Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Египет в конце XVIII-начале XIX века: начало англо-французского противостояния в регионе Орлова Мария Владимировна

Египет в конце XVIII-начале XIX века: начало англо-французского противостояния в регионе
<
Египет в конце XVIII-начале XIX века: начало англо-французского противостояния в регионе Египет в конце XVIII-начале XIX века: начало англо-французского противостояния в регионе Египет в конце XVIII-начале XIX века: начало англо-французского противостояния в регионе Египет в конце XVIII-начале XIX века: начало англо-французского противостояния в регионе Египет в конце XVIII-начале XIX века: начало англо-французского противостояния в регионе Египет в конце XVIII-начале XIX века: начало англо-французского противостояния в регионе Египет в конце XVIII-начале XIX века: начало англо-французского противостояния в регионе Египет в конце XVIII-начале XIX века: начало англо-французского противостояния в регионе Египет в конце XVIII-начале XIX века: начало англо-французского противостояния в регионе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Орлова Мария Владимировна. Египет в конце XVIII-начале XIX века: начало англо-французского противостояния в регионе : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.03 : Москва, 2003 178 c. РГБ ОД, 61:04-7/27-0

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Египет в конце XVIII - начале XIX века стр. 21

- Египет и Османская Империя стр. 21

- Социально-экономическое положение Египта стр. 27

- Внутриполитическое развитие Египта стр. 44

- Религия и культура стр. 66

Глава 2. Англо-французское противостояние в регионе стр. 80

- Египет в сфере колониальных интересов Англии и Франции в XVI - первой половине XIX века стр. 80

- Возникновение во Франции планов захвата Египта стр. 103

- Французская армия в Египте (1798 - 1801гг.) стр. 120

- Итоги англо-французского противостояния в конце XVIII - начале XIX века стр. 142

Заключение стр. 152

Источники и литература стр. 164

Введение к работе

Обоснование темы. Предметом исследования является Египет в конце XVIII - начале XIX века, в котором в это время происходили сложные и интересные процессы, оказавшие влияние на современные проблемы внутри страны и определившие политику европейских стран в этом регионе, а также международный аспект в истории этой страны, который продолжает оставаться в фокусе многочисленный исследований специалистов разных стран. Во второй главе данной работы показана история формирования ближневосточной политики ведущих держав Запада - Великобритании и Франции, на пороге нового времени, когда оба эти государства, следуя интересам набиравшей силу национальной буржуазии, начинают сложную и продолжительную борьбу за усиление своего влияния в регионе.

Целью первой главы моей работы является анализ социально-экономического, внутри- и внешнеполитического и духовного развития египетской провинции Османской империи в конце XVIII - начале XIX века. Для раскрытия этой темы я поставила следующие задачи: рассмотреть сложившиеся к этому времени взаимоотношения между египетским пашалыком и центральной частью (Стамбулом), хозяйственное положение Египта, формы землевладения и виды налогов, социальную структуру провинции, развитие городов, ремесла, торговли (внешней и внутренней), внутрифеодальную борьбу мамлюкских беев между собой и их столкновение с Османской империей в попытках установить свое полное господство над Египтом, не считаясь

с интересами Порты, а также рассмотреть религиозную ситуацию и культурный упадок в этот период.

Во второй главе я проанализировала колониальную политику Англии и Франции в Египте. В рамках данной темы я изучила развитие взаимоотношений между Османской империей с одной стороны и Англией и Францией с другой стороны, начиная с XVI и до конца XVIII века, формирование идеи захвата Египта во Франции и египетскую экспедицию Наполеона (1798 - 1801), которая явилась началом нового этапа в колониальной политике европейских держав. В заключение я рассмотрела итоги французской экспедиции и то влияние, которое она оказала на изменение расстановки сил на международной арене в рассматриваемый период, на дальнейшую политику Великобритании в Египте, которая с этого времени становится основной европейской державой, доминирующей в регионе.

Хронологическими рамками исследования является последняя четверть XVIII - первые годы XIX века. Это мотивировано тем, что конец XVIII - начало XIX века является переломным этапом в истории Египта. В этот период экономические и политический кризисы достигли своего апогея, внутреннее естественное развитие страны вошло в явное противоречие с внешними законодательными формами, установленными еще в средние века и практически не менявшимися с течением времени. Кроме того, во внешнеполитическом аспекте исследуемый период включает в себя Египетскую экспедицию Наполеона 1798 года, которая коренным образом изменила историю страны и международную политику ведущих европейских держав. Это один из наименее изученных в мировой науке периодов, который в тоже время оказал исключительное влияние на дальнейшую судьбу этой страны.

Методологической базой исследования является диалектика материалистического развития, апробированная многими историческими школами человечества.

