Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Китайская диаспора в США в 60-е - 90-е годы XX века: опыт цивилизационного взаимодействия Головчанская Елена Юрьевна

Китайская диаспора в США в 60-е - 90-е годы XX века: опыт цивилизационного взаимодействия
<
Китайская диаспора в США в 60-е - 90-е годы XX века: опыт цивилизационного взаимодействия Китайская диаспора в США в 60-е - 90-е годы XX века: опыт цивилизационного взаимодействия Китайская диаспора в США в 60-е - 90-е годы XX века: опыт цивилизационного взаимодействия Китайская диаспора в США в 60-е - 90-е годы XX века: опыт цивилизационного взаимодействия Китайская диаспора в США в 60-е - 90-е годы XX века: опыт цивилизационного взаимодействия Китайская диаспора в США в 60-е - 90-е годы XX века: опыт цивилизационного взаимодействия Китайская диаспора в США в 60-е - 90-е годы XX века: опыт цивилизационного взаимодействия Китайская диаспора в США в 60-е - 90-е годы XX века: опыт цивилизационного взаимодействия Китайская диаспора в США в 60-е - 90-е годы XX века: опыт цивилизационного взаимодействия
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Головчанская Елена Юрьевна. Китайская диаспора в США в 60-е - 90-е годы XX века: опыт цивилизационного взаимодействия : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.03 : Пермь, 2003 179 c. РГБ ОД, 61:04-7/476

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. КУЛЬТУРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ КИТАЯ КАК ОСНОВА ТРАДИЦИОННОГО КИТАЙСКОГО МЕНТАЛИТЕТА.

1. Метод аксиологического анализа культурно- психологической традиции.

2. Аксиологический анализ культурно-психологических традиций даосизма и конфуцианства.

ГЛАВА 2. ЭВОЛЮЦИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО СОСТАВА И СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ КИТАЙСКОЙ ДИАСПОРЫ В США В 1960-Е - 1990-Е ГОДЫ.

1. 60-е гг. XX века: изоляция как способ социального поведения.

2. Изменения демографического состава и адаптация социальной структуры китайской диаспоры в США в 70-е - начале 80-х гг. XX века.

3. Вторая половина 80-х - начале 90-х гг. XX века: разрушение структурной изоляции.

4. Завершение процесса социальной адаптации китайской диаспоры в США во второй половине 1990-х гг.

ГЛАВА 3. РОЛЬ КИТАЙСКОЙ ДИАСПОРЫ В ПО АМЕРИКАНСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ.

1 . Основные стереотипы политического поведения китайцев по классическим канонам конфуцианства и даосизма . 110

2. 1960-е годы: вне политики. 134

3. Рост политической активности китайской диаспоры в США в 70-е - начале 80-х гг. XX в.

4. Изменения в политическом поведении и предпочтениях китайской диаспоры во второй половине 80-х - начале 90-х гг. XX в.

5. Политическая жизнь китайской диаспоры во второй половине 1990-х гг. Методы влияния на политику США.

Заключение 166

Список источников и литературы 170

Введение к работе

В современном мире взаимодействие этносов и государств в связи с глобализацией выходит на новый уровень и фактически трансформируется во взаимодействие цивилизаций1. Проявления цивилизационного взаимодействия обнаруживаются как в рамках глобальных процессов, так и в полиэтничных государствах, где зачастую сосуществуют этнические группы, имеющие разные цивилизационные основы.

Выход на новый уровень взаимодействия - цивилизационный -находит выражение и в негативных процессах (например, наметившееся противостояние между Западом и исламским Востоком), и в позитивных (в качестве частных проявлений можно назвать интеграцию в Европе).

Цивилизационное взаимодействие является качественно новым уровнем взаимоотношений внутри глобальной общественной системы. Оно, если можно так выразиться, более глобально. Если на уровне межгосударственных отношений в качестве исходной позиции взаимодействия выступает национальный интерес (то есть взаимодействие государств является по сути взаимодействием национальных интересов), то в случае с цивилизациями национальный интерес отходит на второй план, уступая место чему-то иному, что составляет основу цивилизации.

Для того, чтобы понять, чем подменяется национальный интерес на уровне взаимодействия цивилизаций, необходимо определиться с самим понятием цивилизации. Существует огромное количество определений данного понятия, и, на наш взгляд, нет смысла приводить их все. Приведем лишь типологию этих определений:

1) Синоним культуры.

2) Уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация).

3) Ступень общественного развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс).

4) Эпоха деградации и упадка в противовес целостности, органичности культуры2.

5) Наиболее широкий уровень культурной идентичности людей3. Наиболее органичным определнием понятия «цивилизация» в

аспекте цивилизационного взаимодействия нам представлеяется определение, данное С. Хантингтоном: «Цивилизация представляет собой некую культурную сущность... Мы можем определить цивилизацию как культурную общность наивысшего ранга, как самый широкий уровень культурной идентичности людей. Следующую ступень составляет уже то, что отличает род человеческий от других видов живых существ. Цивилизации определяются наличием общих черт объективного порядка, таких как язык, история, религия, обычаи, институты, — а также субъективной самоидентификацией людей»4.

В таком аспекте понятие цивилизации, как нам представляется, соотносится с понятием менталитета.

Понятие менталитета, вошедшее в последние годы в широкое употребление, к сожалению, не имеет четкого и однозначного определения. В основном данный термин понимается как синоним мировосприятия либо самосознания, а также как некая умственная функция (применительно к психике индивида) или как аналогия коллективного бессознательного.

В этнологии менталитет определяется как «свойственный данному народу склад мышления; представляет собой устойчивый изоморфизм, присущий культуре или группе культур, который обычно не осознается и принимается в этой культуре как естественный; он не поддается изменениям под воздействием идеологического давления»5, а также как нематериализуемая составляющая традиции, включающая в себя

мировосприятие и самосознание6. То есть этнография понимает менталитет как составную часть этнического сознания, выполняющая интегрирующую функцию для этнической культуры, проявляющаяся в поведении.

Вполне очевидно, что этнический менталитет является наименее пластичным элементом этнического сознания, «отвечающим» за сохранение традиции и тем самым - этноса как самоосознающей структуры.

На наш взгляд, этнологическое определение менталитета может быть не только принято в качестве базового, но и распространено на иные, кроме этнического, уровни социальной общности. То есть, в случае с цивилизационным уровнем, менталитет служит концентрированным выражением цивилизационной основы, являющим собой образ мысли и образ действия, свойственный цивилизации.

Таким образом, исследование менталитета и его изменений может служить средством понимания более глубокой проблемы - проблемы межцивилизационного взаимодействия.

Подходы к проблемам межцивилизационного взаимодействия обычно либо ограничиваются исследованиями межкультурной коммуникации субъектов вазаимодействия, либо же эти проблемы рассматриваются в контексте международной политики. В качестве объектов исследования выбираются государства, регионы либо этнические общности.

Однако, в полиэтничных государствах сосуществующие этнические группы зачастую принадлежат к различным по своей основе цивилизациям. Поэтому мы предлагаем несколько иной подход к проблеме межцивилизационного взаимодействия, а именно: исследование механизмов взаимодействия цивилизаций внутри одного государства. Преимущества подобного подхода заключаются в следующем:

• Субъекты взаимодействия находятся на минимальном удалении друг от друга, и, следовательно, интенсивность взаимодействия возрастает, что позволяет точнее проследить механизмы взаимодействия.

• Взаимодействие происходит непрерывно, и, следовательно, результаты взаимодействия проявляются более быстро и явно.

• Цивилизационное взаимодействие, протекающее внутри одного государства, - в меньшей степени подвергается воздействию посторонних факторов, то есть оно в наибольшей мере является взаимодействием цивилизаций в чистом виде.

• Таким образом, подобный подход к проблеме цивилизационного взаимодействия позволит получить результаты более точные, более близкие к «идеальному типу».

Как правило, при длительном сосуществовании этнических групп с различными цивилизационными основами в одном государстве эти основы размываются, поскольку происходит ассимиляция. То есть для исследования процесса межцивилизационного взаимодействия в рамках одного государства в современных условиях следует избрать объекты, которые находятся во взаимодействии относительно недавно.

Такими объектами, на наш взгляд являются китайская диаспора и США:

• Китайская диаспора в США существует сравнительно недавно — в силу особенностей американского иммиграционного законодательства.

