Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование образа Персии и персов в России и СССР в 1800-1971 гг. Ларионова, Анна Юрьевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ларионова, Анна Юрьевна. Формирование образа Персии и персов в России и СССР в 1800-1971 гг. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03 / Ларионова Анна Юрьевна; [Место защиты: Рос. ун-т дружбы народов].- Москва, 2012.- 172 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-7/651

Введение к работе

Актуальность темы исследования заключается в необходимости теоретического осмысления закономерностей исторического взаимодействия цивилизаций, среди которых особое место занимает Иран как носитель древней исторической традиции и инициатор воспринятой мировым сообществом идеи диалога цивилизаций. В начале XXI в. вокруг этой страны сформировалось не всегда положительное общественное мнение, что отразило сложную международную ситуацию вокруг Ирана в связи с его ядерной программой. Между тем, действительный образ современного Ирана остается практически неизвестным внешнему миру и это влияет на межгосударственные отношения с участием этой страны, поскольку способность к диалогу, как правило, определяется теми стереотипами и устоявшимися представлениями друг о друге, которые сложились в тех или иных государствах. Поиск путей развития диалога между Ираном и странами мира делает актуальной задачей российской иранистики изучение факторов, оказывающих влияние на формирование и эволюцию образа Персии и персов, выявление новых точек соприкосновения и форматов сотрудничества в целях налаживания добрососедских отношений, в том числе и с Россией. В условиях довлеющих негативных стереотипов, изучение образа персов и Персии в России имеет как важное научное, так и актуальное практическое измерение.

Объектом исследования является образ Персии и персов, сформировавшийся в сознании наших соотечественников в 1800 – 1971 гг.

Предметом исследования стал генезис представлений о Персии и персах, нашедших отражение в российских и советских источниках XIX – начала 70-х годов XX века, вплоть до 1971 г.

Целью исследования является изучение образа Персии и персов по материалам российских и советских источников, выявление тенденций и динамики его формирования и трансформации в рассматриваемый исторический период.

Достижение названной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

- выявить основные труды XIX – начала 70-х годов XX века, посвященные Персии и отражающие образ Персии и персов в отечественной общественно-политической мысли указанного периода;

- показать значимость различных источников для формирования образа Персии и персов в России;

- разработать методологический инструментарий анализа образа Персии и персов;

- определить этапы формирования образа Персии и персов в России и СССР и дать их характеристику;

- дать анализ основных внешних и внутренних факторов, влиявших на формирование образа Персии и персов в России;

- систематизировать и проанализировать основные представления и стереотипы, составляющие образ Персии и персов в изученных источниках;

- показать динамику смены основных стереотипных представлений о Персии и персах.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1800 г. по 1971 г. В девятнадцатом столетии резко увеличился поток информации, поступавшей в Россию о Персии, и возник довольно детальный образ этой страны и ее народа. В конце XIX – начале XX вв. в России происходили коренные изменения в общественно-политических взглядах людей, их мировоззрении, образе жизни. Схожие тенденции наблюдались и в Иране, особенно в начале ХХ в. В результате изменялись и корректировались «этнические стереотипы», ставшие основой тех представлений о Персии и персах, которые господствовали в России и СССР на протяжении многих десятилетий. В 1953 г. в Иране произошел государственный переворот. Вернувшийся в Иран шах М.Р. Пехлеви начал проведение реформ «белой революции», первые итоги которых были подведены в 1971 г., когда состоялось празднование 2500-летия шахиншахской власти в Иране.

Источники представлены следующими основными комплексами на русском языке: сочинения, принадлежащие к жанру литературы путешествий и мемуарной литературы; публицистика и материалы периодической печати; сочинения по истории, географии и политэкономии; художественная литература. Записки путешественников, военных, дипломатов, побывавших в Персии, публиковались как отдельными книгами, так и в виде статей в различных журналах, таких как: «Современник», «Библиотека для чтения», «Северный архив», «Московитянин», «Сын Отечества», «Записки для чтения», «Отечественные записки», «Военный сборник» и др., и были доступны широкому кругу читающей публики. Сочинения русских авторов, посетивших Персию в рассматриваемый период, составляют часть русской литературы путешествий и являются важнейшим источником для исследования образа Персии и персов. Это обусловлено следующими причинами. С одной стороны, в этих сочинениях наиболее точно проявлено отношение, в первую очередь, привилегированной части российского общества к Персидскому государству (особенно, когда речь идет о XIX в.). С другой стороны, оставаясь одним из любимых видов чтения русского образованного человека, литература путешествий сама оказывала немаловажное влияние на формирование представлений о Персии и ее жителях.

