Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Традиционная культура в контексте профессионального изобразительного искусства Мордовского края Ениватова Татьяна Александровна

Традиционная культура в контексте профессионального изобразительного искусства Мордовского края
<
Традиционная культура в контексте профессионального изобразительного искусства Мордовского края Традиционная культура в контексте профессионального изобразительного искусства Мордовского края Традиционная культура в контексте профессионального изобразительного искусства Мордовского края Традиционная культура в контексте профессионального изобразительного искусства Мордовского края Традиционная культура в контексте профессионального изобразительного искусства Мордовского края Традиционная культура в контексте профессионального изобразительного искусства Мордовского края Традиционная культура в контексте профессионального изобразительного искусства Мордовского края Традиционная культура в контексте профессионального изобразительного искусства Мордовского края Традиционная культура в контексте профессионального изобразительного искусства Мордовского края Традиционная культура в контексте профессионального изобразительного искусства Мордовского края Традиционная культура в контексте профессионального изобразительного искусства Мордовского края Традиционная культура в контексте профессионального изобразительного искусства Мордовского края
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ениватова Татьяна Александровна. Традиционная культура в контексте профессионального изобразительного искусства Мордовского края : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Ениватова Татьяна Александровна; [Место защиты: Морд. гос. ун-т им. Н.П. Огарева].- Саранск, 2009.- 150 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-24/88

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ТЕНДЕНЦИИ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТРАДИЦИЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

1.1. Традиционная культура и искусство: теория вопроса 12

1.2. Материальная культура мордвы в профессиональном изобразительном искусстве 30

1.2.1. Ландшафт и поселения 30

1.2.2. Жилище и утварь 46

ГЛАВА 2. ПОИСК НОВОЙ ПАРАДИГМЫ ЭТНОТРАДИЦИИ В ТВОРЧЕСТВЕ: МЫШЛЕНИЕ И ЯЗЫК

2.1. Духовные традиции мордвы в живописи 60

2.1.1. Национальная одежда 60

2.1.2. Праздники и обряды 74

2.2. Этнофутуризм и этносимволизм как культура индивидуальных миров в живописи Мордовии 91

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 109

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 112

ПРИЛОЖЕНИЯ: 127

Введение к работе

Актуальность исследования. Повышенное внимание к традиционной народной культуре, в значительной степени вызванное ростом этнического самосознания народов и являющееся выражением своеобразной реакции на процессы унификации и урбанизации культуры, породил всплеск интереса к искусству, способному отразить глубинные истоки культурно-исторического и духовного наследия своего народа. В произведениях искусства также происходит своеобразное осознание уникальности и неповторимости каждой национальной культуры как части мировой.

Художественное творчество в разных видах и жанрах удовлетворяет эстетические потребности человека, отражая материальные и духовные ценности народа, становится и частью этнической культуры. Рисуя, человек всегда пытался показать окружающий мир, народ, его привычки и традиции, отразить процессы, связанные с созданием системы ценностей, принятой в обществе.

Актуальность исследования состоит в необходимости анализа изобразительного искусства художников Мордовского края XIX — XXI вв. в свете новых источников и артефактов. Они помогают раскрыть значение формирования различных этапов, а внутри них художественную образность и выразительность языка живописи, отражающего традиционную культуру мордвы, которая долгое время рассматривалась лишь как феномен этнографии. Сегодня мы имеем возможность изучать ее в контексте искусства.

Выявление всего многообразия форм и жанров живописных полотен, а главное — сюжетики, открывает материальные и духовные ценности и исторические факты из жизни мордвы. Это позволяет рассматривать их не только как памятник традиционной культуры, или только как произведения искусства, но и как «живой», самообновляющийся феномен настоящего времени. Это стано-

вится необходимым условием дальнейшего изучения и развития как традиционной культуры, так и изобразительного искусства Республики Мордовия.

Состояние научной разработанности проблемы предопределено тем фактом, что исследование проводится на стыке нескольких научных дисциплин: культурологии, истории, этнографии, эстетики, искусствоведения и др.

