Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблемы адаптации инокультурных мигрантов в Германии в 1990 - е гг. Абдулрахман Фарук Муса

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Абдулрахман Фарук Муса. Проблемы адаптации инокультурных мигрантов в Германии в 1990 - е гг. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03 / Абдулрахман Фарук Муса; [Место защиты: Юж. федер. ун-т].- Ростов-на-Дону, 2013.- 180 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-7/217

Содержание к диссертации

Введение

1 Глава. Формирование миграционных проблем в Германии к 1990-м годам . 21

1.1 Этапы и факторы формирования миграционных потоков в Германии. 21

1.2. Основные проблемы адаптации мигрантов в Германии во второй половине XX века . 39

2 Глава. Политико-правовая адаптация мигрантов в Германии в 1990-е гг . 57

2.1 Эволюция миграционного законодательства Германии в 1990-е гг. 57

2.2 Участие мигрантов в политической жизни Германии в конце XX века . 75

2.3 Нелегальная иммиграция в Германию в 1990-е гг . 90

3 Глава. Социокультурная адаптация мигрантов в Германии в 1990-е гг . 109

3.1 Религиозно-культурный фактор адаптации мигрантов в немецком обществе. 109

3.2 Социальные проблемы адаптации мигрантов . 128

Заключение. 154

Список использованных источников и литературы 1

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Научный интерес к изучению проблем адаптации инокультурных мигрантов в Германии обусловлен не только непрекращающимися поисками решения проблем миграции учёными, но и необходимостью постоянных практических шагов в улучшении адаптации мигрантов, исходя, прежде всего, из исторического развития миграционных процессов второй половины ХХ века.

Германия – один из основных миграционных пунктов стран Восточной Европы и Ближнего Востока: как для вынужденных переселенцев, так и для рабочих и специалистов – трудовых мигрантов. Миграция стала неотъемлемой частью современной Германии. Политика страны пытается сочетать приём нужных рынку категорий населения и заполнению ниш в составе национальной рабочей силы с включением вновь прибывших в немецкое общество. Остаётся немало проблем, которые заставляют снова и снова изучать уже накопленный государством опыт, пытаться анализировать его и находить пути для решения одной из главных проблем миграции, которой остаётся адаптация прибывших переселенцев.

Объектом диссертационного исследования является адаптация инокультурных мигрантов в Германии во второй половине ХХ века.

Предметом исследования являются этапы формирования, основные направления и механизмы адаптации мигрантов Германии в 1990-е гг.

Хронологические и географические рамки исследования включают 1990-е гг.

Хронологические границы исследования, несмотря на то, что активные миграционные процессы продолжают и сегодня оставаться актуальными для Германии, обусловлены с одной стороны признанием немецким государством себя как страны миграции, произошедшим в 1990-е гг. С другой стороны характер такой периодизации объясняется тем, что именно на рубеже ХХ - ХХI вв. проблема адаптации мигрантов стала наиболее острой проблемой в немецком обществе, ознаменовав закат эпохи мультикультурализма.

Территориальные рамки составляют пределы Западной Германии – ФРГ, а с 1990 года – территорию объединенной Германии, включая вновь присоединённые восточные федеральные земли.

Адаптацию мигрантов мы рассматриваем в контексте приспособления людей к новым для них условиям жизни.

Степень научной разработанности проблемы. Историографию исследования можно подразделить на два направления.

1. Общие труды по истории миграции, среди которых можно выделить научные произведения российских и иностранных авторов (арабских и европейских, прежде всего, немецких) и исследователей проблем миграции второй половины ХХ века. В данных работах содержатся данные о численности мигрантов, этапах миграции, проблемах, связанных с нелегальной иммиграцией.

Современные исследователи обратили внимание на взаимовлияние пограничности культур Востока и Запада, традиционного и индустриального общества: по этому поводу институт востоковедения РАН выпустил сборник «Кто мы и что – скитанье наше?! Восток на Западе». Статьи авторов сборника поднимают проблемы существования восточных диаспор на Западе, выявляют их вклад в европейскую жизнь. В частности, особенностей развития турецкой литературы в Германии во второй половине ХХ–начале ХХI вв. касается исследовательница С.Н. Утургаури. Данные исследования способны дать необходимый инструментарий для анализа адаптации народов Востока в немецкое общество.

2. Исследования, непосредственно посвящённые истории адаптации мигрантов. Их также можно подразделить на три группы:

1) работы российских учёных;

2) зарубежных исследователей;

3) мигрантскую литературу.

1) В работах широкого круга российских исследователей рассматриваются отдельные аспекты миграции и предоставления убежища, анализа нормативной базы Германии в области регулирования миграции.

Заслуживают пристального внимания труды, рассматривающие аспекты, связанные с интеграцией мигрантов в немецкое общество и рынок труда, социальную структуру немецкого общества, социально-экономическое положение семей иностранных рабочих.

Целый пласт работ отражает особенности социокультурной адаптации мигрантов и их проблем.

Кроме общих работ по адаптации научная мысль содержит и анализ отдельных областей адаптации. Это, прежде всего, семья и образование. Авторы анализируют основные барьеры для успешного включения мигрантов в новые социокультурные общности, пытаются определить особенности адаптации в немецкой системе образования по отношению к мигрантам, а также объяснять проблемы с точки зрения ценностей, различия культур и ментальных установок.

