Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование и трансформация образа Китая в Европе : середина XIII - конец XVIII вв. Цисельская Елена Сергеевна

Формирование и трансформация образа Китая в Европе : середина XIII - конец XVIII вв.
<
Формирование и трансформация образа Китая в Европе : середина XIII - конец XVIII вв. Формирование и трансформация образа Китая в Европе : середина XIII - конец XVIII вв. Формирование и трансформация образа Китая в Европе : середина XIII - конец XVIII вв. Формирование и трансформация образа Китая в Европе : середина XIII - конец XVIII вв. Формирование и трансформация образа Китая в Европе : середина XIII - конец XVIII вв. Формирование и трансформация образа Китая в Европе : середина XIII - конец XVIII вв. Формирование и трансформация образа Китая в Европе : середина XIII - конец XVIII вв. Формирование и трансформация образа Китая в Европе : середина XIII - конец XVIII вв. Формирование и трансформация образа Китая в Европе : середина XIII - конец XVIII вв. Формирование и трансформация образа Китая в Европе : середина XIII - конец XVIII вв. Формирование и трансформация образа Китая в Европе : середина XIII - конец XVIII вв. Формирование и трансформация образа Китая в Европе : середина XIII - конец XVIII вв.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Цисельская Елена Сергеевна. Формирование и трансформация образа Китая в Европе : середина XIII - конец XVIII вв. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03 / Цисельская Елена Сергеевна; [Место защиты: Рос. ун-т дружбы народов].- Москва, 2009.- 199 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-7/817

Содержание к диссертации

Введение

^

а?

Глава 1. Формирование первоначальных представлений друг о друге в Китае и Европе

  1. Першчиые представления европейцев о Китае 29

  2. Ранние сведения о западных странах в Китае. Характеристика

Да-Цииь в китайских источниках 61

Глава 2. Китайское мировоззрение как фактор, определяющий
формирование отношения к иностранцам

2.1 Универсализм государственной власти в Китае 77

  1. Отношение китайцев к варварам 91

  2. Религиозно-философские воззрения китайцев. Отличия

от монотеистическихрелигий ПО

Глава 3. Вклад европейских миссионеров и днп.юмагов в создание адекватного образа Китая и китайцев в Европе

3. / Развитие образа Китая в трудах первых европейских

миссионеров 120

  1. Причины завершения иезуитской деятельности в Китае 143

  2. Итоги дипломатической миссии Макартнея 162

Заключение 175

Список источников и литературы 186

^

\

Введение к работе

Китайская шівилизация является самой древней из всех существующих на земле. Несмотря на это, она продолжает выглядеть настолько юной, что вместо пяти тысячелетий ей можно лать шестьдесят лет. Так, в 1949 году образовалась Китайская Народная Республика — это совершенно новый Китай, который продолжает существовать и успешно развиваться и, тем не менее, живет по все тем же законам и моральным устоям, что и тысячелетия назад. Многие исследователи пытаются сравнивать исторические процессы, протекавшие на Западе и в Китае в один и тот же период времени. В итоге, они приходят к выводу, что искать аналогии бессмысленно, так как каждая из цивилизации (будь то западная христианская или конфуцианская китайская) шла по своему пути развития п. в результате, обрела черты, характерные только для нее.

С тех пор как европейцы проявили интерес к китайской цивилизации, в их сознании стал складываться образ удивительной страны, которая поражала всех своим великолепием. Вплоть до настоящего времени Запад остается неравнодушным к Китаю. Это подтверждает «шинуазери» - мода на всё китайское, возникшая в Европе в конце XVII века, которая пользуется успехом вплоть до сегодняшнего дня. Тем не менее, отношение европейцев к Срединной империи не всегда было одинаковым. Формирование и дальнейшее развитие представления о Китае в Европе в' тот или иной промежуток времени зависели от многих причин, которые будут рассмотрены в данном исследовании.

Каждая цивилизация обладает своими характерными культурными
чертами. Если сравнивать греко-римскую цивилизацию с китайской, то
:сь одним из факторов, оказавших влияние на формирование их
характерных черт, является географическое положение. Греки и римляне, а
затем н большинство европейских государств, были морскими державами.
Это стало одной из причин расцвета торговли. Торговля способствовала
росту городов (скученности проживания) її развитию наук,

предполагающих точность и логические умозаключения, таких математика, физика. В результате сформировалось и подобное мышление. С другой стороны, коммерсанты быстро приспосабливались к переменам, их привлекали путешествия, в которых они открывали для себя другие страны и народы. В противовес Риму и Греции, Поднебесная была патриархальной страной: «В Китае большинство населения были крестьянами, вот почему там была невозможна промышленная революция, которая привела бы его' к современному миру» . Китайцы всегда ценили свою историю и культуру, почитали не только своих прямых предков, но и общепризнанных благодетелей (первых императоров, мудрецов Конфуция и Лао-цзы). В идеале их жизнь должна протекать спокойно и безмятежно в симбиозе с Космосом и Природой. Вот почему в их национальном характере стали формироваться такие черты, как иррациональность и сосредоточенность. Их мышление стало больше образным, чем логический, примером тому служит китайская письменность.

'І'ШЙ^ЙІ!. — Si> 2007. щ 43./7дмЁулоно. Чьунгочжхтшяиыии(Краткаяисіярт и Китая). -Тянышшк.2007.С.«.

В западных интеллектуальных кругах долгое время существовало мнение, что Китай на протяжении длительного периода был закрыт от других стран и только прибывшие туда европейцы, начавшие активно действовать там с XVI века, смогли открыть изолированную раньше от внешнего мира страну. Такое мнение имеет право на существование с учетом европейского представления о внешних связях и международных отношениях. Тем не менее, для полноценного анализа поставленной проблемы необходимо изучить вопрос о том, как Китай выстраивал внешние свя:ш, в основе которых лежали его собственные устои и традиции. По свидетельствам древних источников, Китай никогда не был закрыт от остальных стран. Еще в I тысячелетии до н.э. император My стал одним из первых китайских путешественников, который описал некитайские земли, ежгосударственные отношения между Китаем и другими странами также

привыкли европейцы.

Акіуа.п.ность темы обусловлена необходимостью изучения и научного анализа вопросов, связанных с установлением и развитием межцивилизационного взаимодействия Китая и западных государств. С момента возникновения локальных культурных общностей важнейшим направлением мировой истории является их взаимодействие, осуществляемое в различных формах — от противостояния и военных столкновений до диалога, сотрудничества и партнерства. Данная проблема является одной из самых актуальных в XXI веке, быстрое развитие экономики, а также наращивание военного и научно-технического потенциала способствуют выходу Китая на ведущие экономические и политические позиции. Китай является постоянным членом Совета Безопасности ООН, что ставит его в один ряд с крупнейшими развитыми государствами. Очевидно, что КНР превратился в одного из активных игроков на международной арене, с которым необходимо строить новые стратегические партнерские отношения с учетом современной действителы гости.

В настоящее время, несмотря на быстрые темпы глобализации, адаптацию к существующим условиям китайской традиционной мысли, внешнеполитический курс, проводимый Пекином, в значительной степени базируется на конфуцианских ценностях. Для выстраивания равноправных н взаимовыгодных отношений с этой страной необходимо не только хорошо знать ее культурные особенности, но и ігзучить первоначальный опыт общения двух цивилизаций.

Шс само относи

азвитие диалога между Китаем и западными государствами, который с самого начала был непростым, во многом зависело от того, как относились представители европейской и китайской цивилизаций друг к другу. Изучение формирования и генезиса представления европейцев о Китае дает возможность оценить итоги политической деятельности Европы

онтаїсгов. іб опыте

в отношении Китая со времени установления первых конт Соответствующие изыскания могут предоставить материал о взаимодействия двух цивилизаций, который необходимо учитывать в практике международных отношений.

