Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнические меньшинства и правительственная политика США в конце XX века :На материале индейцев и латинос Базанова Екатерина Николаевна

Этнические меньшинства и правительственная политика США в конце XX века :На материале индейцев и латинос
<
Этнические меньшинства и правительственная политика США в конце XX века :На материале индейцев и латинос Этнические меньшинства и правительственная политика США в конце XX века :На материале индейцев и латинос Этнические меньшинства и правительственная политика США в конце XX века :На материале индейцев и латинос Этнические меньшинства и правительственная политика США в конце XX века :На материале индейцев и латинос Этнические меньшинства и правительственная политика США в конце XX века :На материале индейцев и латинос Этнические меньшинства и правительственная политика США в конце XX века :На материале индейцев и латинос Этнические меньшинства и правительственная политика США в конце XX века :На материале индейцев и латинос Этнические меньшинства и правительственная политика США в конце XX века :На материале индейцев и латинос Этнические меньшинства и правительственная политика США в конце XX века :На материале индейцев и латинос
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Базанова Екатерина Николаевна. Этнические меньшинства и правительственная политика США в конце XX века :На материале индейцев и латинос : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.03 : Саратов, 2005 295 c. РГБ ОД, 61:05-7/973

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Особенности положения американских индейцев в конце XX века С. 36

1. Проблема идентификации современных индейцев С. 36

2. Правительственная политика

в отношении коренных американцев С. 70

3. Проекты социально-экономического развития индейских резерваций и попытки претворения их в жизнь С. 100

Глава II. Пспаноязычныс американцы в конце XX века С. 132

1. Этно-соцнальный и правовой статус латинос С. 132

2. Иммиграционная политика США и её влияние на положение латинос С. 171

3. Городские сообщества латинос: государственная поддержка и частное предпринимательство С. 191

Заключение С. 215

Список использованных источников и литературы С. 220

Приложение С. 250

Введение к работе

Тема исследования и её актуальность. США, как и прежде, остаётся мировой сверхдержавой со стабильным средним классом, высокими стандартами жизни, устойчивыми демократическими и правовыми традициями, мощными социальными программами. Всё это вместе не перестаёт привлекать выходцев из многих стран и континентов. Волны иммиграции следуют одна за другой, добавляя не только новые «талантливые мозги», но и новые социальные, экономические, политические проблемы, среди которых на авансцену выдвигается вопрос межнациональных отношений. Актуальность изучения межрасовых и межэтнических отношений в современной Америке продиктована, прежде всего, уникальностью самой структуры американского населения.

В целом, в американском демографическом портрете на исходе XX века присутствует автохтонный элемент (коренные американцы), «белое ядро» (потомки переселенцев из Великобритании, Северной и Западной Европы) и крайне быстро растущая иммигрантская составляющая (облик которой в данный момент определяется испаноязычной группой).

Одним из традиционных критериев деления общества по разным группам
остаётся расовая принадлежность. При этом выделяются три основных
компонента: европеоидный, негроидный и монголоидный, к которым добавляются
расово-смешанные группы. Однако всё чаще в качестве критерия начинает
использоваться степень ассимилированности, которая позволяет разделить
население США на американцев, иммигрантские переходные и аборигенные
группы. Наконец, самая недавняя классификация предлагает исходить из т.н.
концепции «расово-этнического пятиугольника», вершинами которого

обозначаются белые американцы, афро-американцы, испаноязычные американцы, американцы азиатского происхождения и американские индейцы.1

Вопрос о месте и роли каждого «компонента», а также проблемы развития и взаимосвязи различных элементов вышеозначенной системы являются остро актуальными для американских государственных и политических деятелей, а также историков, политологов, демографов, антропологов, социологов. Основной тенденцией в сфере национальных отношений конца XX века было стремление обозначить и изучить не только положение каждой этнической группы в отдельности, но и выявить отличительные особенности, а также «болевые точки» сосуществования в пределах одного государства разных этнических групп.. Главными вопросами в отношениях этнических меньшинств и правительства оставались не только решение социально-экономических проблем, но и идентификация различных этнических общностей и их представителей.

Одной из причин нового, современного звучания «национального вопроса» в жизни США конца XX века становится рост этнического самосознания. Именно этническое самосознание заставляло американцев активно выискивать, исследовать собственные «этнические корни», определять собственную принадлежность к какой-либо этнической группе.

В итоге, перепись 2000 года выявила и зафиксировала коренное изменение расово-этнической ситуации в последние десятилетия XX века: прежде всего,

Подробнее о проблеме классификации американского общества см. в кн.: Гессский И.А., Червонная С.А. Национальный вопрос в общественно-политической жизни США. М, 1985. С.10-11; Национальные меньшинства и иммигранты в современном капиталистическом мире. Киев, 1984. С.87; Pulera Dominic. Visible Differences: Why Race Will Matter to Americans in the 21st Century. NewYork, London, 2002. P.27-31; Hollinger David A. Postethnic America: Beyond Multiculturalism. New York, 1995. P.23-50; Sandefur Gary D., Martin Molly, Eggcrling-Bocck Jennifer, Mannon Susan ., Meier Ann M. An Overview of Racial and Ethnic Demographic Trends II America Becoming I Ed. by Neil J. Smelser, William Julius Wilson and Faith Mitchell. Vol. 1. Washington, 2001. P.40-56.

резкое увеличение численности испаноязычного населения, а также рост внимания к вопросам этнической идентичности.1

Термин «этничность» (ethnicity), прочно вошедший в понятийный аппарат этнографов с 1960-1970 гг. и воспринятый от них учёными многих других специальностей, стал отражением поисков американских исследователей в области построения теоретической модели этнических процессов. Следует заметить, что при этом за термином «этничность» скрывается разное содержание. Как отметил Вернер Соллорс, один из ведущих американских исследователей этнической проблематики, «... двойственность греческого существительного ethnoc (нация, народ), которым пользовались при обращении к людям в целом, но также и к «другим», ... в понятии 'этничности' продолжает жить. ... Только в Америке этничность может быть понята и как отклонение, и как норма, и как характеристика меньшинств, и как типичное для всей страны».2

В последние десятилетия вслед за «этничностью» стали активно использоваться
такие термины, как «этническая идентичность/самосознание» (ethnic identity),
«этническая группа» (ethnic group), «этническая общность/сообщество» (ethnic
community), «этническая(ое)/национальная(ое) группа(меньшинство)»

Отметим, что пристальное внимание американских исследователей к этно-национальной/расово-этнической проблематике и появление производных от понятия «этничность» привело не только к значительной перестройке понятийного аппарата, но и к проблеме адекватного перевода и расшифровки дефиниций "ethnicity", "identity", "ethnic identity", "ethnic minority", "race", "racial group" и т.д. см.: Арутюпян 10.В. Социально-культурное развитие и национальное самосознание // Социологические исследования 1990. №7. С.42-49; Зубов Л.А. Проблема термина «раса» и расовых классификаций в современной физической антропологии // Этнографическое обозрение. 1996. №1. С.15-24; Александре 11 ков Э.Г. «Этническое самосознание» или «этническая идентичность»? // Этнографическое обозрение. 1996. №3. С.13-22; Соколовский СВ. Российская этнография в конце XX века // Этнографическое обозрение. 2003. №1. С.3-22; Тишков В.А. Российская этнология: статус дисциплины, состояние теории, направление и результаты исследования // Этнографическое обозрение. 2003. №5. С.3-23.

2 Sollors Werner. Theories of American Ethnicity II Theories of Ethnicity. Л Classical Reader I Ed. by W.Sollors. London, 1996. P.XI.

(ethnic/national group/minority) и др.; это только подчёркивало всплеск интереса ко всему, что связано с категорией «этничиости».1

Как показывают результаты двух последних американских переписей населения (1990 и 2000 гг.), на пороге нового тысячелетия произошло не только резкое изменение состава американского населения (увеличение «коричневой» составляющей в противовес «белой», «чёрной», «жёлтой» и «красной»), изменился подход к определению принадлежности к той или иной национальной группе. Кроме того, изменилось отношение американцев к собственной расово-этнической идентификации.

Если анкеты переписи 1990 года позволяли респондентам делать выбор в пределах пяти расовых групп (белые, чёрные, азиаты и жители тихоокеанских островов, коренные американцы) и двух этнических групп (испаноговорящие и не-испаноговорящие), то к 2000 году, в связи с существенными изменениями расово-этнической ситуации, расовых категорий в анкетах было названо шесть (белые, чёрные, испаноговорящие или латино, азиаты, американские индейцы и коренные жители Аляски, коренные жители Гавайских островов) с сохранением двух этнических категорий и появлением возможности указать на своё смешанное происхождение в графе «другая раса».2

Последовательно сменявшие друг друга в американском общественном сознании основные парадигмы этнического развития - англоконформизм, концепция «плавильного котла», культурного плюрализма и этничности -обусловили значимость изучения положения различных национальных групп в американской 'цветной мозаике' в конце XX века. Совершенно очевидно, что исследование места и роли той или иной этнической группы подразумевает

1 Черппта З.С. Плавильный котёл? Парадигмы этнического развития США. М., 2000. С. 10-17;
Алексапдрепков Э.Г. «Этническое самосознание»...С.13-22; Myers John P. Dominant-Minority
Relations in America. Boston, London, 2003. P.28-33.

2 Pulera Dominic. Op.cit. P.26.

рассмотрение, прежде всего, вопроса идентификации, этнической идентичности, базисным моментом которой является принадлежность к этнической общности [признание такой принадлежности самим человеком, остальными членами группы и не-члєнами группы].

Рассмотрение этнической идентичности представителей той или иной американской этнической группы невозможно не только без исследования вопроса принадлежности к некой этнической общности, но и без того, чтобы проследить ассимиляционные процессы и степень ассимилированности группы в американское общество в целом. «Переплавление» отдельных групп в американском «котле», другими словами - процесс ассимиляции, имеет ступенчатую структуру, включающую, во-первых, культурную ассимиляцию (когда группа познаёт язык, культуру и систему ценностей доминирующего общества), во-вторых, структурную ассимиляцию (когда члены группы получают доступ в общественные институты и организации доминирующего общества, что прослеживается по таким показателям, как место [концентрация] проживания представителей группы, ситуация в области образования, политической вовлечённости, трудовой занятости), и, в-третьих, ассимиляцию на уровне семьи (когда члены группы вступают в брак с представителями доминирующей группы).1

Опыт сосуществования в пределах одного государства различных этнических общностей [казалось бы, сильно отличающихся друг от друга], опыт американского правительства по строительству особых отношений с каждой этнической группой вообще и с коренной и иммигрантской группами в частности - всё это может быть интересно для России и для других многонациональных государств современного мира.

