Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Евангелическо-лютеранская церковь Дании в общественной и политической жизни страны : 1980-2000 Зудов Юрий Валерьевич

Евангелическо-лютеранская церковь Дании в общественной и политической жизни страны : 1980-2000
<
Евангелическо-лютеранская церковь Дании в общественной и политической жизни страны : 1980-2000 Евангелическо-лютеранская церковь Дании в общественной и политической жизни страны : 1980-2000 Евангелическо-лютеранская церковь Дании в общественной и политической жизни страны : 1980-2000 Евангелическо-лютеранская церковь Дании в общественной и политической жизни страны : 1980-2000 Евангелическо-лютеранская церковь Дании в общественной и политической жизни страны : 1980-2000
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Зудов Юрий Валерьевич. Евангелическо-лютеранская церковь Дании в общественной и политической жизни страны : 1980-2000 : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03 / Зудов Юрий Валерьевич; [Место защиты: Ин-т всеобщ. истории РАН].- Москва, 2010.- 217 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-7/678

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Датское христианство в историческом контексте 21

1.1. Датская церковь от возникновения до эпохи Реформации 21

1.1.1. Распространение христианства и последующий рост церкви 21

1.1.2. Организация средневековой церкви 27

1.1.3. Основные особенности датской Реформации 31

1.2. Развитие церкви в послереформационный период 35

1.2.1. Формирование традиции: время лютеранской ортодоксии 35

1.2.2. Роль пиетизма в развитии богословия и социальной деятельности церкви 37

1.2.3 .Влияние идей Просвещения на церковную мысль 39

1.3. Народная церковь в условиях религиозной свободы 41

1.3.1. Значение творчества Н.Ф.С. Грундтвига для-политической и религиозной жизни страны в ХГХ в. 41

1.3.2. Датская церковь в новых политических условиях в ХІХ в. 49

1.3.3. Эволюция государственно-церковных отношений в XX в. 52

Глава 2. Современное устройство Датской народной церкви. «Организованная анархия». 58

2.1. Система государственного управления в Народной церкви 5 8

2.1.1. Конституционные основы деятельности Народной церкви 5 8

2.1.2. Парламент как высшая законодательная власть в церкви 61

2.1.3. Исполнительная власть в Датской народной церкви 62

2.2. Административное устройство Датской народной церкви 64

2.2.1. Региональный уровень: епархии и пробства 64

2.2.2. Местный уровень: приходы 67

2.2.3. Роль приходских советов в церковной жизни 69

2.2.4. Подготовка и избрание священников Народной церкви 72

2.2.5. Церковные профессиональные союзы

2.3. Членство в Народной церкви 76

2.3.1. Общая статистика 76

2.3.2. Вступление в церковь и формы членства в приходе 77

2.3.3. Участие датчан в жизни церкви 83

2.4. Основные внутрицерковные течения 88

2.4.1. Грундтвигианство — либеральное крыло Народной церкви 88

2.4.2. Движение «Внутренняя миссия» как реакция консервативного крыла 90

2.4.3. «Третье направление» - «Kirkeligt Centrum» 93

2.4.4. Движение «Тидеверв» 95

2.4.5. Другие внутрицерковные течения. Сотрудничество между церковными течениями

Глава 3. Церковь в демократическом государстве (1980-2000) 99

3.1. «Государственная» церковь: за и против 99

3.1.1. Параграф 66: два толкования 99

3.1.2. Политические партии о роли Датской народной церкви в государстве

3.1.3. Оценка ситуации министрами по делам церкви 123

3.2. Внутрицерковная дискуссия о модели государственно-церковных отношений 126

3.2.1. Позиция церковных течений 126

3.2.2. Епископы о государственно-церковных отношениях 131

3.2.3. Различные модели развития: оценка ситуации церковными авторами 135

3.3. Экономика Датской народной церкви 138

3.3.1. Законодательство об экономике церкви 138

3.3.2. Три уровня церковной экономики. Местный уровень 140

3.3.3. Роль Общего фонда в системе церковной экономики 143

3.3.4. Государственное финансирование Народной церкви 145

3.3.5. Некоторые обобщения 147

Глава 4. Датская народная церковь в общественной жизни страны

4.1. Церковь и миссия. Социальное служение в новых условиях 153

4.1.1. Церковные миссионерские и благотворительные организации 153

4.1.2. Работа среди молодежи 156

4.1.3. Народные школы на современном этапе 157

4.2. Государственная церковь в мультирелигиозном обществе 160

4.2.1. Свободные церкви и иммигрантские общины в Дании 160

4.2.2. Исламское меньшинство в Дании 167

4.2.3. Новые религиозные движения 173

4.3. Датская народная церковь и экуменический диалог 176

4.3.1. Отношение к иноверцам в послереформационный период 176

4.3.2. Эволюция взглядов на проблему христианского единства в XIX в. 178

4.3.3. Деятельность Межцерковного совета Народной церкви 183

4.4. Традиция и обновление. Богословская и богослужебная жизнь церкви

4.4.1. Духовная жизнь в современной лютеранской интерпретации 188

4.4.2. Проблема однополых союзов 192

Заключение 199

Библиография

Введение к работе

Актуальность н научная значимость исследования Скандинавские страны считаются наиболее секуляризованной частью западного мира Светское мировоззрение стало неотъемлемой частью скандинавской политической культуры, и оно в большой степени определяет вектор развития всего общества

В то же время Евангелическо-лтотеранская церковь по-прежнему остается значимым фактором общественно-политической жизни этих стран Если лютеранская церковь Швеции была отделена от государства в 2000 г, а в Норвегии зависимость церкви от государства была частично ослаблена после учреждения особого органа церковного управления - синода (Kirkem0te), Датская народная церковь продолжает оставаться одним из государственных учреждений страны, чей официальный статус подтверждается конституцией

