Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Опыт борьбы центрального правительства с проявлением сепаратизма в независимой Индии Баранов Сергей Анатольевич

Опыт борьбы центрального правительства с проявлением сепаратизма в независимой Индии
<
Опыт борьбы центрального правительства с проявлением сепаратизма в независимой Индии Опыт борьбы центрального правительства с проявлением сепаратизма в независимой Индии Опыт борьбы центрального правительства с проявлением сепаратизма в независимой Индии Опыт борьбы центрального правительства с проявлением сепаратизма в независимой Индии Опыт борьбы центрального правительства с проявлением сепаратизма в независимой Индии
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Баранов Сергей Анатольевич. Опыт борьбы центрального правительства с проявлением сепаратизма в независимой Индии : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03.- Москва, 2001.- 378 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-7/801-X

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Мусульманский сепаратизм в Кашмире 47

1.1. Причины возникновения и истоки сепаратизма в штате Джамму и Кашмир 50

1.2. Сепаратистское движение в Кашмире: исламские группировки и организации, тактика их действий на начальном этапе вооруженной борьбы 70

1.3. Борьба правительства Индии с мусульманским сепаратизмом в Кашмире (средства и методы), а также тенденции развития конфликта 86

Глава 2. Сикхский сепаратизм в Пенджабе 141

2.1. Возникновение и особенности сикхской религии 141

2.2. Эволюция сикхского сепаратизма 151

2.3. Победа центрального правительства в борьбе с сикхским сепаратизмом 164

Глава 3. Опыт противодействия проявлениям сепаратизма в Северо-Восточной Индии 205

3.1. Нагаленд: самое продолжительное сепаратистское движение в Индии 206

3.1.1. Причины и начало вооруженной борьбы нага занезависимость 210

3.1.2. Мероприятия центральных властей по подавлению повстанческого движения в Нагаленде 214

3.1.3. Современный этап развития движения нага (90 - е гг.) 223

3.2. Решение проблемы сепаратизма в Мизораме 236

3.2.1. Восстание Национального фронта мизо и противо-постанческие мероприятия центральных властей 237

3.2.2. Достижение политического урегулирования в Мизораме 242

3.2.3. Мизорам в постсепаратистский период 248

3.3. Возникновение очага сепаратизма и борьба с ним в штате Ассам 255

3.3.1. Возникновение, характеристика и начало деятельности Объединенного фронта освобождения Ассама 257

3.3.2. Методы, силы и средства, применяемые правительством Индии в борьбе с ассамским сепаратизмом 266

Заключение 286

Список использованных

источников и литературы

Сепаратистское движение в Кашмире: исламские группировки и организации, тактика их действий на начальном этапе вооруженной борьбы

Исторические корни сикхизма, период британского владычества в Пенджабе, возникновение движения «Акали» и борьба сикхов за образование «Сикхистана» и «Панджаби субы» в период независимости Индии исследуются в книге Н.И.Семеновой «История сикхского движения в Индии» (М., 1963).

Рассмотрению событий в Пенджабе, связанных с возникновением и обострением сикхского сепаратистского движения, посвящена статья К.З.Ашрафян «Современные сикхские националистические течения в Пенджабе» (Народы Азии и Африки, 1984, № 5). Автор исследует причины роста сикхского фундаментализма в начале 80-х гг., зарождение и развитие в среде сикхской диаспоры идеи «Халистана», а также деятельность сторонников независимого государства сикхов вне Индии.

В монографии Н.Р.Микаелян «Общественно-политические движения и религиозная традиция в Индии и Пакистане (50-е — начало 80-х годов)» (М., 1989) большая часть главы VI «Регионализм, сепаратизм и религия» посвящена изучению сикхского сепаратизма и религиозного экстремизма в первой половине 80-х гг., когда проблема Пенджаба рассматривалась в Индии в качестве первостепенной.

В своей статье «Политическое развитие в штате Пенджаб» в ежегоднике «Индия. 1988» (М., 1989) Э.А.Везиров прослеживает эволюцию сикхских требований: от «Азад Пенджаба», «сикхского штата», «Панджаби субы» к «Халистану»; раскрывает социально-экономические, религиозные и политические причины сикхского сепаратизма; описывает события Пенджабского кризиса до начала 1988 г.

