Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

История социально-экономического и этнокультурного развития хотогойтов Монголии (XIX - начало XX вв.) Чулуун Сампилдондов

История социально-экономического и этнокультурного развития хотогойтов Монголии (XIX - начало XX вв.)
<
История социально-экономического и этнокультурного развития хотогойтов Монголии (XIX - начало XX вв.) История социально-экономического и этнокультурного развития хотогойтов Монголии (XIX - начало XX вв.) История социально-экономического и этнокультурного развития хотогойтов Монголии (XIX - начало XX вв.) История социально-экономического и этнокультурного развития хотогойтов Монголии (XIX - начало XX вв.) История социально-экономического и этнокультурного развития хотогойтов Монголии (XIX - начало XX вв.) История социально-экономического и этнокультурного развития хотогойтов Монголии (XIX - начало XX вв.) История социально-экономического и этнокультурного развития хотогойтов Монголии (XIX - начало XX вв.) История социально-экономического и этнокультурного развития хотогойтов Монголии (XIX - начало XX вв.) История социально-экономического и этнокультурного развития хотогойтов Монголии (XIX - начало XX вв.)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чулуун Сампилдондов. История социально-экономического и этнокультурного развития хотогойтов Монголии (XIX - начало XX вв.) : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.03 : Москва, 2004 203 c. РГБ ОД, 61:04-7/1024

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ХОТОГОИТЫ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОНГОЛИИ

I.I. Хотогойты на исторической арене

LII. Этнический состав и происхождения хотогойтов

I.III. Нравы и обычаи: материальная и духовная культура

ГЛАВА И. СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ХОТОГОЙТОВ

ILL Административно-территориальное деление: уделы (монг. хошунов) в составе Дзасагтухановского аймака

II.IL Социальные слои общества хотогойтов и их взаимоотношения

П.Ш. Место и роль хотогойтов в жизни монгольского общества

ГЛАВА III. ТИПЫ И ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОТОГОЙТОВ

III.L Кочевое скотоводство как основа хозяйства

III.II. Другие формы хозяйства (охота, земледелие, собирательство, домашние промыслы и ремесла)

III.IIL Торговые отношения хотогойтов с России и Китаем

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ МАТЕРИАЛОВ

КРАТКИХ СЛОВАРЬ МОНГОЛЬСКИХ ТЕРМИНОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение к работе

Объект исследования.

Объектом исследования является история народности хотогойтов; одной из многих этнических групп в составе монгольского народа, проживающих в северо-западной части Монголии, на границе с Россией. Хотогойты сыграли важную роль в формировании этнокультуры и истории монгольского общества XIX - начале XX вв. Предмет исследования.

1. Исследовать появление хотогойтов на исторической арене, с учетом особенностей материальной и духовной культуры этого народа на фоне общего исторического положения Монголии в XIX - начале XX вв. 2. Исследовать место и роль хотогойтов, их социальную структуру, организацию, особенностей административного устройства, экономическую и хозяйственную деятельность. Хронологические рамки и их обоснование.

Хронологическими рамками диссертационного исследования являются XIX - первая четверть XX вв., что во многим обусловлено малоизученностью выбранного периода. Хотогойты несколько раз переселялись, их территория была местом конфликтов. На рубеже XYIII-XIX вв. область расселения хотогойтов оказалась вне контроля маньчжурской династии Цин и соответственно не сохранились источники, связанные с их контролем над подвластным населением. В начале XX в. были ликвидированы монастыри хотогойтов и уничтожены архивные документы.

Верхняя граница предлагаемой хронологии обусловлена крупнейшими политическими изменениями в регионе, вызванными Монгольской народной революцией 1921 г.

Актуальность темы исследования.

Этнографическое изучение хотогойтов представляет значительный научный интерес благодаря их известной роли в формировании этнокультуры и исторической общности монголов.

Хотогойты, как этническая группа, мало изучены, особенно в историко — этнографическом плане. В связи с этим возникает необходимость всестороннего изучения этой этнической группы, особенно её места и роли в социально — экономической жизни монгольского общества в XIX - начало XX вв.

Этногенез и этническая история хотогойтов является неотъемлемой частью истории Монголии, поэтому изучение их истории, культуры, социально — экономического развития важны для понимания исторического развития Монголии в целом. Этническая история хотогойтов представляет значительный интерес для исследования этнических взаимовлияния и взаимосвязей как собственно монгольских, так и тюркских народов (тувинцев, алтайцев и др.), их происхождения и специфика исторических процессов. Мы в своём исследовании остановимся на образовании историко — этнографических групп у хотогойтов.

Всё это обуславливает выбор темы диссертации. Научная значимость и новизна исследования.

Новизна научного исследования состоит в том, чтобы определить место и роли хотогойтов в этнической стратиграфии, их места в общественной жизни Монголии Х1Х-нач. XX вв.

1. Впервые вводятся в научный оборот ряд архивных материалов и документов, связанных с историей хотогойтов.

2. Исследуется история хотогойтов с историко-этнографических позиций на основе новых документов и материалов.

3. Делается попытка определить и исследовать этногенез хотогойтов с позиций современной науки.

4. Рассматриваются структура административного устройства, вопросы границы хотогойтских хошунов, особенности материальной и духовной культуры хотогойтов.

5. Для изучения темы в сравнительно-историческом плане мы использовали фактический материал и обобщающие выводы учёных по истории якутов, бурят, алтайцев, тувинцев, киргизов и тунгусов.

Методология и принцип исследования.

В своей работе диссертант руководствовался принципом историзма, сравнительного анализа и синтеза исторических фактов. Цель и задачи исследования.

Основная цель диссертационной работы заключается в комплексном исследовании этнической истории, традиционного хозяйства, социальной структуры хотогойтов XIX — начало XX. Для достижения поставленной цели автор обозначил ряд задач:

1 .Исследовать историю хотогойтов с историко-этнографических позиций на основе новых документов и материалов.

2.Рассмотреть структуру административного устройства, особенности материальной и духовной культуры хотогойтов.

3. Проанализировать этногенез хотогойтов с позиций современной науки. Характеристика источников.

