Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Государственная политика Третьего рейха в области воспитания и образования немецкой молодежи Шагалова Ольга Глебовна

Государственная политика Третьего рейха в области воспитания и образования немецкой молодежи
<
Государственная политика Третьего рейха в области воспитания и образования немецкой молодежи Государственная политика Третьего рейха в области воспитания и образования немецкой молодежи Государственная политика Третьего рейха в области воспитания и образования немецкой молодежи Государственная политика Третьего рейха в области воспитания и образования немецкой молодежи Государственная политика Третьего рейха в области воспитания и образования немецкой молодежи Государственная политика Третьего рейха в области воспитания и образования немецкой молодежи Государственная политика Третьего рейха в области воспитания и образования немецкой молодежи Государственная политика Третьего рейха в области воспитания и образования немецкой молодежи Государственная политика Третьего рейха в области воспитания и образования немецкой молодежи
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шагалова Ольга Глебовна. Государственная политика Третьего рейха в области воспитания и образования немецкой молодежи : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.03 : Тюмень, 2005 177 c. РГБ ОД, 61:05-7/572

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Идеология и принципы воспитания немецкой молодежи 23

1.1. Идеологические составляющие национал-социалистической воспитательной политики 23

1.2. Молодежная политика Третьего рейха 41

Выводы по первой главе 88

ГЛАВА 2. Воспитание и школьное обучение в нацистской Германии 90

2.1. Национал-социалистическая школьная политика 90

2.2. Создание элитных школ 101

2.3. Организация национал-политического обучения 129

Выводы по второй главе 158

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 160

ЛИТЕРАТУРА 166

Приложения 167

Введение к работе

Интерес к проблеме изучения истории Третьего рейха возник сразу после его появления. Историография фашизма представлена множеством исследований, причем наибольшее внимание историков привлекают проблемы социальной, массовой базы фашизма, его идеологии, механизма осуществления диктатуры, военно-политические аспекты нацизма. Долгое время в отечественной и зарубежной историографии рассмотрение нацистского движения находилось, по словам Ю.В. Галактионова, в «безвоздушном пространстве», так как малоизученными оставались история общественных организаций, вопросы истории культуры, общественного сознания1.

Проблемы, связанные с изучением деятельности молодежных организаций Третьего рейха, отечественные историки обходили стороной, так как их научное осмысление могло привести к проведению соответствующих параллелей: формы деятельности Гитлерюгенд являлись коннатацией с пионерской организацией и ВЛКСМ. Поэтому представляется необходимым рассмотреть государственную политику в области образования и воспитания, основной целью которой являлось формирование немецкой молодежи в рамках национал-социалистического мировоззрения. Под молодежью, в нашем исследовании, подразумеваются юноши и девушки в возрасте до 21-го года, которые являлись учащимися различных типов школ и членами Гитлерюгенд2.

Научная актуальность темы связана и с тем, что остаются открытыми важнейшие вопросы: 1. действительно ли с помощью воспитания, ориентированного на расовую теорию и идею элитарности немцев, нацистам

1 Галактионов Ю.В. Германский фашизм как феномен первой половины XX века: отечественная
историография 1945-90 -х годов/Учебное пособие. Кемерово: Кемеровский госуниверситет, 1999. с.24.

2 Гитлерюгенд - организация гитлеровской молодежи, возникшая в 20-х гг.. После прихода нацистов к
власти все молодежные союзы были запрещены, а их имущество передано Гитлерюгенду. С 1936 г.
принадлежность к данной организации была обязательной. По достижении 18 лет молодежь проходила
годичную рабочую повинность, а затем призывалась в армию. Вначале 1938 г. численность организации
достигла 10,304 миллиона человек.

4 удалось порвать связи молодых людей с традиционной ценностной системой и полностью нацелить их на служение «великому делу»; 2. возможно ли было просто дистанцироваться от фашизма в интересах собственного выживания; 3. какую роль играли структурные компоненты системы образования и воспитания в формировании молодежи.

Необходимость найти ответы на эти вопросы заставляет обратиться к анализу особенностей нацификации культурной сферы Германии.

Историография. В немецкой историографии изучение проблем развития педагогических взглядов, изменение приоритетов в воспитательной политике, школьной системе началось сразу после окончания Второй мировой войны. Однако, в работах историков не было результатов критического анализа соответствующих источников, во многом еще не доступных, они носили апологетический характер.

Начиная с 60-х- 70-х годов, когда происходит становление германской исторической науки, появляются первые фундаментальные работы, среди которых можно отметить монографию западногерманского историка Р. Айлерса «Национал-социалистическая школьная политика» . На основе архивного материала автор проанализировал состояние школьной политики в период национал-социализма, также выделил и охарактеризовал периоды централизации школы в общем процессе унификации образовательной системы. Подробно проиллюстрировал характер нацистской культуры Дж. Моссе в исследовании «Нацизм и культура. Идеология и культура национал-социализма» . В разделе «Ключевой вопрос: образование и воспитание молодежи» автор, рассматривая унификацию школьной и вузовской системы образования в Третьем рейхе, констатирует: производившиеся изменения вначале давались с трудом, поскольку государственная система носила федеральный характер. Однако нацисты стремились унифицировать школьную систему так же, как и все «приводные ремни» в любой жизненной

3 Eilers, Rolf. Die nationalsozialistusche Schulpolitik: e. Studie zur Funktion d. Erziehung im totalitaern Staat. -
K51n: Wesdt. Verb, 1963. - 152 S.

4 Моссе Дж. Нацизм и культура. Идеология и культура национал-социализма/Пер с анг. Ю.Д. Чупрова. - М.,
ЗАО Центрполиграф, 2003. - 446 с. (книга была написана в 1966 году).

5 сфере5. В то же время эти перемены, отмечает автор, на практике не были столь успешными, так как до 1938 г. не существовало единых школьных программ, учебников и многое зависело от преподавателей и школьного руководства6. Используя примеры из школьных учебников и книг, издававшихся при нацистах, автор анализирует идеалы и устремления будущего народного сообщества. Приводимые им списки литературы для чтения в различных классах свидетельствуют, по его мнению, о целях образования и воспитания молодежи. Ценность исследования Дж. Моссе заключается в том, что на основе разнообразных источников, автор раскрывает саму суть национал-социализма, его природу и механизмы идеологического воздействия на массы. Вместе с тем, необходимо отметить, что автор оставляет не исследованным период с 1939 года, сопровождавшийся усилением тотального влияния на сферу образования, изменением целей и задач воспитания, а также функций структурных компонентов системы.

Ряд работ историков ФРГ посвящены анализу воспитательной теории и практики в Третьем рейхе. В этом направлении работал Г. Ассель, который на основе рассмотрения деятельности национал-социалистических педагогов Крика и Боймлера, проанализировал процесс становления педагогических взглядов в нацисткой Германии7. Продолжая эту тему исследования, К. Лингельбах8 в «Воспитание и воспитательная теория в национал-социалистической Германии» останавливается не только на освещении существующих педагогических взглядах, но и ставит вопрос о том, какие функции выполняли структурные компоненты системы воспитания и образования. Историк делает вывод, что и Гитлерюгенд, и школа, и

5 Моссе Дж. Указ.соч. С. 308.

6 Там же: С. 309.

7 Assel, H. Die Perversion der politischen Padagogik im Nationalsozialismus. - Mtinchen: Ehrenwirth, 1969. -
156 S.

8 Lingelbach, K. Erziehung und Erziehungstheorien im nationalsozialistischen Deutschland: Ursprtinge und
Wandlungen der 1933 -1945 in Deutschland vorherrschenden erziehungstheoretischen StrOmungen ; ihre
politischen Funktionen und ihr Verhaltnis zur Erziehungspraxis des "Dritten Reiches". - Weinheim, 1970 . - 341 S.

