Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Палестинское национальное движение и восстание 1936-1939 гг. Ибрахим Абу Шакра

Палестинское национальное движение и восстание 1936-1939 гг.
<
Палестинское национальное движение и восстание 1936-1939 гг. Палестинское национальное движение и восстание 1936-1939 гг. Палестинское национальное движение и восстание 1936-1939 гг. Палестинское национальное движение и восстание 1936-1939 гг. Палестинское национальное движение и восстание 1936-1939 гг. Палестинское национальное движение и восстание 1936-1939 гг. Палестинское национальное движение и восстание 1936-1939 гг. Палестинское национальное движение и восстание 1936-1939 гг. Палестинское национальное движение и восстание 1936-1939 гг.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ибрахим Абу Шакра. Палестинское национальное движение и восстание 1936-1939 гг. : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.03 : Москва, 2004 304 c. РГБ ОД, 61:04-7/798

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1 Исторические предпосылки восстания 1936 г. и его роль в создании и деятельности Верховного арабского омитета под руководством Хаджи Амина аль-Хусейни. 14

1. Причины восстания 1936 года и деятельность Хаджи Амина аль-Хусейни во главе Верховного арабского комитета 15

2. Арабское посредничество и его роль в борьбе палестинцев за независимость 38

3. Политика британского правительства в период восстания 1936 года..63

ГЛАВА П - Политика Англии в палестинском вопросе от направления оролевской следственной комиссии до решения 1937 г. о разделе Палестины 93

1. Официальная арабская политика и выработка позиции Верховного арабского комитета в отношении Королевской следственной комиссии .94

2. Политика Хаджи Амина аль-Хусейни в отношении Королевской следственной комиссии *...: 110

ГЛАВА Ш. Позиция Верховного арабского комитета и его председателя в отношении решения Королевской следственной комиссии 1937 года о разделе Палестины 123

1. Доклад Королевской следственной комиссии и реакция на нее арабских официальных и неофициальных кругов 123

2. Решение о разделе, военно-политическая конфронтация и ее влияние на активизацию деятельности Верховного арабского комитета и его 144

председателя. 144

ГЛАВА IV Политическая, организационная и военная деятельность Хаджи Амина аль-Хусейни до открытия Лондонской конференции 1939 года 155

1. Деятельность Хаджи Амина и реакция на нее со стороны английского правительства 155

2. Доклад комиссии Вудхеда и отказ Великобритании от проекта раздела Палестины 176

ГЛАВА V. Борьба палестинцев за независимость и создание собственного государства в период между Лондонской конференцией и началом второй мировой войны 189

1. Изменение британской политики в отношении Верховного арабского комитета накануне Лондонской конференции 190

2. Белая книга - новый британский проект перехода к независимости и созданию палестинского государства 208

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 230

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 238

ПРИЛОЖЕНИЕ

Введение к работе

Актуальность исследования Восстание 1936 года явилось выдающимся событием в истории палестинского национального движения за независимость и создание самостоятельного государства. В нем нашли выражение основополагающие требования палестинского народа, которые вылились в концепцию с четким видением различных проблем, связанных с Палестиной и судьбой палестинского народа. Впервые в политической истории этого движения у него появилось самостоятельное руководство, представленное в то время фигурой Хаджи Амина аль-Хусейни.

Связь восстания с личностью аль-Хусейни и становление его в результате этого восстания как национального лидера явилось историческим свидетельством зрелости политического и исторического сознания палестинского народа. Эта связь показала, что палестинское самосознание достигло стадии, позволившей народу вступить в упорную борьбу против британского колониализма и еврейской иммиграции, которая происходила под сенью оккупационного режима.

В историческом плане в борьбе палестинского народа за независимость и создание самостоятельного государства в 20-30-е годы доминировали мирные методы - исключение составило лишь восстание 1920 года, направленное против британской военной администрации. Лозунги и декларированные цели движения на этом этапе ограничивались призывами к независимости, созданию национального правительства и выборного депутатского собрания. Однако политика Англии, которая стремилась уклониться от выполнения обещаний, данных ею арабам до окончания первой мировой войны, ее действия, направленные на раздел Палестины путем поощрения еврейской иммиграции в страну — все это привело к исторической забастовке 1936 года, продолжавшейся целых шесть месяцев. С

этого времени мирное оппозиционное движение перерастает в вооруженную борьбу.

В ходе забастовки и последовавшего за ней восстания у палестинского народа появилось новое руководство в лице Верховного арабского комитета под руководством Хаджи Амина аль-Хусейни. В Комитет вошли представители различных палестинских партий. Впервые это руководство пользовалось поддержкой всего палестинского народа. Это был первый исторический консенсус, сделавший аль-Хусейни верховным лидером палестинского народа, не имевшим равных соперников, врагом номер один британской политики в Палестине, что признала сама Англия — хотя прежде некоторые и обвиняли его в примиренчестве в отношении британской администрации.