Концептуальным фундаментом анализа понятий «традиция» и «традиционная культура» в русле этнографии, являются труды Ю. В. Бромлея, Г. Н. Волкова, К. И. Козловой, С. С. Константиновой, Е. В. Миськовой, Н. А. Некрасова, А. П. Садохина, С. А. Токарева. Культурологический уровень традиционной культуры исследуется в работах А. И. Арнольдова, Е. К. Быстрицкого, Н. И. Ворониной, Э. С. Маркаряна, В. И. Полищук, П. Д. Тищенко.

Осмысление традиций как культурного явления в историческом аспекте, жизнь и быт мордвы XVIII — XIX вв. изучались по трудам: М. Е. Евсевье-ва, В. Н. Майнова, П. И. Мельникова-Печерского, П. С. Палласа, И. Н. Смирнова, А. А. Шахматова, В. А. Юрченкова. Концепции этнокультурных традиций, а также материальные основы бытия мордовского этноса: жизнь, быт, культурные ценности второй половины XIX в. рассматриваются в работах В. А. Балашова, В. Н. Белицер, В. Ф. Вавилина, А. С. Лузгина, Н. П. Макушина, В. Н. Мартьянова, Н. Ф. Мокшина, Л. И. Никоновой, Т. П. Федянович.

Религиозно-мифологические традиции мордовского народа рассматривались в исследованиях Т. П. Девяткиной, М. И. Каргиной. Миф в искусстве мордвы изучен Н. Г. Юрченковой («Мифология в культурном сознании мордовского этноса»).

Особенности ландшафта, рельефа, климата и растительности мордовского края изучали М. М. Голубчик, А. А. Ямашкин.

Основные аспекты обрядовой культуры мордовского этноса раскрываются в трудах Г. А. Корнишиной, Н. Ф. Мокшина.

Национальный костюм, знаково-символические формы, украшения, различия в покрое одежды, вышивка, колорит представлены в работах:

B. Н. Белицер, Т. А. Крюковой, Т. П. Прокиной и М. И. Суриной,
Т. А. Шигуровой.

Использовались также материалы обобщающего характера: «Мордва. Историко-этнографические очерки» (1981), «Мордва. Историко-культурные очерки» (1995), «Народы Поволжья и Приуралья» (2000), «Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа» (2004). В них анализируется не только история этноса, хозяйственный быт, семейные обряды, но и народные промыслы и художественное творчество.

Этапам становления изобразительного искусства в мордовском крае, изучению первых живописных работ, связанных с жизнью и бытом мордовского народа посвящены труды И. Д. Воронина, Т. В. Елисеевой.

Изучены искусствоведческие исследования отечественных и зарубежных ученых, рассматривающих типы художественной деятельности, живопись как вид искусства - Н. А. Бердяева, П. Г. Богатырева, А. С. Гущина,

C. М. Даниэля, Р. Я. Журова, В. А. Фаворского, С. М. Червонной и П. Валери,
М. Полани. Особенности анализа живописных полотен представлены в рабо
тах искусствоведов и теоретиков искусства В. В. Ванслова, Е М. Костиной,
О. В. Пашутиной, Л. Б. Федосеенко, и др.

Творчество художников Мордовского края рассматривают: Т. А. Азор-кина, О. Г. Беломоева, Е. В. Бутрова, Л. А. Букина, Е. В. Голышенкова, Т. В. Гундырева, Т. В. Елисеева, Е. В. Киреева, Н. Ю. Лысова, А. В. Рункова, М. И. Сурина, Н. В. Холопова и др.

Анализ межкультурного взаимодействия традиционной культуры мордвы и произведений изобразительного искусства (живописи) художников мороз

довского края еще не был предметом специального научного исследования. Данный аспект открывает множество новых явлений, как в самой традиционной культуре, так и в художественном творчестве художников-профессионалов.

Источниковая база исследования. Для более глубокого осмысления данной работы в качестве источников использованы материалы: государственного архива Пензенской области (ГАПО) «Документальные материалы Пензенского края» (ф. 41); Центрального государственного архива литературы и искусств Пензенской области (ЦГАЛИПО) «Воспоминания Л. М. Жем-чужникова» (ф. 639); Центрального государственного архива Республики Мордовия (ЦГА РМ) «Отчет о работе Краеведческих музеев» (ф. 1121), «Отчеты о работе ДМШ и ДХШ» (ф. 1122), «Доклад председателя Правления Мордовского отделения Союза Советских художников В. Д. Хрымова о работе союза за 1957 г.» (ф. 1292), «Отчеты о проведении республиканских выставок народного художественного творчества» (ф. 1999), «Федот Васильевич Сычков. Автобиография» (ф. 2099), «Н. В. Ерушев. Автобиография» (ф. 2107); рукописного фонда Государственного учреждения «Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия» (РФГУНИИГН) «Приказы по мордовскому научно-исследовательскому институту за 1933 - 1934, 1937 — 1940 гг.» (O-l).

