Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Троице-Сергиев монастырь в культурном взаимодействии Древней Руси и Византии в XIV - первой половине XV вв. Ложкина, Наталья Александровна

Работа не может быть доставлена, но Вы можете
отправить сообщение автору



Ложкина, Наталья Александровна. Троице-Сергиев монастырь в культурном взаимодействии Древней Руси и Византии в XIV - первой половине XV вв. : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Ложкина Наталья Александровна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств].- Санкт-Петербург, 2013.- 180 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-24/13

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Процесс возрождения исторических религий народов России и в том числе православия, начавшийся в 1990-х гг., значительно стимулировал научный интерес к древнерусскому культурному наследию, к историческим процессам культурно-цивилизационного объединения народов Восточной Европы вокруг Византии. Русь вступила в эти интеграционные процессы в период подъема национально-освободительной борьбы против владычества Золотой орды, сопровождавшегося возрождением восточно-христианской культурной идентичности. В данном контексте особую значимость приобретает проблема изучения русско-византийского культурного взаимодействия, восстановленного в полном объеме в XIV — первой половине XV вв., когда началось возрождение древнерусской культуры. В социокультурной действительности Древней Руси того времени осуществлялся на новом уровне синтез отечественных и византийских традиций, обусловленный актуализацией собственного потенциала культурно-исторического развития и интенсивными контактами с византийским цивилизационным миром.

Культурологический анализ этих процессов предполагает исследование роли русских православных монастырей как форпостов взаимодействия Древней Руси и Византии. Монастыри выступали очагами просвещения, книжности и художественной культуры на Руси, активными участниками колонизации Русского севера и опорой политико-идеологической централизации русских земель вокруг Москвы. Наиболее значимая роль в данном аспекте принадлежала Троице-Сергиевому (первоначально Троицкому) монастырю, основанному Сергием Радонежским.

Сергий Радонежский вошел в историю древнерусской культуры как активный распространитель и реинтерпретатор идей, политико-идеологических и социокультурных практик синаитско-святогорского движения, сформировавшегося в монастырях Афона и способствовавшего духовному объединению стран Восточной Европы вокруг Константинополя на последнем этапе существования Византийской империи. Это движение, известное также как «исихия», «исихазм», выступало важным фактором культурной интеграции славян и греков, а его интерпретации в странах Восточной Европы послужили стимулом развития национальных культурных традиций.

Значительный научный интерес представляет взаимодействие Древней Руси и Византии в области художественной культуры, обретшее свое высшее духовно-нравственное и эстетическое выражение в творчестве Андрея Рублева, идейного последователя Сергия Радонежского и яркого представителя той социокультурной среды, которая сформировалась на базе Троице-Сергиева монастыря.

Степень научной разработанности проблемы. В трудах отечественных ученых-историков В.О. Ключевского, Н.И. Костомарова, С.Ф. Платонова, С.М. Соловьева, М.П. Тихомирова, Е.Ф. Шмурло, К.В. Хвостовой были заложены основы изучения взаимодействия Древней Руси и Византии, роли русских православных монастырей и, в частности, Троице-Сергиева монастыря в этом процессе. Объемный фактический материал по этим вопросам содержится также в работах историков церкви — Макария (Булгакова), Е.Е. Голубинского, П.С. Казанского, С.Г. Рункевича, И.К. Смолича.

Письменные источники, характеризующие историко-культурное содержание русско-византийского взаимодействия в XIV — первой половине XV в. и деятельность Сергия Радонежского, Епифания Премудрого, Андрея Рублева и других выдающихся просветителей того времени, а также теоретические вопросы синтеза византийской и древнерусской традиций рассмотрены в исследованиях С.Н. Азбелева, Ф.И. Буслаева, А.Х. Востокова, А.В. Горского, Н.П. Кондакова, М.В. Левченко, Д.С. Лихачева, Е.Я. Осташенко, Г.М. Прохорова, Г.П. Федотова, П.А. Флоренского, А.С. Уварова, Б.А. Успенского, Л.А. Успенского, В.А. Щученко и др.

Культурно-исторический, общественно-политический, религиозный, религиозно-философский, социокультурный аспекты исихазма исследованы в трудах еп. Алексия (Доброницына), Н.Д. Барабанова, архиеп. Василия (Кривошеина), А.А. Васильева, иг. Иоанна (Экономцева), архм. Киприана (Керна), И.М. Концевича, В.Ф. Лосева, В.Н. Лосского, И.П. Медведева, прот. И. Мейендорфа, Г.А. Остроградского, иг. Петра (Пиголя), Г.М. Прохорова, К.Ф. Радченко, П.А. Сырку, О.Г. Ульянова, Ф.И. Успенского, С.С. Хоружего. Эстетические идеалы исихазма проанализованы в трудах В.В. Бычкова.