Для написания диссертационного исследования были привлечены следующие источники: письменные памятники, архивные материалы, опубликованные этнофафические работы, а также собственные полевые материалы автора диссертации.

Главными письменными источниками для изучения хотогойтов являются «Сокровенное сказание Монголов», «Сборник летописей», написанный в 1300-1311 гг. Рашид-ад-дином, и «История династии Юань»1. В них имеются

1 Монголии нууц товчоо. {Сокровенное сказание монголов). Введение, транслитерация текста, перевод и комментарии, подготовка текста к изданию. Б.Сумъяабаатар. - УБ., 1990; сведения о происхождении родов и племен, впоследствии составивших этническую группу «Хотогойты». Из китайских источников по истории раннего средневековья Монголии прежде всего следует отметить «Юань ши», т.е. Историю монгольской династии Юань, правившей в Китае с 1280 г. по 1368г. Юань-ши была переведена с китайского на монгольский язык полностью, на русский же-частично1. Кроме упомянутых сочинений, существует ряд других китайских источников, относящихся к этой теме.

Для изучения этнических групп монголов периода XIX- начала XX вв. наибольшее значение имеют собственно монгольские исторические сочинения, к которым относятся главным образом генеалогии и летописи.

Более поздние монгольские исторические источники, особенно XYII-XYIII вв., в том числе такие, как «Шара туджи», «Алтан тобчи» Лубсанданзана, «Асрагчи нэртийн туух», созданная халхаским князем Жамба, «Эрдэнийн тобчи» Саган Сэцэна дают подробные сведения о событиях, связанных с жизнью княжеских родов, времени формирования данной этнической группы монголов2. Есть также сведения о генеалогии хотогойтских князей.

В генеалогических таблицах, составляющих часть «Шара туджи», упоминаются имена хотогойтских князей, живших в самом конце XYIII в. Ценность «Шара туджи» определяется сведениями о халха-хотогойтских, в том

Рашид-ад-дин. Сборник летописей. Том. I—III. Перевод с персидского Л.А.Хетагурова. М, 2002; "Yani ulus-yin teuke" (Истории династии Юань). Том. 1-210., Перевод с китайского языка. Ч.Дандаа. Рукопись Публичная библиотека Монголии. (Далее ПБМ).

1 Н.Я.Бичурин. История первых четырех ханов из дома Чингисова. Переведено с китайского монахом Иакинфом. - СПб., 1828.

2 Шара туджи. Монгольская летопись XYII в. Сводный текст, перевод, введение и примечания Н.П.Шастиной. - М-Л., 1957; Лубсанданзан. Алтан тобчи. (Золотое сказание). Перевод с монгольского, введение, комментарии и приложения Н.П.Шастиной. - М., 1973; Byamba. Asaray6i nereti-yin teuke (История Асрагчи-нэрэту). Перевод со старомонгольского, введение, комментарии и приложения Х.Пэрэнлэй. - УБ., 1960; I.J.Scmidt. Ceschichte der Ost- Mongolen und ihres furstenhauses. Verfasst von Ssanang Chungaidschi der Ordos. St. 1829. числе ойратских, племенах и подробными генеалогическими таблицами княжеских родов.

В историческом сочинении Галдана «Эрдэнийн эрх» впервые упоминается о шести родах, составлявших «Хотогойты» в середине XYIII в, тоос (toyus), халиучина (haligucin), их хотогойты (yeke hotayayitu), бага хотогойты (baya hotayayitu), мингаты (miynyad) и шижинууд (Sijinuyud)1.

Второй группой источников по праву считаются ойратские источники XYIII века, написанные на тодо бичиг, (ясное письмо). Рукописи «История четырех ойратов» Баатар Убаши, «Повесть о четырех ойратах» калмыцкого врача Гаван Шарава и неизвестного автора «Повествовательная история четырех ойратов» содержат весьма интересные данные о племени «хойты». Несмотря на отсутствие в источниках, прямых указаний о хотогойтах, именно «хойты», безусловно, сыграли главную роль в формировании хотогойтов.

К концу XYI и началу XYII в. относится небольшая повесть «История Убаши-хунтайджи и его войны с ойратами», посвященная неудачному походу героя повести против ойратов. «История Убаши-хунтайджи»3 не является произведением аристократическая литературы, а представляет собой запись и литературную обработку устного сказания, и знаменовало возрождение литературы, продолжение традиций, нарушенных в после Юаньский династии. В этих летописях есть сведения, что впервые этноним хотогойты появилось в

1 А.М.Позднеев. Монгольская летопись «Эрдэнийн эрихэ» с пояснениями, заключающими в себе материалы по истории Халхи с 1639 г. по 1736 г. - СПб., 1883; Галдан. Эрдэнийн эрхи. {Драгоценные четки). Перевод с монгольского, введение, комментарии и приложения Ц.Насанбалжира. - УБ., 1960.

2 Durben Oyrad-un teuke. Рукопись. Архив филиала Института востоковедения РАН в Санкт- Петербурге; Габон Шараб. Сказание об ойротах, (Durben Oyrad-un taguju). Рукопись. Архив филиала Института востоковедение РАН в Санкт-Петербурге. Е.-66. 325. №15. 536.

3 САКозин. Ойратская историческая песнь о разгроме халхасского Шолой-Убаши- хунтайджи в 1587 г. //Советское Востоковедение. Т.4, - Лг., 1947, с. 91-104. связи с именем Джунгарского Хара-Хула, что может служить подтверждением того, что хотогойты входили в состав ойратов.

Традиция составления исторических летописей продолжалась и во времена правления маньчжурской династии. Характер то, что летописи, так же как и раньше, недостаточно четко отличали легенды от истинного факта. Кроме того, в позднейших летописях стало больше сказываться влияние ламаистской идеологии, а также и проманьчжурские настроения аристократии. К этим источникам относятся и некоторые вышеуказанные монгольские летописи, составленные в XIX в, например, «Bolor toll» и «Bolor erike»1.