Различные аспекты сикхского движения, включая причины возникновения, а также вопросы политического развития Пенджаба, описаны в научно-аналитических обзорах АХ.Бельского «Сикхский экстремизм: идеологические концепции и террористическая практика» (М.: ИНИОН, 1987) и «Сикхский сепаратизм: история возникновения, социально-экономические корни и политическая эволюция» (М.: ИНИОН, 1987).

В научно-аналитическом обзоре А.Г.Бельского «Коммуналистскке организации в Индии и обострение мусульманско-идусских отношений в 80-е гг.» (М.: ИНИОН, 1989), среди прочих организаций коммуналистского и националистического толка исследуются Объединенный фронт освобождения Ассама и Национальный социалистический совет Нагаленда, а также мусульманские партии и группировки, действовавшие в штате Джамму и Кашмир накануне вспышки сепаратизма в конце 80-х гг.

В книге Г.М.Григорьевой «Индийский штат Нагаленд. Политика и этносоциальные проблемы» (М., 1982) рассматриваются особенности социально-экономического, этнического и политического развития племен нага в колониальный период, борьба подполья нага, приведшая к образованию штата Нагаленд, а также внутриполитический процесс в данном штате в 60-е и 70-е гг.

Этой же теме посвящена статья Г.М.Григорьевой «Этнополитические проблемы штата Нагаленд» в сборнике «Индия - союз штатов. Проблемы политического и социально-экономического развития» (М., 1981).

В статье С.А.Маретиной «Этнолингвистическая ситуация в Северо-Восточной Индии» в сборнике «Индия - союз штатов. Проблемы политического и социально-экономического развития» (М., 1981) показана специфика СВИ в этническом плане, отмечены факторы, содействующие пробуждению национального самосознания у племен и малых народов СВИ, а также причины сложности административного решения этнических проблем в данном регионе.

Влияние лингвистического фактора на внутриполитическое развитие отдельных регионов Индии в т„ч, Пенджаба и Северо-Восточной Индии исследуется в монографии Б. И. Клюева «Национально-языковые проблемы независимой Индии» (М., 1978). Автор среди прочих проблем рассматривает влияние образования лингвистических штатов на ситуацию в Индии, а также последствия реорганизации 1956 г. и оставшиеся после нее нерешенные вопросы национального размеживания.

Исследование Б.И.Клюева «Община сикхов (70-е годы)» в сборнике «Религия и общественная жизнь в Индии». (М.„ 1983) посвящено рассмотрению истории возникновения сикхизма, его особенностей как религиозного течения. В работе описывается положение дел в сикхской общине, которая характеризуется неоднородностью и наличием различных социально-кастовых групп и сект, приводятся их краткие характеристики. Значительное внимание уделяется также анализу внутриполитического процесса в Пенджабе после достижения Индией независимости.

Борьба правительства Индии с мусульманским сепаратизмом в Кашмире (средства и методы), а также тенденции развития конфликта

Тактика мусульманских группировок за годы конфликта претерпела сильные изменения, а их действия стали более профессиональными. Начало движения восходит к 1986-87 гг., когда оппозиция во главе с Мусульманским объединенным фронтом стала организовывать демонстрации под лозунгами отделения Кашмира от Индии. На попытки полиции подавить демонстрации их участники отвечали взрывами бомб и стрельбой из автоматического оружия. С мая 1989 г. сепаратисты стали называть себя моджахедами («священными воинами») и характеризовали свой конфликт с правительством Индии как джихад («священную войну»)206.

На протяжении 1987 г. - середины 1988 г. большое количество молодежи из Джамму и Кашмира перешло линию контроля, разделяющую индийскую и пакистанскую территории, чтобы обучаться в тренировочных лагерях в Пакистане, а оттуда - ввести оружие и боеприпасы в Кашмирскую долину. В большинстве случаев, это оставалось незамеченным для сил безопасности, потому что в это время боевиками не проводилось ни одной операции207.

Поэтому представляется оправданным рассматривать данный период времени в качестве латентной (скрытой) фазы развития сепаратизма в Кашмире.