• Китайская диаспора в данном случае выступает как часть дальневосточной цивилизации, США — как концентрированное выражение цивилизации западной; более того, некоторые исследователи выделяют китайскую нацию в качестве

самостоятельной цивилизации7 (поэтому применительно к китайцам понятия «этнический менталитет» и «менталитет цивилизации» во многом совпадают), и точно также, пожалуй, можно выделить американскую цивилизацию в качестве самостоятельной.

• Китайская диаспора, помимо прочего, выступает как часть цивилизации, находящейся на стадии перехода от традиционного общества к индустриальному, тогда как США находится на стадии перехода от индустриального общества к постиндустриальному. То есть развитие китайской диаспоры в США служит примером взаимодействия цивилизаций, различных не только по своей основе, но и по уровню развития.

• И американская, и китайская цивилизации являются образованиями, внутри которых сосуществуют различные культуры. В США следствием такого сосуществования стал мультикультурализм, в Китае - синкретизм.

Такой подход является новым не только по отношению к проблемам взаимодействия цивилизаций, но и в исследованиях проблем, связанных с ролью диаспор, поскольку проблема диаспор в современной исторической науке, как правило, служит средством для изучения политических, экономических и культурных процессов в том или ином государстве, а также выступает в качестве одной из проблем, связанных с международными отношениями (в подобных исследованиях диаспоры рассматриваются как средство влияния одного государства на политику и экономику другого). Также исследование китайской диаспоры в США с позиций цивилизационного подхода позволит под иным углом взглянуть на проблематику мультикультурализма в США, поскольку сосуществование цивилизаций в данном случае происходит в условиях мультикультурализма.

Таким образом, в качестве объекта нашего исследования выступает цивилизационное взаимодействие, а в качестве предмета - менталитет как концентрированное выражение цивилизационной основы.

Выбор периода (1960-е - 1990-е годы XX века) обусловлен тем, что именно в этот период происходит формирование китайской диаспоры в США и превращение ее в самостоятельную силу в социально-экономическом и политическом аспектах. До 1960-х годов американское законодательство ограничивало рост и формирование китайской диаспоры, с 1960-х годов ситуация изменяется. Верхний же предел обусловлен изменениями международной ситуации в начале XXI века. Для получения более точных результатов мы предлагаем разделить указанный период на четыре этапа: 1960-е годы, 1970-е - первая половина 1980-х годов, вторая половина 1980-х- первая половина 1990-х годов, вторая половина 1990-х годов. Такая периодизация определяется динамикой демографического и социального состава китайской диаспоры в США и изменениями в поведенческом аспекте8. Возможно, такая периодизация соответствует и этапам эволюции менталитета китайской диаспоры в США в указанный период.

Степень изученности собственно китайской диаспоры в США достаточно высока, однако большая часть исследований ограничивается частными аспектами ее существования. Можно выделить несколько групп исследований в соответствии с этими аспектами:

1. Работы, посвященные истории формирования и развития китайской диаспоры в США, а также ее роли и значению в общественно-политической жизни Соединенных Штатов. К этой группе относится также ряд отечественных исследований, среди которых особняком стоит монография Бирюкова В.И. «Китайцы в США и американо-китайские отношения на современном этапе»9. Работа представляет

собой комплексное исследование, посвященное формированию китайской диаспоры в США, истории ее существования до начала 1980-х годов и ее роли в формировании американо-китайских отношений. Автором собран и проанализирован огромный материал, в том числе статистические данные. Особый интерес представляют выводы, сделанные автором в отношении факторов формирования китайской диаспоры в США, ее социального состава и политических предпочтений. Похожие исследования можно найти и в зарубежной историографии: например, Chen J. «The Chinese of America»10. Кроме того, исследования, относящиеся к данной группе, содержат огромный эмпирический материал. 2. Вторую группу работ составляют исследования, в которых китайская диаспора рассматривается в сравнении с прочими азиатскими диаспорами (японской, корейской, филиппинской), существующими в США (Okihiro, Melendy, Daniels). Основной акцент в этих исследованиях делается на сравнение экономических и социальных аспектов существования диаспор, быта и т.п.. В этой группе работ более интересной представляется эмпирическая часть, нежели теоретические выводы, потому что зачастую выводы представляют собой сопоставление количественных показателей жизни представителей азиатских диаспор. То, что исследования, посвященные непосредственно китайской диаспоры в США, как правило, более интересны описательной частью, чем теоретической, в целом, неудивительно, поскольку китайская диаспора в США существует не столь давно: фактически ее формирование в современном виде началось лишь с середины 1960-х годов. Таким образом, степень изученности собственно китайской диаспоры в США можно оценить следующим образом: существует значительное количество работ, посвященных ей, но они носят либо характер

