Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Партия чешских национальных социалистов, 1898-1918 гг. Баландина Анастасия Владимировна

Партия чешских национальных социалистов, 1898-1918 гг.
<
Партия чешских национальных социалистов, 1898-1918 гг. Партия чешских национальных социалистов, 1898-1918 гг. Партия чешских национальных социалистов, 1898-1918 гг. Партия чешских национальных социалистов, 1898-1918 гг. Партия чешских национальных социалистов, 1898-1918 гг.
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Баландина Анастасия Владимировна. Партия чешских национальных социалистов, 1898-1918 гг. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03.- Москва, 2002.- 352 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-7/658-6

Содержание к диссертации

Введение

Глава первая. Становление партии чешских национальных социалистов 87

1. Вацлав Ярослав Клофач. Страницы биографии 87

2. Структура чешских политических сил на рубеже 19-20 вв. Причины и условия возникновения Чешской национальной социальной партии 93

Глава вторая. Начало деятельности и формирование идеологии Чешской национальной социальной партии 133

1. Первые шаги (1898 - 1902 гг.) 133

2. Чешская национальная социальная партия и чешские партии либерально - демократического блока (сравнительный анализ программ) 147

3. Чешская национальная социальная партия и Социал - демократическая рабочая партия Австрии (сравнительный анализ программных установок) 171

Глава третья. Основные направления деятельности Чешской национальной социальной партии в начале 20 в 183

1. Антимилитаризм в идеологии и деятельности Чешской национальной социальной партии 183

2. Национальные социалисты и славянский вопрос 200

3. Женский вопрос в деятельности Чешской национальной социальной партии 228

Глава четвертая. Положение партии чешских национальных социалистов в чешском политическом лагере накануне Первой мировой войны 242

1. Поиск союзников в условиях изменения ситуации на политической арене 242

2. Клофач и Россия. 1907 - 1914 гг. (по материалам Архива внешней политики Российской империи) 269

Глава пятая. Деятельность Чешской национальной социальной партии в период Первой мировой войны (1914 - 1918 гг.) 296

1. Место чешских национальных социалистов в чешском политическом лагере (1914-1917 гг.) 296

2. Поиск новых союзников и изменение характера Чешской национальной социальной партии 312

3. Программа 1918 г 316

4. Послесловие 325

Заключение 334

Список использованных источников и литературы 342

Вацлав Ярослав Клофач. Страницы биографии

Вацлав Ярослав Клофач родился в 1868 году в Немецком Броде, в семье бедного портного. Семья жила в лачуге на одной из тех улиц, где нельзя было встретить дорогие экипажи и богато одетых господ, где в маленьких домиках в нищенских условиях селились люди "третьего сорта". Нищета и болезни привели к ранней смерти брата Вацлава и двух его сестер. Сам он был чрезвычайно болезненным ребенком и переболел чуть ли не всеми "детскими" болезнями: дифтерией, скарлатиной, оспой.

Отца своего Клофач всегда вспоминал с огромным уважением, однако, особенно теплые отношения были у него с матерью. Его мать была простая, набожная женщина, с очень мягким характером. И если от отца Клофач унаследовал пытливость духа и горячность, то от матери - глубокую чувствительность. Мать была для него "самым дорогим существом, женщиной, которая отдает детям всю себя, ничего не требуя взамен, воплощением нежности и любви". Поэтому Клофач говорил, что, прежде всего, у народа должно быть уважение к материнству.

Учеба давалась Вацлаву легко. Он был принят в гимназию, не закончив начальной школы, т.е. без 4 и 5 классов. Ему не было еще и десяти лет. В 16 лет, окончив гимназию, он уезжает в Прагу. У него не было ни поло жения, ни денег, ни связей, была лишь решимость и огромная вера в себя. Клофач мечтал писать, писать для газеты "Народни листы", где печатались известный журналист Иозеф Барак и поэт Ян Неруда . Первой его пробой сил в Праге было написание анекдотов для "Велимкови Хумор" ("Velimkovy humor") и "Палечки" ("Palecek"), юмористических неполитических журналов. Между тем, его первые опыты в журналистике остались незамеченными. Это разочаровывает молодого человека, и он уезжает домой в Немецки Брод.

Что делать дальше? Отец предлагает ему подать заявление в семинарию. Однако теперь заветной мечтой Клофача стало преподавание в школе. Учить детей, что может быть лучше! Вскоре он понимает, что это место также не соответствует его характеру. Он снова едет в Прагу, на этот раз с иной целью.