1 Gordon М. Assimilation in American Life. New York, 1964. P.71.

В данной работе предпринимаются попытки рассмотреть положение двух из многих этнических групп - американских индейцев и латинос, которые находятся на противоположных полюсах американской общественной системы, представляя собой, с одной стороны, коренных жителей («автохтонный полюс», самый малочисленный) и, с другой стороны, постоянно растущую, пополняющуюся иммигрантскую группу («иммигрантский испаноязычный полюс», самый многочисленный). При этом представляется особенно важным в качестве параметров оценки положения этнической группы рассмотреть социально-экономические характеристики, политику государства по отношению к данной группе, а также этническую идентичность, равно как и ассимиляционные процессы, идущие в американском обществе.

Индейцы - это уникальная американская этническая группа, коренные народы, права которых были признаны лишь в конце XX века и которые единственные из всех этнических меньшинств США имеют не только собственные земли и поселения (резервации), но и племенные правительства. Отношения между американскими властями и племенами претерпели коренные изменения именно в последние десятилетия XX века, когда за индейскими народами было признано право на самоопределение и «племенной суверенитет», когда отношения стали вестись на уровне «правительства с правительством».

Испаноязычные американцы - это едва ли не самая «молодая» этническая группа в США, которая в конце XX века стала расти с арифметической прогрессией, когда поток испаноязычных иммигрантов буквально захлестнул Америку. «Новые» иммигранты не только принесли новые социально-экономические, политические и прочие проблемы; они стали причиной громадных изменений в вопросах расово-этнической идентификации американцев, а также превратились в ориентир американской иммиграционной политики в конце XX-начале XXI веков.

Дополнительный интерес проблематике придаёт широко обсуждаемый в современной научной литературе сюжет, касающийся «своих» и «чужих». С этой точки зрения, интересно выявить, каким является отношение американской общественности к «своим» (то есть коренному населению) и «чужим» (то есть иммигрантам).

Сравнение места и роли современных индейцев и латинос (коренных жителей и иммигрантов) интересно не только в конкретно-историческом плане, но и с точки зрения возможности делать прогнозы относительно развития и регулирования национального вопроса в США.

Степень разработанности проблемы. Попытки рассмотреть русскую и англоязычную литературу в общем историографическом потоке показали, что отечественные авторы, по крайней мере, трёх последних десятилетий традиционно продолжают заниматься историческим прошлым американского коренного населения и лишь в отдельных статьях и исследованиях обращаются к проблемам латинос. Американские же авторы, напротив, больше всего заняты «вопросом латинос», и при этом за последние два-три десятилетия появился такой огромный круг литературы, что пришлось ограничиться лишь им.

В результате данный историографический очерк выстроился по условно-хронологическому принципу: в начале обрисована отечественная историография 1980-2000-х гг., а затем американская историография 1990-2000-х.

С общим подъёмом внимания к проблемам этничности и национальных меньшинств с начала 1980-х годов наблюдается всплеск активности в области изучения прошлого и настоящего американских индейцев. В 1980-1990-х годах Институтом этнографии АН СССР был проведён ряд симпозиумов, в которых приняли участие этнографы, археологи, антропологи, историки, лингвисты, занимавшиеся коренными обитателями Нового Света. Итоги работы симпозиумов были опубликованы в специальных сборниках, представляющих интерес для

нашего исследования. Их материалы рисуют общие направления современной
российской индеанистики и показывают, что в области изучения современного
американского индейского сообщества внимание наших учёных больше всего
обращено на сельское хозяйство индейских резерваций,

культурное наследие индейцев и «индейскую политику»

американского правительства.1

В течение 1980-х гг. в центре внимания отечественных исследователей находились вопросы политической активности американских индейцев и правительственной политик в отношении коренных американцев,2 этнодемографпческая ситуация и проблемы социально-экономического развития резерваций,3 а также религия, культура и литература в индейской среде.4

Исторические судьбы американских индейцев. Проблемы индеанистики. М., 1985; Экология американских индейцев и эскимосов. Проблемы индеанистики. М., 1988; Америка после Колумба: взаимодействие двух миров. Проблемы индеанистики. М., 1992; Американские индейцы: новые факты и интерпретации. Проблемы индеанистики. М., 1996.

2 Цехаиская К.В. Индейцы США в борьбе за свои права // Исторические судьбы американских
индейцев. С.315-327; Она же. Индейцы США: трагедия и борьба // Расы и народы. 1987. №17.
С.60-76; Знаменский А.А. Радикальная общественная мысль США о положении индейцев (60-80-
е годы) // Критика современной буржуазной историографии новой и новейшей истории стран
Европы и Америки. Рязань, 1988. С. 140-154; Он оке. Индейская политика правительства США в
конце 70-х-начале 80-х годов: (Кризис государственно-монополистического регулирования
национальных отношений) // Из истории общественной мысли и политических движений в
новое и новейшее время. Куйбышев, 1988. С. 149-163.

3 Цехаиская К.В. Индейцы США // Расы и народы. 1982. №12. С.224-238; Чешко СВ. Семейно-
родственные и родо-племенные отношения у индейцев США во второй половине XX столетия //
Советская этнография. 1985. №6. С.108-115; Стельмах ВТ. Сельское хозяйство как источник
жизнеобеспечении современного населения резерваций США // Исторические судьбы
американских индейцев. С.275-284; Он оке. Разработка ресурсов резерваций США // Экология
американских индейцев и эскимосов. М., 1988. С.218-238.

4 Феест К.Ф. Искусство коренных народов Северной Америки. М., 1985; Ващенко А.В.
Современный индейский писатель США // Исторические судьбы американских индейцев.
С.439-357; Он оке. Америка в споре с Америкой: (этническая литература США). М.,1988; Он
оке.
Природа в системе искусства североамериканских индейцев // Экология американских
индейцев и эскимосов. С.297-ЗІ1; Он оке. Историко-этнический фольклор североамериканских
индейцев: Типология и поэтика. М., 1989; Цехаиская К.В. Пейотизм - современная религия
североамериканских индейцев//Религии мира. М, 1989. С.94-106.

В 1990-х годах не потеряло актуальности для отечественных индеанистов исследование демографического и социально-экономического облика

индейских резерваций, правового статуса индейцев и результатов

политики самоуправления и самоопределения,2 усилилось внимание к

религии и народной медицине коренных американцев.3

Результаты и выводы, очерченные в каждом конкретном исследовании, имеют большое значение для нашей работы с точки зрения анализа места и роли коренных народов в американском обществе. Два традиционных варианта вхождения (ассимиляции) коренных жителей в американскую общественную структуру - общинная и индивидуальная ассимиляция - признаны всеми авторами несостоятельными и бесперспективными, так как первый вариант привёл к тому, что ресурсы резерваций попали под контроль не-резервационного населения, а общий уровень жизни резервационных индейцев понизился. Второй вариант подразумевал активное переселение индейцев в города, что, как выяснилось, привело к появлению маргинальной прослойки городских индейцев и их потомков. И, наконец, виделся третий, альтернативный вариант будущего развития «индейского вопроса»: сохранение общинных институтов и внутреннего

1 Стельмах В.Г. Население индейских резерваций СШЛ в 80-е годы (этнодемографическая
ситуция) // Расы и народы. 1990. №20. С.189-203; Он же. Индейцы-бизнесмены; мелкое и
среднее предпринимательство // СШЛ. Экономика. Политика. Идеология. 1990. №б. С.21-28;
Он оке. Индейское меньшинство в городской среде // Очерки по антропологии американского
города/Отв. ред.Э.Л. Нитобург. М., 1997. С.146-І69.

2 Автономов А.С. Некоторые аспекты правового статуса индейцев США // Актуальные
проблемы индеанистики. Горький, 1990. С.220-227; Знаменский А.А. Самоопределение для
коренных американцев: как решают эту проблему в США // США. Экономика, политика,
идеология. 1993.№З.С.42-50.

3 Цеханская КВ. Нативистские синкретические религии индейцев Северной Америки //
Локальные и синкретические культы. М., 1991. С.289-315; Она же. Народная медицина у
североамериканских индейцев // Этническая экология: теория и практика. М., 1991. С.353-372;
Она оке. Нейтивизм как альтернатива христианства у североамериканских индейцев // Америка
после Колумба. С.213-224.

контроля над резервационным хозяйством и в то же время включённость индейских сообществ в экономическую и политическую жизнь государства. Но конкретных путей развития данного варианта авторы не обозначили. Нщё один общий для большинства работ 1980-1990-х гг. момент - констатация всё возрастающего этнического самосознания, оживления национальных чувств среди американских индейцев в конце XX века.

Среди работ последних двух десятилетий XX века, посвященных американским индейцам, хотелось бы особо отметить два комплексных труда, написанных в соавторстве В.А. Тишковым, В.Г. Стельмахом, СВ. Чешко и другими ведущими российскими американистами-этнологами.1 В них рассматриваются вопросы происхождения, этнической истории и современного этапа индейской исторической эволюции. В центр внимания авторов попали вопросы населения Америки человеком и происхождения коренного населения Америки, влияния европейской колонизации на положение индейцев, исторические ареалы расселения индейцев и расселение в современный период, демографической ситуации и демографических процессов в индейской среде, социальных условий существования в современной индейской общине, индейского статуса, «индейской политики» американских властей и опыта политической организации индейцев в борьбе за свои права, этноязыковой ситуации, проблемы индейского образования, индейского искусства, литературы, духовной жизни.

Кроме того, исследователи опровергают некоторые традиционные для отечественной научной и публицистической литературы пессимистические оценки и прогнозы относительно положения и развития индейских общностей (в частности, это касается демографической ситуации). При этом они обозначают основные проблемные точки резервационной жизни: сложности меж-индейской

1 Стельмах В.Г., Тишков В.А., Чешко СВ. Тропою слёз и надежд. Книга о современных индейцах СШЛ и Канады. Мм 1990; Коренное население Северной Америки в современном мире / Отв. ред. В.А. Тишков. М., 1990.

