Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Исторический процесс консолидации акадийцев в Канаде в XVII-XX вв. Башкиров Михаил Борисович

Исторический процесс консолидации акадийцев в Канаде в XVII-XX вв.
<
Исторический процесс консолидации акадийцев в Канаде в XVII-XX вв. Исторический процесс консолидации акадийцев в Канаде в XVII-XX вв. Исторический процесс консолидации акадийцев в Канаде в XVII-XX вв. Исторический процесс консолидации акадийцев в Канаде в XVII-XX вв. Исторический процесс консолидации акадийцев в Канаде в XVII-XX вв. Исторический процесс консолидации акадийцев в Канаде в XVII-XX вв. Исторический процесс консолидации акадийцев в Канаде в XVII-XX вв. Исторический процесс консолидации акадийцев в Канаде в XVII-XX вв. Исторический процесс консолидации акадийцев в Канаде в XVII-XX вв. Исторический процесс консолидации акадийцев в Канаде в XVII-XX вв. Исторический процесс консолидации акадийцев в Канаде в XVII-XX вв. Исторический процесс консолидации акадийцев в Канаде в XVII-XX вв.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Башкиров Михаил Борисович. Исторический процесс консолидации акадийцев в Канаде в XVII-XX вв.: диссертация ... кандидата исторических наук: 07.00.03 / Башкиров Михаил Борисович;[Место защиты: Институт всеобщей истории РАН].- Москва, 2014.- 204 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Акадия в XVII – начале XIX вв.: процесс образования этнокультурной общности акадийцев 24

1.1. Акадия в период французского колониального господства: 1604-1713 гг. 24

1.2. Акадия в период британского колониального господства: 1713-1755 гг . 51

1.3. Трагические события в Акадии в 1755-1763 гг. 60

1.4. Акадийское сообщество во второй половине XVIII – начале XIX вв. 69

Глава 2. формирование акадийской идентичности в XIX в 79

2.1. Социально-экономическое положение акадийцев в Приморских провинциях Канады в XIX в. 79

2.2. Истоки консолидационных процессов в акадийском сообществе в XIX в. 89

2.3 Рождение общей акадийской идентичности в XIX в. 113

Глава 3. Процесс консолидации акадийцев в ХХ в . 125

3.1. Социально-экономические трансформации акадийского сообщества в ХХ в 125

3.2. Консолидация акадийцев на политическом уровне во второй половине ХХ в 134

3.3. Рост этнокультурного самосознания акадийцев в ХХ в .154

3.4. Значение Всемирных акадийских конгрессов в процессе консолидации акадийцев в конце ХХ в 163

Заключение 176

Список исльзованных источников и литературы 182

Приложения .198

Введение к работе

Актуальность исследования. Приморские провинции Канады (Нью-Брансуик, Новая Шотландия, Остров Принца Эдуарда) являются вторым по численности франкоязычным регионом в Северной Америке после провинции Квебек. Франкоязычное население этого региона (акадийцы) обладает собственной уникальной идентичностью и представляет собой самостоятельную этнокультурную общность в Канаде. В отличие от квебекской, акадийская общность остается миноритарной и находится под угрозой языковой и культурной ассимиляции.

Изучение ранней истории французской колонии Акадия позволяет лучше понять колониальную политику Парижа в Северной Америке, которая привела к потере Францией североамериканских владений. Беспрецедентная в истории Северной Америки депортация акадийцев, осуществленная британской колониальной администрацией в 1755-1763 гг., является одним из самых трагических событий в истории Канады. Депортация стала новой «точкой отсчета» в акадийской истории и сыграла важнейшую роль в формировании мифа об общем происхождении акадийцев. С одной стороны, анализ этих событий способствует пониманию значения местной колониальной администрации в британской системе управления североамериканскими владениями. С другой – позволяет понять механизмы формирования акадийской идентичности и зафиксировать предпосылки консолидационных процессов среди франкоязычных жителей Приморских провинций Канады.

Исторический процесс консолидации акадийцев оказал значительное влияние на политический облик современной Канады. Сегодня акадийцы вносят значительный вклад в концепцию мультикультурализма, провозглашенную премьер-министром Канады П. Э. Трюдо в 1971 г. Концепция мультикультурализма является фундаментальной установкой в проведении внутриполитического курса в Канаде и нацелена на стабилизацию межконфессиональных, межэтнических и языковых отношений в канадском обществе. Умеренная позиция, выраженная акадийским населением в 1970-1980-х гг. по отношению к проблеме сепаратизма, повлияла на стабилизацию отношений между французской и английской Канадой.

Уровень дискуссии на Всемирных акадийских конгрессах (Congrs mondial acadien – ВАК) в 1990-2000-х гг. продемонстрировал, что процесс осмысления акадийцами своего места современном канадском обществе еще не закончен. Сегодня можно говорить, что процесс консолидации акадийцев в Приморских провинциях Канады переходит в новое измерение в связи с процессом глобализации. В 1991 г. численность акадийцев в Приморских провинциях Канады составляла более 300 тыс чел, а численность потомков выходцев из Акадии во всем мире превысила 1 млн чел.

Исследование проблем национальной консолидации, этнокультурной сплоченности в условиях миноритарности сопряжено с изучением проблем национализма и сепаратизма. Опыт взаимодействия франкоязычного меньшинства с демократическими институтами канадского государства представляется ценным, так как предлагает целый ряд процедур, способствующих их интеграции. В этом отношении акадийское сообщество дает хороший пример мирного разрешения этнополитических конфликтов, что крайне актуально как для канадской провинции Квебек, так и для ряда государств Европы (Бельгии, Франции, Швейцарии и Испании) и некоторых субъектов Российской Федерации.

Научная новизна работы обусловлена тем, что анализ консолидационных процессов акадийского сообщества не являлся предметом специального научного исследования в отечественной историографии. Данная диссертация представляет собой первый опыт подобного комплексного анализа. Также впервые рассматривается проблематика, связанная с политическими, социальными, экономическими и этнокультурными трансформациями в акадийском обществе в XIX-XX вв. Новизна работы заключается и в анализе проблемы определения акадийской идентичности. Впервые в отечественной историографии в научный оборот был введен разносторонний комплекс ранее неизвестных источников, раскрывающих заявленную проблематику. Материалы и выводы исследования позволяют осветить политические, лингвистические и культурные аспекты положения франкоязычных меньшинств Канады за пределами Квебека.

Цель диссертационной работы – определить роль и место этнокультурной консолидации в процессе формирования акадийской идентичности в XVII–XX вв.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

– Выявить специфику развития французской колонии Акадия;

– Проанализировать институциональные, социальные, экономические и культурные метаморфозы, происходившие в акадийском сообществе в период британского колониального господства;

– Рассмотреть консолидационные процессы в акадийском сообществе в условиях доминиона Канада;

– Определить роль французского языка в процессе консолидации акадийцев во второй половине ХХ в.;

– Описать процесс формирования идентичности акадийцев, которая базируется на единой версии происхождения, языковой общности, исторической памяти и политико-культурной солидарности.