Восстание изменило характер палестинско-арабско-британских отношений. У палестинцев появилось коллективное руководство, представлявшее все политические партии при верховном лидерстве Хаджи Амина аль-Хусейни. Что касается официальной позиции арабских стран, то она чаще всего, характеризовалась лояльностью к британским мандатным властям, что негативно сказывалось на возможности палестинцев принимать самостоятельные решения в соответствии со своей позицией. После восстания и возникновения у палестинцев самостоятельного патриотического руководства давление арабских стран на палестинское движение несколько ослабло. Что касается британской администрации, то она проводила политику, которую сегодня мы назвали политикой «двойного стандарта». Англичане усилили репрессии против палестинского народа, что нашло выражение в аресте большинства членов Верховного арабского комитета и их ссылке на Сейшельские острова. Кроме того, британская администрация ввела в стране чрезвычайное положение и сместила Хаджи Амина аль-Хусейни с поста председателя Верховного мусульманского шариатского совета. За хранение оружия было установлено наказание в виде смертной

казни или пожизненного заключения. Однако восстание и деятельность палестинского руководства во главе с аль-Хусейни в конце концов привели к достижению компромисса, что подтолкнуло британские власти к решению направить в Палестину королевскую комиссию (комиссию Пила). Дальнейшие события характеризовались новыми жестокими столкновениями, в результате чего Англия решила отложить реализацию плана раздела Палестины и изменить свою политическую стратегию. Это выразилось в отмене решения о разделе, признании законного руководства палестинского народа и его приглашению к участию в Лондонской конференции. Были также признаны права арабов, вытекавшие из переписки Хусейн - Мак-Магон, согласно которой Палестина должна была стать частью обещанного арабского государства.

В восстании 1936-1939 годов подтвердились великие истины, которые остались в исторической памяти и национальном политическом самосознании арабского палестинского народа. Среди них - необходимость борьбы за свои законные права, необходимость национального руководства и необходимость национального единства. Эти принципы, которые были и остаются для палестинского народа той системой ориентиров, без которой он не сможет обойтись в осуществлении своего национального проекта и реализации своих прав на Палестину и создание своего независимого государства.

В восстании 1936-1939 годов со всей яркостью проявилась руководящая политическая роль Хаджи Амина аль-Хусейни, который являлся не только национальным и политическим, но также и духовным лидером, так как был муфтием Палестины и председателем, Верховного мусульманского шариатского совета. Это сочетание мы наблюдаем ив современной борьбе палестинцев за прекращение израильской оккупации, освобождение палестинских земель и создание независимого палестинского государства. Все вышеизложенное придает научному, опирающемуся на документы

исследованию восстания 1936 года и личности аль-Хусейни исключительно большую значимость с исторической, научной и политической точек зрения.

Степень изученности проблемы Со времени восстания 1936 года прошло уже более шестидесяти лет, однако оно все еще сообщает нам чрезвычайно важные факты, способные пролить свет на многие аспекты палестинской проблемы и многие перипетии арабо-еврейского и палестино-израильского конфликта. Вероятно, секретные архивные документы хранят еще немало информации о важных сторонах этого конфликта, до сих пор по-настоящему не изученных. Данное обстоятельство придает этим документам особую ценность с точки зрения задач научного исторического исследования важных событий, происходивших в Палестине в XX веке, и прежде всего в 30-е годы.

Известно, что Англия засекретила свои документы и открыла доступ к ним только через пятьдесят лет. Существуют также документы, касающиеся восстания 1936 года и деятельности Хаджи Амина аль-Хусейни, которые она согласилась рассекретить лишь через семьдесят и даже сто лет. Изучение этих документов представляет научную необходимость и является серьезным вкладом в исследование рассматриваемого вопроса. Настоящая диссертация во многом опирается на эти документы, в частности, на материалы, хранящиеся в микрофильмированном виде в Американском университета в Бейруте, а также в Упсальском университете в Швеции1. Из них были использованы прежде всего документы фонда Теггарта (Teggarts Papers), в которых содержатся секретные докладные записки о Хаджи Амине аль-Хусейни, мусульманских вакфах, о Высшем мусульманском шариатском совете, а также о членах Верховного арабского комитета, о военных лидерах

1 British Documents on Foreign Affairs - Part2- Volume 12+13 From the second War 1917 — 1939 Editor Robin Bid well.

палестинского восстания, о политической и военной ситуации в Палестине в целом1.

Что касается арабских документов, то многие из них автору удалось найти в личной библиотеке Хайдара аль-Хусейни (личного секретаря и зятя муфтия). Были также использованы рукописи и мемуары Хаджи Амина аль-Хусейни, письма, написанные им и адресованные ему (неопубликованные), а также тексты заявлений Верховного арабского комитета2.

Диссертант также использовал в работе палестинские документы, собранные Акрамом Зуэйтаром и Абдель Ваххабом аль-Каяли, а также арабские документы, опубликованные впоследствии Лигой арабских

1 Reports - Haj Amin Al-Husseini; Diary - Reports -Moslem Wakf Administration and SMC;
Intelligence Reports, Arab Higher Committee, Note on all members of the Husseine Familyst
present in the Government Service; Report by His Majesty's Government on the Administration
of Palestine and Trans Jordan of the Year 1935; Collection of Official Documents Relating to the
Palestine Question 1917-1947; The Political History of Palestine under British Administration.

