Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование статуса религиозных меньшинств Южной Азии во второй половине XX - начале XXI веков : на примере Индии и Пакистана Топычканов Петр Владимирович

Формирование статуса религиозных меньшинств Южной Азии во второй половине XX - начале XXI веков : на примере Индии и Пакистана
<
Формирование статуса религиозных меньшинств Южной Азии во второй половине XX - начале XXI веков : на примере Индии и Пакистана Формирование статуса религиозных меньшинств Южной Азии во второй половине XX - начале XXI веков : на примере Индии и Пакистана Формирование статуса религиозных меньшинств Южной Азии во второй половине XX - начале XXI веков : на примере Индии и Пакистана Формирование статуса религиозных меньшинств Южной Азии во второй половине XX - начале XXI веков : на примере Индии и Пакистана Формирование статуса религиозных меньшинств Южной Азии во второй половине XX - начале XXI веков : на примере Индии и Пакистана
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Топычканов Петр Владимирович. Формирование статуса религиозных меньшинств Южной Азии во второй половине XX - начале XXI веков : на примере Индии и Пакистана : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03 / Топычканов Петр Владимирович; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Ин-т стран Азии и Африки].- Москва, 2009.- 305 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-7/706

Введение к работе

Постановка проблемы. Страны Южной Азии характеризуются поликонфессиональным составом В их истории религиозные меньшинства играют особую роль Раздел в 1947 г колонии Британская Индия на два государства - Индию и Пакистан, - во многом был обусловлен колониальной политикой противопоставления индусов как общины большинства и мусульман как общины меньшинства После деколонизации Южной Азии религиозные миноритарные группы остались в центре общественно-политической жизни Индии и Пакистана Об этом свидетельствует напряженность отношений отдельных меньшинств с общинами большинства - индусского в Индии и мусульманского в Пакистане Несмотря на усилия, предпринимаемые государственными органами обеих стран, межобщинная конфликтность не снижается

Политика индийских и пакистанских властей в отношении религиозных меньшинств и деятельность последних способствуют формированию статуса религиозных миноритарных групп, под которым понимается их положение в системе общественно-политических и правовых отношений. В Индии понятием религиозного меньшинства обозначаются группы за пределами индусской общины (80,5% населения страны), а в Пакистане - группы за пределами мусульманской общины (96,3%) В Индии к религиозным миноритарным группам относятся мусульмане (13,4%), христиане (2,3%), сикхи (1,9%), буддисты (0,8%), джайны (0,4%), последователи бехаизма, зороастризма, иудаизма и племенных верований (0,7%) В Пакистане меньшинствами являются индусы (1,6%), христиане (1,6%), последователи секты ахмадия (религиозное течение, зародившееся в мусульманской общине в XIX в, 0,2%), а также буддизма, бехаизма, зороастризма, иудаизма, сикхизма и племенных верований (0,3%)1

Вопросы, связанные с религиозными меньшинствами в Индии и Пакистане, являются неотъемлемой частью комплекса проблем формирования государственности, политической культуры и национальной идентичности, а также обеспечения безопасности в странах Южной Азии.

Помимо религиозных меньшинств в Индии и Пакистане выделяются ряд этнолингвистических меньшинств Однако основное внимание государственных органов, занимающихся проблемами миноритарных групп, традиционно обращено на религиозные общины

Цаучная актуальность. Проблемы религиозных миноритарных групп Индии и Пакистана существуют в течение всего периода независимого развития обеих стран Как правило, они связаны с межобщинными противоречиями. В Индии наиболее острые конфликты происходят между индусами, с одной стороны, и мусульманами, сикхами, христианами, - с другой, в Пакистане - между мусульманами, с одной стороны, и индусами, христианами, последователями секты ахмадия - с другой Случаи дискриминации и насилия на религиозной почве представляют опасность для мира и порядка в Индии и Пакистане и всей Южной Азии Будучи свидетельством несоблюдения основных прав и свобод человека, эти случаи используются национальными и международными организациям в качестве повода для критики властей за неспособность обеспечить равный статус граждан Представители меньшинств рассматривают примеры насилия как доказательство необходимости самостоятельно решать проблемы своего статуса Некоторые из организаций, созданных ими для этих целей, допускают возможность использования силовых методов борьбы, что создает угрозу государственной безопасности

