Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

История новых религиозных движений в Украине в 90-е годы XX века Дворников Виктор Викторович

История новых религиозных движений в Украине в 90-е годы XX века
<
История новых религиозных движений в Украине в 90-е годы XX века История новых религиозных движений в Украине в 90-е годы XX века История новых религиозных движений в Украине в 90-е годы XX века История новых религиозных движений в Украине в 90-е годы XX века История новых религиозных движений в Украине в 90-е годы XX века История новых религиозных движений в Украине в 90-е годы XX века История новых религиозных движений в Украине в 90-е годы XX века История новых религиозных движений в Украине в 90-е годы XX века История новых религиозных движений в Украине в 90-е годы XX века
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дворников Виктор Викторович. История новых религиозных движений в Украине в 90-е годы XX века : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.03 Воронеж, 2006 213 с. РГБ ОД, 61:06-7/364

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ УКРАИНЕ 18

1.1. Новые религиозные движения на территории советской Украины в работах марксистских исследователей 18

1.2. Новые религиозные движения и процесс духовного возрождения в стране в 90-е годы XX века 34

1.3. Реализация свободы совести и зарубежное миссионерство в стране в 1990-е годы 53

1.4.Антикультовое движение в Украине в 1990-е годы 74

ГЛАВА II. НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ПОСТСОВЕТСКОЙ УКРАИНЫ 98

2.1. Активизация религиозного компонента социально-политической жизни украинского общества в постсоветский период 98

2.2. Общественная борьба в отношении новых религиозных движений в украинских средствах массовой информации 107

2.3. Проблема новых религиозных движений в украинской науке 126

2.4. Позиции традиционных конфессий в отношении новых религиозных движений 159

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 172

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 179

ПРИЛОЖЕНИЯ 194

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В настоящее время мы являемся свидетелями масштабных изменений, происходящих во всем мире. В особенности, глубокие мировоззренческие перемены в последнее десятилетие произошли в Восточной Европе на постсоветском пространстве. Одним из актуальных вопросов, стоящих перед бывшими странами социалистического лагеря, является вопрос о роли и месте религии в современном социуме. Если в XIX в. крупнейшие мыслители (О. Конт, К. Маркс) свидетельствовали об утрате ей социообразующей функции, то на рубеже ХХ-ХХІ вв., напротив, констатируется актуализация данного компонента цивилизационного процесса. Как отмечал крупнейший американский религиовед Ханс Кюнг, религиозное мировосприятие и научное мировоззрение сегодня столь же мало исключают друг друга, как религиозная вера и политическая деятельность.1

Развитие религиозно-политической ситуации в странах СНГ в 90-е годы XX в. было связано со значительным количеством сложных узловых вопросов. На фоне жесткого экономического и социально-политического кризиса стремительно проходил процесс религиозного возрождения. Становление новой парадигмы, сменившей марксистско-атеистическую идеологию, сопровождалось многочисленными коллизиями.

Одной из проблем, вызвавшей неоднозначную оценку и социальную озабоченность, стал статус новых религиозных движений, отнесенных в массовом сознании к разряду общественно опасных явлений. Межконфессиональная и общественно-политическая борьба в отношении «деструктивных религиозных культов» явилась основой для конструирования нового идеологического мифа. Он затронул многие сферы: политическую, культурную, правовую, во многих случаях став водоразделом в столкновении различных общественных сил и позиций. В России, например, неправовой термин «тоталитарные секты» имел место не только в средствах массовой информации, но и в официальных государственных документах: обращениях Государственной Думы, директивах МВД,

1 Кюнг X. Религия на переломе эпох // Иностранная литература. 1996.- № 11 - С.228.

4 указах Минздрава.2 За этим идеологическим клише действительно скрывается актуальная проблема современности - распространение новых религиозных движений.

Для конкретизации объекта исследования необходимо уточнение термина «новые религиозные движения» (НРД). В различных источниках к ним относят религиозно-мистические новообразования: Международное Общество Сознания Кришны, Эру Бахай, Трансцендентальную медитацию, Аум Синрикё, Белое Братство, Церковь Последнего Завета, Церковь Объединения Муна, культ Порфирия Иванова, культ Ошо, рерихианство, сайентологию и др. В зарубежной литературе они чаще всего обозначаются термином «культы» (Э. Роберте, 1990)3, в отечественной - термином «секты» (А. Щипков, 1998).4

Понятие «новые религиозные движения»5, акцентирующее внимание на их инновационном характере и структурной незавершенности, впервые было введено в научный оборот в конце 1980-х гг. профессором Лондонской школы экономики Эйлин Баркер.6 В настоящее время, несмотря на очевидные недостатки, в поддержку термина высказались многие отечественные исследователи (И. Кантеров, М. Штерин). Аналогичную позицию занимает ряд украинских специалистов (Л. Филипович, В. Еленский). Причем, как считает сотрудник НАН Украины Виктор Еленский: «...термін новітні релігійні рухи вживається,

См. например: Открытое письмо депутатов Государственной Дуды Федерального Собрания Российской Федерации Президенту РФ Б.Н.Ельцину «Об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан России» // Секты против Церкви (Процесс Дворкина) / Составитель А.Л. Дворкин. - Издательство Московской Патриархии, 2000. - С.503.

См: Пуха Н.В. Типологизация религиозных групп и организаций в современной американской социологии религии. - М.,1999. - С.3-4.

Щипков А. Во что верит Россия? Религиозные процессы в постперестроечной России. — СПб, РХГИ, 1998.-С.140.

В дальнейшем термин НРД будет использован автором в значении: «совокупность религиозно-мистических новообразований, отличающихся от традиционных религий структурой, особенностями обрядово-культовой деятельности, рядом доктринальных и социально-психологических установок, которые распространились в мире со второй половины XIX в., вследствие глобальных инновационных процессов (синкретизацш, сциентизация, экумени-зация)». 6 См: Баркер А. Новые религиозные движения. - СПб.: РХГИ, 1997.