Сельхозгод, и др. вели между собой борьбу за первенство по формированию национал-социалистического мировоззрения у немецкой молодежи.

Особое внимание следует обратить на изучение зарубежными авторами X. Юберхорстом и X. Шольтцом отдельных типов учебных заведений9. Попытка показать формирование и развитие национал-политических интернатов впервые была сделана в работе Х.Юберхорста «Элита для диктатуры: национал-политические воспитательные учреждения 1933-1945 в документах». Он констатировал, что тоталитарному режиму требуется политическая элита для того, чтобы получить, использовать и укрепить свою власть. По убеждению Х.Юберхорста, несмотря на разницу в методах и средствах воспитания, в интернатах сформировалась единая система воспитания, базирующаяся на принципах «отбора» молодых людей. При этом национал-социалистическое элитное образование было, по мнению автора, сосредоточено на идеи личной преданности фюреру и верности этой идеи.

В период 70-х и 80-х гг. значительно возросло внимание западногерманской историографии к социальной истории фашизма. Историков ФРГ волновали проблемы происхождения нацизма, причины его успеха и отношение к нему различных социальных слоев Германии, в том числе и молодежи10. Избранную тему невозможно было изучить, не обращаясь к работам немецких историков, посвященным возникновению и функционированию молодежных организаций Третьего рейха. В исследовании X. Коха была рассмотрена история становления Гитлерюгенд, начиная с 1920-х годов до окончания Второй мировой войны11. Существующим взаимоотношениям между союзами времен Веймарской республики и гитлеровской организацией посвящена монография М.

9 Elite fiir die Diktatur: die nationalpolitischen Erziehungsanstalten 1933 - 1945; ein Dokumentarbericht. -
Dtlsseldorf: Droste-Verl., 1969.-441 S.; Scholtz, Harald. NS-Ausleseschulen: Internatsschulen als Herrschftsmittel
des Fuhrerstaates. - Gflttingen, 1973. - 427 S.

10 Meixner - Wtilker, Emmy. Zweispalt: Jugend zwischen NS-Erziehung und -Verfolgung //Mit einem Nachw. von
Dr. Picard. Hamburg. 1988. 173 S.; Westernhagen, DQrfe von. Die Kinder der Tater: d. Dritte Reich u.d. Generation
danach/D6rte von WSsterhagen. MUnchen:K6sel, 1988.

11 Koch, H.W. Geschichte der Hitlerjugend: ihre Urspreuenge und ihre Entwicklung 1922-1945.- Percha/
Starnberger See: Schulz, 1975. - 487 S.

7 Хельфельда «Молодежные союзы и Гитлерюгенд: к истории приспособления и сопротивления 1930 - 1939»12. В целом, историки отмечали, что функционирующие многообразные союзы не могли продолжать свою деятельность в новом государстве, поскольку ГЮ должна была объединить всю немецкую молодежь для реализации основной своей функции -воспитание подрастающего поколения. Стремление . представить комплексное исследование на основе архивных материалов и разнообразных источников предпринял М. Клаус. В своей монографии «Девушки в Третьем рейхе: союз немецких девушек» автор рассмотрел процесс становления и развития деятельности этой организации в Германии, охарактеризовал формы и методы работы, а также изложил особенности «мировоззренческого» воспитания девушек.13 Ю. Лангом была предпринята попытка раскрыть историю молодежной организации Гитлерюгенд через биографию ее руководителя Бальдура фон Шираха14.

Другим направлением исследовательской работы немецких историков стало обращение к проблемам национал-социалистической педагогики и теории воспитания15, а также рассмотрение системы школьного образования16. Этой теме посвящена монография Е. Нюссена «Школа при национал-социализме», в которой он раскрывает функции школы в Третьем рейхе17. В основу своей работы он положил анализ идеологии национал-социализма, компонентами которой являлись вождизм, милитаризм и расовая теория. Эти составляющие, по мнению историка, были определяющими в школьном обучении учеников. Научному осмыслению Нюссен также

12 Hellfeld, Matthias von. Bilndische Jugend und Hitlerjugend: zur Geschichte von Anpassung iind Widerstand
1930-19391 Matthias von Hellfeld . - Кбіп : Verl. Wissenschaft u. Politik, 1987 . - 300 S.

13 Klaus, Martin. MSdchen im Dritten Reich: Der Bund Deutscher Madel. - Кбіп, 1983.219 S.

14 Lang, Jochen. Der Hitler-Junge: Baldeur von Schirach der Mann, der Deutschlands Jugend erzog. - Hamburg,
1988.479 S.

15 Der Nationalsozialismus als padagogisches Problem: deutsche Erziehungsgeschichte 1933 - 1945 /Heinrich Kanz
(Hrsg.). - Frankfurt am Main: Lang , 1984. - 452 S.; Erziehung im Nationalsozialismus: "... und sie werden nicht
mehr frei ihr ganzes Leben!" /Kurt-Ingo Flessau. - K6ln, 1987 . - 145 S.; Peiffer, Lorenz. Turnunterricht im Dritten
Reich - Erziehung fuer den Krieg? Der schulische Alltag des Turnunterrichts an der hOheren Jungensch der Provinz
Westfalen vor dem Hintergrund seiner polit-ideologischen und administrativen Funktionalisierung. - KOln, 1987. -
S.232.

16 Andrich, Matthias. Schule im Dritten Reich: die Musterschule; ein Frankfurter Gymnasium 1933 - 39 / Matthias
Andrich; Guido Martin. -1. Aufl.. - Frankfurt/M.: Arbeiterwohlfahrt, 1983 . -182 S.

17 Nyssen, E. Schule im Nationalsozialismus. Heidelberg, 1979. - 155 S.

8 подверг взаимодействие двух социальных институтов: Гитлерюгенд и школа, придя к выводу, о вторичной роли школы по отношению к ГЮ. Основываясь на теории тоталитаризма, Г. Шольц определил влияние политического режима Третьего рейха на структуры воспитания и образования. Автор констатирует, что практические мероприятия по формированию у немецкой молодежи национал-социалистического мировоззрения имели огромное значение для поддержания стабильности существующей политической системы1 .

Отдельной группой стоит выделить работы, анализирующие преподавание в школе различных предметов. В этом направлении написаны труды X. Бернета, Р. Лехберга, и др19.

Проводимые историками ГДР исследования по вопросам молодежной политики Третьего рейха, образовательной и воспитательной деятельности школ, по объему и глубине, значительно уступали работам своих коллег из Западной Германии. Долгое время в историографии ГДР не изучались проблемы, связанные с функционированием народного образования Третьего рейха. Выводы исследователей сводились к следующему: перемены в управленческом аппарате государства повлекли за собой, изменения в системе образования, а именно: к централизации и унификации. Э. Эмерлинг в работе «50 лет народной школе в Германии»20 признает, что период 1933-45-е гг. нельзя игнорировать, однако в своем исследовании он дает обзор истории народного образования в Третьем рейхе в количестве семи предложений. Исследованию системы образования была посвящена работа В. Пихта «Судьба народного образования в Германии», в которой он проанализировал Веймарскую систему образования и пытался определить причины развала этой системы в будущем . Период с 1933-го по 45-е гг.

18 Scholtz, Н. Erziehung und Unterricht unterm Hakenkreuz. GOttingen. 1985.206 S.

19 Bemett, Hajo. Der Weg des Sports in die nationalsozialistische Diktatur: die Enstehung des Deutschen
(Nationalsozialistischen) Rechsbundes fUr Leibestibungen. - Schorndorf, 1983. - 120 S.; Bemett, Hajo.
Sportunterricht an der nationalsozialistischen Schule: d. Schulsport an d. hoeheren Schulen Preussens 1933-1940. -
Schorndorf, 1985. 141 S.; Lehberg, R. Englischunterricht im Nationalsozialismus. - Tubingen. 1986. 297 S.

