Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Телевидение как историко-культурный феномен Ковалев, Александр Александрович

Телевидение как историко-культурный феномен
<
Телевидение как историко-культурный феномен Телевидение как историко-культурный феномен Телевидение как историко-культурный феномен Телевидение как историко-культурный феномен Телевидение как историко-культурный феномен
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ковалев, Александр Александрович. Телевидение как историко-культурный феномен : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Ковалев Александр Александрович; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств].- Москва, 2011.- 159 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-24/130

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Эволюция телевидения в культуре XX-XXI веков

1. Развитие «раннего» телевидения 15

2. Развитие «зрелого» телевидения 49

3. Телевидение и культурные формы коммуникации 76

Глава II. Телевидение как социокультурное явление

1. Телевидение и культурогенез 82

2. Медиареальность как четвертая реальность 107

3. Реалити-шоу как составляющая медиареальности 123

Заключение 137

Список использованных источников

Введение к работе

Актуальность темы исследования. XX век был временем, когда появилось множество научных открытий и технических изобретений, принципиально изменивших человеческую жизнь. Одним из важнейших изобретений такого рода стало телевидение. Возникшее в 1930-е годы, электронное телевидение всего за три десятилетия - уже в начале 1960-х - превратилось из экзотического развлечения в самое распространенное и влиятельное средство массовой информации (СМИ) и массовой коммуникации (СМК).

Подлинное значение телевидения можно установить, лишь рассматривая его роль в истории культуры. С технической точки зрения, телевизор - всего лишь бытовой прибор, использующий электричество, стоящий в одном ряду с тостером, пылесосом и стиральной машиной. Но это прибор, деятельность которого оказывает колоссальное воздействие на людей и общество в целом. Стремительное развитие телевидения во второй половине XX века привело к тому, что уже выросло несколько поколений, не представляющих себе жизни без телевизора, а значит, и несущих на себе следы «телегенности». Вплоть до возникновения компьютеров мы, пожалуй, не можем назвать ни одного технического устройства, воздействие которого на человека и общество можно сравнить с телевидением.

Скорость распространения телевидения поражает воображение: зрителями первой в мире телепередачи с четким изображением (Лондон, 2 ноября 1936 г.) были обладатели 100 телевизоров. А на 1 апреля 1987 г. в той же Англии телевизоры были почти у 19 млн. семей. В США в это же время более 90% населения имело цветные телевизоры. Телевидение имеет огромную аудиторию, так, похороны Дианы, принцессы Уэльской 6 сентября 1997 г. наблюдали в прямом эфире 2,5 млрд. зрителей.

Важнейшими вехами на пути признания социальной значимости телевидения были «назначение» католической церковью святой покровительницы ТВ (Клары Ассизской), установление ООН Всемирного дня телевидения, признание телевидения самым влиятельным СМИ по результатам социологических опросов, значительное количество научных и публицистических работ, посвященных ТВ.

В современном обществе телевидение, как известно, является важнейшим видом массмедиа, а потому и средством становления, развития и распространения массовой культуры. Оно стало одним из наи-

более значимых факторов в глобализации и вестернизации мировой культуры и становлении информационного общества.

Именно информация становится подлинной «валютой» современного мира: от доступа к ней зависит научно-технический прогресс, способ ее подачи и получения оказывает существенное влияние на ее пользователей, владение информацией дает власть тому, кто может ею распоряжаться и т.д. И среди всех средств передачи информации сегодня важнейшую роль играют телевидение и Интернет.

Они оказывают серьезное воздействие на процесс культурогенеза и социоантропогенеза, формируя своего потребителя-зрителя, его способы восприятия, картину мира, систему ценностей и т.д. Телевидение и Интернет создают особую медиареальность, по ряду параметров серьезно отличающуюся от подлинной действительности, что уже сейчас вызывает тревогу и озабоченность многих исследователей, занимающихся анализом общих процессов культурогенеза и прогнозированием дальнейших перспектив человеческого развития. Все это делает анализ телевидения как историко-культурного явления и его роли в процессе культурогенеза весьма актуальным.

Степень научной разработанности проблемы. Телевидение уже на ранних стадиях своего существования привлекало внимание различных исследователей. С 1960-х годов интерес к нему стал нарастать лавинообразно: появлялось все больше и больше работ, в которых исследовались его различные аспекты. В настоящее время число различных исследований по телевидению насчитывает десятки тысяч.

Так, только в России к настоящему времени по теме «телевидение» защищено более четырех тысяч диссертаций (кандидатских и докторских). Защищались они по самым разным специальностям: по техническим наукам, по философии и филологии, социологии и журналистике, педагогике, искусствоведению и культурологии, правда последних (особенно по специальности «теория и история культуры») относительно немного - лишь несколько процентов от общего числа. Основной пласт диссертаций в области гуманитарных наук посвящен различным аспектам развития местного телевидения, причем как различных этнических регионов России или СССР, так и областей с русскоязычным населением. Гораздо реже встречаются работы, связанные с исследованием роли телевидения в культуре и культурогенезе. Здесь чаще всего анализируются вопросы о связи телевидения с массовой культурой, его роли в процессах глобализации и становления информационного общества.

