Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование и развитие сербской национальной идеологии в конце XVIII - середине 30-х гг. XIX века Белов Михаил Валерьевич

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Белов Михаил Валерьевич. Формирование и развитие сербской национальной идеологии в конце XVIII - середине 30-х гг. XIX века : диссертация ... доктора исторических наук : 07.00.03 / Белов Михаил Валерьевич; [Место защиты: Нижегор. гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского].- Нижний Новгород, 2007.- 662 с.: ил. РГБ ОД, 71 08-7/32

Введение к работе

Актуальность исследования. Югославская трагедия 1990-х гг вобрала в себя все противоречия новейшей мировой цивилизации, резко отделив короткий прилив эйфории, вызванный окончанием «холодной войны», от наступившего затем отрезвления и смятения «Непредсказуемые» Балканы продемонстрировали, сколь тонкая грань лежит между Зазеркальем внешнего элагополучия старой Европы и внутренней драмой истории, которая не спешит заканчиваться

События, происходившие на Юго-Востоке Европы, имели большой ре-юнанс и в посткоммунистической России Отношение к Сербии и сербам, тревращенным в изгоев Запада, стало одним из способов самоотождествле--шя основных идейно-политических группировок, рядовых граждан и общества в целом Сценарии войн и территориальных разделов, использованные гам, рассматривались как модель, которая может быть применена в ближнем іарубежье и федеративной России

На волне политической актуальности усилился интерес к прошлому эусско-сербских общественных, культурных связей и межгосударственных зтношений Но нередко они интерпретировались искаженно в угоду той или іной конъюнктурной позиции. Согласно одной точке зрения, на сербов воз-іагалась ответственность за втягивание России в Первую мировую войну и революционную катастрофу Тем самым обосновывалась тактика невмешательства в новейший югославский кризис Их оппоненты, напротив, рисовали отношения двух стран в романтических тонах, предпочитая забывать о размолвках, либо объясняя их происками «чужаков» и «врагов»

Агрессивный сербский национализм превратился в жупел пропаганды, оправдывающей жестокие действия других вовлеченных в конфликты сторон і применение силы международными организациями Изъяснение сербской юзиции в «патриотической» публицистике сваливалось в другую крайность адеапизацию одной разновидности национализма с возложением всей ответственности за кровопролитие на другие — хорватский, боснийско-лусульманский и албанский национализмы, а также на американский (как шриант, германский) империализм Лишь с окончанием военной фазы югославского кризиса возникли предпосылки для более взвешенного рассмотре-іия истории сербской национальной идеологии и вообще истоков современ-

ных балканских проблем Однако и в настоящее время имеются серьезные препятствия в данном исследовательском направлении

Разрушение «большой» Югославии, сопровождавшееся массовым изгнанием сербов из мест их бывшего проживания, свержение режима Милошевича и перманентный политический кризис, усугубившийся убийством 3 Джинджича, уходом Черногории из объединенного государства и угрозой отторжения Косова de jure, формируют гнетущую идейную атмосферу в интеллектуальном поле сербской культуры Реакцией на национальную катастрофу могут быть две крайние позиции, равно опасные для дальнейшего развития страны изоляционизм изгойства вплоть до добровольного заточения в скорлупе национального мифа, либо тупик пессимизма и тактика выжженной земли в отношении «неправильного» прошлого

Сербская культура пропитана мифами Ее основой стала фольклорная традиция, возведенная романтиками XIX века в ранг главного национального достояния Эпос представлялся им поэтическим отражением «подлинной» истории и в то же время предначертанием великого будущего Позитивистская критика не вытеснила, но лишь видоизменила подобные представления Разрушенный миф, как птица Феникс, вновь и вновь возрождался из пепла Изучение национальной идеологии необходимо не только как средство социальной или интеллектуальной «гигиены», но и с точки зрения поиска более адекватных образов прошлого, приемлемых для современного уровня развития науки и общества

Историография освободительного движения, основы которой закладывались уже в ходе самой борьбы за эмансипацию, с неизбежностью несет на себе отпечаток национально-идеологических мифов, являвшихся орудием этой борьбы В дальнейшем они служили целям легитимации новообразованных государств, что можно легко подтвердить на примере господствующих трактовок происхождения сербского освободительного движения

Глорификация освободительного движения приводит к преувеличенным и приукрашенным представлениям о характере, темпах и особенностях исторического развития сербских земель в эпоху «национального возрождения» и сразу после образования независимого государства Оборотной стороной такой героизации является преуменьшение роли внешних факторов — помощи России в сербской освободительной борьбе, которая нередко рассматривается даже не как стимул, а как препятствие в завоевании государст-