Немецкие авторы, прежде всего, пытаются понять, каким образом проводимая ФРГ миграционная политика привела страну к бурному росту потока постоянно живущих в стране гастарбайтеров и их семей, а также тому, как Германия фактически стала страной мигрантов, как мигранты и беженцы из Турции влияют на политический процесс в Германии.

Российские специалисты активизировали исследования в области миграционных процессов Германии уже в настоящее время. Тема миграции, легальной и нелегальной, её последствий, в частности связанной с этим социальной напряженности волнует российских исследователей во многом по прикладным причинам. Актуальность таким исследованиям придаёт и необходимость разрешения накопившихся национальных проблем и в России.

Помимо всего прочего, появились исследования, отражающие проблемы адаптации мигрантов в Германии со стороны отдельных этносов. В частности всестороннему изучению подвергается турецкая диаспора в Германии. Исследуются причины миграции турок в ФРГ, возможности и последствия их дальнейшего притока для немецкого общества, даётся сравнительная характеристика положения турецких рабочих в европейских странах. Германия выделяется авторами как основная страна миграции в Европу в течении второй половины ХХ в. Авторы прослеживают потоки движения рабочих на Запад, реакции принимающих стран, аспекты дальнейшего сосуществования европейцев и мигрантов. Н.Г. Киреев показал эволюцию развития турецкой общины от появления первых гастарбайтеров до возникновения огромной диаспоры, занимающей большое место в принявшем их обществе. Появились исследования, отмечающие озабоченность европейских стран на возрастающие волны миграции из менее развитых регионов мира. Более детально позиция в отношении иностранцев рассматривается С.В. Погорельской. В ряде своих статей автор дает анализ положения современной турецкой диаспоры в Германии и её влияния на немецкое общество. Таким образом, отечественная историография в целом не только учитывает политические аспекты взаимоотношений между турецкой общиной и немецким социумом, показано использование общины турецкими властями в качестве проводника интересов Турции в Европе.

2) Круг научных поисков исследователей Германии в отношении турок рос постепенно. В середине века появились работы, характеризующие отдельные аспекты жизни приезжих работников. М. Маттес показывает историю становления гастарбайтерства в Германии как процесса, развивающегося с 1950-х гг. и активизировавшегося к 1970-м гг. Позже в немецкой историографии появляются работы, касающиеся турецких рабочих и дающие как общее представление о проблеме, так и её отдельные аспекты.

Заслуживают отдельного внимания научные труды, отражающие особенности германо-турецких связей 1960–80-х гг., взаимосвязь этапов миграции с внутриполитической ситуацией в ФРГ и её политикой на международной арене.

В 1980-е гг. стали появляться исследования, посвященные проблемам мигрантов в общем, в основном турок со стороны немецких исследователей. Немецкая историография разнообразна и охватывает многие аспекты жизни немецких турок. Авторы анализируют политику ФРГ в отношении мигрантов, рассматривают интеграционные процессы и поиски турками собственной идентичности, анализируют политику официальных властей Турции.

Данная тема нашла отражение и в исследованиях других западных авторов. Они часто преподносят труды об инокультурных диаспорах с точки зрения потенциальной угрозы как очагов экстремизма. Это рассматривается исследователями с позиций сравнения принципов ислама и христианства, а нередко и сквозь призму опасений перед исламизацией западного общества.

Немецкое экспертное сообщество пытается следовать в контексте общеевропейских процессов и признаёт, что за все миграционные проблемы ответственны не только мигранты, но и другие социальные группы, общество, его институты, не всегда эффективная политика психологической, экономической и социальной адаптации. Одной из главных причин подобной ситуации признаётся политика интеграции, которая в конечном итоге стала основой германской миграционной политики.

3) Помимо отечественной и западной историографии сложилась и собственная мигрантская историография. Прежде всего, это работы, дающее представление об адаптации немецких турок в немецком обществе.

Следует выделить труды Фарука Чена, активного защитника прав немецких турок в Германии, подготовившего исследование «Существование турок в Европе и их будущее». Появились исследования, рассматривающие образование как отдельный аспект адаптации мигрантов в Германии. Например, Я. Шонн и В. Озкан пришли к выводу, что немецкий язык является главной преградой на пути успешной адаптации учащихся мигрантов. Также отмечается тот факт, что немецкая система образования не в состоянии обеспечить надлежащую подготовку языка для детей мигрантов и воспроизводит систему, подтверждающую социальное неравенство в немецком обществе.

Арабские авторы в большей степени сконцентрированы на проблемах мигрантов в принимающем обществе в различных сферах жизни общества. Многие турецкие авторы акцентируют внимание на экономическом аспекте. В этом отношении интересна позиция Фарука Чена, Гюрая Оза, заявленная в работе «Европейские рабочие турки в ФРГ и других странах, как экономическая сила». Авторы анализируют роль турок в немецкой экономике, прослеживают эволюцию положения гастарбайтеров в ФРГ, формирование турецкой экономической элиты. Влияние собственной диаспоры на европейское сообщество интересует многих турецких исследователей.