Художественное наследие Андрея Рублева впервые рассматривалось в работах Н.Д. Иванчина-Писарева (1840, 1842), И.П. Сахарова (1849), С.П. Шевырёва (1850), М.И. и В.И. Успенскими на основе анализа письменных источников было составлено жизнеописание художника (1901). П.А. Флоренский в статье «Троице-Сергиева лавра и Россия» (1919) проследил смысловые связи деятельности Сергия Радонежского и творчества Андрея Рублева. Позднее эта тема была развита в исследованиях А.И. Клебанова, архиеп. Сергия (Голубцова), В.А. Плугина. Анализ иконографии «Святой Троицы» проводился в работах М.В. Алпатова, Д.В. Айналова, Г.И. Вздорнова, И.Э. Грабаря, Н.А. Деминой, Г.В. Жидкова, В.Н. Лазарева, В.А. Плугина, А.Н. Свирина. Роль Андрея Рублева в формировании высокого иконостаса как одного из итогов синтеза византийской и древнерусской культурных традиций изучалась Л.В. Бетиным, В.Г. Брюсовой, Г.И. Вздорновым, Э.К. Гусевой, Е.Я. Осташенко, Г.В. Поповым, прот. А. Салтыковым, Э.С. Смирновой, Л.А. Щенниковой и др. Значительный вклад в изучение культурно-исторической роли Андрея Рублева внесли юбилейные научные форумы «Андрей Рублев и мир русской культуры» (Москва, 2010) и VI Образовательные Рублевские чтения, посвященных памяти св. преп. Андрея Рублева (Москва, 2010). В 2010 г. в Государственной Третьяковской галерее открылась выставка «Андрей Рублев. Подвиг иконописания. К 650-летию великого художника», явившаяся культурным событием мирового масштаба.

Культурологическому анализу роли православных монастырей как международных и древнерусских центров восточно-христианской культуры посвящены исследования, опубликованные за два истекших десятилетия: Э. Возняк «Супральский монастырь как центр межславянских культурных связей» (1993), сборник статей «Монастыри — культурные центры Отечества» (1997), Т.Н. Арцибашева «Монастырь на стыке культур» (1997), Е.В. Романенко «Нил Сорский и традиции русского монашества: Нило-Сорский скит как уникальное явление монастырской культуры Руси XV–XVII вв.» (1999) и «Повседневная жизнь русского средневекового монастыря» (2002).

Культуротворческая роль православия и взаимодействие культур Древней Руси и Византии привлекают пристальное внимание отечественных ученых-культурологов. Это проблемное поле было очерчено в сборнике статей «Православие в русской культуре» (1998). Значительный вклад в разработку данной проблематики внесли монографические исследования Г.В. Скотниковой «Византийская традиция и русская культура» (2001) и «Византийская традиция в русском самосознании» (2002).

Указанной проблематике был посвящен в 1990–2010-х гг. целый ряд научных конференций различного уровня, в частности, ежегодный международный научный форум «Православие и русская культура» (Санкт-Петербург, ИРЛИ «Пушкинский дом» РАН), «Оптина пустынь: монастырь и русская культура» (Рим, 1990), «Монастыри — духовные и культурные центры России» (Москва, 1996), «Монастырская культура: Восток и Запад» (Москва, VII Макарьевские чтения, 1998), «Человек верующий в культуре Древней Руси» (Санкт-Петербург, СПбГУ, 2005), «Богословское и философское осмысление исихастской традиции» (Киев, 2005), «Россия–Афон: тысячелетие духовного единства» (Москва, 2006), «Святая Гора Афон — уникальное духовное и культурное достояние современного мира» (Веймар, 2012), «Афон и славянский мир» (Белград, 2013). На этих форумах обсуждались различные аспекты русско-византийских культурных связей, типологические особенности восточно-христианской культуры, проблемы сохранения культурного наследия Византии и Древней Руси, религиозные и социокультурные практики исихазма.

Объект исследования: русские православные монастыри в культурном взаимодействии Древней Руси и Византии.

Предмет исследования: Троице-Сергиев монастырь в культурном взаимодействии Древней Руси и Византии в XIV — первой половине XV вв.

