Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Процессы этнополитического и социокультурного развития таджиков Афганистана (середина XVIII - начало ХХ вв.) Махмадшоев, Рахматшо Рахматшо

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Махмадшоев, Рахматшо Рахматшо. Процессы этнополитического и социокультурного развития таджиков Афганистана (середина XVIII - начало ХХ вв.) : диссертация ... доктора исторических наук : 07.00.03 / Махмадшоев Рахматшо Рахматшо; [Место защиты: Институт востоковедения РАН].- Москва, 2011.- 345 с.: ил.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Общая характеристика таджиков Хорасана 22

1.1. Историко-географическая характеристика понятий «Ариана», «Хорасан и «Афганистан» 22

1.2. Этноним, расселение, численность таджиков Афганистана 32

1.3. Антропология таджиков Афганистана: 68

1.4. Язык таджиков Афганистана 79

Глава II. Этногенез и этническая история таджиков Афганистана 90

2.1. Основные теории этногенеза и процессы происхождения таджиков Афганистана 90

2.2. Важнейшие этапы этнической истории 101

Глава III. Политическая история таджиков Афганистана в середине XVIII - начале XX вв 123

3.1. Таджики Хорасана в составе Дурранийской державы (1747-1818) 123

3.1.1 .Образование государства Ахмад Шаха Дуррани (1747-1773) 123

3.1.2. Положение таджиков Афганистана при преемниках Ахмад Шаха (1773 1818) 129

3.2.Таджики Афганистана в период возвышения династии баракзаев 132

3.2.1. Таджики в период первого правления эмира Дост Мухаммада (1826 1838) и первой англо-афганской войны 1838-1842 гг 132

3.2.2. Политическое положение таджиков в период второго правления эмира Дост Мухаммада (1843-1863) и его преемников 142

3.2.3. Участие таджиков Афганистана во второй англо-афганской войне 1878-1880 гг 149

3.3. Образование централизованного афганского государства и положение непуштунских народов 154

3.3.1. Подчинение таджиков и других непуштунских народов эмиром Абдур-рахман-ханом (1880-1901) 154

3.3.2. Политическое положение таджиков в период правления эмира Хаби-булла-хана(1901-1919) 171

3.3.3. Таджики Афганистана на первом этапе независимости страны 177

Глава IV. Эволюция социально-экономической и общественной жизни таджиков Афганистана в середине XVIII - начале XX вв 180

4.1. Социально-экономический и общественный строй 180

4.2. Хозяйственная жизнь 199

4.2.1. Сельское хозяйство 205

4.2.2. Ремесла и промыслы 233

Глава V. Духовная жизнь таджиков Афганистана XVIII - XX вв. 240

5.1. Роль и место духовной культуры таджиков в жизни народов Афганистана 240

5.2. Наука и просвещение 249

5.3. Литературная жизнь 256

5.4. Религия и религиозные верования 272

5.5. Семья и семейные отношения 282

Заключение 301

Список использованной литературы 317

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В современных условиях глобализа- ции, на фоне ослабления национально-государственного принципа мироустрой- ства и усиления транснационально - корпоративных, конфессиональных, соци- ально - культурных, интеграционно - коммуникативных факторов сближения народов и наций создается впечатление некоторой утраты этнонациональных основ идентичности человека и появления новой, наднациональной или транснациональной идентичности.

Такое размывание идентичности, прозрачности контуров социокультур- ных и даже политических границ, присущее современному западному миру, создает благоприятные условия для появления нового человека «без рода и племени» - «человека мира» или «гражданина мира» с новым миро- ощущением и новым восприятием окружающего мира, а в более масш- табном плане - растворение национальных, региональных особенностей и формирование «открытого общества».

Однако такая модель трансформации личности и общества оказалась неприемлемой для народов Востока, диаспоральные представители кото- рых традиционно не теряли связь с ядром этноса, сохраняя свою этно- культурную идентичность. Более того, в условиях «всплеска национа- лизма», приоритета этнонациональных интересов над другими ценностями наблюдается стремление разделенных частей этих этносов к самосто- ятельности, самоидентификации. Несомненно, изучение этого феномена на примере таджиков Афганистана, оказавшихся волей судьбы отделенными от их этнического ядра, представляет огромный интерес и приобретает особую актуальность.

Именно в этом контексте, в условиях затяжного этнополитического кризиса в Афганистане, таджики этой страны как разделенная часть таджик- ского народа в условиях суверенного развития Республики Таджикистан также стремятся к определенной этнокультурной самостоятельности. Исследо- вание этого явления, на наш взгляд, имеет большое научное значение.

Исходя из этого, в современных условиях повышенного интереса раз- деленных народов к самопознанию и самоидентификации, сближению и консолидации, становится весьма актуальным изучение разделенных частей таджикского народа, конкретно таджиков Афганистана не с пози- ции отдельного народа, а как части таджикского народа и его истории как части отечественной истории.

Следует учесть, что древняя, средневековая и новая история таджиков Афганистана теснейшим образом связана с историей таджик- ского народа, имеющего свою государственность. Эта генетическая связь в наши дни приобретает особую актуальность и требует еще более углуб- ленно и комплексно изучать историческое прошлое таджиков обширного пространства. Вместе с тем, для всестороннего восстановления истори- ческой действительности прошлых столетий необходимо исследование духов- но-нравственного состояния таджикского общества. Такой духовно-культуро- логический научный подход сформировал особое направление настоящего исторического исследования, позволяющего анализировать исторические факты и события с позиции отечественной традиционной духовной культуры. В этом плане исследуемая проблема становится актуальной для современной исторической науки.

Цели и задачи диссертационного исследования. Цель исследова- ния состоит в том, чтобы на основе обширного круга источников, литера- туры, архивных документов, полевых этнодемографических материалов, соб- ранных автором во время его командировок в Афганистан (1978-1982, 2002гг.), исследовать историко - культурное развитие таджиков Афганистана как составной части таджикского народа в эпоху позднего средневековья, ново- го и новейшего времени.

Исходя из этого, диссертантом определены следующие задачи и приори-теты:

- дать историко-географическую и этнодемографическую характеристи- ку таджиков Афганистана, при этом уточняя и конкретизируя их этничес- кую территорию, антропологический тип, этноним, расселение, числен- ность, язык;

-изучить этногенез и выявить важнейшие этапы этнической истории таджиков Афганистана;

- проследить и исследовать политическую историю и политическое положение таджиков в составе различных государственных образований в позднее средневековье и новое время;

- раскрыть эволюцию социально - экономической и общественной жизни таджиков, акцентируя внимание на общественном строе, социально-экономи-ческом положении, хозяйственной жизни;

- исследовать духовную жизнь таджиков Афганистана в контексте историко-культурной жизни таджикского народа, как единой этнической общности, выявляя особенности традиционных научных знаний, литературной жизни, религии и религиозных верований, семьи и семейных отношений.

Хронологические рамки. Цель и задачи диссертационной работы предопределяют временные рамки, охватывающие середину ХVIII - начало ХХ вв. Вместе с тем, для полноты освещения темы, автором осуществлены ретроспективные отступления и в более древние периоды истории таджикско- го народа.

Объект и предмет исследования. Объектом диссертационной работы являются таджики Афганистана, оказавшиеся в процессе своего историчес- кого развития в иных геополитических условиях и идентифицирующие себя как часть таджикского народа.

Предметом исследования является процесс этнополитического и этнокультурного развития отдельных, периферийных частей этноса во временном, историко-событийном срезе и во взаимосвязи с другими частями этноса. Оно позволяет выявить и конкретизировать основные этапы формирования этнической и историко-культурной идентичности таджиков Афганистана в изучаемое время.

Методологическая и теоретическая основа исследования. Мето-дологическую основу исследования составляют принцип историзма и объективности, предполагающий изложение исследуемого материала строго в соответствии с историческими фактами и реалиями действительно протекавших исторических событий.