Актуальность темы заключается в том, что процессы, имевшие место в этот исторический период, во многом определили не только последующую историю Египта, Англии и Франции, но и современную жизнь этих стран и оказали влияние на современные исторические реалии.

Для осуществления поставленных задач я опиралась на ряд источников и исследований, написанных на русском, английском и французском языках, а также переведенных на эти языки с арабского и турецкого.

Источники для первой главы:

История Египта этого периода фундирована исторической базой, которая в большей степени отражена в списке литературы. Источники, используемые мной для изучения данной темы, можно разделить на три группы:

  1. летописи;

  2. путевые заметки, дневники и мемуары европейцев, побывавших в Египте;

  3. описания русских путешественников.

Далее я хочу охарактеризовать каждую их трех групп на примере одного, наиболее яркого источника из каждой группы. Из всей источниковой базы, использованной мной, летописи представлены всего одним произведением, однако его ценность для изучения истории Египта в этот период превышает все прочие источники

по этой теме. Это «Удивительная история прошлого в жизнеописаниях и хронике событий» выдающегося египетского историка- хрониста Абд ар-Рахмана аль-Джабарти в переводе Х.Н. Кильберга и Н.М. Фильштинского. Эта хроника явилась основным источником для моей . работы и легла в основу моего исследования практически всех аспектов истории Египта последней четверти XVIII века.

Большое значение для верной оценки этого исторического источника имеет знакомство с информацией о личности его автора. Абд ар-Рахман аль-Джабарти (1756 - 1825) был потомственным улемом, преподавателем каирского мусульманского университета Аль - Азхар и принадлежал к сословию высшего мусульманского духовенства, которое играло значительную роль в политической жизни мамлюкского Египта , было единственной образованной прослойкой общества и пользовалось большим авторитетом среди всех слоев населения. Аль-Джабарти получил традиционное мусульманское образование. В наследство от своего отца он получил крупное состояние, что позволило ему всецело посвятить себя научной деятельности. Кроме того, во время французского владычества в Египте аль-Джабарти входил в состав дивана, учрежденного французами, а позже занимал почетный пост при Мухаммаде Али. Он умер насильственной смертью: был задушен по приказу Мухаммада Али вследствие критического отношения хрониста к правителю.

Составленная им хроника охватывает погодное описание событий с древности до 1821 года. Аль - Джабарти был современником большей части событий, описанных им. Описания предшествующих ему событий он брал из сочинений более ранних авторов. Его труд выдержан в традиционной форме арабских исторических сочинений. Хроника изобилует различными историческими и литературными отступлениями.

Также в нее включены поэтические отрывки. И хотя хроника имеет характер дневника текущих событий, она может рассматриваться как памятник общественной мысли того времени. Особый интерес ей придает самостоятельность суждений автора, т.к. он не только называл события, но и давал им личную оценку. Благодаря своему положению аль-Джабарти имел возможность пользоваться официальными документами при составлении своего труда, и все сколько-нибудь значительные события той эпохи освещены им в той или иной мере. В хронике можно найти сведения, касающиеся практически всех сторон жизни Египта в описываемый период. После смерти аль-Джабарти его труд долго находился под запретом в связи с тем, что автор в своей хронике открыто критиковал Мухаммада Али и его методы правления. Запрет был снят только в 1879 году. Но критике его подвергся не только Мухаммад Али. Следует отметить, что при всем стремлении быть объективным при описании и оценке событий аль-Джабарти оставался выразителем интересов своего сословия - улемов, которые издревле занимали особое положение в египетском обществе, являясь посредниками между различными его слоями при решении социально -экономических и политических конфликтов. Однако в описываемый период происходят нарушения этой традиции, и улама перестают играть роль выразителей интересов всех слоев общества. Постепенно они лишаются былого политического и экономического влияния.

Результатом этого является их недовольство любой властью. Таким образом, читая хронику, можно почувствовать негативное отношение автора и к мамлюкам, разорявшим Египет, и к французским оккупантам, и к Мухаммаду Али, узурпировавшему власть, хотя это не мешало аль-Джабарти сотрудничать с ними.

Исследователь биографии и творчества аль-Джабарти Д. Айалон пишет, что аль-Джабарти не может быть отнесен ни к одной из школ предшествовавших ему историков и сам не создал школы, - его фундаментальный труд есть чисто изолированное явление.

Среди источников второй группы значительную ценность для исторического исследования представляет книга француза Франсуа Вольнея «Путешествие Вольнея в Сирию, Египет, бывшее в 1783, 1784 и 1785 годах» в переводе с немецкого Н. Маркова.

К.Ф. Вольней получил в Париже основательное и разностороннее образование. Получив большое наследство, он решил воспользоваться им для путешествия на Восток и провел три года (1783 - 1786) в Египте и Сирии. До своего отъезда он основательно изучил литературные сведения об этих странах, как сведения античных авторов, особенно Геродота, так и европейскую литературу.