консолидации и коммуникации, низкий уровень трудовой занятости и низкий уровень жизни в целом, то, что природные ресурсы индейских земель всё чаще становятся объектом внимания не-резервационного населения, что государственная политика в «индейском вопросе» привела, с одной стороны, к довольно высокому уровню общинной автономии, но, с другой стороны, и к т.н. «внутренней зависимости», когда многие вопросы жизнедеятельности общин решаются институтами и лицами за пределами резерваций. Один из самых важных выводов: авторы говорят о возросшем этническом самосознании и даже «этническом возрождении» современного американского коренного населения.

Среди недостатков работ по современной американской индеанистике отметим тот факт, что не использованы материалы последних десяти-пятнадцати лет, практически не проводились полевые исследования, в слабой степени учтены достижения современных американских исследователей, вопрос об индейской этнической идентичности поднимается, но не раскрывается в полном объёме.

Если изучению истории коренных американцев уделяется большое внимание в российской американистике, то изучение проблем современных испаноязычных американцев пока не привлекло должного внимания отечественных исследователей. В период 1980-1990-х гг. вышел крайне узкий круг работ, посвященных «вопросу латинос» в США, в которых [работах] рассматривались

1 О

отдельные аспекты жизни испаноязычных общин: семья и образование.

В начале 2000-х отечественные авторы демонстрируют интерес к истории и

Шалыгипа Н.В. Некоторые проблемы пуэрториканской семьи в США // Межэтнические контакты и развитие национальных культур. М., 1985. С.168-177.

2 Собкип B.C. Образование и этническое неравенство: (по материалам статистических данных об испаноязычных учащихся)//Этнос. Идентичность. Образование. М., 1998. С.156-171.

современной жизни отдельных групп латинос, попытка комплексного освещения трудовой и политический иммиграции из стран Латинской Америки, а также современного социально-экономического положения мексиканцев, кубинцев и пуэрториканцев в США представлена в коллективной монографии Л.В. Дьяковой, Б.И. Коваля, СИ. Семенова и др.2

В этих работах подвергаются анализу, прежде всего, исторические особенности формирования каждой из наиболее крупных испаноязычных групп (причины и особенности иммиграции из «стран исхода», процесс формирования этнических поселений), демографические показатели, языковая ситуация и проблема билингвизма, социальная стратификация и социокультурные характеристики испаноговорящих американцев, а также подход американского правительства к решению «проблемы латинос».

Исследователи строят свои рассуждения на материале последних десятилетий (до середины 1990х гг.), и приходят к ряду общих, но всё-таки заслуживающих внимания выводов. Как и в англоязычной литературе, во-первых, прогнозируется дальнейшее нарастание численности испаноязычного населения США и, как одно из последствий, распространение и популяризация испанского языка. В общем виде констатируется то, что испаноговорящие американцы демонстрируют высокую предпринимательскую активность, которая в некоторой степени способствует аккомодации (приспособлению) и аккультурации латинос в американском обществе. Ставится вопрос о факторах, сдерживающих ассимиляцию: замкнутость этнических анклавов, а также постоянный приток новых иммигрантов. Важный для нашего исследования вывод касается

Дьякова Л.В. Мексиканское меньшинство в США: особенности происхождения и эволюция самосознания //Латинская Америка. 2002. JS'«4. С.73-88; Кудеярова 11.10. Кубинская диаспора в США // Латинская Америка. 2003. №4. С.58-65; Она же. Кубинская диаспора в США // Латинская Америка. 2003. №5. С.91-101. 2 Латиноамериканские диаспоры в США / Отв. ред. Б.И. Коваль. М, 2003.

политической жизни: как полагают отечественные авторы, высокая политическая активность и плодотворная борьба латинос за свои права заставили политическую элиту США признать серьёзное социальное, политическое и культурное влияние, которое испаноязычный 'сектор' населения оказывает на развитие американского общества в целом.

Среди недостатков отечественной литературы на «тему латинос» отметим то, что отсутствуют данные последних лет, не использованы материалы последней переписи населения, не велись полевые исследования, главное внимание авторов сосредоточено на иммиграции, все остальные проблемы, в лучшем случае, обозначены, но не раскрыты во всей конкретике. Таким образом, в целом отечественная литература по затронутой проблематике, скорее, обозначила проблемы, нежели предложила их развёрнутый анализ. Не раскрытыми остались вопросы расово-этнической идентификации и этнической идентичности латинос, социально-экономической ситуации испаноязычных общин, влияния современного иммиграционного законодательства на положение испаноязычных американцев с легальным и нелегальным статусом.

В американской историографии новая расово-этническая реальность и колоссальный интерес к вопросу этнической идентичности обусловили появление большого числа работ, посвященных как современным коренным жителям США, так и испаноязычпым американцам (мексиканцам, кубинцам, пуэрториканцам и др.).

И в 1990-х, и в 2000-х гг. появлялись работы, авторы которых пытались осветить практически все стороны жизни рассматриваемой группы или, по крайней мере, остановиться на основных дискуссионных моментах, сочетая в своём анализе как обращение к истории коренных жителей или латинос, так и определение их положения на современном этапе.

Среди исследований подобного типа, которые посвящены американским индейцам, хотелось бы выделить две энциклопедии - «Коренные американцы в XX веке» под редакцией М. Дэвис1 и «Коренные американцы: энциклопедия истории, культуры и народов» под редакцией Б. Прицкера,2 монографию У. Томпсона,3 совместный труд нескольких авторов под редакцией Р. Торнтона4, исследования Дж.Аттера,5 П. Розиера.6 Эти работы как бы дополняют друг друга: Джек Аттер, Уильям Томпсон, авторы энциклопедий подробно рассматривают историю индейских народов, их первых контактов с европейцами, земельных договоров и соглашений, вооружённых столкновений с представителями белого большинства, становление и особенности правового статуса индейцев и индейских общин, проблемы индейского образования, здравоохранения и экологии, сохранение и развитие индейских культур и религии, историю отношений с федеральными и штатными властями, эволюцию этнических стереотипов по отношению к коренным американцам. К своей работе авторы привлекали многочисленные исследования по «индейской проблеме» разных годов, а также различные источники, но данные последней переписи населения (2000 года), равно как и многие источники второй половины 1990-х годов использованы не были.

П. Розиер и другие авторы останавливают своё внимание на отдельных «индейских вопросах», актуальность которых стала наиболее очевидна именно в конце XX века: землевладение, разработка природных ресурсов резерваций, использование индейской земли нс-индейцами, азартные игры и казино,

1 Native America in the Twentieth Century: An Encyclopedia I Ed. by Mary B. Davis. New York,
London, 1996.

2 Native Americans: An Encyclopedia of History, Culture, and Peoples I Ed. by Barry H. Pritzker.
Santa-Barbara, 1998. Vol. 1,2.

3 Tfiompson William N. Native American Issues. Santa Barbara, 1996.

4 Studying Native America: Problems and Prospects I Ed. by Russell Thornton. Madison, 1998.

5 Utter Jack. American Indians: Answers to Today's Questions. Norman, 2001.

6 Rosier Paul С Native American Issues. Westport, 2003.

репатриация останков и священных объектов, атрибуты индейской идентичности и направления изучения «индейского вопроса».

Важность вышеперечисленных работ заключается в том, что в них не только прослеживается история индейских общин и обрисовывается этнодемографическая, социально-экономическая и политическая «индейская» картина 1980-первой половины 1990-х годов, но и обосновывается необходимость дальнейшего изучения центральных моментов будущего «индейского вопроса» -пути решения социально-экономических проблем индейских резерваций, развитие и укрепление особых федерально-племенных отношений (отношения «правительства с правительством»), определение параметров «индейской идентичности».

Среди комплексных исследований «вопроса латинос» конца XX века нельзя обойти вниманием коллективные труды «Безграничные границы: латинос в США, латиноамериканцы и парадокс взаимозависимости» (под редакцией Ф.Бониллы)1, «Испаноязычные в США: вопрос для рассмотрения в XXI веке» (под редакцией П.Кафферти и Д.Энгстрома) , «Испаноязычные/латинос в США: этпичность, раса и права» (под редакцией Х.Грасиа и П.Грейф)3, «Латинос переделывают Америку» (под редакцией М.Суарез-Орозко и М.Паез)4, а также шеститомную энциклопедию, целиком посвященную американским латинос.5 К работам общего, комплексного характера относятся некоторые труды

Borderless Borders: U.S. Latinos, Latin Americans, and the Paradox of Interdependence I Ed. by Frank Bonilla. Philadelphia, 1998.

2 Hispanics in the United States: An Agenda for the 21st Century I Ed. by Pastora San Juan Cafferty and
David W. Engstrom. New Brunswick, 2000.

3 Hispanics/Latinos in the United States: Ethnicity, Race, and Rights / Ed. by Jorge J.E. Gracia and
Pable De Greiff. New York, 2000.

4 Latinos Remaking America / Ed. by Marcelo M. Suarez-Orozco and Mariela M. Paez. Berkeley, Los
Angeles, London, 2002.

5 The Latino Encyclopedia/ Ed. By Richard Chabran and Rafael Chabran. New York, 1996. Vol. 1-6.

отдельных исследователей «вопроса латинос», как то И. Сгаванса , Р. Суро2, X. Гозалеса,3 Р. Акуны4.

В вышеперечисленных исследованиях авторы ставят перед собой задачу не только очертить различные этапы истории латинос в США - иммиграционные волны, создание и развитие этнических поселений, процессы ассимиляции среди разных нспаноязычных групп и т.д., - но и осветить положение испаноговорящих американцев на современном этапе (демографический аспект, легальная и нелегальная иммиграция, социальная сфера, язык и образование, политическая жизнь и отношения с властью). Исследователи «вопроса латинос» конца XX века в своём анализе используют самый разнообразный материал, оперируг самыми последними данными. Однако далеко не на все вопросы были даны конкретные и безоговорочные ответы; указанные работы важны потому, что в них ставятся новые вопросы, актуализируются новые цели и задачи, стоящие перед исследователями, а именно: вопрос расово-этнической идентификации нспаноязычных граждан, статус и взаимоотношения разных поколений латинос-иммигрантов и разных подгрупп латинос, центры концентрации латинос и особенности их социально-экономического развития, влияние иммиграционной политики государства на положение испаноязычного населения.