В источниках начала XYIII конца XIX вв. «Altan kurdun mingyan kegesutii bicig», «История Борджигидов» Ломи, «Кике teuke» и «Gangga-yin urusyal» содержится немало данных о княжеских родах Ашихая и Лайхура, под властью которых находились хотогойты. В рукописи Жамбадоржа «Bolor toli» есть данные о национально-освободительном движении в середине XYIII в, сыгравшам большую роль в истории хотогойтов.

Прямым источником по истории хотогойтов является «Илэтхэл шастир»3, изданная в начало XIX вв. Во многих томах этого большого труда мы можем найти богатый материал об исторических событиях, в частности о политической деятельности хотогойтских князей, об их кочевьях и др.

«Илэтхэл шастир» представляет собой своеобразные генеалогические списки, содержащие сведения о многочисленных хотогойтских князьях и краткие их биографии.

Маньчжурские источниким «Энх Амгалан хааны бодлогын бичиг» (Хроника правления императора Канси), «Дайчин улсын магад хууль» (Основные законы Великой династии Тайцзинь)1 дают общее представление о монгольском обществе описываемого периода. Большое значение имеют правовые источники рассматриваемого периода, т.е. сборники законов и «Гадаад Монголын торийг засох явдлын яамны хууль зуйлийн бичиг» . Из сборников законов маньчжурского периода самым значительным является «Халх журам»3. Под таким названием известен сборник законов трех халхаских хошунов, изданный в 1709 г. В нем имеется много данных, отражающих социальные отношения в Монголии не только в маньчжурский период, но и в более ранние времена. Кроме этих документов есть некоторые официальные источники.

По истории монгольского теократического государства 1911-1919 гг. существуют и другие ценные источники. Летописи эти по своему типу ничем не отличаются от исторических сочинений предшествующего периода и представляют собой все ту же историю князей. В1918-1919 гг. была написана официальная история Монголии под названием «Зарлигаар тогтоосон монгол улсын шастир» вії томах . В этом труде можно найти сведения об истории хошунов, генеалогических корнях князей и других исторических событиях.

Все указанные сборники содержат богатый материал для выяснения общественного строя монголов и характеризуют бесправное положение аратства. Материалы по этим вопросам есть также в документах и переписке маньчжурского правительства и хотогойтских князей. Эти документы еще недостаточно изучены.

Нельзя не упомянуть богатейшую коллекцию архивных документов периода маньчжурского господства и теократической власти в Монголии, хранящихся в Государственном историческом архиве в Монголии. Документы на монгольском и маньчжурском языках в Государственном историческом архиве, относящиеся к периоду от XYIII - начало XX вв., составляют ценный источник по нашей теме. Документы эти очень многообразны. Среди них следует выделить переписку между Улясутайским джанжином (воено-начальник - С.Ч) и чиновниками Министерства иностранных дел, в которых зафиксированы некоторые данные о переписи населения и скота, заметки о китайских купцах и налогах2.

В работе над главами о материальной культуре диссертантом использованы музейные коллекции краеведческих музеев в Хубсугульском и Дзабханском аймаках, а также некоторые коллекции Монгольского Государственного исторического музея в Улан-Баторе3. Раздел исторической этнографии хотогойтского народа написана в основном по музейным материалам и на основании архивных источников.

Рукопись «Засагт хан аймгийн олон хошууны туух» (История хошунов Дзасагтухановского аймака)1, сочиненная в конце XIX в., по праву считается очень ценным источником, поскольку в ней содержатся очень важные сведения об истории хошунов, генеалогических корнях князей, некоторых исторических событиях, о территории, населении, поголовые скота и уртонах хотогойтов.

Недавно в Монголии обнаружена одна интересная рукопись -«Засагт хан аймгийн чухал хэргиин дане» (Сборник важнейших материалов Дзасагтухановского аймака) . Эту рукопись диссертант вместе с другими коллегами обработал и издал с примечаниями и введением. В рукописи сохранились богатые сведения об общественно-экономической жизни северозападной Монголии в Х1Х-начало XX вв., об образе жизни народа, истории хошунных границ.

Государственный исторический архив в Улан-Баторе систематически публикует наиболее ценные материалы по истории монгольского народа в XIX-XX вв. Также Институт истории Академии наук Монголии издал несколько интересных документальных сборников о социально-экономическом и политическом состоянии Монголии в маньчжурский и теократический периоды. Монгольские историки Л.Дэндэв, Ш.Нацагдорж, Ц.Насанбалжир, О.Чимэд, Ц.Шархуу, Ц.Балжиргарма и др. провели большую работу по

1 Засагт хан аймгийн олон хошууны туух. (История хошунов Дзасагтухановского аймака). Рукопись. ГЦИА.

2 Засагт хан аймгийн чухал хэргиин дане. (Сборник важнейших материалов Дзасагтухановского аймака)., Подготовка текста к изд., введение и примечания. ГЛДашням, На.Сухбаатар, С.Чулуун. - УБ., 2002.

3 Л.Дэндэв. Манжаас Монголыг эзэрхийлеэн уеийг илэрхийлеэн туухт хэрэглэгдэхуун. (Исторические материалы о покорении Монголии маньчжурами). Рукопись. Институт истории МАН; Дврввн аймгийн алба тэгшитгэсэн дане. (Распределение налогов по четырем аймакам). Подгот. к печати, введ. Ш.Нацагдорж, Ц.Насанбалжир). - УБ., 1962; Чингунжаваар удирдуулсан ар монгол дахь тусгаар тогтнолын зэвеэгт тэмцэл. Эх бичгуудийн эмхтгэл. (Борьба за независимость под руководством Чингунжава в Северной Монголии в 1 755-17 изучению и систематизации источников на маньчжурском и старомонгольском языке. Из этих сборников можно почерпнуть интересные сведения об хотогойтах.

Упоминание о хотогойтах имеются в путевых заметках многих русских путешественников, торговцев, официальных лиц и послов, побывавших в Монголии и проходивших через неё с конца XIX в., а также в исследованиях русских востоковедов, посвященных хотогойтам1, которые дают немало материалов по этнографии и истории хотогойтов. Другими словами, заметки русских путешественников XIX- начала XX веков дополняют другие историко-этнографические источники по нашей теме.