Хронологические рамки данного исследования, главным образом, охватывают период с середины ХШ до конца XVIII веков. Этот временной отрезок позволяет проследить вес этапы формирования представления о Китае в европейском сознании. Начиная с ХШ века, в Европу стали поступать первые содержательные, хотя и не совсем достоверные сведения о Средилной империи. До этого момента существовала лишь скудная, обрывочная информации, основанная на фантазии, на базе которой формирование полноценного представления об этой стране было невозмокно. В XVI веке в Китай устремилась вереница миссионеров, дипломатических миссий и путешественников. В результате их деятельности Европа стала получать систематические и более подробные сведения о Китае, которые, тем не менее, нельзя считать до конца объективными. И только к концу XVII! - началу XIX вв. в Европе начинает формироваться адекватное отношение к Китаю. Со своей стороны, автор счел необходимым совершить экскурс в более ранние периоды истории. Это необходимо для того, чтобы рассмотреть условия, в которых происходило зарождение самых первых контактов между Да-Цинь и китайской империей, сведения о которых содержатся в европейских и китайских античных источниках.

Объектом исследования является образ Китая, сформировавшийся в европейском сознании к определенному промежутку времени.

ПрСДСТЕ

редметом диссертационного исследования является генезис представления европейцев о Китае.

Настоящая работа ставит целью реконструировать процесс формирования соответствующего образа Китая в европейском сознании в

ределены

исследуемый период времени. Исходя из поставленной цели опред следующие задачи:

- изучить историю развития диалога между двумя цивилизациями, начиная
с установлення самых ранних контактов; исследовать условия ноступления
первых сведений о Китае в Европу, которые принесли Плано Карпиыи и
Вильгельм Рубрук; оценить, насколько первые сведения были далеки от
реальности и как пополнились знания европейцев о Китае с выходом труда
Марко Поло «Книга о разнообразии мира»;

выявить культурные особеїшости менталитета китайцев, их отношение к представителям других стран, а также уточнить их религиозно-философские воззрения и возможность существования в Китае других религий;

исследовать труды первых миссионеров, писавших о Китае, выявить причины первых побед и последующих неудач в ходе их деятельности; оценить, как сведения, поступавшие от миссионеров, отразились на генезисе представления европейцев о Китае;

- рассмотреть особенности исторического развития формирования
отношений между Западом и Кита ем;

- провести анализ основных факторов, на основе которых складывалось то
или иное видение Китая в Европе.

Источниковедческая база диссертации включает различные по характеру источники на русском, китайском, французском и английском языках, которые можно разделить на две группы:

личные документы (западноевропейские античные труды, работы первых западноевропейских миссионеров, корреспонденция, путевые заметки иезуитов и путешественников);

официальные документы (древнекитайские философские и исторические трактаты, а также письма, которыми обменивались король Англии Георг Ш

император Китая Цяньлун).

ервые сведения о Китае зафиксированы в трудах следующих греческих, римских античных авторов - Стезиаса (ГУ в. до н.э.), Страбоиа (I

в. до н.э. - I в. н.э.). Плиния Старшего (I в. н.э.), Птолемея (II в. н.э., Дионисия Периегета (III в. н.э.), ' а позже в работах европейскі средневековых ученых и поэтов — Теодулфа (середина VIII в.), Теофана (конец VIII в.), Милона (810-872 гг.), Ротиуса (820-891 гг.), Ницефора Блеммидаса (VIII в.), Сколнаста (ІХ-Х вв.), Жака де Витри (1178-1240 гг.)2. Эти источники условно можно разделить на две группы. К первой группе можно отнести литературные произведения, содержащие мимолетные цитаты, из которых вытекает историческая или географическая информация о Китае. Эта информация нас интересует как своеобразное «эхо» познаний о Поднебесной, которое существовало в культурных кругах того времени. Вторая группа источников представляет собой отрывки произведений географов и историков, которые, по сравнению с первой, обладают большей степенью точности, но и они, к сожалению, «написаны второй или третьей рукой» в связи с утерей первоисточников. Этот факт предполагает путаницу имен собственных, а также появление не совсем достоверной информации. Например, более поздние средневековые географы очень часто ссылались и заимствовали географические описания Периегета, который сам в большинстве своем брал информацию у Плиния и Помпония Мелы (1 в. н.э.). Тем не менее, благодаря этим источникам европеГщы получили первую, пусть лаже во многом надуманную информацию о Китае.

В свою очередь, информация о западных сгранах, в том числе и о Европе, представлена в грудах многих общеизвестных древнекитайских историков: «Ши цзи» Сыма Цяня («Исторические записки» 5&ІЙ) П-І в. до н.э., «Хань шу» Бань Гу («История династии Хаиь» Ї&43) I в. н.э., «Сань го

flcijjt (le passage с*! d'unc authcntfcUc douteuse); Strahoiie. Geographic; Mine Artden. Hisioire nalurelle;

/о/ёяёе. Geogi jphic; Scolics sur Denis (e Periodic // Toxics d'autcms grecs et htins relatits а V txtrgme-Orient dcpuU 1c IV яіссіс av. J.-C. jusqu'.iu XIV 7 Th&dulfi Paitaay, Theopliam dc Byzmct, Ap. Rholius, Codes LXIY; Milan. Pofimcs; nYwriirj, Lcxiquc, iVrcvpficre Dlcn.mydiu. Geographic sviiopliqut; ScoliaKedcLucitn; Jacquesdc Vitry II Teslcs d'au:curs grtcs c( btins ісіліГі і Г l:Mfen:i-0/ieni dqxiis Ic IV sieclc av. J.-C. jusqu'au XIV iiicle. Traduit par George Cocdes. -Chicago, 191».

чжи» Чэнь Шоу («История трех государств» НШл!>) Ш в., «Вэй шу» ВэЙ Шоу («Книга династии Вэн»^!^) VI в., «Хоу Хань шу» Фань Е («История династии Поздняя Хань» JatSLty) V в. н.э. ' Одним из самых древних произведений, отражающих познания Китаем остального мира является «Шаньхай цзнн» («Канон гор и морей» ill Щ % ), сложившийся как письменный памятник к IV - I вв. до н.э."

Информация о стране %& Да-Цинь присутствует в «ІЬй шу» («И =Й ЩЩ%їі-\- Й8Е» Книга династии Вэй, 90-е сказание, Западный край),

«Хоу Хань шу» (ЛзЙН5 ШЩЬ История династии Поздняя Хань, глава 78

«Сказание о западном крае») и «Сань ГО ЧЖИ» ( zz. Ш ю . глава 30 «Повествование об У-хань, Сянь-би, Восточных варварах»). В первых двух источниках сообщается о том, что Да-Цинь - это страна, которая во время правления династии Хань называлась Лицзянь «$Ш—Й*РШ» (дациньго имин лицзянь) *. Надо отметить, что «Хоу Хань шу» является очень значимым источником, где собраны богатые сведения о западных землях. По мнению западноевропейских исследователей, его ценность определяется еще и тем, что там представлена информация о тождественности Да-Цинь Римской империи. На наш взгляд, можно только предполагать о местоположении Да-Цинь, а также о том, что китайцы связывали это

,«я фнь. Шн

>~ Ей А >УЯЛ Сы.\ш Цянъ. Шн шн да вань льсчуань (Исторические записки. Сказание о