Воздействие телевидения как средства массовой коммуникации на современные социокультурные процессы было предметом рассмотрения таких отечественных и зарубежных исследователей как Л.Н. Зем-лянова, В.П. Конецкая, П. Лазарсфельд, Г. Лассвелл, Р. Мертон, М. Маклюэн, М.М. Назаров, Э.А. Орлова, Г.Г. Почепцов, К.Э. Разлогов, Э.В. Соколов, В.П. Терин, Р. Уильяме, А.Я. Флиер, Ю. Хабермас, Ф.И. Шарков, Г. Шиллер и др.

Становление глобальной культуры и новейшие информационные технологии в глобальном масштабе изучались такими авторами как Т. Ад орно, А.С. Ахиезер, У. Бек, Д. Белл, Ж. Бодрийяр, 3. Бже-зинский, Ф. Бродель, П. Бурдье, И Валлерстайн, Э. Гидденс, П.С. Гу-ревич, У. Дайзард, П. Дракер, Л.Г. Ионин, М.С. Каган, М. Кастельс, К. Кояма, Ф. Маклуп, Э.С. Маркарян, Е. Масуда, Д. Нейсбит, Э. Тоф-флер, Ф. Уэбстер, М. Хоркхаймер и др.

Анализ специфики культуры в обществе постмодерна и роли в ней телевидения проводился в работах 3. Баумана, Р. Барта, Ж. Бодрийя-ра, Дж. Ваттимо, Э. Гидденса, М.К. Горшкова, Г. Дебора, В.И. До-бренькова, Л.М. Дробижевой, И.П. Ильина, Т.И. Заславской, Л.К. Зы-байловой, А.В. Костиной, М.К. Ковриженко, Ж.Т. Тощенко, Дж. Фиска, А.Я. Флиера, В.А. Шапинского, В.А. Ядова и др. В них анализируются такие специфические социокультурные особенности общества постмодерна, как симуляционные отношения, нелинейное развитие, плюрализм картин мира, а кроме того, явные и латентные функции телевидения.

Однако работ, где телевидение анализируется как составляющая культурогенеза, почти нет.

Объект исследования - телевидение как историко-культурное явление.

Предмет исследования - эволюция телевидения в контексте развития культуры и влияние телевидения на процессы культурогенеза.

Цель исследования состоит в изучении становления и развития телевидения как историко-культурного явления в процессе культурогенеза, влияния ТВ на эволюцию современной культуры и проявления основных тенденций развития культуры в эволюции телевидения.

В связи с данной целью ставятся следующие задачи:

1. Рассмотреть особенности возникновения и развития телевидения на «раннем этапе», выявляя при этом предысторию ТВ и его прото-формы, а также их взаимосвязи с «социальным заказом».

  1. Выявить особенности телевидения на «зрелом этапе» и тенденции его дальнейшего развития, проанализировать важнейшие новации современного телевидения и их социальные последствия.

  2. Провести сравнительный анализ форм телевизионных передач с предшествовавшими формами в культурных средствах коммуникации, выявить их специфику.

  3. Изучить вопрос о роли телевидения в современном культуроге-незе: в становлении массовой культуры, глобализации и вестерниза-ции мировой культуры и зарождении информационного общества; выявить антропогенные факторы в деятельности телевещания.

  4. Выявить и проанализировать особенности медиареальности, порождаемой телевидением и Интернетом.

  5. Рассмотреть специфику такого типа передач, как реалити-шоу, и их соотношения с действительностью.

Теоретико-методологические основы исследования. Методология исследования является комплексной и определяется спецификой предмета исследования, его целью и задачами, а также междисциплинарным подходом к изучаемой проблеме. Ведущими при этом являются методологические принципы современной культурологии (ее теории и истории) и, в частности, историзма, объективности, системного подхода и компаративистики, а также принцип единства гуманитарного знания.

Принципиально важными для исследования являются «волновая теория» Э. Тоффлера, в которой выделяются три основных этапа развития цивилизации, и концепция информационного общества как современной стадии развития цивилизации, разрабатываемая в трудах Д. Белла, Дж. Нейсбита, М. Хоркхаймера и др.

Методологически значимыми для нашего исследования являются работы Н.А. Голядкина по истории телевидения, Н.Больца и М. Ма-клюэна по антропогенной роли СМИ и, в частности, телевидения, а также Ф. Уэбстера по анализу культурных форм коммуникации.

Методы исследования. В процессе исследования были использованы научные методы, адекватные комплексу исследовательских задач, обусловленные его предметом и целью, как общенаучные - анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, метод аналогии, так и собственно культурологические: классический эволюционизм, компаративистика, синхронный и диахронный анализ, метод исторической реконструкции.

Гипотеза исследования. Телевидение, возникшее в первой половине XX века как новое средство массовой информации, уже в 1960-е годы стало самым массовым и влиятельным СМИ, превратившись в существенный фактор антропо- и социогенеза, и оказывает ныне весьма существенное влияние на процессы культурогенеза.