См., например: Штерин М. Новые религиозные движения в России 1990-х годов // Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России / Под ред. проф. К.Каариайнена и проф. Д.Е.Фурмана. - СПб.; М.: Летний сад, 2000. - С. 151.

5 слід нагадати, тому, що немає кращого..» («термин "новые религиозные движения" приживается потому, что нет более подходящего...»).8 В большинстве работ современных украинских авторов понятие «новітні релегійні рухі» (НРР) либо «новітні релегійні течїі» (HPT) не имеет строго научного определения.

г Под ним чаще всего подразумевают культы, не имеющие исторической преем-

ственности, возникновение которых связано с активной миссионерской деятельностью зарубежных проповедников.9

В отдельных государствах постсоветского пространства распространение НРД и их влияние на общественно-политическую ситуацию имело собственные сценарии. Одновременно наблюдались общие тенденции. В связи с этим, огромное значение приобретает изучение опыта стран ближнего зарубежья.

ї В Украине партийно-государственное наступление на религию продол-

жалось до начала перестроечных процессов. Затем, как и повсюду, развернулся процесс духовного возрождения. Если в 1991 г. на территории государства было зарегистрировано 12 962 религиозных организаций, то к 2000 г. их число выросло почти вдвое - 22 718.10

Историческое развитие предопределило многоконфессиональный состав населения страны. Наряду с традиционными, укорененными конфессиями

^ (УПЦ, ГКЦ, РКЦ), получили распространение ранее неизвестные религиозные

течения. В 1991 г. было зарегистрировано 42 подобные организации: «MOCK» (17), «Великое Белое Братство» (4), «Церковь Иисуса Христа святых последних дней» (3), «Эра Бахай» (3) «РУН-віра» (3) и др. К 2000 г. их число значительно увеличилось: «MOCK» (40), «Церковь Иисуса Христа святых последних дней» (33), «Эра Бахай» (8), «РУН-віра» (51). География новых религий была представлена неравномерно. Неохристианские течения распространялись по региональному принципу (31 из 86 харизматических организаций базируется в До-

Еленський В.Новітні релігійні рухи - зони занепокоєння // Людіна і світ, серпень.2000. -№9.-СІ 2.

9 Історія релігіі в Україні. Навчалний посібнік. - К.: Тов-во «Знання», 1999. - 627с.

10 Академічне релігієзнавство. Підручник. За ред. проф. А.Колодного. - К.: Світ Знань, 2000.
-С.705.

нецкой области, 16 из 23 объединений мормонов - в г. Киеве), у кришнаитов, бахаистов, неоязычников преобладало дисперсное расселение. Наибольшее число последователей - жители крупных городов центральных и южных регионов. Самые многочисленные общины расположены в Киеве, Одессе, Харькове, Донецке, Днепропетровске, а также в Винницкой, Запорожской, Луганской областях. Социальный портрет украинских последователей НРД: 51% - молодёжь (от 20 до 29 лет), 38,2% - средневозрастная группа (от 30 до 49 лет), 54,1% -лица с высшим и неоконченным высшим образованием; 29,2% - студенчество, 21,5% - жители сельской местности, около 70% - женщины, около 50% - украинцы (около 30% - русские).11

В настоящее время многие НРД не имеют статуса юридического лица и ведут маргинальное существование. Однако, налицо факт социальной адаптации, отмеченный, например, американским исследователем В. Рочфором (количество кришнаитов, занимающихся трудовой деятельностью, в период с 1980 по 1992 гг. увеличилось с 15% до 22%, а число лиц, официально зарегистриро-ванных в браке, - с 39% до 53%). К концу 1990-х годов, как и в других государствах СНГ, религиозные группы в Украине институализировались, утрачивали первоначальный миссионерский пыл, снимали с повестки радикальные лозунги, пытались наладить контакты с социумом и представителями других конфессий. В настоящее время очевидным становится признание их со стороны государства, что подтверждается официальной регистрацией.

Наследием коммунистической эпохи стало утвердившееся в сознании украинцев индифферентное отношение к религиозным ценностям. Утрата церковью доминирующей роли в обществе во многом обусловила успех религиозно-мистических идей, не свойственных автохтонным традициям. Этим зачастую пользовались зарубежные миссионеры, привлекая популярные лозунги восточной мудрости, оздоровительных практик, повышения образования, обучения

11 Журавский B.C. Бог і Ураіна. - К., Логос 1997.- С.28.

12 См: Rochford В. Hare Krishna in America. New Brunswick, 1985.- p.171.

7 иностранным языкам и т.д. Существенную роль сыграла пропаганда новых духовно-ценностных ориентиров и способов самореализации.

Близость западных границ, историческая поликонфессиональность населения и ряд других факторов поставили религиозную ситуацию в этом государстве в авангард постперестроечных процессов. В стране наблюдался один из наиболее острых конфликтов внутри православной церкви, традиционное православно-католическое противостояние, активное миссионерство протестантских конфессий. На этом фоне события, связанные с религиозными новообразованиями, стоят в особом ряду: деятельность РУН-віра;13 противоправные акции на юге Украины экстремистской организации «Белый лотос»; 14 имеющие общеевропейскую огласку киевские события осени 1993 г., связанные с деятельностью «Великого Белого Братства» и др.15

Особенности государственно-церковных отношений в этот период, уникальность сложившейся религиозно-политической ситуации представляют собой значимый опыт и, несомненно, имеют самостоятельную исследовательскую ценность.

Степень изученности темы. В современной западной науке накоплен значительный опыт исследования нетрадиционных культов (Р. Старк, М. Га-лантер, Р. Белла, Ч. Глок, Д. Ричардсон, А. Баркер, Т. Доктур и др.).16 В 1980-е годы выделялось несколько направлений: 1. Леворадикальное (Р. Гароди,

См: Джораева СВ. Церковь родной украинской национальной веры (новые религиозные объединения на Украине) // Религия, церковь в России и за рубежом. - МЛ 997. - №№ 9-10.

См: Козорів В. Загадковий «Білий лотос» над Дніпром / Релігійна громада «Білий лотос» // Українська газета, 1993. - 22 липня - 4 серпня (№11); Свистун Д. Темная сторона «Белого лотоса» / Религиозная община «Белый лотос» в г. Черкассы // Именем закона. 1993. - 28 мая (№ 21).