Великом Нше). ~Щ-^\лу^л»^ЬЬ':о^^І№іІЩ\2П^ЇШіШЯ,1^ш^%^'І\ -t ЙЯ №їйм -ЬЛ -L Баїь Гу. Хань шу - Цэюакь шюшилю шли. СиюИ. Чуань ди mouillJUO шан (История династии Хань. Гл. 96, первая часть. Западный край. Сказание 66, перил* часть). -lm|i'"w\vw.ny2.S5.con^sf||gpu/lt!n>tniM I Uiim: Чліь Шоу. Сань го чжи. (1 ;стормя трех государств. I'лава 30 «Повествование об V-чаиь, Сянь-би, Восточных варварах». (Из примечания П>й Сун-чжи, в котором цитируется «Повес і ноканне о западных народах*» т «КраткоГі династии Зэй» («ВэП люэь III в.) ІОП Хуаня) '/ пер. Л. Д. Всльгусз) Текст приводил;» по изданию: Известия о странах п народах Африки и морские

Я,

епчэи в бассейнах Тихогои Инднііского океанов. (Китайские источники ранее IX и.). —М.. I97S; $g$(.ffi Ы' QM '?і№їЛЛІ* ЙЙ.ЯїйШв)-, Бяне, Чжуапь. Вэй шу лье ч>ань дії іпюшп си юй. (Книга Шіиастни Вії. 90- о скзіаніїе, Залалиыи краІІУ ~ ЩДЦД піу2«5-сочі'і!іі<'пі:-'цс:%1і-.і''И1я him: ffltf" Jff

чуань днчшшіба. (История династии Пощняя Хань.
'л. 78, Сказание о западном крае). — hup: // wwwjny2S5.com/sJiisltu'nhs': IS.hCm
"*іШШ- Ф1 Ч ЙйаШаиідайцмшіга»иьшиіяяП(оВщіін4Капч)нгр^ Гл. IS, Канон

луїреяних морей). — htinv l>iibei)akfaLconi'view/l50913.litm

''їіі\ ./ " Mf " Й&ЯЛ + US. -hup v'.vv-.-nv:S; ^т.Чшт.іл,. ,-1^1 OS."m

название только с Римском империей, так как кошеретн

*тное

месторасположение Да-Цинь в данных источниках не указывается.

В более позднем источнике, «Суй шу» (Книга династии Суй tfj^), появляется название фулинь (от греческого polls) ЙВ, а в «Юань шу» (Книга династии Юань літ*)— фолан Й8В (производное от слова франки) V

В «Мин ши» («История династии Мин» Щ jfe) встречается более подробная информация о европейцах, более того, уже целые главы данного источника посвящены описанню выходцев из стран Европы, которых китайцы старались отличать друг от друга. Так, в 323-й главе сообщается о голландцах (которые названы хунмаохэлань *31 $f І ). 325-я глава

повествугт об испанцах и португальцах (названных фоланцзи #ЙР#1). О деятельности Маттео Риччи (Ли Мадоу) и итальянцах рассказано в 326-й главе".

В ходе написания диссертации автору также было интересно ознакомиться с трудом знаменитого китайского ученого XVII века Ван Фучжи, известного своими националистическими взглядами. В своей книге «Заметки о "Всеобщем зерцале, правлению помогающем"» («Ду тун цзянь лунь» ііЩі^й) он, размышляя о событиях, происходивших в истории Китая, пришел б очень интересным суждениям об иностранцах (варварах) . Ван Фучжи приводит научные и исторические доводы в пользу идеи

''Н ' :Srt'i"-fc И'1аї=+-- JbfiHt. СуА шу іцнмнь лкноти льсг>зньднсляьшиер ю№»'" чуапь (История личапк Суй. Гд. 67, сюиаиис 32, О ГЬГипюне). — brtp:/Avwwmy28S.ciwn/<hi4hu/mKhi^067.t«|p; ФД + ІВ ?1йЯИтл> ЁШ{5. Цпиьиошжы іьоіуоньдашиіішютн:л№ііиі(і'іи84.а'{Шішс49,оТ>:аіі) -hirpJ/ww«.my285.conrthishu'suish^'084.htm; #Л + ^ Уі(5 3Ш+Л і##і Цэюаньбшшеань льсчуань

дпсышнба іхкм (Гл. S3, сказание 48. Персия). ~hnpy/,

сказ -тря

а iJIJiG #Ш-В~ТІЛ— ^hl'-ІЕЗ. Minttun лкчуань ли србаПшші naitro сы (История династии Мин. 211

сказание, Зфубсжш-'с страны 41. — hnp:»ww№.mv2S$.com/shkhiL'qiiHpt|fl2.' him: ИкУЇЙ—S+= Я*Ш

л Мин ши ,'мчуань дії ербайшікіні, юнго лю (История династии Мин. Сшзнне 213. Зарубежные

ныб). — hltp;//wvm-.my285.com/ihishu'minsihi'125.bBii; ЭДЙЗЙ—ZH" Ш Я-Ш-fc Мин ши льечуань ди

Србайшисы юПго чн (История династии Мин. Сказаш-с 214. Зарубежные страны 7). — їигр 'Jbmt\ v. my 2 S5 .com'shish u/m in gsh \Ji 2 6 .f n mh И p

'JUfcZ ii'iffiSiS -fc fll^S-Dan Фучжи дутунщяньлунь изюань чн »да (.-Заметки о "Всеобщем зерцале, правлению novoraiotncsi'V Гл.7. Хэдн). — hClpJ4v\v^,.hanwen\ue.corn/jflni'weii/hangasp?Hl-l 1597

іровались

национального превосходства Срединной империи, которые базиро на том, что китайцы относились к особой расе.

Труды монахов-францисканцев Плано Карпини и Вильгельма Рубрука являются важными источниками, на основании которых можно судить о дальнейшем расширении познаний европейце» о Китае в Средние века . Однако, если говорить об аутентичности, необходимо учитывать, что средневековые тексты зачастую составлялись со слов автора летописцем (скриптором), поэтому не всегда то, что хотел передать автор словами, воспринималось читателями адекватно, из-за смыслового искажения. Копиисты при переписывании текстов вполне могли допустить ошибки. В результате, появились версии, очень непохожие друг на друга. Так, например, мы видим, что «Hystoria Tartaroium», другая версия «Yslorui Mongalorum» Нлаио Карпинн, имеет иную последовательность рассказа. Известно, что существовало 150 манускриптов книги Марко Поло, 250 манускриптов путевых заметок Джона Мандсвиля, 180 манускриптов, которые содержали сведения, полученные от Одорико Порденоне".

Полных рукописных копий латинского оригинала труда Карпини известно не менее пяти, и все они хранятся в Западной Европе. В Англии находятся три дошедших до нас манускрипта Рубрука ХШ-XiV вв. На русский язык труд Карпинн перевел Л. М. Малншвскнн в 1795 г., надо заметить, что это был весьма искаженный перевод. В 1S25 г. появился более удачный перевод Д. И. Языкова . В начале прошлого века сочинение Карпини с латинского языка перевел А. И. Малеик . До сих пор эта версия считается лучшей, она издана вместе с его же переводом сочинения другого

путешественника- Рубрука.

1 Джнованны дельП.иноКарпини. История монгалов. —M., 1957;ГіаьачдеРубрук. Путешсствнсв

точные граны. — М.. 1957.

' Richard J. la Papaute el les mission» d" Orient ju Moyco- jgc. — Roinc. 1998. P. 11.

' Языке* Д H Собрат* путешествий к татарам и другим восточны»! «родам в ХШ. XIV. XV столетиях I.

Плано Карпинн. II. Лсиелші. - СПб., IS25.

* Джыованнк деяъ Плямо Корпнни. История моигшовI пер. А. 11. Малеина. — М., 1957.