Благодаря научно-техническим открытиям и достижениям, телевидение за сто лет прошло путь от механического (черно-белого и немого) к электронному, соединившему звук и цветное изображение, а затем к цифровому и даже к трехмерному, адекватно передающему «удаленную реальность». Однако на этом пути оно получило все усиливающуюся возможность изменять, реконструировать показываемую действительность (монтаж и коллаж видео- и звукоряда, трансформация изображения даже в прямом эфире). В результате, создаваемая им и Интернетом медиареальность, в определенной степени обрела самостоятельность и по своей значимости стала уже конкурировать с действительностью, оказываясь существенным фактором современного антропо- и культурогенеза.

Научная новизна состоит в том, что в данной работе развитие телевидения рассматривается как историко-культурное явление в двух основных аспектах: с одной стороны, влияние процессов культурогенеза на развитие телевидения, а с другой - влияние телевидения на культурогенез. Основные результаты могут быть сформулированы следующим образом.

  1. Рассмотрен «ранний этап» развития телевидения, установлены факторы его социокультурной предыстории, выявлены и проанализированы «петли обратной связи», образующиеся между научно-техническими достижениями и «социальным заказом» на соответствующие изменения.

  2. На основе проведенного исследования «зрелого этапа» развития телевидения выявлены и рассмотрены основные тенденции в развитии современного телевидения и телевещания, а также социокультурные последствия появления «телеизобилия», «интерактивного телевидения» и «цифрового телевидения».

  3. Проведен сравнительный анализ телевидения с ранее существовавшими культурными средствами коммуникации (новости, театральные спектакли, кинофильмы, мюзиклы и т.п.); показано, какое специфическое развитие получают в телепередачах некоторые ранее существовавшие формы, что выводит их на качественно новый уровень (многосерийные телевизионные фильмы, документальная драма, телевизионный репортаж, реалити-шоу и др.).

4. Проанализирован вопрос о роли телевидения в становлении
массовой культуры, глобализации и вестернизации мировой культу
ры и в зарождении информационного общества; выявлены антропо
генные факторы телевещания.

  1. Рассмотрен вопрос о сути медиареальности, создаваемой телевидением и Интернетом, проведен историко-культурный анализ различных типов «инореальностеи»; в развитии телевидения выявлены основные тенденции в соотношениях телевизионного видео- и звукоряда и действительности.

  2. Проанализирован характер реалити-шоу как составляющей медиареальности, основные типы реалити-шоу («шоу подглядывания», «шоу-игры», «квест-шоу», «шоу выживания», «шоу обновления» (модернизации), «шоу обучения») и выполняемые ими функции.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем осуществлен анализ эволюции телевидения как историко-культурного явления и выявлена роль телевидения в современном процессе культурогенеза, что способствует дальнейшему развитию теории культуры.

Практическая значимость. Выводы и результаты данной работы могут быть использованы в курсах по истории и теории культуры и для разработки спецкурсов по СМИ, а также при выработке стратегий в области совершенствования телевизионных практик и при долгосрочном планировании телевизионной политики.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Диссертационное исследование, посвященное рассмотрению телевидения и телевещания в контексте современной культуры, соответствует позициям п.8. «Генезис культуры и эволюция культурных форм», п. 10. «Принципы периодизации и основные периоды в историческом развитии культуры», п. 13. «Факторы развития культуры», п. 14. «Возникновение и развитие современных феноменов культуры», п.21. «Традиционная, массовая и элитарная культура», п.24. «Культура и коммуникация», п.32. «Система распространения культурных ценностей и приобщения населения к культуре» паспорта специальности 24.00.01 - теория и история культуры (культурология).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Анализ «раннего этапа» истории телевидения показывает, что техническое развитие и усовершенствование ТВ принципиально изменяет его предысторию, «втягивая» в нее все новые и новые историко-культурные пласты и явления. На данном этапе развития телевиде-

ния в его предысторию входили средства сохранения изображения и звука (черно-белые фотография и кино, фонограф, граммофон и т.д.) и передачи изображения и звука (различные типы оптико-акустического телеграфа, телефон, радио).

Выявление предыстории телевидения позволяет понять, что все технические новации ТВ являются ответом на существующие «социальные запросы», так как попытки решить соответствующие проблемы неоднократно предпринимались уже ранее, хотя и другими средствами.

2. На этапе «зрелого» телевидения в его предысторию «втягивают
ся» цветные фотография и кино, голография, стереокино, космонав
тика, компьютеры и глобальные компьютерные сети, а также, благо
даря цифровой обработке информации, даже изобразительное искус
ство с его художественными образами действительности. Но и само
изменение телевидения и, прежде всего, коммерческого (как и сам
стремительный рост последнего) в значительной степени происходит
под влиянием «социального заказа» со стороны общества: усиление
«зрелищного» характера ТВ в ущерб обучающему, воспитывающему
и т.п. отражает пожелания и потребности массового зрителя.

Изучение современного телевидения позволяет выявить в качестве его важнейших особенностей следующие: «цифровое телевидение» позволяет изменять изображение не только «в записи», но и «в прямом эфире», тем самым даже телевизионный репортаж с места событий утрачивает характер документального свидетельства; «телеизобилие» повлияло на характер телевещания, способствуя смещению интереса зрителей от центральных к местным каналам, появлению «ни-шевых каналов» и росту индивидуализации; «интерактивное телевидение» принципиально меняет отношение между зрителем и системой телевещания - зритель перестает быть пассивным потребителем и сам формирует свою индивидуальную систему телевещания («отложенный просмотр», «видео по заказу» и т.п.).