Более того, до настоящего времени в Дании нет единого органа, который мог бы с полным правом выступать от имени всей церкви На официальном уровне церковную позицгао по тому или иному вопросу может озвучивать светский чиновник (министр по делам церкви) или датский парламент, принимающий законы в сфере государственно-церковных отношений Однако представители государства не могут вмешиваться во внутренние дела церкви, и сфера их компетенции теоретически сильно ограничена Что же касается вігутрицерковньїх вопросов, то правом говорить от имени церкви не обладает ни епископат, ни какой-либо церковный орган Этой двойственностью объясняется популярность выражения «хорошо организованная анархия» (X Кох), часто применяемого историками для описания датской церковной модели

При этом следует отметить, что далеко не все датчане, принадлежащие к церкви, оценивают современную ситуацию как положительную, и тем более — как модельную Сегодня вопрос статуса Народной церкви обсуждается не только представителями внутри-церковных движений, но и светскими историками, теологами, журналистами и политиками Кроме того, программы политических партий Дании обязательно содержат их позицию по вопросу возможного отделеїшя церкви от государства и касаются проблем государственно-церковных отношений

Существующее положение вещей представляется чрезвычайно интересным для исследователя, так как дает нам возможность рассмотреть на примере Дании целый спектр проблем, связанных с

государственной политикой в области религии Поскольку тема взаимоотношений государства и крупнейшей в стране религиозной организации широко обсуждается и в России, автор полагает, что датский опыт и основные направления общественной дискуссии о месте церкви в светском государстве могут быть полезны и для российского общества Практика регулирования государственно-церковных отношений, роль различных религиозных объединений (в том числе нетрадиционных) в общественной и политической жизни страны, влияние миграционных процессов на культурную и духовную жизнь общества - всестороннее изучение этих вопросов важно не только для стран объединенной Европы, но и для Российской Федерации, которая отличается культурным и религиозным многообразием

Объектом исследования является Евангелическо-лютеранская церковь Дании (Датская народная церковь) и ее взаимодействие с государством и обществом в период с 1980 по 2000 гг Предмет исследования в данной работе - законодательные акты в сфере государственно-церковных отношений, отражающие уникальность датской модели церковного устройства, взгляды политических партий и различных внутрицерковных групп на статус Датской народной церкви, полемические материалы в церковных и светских СМИ по проблеме отделения церкви от государства и будущего церкви в мультирелигиозном обществе

Хронологические рамки Исследование охватывает период с 1980 г по 2000 г, т е последние 20 лет прошлого столетия Нижняя граница хронологических рамок определяется началом 1980-хгг, когда в датском обществе произошли существенные изменения, повлиявшие на все стороны жизни страны - недавнее всгупление в Европейский союз, увеличение потока мигрантов из стран, традиционно исповедующих ислам, и связанная с этим ситуация мультикультурного общества Значимым событием церковной жизни 1980-х гг стало официальное признание Межцерковного совета Народной церкви, который получил право представлять Датскую народігую церковь в межхристианских контактах На протяжении двух последних десятилетий XX в в датском обществе наблюдается всплеск интереса к проблемам государственно-церковных отношений, а также возобновляется дискуссия о будущем государственной церкви в светском государстве Верхняя хронологическая граница определяется окончанием XX века (2000 г) В этом году аналогичная общественная дискуссия в Швеции привела к отделеншо Шведской церкви от государства, и

данное событие имело большое влияние на соседние Скандинавские страны

Новизна избранной темы для российской исторической науки в некоторых случаях обусловила частичный выход за пределы рассматриваемого периода, однако основное внимание в работе уделено событиям в установленных хронологических рамках

Научная новизна исследования определяется новизной проблематики для российской исторической науки В диссертации впервые осуществлен комплексный анализ государственно-церковных отношений в Дании, роли Народной церкви в общественной жизни страны, значения церкви для датской культуры и особого «датского» мировоззрения Большинство источников впервые представляются российскому академическому сообществу

Практическая значимость исследования определяется востребованностью работ, касающихся роли религии и традиционных религиозных институтов в современной Западной Европе Диссертация написана на основе важнейших документов по вопросам государственно-церковных отношений в Дании и учитывает обширную современную полемику среди политических партий и представителей Народной церкви Большинство научных монографий, вышедших в Дании в этот период, впервые представляются русскоязычному исследователю Таким образом, содержание и выводы работы могут быть использованы при чтении курсов по новейшей истории Дании, истории государственно-церковных отношений, политологии, а также в качестве отправного материала при подготовке учебных пособий, статей и монографий

Методология исследования При написании работы автор руководствовался принципами объективности, историзма и всестороннего анализа проблемы Развитие исторического процесса рассматривается с учетом объективных закономерностей (политических, идеологических, экономических и социальных), которые определили государственное и общественно-политическое развитие на изучаемом историческом этапе Исторические факты рассмотрены с учетом всей их многогранности и противоречивости, в непосредственной связи с конкретной исторической реальностью в ее динамике

Исторический метод, в котором автор рассматривает историю в ее последовательном развитии, соединяется с логическим, и таким образом позволяет обобщить исторический материал и сформулировать итоговые выводы

Необходимость выявить соотношение объективного и субъективного в происходящих событиях (что особенно важно в ситуации, когда непосредственные участники многих событий по-прежнему активно участвуют в общественно-политической жизни) обусловила использование историко-антропологического метода, предполагающего изучение исторических процессов и структур в их человеческом измерении

Материал изложен в проблемно-хронологической и систематической последовательности, баланс в изложении позиций государства, различных внутрицерковных течений и общественных деятелей соблюден настолько, насколько это позволила источниковая база

Апробация результатов исследования Диссертация обсуждалась на заседаниях Центра истории Северной Европы и Балтии и Ценгра изучения истории религии и церкви Института всеобщей истории РАН Отдельные положения и выводы работы изложены автором в выступлениях на научных семинарах и конференциях, а также отражены в статьях, опубликованных в научных изданиях, включая периодику, входящую в утвержденный ВАК РФ список рецензируемых журналов