Из китайских источников нам были доступны лишь те, которые переведены на европейские языки. Большинство этих источников широко известно востоковедам, например, «Мэн-гу-юу-му-цзи» (Записки о монгольских кочевьях) , - своеобразная историко-географическая энциклопедия о монгольских кочевьях. В ней можно найти сведения о том, когда и кому из хотогойтских князей был пожалован маньчжурским правительством тот или иной хошун; иногда встречаются сведения о том, кто из хотогойтских князей вступал в переговоры с русскими.

В середине XX века некоторые монгольские этнографы и филологи работали в полевых экспедициях среди хотогойтов Монголии1.

С 1999 года диссертант совершил 4 экспедиции и 2 краткосрочных поездки к хотогойтам: в июле и сентябре 1999 г. —экспедиции в хошуны Дурэгчи-вана и Цогтой-вана; в июне -июле 2000 г. —экспедиции в хошуны Ахай-бэйс и Дурэгчи-вана хошунах; в августе 2001 и в июле 2002 гг.- поездки в хошун Ахай-бэйс.

Диссертант неоднократно работал с зарубежными учеными из Японии, Америки, Новая Зеландии и Швеции в археолого-этнографическими экспедиций в полевых условиях.

Количество архивных документов, путевых заметок и др., используемых для исследования хотогойтов, весьма многочисленны, но по сравненнию с

1 С.Бадамхатан. 1972 онд Хввсгвл аймгийн хотогойд, Увсын илжигиний нутагт ажилласан хээрийн шинжилгээний тайлан. {Отчет этнографической экспедицию в Элджигина и хотогойтов). Рукопись. Института истории МАН; Ж. Цолоо. 1963 онд Хввсгвл аймгийн нутагт явуулсан хэл шинжлэлийн тайлан. {Отчет лингвистической экспедицию по Хубсугулъские аймака). Рукопись ИлиЛИ. МАН.

2 С. Чулуун. 1999 онд Хввсгвл, Завхан аймагт ажилласан Монгол-Японы хамтарсан археологи- эртний бичиг судлалын хээрийн шинжилгээний ангийн вдрийн тэмдэглэл. {Отчет совместной монголо-японской полевой эпиграфо-археологической экспедиции в Хубсугульском и Забханском аймаках в 1999 г). — Фонде Института истории МАН. — УБ., 1999; С.Чулуун. 2000 онд Хввсгвл аймагт «Дэлхийн ввийг хамгаалах» тбслббр «Бее мвргвлтэй ард тумэн ба Хввсгвл нуур» твслийн угсаатны зуйн судалгааны тайлан. //Chuluun and Erdenebold. Report of site expedition for Hovsgol and Tsaatan Shamanistic landscape. Institute of History the Sciences Academic. - UB., 2000; С.Чулуун. 2001 онд Хввсгвл аймагт «Дэлхийн ввийг хамгаалах» твслввр «Бвв мвргвлтэй ард тумэн ба Хввсгвл нуур» тослийн угсаатны зуйн судалгааны тайлан. //Chuluun. Report of site expedition for Hovsgol and Tsaatan Shamanistic landscape. 2001. Institute of History the Sciences Academic. - UB. 2001; С.Чулуун. 2002 онд Хввсгвл, Булган аймагт ажилласан хээрийн шинжилгээний ангийн тайлан. {Отчет о работе полевой экспедиции в Булганском и Хубсугульском аймаках в 2002 гг.). — Фонде Института истории МАН. - УБ., 2002. другими этническими группами их недостаточно. Причиной дефицита исторические документов является то, что хотогойты несколько раз переселялись, их территория находилась на местом конфликтом и боевых действий между халха и ойратами, а также то, что они жили далеко от центра. Кроме этого в начале XX в. были ликвидированы их монастыри, архивные документы были уничтожены. Историографический обзор.

В исследованиях монгольских и иностранных ученых проблемы этнической истории Монголии, социально-экономического развития различных этнических групп монгольской нации занимают важное место.

Монгольские ученые добились немалых успехов в изучении материальной и духовной культуры монгольского народа, их исследованиях служат ориентиром и установкой при исследовании истории хотогойтов XIX-XX вв.

Диссертант опирался на труды ученых, исследовавших историю хотогойтов. Так, во втором томе трехтомной «Истории МНР», подробно описано антиманьчжурское движение под руководством Чингунджава Хотогойтского. Чингунджав создал повстанческие отряды, которые длительное время помогали ойротам вести борьбу с маньчжурами. Кроме того, рассказывается о политической деятельности хотогойтского Алтын-хана, об его отношениях с Русским государством, а также об административном делении хотогойтов1.

В первом томе трехтомника «Этнография монголов», изданного в 1988-1995 гг., говорится о родоплеменном составе хотогойтов, входящих в состав Халха, главного этноса современных монголов, о хозяйственном и

экономическом положении, материальной и духовной культуре, этнической истории и взаимоотношених хотогойтов с соседями1.

В «Этнолингвистическом атласе МНР», фундаментальном труде монгольских лингвистов и историков, приведены подробные схемы расселения всех этнических групп населения Монголии, распространения диалектов, список родовых и племенных названий в древности и в настоящее время, карты административного устройства и районирования в разные периода истории страны. Все это представляет большой научный интерес для этнографов и лингвистов .

В трудах написанных монгольскими историками, этнографами и лингвистами Ж.Цэвээном, Д.Гонгором, Ш.Нацагдоржем, Н.Ишжамцем, С.Пурэвжавом, Ж.Цолоо, А.Очиром, Х.Нямбуу, С.Бадамхатаном, Б.Цэрэлом3 исследованы некоторые вопросы об этнической истории хотогойтского народа.

Историк С.Пурэвжав впервые попытался изучить происхождение, административную структуру хотогойтов. Он показал, что кто является предками хотогойтов, их отношение к русскому государству, а также родоплеменной состав, этноним и другие вопросы. Автор широко использовал исторический и этнографический материалы, исследовал этногенез и этническая история хотогойтов с XYI по первую четверть XX в., а также их взаимоотношения с ойратами. С.Пурэвжав излагает свои выводы относительно причин объединения хотогойтов с халхасцами в XYI в., кратко описывает их социально-административные положение в период маньчжурского господства в Монголии. Его исследования стало для ориентиром для дальнейшего изучения этого вопроса.

