Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этноконфессиональные отношения на восточных землях Речи Посполитой в середине XVIIв. (еврейско - христианские отношения) Шпирт Андрей Михайлович

Этноконфессиональные отношения на восточных землях Речи Посполитой в середине XVIIв. (еврейско - христианские отношения)
<
Этноконфессиональные отношения на восточных землях Речи Посполитой в середине XVIIв. (еврейско - христианские отношения) Этноконфессиональные отношения на восточных землях Речи Посполитой в середине XVIIв. (еврейско - христианские отношения) Этноконфессиональные отношения на восточных землях Речи Посполитой в середине XVIIв. (еврейско - христианские отношения) Этноконфессиональные отношения на восточных землях Речи Посполитой в середине XVIIв. (еврейско - христианские отношения) Этноконфессиональные отношения на восточных землях Речи Посполитой в середине XVIIв. (еврейско - христианские отношения) Этноконфессиональные отношения на восточных землях Речи Посполитой в середине XVIIв. (еврейско - христианские отношения) Этноконфессиональные отношения на восточных землях Речи Посполитой в середине XVIIв. (еврейско - христианские отношения) Этноконфессиональные отношения на восточных землях Речи Посполитой в середине XVIIв. (еврейско - христианские отношения) Этноконфессиональные отношения на восточных землях Речи Посполитой в середине XVIIв. (еврейско - христианские отношения) Этноконфессиональные отношения на восточных землях Речи Посполитой в середине XVIIв. (еврейско - христианские отношения) Этноконфессиональные отношения на восточных землях Речи Посполитой в середине XVIIв. (еврейско - христианские отношения) Этноконфессиональные отношения на восточных землях Речи Посполитой в середине XVIIв. (еврейско - христианские отношения)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шпирт Андрей Михайлович. Этноконфессиональные отношения на восточных землях Речи Посполитой в середине XVIIв. (еврейско - христианские отношения) : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03 / Шпирт Андрей Михайлович; [Место защиты: Институт славяноведения РАН].- Москва, 2010.- 358 с.: ил.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1 .

ХРИСТИАНСКО-ЕВРЕИСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII В. НА ВОСТОЧНЫХ ЗЕМЛЯХ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ. 77

1.1. Еврейское население на украинско-белорусских территориях в первой половине XVII в. 77

1.2. Правовой статус евреев 80

1.3. Отношения между евреями и горожанами 84

1.4. Отношения между евреями и крестьянами 92

1.5. Отношения шляхты и евреев І ОЗ

ГЛАВА 2.

ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И ЕВРЕИ В КОНЦЕ XVI- ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII ВВ. 106

2.1. Нормативное право в отношении евреев и его воздействие на христианско-еврейские контакты. 106

2.2. Конфликты между православным духовенством и евреями 119

2.3. Евреи в украинско-белорусских проповедях xvi-начала XVII вв. 126

2.4. Воздействие книжных антиеврейских представлений на украинско-белорусское общество первой половины XVII в. 133

2.5. Проблема терпимости к евреям в украинско-белорусской публицистике. 143

ГЛАВА 3

КАТОЛИКИ, УНИАТЫ, ПРАВОСЛАВНЫЕ И ЕВРЕИ В СОБЫТИЯХ 1648- 1654 ГГ. 162

3.1. Отношение восставших к "врагам": католикам, униатам и евреям 163

3. 2."Очищенная земля": золотой век vs утопия 168

3.3. Отношение восставших к унии и униатам. 176

3.4. Отношение восставших к «евреям» и «полякам»: сходства и различия. 179

ГЛАВА 4.

