Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Образ английской и американской женщины в представлении современников (Последняя треть XIX-начало XX веков) Нестерова Светлана Александровна

Образ английской и американской женщины в представлении современников (Последняя треть XIX-начало XX веков)
<
Образ английской и американской женщины в представлении современников (Последняя треть XIX-начало XX веков) Образ английской и американской женщины в представлении современников (Последняя треть XIX-начало XX веков) Образ английской и американской женщины в представлении современников (Последняя треть XIX-начало XX веков) Образ английской и американской женщины в представлении современников (Последняя треть XIX-начало XX веков) Образ английской и американской женщины в представлении современников (Последняя треть XIX-начало XX веков) Образ английской и американской женщины в представлении современников (Последняя треть XIX-начало XX веков) Образ английской и американской женщины в представлении современников (Последняя треть XIX-начало XX веков) Образ английской и американской женщины в представлении современников (Последняя треть XIX-начало XX веков) Образ английской и американской женщины в представлении современников (Последняя треть XIX-начало XX веков)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Нестерова Светлана Александровна. Образ английской и американской женщины в представлении современников (Последняя треть XIX-начало XX веков) : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.03 : Самара, 2004 187 c. РГБ ОД, 61:05-7/362

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. «Викторианская» женщина в представлении современников 37

1. Условия формирования и характерные черты «викторианской» женщины 37

2. Женщина в частной сфере жизни 56

3. Пробуждение интереса женщины к общественной жизни 84

Глава 2. Рождение образа «новой женщины» в представлении современников 110

1. Формирование «новой женщины» 110

2. Участие женщин в общественной и политической жизни 122

3. Изменение положения женщины в частной сфере 158

Заключение 171

Список использованных источников и литературы 176

Введение к работе

Темой диссертационного исследования избрана эволюция представлений о женщинах в английском и американском обществах в последней трети XIX — начале XX веков. Выбор темы определяется высоким общественным значением, актуальностью проблем женской истории, а также слабой разработанностью в отечественной историографии.

Сегодня, как и в начале XX века популярен образ деловой женщины, стремящейся к карьерному росту. В настоящее время женщины принимают участие в политике, добиваются успеха в профессиональной деятельности, одерживают победы на научном поприще. Однако, даже сейчас, на пути к успеху женщинам зачастую приходится сталкиваться с половой дискриминацией, отрицательно настроенным общественным мнением, непониманием со стороны других представительниц «прекрасного пола». По-прежнему актуален вопрос, вставший перед феминистками еще в конце XIX века: возможно ли сохранить женственность, работая и соревнуясь в обществе, приспособленном для мужчин. Думается, что решение проблемы кроется с одной стороны в представлении о женственности, сложившемся в обществе, а с другой в самосознании самих женщин, их готовности отстаивать собственное мнение. В этой связи представляется интересным опыт первого поколения женщин, вступивших в эру эмансипации в переломный момент истории. Утверждение образа энергичной целеустремленной «новой женщины» было сложным, противоречивым процессом, происходившим в ожесточенной борьбе с прежними, традиционными представлениями о ней.

Тема актуальна и с научной точки зрения. Данное исследование раскрывает новые аспекты развития феминизма и формирования нового образа английской и американской женщины в общественном сознании в последней трети XIX - начале XX веков, которым вплоть до недавнего

времени не уделялось внимания в отечественной историографии. Кроме того, выбранная тема имеет не только узко прикладной характер, но и выходит на большую проблему о судьбах женщин в современном мире.

Изучение феминистской проблематики в отечественной историографии началось еще до революции. Исследователи уже в конце XIX века делали попытки разобраться в сущности женского движения, выявить причины его возникновения, предугадать каким образом борьба за равные с мужчинами права отразиться на положении женщины в обществе, на ее роли в семье. Однако, большинство дореволюционных работ носили публицистический, пропагандистский характер и их возникновение было связано с развитием отечественного женского движения1.

Несомненный интерес представляют попытки некоторых исследователей сопоставить подходы к решению так называемого «женского вопроса» в России и на Западе, объяснить специфику исторической ситуации. Одним из первых к изучению этих проблем обратился М.В. Кечеджи-Шаповалов. В работе «Женское движение в России и за границей» он подробно рассматривал социальную активность женщин в общественной жизни и их борьбу за равенство прав .

В дореволюционный период были хорошо известны работы П.Г. Мижуева специалиста по образовательным системам разных стран. Он много писал о развитии женского образования за рубежом, а одну из своих работ посвятил рассмотрению широкого комплекса вопросов, связанных с женским движением . П.Г. Мижуев полагал, что причины неравного положения мужчин и женщин носят исторический характер, а не коренятся в

природе человека. Движущей пружиной женского движения он считал экономическое развитие буржуазного общества.

В советский период проблемы феминизма перестали интересовать исследователей, так как история женщин не вписывалась в узкие рамки классово-партийного подхода. В отечественной историографии утвердилось мнение, что борьба женщин за избирательные права - это чисто буржуазное, по своей сути контрреволюционное движение. Этот взгляд отражен в работе, написанной германским исследователем Гертрудой Ллександер в 1930 году по заказу секции изучения теории и практики международного женского движения при Коммунистической академии в Москве. В книге «Историческое развитие женского буржуазного движения во Франции, Америке, Англии и Германии» автор давала объяснение сущности и целей буржуазного женского движения с точки зрения исторического материализма1. Деятельность женских организаций признавалась автором контрреволюционной, так как борьба за политическое равноправие не способствовала исчезновению частной собственности и проходила в русле буржуазного реформизма.

Лишь в небольшом количестве работ, написанных в советский период, можно встретить упоминание о движении женщин за политическое равноправие с мужчинами. При этом авторы данных работ указывали на ограниченность суфражистского движения, а предоставление женщинам избирательных прав трактовали как малозначащее событие . Несколько подробнее на истории суфражистского движения останавливались К.Б. Виноградов и В.Г. Трухановский. К.Б. Виноградов в биографии

Д. Ллойд Джорджа описывал деятельность радикального крыла английского женского движения, которое возглавляла Э. Панкхерст1. В.Г. Трухановский рассматривая политическую биографию У. Черчилля, писал о его непростых взаимоотношениях с членами женских боевых организаций .

В этой связи значительным событием явилась защита в 1974 г. в г. Горьком первой кандидатской диссертации, касавшейся феминистской проблематики. Это была работа М.Н. Добротвор «Суфражистское движение в США (1848 - 1920)»3. По тому времени М.Н. Добротвор проявила научную смелость, проделшга большую работу но анализу и оценкам американского женского движения на всех этапах его развития. Однако, интересные выводы были сделаны автором в духе господствовавших тогда идеологических штампов. В итоге движение за предоставление права голоса женщинам практиковалось как консервативное, антисоциалистическое, даже реакционное буржуазное движение, его идеология расценивалась как часть враждебного пролетариату мировоззрение. Вместе с верным анализом дискриминации женщин тут же говорилось, что суфражистки - это аристократки, лишенные былых привилегий. И все же эти, рожденные временем ошибочные положения не снимают заслуг М.Н. Добротвор как первопроходца в истории феминизма.

Одной из немногих, кого интересовал «женский вопрос» в советский период была известная отечественная америкаиистка И.Л. Белявская. Она опубликовала содержательную статью по истории женского движения в США в XIX веке. И.А. Белявская выделяла три направления развития американского феминизма: тред-юнионистское движение женщин — работниц, суфражизм, филантропические организации женщин из различных слоев буржуазии. При этом возникновение феминистского движения автору

представлялось как стихийный протест женщин против неполноправного, зависимого положения в семье и обществе1. Другой отечественный исследователь СМ. Аскольдова, занимаясь историей образования в США, касалась женской тематики. В статье «Высшее образование женщин в США в XIX в.» автор подробно показывает возникновение и развитие высшей женской школы, рассматривая при этом движение за права женщин на образование как один из потоков общедемократического процесса . Благодаря исследователям И.А. Белявской и СМ. Аскольдовой, женская тематика присутствует в многотомном обобщающем труде отечественных ученых «История США»3.

В 90-е годы XX века значительно возрос интерес к феминистской проблематике, благодаря оформлению в нашей также как и в зарубежной историографии нового направления, которое получило название «женская история» или «историческая феминология». Задачей феминологии, по мнению Гизелы Бок влиятельного германского исследователя, является «выявить многообразие женского опыта и жизненных ситуаций, как в культурном, так и в историческом плане...»4. Особенно успешно в отечественной исторической науке стала разрабатываться тема борьбы женщин за политическое равноправие в разных странах. В последние годы был защищен целый ряд кандидатских диссертаций, в которых изучалось женское движение в США, Великобритании, Франции. Авторы данных работ на богатом фактическом материале сделали обзор истории суфражизма, определили его основные движущие силы, показали сложившееся в обществе к нему отношение1.