2 Рукопись из мемуаров муфтия; рукопись послания от жителей села Кафр Дан Его
милости муфтию, председателю Верховного арабского комитета; документ из канцелярии
Его Величества короля Саудовской Аравии; заявление под заголовком «Важный документ
- Заговор против Верховного мусульманского совета Палестины»; заявление под
заголовком «Призыв к нашим мусульманским братьям и ко всем арабам»; заявление
Верховного арабского комитета, осуждающее меморандум министра по делам колоний;
Управление исторических документов - Дамаск, Национальная библиотека. Палестинская
проблема. Публикация № 261. Особый раздел - папка № 139; Основные документы по
палестинской проблеме. Сборник 1. Лига арабских государств — Главное управление по
делам Палестины. Каир, 1957; Досье «Палестинские документы» - Сборник документов и
материалов по палестинской проблеме. Часть 1. 1949 г. Министерство национальной
ориентации. Генеральный комитет по делам информации; Али Мухаммед Али. Досье
документов и материалов по палестинской проблеме. Часть 3. Каир; Тайсир Джбара.
Палестинские документы в британских архивных хранилищах. Энциклопедия
палестинской истории (2). Издания Центра всемирных исследований. Университет Эль-
Халиля. Палестина, 1986; Мухаммед Тауфик Джана. Политические свидетельства перед
Королевской комиссией в Палестине. Дамаск, 1937; Мемуары Хаджи Амина аль-Хусейни,
опубликованные журналом «Филастын», издававшимся Верховным арабским комитетом в
течение нескольких лет; Ахмед аш-Шукейри. Сорок лет участия в арабской и
международной жизни. Бейрут: Дар ан-Нахар ли н-нашр, 1969; Акрам Зуэйтар. Дневник
Палестинского национального движения. Научная серия. № 55. Бейрут: Палестинская
исследовательская организация, 1980; Мухаммед Али аз-Захер. Мрак тюрьмы. Мемуары и
дневник беглого заключенного. Египет [б.м.]: Дар ихья аль-кутуб аль-арабийя, Иса ас-
Саби аль-Халяби и К, 1951; Иззат Таннус. Палестинцы: славное прошлое и лучезарное
будущее . Ч. 1. Бейрут: Организация освобождения Палестины. Центр исследований,
1974; Ауни Абдель Хади. Личные бумаги. Бейрут: Организация освобождения Палестины.
Центр исследований, 1974.

государств и другими учреждениями . Большую ценность представляют мемуары, оставленные некоторыми палестинскими лидерами -непосредственным участниками тех событий, такими, как Ауни Абдель Хади, Акрам Зуэйтар, Эмиль аль-Хури и Ахмед аш-Шукейри. То же можно сказать и о дневниках - уже опубликованных или готовящихся к публикации, - которые помогают уточнить и более полно осветить различные события, происходившие в указанный период. Значительный интерес представляют книги Иззата Дарвазы и Эмиля аль-Хури, посвященные палестинской проблеме, мемуары таких арабских политиков, как эмир Адель Арслан, Тауфик ас-Суэйди и Фавзи аль-Кавукджи2. Восстание 1936 года привлекло к себе внимание в самых разных уголках мира, что привело к появлению большого числа различных научных монографий и иных, различных по объему публикаций, посвященных тем или иным аспектам палестинской проблемы. Есть исследования, посвященные в основном изложению событий восстания, анализу его политических и военных аспектов, его внутренних и внешних факторов. Опубликовано также немало исследований, авторы которых попытались систематизировать реальные причины, приведшие к восстанию. Среди них - книги Юсуфа Раджаба ар-Радыи, Джамаля Каддуры, Баяна Нуэйхада аль-Хута, Зияда ас-Сатира, Салеха Масуда ибн Басыра и др.3,

Акрам Зуэйтар. Документы Палестинского национального движения. Издание 2. Бейрут, 1984; Абдель Ваххаб аль-Каяли. Документы арабского палестинского сопротивления оккупации и сионизму. 1918-1939. Серия: Документы общего характера (1). Бейрут: Муассасат ад-дирасат аль-филастынийя, 1968.

2 Мухаммед Иззат Дарваза. О современном арабском движении. Часть 3. Сайда (Ливан):
Аль-Матбаа аль-асрийя, 1950; Он же. Палестинская проблема на различных ее этапах.
Часть 1. Сайда (Ливан): Аль-Матбаа аль-асрийя, 1959; Эмиль аль-Хури. Мучители на
арабской земле. Бейрут: Матбааат Любнан, 1960; Палестинский джихад против
колониализма и сионистского движения в 1918-1948 гг. Бейрут: Аль-Хайя аль-арабийя
аль-улйя, 1963; Воспоминания эмира Аделя Арслана / ред. Юсуф Ибташ. Бейрут; Тайфик
ас-Суэйди. Мои воспоминания. Полвека в истории Ирака и палестинской проблемы.
Бейрут: Дар аль-китаб аль-араби, 1969; Палестина в воспоминаниях аль-Кавукджи (1936—
1948). Часть 2 / ред. Касимийя Хайри. ООП - Центр исследований, Дар аль-Кудс.

3 Юсуф Раджаб ар-Радыи. Восстание 1936 года в Палестине. Военное исследование.
Бейрут: Муассасат аль-абхас аль-арабийя, 1982; Джамаль Каддура. Палестинские
политические партии в 1929-1936 гг. Бейрут: Ун-т Св. Иосифа, 1982; Он же. Палестинская
проблема и следственые комиссии. 1937-1947 гг. Бейрут: Дар аль-Хамра, 1993; Баян

а также книги, публикованные на английском языке И. Поратом, Дж. Марлоу и др.1

Следует отметить также работы, посвященные личности аль-Хусейни, его превращению из религиозного деятеля в национального лидера и его роли в выведении палестинской проблемы с узкого регионального уровня на общеарабский и международный уровень. Из исследований на эту тему следует упомянуть работы Тайсира Джбары, Филиппа Матара и Цви Эльпелега2.