20 Emmerling, E. 50 Jahre Volkshochschule in Deutschland. Berlin, 1953.

21 Picht, W. Schicksal der Volksbildung in Deutschland. Braunschweig. 1950. 303 S.

9 является для Пихта двенадцатилетним «вакуумом», в котором были полностью разрушены традиции народного образования. Причины этого процесса он видит в отсутствии единства у педагогов в сопротивлении и четкого отношения к политическим силам. В издании «Школьная история в Берлине» рассматриваются произошедшие изменения в школьной политике после прихода Гитлера к власти, а также прослеживается влияние идеологии на содержание учебных предметов, выделении приоритетных курсов и появлению новых . Воспитанию детей в школах Германии в духе фашизма посвящена работа Х.Лангера .

Начиная с 1990-х гг. взгляд немецких исследователей, изучающих социальную историю Германии, существенно расширился и усложнился. Общее, что их объединяет, - это моральное осуждение нацизма и его преступлений, признание необходимости постоянной борьбы с неонацистской и неофашистской опасностью. Большое внимание зарубежные историки уделяют изучению деятельности еврейских школ в Третьем рейхе24. Отдельно стоит выделить работу Вернера Фёллинга «Идентичность между немцем и евреем», в которой на примере деятельности «Частной лесной школы Калиски» анализируются отношения между национал-социалистическим режимом и еврейскими школами. Достоинством данной работы является то, что автор наряду с правительственными документами использовал личную переписку между директором и школьным ведомством, между действующими и эмигрировавшими учителями и др. Применение им статистического материала позволяет судить о масштабах проводимой национал-социалистами политикой в отношении еврейского населения25.

22 Schulgeschichte in Berlin. - Berlin, 1987. - 184 S.

23 Langer Hermann. Schulfrei fttr den Tod: Jungen unter pickelhaube u. Staahlheim. - Berlin, 1988. - 196 S. Huber,
Karl-Heinz. Jugend unterm Hakenkreuz. - Berlin, 1982. 326 S.;

24 Walk, Joseph. Judische Schule und Erziehung im Dritten Reich. - Frankfurt am Mein: Hain, 1991. 371 S.;
Ortmeyer, Benjamin. Schiksale judischer Schtllerinnen und Schtiler in den NS-Zeit - Leerstellen deutscher
Erziehungswissenschaft?: bundesrespublikanische Erzieungswissenschaften (1945/49 -1995) und die Erforschung
der natzistischen Schule. - Bonn, 1998. 826 S.

23 Foiling, Werner. Zwischen deutscher und judischer Identitat: Dt.-jttdische Familien u. die Erziehung ihrer Kinder an einer judischen Reformschule im „Dritten Reich". Opladen. 1995. 327 S.

Заслуживает также нашего внимания работа немецкого историка Г.Кноппа «Дети» Гитлера» , где автор приводит более 1000 свидетельств тех, кто был в гитлеровских организациях. Это рассказы энтузиастов и активистов, которые и сейчас с любовью вспоминают о «прекрасных временах» в Гитлерюгенде и Союзе германских девушек, и воспоминания тех, кто, не задумываясь, выполнял приказы и мечтал об одном - пережить войну, и рассказы тех немногих, кто сомневался и пытался противостоять режиму. На основе свидетельств представителей «потерянного поколения» автор воссоздает всестороннюю картину общественной и политической жизни Германии времен Третьего рейха.

В отечественной историографии интерес к данной проблеме появился, в 30-е годы. Пожалуй, первой работой, посвященной школьной политике Третьего рейха, была монография С.Я. Вольфсона «Культура и идеология загнивающего капитализма», где в главе «Воспитательная политика» автор попытался проанализировать систему воспитания в образовательных учреждениях Германии. С.Я. Вольфсон сделал вывод, что идеалом фашисткой педагогики являлась «казарма для малолетних, в которой штурмовики дрессировали бы свою достойную смену» . Из других работ этого периода отметим статьи Е. Лившица, А. Соколовой, Е. Шток, касающиеся содержания учебных курсов, учебников и методики

преподавания истории в школе .

Выход в свет следующих двух публицистических работ М.Вольфа «Германская молодежь в цепях фашизма» и И.Зильберфарба «Германская молодежь под игом фашизма» совпал с началом Великой Отечественной войны, что отразилось определенным образом на их содержании, поскольку брошюры отличались чрезмерной перегруженностью идеологии и

26 Кнопп Г. «Дети» Гитлера/Пер с нем. А. Чикишева. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. - 285 с.

27 Вольфсон С.Я. Культура и идеология загнивающего капитализма. М.-Л., Соцэкгиз. 1935. - 220 с.

28 ЛившицЕ. Фашизация школы в Германии //Коммунистическая революция. 1934. №5. с. 74-84; Проблемы
праистории //Историк-марксист. 1935. т.11; Соколова А. О преподавании истории в фашисткой Германии
//Борьба классов. 1934. №5-6. с. 63-73; Шток Е. Как преподается и изучается история в современной
Германии //История в средней школе. 1934. №2. с. 125-130.

небрежным отношением к фактам . Надо отметить, что ученых, приступивших к изучению данной проблемы, было по-прежнему мало, отчасти это объяснялось недоступностью источников и материалов.

В первое десятилетие после окончания Второй мировой войны работ по истории нацизма практически не было. Происходило накопление материалов и документов, которые будут изданы в публикации семитомного издания материалов Нюрнбергского процесса (1957 - 1961 гг.)30. Пристальное внимание историков периода «оттепели» в первую очередь привлекали проблемы внешней политики гитлеровской Германии, другим сюжетом было изучение проблемы генезиса и функционирования идеологии нацизма31.

На протяжении долгого времени изучение германского фашизма было одним из приоритетных направлений в отечественной историографии. Среди советских историков, детально изучивших проблемы формирования германского фашизма, механизмы завоевания политической власти, идеологии, а также социальных проблем нацизма, можно назвать фамилии: Г.Л. Розанова, Л.И. Гинцберга, А.С. Бланка, А.А. Аникеева, А.А. Галкина, П.Ю. Рахшмир и др. . Однако работы отечественных исследователей в основном были посвящены изучению экономическим и внешнеполитическим вопросам. По мнению историка Ю.В. Галактионова, существующая государственная система в СССР, не могла позволить исследователям переступить через определенные грани, «табу». В 60-е - 80-е гг. авторы могли публиковаться по проблемам фашизма, если: 1. вписывались в общепринятую схему анализа: фашизм - порождение империализма, превентивная контрреволюция, маскируемая под революцию, кризисный

29 Вольф М. Германская молодежь в цепях фашизма. М.,Госполитиздат. 1941.- 75 с; Зельберфарб И.
Германская молодежь под игом фашизма. М., Военниздат. 1941. - 63 с.

30 Нюрнбергский процесс над главными немецкими военными преступниками. Сборник материалов в семи
томах. М.: Госюрисиздат, 1957-1961.

31 Ерусалимский А.С. Германский империализм: история и современность. - М.: Наука, 1964. - 664 с.