Также хочется отметить многочисленные работы Ы.В. Новиковой посвященных истории борьбы англичанок за политическое равноправие . В интересной и содержательной работе «Суфражистки и суфражетки: идеология и политика британского феминистского движения в начале XX в.» автор рассмотрела взгляды участниц движения на тему женской эмансипации и восприятие ими идеального образа женщины .

Еще одним важным направлением в отечественной феминологии является изучение взглядов феминистов на эмансипацию женщин и трактовки ими понятия женственности. Взгляды английских идеологов феминизма Дж. С. Милля, Г. Тейлор, X. Тейлор на воспитание женщин и наделения их политическими правами, а также на проблемы семьи рассмотрел И.Л. Школьников4. В центре исследования, проведенного Ю.Л. Антоновой и Л.Н. Попковой, находилась лидер американского женского движения Э.К. Стэнтон. Авторов интересовало становление этой незаурядной личности, а также борьба, которую она вела за изменение норм общественного сознания в отношении женщин1. Другой отечественный исследователь Т. Осипович в своих статьях анализирует идеи высказанные русской феминисткой Л. Коллонтай относительно формирования в начале XX века нового типа женщины2.

В последние годы все больший интерес отечественных специалистов вызывает тендерная история. Методологи пишут, что «это история складывания и функционирования системы отношений и взаимодействий, стратифицирующих общество по признаку пола, история представлений о «мужском» и «женском» как о категориях социалыюго иерархического порядка»3. При этом оригинальность нового подхода заключается в постановке проблем и в открывающихся в этой связи перспективах. Чрезвычайно важными представляются недавно вышедшие в свет работы Н.Л. Пушкаревой «Русская женщина: история и современность» и Л.П. Репиной «Женщины и мужчины в истории: Новая картина европейского прошлого»4. Оба автора ставили перед собой схожие задачи: дать анализ общей картины современного состояния женской и тендерной истории, а также написать справочно-библиографический обзор.

Несмотря на большую популярность исторической феминологии и тендерной истории, проблемы формирования самосознания женщин и представлений о них в обществе в последней трети XIX - начале XX веков

выглядят не достаточно разработанными в отечественной историографии. Поэтому мы считаем необходимым привлечь труды зарубежных исследователей для раскрытия избранной темы.

Женская проблематика в зарубежной историографии впервые начала разрабатываться в рамках новой социальной истории. Еще в 30-е гг. XX века известный кембриджский исследователь Дж.М. Тревельян предложил свою концепцию социальной истории. Предмет исследования он трактовал предельно широко. Дж.М. Тревельян полагал, что сфера социальной истории «охватывает как общечеловеческие отношения, так и экономические отношения разных классов друг к другу, характер семейных отношений, домашний быт, условия труда и отдыха, отношение человека к природе, культуру каждой отдельной эпохи, возникшую из этих общих условий жизни и принимавшую непрестанно менявшиеся формы в религии, литературе и музыке, архитектуре, образовании и мышлении»1. Во второй половине XX века социальная история стала одной из наиболее динамично развивающихся субдисциплин исторического знания, благодаря труду многих ученых, в том числе, и английского историка Эрика Хобсбаума. В серии работ, посвященных истории XIX века он поставил себе задачу «понять и объяснить мир в процессе революционного преобразования», «представить прошлое как единую и цельную сущность» . Одну из глав монографии «Век империи» Э. Хобсбаум посвятил проблемам, связанным с возникновением нового образа женщины в буржуазной среде в начале XX века. Автор указывает основные признаки изменений положения женщин в обществе: расширение возможностей для получения девочками среднего образования, приобретения женщинами большой социальной свободы, увеличения внимания общества к женщинам как к социальной группе3. В рамках социальной истории также работал хорошо известный австрийский исследователь Райнхард Зидер. В монографии «Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе» он исследовал важнейшие тенденции исторического развития семейных отношений у людей различных слоев общества .

Одним из наиболее приоритетных направлений исследований по женской тематике в 50 - 60-е годы XX века было изучение борьбы суфражисток за право голоса. Интерес историков к этой проблеме понятен. Во-первых, суфражистское движение было хорошо представлено в различного вида источниках, вследствие его широкого общественного резонанса. Во-вторых, к указанной теме исследователей заставляли обратиться события, связанные со второй волной феминизма 60-х годов XX века. Среди крупных авторов, чьи работы стали эталоном в изучении женского движения в США, можно назвать, прежде всего, Элеонор Флекснер. Первое издание ее книги «Век борьбы» вышло в 1959 г., но до сих пор не утратило своего научного значения и часто цитируется в трудах по истории суфражизма". Работа написана на основе изучения большого объема различных источников и освещает все этапы борьбы за женщин за право голоса, особенно подробно - ее заключительную стадию. Одно из достоинств книги - детальный анализ стратегии и тактики движения, их эволюции. Э. Флекснер подробно проследила «процесс принятия решения» о XIX поправке, показала роль в нем президента В. Вильсона. Признавая, в общем, заслуги всех течений в американском женском движении, автор все же отдал предпочтение умеренному консервативному крылу, состоявшему из представительниц средних слоев. В центре внимания другого крупного американского историка Уильяма О Нейла также находится умеренное течение феминизма. По его мнению, женские клубы, общества трезвости,

Ассоциация К.Ч. Кэтт играли положительную роль, а радикальная Женская партия, возглавляемая Э. Пол, вследствие ее экстремизма, несла величайшую опасность для всего суфражистского движения1. Совершенно иначе рассматривалась борьба женщин за равноправие в исследовании К. Лунардини. Автор полагал, что суфражизм одержал победу только благодаря активной деятельности радикально настроенных женщин .

Еще одним излюбленным направлением в изучении женской проблематики было написание биографий выдающихся, «исключительных» женщин, в первую очередь тех, кто смог преодолеть дискриминацию женщин в обществе и выйти за рамки отведенной им частной сферы жизни. Ярким примером такого рода работ является биография одной из самых известных американок, основателя профессии социального работника - Джейн Аддамс, написанная Алланом Дэвисом3. Автора привлекают формирование характера этой незаурядной женщины, а также события, подтолкнувшие ее к созданию первого в Америке сеттльмента — пансиона для помощи беднякам и дальнейшей реформаторской деятельности.

В 70-е гг. в зарубежной историографии начался новый этап развития женской истории, тесно связанный со второй войной феминизма. Главной задачей исследователей в этот период было «ввести» женщин в историю в качестве активных субъектов. Они полагали, что ранее мужчины выступали как основные действующие лица в истории, а женщины занимали подчиненное положение, поэтому историю, написанную, по их мнению, с патриархальной точки зрения, следовало подвергнуть пересмотру4. К числу таких исследований можно отнести работу Глэдис Каддефорд «Женщина и

общество: от викторианской эпохи до настоящего дня»1. Задачей автора являлось определение места, которое занимала женщина в английском обществе. В данном исследовании сделаны интересные наблюдения, в частности раскрывающие облик респектабельной викторианской женщины, однако описательный подход к изложению материала является недостатком работы.

Намного более ценными представляются исследования, проведенные Дунканом Кроу, Патрисией Брэнка, Барбарой Риз . Опираясь на богатый фактический материал, им удалось проанализировать исторический опыт отдельных социальных групп, например, представительниц средних слоев, женщин - рабочих, и соотнести эти групповые истории женщин с общественным сдвигами в экономике, политике, идеологии и культуре. Ученые стремились не просто написать историю женщин, а связать ее с историей общества в целом. Авторами была поднята проблема изменения самосознания женщин, а также представлений о женщинах в обществе. Эти работы объединяет то, что объектом своих исследований авторы избрали женщин, живших в викторианскую эпоху. При этом под викторианством ими понимался хронологический период, соответствовавший времени правления английской королевы Виктории (1837 — 1901)3. Крайне важно, что, оценивая «викторианскую эру, ученые отходят от сложившегося в популярной зарубежной литературе представления о ней как о времени чванливого самодовольства, напыщенной самоуверенности, педантизма и ханжества. Главной характерной чертой этого периода они считали мощные изменения в экономическом и социальном укладе жизни: индустриализацию, урбанизацию, развитие техники и технологии. Д. Кроу называет викторианство временем «сильных контрастов быстротекущей жизни» . Немало важно, что, если П. Брэнка и Б. Риз, изучая викторианство, писали только о Великобритании, то Д. Кроу вместе с Англией рассматривал и США, полагая, что в обеих странах социальные отношения развивались сходным образом . Другие авторы, писавшие уже в 80-е годы, также считали, что основные черты викторианского периода были характерны и для Соединенных Штатов3.