к как кн.,

Важно учитывать и то, на какую публику было рассчитано произведение. Плано Карпини хотя и передавал свои знания о Китае и Монголии «всем правоверным христианам», но с его работой ознакомился достаточно узкий круг читателей (только его последователи), в то время как «Книга о разнообразии мира» Марко Поло была представлена более широкому кругу населения Европы'.Это был настоящий средневековый бестселлер, который знакомил европейцев с удивительным и практически идеальным по все параметрам государством. Ценность данного источника заключается в том, что информация, содержащаяся в нем, касалась практически всех аспектов китайской действительности. Однако в своем произведении он не упомянул о Великой китайской стене, чае, обычае бинтования ног, иероглифах, книгопечатании. Сами европейцы отнеслись к этому произведению скептически, так как книга Марко Поло содержала много вымысла.

В конце XIX века рассказ Марко Поло под названием «Путешествие в 1286 году по Татарии и другим странам Востока» издается в России2. Однако его текст и смысл значительно отличался от современного перевода. Китай в данном произведении назывался Катайем. В начале XX века перевод книги Марко Поло на русский язык сделал И. П. Минаев3. Это был первый научный перевод, составленным по древнейшему сохранившемуся списку первоначальной версии, записанной Рустичано в 1298 году, сопостааіенньш с другими, более поздними редакциями. Минаев дополнил эту первоначальную редакцию присутствующими в других вариантах «Путешествий» сведениями н дал научные комментарии по поводу различных редакций и версий «Путешествий», а также по поводу старинных и современных географических названий.

Марко //.ил Книга о разнообразии ыира. - СПб.. 1999. ' Путешествие а 1286 году по Татарин п другим странам Востока. — СПб., типограф-. П. /7. А/еркузы&а, 1873. 'Марко Пола Книга о раїкообгазше мира / пер. //. П. Минаева. Период пгбдикшня перевода «Вестник

Европы», Ш7,№ П.— НИрУ/аг-нЬ-ш/р/роІо^тЛсх^ООгОлЬшіІ.

После проникновения в Поднебесную миссионеров систематические репортажи об этой стране становятся еще более подробными. В своих заметках они излагают уже более реальные факты. Деятельность миссионеров и их видение Китая представлена в трудах Джованнн Монтекорвино, Одорико Порденоне, Франциска Ксавье, Маттсо Рііччи. Данные источники, и многие другие, были собраны в книге НинетБутруа и Міорей Дэтри'. Корреспонденцию более позднего периода деятельности миссионеров в Китае с 1773 по 1838 гг. (вплоть до Опиумной войны) можно найти е произведении Ксавье Вальтера «Третья гибель миссий в Китае 1773-1838» . В Государственной публичной исторической библиотеке находятся 12 томов сочинений миссионеров, которые выходили с 1949 по 1958 гг.3 Данные произведения практически не используются российскими исследователями, так как изданы на латинском языке.

В современной отечественной историографии недостаточно изучен труд Альвареса Семедо «Китайская империя» . Он был написан в Китае, а вышел в свет в Европе в 1642 году на испанском языке. Позже его перевели

ж ^

на итальянский и французский языки. Данная работа разделена на две большие части по подобию «Истории» Маттео Риччи. Первая часть знакомит нас с китайским обществом, подробно повествуя о нравах и обычаях повседневной китайской жизни. Второй том его труда посвящен деятельности иезуитов в Китае, начиная с приезда Маттсо Риччи в Кантон. Благодаря обширной информации о Китае книга занимает достойное место среди шедевров XVII века и служит источником изучения китайского общества той эпочи.

' Sxlrjiidii Рае Hue. Le Christianism? en Chine, en Tanarie el Tibet. Paris, Gaunic Frew, 1857:0rfflwfeA

PoidcTHmc. Dc Vcnlse a Pckin au Moycn Age. recit adapts en Irancajs modem par H. dcmoulin. Pais, Pierre

Tequis. 193S; Fraixcah-Xavier. Correspondancc IS35-13521 Letircs ct docurrcnts. traduction integrate,

presentation, notes ct index dc Hugucs Didicr, Bcilamiin, Dcsctec dc Brounct, I9S7; Afattiiicu Rial ei Nlcofas

Ttlgiiiitt, l!istjircdcrc\pcdilJonchrc(icnntf ли royaume de la Chine, Bcllarmin. DcseKc dc Brouwcr, 1978 //

Boolltoyd N.. Dci'ie M. I.c voy j-c en Chine: antholcgic des Voyagcurs occidentaux du Movcn age a la chulc dc

ГіІіпріге chinois. - Paris, 1992.

1 їїаНшгХ. U misitae mod dn missions ВП Chtre 1773-1838. - Paris. 2008

1 Doeumenla^ao para hiaoiia das missocs do padnwdo ponogues do Oricnic Liccboa Agenda Gcral dos Colonias.

* Alvarez SemeJo. Hbwire univcrsclte du Grand royaume dc la Chine I Traduction a introduction dc Jean-Pierre

Ouieif. -Paris,l996.

Анализируя труды миссионеров, автор пришел к выводу, что все повествования о Китае, исходившие от миссионеров, строились по образцу рассказа Карпини. Однако никогда в сведениях, приходивших от миссионеров, Китай не был представлен более величественной и цивилизованной страной, чем христианские государства. С другой стороны, в их грудах отчетливо прослеживается приоритетное положение благодетелей иезуитов — китайских императоров. От них миссионеры получали всевозможные привилегии, они также являлись и главным объектом религиозных устремлений миссионеров. Поэтому в описаниях иезуитов значительно преувеличивались добродетели китайских императоров. По нашему мнению, описания миссионеров оказали наиболее глубокое влияние на развитие образа Китая в сознании европейских мыслителей, так как содержали огромное количество материала о Китае, но, учитывал приведенные выше обстоятельства, их нельзя считать до конца объективными.

Важным источником, который свидетельствует о том, что китайцы к концу XVIII в. стали осознавать существование других великих держав, с которыми нужно было строить совсем иные отношения является ответ императора Юггая Цяньлуна английскому королю Георгу Ш . Несмотря на формальный отказ китайской стороны удовлетворить просьбы англичан» в письме отчетливо прослеживаются ноты оправдания и дано достаточно подробное объяснение китайского императора в отношении того, почему он не может принять условия англичан.

Степень разработанности темы: С темой данного исследования связан широкий круг вопросов, рассмотрению которых посвящены многочисленные работы отечественных и зарубежных авторов.

Отечественные исследователи, занимающиеся сходными вопросами, в основном сосредоточили свое внимание на следующих проблемах:

' Answer of the Emperor of China 10 the King of England II Carl Day. Dipkmaik. rhtionquc « caaonniercs. Rclantion слог la ChineйГ Anglcicrre Je I'ambassaife Macartney a laguerre Ue ГОріиш. 1793-1S42. -Quebec. 2007.

установление и развитие внешних связей между Западом и Китаем.
В России эта тематика затрагивалась еще конце XIX века в работе

выдающегося монголоведа А. М. Позднеева . В начале XX века И- Мамаев, В. Колоколов в труде «Исторический очерк Китая» приходят к выводу, что Китай не был никогда совершенно изолирован от других стран, это подтверждается довольно тесными отношениями китайцев с финикийцами, арабами, іреками. Однако они отмечают, что Китай стал строить официальные отношения с европейцами только во второй половине XIX века". На наш взгляд, данная трактовка объективна только с учетом европейского представления о дипломатических отношениях между странами.