Литература путешествий – важнейший источник формирования этнических представлений, наряду с конкретным материалом о стране и ее жителях, она содержит ценные догадки и мысли, из которых, постепенно и незаметно, и складываются стереотипы восприятия. Однако ей присущи и определенные недостатки, которые коренятся как в объективных условиях, так и в некоторых особенностях человеческого восприятия действительности. С одной стороны, во время путешествий по чужой стране условия не благоприятствуют наблюдению, так как круг наблюдений, как правило, ограничен временем, местностью и средой. С другой стороны, людям в целом свойственно стремление делать поспешные обобщения, что-то преувеличивать, что-то приуменьшать и т.п., ведь все впечатления человек пропускает через призму своего мировоззрения, и это необходимо учитывать. Кроме того, существует мнение, и оно небезосновательно, что путевые записки часто писались так: путешественник вез в своем багаже труды предшественников, сверял свои наблюдения с прочитанным об этой стране и дополнял собственное сочинение выписками из чужих книг. Таким образом, ещё одной особенностью литературы путешествий является априорность и вторичность некоторых представлений, отраженных в ней.

Тем не менее, все это ни в коей мере не снижает ценности литературы путешествий как источника для изучения социальных стереотипов, в том числе и стереотипов этнических, ведь в данном исследовании нас интересует в первую очередь не реальное положение дел в Персии, а то, что увидели в этой стране русские люди. Хотя необходимо отметить, что литература путешествий может служить важным источником и для изучения непосредственно истории Персии (Ирана) XIX – XX вв. Использование в исследовании литературы путешествий позволяет также выяснить, насколько устойчивы и в определенном смысле близки к истине были стереотипные представления о Персии, бытовавшие в России в рассматриваемый период, выдерживали ли они встречу с реальностью, как изменялись по мере знакомства со страной.

Русская литература путешествий, по сравнению с подобной литературой других стран, в начале XIX в. выглядела бедно. В России этот жанр появился значительно позднее, чем в Западной Европе. Зачинателем его считается Н.М. Карамзин, издавший свои «Письма русского путешественника» (1791 г.), которые тут же стали одной из самых читаемых книг в кругах российского дворянства. Литература путешествий XIX века, посвященная Персии, имеет ряд особенностей. Во-первых, география путешествий была достаточно широка – от Тебриза и Тегерана до Исфахана и Шираза. Во-вторых, в XIX веке, за редким исключением, в Персию отправлялись по долгу службы, а не в поиске новых впечатлений, и пребывание путешественников (здесь и далее будем называть их так для удобства) в этой стране было довольно длительным – от нескольких месяцев до нескольких лет. Это позволяло авторам литературы путешествий хорошо познакомиться со страной, некоторым из них – даже выучить персидский язык, если они его не знали. Наблюдая жизнь страны изнутри, они старались в своих сочинениях, не ограничиваясь рассказами о том, что видели непосредственно (описаниями городов, природы и т.п.), затронуть вопросы экономической и политической жизни Персии, её социальные проблемы. Тем более, что сведений о Персидской державе, особенно в начале века, было очень мало. Вместе с тем, конечно, и литературе путешествий, посвященной Персии, нередко были свойственны поверхностный характер наблюдений и многочисленные заимствования. Литература путешествий XX века, особенно 1920–1950-х гг., носит несколько иной характер. Её авторы – журналисты, востоковеды, писатели, – нередко выходцы уже из иной социальной среды, с иными взглядами и убеждениями. В этих сочинениях больше личных впечатлений и оценок, нежели повторений, однако они очень часто идеологически окрашены.

Помимо непосредственно литературы путешествий, в исследовании используются такие источники как газетно-журнальные публикации, которые позволяют судить об общественных настроениях, господствующих в XIX – начале 70-х годов XX в., и оценить, какой отклик находили рассматриваемые сочинения. Следует подчеркнуть, что периодическая печать, а также научно-популярные и научные работы, в XX в. становятся доступными значительно более широким слоям общества. Они обращены уже не только к привилегированному сословию, но и к рабочим и крестьянам, а, следовательно, отражают и формируют представления и этнические стереотипы этих социальных групп. Все это делает указанные работы бесценным источником для данного исследования.