Другой тип работ 1990-2000-х гг., посвященных той или иной этнической группе, объединяет исследования, авторы которых предпочитают фокусироваться на анализе какого-либо одного проблемного момента из жизни современных индейских племён или нспаноязычных сообществ либо в качестве объекта выбирают какое-либо одно индейское племя или одну испаноязычную подгруппу.

1 Stavans Лап. The Hispanic Condition: Reflections on Culture and Identity in America. New York,
1995.

2 Sum Robert. Strangers Among Us: Latino Lives in a Changing America. New York, 1999.

3 Gonzales Juan. Harvest of empire: A History of Latinos in America. New York, 2000.

4 Acuna Rudolfo F. U.S. Latino Issues. Westport, London, 2003.

В трудах С. Певара1, Л. Френча2, Т. Хестера3, Д. Уилкинсона4, и др., а также в некоторых коллективных трудах по данной тематике5 рассматриваются место и роль коренных американских жителей в политической системе США, особенности их правового статуса и особых отношений с американским правительством.

Особо хотелось бы отметить работы известнейшего американского индеаниста Френсиса Пола Пручи, автора и редактора более двадцати трудов в области «индейского вопроса», который начал свои изыскания ещё в конце 1960-х гг. К нашему исследованию мы привлекали работы Пручи разных лет, большинство из них [работ] касается исторического развития федерально-племенных отношений.6

Другой выдающийся американский индеанист, работы которого мы активно использовали в ходе исследования, - Вайн Делориа, сам представитель коренного

1 Pevar Stephen L. The Rights of Indians and Tribes. The Basic ACLU Guide to Indian and Tribal
Rights. Carbondale and Eduardsville, 1992.

2 French Lawrence Armand. The Winds of Injustice: American Indians and the U.S. Government. New
York, 1994.

3 Hester Tlmrman Lee. Political Principles and Indian Sovereignty. New York, 2001.

4 Wilkins David E. American Indian Sovereignty and the U.S. Supreme Court: The Masking of Justice.
Austin, 1997; Idem. American Indian Politics and the American Political System. Lanham, Oxford,
2002.

5 Напр.: Native Americans and Public Policy I Ed. by Fremont J. Lyden and Lyman H. Legters.
Pittsburgh, 1992; State and Reservation: New Perspectives on Federal Indian Policy I Ed. by George
Pierre Castile and Robert L. Bee. Tucson, 1992; American Indian Policy: Self-governance and
Economic Development I Ed. by Lymann H. Legters and Fremont J. Lyden. Westport, 1994;
Contemporary Native American Political Issues I Ed. by Troy R. Johnson. Walnut Creek. 1999; The
Tribes and the States: Geographies of Intergovernmcnt Interaction / Ed. by Brad A. Bays and Erin
Hogan Fouberg. Lanham, Oxford, 2002.

6 Prucha Francis Paul. The Indian in American History. New York, 1971; Idem. American Indian
Policy in Crisis: Christian Reformers and the Indian, 1865-1900. Norman, 1976; Idem. United State
Indian Policy; A Critical Bibliography. Blooming, 1977; Idem. The Churches and the Indian Schools,
1888-1912. Lincoln. 1979; Idem. Indian Policy in the United States: Historical Essays. Lincoln, 1981;
Idem. The Great Father: The United States Government and the American Indians. Lincoln, 1984;
Idem. The Indians in American Society: from the Revolutionary War to the Present. Berkeley,
1985. Atlas of American Indian Affairs. Lincoln. 1990; Idem. American Indian Treaties: The
History of Political Anomaly. Berkeley, 1994; Documents of the United States Indian Policy I Ed. by
Francis Paul Prucha. Lincoln, 2000.

населения США, который не только занимается вопросами «индейской политики», но и выступает в защиту прав американских индейцев. Информация о многих актуальных аспектах политической жизни современных индейских племён была почерпнута нами из работ Делории 1970-1990-х гг.1

Социально-экономическое развитие резерваций (история, современное
состояние и перспективы), земельные, сельскохозяйственные и экологические
проблемы находятся в центре внимания С. Корнелла и Дж. Калта,2 У.
Черчилля,3 Д. Льюиса4, Т. Андерсона и др.,5 Б. Брауна,6 Р. Клоу и

И. Саттона,7 Городских индейцев в качестве объекта исследования выбрали Д. Фиксико,8 Дж. Лагранд,9 авторы совместных трудов.10 Расшифровка и собственное понимание «индейской идентичности» представлены в работах Д. Михесуа,11

I Deloria Vine Jr. We Talk, You Listen; New Tribes, New Turf. New York, 1970; Idem. God is Red.
New York, 1973; Idem. The Indian Affair. New York, 1974.; Deloria Vine Jr., Lytic Clifford M.
American Indians, American Justice. Austin, 1983; Idem. The Nations Within: The Past and Future of
American Indian Sovereignty. New York, 1984; Idem. Red Earth, White Lies: Naive Americans and
the Myth of Scientific Fact. New York. 1995; Deloria Vine Jr., Wilkins David E. Tribes, Treaties, and
Constitutional Tribulations. Austin, 1999

Cornell Stephen, Kalt Joseph A. What Can Tribes Do? Strategies and Institutions in American Indian Economic Development. Los Angeles, 1992.

3 Churchill Ward. Struggle for the Land: Indigenous Resistance to Genocide, Ecocide, and
Expropriation in Contemporary North America. Monroe, 1993.

4 Lewis David Rich. Neither Wolf Nor Dog: American Indians, Environment, and Agrarian Change.
New York, 1994.

5 Property Rights and Indian Economy I Ed. by Terry L. Anderson. Lanham, 1992; Anderson Terry L.
Sovereign Nations or Reservations? An Economic History of American Indians. San Franci: со, 1995.

6 Brown Brian Edward. Religion, Law and Land: Native Americans and the Judicial Interpretations of
Sacred Land. Westport, 1999.

7 Clow Richmond L., Sutton lmre. Trusteeship in Change: Toward Tribal Autonomy in Resource
Management. Boulder, 2001.

8 Fixico Donald L. The Urban Indian Experience in America. Albuquerque, 2000.

9 Lagrand James B. Indian Metropolis: Native Americans in Chicago 1945-75. Urbana, Chicago,
2002.

10 American Indians and the Urban Experience/ed. by Susan Lobo and Kurt Peters. Walnut Creek,
Oxford, 2001.

II Mihesuah Devon A. American Indians: Stereotypes and Realities. Atlanta, 1996.

С. Викерса,1 некоторых совместных трудах.2

Политическая ниша, которую занимают испаноязычные американцы, проблемы политической мобилизации и борьбы - всё это описывается и анализируется М. Виджилом3, Ф. Адамсом,4 Дж. Гарсией5 и др. Истории и современности испаноязычных barrio (поселений) [проблемам трудовой занятости, образования, преступности и т.д.] посвящены работы М. Дэвиса,6 С. Бохона,7 Р. Мартинеза8 и др. и некоторые совместные труды нескольких авторов.9 Взгляды и теории относительно расово-этнической идентификации и «этнической идентичности» латинос находят своё отражение в исследованиях М. Бернала, Дж. Найта и др.,10 С. Оболера,11 К. Родригез.12

В начале 2000-х гг. вышел целый ряд монографий, посвященных исследованию этнической проблематики в целом, где обзорам положения индейцев и

1 Vickers Scott В. Native American Identities. Albuquerque, 1998. ;

2 Напр.: Native Voices: American Indian Identity and Resistance / Ed. by Richard A. Grounds.
Lawrence, 2003.

3 Vigil Maurilio E. Hispanics in Congress: A Historical and Political Survey. Lanham, 1996.

4 Adams Florence P. Latinos and Local Representation: Changing Realities, Emerging Theories. New
York, 2000.

5 Garcia John A. Latino Politics in America: Community, Culture, and Interests. Lanham, Oxford,
2003.

6 Davis Mike. Magical Urbanism: Latinos Reinvent the U.S. City. London, New York, 2000.

7 Bohon Stephanie. Latinos in Ethnic Enclaves: Immigrant Workers and the Competition for Jobs.
New York, London, 2001.

Martinez Ramiro. Latino Homicide: Immigration, Violence, and Community. New York, London, 2002.

9 Напр.: Latinos in a Changing U.S. Economy: Comparative Perspectives on Growing Inequality I Ed.
by Rebecca Morales and Frank Bonilla. Newbury Park, 1993; Criminal Justice in Latino Communities I
Ed. by Antoinette Sedillo Lypez. New York, 1995; Health Issues in the Latino Community / Ed. by
Marlyn Aguirre-Molina, Carlos W. Molina, and Ruth Enid Zambrana. San Franc'sco, 2001;
Transnational Latino/a Communities: Politics, Processes, and Cultures I Ed. by Carlos G. Vulez-Ibicez
and Anna Sampaio. Lanham, 2002.

10 Ethnic Identity: Formation and Transmission among Hispanics and Other Minorities I Ed. by Martha
E. Bernal and George P. Knight. Albany, 1993.

11 Obolcr Suzanne. Ethnic Labels, Latino Lives: Identity and the Politics of (Re)Presentation in the
United States. Minneapolis, 1995.

12 Rodriguez Clara E. Changing Race: Latinos, the Census, and the History of Ethnicity in the United
States. New York, 2000.

2!

испаноязычных американцев отводятся отдельные главы (части). К нашему исследованию мы привлекали несколько работ такого типа, среди которых отметим «Этничность в современной Америке» под редакцией Дж. МакКи,1 двухтомный труд «Становление Америки: расовые тенденции и их последствия» под редакцией Н. Смелсера, У. Уилсона и Ф. Митчелл,2 а также «Энциклопедия: меньшинства в американской политической жизни» под редакцией Дж. Шульца, К. Хейии, А. МакКаллока и Э. Аоки,3 «Видимые изменения: причины важности расового вопроса для американцев в XXI веке» Д. Пулеры4 и «Раса, этничность, тендер и класс: социология межгруппового конфликта и изменений» Дж. Хили.5

Достоинство данных работ заключается в том, что отдельные группы национальных меньшинств рассматриваются как часть одной, общей американской общественной системы через призму современных взглядов на этничность и этническую идентичность. С другой стороны, такая претензия на всеобъемлющий характер значительно уменьшает глубину исследования проблемы при обращении к каждой конкретной группе - будь то коренные американцы, латинос или любое другое национальное меньшинство, - что вполне объяснимо основной задачей, стоящей перед авторами: продемонстрировать теорию на примере различных этнических групп, а не исследовать детально положение каждого национального меньшинства.