Проблемой установления первых контактов между Китаем и Да-Цинь занимался М. В. Крюков, который отмечал, что «образ Да-Цинь в китайских источниках выполнял особую функцию: он служил своеобразной протекцией традиционных китайских представлении об идеальном

государстве» . В доказательство своей версии он приводит такой аргумент -уважительное название Да-Цинь (Великая Цинь). Позже в соавторстве с В. В. Малявиным и М. В. Софроновым М. В. Крюков впервые рассматривает Да-Цинь как страну-утонию \

- моноцептрическая модель восприятия мира китайцами. Среди
современных отечественных исследователей Китая существуют различные
точки зрения относительно понятия «китаецентрнзм». Русский китаевед
XIX века В. П. Васильев отмечал, что только сами китайцы верили в
выстроенную ими самими систему вассальной зависимости5. Изучением и
анализом традиционной китайской системы внешних связей в

' Позднее* А. М. Об отношении европейцев к Китаю.- СПб., I8S7. 2 Машка II.. KatiMOio* В. Исторический очерк Китая. — M., 1924.

Крюкош М. 3. КнтаІістП этнос на пороге Средних веков. — М-1979. С. ИМ.

Крюко* М. 3.. Mantmot В.Я. Софроноа М.В. Китайский этнос и средни* века. V1I-X1II -М.. I9S4.

Васияъся В. П. Столкновение Франции с Китаем // Восточное обозрение. 1984, №3.

средневековье одним из первых стал заниматься Л. Л. Бокщанип . Он пришел к выводу, что китайскую теорию внешних связей можно охарактеризовать как теорию «вассальной зависимости» других государств от Китаз. В этой связи им был предложен термин «номинальный вассалитгт». А. С- Мартынов уточнил и конкретизировал концепцию «универсальной монархии», показал, каким образом другие народы, противопоставленные Китаю концепцией «хуа и», оказались вписанными в политический процесс (имеется в виду приезд ко двору «варваров»)". Исследованием формирования системы китайских связей занимался Л. И. Думай . Он подчеркивал устойчивость этой системы вплоть до XX в. По его мнению, сложившееся и Китае в древности отношение к ближайшим и дальним соседям, как к вассалыю зависимым государствам, было пзято на вооружение во время правления империи Мин и Цкн (ко времени массового прибытия в Китай европейцев). Особый интерес представляет анализируемая Ю. Л. Кролем теория ханьских авторов о неравноценных зонах пространства, которая обуславливала коренной характер деления на китайцев и варваров .

Их оппонентом выступает М. В. Исаеза, которая в работе «Представление о мире и государстве в Китае в Ш-VI вв.» анализирует и дает характеристику источникам, связанным с восприятием китайцами внешнего мира. М. В. Исаева полагает, что «широко используемое в современной синологической ліггературе обозначение китайской моноцентрической модели мира сочетанием «синологическая модель мира» представляется некорректным уже постольку, поскольку с помощью этой модели в «норматииных историописаниях» описан и мир некитайских

со&сшіостн єнсшііх отношении ни перші Мим к вопросы преемстонкости // КнтаЛ: традиции и соБрсменносгь. - М., 1976.

Мартынов А. С О различных подходах к проилемс взаимоотношений императорского Китая с внешний миром Iі Обисство и государство в Китае. Двенадцатая научная конференцій. М., 1981; Мартынов А. С. Зшчсюкіфиашпос/іо8ВИ»1піс>ііогхкомЮггае//НагодьіЛ'і»ии Африки. - М.. 1979, Лэ1. 3 Думая Л. И Внешняя политика государства Цнн в XVII век. - М., 1977.

* Крап .'/.Кіпг.ґіі-і и «варвары» в системе конфуцианских представлений о вселенной (II в. по но.-П HJ.) V Пароли Ліни м Лфрнмг - УЛ., 1976. N* 6.

династий, имевших, по мнению историографов, типологическое сходство китайской».1 Мы считаем данную трактовку не говеем объективной, так как, несмотря на то, что китайцы признавали существование других государств, они не воспринимали их на равных с собой праваэ^^

В данном исследовании М В. Исаева, анализируя сведения о Да-Цинь, находящихся в «Сань го чжи» и «Хоу Хань шу», делит их но две

группы: % ^Г

1) факты, которые более или менее похожи на реальность (описание
расположения страны Да-Цинь, упоминание э стремлении Да-Цинь
наладить прямую торговлю шелком с Китаем). Она отождествляет Да-
Цинь с территорией восточного и юго-восточного Средиземноморья
(восточные провинции Римской империи);

2) сведения, которые не имели ничего общего с реальностью:
сведении о соседстве Да-Цинь с территориями мифической правительницы
Запада Сиванму или утверждение о китайском происхождении Да-Цинь.

Анализу установления и развитию внешних связей между Китаем и Европой также посвящены труды следующих ученых: М. Ф. Чигринского, Д. Н. Воскресенского, Н. В. Кюнера. Л. П. Петрова, О. Л. Фишман 2.

пьность европеш

- деятельность европейцев (путешественников и миссионеров) в

Китае.

Информация о Марко Поло содержится в рабоге российского историка начала XX в. Е. Бара . Он пишет том, что во время своего пребывания в Китае венецианец участвовал в покорении южных областей Китая, «где тогда правил дом Сунгов», а также был назначен губернатором этих земель.

[Исаева МА Представление о нире н государстве і Китае в ИЫУвскаио.-М.. 2000. С. 179. ifuspwicKtifi -*/ Ф. Китэпскне источники о первых контактах Китая с европейцами в X VI-XVII вв. //

Общество и государство в Китае. 11-я иаучная конференция, часть П. — М., 1980; доскрессчский Д. //. lb

истории общения Китая н Запада і XVI-XVI1 вв. // Исторнко-фнлолошчсскос исследование. - М„ 1974; КюнерН. В. Исторический обзор сношений европейцев с Китаем с 1514 по 1842 гг.//Китай: Траянцінпі

современность. — М., 1976; Петров Л. М. Запад — Восток: из истории клен и вещей. — М.,1996; Фишман О.

Л. Китай и Европа XV1I-XVI1I вв. // История, культура, языки народов Востога, - М.. 1970; Фишман ОЛ.

Кигсш в tspene: миф и реальность, — СПб. 2003.

} Прошлое Катая. Краткий исторический очерк по Е. Бару. -СПб., 1900.

->

Фундаментальным исследованием, предоставляющим информацию наиболее знаменитых путешественниках, побывавших на Востоке, являє «Книга путешествий» В. В. Малявина'. Ему удалось собрать в одну книгу и интерпретировать многие источники, исходящие, как от путешественников, так и от первых миссионеров. Он пишет о том, -іто все древние народы, создавшие первые цивилизации на Земле, имели сходное представление о мироустройстве. По его мнению, каждый из этих народов считал истинно цивилизованным только себя, а всех остальных -варварами.

В монографии «Миссия иезуитов в Китае», автором которой выступает Д. В. Дубровская, сделан детальный анализ истории проникновения иезуитов в Китай, деятельность которых более двухсот лет являлась связующим звеном между двумя цивилизациями2. Руководствуясь китайскими а западными источниками, Д. В. Дубровская выделяет следующие периоды, во время которых прослеживается усиление контактов между Европой и Китаем:

ш с прони

первый период связан с проникновением в Китай францисканцев и Марко Поло (ХШ в.);

второй период начинается в XVI в. с открытием морского пути в Индию и Китай вокруг Африки;

третий период - Х\11 в. - время появления первых иезуитов в Китае (конец правления династии Мин - начало правлених династии Цин).

Мы не можем не согласиться с выводом Д. В. Дубровской, о том, что «на формирование образа Китая в сознании европейцев оказали влияние два фактора: во-первых, концепция собственной цивилизации, сформированная учеными шэныии Китая, с которыми вступили в контакт миссионеры, и, во-вторых, необходимость миссионеров убедить себя в том, что в стране были предпосылки для успеха их деятельности»'*.

1 Макет В. В. Книга путешествий. — М,. 2000.