ЕВРЕЙСКИЕ ХРОНИКИ 1648-1656 ГГ. О КАЗАЦКИХ ПОГРОМАХ 1648 - 49 ГГ. И ХРИСТИАНСКО-ЕВРЕЙСКИХ ОТНОШЕНИЯХ 191

4.1. Еврейские хроники о польско-украинской истории и их «христианские» источники. 191

4.2. Погромы 1648-1649 гг. в еврейских источниках: от воображаемого к действительному. 202

4.3. Проблема насильственного крещения во время восстания 1648 г. 229

ГЛАВА 5

ИОАННИКИЙ ГАЛЯТОВСКИЙ И ЕГО «МЕССИЯ ПРАВДИВЫЙ»: ВООБРАЖЕНИЕ И РЕАЛЬНОСТЬ 244

5.1. Христианское «знание» 244

5.2. «Еврейское» «знание» 251

5.3. Мессия правдивый» и христианско-еврейские отношения во время русско-польской войны 1654-1667 гг. и в 60-ee гг. xvii в. 262

5.4. Насилие и закон 283

5.5. «Мессия правдивый» как источник по саббатаизму в речи посполитой 290

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 310

Введение к работе

К середине XVII в. Речь Посполитая представляла собой обширное государство с крайне разнообразным конфессиональным и этническим составом. Особенно пестрая картина сложилась на ее юго-восточных землях, где большинство населения исповедовало православие или после 1596 г. приняло унию. Соседями православных оказались не только католики, приверженцы различных протестантских течений и армяне (т. е. христиане-монофизиты армяно-григорианской церкви), но и весьма многочисленные нехристианские группы населения — мусульмане, караимы и иудеи . Продолжительное сосуществование не могло не привести как к близким и доверительным, так и к конфликтным, неприязненным и даже враждебным отношениям. Яркая этноконфессиональная картина, несомненно, оказывала влияние на внутреннюю политику государства, на общественную жизнь страны и на формирование стереотипов в отношении «чужих». Объектом нашего исследования являются этноконфессиональные отношения в середине XVII в. преимущественно на юго-восточных землях Речи Посполитой на примере христианско-еврейских контактов. Середина XVII в. - это время крупнейшего на Украине казацкого и крестьянского восстания, войн с Москвой, Швецией и Трансильванией, охвативших всю территорию Польско-Литовского государства, и, наконец, распространения среди польских евреев саббатианского движения. В связи с этим в настоящем исследовании ставятся следующие вопросы:

  1. Особенности христианско-еврейских отношений на юго-восточных территориях Речи Посполитой, прежде всего, на примере социальных контактов;

  2. Отношение православной церкви к евреям и проблема воздействия конфессионализации православного населения на их отношения с евреями в XVII в.;

  3. Проблема терпимости к евреям в украинско-белорусских текстах XVII в.;

  4. Информация о евреях и иудаизме в православных памятниках того времени (на основе «Мессии Правдивого» И. Галятовского);

  5. Отношение казаков и православного населения к евреям во время восстания Б. Хмельницкого 1648-1654 гг.;

  6. Проблема насильственного крещения евреев во время казацкого восстания 1648 г.;

  7. События 1648-1649 гг. в еврейских хрониках;

* В данной работе, следуя традиции отечественной дореволюционной и западной историографии, мы будем обозначать лицо еврейской национальности и еврейского вероисповедания словом «еврей» (вместо возможного, принятого в советской историографии, «иудей»). Кроме того, следует отметить, что этноним «евреи» и конфессионим «иудеи» вплоть до конца XIX в. являлись синонимами.

  1. Судьба еврейских общин во время войны с Московским государством 1654-1667 гг.;

  2. Саббатианское движение и христианское население Речи Посполитой.

Еврейское население на украинско-белорусских территориях в первой половине XVII в

Проблема численности еврейского населения Речи Посполитой в XVI-XVII вв. из-за сложности анализа и часто из-за нехватки источников является дискуссионной и требует проведения дальнейших исследований .