Его книга включает в себя только описания виденных им стран без всяких сообщений о переездах и приключениях самого путешественника, обычных в этот период для такого жанра. Автор обращает особое внимание на быт населения и на причины, вызвавшие экономический упадок Египта и Сирии под турецким владычеством. Вольней высказывается против тех представлений, что жаркий климат влияет на упадок энергии и работоспособности и что умеренный климат является причиной культурных успехов европейцев. Вольней справедливо доказывает, что климатические условия Египта теперь приблизительно те же, что и в эпоху древнеегипетской культуры, что древними народам Востока при таких же климатических условиях была выполнена огромная культурная работа, и что зной оказывает влияние только на работоспособность людей, привыкших к более умеренному климату, но не на работоспособность туземцев. Сам Вольней объясняет упадок

мусульманского Востока исключительно дурным управлением и вредным влиянием мусульманской религии на народную психологию. Из мер, которые могли бы поднять экономический уровень мусульманского Востока, Вольней упоминает и о прорытии канала через Суэцкий перешеек, но находит этот план неосуществимым.

В целом путешествие Вольнея занимает исключительное место среди путешествий европейцев на Восток в XVIII веке.

«Путешествие по Нижнему Египту и внутренним областям Дельты» А. Рафаловича также является ценным источником по истории Египта и относится к группе описаний русских путешественников. Несмотря на то, что Рафалович посещал Египет уже в первой половине XIX века, его путевые заметки содержат много ценного материала по истории Египта более раннего периода.

Артемий Алексеевич Рафалович (1816 - 1856) был преподавателем медицины в Одессе и членом многих медицинских обществ в России и за границей. С 1845 года он начал заниматься изучением чумы. С этой целью он уезжает на Восток старшим членом особой экспедиции для изучения чумы. Он объехал Турцию, Египет, Сирию, Палестину, Алжир и . Тунис. В результате появилась его книга, в которой И.Ю. Крачковскии писал, что она «является ценнейшим источником для понимания многих сторон социально-экономической жизни Египта в эту эпоху и представляет во всей нашей литературе того времени исключительное явление» (№ 91, стр. 119).

Изучая чуму, Рафалович вместе с тем обращал внимание на особенности топографии, климата, экономики и этнографии страны. Он подробно описал пищу, одежду, наружность жителей Египта, а также медицинские учреждения. Во время своего путешествия он основательно изучил жизнь страны и положение крестьян. В течение своего

трехлетнего пребывания на Востоке Рафалович выучил турецкий и арабский языки, что позволяло ему вникать в особенности быта местного населения.

Таким образом, все эти люди были представителями разных национальностей, принадлежали к разным социальным группам, имели различные интересы и взгляды, по - разному оценивали одни и те же события, поэтому только сопоставление этих во многом различных между собой источников дает возможность составить правильное представление об исторических реалиях Египта в этот период.

Литература для первой главы:

К сожалению, по данным проблемам не сложилась историография ни в отечественной, ни в зарубежной школе исторического познания. Лишь некоторые авторы как в нашей стране, так и за рубежом, освещали отдельные проблемы истории Египта в рассматриваемый период. Таким образом, я могу дать характеристику наиболее существенным трудам, посвященным этому периоду и этой стране.

Среди представителей отечественной школы наибольшее значение имеют труды таких историков, как Иванов НА, Ацамба Ф.М.и Кириллина С.А. Однако каждый из них в своих работах акцентировал внимание на какой - либо узкой проблеме в истории Египта этого периода.

Работы Иванова Н.А. преимущественно посвящены взаимоотношениям центральной власти Османской империи и местным властным структурам в египетском пашалыке. Эта тема нашла яркое отражение в его работе «К вопросу об аграрных отношениях в Египте в последней четверти XVIII века» (№ 85), а также в ряде других его работ, не использованных в моем исследовании, так как они посвящены значительно более раннему периоду истории Египта.

В исследовании Ацамбы Ф.М. основное внимание уделяется изучению социальной структуры египетского общества. В таких своих работах, как «Высшее мусульманское в политической жизни османского Египта», «Господствующий класс в социальной структуре египетского города», «Система административного управления египетской провинции Османской империи», «Социально - экономические позиции крупного купечества в Египте в XVIII - начале XIX века» она исследует различные слои египетского общества, также уделяя значительное внимание экономическому положению отдельных слоев и всего общества в целом.

Кириллина С.А. занималась изучением мусульманских институтов в египетском пашалыке, их места в экономической, политической и духовной жизни Египта. Из ее работ, касающихся этой темы, можно назвать «Религия и власть: ислам в Османском Египте» (соавтор Ацамба Ф.М.) и «Система управления и мусульманское судопроизводство Египта в период экспедиции Наполеона I Бонапарта» (соавтор Рябков М.Г.).