Применение принципов системного подхода и комплексного ана- лиза, а также специальных проблемно-хронологических, историко-генети- ческих, сравнительно-исторических методов исследования в сочетании с традиционными методами, такими как аналогия, синтез, обобщение, типо- логизация позволили изучить таджиков Афганистана как структурно -расчлененную часть таджикского народа, проследить исторический путь их развития, выявить общие и отличительные черты этого развития.

В принципе, в методологическом плане перед диссертантом стояла задача диалектического сочетания конкретного исторического материала с теоретическими, концептуальными установками с тем, чтобы выявить логическую завершенность исторических процессов.

Общетеоретические основы диссертации составляют фундаменталь- ные положения историко-философской и общественно-политической мыс- ли.

В работе учтены и широко использованы теоретические изыскания и положения по этнополитическим, социально-экономическим, межэтническим и межнациональным отношениям.

Информационная база исследования. При исследовании истории и культуры таджиков Афганистана, автором привлечен широкий круг источни- ков и исследований.

Источники, использованные в диссертации, подразделяются на следую- щие группы:

- записки русских путешественников, побывавших в Афганистане в новое время;

- архивные материалы, хранящиеся в фондах Российского государствен- ного военно-исторического архива (РГВИА) и Государственного архива Республики Узбекистан (ГАРУ).

- восточные хроники, авторы которых были современниками и очевидцами описываемых событий;

- официальные справочные издания и путевые записки западноевро- пейских путешественников, членов дипломатических миссий, индийских колониальных чиновников, побывавших в стране;

- материалы полевых исследований автора диссертации, побывавшего в Афганистане в 1978 -1982, 2002 гг.

Степень научной разработанности темы. Следует отметить, что проб- лемам разделенных народов различных регионов мира посвящены многочис- ленные работы.

Так, теоретические аспекты проблемы разделенных народов затро- нуты в работах Ф. Барта, К.С. Гаджиева, В.Ю. Зорина, О.А. Колобова, А.А. Корнилова, Е.С. Мелкумяна, А.А. Сергунина, З. Сикевича, А.Н. Смирнова, В.А.Тишкова и др. Ряд трудов посвящены этнополитическому и социокуль- турному положению курдов (Т.Ф. Аристова, А.Г. Багиров, М.А. Гасратян, О.И. Жигалина, Е.Г. Загорнова, А.А. Исаев, М.С. Лазарев, Е.М. Примаков, В.В.Трубецкой, Н.А. Халфин, др.), азербайджанцев (С.М. Алиев, В. Генис, О.И. Жигалина и др.), пуштунов (Ю.В. Ганковский, А.Л. Грюнберг, В.Я. Белокреницкий, В.Г. Коргун, К.А. Лебедев, В.Н. Москаленко, Ю.Н. Паничкин, В.А. Пуляркин, Л. Темирханов и др.).

Зарубежные таджики, для которых мы вводим в научный оборот специальный термин « хорасанские таджики», как в контексте разделенных народов, так и в контексте истории таджикского народа не стали предметом специальных научных исследований. Вместе с тем отдельные аспекты этнопо- литической, социокультурной истории зарубежных таджиков освещены в трудах дореволюционных русских (Г.А. Арандаренко, Н.А. Аристов, А.А.Косминский, Д. Н. Логофет, И.Минаев, А.Е. Снесарев, Л. Н. Соболев, А.П. Шишов, М.В. Ханыков, С.А. Южаков), советских и постсоветских (Т.Г. Абаева, П.А. Алексеенков, М.С. Андреев, Р.Т. Ахрамович, М.А. Бабаходжаев, В.В. Бартольд, А.М. Бернштам, Е.С. Бертельс,Ю.И. Богорад, А.К. Боровков, Ю.В. Ганковский, Б. Г. Гафуров, А.Д. Давыдов, Г.Ф. Дебец, Н.А. Кисляков, А.М. Мандельштам, Х.Н. Назаров, С. Норматов, У. Обидов, И.М. Оранский, Т.Н. Пахалина, А.А. Поляк, И.М. Рейснер, В.А. Ромодин, Н.И. Семенова, А.А. Семенов, К.И. Соколов - Страхов, И.И. Умня- ков), западноевропейских (Г.У. Белью, А.Бернс, Дж. Вуд, Х. Карлес, Г. Куссмаул, Ч. Массон, Г. Раверти, Т.Роулинсон, Х. Г. Шурман, М.Эльфин- стон и др.) и фарсиязычных ( М.Г. Губар, Ф.М. Катеб, Б.Кушкаки, М.С. Фарханг, М. Хирави, А.Джавид, В.П. Ахмади, М.Хусейншах и др.) авто- ров.

Для комплексного анализа изучаемой проблемы значительную научную и теоретическую ценность представляют работы, посвященные теории этноге- неза, этноса и этнической идентичности, теории наций и межнациональ- ных отношений (Р.Г. Абдулатипов, Ю.В. Бромлей, В.Ф. Генинг, Л.Н. Гумилев, В.И. Козлов, В.А. Тишков, С.В. Чешко, М.А. Фадеичева и др.), вопросы национализма, межнациональных и межэтнических конфликтов (Р.Г. Абдулатипов , А.Г. Агаев, О.И. Аршиба, В.Г. Бабанов, Н.В. Божко, Г.Г. Водола- зов, В.Г. Казанцев, А.И. Миллер, Э.А. Паин, В.А. Тишков, И.П. Чернобровкин и др.), роли языка как коммуникативного и этноконсолидирующего фактора (П.Я. Гальперин, М.Н. Губогло, С.А. Иванов, Л.А. Каримова, К.А. Катанян, Э.В. Тадевосян, Е.В. Тренин и др.), проблемам взаимовлияния националь- ных культур (А.Г. Агаев, С.А. Арутюнов, А.Ю. Арутюнян, О.А. Богатова, Ю.В. Бромлей, М.С. Джунусов, Л.Н. Коган и др.). Из зарубежных исследователей этим вопросам посвящены работы Б. Андерсена, Э. Гелнера, К. Хюбнера, Э.Смита, М.Ж. Смита, Э. Хобсбаума, К. Калхуна, К. Дойча, Л. Снайдера и др.

Работы перечисленных авторов помогли диссертанту выявить об- щую картину и проследить динамику исторического и этнокультурного развития таджиков Афганистана как разделенной части таджикского народа.

В русской дореволюционной востоковедческой литературе специальных работ, посвященных таджикам Афганистана, нет. Тем не менее, многие русские дореволюционные авторы, писавшие об Афганистане, в той или иной степени затрагивали и проблему таджиков. Среди них следует отметить Г.А. Арандаренко, Н.А. Аристова, А.А. Косминского, Д.Н. Логофета, И. Ми- наева, Л.Л.Соболева, Б.А. Федченко, А.Л. Шишова, С.A. Южакова и др.

Ряд работ дореволюционных авторов были написаны на основе личных наблюдений, собранных полевых материалов и опирались на данные широ- кий круг источников (донесения, отчеты, восточные хроники и т.д.) и поэтому по своему значению занимают промежуточное положение между источника- ми и исследованиями. К ним относятся работы Н. Ханыкова «Допол- нения» к переводу книги К. Риттера «Иран»1, И. Минаева «Сведения о странах по верховьям Амударьи», Д. Н. Логофета «На границах Средней Азии», Г.А. Арандаренко «Досуги в Туркестане, Н.А. Аристова. «Об Афганистане и его населении», «Англо - Индийский Кавказ» и др.