Характеризуя комплекс газетно-журнальных публикаций, необходимо отметить, что особенно массовыми они становятся в конце 1950-х – 1960-е гг. Очерки и статьи, посвященные советско-иранским отношениям, экономическому и политическому положению в Иране, различным культурным событиям в этой стране, описанию жизни иранских рабочих и крестьян и т.д., публикуются в таких журналах как «Азия и Африка сегодня», «Новое время», «Народы Азии и Африки», «Международная жизнь» и др., в газетах «Известия», «Правда». Авторы этих статей в основном журналисты, посетившие Иран или даже работавшие там в течение длительного времени. Круг авторов весьма невелик, что свидетельствует о том, что в этот период, несмотря на очевидный интерес к жизни Ирана и оживление внешнеполитических отношений Ирана и СССР, прямые контакты наших соотечественников и иранцев были ограничены.

При выявлении источниковой базы и изучении историографии вопроса наиболее полезны оказались фонды и каталоги Российской государственной библиотеки и Государственной публичной исторической библиотеки России, в том числе материалы Хмыровской коллекции (кабинет истории Востока). В целом, предмет исследования источниками обеспечен, что позволяет решить поставленные задачи и получить достоверные выводы.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ предмета исследования обусловил изучение следующих историографических комплексов на русском языке: работы российских и советских авторов, в которых исследуется в целом образ Востока, исследования, посвященные изучению литературы путешествий и рассмотрению различных аспектов исторического, социально-экономического и культурного развития Ирана в рассматриваемый период.

В рамках первого историографического комплекса важное место занимают работы отечественных иранистов и востоковедов, посвященные изучению образа Востока в России XIX – первой четверти XX в. Первые попытки охарактеризовать представления российского общества о Востоке в целом были предприняты ещё в XIX в. Так, например, в критической статье, посвященной разбору книги П.И. Небольсина «Очерки торговли России с Среднею Азиею», изданной в 1856 г., востоковед профессор В.В. Григорьев кратко охарактеризовал картину представлений о Средней Азии, бытовавшую в первой половине XIX в., – главным образом, представлений о перспективности сухопутной торговли между Россией и восточными странами. Объясняя причину возникновения этих представлений, В.В. Григорьев указывал на скудность информации о Востоке в начале столетия, однако отмечал, что ситуация постепенно меняется в лучшую сторону. Автор также сделал обзор зарубежной и отечественной литературы о Средней Азии, доступной российскому читателю.

Значительной вехой в исследовании вопроса стали работы В.В. Бартольда. В своих лекциях на тему «История изучения Востока в Европе и в России», изданных в 1911 г., он выделил два основных направления в отечественном востоковедении – практическое (путешествия на Восток) и академическое, отметив, что в XIX в. в изучении Востока в России были сделаны значительные успехи. В.В. Бартольд также стал одним из первых, кто охарактеризовал стереотипы в европейском общественном сознании, связанные с Востоком, в статье «Азиатская роскошь», проследив генезис этого понятия во времена античности.

Кроме того, большой интерес к современному Востоку всегда проявляла и русская публицистика. В.И. Овсянников на материалах периодической печати России 40-х – первой половины 60-х гг. XIX в. сделал аналитический обзор представлений о странах Востока и пришел к выводу, что «проведение жесткой разграничительной линии между взглядами различных общественно-политических течений по проблемам Востока не соответствует реальному состоянию общественного сознания России в середине XIX века». «Основное внимание в публикациях обращалось на исследование корней восточной цивилизации и состояния общественного развития в середине XIX века. Авторы сходились в том, что современный им Восток утратил плоды своей древней и высокой культуры, что он пребывает в состоянии застоя. Такая постановка вопроса привела наших публицистов к необходимости изучения причин застойных явлений и прогнозированию возможных путей их преодоления. В этой связи особое значение придавалось системе государственной власти и управления в странах Востока, роли религии в их развитии. Особое место занимали вопросы, связанные с взаимодействием восточных и европейских стран, последствия колониальной политики», – писал Овсянников. В то же время он отметил, что Восток в основном воспринимался как своеобразное отражение России.