Одно из первых исследований по еврейской демографии И. Шипера оценивает еврейское население Польско-Литовского государства в 200 тысяч в 1611 г., а перед самым началом восстания Б. Хмельницкого уже в 450 тысяч человек2. С. Бэрон согласился с подсчетами польского довоенного исследователя , в то время как Б.Д. Вайнриб назвал представления И. Шипера о динамике увеличения еврейского населения, дублирующегося каждые 33 года, «химерой» 4. Если верить И. Шиперу и С. Бэрону, то рост численности еврейского населения с начала шестнадцатого до середины семнадцатого веков достигал 400%, в то время, как христианского - лишь 50%5. Г. Гундерт, суммируя исследования по демографии и подчеркивая ненадежность подсчетов, основанных на налоговых записях, пишет о 170 до 450 тысячах евреев, живших на территории Речи Посполитой в середине XVII в .

Первая половина XVII в. отмечена продолжавшимся ростом численности еврейского населения Украины и Белоруссии. Этот рост был вызван как миграцией, так и естественным приростом населения. Миграция евреев шла из стран Западной Европы, а также из различных территорий Польско-Литовского государства, где с конца XV в. отношения между евреями и христианами становились все более напряженными.

До середины XVI в. еврейское население на украинско-белорусских землях было весьма незначительным. По подсчетам С. Бершадского, численность евреев перед Люблинской унии в Великом княжестве Литовском (т.е. в самой Литве, в Белоруссии, на Волыни и части Подолии) составляло 10-12 тысяч человек7. Большинство евреев проживало в крупных городских центрах - в Бресте, Гродно и Луцке (с конца XIV в.), в Каменце, Остроге (с XV в.), в Пннске (с начала XVI в.). Еврейские общины в Червонной Руси, которая с XIV в. вошла в состав Польши, также возникают в XIV в. (Львов).

После заключения Люблинской унии 1569 г., передавшей Украину во власть польской администрации, на украинских территориях продолжилась активная колонизация земель. Перед 1648 г. общее число городов и местечек на Украине приближалось к тысяче, и среди них было немало поселений с 5-10 тысячами жителей, но преобладали мелкие, аграрно-ремесленные частновладельческие поселения8. А.И. Баранович оценивает население всей Украины (вместе с Червонной Русью) в 5 миллионов человек9. Украина вместе с Великополыней и Поморьем стала наиболее демографически и экономически динамично развивающимся регионом Речи Посполитой XVI в., когда остальные польские города в это время вступили в период застоя и кризиса10.

Евреи активно участвовали в происходивших на этих территориях колонизационных процессах. За 80 лет, по приблизительным подсчетам Ш. Эттингера, численность евреев в 4 украинских воеводствах - Волынском, Подольском, Киевском, Брацлавском - выросла более чем в 13 раз: с 4 тысяч в 1569 г. до 52 тысяч человек в 1648 г . Примирительно к этим воеводствам Ш. Штамфер пишет о 40 тысячах евреев 12. В свою очередь по подсчетам М. Горна в Червонной Руси перед 1648 г. проживало около 45 тысячи евреев . Таким образом, численность еврейского населения всей Украины достигало более 80 тысяч человек, что составляло 5% населения.

В середине XVII в. в городах и местечках Великого княжества Литовского проживало 350 тысяч жителей или 16% от 3.2 миллионного населения этого региона 4. Значительную часть городских поселений, как и на Украине, здесь также составляли частновладельческие города и мелкие местечки (к середине XVII в. - 37 городов и 425 местечек). При этом 414 из 462 городов и местечек получили статус города в XVI-первой половине XVII вв 15.

Мы не располагаем точными данными по численности еврейского населения Великого княжества Литовского после Люблинской унии до 1648 г. По представлениям исследователей, еврейское население оценивается четвертью от всего еврейского населения Речи Посполитой . Вместе с тем, такое априорное представление о численности литовско-белорусского еврейства в середине XVII в. может представляться ошибочным. Так, если признать, что общая численность еврейского населения Речи Посполитой достигала 450 тысяч человек, то из этого следует, что в Великом княжестве Литовском проживало около 150 тысяч человек, в то время как в самой Украине (включая Червонную Русь) - лишь немногим более 80 тысяч евреев!