3. Сравнительный анализ с ранее существовавшими культурными
средствами коммуникации показывает, что в основном телевидение
предлагает зрителю уже существовавшие формы (новости, дискус
сии, спектакли, кино, викторины, игры, спортивные передачи и т.п.)
или их комбинации, хотя при этом некоторые из них получают специ
фическое развитие, выводящее их на качественно новый уровень
(многосерийные телевизионные фильмы, документальная драма,
телевизионный репортаж, реалити-шоу и др.); при этом все использу-

емые формы несут на себе отпечаток «телегенности» и участвуют в формировании «телевизионного потока» и медиареальности.

4. Телевидение сыграло заметную роль в культурогенезе XX-XXI
веков: способствовало возникновению и развитию массовой культу
ры, заметно ускорило процесс глобализации и вестернизации миро
вой культуры, сыграло важную роль в становлении информационного
общества и культуры постмодерна. Телевидение трансформирует
современную социокультурную реальность и формирует своего по
требителя-зрителя, его способы восприятия, картину мира, систему
ценностей и т.п.

Важнейшими антропогенными последствиями телевещания являются: возрастание скорости восприятия и обработки человеком информации, «втягивание» зрителя в передачу и углубление в ее «сей-частность», что ослабляет способность к прогнозированию будущего, а «мозаичность» отдельных передач и телевизионного информационного потока в целом ведет, как отмечал еще М. Маклюэн, к нарушению причинно-следственных связей в сознании человека и возрождению мифологического сознания.

5. Телевидение и Интернет порождают в современной культуре
особую медиареальность, которую можно считать уже третьей «ино
реальностью», создаваемой человеком в процессе культурогенеза
(первой «инореальностью», возникшей еще в эпоху аграрной цивили
зации, был «мир сверхъестественного», второй - «художественная ре
альность», активно развивающаяся в эпоху промышленной цивилиза
ции).

Медиареальность, создаваемая «телевизионным потоком», по ряду существенных факторов принципиально отличается от действительности (смешение событий, в том числе - реальных и выдуманных, свои причинно-следственные зависимости, своя система нравственных и эстетических оценок и т.д.), причем за счет монтажа она является более яркой и зрелищной, чем сама действительность. Данная медиареальность постепенно приобретает все более высокую значимость, вытесняя в сознании людей подлинную действительность и, тем самым, дезориентируя людей.

В эволюции телевидения прослеживаются две важные в историко-культурном плане тенденции: развитие телевизионной техники и телевещания ведет, с одной стороны, к росту степени точности передачи действительности (телевидение высокой четкости и высокого разрешения, стереоэффект, голография, запаховые приставки и т.п.) и

к расширению возможностей зрителя по восприятию реально происходящих событий - даже в физически недоступных для него местах. Но с другой стороны, благодаря съемке, монтажу и оцифровке изображения, телезритель все чаще имеет дело с измененным образом действительности - медиареальностью.

6. Реалити-шоу как телевизионный жанр многое унаследовал из такого течения кино как итальянский неореализм, но при этом он часто утрачивает важнейшую составляющую неореализма - гуманизм. Анализ реалити-шоу показывает, что, не смотря на рекламируемую подлинную реальность происходящего, реалити-шоу является скорее игрой в реальность и, тем самым, составляющей медиареальности. Реалити-шоу являются важным средством социализации, что требует особого внимания к их как позитивному, так и негативному влиянию на зрителей.

Апробация и внедрение результатов исследования. По теме диссертационного исследования опубликованы 4 статьи (в том числе - 2 в журналах, входящих в перечень изданий, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ для кандидатских и докторских диссертаций).

Основные положения диссертационного исследования представле
ны на международной научно-практической конференции: «Медиа-
философия IV. Методологический инструментарий
медиафилософии» (Санкт-Петербургский гос. ун-т., 21-22 ноября

  1. г.) и научной конференции «Россия и Европа» (МГУКИ, 20 мая

  2. г.).

Результаты диссертационного исследования внедрены в учебные курсы «История мировой культуры» и «История отечественной культуры» в Московском государственном университете культуры и искусств и в производственный процесс ООО «Мир реалити продак-шн», осуществляющего производство телевизионной продукции для телеканала Рен ТВ.

Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры истории, истории культуры и музееведения Московского государственного университета культуры и искусств 23 марта

2011 г. (протокол № 9).

Структура диссертации обусловлена логикой исследования и раскрытия темы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Развитие «зрелого» телевидения

Термин «телевидение» (TV) произошел от соединения двух слов: греческого «теле» (щке) — «далеко» и латинского «видео» (video) - «вижу». Первоначально телевидение было системой связи для трансляции и приёма неподвижного изображения, почему и получило такое название, ныне же телевидение - это система связи для трансляции и приёма движущегося изображения и звука на расстоянии.

