Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творческий вуз в системе художественного образования современной России Архангельский Юрий Евгеньевич

Творческий вуз в системе художественного образования современной России
<
Творческий вуз в системе художественного образования современной России Творческий вуз в системе художественного образования современной России Творческий вуз в системе художественного образования современной России Творческий вуз в системе художественного образования современной России Творческий вуз в системе художественного образования современной России Творческий вуз в системе художественного образования современной России Творческий вуз в системе художественного образования современной России Творческий вуз в системе художественного образования современной России Творческий вуз в системе художественного образования современной России
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Архангельский Юрий Евгеньевич. Творческий вуз в системе художественного образования современной России : Дис. ... канд. культурологических наук : 24.00.01 Краснодар, 2005 164 с. РГБ ОД, 61:05-24/129

Содержание к диссертации

Введение

Раздел 1. 1 Теоретические аспекты художественного образования в контексте культурологического знания

1.1. Художественное образование и его ценностные основания

1.2.Творческий вуз и его художественно-образовательное пространство

Раздел 2.. Концептуальные основы формирования личности выпускника творческого вуза

2.1. Основные подходы к конструированию концепции «модель выпускника творческого вуза»

2.2. Имидж выпускника творческого вуза как концепт и культурологическая универсалия

2.3. Профессиональная компетентность и ее роль в формировании личности выпускника творческого вуза

Заключение

Список литературы

Введение к работе

Актуальность исследования. Глубокие перемены в России на рубеже XX и XXI столетий затронули все стороны бытия и особенно коснулись его духовной составляющей. Взаимная интерференция таких процессов, как переход к рыночной экономике, реконструкция политической системы, «компьютерная революция» и интеграция страны в глобальную информационную инфраструктуру, создали новую культурно-историческую ситуацию, непохожую ни на ту, которая существовала до 1917 года, ни на ту, к которой мы привыкли в период советского строя. Она рождает неизвестные ранее культурные практики, формирует интеллектуальные и эмоциональные потребности, ценностные ориентации и создает объективную необходимость в их «культурологической инвентаризации».

Что же происходит с системой высшего художественного образования? В современном обществе актуализируется проблема повышения качества подготовки специалистов творческих вузах, владеющих широким спектром знаний и умений, обладающих навыками свободного ориентирования в любой обстановке, складывающейся в производственном социуме.

Сегодня обществу нужен специалист, профессионализм которого имеет личностное основание, интегрирующее культуру знаний, чувств, творческого действия, специалист, владеющий профессиональными навыками и умениями, которому в будущем придется иметь дело с иной технологией, культурой, иным статусом своей деятельности. Эта ситуация актуализировала проблемы реформирования системы художественного образования, совершенствования его методологической составляющей и поиска эффективных образовательных технологий.

Перед высшей школой стоят грандиозные задачи, требующие ее радикального преобразования и обновления [Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры: [Электронный ресурс: ].

Это обусловлено, с одной стороны, масштабностью и темпами развития современной цивилизации, в которой образование выступает важнейшим компонентом устойчивого развития человека, сообществ и наций. С другой —общество переживает глубокий кризис ценностей, преодоление которого предполагает выход за рамки экономических и рациональных соображений в область нравственности и духовности. Поэтому проблемы высшего художественного образования - в центре внимания представителей разных отраслей наук: философии, культурологии, социологии, педагогики и др.

Проведенный анализ источников и литературы показал, что творческий вуз в системе художественного образования современной России пока не были предметом специального исследования. Это актуализировало обращение диссертанта к его изучению.

Степень изученности проблемы. В процессе решения исследовательских задач диссертации учитывались идеи и концепции, выработанные в различных областях гуманитарного знания.

Так* при анализе российской гуманитарной культуры принципиально важными стали работы В.Н. Акулинина, А.И. Новикова, В.Н. Сагатовского, и др., в которых исследуются специфика и человекотворческий потенциал отечественной гуманитарной мысли. Они рассматриваются нами как теоретическая база для понимания сущности, проблем и направлений реформирования современного высшего художественного образования.