Основное различие в отечественных и американских исследованиях состоит в том, что, детально рассматривая какую-либо проблему в рамках «индейского

1 Ethnicity in Contemporary America: Л Geographical Appraisal I Ed. by Jesse O. McKee. Lanham,
2000.

2 America Becoming: Racial Trends and Their Consequences / Ed. by Neil J. Smelser, William Julius
Wilson, and Faith Mitchell. Washington, 2001. Vol. 1 -2.

3 Encyclopedia of Minorities in American Politics / Ed. by Jeffrey D. Schults, Kerry L. Haynie, Anne
M. McCuIIoch, and Andrew L. Aoki. Phoenix, 2000. Vol. 1-2.

4 Pulcra Dominic. Op.cit.

5 Hcalcy Joseph F. Race, Ethnicity, Gender, and Class: the Sociology of Group Conflict and Change.
Thousand Oaks, 2003.

вопроса» или «вопроса латинос», отечественные исследователи ограничиваются лишь прогнозированием развития ситуации в том или ином направлении. Американские же авторы в большинстве своём идут дальше и предлагают различные пути решения проблем/ы: рассматривают как уже существующие [ранее предложенные] модели преодоления проблемной ситуации, так и собственный вариант способа выхода из кризиса.

Однако и отечественной, и американской историографии проблем этнических меньшинств в конце XX века присущи общие характеристики: прежде всего, это построение умозаключений на базе данных, датированных, в лучшем случае, серединой 1990-х годов, данные второй половины 1990-х годов и переписи населения 2000 года привлекались крайне редко.

В целом, ни в отечественной, ни в американской литературе пока не предпринимались серьёзные попытки комплексного рассмотрения и сравнения положения американских индейцев и испаноязычных американцев. Большой круг вопросов, касающихся этнической идентичности, социально-экономического и политического статуса этих двух этнических меньшинств, остаётся нерешённым в научной литературе. Попыткам рассмотреть некоторые из них и посвящено данное диссертационное исследование.

Источпикован база исследования. По исследуемым нами вопросам существует достаточного много опубликованных источников разного типа. Самое пристальное внимание уделялось материалам последних лет, так что главный массив источников относится к 1990-началу XXI века. Условно их можно разбить на шесть групп: статистические материалы, документы Конгресса, документы различных министерств, документы, связанные с деятельность президента, периодика, устные источники (проведённые нами интервью).

Важнейшим для нашей работы источником послужили статистические материалы, данные опросов и т.п. за 1990-2000 гг., которые можно разделить на

две подгруппы: официальные статистические материалы, опубликованные (и предоставленные на интернет-сайтах) американскими государственными службами, и статистические материалы, предоставленные негосударственными организациями.

Наибольший интерес вызывают данные, предоставленные американским Бюро переписи населения и информационной справочной службой по вопросам народонаселения и размещённые на соответствующих интернет-сайтах и , а также в информационных бюллетенях населения1 и сборниках статистических материалов для каждой этнической группы.2 В них содержится информация [статистические таблицы] по различным аспектам жизни американского общества в целом и этнических меньшинств в частности, например, демографические показатели, социальные и экономические характеристики (образование, здравоохранение, преступность, трудовая занятость, доходы и бедность и др.).

К этой же группе примыкают статистические данные 1990-2000х гг., касающиеся иммигрантов, не-иммигрантов, беженцев и незарегистрированных мигрантов, размещённые американской службой иммиграции и натуралі'зации на

1 Population Bulletin. 1990. Vol.45. №.2; Population Bulletin. 1991. Vol.46. J&.2; Population Bulletin.
1992. Vol.47. №.4; Population Bulletin. 1993-1994. Vol.49. №.2; Population Bulletin. 1995-1996.
Vol.50. №.4; Population Bulletin. 1996-1997. Vol.51. №.2; Population Bulletin. 1997. Vol.52. №.23;
Population Bulletin. 1999. Vol.54. №.2; Population Bulletin. 1999. Vol.54. №3; Population Bulletin.
2000. Vol.55. №.2; Population Bulletin. 2000.Vol.55. №.3.

2 Changing U.S. Demographics I Ed. by Norris Smith. New York, 2002. Vol.74. №.1; Heaton Tim В.,
Chadwick Bruce A., Jacobson Cardell K.
Statistical Handbook on Racial Groups in the United States.
Phoenix, 2000; Hispanic Americans: A Statistical Sourcebook / Ed. by Louise L. Hornor. Boulder,
1990-2002; Hobbs Frank, Stoops Nicole. Demographic Trends in the 20th Century. Washington, 2002;
Lilley III William, DeFrance Laurence J., Diefenderfer III William The State Atlas of Political and
Cultural Diversity. Washington, 1997; Statistical Handbook on U.S. Hispanics/Ed. by Frank L. Schick
and Renee Schick. Phoenix, 1991; Statistical Record of Hispanic Americans. Detroit, 1993; Statistical
Record of Native North Americans I Ed. by Marlita A. Reddy. Detroit, 1995; 1990 Census of
Population. Social and Economic Characteristics. American Indian and Alaska Na'ive Areas.
Washington, 1993.

интернет-сайте и в ежегодных сборниках материалов (1990-2002 гг.). Там можно найти важную информацию: сведения о количестве легальных и нелегальных иммигрантов, официальную классификацию типов виз и въезжающих в страну иностранцев, основные требования для прохождения процесса натурализации и принятия гражданства, количество иностранцев, прошедших эти процедуры, и т.д.

К первой подгруппе относятся и статистические данные Бюро по делам индейцев (при министерстве внутренних ресурсов, .), которые представлены на и дают статистическую информацию, касающуюся индейских земель, демографических показателей (федерально признанных племён), природных ресурсов на территориях резерваций, образования среди индейцев.

Дополняют картину статистические материалы, опубликованные на интернет-сайтах Бюро статистики труда и Администрации по вопросам занятости и подготовки (при министерстве труда, ), а также Администрации по вопросам защиты семьи и детства (при министерстве здравоохранения и социального обеспечения ): здесь содержится самая последняя статистическая информация по вопросам демографии, расселения, образования, трудовой деятельности, здравоохранения и т.д. не только относительно всего населения США, но и касательно отдельных расово-этнических групп. На сайтах размещены и данные переписей населения, и результаты собственных обследований, мониторингов, опросов и т.п.

Особую важность этой группы статистических источников составляет то, что статистические данные постоянно обновляются, при этом старые [данные] также присутствуют для сравнения и анализа. Важно отметить и широкомасштабный характер данных; зоной обследования в каждом конкретном случае являлась вся

территория страны. Кроме того, статистические материалы (особенно в веб-ресурсах) нередко (хотя и не всегда) подкреплены аналитическим материалом.

Работа с данными этого типа осложнялась многообразием терминологии, которое произошло из-за перестройки этнографического терминологического аппарата в 1990-х годах: как уже было сказано выше, в переписи населения 2000 года добавились новые пункты по этнической идентификации, некоторые старые были разделены. Это создавало определённые затруднения в сравнении результатов разных переписей. Вслед за Бюро переписи населения ряд министерств и их департаменты (бюро, администрации и т.д.) перешли на новую «расово-этническую терминологию», другие же до сих пор предпочитают пользоваться старой. Это, со своей стороны, затрудняло сравнение статистических материалов. Другой сложностью было то, что совокупность интересующих нас данных содержалась только в результатах переписей населения 1990 и 2000 гг. Во всех остальных случаях они [данные] представлены в произвольном порядке, что делает выборку трудоёмкой, и не всегда давало возможности для сопоставления по всем интересующим нас параметрам.

Вторая подгруппа статистических материалов объединяет данные, предоставленные негосударственными организациями, которые занимаются широким кругом социальных и политических вопросов, относящихся к положению коренных жителей и испаноязычного населения.

В работе были использованы статистические материалы, касающиеся различных сторон жизни коренного населения, предоставленные Институтом исследований коренного населения и индейской политики и Национальным конгрессом американских индейцев на соответствующих интернет-сайтах , . Здесь можно было почерпнуть статистическую информацию, касающуюся уровня преступности на территориях резерваций, проблем трудоустройства и домовладения, межплеменных контактов

и др. Дополнительные статистические сведения, детализирующие
демографические, социально-экономические и культурно-языковые

характеристики отдельных племён, были почерпнуты на сайтах этих племён.1

Что касается изучения положения латинос, то мы использовали данные,
собранные и обработанные крупнейшими негосударственными организациями
испаноговорящих американцев - Национальным советом ла раса,

Латиноамериканской ассоциацией, Центром испаноязычного населения Пью - и
размещённые на соответствующих сайтах ,

и : здесь представлены результаты самых разнообразных независимых исследований и опросов как общего характера (дающие общее представление о социально-эконономическом, политическом и культурном положении испаноязычнои группы), так и отраслевые (охватывающие какую-либо одну сферу жизни испаноговорящих американцев).

Много важных материалов предлагают публикации разного рода. В книге
«Голоса латинос - взгляды мексиканцев, пуэрториканцев и кубинцев на
американскую политику»2 опубликованы результаты «Национального
политического исследования латинос» - одного из самых крупных опросов-
изучений социально-политического статуса латинос в конце 1980-начале 1990х
годов. «Новые американцы по выбору - политические перспективы

иммиграции латинос»3 базируется на результатах другого опроса-и:.учения -

Подробный список веб-сайтов индейских племён см. в: Wilkins David Е. American Indian Politics and the American Political System. Appendix H. P.304-305.

2 Garza Rodolfo 0., DeSipio Louis, Garcia Chris F., Garcia John, Falcon Angela. Latino Voices:
Mexican, Puerto Rican, and Cuban Perspectives on American Politics. Boulder, San Francisco, Oxford,
1992.