См: Аверкин С. Сектанты: скандальная деятельность сект // Комсомольская правда в Ук
раине, 2000. - 4 июля; Карамазова О. Комсомольская богиня (о движении «Белое Братство»)
г // Панорама, 1993, 3 июля; «Белое Братство» идет в атаку // Московский комсомолец. 1993. -

30 октября и др.

См: Доктур Т. Новые религиозные движения в посткоммунистической Европе // Диа-Логос: Религия и общество. - М,1997. - С.340-347; Beckford J. Cult Controversies: the Societal Response to New Religious Movements. London, 1985; Galanter M. Cults and New Religious Movements: A Report of the Committee on Psychiatry and Religion of the American Psychiatric Association. Washington: D. C, 1989; Richardson J. T. Definitions of Cult II Review of Religious Research. 1993; Barker E. New Religious Movements: a Practical Introduction. London, 1989 и др.

8 М. Маховец). Представителями этого направления предпринималась попытка соединить марксизм и религию, акцент при этом делался на понимании сект в качестве ячеек нового общества, враждебного современному буржуазному строю. 2. Модернистско-позитивистское (А. Тойнби, Д. Икеда). Этими учеными пропагандируется идея унификации и синтеза религий, высокая оценка дается роли восточных учений. В рамках данного направления выделяется терло-Гі>позитивистский подход (X. Кокс, П. Майнхольд), согласно которому новые мистические искания следует рассматривать как модифицированное утверждение традиционных религиозных доктрин. 3. Неоконсервативное (Р. Белла, А. Гелен, Э. Тоффлер). Новые религиозные движения рассматриваются как следствие краха господствующих религиозных структур, особое внимание обращено на необходимость их замещения другими институтами, более адекватными запросам времени. 4. Феноменологическое (М. Марти, П. Бергер, Т. Лукман). Появление феномена новых религиозных групп рассматривается как следствие религиозного плюрализма. Особое внимание обращено на то, что конфронтация, существующая между традиционными и нетрадиционными религиями, -явление временное и в дальнейшем, в рамках существующего правового строя, легко преодолимое.17

Зарубежные исследования большей частью не переведены и до настоящего времени мало доступны. Ученые отмечают, что возникают сложные дискуссионные вопросы, обусловленные многообразием культовых процессов и незаконченностью их структурного становления.18

В конце советского периода появились первые монографические исследования отечественных ученых. Академик Л. Митрохин, например, связывал возникновение примерно с середины 60-х гг. более 1,5 тыс. однотипных неорелигиозных групп с изменениями внутри государственно-монополистического строя и глубокими сдвигами в массовом мироощущении. Одной из характер-

Балагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий. - М.: МГУ, 1984. — С. 17-22.

і о

См: Дворников В.В. Краткий обзор современной зарубежной историографии по проблеме новых религиозных движений // Межвузовские научно-методические чтения памяти К.Ф. Калайдовича. Выпуск 4: Елец: ЕГПИ, 2001. - С. 108-112.

9 ных черт он считал их разрыв с традиционной верой.19 Профессор Е. Балагуш-кин одним из первых обратил внимание на неоднозначность данного феномена. Отдавая дань партийно-идеологическому подходу и указав на «кризис зарубежной капиталистической культуры», он акцентировал внимание на «акте религиозных исканий». Причины нарастания экзотической религиозности он связывал с последствиями научно-технического прогресса и «фетишизацией» отдельных научных достижений, успех культов объяснял приоритетом пережива-ния над богослужением и экстравагантностью обрядовой деятельности.

В связи с возросшим интересом и началом распространения в СССР восточных учений (кришнаизм, рерихианство, раджнишизм), стали появляться исследования по неоориентализму (А. Ткачева, Б. Фаликов).21

На рубеже XXI в. появились новые труды ведущих специалистов. Увеличилось количество диссертационных исследований, посвященных правовым, политологическим, философским, социологическим, культурологическим аспектам: Я. Афанасенко, А. Джиганова, Л. Рогозиной, Ю. Сошина, Е. Голубевой. Значительное внимание стало уделяться отдельным направлениям: кришнаизму, бахаизму, сатанизму (И. Базеленко, Н. Саввина, Л. Жуков и др.).

В настоящее время над социально-философскими аспектами проблемы успешно работают А. Щипков, М. Штерин, В. Кравчук; политико-правовые аспекты исследуются в работах А. Пчелинцева, Ю. Тихонравова; разработкой культурологических и психологических аспектов занимаются Б. Фаликов, П.

См: Митрохин Л.Н. Религии «Нового века». - М.:Советская Россия, 1985. 20 См: Балагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий. - М.: МГУ, 1984. 'См: Ткачева А.А. Индуистские мистические организации и диалог культур. - М.: Наука, 1989; Ткачева А.А. Новые религии Востока. - М.: Наука, 1991; Фаликов Б.З. Неоиндуизм и западная культура. - М.: Наука, 1994 и др.

См: Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной Росси: морфологический анализ - Ч.1.- МД999; Трофимчук Н.А., Свищев М.П. Экспансия. - М.:РАГС, 2000; Фаликов Б., Успенский М. Сектопатология: (об отношении к новым религиям) // Новое время. 1997. -№14; Ткачева А.А. Кришна Харе! // Азия и Африка. 1993. - №8; Балагушкин Е.Г. Новые религии как социокультурный феномен // ОНС. 1996. - №5 и др.

10 Гуревич. Необходимо отметить фундаментальный труд красноярского исследователя Л. Григорьевой.23

В современной отечественной науке крайне мало исследовательских работ, посвященных религиозным процессам в бывших республиках Советского Союза.24

Интеграционные процессы в российско-белорусских отношениях адек-ватно отразились и в освещении религии. Ряд работ на русском языке был посвящен непосредственно новым религиозным движениям.26 Особый интерес представляет отдельное издание «Неокульты: «новые религии» века?». В сборник включены статьи известных белорусских ученых и молодых авторов: Е.С. Прокошина «Состояние нетрадиционной религиозности», И.Ф. Рекуц «Классификация нетрадиционных культов», О.В. Дьяченко «Свобода совести и неокульты», Е.К. Агеенкова «Современные оккультно-мистические течения», Н.А. Кутузовой «Мистический опыт в практике некоторых неокультов» и др.