В работе С.В. Сопленкова на основе многочисленных источников (газетно-журнальные публикации, художественная литература, сочинения по истории, политэкономии и философии и др.) раскрываются представления российского общества об «азиатской роскоши», «восточной мудрости», «восточном этикете», а также теоретические концепции восточных обществ.

Краткий очерк суждений о Востоке русских «интеллектуалов» предложил в своей статье представитель русского зарубежья Н.В. Рязановский, охватывая период со времен Киевской Руси и до XX столетия. Автор отметил, что в течение XVIII–XIX вв. Россия приняла европейское мировоззрение, и, «вместо того, чтобы внушать опасение и даже ужас, азиаты стали ассоциироваться с отсталостью и немощью». Даже славянофилы полностью сохранили определенно «европейское» отношение к Азии, и такой подход оставался неизменным до появления в XX в. евразийской концепции данного вопроса. Авторы коллективной монографии «История отечественного востоковедения до середины XIX века» дали подробный обзор деятельности основных научных центров востоковедения и проанализировали взгляды на Восток представителей демократического направления в русской литературе и публицистике, в первую очередь – декабристов. В монографии сделан вывод о том, что в первой четверти XIX века «мир Востока представал перед дворянскими революционерами как комплекс внутригосударственных и внешнеполитических, экономических и географических, религиозных и национальных факторов, тесно между собой переплетенных». Авторы также подчеркивали, что, во-первых, «в среде будущих декабристов сложилось справедливое мнение, что историю России нельзя представить без сложных отношений её с Востоком, его народностями и государствами», и, во-вторых, «в своих оценках члены тайных обществ России опирались на сочинения авторитетных деятелей эпохи Просвещения (хотя и не во всем соглашались с ними)».

Особым направлением в изучении образа Персии и персов является исследование русской литературы путешествий, которая на протяжении XIX века была одним из основных источников формирования этого образа. Первое систематическое изложение информации о русской литературе путешествий, посвященной Востоку, мы находим в работах Б.М. Данцига. Этапной работой стал его труд «Ближний Восток в русской науке и литературе», в котором автор проанализировал сведения, почерпнутые из сочинений русских путешественников, посетивших Восток, и рассуждал об «ориентальной» тематике в творчестве русских писателей и публицистов XIX века – А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского и др. Основная часть его работы посвящена, однако, путешествиям в Турцию, Палестину, страны Северной Африки; сочинениям о Персии уделено значительно меньше внимания. Отмечая особенности отечественного востоковедения первой половины XIX века, Данциг пришел к выводу, что дореволюционное русское востоковедение мало занималось изучением экономики, новейшей истории, политической жизни современного ему Востока; эти вопросы освещались главным образом в работах членов географического общества, офицеров Генерального штаба, которые занимали значительное место в изучении восточных стран.

Роль ислама в развитии восточных обществ рассматривается в многочисленных трудах российских востоковедов конца XX – началаXXI вв. Особый интерес представляет книга Р.Г. Ланды «Ислам в истории России», одна из глав которой посвящена политике государства по отношению к мусульманам России, связям с Северным Кавказом, Средней Азией, Османской империей в XIX веке, а также восприятию ислама в России в этот период. Интерес к представлениям жителей России о Востоке проявляли также литературоведы и филологи, главным образом в связи с исследованием творчества А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова и их современников-литераторов. Указывая на возрастание интереса к Азии в российском обществе в начале XIX века, некоторые авторы отмечали в первую очередь различия в восприятии Востока Пушкиным и его современниками.

Следующий важный историографический комплекс представлен работами по различным аспектам исторического, социально-экономического и культурного развития Ирана, среди которых необходимо выделить труды Алиева С.М., Абдулаева 3.3., Бартольда В.В., Беловой Н.К., Данцига Б.М, Дорошенко Е.А., Иванова М.С., Кляшториной В.Б., Кузнецовой Н.А., Кулагиной Л.М., Орлова Е.А., Петрушевского И.П., Шукурова Ш.М. Среди исследований, посвященных рассмотрению проблем российско-иранского сотрудничества, необходимо отметить работы Атаева Х.А., Бушева П.П., Кукановой Н.Г., Шостаковича С.В.