В понимании художественного образования как культуротворчества, где человек делает себя во всех отношениях духовным существом, основываясь на приоритете ценностей культуры, мы опирались на исследования А. Вебера, Х.-Г. Гадамера, И. Гегеля, С. Гессена, Э. Дюркгейма и др.). Так, Э.Дюркгейм считал, что образование представляет собой целостный социокультурный институт, который осуществляет подготовку и воспитание гармонически развитого человека.

Существенный вклад в разработку теоретических основ подготовки кадров культуры и искусства внесли И.И. Горлова, Ю.Н. Огородников, B.C. Садовский, В.Г. Торосян и другие.

Образование в сфере культуры определяется современными учеными как процесс совместного движения обучаемых и обучающихся к целям, опосредованным культурным содержанием и методами его усвоения, совершаемого в социокультурной сфере. Так, П. Бим-Бад, М.С. Каган и другие рассматривают образование как процесс формирования духовных потребностей, в числе которых потребность в непрерывном расширении своего культурного тезауруса, в непрекращающемся духовном обогащении. Определение ценностных ориентации студентов творческого вуза мы основывали на работах В.Г. Алексеева, Л.Г. Ионина, Л.Н. Когана, И.С. Кона, В.М. Кузнецова, Н.И. Лапина, и других ученых.

При разработке теоретической основы исследования использованы научные разработки в области творческой деятельности Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, В.П. Зинченко, А.А. Леонтьева, А.Ф. Лосева, П.А. Флоренского, а также исследования, О.Г. Дробницкого, С.Ф. Анисимова, М.С. Кагана о духовно-нравственных основах формирования личности, в том числе, творческой. Изучены положения теории психологической индивидуализации личности B.C. Мерлина, К.А. Абульхоновой-Славской, Б.М. Теплова, и др., а также общей и художественной психологии А.А. Мелик-Пашаева, С.Л. Рубинштейна, и др. Теоретические основы интеграции учебно-воспитательной и творческой работы в вузе рассматривались как целостная система сложившихся знании, умении и навыков специалистов, действующих с учетом влияния объективных и субъективных факторов и основывались на работах С.Н. Иконниковой, И.С. Кона и других.

Оценка состояния и динамика поиска путей формирования модели специалиста - выпускника творческого вуза - основывалась на исследованиях Н.И. Лапина, В.П. Тугаринова и других.

Таким образом, изучение публикаций о формировании ценностных оснований высшего художественного образования в современной России и формирования образовательного пространства в творческом вузе показало, что избранная проблема требует дальнейшего изучения, следовательно, она весьма актуальна.

Объект исследования - художественное образование в современной России.

Предмет исследования - творческий вуз как один из компонентов системы художественного образования России.

Цель исследования - выявить особенности формирования художественно- образовательного пространства в творческом вузе и сформировать на этой основе «модель выпускника творческого вуза».

Задачи исследования:

1. Проанализировать систему художественного образования
современной России в контексте культурологического знания.

2. Определить специфику художественно-образовательного
пространства творческого вуза.

3. Обосновать концептуальные основы формирования личности
выпускника творческого вуза.

  1. Сформулировать основные подходы к конструированию «модели выпускника творческого вуза».

  2. Исследовать имидж выпускника творческого вуза как концепт и культурологическую универсалию.

6. Изучить профессиональную компетентность и ее роль в
формировании личности выпускника творческого вуза.

Теоретико-методологическая база исследования.

Методологическую основу исследования составили

культурологические идеи и теории Н.А. Бердяева, И. А. Ильина, Б.Т..Лихачева и др. ученых); современные образовательные теории Е.В. Бондаревской, В.Н. Борзенкова, В.М. Розина, Г.П. Щедровицкого, и др.