Однако следует отметить, что хотя вышеперечисленные авторы посвятили значительное количество исследований истории Египта в конце XVIII века, но ни одна из них не перекрывает полностью эту тему. Они лишь затрагивают отдельные вопросы, которые были освещены в соей работе, сквозь призму поставленной мной проблемы.

В зарубежной исторической науке так же, как в отечественной, не сложилось школ либо направлений по данной проблематике. Исследованная мною англоязычная литература по этой теме довольно ограничена и по объему приблизительно равна работам отечественных авторов. В целом в работах зарубежных авторов чаще, чем в русскоязычной исторической литературе, встречаются попытки отразить в одном исследовании общее положение страны в данный

период, касаясь различных аспектов исторического развития. Но и в таких работах авторы делают акцент преимущественно на социально -экономических проблемах.

Ряд зарубежных исследователей лишь в единичных работах затрагивали историю Египта в данный период, но здесь я хотела бы упомянуть тех историков, которые уделили более пристальное внимание этой теме в своих исследованиях.

Профессор истории арабских стран Лондонского университета P.M. Холт исследовал историю Египта с момента его завоевания турками и до XX века. Но значительное место в его работах занимают исследования истории Египта в XVIII веке, в частности, в таких работах, как «Political and social change in modem Egypt», «Egypt in the fertile crescent 1516 - 1922». В своих исследованиях Холт рассматривает отдельные социально -экономические и политические проблемы истории Египта в контексте взаимоотношений египетского пашалыка и Османской империи. Основной упор в своих исследованиях он делает в основном на взаимодействии Османской империи.

Значительное место среди зарубежных исследователей истории Египта принадлежит Стэнфорду Шоу. Этой стране посвящена такие его работы, как «Landholding and land - tax revenues in Ottoman Egypt», «Turkish source material for Egyptian history». Кроме написания собственных исторических исследований Шоу занимался переводом работ, написанных на турецком и арабском языках, дополняя их своими комментариями и примечаниями, например, «Ottoman Egypt in the age of French revolution» Хусейна Эфенди (арабский язык) и «Ottoman Egypt in the eighteenth century» (турецкий язык). Эти работы носят преимущественно описательный характер и дают интересные сведения

по истории Египта в XVIII веке. В своих исследовательских трудах Стэнфорд Шоу в основном уделяет внимание экономическим вопросам.

Г. Баер в своих работах делает акцент на социальных аспектах истории Египта. Его работы: «Social change in Egypt: 1800 - 1914», «Studies in the social history of modem Egypt», «Alt Mubarak's Khitat as a source for the history of modem Egypt».

Источники и литература для второй главы: Характеристика источников

Круг источников, использованных для второй главы значительно шире, а сами источники по своему характеру значительно разнообразнее. Для этих глав были использованы:

  1. Хроника аль-Джабарти

  2. Сборники документов, приказов, воззваний, писем главнокомандующих французской армией - Бонапарта, Клебера, Мену

  3. Сборники документов, относящихся к французской экспедиции в Египте, изданные в разные годы французским правительством, а также документальный материал, содержащийся в некоторых работах, посвященных экспедиции или в приложении к ним

4. Мемуары участников экспедиции

Рассмотрим перечисленные источники более детально:

1. Подробная характеристики летописи аль-Джабарти уже была дана выше, но следует отметить, что ее колоссальное значение состоит

в том, что эта хроника - единственная запись, сделанная египтянином - современником и участником событий.

2. Очень важным источником являются сборники писем французских генералов Бонапарта, Клебера и Мену. Первый сборник такого рода (Correspondance inedite de Napoleon) вышел в 1819-1920 годах. Первое собрание корреспонденции Наполеона не отличалось полнотой, но для нас оно представляет большую ценность в связи с тем, что в него были включены не только письма Наполеона, но и донесения и послания, поступавшие на имя последнего от его помощников, а также дипломатическая корреспонденция.

Большой интерес представляет другое собрание писем Наполеона (Correspondance de Napoleon), издававшееся в 1838-1842 годах. Оно содержит все приказы и распоряжения Наполеона, личные и официальные письма, дипломатические донесения и воззвания, составленные Наполеоном, а также рад документов, составленных начальником штаба Бертье по личному приказу Наполеона и просмотренных или даже подписанных последним. К периоду египетского похода относятся тома IV - VIII этого издания. Большим достоинством «Correspondance de Napoleon», как источника, является его полнота. Затеянное по приказанию Наполеона III, это издание должно было сыграть известную роль в укреплении авторитета и политического положения династии. Поэтому для него было собрано все, что только удалось найти из документов, связанное с деятельностью Наполеона I. Письма и распоряжения Наполеона дают возможность составить довольно полное представление о деятельности французов в Египте.