Лингвист Ж.Цолоо первым среди монгольских ученых руководил полевой экспедицией, изучающей местные диалекты хотогойтов. Этим он впервые зафиксировал такие роды, как тогруутан, хавхчин, мянгад, зэлмэн, дуутан, хэрдэг, гумжина.

Историк Н.Ишжамц в монографии, исследуя национально-освободительную борьбу хотогойтов с маньчжурами, широко использовал маньчжурские, монгольские и китайские источники.

Этнограф С.Бадамхатан в труде «Хубсугульские Дархаты», говоря о происхождении дархатских родов и этнокультуры, подчеркнул политическое влияние дархатских князей в формировании некоторых хотогойтских родов, в том числе оолд, тайджнар и оймуд и др. Автор выяснил, что дархаты, как и отношении на стыке монгольских и тюркских народов, впитали в себя многие элементы культуры народов Саяно-Алтайского нагорья.

Историк А.Очир, исследуя этническую историю ойрат-монголов, рассматривает хотогойтов как ветвь хойтов, входящих в состав дурбэн-ойратов, как этнолингвистическую часть ойратской группы. Он составил перечень родов хотогойтов и обзорную карту земель их хошунов.

Итак, труды монгольских ученых, исследовавших хотогойтскую этническую группу и ее социально-хозяйственное положение, имеют важное значение, но недостаток состоит в том, что их исследования носили отрывочный характер, в них недостаточно полно использованы источники, архивные материалы и научные труды по ряду вопросов, информация в труды исследователей повторяется.

До настоящего времени история и этнография хотогойтов не была предметом специального монографического исследования.

Наряду с архивными и письменными источниками1 в разделах по этногенезу и этнической истории хотогойтов диссертант использовал материалы своих полевых исследований.

Вопросы истории и этнографии хотогойтов конца XIX в. занимались ученые России и других стран.

1 С.Чулуун. Хотгойдын зургаан отгийнхны угсаа-хамаадлын асуудалд. (К вопросу об этнической принадлежности хотогойтских отоков). //Туухийн судлал. Т. XXXII. F. 14. -УБ., 2000; С. Чулуун. Хотгойдын чулун, цоогон, хосор, оймууд овгуудын гарал-угсаа, тархац, туухийн асуудалд. (К вопросу об этническом происхождении, расселении и истории хотогойтских родов чулун, кусыр, дотон, цоогон и оймуд). //Проблемы этногенеза народов Центральной Азии. - УБ., 2002; С. Чулуун. Некоторые вопросы происхождения и этнического состава хотогойтов (XYII-начало XX вв.). //Исторические исследования. Т. III. F.14. - У Б., с. 98-105.

В историко-этнографические изучение хотогойтов внесли свой вклад русские ученые Г.Н.Потанин, А.М.Позднеев, А.П.Свечников,

Б.Я.Владимирцов, Г.Е.Грумм-Гржимайло, И.М.Майский, Н.П.Шастина, Г.Е.Марков, Л.Л.Викторова, Н.Л.Жуковская, Х.Ц.Ральдин,

Л.Ш.Чимитдоржиева и др1.

В их трудах можно найти огромное количество интересных материалов связанных с материальной и духовной культурой хотогойтов, их местные диалекты, особенности административного и социально-экономического положения. Так, Г.Н.Потанин собрал огромный материал по этнографии и фольклору монголов. Побывав в Северо-западной Монголии, он считал хотогойтов омонголившимися тюрками и причислял их к одной из народностей Саяно-Алтайского нагорья. (Однако многие данные языка и культуры хотогойтов свидетельствуют о том, что они являются частью халхасцев.). Автор впервые зафиксировал о территориальные границы пяти хотогойтских хошунов, собрал данные о некоторых родах хотогойтов и в изложил легенды об их происхождении.

А.М.Позднеев, путешествуя в конце XIX по Монголии, прошел по землям двух хошунов хотогойтов Дзасагтухановского аймака и оставил заметки об археологических памятниках региона, о топонимике, землевладение хутугтов, их верованиях хотогойтов.

В начале XX в. Россия посылала в Монголию многочисленные торговые экспедиции. Они изучали рыночную возможность рынка Монголии и развития русской торговли и промышленности. А.П.Свечников, путешествуя по Северозападной Монголии, исследовал экономическое положение края. В его книге «Русские в Монголии», содержатся данные о торгово-экономическом положении хотогойтов.

Выдающийся российский монголовед, академик Б.Я.Владимирцов в ходе сравнительного исследования монгольских языков, пришел к выводу о переходном характере хотогойтской устной речи между халхасской и ойратской речами.

И.М.Майский в начале XX в. на базе собранных им материалов в книге «Современная Монголия» привел количественные данные о населении и монастырях, описал хозяйственное и имущественное положение пяти хошунов хотогойтов того времени.

Этнограф, НЛ.Жуковская на основе материалов полевых экспедиции, проведенных среди хотогойтов, исследовала погребальные обряды, семейные отношения, их хозяйство. Она опубликовала статью об особенностях погребальных обрядов хотогойтских князей1.

Исследования русских этнографов О.Долгих, А.П.Потапова о родоплеменном составе народов Сибири, об этнической истории алтайцев, тувинцев и других народов имеют важное значение для исследования этнокультурного взаимодействия тюркоязычных народов с хотогойтами.

При этом следует учитывать, что изучение хотогойтов в трудах этих ученых осуществлялось не прямо, а косвенно, через изучение истории халха-монголов, тувинцев, бурятов и алтайцев.

Следует отметить вклад крупнейших путешественников, ученых России, открывших блестящую страницу в исследованиях Центральной Азии вообще и Монголии в частности. В трудах, Г.Е.Грумм-Гржимайло, Н.М.Пржевальского и др, мы находим описание быта и нравов Монголии конца XIX в., отдельных исторических событий, которые им пришлось наблюдать во время своих путешествий.