Нормативное право в отношении евреев и его воздействие на христианско-еврейские контакты

Когда христианство стало господствующей религией Римской империи, христианская церковь стремилась размежеваться от иудаизма, а церковное антиеврейское законодательство, которое в будущем стало регулировать внутреннюю и социальную жизнь христиан, ограничить контакты между двумя враждебными общинами. Принимаемые на соборах церковные постановления запрещали евреям вступать с христианами в совместные (и vice versa) браки, занимать какие-либо публичные должности, а также свидетельствовать против христиан на суде. Другие церковные каноны своим появлением обязаны борьбе ранних христиан с иудео-христианскими сектами, как, например, запрещение священникам и епископам праздновать еврейскую Пасху и другие еврейские праздники, принимать еврейские опресноки (7 и 70 Правила Святых Апостолов), а также посещать синагогу (65 правило Святых Апостолов). Ряд решений мог непосредственно касаться актуальных отношений, которые, несмотря на каноническое право, сохранялись между евреями и христианами: запрет вступать с евреями в близкие отношения (в содружество), принимать от них подарки и обращаться к ним за врачебной помощью, а также совместно с ними мыться в банях (11 Правило 6 Вселенского собора, 37 и 38 Правила Лаодикийского собора). Эти каноны вошли в византийские канонические сборники и соответственно после принятия христианства на Руси стали известны и жителям Древнерусского государства. Канонические сборники, в древнерусских княжествах известные в виде «Номоканона в 50 титулах» Иоанна Схоластика, Фотиевского Номоканона, Номоканона при Большом Требнике, распространяются среди русского и рутенского православного населения. С конца XII в. каноническое право записывается в создаваемые специально с этой целью Кормчие книги . Близкие по духу предостережения содержатся также в Толковой Палее, пришедшей из Византии и получившей распространение как в Московском государстве, так и в Великом княжестве Литовском.

В XIV в. в Византии были созданы новые редакции канонических сборников. Один из них - «Синтагма» греческого иеромонаха Матфея Властаря. В «Синтагме» (1330-е гг) Властарь обобщил канонические церковные правила, в том числе вновь напомнил своим читателям о запрете тесных социальных контактов с иудеями. Под угрозой анафемы и исключения из церкви христианам запрещалось вступать с евреями в браки, отмечать с ними праздники, получать и обмениваться подарками, принимать от них пресный хлеб и даже ненамеренно проявлять уважение к их традициям (в частности, по субботам предписывалось выполнять какую-нибудь работу). Православным также запрещалось приносить в синагоги масло, совместно посещать бани, обращаться к евреям за медицинской помощью, посещать синагоги, а также пользоваться вещами евреев . «Синтагма» М. Властаря уже в XV в. частично была переведена на славянский язык. Указание на бытование полной версии «Синтагмы» содержится в киевском печатном Номоканоне 1624 г. Так, в предисловии к этому изданию для более пространного ознакомления с церковными правилами советовалось обратиться к другим сборникам, в том числе и к Матфею Властарю3.

На интересующих нас украинско-белорусских территориях церковное право, обязывающее православное население, складывалось также на основе местных церковно-правовых обычаев, княжеских декретов, сеймовых постановлений. В Литовских статутах содержался ряд решений, согласующихся с церковными антиеврейскими канонами, принятыми том числе и на католических соборах. В них евреям запрещалось свидетельствовать против христиан на суде (по земельным делам), нанимать христианскую прислугу, а также предписывалось носить отличительную от христиан одежду (последнее предписание попадает во Второй (1566), но отсутствует в Третьем Литовском статуте) (1588) .