описаний (истории формирования диаспоры, бытовых особенностей, уровня жизни и т.п.), либо узконаправленных исследований, либо сравнительного анализа, либо попыток систематизации. Цивилизационный подход в исследовании китайской диаспоры в США до сих пор не находил применения, хотя, как уже говорилось, китайская диаспора в США может послужить практически идеальной моделью взаимодействия цивилизаций «классических» типов.

Что касается смежной проблематики, то здесь существует более широкий круг исследований:

1. Философские исследования. Прежде всего это работы, посвященные проблемам менталитета (Шарипова Э. А., Б. Е. Винер и т.д.). Основные направления таких исследований - попытки дать точное определение понятия «менталитет», выявить связи между менталитетом, культурой, национальным характером и т.п. Как уже было сказано выше, единообразия в определении данного понятия нет, но в большинстве работ прослеживается связь между понятием «менталитете» и понятием «идентичность». Кроме того, отношение к нашей теме имеют и работы, посвященные теории ценностей (Гречаный В.В., Каган М.С. и др.), поскольку ценностный анализ цивилизационной основы представляет собой отправную точку нашего исследования. К этой же группе относятся исследования, посвященные цивилизации и цивилизациям (Хантингтон).

2. Работы, посвященные различным аспектам религиозно-философских систем Китая. Наибольший интерес для нас представляют следующие: из работ о даосизме - исследования В.В. Малявина и Г.Н. Симкина; из работ о конфуцианстве - исследования A.M. Карапетьянца и А.С. Мартынова.

3. Литература, посвященная культурно-психологическим традициям Китая (Абаев Н.В., Передельский А.А.). Наибольший интерес

представляет монография Абаева Н.В., являющая собой комплексное исследование культурно-психологических традиций средневекового Китая (даосизма, конфуцианства, чань-буддизма). Выводы, сделанные автором, представляются весьма убедительными и позволяют рассматривать психокультуру в качестве основы китайской цивилизации. Таким образом, цель нашей работы - анализ изменений менталитета

китайской диаспоры в США и выявление факторов и механизмов

цивилизационного взаимодействия.

Основные задачи нашего исследования таковы:

• Основываясь на классических памятниках конфуцианской и даосской культурно-психологических традиций, вывести классификацию основных черт, свойственных традиционному менталитету китайцев, и использовать полученную схему в качестве исходной позиции для анализа.

• Проанализировать поведение представителей китайской диаспоры в США в социальной и политической сферах на предмет проявления в нем черт традиционного менталитета и их эволюцию.

• Выявить изменения в менталитете китайской диаспоры в США в указанный период, механизм изменений, их причины, направление и последствия.

• На основе полученных данных попытаться выявить схему взаимодействия двух цивилизаций, одна из которых является классическим примером дальневосточной цивилизации, а другая относится к западному типу.

Предлагаемая работа - попытка комплексного исследования и систематизации данных о китайской диаспоре в США с позиций цивилизационной теории. Фактически подобный угол зрения на предмет исследования является новым.

Как явствует из формулировки темы исследования, в качестве методологического основания исследования мы избрали цивилизационный подход к историческому процессу. Проблематика нашего исследования носит междисциплинарный характер и находится на стыке истории, культурологии, этносоциологии, социальной психологии и отчасти политологии, поэтому методологические его основы также не могут быть ограничены рамками одной дисциплины. В работе мы использовали данные социологии, статистики, этнологии; комплекс общенаучных методов исследования. Кроме того, для анализа цивилизационной основы традиционного китайского менталитета мы использовали собственную разработку: метод аксиологического анализа культурно-психологической традиции11.

Круг источников достаточно определяется поставленными задачами. Все использованные нами источники относятся к двум большим группам:

1. Источники, содержащие данные о традиционном китайском менталитете.

К данной группе относятся конфуцианские и даосские канонические тексты, которые в чистом виде содержат культурно-психологические стереотипы, сформировавшие основу китайской цивилизации. Более подробный обзор этой категории источников, а также их анализ, приведен в главе I.