Ученые многих стран также изучали историю монгольского общества того времени, однако в их трудах о хотогойтах имеются отрывочные данные: Х.Ховорс, М.Куран, Дж.Бэдли и японские учение Таяама Шигэру и Ока Хироки и др. Наиболее значительными являются работы Дж.Бэдли по истории монголов XYII-XIX вв., Т.Шигэру и Х.Ока по социальной структуре Монголии в период господства Маньчжурской династии.

Но, к сожалению до сих пор отсутсвуют обобщающие труды по истории и этнографии хотогойтов, об их роли в общественной жизни Монголии в XIX-начале XX вв. Поэтому на основе исторических источников, архивных материалов, научных трудов есть необходимость более глубокого историко-этнографического изучения хотогойтов — одного из значительных этнических групп Монголии. Практическая значимость исследования.

1. Путем исследования вопросов социально-экономического и этнокультурного развития хотогойтов XIX-XX вв. мы имеем возможность более полного изучения процессов социально-экономического развития Монголии. Результаты исследования могут быть использованы при написании научных трудов и учебных пособии.

2. Данное исследование вводит в научный оборот новые материалы для изучения этнической истории монголов, это будет способствовать выяснению ряда дискуссионных вопросов истории хотогойтов.

3. Проведенное исследование даёт возможность узнать генеалогию хотогойтов, этническую историю, особенностей хозяйственной и культурной жизни, с тем чтобы возродить и сохранить их традиции и культуру для последующих поколений.

Апробация.

Основные положения работы получили апробацию в Монгольском государственном университете на кафедре истории, а также в докладах диссертанта на международных конференциях «Монголоведения в новом тысячелетия» (Элиста, 2003), «История национальная одежда в Монголии» (Монголия, 2003), на методологических семинарах и конференциях. По теме диссертации опубликовано 12 научных работ.

Структура и объем диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав (9 разделов), заключения; приложения, списка источников и литературы. Объем диссертации составляет 200 страницах машинописного текста.

Хотогойты на исторической арене

Период ханской раздробленности в Монголии ведет свое начало с конца XIY в. и длился около трех столетии1.

В начале этого периода монголы населяли огромную территорию: от Байкала и предгорье в Хингана на востоке до Тянь-Шаня на западе, от верховьев Иртыша и Енисея на севере и до Великой китайской стены на юге. В историко-географическом отношении она делилась на три крупные части: Южную (Чахар), Северную (Халха), и Западную Монголию (Ойраты), которые в свою очередь, дробились на множество мелких княжеских владений2.

К концу XYI и началу XYII Монголия продолжил находиться в состоянии раздробленности. В основе этого процесса лежит социально-экономическое и политическое укрепление местных феодов-правителей улусов.

В дальнейшем, по мере роста хозяйственной самостоятельности ханство, по мере того как вассалы (монг., хамджилга) становились экономически все более независимой от своих сюзеренов, ослабевали те узы, которые когда-то привязывали вассалов к сюзеренам и ставили первых в зависимость от вторых.

К началу XYII в. процесс раздробления Монголии на отдельные княжества сопровождался бесконечными войнами. Наряду с ним наблюдалась и другое явление-это стремление объединить монгольские племена под властью хана путем войны и насилия, путем создания кочевой монархии3. Таких попыток в XYII в. было несколько. В начале XYII в. происходили и более мелкие попытки объединения, охватывавшие небольшие территории и немногие племена. В результате этих тенденций в Халхе к начале XYII в. выделились три крупнейших ханства: Дзасагтухан, Цэцэн-хан и Тушету-хан. Но еще на рубеже XYI-XYII веков, на северо-западе и севере обширной территории Дзасагтухановского аймака западного крыла Халхи, от Хубсутула до Убса-нура под властью Тумэндарь-дайчин-хотогур-хунтайджи из рода Гэрэсэндза находилось племя под названием хотогойты.

Впервые название хотогойты появилось в монгольских исторических источниках «История Шолой-Убаши-хунтайджи»1 в связи с упоминанием Ойратского Хара-Хула, что служит подтверждением того, что хотогойты входили в состав ойратов.

Хотогойты — ответвление западно-монгольского племени хойтов. До Шолоя Алтан-хана хотогойты зависели от князей Западной Халхи Ашихай-дархан-хунтайджи хана и Лайхора. Этот вопрос рассматривали Г.Н.Потанин, Б.Я.Владимирцов, Ж.Цолоо, С.Пурэвжав. Кроме того, одним из важных свидетельств является то, что они сами связывают свое происхождение с хойтами.

По мнению ученых, хойты попадали под юрисдикцию халхасского Засагтухана еще раньше, с конца XYI века. Иными словами, во времена Лайхора, внука Ашихай-дархан-хунтайджи, когда произошли несколько военных столкновений между халхами и ойратами, возможно Лайхор отторгнул и захватил под свою власть часть хойтского аймака от ойратов . Некоторые ученые считают, что хотогойты были включены в состав правого крыла Халхи только в конце XYI века, до времени Лайхора среди халхасцев не упоминается их название . Так или иначе, некоторая часть аймака хойт из ойратского объединения, в конце XYII в, во время халха-ойратской междоусобицы под властью Засагтухана а впоследствии была под властью потомков Тумэндарь-дайчин-хотогур-хунтайджи, второго сына Ашихай-дархан-хунтайджи.

Точно не установлено, когда и в какое время хотогойты перекочевали в Халху и стали составлять основное население княжества Алтын-ханов. По предположению С. Пурэвжава, еще до 70-х гг. XVI в., т.е. задолго до Алтын-хана Шолоя-убаши хотогойты зависели от Лайхора3. По другим данным, хотогойты были увезены из Ойратии Шолоем в ходе его вооруженных выступлений против ойратов. Некоторые ученые высказывают мнение о том, что процесс объединительных действий чоросского князя Хара-Хулы и его сына Батур-хунтайджи, создание Джунгарского ханства в Западной Монголии в начале XVII в. вызвали уход значительных групп ойратских племен в другие края (торгуты ушли в Южную Сибирь, затем перебрались на Итиль, т.е. Волгу), хошуты перебрались в Куку-нор, а хотогойты в северо-западную Халху). Возможно, учитывая хорошие пастбищные условия северо-запада Дзасагтухановского аймака Халхи, сами хотогойты перекочевали туда. Одним словом, этот вопрос требует дальнейшего исследования.