Клофач поступает в университет на факультет медицины. Предварительные экзамены он сдал на отлично (анатомия была его любимым предметом). Между тем его все больше привлекает общественная деятельность: он пишет для газеты "Правда" в Немецком Броде, в августе 1888 г. он выступает на съезде академического краевого общества "Сазаван".

В начале осени 1888 г. был обнародован закон о всеобщей воинской повинности. Он ограничивал уже устоявшиеся права сгуденчества, так как согласно новым правилам была введена двухлетняя воинская повинность для тех, кто не сдал успешно офицерский экзамен. В чешском студенчестве возникло вполне понятное опасение, что в офицерском звании будет отказано и тем, кто не покажет соответствующее знание немецкого языка. На территории Пражского университета устраивались выступления студентов. Ректор университета Томса пытался успокоить недовольных студентов, однако, ему это не удалось. Вскоре на одном из студенческих митингов выступил Клофач. Его речь была так темпераментна и актуальна, что он сразу же стал популярным среди сверстников.

Во время церемоний приветствия новых слушателей университета Клофач произнес большую речь. Вскоре он получил членство в студенче ском совете и сразу же, что было невозможно для новичка - место секретаря Академического читательского общества университета.

Академическое читательское общество концентрировало в себе лучшую часть пражского студенчества, оно было в постоянном контакте со всем чешским политическим миром. Таким образом, перед никому неизвестным, бедным студентом из Немецкого Брода неожиданно открылись новые перспективы.

22 августа 1889 г. Академическое читательское общество послало на международный съезд студенчества в Париже собственную депутацию с адресом, который иллюстрирует настроение студенчества того времени: "Братья ! Над вами уже взошло солнце свободы, лучи которого падают на весь образованный мир; освещенные этим светом и мы хотим достичь тех идеалов, которых вы уже достигли". Практически сразу вышел указ о роспуске Академического читательского общества, по причине того, что "этот адрес был выступлением политическим".4

Это известие застало Клофача в Немецком Броде, так как он, кроме всего прочего, был председателем местного студенческого общества "Барак", а также председателем академического краевого общества "Сазаван". После приезда в Прагу Клофач переводится с медицинского факультета на философский.

Это было время, когда Национальная партия переживала кризис, а всю большую популярность завоевывали младочехи. Как известно, в результате выборов в парламент 1891 г. старочехи были практически сметены с политической сцены, и лидирующее место заняла Национальная партия свободомыслящих. Однако партия нуждалась в новых молодых кадрах. Юлиус Грегр3, один из лидеров младочехов, прослышав о молодом талантливом деятеле Клофаче, посылает ему приглашение. И сразу же после первой встречи предлагает Клофачу место редактора "Народни листы" ("Narodni listy"). Он соглашается принять предложение, однако как человек независимый, оговаривает для себя "абсолютную свободу взглядов, особенно в вопросах, касающихся рабочих".6 Он был соредактором вплоть до 1899г. Двадцатидвухлетний студент стал одним из редакторов одного из крупнейших и самого популярного среди прогрессивных слоев издания - младочеш-ской газеты "Народни листы" ("Narodni listy"). Клофач вошел в общество образованных и известных людей, таких как Я.Перу да , Г.Эйм\ К.Тума и других, причем, вошел на равных.

С самого начала у Клофача и Ю. Грегра сложились дружеские и доверительные отношения. Довольно скоро Клофач становится секретарем исполнительного комитета Национальной партии свободомыслящих. По роду своей деятельности он был связан с братьями Греграми , Я. Вашатым ", А.П. Трояном J и др., что, самой собой, повлияло на развитие политического кругозора Клофача.14

Помимо участия в делах младочешской партии, Клофач являлся также, наряду с Ант.Чижиком 1:\ Ал. Рашинем16, К. Ст. Соколом17, братьями Тайнами18, одним из основателей прогрессистского движения, которое во многом выросло из студенческого движения 80-х гг.

Не было ни одной акции, где Клофач не выступил и всегда с неизменным успехом. В 1890 г. Клофач вместе с Рашином и Гайном едет в Краков, куда привезли из Парижа, чтобы предать земле, тело знаменитого польского поэта и писателя Адама Мицкевича. В Кракове Клофач пытался установить дружеские отношения с польскими прогрессистами. В 1891 г. в Праге был созван съезд славянского прогрессивного студенчества, на котором опять-таки с успехом выступил Клофач.