Актуальность данного исследования определяется схожестью процессов, происходящих в индийском и пакистанском обществах, с процессами в обществах других стран Азии и Африки, характеризующихся сложным характером межобщинных отношений

Объектом диссертации являются религиозные меньшинства Индии и Пакистана В этих странах основные общины большинства и меньшинств не образуют гомогенные группы Они разделены на подгруппы по лингвистическому, географическому, социально-экономическому, этническому и религиозному принципам О религиозной гетерогенности общин свидетельствует наличие различных течений, толков, сект, церквей и других форм общественно-религиозной организации. По численности религиозные меньшинства представляют значительные группы населения, сопоставимые с населением крупных стран Так, по числу мусульман - 138,2 млн чел , - Индия занимает третье место в мире после Индонезии и Пакистана В ряде штатов Индии общины, определяемые как меньшинство в масштабах всего государства, являются местным большинством, например в штате Джамму и Кашмир большинством являются мусульмане 64% населения штата (в Пакистане отсутствуют провинции с преобладающим немусульманским населением)

Предметом диссертационного исследования служат процессы, связанные с формированием статуса религиозных меньшинств в Индии и Пакистане

Научная новизна диссертационного исследования состоит в системном и комплексном подходе к изучению общественно-политического и правового положения религиозных меньшинств в современных странах Южной Азии на примере двух наиболее крупных государств этого региона - Индии и Пакистана. Изучение статуса религиозных меньшинств Индии и Пакистана позволяет, во-первых, включить в исследование проблемы, связанные с различными религиозными общинами, традиционно изучаемыми в рамках либо индологии, либо па-кистановедения, во-вторых, выявить общие особенности положения миноритарных групп в системе политических и правовых отношений в странах Южной Азии, в-третьих, сопоставить подходы к решению проблем религиозных меньшинств в государствах южноазиатского региона.

Впервые в отечественном востоковедении специально изучается эволюция статуса религиозных миноритарных групп Индии и Пакистана во второй половине XX - начале XXI вв. Несмотря на существование ряда исследований, в которых рассматривается влияние религиозного фактора на индийско-пакистанские отношения, роль религиозных меньшинств в данных отношениях не получила отражения в научной литературе

Целью исследования является установление особенностей формирования и динамики развития общественно-политического и правового статусов религиозных меньшинств Индии и Пакистана во второй половине XX - начале XXI вв., а также определение значения религиозных миноритарных групп для становления и развития институтов гражданского общества.

В исследовании решаются следующие задачи: 1) выявление внешних и внутренних факторов процесса складывания института религиозного меньшинства; 2) анализ динамики развития общественно-политического и правового статусов религиозных меньшинств Южной Азии в контексте деколонизации, становления и развития независимых государств Индии и Пакистана; 3) установление взаимосвязи изменений положения религиозных меньшинств и развития политических и правовых систем Индии и Пакистана, 4) выявление форм политического участия религиозных меньшинств в системах государственной власти Индии и Пакистана, а также в работе государственных учреждений и общественно-политических объединений, представляющих интересы религиозных меньшинств; 5) анализ позиций основных политических партий Индии и Пакистана в отношении проблем, связанных с религиозны-

ми меньшинствами, 6) определение роли фактора религиозных меньшинств в развитии индийско-пакистанских отношений.

Хронологические рамки диссертационной работы охватывают период независимого развития Индии и Пакистана (вторая половина XX - начало XXI вв ) Верхним рубежом исследования в отношении Индии служат парламентские выборы 2009 г., на которых одержал победу Объединенный прогрессивный альянс во главе с Индийским национальным конгрессом (ИНК) В случае Пакистана верхней границей является 2008 г, который ознаменовал начало нового этапа в истории страны, связанного с приходом к власти коалиции во главе с Партией пакистанского народа (ППН), а также со снижением влияния военных на политические процессы.

Географические рамки диссертации включают территории Индии и Пакистана в их современных границах Провинция Восточный Пакистан рассматривается как составная часть Пакистана, тогда как возникшая в 1971 г на его месте республика Бангладеш остается за рамками исследования.