32 Розанов Г.Л. Германия под властью фашизма. (1933-1939 гг.). - М., «Международные отношения», 1963. -
518 с; Гинцберг Л.И. На пути в имперскую канцелярию. Германский фашизм рвется к власти. - М., Наука.
1972. - 455 с; Бланк А.С. Из истории раннего фашизма в Германии. Организация, идеология, методы. - М.,
1978.-208 с; Аникеев А.А. Германский фашизм и крестьянство (1933-1945). - Ростов на/Д.: Изд-во Рост,
уни-та, 1979.-220 с; Он же. Аграрная политика нацистской Германии в годы второй мировой войны -Ростов
на/Д.: Изд-во Рост, уни-та, 1990.205 с; Галкин А.А. Германский фашизм. - М.: Наука, 1989. 352 с; Рахшмир
П.Ю. Происхождение фашизма. - М.: Наука, 1981. 184 с.

12 вариант перехода к государственно-монополистическому капитализму; 2. если сюжеты не вызывали у читателя ненужных параллелей: антисемитизм, репрессивный аппарат, молодежные организации НСДАП и сама партия, Гитлер и другие «коричневые диктаторы»33. Идеологизация, отсутствие доступных источников и материалов сказались на том, что вопросы, связанные с воспитательной политикой, мировоззренческим образованием немецкой молодежи, оставались без внимания.

Только с 90-х годов начинают меняться исследовательские приоритеты изучения проблем национал-социализма. Инициаторами новых подходов выступили В.А. Буханов, А.А. Галкин, Я.С. Драбкин, П.Ю. Рахшмир, Н.С. Черкасов, выдвинувшие ряд положений, которые раньше не имели право на существование: о необходимости более внимательного рассмотрения тезисов о революционной и модернизаторской функциях нацистского режима, об исключительной важности традиционно недооценивавшихся советской историографией источниках — дневниках и мемуарах нацистских лидеров и

дР.и

Н.С. Черкасов, занимавшийся в основном проблемами историографии национал-социализма, в 1993 г. подготовил со своими учениками Ю.В. Маковским, Г.Г. Супрыгиной, Т.Я. Бяликовой, О.И. Ющенко коллективную монографию «Германия: фашизм, неофашизм и молодежь»35. В ней впервые были проанализированы причины особой восприимчивости значительной части немецкой молодежи к фашисткой идеологии в 20-30-е годы, а также основные направления работы НСДАП с молодежью.

Важное место в монографии занимает рассмотрение Г.Г. Супрыгиной истории возникновения и эволюции национал-социалистической организации Гитлерюгенд. По мнению автора, с первых дней существования фашистского режима работа с молодежью стала одним из направлений

33 Галактионов Ю.В. Германский фашизм как феномен первой половины XX века: отечественная
историография 1945-90-х годов/Учебное пособие. Кемерово: Кемеровский госуниверситет, 1999. с. 62

34 Галактионов Ю.В. Германский фашизм как феномен первой половины XX века: отечественная
историография 1945-90 -х годов с. 73.

35 Германия: фашизм, неофашизм и молодежь /Отв. ред. Н.С. Черкасов. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1993. -
176 с.

13 внутренней политики, сосредоточенной на полном подчинении системе нацистского господства, «устранению» социальных конфликтов в стране и подготовку к войне. Через деятельность Гитлерюгенд должна была осуществляться идеологическая унификация подрастающего поколения в духе национал-социалистического мировоззрения36. Однако основное внимание автор сосредоточил на раскрытии истории, структуры организации и ее деятельности, при этом, не затрагивая вопросы о формировании идеалов и ценностей подрастающего поколения посредством воспитания.

Важнейшим фактором для развития исследований по истории национал-социализма является международное сотрудничество ученых, расширяющееся год от года. Прежде всего, это проведение совместных проектов и конференций, переводы книг и статей. Главную роль в организации научных конференций играет Центр германских исторических исследований под руководством профессора Я.С. Драбкина, созданный в 1991 г. при Институте всеобщей истории РАН. Воплощением сотрудничества стала публикация совместного сборника «Россия и Германия в годы войны и мира» 7.

За период 1991 - 1998 гг. российскими авторами по сюжетам, связанным с историей нацизма, было опубликовано 4 монографии, 6 сборников и более десятка отдельных статей, которые стали в определенной мере «новым словом» в изучении нацизма . Однако вопрос о соотношении в нацистской системе господства методов террора, пропаганды и организационно-политического воздействия оказался совершенно недостаточным.

Супрыгина Г.Г. Молодежная политика национал-социалистического режимаУ/ Германия: фашизм, неофашизм и молодежь /Отв. ред. Н.С. Черкасов. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1993. с. 36-92.

37 Россия и Германия в годы войны и мира (1941-1995). М.: «Гея», 1995. - 567 с.

38 Галактионов Ю.В. Указ.соч. С. 72.

39 Буханов В.А. Гитлеровский «новый порядок» в Европе и его крах. 1939 - 1945 (идейно-политические
проблемы). - Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1994. - 168 с; Дьяков Ю.Л., Бушуева Т.С. Фашистский меч
ковался в СССР: Красная Армия и рейхсвер. Тайное сотрудничество. 1922-1933. Неизвестные документы. -
М.: Сов. Россия, 1992. - 384 с; Черная Л.Б. Коричневые диктаторы: Гитлер, Геринг, Гиммлер, Геббельс,
Борман, Рибентропп). - M.: Республика, 1992. - 384 с; Демократия и тоталитаризма: европейский опыт XX.
Екатеринбург, 1993. - 137 с.

В статье Г.Г. Супрыгиной «Германские женщины в период национал-социалистической диктатуры в Германии» определяются взаимоотношения личности и власти в Третьем рейхе40. Автор пишет о том, что нацисты «довольно рано осознали значение женщин для своего движения в качестве электората»41. Основополагающей ценностью для девушек и женщин должна была стать семья. Для этого в политической практике нацистского государства осуществлялись ряд «кампаний», одной из которых стала политика вытеснения работающих женщин с производства или из учреждений, с целью «вернуть ее к истокам истинного женского существования - к семье»42. Другой, не менее значимой, явилась политика повышения рождаемости.

Г.Г. Супрыгина приходит к выводу, что политика национал-социалистического режима в отношении женщин обнаружила много противоречий. Это были противоречия между навязываемым нацистами идеалом женщины, который был ориентирован на образцы прошлого, и изменившейся социальной действительностью, между призывами к активной политической деятельности в рамках национал-социалистических организаций и крайней незначительной возможностью действительной реализации способностей женщин и продвижения в карьере43.

Рассмотрению внутренней логики развития государственных институтов и социальной истории Третьего рейха посвещены работы историка О. Ю. Пленкова44, в которых автор ставит перед собой цель своим исследованием разрушить, характерный для отечественной историографии, стереотип представления о нацистском государстве как монолитной и жесткой системе власти и стереотип представления о немецком обществе в

40 Супрыгина Г.Г. Германские женщины в период национал-социалистической диктатуры в Германии
//Германия и Россия в XX веке: две тоталитарные диктатуры, два пути к демократии: Материалы
международной научной конференции (г.Кемерово 19-22 сентября 2000 г.)/Серия «Германские
исследования в Сибири» - Кемерово, 2001.- С. 331- 347.

41 Там же: С. 333.

42 Там же: С. 336.

43 Супрыгина Г.Г. Указ.соч. С. 346.

44 Пленков О.Ю. Третий рейх. Социализм Гитлера (Очерк истории и идеологии). - СПб.: Издательский Дом
«Нева», 2004. - 480 с; Он же. Третий рейх. Нацистское государство. - СПб.: Издательский Дом «Нева»,
2004. - 480 с; Он же. Третий рейх. Арийская культура. - СПб.: Издателский Дом «Нева», 2005. - 480 с.