Автором произведен опрос девяти информаторов (А. Н. Баргов, Е. В. Бутрова, Ю. А. Дырин, В. И. Петряшов, В. А. Попков, Н. П. Рожков, Н. В. Холопова, Л. В. Шанина). Данный архив хранится у автора. Проанализированы «Пензенские епархиальные ведомости» (1870). Художественными источниками, послужившими основанием исследования, явились живописные полотна (тематические картины, пейзажи, портреты, натюрморты художников Мордовского края от И. К. Макарова (середина XIX в.) до настоящего време-

ни (А. Н. Баргов, В. А. Беднов, Ю. А. Дырин, Л. Н. Колчанова-Нарбекова,

B. А. Попков, Н. В. Рябов, и др.), впервые введенные в научный оборот.

Целью исследования является выявление сущности, специфики и роли традиционной культуры мордвы в контексте профессионального изобразительного искусства. Для достижения цели диссертации были поставлены следующие задачи:

рассмотреть теоретические аспекты традиционной культуры и профессионального изобразительного искусства, их взаимодействие;

выявить материальные ценности ландшафта и поселений, жилища и утвари мордовского этноса и их отражение в изобразительном искусстве;

проанализировать духовные традиции мордвы в живописи: национальную одежду, праздники и обряды;

рассмотреть этнофутуризм и этносимволизм как культуру индивидуальных миров в живописи Мордовии.

Объект исследования - традиции и художественное творчество мордовского народа как историко-культурное явление.

Предмет исследования - осмысление традиционной культуры в контексте профессионального изобразительного искусства Мордовского края.

Хронологические рамки исследования определены периодом с середины XIX в. до 2008 г., т. е. с первых лет зарождения профессионального художественного творчества в Мордовском крае (И. К. Макаров).

Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных авторов в области культурологии, искусствоведения, истории и этнографии отечественных и региональных исследователей: С. А. Арутюнов, Е. Н. Балашов, О. Г. Беломоева, Ю. В. Бромлей, Е. В. Бутрова, В. Ф. Вавилин, Н. И. Воронина, А. И. Кравченко, Г. А. Корни-шина, Э. С. Маркарян, Н. Ф. Мокшин, Л. И. Никонова, Н. В. Холопова,

C. М. Червонная, В. А. Юрченков, Н. Г. Юрченкова.

Работа выполнена в русле комплексного, междисциплинарного исследования, в основу которого положен принцип системности, определивший следующие методы:

интегратиеный, позволивший использовать данные различных областей гуманитарного знания в разрешении поставленных в настоящем исследовании проблем;

интерпретации, способствующий истолкованию, пониманию традиционной культуры в искусстве;

историко-сравнительный, используемый при изучении и анализе
конкретных живописных полотен в поиске этнотрадиций в творчестве;

искусствоведческого анализа композиции и художественного языка в живописных полотнах;

социологический, применяемый при опросе и анкетировании;

абстрактно-логичесий, обусловивший возможность обобщений, интеграции выводов по отдельным разделам в единое целое.

Гипотеза научного исследования предполагает:

традиционная культура мордвы, начиная с середины XIX в., находит отражение в изобразительном искусстве, конкретно в живописи, как народных мастеров, так и художников-профессионалов;

специфической особенностью развития профессионального изобразительного искусства в Мордовском крае было погружение мастеров в этнические особенности бытия мордвы — жилище, утварь, природу родного края, духовные ценности — праздники, обряды, ритуалы, народный костюм;

поиск нового языка и выразительности на рубеже XX - XXI вв. позволили художникам Мордовии создать культуру индивидуальных миров (этно-футуризм, этносимволизм).