Палестинская проблема являлась одной из самых застарелых и сложных проблем в XX веке; в ней тесно переплелось влияние региональных и международных факторов.Поэтому неудивительно, что в СССР и современной России появилось огромное количество произведений, освещающих различные аспекты этой проблемы3.

Другие авторы сосредотачиваются на хронологии и анализе исторических событий, связанных с фигурами фигурам Хаджи Амина аль-

Нуэйхад аль-Хут. Политические руководители и организации в Палестине. 1917-1948 гг. Бейрут: Муассасат ад-дирасат аль-филастынийя, 1981; Салех Масуд Абу Басыр. Джихад палестинского народа на протяжении полувека. Изд. 2. Бейрут: Дар аль-фатх ли т-тыбаа ва н-нашр, 1969; Зияд ас-Сагир. Палестинское восстание 1936-1939 гг. и его влияние на Ливан. Латакия (Ливан): Дар аль-хивар ли н-нашр ва т-тиаузи, 1984; Фаллах Али Халед. Палестина и британский мандат. 1939-1948 гг. Бейрут: Аль-Муассаса аль-арабийя ли д-дирасат ва н-нашр, 1980.

1 Poralh, Yahoushua - The Palestinian Arab National Movement from Riots to Rebellion - ( 1929 - 1939) Volume Two - Frank Cass — London - 1977; John Marlowe - Rebellion in Palestine - The Cresset Press - London - 1946.

Цви Эльпелег. Великий муфтий / Пер. Мустафа Кабха. Акка (Палестина): Муассасат аль-Асуар, 1991; Taysir Jbara. Palestine leader - Haj Amin Al Husayni - Mufti of Jerusalem. Princton - New Jersy: The Kingston Press, Inc., 1985.

3 Пырлин Е.Д. Палестинская трагедия. M. 1986; Его же. Палестинский узел, изд.: Международные отношения, М. 1976; Его же. Путь к миру на Ближнем Востоке, изд.: Международные отношения. 1974; Его же. Сто лет противоборства, изд.: Российская политическая энциклопедия. 2001.; Катату М.И., Щевелев С.С. Палестина под мандатным управлением Великобритании и палестинская проблема (20-е - 40-е годы), Симферополь. 1941; Киселев В.И. Палестинская проблема. История и современное состояние. М. 1976; Соколов Д.Г. Арабо-израильский конфликт и политика США (1917-1974 г.). М. 1974; Тарасов ПК. Палестина под британским мандатом. Симферополь. 1994; Шамин И.В. Германия и проблема Палестины (январь 1933 - август 1939). Автореферат диссертации к.и.н. Ниж. Нов. 1996.

Хусейни, Абдель Кадера аль-Хусейни, Абдеррахима Хаджи Мухаммеда. Существует также немало работ, уделяющих внимание политическим проектам и характеру официальных и неофициальных отношений между Палестиной и арабскими странами (прежде всего Трансиорданией, Египтом, Саудовской Аравией и Ливаном), а также изучению позиции этих стран в отношении палестинской проблемы1.

Цель и задачи исследования Цель исследования состоит в том, что сконструривать целостную картину причин и результатов восстания 1936-1939 годов, показать его влияние на палестино-арабо-английские отношения, а также дать объективное представление о личности Хаджи Амина аль-Хусейни и его роли в этом восстании как лидера палестинского национального движения. Для достижения этой цели диссертант ставил перед собой следующие научные задачи:

сделать краткий обзор основных научных работ на арабском и английском языках, посвященных изучению причин и результатов восстания 1936-1939 годов;

проанализировать причины и результаты восстания 1936-1939 годов;

Шафик Аршидат. Палестина как «история», «урок» и «судьба». Бейрут: Дар ан-нашр аль-муттахида ли т-талиф ва т-тарджама, 1961; Мустафа Мурад ад-Даббаг. Наша страна -Палестина. По Галилее. Ч. 7. Раздел 2. Бейрут: Дар ат-Талиа, 197_. Он же. Наша страна-Палестина. В Иерусалиме. Ч. 10. Раздел 2. Бейрут: Дар ат-Талиа, 1982; Абдель Кадер Ясин. Борьба палестинского народа с 1948 года. Изд. 2. Бейрут: Аль-Муассаса аль-арабийя ли д-дирасат ва н-нашр, 1981; Субхи Ясин. Великое арабское восстание в Палестине. 1936-1939 гг. Каир: Ан-Нади аль-филастыни аль—араби, 1959; Ахмед Тарбин. Лекции по истории палестинской проблемы со времен появления сионистского движения до начала великого восстания 1936 года. Лига арабских государств: Институт высших арабских исследований, 1959; Он же. Палестина в планах сионизма и колониализма. Лига арабских государств: Институт высших арабских исследований; Фейсал Хаурани. Корни арабского отказа. 1918-1947 гг. Никосия (Кипр): Шарк Пресс, 1990; Махди Абдель Хади. Палестинская проблема и планы политического урегулирования. 1934-1947 гг. Бейрут: Аль-Мактаба аль-асрийя, 1955; Сулейман Башир. Корни иорданской опеки (изучение сионистских архивных документов). Бейрут: Дар аль-Фараби, 1982; Мухаммед Мухафаза. Иордано-палестинские политические, экономические и социальные отношения. 1939— 1951 гг. Амман: Дар аль-Фуркан, Дар Амман, 1983.