В освещении отечественными изданиями религиозно-политической ситуации в современной Украине наблюдается неоднозначная ситуация. С одной стороны, присутствует значительное количество публикаций, посвященных межконфессиональным (православно-католическим) и внутриправославным взаимоотношениям: исторические конфликты, участие в национально-культурном строительстве, проблема реституции, социологические исследова-

Григорьева Л.И. Религии «Нового века» в современной России: социально-философский анализ. - М., РАГС,2000.

См. например: Баширов Л.А. Конституционно-правовая база государственно-церковных отношений в странах Балтии и СНГ // Мировой опыт государственно-церковных отношений. - М, 1998; Сиверцева Т.Ф., Сиверцев М.А. Религиозные меньшинства в Киргизии: опыт полевого исследования // Восток: Африканские и азиатские страны, 1998, № 2 и др. 5 См., например: Верещагина А. Конфессии: развитие в многообразии // Белорусская думка, 1996, №8; Земляков Л. Государство и религия: новые отношения // Белорусская думка, 1997, №12 и др.

26 См: Гурко А.В. Вайшнавизм и его особенности в Белоруссии. - Минск, 1993; Секты в Бе
лоруссии // Русский Дом, 1999, №12 и др.

27 См: Неокульты: «новые религии» века? / Е.С. Прокошина, Т.П. Короткая, И.Ф. Рекуц, А.А.
Титовец и др. Под ред. А.С. Майхровича. - 3-е изд., доп. - Мн.: Изд-во «Четыре четверти»,
2000.

ния общеконфессиональной ситуации в стране. При этом наблюдается взаимное невнимание со стороны ученых к рассмотрению религиозных проблем в контексте российско-украинских отношений.29 С другой стороны, налицо недостаточное внимание к вопросам зарубежного миссионерства, проблеме свободы совести, процессу духовного возрождения, вопросам неокультового и антикультового движения.

Изучение нетрадиционных религий в Украине началось еще в советское время.30 В 90-е годы XX в. активное научное исследование НРД проводили: Институт философии НАН Украины им. Г.С. Сковороды, Киевский Национальный университет им. Т.Г. Шевченко, УАР (Украинская Ассоциация религиоведов). Издавались монографии и отдельные статьи современных украин-ских специалистов, огромное значение имела публикация материалов научно-

См: Перебенесюк В.П. Межконфессиональные отношения и межцерковный конфликт на Украине. - М,1992; Косуха П.И. Конфессиональные конфликты на посткоммунистической Украине // Социологические исследования, 1994, № 4; Криндач А.Д. Конфессиональный ландшафт постсоветской Украины: проблемы, противоречия, тенденции // Государство, религия, церковь в России и за рубежом, 1998, №№ 1-2 и др.

29 См: Бондаренко В., Еленский В. Религия и церковь на Украине в контексте украинско-
российских отношений // Украина и Россия: общества и государства - МД997. - С.181-204.

30 См: Дяченко Г.П. Сучасне релігійне сектантство. Матеріали на допомогу доповідачам і
лекторам - Черкаси, 1962; Дорош Е.А. Реакційна діяльність релігійних сектантських органи
заций. - К., 1976; Косуха П. І. Деякі питания науково-атеістичного виховання молоді. (З дос
віду конкретно-соціологично досліжень релігійн. сектанства).- К., 1966; Гопченко П.Г. Міфи
і правда по «тисячолітнє царство» (Про реакційну діятельність релігійніх сектантських
організаций).-Одесса, 1971 и др.

3 Гринько В.В. Велике Біле Братство як неорелігійний феномен / Укр. ассоц. Релігіезнавців. /Науч. ред. Филипович Л.О. - К., 1998; Матвеев В.О. Проблема самореалізаціі особистості в сучасному крішнаізмі. - К, КНПУ ім Драгоманова, 1999; Карагодина О. Проблема навернення в нові релігійні течіі II Релігіна свобода: історічне підґрунтя, правові основи і реаліі сьег-годення. — К.,1998; Степовик Д.В. Релігіі, культи і секти світу: посіб. з релігієзнавства. -Івано-Франківск, 1998; Бєлікова Н.Ю. Релігійні конфесії України (кон. 80-і - 90-і років XX столітя). - Донецьк,2001; Сафронов А.Г. Нові форми релігійнх ораганізацій // Наукові записки Харківського університету. - Харків, ХВУ, 2000.-вип.7; Филипович Л. Поширення нових релігий в Україні: примха часу чи закономірність? // Вістник НАН України, 1998. - №№ 5-6 идр.

32 См: Історія релігій в Украіні. Тези повідомлень Міжнародного V круглого столу (Львів, 3-5 травня 1995 року). - Частина 2. - Киів-Львів,1995; Свобода віровизнання: Церква і держава в Украіні: Матеріали міжнар. науков. конф. - Киів 28-30 вересня, 1994р. - К, 1996; Релігія і політика в сучасній Украіні («Кесареве - кесарю, а Боже - Богу») / Подг. Курас І.Ф., Рибачук М.Ф., Кирюшко М.І., Фещенко П.Т./ НАН Украіні. - К, 2000; Релігія і суспільство в Украіні: фактор змін / Матеріали міжнар. конф. 15-16 травня 1998р. - К, 1998; Сучасна релігійна ситуация в Украіні: стан, тенденції, прогнози / НАН Украіні. 41-2. - К, 1994 и др

12 исследовательских конференций, круглых столов, научных симпозиумов.32 Значительное количество научных публикаций выходило в свет на страницах научно-популярных изданий.33