Термин «телевидение» предложил на IV международном электротехническом конгрессе в Париже в 1900 г. петербургский радиоинженер Константин Дмитриевич Перский. В этой области предлагались и другие термины: так, Александер Белл, работавший над передачей изображения на расстояние еще в 1880 г., называл свое изобретение «фотофон», а пресса называла его «визуальный телеграф», в 1920-е годы для телевидения предлагалось название «витафон» или «дальновидение». Но в большинстве языков все-таки утвердилось название «телевидение» (сокращенно на латинице - «TV», а на кириллице - «ТВ») или его буквальные переводы на национальные языки. В англоговорящих странах термин «television» был принят примерно с 1909 г.

Передача движущегося изображения и звука на расстояние, воспроизводящая действительность, это давняя мечта человечества, нашедшая свое отражение в многочисленных волшебных сказках и мифах. Вспомним русские сказки, где наливное яблочко катится по тарелочке, открывая смотрящим на нее картины, происходящие в «далёком далеке», или в западноевропейских сказках и мифах - зеркала, хрустальные шары и сосуды с водой, через которые ведьмы и колдуны наблюдают за дальними событиями и т.д. Но все это оставалось лишь мечтой и выдумкой фантазеров до тех пор, пока развитие науки и техники не подошло к решению данной проблемы.

Это обуславливает рассмотрение телевидения с двух основных сторон: как технического устройства и как феномена культуры. Причем, даже ставя своей главной целью исследование последней, нельзя обойтись и без анализа первой: ведь многие культурные факторы и явления, порождаемые телевидением, прямо связаны с появлением новых технических решений и изобретений. С другой стороны, даже чисто техническое развитие телевидения во многом обусловлено социальными потребностями и социальным запросом.

В своей известной книге о телевидении «Телевидение. Технология и культурная форма» [191] британский ученый Р.Уильяме сформулировал два возможных варианта соотношении-развития техники и социальных процессов. По первому из них технология телевидения явилась результатом случайного развития науки, и если бы телевидение не было бы изобретено, то многие социальные и культурные процессы были бы иными или не существовали вовсе. По второму варианту, хотя появление телевидения и есть результат случайного развития технологии, но социальная потребность в новых способах коммуникации неизбежно привела бы к тому, что если бы телевидение не было бы изобретено, то появились бы иные технологии, решавшие аналогичные проблемы. Как известно, история не знает сослагательного наклонения, поэтому невозможно точно ответить на данный вопрос. Все, что можно сделать, это проследить связь между развитием техники и соответствующими социальными изменениями.

История развития телевидения с технической точки зрения в настоящее время хорошо изучена - существует множество работ, посвященных данной теме. Начиная с 1960-х гг. появилось и продолжает появляться большое количество работ, анализирующих различные социальные и культурные факторы, связанные с работой телевидения.

Однако одной из наших целей в данной работе является выявление связи между развитием собственно техники и социокультурными факторами, и ниже мы попытаемся выделить между ними определенные взаимозависимости. В этом аспекте история телевидения редко рассматривается последовательно, хотя отдельные наблюдения встречаются во многих работах. Собственно, в русскоязычной литературе мы нашли только одну работу, где такая задача ставится и решается хотя бы частично. Это довольно известная книга Голядкина Н.А. «Краткий очерк становления и развития отечественного и зарубежного телевидения» [28], вышедшая в 2001 г.

В самом начале этой работы автор в неявной форме уже задает данную проблему. Так, во введении к ней он пишет: «В истории зарубежного, равно как и отечественного телевидения, прослеживается несколько этапов. Первый —- экспериментальный, на котором главными фигурами выступают изобретатели и инженеры. Второй — этап начала и становления регулярного вещания на стандартах, близких к сегодняшним, поиск оптимальных организационных форм и распространение телеприемников среди населения. Этот затянувшийся на многие годы период зарождения телевидения относится к нескольким промышленно развитым государствам. Для остальных стран его можно считать «нулевым»: вся подготовительная работа занимала у них несколько месяцев и сводилась к обкатке импортного оборудования и пробным передачам. Третий этап характеризуется превращением телевидения в главное средство массовой информации и господством в эфире той или иной страны нескольких крупных общенациональных программ. Ряд государств вступил в четвертый, современный этап -время «телеизобилия», внедрения спутникового и кабельного ТВ, дроб 18 ления некогда единой телеаудитории и индивидуализации зрительского выбора» [28].

В плане поставленной нами проблемы интересно уже выделение данных четырех этапов и, особенно, оснований для их выделения. Так, первый этап характеризуется как чисто технический: здесь речь идет просто о развитии техники, осуществляемом на базе новых научных открытий.

Второй этап связан со становлением телевещания. Уже для этого второго этапа социальные факторы оказываются весьма значимыми, поскольку здесь идет «поиск оптимальных организационных форм». В Частности, в это время появляются две важнейшие формы телевидения: в США— коммерческое (частное), а в Европе (в том числе ив СССР) - государственное. С этим же связана оценка социокультурных функций телевидения: так, в европейских странах (в том числе — и в СССР) акцент/ делался на воспитательной, образовательной, идеологической/ и т.п. функциях этого нового средства массовой информации, тогда как в США - на. коммерческой. В широком распространении телевидения в данный период существенную роль сыграло и дальнейшее его техническое развитие - улучшение качества изображения, увеличение экрана, появление цвета и т.д. Именно это и вело к достижению третьего этапа.