проследить влияние восстания на палестино-арабо-британские отношения;

показать причины возвышения Хаджи Амина аль-Хусейни в качестве лидера палестинского национального движения и палестинского народа;

создать объективное, документированное представление о личности Амина аль-Хусейни и о его исторической роли в освободительном движении палестинского народа.

Методологическая основа диссертации В работе над диссертацией

автор руководствовался принципами историзма, реализма и объективности; в работе также использован принцип сравнения позиций сторон конфликта на основе изучения книг, посвященных рассматриваемому периоду, и имеющихся в распоряжении автора документов.

Новизна исследования Оценка восстания 1936-1939 годов с арабской точки зрения до сих пор практически неизвестна в России. Поэтому анализ проблемы в данном аспекте имеет научную и практическую ценность, особенно с учетом открывшегося доступа к британским архивам. Кроме того, это первое исследование на русском языке с точки зрения подбора использованных в нем документов и источников по данной теме. На их основе автор попытался показать механизм и причины восстания 1936-1939 годов, общей динамики развития палестинского национального движения и лидирующей роли в нем Хаджи Амина аль-Хусейни. Исследование обладает и некоторыми другими элементами новизны, а именно:

дает углубленный анализ британских и арабских документов, позволяющий понять причины и результаты восстания;

раскрывает характер официальных и неофициальных палестино-арабо-британских отношений в период восстания;

показывает органическую связь сионистского движения с британским правительством в деле создания в Палестине национального очага для евреев;

показывает цели, которые преследовала Англия, принимая в 1937 году решение о разделе Палестины на арабское и еврейское государства;

изучает и анализирует причины отказа Англии от решения о разделе Палестины, направления в страну новой следственной комиссии, созыва Лондонской конференции и издания Белой книги;

рассматривает истинные причины превращения Хаджи Амина аль-Хусейни в лидера палестинского освободительного движения и его роль в восстании 1936-1939 годов.

Научное и практическое значение диссертации Результаты исследования помогают нам понять сущность одного из самых сложных и драматических конфликтов в истории XX века. Ближний Восток до сих пор продолжает страдать от последствий политики, которую Англия проводила до и после окончания первой мировой войны, прежде всего в том, что касалось ее усилий, направленных на раздел Палестины. Диссертация также проливает свет на одно из величайших событий в истории палестинского народа и его политической борьбы за независимость и создание самостоятельного национального государства. В силу этого данное исследование может помочь решению сложной научной и исторической проблемы, будучи использованным в исторических исследованиях, посвященных палестинской проблеме. Материалы и документы, содержащиеся в диссертации, могут помочь ученым и студентам высших учебных заведений занимающихся политической историей Палестины и соседних с ней стран. Они также могут быть использованы для подготовки лекционных циклов по политической истории ближневосточного региона и прежде всего - палестинской проблемы.

Апробация результатов исследования. Отдельные проблемы данной темы нашли отражение в нескольких публикациях.Диссертация обсуждена на кафедре всеобщая история 16.10.2003 г. и рекомендована к защите.

Причины восстания 1936 года и деятельность Хаджи Амина аль-Хусейни во главе Верховного арабского комитета

После гибели шейха Изз ад-Дина аль-Кассама по всей Палестине прокатилась волна забастовок и демонстраций; произошли новые стычки между арабами и евреями. Британские власти почувствовали, что страна оказалась в трудной ситуации1, чему было несколько причин:

1. Усиление масштабов еврейской иммиграции, изгнание арабских крестьян с их земли, ухудшение положения арабских рабочих и рост числа безработных1. Даже британская Палата общин в марте 1936 года отказалась дать согласие на ограничение масштабов еврейской иммиграции в Палестину. А сионистский конгресс, состоявшийся летом 1935 года в Лозанне, отметил ту роль, которую играла Великобритания в Палестине в деле создания еврейского национального очага2.

2. Отказ от создания демократического правительства в Палестине. Представители пяти палестинских партий (за исключением партии «Истикляль») подали 25 ноября 1935 года петицию Верховному комиссару, в которой содержалось требование о формировании демократического правительства. Авторы петиции обращали внимание на угрозу отчуждения арабских земель в пользу евреев, требовали немедленно остановить еврейскую иммиграцию и образовать специальный комитет, который определил бы возможности страны для приема иммигрантов3.

3. Несоблюдение Верховным комиссаром закона, препятствовавшего передаче земель от арабов евреям. Британские власти попытались отобрать 400 000 м земли, принадлежащей арабскому сельскохозяйственному училищу в Тулькарме, чтобы отдать эту землю евреям. Это вызвало гнев у населения и студенческие демонстрации.

4. Выдача британскими властями еврейскому подрядчику разрешения на строительство трех школ в Яффе с запретом для арабов участвовать в проекте. Работа была предоставлена только евреям. Местные жители-арабы устроили демонстрацию протеста, которая была разогнана британскими солдатами. Многие демонстранты были задержаны, а часть армейских подразделений осталась охранять территорию, на которой велись строительные работы. 5. Игнорирование со стороны британских властей решений второго конгресса мусульманских улемов, который собрался в Иерусалиме по призыву Хаджи Амина аль-Хусейни. Важнейшими из решений этого конгресса было прекращение еврейской иммиграции и практики земли евреям. 6. Стремление арабов к национальной независимости, роль антибританских и антифранцузских выступлений в Египте и Сирии как внешнего фактора, влиявших на ситуацию в Палестине1.