В 1892 г. он оказался в армии для прохождения одногодичной службы в качестве добровольца. В характеристике, данной ему по этому случаю, было написано, что "он хуже, чем анархист". Офицерский экзамен он сдал на отлично, и ему было присвоено звание вахмистра. К 1894 г. Клофач должен был получить звание поручика. Однако он развернул в войсках столь бурную деятельность, что руководство посчитало наилучшим для себя, чтобы такой человек как Клофач вообще никогда больше не появлялся в казармах. После прохождения службы в армии Клофач снова возвратился в редакцию газеты "Народни листы" ("Narodni listy"). Однако он не только сидел за редакторским столом. Его значимость и популярность заметно росли от выступления к выступлению. Во время его речей "люди не довольствовались лишь восторженными апплодисментами, люди топали ногами так, что пол дрожал. Каждое его слово означало беспощадное нападение на правительство и Австрию".

Чешская национальная социальная партия и Социал - демократическая рабочая партия Австрии (сравнительный анализ программных установок)

Объективное рассмотрение положения Чешской национальной социальной партии в политической структуре чешских земель невозможно без сравнения с идеологическими установками социал - демократической партии. Об отношении социал - демократов к национальному вопросу и его теоретической разработке говорилось уже довольно подробно, однако, в данном случае следует остановиться именно на программных установках соперников для того, чтобы глубже понять причину конфликта двух "рабочих" партий. Для сопоставления взята общеавстрийская программа социал-демократов, принятая в 1901 г. в Вене, как наиболее близкая по времени важнейшему документу, вышедшему из-под пера национальных социалистов (1902 г.) и разработанная в тех же политических, экономических и социальных условиях.

Следует напомнить, что у Чехо-славянской социал-демократической партии, несмотря на то, что начиная с 1893 г. она возобновила проведение своих съездов как самостоятельная единица не было своей программы. Ее отмежевание вело к "неполной организационной самостоятельности", ибо основные теоретические положения, одобренные австрийскими социалистами, не подвергались критике, система ценностей была едина, направление в развитии партии - схожи.

Рассматриваемая программа социал-демократов, принятая на общеавстрийском съезде в Вене в 1901 г., являясь общей программой для всех социал-демократических партий Цислейтании, не содержит специфически чешских требований. В обобщающем труде чехословацких исследователей "Очерки истории КПЧ" отмечается, что съезд "пересмотрел с позиций оппортунизма и ревизионизма формально признававшуюся до сих пор Гайн-фельдскую программу, обойдя вопрос об установлении диктатуры пролетариата, вопрос об отношении к буржуазному государству и к крестьянст-ву".109

Крупнейший чешский историк О. Урбан в своем фундаментальном труде "Чешское общество 1848-1918" говорит о том, что в 1901 г г. программа Гайнфельдского съезда была не только "стилистически исправлена", но в некоторых аспектах была коренным образом переработана. Наиболее значительным изменением в новом документе стало исключение из текста документа характеристики австрийского парламентаризма. Кроме того, требование введения всеобщего избирательного права было выдвинуто без каких бы то ни было ограничений. Главной заслугой венского съезда и обновленной программы Урбан считает то, что партия встала "на путь примирения с капиталистическим общественным строем и выступала, по отношению к нему, уже как партия социально - реформистского толка".110

Поднявшись на трибуну парламента, социал - демократы вынуждены были не только примиряться с деятельностью буржуазных партий, но и искать свой modus vivendi в новых политических условиях. Кроме того, особое место социал - демократии обуславливалось еще и тем, что одна из самых оппортунистических австрийских партий получила по результатам выборов 1901г. 10 депутатских мандатов. Положение социал - демократии в конце 19 - начале 20 в. усугублялось еще и тем, что она вынуждена была бороться не только с противниками за рамками социалистического движения, но и с внутренними проблемами как организационного, так и идеологического характера.

Проанализировав отношение социал - демократии к национальному вопросу, мы увидели, что две "рабочие" партии (как они сами себя называли) изначально отталкивались от разных основ. Для национальных социалистов такой основой стал национализм, ибо уже говорилось о том, что это прежде всего была партия национальная, а уже потом социальная. Это оговаривается сразу же на первой странице программы: "Чешская партия национальных социалистов возникла в целях противодействия притеснению чешского народа со стороны немцев, как реакция на существующие правовые и социальные злоупотребления в чешских землях".111

Подчеркнув, что "Социал - демократическая рабочая партия Австрии выступает от имени всего народа, независимо от национальной принадлежности, расы и иола, стремится к его освобождению от экономической зависимости, политического гнета и интеллектуальной ограниченности", отправной точкой социал - демократы считали, прежде всего, "организацию пролетариата, помощь ему в осознании его положения и его задач, физическая и нравственная подготовка его к борьбе". При этом, социал - демократы рассматривают пролетариат как класс без учета национальной принадлежности, так как "Социал - демократическая рабочая партия Австрии является партией интернациональной".11