7 Теоретическими ориентирами культурологического анализа стали работы А.И. Арнольдова, М.М. Бахтина, Л.П. Буевой, И.М. Быховской, М.С. Кагана, Б.Т.. Лихачева, Ю.М. Лотмана, С.Н. Иконниковой, Э.С. Маркаряна, В.М. Межуева, Э.В. Соколова, и др. В них изложены исходные принципы деятельностного, ценностного, функционального, системного и других подходов к анализу культуры, дана характеристика ее сущности, определены функции, выявлены смысл и содержание культуротворческих процессов, показана творческая природа человека, раскрыты механизмы формирования личности в контексте активного, творческого освоения потенциала культуры и искусства, являющихся основой художественного образования. Так, деятельностный подход - помог исследовать студента творческого вуза с точки зрения особенностей его формирования как профессионала, обладающего творческой свободой в становлении своей индивидуальности; структурно-функциональный - помог представить процесс его формирования как структуру, проанализировав ее компоненты, взаимосвязи с содержанием, функциями, творческими способностями; междисциплинарный - потребовал обобщения к современным идеям, раскрывающим особенности исследуемой проблемы, присущие разным научным направлениям: философии, культурологии, социологии, педагогики, истории, искусствознания и др.

Кроме того, использован комплекс методов, в том числе, моделирования, сравнения, анализа и др.

Положения, выносимые на защиту:

1. Анализ исследовательского наполнения концепта «художественное образование» позволил сформировать его многомерное понимание в широком и узком смысле слова: в узком — как конкретного художественного проекта, осуществляемого в конкретном образовательном пространстве (КГУКИ), в широком - как социокультурной среды, полностью спроектированной и постоянно обновляемой в концепциях и теориях образования, осуществляемых в Российской Федерации.

2. Функционирование и развитие художественно-образовательного
пространства творческого вуза базируется на сложном фундаменте, что
обусловлено его двойственной природой, т.е. одновременным нахождением в
системе образования и в системе художественного творчества. Отсюда, с
одной стороны, жесткая регламентация, вызываемая спецификой
образовательной практики вообще (нормативная база, государственные
образовательные стандарты). С другой стороны, будучи подсистемой
художественной культуры, художественное образование не может не быть
подчинено реальной художественной практике, живому процессу творчества.
Следовательно, художественно-образовательное пространство творческого
вуза может быть охарактеризовано как совокупность социальных,
культурных, а также специально организованных в образовательном
учреждении психолого-педагогических условий, в результате
взаимодействия которых с индивидом происходит становление творческой
личности студента.

  1. «Продукт» художественного образования - выпускник творческого вуза, мировоззренческой платформой которого являются принципы художественного мышления, сформулированные на основе идеологии постмодерна и влияющие на объем его творческой свободы. Имидж выпускника творческого вуза формируется в образовательном пространстве вуза на основе его профессиональной компетентности и определяет отношение его к обществу в целом, к своим будущим сослуживцам. Общение со студентами показало, что большинство из них не знают основ имиджеологии, правил формирования имиджа, его основных принципов. Это, с нашей точки зрения, актуализирует вопрос о введении специальных спецкурсов, семинаров, других форм обучения их основам имиджеологии, так как в учебном плане на это выделяется очень мало часов.

  2. Основные подходы к конструированию и исследованию «модели выпускника творческого вуза» формируются на основе культурных универсалий, идеалов, норм, культурного архетипа, материальных и

9 духовных ценностей данного социума. Результаты исследования актуализировали проблему создания в творческом вузе центра планирования карьеры, в котором бы на основе анализа ценностных оснований высшего художественного образования можно было бы формировать основополагающие характеристики модели выпускника творческого вуза, его имидж и компетентность.

Научная новизна и теоретическая значимость проведенного исследования заключается в обосновании роли и места выпускника творческого вуза в современном социуме, определении критериев его мировоззренческого и культуротворческого потенциала, разработки основных подходов к конструированию «модели выпускника творческого вуза» и формировании его имиджа.