Таким образом, анализ научной литературы по проблемам, связанным с адаптацией мигрантов в немецкое общество второй половины ХХ века позволяет сделать вывод о том, что научная мысль проделала значительную работу по созданию определённой базы, на которой могут строиться исследования, касающиеся проблем адаптации инокультурных мигрантов в Германии в конце ХХ века. В то же время изучение данной проблематики чаще находится на одном из полюсов: или со стороны мигрантов, или со стороны принимающего общества. И если немецким исследователям сложнее объективно учитывать интересы мигрантов и их проблемы в процессе адаптации, то мигрантские авторы большее внимание уделяют необходимости активных мер со стороны принимающего общества для искоренения дискриминаций и угнетений приезжих.

Помимо этого многие исследования имеют узко специализированный характер в рамках социологии, демографии, географии, экономической теории. В меньшей степени адаптационные процессы исследуются в контексте истории, а также научного анализа мнений разных сторон и самих мигрантов, адаптирующихся в немецкую действительность, что даёт нам возможность восполнить данный пробел.

Целью диссертационного исследования является изучение сущности и механизмов адаптации мигрантов в Германии второй половины ХХ века.

Для достижения поставленной цели требуется решить ряд задач:

- определить основные этапы и факторы формирования миграционных потоков в Германию второй половины ХХ века.

- выявить основные проблемы адаптации мигрантов, сложившиеся в Германии в конце 1990-х гг.;

- выделить основные особенности участия мигрантов в немецкой политической жизни в 1990-х гг.

- оценить религиозно-культурный фактор адаптации мигрантов в немецком обществе;

- определить социальные проблемы адаптации мигрантов в Германии.

Методологию исследования составляет система научных подходов и методик, обусловленных целями и задачами исследования, главным образом опирающихся на историзм, объективность и системность.

Проблемно-хронологический подход позволил проследить развитие и изменение проблем адаптации мигрантов в русле изменения миграционной политики под влиянием общественно-политических и экономических явлений в их причинно-следственной взаимосвязи. В связи с тем, что институализация миграционной политики происходит в контексте нормативного обеспечения, был использован и нормативный подход, изучена правовая база миграционной политики, нормативное обеспечение политического статуса различных категорий мигрантов.

Использование междисциплинарного подхода в работе предопределило предмет исследования, в котором проявились проблемы, поставленные на стыке политологии, социологии, экономики, международного права, демографии, этнографии, юриспруденции. Данный подход с помощью привлечения возможностей и средств различных наук позволил осуществить разносторонний анализ адаптации мигрантов в Германии.

Источниковая база исследования включает следующие группы источников.

1) Законодательные акты ФРГ и объединенной Германии, относящиеся к исследуемой проблематике и ставшие определяющими в регулировании переселенческого, беженского, миграционного процессов.

Конституция ФРГ, Закон об изгнанных и беженцах (1953 г.), где было определено право на репатриацию в Германию, а фактически на миграцию в неё.

Социальный кодекс отражает государственные гарантии помощи мигрантам, особенности права нуждающихся требовать её от государства, порядок выплат мигрантам социальной помощи и т.д.

Данная группа источников даёт представление о законодательных рамках политики немецкого государства как принимающего общества, во многом помогает отразить эволюцию этой политики и даёт нам возможность исходить из структуры этих рамок в нашем исследовании.

2) Учредительные договоры Европейского Союза, а также протоколы и декларации, прилагаемые к ним, правовые акты институтов ЕС, международные соглашения и конвенции между странами – официальными членами, касающиеся миграционной политики ЕС.

Официальные международные документы раскрывают проблемы, связанные с миграционными потоками в Европу (Германию) на протяжении второй половины ХХ века. Также они дают нам возможность оценить роль страны в общеевропейских миграционных процессах, сравнить состояние проблемы с ситуациями в других странах.

3) Документы общественно-политических, религиозных организаций, учреждений (советы иностранцев или интеграционные советы, порталы Турецко-исламского союза во имя религии, Центрального совета мусульман Германии, Союза турецко-исламских культурных объединений, Центрального совета армян в Германии и др.).

Ценность данной группы источников в том, что они служат выражением общественного мнения, организаций, отражают национальный состав мигрантских организаций, положения разнообразных программ адаптации, а также наглядно показывают официальные позиции той или иной социальной группы или организации. Эти данные дают нам материал для анализа позиций, положения сообществ мигрантов с самых разных позиций и взглядов.

4) Данные аналитических исследований федеральных ведомств Германии, а также необходимый для анализа статистический материал из других источников: данные о количестве мигрантов, их половозрастных характеристиках, классификации по странам прибытия и др. Например, используются материалы Федерального Министерства по делам семьи, стариков, женщин и молодёжи (BMFSF). Согласно данным ведомства количество заключения браков между мигрантами и количество рождённых ими детей имеет высокие показатели. Эти данные дают нам возможность не только сопоставлять численность мигрантов, но и прослеживать определённую динамику, выделять те или иные слои и их положение в рамках мигрантского сообщества.