15 период Третьего рейха как «царстве всеобщих несправедливости, угнетения и несвободы»45. Обращаясь к социальной истории, О.Ю. Пленков анализирует историю создания Гитлерюгенд, ее структуру, деятельность во время Второй мировой войны. Автор приходит к выводу, что, несмотря на особенный характер нацистского молодежного движения, его нельзя представить вне традиции немецкого молодежного движения46. Необходимо отметить, что за пределами исследования автора остались проблемы мировоззренческого обучения детей и подростков, восприятие самими участниками «службы» в организации.

Сфера культуры также является предметом изучения историка О.Ю. Пленкова, однако рассмотренная проблема народного образования и науки в Третьем рейхе отличается некоторой долей схематизма. Представленное исследование больше раскрывает структуру системы образования, чем его содержание. Оценивая результаты изменений, произошедших в данной сфере, автор подчеркивает, что они не были фундаментальными47: предпринятый ряд попыток преобразовать школу в целом не привел к концептуальному перевороту в системе народного образования Германии. Это было «просто краткосрочное, близорукое и политически обусловленное администрирование»48.

Отечественными историками в процессе изучения германского фашизма были исследованы проблемы его происхождения, сущность и политика. Разоблачена и осуждена преступность нацистского режима, его антидемократическая, антигуманистическая направленность49. На рубеже XX - XXI вв. появляются исторические исследования, затрагивающие интересующую нас проблему, тем не менее комплексное исследование государственной политики Третьего рейха в области воспитания и образования немецкой молодежи в отечественной историографии

45 Пленков О.Ю. Третий рейх. Нацистское государство. С. 6.

46 Там же: С. 263.

47 Пленков О.Ю. Третий рейх. Арийская культура. С. 49.

48 Там же: С. 32.

49 Галактионов Ю.В. Германский фашизм как феномен первой половины XX века. С. 80.

отсутствует, хотя и рассмотрены более или менее полно отдельные аспекты данной темы.

Объектом исследования представленной диссертации стали образовательные и воспитательные учреждения нацисткой Германии. Диссертантом исследованы идеологические составляющие национал-социалистической воспитательной политики, влияние деятельности Гитлерюгенд, элитных школ Третьего рейха и общеобразовательной школы на процесс социализации немецкой молодежи. Кроме того, изучению подверглись такие вопросы: как воспринимали молодые люди то, что происходило вокруг них, и как это соотносилось с их идеалами, убеждениями и принципами.

Цель работы состоит в том, чтобы проследить осуществление государственной политики в сфере воспитания и школьного образования молодежи в Третьем рейхе.

Достижение цели возможно при решении следующих исследовательских задач:

рассмотреть идеологические составляющие национал-социалистической воспитательной политики; определить роль пропаганды в формировании мировоззрения немецких юношей и девушек;

проанализировать молодежную политику Третьего рейха;

проследить нацификацию школьного образования; выделить основные этапы в национал-социалистической школьной политике;

изучить возникновение и деятельность различных типов элитарных учебных заведений; вывести иерархию ценностей учащихся, сложившуюся в ходе учебных и внеклассных занятий;

- рассмотреть принципы организации и содержание национал-
политического обучения.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1933-го по 1945 гг. Нижняя временная граница объясняется приходом Гитлера к власти, распространением национал-социалистической идеологии, которая

17 изменила приоритеты в образовании. Прекращение существования Третьего рейха определило верхнюю границу.

Методологическая основа исследования. Методология исследования базируется на оснбве цивилизационного подхода, который не может претендовать на универсализм, но в то же время позволяет проанализировать как «культурные системы», так и «социальные структуры» Третьего рейха. В тоже время использование цивилизационного подхода помогает выявить соотношения между социальными формами поведения как отдельно взятых юношей и девушек, так и объединенных молодежной организацией Гитлерюгенд, а также институциональных механизмов, через которые эти отношения изменялись.

В диссертации использовались как общенаучные методы, так и специально-исторические. Воспитательная и образовательная сферы нацисткой Германии рассматриваются как развивающаяся система, зависящая от государственных интересов. Анализ государственной политики в отношении молодежи производится через изучение идеологических составляющих нацио"нал-социалистической воспитательной практики, деятельность Гитлерюгенда, элитных школ Третьего рейха, а также через организацию обучения детей в общеобразовательной школе. Применение историко-типологического метода позволило выделить типологию различных групп молодежного движения, выяснить причины этого разнообразия. Важное место в представленном исследовании занимает проблемно-хронологический принцип изложения, делающий возможным проследить нацификацию школьного образования. Для воспроизведения атмосферы, царящей в национал-политических интернатах, применялся описательный метод.

Диахронный метод (метод периодизации) использован при выборе хронологических рамок исследования и исторических событий, которые стали предметом изучения. На основе данного метода была выделена

18 периодизация развития элитарного образования, системы образования в целом.

Источники. Работа написана на основе разнообразных источников, которые можно условно разделить на опубликованные и неопубликованные. Первую группу опубликованных источников составили Законодательные и нормативные акты Третьего рейха (законы, постановления и распоряжения правительства, положения и уставы учебных заведений, правила для учащихся). Анализ нормативно-правовой базы позволил охарактеризовать законотворческую деятельность правительства в сфере молодежной политики и школьного образования Германии50. Рассмотрение постановлений и распоряжений, которые касались деятельности, существующих наряду с Гитлерюгендом, молодежных союзов, помог проследить государственную политику в отношении к коммунистическим, религиозным и др. организациям, проанализировать причины превращения ГЮ в единственный молодежный союз51. Кроме этого, распоряжения правительства дают возможность соотнести первоначальные замыслы и реализованные программы по реформированию школьного обучения. Изучение Нюрнбергских законов о гражданстве и. расе, «Закона против перегрузки немецких школ и высших учебных заведений» (от 25 апреля 1933 г.) позволило проследить проводимую государственную антиеврейскую политику52. Распоряжения о создании элитных школ Третьего рейха, правила приема, а также учебные программы национал-политических интернатов и ряд других документов способствуют осмыслению их деятельности, значимости для государства53.

50 Dokumente des Verbrechens: Aus Akten des Dritten Reiches, 1933 - 1945. Berlin, 1993. Bd. 1
Schlusseldokumente. 261 S., Bd. 2 Dokumente 1933 - Mai 1941. Bd. 3 Dokumente Juni 1941 - 1945; Deutsche
Geschichte, 1933 - 1945. Frankfurt a. M., 1993.419 S.; Deutschland - Gesetze. Gesetze des NS-Staates. Zusgest
von Uwe Brodersen. Mit einer Einl. von Dr. Ingo von Munch, 1968; Dokumente zur deutschen Geschichte. Bd. 1
1933-1935, Bd.2 1936-1939, Bd.3 1939-1942, Bd.4 1942-1945-Berlin, 1977. 146S.

51 Hellfeld M., Кібппе A. Die betrogene Generation Jugend in Deutschland unter dem Faschismus. KOln, 1985.

52 : „Gesetz gegen die Uberfullung deutscher Schulen und

Hochschulen", 25. Apriel 1933 //Professoren und Studenten und Hochschulen im ttberblick - Leipzig, 1981. S. 176.

53 Elite fur die Diktatur: die nationalpolitischen Erziehungsanstalten 1933 - 1945; ein Dokumentarbericht. -
Dusseldorf: Droste-Verl., 1969.441 S.

Вторую группу источников составляет делопроизводственная документация (доклады и донесения государственных служб, переписка между министерствами, ведомствами и администрацией школ, инструкции преподавателям, отчеты руководителей учебных заведений о результатах деятельности). Данные материалы помогли сформировать представление о степени эффективности принимаемых государством мер по воспитанию нового поколения немцев. Доклады и конфиденциальные записки (чиновников, общественных деятелей и др.) не только отражают реальное состояние дел, например, в молодежной политике, но и обнаруживают проблемы, возникающие в ходе работы с подрастающим поколением: существование молодежной оппозиции, наличие несчастных случаев во время службы в ГЮ и т. д54.