Из программы социал - демократов ясно видно, что партия придерживалась мысли о подчиненности национальных интересов классовым. С ростом промышленности и капитала, с развитием капитализма растет несоответствие между уровнем жизни и положением рабочих и "размером производимого ими богатства". С развитием капитализма усиливается пролетариат, который, в свою очередь, начинает вести борьбу с капиталом, борьбу против общего врага всех рабочих, выступая, таким образом, за тесное сотрудничество рабочих всех национальностей."" Национальные социалисты, в отличие от социал - демократов, признают солидарность рабочих только в случае "борьбы в заїциту экономических и политических основ и за возможность влияния на государственный строй", но ни при каких условиях не признают классовой борьбы, являясь поборниками реформистского, эволюционного пути развития.1 4

Вместе с тем, как национальные рабочие добиваются "наиболее выгодных условий экономического и духовного благосостояния рабочих и несостоятельных слоев населения вообще", так и социал - демократическая рабочая партия Австрии "стремится к законодательной охране уровня жизни рабочего класса и борется за то, чтобы пролетариат мог оказывать как молено более широкое влияние па все сферы общественной жизни".113

Но если для социал - демократов социальный вопрос сводится только к рабочему вопросу, то для национальных социалистов это, как мы уже увидели. прежде всего, проблема защиты прав "остальных работающих слоев населения". Таким образом, они говорят об активной, целенаправленной охране интепег.пв и метких ппоизволителей и поедпоинимателей. и сельскохозяйст-венных рабочих, и малоземельных крестьян.

Одним из главных средств борьбы за оказание "широкого влияния на все сферы общественной жизни" социал - демократы считали всеобщее, тайное, равное и прямое избирательное право. Признав реформу Бадени о введении 5 курии, австрийская социал - демократическая партия направила все свои усилия на подготовку избирательной кампании. В марте 1897г. на выборах в парламент им удалось провести 14 своих депутатов, причем наибольших успехов социалисты добились в чешских землях (5 мест), и все же требование всеобщего избирательного права остается одним из главных лозунгов.117 Но теперь партия ориентировалась в основном на работу в парламенте. Именно этим объясняется необходимость разработки программы 1901г..118

Национальные социалисты, также как и социал - демократы, хорошо понимали значение всеобщего избирательного права для "демократического равноправия и демократического устройства", но для них оно было лишь первым пунктом в ряду демократических требований, а не единственным средством борьбы."9

Наряду с введением всеобщего, тайного, равного и прямого избирательного права одним из важнейших требований социал - демократов становится принятие государственных законов прямого действия. Между тем и национальные социалисты требовали "введения законодательной инициативы для народа посредством подачи законных предложений от лица народа и проведения референдумов". В схожести этих требований, очевидно, есть социальная подоплека, так как обе партии защищали интересы средних и низших слоев населения абсолютно лишенных не только возможности влиять на законодательство, но и каких - либо социальных и правовых гарантий вообще.120

Национальные социалисты, также как и социал - демократы, настаивали и на требованиях общедемократического характера. Обе эти программы содержат целый ряд общедемократических требований: свободы слова и печати, свободы союзов и собраний, свободы передвижения. Одним из главных условий демократизации общества, по мнению и тех, и других, была независимость суда, которая обеспечивалась выборностью судей. Наряду с национальными социалистами, которые настаивали на принятии нового уголовного кодекса с отменой смертной казни, социалисты также ратовали за отмену смертной казни.

Национальные социалисты требовали свободы совести как одну из главных демократических свобод. Освобождая церковь от всех привилегий, они считали возможным предоставить ей статус свободного объединения, которое должно подчиняться общему законодательству. Социал - демократы, настаивая на отделении церкви от государства, рассматривали ее как "частную ассоциацию, совершенно независимо управляющую своими делами". Кроме того, социал - демократы были убеждены в необходимости обязательного гражданского брака, лишив тем самым церковь одной из главных ее прерогатив. Таким образом, мы можем видеть, что и те, и другие мало касаются церковного вопроса в теоретическом ракурсе, рассматривая лишь проблему отделения церкви от активного участия в жизни общества в практическом ключе.