5) Материалы средств массовой информации. Данная группа источников дает эмоциональную наполненность изучаемым явлениям и позволяет понять глубину взаимоотношений переселенцев и немцев, увидеть взаимовлияние зачастую совершенно отличающихся друг от друга культур. Эти источники представляют собой и один из самых доступных и прямых способов выяснить самые острые проблемы адаптации мигрантов, определять их потребности, предпочтения, смену общественных настроений и т.д.

6) Отдельную группу составляют источники личного происхождения: (интервью, воспоминания политических лидеров, членов диаспор) как документы общественно-политических деятелей и специалистов, так и представителей самих переселенцев-мигрантов. Отдельное место в данной группе занимает произведение Тило Саррацина, политика и бывшего сенатора Берлина, анализирующего последствия политики мультикультурализма в Германии. Саррацин доказывает, что вследствие неё мигранты не стремятся к интеграции, и в дальнейшем это приведёт к самоуничтожению немецкого народа. Помимо того автор анализирует миграционную политику, предлагая ужесточить её и показывает пути выхода из кризиса.

Достоинство данной группы источников, несмотря на изначальную субъективность, в том, что они несут эмоционально-личностную окраску, позволяя глубже, чем официальные источники проникнуть в проблемы адаптации новых немецких жителей.

Научная новизна исследования состоит в комплексном изучении сущности и механизмов адаптации мигрантов в Германии в 1990-е гг.

Можно выделить следующие элементы научной новизны:

- определены основные этапы и факторы формирования миграционных потоков в Германии второй половины ХХ века;

- выявлены основные религиозно-культурная и хозяйственно-бытовая проблемы адаптации мигрантов в 1990-х гг., а также была обоснована их связь с замкнутым характером переселенческих сообществ;

- выделены основные особенности участия мигрантов в политической жизни Германии в 1990-х гг., проявившиеся, прежде всего в борьбе за отстаивание собственных политических прав и за создание политических организаций, призванных не только обеспечивать представительство растущей доли мигрантов в немецком населении, но и в том числе сопутствовать успешной адаптации вновь прибывающих мигрантов;

- дана оценка степени значимости религиозно-культурного фактора адаптации мигрантов в немецком обществе, располагавшаяся на позициях того, что мигранты никаким образом не готовы были поступиться своими религиозными понятиями; религия была как способом адаптации, так и основным путём самоидентификации мигрантов;

- определены социальные проблемы адаптации мигрантов в Германии, включающие неустроенность быта, также образование, безработицу, преступность, социальное обеспечение, медицинское обслуживание.

Положения, выносимые на защиту.

1. Миграция в Германию во второй половине ХХ века прошла 4 этапа.

Первый этап был предопределён появлением официальных международных соглашений по привлечению иностранных рабочих («гастарбайтеров») со странами средиземноморского бассейна на временной основе.

Второй этап миграции начался после возведения Берлинской стены, когда прервался поток переселенцев из ГДР. Рост численности и периода пребывания мигрантов привёл к тому, что временная миграция превратилась в постоянную.

Третий этап миграции начался после международного кризиса и сворачивания вербовки в 1973 году. Границы для новых трудовых мигрантов были закрыты, а приехавшие раньше, не стали возвращаться домой. В этот момент последовал массовый приток членов семей гастарбайтеров по линии воссоединения семей.

Четвёртый этап миграции в Германию начался в средине 1980-х гг. После либерализации миграционного законодательства и политических изменений в бывших социалистических странах хлынул поток переселенцев из Восточной Европы, Ближнего Востока и стран Азии. Этнические переселенцы стали существенной составляющей миграционного потока в Германии.

2. Основными проблемами адаптации мигрантов в Германии в 1990-е гг. можно считать религиозно-культурную и хозяйственно-бытовую. Число переселенцев с каждым годом росло, государство не смогло сохранить их временный статус, а религиозно-культурные стандарты принимающего общества и мигрантов никакими путями не могли придти к взаимовыгодному состоянию: переселенцы всё более замыкались в своих собственных сообществах, не оправдывая ожиданий немецкого общества на адаптацию по европейским стандартам.

3. Немецкие мигранты последовательно добивались политических прав и создания собственных организаций. Начало им положили выбранные рабочими советами из своей среды представители, которые принимали участие в заседаниях городского совещательного совета. Затем мигранты начали активно участвовать в работе профсоюзов, социал-демократической партии и советах иностранцев при городских администрациях, однако применительно к этому периоду нельзя говорить, что они смогли добиться отстаивания собственных политических интересов на равных с местным населением.

4. Религия служила важнейшей опорой и позволяла мигрантам адаптироваться в немецком обществе в максимально «домашних» условиях. Религиозная обособленность мигрантов порождала дополнительную конфликтность и недоверие со стороны принимающего общества. Более того, лидеры мусульманских общин искали высот социализации не в приобщении к европейским стандартам, а за счёт повышения собственного авторитета внутри общин.

В этой связи к концу ХХ века в стране окончательно обозначился кризис политики мультикультурализма, который проявился как в нежелании мигрантских сообществ адаптироваться к европейской жизни по немецким образцам, так и в неприятии такой ситуации самим немецким обществом.