Конец 20-х годов XX в. для Афганистана явился периодом бурных социальных потрясений, связанных, с одной стороны, с новыми реформами эмира Аманулла-хана, противоречившими интересам крупных феодальных и религиозных кругов, а с другой - с национальной политикой правительства, проводившейся зачастую вразрез с интересами национальных мень-шинств. Социальные противоречия и вспышка гражданской войны в Афганистане предопределяли и круг научных интересов исследователей Афганистана. В тот период был опубликован ряд научных трудов о крупном антиправительственном выступлении таджикского крестьянства в 1928-1929 гг. в районах к северу от Кабула. В 30-е годы в советском востоковедении были продолжены исследования социально-экономического положения непуштунских народностей Северного Афганистана и Бадахшана. Из этих работ в первую очередь необходимо назвать труд П. Алексеенкова «Аграрный вопрос в Афганском Туркестане» (М., 1933). Автор на основе фактического материала, собранного им во время поездки в Афганистан, исследует вопросы землевладения и землепользования в Афганском Туркестане, анализирует результаты завоевания края афганцами, приводит перечень народных движений, начиная с 60-х годов XIX в., и вплоть до восстания таджиков Кухистана под руководством Бачаи Сакао в 1928-1929 гг.

В тот период достойный вклад в изучении зарубежных таджиков внесли ученые Таджикистана, которые, объединившись в «Общество по изучению Таджикистана и иранских народностей за его пределами», начали иссле- довать различные аспекты историко-этнографической, социально-экономи- ческой и культурной жизни таджиков в сопредельных странах.

В изучение истории таджиков Афганистана особенно крупный вклад внес основоположник советской афганистики И.М. Рейснер. Во всех его рабо- тах об Афганистане большое внимание уделено роли и месту таджиков в исто- рических судьбах страны. В своих трудах «Афганистан» (М., 1929), «К вопросу о складывания афганской нации» (ВИ, №7,1949), «Развитие феодализма и образование государства у афганцев» (М., 1954) И.М. Рейснер на основе таджико-персидских, английских и русских источников и исследований выявляет первоначальную территорию обитания таджиков и афганцев, прослеживает процесс движения афганцев из Сулеймановых гор с после- дующим присоединением таджикских земель к афганским владениям, показывает роль и влияние таджиков (с развитым феодальным обществом) на разложение первобытно-общинного строя у афганцев и формирования у них феодальных отношений.

Роль И.М. Рейснера в изучении истории таджиков Афганистана велика еще и потому, что он совершенно справедливо поднял проблему ее неизучен- ности. «Приходится с сожалением отметить, - писал он, - что судьба загин- дукушских таджиков не привлекала к себе глубокого внимания ни дореволюционных русских востоковедов, ни советских исследователей. Между тем, речь идет о значительной части таджикского народа, о выяс- нении забытой и малоизвестной страницы его истории». В наше время этот пробел в значительной мере восполнен. В работах историков-востоковедов Т.Г. Абаевой, Р.Т. Ахрамовича, М.Б. Бабаханова, М.А. Бабаходжаева, Ю.В. Ганковского, А.Д. Давыдова, Ш.Имомова, Н.А. Кислякова, X. Назарова, АА. Поляка, В.А Ромодина, Д.С. Саидмурадова, Н.И. Семёновой, М.А. Халфина и других, наряду с разработкой различных проблем истории Афганистана, рассматриваются также и отдельные моменты истории таджиков Афганистана. В ряде исследований уделяется внимание антрополо- гическому изучению населения страны. Так, в 1964-1966 гг. по приглашению гуманитарного факультета Кабульского университета видный советский антро- полог Г.Ф. Дебец провел антропологические исследования в различных провинциях Афганистана. В результате были собраны значительные матери- алы о пуштунах, таджиках, узбеках и других народностях Афганистана. В изучение среднеазиатско-хорасанских таджиков существенный вклад внесли видные общественно-политические деятели таджикского народа С.Айни и Б.Гафуров, заложившие основу и наметившие фундаментальные направления исследования исторического прошлого таджикского народа, воссоздания его историко-культурной идентичности и восстановления роли, места и значения таджиков в межцивилизационном развитии.

В этом аспекте, особенно в реконструкции, воссоздании и освещении основных этапов древнейшей, древней, средневековой и новой истории таджикского народа важную лепту внесли известные историки Таджикистана Б.А. Литвинский В.А. Ранов, А.М. Мухтаров, А.Д. Джалилов, Н.Н. Негматов, Ю.Я. Якубов и др.

При изучении этнографии таджиков Афганистана существенную помощь оказали исследования этнографов советского Таджикистана. Среди них следует отметить работы М.С. Андреева, Н.А. Кислякова, А.К. Писар- чик, И.Мухиддинова, З. А. Широковой, А.С. Давыдова и других. При этом язык дари Афганистана, являясь государственным языком на протяжения всего существования афганского государства, языком общения всех разноязычных народов Афганистана, привлекал пристальное внимание всех исследователей иранских языков. Советскими учеными Е.Э. Бертельсом, Ю. Д. Богорад, И.М. Оранским, Д.Н. Дорофеевой. Т.Н Пахалиной, У. Обидовым и др. исследо- ваны различные аспекты этого языка. Не оставалось в стороне и изучение богатого фольклора Афганистана с его многовековой традицией.

В изучении истории народов Афганистана важное значение имеет аф- ганская историография нового времени. Среди афганских работ в первую очередь следует назвать фундаментальный труд Мир Гулама Мухаммада Губара «Афганистан дар масир-е тарих» («Афганистан на пути истории»), изданный в Кабуле в 1967 г. В этой работе дано наиболее объективное, реалистичное и достоверное описание истории Афганистана, что несомненно отличает ее от предшествующих исторических сочинений. По сути дела этой работой открывается новый, современный этап афганской историографии. Характерная особенность этого этапа заключается в том, что наряду с освещением различных аспектов политической истории в исследованиях афганских ученых начинают рассматриваться и вопросы социально-экономической и культурной жизни страны. В этом плане, по ширине охвата и глубине освещения исторических событий важными являются также исследования Мир Мухаммада Сиддика Фарханга, особенно его труд «Афганистан дар пандж карн-е ахир» («Афганистан за последние пять веков». Том 1- Мешхед,1988, том 2- Тегеран,1991).

Афганские ученые уделяют большое внимание изучению этнографии народов Афганистана, их материальной и духовной культуры. Среди них следует назвать работы Нексира, Н. Ахгара, Ф. Мухиби, Ф.Н, Рахими, С. Рушани и др. Вместе с тем существенным недостатком этих этнографических трудов является то, что в большинстве случаев сбор этнографических материалов осуществлялся бессистемно, без указания районов сбора материалов, бытования тех или иных обычаев и обрядов, их этнической принадлежности и т.д.

Западноевропейские исследования, посвященные таджикам Афганис- тана, единичны. Это прежде всего небольшая работа датского ученого X, Карлеса, посвященная таджикам долины Панджшир. К достоинствам этой работы относятся личные наблюдения и этнографические описания быта и хозяйства таджиков Панджшира, сделанные автором во время посещения этого района в 50-х гг. XX в.

Этнография таджиков Бадахшана, их хозяйство и культурная жизнь привлекла внимание ученого-этнографа Ф. Куссмауля. Этнографические материалы, собранные им во время экспедиционных поездок по Бадахшану, легли в основу его работы «Бадахшан и его таджики».

Некоторые сведения по этнографии таджиков Афганистана, их этничес- кой истории и современному положению содержатся также в тех трудах западных авторов, которые посвящены другим народностям страны.

Автор отдает себе отчет в том, что настоящая работа - первый опыт ком- плексного изучения истории таджиков Афганистана и, естественно, не лишена некоторых упущений и недостатков.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что впервые в качестве постановки новой научной проблемы исследуется история разделенной части таджикского народа в Афганистане с целью восполнить существующий пробел в отечественной исторической науке.

При этом конкретно новизна исследуемых проблем заключается в следующем.