Научно-практическая значимость. Изучение проблем статуса религиозных миноритарных групп на основе анализа таких стран Южной Азии, как Индия и Пакистан, способствует более глубокому пониманию сущности феномена религиозного меньшинства, определению причин межобщинной напряженности и формулированию способов предотвращения конфликтов с участием меньшинств не только в Индии и Пакистане, но и в других странах Данный анализ позволяет также выявить особенности политико-правовых систем Индии и Пакистана с точки зрения соблюдения основных прав и свобод граждан, зафиксированных в конституциях этих стран Полученные результаты исследования могут быть использованы при подготовке учебных курсов по истории и современному политическому развитию, общественно-политической мысли и религиозной ситуации в странах Востока. Содержащийся в исследовании материал может быть привлечен для подготовки обобщающих работ по истории стран Южной Азии. Сделанные в работе выводы могут быть учтены в практической работе государственных учреждений (комитетов по международной политике Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, думского Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций, Министерства иностранных дел РФ), национальных и международных организаций при анализе и оценке перспектив политических процессов в Индии и Пакистане.

Апробация исследования. Отдельные аспекты исследования были изложены в докладах на конференциях Института стран Азии и Аф-

рики Московского государственного университета имени М В. Ломоносова (ИСАА МГУ, конференции «Ломоносовские чтения», 2006, 2008), Института востоковедения Российской Академии наук (конференция «Государство и государственность в Южной Азии», 2008), Фонда «Российский общественно-политический центр» (семинар «Афганский синдром: есть ли выход из тупика9», 2008), а также на международной конференции «Пакистан источники стабильности и нестабильности» (Великобритания, 2008). По теме исследования опубликованы 18 статей и тезисов докладов, в том числе пять статей в научных журналах, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки РФ для публикации результатов диссертационных работ Основные аспекты диссертации обсуждались на заседаниях кафедры истории Южной Азии ИСАА МГУ, а также в рамках семинарских занятий и лекционных курсов по истории Южной Азии в ИСАА МГУ в 2006-2009 гг.

Методология исследования. Сравнительно-исторический и проблемно-хронологический подходы к изучаемым в диссертации вопросам предполагают обращение к ряду методов исторических исследований Источниковедческий анализ применяется к законодательным, делопроизводственным источникам, публицистике и мемуарам для определения условий их возникновения и интерпретации в контексте анализа проблем, связанных с религиозными меньшинствами Хронологический метод используется при выявлении исторических особенностей динамики развития статуса религиозных миноритарных групп Индии и Пакистана Компаративный метод позволяет сравнить общественно-политическое и правовое положения религиозных меньшинств в Индии и Пакистане На основе количественного анализа выявляется связь между изменением положения миноритарных групп и общественно-политическими процессами в странах Южной Азии Биографический анализ позволяет установить взаимовлияние личностного поведения и эволюции статуса религиозных меньшинств Ситуационный анализ помогает определить особенности формирования статуса религиозных меньшинств посредством анализа конкретных казусов.

Важную роль для выработки исследовательской позиции по отношению к изучаемым проблемам сыграли теоретические обобщения в работах по истории, современному политическому развитию и общественно-религиозной мысли, в которых творчески сочетаются стадиаль-но-формационный и цивилизационный подходы Авторами этих работ являются Л Б. Алаев, Р Г Ланда, В И Павлов, Л И Рейснер, Н А. Симония, рассматривающие проблемы эволюции и социальной структуры восточных обществ, В И Гараджа, С А Токарев, В А Тишков, внесшие

значимый вклад в исследование религий Востока, Л Р Гордон-Полонская, Б.С Ерасов, ЗИ Левин, посвятившие свои исследования проблемам типологии и периодизации общественно-политической и религиозно-философской мысли в странах Востока Среди зарубежных ученых, труды которых повлияли на методологию диссертации, необходимо назвать Б Андерсена (создателя концепции «воображаемых сообществ»), П. Чаттерджи, К Жаффрело и И Тэлбота (авторов фундаментальных работ по истории национализма в Южной Азии), Р Индена (исследователя проблем восприятия Индии в западной историографии), Л Рудолфа, С Рудолф, Н Джакобса, А Боса (авторов работ по взаимовлиянию традиции и новации в общественно-политической жизни Индии), Н Лумана (создателя социологической теории, одним из базовых понятий которой является дифференциация). Содержащиеся в трудах этих исследователей обобщающие положения, концепции и оценки отдельных явлений истории Востока легли в основу авторского подхода к эволюции общественно-политических и религиозных институтов и идеологий в странах Южной Азии Для понимания особенностей взаимоотношений общин большинства и меньшинств важное значение имеют концепции «Другого» (Ю. Хабермас, И Нойманн) и «Аутсайдера» (X Бейкер). Поскольку в Индии и Пакистане отношения между общинами большинства и меньшинств часто переходят в стадию конфликта, важную роль для выработки методологии сыграли теоретические работы по конфликтологии Р. Дарендорфа, Д Хоровица, Т Шеллинга.