Источники. Данное исследование основано в первую очередь на законодательных актах в сфере государственно-церковных отношений, принятых датским парламентом {фолькетингом) и Министерством по делам церкви Законы, указы и другие нормативные документы, касающиеся различных аспектов деятельности церкви, в настоящее время содержатся в национальной электронной базе, поддержку которой осуществляет датское государство1 Система обеспечивает свободный доступ ко всем законодательным актам, в том числе инструктивным письмам и распоряжениям, принятым датским парламентом или профильными министерствами Поддержка этого открытого ресурса является частью датской государственной политики, направленной на обеспечение максимальной прозрачности в деятельности государственных учреждений

Помимо соответствующих параграфов Конституции датское церковное законодательство представлено различными нормативными актами Основное место среди законодательных источников занимают собственно законы (lov), принятые парламентом и подписанные королевой Они являются общеобязательными и имеют

1 Адрес в интернете http //www retsinformation dk

наивысшую силу среди других официальных документов при условии, что не входят в противоречие с Конституцией Органами исполнительной власти также издаются законодательные директивы (lovbekendtgarelse), директивы (bekendtgerelse), распоряжения (anordmng) и некоторые другие документы Авторитетным изданием, содержащим законодательную базу по вопросам церковного права и государственного церковного управления, а также принятую интерпретацию действующего законодательства (комментарии), является обширный сборник Kirke-Karnov2

Среди наиболее авторитетных комментариев к основному закону страны - датской Конституции 1953 г - выпущенный в издательстве Jurist- og Okonomforbundets Forlag «Основной закон Королевства Дании с комментариями»3 Параграфы Конституции, касающиеся положения Датской народной церкви, а также общих принципов свободы совести, комментируют и другие авторитетные книги по церковному праву Прежде всего, в этом ряду следует назвать серию комментариев, принадлежащих известному специалисту по церковному праву П Эсперсену (Preben Espersen)4

Важными источниками являются программігьіе документы правительства и политическігх партий, выражающие их позиции по вопросам свободы совести, государственно-церковных отношений и взгляды на положение Датской народной церкви в светском государстве В программах большинства политическігх партий на протяжении многих лет обязательно присутствует позиция по церковному вопросу

Различные внутрицерковные течения (kirkelige retninger) также имеют свои взгляды на роль Народной церкви в секулярном обществе Как правило, консолидированная позиция этих течений по спорным вопросам выражается в официальных периодических изданиях, а также протоколах различных съездов Среди периодических изданий различных внутрицерковных течений - грундтви-гианский журнал Dansk kirketidende, Indre Missions tidende, журнал Tidehverv Датское миссионерское общество выпускает тематический журнал Nyt Synspunkt, каждый номер которого посвящен той или иной проблеме, широко обсуждаемой в церкви В то же время

2 Kirke-karnov Kabenhavn Karnovs Forlag, 1996

3 Danmarks Riges Grundlov med kommentarer I red Hennk Zahle Kabenhavn
Jurist- og Okonomforbundets Forlag, 2006

4 Среди наибочее ценных комментариев Espersen, Preben Kirkeret
Almindehg del I 2 udg Kebenhavn, 1999, Espersen, Preben Kirkeret і
grundtrak Kebenhavn, 2000 149 s

следует иметь в виду, чго официальная позиция внутрицерковных течений не обязательно соответствует мнению большинства их рядовых членов

Особое место среди источников занимают личные интервью различных представителей Датской народной церкви (в том числе двух епископов), парламентских партий и министра по делам церкви, записанные автором в ходе его поездки в Данию в апреле 2004 г

Наконец, отдельной группой источников стали публикации в средствах массовой информации - прежде всего, церковных Эти публикации несомненно являются важной составляющей дискуссии о роли церкви в светском государстве Они по большей части посвящены собственно церковным (богословским и дисциплинарным) вопросам - это диалог между церковными консерваторами и либералами, представителями различных внутрицерковных течений, богослужебные реформы, эффективная организация церковного управления и распределение сфер ответственности между епископами, пасторами и мирянами и тд Ежедневная газета Kristehgt Dagblad, выступающая с умеренно-консервативных позиций, публикует множество дискуссионных материалов и большое количество интервью с государственными и церковными чиновниками, учеными и общественными деятелями Свои печатные издания имеют церковные профессиональные союзы - например, Memghedsrddenes blad и Prcesteforemngens blad Как правило, свои газеты и журналы имеют епархии Датской народной церкви Ор-хусской епархией издается ежегодный журнал Dansk Kirkehv, содержащий аналитические статьи и описание важнейших церковных событий, которые произошли в Дании за год Аналитические материалы по проблемам государственно-церковных отношений и свободы совести можно найти в крупных светских газетах, прежде всего в Jullands-Posten, Weekendavisen и Berlmgske Tidende Среди серьезных интернет-изданий необходимо упомянуть порталы www religion dk и www knstendom dk

Степень изученности проблемы (историография) В отечественной науке тема особенностей церковной жизни и государственно-церковных отношений в Дании пока не является разработанной Тем не менее, в 1900 г в Санкт-Петербурге вышла монография Г А Дементьева «Введение Реформации в Дании», содержащая богатый исторический материал о датском христианстве

первой половины XVI в Об интересе к датской церковной истории свидетельствует наличие нескольких публикаций российских ученых в конце 80-х - начале 90-х гг прошлого столетия Так, например, заслуживает внимания вышедшая в издательстве «Наука» в 1988 г книга О В Чернышевой и ЮД Комарова «Церковь в Скандинавских странах», в которой отдельно рассматривается история христианства и современная религиозная ситуация в Дании6 Упомянутый исследователь Ю Д Комаров также обращался к организационным особенностям Народной церкви в статье «Датская народная церковь», опубликованной в сборнике Института всеобщей истории РАН «Очерки истории западного протестантизма»7 Общих вопросов религиозной истории Датского королевства касаются авторы увидевшей свет в 1996 г книги «История Дании с древнейших времен до начала XX века»8 Недавно скончавшийся И А Гарцев в монографии, посвященной религиозным миссиям Скандинавии, исследовал роль датских церковных миссий в истории западного христианства9