7. Опасение палестинцев за судьбу своих земель в связи с созданием еврейского национального очага2.

8. Решение о необходимости отвечать на агрессивные действия евреев, принятое 5 апреля на совещании лидеров организации «Аль-Джихад аль-мукаддас» («Священный джихад») под руководством Абдель Кадера аль-Хусейни. Совещание проходило в городе Лод в доме Шихады Хассуны с участием кассамовцев после того, как командование их отрядами взяли на себя Хасан Саляма, Абд ар-Рахим Хаджи Мухаммед, Хасан Халиль, Шихада Хассуна, Махмуд Дервиш и Ареф Абдель Раззак3.

В ночь на 15 апреля 1936 года группа из трех вооруженных людей вышла на дорогу, ведущую к деревне Балаа, неподалеку от тюрьмы Hyp Шамс и деревни Анбата. Останавливая проезжавшие машины, они спрашивали, есть ли в них евреи. Остановив грузовик, который вез цыплят, они убили двух евреев - водителя и сидевшего рядом с ним торговца; еще один еврей был ранен. Командиром этой группы был шейх Фархан ас-Саади, которому было 80 лет. В ответ на операцию кассамовцев один еврей напал близ поселения Мельбес на жестяную лачугу, в которой жил араб, убив его и находившегося у него гостя. В Тель-Авиве во время похорон еврея евреи устроили ряд демонстраций и нападали на местных арабов, в основном на торговцев овощами, а также вступали в стычки с английской полицией.

19 апреля распространились слухи, что евреи из Тель-Авива собираются напасть на Яффу, и что несколько арабов уже были убиты. В Яффе пропіли демонстрации. Арабы напали на евреев и убили троих из их. В конфликт вмешалась английская полиция, которая разогнала демонстрантов. В Яффе и Тель-Авиве был объявлен комендантский час, а во всей Палестине введено чрезвычайное положение1. Яффа объявила всеобщую забастовку. Был создан комитет, состоявший из представителей нескольких партий, и весть об этом событии распространилась по всей Палестине. На совещании в Наблусе было принято решение объявить о забастовке и также был создан национальный комитет из представителей ряда партий. Такие комитеты стали появляться в различных палестинских городах, а забастовка охватила все города и села Палестины. За первые четыре дня стычки между арабами и евреями было убито 9 человек с обеих сторон, 40 человек получили ранения, а 40 арабских домов были сожжены2. Верховный комиссар вызвал лидеров партий и потребовал от них прекращения забастовки. Однако в ответ ему было заявлено, что нация больше не в состоянии терпеть еврейскую иммиграцию3. В архиве «Хаганы» хранится документ, согласно которому муфтий прибыл в Яффу во второй половине дня 18 апреля4. 20 апреля лидеры Бир-эс-Сабаа связались по телефону с Хаджи Амином аль-Хусейни и спросили его, что им делать. Он ответил им, что он еще не предпринял никаких конкретных шагов и что они могут действовать, как сочтут нужным. 24 апреля муфтий призвал жителей придти на пятничную молитву и разойтись по своим деревням. Сайид аль-Хатыб произнес пятничную проповедь, в которой, однако, не коснулся политической обстановки в стране. Когда некоторые потребовали, чтобы выступил Хаджи Амин, он отказался и отправился в свой кабинет. Однако помощники сказали разгневанным людям, что они будут глупцами, если устроят манифестацию, так как полиция получила приказ открывать огонь по демонстрантам1. В это время начались контакты между различными партиями, направленные на объединение их рядов. В этих консультациях участвовал Мухаммед Иззат Дарваза2. В тот же день в Иерусалим из Хайфы прибыли Рашид Хаджи Ибрахим, Муин аль-Мады и Мухаммед Али ат-Тамими. Они провели ряд совещаний с целью создания верховного комитета, представлявшего бы все партии, для успешного продолжения забастовки. Они предложили, чтобы Хаджи Амин возглавил этот комитет как председатель Высшего мусульманского совета и как национальный лидер, пользовавшийся поддержкой большинства мусульман. Поначалу Хаджи Амин колебался с принятием этого предложения: он не желал открыто возглавить национальное движение, опасаясь, что не все будут солидарны с ним до концу. Однако партия «Истикляль» дала ему обещание быть с ним до конца3.

Официальная арабская политика и выработка позиции Верховного арабского комитета в отношении Королевской следственной комиссии