Научная новизна исследования характеризуется, прежде всего, постановкой вопроса о межкультурном взаимодействии традиций мордвы и про-

фессионального изобразительного художественного творчества; введением в научный оборот нового круга материальных, архивных и живописных источников; в исследовании творчества мастеров, не привлекавших ранее внимание специалистов: Д. Д. Ануфриев, В. А. Березин, Б. П. Ермилов, Н. В. Ерушев; рассмотрением традиционной культуры мордвы в контексте искусства; систематизацией и анализом живописных полотен, в которых наглядно просматриваются от XIX к XXI веку: особенности красот природного пространства Мордовского края, элементы традиционной культуры мордвы от жилища и домашней утвари до устойчивых ритуалов религиозного культа и обрядов светской культуры.

На защиту выносятся следующие основные положения:

  1. Традиция — это установившийся порядок, неписаный закон в поведении и быту, обычаи, охватывающие всю совокупность материальных и духовных культурных ценностей, которая выражается в элементах социально-культурного наследия. В искусстве наиболее ярко проявляется этническая специфика, заметны ее устойчивые повторяющиеся компоненты, т.е. традиционная часть, которую именуют традиционно-бытовой культурой — через материал, пластику и язык.

  2. Профессиональное изобразительное искусство Республики Мордовия оказалось способным анализировать традиционную культуру этноса, документируя и реконструируя этнообразцы и этноэлементы двух мордовских субэтносов — мокши и эрзи в художественном творчестве. Изобразительное искусство становится визуальным выражением материальной культуры мордвы (природа родного края и поселения, комплексы жилищ, их внутреннее убранство и утварь), сначала в творчестве умельцев, а затем в живописи профессиональных художников в жанрах пейзажа, тематической картины и натюрморта. Их уникальность заключается еще и в том, что они могут служить своеоб-

разным источником изучения исторических фактов, а также особенностей ландшафта и поселений Мордовии.

  1. Обращение к духовным истокам мордовского народа является одной из характерных черт живописи. В этом отношении интерес представляет религиозно-обрядовая культура мордвы (моления солнцу, голубому камню, лошадям, зов торамы и др.), которая несет еще и этническую нагрузку. Живописцы воспроизводят традиционные обычаи и обряды, прослеживают истоки, рассматривают их структуру (Д. Д. Ануфриев, А. И. Коровин, Ф. В. Сычков). Для мордовского народа были характерны праздники осенне-зимнего, весеннего и летнего календарного цикла (Праздник березки, Водосвятие и др.), совершавшиеся, прежде всего, для того, чтобы установить взаимоотношения с природой, условно-символические действа которых (а также общественных и семейных праздников), нашли отражение в живописи А. Н. Баргова, В. А. Беднова, Ф. В. Сычкова, М. С. Шанина и др.

  2. Этнофутуризм и этносимволизм — историко-культурное и художественное явление, движение к постижению духовных основ и традиций этносов, выраженное новым языком пластики, красок, особенно знаковой системой, а также освоением новых форм для выражения пространства и времени. В поиске индивидуальных миров (А. С. Алешкин — мифы, Ю. А. Дырин — родовые знаки, Л. Н. Колчанова-Нарбекова — народный костюм, Н. В. Рябов — архетипы) художники проявляют личное соучастие в самовоспроизводстве традиции, в личной этнической идентификации, рельефно обнаруживая свою укорененность в традиции искусства, мастерства.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Изучение традиционной культуры в контексте профессионального изобразительного искусства Мордовского края углубляет знания о взаимосвязи материальной и духовной культуры и художественного творчества, которое выступает как бы хранителем зрительно-изобразительного опыта народа. Проведенный анализ

художественных произведений дает возможность проследить историю жизни и творчества народа в традиционной культуре — изготовлении жилища, предметов утвари и национальной одежды, его религиозных и светских праздниках, обрядах. Результаты и выводы исследования могут быть использованы в учебном процессе, при разработке учебных пособий, лекционных курсов по культурологии, истории искусства, этнографии, истории культуры и искусства Мордовии.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования отражены в публикациях автора, а также изложены на конференциях:

— международных научно-практических «Эрьзинские чтения» (г. Са
ранск, 8 — 9 ноября 2006) и научной «Музыкальная семиотика: перспективы и
пути развития» (г. Астрахань, 16-17 ноября 2006);

— межрегиональных научно-практических: «Проблемы этнокультурного
взаимодействия в Урало-Поволжье: история и современность» (г. Самара, 27 —
29 октября 2006) и «Этнокультурное образование: опыт и перспективы» (Са
ранск, 28 ноября 2007), VII Конгрессе этнографов и антропологов России (г.
Саранск, 9-14 июля 2007).