- впервые в научный оборот введены новые научные понятия «хорасанские таджики», «часть разделенного народа» и по-новому научно обоснованно интерпретированы ранее известные историко-географические понятия «Ариана», «Хорасан», «Афганистан»;

-выявлены и введены в научный оборот этногенетические компо- ненты генезиса и формирования таджикского этноса, ранее не включенные в программу научных исследований по политическим соображениям, по-новому проанализированы исторические процессы во временном и прос- транственном разрезе;

- используя новые комплексные методы системного и ретроспективного анализа, реконструирована этногенетическая, этно-лингвокультурная архитек- тура довольно крупной разделенной части таджикского народа;

- впервые воссозданы новые научные представления о части таджик- ского общества, развивающегося в иной естественно-природной, полити- ческой, социально-экономической и этнокультурной среде;

- впервые на основе применения методов сопоставления, сравнения, аналогии, системного и статистического анализа установлена значительная роль крупной разделенной части таджиков Афганистана как в отечественной истории, так и в истории других этнополитических образова- ний. Она выражалась в том, что они выступали как составная и неотъем- лемая часть при завершении формирования таджикского народа в IХ - Х вв., и, сохраняя свою идентичность, этногенетическую и этнокультурную взаимо- связь с другими частями этноса, внесли весомый вклад в историко-культурное развитии других народов Афганистана, в том числе хазарей- цев, узбеков, пуштунов;

- новизна диссертационной работы определяется также введением в научный оборот значительных исторических фактов, сведений источников, исторических хроник, архивных материалов, в частности, фонды «Глав- ный Штаб», «Военно-ученый архив», «Дело Азиатской части», Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА), особенно неопубли- кованные «Расспросные материалы» капитана Трусова из фонда «Военно-ученого архива», а также фонды «Канцелярия Туркестанского Генерал - губернатора», «Штаб Туркестанского военного округа», Государственного архива Республики Узбекистан (ГАРУ), позволившие раскрыть социально-экономическую структуру таджикского феодального общества, экономи- ческое и политическое положение таджиков Афганистана в последней чет- верти ХIХ – начале ХХ вв.

Новизна предпринятого исследования заключается и в том, что впервые история зарубежных таджиков рассматривается в контексте исто- рии всего таджикского народа, открывая, таким образом, широкую науч- ную перспективу для комплексного изучения таджиков и в других геополити- ческих регионах и этнополитических образованиях.

Научно-практическая значимость диссертационного исследования

Основные теоретические положения и выводы, полученные автором дис- сертации, открывают новое направление в отечественной истории и могут быть использованы при изучении истории таджиков других регионов и написании обобщающих работ по истории таджикского народа, для даль- нейших теоретических разработок таких научных проблем, как взаимо- отношения первоначального этнического субстрата и более поздних этничес- ких напластований, классификации и идентификации таких этнополитичес- ких понятий как «этническое меньшинство», «диаспора», «разделенный народ».

Автор считает, что материалы и выводы по истории таджиков Афганис- тана могут быть полезными и имеют практическую ценность для укреп- ления дружественных и добрососедских отношений, углубления технико-эко- номических и культурных связей между Таджикистаном и Афганистаном, разрешения межэтнических и межнациональных конфликтов, достижения мира и согласия в Афганистане, используя имеющийся опыт разрешения гражданского противостояния в начале 1990-х гг., достижения общенацио- нального согласия.

Материалы и результаты диссертации могут быть привлечены для под- готовки учебников и учебных пособий по истории таджикского народа, разработки спецкурсов по этнологии, этнополитологии, культурологии.

Содержащийся в диссертации фактический материал может найти применение в учебном процессе на исторических факультетах и в восто- коведных учебных заведениях при чтении лекций по этнической истории народов Центральной Азии, истории международных отношений в регионе и процессам духовного и культурного развития этих народов.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

- предложенная автором концепция об этническом пространстве, где происходило формирование таджикского этноса, его этнонима, антропологи- ческого типа, численного состава, языка, культуры, некогда единого этноса, политически разделившегося в ходе исторического развития на среднеази- атских таджиков, создавших в 20 гг. XX в. свою государственность, и таджиков Афганистана, входивших в состав различных государственно-политических образований, в том числе вошедших в последней четверти ХIХ в. в состав централизованного афганского государства;

- развитое автором диссертации научное положение о том, что в этногенезе таджикского народа наряду со среднеазиатскими этническими компонентами активное участие принимали и родственные этнические компо- ненты из Афганистана, составляя, таким образом, единое этническое ядро таджикского этноса;

- доказанное автором научное положение о том, что в своем этническом развитии таджики Афганистана теснейшим образом связаны с таджиками Сред ней Азии, идентифицируя себя как таджики, несмотря на длительное раз- дельное существование, политико-экономические преграды и барьеры, имев- шие место в прошлом;

- обоснованное автором научное положение о том, что как таджики и другие неафганские народы, так и афганцы, завоевавшие страну, до 80-х годов ХIХ века, вплоть до образования централизованного афганского государ- ства продолжали называть страну Хорасаном;

- выявленная автором специфика политической истории Афганистана ХVIII - ХХ вв., участие таджиков в политической жизни, особенно в период пер- вой (1838- 1842 гг.) и второй (1878 -1880 гг.) англо-афганских войн и степень их политической активности в борьбе за свои интересы в новей- ший период истории;

- научно аргументированное положение о том, что таджики как древнейшее автохтонное население Афганистана раньше других этничес- ких общностей проходили основные этапы социально-экономического разви- тия и на определенной стадии достигли более высокой ступени обществен- ного развития, чем другие этносы;

- обоснованное автором утверждение о роли и значении богатой духовной культуры таджиков Афганистана не только в более углубленном познании окружающего мира, общества, общечеловеческих ценностей, но и оказав- шей значительное влияние на формировании духовной культуры сосед- ствующих этносов.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры истории и культуры Института экономики Таджикистана, а также в Центре изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН, проходила апробацию в период стажировки автора в этом институте.

Основное содержание диссертации, теоретические и практические результаты, выводы и рекомендации содержатся в двух монографиях и 32 научных статьях, указанных в автореферате, а также изложены в виде докладов и сообщений на ежегодных научных конференциях Института эко- номики, на международном научно-теоретическом симпозиуме, посвящен- ном 1100-летию государства Саманидов: «Древняя цивилизация и ее роль в формировании и развитии центральноазиатской культуры эпохи Сама- нидов» (1999, Душанбе), на международной конференции «Афганистан и региональная безопасность: пять лет после «Талибана» (11-12 декабря 2006 г., Душанбе)», на республиканских конференциях в Таджикистане, на конференции «Культурно-религиозные традиции, социальная и политичес- кая трансформация, конфликты и взаимодействие в регионе стран Ближ- него и Среднего Востока (Турция, Иран, Афганистан, Пакистан, этничес- кий Курдистан)», Москва, 1-3 ноября 2010г., в материалах круглого стола «Формирование образа России в мире в контексте афганского кризиса и создания системы региональной и глобальной безопасности», Москва, 10 декабря 2010 г., международной конференции ИВ РАН, посвященной 90-летию Ю.В.Ганковского, Москва, 6 апреля 2011 г. и др.

Материалы исследования использованы при чтении лекций студен- там по истории таджикского народа, истории таджиков мира, составлении учеб ных пособий для ВУЗов Таджикистана.

Структура исследования. Структура диссертации соответствует основ- ным целям и задачам исследования. Работа состоит из введения, пяти глав, включающих восемнадцать параграфов, заключения, списка источников и использованной литературы.

Этноним, расселение, численность таджиков Афганистана

Исследование таджикского этноса Афганистана требует ответить на такие вопросы: что из себя представляет само понятие «этнос», каково состояние самого таджикского этноса и какое место занимают таджики Афганистана в общей структуре этого этноса.

Прежде чем говорить о таджикском этносе, вначале остановимся на значении понятия «этнос», приведем краткий обзор различных определений со стороны представителей многочисленных этнографических (этнологических) школ и направлений. В европейской и русской исторической науке, на протяжении всего XIX -XX вв., и вплоть до наших дней, среди различных научных школ и направлений велись и ведутся споры о значении понятия «этнос», выдвигаются различные теоретические построения о концептуальной сущности этого феномена.