К периоду деятельности в Египте генералов Клебера и Мену относится другой менее полный сборник «Kleber et Menou». Составитель этого издания Руссо включил сюда лишь незначительную часть документов, относящихся к деятельности Клебера и Мену в Египте. Документы, которые компрометировали французское командование не были включены в сборник. Автор включил в издание лишь документы, относящиеся к дипломатической деятельности французских генералов, военным событиям этого времени и «реформаторской» деятельности Мену. Однако, даже в таком виде этот сборник дает много материалов для изучения.

3. Документальный материал, относящийся к французской экспедиции в Египет, издавался несколько раз отдельными изданиями. Для настоящей работы был использован сборник «Pieces diverses et correspondence relatives aux operations de I'armee d'Orient», Paris, Baudouin, an. IX, содержащий ряд официальных документов и писем, относящихся к французской экспедиции. Большой интерес для характеристики деятельности французской армии в Египте представляют письма французских генералов во Францию, перехваченные сторожевыми судами английского флота в Средиземном море и опубликованные в Лондоне в 1798 году («Copies of original letters from the army of Bonaparte in Egypt intercepted by the Fleet under the command of Lord Nelson», London, 1798). В своих частных письмах участники экспедиции обычно оставляли хвастливый тон, свойственный официальным донесениям Наполеона Директории, и писали правду о положении в Египте. Большое количество документального материала содержится в книге Пайоля, посвященной Клеберу, и Риголя, посвященной правлению в Египте Мену.

К категории источников можно было частично отнести труд Ля Жонкьера в пяти томах, представляющий собой, по сути дела, сборник отрывков из опубликованных и извлеченных из французских архивов документов и мемуарных материалов, относящихся к египетской экспедиции с короткими вводными комментариями.

4. Самая многочисленная группа источников - это дневники, мемуары и записки участников французской экспедиции. Мемуары писали наполеоновские генералы и маршалы: Бертье, Рейнье, Бейар, Девернуа, Догеро и другие, офицеры Виго Руссильон, Савари (герцог Ровиго) и другие, ученые - Жофруа Сент-Иллер и так далее. Многие английские офицеры, принимавшие участие в английской экспедиции в Египет в 1800-1801 годах также оставили свои воспоминания: Ное, Уолс, Уилсон, Уиттмэн.

Некоторые из мемуаров были составлены по записям, делавшимся в Египте во время похода, другие писали по памяти. Одни авторы писали о событиях, свидетелями которых они были сами, другие получали сведения из вторых рук. Мемуарная литература сама по себе не является полностью достоверным источником. Однако при сопоставлении с другими более надежными документами, она помогает выявить целый ряд интересных деталей.

Характеристика литературы.

Литература, посвященная внешнеполитическим аспектам истории Египта этого периода очень обширна. Хотя работ, написанных на русском языке среди них очень мало. Среди западноевропейских

исследований преобладают работы, написанные французскими историками.

Литература на французском языке в основном посвящена Наполеону и его политике на Ближнем Востоке, например такие работы как Driault, E.,«La politique oriental de Napoleon», D'Estre, H., Bonaparte, «Le mirage oriental», La Jonquiere, C, «L'expedition d'Egypte (1798-1801)», Lacroix, D., «Bonaparte en Egypte», Lanfrey, P., «Expedition d'Egypte et campagne de Syrie», в то время как работы на английском языке в большей степени освещают общие вопросы истории Египта.

О том воздействии, которое оказал этот период арабской истории на всю последующую историю Египта, спорили и продолжают спорить многие ученые. Выводы, к которым они приходили, часто противоречили друг другу. Так, некоторые из них утверждали, что французская экспедиция в Египет оказала значительное влияние не только на эту страну, но и на всю обстановку на Ближнем Востоке. По мнению этих ученых, вследствие наполеоновской кампании в арабском мире произошел подлинный переворот, началась эпоха "возрождения". Некоторые исследователи настолько восторженны в своих оценках заслуг Наполеона, что не стесняются доказывать, будто французское завоевание Египта, равно как и завоевание Александром Македонским Среднего Востока, было шагом вперед для всей нашей культуры

Другие же авторы, напротив, отрицают какое-либо положительное влияние французской экспедиции на общую ситуацию на Ближнем Востоке. По их мнению, это была обычная военная авантюра, типичная для эпохи колониализма и повлекшая за собой установление на некоторое время в Египте репрессивной системы военного управления. Эта кампания закончилась полным провалом. Три года, проведенные французским корпусом в Египте, прошли в непрерывных вооруженных

стычках: французские солдаты подавляли выступления местного населения, подвергали недовольных арестам и преследованиям.