Обзор источников. Основными законодательными источниками, привлеченными к исследованию, являются Конституция Индии 1950 г, конституции Пакистана 1956, 1962, 1973 гг и поправки к ним, позволяющие определить роль фактора религиозных меньшинств в констигу-ционно-правовой эволюции обеих стран Особое внимание заслуживают конституционные акты, касающиеся статуса религиозных меньшинств: конституционное уложение (Индия, 1950), Первая поправка к Конституции (Индия, 1951), Четвертая поправка к Конституции (Пакистан, 1975). К ним нужно добавить правовые акты, принятые в Пакистане в периоды существования военных режимов президентский указ №14 (1985) и «Указ о рамках законной деятельности» (2002). Эти два указа внесли серьезные изменения в политико-правовую систему Пакистана

Следующую группу источников представляют законы о комиссиях и министерствах по делам меньшинств На основе этих правовых актов анализируется эволюция институтов защиты интересов религиозных меньшинств.

Необходимостью сопоставления индийского и пакистанского законодательства с международной правовой практикой в отношении

меньшинств обусловливается обращение к законодательным источникам ООН* Всеобщей декларации прав человека (1948), Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (1992), Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (1992)

Судебные прецеденты, широко привлекаемые к исследованию, позволили выявить особенности отношений государства и религаозных меньшинств в сфере права

В исследовании использовался комплекс делопроизводственных источников, анализ которых позволяет проследить изменения государственной политики в отношении меньшинств (отчеты о дебатах в законодательных собраниях, правительственные резолюции, нотификации, циркуляры) Важное место в этом комплексе занимают отчеты, которые можно разделить на три группы 1) отчеты государственных институтов защиты интересов религиозных меньшинств, одной из уставных задач которых является непосредственно подготовка подобных отчетов, 2) отчеты экстренных комиссий; 3) отчеты следственных комиссий, работавших над определением лиц и организаций, ответственных за нарушение общественного порядка и законов государства. В диссертации также использовались доклады, подготовленные зарубежными и международными государственными и негосударственными организациями.

Важную группу источников составляют программные и уставные документы общественно-политических организаций* «Маджлис-е му-шаварат» («Консультационный совет»), «Дарсгах джихад-о шахадат» («Школа джихада и мученичества») (Индия), Пакистанского национального конгресса, Федерации неприкасаемых Пакистана и др. На основании их анализа рассматриваются особенности политической активности религиозных меньшинств

На основе данных, представленных в статистических отчетах о переписях населения, социально-экономическом положении различных групп населения, результатах выборов, строится анализ общественно-политической динамики развития института религиозного меньшинства в Индии и Пакистана

В исследовании использовались материалы о проблемах религиозных меньшинств из газет и журналов Индии национального и регионального уровней («Навбхарат тайме», «Наи дуния» на языке хинди, «Индиан экспресс», «Стэйтсмен», «Тайме оф Индия», «Трибьюн», «Фронтлайн», «Хинду», «Хиндустан Тайме» на английском языке) Отдельную группу образуют СМИ религиозных меньшинств, мусульманская «Милли газетт» и протестантская «Нейшнл крисчен каунсил ревю»

Особое внимание уделено публикациям в «Секьюлер перспектив» - совместном издании Института исламских исследований и Центра исследования общества и проблем секуляризма Среди пакистанских СМИ, использованных в исследовании, необходимо упомянуть англоязычные «Дейли тайме», «Доон», «Ньюс», а также газеты на языке урду «Дейли такат», «Джанг», «Наваи-и вакт» Единственной газетой, издаваемой в Пакистане представителями религиозных меньшинств, является англоязычная «Пакистан крисчиен пост», которая отражает позицию, в основном, христианской общины Взгляды лидеров других миноритарных групп Пакистана представлены в индийских и зарубежных СМИ, в частности, в международной электронной газете «Сикх тайме», редакция которой находится в Торонто (Канада)