Значительная научно-исследовательская работа в 1990-е годы проводилась Украинской Ассоциацией религиоведов (УАР), созданной как внепартийная, светская, некоммерческая общественная организация по инициативе ряда учёных в марте 1993 г. Главными целями провозглашалось: 1) содействие процессу духовного возрождения; 2) создание атмосферы терпимости и взаимоуважения к взглядам и нравственным ценностям представителей различных традиций; 3) координация усилий в разработке актуальных научных проблем по истории и современному состоянию религии в Украине; 4) расширение сети образования в стране. Большое внимание было обращено на укрепление принципов свободы совести, изучение общественного мнения, консультативной помощи государственным структурам, проведение научно-исследовательских конференций и опубликование их итогов. Учёными неоднократно выражалась обеспокоенность ходом религиозного процесса, в частности, недостаточными усилиями, направленными на преодоление межконфессиональных конфликтов. Особо оговаривался факт строительства ассоциации на принципах научной объективности, историзма, мировоззренческого плюрализма и внеконфессио-нальности.34

На рубеже XX-XXI вв. фактически отсутствовали русскоязычные работы, посвященные историческому, политическому, социально-культурному и другим аспектам новых религиозных движений в Украине. Немногочисленные публикации ограничивались рассмотрением отдельных направлений неоязычества. 5 (В качестве исключения можно назвать статьи украинского специалиста

33 См: Ротовський А. «Харе Крішна»: крішнаізм у сучасному духовному житті II Людіна і
світ, 1991, № 8; Карагодина О. «Новий вік»: ознанка занепаду, чи початок сходження?

// Людіна і світ, 1996, № 8; Еленский В. Новітні релігійні рухи - зони занепокоєння // Людіна і світ, серпень, 2000 и др.

34 См: Колодный А.Н., Филипович Л.А. Религиоведение и теология в Украине сегодня // Ре
лигиоведение. - 2004, №2.- С. 152-159.

См: Мельник В.И. Малые конфессиональные объединения в Украине: на пути к церковности // Философская и социологическая мысль, 1992, № 8; Джораева СВ. Церковь родной ук-

13 В. Еленского и российского историка Б. Фаликова).36 Восполнение этого пробела является одной из главных задач данного исследования.

Объект диссертационного исследования - новые религиозные движения в истории Украины в 90-е годы XX в.

Предмет исследования - основные аспекты новых религиозных движений в государственно-церковных отношениях и социально-политической жизни современной Украины.

Цель исследования - охарактеризовать роль и место новых религиозных движений в контексте государственно-церковной политики и общественно-политической жизни Украины в 1990-е гг.

В задачи исследования входит:

проследить отдельные вехи в истории НРД на территории Украины в советский период;

определить роль и место НРД в процессе религиозно-духовного возрождения украинского общества в постсоветский период;

указать основные направления зарубежной миссионерской деятельности и реализации свободы совести в стране в 1990-е гг.;

охарактеризовать влияние религиозного фактора на социально-политическую жизнь современного украинского общества;

рассмотреть наиболее острые, дискуссионные проблемы распространения НРД в оценках украинской науки, СМИ, традиционных конфессий;

Хронологические рамки исследования определяются последним десятилетием XX в. История нетрадиционной религиозности, согласно различным источникам, начинается более столетия назад, однако идентификация многих неохристианских течений (иеговисты, мормоны, пятидесятники) в настоящее

раинской национальной веры (новые религиозные объединения на Украине) // Религия, церковь в России и за рубежом. - М.,1997, №№ 9-10 и др.

См., например: Еленский В. Феномен новых религиозных движений: Белое Братство //Диа-Логос: Религия и общество 1997. Альманах. Сост. и общ. ред. М.Смирнова. - М.: «Истина и жизнь», 1997. - С. 211-223; Фаликов Б. Белое Братство (о религиозной секте на Украине) // Знамя, 1996, № 8. - С. 44-57.

14 время является дискуссионной (ряд ученых рассматривает их в рамках протес-тантизма), а возникновение главных культовых учений (Прабхупады, Хаббар-да, Раджниша, Махариши, Сен Мен Муна) происходило лишь в последние десятилетия XX в.38

УССР играла на конфессиональной карте Советского Союза одну из ведущих ролей, в то же время независимое государство было оформлено только в конце 1991 г., поэтому рассмотрение НРД на территории страны в более ранний период (вне советского контекста) едва ли оправдано, а исследовательские границы целесообразно ограничить 1990-ми годами.

Методология исследования. В процессе отбора и анализа материала, учитывая неоднородный характер многих документов и публикаций, большое значение имеет адекватная оценка источниковой базы. Целесообразным было использование метода конкретно-исторического анализа и строгое следование принципу историзма. В ходе исследования привлекались различные вспомогательные методы: сравнительно-исторический, сравнительно-статистический, ретроспективный, синхронный, диахронный и др.

Немаловажное значение имело использование комплексного системного подхода с привлечением данных смежных гуманитарных областей: философии, социологии, психологии, культурологии, правоведения.

Источниковая база исследования. Сложности источниковедческого анализа во многом предопределили структуру данной работы. В настоящее время остается открытым вопрос о возможности научного исследования НРД. Например, один из ведущих современных специалистов Э. Баркер считает, что методология и «позиция вовлеченности» не могут не оказывать влияние на ме-таценности научного изучения: «Неофит смотрит на НРД с одной точки зрения, опытные лидеры - с другой; восприятие приверженцев НРД будет отличаться от восприятия сторонних движениям людей; и различные, внешние по отноше-

История религий в России: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Трофимчука. - М.: Изд-во РАГС, 2001.-С.338-384.

Райнер Флаше. Новые религии // Петер Антее. Религии современности. История и вера. -М., Прогресс-Традиция, 2001. - С.253.

15 нию к НРД, группы будут воспринимать движения в свете своих специфических интересов. Люди не только будут воспринимать движение с различных точек зрения, они также будут описывать и, возможно, объяснять движение различными способами...».39 Для объективного научного исследования новых религиозных движений, по ее мнению, необходимо выделять несколько информативных уровней.