5. Социальные проблемы мигрантов – это, прежде всего, образование, безработица, преступность, которые приобретают некоторый общий оттенок, отражающийся в трудностях с изучением немецкого языка, а также нежелании усваивать основы местной культуры.

Грузом на мигрантов ложится нерешённость проблем социального обеспечения, медицинского обслуживания и быта. Проблемы приносит нелегальная миграция: с одной стороны предпринимателям и рынку необходимы мигранты, а с другой стороны немецкое государство оказалось неспособно обеспечить официальный статус и включить мигрантов в немецкое общество как социум.

Практическая значимость исследования. Результаты диссертационной работы позволяют систематизировать и углубить научные представления в области истории адаптации мигрантов, а также становления и развития миграционных процессов Германии второй половины ХХ века. Проблемы, связанные с миграцией всё ещё остаются не до конца решёнными, а значит, по-прежнему актуальны не только административные решения, но и учёт целого спектра научных представлений и обобщений. Одной из таких попыток является и наша диссертация. Её результаты могут быть использованы в учебных курсах по истории миграционных процессов.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования были представлены в докладах на заседаниях кафедры зарубежной истории и международных отношений и лекциях для студентов исторического факультета ЮФУ. Различные аспекты рассматриваемых проблем были отражены в публикациях на страницах ряда научных сборников, в том числе и из списка научных журналов, рекомендуемых ВАК.

Структура диссертационной работы. Характер исследования предопределил использование проблемного принципа представления материала, обусловившего соответствующую структуру работы, которая состоит из введения, трёх глав, разделённых на параграфы, заключения и списка источников и литературы.

Основные проблемы адаптации мигрантов в Германии во второй половине XX века

Можно выделить следующие элементы научной новизны: определены основные этапы и факторы формирования миграционных потоков в Германии второй половины XX века; - выявлены основные религиозно-культурная и хозяйственно бытовая проблемы адаптации мигрантов в 1990-х гг., а также была обоснована их связь с замкнутым характером переселенческих сообществ; выделены основные особенности участия мигрантов в политической жизни Германии в 1990-х гг., проявившиеся, прежде всего в борьбе за отстаивание собственных политических прав и за создание политических организаций, призванных не только обеспечивать представительство растущей доли мигрантов в немецком населении, но и в том числе сопутствовать успешной адаптации вновь прибывающих мигрантов; - дана оценка степени значимости религиозно-культурного фактора адаптации мигрантов в немецком обществе, располагавшаяся на позициях того, что мигранты никаким образом не готовы были поступиться своими религиозными понятиями; религия была как способом адаптации, так и основным путём самоидентификации мигрантов; - определены социальные проблемы адаптации мигрантов в Германии, включающие неустроенность быта, также образование, безработицу, преступность, социальное обеспечение, медицинское обслуживание.

Положения, выносимые на защиту.

1. Миграция в Германию во второй половине XX века прошла 4 этапа. Первый этап был предопределён появлением официальных международных соглашений по привлечению иностранных рабочих («гастарбайтеров») со странами средиземноморского бассейна на временной основе.

Второй этап миграции начался после возведения Берлинской стены, когда прервался поток переселенцев из ГДР. Рост численности и периода пребывания мигрантов привёл к тому, что временная миграция превратилась в постоянную.

Третий этап миграции начался после международного кризиса и сворачивания вербовки в 1973 году. Границы для новых трудовых мигрантов были закрыты, а те, кто уже находились в Германии, не спешили возвращаться домой. В этот момент последовал массовый приток членов семей гастарбайтеров по линии воссоединения семей.

Четвёртый этап миграции в Германию начался в средине 1980-х гг. После либерализации миграционного законодательства и политических изменений в бывших социалистических странах хлынул поток переселенцев из Восточной Европы, Ближнего Востока и стран Азии. Этнические переселенцы стали существенной составляющей миграционного потока в Германии.

2. Основными проблемами адаптации мигрантов в Германии в 1990-е гг. можно считать религиозно-культурную и хозяйственно-бытовую. Число переселенцев с каждым годом росло, государство не смогло сохранить их временный статус, а религиозно-культурные стандарты принимающего общества и мигрантов никакими путями не могли придти к взаимовыгодному состоянию: переселенцы всё более замыкались в своих собственных сообществах, не оправдывая ожиданий немецкого общества на адаптацию по европейским стандартам.

3. Немецкие мигранты последовательно добивались политических прав и создания собственных организаций. Начало им положили выбранные рабочими советами из своей среды представители, которые принимали участие в заседаниях городского совещательного совета.

Затем мигранты начали активно участвовать в работе профсоюзов, социал-демократической партии и советах иностранцев при городских администрациях, однако применительно к этому периоду нельзя говорить, что они смогли добиться отстаивания собственных политических интересов на равных с местным населением.

4. Религия служила важнейшей опорой и позволяла мигрантам адаптироваться в немецком обществе в максимально «домашних» условиях. Религиозная обособленность мигрантов порождала дополнительную конфликтность и недоверие со стороны принимающего общества. Более того, лидеры мусульманских общин искали высот социализации не в приобщении к европейским стандартам, а за счёт повышения собственного авторитета внутри общин.