В качестве объекта изучения в работе «Викторианская женщина» Д. Кроу видел «любую женщину, жившую в период с 1837 по 1901 годы»4. Вследствие широкого толкования предмета исследования, на наш взгляд, монография отличается описателыюстыо и некоторой упрощенностью в изложении материала. Тем не менее, несомненная заслуга автора заключается в том, что он создал целостную картину положения женщин различных социальных слоев в викторианскую эпоху и отразил предписываемую им обществом модель поведения. Д. Кроу связывал формирование образа жизни среднего класса с процессом возникновения его как слоя общества. Он писал, что буржуазия нуждалась в выработке своего стиля жизни, который помог бы ей утвердиться в социальной иерархии общества. При этом «ответственность за демонстрацию и поддержание достигнутого семьей статуса лежала на женщинах»5. Отчасти, поэтому общество очень требовательно относилось к их поведению. Замужняя женщина среднего класса должна была вести уединенный образ жизни, ее главной обязанностью было ведение с помощью слуг домашнего хозяйства и воспитание детей. Далее автор констатировал появление в

80- 90-е годы XIX века новых образцов поведения женщин отличных от прежнего идеала. Д. Кроу разделил их на несколько типов: работающая девушка из среднего класса; интеллектуалка, студентка колледжа; поклонница езды на велосипеде; девушка, подражавшая мужчинам в манере поведения и даже одежде. При этом автор обращал внимание на то, что все идеальные образы «новой женщины» задавали более свободный, дружеский тон общению девушек с юношами1.

Целью исследования другого историка Б. Риз было ответить на вопрос: «Что означало быть «леди» в викторианскую эпоху?»" На многочисленных примерах автором было доказано, что употребление термина «леди» далеко не всегда должно было указывать на аристократическое происхождение женщины. К примеру, «истинной леди» могли назвать гувернантку, чей отец был всего лишь владельцем маленького магазина. По мнению Б. Риз под словосочетанием «совершенная леди» подразумевался образ женщины, соответствовавший установленному викторианским обществом идеалу3. Наиболее важными, как полагала исследовательница, считались чувства, которые женщина должна была испытывать к своему мужу. Его нужно было любить и повиноваться вне зависимости от его поведения. Также «леди» была обязана испытывать любовь к детям. В третьих, она должна была быть набожна, хотя бы внешне. «Леди» была призвана демонстрировать благочестие: регулярно по воскресеньям посещать церковь и участвовать в благотворительной деятельности. Кроме того. Б. Риз выделила чувства, которые «истинная леди» не должна была испытывать ни при каких обстоятельствах. Это гнев и сексуальная страсть . Далее исследовательница отмечала, что созданный общественным мнением образ идеальной «леди» в

реальности был труднодостижим и не мог существовать долгое время, так как противоречил многим аспектам действительности .

Некоторые западные ученые и, в том числе, П. Брэнка, обратили внимание на то, что масштабные исторические процессы по-разному отражались на жизни мужчин и женщин. Так, индустриализация и урбанизация погрузили мужчин среднего класса в активную деловую жизнь и, в то же время, «закрепостили» женщин в частной сфере. В работе «Безмолвное содружество» П. Брэнка рассматривала влияние модернизации на жизнь замужних представительниц средних слоев в викторианский период. Под модернизацией автор понимала широкое преобразование общества, вызванное индустриализацией, урбанизацией, нашедшее выражение не только в изменении характера труда, стиля жизни, но также и появление нового склада ума . В соответствии с этим «новая женщина», появившаяся в конце XIX века, рассматривалась автором как результат влияния модернизации. П. Брэнка подчеркивала, что этот процесс следует понимать не как триумфальное шествие прогресса, а как болезненное, сбивающее с толку побуждение к переменам, вызванное влиянием нового городского индустриального общества3. Представляется важным, что П. Брэнка обратила внимание на то, что женщины, жившие в конце XIX века, находились в крайне тяжелом положении. С одной стороны, они испытывали давление общественного мнения предписывающего им быть «совершенными леди», а с другой стороны, неумолимое развитие экономики побуждало их к активному включению в общественную жизнь. Ища выход из кризисной ситуации, женщины возможно даже неосознанно пересматривали модель своего поведения. Автор обратил внимание на то, что к концу XIX века более важным для представительницы среднего класса становится ее собственный комфорт, появляется стремление к личной автономии в семье, которое нашло

выражение в тенденциях снижения рождаемости и использования технических новшеств в повседневной жизни1. Все эти перемены, безусловно, свидетельствовали о росте самосознания женщин.

Следующий этап в изучении истории женщин начался в западной историографии в середине 80-х годов XX века, когда историки стали применять новые методологические подходы в изучении прошлого. Ключевой специфической категорией анализа становится «гендер», который подчеркивает социальный характер неравенства между мужчинами и женщинами. Основные теоретико-методологические положения гендерно-исторических исследований были сформулированы американским историком Джоан Скотт в статье «Гендер — полезная категория исторического анализа» . Центральным предметом исследований тендерных историков становится уже не история женщин, а история взаимоотношений между полами и изучение половой иерархии.

Кэрролл Дыохауз в книге «Воспитание девочек в поздне-викторианской и эдвардианской Англии» поднимала вопрос о социальном конструировании женственности и о социализации девочек в обществе и семье . Автор тщательно исследовала викторианскую модель женственности и выделила следующие характерные для нее черты. Во-первых, в понимании викторианцев женственность предполагала экономическую и интеллектуальную зависимость женщины от мужчины. Во-вторых, считалось, что жертвенность и услужливость должны быть определять поведение женщин4. К. Дыохауз подчеркивала, что модель женственности была очень глубоко укоренена в сознании людей и в своих основных чертах продолжала существовать в начале XX века с возникновением нового образа

женщины. Автор писала, что в основном социализация девочек проходила в семье, но и в колледжах «культивировались традиционные представления о женщине», так как большинство из них были консервативными учреждениями. После окончания высшего учебного заведения девушки продолжали развивать усвоенные тендерные представления, предпочитая «женские» профессии педагога или социального работника, выбирая в мужья мужчин, превосходивших их в интеллектуальном плане, оставляя работу после замужества и помогая мужьям в их карьерах1.

Совершенно иной взгляд на проблему показывала Кэрролл Смит — Розенберг в книге «Нарушение общественного порядка: взгляд на тендер в викторианской Америке»2. Автор полагала, что в конце XIX века налицо был кризис традиционных тендерных отношений. Изучая дискуссии, вызванные в обществе нестандартным с точки зрения общепринятого мнения поведением женщин, К. Смит - Розенберг пришла к выводу, что традиционная модель женственности претерпела серьезные изменения. Говоря о возникновении «новой женщины», автор называла причиной появления этого образа развитие высшего женского образования. К. Смит - Розенберг писала, что в колледжах «ниспровергались все викторианские нормы: девочек учили думать и чувствовать «как мужчина», поощряли их успехи в карьере... именно там женщина отошла от мира домашней жизни» . Вместе с тем автор указала на то, что эта тенденция испугала и вызвала враждебную реакцию у консервативно настроенных людей. В ходе ожесточенных дебатов, развернувшихся между противниками эмансипации и феминистами, сторонниками образования женщин, последние, по мнению автора, смогли убедить общество, что модель поведения «новых женщин» вполне вписывается в общепринятые рамки женственности. К. Смит - Розенберг считала, что это обстоятельство свидетельствует об изменении тендерных отношений1.

По всей видимости, противоречивость оценок влияния высшего образования на формирование самосознания «новой женщины», объясняется тем, что исследователи делали вывод, опираясь на различные источники. К. Дыохауз изучала английские женские колледжи, которые действительно отличались консерватизмом взглядов, а К. Смит - Розенберг опиралась на исследование американских высших учебных заведений, для которых была характерна большая свобода в организации учебного процесса и, даже, допускалось совместное обучение юношей и девушек.