Помимо указанных работ в русскоязычном интернете доступны несколько статей о Датской церкви, носящих популярный характер

Среди зарубежных ученых, живущих вне Скандинавии, следует назвать двух англоязычных авторов, занимавшихся исследованиями отдельных глав истории датского христианства - это профессор Бирмингемского университета А Олчин10 и американский профессор С М Бориш11, оба описывающие жизненный путь и творчество одного из наиболее известных мыслителей Датской церкви Николая Грундтвига Приведенная монография А Олчина по праву считается самым полным англоязычным исследованием по данной теме Оно получило высокую оценку среди датских церковных

5 Дементьев ГА Введение реформации в Дании СПб, 1900

6 Чернышева О В, Комаров ЮД Церковь в скандинавских странах М
Наука, 1988 С 77-118

7 Комаров 10Д Датская народная церковь // Очерки истории западного
протестантизма / Под ред А А Кисловой и О В Чернышевой М ИВИ
РАН, 1995 С 73-91

8 История Дании с древнейших времен до начала XX века / Отв ред
О В Чернышева М Наука, 1996

9 Гарцев И А Скандинавские религиозные миссии в истории христианско
го миссионерства XVIII - начала XX века Архангельск ПТУ, 2002

10 AllchmA М N F S Grundtvig An Introduction to his Life and Work. L ,
1998

11 Bonsh S M The Land of the Living The Danish Folk High Schools and
Denmark's Non-Violent Path to Modernization Nevada City, California, 1991

историков С Бориш посвятил свой труд описанию датского феномена «высших народных школ» (или «народных университетов»), которые возникли как реализация планов Н Грундтвига и впоследствии получили широкое распространение в Европе, в особенности в других Скандинавских странах

Очевидно, что литература по теме исследования на датском языке отличается многообразием, однако, в силу не очень большой распространенности датского языка в академической среде, основная часть работ остается недоступной для российских историков и религиоведов

Исследования датских ученых можно условно разделить на несколько больших групп Во-первых, это исторические монографии, которые дают целостное представление о роли Народной церкви в истории и культуре страны и помещают современные проблемы в более широкий контекст датской национальной истории Среди таких монографий - книги М Лаустена «Церковная история Дании»13 и Т Йенсена «История датской идентичности»14 Также необходимо назвать восьмитомное издание «История Датской церкви»15, выходившее в Копенгагене в середине XX в

Множество монографий посвящены роли выдающегося датского богослова Н Грундтвига в истории Дании, его влиянию на политическую, духовную и культурную жизнь страны Среди последних важных - книга доктора теологии Б Кристенсена «О концепции знания у Н Грундтвига»16 Недавняя книга профессора Копенгагенского университета X Р Иверсена посвящена исследованию взглядов Грундтвига на миссию17

Во-вторых, следует упомянуть книги, анализирующие проблемы сложившейся модели государственно-церковных отношений ее плюсы и минусы, а также предлагающие пути, по которым может развиваться и модернизироваться действующая модель Среди

12 Church News From Denmark 1997 N10 (October) P 1

13 Lausten, Martin Schwarz Danmarks kirkehistone 2 udgave Kobenhavn
Gyldendal, 2000

14 Jensen, Thorhld Borup Danskerens identitetshistorie antologi til belysning
af danskernes selvforstaelse Kebenhavn, 1993

15 Det danske kirkes histone Bd 1-8 Kebenhavn Gyldendalske boghandel,
Nordisk forlag, 1950-66

16 Christensen, Bent Omkring Grundtvigs vidskab En undersogelse af N F S
Grundtvigs forhold til den erkendelsesmasssige side af det kristeligt nodvendige
hvsengagement Kebenhavn Gads Forlag, 1998

17 Iversen, Hans Raun Grundtvig, folkekirke og mission Praktisk teologiske
vekselvirkninger Kobenhavn Forlaget Anis, 2008

книг, вызвавших большой резонанс в церковной среде, книга М Аукен, К Больмана и Л Смидта «Уста и язык церкви»18, подвергшей серьезной критике существующую систему государственного контроля над церковью

Книга «Закрыть Народную церковь», которую в 2003 г написал известный критик Датской церкви профессор теологии С Берг в соавторстве со священником П Стеффенсеном 9, также вызвала горячие споры в церковных кругах Дании. Авторы полагают, что действующая модель Датской народной церкви полностью изжила себя, а сама церковь обречена на медленное умирание Единственным средством, которое может предотвратить этот процесс, является полное упразднение Датской народной церкви, в результате чего духовная жизнь должна будет сосредоточиться непосредственно на уровне отдельных приходов (принцип конгрегационализма)20 Ранее (в 1998 г) авторы публиковали в датской церковной прессе ежемесячные открытые письма с целью спровоцировать широкое обсуждение злободневных церковных проблем Прежде всего, их атаке подверглась «грундтвигианская догма» о том, что никто не имеет права выступать от имени Датской народной церкви21

Профессор Орхусского университета Ханс Хауге написал в 1998 г критическую книгу «Датская церковь взгляд с национальной точки зрения»22 X Хауге исследует особый датский подход к христианству и церкви - подход, который уравнивает христианский крест с национальным флагом, воспринимает христианство лишь как продолжение национальной идентичности По мнению Хауге, отчасти такой взгляд на христианство приобрел в Дании популярность благодаря творчеству Н Грундтвига, но сегодня он должен быть пересмотрен, ведь Дания не существует сама по себе, но вписана в общеевропейский контекст

Наконец, в-третьих, это книги, представляющие точки зрения авторов на отдельные вопросы взаимоотношения церкви и общества Многие проблемы современного общества заставляют Народную церковь по-новому взглянуть на свою роль и миссию в стране, сформулировать ответ на вызовы, ранее неизвестные хри-