Решения, ограничивающие отношения между евреями и христианами, принимались и на многочисленных католических соборах. В них содержались как общие с православной церковью запреты, так и новые ограничения: запрещение евреям найма христианской прислуги, предписание жить в особых кварталах5 (в случае, если тот или иной дом окажется на христианской улице, евреям приказывалось продать или обменять его). Евреям также не позволялось строить в городе больше одной синагоги и при строительстве или ее реконструкции они были обязаны получить разрешение у местного епископа. От евреев также требовали носить одежду с особыми отличительными знаками и выплачивать десятину, которую платили бы живущие на их месте христиане. Со временем католическое духовенство запретило евреям отдавать в аренду таможни, мельницы и другие общественные владения. Христианам в свою очередь запрещалось жить вместе с евреями в одном доме, играть и участвовать в общих с ними праздниках и торжествах, покупать мясо и другие продукты питания, ходить вместе в бани. Все эти церковные постановления находят свое отражение в польском Статуте Миколая Тромбы, утвержденного велюньско-калишским синодом 1420 г. Средневековое антиеврейское законодательство во многих своих пунктах было повторено на Тридентском соборе (1545-1563) и соответственно воспринималось польскими провинциальными соборами .

Любые формы отношений с неевреями, в первую очередь связанные с экономической и финансовой деятельностью, прежде должны были получить одобрение у общинных властей. На надобщинном уровне резолюции Ваада Четырех земель и Литовского ваада также препятствовали тесным контактам между евреями и христианами. Можно отметить даже некоторую корреляцию между постановлениями Ваада и польскими церковными соборами. Так, решения Польского ваада 1595 и 1607 гг. и аналогичные решения Литовского ваада (1628), запрещающие еврейкам, занимающиеся торговыми операциями, входить в дома или кварталы, населенные христианами без сопровождения двух евреев, во многом могут быть связаны с решениями Польской церкви, не позволяющие христианкам, служащих у евреев, оставаться на ночь в домах их работодателей (Холмский синод 1624 г.) 7

Отношение восставших к "врагам": католикам, униатам и евреям

В данной главе поставлены вопросы, касающиеся мотивов и представлений, составляющих взгляд, прежде всего, православных, участников восстания Б. Хмельницкого, на «чужого», в особенности на евреев.

Эта проблема должна быть рассмотрена в контексте других вопросов, каких как представление казаков и восставшего населения на католиков и униатов, на социально и религиозно «чужих».

Каким образом показанное нами в предыдущей главе представление о Речи Посполитой как земле населенной различными народами, свободно исповедующими своп веры, "работало" в годы казацко-польской войны 1648 г.? Будет ли правомочным искать отличия в отношениях восставших к полякам и евреям? В какой степени в сознании восставших проявились антиеврейские стереотипы?

Источники, на основании которых можно судить о представлениях казаков в отношении своих врагов, крайне разнородны как по своему типу, так и по происхождению.

Польские и украинские авторы часто в различном свете представляют действия враждующих сторон и по-разному расставляют акценты. Их позиции определяются сословным и конфессиональным происхождением, лояльностью к польской власти или гетманской канцелярии. Они пытаются оправдать одних и очернить других, преувеличить и преуменьшить, драматизировать и осмеять. Вместе с тем исследования стереотипов и их наличии в мышлении "мертвых" не всегда требуют обращения к прошлой "реальности"; сам по себе вопрос о представлениях уже подразумевает под собой присутствие пустоты. Представления создают параллельный мир, не всегда связанный с миром " достоверных событий", весьма устойчивый и продолжительный для целых групп населения, но, вероятно, непродолжительный для каждого отдельного человека.

В официальных документах польского правительства и казацкой администрациии - в записях переговоров, в заключаемых договорах и рассылаемых грамотах, прежде остро стоящие вопросы значительно смягчаются, а иные иногда полностью исчезают.

"Далекими" от "реальности" могут представляться донесения московских и польских послов, побывавших при дворе Б. Хмельницкого и сообщавших своим правительствам о происходивших на Украине событиях. Их информация часто передается в выгодном для их правительств свете, и в результате их "история" оказывается жертвой как человеческой памяти, так и политической игры.

Особый интерес представляют отписки русских воевод, которые на основе "распросных речей" передавали московскому правительству информацию о событиях в Речи Посполитой. Этот материал иногда основывается на весьма достоверной информации о захвате казаками городов и их действиях в отношении поляков и евреев. Однако часто рассказы русских воевод являлись передачей не более чем неправдоподобных слухов, распространявшимися среди местного населения. Между тем, опираясь на эти сообщения, с необходимой долью осторожности можно будет выявить устойчивое стереотипное восприятие действительности.