В начале XYII в. Шолой-Убаши-хунтайжди сына Тумэн-даря государство намного усилилась как ханство Алтын-хана. Исторические факты свидетельствуют о том, что основное население княжества Алтын-ханов составляли хотогойты.

Шолой-Убаши-хунтайджи был первым из Алтын-ханов1, основателем, с которым столкнулись русские в верхнем течении Енисея в начале XVII в2. О нем в «Истории Асарагчи» содержатся следующие скупые сведения: «старшем сыне Тумэндарь-дайчин-хотогур-хунтайджи, внуке Ашихай-дархан-хунтайджи, называется Шолой Убаши со званием хунтайджи»3.

В трудах историков Сибири, в частности Г.Ф. Миллера и И.Е. Фишера, часто упоминается Алтын-хан и приводятся некоторые сведения о его княжестве и связях с Россией4. Русские источники называют это княжество «царством Алтын-ханов» (царством Золотых царей)5. С первой половины XVII в. оно играло видную роль в истории монголов, не раз в военных столкновениях войско этого ханство одерживало верх над ойратами и представляло серьезную опасность для племен Южной Сибири.

Административно-территориальное деление: уделы (монг. хошунов) в составе Дзасагтухановского аймака

Исследование общественной структуры и социальной организации хотогойтов XIX-XX веков требует необходимости изучения их административного устройства, границ обитания и территориального деления.

Хотогойты занимали северо-западную часть Монголии с преобладанием горного, частично равнинного рельефа. Административное устройство, социальная организация хотогойтов, в рассматриваемый нами период хотя особо не отличались от халха-Монголии, но тем не менее имели кое-какие отличия.

Монголия в XIX- до начала XX вв. находилась под властью Маньчжурской империи и административная системе Монголии была введена маньчжурском правительством. В основу этой системы маньчжурскими императорами были положены принципы военизированной структуры администрации в целях быстрой мобилизации в военное время конной армии, а также для прикрепления монгольских аратов к земле в форме уделов (монг. хошунов) во главе с наследственным правителем — «дзасаком»1. С целью упрочения своей власти маньчжуры реорганизовали систему административного устройство Монголии. Старое деление Монголии на улусы, тумэны, отоки было ликвидировано, и территория страны была разделена на хошуны - княжеские уделы, выделенные в качестве основной единицы административного деления Монголии.

Маньчжурский император объявил себя Богдыханом Монголии, а все земли её — своей собственностью. Для управления Монголией существовала

«Палата внешних сношений» в Пекине . Маньчжуры присвоили себе право присуждать монгольским князьям титулы и звания, смещать их с должностей, передавать во владение или отнимать у них княжеские уделы. В архивных документальных материалах на монгольском и маньчжурском языках это учреждение (Палата внешних сношений) называется «Монгол зургаан» или «Их Зургаан». Непосредственный контроль над Монголией осуществлялся через маньчжурских губернаторов (амбаней), находившихся в городах Улясутай, Кобдо и Урга (ныне Улан-Батор). У губернаторов были монгольские заместители по военным и гражданским делам. Улясутайские цзянъ-цзюнъ (главнокомандующий монгольскими войсками) подчинял себе всех командующих аймачными войсками и осуществлял надзор за гражданскими властями в стране. Маньчжурские губернаторы осуществляли руководство над четырьмя аймаками халха Монголии (Тушээт-ханским, Цэцэнханскими, Дзасагтухановским, Сайннойонским), Кобдосским краем, Хубсугульским краем-каждым по отдельности. Они учредили в этих аймаках сеймы. Это реакционное новшество, безусловно, ущемляло права потомственных монгольских правителей и отвечало целям раздробления страны на множество княжеских уделов. Как говорится, действовал закон «разделяй и властвуй».

В административном отношении Монголия делилась на аймаки, а они в свою очередь на хошуны, управление шабинаров хутугты (тамгатай хутагтын илавъ) — основные административные единицы3. Во главе хошунов стояли правители (дзасаки). Хошуны делились на сомоны, а сомоны в свою очередь на десять дворов (арван гэр) во главе со старшиной. Тушээтхановский аймак состоял из 20 хошунов, Цэцэнхановский аймак- из 23 хошунов и одного управления шабинаров хутугты, Дзасагтухановский аймак из 19 хошунов, трех управлений шабинаров хутугты, Сайннойонский аймак делился на 24 хошуна, семь управлений шабинаров хутагты1. В аймачном сейме ив других должностях работали монголы.

Правители аймаков, хошунов являлись наследственными должностными лицами, участвовали в деле сбора налогов, подарков и других государственных повинностей, в компании мобилизации населения, в деле осуществления прикрепления аратов к земле и других важных дел.

Внутри аймаков, как мы указывали выше, основными административными единицами являлись хошуны. Со времени установления власти маньчжурского императора над Монголией число хошунов систематически увеличивалось. Однако, хошунная система являлась традиционно Монгольской формой административного и военного деления.

Со времени завоевания маньчжурами Монголии в 1691 году число хошунов с 8 увеличилось до 34-х и в 1725 году их стало 72, а впоследствии в XIX веке насчитывалось более 120 хошунов . Эта была тонкая, хитрая, зловредная политика маньчжурских властей с целью раздробления страны, разобщения населения для предупреждения их совместных выступлений против маньчжурского правительства. Проводимся маньчжурами административная реформа способствовала консервации пережитков родошіеменного деления Монголии, особенно эта негативно отразилась на крайных районах страны — в местах проживания малых народов, в том числе и хотогойтов. Об этом будет подробно сказано в других главах диссертации.

Представляя собой военную организацию, хошун продолжал оставаться основной административной единицей и княжеским уделом. Правители хошунов (дзасаки), как мы указывали выше, являлись наследственными должностными лицами. Вместо старых монгольских титулов и званий были введены маньчжурские княжеские звания. В порядке значимости княжеские звания подразделялись на следующие: цинь ван, цзюнь ван, хан, ван, бэйлэ, бэйсэ, туше-гун, гун1. Большинство не владетельных князей получили звания «тайджи». Маньчжурский император в зависимости от обстановки от расширял, то суживал права и привилегии монгольских хошунных князей, сочетая хитрые методы угроз и поощрений. Знатные монгольские князья имели право носить такие же церемониальные одежды и знаки отличия, какие носили сановники маньчжурского двора. Сыновья дзасаков также занимали должности по наследству.