18 Auken, Margrethe, Bollmann, Kaj, Smidt, Laue Traberg Kirkens mund og
masle Kobenhavn Anis, 1992

19 Bjerg, Svend, Steffensen, Palle H Nedteg folkekirken Det oppegaende
dadsleje Kabehavn Hest & Son, 2003

20 Ibid. S 9

21 Church News From Denmark 1998 No 3 (March) P 4

22 Hauge, Hans Den danske kirke nationalt betragtet Frederiksberg, 1998

стианским церквам Это проблемы миграции, толерантности, межрелигиозного и межхристианского диалога, вопросы традиционных нравственных ценностей Так, с 2001 г в Центре мультирели-гиозных исследований при теологическом факультете Орхусского университета ученые - теологи и религиоведы - занимаются анализом религиозной ситуации в современной Дании, описывая ее взаимосвязь с происходящими в обществе изменениями

Одной из важных составляющих этого проекта в 2004-2005 гг. стало социологическое исследование, построенное на изучении деятельности различных религиозных общин г Орхуса23 Участники проекта задавали различным религиозным общинам города вопросы об их организационной структуре, последователях, экономической стороне деятельности, религиозной практике и взаимоотношениях с другими конфессиями

В 2005 г вышла книга руководителя Центра мультирелигиоз-ных исследований проф В Мортенсена «Христианство в процессе изменения Плюрализм как вызов богословию и церкви в Дании»24 Автор размышляет о нескольких широко дискутируемых проблемах, касающихся существования церкви в плюралистическом обществе Это споры об организационной структуре Датской народной церкви, церковной экономике, проблема членства в народной церкви, религиозная практика и взаимоотношения народной церкви с другими конфессиями От выработки правильной стратегии, учитывающей сложившееся религиозное многообразие, зависит будущее датского христианства, считает В Мортенсен Прежде всего, по мысли автора, исследователю необходимо разделять многоконфессиональный состав датского населения как объективную данность, с одной стороны, и плюрализм как идеологию, с другой Задача ученого - избежать идеологизации проблемы, делая однозначные оценочные суждения о необходимости, либо о вреде плюрализма, который в настоящее время существует как факт общественной жизни Основой отношения к другим религиям в европейском христианском обществе, по мнению В Мортенсена, должно стать уважение к чужой культуре, причем христианам необходимо составить верное представление об иных религиозных традициях, лишенное идеологической окраски

Результаты опубликованы Rehgi0s mangfoldighed - en korttegning af religion og spintuahtet і Arhus / red M Q Fibiger Systime, 2004, Borup J Dansk dharma- buddhisme og buddhister і Danmark Forlaget Univers, 2005 24 Mortensen V Kristendommen under forvandhng Plurahsmen som udfordring til teologi og kirke і Danmark Hojbjerg Forlaget Univers, 2005

Дискуссия между богословами, религиоведами и социологами продолжилась в следующей книге проекта - «Меняется ли христианство9 Дебаты о церкви и мультирелигиозности»25 - в которой коллеги В Мортенсена высказали свои соображения относительно ситуации религиозного плюрализма, мультикультурпого общества и вызовов современной Датской церкви

Распространению новой религиозности в датском обществе, а также проблемам диалога Народной церкви с носителями различных религиозных взглядов (в том числе - с исламом) посвящена книга «Карма, Коран и церковь» (Хойберг, 2007)26

Проф П Лодберг написал несколько важных монографий, анализирующих датский национальный характер в его связи с религиозной идентичностью Проблеме соотношения датского и собственно христианского в менталитете большинства датских христиан посвящена его книга «Прежде - датчанин, затем - христианин»27

Цель работы - определить роль Датской народной церкви в жизни датского общества в конце XX в , выявить общие тенденции и проблемные вопросы, определить место церкви в политической системе страны, предложить историческую основу для понимания сложившейся системы государственно-церковных отношений

Для достижения указанной цели автор намерен решить следующие задачи

проанализировать исторические этапы, в ходе которых сформировалось церковное сознание датчан,

показать уникальность организационной структуры Датской народной церкви и вытекающие из нее особенности датского лютеранства,

представить отдельные аспекты внутренней жизни Датской народной церкви с учетом многообразия составляющих ее групп и богословских направлений, каждое из которых имеет собственные взгляды на место церкви в датском государстве и обществе,

Ег knstendommen under forvandling'? En debatbog om kirken og det multirehgiese / red Viggo Mortensen Hojbjerg Forlaget Univers, 2005

26 Karma, koran og kirke religies mangfoldighed som folkekirkehg udfordnng
/ red Bent S Chnstensen, Viggo Mortensen, Lars В Viftrup Ltejbjerg
Forlaget Univers, 2007

27 Lodberg, Peter Dansker forst og kristen sa Overvejelser om nationahtet og
knstendom Kobenhavn Aros, 2001 Другие интересные монографии того
же автора Lodberg, Peter, Pedersen, Gerhard Kirke - ar 2000 mdfering і
kirkekundskab Arhus, 1995 175 s, Pa enhedens vej Bidrag til den
ekumeniske bevsgelses histone і det 20 arh / red Peder N0rgaard-H0jen,
Hans Raun Iversen, Johs Langhoff, Peter Lodberg Arhus Forlaget Ams, 1989

проанализировать дискуссию о будущем государственно-церковных отношений, имевшую место в Дании в 1980-2000 гг и продолжающуюся до настоящего времени, с привлечением законодательной базы, записей парламентских дебатов, программ политических партий, позиций внутрицерковных течений, а также отдельных богословов Народной церкви,

дать обзор общественной деятельности и миссии Датской церкви в условиях мультикультурного общества

Структура работы Диссертация состоит из введения, четырех глав, подразделенных на параграфы, заключения и списка источников и литературы

Основные особенности датской Реформации

Очевидно, что литература по теме исследования на датском языке отличается многообразием, однако, в силу не очень большой распространенности датского языка в академической среде, основная часть работ остается недоступной для российских историков и религиоведов.