венности. Анализ генезиса этих искажений может способствовать коррекции взгляда на многие исторические процессы и избавлению от ложных стереотипов, надолго утвердившихся в историографии

Изучение сербской национальной идеологии, ее образного ядра, важно также как материал для сопоставительного анализа других подобных феноменов Процессы национального строительства, происходившие в прошлом, актуализировались в связи с мифотворчеством посткоммунистической эпохи Возникает возможность выявить некоторые общие закономерности и особенности в построении идеологических нарративов эпохи «национального возрождения» и формирования наций-государств в Европе, периода деколонизации на Востоке и современного этапа декоммунизации, сопровождающегося новым взлетом национализма Это в свою очередь должно способствовать «нормализации» национализма как явления в историческом процессе и более «холодному» подходу к его изучению Только такой, по возможности, беспристрастный подход может привести к изживанию «комплекса вины», навязываемого внешней пропагандой, и ложного чувства собственного превосходства, провоцируемого национальными мифами

Объектом настоящего исследования является процесс формирования сербской нации. Он в свою очередь рассматривается как комплексное явление — взаимодействие факторов, связанных между собой, но имеющих неоднозначную природу и разную интенсивность проявления В частности, как показали последние исследования в духе модернизационной парадигмы, эволюция социальных структур и присущего им багажа массовых представлений носила на Балканах заторможенный характер Формирование элит, хотя и было отягощено грузом отсталости, в отдельных секторах могло далеко опережать общие темпы общественных перемен В связи с этим политические притязания элитарных слоев нередко уходили за рамки возможного для данного социума. Такими же опережающими темпами происходило складывание основ сербской национальной идеологии, которая стала предметом данного исследования Она рассматривается как результат творческого взаимодействия и образного обмена между представителями образованной элиты, испытавшими идейные импульсы извне, предводителями освободительного движения с их властными амбициями и народными низами, чье сознание подверглось трансформации в условиях структурного кризиса Османской империи и вооруженной борьбы В анализе источников и механиз-

мов выработки новой идеологии предпочтение отдавалось не столько самим идеям, богатство которых незначительно, сколько суггестивному образному ряду, ценностным определениям, риторическим средствам в обосновании догматов, легендарным и мифологическим сюжетам, организующим национально-идеологическую систему

Хронологические рамки и периодизация. Настоящее исследование ограничено рамками конца XVIII - середины 30-х гг XIX века

Начало оформления национальной идеологии следует отнести ко времени распространения идей Просвещения, расцвет которого среди австрийских сербов приходится на последние десятилетия XVIII века и связан, прежде всего, с творческой деятельностью Д Обрадовича В 1794—1795 гг выходит главный исторический труд эпохи сербского «национального возрождения», в котором были сформулированы его ключевые идеи, образы и задачи — это «История разных славянских народов» Й Раича Наконец, на рубеже XVIII - XIX веков берет начало языковая дискуссия, которая вызвала поляризацию проектов сербской нации

Центральным событием в развитии сербского национального движения стало восстание в Белградском пашалыке (1804-1813 гг), вышедшее со временем за узкие административные границы В ходе восстания происходило не только приспособление к текущей военно-политической ситуации уже имеющихся идей и образов, но и спонтанное возникновение новых, вызванное непосредственным творчеством масс, столкновением с быстро меняющейся международной конъюнктурой и культуртрегерской деятельностью русской дипломатии

Во время борьбы за признание автономии Сербского княжества (1815— 1833 гг) идейно-политический опыт Первого восстания проходит переработку в целях утверждения у власти Милоша Обреновича как основоположника истинно народной династии Период 10-х - середины 30-х гг характеризуется созданием национально-культурных институций (периодическая печать, Матица сербская), а также обострением дискуссии по языковому вопросу в связи с деятельностью В С Караджича

В середине 1830-х гг Сербское княжество было признано de jure как автономное образование в границах эпохи Первого восстания Начало борьбы за конституцию обозначило кризис сложившейся политической системы

и необходимость перенастройки прежнего идеологического звучания Мати-

ца сербская вместе с ее печатным органом приостановила свою деятельность в виду административного давления В 1836 г написан один из главных текстов сербского национализма «Сербы все и повсюду» В С Караджича, в котором были суммированы его отрывочные взгляды по этому вопросу Начался следующий этап в развитии сербской национальной идеологии