2. Источники, содержащие данные о различных аспектах бытия китайской диаспоры в США.

Данная группа источников делится на несколько подгрупп:

• Статистические данные. Мы использовали данные американского статистического справочника Statistical Abstract of the United States с тем, чтобы проследить изменения демографического и социального состава китайской диаспоры в США в указанный период. К сожалению, издания 1960-х годов и начала 70-х содержат

весьма скудные данные собственно о китайской диаспоре (количественные показатели демографического и социального состава китайской диаспоры не всегда выделены из таковых, описывающих американцев азиатского происхождения в целом). Начиная с 80-х годов XX века репрезентативность данной категории источников возрастает.

• Новостные сообщения на крупнейших российских и зарубежных серверах12. Были использованы архивы новостей, относящихся в основном ко второй половине 1990-х годов, поскольку более ранних новостных интернет-архивов просто не существует13.

• Официальные сайты организаций, чья деятельность связана с китайской диаспорой. Эти сайты содержат огромное количество информации о китайской диаспоре - как о ее истории, так и о современном состоянии. Помимо текстовых данных, на этих сайтах зачастую можно найти графическую информацию, например, семейные фотоархивы.

• Эссе, написанные американцами китайского происхождения и посвященные их впечатлениям о Соединенных Штатах. Данная категория источников носит субъективный характер. Тем не менее, именно эти эссе позволяют составить более четкое и ясное представление об эволюции восприятия США и американского образа жизни американцами китайского происхождения, а также об изменениях их самоидентификации.

Репрезентативность различных категорий использованных источников также различна, как следует уже из самого их характера. Тем не менее, в их достоверности сомневаться не приходится.

Метод аксиологического анализа культурно- психологической традиции

Ценностный уровень сознания тесно связан с целевым уровнем14. Следовательно, аксиологический подход дает возможность глубже понять цели психокультуры. К сожалению, четкой методологии подобного исследования не существует, поэтому мы взяли на себя смелость попытаться разработать метод аксиологического исследования культурно-психологической традиции.

Споры о природе ценностей, ценностных отношений, ориентации и форм сознания, а также о самом определении понятия «ценность» ведутся в философии давно; До сих пор у разных авторов в определении ценности базисными являются различные, а зачастую и прямо противоположные понятия: значение, значимость, долженствование, идеал, цель, эмоциональное сознание, намерение, потребность, мотивация, отношение, принцип действия, средство, совершенство и т.д.15 Кроме того, каждая наука, так или иначе «имеющая дело» с ценностями (философия, история, психология, этика, социология, культурология и т.д.), дает определение этого понятия исходя из того аспекта явления, который наиболее близок к проблематике данной науки. Чаще всего ценность выступает как воплощение идеала, эталон должного16. Кроме того, подчеркивается, что ценностные понятия субъективны. Нам же хотелось бы обратить внимание на наиболее общий аспект ценности - мировоззренческий аспект. Ценность, а точнее, система ценностей есть тот стержень, на котором строится мировоззрение как отдельной личности, так и общества. Таким образом, ценность лежит в основе мировоззрения, а, следовательно, и действия и тем самым (несмотря на свою субъективность) влияет на объективную реальность.

С другой стороны, существует и обратная связь: действительность формирует и индивидуальные, и групповые ценности. То есть ценностные отношения являются формой взаимоотношений как индивида, так и общества в целом с окружающим миром. И эта форма взаимоотношений находит отражение в культуре.

Ценностное отношение строится по следующей схеме :

Ценности, существующие в сознании субъекта в качестве его (сознания) ценностных форм, взаимосвязаны и представляют собой сложную динамическую систему. Субъектом в данном случае может выступать и индивид, и социальная группа. Характер системы зависит от конкретных условий, эту систему формирующих. Общая система ценностей отражает «общую логику культуры», является основой культурного бытия субъекта.

Вопрос об общей системе ценностей неразрывно связан с вопросом о морлогии аксиосферы. Существуют различные подходы к структурированию общей системы ценностей.

В качестве примера можно привести классификацию ценностей по Гобри, в основе которой лежат неопределимые категории: польза, красота, добро, истина - и способ формирования ценностных форм сознания (см. таблицу 1).

Нам же наиболее близок культурологический подход к морфологии аксиосферы, являющийся в последнее время общепринятым. Однако здесь необходимо сделать несколько оговорок.