В этой связи к концу XX века в стране окончательно обозначился кризис политики мультикультурализма, который проявился как в нежелании мигрантских сообществ адаптироваться к европейской жизни по немецким образцам, так и в неприятии такой ситуации самим немецким обществом.

5. Социальные проблемы мигрантов - это, прежде всего, образование, безработица, преступность, которые приобретают некоторый общий оттенок, отражающийся в трудностях с изучением немецкого языка, а также нежелании усваивать основы местной культуры.

Грузом на мигрантов ложится нерешённость проблем социального обеспечения, медицинского обслуживания и быта. Проблемы приносит нелегальная миграция: с одной стороны предпринимателям и рынку необходимы мигранты, а с другой стороны немецкое государство оказалось неспособно обеспечить официальный статус и включить мигрантов в немецкое общество как социум.

Участие мигрантов в политической жизни Германии в конце XX века

Кроме того, турецкие рабочие имели возможность заработать достаточно средств для того, чтобы вернуться домой, жениться и перевезти в Европу своих жён, особенно после принятия закона 1974 года. К 1976 году 27 % немецких турок составляли женщины.

Помимо непрекращающегося наплыва беженцев и ищущих работу уже в 1970-е гг. образовались значительные массы тех, кто родился в Германии, но с юридической точки зрения, оставался иностранцем. Это многомиллионное иностранное население, несмотря на определенные социальные гарантии, было исключено из активной общественной жизни страны. Со временем эта проблема дополнилась наличием большого количества людей, которые сами иммигрантами не являлись, но родились уже в ФРГ как дети иностранцев. Это представители «второго поколения», которые не имели, согласно законодательству, ни германского гражданства, ни официального права оставаться на длительный срок, если не являлись гражданами другого государства-члена ЕС. Всё это подпитывало социальные проблемы, т.е. помимо межнациональных, требовалось согласовывать и межклассовые интересы.

Нельзя не отметить взаимосвязь трудностей социально-политического, личностного и бытового характера. Религиозность мигрантов развивалась на фоне непростых условий жизни, с одной стороны, и умиротворяющего воздействия привычной религиозной обстановки, с другой. Тяжелые бытовые условия, в которых оказывались мигранты, их расселение в самых бедных и криминогенных районах городов заставляли искать себе подобных в «божьих домах» («Gotteshauser»). Войдя в церковь, синагогу или мечеть, мигрант избавлялся от чувства постоянной тревоги, он чувствовал себя «как дома» - в Греции, Турции или где бы то ни было еще. Но помимо адаптации это несло и другие результаты. Несмотря на то, что религия играет важнейшую роль в самоорганизации мигрантов, на этой почве прорастали взгляды радикальных фундаменталистов.

Помимо того сосредоточение иммигрантов в собственных этнических сообществах проходило на фоне отчуждения от окружающего немецкого общества, неприятия местного населения, развития консервативной религиозности, подчеркнутого следования ритуальности .

Государственная политика Германии в области религии исходит из того, что сосуществование разных верований в стране может служить культурному обогащению и развитию толерантности у людей разных национальностей. Не смотря на всё это, почти сразу возникла и проблема взаимного непонимания: как коренного населения, так и мигрантов, желающих жить по собственным традициям.

Причины недопонимания часто кроются в культурных различиях, объясняющих нежелание исламских объединений к сближению и интеграции в немецким обществе. В качестве примера можно привести различное отношение мусульман и христиан к принципиальным для ислама равноправию мужчин и женщин, участию женщин в спортивных мероприятиях, ношению мусульманками головного платка - хиджаба.

К тому же в исламе государство и религия неотделимы друг от друга, а в странах Европы наблюдается более свободное отношение граждан государства к религии. Также мешает сближению германского государства и ислама тот факт, что и сам координационный совет исламских объединений, не имеет стройной организационной структуры .

Мигранты считают, что мусульманам, живущим в Германии, постоянно приходится выражать свою приверженность конституции, ненасильственным действиям, равноправию мужчин и женщин, чтобы их считали равноправными членами общества1. Необходимость подобного «самооправдания», по их мнению, как раз и демонстрирует недоверие к мусульманам. Результатами такого взаимного непонимания, и теневой стороной происходящих процессов иммигрантские авторы считают нелегальную иммиграцию, изоляцию мигрантов в районах-гетто европейских городов, радикализацию и криминализацию иммигрантских общин, проявления дискриминации, рост ксенофобии и популярности ультра-правых партий среди местного населения.