!ДуброчскаяД В. Миссия иезуїпов в Кіпае. - М.. 2001.

у ДуброескаяД В. Миссия иезуитов в Китае. - М„ 2001. С. 199.

Историю адаптации христианства в Китае изучал А. М. Ломанов . Он говорил о зеркальном отношении китайцев и миссионеров друг к другу. Иезуиты в ответ на надменное отношение китайских мандаринов к ним вели себя аналогично. В связи с этим, они выглядели в глазах китайцев такими же «невежественными варварами», как и вес остальные иностранцы. «Зеркальности» представления европейцев и китайцев друг о друге посвящена статья М. В. Исаевой, в которой она отметила, что традиционные картины мира, имевшие место в представлениях европейцев и китайцев, соответствуют одной и той же, по сути, модели: централизованный мир представлялся в виде центра, окруженного варварами ". Аналогичной точки зрения придерживается и В. В. Малявин. На наш взгляд, концепция зеркального представления друг о друге европейцев и китайцев, безусловно, обоснована, так как с древнейших времен каждому народу было характерно этноцентрическое видение самого себя и собственное превосходство над другими культурными общностями.

Зарубежная историография в данном исследовании представлена работами англоязычных, французских и китайских исследователей. Англоязычная историография:

Вследствие того, что в отечественной историографии англоязычная историография, связанная с затронутой в диссертации проблемой, изучена достаточно хорошо, автор провел относительно поверхностное ее исследование. Тем не менее, было интересно ознакомиться с точкой зрения Дж. Дэгру, который в начале XX века изучал религиозно-философские аспекты Китая и в ходе исследования данной проблемы предложил термин «универсализм» . Он отрицал отдельное существование трех религий (даосизма, конфуцианства н буддизма) п Китае. Мы можем лишь частично согласиться с таким мнением, так как существует еще один, наиболее

Ланями Л. В. Хрнсьинствоз Китае: исюрия культурной адаптации (шч. XIX- сер. XX вв.)- М.. 1999. ! Исаева АЛ В. Зеркальность представлений лруг о друге средневековых госуларст Востока и Запада //Дальшій Восток к Центральная Азия.-M.. 1985. С 72.

' Deg/or>i J. J М Religion in China. Univerialbmiakcy to the study of Taoiim and Confucianism. -N,-Yand London. 1912

из еврог

важный компонент китайской религиозной системы — традиционные народные верования, о котором западные исследователи редко упоминают. В 20-е годы XX века религиозно-философские аспекты изучал Артур Смит, который отмечал, что китайцы воспринимают мир без Бога . Это

убеждение можно считать верным, но опять же исходя из европейского представления о Боге -Абсолюте.

Широкую дискуссию в западных исследовательских трудах вызывает вопрос о том, был ли действительно Марко Поло в Китае. Так, например, в одной из статей, напечатанной в газете Times (от 28.10.1995 г.), директор Китайского департамента в Национальной британс:<ой библиотеке Френсис Вуд ставит под сомнение тот факт, что знаменитый венецианец действительно был в Китае. По ее мнению, он доехал только до Константинополя, где и собрал все данные о Китае от купцов- Со своей стороны, Дж. Спенс утверждает, что Марко Поло не только был в Китае, но и явился первым путешественником, который попытался исследовать Китай изнутри".

Деятельность миссионеров рассматривается в трудах Ж. Хадсона и Б. Уайла3. Сведения о биографии Мзттео Риччи мэжно найти в книге В. КРОШИВ «Мудрец с Запада»4 . Исторические аспекты, связанные с изучением китайских династий представлены в работах Б. Гаскойнь, Ф. Мота, Р. Доусона .

В ходе написания диссертации автор подробно изучил французскую

историографию. Работы французских исследователей, касающиеся данного вопроса, были связаны со следующими темами:

1 SmliliA. Моя»curicuwdcschmois--Paris, 1927.

' Spence J. К La Chine imaginaire. Lm chlnois * us par les Occidantaux Je Mirco Polo a nos jours. - Montreal.

2000.

Hu&onG. F. Europe and China: a survey of their relation from the later tin;» to 1800. —London. 1931: Wile B. Unfinished Encounter. Christianity of China. - l.ondon , 1988. *Cronin V. Tbc wise man from the West -London.1955.

( Cascoignc E. The dynasties of China a history. - N,-Y, 2004; Mote F. W. Imperial China 900-1800. - Harvard 'vcrsiry press, 2000; Dawson R. The Chinese chameleon. An analisis of Europccn conceptions of Chinese ration. - London, 1967.

-религиозные и философские взгляды китайцев.

Европейцам, у которых сложилась определенная религиозная концепция, достаточно трудно рассуждать о китайских религиозных

і ученр «агнвал;

ценностях н оценивать их. Со своей стороны, автор поддерживает мнение Марион Бюжар, которая, в отличие от своих коллег, отмечает, что при изучении данного вопроса необходимо учитывать три фактора: культ предков цзу ( t&), культ духов шэнь ( гФ ) ч три учения (даосизм,

конфуцианство и буддизм)1- Данная тематика также затрагивалась в работах Винсен Гусаэ, Репе Груссэ и частично Жаком Жэрнэ2.

распространение христианства в Китае и деятельность миссионеров.

О теплом приеме несториан в Китае сообщают Ж. Бросс и К. Мэновиль . В первой половине XX века деятельность первых миссионеров в Китае (в том числе и Маттео Риччи) изучал Анри Бернар4 Он писал об огромном вкладе миссионеров в европейскую копилку познаний о Поднебесной. Однако замечал, что успех Маттео Риччи в бол ьшен степени был связан с тем, что он «не знал основных теологических моментов» и был больше политиком, чем теологом. На наш взгляд, Маттео Риччи был прекрасным дипломатом и политиком своего времени, однако вряд ли человек, оставивший Китаю в наследие работу, посвященную христианству («Истинное учение Владыки Небесного»), был плохо знаком с теологическими основами.

В середине прошлого века к данной проблеме обратился Рене Жуйяр. В своей работе «Иезуиты в Китае: спор о ритуалах (1552-1773)» он объяснил

1 Bujcrd.Kf. їх sacrifice au ciel dans la Chine anciemne. Theorie et pratique sens les Han occidenfauv Paris.
2000.

2 Goostacrl V. Dans les temples dc la Chine. - Paris. 2000; Grousset ft Routes de la soie. Sur les traces du
Bouddha. - Paris. 1991; GemetJ. La Chine Ancicnnc.-Paris, 1992.

' BrosseJ. La decouvcitedc la Chine.-Paris, 19&У, Afenonvillc C. Les Aventurii*» de Dieueide la Rcpubliqucs. Consuls ci mesiQiuwirwcn Chine (I$44-I9?7), - Paris, 2007.

* BermrdP. H. IxPercMaHhieuRiccietIaSocie4ichuioiscdeson(cmps. -Tientsin, 1937; Bernard F.H. Aux port«delaChinc.l.e4Jesiiitcs«nChine: la<|uerclledesritcs(1552-!773).-Tiemsin, 1933; Bernard I'. H. Les jesulto en Clw//Aspect» tic la Chine, V. 1.-Paris, 1959.

первые успехи христианства в Китае тем, что церковные отцы отождествляли Конфуция с Иисусом1.

Одним из ведущих исследователей Китая во Франции является Жак Жэрнэ. Он опубликовал более шестидесяти работ, посвященных Китаю в целом, в частности, около десятка произведений, связанных с развитием контактов между Европой И Китаем2. По его мнению, в XVI веке китайские чиновники крайне враждебно относились к буддизму и даосизму. Поэтому Маттео Риччи, который пытался сблизить христианство с конфуцианством, имел большой успех в Китае. Он также отмечает, что иезуиты были очень грамотными людьми и быстро поняли: чтобы завоевать доверие китайской элиты, необходимо адаптироваться к местным нравам и обычаям. На наш взгляд, данная версия наиболее объективна.