Культура как феномен, присущий только человеческому сообществу, охватывает все сферы его деятельности. Поэтому попытки структурировать ее неизбежно приводят к тому, что культура подразделяется именно в соответствии со сферами общественной деятельности: выделяют культуру материальную и духовную. Последняя, в свою очередь, включает в себя культуру политическую, правовую, моральную, религиозную, эстетическую и т.д. Однако в подобных общепринятых схемах в качестве структурной единицы практически всегда отсутствует культура психической деятельности. О ней либо забывают, либо намеренно не включают в схемы, считая ее частью других структурных единиц или вообще традицией, присущей только Дальнему Востоку. На наш взгляд, подобный подход не всегда является правильным.

Само понятие культуры психической деятельности (психокультуры, культурно-психологической традиции) впервые появляется и чаще всего фигурирует в работах востоковедов19 применительно к дальневосточным учениям (конфуцианство, даосизм и особенно буддизм). Под культурой психической деятельности в востоковедении принято понимать систему теоретически обоснованных специфических практических методов и приемов, направленных на изменение сознания адепта. При этом теоретическим обоснованием может служить религиозно-философская (даосизм, буддизм) либо социально-этическая (конфуцианство) идеология20. Однако смысл данного понятия выходит далеко за рамки востоковедения, поскольку подобное явление можно встретить на любом этапе развития цивилизации.

В первобытном обществе носителями культурно-психологической традиции выступали шаманы, которые для общения с духами приводили свое сознание в определенное состояние. Транс шамана был фактически призван активизировать интуицию. Основным практическим методом служил инстинктивный самогипноз.

В традиционном обществе в европейском варианте культура психической деятельности была тесно связана с христианской религией и моралью, которые и являлись теоретическим обоснованием психопрактики. В качестве же основного практического приема выступали молитва и исповедь, одной из функций которых было "очищение души", то есть успокоение, своеобразное оздоровление сознания, род психотерапии. С распространением христианства этот тип психокультуры становится массовым.

В процессе модернизации религия теряет свое значение, в том числе и как теоретического обоснования психопрактики. Это, на наш взгляд, одна из причин роста психических заболеваний и отклонений в переходном обществе: традиционная психокультура лишается своей эффективности, а новая еще не отлажена.

В евроамериканском варианте индустриального общества культура психической деятельности связана с феноменом психоанализа. Теоретическим обоснованием в данном случае выступает психология, а практические методы и приемы претендуют на звание научных. С другой стороны, в Европе и США растет увлечение дальневосточными культурно-психологическими традициями (дзен-буддизм, синкретические системы современных наставников). Однако и психоанализ, и ориентализм на данный момент большей частью являют собой элитарную психокультуру. Вид массовой же культурно-психологической традиции, к сожалению, приобретают различные способы "ухода от мира": употребление алкоголя, наркотиков и т.п. Своеобразным теоретическим обоснованием подобных методов изменения сознания, на наш взгляд, является культ индивидуализма, который влечет за собой противоестественную разобщенность людей.

Кроме того, в обществе любого типа элементы психокультуры присутствуют в системе воспитания детей.

60-е гг. XX века: изоляция как способ социального поведения

До 1924 года законы США исключали возможность иммиграции из азиатских стран, в том числе и китайцев158. Основная причина существования подобных ограничений - экономическая. Белые граждане США опасались, что китайцы и выходцы из других азиатских стран создадут им конкуренцию на рынке труда, как более дешевая рабочая сила. Особенно это касалось неквалифицированного труда, сферы услуг и мелкой торговли. Необходимо заметить, что такие опасения имели результатом не только закон о запрете на въезд китайцев в страну, но и вызывали предубеждение против людей, имеющих азиатские черты лица159, и стимулировали дискриминацию в отношении уже проживающих в США людей азиатского происхождения.

В 1924 году Конгресс США принял новый иммиграционный закон -Закон Джонсона - Рида. Принципы, установленные этим законом, явились новшеством для американского законодательства и действовали в течение долгого времени. США устанавливали квоты на въезд в Америку для каждой отдельной страны. Количество людей, которым разрешалось ежегодно эмигрировать из данной страны, определялось в зависимости от числа людей из нее, уже проживающих в США. В результате структура иммиграции в течение следующих 40 лет совпадала с уже существовавшей структурой иммигрантского населения. В основном это была иммиграция из европейских стран, но и выходцы из Азии теперь также получили право на въезд в США.