Можно выделить основные проблемы, которые стоят перед немецким обществом, столкнувшимся с явлением сплочённых инокультурных общин, не желающих интегрироваться в европейское общество по европейским образцам. 1) Низкая степень интеграции в общество членов общин, и молодежи, что приводит к созданию и устойчивому сохранению изолированных, агрессивно настроенных к окружающему миру, асоциальных и часто криминально ориентированных сообществ, не признающих ни культурное наследие, ни нормы повседневного поведения, существующие в немецком обществе. 2) Отсутствие легальных методов контроля за жизнью таких общин, что существенно затрудняет выявление угроз немецкому обществу, так и своевременное и эффективное реагирование на них. 3) Сплоченность общин, позволяющая их членам при желании сколь угодно длительное время избегать контактов любого уровня с «внешней средой»

Нелегальная иммиграция в Германию в 1990-е гг

Рассмотрение особенностей нелегальной иммиграции в Германии 1990-х годов даёт возможность более широко смотреть на проблемы, связанные с адаптацией мигрантов в Германии. Причём как со стороны принимающего общества, пытающегося контролировать миграцию, так и со стороны рвущихся в Германию вне закона. С одной стороны Германия пытается решить проблемы мигрантов, чтобы не затронуть важную экономическую роль вынужденных переселенцев, и не потерять из виду, не выпустить мигрантов в нелегальный статус, а с другой стороны сами мигранты заинтересованы в обеспечении законных путей своего нахождения в Германии. Поэтому исследование особенностей нелегальной миграции в немецком государстве должно обеспечить анализ самой ситуации, оценку действенности законодательных мер по включению мигрантов в немецкое общество, а также поиск возможностей сведения на нет всех нелегальных форм нахождения инокультурных мигрантов в стране. Возможно именно часть проблем по адаптации и толкает будущих мигрантов к нелегальности.

Поиск решений проблемы остаётся актуальным вплоть до настоящего времени. Официальные источники затрудняются назвать даже приблизительную численность нелегалов. Оборот нелегального труда в Германии специалисты оценивают в 370 миллиардов евро1, а общую численность варьируют от 100 тысяч до миллиона человек2.

Общественная дискуссия о нелегальной иммиграции в Германии ведется давно. Если одни видят в ней очевидное зло, и продолжают настаивать на репрессивных мерах, вплоть до полного выдворения всех иностранцев из страны, то другие, в первую очередь политики левой ориентации, предлагают, по примеру некоторых европейских стран, таких как Испания, Италия и США, сначала легализовать незаконно находящихся на территории своей страны иностранцев. Представители немецкого общества выдвигают самые разные оценки ситуации. Адельхайд Франц, руководитель берлинского филиала благотворительной организации Malteser Migranten Medizin, оказывающей в ФРГ медицинскую помощь людям, не имеющим официального вида на жительство, считает, что нужно начинать с более тщательного выявления нелегалов: «Несмотря на усилия правоохранительных органов, нелегалам удается оставаться незаметными. При этом они ухитряются ездить зайцами в общественном транспорте, быстро и на высоком уровне осваивают немецкий язык, держаться, как обычные жители Германии. И ничего особенного в их поведении не бросается в глаза. Ведь контролер при проверке билетов сразу же может установить, есть ли у человека официальный вид на жительство»1. В данном случае вполне резонным кажется вопрос: почему так происходит? И может ли решение проблем адаптации мигрантов подтолкнуть к уменьшению количество нелегалов?

Так, берлинский филиал благотворительной организации Malteser Migranten Medizin: предлагает для нелегальных иммигрантов, а также для людей с видом на жительство, но без медицинской страховки, специальные часы приема во врачебном кабинете: «Когда человек обращается к нам, мы не спрашиваем, из какой страны он приехал в Германию и на каком основании здесь находится. Мы прекрасно понимаем, что людям, которые приходят к нам, никто больше не может помочь. И мы не выдаем правоохранительным органам наших пациентов. Бывают, однако, случаи, когда это, наоборот, необходимо сделать для получения в Германии официального статуса»1. Такая ситуация также, например, возникает при рождении ребенка.

Что же заставляет людей нарушать закон? Чаще всего это невозможность по каким-либо причинам оформлять въезд законным путем. Официальные пути въезда предусматривают подготовку огромного количества документов, затраты на оплату консульского сбора, собеседование в посольстве, по результатам которого могут отказать в получении визы. Особенно если такой кандидат не имеет ни образования, ни опыта работы, ни денежных средств на проживание в стране. Опасаясь отказа, или получив его, человек начинает искать обходные пути. Для нелегального въезда часто используются воздушные пути сообщения. Известны случаи, когда люди прятались в багажных отделениях автобусов, самолетов, кораблей или поездов, рискуя жизнью. Распространению нелегальных миграций сопутствует использование поддельных документов и подкуп сотрудников пограничных служб. Такие нарушения закона часто не останавливают людей, желающих мигрировать в Германию.

Сделав выбор в пользу нелегальной миграции, даже если удалось попасть в страну, человек оказывается «вне закона». Нелегальный въезд выгоден, прежде всего, недобросовестным работодателям, тем, кто использует дешёвую рабочую силу на своих предприятиях. Не имеющих официального статуса работников можно не оформлять, и этим экономить на налогах. Нелегалы не находятся под защитой трудового законодательства, при малейшем нарушении такого сотрудника можно уволить. Помимо того, заработная плата нелегалов в разы ниже, чем законных переселенцев и граждан страны. Трудностей, с которыми придется столкнуться незаконному мигранту в Германии, миллионы. Риск быть высланным на родину - постоянно окружает нелегальных мигрантов. Официальная депортация значительно снижает шансы на последующий законный въезд во многие страны мира. Обнаружение поддельных документов, полученных в ходе нелегального въезда, может закончиться не только потерей работы и денег, но и лишением свободы. Нередко нелегалы становятся жертвами несчастных случаев на производстве, так как их работа часто связана с повышенным уровнем травматизма. Стоимость нелегальной миграции из Китая в США и Европу примерно от 10000$ до 15000$, а из Афганистана и Ирака от 4000 до 6000 $