3 Paction Harry, DeSipio Louis. New Americans by Choice: Political Perspectives of Latino
Immigrants. Boulder, San Francisco, Oxford, 1994.

«Национального исследования иммиграции латинос». Материалы этих опросов-изучений дополняют и уточняют статистические данные Бюро переписи населения, информационной справочной службы по вопросам народонаселения и службы иммиграции и натурализации.

Дополнительную важность материалам второй подгруппы придаёт то, что это -данные по отдельной этнической группе (индейцы или латинос), соответственно они более детальны и более подробны. И лица, проводившие исследование, и респонденты таких опросов, в большинстве своём, были представителями одной группы, что увеличивало и степень доверия (и с той, и с другой стороны), но и степень субъективности в оценках. Зона охвата при таких опросах-исследованиях могла быть представлена и территорией всей страны, и отдельным регионом или даже одним городским районом, в качестве объекта могла быть выбрана как вся группа в целом, так и отдельные подгруппы (конкретное индейское племя или подгруппа испаноговорящих американцев - мексиканцы, кубинцы, пуэрториканцы и др.), что помогало нарисовать разноплановую картину в каждом конкретном случае (будь то положение индейских общин или испаноязычных сообществ).

Большое значение для разработки заявленной темы представляли документы Конгресса США, отнесённые ко второй большой группе источников. Это тексты законопроектов и принятых законодательных актов, стенограммы обсуждений, документы, связанные с работой Сената и Палаты представителей. Материалы данного типа, имеющие прямое или косвенное отношение к «индейскому вопросу» и «вопросу латинос», были доступны либо в виде сборников

1 «Национальное политическое исследование латинос» проводилось при поддержке негосударственных, частных фондов - Фонда Форда, Фонда Тинкера, Фонда Спенсера и Фонда Рокфеллера, а «Национальное исследование иммиграции латинос» - при поддержке Образовательного фонда при Национальной ассоциации испаноговорящих выборных и назначенных должностных лиц.

документов, либо на официальных сайтах государственных учреждений: самого Конгресса - . Сената - [Комиссия по индейским вопросам - . Палаты представителей -, библиотеки Конгресса - . Государственной типографии - , а также информационного офиса при Управлении служб общего назначения - . В целом источники данной группы важны тем, что здесь представлены полные тексты законодательных актов и других документов, которые стали результатами работы Сената и Палаты представителей.

Что касается источников третьей группы, то официальная информация, касающаяся (в той или иной степени) отдельных сфер жизни интересующих нас групп, представлена на веб-сайтах министерств и их подразделений: министерства внутренних дел - [службы иммиграции и натурализации -], сельского хозяйства - , внутренних ресурсов -, образования - , здравоохранения и социального обеспечения - , жилищного строительства и городского развития - , труда - . В составе информации ценным оказалось описание различных программ, разрабатываемых и внедряемых министерствами, интерпретация основных законодательных актов, статистические и картографические материалы (в масштабе всей страны и по отдельным штатам).

Ещё одной немаловажной группой источников послужили документы, связанные с деятельностью президентов. Компиляция официальных речей президентов представлена в специальном сборнике, который традиционно издаётся два раза в год. В выпусках за 1990-2000 гг. ценными оказались стенограммы конференций и интервью президентов, высказывания по поводу

1 Documents of United States Indian Policy / Ed. by Francis Paul Prucha. Lincoln, London, 2000.

подписания того или иного документа, прокламации, послания Конгрессу и т.п., которые затрагивают интересы американских индейцев и испаноязычных американцев.1 С документами, относящимися к деятельности президента, можно также ознакомится на веб-сайте Белого дома - - и Виртуальной библиотеки Белого дома (проект Администрации национальных архивов и записей), где мы получили доступ к материалам, относящимся к периоду президентства У.Клинтона - . Подобные публикации позволяют не только оценить взгляд президента на «индейский вопрос» и «вопрос латинос», но и проследить эволюцию президентской позиции в отношении рассматриваемых вопросов.

Значительная часть документов этого рода была изучена нами в ходе работы в Отделе правительственных документов при библиотеке) университета Темпл г. Филадельфия, США, который участвует в Федеральной депозитарной библиотечной программе.2

Наконец, в качестве особого и важного типа источников следует выделить материалы публикаций последних двух десятилетий XX века в пер'юдике и прессе. Из американских газет мы активно использовали «Вашингтон Пост»,

1 Public Papers of the President of the United States. George Bush. 1990. Washington, 1991. Book II.;
Public Papers of the President of the United States. George Bush. 1991. Washington, 1992. Book II;
Public Papers of the President of the United States. George Bush. 1992-1993. Washington, 1993. Book
II; Public Papers of the President of the United States. William J. Clinton. 1993. Washington, 1994.
Book I; Public Papers of the President of the United States. William J. Clinton. 1995. Washington,

  1. Book I; Public Papers of the President of the United States. William J. Clinton. 1995. Washington, 1996. Book II; Public Papers of the President of the United States. William J. Clinton.

  2. Washington, 1999. Book II; Public Papers of the President of the United States. William J. Clinton. 1998. Washington, 1999. Book I; Public Papers of the President of the United States. William J. Clinton. 1998. Washington, 2000. Book II; Public Papers of the President of the United States. William J. Clinton. 1999. Washington, 2001. Book II; Public Papers of the President of the United States. William J. Clinton. 2000-2001. Washington, 2001. Book I; Public Papers of the President of the United States. William J. Clinton. 2000-2001. Washington, 2002. Book III.

2 В рамках этой программы университетская библиотека получает 60% публикаций
Государственной типографии. Документация хранится в библиотеке как в печатном виде, так и
в виде микрофильмов и микрофишей.

«Нью-Йорк Тайме», «Ю-эс-эй Тудэй» - их печатные и электронные издания.1 При
обращении к «индейской» тематике важным подспорьем в работе был
центральный индейский орган печати «Индиэн кантри» (в печатном и
электронном виде2). Среди американских периодических изданий много
материалов по актуальнейшим расово-этническим вопросам конца XX века было
почерпнуто из таких журналов, как «Демография», «Городская

антропология», «Американский индейский журнал» и др. 1990-х гг.3 Здесь

немаловажную ценность для нашего исследования представляли материалы разного типа - таблицы, интервью, опросы и т.д., - преподнесённые либо в качестве самостоятельной публикации, либо как приложение к статьям.

Дополнительным и крайне важным источником послужили интервью, которые мы проводили 6-8 апреля 2004 года в двух крупных резервациях штата Орегон -«Объединённые племена индейцев силец» и «Объединённые племена Ворм-Спрингс». В качестве респондентов в первой резервации выступал представитель резервациониого правительства, во второй - директор управления по связям с общественностью, начальник отдела бюджетного планирования и внутриведомственного надзора и контроля и директор отдела демографической статистики. Тексты интервью находятся в приложении к диссертации.

; :

2 http:/Awvw.indiancoiintrv.com

3 «Демография»(ОетогарЬу) [печатный орган Американской ассоциации по изучению
народонаселения], «Этно-история» (Ethnohistory) [издание Американского общества по этно-
истории], «Американское историческое обозрение» (American Historical Review) [при
Американской ассоциации по изучению истории], «Американский антрополог» (American
Anthropologist) [издание Американской антропологической ассоциации], а также «Социальные
силы» (Social Forces), «Городская антропология» (Urban Anthropology), «Американский журнал
политологии» (American Journal of Political Science), «Политология и политика» (PS: Political
Science and Politics), «Ежеквартальный журнал политических исследований» (Political Research
Quarterly), «Американский индейский журнал» (American Indian Journal), «Ежеквартальный
журнал американских индейцев» (American Indian Quarterly), «Индейское правовое обозрение»
(American Indian Law Review), «Виказо ca ревыо» (Wicazo Sa Review).

Использование столь разноплановых источников и позволило по-новому, комплексно взглянуть на различные грани исследуемого вопроса. Изучение и сравнение места и роли индейской и испаноязычной групп в конце XX века невозможно без обращения к разносторонней информации относительно рассматриваемых меньшинств, что обеспечивает достаточную степень объективности.

Хронологические рамки исследования. Хронологические рамки исследования охватывают период последнего десятилетия XX века. 1990 и 2000 гг. - время двух последних в XX веке американских переписей населения, традиционно проводимых каждые десять лет. Само десятилетие также стало временем значительных перемен в жизни меньшинств, произошли коренные изменения в расово-этнической ситуации в США: наблюдались значительные перестановки в демографической и расово-этнической американской «мозаике»; стали очевидны подвижки в социально-экономическом положении отдельных этнических групп; возрос интерес к этнической проблематике (в первую очередь, к вопросу этнического самосознания).

Кроме того, в период 1990-2000 гг. был принят, ряд важных для рассматриваемых нами этнических групп актов, как то «Закон о защите могил коренных американцев и репатриации» (1990), поправки 1992 года к «Закону_об улучшении индейского здравоохранения от 1975 года», «Закон о племенном самоуправлении» (1994), «Закон о содействии жилищному строительству коренных американцев» (1996), а также «Закон об иммиграции» (1990), «Закон о личной ответственности и трудовых возможностях» (1996), «Закон о нелегальной иммиграции и ответственности иммигрантов» (1996).

Особое положение американских индейцев и испаноязычных американцев, которое окончательно выкристаллизовалось именно в последнее десятилетие XX века, было обозначено и признано в ежегодных прокламациях президента по

поводу объявления «Месяца национального наследия американских индейцев» и «Месяца национального наследия испапоязычных американцев».

Всё это показывает, что избранное десятилетие было особым этапом в истории этнических меньшинств США.

Цели и задачи исследования. В данной работе предпринята попытка комплексного компаративного исследования положения коренных американцев и испапоязычных американцев в конце XX века с целью более глубокого уяснения и уточнения роли и места коренных народов и иммигрантов в общественной структуре США, их взаимоотношений с американским правительством, прогнозов относительно развития межэтнических отношений в многонациональном американском государстве в XXI веке. В соответствии с заявленной целью были определены следующие задачи:

изучить уровень жизни и особенности социального статуса индейцев и латинос, выявить общее и особенное в их положении, проанализировать проекты решения основных социальных проблем;

проследить основные вехи правительственной политики в отношении индейцев и латинос, определить сходство и различие в позиции государства в отношении каждой из групп;

выявить основной круг представлений коренных американцев и латинос о самих себе (самоидентификация) и других групп общества о них;

выявить основные социально-правовые и этнические критерии принадлежности к двум рассматриваемым этническим группам и провести их классификацию;

исследовать этапы и способы ассимиляции, степень ассимилированности индейцев и латинос.