Практическая значимость результатов исследования связана с выявлением резервов формирования имиджа выпускника творческого вуза. Выводы и рекомендации диссертации могут найти применение в учебном процессе творческого вуза. Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью методологической и теоретической базы исследования, комплексов подходов и методов.

Апробация исследования. Результаты исследования докладывались на конференциях, публиковались в сборниках, а также внедрены в учебный процесс Краснодарского государственного университета культуры и искусств и других учебных заведений системы художественного образования края.

Художественное образование и его ценностные основания

Для того, чтобы определиться с концептом «художественное образование» в контексте культурологического знания, который является одним из ключевых в предлагаемом исследовании, необходимо выявить его наиболее сущностные грани, с той целью, чтобы понять исходные смыслы этого концепта и в дальнейшем скорректировать его феноменологический пласт.

Для того, чтобы определиться с концептом «художественное образование», необходима рефлексия семантики категорий, с помощью которых характеризуются наиболее сущностные грани этого феномена, с той целью, чтобы понять исходные смыслы явления и в дальнейшем скорректировать его феноменологический пласт.

В художественном образования можно выделить два основных направления. Первое — профессиональная подготовка специалистов художественных профессий - специалистов в сфере художественного творчества и др. Второе — общехудожественное образование, то есть гуманитаризация образовательного процесса в технических и других негуманитарных вузах. Следует отметить, что необходимость овладения художественной культурой для специалиста в любой сфере деятельности постоянно подчеркивалась не только самими гуманитариями, но и представителями точных и естественных наук и выдающимися деятелями техники, которые видели в художественной культуре способ расширения кругозора, обогащения мысли и возвышения человеческого духа. Высокий уровень художественной культуры формирует способность всестороннего исследования объекта, преодолевает узость, ограниченность и зацикленность на одном в отзыве от многообразия связей и опосредовании, избавляет от синдрома «профессионального идиотизма» [См.; Иванов В. Г. Роль духовной Оба эти направления имеют существенные отличия, что связано со спецификой тех сфер общественной практики, для которых готовятся специалисты, с особенностями гуманитарных и технических вузов.

Недостаточно высокая эффективность художественного образования во многом обусловлена идейным кризисом системы воспитания. Отказ от чрезмерно идеологизированного подхода к воспитательной работе со студентами, имевшего место в прошлые годы, привел к практически полному отрицанию воспитания как такового. В разделе «Воспитательная работа» индивидуального плана вузовские педагоги пишут чаще всего: «воспитание через предмет». Однако жизнь убедительно показывает, что сам по себе предмет не может обеспечить высокий воспитательный потенциал. Речь идет не только о предметах ественнонаучного цикла, обращенных к сугубо рациональной сфере, а о предметах социально-гуманитарного цикла в том виде, в каком они преподаются студентам. Именно в художественной сфере как нигде важна роль педагога, через личность которого студент приобщается к художественной культуре.

Еще одна причина низкой эффективности художественного образования — негуманность традиционных образовательных моделей, развитие личности в соответствии с индивидуальными потенциалами относится в них к числу периферийных проблем. Когда сущность человека жестко связывается с его социальным статусом, когда начинают, «стричь всех под одну гребенку», — результаты получаются удручающие, далекие от какой бы то ни было гуманности [Бестужев-Лада И. В. Четыре условия гуманизации образования III науки в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов: тер. конф.... — СПб, 1906. —С. 172.]

В связи с этим художественное образование рассматривается как одно из основополагающих условий повышения эффективности воспитания молодежи. Но для этого оно должна получить прочную теоретико-методологическую базу, которая может быть создана на основе изучения антропогенных факторов профессиональной деятельности, соответствующей организации педагогического процесса и социокультурной инфраструктуры образования, внедрения нетрадиционных методов обучения и др.