Что касается шабинаров хутугты, находящихся на территории хошуна, при решении разных спорных дел они подчинялись на хошунным дзасаком князьями, а напрямую духовному лидеру Монголии Богды-гегену.

В результате национально - освобожденной революции в 1911 году была свергнуть власть маньчжурской династии в Монголии. Было произведено Монгольским государством реформирование административно территориального устройства страны, хотя не полностью2. Зато местные власти стали подчинятся Богдо-гегену и новому монгольскому правительству.

Хотогойты с середины XYIII века делились на 5 хошунов и подчинялись Дзасагтухановскому аймаку. Хотогойтские хошуны по количеству населения, скота, размерам территории значительно отличилась друг друга.

При исследовании административно - территориального устройства, организационной структуры хотогоитов. Мы старались рассматривать каждый хошун в отдельности.

Кочевое скотоводство как основа хозяйства

Основной хозяйственной деятельностью хотогойтов, как известно из предыдущих глав, с давних времен было и ныне является кочевое скотоводство. Однако существовали и такие подсобные виды занятий, как охота, собирательство, сохранившие очень древние черты и игравшие раньше не менее важную роль, чем скотоводство. Но со временем, в силу развития производительных сил общества, они потеряли свое былое значение. Вместе с тем рассмотрение всех видов хозяйственной деятельности, хотя бы с точки зрения техники ведения, даёт нам возможность проследить выявление особенностей характерных для соседних территорий этнокультурные связи, которые издавна существовали на хотогойтской земле и этнокультурные связи Хотогойтии с соседними народами.

Поскольку мы не ставили перед собой задачи рассмотреть все виды хозяйства в историческом аспекте, ограничимся только XIX и началом XX века.

В этой главе диссертант пытается воссоздать основные черты хотогойтского скотоводческого хозяйства с XIX начала XX вв.

Хотогойтской способ кочевания по известным нам классификациям относится к горному типу1. Отличие его от восточных монголов состоит в том, что кочуя, хотогоиты к лету спускаются с гор в степи, и долины рек и озер, а к зиме поднимаются на южные склоны гор, где имеется достаточная защита от ветров и глубокого снегопада. Такая специфика кочевки обусловлена прежде всего природно-ландшафтными условиями и составом и размером стада.

Глубокий снегопад в степах зимой [до 50 см. в год] и довольно высокая температура [+30] летом в горах, заставляют хотогойтов откочевать летом в более просторные и прохладные места, а зимой — в более теплые горные места.

Естественно, что такие географические условия и местные ландшафты непосредственно сказывались и на видом составе и размере стада.

Для наглядности влияния природных условий на состав и размер стада, мы выбрали перепись скота 18871 и 1918 годов2, в которых наиболее показательно нашел отражение видовой состав скота.

Из-за особенностей рельефа местности, пастбищ и травяных угодий каждый из хошунов выращивал различные виды скота. В количественном отношении имелись также отличия. Так, например, в хошуне Дуурэгч-вана разводили лошадей и овец, в хошуне Цогтой-вана разводили лошадей и овец, в хошуне Мэргэн-гуна в основном коз. Шабинары Джалханз-хутагты выращивали овец больше, чем в других хошунах.

В архивных документах и материалах XIX века находим очень мало сведений о количестве, видовом составе скота в Хотогойтии. (таблицу №1.)

Из этого таблицы видно, что по численности первое место занимает мелкий рогатый скот [овцы и козы], составляющий около 68 % всего поголовья скота, а дальше следует крупный рогатый скот [около 12 %], лошади [около 14 %], верблюды [около 0,8 %]. Такое соотношение состава стада показывет, что Хотогойтский землей по природным условиям был более благоприятным для разведения мелкого и крупного рогатого скота, что и соответствует действительности.

Прекрасные речные долины и степи с тучными пастбищами, на которых обильно растут самые питательные для овец и козы растения многокорешковый лук (монг. таана\ и другие, а также наличие сенокосных угодий для обеспечения зимнего пропитания создает благоприятные условия для разведения крупного рогатого скота, и даже сравнительно суровый климат и ранние снегопады не играют здесь такой отрицательной роли, как в открытых других районах.

Крупный рогатый скот делится на три породы: яки, хайныки (помесь яков и коров монгольской породы) и монгол Ухэр (монгольская порода крупного рогатого скота, которую местные жители обычно называют монголами)1.

Из этих пород по численности преобладают сарлыки (яки) и хайныки, которые хорошо приспособлены к условиям местного климата, а главное — к пастбищным угодьям, которые расположены преимущественно в горах и у подножий гора и степях. Монгол ухэр по численности был не велик по сравнению с сарлыками и хайныкамщ что объясняется влиянием естественно-географических условий. Таким образом естественно-географические условия влияли не только на общий состав стада, но в частности, даже на видовой состав крупного рогатого скота .

Хотя по численности мелкий скот превосходил крупный рогатый скот, однако в связи с проникновением русской торговли, значительно возрос стимул к увеличению поголовья крупного рогатого скота.

Что касается, лошадей и верблюдов, то они в общем составе скота составляли незначительное число: лошади более 10 %, верблюды 0,8 процентов.

Хотогойты использовали лошадей исключительно для верховой езды, другого вида их почти не использования.

Известно, хотогойтские лошади считалась одной из лучших у других народов Монголов. До сих пор монголы называют хотогойтких лошадей «Тэсийн угшил» - (породистыми лошадьми Тэса). Хотогойтские лошади по сравнению с другими имеют более густые волосы, с изящным телом, с жидким хвостом и гривой, и быстрые в беге. В табунах часто преобладали лошади голубой масти, что явилось особенностью хотогойтских табунов.

Похожие диссертации на История социально-экономического и этнокультурного развития хотогойтов Монголии (XIX - начало XX вв.)