Но, несмотря на то, что экспедиция Наполеона, по мнению ряда историков, явилась прелюдией к европейской колонизации арабского мира, с отрицательными последствиями которой арабам приходится бороться и по сей день, эта кампания показала им преимущества современной цивилизации и внушила мысль о необходимости . заимствовать некоторые из ее достижений. После крестоносцев Наполеон первым провел на арабских землях завоевательную кампанию. На политическом и культурном уровнях его экспедиция имела последствия, ощущаемые нами и по сей день.

Из историографии советского периода были привлечены в основном фундаментальные труды российских арабистов, посвященные общей истории арабов, прежде всего сочинения В.В. Бартольда, А.Е. Крымского, Е.А. Беляева, О.Г. Большакова, Н.А. Иванова, В.Б. Луцкого и других.

Основные тенденции социально-экономического и политического развития Ближнего Востока, взаимовлияние и взаимопроникновение западной христианской и восточной мусульманской цивилизаций нашли отражение в ряде общетеоретических исследований советских востоковедов, таких как А.В. Еуравский, Н.И. Конрад, З.И. Левин, И.М. Смилянская, Л.А. Фридман.

Весьма ценными для темы диссертации является историографический анализ работ арабских авторов, содержащийся во многих исследованиях русских и советских ученых, таких как A.M. Васильев, М.Ф. Видясова, З.И. Левин.

Сравнительный анализ источников и литературы на французском, русском и английском языках, безусловно, позволил составить более

полное представление о характере общественно-политических процессов в Египте на рубеже нового времени, а также об общих условиях колониальной экспансии Запада в лице Великобритании и Франции на Ближнем Востоке в конце XVIII - начале XIX века.

Египет и Османская Империя

История Египта в позднемамлюкский период в XVIII века уходит своими корнями в средневековье, когда в 1517 году Османский правитель Селим I завоевал территорию Египта, который в то время был частью Мамлюкского султаната (1250 -1517 гг.), государства, созданного воинами - мамлюками. Несмотря на то, мамлюкский султанат прекратил свое существование, тем не менее господствующий класс этого государства - мамлюки - не были уничтожены, а использовались османами в управлении завоеванным Египтом. Впоследствии мамлюки вернут себе господствующее положение в Египте и исчезнут окончательно с политической и исторической арены только в начале XIX веке.

Само слово «мамлюк» обозначает «находящийся в рабстве», или «невольник». Мамлюки были воинами, отряды которых пополнялись из мальчиков - рабов, которых покупали и воспитывали искусными бойцами. Первоначально в XII - XIII вв. мамлюки составляли гвардию правителей Египта - аййюбидских султанов, но с их ослаблением мамлюкские лидеры сами смогли стать правителями Египта и избирали султанов из своей среды с 1250 по 1517г., т.е. до того, как они были завоеваны турками. После включения в состав Османского государства Египет стал . одной из наиболее важных провинций в империи. Османы сохранили в Египте значительную свободу во внутреннем управлении провинцией. Турки вступили в союз с одной из мамлюкских группировок, предоставив ей управление внутренними делами Египта. Управление египетской провинцией было организовано следующим образом: «завоеватели, имевшие большой опыт в организации власти в . обширных завоеванных областях, стремились к установлению в Египте такой административной системы, которая бы обеспечила им долговременное господство. Они учли сложившиеся на месте формы и институты общественной жизни и включили их в систему своей политической власти.» (№ 65, стр. 109).

Правитель Египта назначался из Стамбула и носил титул паши. Обычно паша получал свои полномочия от Стамбула на 1 год, однако они могли быть продлены на более долгий срок.

Ацамба Ф.М. выделяет два направления в деятельности османских пашей:

1) решение внутренних проблем, т.е. охрана пределов провинций, соблюдение внутреннего порядка, осуществление правосудия, ограждение подданных от притеснений,

2) деятельность, направленная на выполнение обязательств перед центральной властью, включающая фискальные, военные и религиозные обязанности перед Портой.

В подавляющем большинстве османские чиновники, получившие пост паши Египта и имеющие значительные доходы от казны, стремились максимально увеличить свои состояния путем всевозможных злоупотреблений и взяточничества.