Цель исследования: культурологический анализ роли Троице-Сергиева монастыря в культурном взаимодействии Древней Руси и Византии в XIV — первой половине XV вв. Данная цель конкретизирована в следующих задачах:

— определить типологические особенности культурного взаимодействия Древней Руси и Византии в XIV — первой половине XV вв.;

— охарактеризовать деятельность крупнейшего русского просветителя XIV в. Сергия Радонежского, основателя Троицкого монастыря, как участника русско-византийского культурного взаимодействия;

— проанализировать сюжет житийной повести о Сергии Радонежском в аспекте синтеза культурной семантики Древней Руси и Византии;

— проследить развитие взаимодействия русских и византийских традиций в художественной культуре Древней Руси XIV — первой половине XV вв.;

— рассмотреть деятельность выдающегося древнерусского живописца Андрея Рублева как участника русско-византийского взаимодействия в сфере художественной культуры и идейного последователя Сергия Радонежского;

— раскрыть культурную семантику и символику иконы Андрея Рублева «Святая Троица»;

— выявить культурный код «Святой Троицы», запечатлевший роль Троицкого монастыря в историческом сдвиге центра восточно-христианской культуры из Византии на Русь.

Теоретическая основа и методы исследования. Исследование базируется на системном подходе к анализу явлений культуры, рассматриваемых в историческом контексте взаимодействия Руси и Византии в XIV — первой половине XV вв. Подход, примененный в диссертации, опирается на принцип взаимосвязи разноплановых явлений в системе культуры и взаимодополняемости научных данных, полученных в различных областях социогуманитарного знания — истории, источниковедении, истории философии, религиоведения, искусствознания, литературоведения.

В работе применялись историко-генетический метод, направленный на выявление факторов динамики развития русско-византийского взаимодействия в XIV — первой половине XV вв.; сравнительно-исторический метод, позволивший определить типологические особенности русско-византийского взаимодействия в указанный период; проблемно-тематический анализ источников, анализ культурной семантики художественных произведений по методикам, разработанным в трудах С.Т. Махлиной, В.В. Лепахина.

Научная новизна исследования:

1. Определены типологические особенности культурно-исторической ситуации в Византии: рост общественной влиятельности синаитско-святогорского (исихастского) движения, стремившегося к религиозно-идеологическому, политическому и духовно-нравственному единению народов Восточной Европы; превращение Афона в международный культурный центр — очаг просвещения; усиление международной роли Константинополя как центра художественной культуры.

2. Охарактеризована культурно-историческая роль Сергия Радонежского, основателя Троицкого (позднее Троице-Сергиева) монастыря как инициатора внедрения византийской модели взаимодействия светских и религиозных культурных форм — «города» и «монастыря» — в социокультурную систему Древней Руси. Определено, что именно Сергий Радонежский сыграл наиболее значительную роль в упрочении связей Руси с Византией, укрепляя тем самым восточно-христианскую идентичность древнерусской культуры. Показаны смысловые доминанты деятельности Сергия Радонежского, воплотившего в своей жизни византийский идеал монаха-исихаста — религиозного подвижника-просветителя, общественно-политического деятеля и деятеля культуры.

3. Раскрыты национальные типологические особенности личности Сергия Радонежского как русского последователя синаитско-святогорского движения — организатора монастырей и духовно-нравственного воспитателя плеяды просветителей, создателей Русской Фиваиды — новых общежительных монастырей, способствовавших историческому строительству централизованного Московское государство. На основе анализа житийной литературы о Сергии установлено, что новая сакральная конструкция, зафиксированная литературными средствами агиографии: гора Маковец — русский Афон, легитимировала собой сдвиг центра восточнохристианского культурного мира на Русь.

4. Выявлено, что древнерусская художественная культура первой половины XV в. представляла собой обновленную художественную традицию, сложившуюся на основе возрождения православных духовно-нравственных ценностей, синтеза отечественных и византийских (исихастских) эстетических идеалов и творческого освоения достижений изобразительного искусства Византии.

5. Проанализировано влияние идеалов синаитско-святогорского движения на личность и творчество Андрея Рублева: художник-инок, практиковавший исихастское созерцание и воплощавший тему светозарного преображения материи в своем творчестве, выступая идейным последователем Сергия Радонежского, стал общественно значимой фигурой эпохи — духовно-нравственным просветителем и деятелем культуры.

6. Показано, что Андрею Рублеву удалось воплотить средствами изобразительного искусства суть культурно-исторической миссии Сергея Радонежского: в «Святой Троице» выражен национальный общественно значимый идеал индивидуального религиозного подвига. «Святая Троица», созданная в память Сергия Радонежского, существенно углубила и расширила христианское миропонимание в древнерусском обществе, являя собой визуальный символ всеобъемлющего единения. Небесного и земного, духовного и материального, Бога и человека. На концептуальном уровне шедевр Андрея Рублева согласуется с постановлениями церковных соборов, легитимировавших паламизм и исихастские практики, о чем свидетельствует совокупность художественных приемов, обеспечивших эффект светолития и светозарности в «Святой Троице».

7. Показано, что «Святая Троица» явилась открытием в области формы, сделавшимся по постановлению Стоглава новым каноном иконографической интерпретации догмата триединства. Интерпретация культурной семантики пространственного семиотического кода иконы позволяет утверждать, что наряду с вселенским смыслом связи Небес и земли, Бога и человека в произведении зафиксированы смысловые доминанты житийного повествования о Сергии Радонежском (место получения первоначального духовного наставления, лестница восхождения к святости, монастырь на Маковецком холме).