Третью группу источников объединяют работы идеологов Третьего рейха. Основной идейный материал, касающийся народного образования и воспитания молодежи, был изложен А. Гитлером в книге «Моя борьба».55 Во второй главе «Государство» были определены цели и задачи нацистской педагогики, а также школьного образования. Другим программным произведением национал-социализма является работа А. Розенберга «Миф XX века. Оценка духовно-интеллектуальной борьбы фигур нашего времени».56 Не рассматривая конкретных форм и проявлений будущей системы воспитания, Розенберг лишь поставил перед школой новые мировоззренческие задачи. Существование нации, по его мнению, зависело от воспитания отдельного индивидуума. Особый интерес для нас представляет работа «Гитлерюгенд: идея и образ» Бальдура фон Шираха,

имперского руководителя молодежи. Им была рассмотрена структура

54 Bericht:Jugenoposition, 1938. Die Gestapo tiber die jugendlichen Gegner der HJ//
; BerichtrTodesfSlle in der HJ, 1939//
..

55 Гитлер А. Моя борьба. -Каунас, ГПО «Гинтарс». 1992. 591 с.

56 Розенберг А. Миф XX века, оценка духовно-интеллектуальной борьбы фигур нашего времени. -
Таллин. 1998. 512 с.

57 Baldur von Schirach. Die HitlerJugend. Idee und Gestalt. Leipzig. 1934.220 S.

20 организации, цель и задачи ее деятельности, освещены идеологические представления о роли воспитания в формировании новых ценностей.

Источники личного происхождения — четвертая группа источников. К ним относятся: автобиографические сочинения58, мемуары59 и дневниковые записи60, воспоминания учащихся элитных школ, участников Сельского года. Особо хочется отметить сборник воспоминаний «Школа в Третьем рейхе». В центре данной книги находится диалог с поколением, которое пережило тоталитарный режим. Содержащиеся воспоминания относятся к различным тематическим областям: от темы расизма на занятиях и его последствиях, проникновение террора в школьные будни до возрастания милитаризации педагогики вплоть до «воспитание для смерти».61

При написании работы были привлечены неопубликованные архивные материалы Российского Государственного Военного архива (РГВА, г. Москва), содержащего фонды трофейных документов Третьего рейха. Архивные источники можно подразделить на ряд групп. К первой относятся материалы личного происхождения: это - письма в различные организации, статьи. Рассмотрение переписки общественных деятелей с редакциями газет и представителями католической церкви позволяет реконструировать положение католических молодежных организаций в Германии (фонд ІЗООк). Отдельные письма, адресованные членам Гитлерюгенд, находятся в фонде 519. К данной группе источников принадлежит статья сотрудника Центрального института воспитания и обучения д-ра Бенце посвященная преподаванию геополитики в школе (в фонд 1363к) и статья Ф.Бека «О приверженности немецкой молодежи к национал-социализму» (фонд 13 63к, д.61), раскрывающая причины принятия подрастающим поколением нацисткой идеологии.

Griin, Max vonder. Wie war das eigentlich? Kindheit und Jugend im Dritten Reich. Darmstadt, 1980. 260 S.

59 Раушнинг Герман. Говорит Гитлер. Зверь из бездны. - М., «Миф», 1993. - 381 с; Шпеер А. Воспоминания
Пер. с нем. - Смоленск: Русич, 1997. 694 с.

60 Пикер Генри. Застольные разговоры Гитлера. - Смоленск: «Русич», 1999. 496 с.

61 Schule im Dritten Reich. Erziehung zum Tod. - Кбіп, 1988. 363. S.

Вторую группу неопубликованных источников составили разрозненные документы различных молодежных организаций (фонд ІЗООк, д. 22, д. 23; фонд 1520к), анализ этих источников дает возможность изучить деятельность молодежных организаций в Германии в период между Первой и Второй мировыми войнами. Вырезки из немецких газет и отдельные молодежные журналы и брошюры составляют третью группу. Они представлены в фондах 530 (вырезки из газет о культуре и образовании арийской расы), 13 63 к (об участии молодежи в нацистском движении Германии).

Использованные в диссертации источники разнообразны по своему происхождению и имеют различную степень достоверности, поэтому только комплексное рассмотрение и критический анализ позволит разрешить поставленные в работе проблемы.

Научная новизна исследования заключается в комплексном изучении
государственной политики в сфере воспитания и мировоззренческого
образования немецкой молодежи в нацистской Германии, учитывающего
использование деятельности Гитлерюгенд, школьных и внеклассных занятий
на создание национал-социалистических убеждений, идеалов и принципов
подрастающего поколения. Предметом специального осмысления стали
вопросы элитарного образования, рассмотрение содержание курсов и
предметов национал-политических интернатов, организация

«политического» обучения детей и подростков в Третьем рейхе. Кроме того, научная новизна работы обусловлена использованием ряда мало изученных и не привлекаемых ранее источников.

Практическая значимость работы. Основные положения и выводы могут быть использованы при дальнейшем изучении молодежной политики и основных этапов развития школьной системы образования Третьего рейха, для написания учебных пособий, а также при разработке и чтении специальных курсов по Новейшей истории Германии.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертации были представлены на научно-практической конференции «История, современное состояние и перспективы развития образования» (Тюмень, декабрь 2000 г.),. межвузовской научной конференции «Политические процессы в регионе: прошлое, настоящее, будущее» (Тюмень, ноябрь 2004 г.). Результаты исследования нашли отражение в трех публикациях. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры новой истории и международных отношений Тюменского государственного университета.

Структура. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников и литературы.

Идеологические составляющие национал-социалистической воспитательной политики

Одним из приоритетных направлений внутренней политики Третьего рейха было воспитание подрастающего поколения на основе национал-социалистической идеологии, чтобы использовать его для построения супергосударства. Молодежь представляла собой особую ценность, так как она была тем материалом, из которого Гитлер собирался лепить нового человека «нордического» типа1. «Надежды Германии, - повторял Бальдур фон Ширах, - возлагаются на тех, кто растет сегодня без классовой ненависти и невежества - на молодежь» . Общественные образцы, господствовавшие в Веймарской республике, не отвечали представлениям идеологов Третьего рейха. Общечеловеческие идеалы, базирующиеся на миролюбии и человеколюбии, истине и социальной справедливости, где жизнь человека является наивысшей ценностью, не могли существовать в зарождающемся государстве. Вся пирамида ценностных ориентации определилась национал-социалистическим мировоззрением.

Основные идеи, касающиеся народного образования и воспитания молодежи, были разработаны Гитлером еще в 1923 г. Они нашли свое отражение в книге «Моя борьба», написанной им во время заключения в Ландсберге с ноября 1923 г. по декабрь 1924 г. Во второй главе «Государство» были определены цели и задачи нацистской педагогики, а также школьного образования. Приоритет отдавался физическому воспитанию: «...народническое государство будет видеть главную свою задачу не в том, чтобы накачивать наших детей большим количеством «знаний», а, прежде всего, в том, чтобы вырастить вполне здоровых людей. Лишь во вторую очередь мы будем думать о развитии духовных способностей»3. Гитлер полагал, что только физическое здоровье является предпосылкой духовного воспитания, при этом не исключались отдельные случаи в истории существование гениев «в физически слабой оболочке». Но это были только исключения. Национал-социализму не нужны были физически слабые люди, хотя и всесторонне образованны, так как «в борьбе терпит поражение не тот народ, который меньше знает, а тот, кто слабее». Для воспитания сильного необходимо развивать «в нашей молодежи характер, волю, силу решимости.. .»4.