Многообразие дефиниций этого понятия и возрастающая сложность его трактовки особенно в советский период исследования теории этноса, в конечном счете, не увенчались ничем иным, как кризисом этнологической науки в конце XX в.

По сути дела, начало научному пониманию теории этноса было заложено в начале XX в. известной работой С. Широкогорова «Этнос: исследованиє основных принципов изменения этнических и этнографических явлений» (Шанхай, 1923).

В этой работе впервые дается наиболее приемлемая и целостная теория этноса, на основе которой затем была разработана собственно «советская теория этноса». Среди исследователей этой теории ближе всего к теории С. Широкогорова стояли Л.Н. Гумилев и Ю. Бромлей, которые «унаследовали» от него «биосоциальные» и «социальные» элементы.

Как известно, кочевые этносы развиваются только при условии постоянного перемещения по пространству, для освоения новых ландшафтов, и «природопользования». При этом они могут самоизменяться и приобщаться к новым способам хозяйствования. К такому типу этносов относятся пуштуны и другие в прошлом кочевые этносы.

К коренным оседлым этносам, занимающим на протяжении длительного исторического времени определенное, постоянное пространство, относятся таджики Афганистана. Как нельзя точно к такой характеристике подходят слова5 Л. Н. Гумилева, писавшего о том, что «подавляющее большинство этносов, без учета их численности, обитает или обитало на определённых территориях, входя- в биоценоз данного ландшафта и составляя вместе с ним своего рода «замкнутую систему». Другие, развиваясь и размножаясь, распространяются за пределами своего биохора, но это расширение оканчивается тем, что они превращаются в этносы первого типа на вновь освоенной, но стабилизированной области приспособления»36.

Этнос в своем развитии проходит довольно длительный исторический путь. Авторы книги «Раса и этнос» В.Б. Авдеев и А.Н. Севастьянов, связывая эволюцию этноса с возникновением, развитием и исчезновением первичных рас, пишут, что «расу можно... уподобить колосу, который до поры до времени составляет одно целое с зародышами семян-этносов; но семена созревают и развиваются по миру, чтобы дать жизнь новым колосьям, которые храня генетическую память о колосе - прародителе, живут все же своей собственной жизнью»37. Далее, подчеркивая генетическую связь социальной природы этносов и их биологическую природу, авторы утверждают что «этнос - есть биологическое сообщество, связанное общим происхождением, обладающее общей биогенетикой, и соотносящееся с расой как вид с родом либо как разновидность (порода) с видом. Его ипостасями и стадиями развития являются род, фратрия, племя, народность и народ (нация)».

Естественно, что после известного кризиса этнографо-этнологической науки в 1980-1990-х гг. серьезное изменение претерпел и понятийный аппарат этнологической науки,; разделивший научные круги на приверженцев; двух концептуальных, парадигм; в особенности в вопросе толкованияюснов-ных этнологических терминов» «этнос» и «этническое самосознание», «эт-ничность» и «этническая идентичность». Так, начиная с конца 1980-х годов, в постсоветском научном пространстве, прежде- всего России, в теории этноса возникли два противостоящих друг другу научных этнологических течения - примордиализм- (от англ. - primordial- первоначальный; исконный) и конструктивизм (от латин; constractio- строю, создаю).

Пионерами примордиалистическошшколы являются;представители со-циобиологического направления, считающие этнические общности не: изначально установленными; генетически;закодированными свойствами, признаками и чувствами. Как отдельно взятый человек, так и социум, в целом, принадлежит к определенной этнической общности с заданной этнической идентичностью; Социальный опыт, приумноженный; последующими; поколениями, передается вновь идущим; поколениям. Такое духовное состояние, назыт ваемое этническим (или национальным) чувством, будет продолжаться, все время, пока будут существовать народы38. Из такой трактовки следует, что этносы, или этнические общности как социальные организмы реально существуют. Овеществление этносов; придание им свойства органического присутствия и есть основное содержание парадигмы примордиалистов. Ярким представителем этого направления примордиализма является Л.Н. Гумилев.

Представителями другого направления примордиализма являются Ю.В.Бромлей, В.И. Козлов, СП. Толстов, СЕ. Рыбаков, Н.Н. Чебоксаров и др., считавшие этносы реально существующими субъектами исторического процесса.

«Этнос или этническая общность, - в представлениях приверженцев этого направления, - это особый исторически возникший тип социальной группы, особая форма коллективного существования людей. Такая общность складывается и развивается как бы естественно - историческим путём; она не зависит непосредственно от воли отдельных, входящих в нее людей, и способна к устойчивому многовековому существованию за счет самопроизводства» 9.

Представители другой, конструктивистской школы, выступа против овеществления этноса, считают его продуктом умственных упражнений ученых, неким умственным воображаемым конструктом. Являясь внутренне неоднородным (разделившись на «когнитивистов», «релятивистов» и «инструменталистов»), представители конструктивизма В.А. Тишков, В. Малахов, А. Эйштейн, Ф. Барт, А. Коэн, Т. Эриксон, П. Бурдье и-др., заменяя термины «этнос» понятием «этничность», представляли ее как инструмент общественных групп и структур в достижении своих целей. В то же время некоторые исследователи этой парадигмы (П. Бурдье) допускают существования-этнических общностей двояко: как «теоретический конструктор», «на бумаге» и как «элемент социальной реальности».

Бесперспективность и безрезультативность идейных противостояний примордиалистов и конструктивистов постепенно подталкивает их к примирению и сближению теоретических подходов, синтезу и конвергенции этих двух парадигм .

Столь пространный экскурс в истории этноса и выяснение понятий «этнос», «этничность», «идентичность» и т.д. связаны, во-первых, с методологическими подходами к изучению вопроса и, во-вторых, с необходимостью выяснения названия, расселения, численности, исторической судьбы таджиков Афганистана в изучаемое время.

Этнонимы таджиков Афганистана. В освещении этнической истории каждой общности важное место занимает научная дисциплина-этнонимика, изучающая истоки происхождения и эволюцию этнонимов - названия народов, в данном случае таджиков Афганистана.

Этнонимы, или названия народов занимают особое-и существенное место в этнической истории различных народов мира. Понятие «этноним» происходит от греческого слова ethnos - племя, народ и онум - имя, название. Вопросы происхождения, эволюции и функционирования этнонимов, изучением которых занимается раздел этнолингвистики - этнонимика, - имеют большое значение в реконструкции исторического прошлого отдельно взятого народа, в данном случае таджиков Афганистана. Достоверная, научно обоснованная информация, полученная в результате подобного изучения, дает возможность проследить не только процесс возникновения и формирования этнонима, но и языково-культурологические и этногенетические составляющие формирования самого этноса. Исследователи в изучении этнонимов исходят из двух позиций:

а) этнонимы как словесное название, их этимологическое значение;

б) исследование носителей этих этнонимов в историческом разрезе.

Изучение этнонимов невозможно без привлечения данных этнографии, демографии, лингвистики, антропологии, археологии и других смежных исторических наук.

Таджики в период первого правления эмира Дост Мухаммада (1826 1838) и первой англо-афганской войны 1838-1842 гг

Первые десятилетия XIX в. ознаменовались приходом к власти клана-Баракзаев (куда входил и Дост Мухаммад) и ослаблением садозаев: Годьь феодальной и политической раздробленности, недальновидная внутренняя политика последних представителей садозаев, сосредоточение крупных земельных угодий в руках баракзайских феодалов привели к тому, что на развалинах Дурранийской державы возникли несколько самостоятельных феодальных владений, таких как Кабульское, Кандагарское, Пешаварское княжества, которые управлялись представителями баракзайской династии. Втакой обстановке, распавшийся на отдельные самостоятельные феодальные владения восточный Хорасан переживал трудный этап в своей истории. Могущественное государство сикхов в Ианджабе постоянно угрожало захватить афганские земли, прилегающие к Инду.