За пределами исследования осталась история Черногории — другого центра государственного и национального строительства сербского мира, поскольку это особый случай Материалы, связанные с маленьким непризнанным государством на окраине Османской империи, во главе которого стоял митрополит, привлекались лишь в контексте событий в Белградском пашалыке (повстанческой Сербии), и в качестве сопоставительного подспорья

Цель диссертационного исследования — комплексное изучение процесса формирования сербской национальной идеологии, взятой в контексте взаимодействия внутренних и внешних импульсов развития, творчества элиты и начала массового освободительного движения, внутриполитической борьбы и внешнеполитической конъюнктуры Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд исследовательских задач

  1. в свете историографического опыта, теоретических дискуссий о нациях и национализме, а также о феномене идеологии рассмотреть методологические аспекты, пути и перспективы исследования сербской национальной идеологии,

  2. проанализировать первые формулировки национальной идеи в культуре сербского Просвещения и Предромантизма, специфику переосмысления в ней исторического прошлого, приспособленного к решению воспитательных и пропагандистских задач,

  3. выявить возможные контактные каналы между «высокой» и «низкой» (народной) культурой, к которой Просвещение в целом относилось враждебно,

  4. рассмотреть пути адаптации и варианты политизации национальной идеологии в условия «венгерской фронды» начала 1790-х гг и особенно в ходе восстания сербов Белградского пашалыка,

  5. провести ситуативный анализ выработки программных целей повстанческих предводителей вплоть до выдвижения идеи Великой Сербии во главе с династией Карагеоргия, оценить роль России и русской дипломатии в

этом процессе,

  1. проследить возможности использования мифотворчества масс в политической борьбе и легитимации повстанческого государства (на примере легенды о «фанариотском заговоре» против Сербии и карагеоргиевской легенды),

  2. определить роль этого легендарного наследия в свете использования идеологической модели «государственной семьи» для легитимации власти Милоша Обреновича,

  3. проанализировать ход диверсификации культурно-языковой концепции сербской нации, провести сопоставительный анализ различных проектов решения языковой проблемы и выявить содержательные предпосылки утверждения народнической модели В.С Караджича,

  4. оценить значение первых культурных институтов в развитии и распространении сербской национальной идеологии, а также вклад интеллектуалов в поддержку новой сербской государственности,

10) в соответствии с развитием идеологических тенденций определить
специфику динамики «повстанческого» типа национальных движений (по
классификации М Хроха)

Научная новизна диссертационного исследования выражена в том, что оно представляет собой первое комплексное рассмотрение начального этапа формирования сербской национальной идеологии При этом вклад двух областей сербского расселения (австрийской и турецкой) в процесс идеологического творчества, равно как и вклад разных частей сербского общества (элиты и низов) анализируется в контексте неоднозначного взаимовлияния друг на друга и взаимодействия с внешними силами. В отношении сербской национальной идеологии впервые реализован этно-сиволический подход и полидисциплинарный инструментарий научного исследования, позволивший преодолеть разрыв между политической и культурной историей В этой связи выявились некоторые новые идейные феномены, не рассматривавшиеся в историографии как таковые (фольклорная основа «народной монархии», культ Карагеоргия и Милоша Обреновича, легенда о «фанариотском заговоре» против Сербии и др ), либо рассматривавшиеся лишь вскользь и в чисто в позитивистском ключе Им дано культурно-семантическое толкование и выявлен их политико-функциональный смысл Национальная идеология реконструируется как динамическая система представлений и полемическая среда, в

которой обсуждались различные проекты будущего без права априорной по-

беды для одного из них В тех или иных исторических ситуациях могли актуализироваться те или иные варианты интерпретации того, чем является гербская нация Постулируемая альтернативность идеологического про-зтранства должна способствовать обогащению понимания прошлого Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

  1. Формирование национальной идеологии является результатом взаимодействия образованной элиты, политических деятелей и народных низов, роль которых особенно велика в условиях слабости элитарной традиции В этой связи равно неприемлемыми представляется как примордиалистские, гак и модернистские теории в истолковании феномена национальной идеологии Наиболее продуктивным видится этно-символический подход к ее по-яиманию не только как «политической», но и как «культурной системы»

  2. Повстанческий тип национальных движений, к которому принадлежит сербский случай, характеризуется нарушением последовательности в прохождении фаз, наложением их друг на друга и возвращением после пе-эиода массового движения в экстремальных условиях к собирательской и пропагандистской деятельности патриотов-подвижников Кроме того, эта динамика имеет региональную специфику, а распространение «образцовых» орм национальной идеологии неоднородно по социальной шкале