Другие историки, в частности Оливия Бенкс проявляли осторожность в оценке степени эмансипированности «новой женщины». О. Бенкс писала, что «вместе с окончанием XIX века ушли в прошлое наиболее жесткие из ограничений, но еще многие из надоевших правил оставались»2. В работе «Лики феминизма» О. Бенкс высказала мнение, что, имевшее место в начале XX века изменение в одежде, манере поведения девушек, сопровождалось весьма существенными сдвигами в представлении о женщинах . Однако они не подрывали основ, сложившихся тендерных отношений. Например, рассматривая взгляды феминистов на свободную любовь, ограничение рождаемости и развод, автор пришла к выводу, что даже прогрессивно мыслящие люди относились неодобрительно к этим вопросам, также как и консервативно настроенные современники.

В конце 80-х годов XX века в свет вышли работы, носящие обзорный, обобщающий характер4. Задачей их авторов являлось рассмотрение истории

социума сквозь призму тендерных различий между полами. Авторы, не претендуя на глубокую погруженность в суть какой-либо проблемы, прослеживали траекторию истории женщин с древних времен до наших дней, фокусируя внимание на изменении ролевых функций женщины в обществе. Ученые пытались увидеть исторические события во всей их многогранности, рассматривая их с многих точек зрения различных групп женщин.

Кроме того, немаловажное значение для написания диссертации имели работы, посвященные изучению женщин как особой социальной группы и исследованию конкретных женских сообществ1. Например, П. Палмиери в своей монографии рассматривала сообщество студенток и преподавателей одного из элитных американских женских колледжей Уесли. Другой историк П. Холлис в своем исследовании анализировала деятельность англичанок в местных органах власти на рубеже XIX - XX веков.

Приведенный исторический обзор свидетельствует о том, что, несмотря на довольно обширный массив исследовательской литературы, посвященной истории женщин последней трети XIX - начала XX веков, остаются сюжеты не получившие достаточного освещения. К ним относится изучение эволюции образа женщины в представлении современников. Как в отечественной, так и в зарубежной историографии отсутствует исследование, рассматривающее эволюцию менталитета женщин в данный хронологический период, учитывающее при этом не только особенности процесса изменения представлений о женщинах, но и влиявшие на него факторы. Думается, что без понимания трансформации образа женщины в общественном сознании сложно представить социальную историю конца XIX — начала XX веков, объяснить сущность феминистского движения и суфражизма, то есть борьбы женщин за избирательные права. Как видим,

выбор темы обуславливается ее общественной значимостью и научной актуальностью.

Хронологические рамки работы охватывают длительный период с последней трети XIX века, когда в обществе был установлен особый викторианский миропорядок и, соответственно, сформировался особый тип женщины, до начала первой мировой войны, когда в результате сильнейшего потрясения мирового сообщества произошли кардинальные изменения в положении женщин, которые в свою очередь привели к формированию нового сознания и психологии людей.

Объектом исследования избраны женщины среднего класса, потому что процесс эмансипации, в первую очередь, коснулась именно их. Зачастую, только представительницы средних слоев имели возможность оценить и воспользоваться происходившими в обществе переменами. Они были больше других заинтересованы в общественной деятельности, в получении образования и престижной профессии, в обретении гражданских прав. Намного более многочисленная группа женщин из рабочего класса оставалась относительно пассивной. Вынужденные нести двойное бремя — семейные заботы и тяжелый труд на производстве, работницы находились в стороне от общественной деятельности, им были чужды идеалы женщин средних слоев. Кроме того, интересы женщин-работниц смыкались с интересами мужчин-рабочих, улучшение своего положения они видели в экономических и социальных преобразованиях. Женщины, входившие в верхние слои, были обеспечены материально, у них был высокий статус в обществе, поэтому они не были заинтересованы в получении равных с мужчинами прав. Их жизнь в меньшей степени была затронута социально-экономическими изменениями, поэтому они практически не ощутили веяния эмансипации.

В Европе наиболее развитой страной в конце XIX века была Англия, а по другую сторону Атлантики - США. В обоих этих государствах в

экономике и общественной жизни проходили аналогичные процессы, которые были менее выражены в странах континентальной Европы, о чем в частности свидетельствует наличие только в Англии и США мощного суфражистского движения. При этом в экономике, развитии общества и государства этих стран проходили схожие процессы, а именно, развитие индустрии, коммерции, аппарата управления, сферы обслуживания, средств связи и коммуникаций, систем образования и здравоохранения, которые создали условия для привлечения образованных женщин к профессиональной деятельности. Эти факторы не могли не подействовать на представления современников о женщинах в Англии и США. Важно отметить, что, учитывая особенность развития США, для изучения берутся северо-восточные штаты. В них, в отличие от южных и западных штатов, в силу экономического лидерства, интенсивности развития капиталистических отношений, наиболее тесной связи с бывшей метрополией процесс эволюции менталитета женщин протекал сходным с Великобританией образом.

Предметом изучения является процесс формирования образа женщины среднего класса в представлении современников в Англии и США в последней трети XIX - начале XX веков. При этом важно отметить, что эволюция представлений о женщинах обуславливалась, с одной стороны, пересмотром их положения в обществе, а с другой — изменением их самосознания.

Цель диссертационного исследования - рассмотреть как под влиянием объективных факторов (подъем экономики, рост управленческого аппарата, демократизация общественной жизни), так и субъективных (распространение и пропаганда идей эмансипации феминистами, борьба суфражисток за равноправие женщин) в общественном мнении произошла эволюция представлений о женщине.

Для достижения целей исследования нужно решить следующие задачи:

1. Рассмотреть формирование в обществе представлений о женщинах в

викторианскую эпоху. Выявить характерные черты сложившегося образа «истинной леди».

2. Сопоставить существовавшие в Англии и США концепции женственности. Показать сложность и противоречивость образа идеальной женщины.

3. Проследить, как пробуждался интерес у женщин средних слоев к общественной и политической жизни, образованию, а вместе с тем менялось и их самосознание. Доказать, что к концу XIX века викторианские представления о женщине требовали пересмотра, так как не соответствовали больше реалиям действительности.

4. Изучить, как под воздействием развития экономики, общества и культуры формировались новые представления о женщинах в начале XX века.

5. Показать, что активное участие представительниц средних слоев в общественной, экономической и политической жизни Англии и США влияли на создание нового образа идеальной женщины.

6. Выявить особенности формирования образа «новой женщины», возникшего в общественном сознании в начале XX века. Сопоставить представления об эмансипированной женщине в Англии и США.

Для выполнения поставленных целей и задач мы привлекли доступный нам круг источников и литературы. Источниковая база диссертации состоит в основном из воспоминаний и трудов современников, сочинений феминистов и их противников, художественной литературы. Особую ценность для написания диссертации представляют сборники опубликованных материалов, которые объединяют разнохарактерные документы. Это эссе, речи, письма, как рядовых современников изучаемой эпохи, так и известных феминистов, а также их противников.

Особую ценность для написания диссертации представляют материалы, вошедшие в сборник «Феминизм: проза, мемуары, письма» под

редакцией Мириам Шнеир1. Эта книга впервые была издана в США в 1972 г., а переведена на русский язык и опубликована в нашей стране только в 1992 г. В сборник включены произведения разных жанров — эссе, мемуары, письма, отрывки из художественных произведений. Представляется очень важным, что в сборнике помещены выдержки из произведений теоретиков феминизма, которые до этого не переводились на русский язык, например, Шарлотты Перкинс Гимман, Эммы Голдман, Маргарет Сангер, Мэри Уолстонкрафт, Джона Стюарта Милля. Кроме того, в указанной работе содержатся выступления и речи, произнесенные лидерами женского движения Англии и США Сюзен Б. Энтони, Лукреции Мотт, Элизабет К. Стэнтон, Люси Стоун, Кэрри Ч. Кэтт, Эммелин Пакхерст. Нужно отметить, что большая часть опубликованных в сборнике материалов освещает историю американского движения за равноправие женщин, по Англии и другим европейским странам источников немного. Видимо, это объясняется тем, что редактору более доступны были источники по истории его страны.

Другой чрезвычайно важной для написания диссертации работой явился двух томный сборник материалов, освещающий положение женщины в Западном обществе, вышедший под редакцией Сьюзен Г. Белл и Карен М. Оффэн". Сборник охватывает большой хронологический период с 1750 по 1950 гг. отличается разнообразием представленных тем и сюжетов женской истории многих европейских стран и США. Центральные проблемы, отраженные в сборнике - это борьба за равноправие женщин, материнство, положение женщины в семье, женское образование, занятость женщин в общественной сфере. Редакторам, благодаря удачной компоновке материала, удалось всесторонне рассмотреть избранные проблемы, привести мнение различных авторов по одному и тому же вопросу, проследить развитие темы во времени. Например, в первом томе сборника содержится ряд материалов

посвященных появлению высшего женского образования в Англии и США, а также показано отношение современников к этому процессу, среди которых были как сторонники, так и противники обучения женщин. Не смотря на разнообразие представленных в сборнике тем, проблема формирования образа «новой женщины» не достаточно широко освещена.