Советская и российская историография уделяла мало внимания изучению представлений о Персии в России, однако затрагивала эту проблематику, в том числе, в рамках исследования иранской революции 1905 – 1911 гг., а также влияния первой российской революции 1905 г. на революционные процессы в странах Азии, по материалам периодической печати. Нельзя сказать, что авторы этих исследований ставили перед собой цель изучить образ Персии в указанных источниках, но все же они делали определенные выводы о некоторых особенностях представлений россиян об этой стране и происходящих в ней событиях. С этой точки зрения интересны также такие работы как «Отражение в закавказской периодической печати иранской и турецкой революций в период «пробуждения Азии» (П.Г. Пашаев) и «Большевистская печать как источник по истории иранской революции 1905 – 1911 гг.» (Е.В. Чапкевич). П.Г. Пашаев поставил перед собой задачу оценить роль закавказской периодической печати в укреплении дружбы и взаимопонимания народов России и Востока, а также в истории революционных событий в Иране и Турции в эпоху «пробуждения Азии». Основываясь на материалах социально-демократической и буржуазно-националистической прессы, автор сделал вывод о том, что закавказская периодическая печать, «придавая большое значение анализу основных исследуемых проблем иранской и младотурецкой революций, … указывала на важность раскрытия перспектив освободительной борьбы иранских и турецких народов, их роль в борьбе против внешней и внутренней реакции и укреплении дружбы между русским и закавказскими народами», а также, разоблачая политику царизма в Иране, который фактически стал сырьевым придатком европейских держав, подчеркивала общность интересов русской и иранской революций. Е.В. Чапкевич, проанализировав многочисленные работы большевистских публицистов, отметил, что «статьи большевиков в периодической печати способствовали мобилизации общественного мнения России в поддержку справедливой борьбы иранского народа против феодально-абсолютистских порядков и засилья империализма».

В целом, анализ историографии показывает, что в российской литературе нет монографического исследования, посвященного изучению представлений о Персии и персах в России в рассматриваемый период.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые на основе русской и советской публицистики и литературы путешествий проанализированы представления о Персии и персах, бытовавшие в России в 1800 – 1971 гг. Новым является определение основных характеристик этого образа, анализ процесса его формирования, выявление значимости этнических стереотипов в формировании общего представления о Персии и персах в России. В работе также впервые был определен комплекс основных сочинений XIX – начала 70-х годов XX в. (мемуары, путевые заметки, сообщения, отчеты о путешествиях, как официального, так и личного характера, отечественная публицистика и художественная литература, некоторые научные и научно-популярные работы и т.д.), посвященных Персии, в которых отразились представления наших соотечественников об этой стране и ее жителях.

Методологические подходы и методы исследования. В основе методологии представленной диссертационной работы лежат историко-антропологический и социокультурный подходы. Исследование основывается на принципах научности, комплексности, историзма и принципе объективности, предполагающем максимально возможное абстрагирование исследователя от своих идеологических установок и привлечение широкого комплекса исследовательской литературы и источников. Предмет и методология исследования обусловили применение следующих методов исторического исследования: системного, структурно-функционального и контент-анализа – для выявления внутренней структуры объекта исследования как отдельной системы, связей этой системы со средой и закономерностей её функционирования. В работе также используется метод сравнительно-сопоставительного анализа для выявления образа Персии, сложившегося у представителей разных социальных групп внутри российского общества, а также для определения этапов и особенностей эволюции этого образа.

Практическая значимость диссертации обусловлена главным образом тем, что содержащийся в ней фактический материал и выводы могут использоваться в дальнейших научных исследованиях по анализу представлений о Персии и персах в России, а также при изучении истории российско-иранских отношений и развития межкультурных связей между Россией и Ираном в XIX-ХХ вв. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке лекционных курсов и семинарских занятий по истории Ирана и России, истории международных отношений и регионоведению. Результаты данной работы представляют интерес для организаций, занимающихся практической деятельностью в области российско-иранского сотрудничества.

Апробация результатов исследования. Основное содержание и выводы исследования были отражены в статьях, опубликованных в научных изданиях, а также в выступлениях автора на научных конференциях, проводившихся в Российском университете дружбы народов. Диссертация обсуждалась на кафедре всеобщей истории РУДН, где была рекомендована к защите.

Структура работы определяется целью и задачами диссертационного исследования и состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников и литературы.

Похожие диссертации на Формирование образа Персии и персов в России и СССР в 1800-1971 гг.