Культурной и школьной программе национальные социалисты посвящают целый раздел, считая "воспитание честной и энергичной личности" существенной частью своей программы и задачей демократического общества. Они разработали проект системы школьного образования, от самых первых ступеней до высшей школы, предусматривающий реформирование уже сложившейся системы обучения, остановились на проблемах учителей, управлении школой и т.д.. Одним из главных условий успеха системы образования, согласно программе Чешской национальной социальной партии, была его доступность и бесплатность.123

Поиск союзников в условиях изменения ситуации на политической арене

К середине первого десятилетия 20 в. Австро - Венгрия оказалась в тяжелой внутри - и внешнеполитической ситуации. На международной арене она играла роль партнера Германии. А ее внешнеполитические возможности были в значительной мере ослаблены постоянной нестабильностью внутриполитической обстановки в стране, которую не могли ослабить поиски "объединяющей государственной идеи".

Стремление к равноправию, к получению ограниченного суверенитета ненемецких и невенгерских народов фактически вело к ревизии австро -венгерского дуализма и тем самым к изменению основ немецко - австрий-ско - венгерского сотрудничества. Огромную роль для внутриполитической жизни Австрии этого периода сыграла парламентская реформа 1907г., открывшая новый этап политического развития Австрии.

Вопрос о проведении избирательной реформы в Австро - Венгрии уже к 1905 г. перерос рамки отдельных земель и в сочетании с внутриполитическими переменами приобрел общеавстрийский характер. В день открытия чешского земского сейма 10 октября 1905 г. социал - демократы потребовали проведения реформы и под давлением обстоятельств представители чешских буржуазных партий во главе с младочехами предложили проект демократической избирательной реформы. Правительство в свою очередь подало собственный проект в смысле расширения куриального парламентаризма. При этом чешские буржуазные и мелкобуржуазные партии оказались в сложной ситуации, опасаясь, что инициатива окажется в руках социал - демократии.

Младочехи были одними из первых в парламенте, кто предложил в спешном порядке рассмотреть вопрос избирательного права в смысле демократизации избирательной системы. Кабинет Гауча1 не высказался против проведения глубокой избирательной реформы, подчеркнув вместе с тем, что необходимость решения национальных споров является предварительным условием парламентской реформы. При голосование парламент высказался 155 голосами против 114 за проведение избирательной реформы, однако, при значительном количестве воздержавшихся 2/3 большинства, необходимого для введения конституционных перемен, не было достигнуто.

На фоне разворачивающегося противостояния в парламенте росла волна общественного недовольства. Многочисленные демонстрации и манифестации стали символом осени 1905 г. Кроме того, политическая активность масс была подхлестнута экономической борьбой и стачечным движением. В бурную атмосферу были вовлечены самые разные слои населения. Помимо социальной нашла себе применение и национальная мотивация борьбы за всеобщее избирательное право. В результате 30 сентября 1905 г. был издан имперский манифест, в котором было заявлено о введении всеобщего избирательного права на выборах в представительные органы.

Однако это не успокоило общественность, так как демонстрации и выступления не прекращались, в ноябре 1905 г. произошла генеральная забастовка, организованная социал - демократией, ставшая самым крупным актом протеста в период до 1 Мировой войны. В ряде случаев борьба перерастала рамки борьбы за всеобщее избирательное право.

Таким образом, общественная напряженность привела к тому, что кабинет Гауча в феврале 1906 г. предложил для рассмотрения в парламенте правительственный проект избирательной реформы. Согласно этому проекту система куриального парламентаризма уничтожалась, и вводилось всеобщее избирательное право для мужчин старше 24 лет; общее число депутатов возросло до 455. Правительственный проект был передан для доработки особым комитетом.

Главным предметом споров стал вопрос о распределении мандатов по отдельным землям и национальностям. Притом обращалось внимание не только на количество жителей, но и на иные показатели, в частности, уплату налогов. Так и не достигнув соглашения с парламентариями, Гауч был вынужден уйти в отставку.

Неожиданно для всех назначенный на пост председателя кабинета министров Макс Владимир Бэк3 собрал так называемый "кабинет творческих сил", куда помимо нескольких чиновников вошли 7 парламентских политиков - представители немецких прогрессистов, немецкой народной партии, польского клуба и младочехов. Создание полупарламентского кабинета явилось явно прагматичным шагом, который мог способствовать реализации избирательной реформы. Будучи умеренным консерватором, Бэк "не хотел радикализовать парламент, а пытался парламентаризовать радикалов".