В 1943 году был принят акт Магнусона, отменяющий акты об исключении китайцев. Согласно этому акту, устанавливалась ежегодная квота для китайских иммигрантов в 105 человек. Кроме того, была разрешена натурализация китайских иммигрантов160.

В 1945 году принимается так называемый Акт о невестах войны. Он разрешает въезд в США 118 000 жен и детей иммигрантов -военнослужащих американской армии, включая китайцев161.

Следующий акт, стимулировавший иммиграцию китайцев в Соединенные Штаты - это акт от 9 августа 1946 года, разрешающий въезд китайских жен граждан США безотносительно к системе квот162. Этот акт имел важное значение в выравнивании полового состава китайской диаспоры в США. До этого времени соотношение мужчин и женщин в составе китайской диаспоры в США оценивается как 15:1163.

В 1952 году был принят новый Акт об иммиграции и национальности, известный также как Акт МакКаррана - Уолтера. Этот акт систематизировал и кодифицировал все законы США, имеющие отношение к проблемам иммиграции и национальной политики. Были установлены квоты на въезд в страну в соответствии с происхождением и льготы на въезд для лиц с необходимыми специальностями.

В 1953 году был принят акт, разрешающий въезд в США 214000 беженцев, включая лиц китайского происхождения164.

Вышеперечисленные акты, посвященные вопросам иммиграции, определили демографический состав и социальную структуру китайской диаспоры в первой половине 60-х годов прошлого века. Фактически с них и началось формирование китайской диаспоры как полноценной этнической группы.

Вторая половина 60-х годов ознаменовалась существенными изменениями в иммиграционном законодательстве США, которые вызвали ощутимые последствия в структуре не только китайской диаспоры, но и всего американского общества в целом.

3 октября был принят новый иммиграционный закон, пересматривающий национальные квоты165. Квоты по национальному происхождению были отменены. Акт устанавливал ежегодное ограничение на въезд в страну в размере 170000 человек из Восточного полушария с лимитом в 20000 человек на страну, причем предпочтение отдавалось наиболее талантливым личностям и квалифицированным специалистам, и 120000 человек из Западного полушария безотносительно к ограничению по странам и без системы преференций. Супругам, несовершеннолетним и не состоящим в браке детям, а также родителям американских граждан разрешался въезд без ограничений. Устанавливались требования к трудовым сертификатам с целью проконтролировать въезд квалифицированных и неквалифицированных рабочих. Кроме того, было введено ограничение на въезд беженцев: оно устанавливалось в размере 10000 человек в год166.

Система преференций в полной мере вводилась в действие с 1 октября 1968 года. Преимущества на получение американского гражданства получают квалифицированные специалисты. Помимо квалификации, критериями служат личная одаренность, востребованность специальности, наличие родственников в США167.

Предпочтение отдавалось прежде всего ученым и специалистам технических специальностей. Безусловно, такой подход к построению национальной политики был вызван вступлением США в эпоху научно-технической революции.

Система преференций изменила социальную структуру иммиграционного потока в США. Эта трансформация заметна и в структуре китайской диаспоры, в ее демографическом и социальном составе.

Таким образом, в иммиграционном законодательстве США на первом этапе исследуемого периода произошли существенные изменения, и структура иммиграции первой половины 60-х годов XX века значительно отличается от таковой во второй половине 60-х. Однако 60-е годы - это лишь начальный этап формирования китайской диаспоры как полноценной этносоциальной группы. Поэтому разделять данный этап при исследовании демографического состава и социальной структуры китайской диаспоры на два нам представляется нецелесообразным.

Изменения в иммиграционных законах США вызвали приток новых иммигрантов китайского происхождения. В основном в этот период это китайцы из провинций Гуандун, Фуцзянь, из Гонконга, с Тайваня, а также этнические китайцы, постоянно проживавшие в странах Юго-Восточной Азии, причем иммигранты собственно из Китая составляли не столь большую часть во всем потоке.