  3. В исторических сочинениях второй половины XVIII — первой трети 5QX века, среди которых выделяется «История» И Раича, прошлое приобрело актуальные характеристики, став пригодным для использования в пропаганде единства и завоевания будущего для сербского народа Историки и литераторы эпохи Просвещения и Предромантизма выработали образный «язык» национальной идеологии, воплотив в своих сочинениях притягатель-іьіє этнополитические мифы Центральным среди них стала «современная» эедакция косовского мифа

4) Признаки сербской нации, предложенные писателями-
тросветителями (Д Обрадович), претерпели романтическую трансформацию
/же в начале XIX века К ним добавился сначала «народный характер» (С
Стратимирович), а затем — обычаи и фольклор (В С Караджич), но неиз
менным критерием оставался общий язык Образы национального единства
адаптировались и политизировались под влиянием «исторического права» в
/словиях перехода к массовому движению и выдвижения лозунга о восста-

товлении государственности

  1. В ходе Первого сербского восстания была впервые выдвинута доктрина объединенной и независимой Сербии, которая могла бы войти в круг «великих» держав Кроме уже названных идейных источников и практики вооруженной борьбы, разомкнувшей административную замкнутость населенных сербами земель Османской империи, ее выдвижению вольно или невольно способствовала деятельность русской дипломатии, которая адаптировалась к функционированию в постреволюционной Европе

  2. Фольклорная легенда о герое-спасителе, сложившаяся в кризисных условиях рубежа веков, легла в основу модели «народной монархии» или «государственной семьи», заменяя сакральное наполнение культа Карагеор-гия, а позднее — М Обреновича Режим последнего эксплуатировал политическую модель эпохи Первого сербского восстания, сделав ее содержанием постоянной пропагандистской работы

  3. Легенда о «фанариотском заговоре» против Сербии кристаллизировалась в результате различных по своей природе обстоятельств и выполнила ряд важных функций в рамках национальной идеологии отграничения по этническому признаку, интеграции социальных «верхов» и «низов», австрийских и турецких сербов, функции гегемонии, диффамации противников, психологической компенсации, канализации ответственности и т д «Теория заговора» в измененном виде применялась затем пропагандой М Обреновича

  4. Поляризация проектов решения языковой проблемы («культурной» нации), начавшаяся на рубеже XVIII - XIX века, усилилась после восстаний в 1810-20-х гг в связи с выступлением В С Караджича Все предложенные варианты сочетали в себе разные идейные элементы (просвещение, сентиментализм, классицизм, романтизм), но наиболее гибким и подвижным из них являлся радикально-народнический проект Караджича, который парадоксальным образом соединил новацию и традицию, индивидуализм и национализм

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы сербистами при рассмотрении разнообразных проблем социально-политической, дипломатической и культурной истории Особую ценность они имеют для изучения дальнейшей эволюции сербской национальной идеологии в тех или иных ее партийных или государственных изводах XIX-XX веков Кроме того, модель исследования, разработанная в данном случае, может быть применена с необходимыми кор-

ректировками для изучения аналогичных идейных феноменов в других странах Балканского региона и за его пределами Результаты анализа, проделанного в диссертационном исследовании, сопоставимы с иными идеологическими системами в целях разработки типологических концепций Материалы исследовательской работы найдут применение в образовательном процессе в курсе «История южных и западных славян», а также в спецкурсах, посвященных теориям наций и национализма или истории национально-освободительных движений

Апробация результатов исследования. Теоретические подходы автора, его выводы по общим и частным вопросам диссертационного исследования неоднократно обсуждались на кафедре истории зарубежных стран Нижегородского государственного университета им Н И Лобачевского, на международных, общероссийских и региональных научных конференциях, семинарах и круглых столах в Москве (2003-2007), Нижнем Новгороде (1997-2006), Воронеже (2003), Брянске (2003), Волгограде (2003), Иваново (2005), Муроме (2005), Казани (2006), Алексинце (Сербия, 2006) Результаты исследования отражены также в публикациях автора (в монографии, учебном пособии, научных статьях и рецензиях)

Структура работы выстроена по проблемно-хронологическому принципу и содержит в себе четыре главы, каждая из которых разбита на параграфы, введение, заключение, список использованной литературы и источников Первая глава посвящена историографии и методологии исследования Остальные соответствуют данной во введении периодизации развития сербской национальной идеологии

Похожие диссертации на Формирование и развитие сербской национальной идеологии в конце XVIII - середине 30-х гг. XIX века