Телевидение и культурные формы коммуникации

В развитии телевещания особую роль сыграло появление студийных видеомагнитофонов, позволяющих записывать изображение и звук.

Появление студийного видеомагнитофона дало возможность телевидению готовить передачи заранее и производить их монтаж, что принципиально изменило характер вещания: теперь, наряду с «прямым эфиром», появляются передачи «в записи». В сущности, видеомагнитофон выполнял функции одновременно киноаппарата и кинопроектора. При этом, как и в кино, материальным носителем записи была пленка, но уже не кинопленка, а магнитная. Исчезал здесь и промежуточный этап: в отличие от кинопленки, магнитную пленку не надо было проявлять, а сразу после записи можно было использовать для воспроизводства звуко- и видеоряда. Это значительно облегчало работу на телевидении, ускоряло подготовку передач и расширяло возможности в плане подготовки большого количества передач заранее. Одновременно это повышало роль монтажа на телевидении, позволяло устранять различного рода «накладки», неизбежные при передаче в «прямом эфире», и «длинноты», связанные с передачей «в настоящем времени», делая телевизионные передачи более «зрелищными», «яркими», а значит, и более привлекающими внимание. Особенно важно это было для коммерческого телевидения, где активно отрабатывались приемы по привлечению внимания зрителей.

Тем самым открывалась и возможность для роста «скорости» подачи информации, так сказать, «сжатия» передачи в плане информационной насыщенности. Так, известный канадский исследователь электронных средств массовой коммуникации М. Маклюэн в своей книге «Понимание медиа», вышедшей в 1967 г., отмечает как широко известный факт: «всем известно, что полминуты телевидения равны трем минутам спектакля или водевиля» [87, с. 365]. Тем самым, телевидение способствовало росту скорости восприятия зрителей, являясь и в этом отношении важным антропогенным фактором, существенным для понимания особенностей современной культуры. И, по-видимому, под влиянием телевидения аналогичные процессы шли и в кино.

Появление видеомагнитофона дало также возможность передавать пленки с записями из одной студии в другую - на расстояние, на которое «не дотягивались» существовавшие тогда ретрансляционные станции, и, в том числе, из одной страны в другую, что положило начало международному сотрудничеству в области телевещания.

Однако для зрителя это пока еще не означало принципиальных перемен: он по-прежнему был властен только включать и выключать телевизор, да еще выбирать между 2-3 каналами. Смотреть он мог только то, что ему показывали, и только в то время, когда шла передача, т.е. он не мог ее остановить и продолжить с того же места, не мог «перемотать» вперед или назад. Ситуация изменится только позднее, когда появятся домашние видеомагнитофоны.

Уже в конце 1950-х гг. телевидение превратилось в заметное социальное явление, оказывающее серьезное влияние на жизнь многих народов мира. И, прежде всего, его влияние сказалось в становлении массовой культуры. Первой (или одной первых) социокультурную значимость телевидения оценила такой крупный социальный институт, как католическая церковь, причем сделала это в следующей интересной форме: телевидение получило свою святую покровительницу.

Это случилось 17 февраля 1958 г., когда Папа Пий XII «назначил» телевидению в качестве покровительницы - св. Клару Ассизскую (16 июля 1194 - 11 августа 1253, ее праздник отмечается в день ее смерти), последовательницу Франциска Ассизского и основательницу ордена клариссинок. Она была канонизирована в 1255 году папой Александром IV за огромное участие в организации женских францисканских монастырей. Ранее она считалась покровителем вышивальщиц, позолотчиков и прачек. Причиной же того, что именно она была выбрана на роль покровительницы телевидения и телевизионных сценаристов (а также телефона и телеграфа) стало чудо, согласно легенде случившееся с ней.

Долгое время-перед смертью она из-за болезни не могла подняться с постели и потому не могла участвовать в службах, не ходила к мессе. Однако «в Рождественскую ночь 1252 года Святая из Ассизи сподобилась милости видеть из своей кельи Литургию, совершаемую в храме. «Опытом мистического телевидения» назвал это чудесное событие кард. Тарчизио Бертоне, который 17 февраля предстоятельствовал на Мессе в память о провозглашении Св. Клары покровительницей телевидения. Он заметил также, что Святая может научить нас правильному отношению к телевидению. Цитируя Папу Бенедикта XVI, кард. Бертоне упомянул о риске манипуляции действительностью, услужения у господствующих интересов, безудержного стремления к рейтингу любой ценой. «Массовые коммуникации, - сказал госсекретарь Ватикана, - пытаются навязать единообразную культурную модель, основанную на логике потребительства и релятивизма». В то время как пример Св. Клары может помочь нам вновь раскрыть достоинство человеческой личности и такие ценности, как семья, жизнь, воспитание молодежи [188].