С середины 1988 г. боевики стали переходить к более активным действиям. Основными их акциями были непродолжительные обстрелы полицейских сил из засады, после чего боевики убегали.

Засады против индийских сил безопасности оставались основной тактикой мятежников приблизительно до начала 1991 г. В последующее время исламские экстремисты стали все чаще прибегать к захвату заложников.

Захват заложников начался с похищения в 1989 г. дочери тогдашнего министра внутренных дел Индии Муфти Мохаммеда Сайида Рубии Сайид бойцами ФОДК, которые требовали в обмен ее освобождение выпустить из тюрем 5 своих сторонников208.

Правительство согласилось с этим требованием, а через два дня после освобождения боевиков в обмен на Рубию Сайид ликующие толпы людей с флагами ФОДК и антииндийскими лозунгами вышли на улицы Сринагара. В столкновениях с полицией погибло 7 человек209.

В открытом письме от 21 апреля 1990 г., адресованном премьер-министру Индии Радживу Ганди, бывший губернатор Джамму и Кашмира Джагмохан оправдывал свои жесткие меры по наведению порядка тем, что еще до похищения Рубии Сайид (до 8 декабря) в штате за одиннадцать месяцев 1989 г. было зафиксировано 1600 противоправных инцидентов, включая 351 взрыв бомб, асі по 19 января 1990 г. - 319 актов насилия, в т.ч. 21 вооруженное нападение, 114 взрыва бомб, 112 поджогов, 72 нападения толпы210.

Этнические чистки, проводимые боевикам в Кашмирской долине, в мае -августе 1990 г. ознаменовали начало нового этапа конфликта. На протяжении этого времени избирательные убийства индусов, а также разрушения бизнеса и имущества привели почти к всеобщему исходу из Кашмирской долины общины После их бегства боевики систематически разрушали имущество мигрантов, ничего не оставляя им, чтобы те не могли вернуться211. «Только по официальным данным, около 300 тысяч жителей Кашмирской долины оказались на положении беженцев. Многие из них разъехались по стране, но значительная часть вынуждена влачить жалкое существование в специальных лагерях, а попросту - в трущобах за колючей проволкой, лишенных элементарных удобств и охраняемых вооруженными отрядами полиции»212.

Приблизительно с этого же времени экстремистами стали широко применяться политические убийства. Одними из первых жертвами покушений террористических группировок были заместитель ректора Кашмирского университета Мушир-уль-Хак213 и верховный глава мусульман Кашмира Мирваиз Маулви Фарук, убийство которого привело к отставке губернатора штата Джагмохана в июне 1990 г.214

Активистами из группировки «Аль-Умар муджахеддин» 4 июня 1991 г. был застрелен бывший министр, товарищ Шейха Абдуллы Пир Хассамуддин Бандей. Эта же группировка взяла на себя ответственность за убийство в мае 1991 года Шейха Садика, двоюродного брата Фарука Абдуллы215.

Эволюция сикхского сепаратизма

Восстание Национального фронта мизо и противо-постанческие мероприятия центральных властей

Таким образом, высшее религиозно-политическое руководство сикхской общиной осуществляют три группы сикхской элиты:

1) пандж пиара; 2) руководители ШГПК; 3) лидеры «Акали дал». Исходя из всего вышеизложенного, можно выделить несколько особенностей сикхизма, которые при воздействии определенных факторов - как субъективных (появление харизматического лидера, способного объединить сикхскую общину), так и объективных (ухудшение социально-экономического положения фермеров, процесс индусской аккультурации) - способствовали возникновению в 80-х гг. в Пенджабе мощного сепаратистского движения на основе сикхского фундаментализма. Эти особенности следующие: трансформация изначально реформаторской секты индуизма в новую воинственную религию под влиянием постоянной борьбы, в которой проходило ее становление и развитие, определила наличие у сикхов большого потенциала воинственности, который можно использовать как на службе у центрального правительства, так и против него; историческая память о периоде существования отдельного сикхского государства в Пенджабе, созданного Ранджит Сингхом, что упрощает задачу формирования идеалов и целей сепаратистского движения; взаимосвязь религии и политики в сикхизме (принцип мири-пири) создает дополнительные возможности для мобилизации сил общины на достижение этих целей; коллективизм сикхской общины423 способствует поддержанию дисциплины и облегчает организацию массовых движений; ассоциация панджаби и его алфавита «гурмукхи» с языком только сикхов. являясь дополнительным признаком самоидентификации, содействует сохранению их самобытности и формированию национального самосознания. Отсюда - важность требования защиты языка панджаби, которое, в конечном итоге, привело к реорганизации штата Пенджаб на лингвистической основе; наличие устоявшихся структур (например ШГПК, который часто называют «парламентом сикхов», и конфессиональной сикхской партии «Акали дал») обеспечивает формирование подготовленной к управлению сикхской элиты, которая на определенном этапе начала стремиться к доминирующему участию в процессе выработки и принятия решений и даже к обладанию всей полнотой власти.