В значительной степени такой подход актуален для исторического исследования. Диссертация основана на широком круге источников, имеющих неодинаковую научную ценность. Среди них можно выделить следующие группы:

  1. законодательные акты, указы, постановления;40

  2. документы религиозных организаций, вероучительные произведе-

ния;

  1. источники по истории украинской церкви, труды духовных и антикультовых лидеров;42

  2. учебно-методическая и справочная литература;

См: Баркер Эйлин. Научное изучение религии? Вы, должно быть, шутите! // Религиоведение, 2003, № 4. - С.93-95.

40 См: Закон Украіні «Про свободу совісті та релігійні організації» II Про свободу совісті, релігії і переконань. - К, 1996; Заключний звіт зустрічі ОБСє, Варшава, 12-28 листопада 1997 р. // АРІ.-1997.-12 грудня; Рапорт о сектах или новых религиозных движениях. Материалы документов Римско-Католической церкви /перевод с польск. С.Никитина. - К.: Наукова думка, 1997; Хорошего держитесь: церкви и религиозные объединения в Российской державе, Советском Союзе и независимых государствах, возникших после его распада / Подготов. Гельмут Чернер и др./ пер. с немец. Ю.А. Голубкина. - Харьков, Майдан, Фолио, 1999 и др.

См: Обітниця миру в усьнму світі: Звернення Всесвітнього Дому справедивості до народів Світу (жовтень 1985г) / Віра Багаі. - К., 1997; Священна книга обрядів: требник / РУН-віра. -К., 1991; Силенко Л. Мага-віра: Рідна Укр. Нац. Віра. Святе письмо Велике світло волі: сп ввідношення віри, науки, філософіі, ісіторіі.-К., Обереги, 1998; Бгактіведанта Свамі Прабгу-пада А.Ч. По той бік народження і смерті. - К., 2000 и др.

См: Релігійні об єднання на Україні: Спец, курс / Авт. Ю.Калінін, В.Лубьский та ін. - К.: МАУП, 1991; Украинская Православная Церковь, Запорожская Епархия. Запорожский городской Совет народных депутатов. Международная научно-практическая конференция "Ащё возможно, будьте в мире со всеми..." (Рим. 12.18.). / Тезисы докладов и сообщения. -Запорожье, 1997;Сухотра Свами. Апасампрадаи. Отколовшиеся вайшнавские секты. - Днепропетровск, 1999; Ієродиякон Евстратій. Обережно: тоталітарні секти // Молодь Украіні, 2000 - 14 грудня и др.

См: Історія релігіі в Украіні: Посібник. За ред. А.Колодного., П.Яроцького. - К., Т-во «Знання», 1999; Академічне релігієзнавство. Підручник / За наук. ред. проф. А.Колодного. -

  1. статьи, статистика, репортажи в украинских СМИ;44

  2. публикации в электронной сети.45 Научная новизна исследования.

В диссертационном исследовании впервые представлена попытка комплексного рассмотрения новых религиозных движений на территории украинского государства в конкретный исторический период времени.

В ходе исследования рассматриваются различные аспекты новых религиозных движений в рамках государственно-церковной политики современной Украины в 90-е годы XX в.

На уровне исторического исследования значительное место уделено рассмотрению различных точек зрения, интерпретаций и концептуальных подходов в оценке новых религиозных движений.

В рамках данной работы обобщен и проанализирован обширный научно-теоретический опыт в изучении проблемы новых религиозных движений, накопленный за последние десятилетия в украинской, российской и зарубежной науке.

В научный оборот вводится значительное количество не привлекаемых ранее источников и литературы, опубликованных на украинском языке (труды конфессиональных авторов, сообщения прессы, материалы научных конференций, работы специалистов и др.).

Киів, Світ Знань, 2000; Арестов В.М., Шудрик І.О. Нетрадіційні релігії: Суть і спрямування ГТ-во «Знання», УССР). - К., 1990 и др.

См: Ґудзик К. Секти перебачають кінець світу хто перебачить кінець сект / 5 років 13 часу трагедіі в токійському метро // День, 2000.- 2 березня; Савцов В. Киівський слід «Аум Сінрікьо»? / Сінрікьо миє відділення у Києві // Голос Украіні.-1995. 24 червеня; Росоховать-ский.У. Контроль над психікою вбівство за командою «сект» (сатанінські секты) // Хрещатик, 2000.-15 вересня; Миселюк А. Тоталітарні культі і держава: безсовісна «свобода совісті по украінські / релігійні секти в Украіні // День, 1999. - 20 листопада; Чужі пророки у нашій Вітчизні: / Діяльність закордоніх релігійніх центрів в Украіні // Урядовий кур'єр. - 1998, 17 липня и др.

45CM:; ; ; и др.

17
Практическая значимость исследования видится автору в реконструк
ции социально-исторической картины новых религиозных движений в Украине
в последнее десятилетие XX в. Результаты диссертационного исследования мо
гут быть использованы при проведении сравнительных анализов и описаний
религиозно-политических процессов в посткоммунистическом пространстве.
Ряд теоретических аспектов может быть полезен представителям как украин
ских, так и российских местных административных органов для проведения ре
лигиоведческой экспертизы. Некоторые материалы могут быть использованы в
виде рекомендаций законодательным и исполнительным органам в целях со
вершенствования механизма взаимодействия с конфессиональными меньшин
ствами и отдельными религиозно-мистическими объединениями. На основе
і диссертационного исследования возможна разработка спецкурсов и спецсеми-

наров по новой, малоизвестной научной отрасли «Современные нетрадиционные религиозные движения и культы» (ОПД. Ф.08.).

Исходя из вышеуказанных цели и задач, была определена структура диссертационного исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.