Методы исследования. Данное исследование написано на стыке новой политической, социальной, антропологической, демографической и этнической

истории. Важную роль при этом сыграл системный подход, который позволил рассмотреть в тесной взаимосвязи социально-экономическую и политическую жизнь современного американского общества в контексте исторически сложившихся условий жизни национальных меньшинств США. Кроме того, в работе использованы общие методы научного познания, как то анализ и синтез, дедукция и индукция, аналогия, сравнение, классификация и др.

Важным казалось применение статистических и сравнительно-исторических методов. Первый позволил во всей полноте представить социально-экономический портрет изучаемых групп американского общества. Второй -выявить общее и особенное в их положении.

Кроме того, в данной работе применялся институциональный подход, оказавшийся плодотворным при анализе законотворческой деятельности и политики правительства США по отношению к национальным меньшинствам.

В отдельных случаях существенное значение для анализа материалов имел междисциплинарный подход, то есть использование не только базовых исторических понятий и моделей, но также и экономических, политологических, антропологических, социологических категорий. Также в процессе исследования возникала необходимость прибегнуть к ретроспективному методу, особенно при рассмотрении политических аспектов проблемы.

Научная новизна исследования. В ходе работы в исторический оборот был введён ряд новых как для отечественной, так и для американской историографии источников, касающихся этнических, демографических, социально-экономических, политических характеристик американских индейцев и испаноязычных граждан конца XX века (в том числе материалы интервью и интернет-сайтов). Кроме этого, в отечественную литературу введён значительный массив критически осмысленных современных американских исследований.

В данной работе впервые предпринята попытка комплексного анализа положения индейцев и латинос для углубления и уточнения представлений об их этнической идентичности, социально-экономическом положении и перспектив его изменения, а также федеральной политики в отношении названных групп. В результате получена значительно более точная, корректная, глубокая картина места и роли рассматриваемых национальных меньшинств в американском обществе, прослежена динамика её изменения, сделаны прогнозы относительно её развития в новом веке.

К числу важнейших можно отнести наблюдения, связанные с выявлением основных черт этнической идентичности рассмотренных меньшинств, а также анализ законов 1990-х гг., до этого не изучавшихся в совокупности.

Детальное рассмотрение и сопоставление места и роли рассматриваемых групп
в современной американской «цветной мозаике» позволило высказать новые
прогнозы, касающиеся развития расово-этнической ситуации в США, и
рекомендации относительно социально-этнической политики

многонационального государства.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, а также приложения.

Проблема идентификации современных индейцев

Американские индейцы, индейские племена, коренные народы, коренные американцы, первые народы - вот тот неполный перечень терминов, которые используются современными исследователями для описания коренных жителей США. Многие выражения на данный момент считаются не полит-корректными и вышли из употребления, как то «краснокожие, дикари, аборигены» и др.1 Наиболее часто встречающиеся дефиниции - «индейцы», «американские индейцы», «коренные американцы». При этом резервационное население предпочитает называться «индейцами», а городское - «коренными американцами». Некоторые исследователи индейского вопроса утверждают, что определение «американец индейского происхождения» неприемлемо, так как появилось под воздействием теории «плавильного котла», которая несовместима с индейским племенным укладом жизни. Другие предлагают избегать общих определений, используя взамен названия племён (например, лакота, помо и т.п.), где это уместно.2

На сегодняшний день в Америке, по разным данным, от 10 до 20 миллионов человек, имеют индейские корни, но лишь немногие из них идентифицируют себя как коренные американцы . По данным американского Бюро переписи населения, в 1990 году в США проживало 1 959 234 индейцев, что составляло 0.8% всего американского населения. Данные переписи 2000 года показывают, что рта цифра увеличилась до 2 475 956 человек и составила 0.9%. Особо отметим, что в анкеты переписи 2000 года был добавлен пункт, согласно которому респонденты могли акцентировать своё смешанное происхождение (то есть имели возможность указать на свои индейские и не-индейские корни), что очевидно и стало одной из причин роста численного показателя.

Распределение индейцев по территории США, по данным последней переписи, представляется следующим образом: 43% проживают на западе, 31% на юге, 17% на среднем западе и 9% на северо-востоке. Наибольшая концентрация коренного населения наблюдается в 14 округах запада (штаты Аляска, Аризона, Монтана и Юта) и 12 округах среднего запада (штаты Южная Дакота, Висконсин, Северная Дакота и Небраска). Из 3,141 округов в 786 (в основном, расположенных к западу от Миссисипи) процентное соотношение индейцев к численности всего населения округа достигло или перешло порог 1.5%, а в 2,355 округах не достигло этого порога.2

По данным американской переписи населения на 2000 год, 11 штатов с наибольшей концентрацией коренных американцев, представлены следующим образом: Флорида, Калифорния, Оклахома, Аризона, Техас, Ныо-Мексико, Нью-Йорк, Вашингтон, Северная Каролина, Мичиган и Аляска. В этих штатах проживает 62% всего коренного населения.

Бюро переписи населения имеет среди своих документов таблицу о распределении коренного населения по штатам, в ней есть данные за последние десять лет. Это даёт возможность проследить некоторые демографические, социальное и этнические моменты как раз в интересующее нас десятилетие. Обратимся к материалам вышеперечисленных штатов, где на сегодня отмечена наибольшая концентрация коренного населения.

Самые большие цифры соотношения показывает штат Аляска, где каждый шестой - индеец или иной представитель коренного населения. За последние десять лет XX века с точки зрения соотношения коренного населения и общей численности населения не произошло никаких изменения, что можно обозначить как фактор определённой демографической стабильности. При этом в абсолютных цифрах происходит определённый прирост населения штата в целом, и по темпам это находится в соответствии с приростом коренного населения, что есть ещё одни показатель демографической стабилизации. Забегая вперёд, скажем, что здесь благоприятным образом могла сказаться серия «индейских» законов, принятых в 1990-е годы.

В приложение к проблематике данного параграфа интерес представляют этнические показатели. Так в 2000 году респонденты переписи имели возможность указать на своё смешанное происхождение. И дополнительно 3,5% от общей численности населения штата - то есть более 25-26 000 человек -обозначили себя как представители индейского этноса. Причём, судя по цифрам последней колонки, примерно каждый второй имеет смешанное происхождение и мог бы не заявлять о своих индейских корнях.

Насколько нам известно, никто из авторов не делал анализ таблицы. Представляется, что эти цифры - один из показателей роста самосознания. Вместе с тем не исключается, что указанию комбинации рас могла подтолкнуть та социальная поддержка, которую во исполнение законов оказывало американское правительство в последнее десятилетие XX века (см. 2).

Выше было оговорено, что в анкету переписи 2000 года был включён пункт, дававший возможность указать своё смешанное происхождение. Принципиально для Аляски это картину не изменило. Теперь обратимся к другим штатам, которые по данным 2000 года имеют показатели, отодвинувшие Аляску во второй десяток штатов, где концентрация коренных американцев наивысшая. На первое место здесь выдвинулась Флорида, а замыкает список (перед Аляской) Мичиган. И везде наблюдается интересная тенденция. Если сравнить цифры указавших одну расу в 1990 и 2000 году, то в большинстве штатов процентные показатели остаются не сильно изменившимися. Дело значительно меняется при указании на одну или комбинацию рас - показатели подчас возрастают больше чем вдвое (например, Флорида- 0,3% и 0,7% соответственно, Калифорния- 1% и 1,9% соответственно, Мичиган - 0,6% и 1,3% соответственно). А когда речь идёт об указании просто на комбинацию рас, то цифры «взлетают» в несколько десятков раз (например, Флорида 54,6%, Калифорния 46,9%, Мичиган - 53%).

Ясно, что такой рост трудно объяснить каким-то особым взлётом этнического чувства и самосознания. Конечно, это тоже могло иметь место, как на Аляске. Однако очевидно, что здесь вступили в действие другие факты, сделавшие обозначение смешанного происхождения социально выгодным. Те программы поддержки, которые стали доступны представителям коренного населения в последнее десятилетие XX века (см. об этом 2), заставляли респондентов переписи активно пользоваться возможностью акцентировать своё индейское происхождение.

Этно-соцнальный и правовой статус латинос

Если в конце XX века индейцы представляли собой едва ли не самую малочисленную этническую группу в США, то испаноговорящие американцы превратились в одну из самых больших групп. В 1990 году, по данным переписи населения, их насчитывалось 22.4 миллиона, в 2000 году-уже 35.3 миллионов, то есть за одно десятилетие произошло увеличение испаноязычного населения на 57.9%, при этом изменения в росте численности разнятся в отдельных группах. Так, численность американцев мексиканского происхождения выросла на 52.9% (от 13.5 миллионов до 20.6 миллионов), пуэрториканцев - на 24.9% (от 2.7 миллиона до 3.4 миллионов), кубинцев - на 18.9% (от 1 миллиона до 1.2 миллиона), латинос другого происхождения - на 96.9% (от 5.1 миллионов до 10 миллионов).

В результате изменилось процентное соотношение испаноязычных американцев: если в 1990 году мексиканцы представляли 60.4% всех латинос, то в 2000 году- 58.5%, пуэрториканцы в 1990 году 12.2%, в 2000 году 9.6%, кубинцы в 1990 году 4.7%, в 2000 году 3.5%, доля латинос другого происхождения, наоборот, увеличилась - от 22.8% в 1990 году до 28.4% в 2000 году. Под «испаноязычные американцы другого происхождения» имелись в виду иммигранты из Центральной Америки (исключая Мексику) - Коста-Рика, Гватемала, Гондурас, Никарагуа, Панама, Сальвадор и др.; из Южной Америки - Аргентина, Боливия, Чили, Колумбия, Эквадор, Парагвай, Перу, Уругвай, Венесуэла и др. В переписи

2000 года 17.3% (6.1 миллионов) латинос не указали свою принадлежность к той или иной группе, ограничившись определением «испаноязычный».1

Интенсивная, продолжающаяся иммиграция и высокий уровень рождаемости обусловили численное превосходство латинос над многими другими группами. Согласно некоторым прогнозам, к 2005 году латинос превзойдут афро-американцев, а к 2050 году будут насчитывать более 100 миллионов человек. В середине 1990-х годов около 2/3 американских жителей идентифицировали себя как латинос-иммигранты или дети иммигрантов. Менее 1/3 являлись потомками родителей, рождённых в США. Тем не менее, объединяющей чертой и той, и другой группы является то, что все современные латинос - продукт одного из самых центральных миграционных потоков: из Латинской Америки в США.