Объектом данного исследования является исторический процесс консолидации акадийцев в Канаде.

Предмет исследования – социально-экономические, политические и культурные метаморфозы, коснувшиеся акадийского сообщества в процессе формирования его идентичности.

Хронологические рамки работы охватывают период с начала XVII в. до конца ХХ в. Нижняя граница исследования обусловлена тем, что французская колония Акадия была основана в 1604 г., и фактически уже с первых десятилетий XVII в. на побережье залива Фанди появилось постоянное французское население. Верхняя граница – тем, что период 1960-1990-х гг. является ключевым для понимания консолидационных процессов в акадийском сообществе. Так как именно в этот период в провинции Нью-Брансуик был принят ряд государственных мер по защите и обеспечении статуса французского языка, на политическом уровне были предприняты попытки реализовать общеакадийские проекты. Также именно в этот период стремительно развивалась акадийская культура.

Методология исследования. Для решения поставленных задач в работе использовался исторический, политологический, этнографический, социально-антропологический и междисциплинарный анализ, основанный на принципах историзма, системности и научной объективности. Использование этих методов позволило рассматривать проблемы в их динамике и взаимовлиянии. В процессе исследования нашли применение и специальные исторические методы: хронологический, ретроспективный, компаративистский и описательный.

Безусловно, нужно учитывать, что история этнокультурной общности акадийцев имеет локальный, региональный характер. Данное обстоятельство во многом диктует методы исследования. При этом консолидационные процессы среди акадийцев невозможно рассматривать вне контекста развития колониальной политики Франции и Великобритании, а также вне проблематики, связанной с канадским федерализмом. Основное внимание в работе уделяется истории провинции Нью-Брансуик, так как именно в ней сконцентрирована большая часть франкоязычного населения Атлантического региона.

Источниковая база. В настоящем диссертационном исследовании использован широкий круг источников, преимущественно опубликованных. Но также используется часть неопубликованных материалов из канадских архивов (это архив Центра акадийских исследований в Университете Монктона и Библиотека и Архивы Канады в Оттаве).

Источники можно разделить на следующие группы 1) источники по додепортационному периоду акадийской истории; 2) акадийская пресса; 3) тексты П. Пуарье; 4) законодательные акты провинции Нью-Брансуик и Канады 5) материалы по истории Акадийской партии; 6) источники, освещающие деятельность Всемирных акадийских конгрессов.

Источники по додепортационному периоду. По додепартационному периоду практически все источники были опубликованы в различное время главным образом благодаря Центру акадийских исследований Университета Монктона и канадскому историческому «Обществу Шамплена» (Champlain Society). Большая часть источников освещает период ранней истории Акадии – этап основания и заселения колонии. Также значительное место занимают источники, освещающие трагические события 1755-1763 гг. При этом, существенная часть материалов, связанных с самой депортацией, исходит от британской колониальной администрации (приказы британских офицеров, отчеты и рапорты должностных лиц). Процесс возвращения акадийцев на территорию Приморского региона зафиксирован в ряде источников, принадлежащих католическому духовенству.

Акадийская пресса. Особое место среди источников занимают материалы акадийской прессы – газет: «Эванжелин» (L’Evangeline), «Монитёр акадьен», (Moniteur acadien), «Мадаваска» (Le Madawaska), «Эмбрион» (Embrion). С момента образования Канадской конфедерации эти газеты стали своего рода трибуной, где могли высказываться видные представители акадийской элиты: духовенство, представители общественных организаций и светской элиты, политические деятели. Материалы, опубликованные в этих изданиях, позволяют судить об отношении представителей акадийской элиты к проблеме создания Канадского доминиона в 1867 г., созданию национально ориентированных организаций, проведению Национальных акадийских конгрессов. Отдельного внимания заслуживают материалы, освещающие события «тихой революции» в провинции Нью-Брансуик в 1960-х гг. Преимущественно в них отражены наиболее радикальные взгляды акадийских студентов и политических активистов. Эти материалы позволили при исследовании оценить весь плюрализм мнений, существовавших среди акадийцев в тот период.

Тексты Паскаля Пуарье. Важное место среди источников конца XIX – начала ХХ вв. занимают тексты видного акадийского политика и интеллектуала. П. Пуарье, так как они в значительной степени освещают проблематику, связанную с формированием и определением акадийской этнокультурной идентичности. В своих текстах Пуарье рассматривал вариативность французского языка акадийцев, его отличия от французского языка Квебека и Франции, влияние французского языка на идентичность. Работы Пуарье позволяют судить об эволюции самосознания, происходившей среди акадийцев в 1860-1920-х гг.

Законодательные акты провинции Нью-Брансуик и Канады. Оценить положение акадийского сообщества с юридической точки зрения помогают законодательные акты федерального и провинциального уровня. Особое значение имеет ряд законов, принятых в Нью-Брансуике в 1960-1990-х гг. Ряд законодательных инициатив, выдвинутых акадийскими политиками на провинциальном уровне, позволили зафиксировать правовой статус, которым обладали акадийцы. Прежде всего, речь идет о законе об официальных языках Нью-Брансуика, благодаря которому Нью-Брунсуик стал первой двуязычной провинцией в стране. Также при работе над диссертацией использовался доклад Королевкой комиссии по двуязычию и двум культурам, закон «О равенстве официальных языковых сообществ в Нью-Брансуике» и другие юридические документы.

Материалы по истории Акадийской партии. Самостоятельное значение имеет корпус источников, связанных с деятельностью Акадийской партии (Parti acadien – АП), выступавшей с националистических позиций за разделение провинции Нью-Брансуик и создание акадийской автономии в той или иной форме. В эту группу источников входят программные документы АП, воспоминания, публицистические тексты, выступления на радио и телевидении политических деятелей и активистов, а также электоральные данные.

Источники, освещающие деятельность Всемирных акадийских конгрессов. Также важное значение для настоящего исследования имеют материалы лекций, докладов и выступлений на круглых столах во время Всемирных акадийских конгрессов 1990-2000-х гг. Этот корпус источников освещает процесс этнокультурной консолидации акадийцев на современном этапе, в том числе и вне Приморского региона. Важно отметить, что, помимо акадийцев из Приморского региона, эти материалы освещают проблематику, связанную с франко- и англоязычным населением акадийского происхождения из США и Франции.