Социальные проблемы адаптации мигрантов

На четвёртом этапе, с середины 80-х годов этнические переселенцы стали существенной составляющей миграционного потока в Германии. После либерализации миграционного законодательства и политических изменений в бывших социалистических странах в Германию хлынули потоки переселенцев из Восточной Европы, Ближнего Востока и стран Азии. С 1988 по 1993 год свыше 1,4 миллионов человек - преимущественно из восточной Европы, балканских стран и Турции подали свои прошения о предоставлении убежища.

Практика вербовки мигрантов (прежде всего, «гастарбайтеров») правительством страны была связана, в первую очередь, с экономическими причинами - ростом экономики и дефицитом трудовых ресурсов внутри Федеративной Республики. Выбор стран импортеров для восполнения дефицита трудовых ресурсов (преимущественно Восточной и Южной Европы и Северной Африки) обуславливался отсутствием других источников пополнения трудовых ресурсов, в первую очередь, бывших колоний. Несмотря на проведение с 1970-х гг. политики «нулевой иммиграции» в отношении мигрантов из «третьих» стран, в стране фактически произошел конфликт между политикой и повседневной административной практикой: официально не принимающее трудовых мигрантов государство практически институциализировало различные типы миграции в ФРГ, на основании закона «Об иностранцах» 1965 г. и правовых норм, принятых в этот период на уровне Европейского Экономического Сообщества.

Помимо решения экономических и политических задач необходимо было адаптировать мигрантов к новой для себя немецкой среде. И здесь сразу же начали возникать проблемы самого разного свойства. Основными проблемами адаптации во второй половине XX века можно считать религиозно-культурную и хозяйственно-бытовую. Число переселенцев с каждым годом росло, государство не могло долго сохранять их временный статус, а религиозно-культурные стандарты принимающего общества и мигрантов никакими путями не могли придти к взаимовыгодному состоянию: переселенцы всё более замыкались в своих собственных сообществах, не оправдывая ожиданий немецкого общества на адаптацию по европейским стандартам.

Культурно-политическая адаптация мигрантов происходила в том же ключе. Для самих мигрантов её успешность всецело зависела от самоорганизации и создания собственных объединений. Мигранты последовательно шли к созданию своей политической партии. Долгое время они потратили на борьбу за политические права и создание собственных организаций. Начало им положили выбранные рабочими советами из своей среды представители, которые принимали участие в заседаниях городского совещательного совета. Затем мигранты начали активно участвовать в работе профсоюзов, социал-демократической партии и советах иностранцев при городских администрациях. Однако применительно к этому периоду нельзя говорить, что они смогли добиться отстаивания собственных политических интересов на равных с местным населением. Их работа в данном направлении говорит о продолжении самостоятельных поисков политической адаптации в Германии.

Важнейшей опорой для успешной адаптации мигрантов служила коренная религия. Она позволяла адаптироваться в немецком обществе в максимально «домашних» условиях. Религиозная обособленность мигрантов порождала дополнительную конфликтность и недоверие со стороны принимающего общества. Более того, прежде всего, лидеры мусульманских общин Германии искали высот социализации не в приобщении к европейским стандартам, а за счёт повышения собственного авторитета внутри общин.

Религиозную и социальную проблемы можно считать основными для мигрантов, а также во многом взаимосвязанными. И если социальная проблема в относительно благополучной Германии никогда не выглядела неразрешимой, то сосуществование разных культур и религий не всегда находило отклик с различных сторон: как принимающего немецкого общества, так и со стороны мигрантов.

В конце XX века в немецком обществе предпринимались попытки реализации интеграционной политики адаптации. Специфика немецкого варианта мультикультурализма заключалась в интеграции без наделения мигрантов гражданством. В результате проблема отсутствия доступа к гражданству и политическим правам большинства мигрантов, включая второе и третье поколение, введением политики мультикультурализма не решилась. Так в Германии окончательно обозначился кризис политики мультикультурализма, который проявился, как в нежелании мигрантских сообществ адаптироваться к европейской жизни по немецким образцам, так и в неприятии такой ситуации самим немецким обществом.

Социальные проблемы мигрантов - это, прежде всего, образование, безработица, преступность, которые приобретают некоторый общий оттенок, отражающийся в трудностях с изучением немецкого языка, а также нежелании усваивать основы местной культуры. Вполне логично, что решение социальных проблем общими усилиями как мигрантов, так и немецкого общества представляется необходимым путём для успешной адаптации мигрантов.

Грузом на мигрантов ложится нерешённость проблем социального обеспечения, медицинского обслуживания и быта. Проблемы приносит нелегальная миграция: с одной стороны предпринимателям и рынку необходимы мигранты, а с другой стороны немецкое государство оказалось неспособно обеспечить официальный статус и включить

Похожие диссертации на Проблемы адаптации инокультурных мигрантов в Германии в 1990 - е гг.