В то же время экспансия .Англии с востока и России с севера «привела их в первой половине прошлого столетия к политическому соприкосновению»241 в границах региона. Англия подыскивала удобный случай; чтобы захватить Афганистан и перейти на правобережье Амударьи, что противоречило интересам России в Средней Азии и на Среднем Востоке. Не прекращались беспрерывные междоусобные войны между различными феодальными кругами внутри страны. Феодальная раздробленность еще более ослабила страну перед внешней угрозой.

В такой внешне - и внутриполитической обстановке в 1825 г. усилились позиции самостоятельного правителя Кабула Дост Мухаммада - одного из братьев влиятельного клана баракзаев. Проводя политику централизации и объединения страны, он сумел за короткий срок подчинить своей власти Ку-хистан, Кухдаман, Джалалабад, Бамиан, Зурмат и некоторые земли хазарей-цев" ". Здесь небезынтересно привести хотя и скудные, но важные сведения индийца Мохан Лала об обстоятельствах подчинения мелких таджикских владений Кухистана и Кухдамана. Согласно этим сведениям, Дост Мухаммад одним за другим подчинил таджикских ханов и маликов Кухистана, таких как Нурак - правитель Шакардары, Заман - правитель Исталифа, Мазлулла-хан - правительТагао и др243. Однако подчинение каждой долины Кухистана удавалось с большим трудом. Так, в 1831 г. восставшее население Тагао во главе с Мазлулла - ханом разбила афганский отряд наваба Джаббар - хана, посланного эмиром Дост Мухаммадом. Тогда эмир сам выступил против жи-телей Тагао, стянув туда крупные силы. Восставшие вынуждены были укрыться в горах. Населенные пункты, захваченные афганцами, были разгромлены-и разрушены. Население было обложено тяжелым налогом" . . Имеются сведения, что в конце 30-х - начале 40-х годов XIX в. Дост Мухаммад стремился также к подчинению узбекских ханств левобережья Амударьи, послав туда своих сыновей Акбар - хана и Афзаль - хана с десятитысячным войском245. Однако этот факт можно поставить под сомнение, учитывая то, что эмир полностью был занят подавлением мятежей и восстаний в своих владениях и вряд ли мог послать столь многочисленное войско на север.

Усиление власти и влияния Дост Мухаммада противоречило как интересам непокорных ханов, окрепших за годы феодальной раздробленности, так и экспансионистским планам Англии в Афганистане и Средней Азии. Особенно беспокоило англичан сближение Дост Мухаммада с Россией. В условиях надвигающейся угрозы со стороны Англии Дост Мухаммад в 1836 г. направил в Россию своих представителей, с просьбой о помощи в борьбе против колонизаторов. В ответ 19 декабря 1837 г. в Кабул прибыл дипломатический представитель царского правительства поручик И.В. Виткевич, которому был оказан теплый прием. Это послужило предлогом для вторжения английских войск в страну»246.

Пытаясь скрыть истинные намерения; английское правительство использовало свою марионетку - слабовольногопредставителя династии садоза-ев бывшего шаха Шуджу уль - Мулька, снабдив его армией и деньгами, дабы, посадив на трон, установить свою власть. В конце 1838 г. началось продвижение англо-индийской армии численностью около 20 тысяч человек на Кандагар. Для видимости Шудже был выделен собственный отряд численностью 9700 солдат. Шуджу сопровождали представители английской дипломатии В. Макнотен и А. Берне. В середине апреля 1838г. англичане и Шуджа, не встретив никакого сопротивления со стороны афганцев, вошлшв Кандагар. Вслед за Кандагаром пал и город Газни, где были сосредоточены основные силы Дост Мухаммада. Готовя наступление на Кабул, англичане восстановили против Дост Мухаммада некоторых феодалов в окрестностях Кабула, где наметились признаки мятежа. В такой сложной обстановке Дост Мухаммад все же решил дать бой англичанам. С этой целью он двинул свои войска в сторону Арганде, где стояли лагерем его кизилбашские отряды во главе с Джаваншир - ханом. Однако вождь кизилбашей со своей конницей предательски перешел на сторону Шуджи. Также один за другим откололись от Дост Мухаммада афганские военачальники, подкупленные англичанами. Дальнейшее сопротивление было бессмысленно, и Дост Мухаммад,- бежал в Чарвелаят, а потом перебрался в Бухару.

7 августа 1839 г. Шуджа под защитой чужеземной армии вошел в Кабул. Сопровождали его «министр» Макнотен, главнокомандующий войсками Джон Кин, А.Бернс и др. Население Кабула враждебно встретило англичан как захватчиков. Недовольство народных масс против английских колонизаторов постепенно принимало широкие масштабы. В ответ на жестокость и бесчинства англичан ширились вооруженные восстания, которые охватывали новые и новые районы страны247. Особенно широкий размах получило народное движение к северу от Кабула в районах, населенных преимущественно таджиками.

Летом 1840г. мощное восстание подняли жители Кухистана во главе с Мир Масджиди и Султаном Мухаммад-ханом Наджраби, Против повстанцев шах Шуджа направил два полка с артиллерией и отряд попользаевпод командой принца Мухаммада Тимура. Повстанцы укрылись в замке Мир Масджиди и заняли оборону, однако превосходящие силы противника использовали артиллерию и ворвались в замок, где развернулся ожесточенный рукопашный бой. По сведениям- Файз Мухаммада Катеба, автора «Сирадж ат-таварих», небольшой отряд таджиков - кухистанцев вынудил англичан оставить поле боя. В этом бою был убит английский офицер Коннолли и тяжело ранен Мир Масджиди248. Ночью, лидер повстанцев покинул свой лагерь и присоединился к Султан Мухаммад-хану Наджраби. Эти события сохранились в народной памяти. И поныне в Афганистане звучат песни о мужестве Мир Масджиди и его товарищей249.

Услышав о широких выступлениях таджикского и узбекского населения Чарвелаята, эмир Дост Мухаммад, находившийся под строгим надзором у эмира Бухары, прибыл в Кундуз с целью объединить и возглавить борьбу народных масс против оккупантов. К тому же с таким призывом к нему обратились предводители восстания Мир Масджиди, Султан Мухаммад-хан Над-жраби и др.

В конце августа 1840 г., собрав десятитысячное войско из таджиков и узбеков ханств Кундуза, Айбака и Хульма250, Дост Мухаммад начал военные операции против англичан, вытеснив их из Баджгаха и Сайгана. Используя крупные военные силы, 17 сентября 1840 г. английским войскам удалось нанести поражение ополченцам Дост Мухаммада. При этом сам эмир «едва не попал в плен и, с трудом избежав этой опасности, отступил к Єайгану» .

После поражения под Бамианом Дост Мухаммад перебрался в Кухи-стан, где пламя освободительной борьбы охватило.весь регион. Опасаясь нового объединения повстанческих сил Кухистана под руководством-Дост Мухаммада, англичане пытались внести разлад среди них и подкупить предводителей восстания и влиятельных лиц Кухистана, однако их усилия оказались тщетными"52.

28 октября 1840 г. Дост Мухаммад выступил из Наджраба с пятью тысячами повстанцев. С ним были его сыновья, а также руководители восстания. 2 ноября в местности Парван, близ Джабаль ус-Сираджа произошло сражение между повстанцами Кухистана во главе с Дост Мухаммадом и отрядом колонизаторов под командой генерала Сэля. Англичане потерпели поражение и отступили к Чарикару253. Оценивая битву в Парване, советский востоковед Н.А. Халфин отмечает, что она «сыграла важную роль в деле подъема народно - освободительного движения против английских колонизаторов»" . Следует добавить, что она стала поворотным пунктом в изгнании английских оккупантов.