Степень изученности проблемы. В российской историографии, посвященной исследованиям Канады, тема Акадии остается одной из самых малоизученных. Традиционно такое понятие, как «франкоязычная Канада» ассоциировалось главным образом с Новой Францией и Квебеком. Специальные исследования по истории акадийцев XIX-XX вв. в отечественной историографии отсутствуют. Приморские провинции рассматриваются в общеканадском контексте в работе С. Ю. Данилова и статьях А. И. Черкасова. Внимание Акадии уделялось не столь часто, в виде исключения можно отметить статьи Л. В. Кошелева, монографию Л. В. Кошелева и В. А. Тишкова «История Канады», работы В. А. Коленеко, Ю.Г. Акимова. Эти работы затрагивали главным образом историю Акадии в период французского колониального господства и акцентировали внимание на депортации акадийцев в 1755-1763 гг.

Отдельно стоит выделить ряд лингвистических и социолингвистических исследований по французскому языку в Северной Америке Е. А. Реферовской, Н. И. Голубевой-Монаткиной и В.Т. Клокова. Во всех этих работах французский язык в Приморском регионе Канады рассматривается самостоятельно (вне квебекского контекста), выявляются его характерные черты и особенности. По мнению исследователей, французский язык акадийцев находится под серьезным давлением со стороны англоязычного большинства и даже стоит перед угрозой ассимиляции. Однако изолированность части акадийских поселений и официальный статус французского языка в двуязычном Нью-Брансуике позволяют акадийцам сохранять франкоязычие.

В настоящем исследовании затрагивается проблема правомочности использования терминов «этнос», «нация», «этничность», «этнокультурная общность». Теоретической основой этого аспекта исследования стали труды академика В.А. Тишкова. Выбранная автором концепция В. А. Тишкова заставила отказаться от терминов «этнос» и «нация» по отношению к акадийцам в пользу термина «этнокультурная общность» как наиболее нейтрального и адекватного исследуемой проблематике.

Канадская историография по теме данного исследования довольно обширна. Хотя важно отметить, что большая часть исследований проводилась самими акадийцами. При этом надо отметить, что неакадийская историография на протяжении ХХ в. играла довольно серьезную роль. Постоянный интерес к теме Акадии присутствовал у историков Квебека, англоязычной Канады, США, Франции. Стоит оговориться, что в основном концепт «Акадия» рассматривался историками, по справедливому замечанию канадского исследователя Ж. Дэгля с точки зрения четырех различных аспектов: политического, культурного, генеалогического и националистического.

Первым историческим трудом, полностью посвященным истории Акадии, стали работы французского историка Э. Рамо де Сен-Пэра. Работа «Франция в колониях» Э. Рамо де Сен-Пэра носила фундаментальный характер и опиралась на массу документов в том числе и статистических, с которыми автор смог познакомиться в ходе своих поездок по Приморскому региону. «Франция в колониях» оказала огромное влияние на акадийскую элиту и открывала дорогу множеству исторических исследований, созданных в дальнейшем самими акадийцами. До появления работ Э. Рамо де Сен-Пэра историческая память акадийцев опиралась, прежде всего, на устную традицию.

В начале ХХ в. канадское историческое «Общество Шамплена» начало публиковать исторические документы, восходящие к периоду основания Акадии, что стало серьезным подспорьем для проявления массового интереса к акадийской истории. Особо примечательны работы французского историка Э. Ловриера, канадцев А. Бернара и Р. Рюмийи. В их работах главное внимание уделялось событиям, связанным с депортацией акадийцев в1755-1763 гг. и культивировали своего рода романтизм, свойственный известному американскому историку Ф. Паркмену.

Так, А. Бернар и Э. Ловриер считали отправной точкой акадийской истории депортацию 1755-1763 гг. А главными причинами «выживания акадийцев» были Католическая церковь и преданность французским и католическим идеалам со стороны акадийцев. Собственно, именно с религиозными институтами и религиозностью акадийцев эти исследователи связывали успехи в колонизации этого региона Канады.

Продолжателем «героической» концепции Ловриера-Бернара стал акадийский историк Р. Рюмийи. В его работе «История акадийцев» в центре исследования находится два исторических субъекта – Католическая церковь (и ее представители) и довольно обезличенная группа земледельцев. Рюмийи практически без внимания оставлял экономические показатели развития акадийского сообщества. Главным стержнем, позволившим выжить акадийскому сообществу, по мнению Рюмийи, стала Католическая церковь.

Отдельно стоит выделить работу американского историка Дж. Б. Бребнера. Его исследование посвящено, прежде всего, геополитическому пространству Северной Америки XVII-XVIII вв. Для Бребнера существовало две Акадии: первая как разменная фигура на шахматной доске, вторая (практически никак не связанная с первой) – это самобытное сельское общество акадийцев. Бребнер представлял акадийский народ в качестве «предмета обмена», осуществленного в ходе Семилетней войны. Работа Бребнера была практически не замечена самими акадийцами, так как во многом шла вразрез с тенденцией «героизации» акадийскую историю и объяснять социально-политическое поведение акадийцев, прежде всего, «национальным характером».

Начиная с 1960-х гг. большинство историков, занимающихся исследованиями проблем, связанных акадийцами, отказываются от парадигм, направленных на идеализацию и героизацию акадийского прошлого. Начиная с этого периода, появляется ряд специальных исторических исследований в различных областях акадийской истории. Так, исследованию правовых и юридических институтов посвящена книга Ж.-П. Кутурье. Ж. Дэгль сконцентрировался в своих исследованиях на изучении кооперативного движения среди акадийцев. Проблематикой урбанизации занимался Д. Хикей. Миграционным и демографическим проблемам были посвящены исследования Ж. Арсено и М. Руа. Ряд политических проблем и националистический проект, созданный и продвигавшийся Акадийской партией, всесторонне рассматривался в работе акадийского историка Р. Уэллета. Большинство работ, появившихся в 1960-1980-х гг. можно назвать деидеологизированными, поскольку в них начинает преобладать аналитический аспект.

Нельзя не упомянуть о канадской исследовательнице Н. Гриффитс, в центре внимания которой находилась проблема акадийской идентичности. В своих исследованиях Гриффитс рассматривает процесс зарождения акадийской идентичности в XVII вв. и ее дальнейшие метаморфозы в постдепортационный период.

Тезис о положительной роли клерикальной католической элиты в истории акадийского народа был оспорен канадским историком Р. Брюном. На английском языке также появился ряд специальных исследований, касающихся довольно узких тем (в области политики, торговли, социальной истории и т. д).

Особняком стоит одна из последних работ по истории акадийского народа «История Акадии», созданная акадийскими исследователями Н. Ландри и Н. Ланг. Особое внимание в работе уделяется таким факторам, как ландшафт, рельеф, линия побережья и их влиянию на исторический опыт акадийского сообщества. Авторы анализируют, какую роль эти аспекты играли в процессе формирования социальной структуры акадийского сообщества.