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите в отделе археологии и этнографии Государственного учреждения «Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия» 14 апреля 2009 г.

Структура диссертации. Общий замысел и последовательность решения задач исследования определили структуру работы. Ее содержание изложено на 149 страницах, она состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения, приложения и библиографического списка, включающего 161 наименование.

Традиционная культура и искусство: теория вопроса

Культура - (от лат. возделывание, обработка) совокупность материальных и духовных ценностей, которая выралсает достигнутый человечеством уровень исторического развития [См.: 33; с. 54].

В повседневной жизни слово «культура» используется во многих смыслах. К примеру, этнолог Е. В. Миськова под культурой понимает «все то, что создано в результате человеческой деятельности» [117; с. 7]. Все, что нас окружает, внешняя среда, в которой мы живем, делится на естественную (природную), возникшую задолго до появления людей на земле, и искусственную (культурную), которая образовалась только вместе с человеком в результате его деятельности.

«В самом общем смысле культура, - отмечает С. М. Даниэль, — есть ограничение области человеческого в бесконечности пространства и времени. Взятая в историческом развитии культура, есть процесс смены границ, упразднения старых и установления новых» [40; с. 64].

Традиционное представление о культуре как совокупности созданных человеком материальных и духовных ценностей в динамике — не только как данность готовых результатов человеческой деятельности, но и как исторически определенный способ отношения человека к природе, обществу, самому себе. Люди усваивают созданную ранее культуру, распредмечивают ее, делая тем самым предпосылкой своей деятельности, а также творят культуру, создавая новое на основе приобретенных знаний, умений и способностей, усвоенных и признанных ими ценностей [См.: 23; с. 8]. Значение слова традиция точнее всего раскрывается в противопоставлении слову новация. Если новация есть способ открытия ситуации настоящего тому, что еще в переживании настоящего (длящегося «есть») не было, то традиция представляет собой схематизм введения в эту же ситуацию того, что уже было. Или — иными словами — новация призвана превратить настоящее в настоящее — будущего, а традиция — превратить это же настоящее в настоящее

— прошлого. Причем здесь имеется в виду не любое прошлое, но лишь то, которое как бы передано из рук в руки — от предков к потомками. Латинское слово «tradition» прежде всего имеет смысл «вручения», передачи некоторого достояния в наследование. Поэтому уже самое поверхностное, этимологическое прояснение значения слова «традиция» позволяет увидеть в нем существенное удвоение. Я поступаю традиционно, поскольку самоотверженно вос произвожу способ, которым действовали до меня. Одновременно я могу самоотверженно воспроизвести этот способ только постольку, поскольку я его могу получить из чьих-то рук и присвоить, овладеть им, установив тем самым над ним свой суверенитет.

«Момент личного соучастия в самовоспроизводстве традиции особенно рельефно обнаруживается в традиции искусства, мастерства в широком смысле. Мастерство принципиально нельзя передать с помощью предписаний, ибо таковых не существует. Оно может передаваться только посредством личного примера от учителя к ученику. Это сужает ареал распространения искусства до сферы личных контактов и приводит обычно к тому, что то или иное мастерство существует в рамках определенной местной традиции», — констатирует М. Полани [89; с. 86].

Вместе с тем, в акте передачи традиции как личной коммуникации присутствует язык, опредмечивающий образцы действий. Как средство опредмечивания традиции, язык несет в себе две взаимодополнительные возможности

— опыт опредмечивается либо в форме образцового единичного действия (прецедента), либо в форме некоторого универсального закона (ритуала, кодекса, инструкции).