Следующую группу источников составляют выступления и публикации в прессе индийских и пакистанских политических лидеров, а также представителей религиозных меньшинств, оказавших влияние на политические процессы в Индии и Пакистане Положение меньшинств в Британской Индии и проблемы, обусловленные деколонизацией Южной Азии, рассматриваются в работах Бхимрао Рамджи Амбедкара, Сарата Чандры Боса, Мохандаса Карамчанда Ганди (на английском языке), Абул Калама Азада и Ибрагима Джалиса (на урду) Проблемы формирования статуса меньшинств в независимых Индии и Пакистане нашли отражение в публикациях А К. Азада, Джавахарлала Неру, Мухаммада Али Джинны, Лиаката Али-хана. Эскалация конфликтов в Индии и Пакистане на религиозно-общинной почве начиная с 1960-х гг рассматривается в выступлениях и публикациях Индиры Ганди, Беназир Бхутто, Атала Бихари Ваджпаи, Абул Ала Маудуди, Первеза Мушаррафа Особое внимание заслуживают публицистические работы лидеров, выступающих от имени религиозных меньшинств, например, индийских мусульман Тахира Махмуда и М Фаруки (на английском языке и хинди соответственно), пакистанских христианина Джошуа Фазлуддина и буддиста Раджи Тридива Роя Важную роль при определении исторических условий принятия политических решений, касающихся статуса религиозных меньшинств, сыграли автобиографические произведения А.К Азада, Мухаммада Айюб-хана, Б. Бхутто, М К Ганди, П Мушаррафа, Дж Неру

Историографический обзор Рассматриваемые в диссертации вопросы являются частью комплекса проблем, связанных с политикой и религией. Влиянию религиозного фактора на политическое развитие Индии и Пакистана уделяется внимание в ряде научных публикаций, в частности в посмертном издании работы Б И. Клюева «Религия и конфликт в Индии» (2002) Одним из основных явлений, анализируемых

Б И Клюевым, является религиозно-общинная идеология (коммуна-лизм) и ее воздействие на общественно-политическую жизнь Роль религиозно-общинного фактора в общественно-политическом развитии современной Индии рассматривается в исследованиях Л Б Алаева, А Г Вельского, А В Бочковской, И П. Глушковой, А А Куценкова, А.Д Литмана, В А. Панкратовой, А А. Празаускаса, Р Б Рыбакова, Н.И Семеновой, М.Т Степанянц, А А Суворовой, Е С Юрловой Рост значения религиозного фактора для политического развития Пакистана нашел отражение в исследованиях отечественных пакистановедов В.Я. Бело-креницкого, В Н Москаленко, О В. Плешова В их трудах отмечается тенденция к усилению влияния религиозного фактора на политическую систему страны

В отечественной науке меньшинства Южной Азии первоначально изучались в этнографическом аспекте как отдельные религиозные общины (И П Минаев, А.Е Снесарев), или как малые народы и племена (В И Кочнев, М К Кудрявцев, С А Маретина, М Г Пикулин, А Н Сед-ловская, Л В. Шапошникова) Новый этап в изучении жизни меньшинств Южной Азии начался в 1980-х гг. и был связан с ростом интереса общественной науки к межконфессиональным отношениям Проблемы индийских меньшинств как общественно-политического института были затронуты в исследованиях А.В. Бочковской, Ю И Егоровой и Е С Юрловой

Для понимания особенностей общественно-политической системы Индии и Пакистана и специфики отношений между ними важную роль сыграли работы В Я Белокреницкого, А.Г. Володина, ЮВ. Ган-ковского, Л Р Гордон-Полонской, А М Дьякова, Э Н. Комарова, Г Г Котовского, С И Лунева, О В Мартышина, В Н. Москаленко, А Л. Саф-роновой, В И Сотникова, Р А Ульяновского, А И Чичерова, Т.Л. Шаумян.