Обзор акадийской историографии был бы неполным без упоминания имени Ж.-И. Терио крупнейшего специалиста в Канаде по франкоязычным меньшинствам и проблемам канадской идентичности. В своих работах Терио пристально рассматривает проблемы националистического дискурса акадийцев, оспаривает ряд тезисов о возможности применять к этнокультурному сообществу термины «этнос» и «нация».

Сегодня большинство специализированных исследований по Акадии создаются в Центре акадийских исследований в Университете Монктона. Это единственный научный центр в Канаде, располагающем колоссальной коллекцией печатных источников, предметов материальной культуры, аудио- и видеоматериалов по акадийской проблематике. Одними из самых заметных достижений Центра акадийских исследований является фундаментальный коллективный труд «Акадия Приморского региона». В основу этого коллективного труда положены исследования акадийского сообщества практически во всех гуманитарных областях знания. Авторы раскрывают проблематику в области языковых прав, социальной антропологии, культурологии, экономики, истории и др.

Изучение широкого круга зарубежных и отечественных исследований позволяет получить ясное представление об основных процессах формирования исторического процесса консолидации акадийцев. Положения и выводы этих трудов были использованы при подготовке работы.

Практическая значимость работы заключается в том, что исследование способствует комплексному и более глубокому пониманию этнокультурных особенностей современной Канады, в частности, политических и социокультурных процессов на территории Приморских провинций Канады. Данная работа представляет интерес, прежде всего, для историков-канадоведов и американистов. Также результаты диссертационного исследования могут использоваться при составлении общих и специальных лекционных курсов, семинаров, спецсеминаров, факультативов и подготовке методических рекомендаций.

Апробация работы. Положения диссертационного исследования нашли отражение в восьми статьях автора общим объемом более 4 печатных листов, из них три статьи, объемом более 1,5 печатных листов опубликованы в журналах, входящих в список изданий, рекомендованных ВАК РФ для публикации результатов диссертационных работ. Материалы исследования докладывались на выступлениях на круглом столе «Квебек в прошлом и настоящем», организованном Учебно-научным центром «Москва – Квебек» (Москва, Россия, 2010), международном семинаре «20-й Европейский семинар аспирантов-канадоведов» (Гронинген, Нидерланды, 2011), 10-й международной конференции РОИК (Санкт-Петербург, Россия, 2011); круглом столе «Дни Квебека», организованном Учебно-научным центром «Москва – Квебек» (Москва, Россия, 2013), коллоквиуме «Канада: опыт культурного трансфера» (Виннипег, Канада, 2013).

Акадия в период британского колониального господства: 1713-1755 гг

Важным событием, в дальнейшем определившем судьбу колонии Акадия, стало подписание Утрехтского мирного договора между Францией и Британией. Несколько статей договора, непосредственно касались североамериканских владений Франции, переходивших под юрисдикцию Британии. Статья 12 закрепляла статус Акадии, Ньюфаундленда и обширных территорий земли Руперта . Таким образом Франция теряла свои колонии в Северной Америке (Акадия и Ньюфаундленд), но при этом сохраняла за собой обширные территории в долинах рек Огайо и Миссисипи, «исконную» территорию Новой Франции в долине реки Св. Лаврентия, а также острова Сен-Жан и Иль-Руайяль. Также, по Утрехтскому договору, «Акадия в ее старинных пределах» переходила под власть Британии. Однако само определение «старинные пределы» не уточнялось, и власть Британской Короны распространялась на весь полуостров Новая Шотландия, вплоть до перешеека Шиньекто, традиционно считавшегося границей Акадии. На уровне европейской дипломатии вопрос о межевании территорий оставался открытым вплоть до середины XVIII в. Однако в реальных условиях Северной Америки проблема границ колоний не стояла столь остро. Растянутость коммуникаций, малочисленное население и слабость администрации делали этот вопрос второстепенным. В 1713 г. Акадия была вновь названа Новой Шотландией. Согласно статье 14 Утрехтского договора, в течение года французские поселенцы имели право покинуть территорию колонии. Такая возможность обнадежила администрацию Новой Франции, надеявшуюся на то, что акадийцы переберутся на соседний Иль-Руайяль (современный Кейп-Бретон). Однако, акадийцы, несмотря на опасения британцев, не воспользовались этой возможностью, предпочитая оставаться на насиженных местах. В течение следующих десятилетий, вплоть до середины 1740-х гг. в Новой Шотландии сложилась парадоксальная ситуация. Малочисленная британская администрация, разумеется, состоящая из протестантов, должна была управлять гомогенным французским католическим населением колонии, по численности во много раз превосходившим своих «захватчиков». При этом, кроме администрации, британских поселенцев в колонии не было вплоть до 1749 г. Построить систему управления новой колонией по виргинскому образцу с выборной ассамблеей, как в других британских владениях в Северной Америке, не представлялось возможным, из-за отсутствия землевладельцев-протестантов. Вся власть в колонии концентрировалась в руках лейтенант-губернатора, в то время как сами губернаторы предпочитали жить в Лондоне и посещали колонию довольно редко. Единственным правом акадийцев было право на институт депутатов (dputs), выбираемых из числа наиболее уважаемых и старейших членов того или иного поселения. Депутаты играли важную роль в жизни акадийского сообщества, выступая в роли посредников между английской администрацией и ее подданными. Они доносили до акадийцев приказы губернатора, следили за общественным порядком, состоянием дорог и дамб. Институт депутатов позволял развиваться акадийцам самостоятельно и изолированно, минимально вступая в контакты с британцами. Главным государственным институтом, к которому наиболее часто обращались акадийцы был гражданский суд. Наиболее острой проблемой в отношениях между акадийцами и британской администрацией стала клятва верности британскому монарху, обязательная для всех его подданных. В 1716 г. эта проблема возникла впервые и была связана со вступлением на престол Георга I. Однако акадийцам удалось избежать присяги на верность под предлогом сохранения своего французского подданства и скорого отъезда во французские владения. В 1720 г. этим вопросом занялся лично губернатор Филипс, выпустивший прокламацию об обязательном принятии всеми жителями Новой Шотландии присяги на верность . Акадийцы в ответ, фактически, проигнорировали требование британской администрации и начали демонстративно готовиться к отъезду. Такого рода действия напугали британскую администрацию, опасавшуюся как восстания, так и реального отъезда акадийцев, способных усилить французскую колонию на острове Кейп-Бретон . Вновь проблема принесения присяги возникла в 1727 г., когда на престол взошел Георг II. Но и на этот раз акадийцы упорствовали. Страх перед принятием присяги им внушали католические священники, в большинстве случаев, связанные с властями Луисбура или Квебека. Они убеждали акадийцев в необходимости оставаться верными присяге своему законному (французскому) монарху, так как в ином случае им угрожает принятие протестантизма и служба в колониальной милиции. В том же году майор Армстонг арестовал трех акадийских депутатов, но и этот шаг не привел к результатам. Окончательно проблема присяги на верность была разрешена лишь в 1730 г. губернатором Филипсом. Осознавая, что вероятность обратить акадийцев в протестантизм и заставить служить в британской армии или колониальной милиции ничтожно мала, Филипс был вынужден пообещать акадийцам такие привилегии как религиозную свободу и освобождение от воинской повинности. Только на этих условиях акадийцы согласились принять присягу, которая звучала следующим образом: «Я обещаю и клянусь искренне и по христианскому закону, что я буду полностью предан и действительно послушен Его Величеству Королю Георгу Второму, которого я признаю сувереном Акадии или Новой Шотландии. И да поможет мне в этом Бог» . Принятие присяги давало акадийцам совершенно уникальный статус «нейтральных французов» (Neutral French) в Британской Империи . В числе лидеров Новой Шотландии того времени можно назвать майора Пола Маскарена, который пытался привлечь в колонию поселенцев из Новой Англии. Однако желающих ехать в эту колонию не нашлось: близкое расположение французских владений и враждебных индейских племен пугало будущих иммигрантов. К тому же наиболее удобно расположенные и наиболее плодородные земли уже были заняты акадийцами. Поэтому еще в начале 1720-х гг., составляя «Описание Новой Шотландии» (Description of Nova Scotia), Маскарен впервые озвучил идею выселения акадийцев из Новой Шотландии . Однако, в целом, можно смело утверждать, что «первые десятилетия английского господства были благоприятным периодом для акадийцев. Их маленькое аграрное общество было предоставлено само себе и продолжало развиваться» . Отсутствие войн, голода и эпидемий, а также прочные социальные связи сделали акадийское сообщество устойчивым и довольно независимым от британской администрации. Немаловажное значение имела и религиозная свобода на территории Новой Шотландии в этот период. Британская администрация не чинила никаких препятствий французам-католикам исповедовать свою религию. В Новой Шотландии постоянно находились католические аббаты, а несколько миссионеров постоянно жили среди автохтонных племен полуострова. К их числу относились аббат Майяр, поселившийся среди микмаков и отлично изучивший их язык, аббат Раль, проповедовавший в районе реки Кеннебек среди абенаки, и аббат Ле Лутр из Бобассэна, имевший большой авторитет среди акадийцев и индейцев. Представители Католической церкви имели большое влияние не только на свою паству – акадийцев, но и на индейцев. Особых успехов на этом поприще добился аббат Ле Лутр, постоянно настраивавший микмаков против британцев . Так, с его подачи уже с 1720-х гг. микмаки эпизодически стали нападать на британских рыбаков у побережья Новой Шотландии и атаковать британские гарнизоны на суше.