Восстание Б. Хмельницкого началось неожиданно. Польский король Владислав IV в союзе с Московским государством и при финансовой поддержке Венеции намеривался начать войну против Османской империи. С этой целью он опирался на 6 тысяч реестровых и еще более многочисленное нереестровое казачество. В этих переговорах казаки усматривали возможность смягчить жесткие условия договора, заключенного с ними после их поражения в восстаниях 1635-38 гг. После отвержения плана сеймом, Владислав начал секретные переговоры с казаками. Они продолжались в течение двух лет и породили изобилие слухов, согласно которым польский король якобы собирался развязать войну для того, чтобы подорвать положение знати и укрепить собственную власть. В начале 1648 г. Богдан Хмельницкий, один из участников переговоров, по указанию С. Конецпольского, крупного польского магната, был арестован. Однако ему удалось бежать. Хмельницкий скрылся в Запорожской сечи, где организовал бунт против поставленных над казаками польских комиссаров. Он заручился поддержкой казаков, которые провозгласили его Запорожским гетманом, а также крымских татар. В апреле Хмельницкий во главе 8 тысячного отряда оставил Сечь и в первых двух сражениях - под Желтыми водами (15-17 мая) и Корсуныо (26-27 мая) - разбил посланные против него польские отряды 1.

Победа казаков над поляками стала толчком для массового восстания, которое летом и осенью 1648 г. охватило большую часть Украины и перебросилось на пограничные районы Великого княжества Литовского (Белоруссии). Это была крестьянская война, которая сопровождалась истреблением чиновников польской администрации, шляхты, евреев, разорением дворов знати, католических храмов и монастырей.

Факты уничтожения поляков и евреев доносят нам уже самые ранние свидетельства. Так, в отписке севских воевод 3. Леоньева и И. Кобыльского от 8 мая 1648 г. конотопский мещанин Ивашка Игнатов информировал русских воевод о том, что «подняли де казаки татар на поляков и на жидов за то, что поляки хотели рокочинить на короля, и ныне де казаки с татары воюют на поляков и жидов и маетности Вишневецкого и иных панов, которые хотели рокош чинить; а которые де паны на короля рокоша не чинили и тех де панов городов и маетностей не воюют»2. Это сообщение передает нам информацию о том, что главная цель вооруженного выступления заключалась в помощи казаков польскому королю в его борьбе против магнатов .

Нежинский мещанин А. Гаврилов и могилевец Б. Потапов из отписки путивльского веоводы Н. Плещеева от 7 июня, сообщали о договоре, заключенном между казаками и татарами на том основании, «что де полоняников ляхов и жидов им татаром имать, а Козаков лейстровых и мещан и всяких белорусцев отдавать полоняников же Хмельницкому с козаки. И с тем де полоном татаровя пошли назад в Крым» 4. Расчленение евреев и поляков от реестровых казаков и тех мещан, которые не присоединились к восстанию, показывает различное отношение восставших к своим врагам .

Н. Плещеев также информировал о бегстве евреев и поляков, которые вместе со своими семьями перебирались на правый берег Днепра. В этой отписке также рассказывается, что убийства бегущих в Польшу людей происходят спорадически, на дорогах, объединившимися в группы «мужиками»: «А которые литовские городы по сю сторону Днепра и из тех де литовских городов из всех паны, и державцы и урядники и ляхи и жиды все выбежали с женами и детьми за Днепр в королевские городы, и остались де в тех литовских городех одни мещане и пашенные мужики. Многие мужики идут к казакам, а другие, собравшись, побивают и грабят по дорогам ляхов и жидов» .

Похожие диссертации на Этноконфессиональные отношения на восточных землях Речи Посполитой в середине XVIIв. (еврейско - христианские отношения)