Исследования датских ученых можно условно разделить на несколько больших групп. Во-первых, это исторические монографии, которые дают целостное представление о роли Народной церкви в истории и культуре страны и помещают современные проблемы в более широкий контекст датской национальной истории. Среди таких монографий - книги М. Лаустена «Церковная история Дании»20 и Т. Йенсена «История датской идентичности» . Также необходимо назвать восьмитомное издание «История Датской церкви»22, выходившее в Копенгагене в середине XX в.

Множество монографий посвящены, роли выдающегося датского богослова Н. Грундтвига в истории Дании, его влиянию на политическую, духовную и культурную жизнь страны. Среди последних важных - книга доктора теологии Б. Кристенсена «О концепции знания у Н. Грундтвига» . Недавняя книга профессора Копенгагенского университета X. Р. Иверсена посвящена исследованию взглядов Грундтвига на миссию24.

Во-вторых, следует упомянуть книги, анализирующие проблемы сложившейся модели государственно-церковных отношений ее плюсы и минусы, а также предлагающие пути, по которым может развиваться и модернизироваться действующая модель. Среди книг, вызвавших большой резонанс в церковной среде, книга М. Аукен, К. Больмана и Л. Смидта «Уста и язык церкви»2 , подвергшей серьезной критике существующую систему государственного контроля над церковью.

Книга «Закрыть Народную церковь», которую в 2003 г. написал известный критик Датской церкви профессор теологии С. Берг в соавторстве со священником П. Стеффенсеном , также вызвала горячие споры в церковных кругах Дании. Авторы полагают, что действующая модель Датской народной церкви полностью изжила себя, а сама церковь обречена на медленное умирание. Единственным средством, которое может предотвратить этот процесс, является полное упразднение Датской народной церкви, в результате чего духовная жизнь должна будет сосредоточиться непосредственно на уровне отдельных приходов (принцип конгрегационализма)27. Ранее (в 1998 г.) авторы публиковали в датской церковной прессе ежемесячные открытые письма с целью спровоцировать широкое обсуждение злободневных церковных проблем. Прежде всего, их атаке подверглась «грундтвигианская догма» о том, что никто не имеет права выступать от имени Датской народной церкви28.

Профессор Орхусского университета Ханс Хауге написал в 1998 г. достаточно критическую книгу «Датская церковь: взгляд с национальной точки зрения» . Х.Хауге исследует особый датский подход к христианству и церкви - подход, который уравнивает христианский крест с национальным флагом, воспринимает христианство лишь как продолжение национальной идентичности. По мнению Хауге, отчасти такой взгляд на христианство приобрел в Дании популярность благодаря творчеству Н. Грундтвига, но сегодня он должен быть пересмотрен, ведь Дания не существует сама по себе, но вписана в общеевропейский контекст. Резюмируя положения своей книги в одном из своих интервью, Хауге впоследствии заметил: «то, что говорил Грундтвиг о датском национальном характере, не имеет значения для нас сегодня»30.

Наконец, в-третьих, это книги, представляющие точки зрения авторов на отдельные вопросы взаимоотношения церкви и общества. Многие проблемы современного общества заставляют Народную церковь по-новому взглянуть на свою роль и миссию в стране, сформулировать ответ на вызовы, ранее неизвестные христианским церквам. Это проблемы миграции, толерантности, межрелигиозного и межхристианского диалога, вопросы традиционных нравственных ценностей. Так, с 2001 г. в Центре мультирелигиозных исследований при теологическом факультете Орхусского университета ученые - теологи и религиоведы - занимаются анализом религиозной ситуации в современной Дании, описывая ее взаимосвязь с происходящими в обществе изменениями.

Одной из важных составляющих этого проекта в 2004-2005 гг. стало социологическое исследование, построенное на изучении деятельности различных религиозных общин г. Орхуса . Участники проекта задавали различным религиозным общинам города вопросы об их организационной структуре, последователях, экономической стороне деятельности, религиозной практике и взаимоотношениях с другими конфессиями.

Конституционные основы деятельности Народной церкви

Кроме того, в 1830-е гг. увидели свет несколько произведений, выражавших его идеи о свободном и живом образовании (dannelse), доступном для народа. Во многом эти идеи стали следствием личного опыта, а именно - соприкосновения Н. Грундтвига с иным образом жизни во время его поездок в Англию. Там он, по его собственному признанию, научился уважать «реальную жизнь» и обратил внимание на важность свободы для процветания общества.

Среди важнейших вопросов просвещения в Дании того времени обсуждались преимущества и недостатки импортированной из Англии школьной системы, в которых реализовывалась идея взаимного обучения (indbrydes undervisning) учеников. Суть системы состояла в разделении учащихся на группы, в которых наиболее успевающие ученики обучали остальных. Роль учителя сводилась к руководству нормальным течением процесса.

Изначально Грундтвиг был настроен по отношению к идее взаимного обучения резко негативно, однако его взгляд начал меняться после визита в одну из английских школ, использовавших названную методику. Оказалось, что англичанами предусмотрена возможность комбинировать систему взаимного обучения с более активным личным участием учителя.

С другой стороны, в Дании близкий к Грундтвигу педагог-теоретик К. Марибо разрабатывал более совершенную систему взаимного обучения. В результате Грундтвиг пришел к выводу, что принцип взаимности может быть использован в школьном образовании при условии некоторой его корректировки. Он начал думать о разработке новой формы взаимного обучения, лишенной очевидных недостатков общепринятой модели.

Исследователи выделяют четыре основных акцента, присутствующих в сочинениях Грундтвига на тему образования: 1) акцент на обучении молодежи — молодые люди, уже закончившие обычный школьный курс, считались основной целевой группой; 2) устное обучение, под которым подразумевалось особое вдохновенное действие живой лекции на умы слушателей; 3) особое ударение на скандинавской культурной традиции — в противовес классической латинской системе, считавшейся лучшим основанием хорошего образования; 4) все эти идеи были непосредственно связаны с христианским взглядом на жизнь .