Если в течение 1990-х годов наблюдалось резкое численное увеличение латинос, то тенденции в их распределении по территории США оставались стабильными на протяжении последнего десятилетия XX века, о чём свидетельствует соответствующая таблица Бюро переписи населения.2

Из таблицы, в которой сведены данные последних двух переписей, видно, что в каждом штате зафиксировано значительное увеличение испаноязычного сегмента, но основная часть латинос предпочитает жить в южных и западных районах. При этом более 40% селятся на Западе, что связано с постоянным иммиграционным потоком из Мексики. На американском Западе зарегистрирован самый высокий рост испаноязычного населения - с 19.1% (от всего населения) в 1990 году до 24.3% в 2000. Около 30% латинос выбирали американский Юг, при этом в 1990 году латинос составляли 7.9% населения этого региона, а в 2000 году уже 11.6%. Изменилось процентное соотношение латинос к остальному населению ня Северо востоке и Среднем Западе: на Северо-востоке от 7.4% в 1990 году до 9.8% в 2000; на Среднем Западе от 2.9% в 1990 до 4.9% в 2000. На сегодняшний момент испаноязычных американцев можно встретить в любом штате, но основное место проживания латинос - 9 штатов: Калифорния, Техас, Нью-Йорк, Флорида, Иллинойс, Нью-Джерси, Аризона, Нью-Мексико и Колорадо. Около 85% всех латинос проживало в вышеперечисленных штатах в середине 1990-х годов. При этом в Калифорнии было зарегистрировано около 9 миллионов представителей рассматриваемой группы, в Техасе - около 5 миллионов, в Нью-Йорке - около 2.5 миллионов, во Флориде - около 2 миллионов, в Иллинойсе - чуть меньше 1 миллиона. Если посмотреть данные по представителям наиболее крупных групп латинос, то мексиканцы составляли более 3/4 всех латинос в Калифорнии, Техасе, Иллинойсе и Аризоне и более половины всех латинос в Нью-Мексико и Колорадо. Кубинцы формировали крупнейший сегмент латинос во Флориде (38%), а пуэрториканцы - в Нью-Йорке (44%). К 2000 году цифры увеличились: Калифорния - 10,966,556 испаноязычного населения, Техас - 6,669,666, Нью-Йорк - 2,867,583, Флорида -2,682,715, Иллинойс- 1,530,262.3

Одним из менее изученных до сих пор остаётся вопрос об официальных (статистических, документальных, политических) определениях, которые даются латиноамериканскому населению. Дело здесь обстоит гораздо сложнее, чем в случае с коренными жителями.

Прежде всего, необходимо сделать несколько замечаний относительно терминологии: испаноговорящие американцы (Hispanics, Hispanic Americans) и латинос (Latinos, Latinas, Latino/as, Latin@s). Бюллетень населения от 1997 года (том 52, №3), основываясь на работе известного исследователя «проблемы латинос» Хосе Куэлло1, сообщает, что до середины 1960-х годов граждане латиноамериканского происхождения идентифицировались по принадлежности к «стране исхода», как то мексиканцы, пуэрториканцы, кубинцы и т.д. В течение 1960-х возросший интерес к этнической идентификации и самоидентификации, а также усилившаяся иммиграция из Латинской Америки стимулировали поиски общего, объединяющего названия для американцев, имеющих исторические связи с испаноговорящими странами.

В 1973 году министерство здравоохранения, образования и социального обеспечения утвердило для внутреннего пользования термин испаноговорящий (Hispanic), который был применим к человеку, чьё происхождение связано с Испанией или испаноговорящими странами Латинской Америки. Бюро переписи населения и другие правительственные организации вслед за министерством здравоохранения, образования и социального обеспечения приняли на вооружение определение «испаноговорящий» и стали в последующие десятилетия активно использовать данный термин в официальной документации. Слово испаноговорящий рассхматривалось как нейтральное по своему значению, которое не имеет негативных коннотаций.

Городские сообщества латинос: государственная поддержка и частное предпринимательство

Как уже отмечалось в первом параграфе данной главы, одной из реалий жизни современных латинос стала их высокая концентрация в городских ареалах. По результатам переписи населения 2000 года, в 100 крупнейших американских городах белое население оказалось в меньшинстве, при этом одну из самых быстрорастущих групп этнических меньшинств составляли латинос.1 В июле 2002 года Центром по изучению городской политики при Институте Брукингс совместно с Центром Пью были опубликованы результаты исследования основных моделей расселения латинос в США в 1990-х годах. Среди основных моментов доклада отметим:

(1) основной прирост испаноязычного населения наблюдается в областях метрополисов;

(2) больше половины всех городских латинос предпочитают селиться не в центрах метрополисов, а на периферии;

(3) испаноязычные городские жители концентрируются в этнических районах.2

Если до 1990-х годов вновь прибывающие латинос местом назначения выбирали в основном американский юго-запад, то в последнее десятилетие XX века, как отмечалось выше, тенденция поменялась, и к традиционным центрам концентрации испаноязычного населения добавились новые области метрополисы с быстрорастущим сектором латинос. Таким образом, в 1990-х годах продолжали своё существование традиционные центры латинос - 16 крупных метрополисов

(включавших Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Майами, Чикаго, а также различные города на западе, юго-западе и пограничных областях с обширными сообществами латинос), которые всегда притягивали иммигрантов; к 2000 году половина всех латинос проживала именно в этих областях.

В традиционных центрах латинос наблюдался стремительных прирост численности испаноязычного населения: если в 1980 году в них проживало 7.2 миллиона латинос, то к 2000 году добавилось ещё 6.9 миллионов. Среди традиционных центров наибольший прирост показали 3 метрополиса - Лос-Анджелес, Нью-Йорк и Чикаго, где совокупный прирост испаноязычного населения составил 3.9 миллионов.

Кроме традиционных центров испаноязычного населения, в 1990-х годах наметилась новая тенденция в расселении латинос, которая выразилась в появлении т.н. новых центров - метрополисов с изначально малочисленными испаноязычнымн общинами, которые именно в 1990-х годах стали притягивать внимание американских латинос. По результатам переписей 1990 и 2000 годов, таких новых центров насчитывалось 51, которые располагались в 35 штатах. В 2000 году 19% всех латинос проживали именно в этих новых центрах. Уровень прироста испаноязычного населения в новых центрах сильно подскочил, однако 18 из них отмечали с 1980 по 2000 года т.н. «пшер-прирост» (то есть на 300% и больше) численности латинос. Распределение новых центров кониентрации латинос в 1990-х годах, 11 из которых располагаются на американском юго-востоке, показывает изменение направления иммигрантского потока в целом.1

На Юге и Среднем Западе находятся метрополисы с относительно малым количеством испаноязычного населения: в общей сложности латинос составляют около 4% населения этих областей. Если значительный прирост испаноязычного населения в крупных метрополисах был связан с общей тенденцией стремительного роста численности городского населения, то, соответственно, незначительный прирост численности латинос в некоторых городах Юга и Среднего Запада происходил параллельно невысокому росту численности населения этих городов в целом. Среди метрополисов с малым приростом испаноязычного населения в 1990-х годах отметим, например, Чарльстон, Новый Орлеан, Батон-Руж, Буффало и др.

Ещё одна тенденция в расселении городских латинос 1990-х - перемещение из центров метрополисов на периферию. Если в 1990 году американский «Бюллетень населения» констатировал, что «крупнейшие метрополисы страны в 1980-х годах переживали замедленный рост численности населения окраин»1, то в 1990-х годах наблюдалась обратная тенденция - переселение «цветного» населения (в том числе и латинос) из центров в периферийные области. Анализ данных переписей населения для 100 крупнейших американских метрополисов, проведённый Центром по изучению городской политики при Институте совместно с Центром Пыо, показывает, что в 1990 году латинос были равномерно распределены между центрами (8.6 миллионов) и окраинами (8.7 миллионов). Однако за 1990-е годы произошёл отток испаноязычного населения из центральных областей (12,6 миллионов) на периферию (почти 15 миллионов).

Обосновываясь в городской среде, латинос не проявляют тенденции к смешению с остальным населением и предпочитают селиться в этнических центрах - barrios, которые стали объектом внимания американских исследователей ещё в 1960-х годах. Именно в 1960-х были сделаны первые попытки оценить степень изолированности жителей barrios от белого населения. Была замечена основная характерная черта, которая проявлялась на протяжении всего времени существования этнических районов латинос: испаноязычное население крупнейших метрополисов (таких как Лос-Анджелес, Нью-Йорк и пр.) испытывает большую сегрегацию по месту жительства, нежели чем латинос-жители менее крупных областей метрополисов. Среди различных подгрупп латинос наибольший уровень сегрегации наблюдался по отношению к мексиканцам и кубинцам.1

Как и другие иммигрантские группы, приезжавшие в США латинос чаще всего селились среди своих соотечественников в этнических районах (neighborhoods), образовывая собственные сообщества (communities). Первые такие сообщества появились на рубеже XIX и XX веков в городах юго-запада и были основаны по преимуществу мексиканцами. Основные проблемы, с которыми столкнулись жители первых сообществ, были низкая заработная плата, проживание в трущобах, неудовлетворительные условия труда и в целом устойчивая традиция дискриминации со стороны белого большинства.2 Старейшие barrios, которые потом разрослись до размеров этнических анклавов, были основаны в Эль-Пасо, Чикаго, Хьюстоне, Сан-Диего, Майами.

Похожие диссертации на Этнические меньшинства и правительственная политика США в конце XX века :На материале индейцев и латинос