Роль миссионеров в установлении контактов между европейской и китайской цивилизациями была подробно рассмотрена на конференции «Европа в Китае. Взаимодействие в научной, религиозной и культурной сфере в XVII-XVIII вв.»' Участвовавший в ней Эрик Зюркср отмечает, что во многом иезуиты симпатизировали китайским традициям. По его мнению, такая обстановка сложилась благодаря хорошему приему, который получили миссионеры в некоторых кругах. Христианство толковалось, прежде всего, как религия, противоположная буддизму и даосизму, поэтому учение миссионеров помогало защитить конфуцианский ригоризм в эпоху борьбы против ослабления нравов и синкретического заблуждения. Хуан Илун, в свою очередь, отмечал, что первая миссия иезуитов не внесла большого вклада в религиозные традищш Китая, однако, она оказала определенное влияние на развитие таких дисциплин, как математика и

1 Milliard R. Les jfeuites en Chine. La qucrellc ties rites (1552-1773). - Paris, 1966.

' CerneiJ. I.' intelligence de la Chine. Lc social cl Ic mental. — Peris, 1994; A propos

а Г Europe ojx XVII« XIII stScles. - Par». 19X2: Chine el chriukmisme: ІергетКте confroniaiion. - Paris.

1991: be morale chinoe. De Г age de bronze за Моусп - age 2100 avam j.C- X-* siecle apres J.C. - Paris.

200i ; Philosphie Chinoise ct cristianisnie dc la fin du XVI- e au milieu du XVIII siecle. - Paris. 1974 ; La raison

des chases : c>sai stir la philosophic dc Wang Fuztii 1619-1692. - Paris, 2005.

' L* Europe en Chine. Interactions scicntifiques. religieuscs et cuUurelles aux XV1I-XVIH sieclcs I! Aclcs du

colloque dc la foundation Hugot (14-17 ocl 1991)/ rcvu et ctablis parCalberiie Jamis ct Hubcn Delaliayc. - Pnris.

1993.

Социокультурные аспекты Китая и влияние их на формирование представления европейцев о Китае представлены в трудах М. Гранэ, Ж. Шэсно, Ё. Симона, А. Маспера и К. Лара1.

Большой интерес к некоторым аспектам исследуемой проблемы проявляют китайские авторы. На настоящий момент главным трудом по изучению сведений, существовавших в Китае о западных странах, является четырехтомник Чжан Син Лан «Собрание исторических материалов о контактах между Китаем и Западом» (ФШЗЇЖ^^І-^СІй), вышедший в

начале прошлого века2. В нем предоставлена информация о сношениях Китая с западными странами с древнейших времен цо начала XX века.

>рого набл

Изучением китайской системы внешних сеязєй занимался Ли Ху, который в своей работе, посвященной преимущественно исследованию истории внешнеполитической системы Китая от династии Хань до династии Тан, выделяет три периода развития внешних связен Китая с остальным миром , По его мнению, первый период охватывает эпоху правления династии Цинь и является самым ранним этапом установления контактов, его характерной чертой является установление связей непосредственно в пределах Китая. Второй период развития внешних связей — время правления династий Хань и Тан. По мнению китайского исследователя, это период расцвета и расширения внешнеполитической деятельности Китая. И, наконец, третий период охватывает правление династий Сун, Юань, Мин и Цин, во время которого наблюдается постепенный упадок системы внешних связей.

\

'G'anet М. Еайс sociotogique sur la Chine. - Paris. 1990; Chesncam J.. Feiling Davis. XgiQten b'suyel Ho Mo;ivements populaircs cl socieles secretes en Chine au.\ XIX el XX siccles. - Paris, l970;S/moi La cite chinoisc. -Paris. 1885; Чтрвго II, EscarraJ. Les institution de la Chine. - Pari*. 1952; LurreC Lcsdimois. Esprit ei comporlemcnl des chinois commc ils se revelem par lews livrcs ct duns leurs vie. des origins a la fin de b dinayieMn(1644). -Paris, 1981.

2 $.<%& * ФЙЙМФЙОй. Ж-ffi 'І'Ф-ЙЙ, 1979. Чжон Синят. Чкуксн циотун шиям» хупбень. (Собрание исторически* материалов о контактах между Китаем и Западем.) Т. I. Китайское книжное издательство. 1979.

1 4Й& -ІХЙЯ-ЙФІЙзї.-^ЛІ 199S. Ли^-. ХаньтанваПігмочжііяушіі(Историяечстсмьі внешних связей от дінзстші Хань до династии Тан). - Ланьчжоу, 1998.

астрономия. Катрин Жами показывает нам, как научный вклад мпссионероа, который, по их мнению, для китайцев был новацией, самими китайцами воспринимался как хорошо забытое старое, как возвращение к древним традициям, утерянных с течением времени. Жан-Поль Мартцлофф также поддерживает мысль о том, что хотя европейские знания принимались китайцами, но в полной мере не были использованы из-за различий в научных подходах.

Аналогичные проблемы, связанные с христианскими миссиями в Китае, затронуты в работах Ж. Дютея, И. Ландри-Дгрон, К. Сфорза, Ф. М. Риччи1.

О важной роле рассказа Марко Поло в процессе формирования познаний средневековых европейцев о Китае говорится в публикациях Л. Хамбиса, М. Жирэ-Ляфэрта, М. Россаби (писал о Хубилай-хане) . - общи? работы французских исследователей, связанные с изучением

различных факторов, лежащих в основе развития контактов между квропой и Китаем.

В середине XIX века данная тематика затрагивалась П. Гийомом3. В последующем столетии значительный вклад в изучение формирования китайской цивилизации, а также различных тенденций, появлявшихся в китайском обществе, внесли такие известные исследователи, как Э. Балаз, И.П. Каменарович, П. Уард и Мин Вонг, Д. Елисеефф, Ф. Бланшон . На основании этих работ можно проводить изучение исгорнко-социальных факторов, оказызавших влияние на взаимное влияние двух цивилизаций.

Jean-PierreDuteii/I Alvarez Scmcdo. Histoire univeraell.-du Grand royauire dc la Chins. Traduction c: miroductiontc Jean-Pierre DutciL — Paris. IW6; JulltardR. Lcsjcsuiics en Chine. La qucrellcdcs rites (1552-1773). -Parti, 1966 Landry-Dtron I. La prcuvc par la Chine. La description dcJ.-B LXi Haldejesuhe 1735. -Pnris. 2002; bforza C. L'eriignie chinoise. - Paris. 1928; tf/cc/F. it. Les arts Я la viequoiidtenned'-ipresleP. M.niihicu Ricci et d'autre missionaries jesuitcs. — Paris. 1982.

2 Humbis L. Marco Polo /I Aspects de la Chine. V. I. - Paris, 1959; (Juerei-te/erte M. Sur les routes do I'cmpirc mongiv: ordre etriwtonqoe des relanlions de voyage aux XUI-XIV с siecles. - Paris.1994; Rossabi A/. Kubihi Khun. Hmpercurede Chine. -Paris.1991.

'Home P. Histoire des relations politiques de la Chine wee les puissances occidentals. - Paris, 1859. ' ВЫ<а I U bureaucratie ?*[««; recherchm sur ['economic ci la ікИЙ fc lu Chine iradjiioiincJIe, - Paris. 1968; Kamenaroriel .P. La Chine classiquc. — Paris, 1999; HuarJ P., Mfcg tVong Chined' hierct d'aujourd'hui Civilisatton-arts-rechnxiues. - Paris, I960; VanJermeerschL. It Віапсїюп F. Histoire dc Chine dc larcyautc a I'empfre. -Pins. 1990.