Трагические события в Акадии в 1755-1763 гг.

Центральным событием, определившим историческую судьбу акадийцев, стали трагические события 1755-1763 гг., совпадающие с Семилетней войной между Великобританией и Францией. Главным образом речь идет о насильственной депортации акадийцев в британские колонии Северной Америки. В канадской историографии для обозначения этих событий принят термин Grand Derangement, перевести который можно как «великое расстройство», или «великий слом». Итогом Grand Derangement стало то, что три четверти франкоязычного населения покинуло Акадию, а оставшаяся часть была вынуждена укрываться в лесах Нью-Брансуика или добираться до Новой Франции. До 11 тыс. акадийцев было отправлено в британские колонии Северной Америки, часть из них попала в тюрьмы Лондона и Галифакса. Как уже отмечалось выше, депортация акадийцев была предварена боевыми действиями в бассейне реки Огайо и на перешееке Шиньекто. Однако если последние события можно отнести к разряду локальных, то с 1755 г. военные действия в Северной Америке приобрели совершенно иной размах, притом как на море, так и на суше. Британцы, обладая преимуществами в военном, финансовом и численном отношении, осознавали при этом рискованность своего положения в силу географических факторов. С Запада им угрожали французские форты в долине реки Огайо, на севере – Новая Франция, а с северо-востока опасность исходила от крепости Луисбур. К тому же существовала угроза – пусть и гипотетическая –восстания акадийского населения Новой Шотландии. В конечном итоге именно это и предопределило судьбу акадийцев. В начале июля 1755 г. в Галифакс были приглашены акадийские депутаты, перед которыми Совет Новой Шотландии решительно поставил вопрос о присяге на верность британской короне. В очередной раз акадийская делегация попыталась настоять на своем нейтральном статусе и согласилась повторить старую присягу. Однако губернатор Лоуренс и Совет колонии остались непреклонны. В то же время до Галифакса дошли сведения о поражении в долине Огайо генерала Бреддока и прибытии французских войск в Луисбур и Квебек. В такой обстановке 28 июля 1755 г. Совет Новой Шотландии принял беспрецедентное решение о выселении акадийцев из колонии. В письме, направленном губернаторам 13 английских колоний в Америке, Лоуренс так объяснил причины и целесообразность своего решения: «Я предложил тем из них, кто не был открыто вооружен против нас, продолжать владеть своими землями, если они присягнут на верность. Без сомнения ваши земли будут принадлежать вам. Но они отважно отказались. В результате чего они лишились всех прав на свои земли, и более того благосклонности правительства. Я призвал присоединиться Его Величество Совет к решению избавить нас от людей, которые всегда будут препятствовать процветанию этой колонии…» .

Лоуренсом был разработан план по депортации акадийцев, руководили операцией полковник Роберт Монктон (в районе перешеека Шиньекто), полковник Джон Винслоу (в районе Ле Мин), капитан Александр Мюррей (в Пигигуи) и майор Джон Хэндфилд (в районе Аннаполиса). Депортация началась 11 августа 1755 г. «По плану Лоуренса мужчин собирали в фортах или церквах, где им зачитывали приказ губернатора об их выселении. До прихода кораблей их держали под арестом. Тем временем солдаты, главным образом американские ополченцы, бесчинствовали в домах, где оставались только женщины, дети и старики» . Основной период депортации акадийцев с территории Новой Шотландии пришелся на 1755-1757 гг. – именно в течение этих трех лет большая часть акадийцев была насильственно отправлена в североамериканские колонии Британии. Падение крепости Луисбур в 1758 г. спровоцировало следующий этап массовой депортации акадийцев с о. Сен-Жан (о. Кейп-Бретон) и о. Руайяль (о. Принца Эдуарда). Население этих двух островов составляло около 2 тыс. чел., из которых три четверти было депортировано, оставшимся жителям удалось скрыться в Квебеке. Следующие годы войны, вплоть до 1763 г., когда был подписан Парижский мирный договор, были отмечены разовыми акциями против оставшихся в регионе акадийцев.