Новые религиозные движения на территории советской Украины в работах марксистских исследователей

События «религиозного бума» в Америке в 60-е годы XX века, сопровождающиеся небывалым интересом к нетрадиционной религиозности и привлекшие к себе значительное внимание зарубежных общественных и научных кругов, в Советском Союзе и странах бывшего социалистического лагеря остались фактически незамеченными. Все неорелигиозные процессы рассматривались в русле традиционной сектантской проблемы, унаследованной атеистической наукой ещё с дореволюционных времен.1

Фундаментальная сектоведческая база была заложена, главным образом, в годы «хрущёвской оттепели» профессором А.И. Клибановым (1910-1994) и его учениками.2 Вопреки идеологическим догмам и пропагандистским штампам, неизбежным в рамках «научного атеизма», советскими учёными была проделана огромная исследовательская работа. На основе фактического материала сектантство, к которому относили протестантские деноминации и старообрядчество, значительно чаще стали рассматривать в конкретном историческом контексте. Большое внимание уделялось выявлению культурных корней данного явления и его социальной обусловленности. Значительное место занимали труды, посвященные философским, историческим, этнокультурным и национальным аспектам. О масштабах проделанной работы наглядно свидетельствуют результаты исследований, проведенных в 1959-1965 гг. Институтом научного атеизма Академии общественных наук при ЦК КПСС.3 Впервые использовалась информация, полученная в ходе применения математического, статистического, социально-психологического и демографического анализа, привлекались методы программирования, тщательно рассматривались структурное строение и эволюция религиозных организаций.

Активные исследования проводились не только в РСФСР, но и в других региональных центрах: Украинской ССР (П. Яроцкий, А. Колодный, И. Курас), Белорусской ССР (А. Мандрыгин, В.Черняк), Казахской ССР (Н. Макаров и др.). Уже в конце 60-х годов советские ученые стали обращаться к зарубежному исследовательскому опыту (В. Журавский, В. Тан-Богораз).

После XXII съезда КПСС и до конца 70-х гг., вследствие усилившейся антирелигиозной пропаганды, объем и качество научных исследований значительно снизились. Большинство статей и брошюр, изданных в этот период, носило ярко выраженный агитационный характер. Одной из главных задач, стоящих перед советскими исследователями в условиях биполярного мира, было выявление характера и масштабов враждебного буржуазного влияния на общество в сфере религии. Особую остроту проблема приобретала в силу того, что большинство крупных сектантских центров было расположено на Западе, главным образом, в США. В основном публикации посвящались тлетворному влиянию на советское общество религиозных сект «загнивающего капиталистического Запада».4

В массовом сознании культивировался крайне негативный облик сектанта, человека ограниченного, лицемерного, коварного, готового на любые преступления. В прессе распространение получили общественные призывы ужесточить меры административного воздействия на сектантов и требования «не миндальничать» с ними. Обосновывалось это, как правило, с позиции «научного атеизма». В одном из антисектантских пособий, например, говорилось: «...хотя не все секты в одинаковой мере ведут антиобщественную деятельность, религиозное сектантство во всех его разновидностях противоречит социалисти 20 ческой законности».5 В качестве одной из основных причин усилившегося влияния сект нередко называлась враждебная деятельность ЦРУ и других западных спецслужб.6

За Киевом с давних времен гласно и негласно был закреплён статус "православной столицы", который сохранялся и в советское время. Украинская ССР, по данным статистики на 1989 г., действительно занимала лидирующее положение по количеству официально зарегистрированных религиозных организаций в СССР - 11 204 объединений (для сравнения в РСФСР - 8 693, в Бе-лорусской ССР - 1 117). В связи с этим украинские специалисты в области научного атеизма (И. Курас, А. Колодный, П. Косуха, П. Яроцкий и др.) занимали в советской науке особое место. Большинство работ не выходило за рамки классической атеистической пропаганды.8 В то же время отдельные исследования отличались взвешенным научным подходом.9

Новые религиозные движения и процесс духовного возрождения в стране в 90-е годы XX века

В советское время, вопреки конституционной гарантии свободы совести, деятельность религиозных организаций строго ограничивалась. Существовало незначительное количество официально зарегистрированных конфессий. Политика воинствующего атеизма способствовала тому, что общее число религиозных организаций постоянно снижалось. Закрывались и снимались с регистрации целые приходы. В 1960 г. было закрыто 747 церквей. В 1962 г. необоснованно было снято с регистрации 1144 религиозных общин. В наибольшей степени сокращение коснулось сельских общин Днепропетровской, Черниговской, Ивано-Франковской, Львовской и Одесской областей. Максимально сокращалось число служителей культа.39

Фактически не велось духовное образование. В Киеве и Ворошиловграде (Луганске) были закрыты Духовные семинарии. В республике оставалось всего семь действующих православных монастырей. В 1960 г. временно была закрыта колыбель православной духовности - Киево-Печерская лавра. В республике издавалось лишь одно богословское издание - журнал «Православный вестник» (журналы «Московская патриархия», «Братский вестник» (ЕХБ) полулегально пересылались из Москвы - В. Д.). Были закрыты все предприятия, связанные с изготовлением церковной утвари и атрибутики.40

Верующие иногда десятки лет добивались права зарегистрировать свою общину. Например, в 1985 г. такие ходатайства поступили от православных из 73-х населенных пунктов Украины, но ни одно из них не было удовлетворено.41 Не прекращались репрессии против преобладающей части пятидесятников, иеговистов, ЕХБ, адвентистов-реформистов и др. При всех существенных отличиях этих религиозных движений большинство из них объединяло сопротивление действующему законодательству, отказ от сотрудничества с властями, готовность к страданиям за свои убеждения. Складывались объективные факторы для существования подпольной церкви. В частности, в Закарпатье существовала значительная прослойка т.н. «криптоуниатов» (тайных сторонников греко-католицизма), которые посещали православные храмы, но сохраняли специфическую католическую обрядность.

В сентябре 1982 года группой подпольных священников была создана «Инициативная группа защиты прав верующих и Церкви». Ее председатель И. Тереля в специальном заявлении, обращенном в ЦК компартии Украины, писал: «Отныне вся информация УКЦ будет передаваться на рассмотрение мировой общественности, - католики мира должны знать и помнить, в каких условиях мы существуем».42

Жёсткий государственно-партийный натиск на религию продолжался примерно до середины 1980-х годов. Несмотря на то, что религиозная политика в огромной степени дискредитировала СССР на международной арене, ее радикальное изменение не планировалось.