В китайских исследовательских кругах дискуссию вызывает мнение
западных коллег относительно тождественности Да-Цинь Римской империи.
Некоторые китайские ученые, в основном изучавшие данный вопрос,
опираясь на европейскую историографию, в итоге, соглашались с
суждением своих западноевропейских коллег. Так. Мо Жэиьнань отмечает,
что описанный в «Хоу хань шу» император Аньдунь является римским
императором Марком Аврелием Антонием ' . По его мнению, анализ
античных западных и китайских источников говорит о том, что

исторические и географические сведения, а также информация о первых контактах между Западом и Китаем могут показаться «туманными, но непротиьоречивыми». Известный китайский Шэнь Фувэй также считает, что в «Хоу хань шу» содержатся достоверные сведения о первых официальных контактах между Римской империей и Династией Хань . Синь Цзепьфэн также считает, что данные сведения являются доказательством началом непосредственной морской торговли между Китаем и Европой .

Другую точку зрения отстаивает Гун Инянь, который, анализируя труды своих западноевропейских коллег, пришел к выводу, что иногда встречаются не совсем верные суждения по некоторым проблемам, вследствие неправильной трактовки древнекитайских текстов. По его мнению, нет никаких оснований утверждать, что под Да-Цинь подразумевается именно Римская империя, а не какая-либо другая страна, и аргументирует это путаницей, которая могла возникнуть у европейских

исследователей при переводе древних текстов. Дело в том, что некоторые названім, которые мы встречаем в источниках, имеют не конкретное, а

*Шп7' +Ы#№ЯЙ'ШЙЙЙТЯ«''^,Н»ЛЖ*№Й.--*Й.1985.АА»Ж»ь». Чжунго хэ оучжоу дс чхише ідеоваишії юн зошн // Юіі чжуноан гуансн шнлуныиун (О зарождении первых контактов ж**слу Китаем и Европой // Из истории отношения Китая с другим" странами. Сборник статей), -Пекин, 19S5.

: Siren J^mwi. Cultural Flow Between China and Outside World Throughoui History-- Beijing, 1996.

*№ІГЇ Й#Й!И,ШЛіЕЛ^**Й»я#ФШ(І5аі,іЛ*Н.-±», 1991. СыньфсчьфмШмасаэ чжуито fyanv: Цзннъ ер иеньнень лай шшідс дуй чжунго дд жэньшн шяган. (Представление лира о Китае: Исторически: тезисы о познаниях остального мира о Китае в последние 2000 лет). - Шанхай, 1991.

абстрактное значение: «На самом деле в «Вэи люэ» ничего не говорится о названии столицы Да-Цинь, как же тогда можно утверждать, что эта страна географически находилась на территории современной Италии, или

Франции, или Испании? К тому же "?$Ж" (че туй красная вода), "ЙЗІШ"

{бай ю гиан белая нефритовая гора), "FQ jj-" (сивснму мать, царица запада)

и подобные названия являлись топонимами (географическими названиями) и собирательными образами, используемыми с самых древних времен в Китае, автор «Вэй люэ» приводил их в своих рассказах как показатель отдаленности данных территорий» ' . Он также отмечает, что ничего конкретного о расположении Да-Цинь в этих источниках не сообщается, в них также не упоминается название столицы этого государства. Мы находим данную концепцию наиболее объективной.

Изучая религиозно-философские ценности Китая, западные исследователи выделяют три основные религии: даосизм, конфуцианство и буддизм. Китайские специалисты (Ма Сита и Хань Бинфан), в свою очередь, конфуцианство вообще не считают религией и называют его жусюэ ffi^fc (учение образованных мужей), но говорят о существовании еще одного религиозного течения - народных верование, почитателями которых являлся простой народ, самый многочисленный класс Китая". Вопросы, связанные с китайской философией и мировосприятием, также освещаются

в трудах Чоу Ичэна*.

нейших ai

Одним из важнейших аспектов в области изучения поставлеииой проблемы является исследование истоков и причин формирования китайского национализма, который, в свою очередь, оказал огромное

'$& 20 tftffiS?ff. 3*;W;fciK*ff%ї&її Ijm Инянь 20 shijicлисн>ань. тяочжи ю дашшь янмиюшулнн (Коммскі.їрі и кшученмюв 20вскс Лнсюань. Тяочжч н Да-Цннь). — hirp^i' 1/809 .hrml

гЦЩ&. АЙЙУРНКІЙВЙЙЛ. .1:- ftA',2004. (Ma Сиша. Хай БШфал Чжуяго мшцмнь юуинмоши {Исто|МН нарояимх верований в Кіпас. Т. І). — Пекин, 2004. * Chow УЖ-eking. La philosophic chinoisc. - Paris, 1956.

впияние на развитие отношений между Европой и Китаем. Этой проблеме посвящены работы Чжан Ляп и Чжан Чши1.

Таким образом, история развития представления европейцев о Китае, так или иначе, затрагивается в российской и зарубежной историографии, но полноценный анализ формирования и в последующем трансформации образа Китая в Европе до настоящего времени отсутствует.

Методологической основой данной диссертации являются принципы научной объективности и историзма, современные научные подходы и методы изучения поставленной проблемы. Необходимость объективного анализа целого ряда факторов, предопределивших формирование определенного отношения к Китаю в Европе, обусловила использование проблемно-исторического, системного и междисциплинарного подходов. Исследование и интерпретация изучаемого материала проводились с учетом особенностей рассматриваемого периода. При написании диссертаоии автор в большей степени применял комплексный подход. Это обусловлено попыткой показать важность изучения самых разных причин, которые МОГЛИ оказать влияние на становление и развитие представления европейцев о Китае.

Научная новизна диссертации, С темой данного исследования связан широкий круг вопросов, поднимающихся в многочисленных трудах отечественных и зарубежных авторов. Тем не менее, данная работа является первым исследованием, в котором не просто изучается процесс формирования представления европейцев о Китае и проводится сравнительный анализ информационных данных, поступавших в Квропу о Китае, ко и подробнейшим образом освещаются различные аспекты китайской действительности, которые тем или иным образом отразились на генезисе данного образа. На наш взгляд, одним из главных факторов, оторый во многом обуславливал формирование определенного

Z/imig Uan$. La naissance Uu concept de patrimoinc M Chine X1X-XX sicdes. - Paris. 2003: Ziiang Chi. Chine « niodcmile: chocs, crise, renaissance dc to culture cliinoisc aux lemps modemes. - Paris. 2005.

представления европейцев о Китае, является отношение самих китайцев к представителям европейской цивилизации. Данный подход позволил автору выявить и осмыслить основные этапы взаимодействия двух цивилизаций, а также определить временные отрезки, на протяжении которых наблюдалась взаимная неприязнь, а потом и отторжение и, как следствие, осложнение отношении между Европой и Китаем. На основе обширного исторического материала автор также впервые определяет и проводит анализ факторов, оказавших непосредственное влияние на то. как складывался определенный образ Китая в европейском сознашш.

Диссертация является, по сути дела, первой работой в отечественном историографии, в которой был исследован ірокий пласт трудов французских авторов. До настоящего времени большинство отечественных востоковедов, занимавшихся сходными проблемами, сосредотачивались в основном на англоязычной литературной базе. Автор также достаточно подробно исследовал деятельность миссионера Альвареса Семедо, личности которого в отечественной историографии практически не уделяется внимания.

ҐІ1 n

Похожие диссертации на Формирование и трансформация образа Китая в Европе : середина XIII - конец XVIII вв.