Бльшая часть арестованных акадийцев была отправлена в североамериканские колонии Британии. Точной статистики на этот счет не существует, хотя большинство исследователей сходятся приблизительно на одних и тех же цифрах. Так, например, канадский исследователь Р. Леблан утверждает, что 1043 акадийца было отправлено в Массачусетс, 666 – в Коннектикут, 249 – в Нью-Йорк, 383 – в Пенсильванию, 810 – в Мэриленд, 290 – в Северную Каролину, 955 – в Южную Каролину, 185 – в Джорджию, 1150 – в Вирджинию, 800 – в Великобританию, 3500 акадийцев оказалось во Франции . Приблизительно о том же порядке цифр говорит и знаменитый канадский исследователь акадийского происхождения Жан Дэгль . Акадийцы, депортированные в британские колонии, не были встречены с распростертыми объятиями – их никто не ждал. Местные власти подчас просто не знали об их прибытии. Местные жители нередко воспринимали присутствие акадийцев как дополнительное налоговое бремя, возложенное на них. К тому же прибытие католиков-французов разрушало религиозную и языковую однородность, которой удалось добиться в некоторых колониях. Например, в 1762 г. пять кораблей с 1500 акадийцев на борту по дороге в Бостон, были вынуждены вернуться в Галифакс, т. к. власти Массачусетса отказались принимать их. Нередко акадийцев оставляли жить на кораблях, заякоренных в портах, где они находились месяцами, страдая от голода и болезней. Гостеприимнее других поступили власти Мэриленда, поскольку в свое время была основана британскими-католиками. Проблемы, возникшие в связи с появлением акадийцев, имели во всех колониях примерно один и тот же характер. Властям, прежде всего, нужно было удовлетворить насущные потребности акадийцев: обеспечить их жильем, пропитанием и одеждой. Власти каждой колонии реагировали на проблему появления акадийцев по-своему. Например, в ноябре 1755 г. власти Массачусетса приняли закон, касающийся акадийских семей. Этот закон отдавал акадийцев в руки мировых судей, «…чтобы вступать с ними в отношения на законных основаниях, они должны иметь подтверждение того, что уже являются жителями провинции» . В июне 1756 г. был принят закон, который запрещал акадийцам свободно отправляться из города в город без письменного разрешения местных властей. Также под страхом ареста запрещалось покидать свое жилище больше чем на шесть дней и передвигаться по городу по воскресеньям. О бедственном положении акадийцев в Новой Англии красноречиво свидетельствует петиция акадийца Клода Буржуа, в которой он просит Генеральный Совет Массачусетса о финансовой помощи, т. к. его семья погибает с голоду . В июне 1760 г. Генеральный Совет Массачусетса обещал акадийцам больше свободы в том случае, если они сами будут обеспечивать свои потребности. Со временем в Массачусетсе акадийцам разрешили заниматься сельским хозяйством на небольших участках земли, охотиться и ловить рыбу. Многие акадийцы не могли устроиться на работу, из-за незнания английского языка. Подобная ситуация наблюдалась и в других колониях, например, в Пенсильвании, Коннектикуте и Мэриленде.

Истоки консолидационных процессов в акадийском сообществе в XIX в.

В своем исследовании исторического процесса консолидации этнокультурной общности акадийцев в XIX–ХХ вв. мы отталкиваемся от определения этнической группы «как общности на основе культурной самоидентифицикации по отношению к другим общностям, с которыми она находится в фундаментальных связях» . Применительно к XIX в. можно с полным правом говорить о продолжении процесса формирования этнокультурной общности акадийцев. Развивалась система школьного образования, появились первые франкоязычные католические колледжи, ставшие «кузницей кадров» для акадийской элиты. Важные преобразования произошли в общественно-политической сфере. Так, ряд акадийцев получил доступ к выборным должностям и государственным постам. Важнейшей вехой в жизни акадийского сообщества стали Национальные акадийские конгрессы (НАК), после которых можно говорить о начале этнополитической мобилизации и появлении единого этнокультурного самосознания. Конгрессы, объединившие акадийцев из различных регионов, стали важным подспорьем и в то же время результатом консолидационных процессов. НАК стали отправной точкой процесса борьбы за политические, языковые и культурные права, что еще раз служит подтверждением существования единой этнокультурной общности у акадийцев, переживавшей стадию активного формирования. «Суть этих общностей или социально конструируемых коалиций составляют разделяемое индивидуумами представление о принадлежности к общности, или идентичности, а также возникающая на основе этой общей идентичности солидарность» . На наш взгляд, в данном контексте адекватнее всего говорить о процессе локальной этнизации, свойственной акадийскому социуму. Также в этот период были образованы новые групповые границы между акадийцами и англоязычным населением региона. Во многом роль маркера, обозначившего эти границы, сыграла франкоязычная акадийская пресса, которая сыграла очень важную роль в процессе осознания акадийцами себя как единой общности. По словам знаменитого исследователя Б. Андерсона, газета дает «технические средства для «репрезентирования» того вида воображаемого сообщества, которым является нация» .