По проблемам взаимоотношения религии и политики в Южной Азии и, в частности, в Индии, основополагающей зарубежной работой является монография американского исследователя Д Смита «Индия как секулярное государство» (1963), сохранившая актуальность до настоящего времени Вопрос о секулярном характере Индии, детально рассмотренный Д Смитом, стал значительно более острым в конце XX в в связи с обострением межобщинной конфликтности Это нашло отражение в ряде исследований, например, в работах Э Эмбри (США), Дж. Деррета (Великобритания), П ван дер Вира, Б. Меткалф (Голландия) и индийских авторов 3 Бабера, Б С Гупты, А Сена, Б Чандры, О Шани, А А Энджинира (на английском языке), Р Сахаи, В М Таркунде (на хинди) и С С Хасана (на урду) Особого упоминания заслуживает

американский ученый П Р Брасс, автор многочисленных работ по проблемам политики, секуляризма, межобщинного насилия в Индии Его обобщающим трудом является «Политика в независимой Индии», изданная в 1990 г в рамках «Новой кембриджской истории Индии» (2-е изд 1994 г) Повышенный интерес к проблемам секуляризма в Индии обусловлен тем, что де-факто это государство было признано секуляр-ным после обретения независимости в 1947 г (в 1976 г это было зафиксировано 42-й поправкой к Конституции). Но в течение всей истории независимой Индии и, особенно, на рубеже XX - XXI вв проявлялись тенденции, противоречащие секулярному характеру государства. Это вынуждает исследователей постоянно переосмысливать проблемы политики и религии Данные проблемы анализируются и на примере Пакистана, который возник как государство для мусульман и впоследствии был конституционно признан исламской республикой Проблемам религии и политики в Пакистане посвящены работы американских исследователей Л Биндера и С. Коэна, пакистанских ученых М К Замана, Дж Икбала, Ю Самада, X Хаккани (на английском языке), С.Х Фарьядаба-ди, М. Юсуф-хана (на урду)

В зарубежном востоковедении неизменный научный интерес к религиозным меньшинствам существует с начала XX в, однако пристальное внимание им стали уделять после Второй мировой войны Показательной является коллективная монография «Племена, меньшинства и нации Юго-Восточной Азии» под редакцией П Кунстадтера (США, 1967), построенная на основе антропологических и политологических подходов, которые сейчас широко применяются при изучении религиозных меньшинств в исторических исследованиях Использование первого из названных подходов характерно для западной историографии, что видно на примере исследований проблем религиозных меньшинств Южной Азии: Д Мосса, Ч Пай-Смита (Великобритания), Ж Ассаяга, М Габорье, Ж Тарабу (Франция), С Сеппо (Финляндия) Большинство из этих работ отличает совмещение антропологических методов с историческими Значимый вклад в развитие политологического подхода в исследований проблем миноритарных групп Южной Азии внесли Д Форрестер (Великобритания), Т. Райт, П. Уоллас (США), Дж Одди (Австралия), И Ансари, X Деол, 3 М. Курайши, 3. Хасан (Индия), М И За-фар, М X Нури (Пакистан) Отдельную группу исторических исследований образуют работы, в которых рассматриваются проблемы соблюдения прав меньшинств Авторами таких работ, представляющими южноазиатские страны, являются А.П. Виджапур, Г. Махаджан, Т Махмуд, Д Л. Шетх, А А Энджинир (Индия), С С Али, Дж Рехман, А. Салим (Пакистан), М М Али, А Мохсин (Бангладеш), К М де Силва, Р Эдри-

синха (Шри-Ланка)

Особое внимание в диссертации уделяется проблемам формирования и динамики развития правового статуса религиозных меньшинств Южной Азии Для понимания этих проблем важную роль сыграли отечественные исследования Л Р Сюкияйнена и Р И Беккина по истории исламского права, Н А Крашенинниковой по особенностям индусского права, В П Мозолина по правовым проблемам современной Индии. Из зарубежных исследований в этой области следует отметить работы Р Уэста, Дж Деррета, Ч Кеннеди, В Менски (Великобритания), Дж Дж Ларсона, Л Рудолфа, С Рудолф (США), А М. Бхаттачарджи, Б Р Вер-мы, М Тахира, А.А А. Файзи (Индия), Ш С Али, М И Ахмада, Ф X Накви, А М Хана (Пакистан) (на английском языке).

Структура. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы

Похожие диссертации на Формирование статуса религиозных меньшинств Южной Азии во второй половине XX - начале XXI веков : на примере Индии и Пакистана