Сельское хозяйство

История развития земледелия у таджиков Афганистана теснейшим образом связана с такими элементами земледельческого производства, как орудия труда, пахота и сев, агротехнические работы, орошение, ирригация, сбор урожая, хранение и т.д. Рассмотрим их в отдельности.

Процесс бор образом: «Для боронования население использует обычную доску с дрр 1 производится при помощи стада баранов, которые своими ногами др куски земли и этим самым производят «запахивание семян» .

В других случаях на предварительно унавоженное поле разбрасыв ся семена, запахиваются плугом, проводятся оросительные борозды. - способ пахоты и сева до сих пор применяется таджиками Мунджана стьяне практиковали осеннее - весенний сев зерновых. Посевы озимой ницы назывались «тирамахи» (буквально «осенняя»), весенние посевы н вались «бахари». Имелись и другие варианты названия осенних и весен посевов. Так, у таджиков Герата, Сабзевара, Фараха, Сеистана и других ivt посевы озимых зерновых назывались «сафидбур», весенние — «сабзбур». земледельцев Андараба осенние посевы зерновых назывались «карухи».

Жители горных и высокогорных районов посев зерновых, в частности, ячменя производили дважды в год. М.С.Андреев и А.А. Половцев по этому поводу пишут, что «ячмень сеют два раза в год», первый раз 30 дней спустя после Нового года (по земледельческому календарю), причем каждый сеет сам по себе. Этот ячмень назывался мартовским «амали». Другой раз сеют в то время, когда в Бадахшане, Читрале и Шугнане поспевает «тут» (шелковица). Начинают посев после 90-го дня от Нового года. Этот посев ячменя называется «амрот» .

В целом же пахота и сев производились в основном весною, в первый день нового года - Науруз, что соответствует 21 марта по григорианскому календарю. Не затрагивая многочисленные ритуалы, связанные с празднованием нового года Науруз - этого старинного, в основе своей земледельческого праздника, - отметим, что ритуал проведения первой борозды и начало земледельческих работ составляли главное содержание праздника.

Традиция проведения первой борозды была одинаковой как у таджиков, так и у других ираноязычных земледельческих народностей: в первый день Науруза самый почитаемый и всеми уважаемый пожилой крестьянин проводил плугом первую борозду, открывая таким образом сезон земледельческих работ.

У таджиков существовали различные предрассудки, связанные с пахотой и севом. Так, в Бадахшане (Зебак, селение Борив и др.) после того как проводили посев, запрещалось пользоваться железными предметами, поскольку считалось, что от звука железного предмета при работе наступали внезапные холода, а это могло привести к гибели урожая .

Агротехнические работы. С целью повышения урожайности сельскохозяйственных культур таджикские земледельцы применяли различные способы и приемы агротехники. Оставление земли под паром практиковалось обычно в зажиточных земледельческих хозяйствах, владевших сравнительно большими земельными площадями с достаточным орошением. Так, в районах возделывания риса таджики после нескольких лет рисовых посевов оставляли землю на год - два под паром, засевая затем другими культурами. После этого опять возделывали рис442. В других зажиточных крестьянских хозяйствах часть земли предназначали для посева озимых зерновых, ДРУ1 10 часть отводили для весеннего сева, а третью часть оставляли под пар " 0У ра» или «дубура».

Севооборот у таджиков практиковался трехлетний. Первый гоД сеяли1 пшеницу, второй - ячмень, третий - кукурузу, бобовые и т.д.

Удобрение полей являлось неотъемлемой частью-и важнейшим звеном цикла проводимых земледельческих.работ.

М.С. Андреев, изучивший земледельческое хозяйство таджиков долины Панджшир, пишет, что «удобрение, называемое в некоторых местах «шуРа (т.е. селитра), а в других местах «пару» (навоз), состоит из помета, скота, главным образом коз, баранов, а также рогатого скота. К навозу прибавляются также естественным образом накопленные зола и всевозможные отбросы»44 . Навоз как удобрение использовался как в чистом виде, так и в смеси с песком или землей.

Во втором случае песок и земля, подсыпаемые как подстилка поД ноги животных в хлеве, через день - два смешивались с навозом, и эта смесхь затем выносилась на поля444. О применении песка в смеси с навозом в іс&1їестве удобрения у таджиков Бадахшана пишут Н.И. Вавилов и Д.Д. Бз 10111114 «Всюду в помещениях для скота, - писали они, - лежат заготовленнь!е КУЧИ песка, которым... посыпается тонким слоем пол в хлевах. ПропитанЕїї ІИ навозной жижей песок перед обработкой поля вносится на заплечных корзинах целой; партией...»445. Следует отметить, что в горных районах у таджиков, занимающихся не только земледелием, но и отчасти отгонным скотоводством, обеспечение обрабатываемых полей навозом не представляло трудностей. Однако в равнинных районах земледельческие хозяйства, имевшие ограниченное количество домашнего скота, не могли удовлетворять потребности посевных площадей в достаточном количестве удобрений. Поэтому в целях восполнения; этого недостатка в удобрении крестьяне вблизи крупных, населенных пунктов собирали компостное удобрение, нечистоты, мусор, уличную грязь и т.д., все это именовалось «хакширини» («сладкая земля»); Постоянное использование такого удобрения не только способствовало? повышению; продуктивности земледельческого производства,, но и в определенной степени - улучшению состояния санитарии улиц и кварталов городов, поселений и т.д.

Таджики - земледельцы с давних времен занимались разведением голубей специально для получения голубиного помета, который считался; ценнейшим удобрением. Голубятни в виде круглых, прямоугольных и многогранных башен, красиво украшенных орнаментом, составляли непременный атрибут большинства таджикских поселений- Афганистана44 .В; некоторых голубятнях, имевших до нескольких тысяч голубей, за год накапливалось от трех до пяти тонн голубиного помета, называемого таджиками Герата «симару» .,

Орошение.и ирригация. На всех этапах развития стран и народов Востока немаловажное значение имело искусственное орошение. В истори--ческой науке уделено большое внимание.изучению роли:ирригации и искусственного орошения- в жизни народов Средней Азии, в том числе таджиков 8. Как известно, таджики Хорасана как исконные земледельцы раньше афганцев, хазарейцев, белуджей и других, в прошлом кочевых, народностей начали применять различные способы ирригации.

В зависимости от физико - географических условий в районах их расселения создавались три основных вида оросительных систем - ручьевая, речная и кяризная. Рассмотрим каждую в отдельности.

Ручьевое орошение. Этот тип ирригации, характерный для горных и высокогорных районов.Афганистана, получил распространение у таджиков горных долин Кухистана, Кухдамана, Панджшира; Бадахшана, у припамирских таджиков левобережья, верховьев Пянджа, у таджиков и хазарейцев-Центрального Афганистана, а также некоторых районов Гура и Заминдава-ра.

Особенно развито ручьевое орошение в Панджширской долине, высокогорных долинах Бадахшана (Зебаке, Мунджане, Сангличе). Там орошаемые поля обычно расположены рядом- с боковыми речками и ручьями, стекающими в долину. От них крестьяне отводили ирригационные каналы к своим полям. Русский-путешественник Б.А. Федченко, отмечая мастерство жителей этих мест в строительстве ирригационных каналов, пишет: «... На противоположном берегу Пянджа виден небольшой кишлак. Любопытно устроен арык, выводящий воду к полям ... кишлака: струя воды перехвачена на чрезвычайно крутом, чуть на отвесном обрыве и- по скале отведена в сторону - туда, где в долине Пянджа имеется немного-аллювиальной почвы, годной для культуры. Подобного совершенства гидротехники мне нигде не приходилось больше видеть»449.