Следует отметить, что подборка материалов в различных изданиях осуществляется по определенным проблемам. Например, в сборнике «Женщины в обществе», вышедшем под редакцией П. Холлис, объединены источники, освещающие участие англичанок в общественной сфере в викторианскую эпоху и отношение к этому современников1. В книгу вошли выступления и памфлеты феминистов, письма и мемуары современников, речи парламентариев, публикации журналистов, а также выдержки из английских законов второй половины XIX века. Обширная коллекция материалов показывает на далеко неоднозначную реакцию современников на участие женщин в публичной сфере и вместе с тем делает очевидными изменения в положении женщин и их самосознании.

Создатели еще одного сборника «Викторианская женщина» преследовали цель всесторонне осветить образ женщины в викторианскую эпоху на примере Англии, Франции и США . В сборнике представлены материалы, характеризующие главные этапы в жизни женщин: детство, юность, замужество, материнство, развод. Приведены цитаты и выдержки из научно-популярных работ сексологов, руководств по этикету, моде, ведению домашнего хозяйства.

Ценные сведения содержатся в трудах мыслителей - современников изучаемых событий. Особенность этого вида источника заключается в том, что большинство авторов не ставили перед собой задачи всесторонне осветить характерное для того времени положение женщин и сложившееся в

обществе представление о них. Они рассуждали об интересовавших их проблемах социального развития общества, попутно высказывая мнение о «женском вопросе». Тем не менее, их идеи, так или иначе, воздействовали на формирование представлений о женщинах в обществе и способствовали их эволюции.

Убежденными сторонниками равноправия женщин были марксисты. В работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Фридрих Энгельс дал фундаментальное марксистское объяснение эксплуатации женщин . По его мнению, современная ему индивидуальная семья была основана на рабстве женщины. Он писал, что муж, «в семье — буржуа, а жена представляет пролетариат» . Ф. Энгельс полагал, что угнетенное положение женщины в семье исчезнет только вместе с отмиранием частной собственности и включением женщины в общественное производство. В указанной работе автор анализировал сложившиеся семейные отношения и критиковал лицемерие, царящее при заключении браков, неверность супругов, двойной стандарт в половой морали, сшггал, что эти пороки современных межполовых отношений можно устранить, только уничтожив современное общество, основанное на капиталистическом производстве.

Позиция социалиста Августа Бебеля сходна с концепцией Ф. Энгельса. Л. Бебель в работе «Женщина и социализм» высказал мнение, что важно не только осуществить равноправие женщин с мужчинами на основе существующего государственного порядка, но и уничтожить все препятствия, которые создают зависимость человека от человека3. Кроме того, Л. Бебель в своей работе создал идеал женщины будущего. Он писал: «Женщина нового общества в социальном и экономическом отношении

совершенно независима, она не знает над собой даже тени господства, она стоит по отношению к мужчине как свободная, равная, она сама госпожа своей судьбы»1. Рассматривая взгляды Л. Бебеля, нужно отметить их утопичность. История женского движения в нашей стране показала, что социалистическая революция автоматически не ведет к решению всех проблем женщин. Тем не менее, нельзя недооценивать важность работы Л. Бебеля, которая заключается в том, что он дал оценку современному для него положению женщин и одним из первых описал образ «новой женщины».

Также весьма любопытно произведение американского социолога Торнстайна Веблена «Теория праздного класса», в котором он анализировал нравы и обычаи «праздных классов» и положение женщины в семье и обществе . Т. Веблен также как и Ф. Энгельс полагал, что в основе господства одного человека над другим лежит частная собственность. Он прослеживал, как с развитием общества обладатели собственности оказываются привилегированной группой, которая становится во главе общественной иерархии, и не участвует в полезном труде, в создании материальных благ. Т. Веблен называл эту группу праздным классом и считал, что весь их образ жизни подчинен постоянной демонстрации праздности. При этом роль жены, по мнению автора, очень напоминает роль слуги, так как ее долгом является проводить досуг таким образом, чтобы весь свет видел, что муж способен содержать человека, чье существование полностью посвящено заботе о его удобстве3. Т. Веблен одобрял желание молодого поколения американок жить своей собственной жизнью и принимать более активное участие в процессе общественного производства. В этом автор видел залог эмансипации женщин.

В начале XX века в жаркий спор с феминистами вступили противники женской эмансипации: немецкий психиатр П. Мебиус и австрийский автор О. Вейнингер1. П. Мебиус рассматривал проблемы общественной жизни с точки зрения физиологических особенностей полов и, в соответствии с этим, отводил женщине второстепенную роль в обществе. Он разделял широко известное в XIX веке мнение об особых врожденных мужских и женских качествах характера. П. Мебиус писал, что природа сделала женщину матерью и подчинила ее мужчине, нарушать же этот порядок не только вредно, но и опасно2. В его представлении эмансипация - это ничто иное, как борьба с природой. Работа П. Мебиуса в свое время имела огромный общественный резонанс, ее перевели на многие языки, за несколько лет книга выдержала десятки переизданий. Несомненно, эта работа оказала влияние на формирование общественного мнения.

Еще большую известность имело произведение австрийского антифеминиста О. Вейнингера, возможно это было вызвано необычайной судьбой самого автора. Он написал свой труд, отличавшийся мрачностью и пессимистичностью, в 1903 г. в возрасте двадцати трех лет и вскоре покончил жизнь самоубийством. Несмотря на молодость автора, его работа отличалась силой логических построений и богатством научной аргументации. О. Вейнингер подходил с психологической точки зрения к анализу особенностей каждого из полов. В результате исследования он пришел к выводу, что между полами существует диаметральная противоположность, причем «если даже какой-нибудь мужчина олицетворяет собой низость, то и тогда он будет стоять бесконечно выше наиболее возвышенной из женщин»3. О. Вейнингер полагал, что эмансипацию затеяли женщины, в натуре которых слишком много мужских черт, то есть автор признавал идею о равноправии иолов не жизнеспособной потому, что она не отвечала женской природе. На наш взгляд, если бы к эмансипации стремились только мужеподобные женщины, то она никогда бы не стала массовым явлением, как это было в предвоенные годы.

В значительной степени источниковую базу диссертации дополнили публицистические произведения, заметки путешественников, мемуары. Этой группе источников присуще склонность интерпретировать события сквозь призму личного опыта, что требует осторожного к ним подхода. Наиболее важными для нас представляются статьи русской феминистки и революционерки Александры Коллонтай, которые она посвятила психологическому аспекту женской эмансипации1. В отличие от мужчин социалистов Л. Коллонтай полагала, что одной революции будет недостаточно для достижения равноправия женщин с мужчинами. Она считала, что в новом обществе в первую очередь предстоит измениться женщине, воспитав в себе мужские качества характера.

Чрезвычайно важными для воссоздания самосознания женщин, общественных настроений, царивших в Англии начала , XX века, представляются работы талантливого публициста Исаака Владимировича Шкловского, печатавшегося под псевдонимом Дионео. В 1896 г. в качестве постоянного сотрудника «Русских ведомостей» он отправился в Лондон и там написал большую серию ярких очерков о современной английской жизни, которые потом вошли в его книги . Особую ценность работы И.В. Шкловского представляют потому, что в них автор описывает события, очевидцем которых был сам, он приводит мнения лично ему знакомых людей относительно эмансипации женщин. Среди его собеседников были как активистки женского движения. И.В. Шкловский в своих очерках использует тексты выступлений известных суфражисток, выдержки из работ английских феминистов, рассказывает о пьесах и романах, вызвавших большой резонанс в обществе, иногда дает их краткое содержание. Комментарии И.В. Шкловского очень важны еще и потому, что, будучи русским журналистом, он смотрел несколько отстраненно на происходившие в Великобритании события, подмечал национальные черты характера, изменения, происходившие в обществе, то есть, то на что наверняка не обратил бы внимание рядовой англичанин.