Оживление деятельности большинства религиозных организаций началось лишь с началом перестроечных процессов. Главным образом, оно захватило западные и центральные регионы страны. Начало демократизации государственно-церковных отношений на территории Советского Союза было связано со встречей Генерального Секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачёва с Патриархом РПЦ Пименом, которая состоялась весной 1988 года по случаю торжеств, посвященных празднованию тысячелетия Крещения Руси. Как отмечает в этой связи В. Еленский, «...руководство страны, сознавая усиление процесса эрозии традиционно-коммунистических ценностей, с одной стороны, и интегральную значимость РПЦ, в особенности выразительную на фоне интенсификации национальных движений - с другой, решило использовать празднование в политических целях, изменив не только тональность, но и направление пропаганды. Тысячелетний юбилей Крещения Руси прошел под знаком русского национализма, апологии русского православия и установления "особых отношений" между Кремлем и РПЦ. Масштабы празднования оказались неожиданными и для церковных иерархов: они не ожидали таких значительных уступок со стороны властей».43

После празднования юбилея заявило о себе движение «Церковь и перестройка», поставившее своей целью содействие возрождению и очищению Церкви. В своих программных документах и обращениях это движение выдвигало радикальные требования: священноначалие РПЦ, канонизация новомуче-ников XX века, осуждение Московского патриархата за служение культу личности Сталина, осуждение сотрудничества священников с КГБ, восстановление принципа соборноправности и др.

В союзных республиках во всех населённых пунктах, где сохранялись культовые сооружения, возобновлялись богослужения и деятельность религиозных общин. Недостаток канонических священнослужителей компенсировался за счёт энтузиазма многочисленных зарубежных проповедников. Массовое распространение получила церковная литература, духовные программы в теле-и радиоэфире.

Активизация религиозного компонента социально-политической жизни украинского общества в постсоветский период

В декабре 1991 г. было подписано Беловежское соглашение, юридически закрепившее распад единого геополитического пространства. Во вновь образованных государствах стремительно проходили социально-экономические и политические преобразования. В большинстве стран СНГ существенную роль в политике стал играть религиозный фактор: «...религия выступила во всем многообразии своих функций в роли своеобразного социального амортизатора. Она помогала вернуться в русло исторической преемственности и этнической самоидентификации дезориентированным в новых условиях людям, давала психологическое утешение и надежду, позволяла удовлетворять множество нерелигиозных потребностей: потребность в целостном мировоззрении, поиске смысла жизни, служении высоким идеалам, желании признания и самореализации, стремлении к глубокой и искренней коммуникации».1

Одной из задач, стоявших перед властью, было содействие формированию независимой от государства конфессиональной инфраструктуры и препят-ствование превращению религиозного фактора в орудие этнического и территориального сепаратизма. Известный украинский ученый А. Колодный выделил следующие закономерности данного процесса.

Во-первых, социально-политические условия, сложившиеся в 1990-е годы, характеризуются как состояние переходного периода, для которого свойственна нормализация церковной жизни и плюрализация различных форм религиозной деятельности.

Во-вторых, религия, вопреки мнению, утвердившемуся в годы господства атеизма, не является фактором снижения политической активности масс, в отдельных случаях составляя её внутреннее мотивационное ядро, что подтверждается высоким статусом в политическом истеблишменте христианско-демократических и мусульманских движений.

В-третьих, несмотря на значительную роль религиозных организаций в нравственной ориентации верующих и их участие в различных акциях, многие из них нельзя считать полноправными субъектами действующей политики.

В-четвертых, участие населения в политической жизни определяется не степенью религиозности или атеистичности конкретной личности, а уровнем её осведомленности и индивидуальными социально-психологическими установками. Причем значительная часть межцерковных и внутрицерковных конфликтов в государстве была спровоцирована именно корыстными интересами определенных политических сил и группировок.2

Существенное значение для консолидации общества имело установление межконфессионального диалога посредством возрождения национальной культуры. Особенно роль церкви возросла в условиях жесточайшего экономического и политического кризиса. Расходы государства на культуру не превышали 0,5% госбюджета. Повсюду закрывались Дворцы культуры, клубы и т.д. Основная заслуга принадлежала наиболее крупной и влиятельной конфессии У ПІД. При ее непосредственном участии был проведен ряд акций: мероприятия, посвященные 500-летию запорожского казачества, публикация классиков национальной культуры (В. Антоновича, М. Грушевского, Н. Костомарова), торжественное празднование 375-летия основания Киево-Могилянской Академии, организация фестиваля духовной музыки, поддержка художественно одарённых детей при Киевской академии искусств и др.

Большое значение имела политика церкви, направленная на возрождение украинского языка (по данным переписи 1989 г., из 72,6% этнических украинцев, проживавших в республике, лишь 67% владели украинской речью3). Постановлением Всецерковного собора вновь созданного Киевского патриархата от 25 июля 1992 г. было принято решение о переходе к богослужению на украинском языке и подготовке издания Библии.

Политические и экономические мотивы на данном отрезке времени прочно вошли в церковную жизнь. Наглядным примером является практика культового освящения государственных и административных зданий, предприятий, научных и культурных учреждений, коллективные богослужения, молебны, встречи зарубежных церковных делегаций. Причем христианизация общественной жизни, как считает профессор Н. Рибачук, не всегда протекала в позитивном русле: «...некоторые политические силы не против того, чтобы у нас была церковь, которая служила бы не верующим, а власти...но, как свидетельствует история, утверждение государственности только тогда является успешным, когда в независимом государстве существует независимая церковь».

Одним из дискуссионных являлся вопрос о независимости церкви. Сторонники автокефалии требовали суверенитета национальной церкви от зарубежных координирующих центров, указывая, что лишь в этом случае государственность получит условия для нормального развития. По мнению их оппонентов, этот тезис опровергает факт позитивного государственно-церковного сотрудничества во Франции, Испании, Португалии и других католических государствах, формально зависимых от Ватикана.

Похожие диссертации на История новых религиозных движений в Украине в 90-е годы XX века