В контекст обсуждения введем еще одно принципиальное обстоятельство. Обстоятельство, вызывающее душевный восторг одних и яростное возражение других. Речь идет о бессознательных источниках творчества, о творческом акте как событии, выходящем далеко за рамки всего того, за что лично, с предельной ясностью самосознания может отвечать мастер. Опираясь на размышления М. Полани, можно вычленить, по крайней мере, три области, в которых этот выход за пределы сознательно контролируемого, может быть легко обнаружен.

Во-первых, это область «материала», используемого мастером. Мастер активен по отношению к материалу (т. е. определяет его судьбу) в двух смыслах — как гончар, лепящий из глины сосуд, форма которого представлена прежде всего в голове создателя, и как землепашец, активность которого направлена лишь на взрыхление почвы, в то время как форма того, что произрастет, всецело определяется именно самим растением, его природой.

Материальная культура мордвы в профессиональном изобразительном искусстве

Особое место в развитии изобразительного искусства Мордовии на разных его этапах занимает бытовая культура и богатые традиции народного творчества. Они послужили важными предпосылками для формирования и развития профессионального изобразительного искусства в мордовском крае. В 1920 - 1930-х гг. история и культура мордвы стала интересна обществу, в этот период начинаются систематические экспедиции с целью изучения материальной и духовной культуры. Накопление учеными обширного этнографического материала использовалась в работе живописцев для создания художественного образа древнего народа, чьи вековые традиции открывались обществу. Интерес к национальным корням являлся стимулом в создании многочисленных произведений, изображавших богатую мордовскую этничность: народный характер, образ жизни, природу.

Географическая (природная) среда - непременное условие возникновения как этноса, так и его культуры. Культура каждого этноса развивается не только во времени, но и в пространстве, образуя локальные варианты, выражающиеся в соответствующих различиях в материальной и духовной сферах культуры. Конкретные проявления воздействия природных условий можно обнаружить в самых разных областях этнической культуры, начиная с орудий труда, предметов быта и заканчивая этнонимами.

Так, ландшафт и климат во многом определяют особенности одежды и жилища, виды возделываемых сельскохозяйственных культур. Состав местной растительности определяет материал постройки жилища и его видов, а, вместе с особенностями фауны сказывается на специфике повседневной жизни и культурно-хозяйственном развитии тех или иных народов.

«Главным и определяющим признаком культуры является привязанность к определенному месту — родной земле, Родине. Эта родная земля из нейтрально-географического превращается в культурно-ценностное понятие родного дома, в живое пространственно-временное поле жизни человека и его народа», - пишет Н. И. Воронина [32; с. 134 — 136]. Но так было не всегда. Например, древний художник не воспринимал красоту пейзажа. Английский этнограф Б. Э. Тэйлор писал: «Новые художники превосходят древних... в живописи ландшафтной. Встарь как бы изумительно ни были написаны фигуры, грубые, рутинные горы, леса и дома на заднем плане все еще находились в со стоянии, близком к идеографическому письму, - они скорее служили обозначением внешнего мира, чем изображением таким, каким он есть» [107; с. 174].

В изобразительном искусстве Мордовии ландшафт представлен пейзажным или пейзажно-бытовым жанром, и это понятно. В системе живописных жанров, пейзаж и натюрморт представляют собой два полюса, два пространственных предела, две противоположные позиции по отношению к миру — как макрокосму, с одной стороны, и микрокосму — с другой.

Как пишет А. А. Ямашкин: «Мордовия располагается на Восточно-Европейской равнине, расположена в провинции лесостепи Приволжской возвышенности, которая на северо-западе и западе республики сменяется провинцией смешанных лесов Окско-Донской низменности» [123; с. 14].

Тип местности — наиболее крупная морфологическая часть ландшафта, отличающаяся однородностью сочетания литолого-фациальных комплексов отложений, степени и характера расчлененности рельефа, особенностями поч-венно-растительного покрова и относительной равноценностью в хозяйственном отношении земель [См.: 124; с. 107].

«Характерные особенности географической среды (климата, почвы, рельефа, флоры, фауны и т.д.) оказывают также определенное влияние на формирование духовной культуры этноса и его психического склада, что выражается в стереотипах поведения, привычках, обычаях, обрядах, в которых проявляются черты быта народов», — утверждает Е. В. Мельникова [75; с. 238].