Неоценимый материал был найден в воспоминаниях участников и очевидцев изучаемых событий. Среди них мемуары танцовщицы Айседоры Дункан, американской социалистки Элизабет Герли Флинн, суфражистки Кристабэль Панкхерст1. Важность этих источников в том, что их авторов можно назвать «новыми женщинами», их автобиографии отразили проблемы волновавшие общество в то время, непростые взаимоотношения молодого поколения женщин с окружающим. Воспоминания современниц позволили заглянуть во внутренний мир «новых женщин», увидеть эволюцию их самосознания, оценить их непростые взаимоотношения с окружающими.

Для воссоздания общественных настроений, царивших в Англии и США в конце XIX - начале XX веков, было необходимо привлечь материалы прессы, как англоязычной, так и отечественной . Особенно хочется обратить внимание на рубрику «Письма из Англии», которая действовала в журналах «Вестник Европы» и «Мир Божий». В этой рубрике помещались заметки журналистов о борьбе англичанок за избирательные права. Например, был опубликован подробный отчет о женском международном конгрессе,

проходившем в 1899 г. в Лондоне. Также здесь печатались зарисовки обозревателей журналов о современной им жизни в Англии.

При изучении избранной темы использовалась художественная литература. Уникальность этого вида источников состоит в том, что авторы были социальными писателями, а не только рассказчиками. Было бы ошибкой видеть в литературных произведениях прямое отражение реальных тендерных отношений или массовых представлений о них. Тем не менее, вымышленные литературные персонажи создавали в обществе мнение о том, какой должна была быть «истинная женщина», а также оказывали влияние на поведение современников и даже представителей последующих поколений. Для иллюстрации положения женщин в обществе и изменения их самосознания была привлечена эпопея Джона Голсуорси «Сага о Форсайтах»1. Дж Голсуорси происходил из верхних слоев общества и в своих произведениях, в первую очередь, описывал именно этот мир, который сам отлично знал. Автор умело развертывает перед читателями картины сложных личных взаимоотношений героев на фоне жизни общества. Дж. Голсуорси отразил изменения в менталитете своих сограждан, происходившие на его глазах. Если первые два романа «Саги о Форсайтах» охватывают конец XIX столетия, эпоху, которую принято называть «викторианской», то, начиная с третьего романа, перед нами возникает новый образ Англии, сложившийся после первой мировой войны. В своих героях Дж. Голсуорси обличает моральное лицемерие, узость взглядов, приверженность культу собственности н воспевает тех, кто вопреки общественному мнению высказывает свою точку зрения, самоотверженно исповедует свои идеалы. Пожалуй, самыми любимыми героями Дж. Голсуорси были женщины, о них он писал с особой теплотой. Особая значимость произведений Дж. Голсуорси заключается в том, что автор проник в святая святых викторианской морали, изобразил сложные, далеко не безоблачные взаимоотношения супругов в браке.

Если Дж. Голсуорси описывал викторианскую эпоху в Великобритании, то американская писательница Эдит Уортон в своем произведении воссоздала картину нью-йоркского высшего общества в тот период1. Она иронично назвала «веком невинности» эпоху, когда процветало фарисейство, а люди в своих поступках руководствовались предрассудками, условностями и надуманными приличиями.

Особо хочется отметить произведения женщин романистов, писавших в XIX столетии, Шарлотты Бронте, Джейн Остен, Джордж Элиот". Их книги не просто «дамские романы», а серьезные, талантливо написанные произведения, в которых раскрывается широкая панорама быта, нравов и предрассудков викторианской эпохи. Героини этих романов самостоятельные, независимые личности, они не стремятся вслепую следовать общепринятым нормам и правилам, а пытаются жить согласно своим личным убеждениям, прислушиваясь к голосу своей совести. При этом сами романистки во многом повторили судьбу своих героинь, им тоже пришлось идти против общественного мнения, доказывать право на существование своего особого взгляда на жизнь и литературу.

Пьесы Генриха Ибсена, Джорджа Бернарда Шоу, романы Ричарда Олдингтона, Синклера Льюиса изображают слом викторианских ценностей и появление новых ориентиров в жизни людей3.

Благодаря пьесе Г. Ибсена «Кукольный дом», впервые на сцене появилась «новая женщина». Главная героиня пьесы Нора ощущает острую необходимость стать независимым, состоятельным человеком, ради этого она

ломает сложившуюся семейную жизнь, покидает мужа. Образ Норы привлекал к себе пристальное внимание общественности, вызывал жаркие споры об эмансипированной «новой женщине».

Еще более ироничны, остры, социально актуальны произведения Б. Шоу. Если в пьесах «Профессия миссис Уорен» и «Кандида» его героини действительно являются решительными, целеустремленными «новыми женщинами», то в пьесе «Сердцеед» Б. Шоу изображает антигероинь, которые исповедуют эмансипацию только потому, что это модно. Созданные им женские образы были новацией в драматургии. Его героини не только равны мужчинам, но часто превосходят их умом, волей, душевной силой.

Ричард Олдингтон в романе «Смерть героя» высказывался против нравственного лицемерия викторианской эпохи. Он осуждал общепринятые моральные нормы, бессмысленные ограничения и запреты. Вместе с тем, автор показывал новое поколение людей, которые выдвигали свои правила и принципы. Р. Олдингтон писал: «Молодежь пытается жить разумно, а, не следуя вслепую своим инстинктам и коллектшшой глупости веков, воплощенной в законах и обычаях нашего общества»1.

В романе С. Льюиса «ГлавЕїая улица» изображена борьба молодого предвоенного поколения с косностью, прагматизмом, предрассудками обитателей провинциального американского городка. Главная героиня молоденькая выпускница колледжа мечтает реформировать действительность, внести оживление в застойный быт горожан, но обыденность гасит ее порыв. После многих лет малоэффективной борьбы и внутренних переживаний ее активность иссякает, она не смогла побороть серость обывателей. Однако, героиня осталась преданна своим идеалам, убеждениям и в этом ее победа.

Избранные источники позволяют проследить эволюцию самосознания женщин и представлений общества о них, увидеть возникновение нового

1

женского образа, который в начале XX века пытались воплотить представительницы молодого поколения средних классов.

Методологической основой исследования является принцип историзма, предполагающий изучение всякого явления в его развитии, конкретно-исторической обусловленности и индивидуальности. Данный подход предполагает использование ряда методик. Кроме общенаучных, применялись и специально-исторические методы: приемы исторического описания с элементами тендерного анализа и биографической конструкции, сравнительно-исторический метод и др.

Научная новизна представленной диссертационной работы заключается в том, что впервые в отечественной историографии анализируется эволюция представлений о женщинах в сложный переломный период в истории обществ в последней трети XIX — начале XX веков. В диссертации по-новому обосновывается необходимость обращения к истории этого вопроса в Англии и США. Кроме того, в научный оборот вводятся новые источники, в частности публицистические и мемуарные работы малоизвестных авторов. В центр исследования выдвинуты женщины среднего класса, тогда, как в прежней литературе история женщин изучалась на макроуровне.

На защиту выносятся следующие основные положения: 1. Возникновение в обществе представлений о «викторианской женщине» было тесно связано с утверждением буржуазного миропорядка и развитием среднего класса, которые происходили в течение XIX века в Англии и отдельных регионах США (северо-восточные штаты). Созданные общественным мнением представления об «истинной леди» подразумевали экономическую и интеллектуальную несамостоятельность женщин и ограниченность их деятельности сферой частной жизни. Второстепенность положения, занимаемого женщиной в семье и обществе, поддерживалось предписаниями религии и закона.

2. В целом, представления о женственности, сложившиеся в Англии и США в викторианский период, были сходными. Созданный общественным мнением образ настоящей «викторианской женщины» отличался противоречивостью. В женщине воспитывались качества, делавшие ее пассивной, зависимой от мужчин, тогда как успех даже в повседневных делах требовал от хозяйки и матери решительности и творческого подхода.

3. В последней трети XIX века в Англии и США назревал кризис тендерных отношений, викторианская концепция женственности нуждалась в пересмотре. Многие женщины, ощутив узость семейного круга, стали принимать активное участие в работе благотворительных, религиозных и других общественных организаций. Упорная борьба наиболее активных представительниц средних слоев в обеих странах за гражданское и политическое равноправие также влияла на самосознание женщин и общественное мнение.

4. Быстрое развитие экономики, появление новых технологий, непрерывный рост бюрократии, подъем медицины и образования требовали активного участия женщин в общественной сфере, что противоречило викторианскому представлению о женщинах. Несмотря на сопротивление консервативно настроенных современников, феминисты убеждали общество в необходимости расширения сферы деятельности женщин за счет работы в области образования, социального попечения и здравоохранения, муниципального управления и т.д.