Основные подходы к конструированию концепции «модель выпускника творческого вуза»

Культура - важнейшее условие существования человека. Каждое новое поколение есть продукт предшествующей культуры. Немецкий философ, социолог, теоретик культуры А. Вебер, изучая вопрос о социологическом понятии культуры, писал, что существует очень простой способ уяснить взаимосвязь явлений культуры с остальными фактами жизни и попытаться решить проблему историко-социологического видения культуры. Он утверждал, что у образованного человека должно постоянно быть ощущение того, что он «формирует» культурный тип своего времени и придает ему облик, сохраняющий в нем что-то от того упоения и сознания высоты, с которыми его предок в истории, человек ренессансной культуры, осуществлял это «формирование себя...» [Вебер А. К вопросу о социологии государства и культуры. В кн.: Культурология XX век. Антология. - М., 1995. -G. 497, 521].

Таким образом, осуществляется социокультурный подход, фиксирующий понимание культуры как комплекса социальных явлений, представляющих собой результаты и средства общественного функционирования и развития, куда входят искусство, наука, система образования и другие духовно-творческие институты и соответствующая им деятельность [Энциклопедический словарь по культурологии. - М., 1997. - С. 369].

Важными составными частями процесса социализации, культурной регуляции общества являются воспитание, общение, самосознание, которые реализуются путем усвоения новым поколением идеалов, ценностей, норм поведения предшествующих поколений через их внедрение в структуру поведения и деятельности индивидов, через их приучение к социальным ролям и нормальному поведению, освоение принятых в обществе значений [Брасов Б.С. Социальная культурология. - М., 1994. - С. 228].

Говорят, что с рождением нового ребенка происходит рождение нового человеческого опыта. Культура участвует в воспроизводстве социума -человеческого общества со всем его материальным и духовным своеобразием.

Традиционное использование концепта «культура» как синонима воспитанности в культурологическом знании заменяется пониманием культуры как совокупности убеждений, ценностей, символов. В процессе развития общества формируются культурные универсалии - наиболее значимые признаки культуры (ценности, идеалы, принципы) данного социума или цивилизации, представляющие собой набор ценностей или категорий данной культуры, превращающие ее в некоторую целостность и отличающие данный социум (цивилизацию) от любого другого. Культурные универсалии являются основой для самоидентификации личности как элемента данной культуры, данной общности, адаптацией ее к окружающему миру, формированию ее «базовой структуры».

Каждое общество имеет свою модель социализации и образования личности, которая формируется системой культурных универсалий, ценностями, идеалами и нормами, содержащимися в культурном архетипе, в типологических и этноцентрических ценностях данного социума. Это -образцы «идеальной личности», «культурного человека», «образованного человека», «профессионала» и пр. В разных типах-социумах и цивилизациях эти характеристики и идеалы различны. Так, конфуцианская модель «благородного мужа», к примеру, включала в себя набор нравственно-политических качеств; модель идеального гражданина античной эпохи во многом сосредоточена и выражена в принципах калокагатии, а идеальным типом социально-культурной модели личности для западноевропейской средневековой цивилизации была фигура монаха-схимника. Конечно, социально-культурная модель не бывает единственной, она имеет определенную степень многозначности, приспосабливая идеал к разнообразию социальных слоев, групп. История социально-культурных моделей личности составляет часть самосознания человечества; мировая художественная культура как высоконормативная система создает эти модели в виде социальных образцов - героев и их подвигов, шедевров профессионального творчества и пр.

На современном этапе в западной и отечественной методологии существуют две парадигмы - классическая и постнеклассическая, пронизанная духом постмодернизма. В данной работе мы опирались на принципы классической методологии, имея при этом ввиду все большую популярность неклассических принципов образовательного процесса.

Один из подходов к формированию модели - создание ее путем совместного творчества специалистов разного профиля, в том числе культурологов, историков, педагогов и т.д.