Духовные традиции мордвы в живописи

«Одежда - специальное средство, созданное человеком для защиты своего тела от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды. В понятие «одежда» входят также головные уборы и обувь», —замечает А. П. Садохин [97; с. 105]. Но это не только материальная необходимость. Одежда всегда выступает духовным началом, в ее изготовление вкладывается душа, в ней вкусы и эстетическая красота, т. е. то, что олицетворяет дух народа. Поэтому мы с полным основанием относим одежду к духовным ценностям народа, а ее оформление (вышивку, колорит, орнаментальность, рисунки, знаковую символику и т. д. ) - к важнейшим творческим процессам, которые характеризуют этническую принадлежность в культуре любого народа.

Так, Т. А. Шигурова пишет: «В национальной одежде каждого народа отчетливо выражена этническая функция, которая является выражением стремления народа сохранить передаваемые из поколения в поколение особенности одежды. Широко и мгновенно реагируя на многие происходящие события, одежда отражает изменения в культурном опыте народа на разных этапах ее истории. Локальная функция традиционного костюма мордвы была направлена на то, чтобы форма конкретного костюма отличалась от формы костюмов другой группы сел (волости, губернии)» [128; с. 5]. Следует при этом учесть большую сложность мордовской одежды, в особенности женской, наличие в ней значительного количества составных частей.

Народная одежда издавна привлекала внимание художников, поэтому большинство из них обращались к этой тематике чаще, чем к каким-либо дру гим элементам традиционной культуры мордвы. Их внимание привлекал покрой, формы, составные части, типы одежды и орнамент вышивки, который присутствовал почти на всех видах одежды, независимо от ее покроя. Костюм явился источником познания многих качеств мордовского народа, этноса и облика женщины как носительницы этих качеств. Чаще всего он соединялся в полотнах с образом женщины-мордовки. Возможно. Для мордвы наиболее характерным видом искусства является вышивка — декоративная, красочная, богатая разнообразием элементов орнамента, композиционных и технических приемов.

«Художественные достоинства мордовского костюма и деталей, которые его украшают, бесспорны и широко известны. Это — тот огромный творческий вклад, который внесли простые, часто неграмотные мордовские женщины в сокровищницу народной культуры. Шитье бисером, вышивка, раковины и монеты играют большую роль в украшении мордовской одежды, в особенности женской», - отмечает Т. А. Крюкова [62, с. 118].

Отражая национальный костюм в живописных полотнах, художник, конечно, обращается прежде всего к раскрытию психического склада мордовского народа (национальный характер, темперамент (через рисунок, формы, цвет). «Характер мордвы складывался в результате длительного многовекового индивидуально-неповторимого опыта, взаимодействия людей внутри данной общности, развивающихся в определенных социальных, географических и культурных условиях», - пишет Н. С. Афонин [6; с. 130].

Оптимизм и жизнелюбие в народном костюме, предстают яркими, с преобладанием красного цвета, прекрасными образами здоровья, жизнерадостности, утверждением духовной красоты. Безусловно, художественный образ - это не зеркально-мертвое, пассивно-созерцательное отражение жизненных явлений, он не сводится к воспроизведению лишь внешних черт. «Тем не менее в живописи, через разнообразные средства и приемы, художник раскрыва ет сущность характера, сохраняя в обобщениях богатство индивидуальных черт», - отмечает Р. П. Трофимова [106; с. 422]. Действительно, мордовки Ф. В. Сычкова всегда жизнерадостны, с сияющими лицами, с искринками в глазах. На них помимо мордовского костюма яркие цветные шали. Чаще он пишет их в саду, в многоцветье красок, подсолнухов, декоративных цветов, либо в среде полевой зелени. Отсюда и настроение, и нравы, и здоровая красота.

Поиск национального идеала красоты чаще выражается в чертах лица, которые выписываются с особой тщательностью: скуластые щеки всегда подчеркнуты румянцем, глаза несколько прищурены, в них особая лучистость, платок, завязанный на голове, обнажает большой лоб. Некоторая грубоватость в чертах лица оправдана особым трудолюбием мордовских сельских женщин и характером труда. Но именно в этом, в сочетании с праздничностью костюма читается здоровье и оптимизм.

Похожие диссертации на Традиционная культура в контексте профессионального изобразительного искусства Мордовского края