Сикхский коллективизм закреплен даже в ритуальной практике, когда книга «Ади-Грантх» читается не индивидуально, а коллективно и вслух на собрании в гурдваре. А единственная для всех и неизменяемая личная молитва — ардас — должна произноситься только от имени и на благо всей общины. Если она произноситься от имени индивудуума и во имя его личных интересов, в таком случае ардас считается недействительным, и богом не принимается [Клюев Б.И. Община сикхов... С. 129].

Именно претензии «Акали дал» на исключительное представительство сикхских интересов, а также ее стремление к власти в населенных сикхами районах Пенджаба, наряду с опасениями за сохранение самобытности сикхской общины, и стали основными причинами все возрастающих сепаратистских настроений части лидеров сикхов со времени обретения Индией независимости.

Еще в 1942 г., когда в Индию прибыла миссия Крипсса, часть лидеров «Акали дал» (АД) выдвинули требование выделения независимого государства — «Азад Пенджаб» («Свободный Пенджаб») одновременно с созданием Пакистана и Индии. В случае раздела Индии «Азад Пенджаб» оказывался своего рода буферным государством между Индией и Пакистаном. Схема создания «Азад Пенджаба» предусматривала пересмотр границ Пенджаба с целью исключить из него дистрикты, в которых тогда проживало большинство мусульманского населения. По мнению сикхских лидеров, в «Азад Пенджабе» численность индусского населения должна была составлять 40%, мусульман — 40%, и сикхов - 20%. В 1945 г. концепция «Азад Пенджаб» была преобразована в лозунг создания сикхского штата424. Выдвигаемая как средство защиты сикхской общины от господства мусульман и не поддержанная большинством населения, идея «Азад Пенджаба» перестала существовать с разделом страны в 1947 году.

Раздел Индии, в результате которого часть Пенджаба с преобладающим мусульманским населением отошла к Пакистану, не решил всех этно V.D.Chopra, P.KMishra, NirmalSingh Agony... P.63 конфессиональных проблем в этом регионе. Сразу после раздела начинается политическая борьба лидеров «Акали дал» за создание сикхского штата. Определенным достижением этой борьбы стало принятие 1 октября 1949 г. так называемой «формулы Сачара» (по имени тогдашнего главного министра Пенджаба) и «языковой формулы ПЕПСУ425», в соответствии с которыми Пенджаб и ПЕПСУ провозглашались двуязычными штатами, состоящими из хиндиязычных и панджабиязычных зон. В хиндиговорящих районах хинди провозглашался региональным языком, а в панджабиязычных - панджаби. В этих районах наряду с региональным языком, который выступал в качестве средства обучения, вводился второй обязательный язык (в Пенджабе в разных классах в соответствии со сложной системой градации, в ПЕПСУ - с третьего класса начальной школы)426.

Хотя, на самом деле, панджаби даже в центральных и восточных дистриктах, где он преобладал, не занял должного места в качестве регионального языка, а предпочтение в администра-тивном аппарате и учебных заведениях отдавалось хинди и даже урду427.

С введением в действие Конституции Индии в 1950 г. АД, возглавляемая Мастером Тара Сингхом, выдвинула требование о включении в Конституцию положений о выделении сикхских избирательных курий и о резервировании за сикхами 50% мест в Законодательном собрании Пенджаба и 5% — в общеиндийском парламенте428.

Похожие диссертации на Опыт борьбы центрального правительства с проявлением сепаратизма в независимой Индии