5. Под влиянием ряда факторов и, прежде всего, активного участия представительниц средних слоев в общественной жизни в сознании английского и американского общества сходным путем сформировался новіли образ эмансипированной женщины.

6. Главным результатом эволюции представлений о женщине было разрушение жесткой грани между общественной и частной сферами деятельности. Новый идеал кардинально отличался от викторианского стереотипа, он предоставлял женщинам больше самостоятельности в выборе сферы деятельности, а также интеллектуальную и экономическую свободу. При этом сложившийся в СШЛ образ «новой женщины» выглядел радикальнее. Практическое значение. Материалы могут быть использованы при изучении истории Великобритании и СШЛ, феминизма и суфражистского движения, в подготовке обобщающих трудов по истории Великобритании и СШЛ, лекционных курсов, учебных пособий по тендерной и социальной истории.

Апробация исследования. Результаты проведенного исследования были представлены авторами в докладах на научных конференциях молодых ученых и специалистов в Самарском государственном университете (2000 — 2004 гг.) и отражены в пяти публикациях.

Условия формирования и характерные черты «викторианской» женщины

В результате революций XVII - XVIII веков в Англии и США к власти пришла буржуазия, и установилось господство капиталистического способа производства. Буржуазия, как отмечали К. Маркс и Ф. Энгельс в «Манифесте Коммунистической партии», менее чем за сто лет своего классового господства создала более многочисленные и более грандиозные производительные силы, чем все предшествующие поколения вместе взятые1. Действительно, покорение сил природы, машинное производство, применение химии в промышленности и земледелии, пароходство, железные дороги, электрический телеграф - все это не могло не потрясать современников. Первопроходцем нового, основанного на применении машин и индустриальных технологий способа промышленного производства была Великобритания. Благодаря бурному развитию крупной машинной индустрии она к середине XIX века превратилась в самую могущественную и богатую державу мира.

В это время в Англии утвердился особый буржуазный миропорядок, получивший название викторианской эпохи. Как известно, применительно к Англии это не просто обозначение периода правления королевы Виктории (1837-1901), это время установления буржуазной морали и нравственности. Викторианская система ценностей — это особое духовное явление, элементами которого считают религиозность и строгие моральные нормы, патриотизм и социальную дисциплинированность, веру в справедливость иерархической структуры общества, преклонение перед авторитетом, подчиненность установленным правилам. Само слово «викторианство» было изобретено малоизвестным английским писателем Э.П. Худом, автором книги «Век и его архитекторы». Он характеризовал викторианство как «наиболее замечательную картину, которую можно увидеть на поверхности Земли», имея в виду благополучие и процветание Англии в то время1.

Стиль жизни, созданный буржуазией в последней трети XIX века удовлетворял потребности состоятельных людей, которые не стремились к положению аристократов. Для представителя среднего слоя было важно подчеркнуть особость своего статуса «джентльмена», тем самым дистанцируясь от нижестоящего класса. Обязанность поддерживать и демонстрировать социальный уровень, достигнутый семьей, была возложена на женщин. Поэтому буржуазное общество было особенно требовательно к их поведению и вменяло им в обязанность стремиться соответствовать идеальному образу «идеальной леди»". При этом, для сохранения репутации «истинной леди» были важны не только поступки, но и манера поведения3. Руководства по этикету иногда называли женщин среднего класса «джентльвимен» и призывали не нарушать занимаемого положения, избегая как ложного аристократизма, так и излишней простоты в общении4.

Нужно иметь в виду, что викторианский - это, в первую очередь, буржуазный образ жизни. Он был характерен не только для Англии, но и для других стран Западной Европы и Северной Америки. Периоду расцвета капиталистических отношений была свойственна замена прежней национальной замкнутости всесторонней связью и всесторонней зависимостью наций друг от друга.. Это в равной мере касалось материального и духовного производства. К. Маркс и Ф. Энгельс писали, что плоды духовной деятельности отдельных наций стали общим достоянием5. Так и викторианский образ жизни был присущ Соединенным Штатам, особенно наиболее капиталистически развитым северо-восточным штатом, тесно связанным с бывшей метрополией.

По-видимому, викторианство утвердилось в США после того, как в результате гражданской войны (1861 — 1865) власть в стране полностью перешла к буржуазии. Гражданская война произвела настоящую революцию в обществе и народном хозяйстве на Севере и на Юге страны. Этот конфликт явился чрезвычайно мощным стимулом для развития промышленности, более интенсивного использования природных богатств, роста торговли, строительства железных дорог. Гражданская война открыла Северу новые возможности для капиталовложений и спекулятивных операций, ускорила процесс концентрации производственных и финансовых ресурсов в больших городах. На Юге поражение почти уничтожило класс плантаторов, освободило негров, произвело революцию в системе сельского хозяйства, народило средний класс1.

Английский исследователь Э. Хобсбаум отмечал, что в последней трети XIX века средний класс состоял из высших государственных служащих, получавших крупные оклады; из обладателей капитала или доходов от капиталовложений; из тех, кто действовал в качестве независимых предпринимателей, использовавших труд наемных работников; затем представителей «свободных профессий», имевших собственное «дело». С появлением «третьего сектора» экономики, в котором трудились наемные работники государственных и частных контор и учреждений, средний класс значительно увеличился за счет своего нижнего слоя". Граница между буржуазией и нижестоящим классом была зыбкой. Ученые предлагают несколько критериев, по которым можно определить принадлежность к буржуазии, но ни один из них не позволяет четко обозначить пределы среднего класса. Историк П. Бранка указывала на то, что сфера деятельности людей, относившихся к средним слоям, не была связана с физическим трудом1. Однако, если следовать данному критерию, мелкий клерк, работающий в конторе крупного капиталиста, также будет принадлежать к среднему классу, как и его хозяин - владелец предприятия. Еще одним показателем принадлежности к средним слоям являлось наличие в доме прислуги. Так, руководства по домоводству, адресованные женщинам среднего класса, подразумевали, что в распоряжении хозяйки должна быть хотя бы одна служанка. Вероятно, эта картина была верна для Великобритании, но не для Соединенных Штатов, где прислуга работала только в очень богатых семьях. По-видимому, одним из главных критериев в определении принадлежности к среднему классу было соответствие образу жизни и уровню культуры этого слоя населения. Журналист - современник оставил заметки о жизни английских клерков, которые составляли низший слой среднего класса. Клерк получал столько же, сколько средний рабочий, но вся его энергия была сконцентрирована на том, чтобы «походить на джентльмена». Им делались невероятные усилия, чтобы отправить ребенка в частную школу, жену оставить дома, а самому ежедневно появляться в чистой крахмальной сорочке3.

Формирование «новой женщины»

В конце XIX столетия в развитых странах осуществлялся переход к новой стадии капитализма, который сопровождался дальнейшим промышленным ростом и накоплением капитала. К этому времени Великобритания и США были урбанизированными, индустриально развитыми государствами, лидерами мировой экономики.

К концу XIX в. США представляли собой мощную индустриально-аграрную державу, выходившую на первое место в мире по абсолютным показателям выпуска промышленной продукции1. Уже в 90-е гг. XIX века США обогнали Англию по добыче каменного угля, производству железа и стали2. К 1893г. четыре рельсовые магистрали связали Атлантическое и Тихоокеанское побережье страны, а общая протяженность железных дорог составила 270 тыс. км3. К 1900г. на огромной территории США проживало около 76 млн. человек. При этом рост городского населения более чем в четыре раза превышал теми роста сельского. В это время в городах страны проживало 40 % всего населения, а 38 городов насчитывали свыше 100 тыс. жителей4.

В этот период Великобритания, несмотря на утрату абсолютного промышленного первенства, также была одной из ведущих индустриальных мировых держав. В стране по-прежнему были высокими размеры добычи каменного угля и производства чугуна и стали. В Европе только Германия могла соперничать с Англией по этим показателям1. Железнодорожная сеть страны отличалась плотностью и протяженностью, уже в 80-ые гг. XIX в. она составляла 28,8 тыс. км . Процесс урбанизации в Англии начался раньше, чем в других странах. В последней четверти XIX в. в городах проживало уже три четверти от 37 млн. жителей Британских островов. К 1900г. уже 37 городов достигли стотысячного рубежа3. Кроме того, Англия намного опережала все страны по экспорту капитала и по объему финансовых и коммерческих услуг, а также в области транспортного обслуживания, что, несомненно, усиливало ее центральное положение в мировой экономике .