Среди факторов, повлиявших на появление акадийской прессы можно назвать: демографический рост населения, развитие школьного образования среди акадийцев, улучшение местной экономической ситуации, развитие коммуникаций и транспорта. Наличие франкоязычной прессы свидетельствовало о существовании политических и культурных требований, выдвигаемых меньшинством. Подобную ситуацию мы можем наблюдать у всех франкоязычных групп Северной Америки, также находившихся в миноритарном положении. Так, франко-американцами с середины XIX в. до начала ХХ в. было основано 231 издание, в Онтарио в тот же период – 50 изданий на французском языке или французском и английском языках . В свою очередь, акадийцами, по всей видимости, в связи с сельским характером общества и экономическими трудностями, в вышеозначенный период было создано всего 10 изданий . Первое акадийское издание увидело свет только в 1867 г., тогда как первая англоязычная газета в Новой Шотландии появилась еще в 1752 г., в Нью-Брансуике – в 1783 г., на Острове Принца Эдуарда – в 1787 г. Первая газета на немецком языке появилась в Новой Шотландии в 1788 г., а на гэльском языке – в 1851 г. Крупный специалист по истории франкоязычных СМИ Жерар Больё в 1993 г. предложил следующую периодизацию истории акадийской прессы: начальный период с 1867 г. по 1905 г. – год переезда редакции газеты «Эванжелин» в Монктон; второй период – с 1905 г. до конца Второй Мировой войны (1945 г.); последний период начался в 1945 г. и продолжается вплоть до наших дней . Можно добавить, что в настоящее время рубежом новейшего периода в истории акадийской прессы можно считать конец ХХ – начало ХХI вв., когда широко начала распространяться сеть Интернет. Первой акадийской газетой на французском языке стала «Монитёр акадьен» (Moniteur acadien), впервые напечатанная 5 марта 1867 г. в г. Шедиак (Нью-Брансуик). Издателем и главным редактором газеты стал Израэль Ландри, франкоканадец из Квебека. Газета пользовалась несомненным успехом у жителей Шедиака, число которых в 1867 г. составляло около 5 тыс. чел. С 8 июля 1867 г. газета выходила еженедельно на четырех страницах. Официальным девизом издания было «Наш язык, наша религия и наши традиции» («Notre langue, notre religion et nos coutumes»), который был крайне созвучен с девизом франкоканадской газеты «Ле Канадьен» (Le Canadien) «Наши учреждения, наш язык и наши законы» (Nos institutions, notre langue et nos lois). В первом номере газеты И. Ландри писал: ««Монитёр» создан с единственной целью – помочь акадийскому населению этой страны, наставляя в ежедневных заботах и в истории прошлого, пытаясь вести через темный путь к будущему, возлагая обязанность сохранить их прекрасную французскую национальность, их религию и их набожные и честные обычаи» . В газете публиковались как местные, так и международные новости, литературные эссе, также газета служила трибуной для общественных дискуссий. В первые годы газета нередко испытывала финансовые трудности. В 1871 г. ее собственником и главным редактором стал другой франкоканадец Фердинанд Робиду, благодаря которому «Монитёр акадьен» стала важной общественно-политической трибуной, где акадийские политики и общественные деятели могли высказываться по наиболее актуальным вопросам. Газета «Монитёр акадьен» просуществовала вплоть до 1926 г., когда была закрыта по финансовым причинам. Начиная с 1984 г., газета стала вновь издаваться в Шедиаке под названием «Пти монитёр» (Petit Moniteur), а с 1989 г. – под своим оригинальным названием. Сегодня «Монитёр акадьен» входит в Ассоциацию франкоязычной прессы (Association de la presse francophone), которая объединяет канадские издания на французском языке за пределами Квебека. Тираж газеты составляет 5000 экземпляров, в сети Интернет существует одноименный сайт. «Монитёр акадьен» был не единственным франкоязычным изданием, появившимся в этот период в Приморских провинциях. В 1869 г. в г. Фредериктон А. Бешаром была основана местная газета «Ле ревей» (Le Rveil). Вторым по важности после «Монитёр акадьен» стала газета «Ле курье де прованс маритим» (Courrier des provinces maritimes), основанная в г. Батерст в 1885 г. Валентином Ландри. В дальнейшем собственником издания и его главным редактором стал будущий премьер-министр Нью-Брансуика П. Д. Веньо. Наиболее крупный тираж газеты составил 2800 экземпляров в 1887 г. Газета была закрыта в 1903 г. также в связи с финансовыми трудностями. В Новой Шотландии первой акадийской газетой стала «Л Авенир» (L Avenir), основанная в г. Дигби в 1880 г. Однако газета просуществовала всего три года. В 1890 г. в Метеган Ж.-Б. Виском, бельгийцем по происхождению стала издаваться газета «Акади либераль» (L Acadie librale), газета позиционировалась преимущественно как сельская и также просуществовала в течение всего трех лет. Самым влиятельным франкоязычным изданием в Новой Шотландии стала газета «Эванжелин» (L vangline), основанная бывшим издателем «Ле курье де прованс маритим» В. Ландри. Первый номер газеты вышел 23 ноября 1887 г. в г. Дигби, выбор которого во многом был обусловлен удачным расположением на пересечении ключевых железнодорожных магистралей. Другой важной причиной было то, что Дигби находился недалеко от Пор-Руайяля, первого исторического поселения акадийцев. Возможно, именно поэтому названием газеты стало имя литературного персонажа поэмы Г.У. Лонгфелло «Эванжелина» . Частыми темами, освещавшимися на четырех страницах издания, стали проблемы сельского хозяйства и образования. Газета стала трибуной для выражения мнений католического духовенства Новой Шотландии и представителей акадийской элиты. Надо отметить, что «Эванжелин» была острой дискуссионной площадкой, в отличие от «Монитер акадьен», редакционная политика которого нередко старалась смягчить позиции своих авторов. Периодически «Эванжелин» сталкивалась с нападками со стороны англоязычной прессы провинции. Так, англоязычная газета «Виндзор Трибюн» (Windsor Tribun) писала: «Сепаратистский дух хочет законсервировать эту французскую газету в нашей английской колонии» . В 1889 г. типография, которой также владел Ландри, перехала в г. Уэймаус, где большая часть населения была франкоязычной (в отличие от более англоязычного Дигби), а условия для ведения бизнеса более примлемыми. В 1904 г. редакция «Эванжелин» переехала в г. Монктон (Нью-Брансуик). Формальной причиной переезда стал отказ провинциального правительства Новой Шотландии выделить субсидии, на которые претендовала «Эванжелин», публикуя дебаты в Законодательной ассамблее провинции. По этому поводу В. Ландри писал: «Монктон растет по количеству людей и в деловом отношении. Через несколько лет Монктон будет городом будущего для акадийцев и в то же время центром, где соединятся все деревни