Медиареальность как четвертая реальность

В современном обществе: телевидение, как известно, является важнейшим видом массмедиа, поэтому и влияние его на самые разные сферы жизни и процесс культурогенеза в целом весьма велико. В настоящее время общепризнано, что телевидение в высокой степени способствовало становлению следующих важнейших явлений культуры: 1. массовой, культуры и поп-культуры; 2.,глобализации и вестернизации; мировой культуры; 3. информационного общества и культуры постмодерна. Большинство из этих вопросов в различных аспектах уже исследовались в научной-литературе, в том числе - в диссертациях (см., например, [92], [96], [166]), поэтому мы остановимся лишь на некоторых моментах, представляющих особый интерес с позиции культурогенеза и роли в нем телевидения.

Массовая культура. Массовая культура - это новое явление для мировой культуры, зародившееся в XX веке. Массовую культуру некоторые авторы отождествляют с поп-культурой (популярной культурой), другие же различают их. В последнем случае под массовой культурой обычно имеется в виду культура, создаваемая именно СМИ, тогда как под поп-культурой - более широкое явление, в создании которого участвуют театр и кино, литература, изобразительное искусство, музыка, цирк и т.п.

Термины «массовая культуры» и «массовое искусство» возникли еще в эпоху Просвещения, в частности, их использовали Гёте и Шиллер. Но при их употреблении в XVIII-XIX веках имелась в виду культура и искусство «для масс», т.е. для широкой публики, включающей в себя не только высшие слои общества, но и средние, уровень образования которых в этот период стремительно повышался.

Сам этот термин часто вводит в заблуждение, так как в прямом смысле он означает культура для масс, т.е. для народа. Но подлинная народная культура, являющаяся созданием именно народа, как раз ничего общего не имеет с массовой культурой, порождаемой коммерческой индустрией культуры.

Возникновение массовой культуры в современном понимании непосредственно связано с развитием средств массовой информации, и, прежде всего, радио и телевидения. Большинство исследователей с уверенностью отмечают, что массовая культура впервые возникает в 1930-е гг. в США (и в ее возникновении большую роль играли «бумажные» СМИ и радио), в середине XX в. она уже формируется во всех высокоразвитых странах, а затем начинает постепенно проникать во многие слаборазвитые страны (способствуя, тем самым глобализации и вестер-низации мировой культуры).

Массовая культура порождает такие новые для человечества явления, как массовое сознание и массовый человек.

«Безусловно, факт существования массового сознания был известен задолго до XX века, а сама «масса» всегда составляла (и составляет) неотъемлемую часть населения всякого государства. Однако современный феномен массового человека обладает определенной новизной в силу целого ряда причин, которые в своей совокупности, характерной для современности, никогда прежде не выступали. Во-первых, никогда прежде человек массы не представлял по своей численности столь большой группы, которая бы реально была способна оказывать на социокультурные процессы весьма заметное влияние. Во-вторых, характер объединения в массу обусловлен факторами, которые прежде не существовали: наличием информационного поля, включающего в себя и всепроникающее воздействие СМИ. В-третьих, современный массовый человек отнюдь не тяготится своей массовостью и не ощущает какой-либо «культурной недостаточности» в плане уровня своего развития, своих вкусов и т.п. В-четвертых, именно массовый человек оказывается сегодня востребован современным укладом жизни и наиболее приспособлен к нему. ...массовый человек — это не столько человек из массы, сколько человек с массовым сознанием, и его главной характеристикой является то, что он «как все»» [134, с. 228—229].

Создание массового сознания осуществляется целенаправленно — посредством моды, рекламы, радио и телепередач и других форм информационного воздействия. И, хотя человек сам участвует в этом процессе, принимая одно и отвергая другое, т.е. внутренне осуществляя свой «выбор», он не может (кто в меньшей, кто в большей степени) не поддаваться этому умело организованному воздействию. Человек, тем самым, есть одновременно и продукт, и само условие существования, сохранения и воспроизведения современного общества.

Однако изменения, которые привели к появлению в XX веке массовой культуры и ее носителя — массового человека, во многом были подготовлены социальной действительностью уже XIX века, т.е. задолго до появления электронных технологий. Глубокое исследование этих причин было проведено в работах известного испанского философа Ор-тега-и-Гассета. Так, в своей книге «Восстание масс» (1930) он писал:

«Никогда за всю историю человек не знал условий, даже отдаленно похожих на современные. Речь действительно идет о чем-то абсолютно новом, что внес в человеческую судьбу XIX век. Создано новое сценическое пространство для существования человека — новое и в материальном, и в социальном плане. Три начала сделали возможным это г новый мир: либеральная демократия, экспериментальная наука и промышленность. Два последних фактора можно объединить в одно понятие — техника...

Девятнадцатый век был революционным по сути. Суть не в живописности его баррикад — это всего лишь декорация, — ав том, что он поместил огромную массу общества в жизненные условия, прямо противоположные всему, с чем средний человек свыкся ранее... Человек, порожденный девятнадцатым столетием, социально стоит особняком в ряду предшественников... Для «плебея» всех времен «жизнь» означала прежде всего стеснение, повинность, зависимость, одним словом — угнетение. Еще короче — гнет, если не ограничивать его правовым и сословным, забывая о стихиях. Потому что их напор не слабел никогда, вплоть до прошлого века, с началом которого технический прогресс — материальный и управленческий — становится практически безграничным. Прежде даже для богатых и могущественных земля была миром. нужды, тягот и риска.