Когда Королевская следственная комиссия отправилась в Палестину, британский министр по делам колоний объявил о том, что правительство предоставило 1800 иммиграционных свидетельств, и что для отказа евреям во въезде нет причин. Тогда Верховный арабский комитет принял решение бойкотировать Королевскую следственную комиссию. Однако арабские короли и эмиры, а также некоторые английские политики, сочувствовавшие палестинцам, посоветовали Комитету встретиться с членами Королевской комиссии и сохранять спокойствие, пока та не завершит подготовку своего доклада. Поэтому Верховный арабский комитет был вынужден согласиться на встречу с членами комиссии и изложение им требований палестинского народа. После прекращения забастовки и восстания и еще до прибытия Королевской комиссии в Палестину Верховный арабский комитет образовал подкомитет по сбору документов, которые он намеревался предъявить комиссии. Верховный арабский комитет попытался опередить Королевскую комиссию: Хаджи Амин предупредил Верховного комиссара, что запрещение иммиграции является условием прибытия Королевской комиссии - в противном случае, сказал он, ей нет смысла приезжать в страну, а мир в Палестине окажется под угрозой1. Верховный арабский комитет также изложил Верховному комиссару ряд неотложных для арабов проблем: вопрос о порте Яффа (вставший в связи с тем, что англичане поощряли строительство «альтернативного» тель-авивского порта), инцидент с нападением еврея на арабских моряков в Тель-Авиве, вопрос об освобождении арестованных и амнистии для заключенных. Верховный комиссар обещал рассмотреть эти требования . В тот момент арабские добровольцы возвращались в свои страны и появились сведения о том. что они блокированы английскими войсками. Тут же на выручку повстанцам пришло до 15 тысяч палестинцев, которые взяли в кольцо английские войска, окружавшие повстанцев. Верховный арабский комитет выразил протест генеральному секретарю против блокады и предупредил его о последствиях данной акции. Правительство было вынуждено открыть дорогу, чтобы позволить аль-Кавукджи и его отрядам уйти в Трансиорданию1. Сам же аль-Кавукджи через день после издания Комитетом манифеста о прекращении забастовки обратился ко всем бойцам с призывом прекратить боевые действия в ответ на воззвание арабских королей и эмиров, а также идя навстречу требованию Верховного арабского комитета в Иерусалиме прекратить все насильственные действия и воздерживаться от всего, что может повредить переговорам, которые дают арабской нации надежду на обретение страной всех ее прав . Хаджи Амин направил королю Ибн Сауду письмо, в котором уведомил его, что по велению арабских монархов палестинский народ прекратил забастовку, но евреи пытаются устраивать против палестинцев провокации с целью вызвать серию инцидентов. Если это будет продолжаться, писал он, то он не сможет контролировать арабов Палестины, ситуация будет постепенно ухудшаться и забастовка возобновится из-за провокационных действий евреев3. 31 октября муфтий послал королю Ибн Сауду еще одно письмо, , в котором просил его использовать свое влияние на англичан, чтобы добиться выполнения ими ряда прежних обещаний, в том числе:

1) прекратить еврейскую иммиграцию во всех ее формах;

2) отменить закон о чрезвычайном положении;

3) объявить амнистию всем осужденным за участие в беспорядках; 4) выпустить на свободу всех арестованных и сосланных палестинцев;

5) отменить штрафы, наложенные в связи с беспорядками;

6) прекратить следственные и карательные действия в отношении

обвиняемых и подозреваемых лиц, находящихся под судом;

7) недопущение возобновления атмосферы страха и беспорядков путем отказа от розыска муджахидов и поисков оружия1.

1 ноября Верховный арабский комитет провел в Иерусалиме внеочередное заседание, на котором обсуждался вопрос о Королевской комиссии. Комитет согласился сотрудничать с ней, предоставить в ее распоряжение необходимые свидетельства. На заседании была сформирована специальная комиссия из адвокатов, экспертов и технических работников для подготовки документов и справок о правовой и политической ситуации в Палестине, положения в экономике и сельском хозяйстве, с тем, чтобы, опираясь на них, отстаивать интересы арабов Палестины перед Королевской комиссией. Были даже посланы телеграммы о выписке официальных британских документов и докладов из британских библиотек, располагавших соответствующими материалами2. 2 ноября, в очередную годовщину декларации Бальфура, Верховный арабский комитет издал манифест, в котором заявил о решимости нации продолжать борьбу за осуществление своих требований3. На следующий день британская администрация освободила около 30 заключенных. В тот же день Хаджи Амин направил Верховному комиссару письмо с просьбой об освобождении остальных заключенных, обещанном несколько дней назад4. 4 ноября Верховный арабский комитет направил британскому правительству телеграмму с требованием прекратить переселение евреев в Палестину до тех пор, пока комиссия не закончит работу над своим докладом и не передаст своих рекомендаций правительству1. В противном случае, говорилось в телеграмме, Комитет будет бойкотировать комиссию и призовет к этому всех арабов2. 5 ноября британская Королевская комиссия вылетела в Палестину со следующими полномочиями: - установить основные причины волнений, охвативших Палестину в середине апреля; - выяснить, как выполняются положения мандатной хартии в плане обязательств государства-мандатария в отношении арабов и евреев; - исходя из правильного толкования положений мандатной хартии, выяснить, имеются ли у арабов или у евреев законные жалобы на несправедливости, вытекающие из методов осуществления этих положений, после чего подать рекомендации по устранению этих несправедливостей и недопущению их повторения3.

Доклад Королевской следственной комиссии и реакция на нее арабских официальных и неофициальных кругов

После того, как Королевская следственная комиссия покинула Палестину, она провела серию конфиденциальных встреч с главой британского правительства, министрам иностранных дел и министром по делам колоний. После этого она приступила к изучению собранных досье для подготовки доклада по итогам своей работы. И действительно, вскоре доклад был составлен в соответствии с требованиями сионистского движения. Поэтому палестинский народ и его руководство могли только отвергнуть этот документ, несмотря на то, что некоторые арабские короли и эмиры согласились с ним и открыто не осудили его - за исключением иракского правительства. Доклад Королевской комиссии был опубликован вечером 7 июля в Иерусалиме. В нем излагалась история палестинской проблемы, говорилось об арабо-еврейских отношениях, об ответственности мандатной администрации и о возникших противоречиях между мандатными обязательствами1. В документе перечислялись следующие основные причины этих противоречий:

1) стремление арабов к скорейшему получению независимости;

2) их ненависть к идее создания еврейского национального очага и страх перед этой перспективой.