Па процессы динамичного экономического роста Англии и США непосредственный отпечаток накладывал научно-технический прогресс. В начале XIX в. разрабатывались новые технологии, особенно в металлургии и химической промышленности. Возникали новые отрасли производства: электротехническая, автомобильная, неорганических удобрений, нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая5. Решались новые научные и технические проблемы, которые совершали революционные преобразования не только в промышленности, но и в повседневной жизни. Например, в то время частью обыденной жизни стали телефон, беспроволочный телеграф, фонограф, кинематограф, пылесосы, газовые плиты и т.д.6

В то же время, наравне с индустрией развивалась коммерция. Большое количество людей было занято в банковской, финансовой сферах, в розничной торговле, рекламе, а также в промышленности появились люди, профессионально занимавшиеся управлением. Расширялась центральная и местная сфера обслуживания .

Одним из наиболее заметных достижений эпохи стало создание средств массовой информации, которые, впервые в истории, теперь действительно отвечали этому названию. В 1890-е годы одна из британских газет впервые достигла миллионного тиража1.

Современников поражал быстрый прогресс экономики развитых стран. Однако эта эпоха казалась «золотым веком» только для представителей верхушки буржуазии. В рассматриваемый период еще разительнее стало проявляться неравенство в распределении доходов. В 1900 г. в США лишь 2 % семей принадлежало более одной трети всех богатств, 10 % семей владели почти тремя четвертями всего национального достояния страны. Фактически буржуазии принадлежала не только львиная доля национальных богатств, но и политическая власть2. Большинство мужского населения и женщины оставались угнетаемыми и ограниченными в правах. Обострение противоречий эпохи империализма в начале XIX века вызвало к жизни демократические движения в Англии и США. В ответ на давление широких слоев населения правительства вынуждены были расширять избирательные права, проводить социальные реформы и программы повышения общественного благосостояния3. Важным моментом в борьбе за демократизацию избирательного законодательства являлись выступления женщин за получения ими права голоса. Как в США, так и в Англии в начале XX в. происходило оживление борьбы женщин за избирательные права. Кампании суфражисток поддерживали тысячи современниц, что свидетельствовало об изменении их самосознания и распространении в обществе идеи женской эмансипации.

Известный романист и современник рассматриваемых событий Дж. Голсуорси писал, что идея о полной эмансипации женщин долго и смутно сознавалась в обществе и, наконец, выдвинулась вперед и была точно сформулирована.1 В результате изменилось не только сознание людей, но возник новый образ женщины. Термин «новая женщина» нами используется для определения того типа эмансипированной женщины, который возник в начале XX века в противовес викторианскому идеалу. Первые признаки эмансипации появились уже в 80-90-х гг. XIX века. Массовое изменение общественного сознания, духовной атмосферы, психоменталитета женщин происходило в период между 1900 г. и первой мировой войной.

Участие женщин в общественной и политической жизни

Одним из наиболее поразительных свидетельств перемен, происходивших в Англии и США на рубеже XIX — XX веков, было формирование социального типа «новой женщины» среди представительниц среднего класса. «Работа и эмансипация» стали их девизом1, по словам Т. Веблена, американского социолога. Попробуем представить то поколение женщин, из которого формировался новый социальный тип. Это были молодые, незамужние, образованные женщины, неудовлетворенные ролью отведенной для них обществом, страстно желавшие приложить силы к какому-то полезному делу. Эта молодежь располагала досугом, была обеспечена, следовательно, могла, - во всяком случае, на первых порах своей карьеры - не заботиться о средствах для существования.

В США «новые женщины» в первую очередь стали появляться среди выпускниц колледжей. Известно, что к 1900 г. в высшей школе обучалось около 28 тыс. американок . По окончании учеоного заведения девушки оказывались перед выбором: либо замужество и семейная жизнь, либо карьера наемного работника. Редко кому удавалось совместить и то и другое. Э. Хобсбаум объясняет это тем, что хлопоты по дому, забота о муже и детях занимали много времени и привязывали женщину к хозяйству. Кроме того, считалось престижным жене оставаться дома1. Как отмечают исследователи, почти половина выпускниц колледжей в конце XIX в. остались одинокими, они предпочли отдать силы работе. Те, кто все-таки вышел замуж, сделали это позже, чем большинство других женщин2. Так сначала 90-х годов XIX века около 40 % выпускниц престижного женского колледжа Уелсли ежегодно выбирали карьеру вместо брака. При этом нужно иметь в виду, что здесь учились дочери весьма состоятельных людей, которые шли работать не из-за нехватки денег3.

Получив образование, многие девушки из буржуазных семей тяготились праздностью и искали приложения своих знаниям и силам. В этом плане показательна судьба героини романа Льюиса Синклера «Главная улица». Кэрол выпускница Блоджет - колледжа в Миннеаполисе была увлеченной, живой девушкой, которую переполняло наивное желание улучшить мир. Она отклонила предложение выйти замуж потому, что считала, что «есть столько женщин, которые могут заниматься хозяйством», а ей, окончив колледж, «хотелось применить свои знания для общей пользы» . Автор пишет, что кем бы Кэрол ни стала в дальнейшем, она никогда не будет пассивной5. Действительно, именно активность стала характерной чертой «новой женщины», отличавшей ее от большинства представительниц предшествующих поколений.

Учась в высших учебных заведениях, девушки жили в атмосфере, которая стимулировала их способности и чувство женской солидарности. Однако, после окончания обучения многих ждало разочарование потому, что они понимали, что обществу мало пользы от приобретенных ими знаний. Выпускницам колледжей было совсем не просто найти то занятие, которое бы их устраивало. Джейн Лддамс, в будущем известная создательница пансионов для бедняков, годами искала себе занятие, «стыдясь своего очевидного безделья»1.

Дело в том, что в конце XIX века важнейшие области профессиональной деятельности были закрыты или почти закрыты даже для самых образованных женщин. Поэтому большинство девушек устремилось к тем видам занятости, которые считались женскими, такими как преподаватель, библиотекарь, медсестра. Во многом, благодаря усилиям «новых женщин» продолжала развиваться благотворительность, поднимались на белее высокий уровень традиционные профессии, создавались новые виды деятельности.

Разочарование женщин побуждало их к созданию ассоциаций, клубов, филантропических обществ. В 1882 г. молодые женщины основали Ассоциацию выпускниц колледжей, чтобы заполнить пустоту, которую многие ощутили после напряженной жизни колледжа. Большинство членов ассоциации были учительницами, которые жили на очень маленькую зарплату. Они боролись за повышение оплаты своего труда, добивались стипендий специально для тех женщин, которые стремились учиться за границей . Так же большой популярностью среди женщин пользовалось клубное движение. Клубы в основном посещали представительницы средних слоев, как незамужние работающие девушки, так и женщины средних лет, имеющие семью. В 1890 г. была основана Всеобщая федерация женских клубов, включившая в свой состав 200 клубов, представлявших 20.000 женщин. К 1900 г. в федерации было 150.000 членов, а двадцать лет спустя — миллион3. Жизнь клуба была очень важна для его членов, одиноким она обеспечивала поддержку друзей и была отдушиной для замужних женщин, обремененных повседневными, однообразными заботами. Например, молодая девушка Френсис Мерион Эдди в течение ряда лет посещала клуб в городке Найлс штата Мичиган. Она признавалась, что среди членов клуба нашла единомышленников, которых объединяло стремление к знаниям. Часы, проведенные в общении с ними, поддерживали и вдохновляли молодую девушку в сложный период ее жизни . Многие американские клубы концентрировали усилия на самосовершенствовании и просветительской деятельности, однако, постепенно все больше их число начинало заниматься общественно полезной работой, в частности благотворительностью в пользу женщин и детей. Женщины организовали до 50 обществ в разных городах страны для помощи девушкам, работавшим на фабриках и в магазинах. В 1890 г. в Буффало были для них созданы «центры досуга», библиотека, школа домоводства, курсы машинописи, стенографии, библиотечного дела . Женский клуб в Чикаго обеспечил энергичную поддержку Агентству защиты прав женщин и детей. Члены клуба оказывали помощь работницам в случае притеснения их хозяевами, неуплаты им зарплаты и т.д.3 Объединившись вместе, женщинам было легче вести социально активную жизнь, развивать новые идеи и экспериментировать с ними.

Похожие диссертации на Образ английской и американской женщины в представлении современников (Последняя треть XIX-начало XX веков)