Правительственные перемены, а также новая волна общественной активности привели к тому, что 21 декабря 1906 г. проект избирательной реформы был, наконец, принят парламентом, а 26 февраля 1907 г. одобрен Францем Иосифом. В результате парламентской реформы куриальная система была уничтожена, но избирательное право даже формально не стало равным. Согласно новому закону число членов палаты депутатов увеличивалось до 516 (от Чехии - 130, от Моравии - 49, от Силезии - 15), равное избирательное право признавалось за всеми мужчинами старше 24 лет, гражданами Австрии, которые не менее года прожили на месте, где должны голосовать, и не были лишены избирательного права по другим причинам. Кроме тех, кто не соблюдал правила проживания на одном месте в течение года, из участия в выборах были исключены профессиональные военные, нищие и лица, лишенные избирательного права в связи с уголовным наказанием. Естественно, что абсолютное равенство при создании избирательных округов с учетом количества избирателей на один депутатский мандат практически нигде не могло быть достигнуто. Стабильность новой избирательной системы обеспечивалась прежде всего тем, что любые перемены были возможны лишь при установлении парламентского большинства в 2/3 голосов, то есть не менее 343 депутатов.

Еще до назначения срока новых выборов в полную силу развернулась официальная избирательная кампания. Последние недели перед выборами в мае 1907 г. стали лишь довершением процесса. Политические партии активно лавировали, реорганизовывались и корректировали свои программы. Еще в 1905г. Чешская национальная социальная партия присоединилась к блоку партий реформистского крыла, куда вошли младочехи, реалисты, радикальные прогрессисты и некоторые представители других политических группировок. При этом каждая из партий стремилась придать объединению, характерное только для нее звучание. Одной из наиболее важных перемен в чешском политическим лагере стало объединение в конце 1905 г. части бывших прогрессистов во главе с Ал. Гайном с народной партией, которое было оформлено на съезде 1906 г. переименованием партии в Чешскую прогрессивную партию.

Сама Чешская национальная социальная партия пребывает в этот период в некотором застое, стремясь найти свое место среди буржуазных партий. Кроме того, главный вопрос этого времени - борьба за всеобщее избирательное право -не оставляет равнодушным и национальных социалистов. Однако IV съезд партии, который проходил 2-4 ноября 1905 г. в Брно, принципиально не изменил ситуацию и не выработал никакого нового образа действий. Поэтому период после 1905 г. вплоть до 1907 г. исследовательница М. Хавласова характеризует "как время, когда национальные социалисты искали свое место среди остальных партий".3

Лидерство в чешском политическом представительстве оставалось за мла-дочехами. Однако их согласие войти в правительство Бэка вызвало острую критику среди радикальных мелкобуржуазных партий. В новый кабинет министров вошли бывший председатель младочешского клуба Б. Пацак6 и И. Форжт7. В частности, национальные социалисты вместе с радикальными прогрессистами и радикальной государственно - правовой партией заняли негативную позицию в отношении предлагаемой младочехами формулировки избирательного закона, а также указывали, прежде всего, на фактическое неравенство избирательного права.

Попытка создать единый государственно - правовой клуб чешских политических партий за исключением социал - демократии была предпринята в ходе переговоров в декабре 1906 г. в так называемом Чешском национальном совете. Предметом обсуждения стала возможность совместного участия в выборах. Однако уже первое заседание не привело к успехам. А через год национальные социалисты вслед за прогрессистами отказались переговорного процесса. А в феврале 1907 г. в чешском политическом лагере образовалась два самостоятельных избирательных объединения: коалиции старочехов и младочехов и группы, объединяющей национальных социалистов, государственно - правовую и радикально - прогрессистскую партии под названием "чешская государственно -правовая демократия".

Буквально накануне выборов Чешская национальная социальная партия принимает решение об учреждении нового центрального печатного органа, который должен был заменить большую часть ранее существовавших изданий. 1 марта 1907 г. выходит первый номер новой ежедневной газеты "Ческе слово" ("Ceske slovo"). Издателем газеты был В. Клофач, место ответственного редактора занял Иржи Пихл, председателем редакционного совета стал Отакар Хюбсх-ман.

Первые выборы в буржуазно - демократический парламент в мае 1907 г. представляли собой новый этап внутриполитического развития Цислей-тании. В них в полной мере отразилась политическая напряженность и социальное расслоение общества последних двух лет. О значении, которое общественность придавала выборам, свидетельствует чрезвычайно высокая активность избирателей - 84% населения пришли на избирательные участки. В первом туре голосования все партии участвовали более или менее самостоятельно, но огромный успех социал - демократии уже на этой стадии способствовал концентрации сил буржуазных и мелкобуржуазных партий. В результате из общего количества чешских мандатов - 108 - 28 получили аграрии, младочешско - старочешская группировка - 26, социал - демократы - 24, клерикальная партия - 17, объединение "чешская государственно - правовая демократия"- 9. Причем все мандаты достались депутатам от Чешской национальной социальной партии, которая на выборах завоевала 10,3% голосов избирателей. Прогрессивная партия завоевала 2 мандата и так называемые "независимые депутаты" имели по 2 депутатских места.