Тот мир, что окружает нового человека с колыбели, не только не понуждает его к самообузданию, не только не ставит перед ним никаких запретов и ограничений, но, напротив, непрестанно бередит его аппетиты, которые в принципе могут расти бесконечно. Ибо этот мир девятнадцатого и начала двадцатого1 века не просто демонстрирует свои бесспорные достоинства и масштабы, но и внушает своим обитателям — и это крайне важно — полную уверенность, что завтра, словно упиваясь стихийным и неистовым ростом, мир станет еще богаче, еще шире и совершенней... Действительно, видя мир так великолепно устроенным и слаженным, человек заурядный полагает его делом рук самой природы и не в силах додуматься, что дело это требует усилий людей незаурядных.

Реалити-шоу как составляющая медиареальности

В целом, можно сказать, что на экранах современных телевизоров вполне удовлетворительно копируется «удаленная реальность», воспринимаемая зрением и слухом. Голографическое же телевизионное изображение вообще можно будет рассматривать со всех сторон, что означает еще большее приближение к реальности.

Дальнейшее развитие этой тенденции должно вести к созданию копии «близкой реальности», при восприятии которой могут быть использованы обоняние, осязание, вкус. Как мы уже выше отмечали, запа-ховые приставки уже разрабатываются, воздействие на осязание уже частично возможно в симуляторах, воздействие же на вкус представляется пока фантастическим.

Таким образом, медиареалъностъ в восприятии человека все больше приближается к подлинной действительности.

С одной стороны, первые телевизионные передачи строились как непосредственная трансляция происходящих реальных событий в студии (в том числе, и показа в студии ранее снятого кинофильма); - создание передвижных телевизионных станций (ПТС) дало возможность показа реальных событий, происходящих вне студии в момент трансляции; - разработка относительно портативных ПТС и появление кабельно-спутникового вещания позволяет ныне показывать на телеэкране в режиме настоящего времени (online) события, происходящие в разных концах планеты и даже вне ее (передачи с космических станций и кораблей).

Таким образом, телевидение расширяет возможности человека воспринимать реально происходящие события - даже в физически недоступных для него (в этот момент времени) местах: телезритель, оставаясь у себя дома, видит теперь весь мир.

С другой стороны, в развитии телевещания явно прослеживается и противоположная тенденция: даже на ранних этапах развития, благодаря использованию киносъемки, телевидение обладало возможностью показа реальных событий («хроника»), происходивших до момента передачи. А это позволяло, благодаря монтажу, вносить изменения в видео и звукоряд: - «сжимать» событие, показывая его запись не полностью, а лишь отдельные его фрагменты, обычно наиболее «зрелищные» и существенные с точки зрения создателей передачи («хроноколлаж»); - «менять местами» разные фрагменты записи, нарушая реальное течение события («хроноколлаж»); - добавлять к хронике данного события фрагменты других реальных событий, происходящих в другом месте («топоколлаж»), в другое время («хроноколлаж») или в другом месте и другое время («хронопотокол-лаж»), - добавлять к хронике данного события специально «сыгранные» эпизоды («хронико-игровой коллаж»), в том числе - снятых методом комбинированной съемки («реально-фантастический коллаж»); - вместо «естественных звуков», записанных при съемке, создавать в студии специальный звукоряд, включающий комментарии ведущих или дикторов, музыку и т.д. («аудио-визуальный коллаж»). Появление видеотехники (видеомагнитофонов, видеокамер) заметно упрощает данные процедуры (они проводятся быстрее, легче и лучшего качества).

Появление же цифрового телевидения принципиально меняет отношение к реальности: теперь возможно вносить изменения в изображения, даже для передачи, идущей в прямом эфире. Тем самым, даже,прямой репортаж с места событий утрачивает характер документа.

Но прямой репортаж с места событий, являясь наиболее приближенной к реальности передачей и оставаясь наиболее характерной особенностью именно телевидения, вообще не занимает в потоке современного телевещания, создаваемого программой или группой программ, заметного места.

История телевидения показывает, что процент передач, представляющих собой прямую; «необработанную» трансляцию, при переходе: от «раннего» к «зрелому» периоду развития телевидения резко уменьшился; Такие передачи- представляют собой трансляцию спортивных соревнований, иногда- с выставок и концертных залов, различных социально-значимых церемоний, а также сверх-важных политических событий; иногда - техногенных или природных катастроф и т.п. Но чаще даже хроника реальных событий предстает перед телезрителем как прошедшая обработку в студии. Кроме,того; нельзя забывать, что; даже прямой репортаж с места событий может прерываться рекламой, что. создает особое качество телевизионного «потока», уменьшающего его-связь с действительностью.

Большая же часть телевизионных передач вообще далеки от показа действительности и показывают особую «смоделированную реальность» (художественные фильмы и мыльные оперы, мюзиклы, ток-шоу, игры и т.п.). Особое место в этом смысле занимают реалити-шоу, во которых мы еще специально будем говорить ниже.

Похожие диссертации на Телевидение как историко-культурный феномен