Паша имел чиновничий аппарат, помогавший ему в управлении провинцией. В него входили: заместитель паши -катхода, хранитель печатей, казначей - хазендар, переводчик с арабского и турецкого языков, глава дивана - раис ад - диван, глава писцов дивана и другие чиновники. Первое время после завоевания Египта турками часть из них присылалась из Стамбула, часть - назначалась пашой, оплачивалась им и зависела от него. Но постепенно мамлюки все больше и больше проникают в административный аппарат и со временем начинают занимать все важные посты в государстве. Вскоре они полностью присвоили себе право назначать угодных им лиц на важнейшие должности в египетской провинции. Уже в XVII веке паша начинает терять реальную власть, а в XVIII веке он становится чисто символической фигурой, не принимающей никакого участия в политической и экономической жизни Египта. Это явилось отражением общего упадка некогда могущественной Османской империи: в конце XVIII века османы терпят поражения во внешних войнах, идут на значительные уступки европейским державам и с трудом удерживают в подчинении огромные территории своих провинций. Власть Османской империи в Египте становится номинальной и в основном выражается лишь в требованиях денежных отчислений и продовольственных поставок из Египта в Стамбул. К концу XVIII века мамлюкские эмиры по своему усмотрению смещают неугодных пашей и добиваются назначения новых. Например, хронист аль - Джабарти под 1780 годом пишет: «Эмиры собрались и направили к паше посланцев с жезлами в знак его отставки, предписав ему оставить крепость. Он тотчас же спустился в Старый Каир. В тот же день сюда принесли его багаж. Монетный двор изъяли из его ведения» (№ 1, стр. 92). И несмотря на соблюдаемый внешний почет, иногда отношение мамлюков к пашам - марионеткам было откровенно пренебрежительное: «...прибыл некий ага Порты с указом о продлении полномочий паши на следующий год. Паша пригласил эмиров присутствовать при оглашении указа, но не один из них не явился. Мурад -бей пренебрег этим и не обратил на пашу никакого внимания.» (том 2, стр. 125).

Вскоре после установления османского господства на территории Египта были организованы ряд воинских подразделений - оджаков, которые охраняли границы провинции, а внутри Египта выполняли полицейские функции. В XVII веке оджаки приобрели значительный политический вес и вмешивались во все основные события, происходившие в Египте. Османские паши считались с их мнением и заигрывали с их лидерами, пытаясь обеспечить спокойствие внутри провинции, т.к. оджаки часто были источником мятежных настроений. Многие офицеры оджаков в XVII веке занимали значительные государственные должности. Главы оджаков имели сильное влияние на решения дивана. Однако в XVIII веке происходит ослабление оджаков, как внутреннее, так и под влиянием внешних факторов - усиления позиций мамлюкских эмиров, которые получают все большее влияние в Египте. Вольней, посетивший Египет в 80 - х годах XVIII века, так оценивает значение мамлюков в этот период: «...в нынешнее время, янычары, азабы и пять других корпусов не иное что, как толпа художников, поденщиков и бродяг, которые нанимаются стоять у ворот и дрожат перед мамлюками так, как и прочая чернь в Каире. Таким образом одно войско мамлюков составляет всю военную силу Египта.» ( № 5, стр. 245).

Как упоминалось выше, Селим I, присоединив Мамлюкский султанат в своим владениям, включил мамлюков в административную систему Египта. Управление внутренними делами провинции было поручено 24 мамлюкским беям. Первоначально их функции носили исключительно гражданский характер и включали сбор налогов, охрану земледельческого населения от бедуинов, надзор за очисткой оросительной системы и т.п. Но, постепенно усиливаясь, мамлюкские беи стали выходить из узких рамок, определенных для них османской администрацией. Они расширяли свое влияние во все сферах, и со временем группировки вернули себе характер военизированных формирований. В мамлюкской среде сложилась своя иерархия. Во главе мамлюков стоял шейх аль -балад. Во второй половине XVIII века шейх аль - балад становится реальным правителем страны. В конце XVIII века второй по значению стала должность амир аль - хаджа, который отвечал за безопасность паломников, отправлявшихся ежегодно к святым местам в Мекку и Медину.

Египет в сфере колониальных интересов Англии и Франции в XVI - первой половине XIX века

Первой половины XVI в. Египет, благодаря своему выгодному географическому и стратегическому положению, начинает привлекать к себе внимание европейский держав, которые в этот период активно участвуют в экономическом и политическом захвате новых территорий как на Востоке так и на Западе. На Арабском Востоке, и в частности в Египте, основными соперниками были Англия и Франция. Именно они во многом определили судьбу этого региона и его дальнейшее развитие. На протяжении нескольких столетий они вели борьбу за свое влияние в Египте, которое сначала носило экономический характер, а затем стало все больше и больше приобретать политический оттенок. Процесс экономического и политического проникновения европейских держав в сферу влияния Османской империи начинается с установления режима капитуляций, который облегчил проникновение на Ближний Восток иностранного торгового, финансового, промышленного капитала. Режим капитуляций, которым широко пользовались иностранные представители в османских владениях уже с XVI века, регулировал отношения между европейскими державами и Портой. Он оказал непосредственное влияние и на судьбу Египта, который в течении долгого времени находился под господством османов. Капитуляции явились важным орудием в руках европейских держав для их политического и социально-экономического проникновения в сферу влияния Высокой Порты и постепенного превращения ее в полуколонию и зону влияния этих государств. Они способствовали сохранению феодального уклада на территории Османской империи и явились препятствием для развития новых экономических отношений. Капитуляции создавали условия для проникновения иностранного капитала в страну и во многом повлияли на ее социально-экономическое развитие. : Вопрос о первых соглашениях, достигнутых в XVI в. османскими властями с Францией и Англией и давших фактически рождение режиму капитуляций, теснейшим образом связан с понятием "миллет", которое применялось в отношении немусульманских меньшинств - зиммиев. Все подданные Порты были классифицированы не по этническому, национальному или языковому признаку, а по принадлежности к исповедуемой вере. В связи с этим каждая религиозная конфессия в пределах османского государства стала называться "миллет" - община.