Программа 1918 г

Еще в июле 1917 г. Клофач предложил распустить национальную социальную партию для того, чтобы "могла быть создана единая великая демократическая чешская партия". ,2 Таким образом, 30 марта Чешская национальная социальная партия самоликвидировалась. А уже на следующий день под председательством Клофача был созван первый сьезд новой партии, которая получила название Чешская социалистическая партия. J В этой связи, М. Паулова пишет, что эта партия была создана на "компромиссной классовой программе". Действительно программа новой партии, как следовало из названия, основывалась на углублении социалистических тенденций и заявляла о "беспощадной борьбе за создание самостоятельного государства исходя из национальных и социальных принципов".64 Составной частью партии стали реалисты (например, к ним присоединился Я. Хайшман), группа "Ческа демокрация" ("Ceska demokracie") и анархисты. Причем в создании программы Чешской социалистической партии и формировании идеологии чешского социализма наряду с анархокоммунизмом огромную роль сыграл, по мнению некоторых исследователей, реализм. В частности, реалист Ф. Крейчи65 стал одним из разработчиков программы партии. Председателем партии был избран Клофач. Принятая программа новой партийной структуры провозглашала возможность объединения "всех социалистических сил" и вместе с тем, заявляла о вступлении в рабочий интернационал.66

Проект программы новой партии был разбит на три части: Крейчи зачитывал часть, касающуюся сферы культуры, Франке 7 - государственно - право-вого аспекта, Свозил - экономической деятельности. Клофач дал разъяснение по вопросу об отношении к другим политическим партиям.

Программа новой партии провозглашала принципы и задачи чешского социализма. В ее преамбуле заявлено: "Чешский социализм хочет преобразовать все чешское общество в политической, экономической и культурной сфере на основе равноправия всех граждан без различия пола". При этом сразу говорится о необходимости формирования "самостоятельного чешско-словацкого государства", исходя из того, что на протяжении всего исторического развития чешского общества оно не теряло своей национальной, экономической и культурной индивидуальности. Будущее государство должно было опираться на "широкую демократическую основу". В качестве абсолютной цели провозглашалось "объединение всех народов мира .

Рассматривая государственно - правовой вопрос, Франке ни слова не говорит об историческом государственном праве, которое защищали национальные социалисты на протяжении своей 20 летней истории. В отличие от программы 1902 г., где они говорят о возможном преобразовании существующего государства путем реформ, здесь речь идет о "самостоятельном государстве", которое должно возникнуть "в естественных географических и экономических границах". При этом они провозгласили принцип "свободного развития каждого народа", полагая, что "государственная власть должна быть основана на национальном суверенитете".

В качестве основополагающего принципа будущей государственности провозглашалась децентрализация, причем во всех областях общественной жизни. Право чешские социалисты считали "выражением общественного строя, а не инструментом для создания государственной власти". Вместе с тем, говорилось о легитимности государственной власти: "Государственные законы и указы являются обязательными, прежде всего потому, что обеспечивают безопасность общественного строя. Таким образом, высшие органы государства подчинены правовым основам общества". Согласно их представлениям, что общественное устройство обеспечивает форму государственности, а не наоборот.

Принцип децентрализации мог воплотиться, прежде всего, в разделении политической сферы и экономической, так как "помимо политического суверенитета народу необходим суверенитет экономический". Поскольку "народ является владельцем всех средств производства", то "требуется доверить национализированные средства производства в пользование определенным группам производителей". Собственниками признавались профсоюзы, синдикаты, концессии, однако, "на основе долгосрочного найма" средства производства могли передаваться и "индивидуальным пользователям". Для обеспечения экономического суверенитета в парламенте помимо "политической палаты" следовало создать "экономическую палату, как высший экономический орган, которому будут переданы государственно - экономические функции".

Структура государственной власти представлялась чешским социалистам следующим образом: "Высшим органом, сосредоточившим всю полноту экономической и политической власти, должно стать общее собрание всех граждан и гражданок". Это собрание избирает парламент "на основе всеобщего равного и прямого избирательного права". Следующей ступенью власти являются министерства, которые "создаются парламентом и отвечают перед ним".