Физическое здоровье должно было стать достоянием государства и нации: «В нашем государстве забота о физическом развитии не будет предоставлена каждому отдельному лицу, не будет только задачей родителей. Нет, этой проблеме государство посвятит огромное внимание, ибо это есть проблема самоутверждения нации, здоровье которой и призвано защитить государство»5. Этот же постулат был заложен и в программе нацистской партии, согласно пункту 21, государство обязано заботиться об улучшении народного здравоохранения путем развития физической культуры, через создание законодательной программы в области физкультуры и спорта и путем максимальной поддержки всех спортивных молодежных организаций6.

Исходя из этой цели, школьные программы физического воспитания, должны были быть пересмотрены и изменены в сторону увеличения часов по физкультуре. Если ранее занятия по физической подготовке заменялись необязательной гимнастикой, которая была 2 часа в неделю, то согласно идеи Гитлера, в будущем на физкультуру школьникам должно отводиться по 2 часа в день (час до обеда, час - после). При этом основное внимание уделялось боксу, именно он вырабатывает, по мнению Гитлера, способность молниеносно принимать решения. Выступая перед Гитлерюгендом, в своей речи фюрер заметил, что его «радует, что сейчас организуется больше соревнований для молодых людей (...) нежели пивных празднеств». «Для этих молодых людей гораздо важнее не сколько бокалов пива он выпил, а сколько километров он смог преодолеть»7.

Большое внимание также уделялось физическому воспитанию послешкольного периода. Считалось, что пока человек растет, он не должен был оставаться без внимания государства. В каких формах это воспитание будет проходить, было мало понятно, одно ясно, что оно должно подчинено одной цели: подготовить молодого человека к военной службе. «Армия сразу будет получать молодых людей, прошедших безукоризненную школу физической подготовки, и задача армии будет заключаться только в том, чтобы из этих подготовленных людей сделать солдат». Армия выступала высшей школой патриотического воспитания. По окончании военной службы предполагалось выдавать на руки два документа: это гражданский диплом, дающий право молодому человеку заниматься общественной деятельностью и второй, «свидетельство о состоянии здоровья, дающий ему право вступать в брак» . Возникает вопрос, юноша, не получивший вышеперечисленных документов, какое место займет в данном обществе? Ответ — никакое, своего рода «принудительный отбор», социальная селекция. Очень много было Гитлер уделял вниманию рассуждениям о воспитании юношей, главная же задача в развитии девочек сводилась к подготовке их в роли будущих матерей.

Национал-социалистическая школьная политика

После прихода к власти в 1933 г., основной целью А.Гитлера стало устранение демократического государства. За несколько лет Веймарская демократическая республика была преобразована в национал-социалистическое государство во главе с фюрером. Сила убеждения исходила из идеологии самого Гитлера, который, как великолепный оратор и политический деятель, мог очаровывать массы. Процесс преобразований, происходивших в Германии, был «тотальным», поэтому затронул и область школьной политики.

Государственная политика в области образования в первую очередь была направлена не столько на реорганизацию форм и методов обучения, сколько на изменения приоритетов в воспитании. Воспитательный фактор, не имеющий ничего общего с системой муштрирования прежних времен, переходит в иную шкалу ценностей, позволяя определить каждого юношу и каждую девушку в «будущее общество». Цель воспитания формулируется, как «придание каждой отдельной расе ее наивысшей формы с тем, чтобы она могла выполнять крупные поставленные ей задачи». Воспитание рассматривалось «на базе нового сознания» на основе согласованности всех институтов власти1. Таким образом, воспитание в тоталитарном государстве было обусловлено тенденцией формирования общественного мнения в соответствии с партийными основами и учениями. Следовательно, основой для проведения всех мероприятий, связанных с нацификацией школьной политики, было национал-социалистическое мировоззрение.

После Первой мировой войны по странам Запада прокатилась волна реформ, затронувшая и Германию. Правительство Веймарской республики стремилось упростить систему управления школьного образования, введя общие для всех 15-ти ее земель законодательства, регламентировавшие все: вплоть до методов обучения в начальной и средней школе. Школьное образование объявлялось всеобщим и обязательным .

Достижения в области школьной политики Веймарской республики Гитлер не сумел должным образом ни оценить, ни познать. Сфера образования попадала под действие чрезвычайных законов «О защите немецкого народа» (от 4 февраля 1933 г.) и «О защите народа и государства» (от 28 февраля 1933 г.). Но главным инструментом унификации стал «Закон о восстановлении чиновничества» (от 7 апреля 1933 г.3), согласно которому могли быть уволены, как политически ненадежные, т.е. действующие преподаватели, которые не гарантировали лояльности новому государству в своей деятельности. Закон также предоставлял возможность объявить о переводе человека в какую-либо другую область компетенции либо о временном увольнении его в отставку. Предусматривался целый ряд исключений для «неарийцев», в том числе для тех, чьи дети или родители участвовали в боях Первой мировой войны на стороне Германии и ее союзников. Можно сделать вывод, что принятие данного закона создало базу для проведения репрессивной политики среди педагогов.

Были уволены и большинство еврейских преподавателей, которые прежде работали в нееврейских государственных школах. Уволенные преподаватели часто подавали заявления о приеме на работу в еврейские школы, так это было, например, в «Частной лесной школе Калиски» в Берлине. В результате «обмена учителями» в распоряжении школы оказались дипломированные специалисты (некоторые из них уволенные из университета ученые и педагоги) .

Вскоре был издан закон «Против перегрузки немецких школ и вузов (от 25 апреля 1933 г.) и предшествующее «Распоряжение о численном ограничении доступа к высшей школе (от 12 января 1934 г.), по которому «диплом об окончании вуза» выдавался абитуриентам, соответствующим требованиям нацистов по критерию отбора «духовных и физических способностей, качествам характера и национальной надежности».

Введение закона о «Переполненности...» еще больше ухудшило положение «неарийцев» и в первую очередь евреев. В нем говорилось, что «при приеме новых обучающихся во все школы кроме обязательных, необходимо обращать внимание на число имперских немцев и неарийцев, притом, чтобы общий процент обучающихся неарийского происхождения в каждой школе не превосходил долю немцев. При снижении количества обучающихся должны были установлены те же пропорции между немцами и неарийцами».6

Особую важность представлял 8 постановления о порядке выполнения, где были определенны квоты посещения средних школ еврейскими школьниками: «Число зачисляемых 1,5%, соотношение для сокращения числа школьников и студентов - 5 % максимум». Это означало, что в учебные заведения могли быть зачислены лишь 1,5 % евреев, а общее количество еврейских школьников могло составлять не более чем 5 %. В Берлине большая часть воспитанников средней школы были евреями, где-то в 15 средних школах приходилось значительно больше, чем 5 еврейских школьников на 100 не еврейских, часть которых следовало отсеять8. Такие школы не должны были принимать евреев. Таким образом, в Германии был создан эффективный инструмент для того, чтобы отрезать еврейских детей, юношей и девушек от возможности получения образования.

Дальнейшим шагом, направленным на то, чтобы гарантировать верность будущего преподавателя национал-социалистическому государству, было учреждение Берхардом Рустом центральных экзаменационных комиссий9. Таким образом, осуществлялся контроль над преподавателем, который должен был привести доказательства своей пригодности и признание национал-социалистических принципов воспитания. Оценка мировоззренческо-политической позиции экзаменующегося в большинстве случаев зависела от личной точки зрения руководителя экзаменационной комиссии. Данными мерами правительство добивалось в школьной политике общей идеологической ориентации преподавательского состава.