Эти четыре акцента, на первый взгляд мало связанные между собой, отражают специфический взгляд Грундтвига на педагогику. Центральную роль в его концепции просвещения играет понятие «интерактивность» {«vekselvirkning» - взаимодействие), которое должно выражаться в «свободном, живом и естественном» взаимодействии учителя с учеником, а также учеников между собой. Обучение должно начинаться с устного наставления и плавно переходить в интерактивную стадию.

Образование жизненно необходимо каждому, при этом его главная цель должна быть понимаема как «преображение человека», в котором становится понятным истинное значение и цель жизни103.

Среди других условий для интерактивного образования Грундтвиг называет отказ от записанного слова, то есть книг - традиционной основы любого образования. Книги, конечно, должны использоваться в дальнейшем, когда это необходимо. К ним можно обращаться за консультацией время от времени. Однако следует избегать распространенного суеверия, которое гласит, что книги дают жизнь и могут изменять людей, полагал Н. Грундтвиг.

Важнейшей составной частью нового образования следует назвать обращение к народной культуре в ее прошлом и настоящем, тесную связь с ней. Образование должно быть одновременно поэтическим и историческим. С помощью народной поэзии, мифологии и сюжетов национальной истории оно может вести молодых людей к тому, чтобы они услышали, как к ним обращается голос прошлого, свидетельствуя об истинной жизни.

История есть «опыт жизни в самой широкой перспективе». Однако, образование также находится в неразрывной связи с современной народной культурой и обычаями. Поэтому в народной школе должны в обязательном порядке изучаться народный характер, различные аспекты современной жизни Отечества, Конституция государства.

Описанные выше аспекты образования основаны на общем философском понимании человека и его развития. Тем не менее, как только это представлялось возможным, Грундтвиг говорил о необходимости обучения христианской вере. Если «народное» образование как таковое должно предлагаться всем людям, то христианское - только членам церкви.

Ранее в своем творчестве Грундтвиг подчеркивал важность различения между церковью и школой. Одним из значительных событий своей жизни он считал открытие христианского Символа веры как основания церковности. Отсюда происходит его идея, что христианская церковь присутствует там, где при совершении крещения произносится апостольский Символ веры. Он, таким образом, являет неизменяемую природу истинной церкви. Школа же, с другой стороны, характеризуется постепенной тренировкой разума, свободным развитием и продолжающимся познанием истины. В этой связи Грундтвиг использует слово «церковная школа» как по отношению к университетской теологии, так и к катехизаторским занятиям в приходе.

В одной из своих полемических статей, вышедшей в 1836 г., Грундтвиг выражает очень важную мысль: по его мнению, изучение христианства в государственных школах является грубой ошибкой. В подтверждение своего тезиса он ссылается на тот исторический факт, что те века, когда христианство в обязательном порядке изучали в школах, были временами укрепления неверия. Более того, необходимо помнить, что вера есть сердечное чувство, которое не может быть выучено в качестве «домашнего задания» и «вдолблено» на занятиях по катехизису.

Параграф 66: два толкования

Приблизительно в середине ХГХ в. несколькими ривайвелистскими группами внутри Датской церкви было основано консервативное движение «внутренней миссии» («Indre Mission»). Организаторам казалось, что вдохновленные идеями Грундтвига священнослужители с их чересчур свободным отношением к Библий упустили из виду центральную мысль христианства. «Внутренняя миссия» подчеркивала, что основой духовной жизни являются личные взаимоотношения с Богом, и напоминали о необходимости личного благочестия и строгого следования Библии. В отличие от грундтвигианства, в основе духовного опыта человека, по представлению лидеров нового движения, лежал момент обращения, после которого верующий больше не принадлежал миру, начиная борьбу за собственное освящение и за спасение душ ближних200.

Изначально движение состояло в основном из мирян, в том числе и негативно настроенных по отношению к духовенству. Часть духовенства, в свою очередь, опасалась, что «внутренняя миссия» может отделиться от Датской народной церкви.

Наконец, в 1861 г. движение было реорганизовано под руководством пастора Вильгельма Бека (1829-1901) и под новым именем «Церковная ассоциация внутренней миссии» развилась во влиятельное течение внутри народной церкви . Настаивая на слове «церковная» Бек хотел подчеркнуть, что движение является неотъемлемой частью народной церкви. С этого момента в ряды «внутренней миссии» вступают и многие пасторы Народной церкви.

Большое значение для евангелизации имело открытие движением по всей стране особых «миссионерских домов» — более сотни миссионерских центров движения, главной целью которых стала работа с самыми разными категориями населения. Миссионеры проповедовали о грехе и спасении, заставляя людей задавать себе вопросы: «нашел ли я милость Божию?», «спасен ли я?», подчеркивая необходимость святой жизни. Движение сыграло важную роль в социальной адаптации уязвимых слоев общества.

Движение «внутренней миссии» старалось в полной мере реализовать идею о всеобщем священстве всех верующих: каждый, кто обратился на евангельский зов, должен - и словом, и делом - проповедовать спасение другим. Причем, это стремление к миссионерской деятельности не ограничивалось лишь пределами Дании. «Внутренняя миссия» принимала (и принимает сегодня) активное участие в зарубежных миссионерских проектах, в том числе в нехристианских странах - прежде всего через Датское миссионерское общество, а также другие организации сходного направления.

Сила этого церковного движения во многом проистекала из его консерватизма, близкого и понятного простым людям. Последователи «внутренней миссии» отрицательно относились не только к другим конфессиям, но даже к грундтвигианам (которые воспринимались как «либералы») и т. д. Библейская наука того времени также воспринималась как антихристианская. Можно отметить и отрицательное отношение к современной движению светской культуре. Для последователей «внутренней миссии» имела значение только проповедь спасения. Как следствие, движение не имело какой-либо ясной политической платформы и взгляда на различные общественные проблемы и вызовы, в избытке появлявшиеся с развитием страны.