В самостоятельном чешском государстве гражданам, независимо от пола, должны быть предоставлены права и свободы: равенство перед законом, личная свобода, неприкосновенность жилища, свобода (право) на труд, свобода слова и собраний, свобода образования, свобода печати и се распространения, свобода вероисповедания (при этом, оговаривалось, что "социализм не может ограничивать личность в вопросах веры, но считает необходимым отделение церкви от государства"), свобода собственности (кроме собственности на средства производства).

В программе 1918 г. в отличие от более ранних документов национальные социалисты впервые выступают противниками капиталистической модели общества. Не принимая капитализм как политический и экономический строй, национальные социалисты заявили, что "чешское общество будет превращено из капиталистического в социалистическое", так как "при капиталистическом строе не может быть никакой действительной свободы и равноправия, так как нет никаких экономических гарантий". А поскольку "все богатства принадлежат всем создателям, то есть, каждому, чтобы не было ни господ, ни подданных", и поскольку "народ в целом и каждый его представитель должен стать собственником средств производства", необходимым условием для социалистического развития общества должна быть "внутренняя национальная социализация права собственности". Для достижения этой цели они считали необходимым "уничтожить частно-капиталистическую собственность на средства производства". При этом провозглашался полный разрыв с прежними принципами государственного устройства, вплоть до отказа от отношений с "внутренним и внешним империализмом". На смену старым "великодержавным функция государства, милитаристического, империалистического и полицейского" должны прийти "функции экономического, социального и культурного характера".

Равенство перед законом всех граждан распространялось и на экономическую сферу жизни. Помимо обязательного установления минимальной заработной платы, предполагалось, "прежде всего, следить за тем, чтобы вознаграждение не давало никому возможности жить с ренты, не работая".

Уже говорилось о том, что женский вопрос находился непосредственно в сфере интересов национальных социалистов. Однако вряд ли можно говорить о его теоретической разработке. Лишь документ, принятый в 1900 г. "Взгляды и программа Чешской национальной социальной партии в отношении женщин и так называемого женского вопроса", о котором уже шла речь, содержал в себе более или менее развернутое понимание проблемы. В программе 1918 г. женский вопрос получил свое окончательное развитие, особенно в сфере экономики. Кроме того, что провозглашалось равенство полов, специально был сделан акцент на защите труда женщины и женщины - матери. Труд женщины необходимо было организовать таким образом, чтобы "не ограничивать права и свободы женщин как это было раньше". Вместе с тем, "труд женщины и особенно женщины - матери должен оцениваться также, как любой другой общественный труд".74

Если раньше распространение сферы влияния национальных социалистов в деревне не имело особого успеха, то в этом документе прямо говориться о том, что привлечение в свои ряды крестьянства необходимо для того, чтобы "заложить социалистическую основу" в деревне. При этом, "обобществление средств производства должно находиться под контролем не только товариществ, но и отдельных семей".

Однако все указанные экономические задачи и цели могли быть претворены в жизнь в будущем. А до этих пор чешские социалисты предполагали "работать над реформами, которые способствовали бы быстрому преобразованию общества из капиталистического в социалистическое". Предлагались следующие социальные реформы и изменения в рабочем законодательстве: "установление минимальной заработной платы, улучшение условий труда, полная компенсация не только в случае отсутствия на рабочем месте по причине болезни, несчастного случая и по инвалидности, но и пенсионное обеспечение, а также компенсации на случай незанятости (безработицы), создание мировых судов, рабочих камор". К этим мерам необходимо добавить: установление максимального рабочего дня, организация труда женщин, введение запрета на детский труд, реформы народного образования и системы здравоохранения, полная поддержка инвалидов войны.

Сотрудничество с анархистами не могло не сказаться на создание этой программы. Уже в подзаголовке программы было сказано, что в обсуждении проекта программы приняла участие Федерация чешских анархокоммунистов. Принимая тезис анархистов о капитализме как пережитке общественного строя, национальные социалисты в свою очередь выдвигают требование передачи права собственности для всех категорий населения. Особое значение придавалось "использованию научной работы в хозяйстве". "Экономические условия должны быть контролированы", при этом, национальные социалисты не принимают со-циал - демократическую теорию "государственного социализма", так как это приводит "к монополизации производства и подавлению производственных инициатив, необходимых для общественного производства". Наряду с этим они в значительной мере не признают гипертрофированного положения государства и его власти над гражданином, что было также свойственно социал - демократам.76

Похожие диссертации на Партия чешских национальных социалистов, 1898-1918 гг.