За период с 1961 по 1970 год в США въехало 96,7 тыс этнических китайцев168. Количество иммигрантов собственно из КНР составило лишь 34,8 тыс. человек169, причем большая часть иммигрантов из КНР въехала в США после 1965 года: так, например, количество легальных иммигрантов непосредственно из Китая в 1960 году составило 3681 человек, в 1964 году - 5009 человек, в 1965 году — 4057 человек170. Количество беженцев, въехавших в США за период с 1954 по 1965 год составило 9854 человека171. Таким образом, основной поток иммигрантов в данный период состоял из лиц китайского происхождения, ранее проживавших на Тайване, в Гонконге и странах Юго-Восточной Азии. После 1965 года ситуация меняется: увеличивается поток иммигрантов из КНР172.

Основные стереотипы политического поведения китайцев по классическим канонам конфуцианства и даосизма

В основе политического поведения китайской диаспоры лежат традиционные ценности, заложенные в основных религиозно-философских системах - даосизме и конфуцианстве. Такие ценности выполняют функцию базовых стереотипов, формирующих политическую культуру. Причем, поскольку китайская культура является синкретической по своей сути, элементы обоих учений оказали равное влияние на формирование традиционного китайского менталитета.

Рассмотрим ключевые понятия, заложенные в основных традиционных китайских религиозно-философских системах, которые могли оказать влияние на образ действия представителей диаспоры в сфере политики.

Конфуцианская традиция.

Проблемы деятельности в сфере политики, которым уделяется внимание в «Лунь-юй», можно разделить на несколько групп.

1. Проблемы, связанные с общей эффективностью государственного управления (подходы).

Данная группа проблем является для Конфуция центральной. Рекомендации, содержащиеся в «Лунь-юй» по этому вопросу, призваны сделать процесс управления государством (и народом) наиболее эффективным. То есть конфуцианская религиозно-философская система ставит во главу угла не оправдание существующих порядков, а направлена на изменение их с целью повышения их эффективности.

1) Согласно «Лунь-юй», для наиболее эффективного управления государством необходимо, чтобы правитель был добродетелен:

Учитель сказал: "Правящий с помощью добродетели подобен полярной звезде, которая занимает свое место в окружении созвездий"26 .

В принципе, представление о необходимости добродетельности правителя достаточно типично для традиционного общества. В этом представлении проявляется характерное для традиционного общества смешивание принципов политики и принципов морали. Однако в случае с конфуцианской традицией добродетельность является условием эффективности управления:

Учитель сказал: "Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться [от наказаний] и не будет испытывать стыда. Если лее руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд и он исправится"269, тогда как в иных традиционных этических системах добродетельность правителя является необходимой с точки зрения морали. То есть логику конфуцианской традиции в данном случае можно сравнить с логикой концепции просвещенного абсолютизма.

Еще одна общая черта, сближающая конфуцианскую традицию с воззрениями просветителей - это представление о том, что правитель должен наставлять и обучать свой народ:

...Учитель ответил: "Если вы будете в общении с народом строги, то народ будет почтителен. Если вы проявите сыновнюю почтительность к своим родителям и будете милостивы [к народу], то народ будет предан. Если вы будете выдвигать добродетельных людей и наставлять тех, кто не может быть добродетельным, то народ будет старательным й70.

Говоря о необходимой добродетельности правителя, конфуцианская традиция, очевидно, подразумевает собственные представления о добродетели, которые включают в себя понятия долга, человеколюбия, мудрости, соблюдения ритуалов:

Учитель сказал: "Как я должен относиться к людям, которые, находясь наверху, не проявляют великодушия [по отношению к низам], совершают церемонии без почтения, на похоронах не скорбят? ап.

В том, что правитель выступает в качестве наставника и примера для народа, также заключается его добродетельность, а, следовательно, и необходимое условие эффективности управления:

Учитель сказал: "Если личное поведение тех, [кто стоит наверху], правильно, дела идут, хотя и не отдают приказов. Если же личное поведение тех, кто [стоит наверху], неправильно, то, хотя приказывают, [народ] не повинуется,ап.

2) Следующее необходимое условие эффективного управления государством и народом, согласно конфуцианской традиции - это практика системного подхода к искусству управления, обеспечивающая функциональность. Рационализм конфуцианской традиции в данном случае проявляется в стремлении разложить систему управления на элементы, каждый из которых выполняет собственную функцию:

Похожие диссертации на Китайская диаспора в США в 60-е - 90-е годы XX века: опыт цивилизационного взаимодействия