Имидж выпускника творческого вуза как концепт и культурологическая универсалия

Современное общество требует от выпускника творческого вуза новых профессиональных качеств, что, соответственно, ставит проблемы усложнения качества подготовки специалистов. Помимо владения обширным спектром знаний и умений, выражающихся в профессиональной деятельности, он должен уметь свободно ориентироваться в любой обстановке, складывающейся в производственном социуме.

Сегодня нужен специалист, профессионализм которого имеет личностное основание, интегрирующее культуру знаний, чувств, творческого действия, владеющего многими профессиональными навыками и умениями. Социальная потребность в таком специалисте уже назрела.

Основными задачами высшего образования являются: подготовка высококвалифицированных выпускников и ответственных граждан, способных успешно действовать во всех сферах общественной практики. Высшие учебные заведения должны обеспечивать такое образование учащихся, которое воспитывает в них хорошо информированных и глубоко мотивированных граждан, способных к критическому мышлению, анализу общественной проблематики, поиску и использованию решений проблем, стоящих перед обществом, а также к тому, чтобы брать на себя социальную ответственность; формирование личности, способной понимать, интерпретировать, сохранять, расширять, развивать и распространять национальные и региональные культуры в условиях плюрализма и разнообразия; коррекция и преобразование тех ценностных ориентиров, которые, с одной стороны, утверждают высшие нравственные ценности человеческой цивилизации, с другой — определяют наиболее сущностные аспекты социальной и профессиональной самореализации личности.

Формирование социально интегрированной и успешно самореализующейся личности специалиста, обладающего высокой квалификацией, профессиональной этикой, способностью успешно действовать в условиях динамично меняющейся ситуации, ориентироваться на духовно-нравственные критерии в решении профессиональных задач, активно участвовать в жизни общества в духе глобального мировоззрения, уважения прав человека, демократии, мира и справедливости зафиксированы в материалах Всемирной конференции по высшему образованию (Париж, штаб-квартира ЮНЕСКО, 5-9 октября 1998 г.).

Необходимость повышения профессиональной подготовки выпускников художественных вузов ставит вопрос о формировании имиджа специалиста творческого вуза.

С английского - имидж - «образ». Если говорить об имидже студента творческого вуза - будущего работника культуры и искусства, то под его «образом» имеется ввиду не только визуальный, зрительный образ, но и образ мышления, действий, творчества, и т.д. Иначе говоря, имидж студента творческого вуза - это представление о нем как о будущем специалисте.

Концепт «имидж» весьма популярен в специальной литературе. Исследования в этой области, несомненно, заслуживают пристального внимания, поскольку в них заложен потенциал для научного осмысления имиджа студента творческого вуза. И хотя ряд ученых (В. Шепель, Г. Поченцов и другие), труды которых изучены соискателем, не занимались специально формированием имиджа студента творческого вуза, их работы заслуживают пристального внимания в исследовании этой проблемы, так как на их основе можно представить свое толкование определения этого концепта.

К примеру, используя наработки А.Ю. Кошмарова, можно утверждать, что имидж студента творческого вуза должен отражать экспрессивную, выразительную сторону его образа [Кошмаров А.Ю. Психология как система направлений. Ежегодник психологического общества. Т.9. Вып. 2. - М., 2002. - С. 426]. А по аналогии с И.А. Федоровым можно определить исследуемый имидж как систему социального программирования духовной жизни и поведения субъектов, общецивилизационными и ментальными стереотипами и символами группового поведения, опосредованную мощью мотивации успеха, эталоном желаемого впечатления, миметическими способностями субъекта и ситуацией. В.Н. Маркин пишет, что имидж - это не маска, не приукрашивание своего профессионального облика. Стержень здесь -возможность передать информацию о себе, о своих истинных (личностных и профессиональных) устоях, идеалах, планах, деяниях [Маркин В.М. «Я» как личностная характеристика государственного служащего // Имидж госслужбы. -М., 1996.-С. 122].

Похожие диссертации на Творческий вуз в системе художественного образования современной России