определяют сакральное так: ««Сакральное (от лат.— «посвященное богам», «священное», «запретное», «проклятое»)— святое, священное, важнейшая мировоззренческая категория, выделяющая области как принципиально отличные от обыденной реальности и исключительно ценные»9. В связи с этим сакральная область бытия- не может ассоциироваться только со сценой или актером, так как зритель также попадает в это «сакральное» за счет сопереживания, вовлеченности в художественный мир спектакля. На сцене и в сознании актера- и зрителя создается и существует иллюзорный, «исключительно ценный» мир.

Таким образом, священное пространство в театре имеет центр, с которого начинается творение художественной реальности и пересечение ее с физической реальностью - человек, играющий или сопереживающий. Однако, актер или зритель, который творит игрой этот мир- может находиться и внутри, и вне сакрального пространства. Это зависит от его настроения, личных ценностных установок и места театра в, культуре. Так, например, в древности человек (жрец, верующий, актер) в ритуале организовывал природное пространство, осваивал и делал его-сакральным. Человек стремился через соединение сакрального и профанного пространств! добиться» слияния с божеством или духом. Дистанция- между человеком и тем, кого он представлял и к кому одновременно» обращался, сокращалась или исчезала совсем, и человек становился центром» сакрального? пространства. Bs современном, театре сакральное часто превращается! в профанное. Это происходит в том случае, когда актеры профанируют свою деятельность, механически произнося текст и играя «шаблонами». Все это еще раз подчеркивает неоднородность театрального пространства, которая задается деятельностью субъекта, как его творца-и главного действующего лица. В процессе сотворения данного пространства происходит трансформация и секуляризация духовных ценностей творца и потребителя. Театр строится на действии, которое выполняет человек. Деятельность, как категория бытия искусства театра, является той основой, из которой возникает художественный образ. Театральную деятельность можно свести к нескольким основным действенным уровням:

Взаимодействие театрального пространства и пространства театра с другими видами культурного пространства

Есть города театральные, а. есть» нетеатральные, причем: не: всегда имеет значение колинество театрові Как правило роль здесь играет «качественная» составляющая театрального пространства; Театральное; пространство каждого города; индивиду ально. Оно зависит от развития- в нем общественной; театральной жизни.. Значение имеет все: талант режиссера; хорошо организованный творческий! тандем, всех других видові искусств? в пространстве театра, уровень таланта?актеров,и»т. д.

В театральном городе шпублика чаще всего.культурно: развита; более одухотворена; это; выражается даже: на обыденном, жизненном уровне; захватывает жизненное пространство. Театр как» явление,- включенное в; жизненное пространство каждой личности, не может не; влиять на городское пространство,, наполняя его культурношзначимостью; В! таком4 городе театр-воспринимается как праздник. Жизнь, театрального города» наполнена духовными знаками, смыслами; Городское пространство: не воспринимается вне существования в нем: театральной жизни. Так, нельзя;представить себе Москву без; Большого театра, без МХАТа,, Санкт - Петербург - без БДТ, Мариинского? театра. Без этих зданий; без: насыщенной; культурной? атмосферы, царящей в пространствах театра, культурное пространство) городаимело бы совсем другие:особенности:

Проходя сквозь призму . театрального пространства; городское пространство получает культурное осмысление, так как, являясь частью культурного? . пространства; выражая его творческую; духовную составляющую; театральное пространство тем- самыми творит само? культурное пространство. В пространстветеатра городское:общество мыслит себя творцом культуры. Даже далекие от осознания себя? как культурной элиты, общества люди, попадая в театр, тесно соприкасаются со всеми, даже самыми далекими; от них сферами культуры, покинув- же; пространство театра, они несут его культурную составляющую во внешнее пространство; города. государственные, духовные проблемы; события, происходящие в городской жизни, в ее общественных сферах, непосредственно влияют на сам театральный процесс. Выбор- той или иной пьесы- для постановки, материальное обеспечение театрального здания и его работников, желание актеров работать в.томили ином театре, городе - все это зависит от каждого конкретного городского пространства: Специфика, атмосфера каждого индивидуального театрального пространства города1 взаимосвязана с духовной спецификой городского пространства. Зная специфику театральных школ, можно очень легко, отличить, постановку московского театра от постановкитеатра Санкт-Петербурга.

Таким образом; духовная» атмосфера города с его исторически сложившимся- менталитетом накладывает сильнейший отпечаток на сферу бытия театрального пространства: А вливающаяся в культурное пространство города театральная жизнь формирует особенности структурирования духовности города. Но городское пространство - это в» первую очередь люди, наполняющие город смыслами своего, существования и творящие его» атмосферу. Театральное пространство отмечено присутствием человека, который одновременно и находится внутри- него и творит его.

Личностное пространство складывается на основе индивидуального своеобразия его творца и носителя. В описании пространственного своеобразия» бытия личности будет уместным.употребить понятие «цельного человека», выведенное И.В. Киреевским. В» цельном человеке ученый выделяет две сферы: внешний и внутренний человек36. Внутренний человек -это совокупность способностей человека — способность к сопереживанию, способность ощущать вину, стыд, чувствовать красоту, то есть степень овладения ценностным слоем культуры. Внешний, человек — это совокупность социальных ролей человека. Помимо этого, внешний слой включает три структурные сферы: первая сфера - временная, связанная с рождением и конечностью человека, вторая - пространственная ограниченность, предельность границ возможностей! каждой личности, третья — это личность, индивидуальная уникальность всякого культурного пространства отдельной личности37.

Пространство, личности конечно, у него свои временные: и пространственные ограничения, свои субъективные ценности. Как только-оно перестает твориться, оно сразу исчезает и остается в памяти в виде культурного наследия отдельного- человека. Театральное пространство состоит из этого- культурного наследия. Личностные ценности; мотивы и установки становятся здесь. достоянием общественности, обеспечивая ее интеллектуально-эмоциональный культурный слой.

Театральное пространство- вбирает в себя огромное количество личностных пространств. Оно творится, человеком- и ддда человека. Основой театрального действия является актер. Через него» происходит театральная коммуникация. Выступая как знак, носитель и выразитель смыслов,-заложенных в сценическом действии, актер- самі становится ценностью театрального пространства. С ним, а через него с персонажем пьесы; с автором, режиссером, которые через тело актера? пытаются выразить, свое личностное бытие, дать образное решение жизненных ситуаций, с которыми сталкивается» человек, и происходит идентификация личности. Проблемы. персонажа становятся личными, переживаются как собственные.

Актер всегда воспринимается как «Я-образ», психологическое отображение и замещение личностного пространства зрителя; сидящего в зале38. Лишь в соотнесенности с Другим, в зеркальном отображении в Другом осуществляется возможность конструирования собственного человеческого бытия39. В театральном пространстве соотнесение актер-зритель имеет очень глубокие психологические основания

Похожие диссертации на Театральное пространство и пространство театра : компаративный анализ