Консолидация акадийцев на политическом уровне во второй половине ХХ в

В период между двумя Мировыми войнами представители акадийской элиты продолжили процесс интеграции в провинциальные политические структуры. К 1944 г. количество депутатов акадийского происхождения в Законодательной ассамблее Нью-Брансуика увеличилось до 10 человек, а в 1956 г. их уже было 14. Среди акадийцев значительной поддержкой пользовалась Либеральная партия Нью-Брансуика, в особенности в графствах Глосестер, Кент и Мадаваска. С 1917 по 1957 гг. министерские посты в провинциальном правительстве получило 11 акадийцев. На Острове Принца Эдуарда с 1917 по 1919 гг. пост премьер-министра занимал акадиец Обен-Эдмон Арсено. Пожалуй, самым ярким политиком акадийского происхождения того периода можно назвать П. Дж. Веньо. Уже в 1917 г. Веньо стал заметным политическим деятелем Нью-Брансуика, заняв пост министра по общественным работам в составе провинциального правительства У. Э. Фостера. На этом посту Веньо смог добиться субсидий из федерального бюджета на сумму 1,2 млн. долл. на реализацию проекта строительства провинциальных дорог и шоссе. Веньо принадлежал к новому типу акадийских политиков – деловой, подчеркнуто светский, независимый от католического духовенства, с великолепным английским языком. В 1923 г. Фостер сложил с себя полномочия премьер-министра провинции, и по его рекомендации этот пост занял Веньо. Однако состоявшиеся через два года выборы либералы во главе с Веньо проиграли Прогрессивно-консервативной партии Нью-Брансуика. Важно отметить, что в ходе избирательной кампании радикальные политические силы провинции начали антифранцузскую и антикатолическую кампанию в одномандатных англоязычных округах. Примечательно, что в ходе этой кампании устраивались концерты, организаторами которых были представители «Ку Клукс Клана». В результате этих выборов либералам была оказана поддержка только во франкоязычных округах, и в Законодательной ассамблее им удалось получить только 11 мест из 37. После проигранных выборов 1925 г. карьера Веньо не была закончена: в 1926 г. он стал министром почтового сообщения в федеральном правительстве У.Л. Маккензи Кинга. Таким образом Веньо стал первым акадийцем, занявшим пост министра в федеральном правительстве Канады и первым акадийцем, вошедшим в Тайный совет. На посту министра почтового сообщения Веньо сконцентрировал свои усилия на развитии в Канаде почтового авиасообщения. Стоит добавить, что первым акадийским депутатом, попавшим в федеральный парламент от Новой Шотландии, стал в 1935 г. Венсан Пуарье. В период между 1917 и 1958 гг. в Нью-Брансуике на федеральных выборах значительная часть акадийцев традиционно поддерживала Либеральную партию Канады, в особенности это касалось одномандатных округов Рестигуш-Мадаваска, Глосестер и Кент. Всего в 1917–1953 гг. в федеральный парламент попало 15 акадийских депутатов, 11 из которых были либералами и 3 консерваторами. Значительные изменения в общественной и политической жизни акадийцев произошли в 1955 г. Этот год имел огромное значение для акадийцев, на него приходилось 200-летие депортации, что давало почву для многочисленных общественных дискуссий. В этот период с новой силой поднимается вопрос о неравенстве двух этнокультурных групп в регионе: акадийцев и англоканадцев. В то же время намечается очевидный кризис в традиционных общественных и политических институтах акадийцев. Наибольший спад переживало «Национальное общество Успения», которое между Первой и Второй Мировыми войнами провело всего два конгресса. Однако в 1955 г. НОУ выступило главным организатором мероприятий, посвященных двухсотлетию депортации. Попытки реформировать НОУ привели к тому, что уже через два года был организован следующий конгресс, на котором победу одержало крыло реформистов. В результате общество было переименовано в «Национальное Общество Акадийцев» (НОА), что означало в значительной мере отказ от его традиционной религиозной составляющей. Изменения произошли и в структуре организации: были созданы постоянный секретариат и генеральный совет, собиравшийся ежегодно. Эти изменения сделали НОА гораздо более весомым институтом для акадийцев и позволили заявить о нем уже не просто как об организаторе конгрессов, а как о постоянном представителе интересов акадийцев. В ходе следующего конгресса, организованного НОА в 1960 г., в рамках организации были созданы четыре специальных комиссии. Задачей первой было оценить эффективность работы самого НОА за три года после реорганизации. Вторая комиссия вырабатывала программу по «продвижению акадийских ценностей». Третья занималась экономическими проблемами, четвертая – вопросами развития акадийской культуры. Таким образом деятельность НОА на рубеже 1950–60-х гг. стала важным фоном, повлиявшим на дальнейшие политические изменения в Нью-Брансуике. Все больше представителей акадийской элиты начали осознавать, что политика «умеренного изоляционизма», которая когда-то позволила сохранить свой язык и культуру, стала преградой, мешающей адаптироваться к новым канадским реалиям.

В 1960 г. премьер-министром Нью-Брансуика стал лидер Либеральной партии провинции Луи Робишо, самый молодой премьер-министр в истории Канады (34 года). Вместе с ним 6 постов в правительстве также заняли акадийцы. В основе его предвыборной программы лежал лозунг «Равные шансы для всех» ("Chances gales pour tous"), подразумевавший идеи социальной и культурно-языковой справедливости. Важно отметить, что программа «Равные шансы» не носила популистского характера, а последовательно воплощалась в жизнь в течение всех трех сроков пребывания Робишо на посту премьер-министра. В телеинтервью 1965 г., Л. Робишо так разъяснял суть своей программы: «Мы рассчитаем на то, что бедные люди смогут получить доступ к медицине, образованию и правосудию. Сегодня в нашем обществе царит дискриминация – не только в нашей провинции, но и во всей Канаде … это не социализм и не коммунизм, мы хотим дать минимальный стандарт для всех в нашей провинции, притом как для франко-, так и англоязычных жителей» . Одной из первых реформ Робишо стала реформа государственного школьного образования. Уже в 1961 г. было резко сокращено количество школьных округов: с 400 до 33. Притом, с этого момента округа формировались по языковому принципу – в пользу лингвистической гомогенности. То есть школы, которые посещали акадийские ученики, становились франкоязычными и ничем не отличались по своему статусу от англоязычных. Первоначально (до 1971 г.) акадийские школьные округа назывались двуязычными (bilingue), а позже были переименованы во франкоязычные. Меры правительства провинции позволили акадийцам стать «хозяевами» своих школ во франкоязычных языковых округах. Министерство образования провинции увеличило бюджет на начальную и среднюю школу, притом средства тратились как на улучшение условий учебы, так и на увеличение заработной платы учителей. Во второй половине 1960-х гг. появляются первые учебники на французском языке. Также в средней школе вводились дополнительные курсы, целью которых было помочь ученикам интегрироваться в общество. С 1964 г. Министерство образования было разделено на два департамента: англо- и франкоязычный. С точки зрения управления, это было значительным шагом вперед, так как позволило оптимизировать действия чиновников. Еще одним шагом Робишо в области образования стало создание Королевской комиссии в области исследования высшего образования (Commission royale d enqute sur l enseignement suprieur) в 1962 г. Доклад комиссии рекомендовал создать на территории провинции франкоязычный университет, что было осуществлено в следующем году при поддержке правительства. В 1963 г. был основан Моктонский Университет с тремя отделениями в Монктоне, Эдмундсоне и Шиппагане. Уже в первый год количество учащихся в университете составило 5 тыс. чел. К слову англоязычный Университет Нью-Брансуика был создан американскими лоялистами еще в 1785 г. в г. Фредериктон и является старейшим университетом Канады. В наши дни Монктонский Университет не теряет своего значения в Канаде и остается самым крупным франкоязычным интеллектуальным центром к востоку от Квебека. Еще одним важным стимулом для развития среднего образования среди акадийцев, стало создание в Университете Монктона факультета науки и образования, выпускавшего квалифицированных школьных учителей. Создание факультета было рекомендовано Комиссией по высшему образованию .

Похожие диссертации на Исторический процесс консолидации акадийцев в Канаде в XVII-XX вв.