Совершенно естественно, что «внутренняя миссия» была настроена критически по отношению к Народной церкви, а также тем ее представителям, которые были лишь крещены, но в реальности не имели ничего общего с христианством. Было бы логично предположить, что движение должно рано или поздно покинуть Народную церковь и стать одной из свободных церквей - тем более, что основанные по всей стране миссионерские дома вполне могли играть роль церковных зданий нового религиозного течения. Однако этот сценарий, который, казалось бы, легко предположить, не был реализован. Движение, как было отмечено выше, осталось в рамках Народной церкви, приняв имя «Церковной ассоциации внутренней миссии». Несомненно, что основным объяснением этого служит участие в движении в числе лидеров клириков Датской народной церкви. Кроме того, с догматической точки зрения важным для последователей движения было богословие таинств Н. Грундтвига. В результате, несмотря на негативное отношение к «культурным христианам» и «неверующим священникам», движение осталось внутри Датской церкви, считая, что оно должно быть его солью .

Здесь также интересно отметить особенности развития движения «внутренней миссии» в датской столице. Во второй половине XIX в. Копенгаген сильно увеличился по занимаемой территории и численности населения. Индустриальное развитие способствовало росту рабочего населения, вокруг старого города возникали густонаселенные кварталы с дешевым жильем. Это, в свою очередь, способствовало возникновению ранее неизвестных столице социальных проблем.

Свободные церкви и иммигрантские общины в Дании

Епископ Орхуса К. Хольм также в целом выступает против отделения церкви от государства. Он полагает, что в случае такого отделения церковью будет править некая «благочестивая элита»314, что было бы крайне нежелательно 5. Теоретическое правило невмешательства государства во внутренние церковные дела при его соблюдении гарантировало бы церкви большую степень самостоятельности. В то же время епископ отмечает, что в последние годы министры по делам церкви часто проявляли излишний интерес к внутрицерковным делам, что укрепило убеждение многих людей в необходимости отделения церкви от государства

Так, причиной очередного конфликта в 2003-2004 гг. епископ Хольм назвал широко известную историю со священником Т. Гросбюлем. Мгновенное вмешательство министра по делам церкви, по его мнению, было неоправданным, поскольку епископ в подобных случаях должен- иметь возможность первым разобраться в ситуации и лишь после того обратиться в Министерство по делам церкви с ходатайством об отстранении провинившегося священника. Таким образом, министр Т. Ферго забыла о том, что богословские вопросы не входят в компетенцию министра. Следовательно, Народная церковь (на уровне епископов и приходских советов) должна самостоятельно определять политику в церковно-богослужебных вопросах. Например, несмотря на существующий в государстве закон о признании однополых браков, церковь не обязана автоматически распространять на них свое одобрение. В последнем случае отдельные приходы могут проводить церемонии церковного благословения однополых союзов, однако государство не может принуждать к этому тех священников, которые отвергают однополые браки. К. Хольм уверен, что «будет лучше, если мы сами решим это, а не парламент примет решение за нас».

Тем не менее, в повседневной жизни церковь обладает достаточной степенью свободы, отмечает епископ Хольм. На уровне каждой епархии сотрудничество между епископом, духовенством и приходскими советами, как правило, идет очень активно. Государство гарантирует существование в церкви разномыслия и высокую степень плюрализма. Епископ привел в качестве примера ситуацию в собственном соборе, где есть священник, выступающий против рукоположения женщин, и одновременно - несколько женщин-священников.

Только в случае возникновения крупных конфликтов ситуация может осложниться, поскольку епископ не имеет права отстранять священника от служения - такими полномочиями обладает только министр по делам церкви.

С другой стороны, епископ К. Хольм отмечал, что фактически епископам запрещается публично выражать какое-либо мнение по общественным проблемам от имени всей церкви. В подобных случаях позиция епископа может быть выражена лишь как его личное мнение. Когда в 2003 г. часть датских епископов публично выразили несогласие с политикой правительства по отношению к беженцам и иммигрантам, это консолидированное выступление епископата было воспринято многими датчанами негативно.

Несмотря на то, что в последние два десятилетия XX в. все больше верующих задумываются о необходимости отделения церкви от государства, К. Хольм думает, что такое отделение - не вопрос ближайшего будущего. Серьезная реформа государственно-церковных отношений, включающая прекращение государственной поддержки церкви, будет предполагать изменение Конституции, а это непросто. Может пройти не менее двух десятков лет, прежде чем ситуация изменится кардинальным образом. При этом инициировать пересмотр соответствующих параграфов Конституции может только парламент, следовательно, именно от политических партий прежде всего зависит будущее государственно-церковных отношений.

Но если полное отделение от государства — вопрос далекого будущего, сегодня можно думать о том, как построить более уважительные отношения между государством и церковью, полагает К. Хольм. Теоретически он допускает ситуацию, когда невмешательство государства в церковные дела будет обеспечиваться принятием Устава Датской народной церкви (возможно, в течение десятилетия), а также созданием высшего церковного органа (синода), по примеру Норвегии. Этот синод должен быть демократически избранным, причем представительство в нем должны получить как священнослужители, так и члены приходских советов и различных внутрицерковных групп. Первой ступенью к учреждению синода должна стать особая комиссия по экономической деятельности Народной церкви, за создание которой неоднократно высказывались некоторые политические партии.

В епархии Орхуса епископом Хольмом была предпринята попытка создать епархиальный совет с совещательными полномочиями, что, по его мнению, облегчит изменение епархиальной структуры в случае грядущей церковной реформы317.

Епископ Виборга К. Ниссен также в целом одобряет существующее положение вещей318. Безусловно, действующий порядок не является священным и в перспективе может быть изменен, но важно в любом случае обеспечить ту традицию свободы и широты, которая имеется в Датской народной церкви сегодня, уверен епископ Ниссен

Похожие диссертации на Евангелическо-лютеранская церковь Дании в общественной и политической жизни страны : 1980-2000