В документе перечислялись и другие причины, способствовавшие возникновению противоречий, а именно:

1) влияние на арабское общественное мнение примера Ирака, Трансиордании и Египта, обретших независимость, а также Сирии и Ливана, которым она будет предоставлена в скором времени;

2) рост еврейской иммиграции после 1933 года;

3) неравенство возможностей арабов и евреев в доведении своих проблем до сведения правительства, парламента и общественного мнения Великобритании;

4) усиление скептицизма арабов в отношении способности правительства выполнять свои обещания;

5) страх арабов перед скупкой евреями арабских земель;

6) неясность конечных целей государства-мандатария по причине туманности некоторых пунктов мандатной хартии2.

В докладе говорилось о беспорядках в Палестине, причем проблема арабов была поставлена в нем на одну доску с еврейской проблемой. Комиссия предлагала разделить Палестину на три зоны:

1) арабскую зону, присоединяемую к Трансиордании и состоящую из двух секторов - суверенного арабского государства, связанного договором с

Великобританией (наподобие Ирака и Сирии) и включающего в себя районы Газы, Бир-эс-Сабаа, пустыня Накаб (Негев), Эль-Халиль (Хеврон) и Наблус, и восточного сектора (районы Тулькарма, Дженина, Бейсана и г. Яффы;

2) еврейскую зону, включающую в себя палестинское побережье от ливанской границы на севере до Мадждала на юге, а также районы Западной и Восточной Галилеи, Мардж Ибн Амер и Бейсан; в этой зоне предлагалось создать суверенное еврейское государство, связанного договором с Великобританией;

3) британскую мандатную зону, включающую в себя Святые места -города Иерусалим, Бейт-Лахм (Вифлеем) и эн-Насыра (Назарет), коридор между Иерусалимом и Яффой с находящимися в нем деревнями и городами Лод и Рамла; города Хайфа, Табария, Сафад, Акка и часть пустыни Накаб также находились бы под мандатным управлением1.

Идея раздела была предложена Давидом Бен-Гурионом на заседании центрального комитета его партии в конце февраля; тогда же она была предложена для рассмотрения лидерам британских политических партий — Черчиллю, Чемберлену и Ллойд Джорджу2.

Численность арабов в еврейской зоне достигало около половины населения, а площадь занимаемых ими земель примерно в три раза превышала площадь еврейских земель. Евреев же в арабской части было всего 1250 человек, а площадь их земель составляла лишь около 100 дунамов, в связи с чем комиссия рекомендовала провести обмен населением и землями между арабской и еврейской зонами. Комиссия отмечала, что арабское государство будет бедно ресурсами. Поэтому она предлагала, чтобы еврейское государство уплачивало ему ежегодную сумму в качестве помощи; еще около 2 миллионов фунтов выплачивало бы ему британское государствов качестве компенсации за ущерб, нанесенный арабам, и в порядке участия в строительстве этого государства.

Британское правительство согласилось с выводами, содержавшимися в докладе. Определение территорий арабской, еврейской и мандатной зон была поручена специальной технической комиссии, которая должна была провести границы между этими государствами1. Впервые арабы узнали из официального документа о том, что на их земле будет провозглашено еврейское государство. Это был закономерный результат развития идеи национального очага и политики, проводившейся Великобританией при поддержке поборников крестового похода во всем мире. Через 20 лет после прихода англичан в Палестину оказалось, что платье, которое они все это время ткали, почти готово, чтобы сионизм, облачившись в него, создал себе государство в Палестине, а арабы, одев его, отказались от своей земли и потеряли свою страну2.

Ознакомившись с докладом Королевской комиссии и меморандумом правительства, Хаджи Амин заявил, что арабы отвергают новую британскую политику и будут сопротивляться проекту раздела3. Встав на эту позицию, Хаджи Амин сделал величайший из своих политических шагов, потому что этот отказ отвечал настроениям подавляющего большинства жителей Палестины, всего арабского и мусульманского мира4. Так, премьер-министр Ирака Хикмет Сулейман заявил, что его страна решительно отвергает решение о разделе, и подчеркнул, что Ирак «готов разбить самую большую арабскую голову, которая согласится на раздел».

Твердая позиция Хаджи Амина вытекала из непризнания компромиссных решений: он считал, что вооруженное восстание — это единственный путь к удовлетворению арабских требований, и не видел препятствий к его возобновлению. Он начал широкую пропагандистскую кампанию против решения о разделе, рассылая с этой целью письма во все уголки Палестины, используя минбары мечетей, требуя от религиозных деятелей выступать против плана раздела1. Письма муфтия принесли ощутимый результат: многие мусульманские улемы издали фетвы, осуждавшие раздел Палестины2. Так, фетва, изданная улемами Ирака, гласила, что всякий, кто одобряет раздел, не подлежит захоронению на мусульманском кладбище . Улемы Саудовской Аравии хотели издать фетву о джихаде против раздела и заявили, что молчание по этому поводу является преступлением. Улемы Неджда также издали фетву о недопустимости раздела. Однако саудовский король попросил их подождать три месяца, пока он будет вести переговоры с англичанами, но в случае их неуспеха он не возражал против издания фетвы о джихаде. Так же поступили и саудовские газеты4. Фетвы против решения о разделе издали и улемы Аль-Азхара5.