Акты насилия и репрессивные меры в отношении «неблагонадежных» учителей не были основными методами унификации, однако являлись действенными механизмами для ликвидации возможных очагов сопротивления новому режиму. Основные центры реформистской педагогики представляли Берлин и Гамбург. Здесь давление нередко сменялось открытым насилием в отношении педагогов-реформаторов со стороны членов Гитлерюгенда и штурмовиков. В Берлине был снят со своей должности секретарь школьного совета Берлина - Иен Нюдаль и главный проводник реформисткой педагогики в рабочем округе Нойкельн-Курт Левенштайн. В результате во главе структур образования и воспитания в Берлине оказался национал-социалист Г.Майнхаузер. Он ликвидировал два важных центра прогрессивной педагогики: Лесную школу в Шарлотенбурге и Школьную ферму на острове Шарфенберг10.

Организация национал-политического обучения

Процесс образования, как один из основных способов становления личности, включает в себя развитие ребенка, его обучение и воспитание. Обучение и воспитание связаны между собой, поскольку первое предполагает приобретение опыта поколений в виде системы знаний, умений и навыков, воспитание же - усвоение ценностей, норм, образцов поведения, присущих данному обществу.

Для общей воспитательной, образовательной и учебной деятельности в 1934 г. было образовано Министерство науки, образования и воспитания. Задачи для нового министерства, согласно пункту 3 предписания, определял рейхсканцлер. Некоторые полномочия, относящиеся ранее к ведению министерства Внутренних дел, передавались в компетенцию вновь образованного органа. К ним относились следующие области:

1. Наука. Полномочия, касающиеся собственно науки, а также зарубежных связей ученых. Исследования в области физико-технического и химико-технического обустройства Рейха. Создание важных для государства научных заведений как внутри страны, так и за её пределами. Научные библиотеки.

2. Воспитание и образование. В эту сферу входили «дела вузов», помощь студентам, программа предметов, народные, частные и высшие школы, а также профессиональные училища, образование за границей».

3. Молодежные союзы.

4. Образование взрослых.96

Национал-социалисты делали большую ставку на непрямое воздействие на сознание ребенка. Одним из таких инструментов манипулирования были обыкновенные детские игрушки. Идеологическим содержанием были наполнены настольные игры, например игра «Полевые учения Гитлер-югенд», предназначенная для детей до десяти лет, являлась рекламой деятельности ГЮ. В ходе игры ребенок активно знакомился с романтизированными элементами жизни молодежной организации: походами, спортивными соревнованиями97.

Другая настольная игра, сделанная по такому же принципу «Твоя машина КдФ»98, демонстрировала заботу партии о народе и рекламировала программу «Народный автомобиль». По заявке рабочего, из его заработной платы ежемесячно вычиталась сумма в 5 марок. Когда сумма отчислений достигала 990 рейхсмарок, рабочий мог получить автомобиль. Игра, в свою очередь, вовлекала детей рабочих в эту компанию для оказания опосредованного воздействия на родителей. Национал-социалисты, в борьбе за власть, оценили влияние младшего поколения на родителей и теперь пытались использовать данный психологический подход". Играя, дети должны были узнавать о процессе покупки «Фольксвагена», учиться основам ухода за машиной и правилам дорожного движения100. Мысль о том, что, став взрослым, можно купить автомобиль, была вполне естественной.

Таким же способом проводилась среди младших детей и пропаганда войны с Англией. Для этого была выпущена настольная игра с кубиками и фигурками «Мы завоевываем Англию». Игрок получал роль командира подводной лодки или самолета. Цель игры - уничтожить английский флот, при этом выигрывал тот, кто топил больше кораблей противника101.

Носителями пропагандистских задач могли оказаться и более банальные игрушки, - например, кукольный домик или игрушечный автомобиль. Кукольный домик представлял изображение идеальной квартиры, отличительной особенностью которого было то, что комнаты его переполнены национал-социалистической символикой и связанной с ней изображениями. Обои помещений, например, украшены рисунками сцен из жизниГЮ и БДМ102. Игрушечная машина в свою очередь представляла действующую модель лимузина, в котором по праздничным дням выезжал сам фюрер. Механизм лимузина приводился в действие при помощи пружины, небольшой аккумулятор. давал энергию для светящихся фар. В автомобиле, в сопровождении двух членов партии и шофера в униформе СС, был изображен сам Гитлер. Фигура Гитлера была выполнена с подвижной правой рукой, которую можно было зафиксировать в римском приветствии103. Эта игрушка, выпуск которой был приурочен к очередному партийному съезду, должна была сделать вождя еще более близким и родным для ребенка.

Попадая в школу, ребенок становился объектом прямых способов воздействия. Идеология, не имевшая ничего общего с образованием, пронизывала все школьные занятия, присутствовала в содержании любого предмета. . Изменилась форма приветствия, вместо привычного «Здравствуйте» или «Доброе утро» перед началом занятия учитель должен был обратиться к классу с новым приветствием «Хайль Гитлер!», класс должен был ответить то же самое. По окончании урока все повторялось104.

По сложившейся в Германии традиции, школьные занятия начинались и заканчивались молитвой, обычно - «Отче наш». Национал-социалисты, борясь с проникновением церкви в сферу образования, не стали искоренять эту традицию, а применили её в своих интересах105. Занятия по-прежнему начинались и заканчивались молитвой, но изменилось её содержание. Так, например, старшие школы земли Гессен получили в сентябре 1933 г. циркуляр об изменении текстов молитв, с прилагавшимися к нему примерами. По форме своей это были, бесспорно, молитвы, но по содержанию они представляли собой краткое изложение лозунгов НСДАП в достаточно примитивном стихотворном изложении. Обращаясь к Господу Богу, школьники организованно, хором просили его: «Дай нам работу и хлеб», «Сохрани Гиндербурга и Гитлера, твёрдую опору нашего народа», «Храни милостиво Имперского Президента, неси нашего вождя в руках Твоих»107, «Господи, храни Фюрер, народ и Отечество»108.

В обществе складывался религиозный культ Гитлера, которого возводили в ранг Божества. Примером может служить воспоминания школьника о проезде фюрера мимо городка Шёнвальд: «Он стоял в открытом автомобиле и приветствовал ликующую толпу с поднятой рукой. Люди слева и справа словно сошли с ума, и все чаще кричали «Ура» или просто «Хайль». Я стоял впереди всей толпы. Там присутствовала вся наша школа. Рядом была и моя тетя, для которой Гитлер был равен Богу»109. Вера в фюрера, как богоподобного спасителя Германии, была частью мировоззрения. Со слов Б. Шираха у новой веры была и священная книга: «Книга Гитлера «Моя борьба» была нашей Библией»110. Национал-социалистическое руководство совершенно всерьёз предполагало прекратить распространение в Третьем рейхе Библии, заменив её «Моей борьбой» („Mein Kamf) - «книгой, ... олицетворяющей самую чистую и самую истинную этику жизни нации в настоящее время и в будущем». Изображения креста должны были быть повсеместно заменены свастикой, а «Моя борьба» должна была стать единственным содержимым церковных алтарей, заменяя собой распятия и изображения святых.111

Изменяется и степень участия педагога в системе образования. Его новая миссия отождествлялась с ролью солдата: «Учителя имеют такую же революционную миссию, как национал-социалистические солдаты и государственные деятели». «Именно от учителей во многом зависит, как в будущем сформируется молодое национал-социалистическое поколение в политическую формацию движения, это будет произведено в школе через занятия по истории, по немецкому языку, изучению природы и её законов. Они должны испытывать внутреннюю гордость за свою профессию, за свою внутреннюю волю, за то, что они учителя и воспитатели, а не преподаватели пройденных знаний»112.

Похожие диссертации на Государственная политика Третьего рейха в области воспитания и образования немецкой молодежи