Семья и семейные отношения

Ио археологическим материалам семья как первая ячейка классового общества возникла в период бронзового века. В письменных источниках, в частности, «Авесте», мы. впервые встречаем сведения о возникновении семьи под названием «нмана», где главенствующую роль играла мать. Впоследствии с развитием, производительных сил, имущественным и классовым расслоением первобытного общества, роль мужчины-охотника, мужчины - воина возросла. Так матриархат сменился патриархатом. Прошло не одно тысячелетие, когда кровнородственные отношения постепенно заменялись соседскими. Теперь важнейшую роль в общественных отношениях играет сельская община.

Вплоть до середины XX вв. семья у таджиков Афганистана как главная социообразующая ячейка общества существовала и функционировала строго по религиозным законам и предписаниям шариата. Изучение семьи и семейных отношений у таджиков разных регионов страны показывает, что в силу различных социально — экономических условий и товарно-денежных отношений у жителей городов и равнинной части страны существовала отдельная семья, тогда в горных и высокогорных районах Афганистана по причине сохранения пережитков феодальных и даже дофеодальных отношений существовали большие патронимические семейства, ведущие совместную общественную жизнь.

Проблема семьи и семейных отношений теснейшим образом связана с социально - экономическим и политическим положением, бытом и общественными отношениями, социальной структурой, районами расселения, типом хозяйствования, обычаями и обрядами. Естественно, что в силу развития социально - экономических отношений на разных этапах развития феодальных отношений, феодальной раздробленности, докапиталистических отношений происходила и трансформация семьи и семейных отношений.

В условиях феодальных отношений существовала традиционная патриархальная семья с её внутренним распорядком и регламентацией. Классовое различие- и социальная структура общества накладывали особый отпечаток на формирование семьи и семейных отношений. Согласно мусульманскому праву (шариату), мусульмане могли иметь несколько жен, а правители независимых и полузависимых феодальных владений - шахи, миры, ханы, малики, и др., - гарем. В то же время большая часть мусульман, принадлежавших к низшим слоям общества («моздур», «факир», «райат»), по экономическим причинам не имели даже возможности жениться.

Образование семьи и семейных отношений среди различных социальных групп феодального общества теснейшим образом было связано с социально-экономическим и политическим положением таджиков Афганистана в рассматриваемый период времени.

Как известно, заключение брака и создание семьи было сопряжено со значительными материальными и денежными затратами, поэтому, браки между представителями «высшего» и «низшего» сословий практически исключались. Письменные и этнографические материалы по таджикам долины Панджшир и других районов показывают, что знатные люди из высшего сословия - «сиял» своих дочерей никогда не выдавали замуж за представителей низшего сословия «моздур», хотя сами охотно женились на девушках низшего сословия. Такие жены назывались «пишкара» (служанка), они выполняли самую черную работу по хозяйству, тогда как жены из высшего сословия -«зан-е делхах» («желанная сердцу») имели высокий социальный статус .

В условиях феодального строя семья у таджиков носила патриархальный характер. Отделившиеся от большой семьи малые семьи имели между собой тесные родственные связи, перераставшие впоследствии в родственно - соседские связи. Так возникала соседская община. По поводу родоплемен-ных и общинных отношений народов Востока среди исследователей существуют различные точки зрения.

Согласно концепции М.О. Косвена и его последователей, в процессе трансформации родоплеменной общины в соседскую патриархальные семьи распадаются на более мелкие патриархальные или индивидуальные, хозяйственно-самостоятельные семьи, получившее в науке название патронимии. В свою очередь объединение этих патронимии в более крупные этнические общности приводит к образованию племен. Такая конструкция- вполне подходит для пуштунских и других- племен Афганистана. У таджиков же, как известно, родоплеменные отношения считались давним пройденным этапом развития общественных отношений.

Тем не менее, данные источников, этнографические материалы, а также проведенные исследования показывают, что к концу позднего средневековья и к началу нового времени у таджиков Афганистана, особенно горных районов существовали близкородственные семьи, объединенные как кровнородственными узами, так и хозяйственно - производственными связами в виде соседской, крестьянской общины.

Так, проведенные в 1956 году французской социологической экспедицией исследования В таджикской деревне Ходжа-Канду в окрестностях Май-маны и обследование американской научной экспедицией таджикских деревень в верховьях реки Хашруд, в районах Гура и Заминдавара показали наличиє архаичных больших патриархальных семей, живущих под одной крышей больших домов - «сарай», сегментированных внутри на малые родственные семьи, размещенные в отдельных комнатах - «хана» и ведущие отдельное хозяйство. В дальнейшем разраставшиеся близкородственные семьи образовали новые малые патронимические семьи, размещенные неподалеку от род-ного отцовского дома .

Такие же группы родственных, но экономически самостоятельных семейств в высокогорных районах Бадахшана, в верховьях реки Кокча, долины Джорма, Бахарака, Зебака, Ишкашима, Мунджана, Санглича, Вахана еще в первой половине XIX века встречал английский разведчик Дж. Вуд. Он писал, что «в этих районах обычно родственные семьи, часто в количестве шести - восьми живут вместе одним хутором. В пределах внешних стен, окружающих этот союз друзей, каждая семья имеет свой отдельный жилой дом, конюшню и коровник» .

Устойчивый характер таких семейно-родственных и общественно- хозяйственных отношений на протяжении столетий был подтвержден результатами работы немецкой этнографической экспедиции 1962 -1963 годов в вышеназванных районах Бадахшана, где, как и сотни лет назад, от разросшейся отцовской семьи отделялись женившиеся родные и двоюродные братья, создавая свои самостоятельные семьи - хозяйства .

Все эти близкородственные семьи на основе общего предка объединялись в более крупную структуру под названием «кында», «кунда» или «кан-да». В совете глав семей, возглавляемый старейшиной «канды» - «ришсафид («седобородый») обсуждались и принимались решения по всем вопросам семейно-родственных отношений, общественной и хозяйственной жизни, проводились праздничные, свадебные, похоронные и другие обряды..

Что касается равнинных районов, проведенные этнографические исследования показывают, что к началу XX в., развитие социально-экономических, товарно-денежных отношений, интенсификация сельскохозяйственного производства приводят к ослаблению роли общинной организации. Это подтверждается этнографическими исследованиями, проведенными в селении Шиваки под Кабулом, в Логарской долине, в селениях Самар-хель, Барикот, Баладех, Паянкала в Джалалабадском оазисе, в Кухдамане, Кухистане и особенно в Панджширской долине, где наряду с близкородственными связями все большую значимость приобретает сельская, соседская община, выполняющая функции хозяйственно - производственного организ-ма .

Заключение брака, проведение брачного церемониала, создание семьи и семейных отношений определялись не только родственными и хозяйственными связями, но и религиозными, этнополитическими факторами, а также традициями, обычаями и обрядами.

Нормами мусульманского права — шариата заключение брака между близкими родственниками (братьями и сестрами, между двоюродными братьями и сестрами по материнской линии) строго запрещалось. Мужчине разрешалось иметь до четырех (и более) жен, если позволяли его экономические возможности. Все жены теоретически имели одинаковые права, однако в реальной жизни было совсем не так. Приведенный ранее пример привилегированной жены и жены - «зан-е пишкара» (прислуга), описанный М.С. Андреевым в 20-х годах XX в. в Панджшире, тому свидетельство.

Обязанность женщины заключалась в том, чтобы заботиться о муже и безропотно следовать его желаниям и требованиям. Присутствие женщин в мужском обществе, а также с открытым лицом запрещалось. Поэтому женщина при посторонних должна быть покрыта с головы до ног особым покрывалом - чадрой, а жилье и двор были разделены на две части - мужскую и женскую («андарун»). Однако следует отметить, что эти запреты и ограничения-почти? не касались таджикского населения горных и высокогорных районов где женщины имели значительнуюсвободу как в выборе одежды, так и в,семейной жизни.

Похожие диссертации на Процессы этнополитического и социокультурного развития таджиков Афганистана (середина XVIII - начало ХХ вв.)