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретические положения, выводы и аналитические разделы диссертационного исследования могут быть использованы при составлении курсов лекций и учебных пособий по культурологии, теории и истории культуры, истории русской культуры и истории художественной культуры Византии и Древней Руси, а также в научно-просветительной работе художественных музеев. Материалы диссертации используются aвтором в научно-просветительной работе Государственного Эрмитажа: в циклах лекций «Историческая роль Византии и её место во всемирной истории и культуре», «Икона — окно в вечность».

Положения, выдвигаемые на защиту:

1. В XIV — первой половине XV в. Византия и Русь, пережившие в предшествующие столетия инокультурную военную агрессию, испытывали потребность в укреплении православия как государственно образующей религии и в возрождении духовно-нравственных ценностей, способных консолидировать различные слои населения. Эта потребность обусловила идейную направленность культурного взаимодействия Древней Руси и Византии в указанный период.

2. В личности и деятельности Сергия Радонежского обрел свое индивидуальное выражение сложившийся в русле синаитско-святогорского (исихастского) движения новый тип монаха-созидателя, выступавшего одновременно и духовным учителем и организатором монастырей — очагов книжности и художественной культуры, и общественно-политическим деятелем — наставником светской власти. Посвященный Святой Троице монастырь, основанный Сергием Радонежским на Маковце, воспринимался современниками как прообраз грядущей духовно-нравственной организации человеческого общества.

3. Сюжеты житийной повести о Сергии корреспондируют с византийской агиографической традицией периода торжества исихазма, в частности, с произведением Филофея Коккина о Григории Паламе. Благодаря появлению жизнеописания Сергия Радонежского в древнерусской картине мира возникла новая сакральная космографическая конструкция: Св. Гора Афон символически отождествилась с Маковецким холмом и, соответственно, а Москва — с Константинополем как светским центром православной культуры.

4. В рассматриваемый период в древнерусскую художественную культуру проникли духовно-нравственные и эстетические идеалы синаитско-святогорского движения; отечественные художники синтезировали в своем творчестве древнерусские представления о прекрасном и византийские методы изобразительной передачи идеи преображения плоти в светоносную материю.

5. Созданная Андреем Рублевым в память преп. Сергия Радонежского икона «Святая Троица» существенно углубила и расширила национальное христианское миропонимание: она воспринималась современниками как духовный идеал уничтожения междоусобной вражды и единения общества в православной вере и любви. «Святая Троица» в качестве художественного символа эпохи свидетельствовала, что целостное культурное пространство Руси возрождено, и оно есть Дом, в котором оберегается священное византийское наследие.

Степень достоверности и апробация результатов исследования. Изложенные в диссертационном исследовании положения и выводы докладывались автором диссертации на международной научно-практической конференции в Астрахани в мае 2000 г. — «Христианство и культура (к 2000-летию Христианства)»; на международной научной конференции СПбГУКИ в марте 2003 г. «Современные проблемы межкультурной коммуникации»; на аспирантской конференции СПбГУКИ в апреле 2003 г. Диссертация обсуждалась на кафедре теории и истории культуры СПбГУКИ 24 апреля 2013 г., получила положительную оценку и была рекомендована к защите.

Источниковая база диссертации включает в себя репрезентативные источники: труды историко-описательного характера, изданные Троице-Сергиевой лаврой и содержащие сведения об истории монастыря и жизнеописания его выдающихся насельников — монахов-подвижников; летописи и агиографические (житийные) сочинения, свидетельствующие о русско-византийском культурном взаимодействии в XIV — первой половине XV вв., художественные и публицистические произведения, тематически связанные с исследовательскими задачами диссертации; памятники византийской и древнерусской художественной культуры: архитектурные объекты, иконы, предметы быта; альбомы репродукций и фотоальбомы (в том числе и раритетные), труды по истории византийской и древнерусской культуры, искусствоведческие работы, включенные в библиографический список.

По теме диссертации автором опубликованы 7 статей, в том числе 3 в периодических научных изданиях, рекомендуемых ВАК Минобрнауки РФ, а также монография.

Достоверность результатов исследования также подтверждается их апробацией в практической работе: материалы диссертации используются aвтором в научно-просветительной деятельности Государственного Эрмитажа — в циклах лекций: «Историческая роль Византии и её место во Всемирной истории и культуре», «Икона — окно в вечность».

Структура диссертации включает введение, две главы, заключение, библиографический список.

Похожие диссертации на Троице-Сергиев монастырь в культурном взаимодействии Древней Руси и Византии в XIV - первой половине XV вв.