Режим "миллета" представлял собой организацию зиммиев в частично самостоятельные общины для взаимодействия социальных групп и достижения политического и социально-экономического единства страны. Именно это ставило османское государство в положение регулятора самостоятельных или независимых общин при существовании глубокого раскола, разделявшего правящую верхушку военных, чиновников и улемов, и управляемые слои населения -феллахов, торговцев и ремесленников. Режим, разделявший правящие слои и управляемые, не препятствовал каждой отдельной общине пользоваться ее языком, исповедовать свою веру, развивать собственную культуру и даже собирать налоги, отдавая положенную часть в османскую казну. Режим капитуляций, распространявшийся на подданных европейских держав, особенно на торговцев, проживавших в Константинополе, таким образом, можно отнести к числу основных особенностей османского государства. Первоначально этот режим представлял собой систему льгот, которые османское правительство предоставляло на добровольных основах иностранным купцам. Однако в то же время оно всегда могло отобрать их. Целью их было поощрение торговли и свободного оборота финансовых средств в экономике. К числу этих льгот і и гарантий можно отнести защиту османским правительством жизни и капиталов иностранных подданных, предоставление им права заниматься своими коммерческими и личными делами, иметь жилище в городе и обращаться к помощи своих консулов. При этом османские власти сохраняли за собой право применять к ним свое законодательство. . Капитуляции были определены в соглашениях и, начавшись с малого, постепенно превратились в серьезную опасность для суверенитета Порты. Проблема возникла после того, как западные державы стали требовать от османского правительства сохранить за ними капитуляции в тех районах, которые перешли в свое время из-под власти Византии в руки турок вследствие завоевания последними Византийской империи. В то время каждая община иностранцев жила в соответствии с условиями официальных соглашений, подписанных Османами с правителями той или иной державы. С самого начала османское правительство занималось организацией проживания иностранцев на территории империи. Султаны Баязид I (1389-1402), Мухаммад I (1413-1421), Мурад II (1421-1451) заключили соглашения с Венецией и Генуей, которые давали право итальянским купцам селиться в городах Османской империи, вести торговлю и заниматься другими видами деятельности, а также отправлять свои религиозные обряды. венецианцами, которое включало 30 глав ("капитуляций") и под-Z+Z7.M тверждало условия, действовавшие еще в византийскую эпоху до па-5 і ї Дения Византии в 1453 г., а также дополнило их новыми "капитуля-\ " "і циями". В 1504 г. османский султан подписал еще одно соглашение с венецианцами, благодаря которому было указано их право на торговлю под защитой своего флага. Через 15 лет подписания первого османско-итальянского соглашения (1520 г.) король Франции Франциск I получил от султана Сулеймана аль-Кануни в 1535 г. первые капитуляции для своей страны, что "придало дух дружбы французско-османским отношениям». Благодаря этому французы опередили англичан в сближении с Портой. Система UtwIS капитуляций с французами была окончательно оформлена в так называемом большом соглашении о капитуляциях, которое заключили султан Сулейман аль-Кануни и король Франциск I. На основании именно этого акта французы приобрели широкие права и льготы, названные впоследствии системой капитуляций. Французским подданным было предоставлено право на свободу судоходства в территориальных водах Османской империи, осуществление операций продажи и купли на море. При этом таможенный сбор с их товаров был установлен на уровне Французские подданные были освобождены от любых других налогов, "как бы они ни назывались". Данные налоговые свободы устанавливались при условии проживания французов на территории османского государства непрерывно в течение 10 лет. Французские подданные были освобождены от подчинения местным судебным властям, а по вопросам гражданского и уголовного права подчинялись лишь французскому законодательству. Им было предоставлено также право судебного разбирательства в суде своей общины. Для этого в Османскую империю въезжали специально назначаемые королем судьи. Суды находились прямо в резиденциях французских консулов. Подданным Франции было разрешено строить дома для проживания и хранения в них своих товаров. По соседству с домом выделялось место для захоронения покойников. В соглашении были предусмотрены и другие права французских подданных. На основании соглашения 1535 г. Франция стала претендовать на право покровительства над всеми христианами-католиками, проживавшими во владениях султана.

Возникновение во Франции планов захвата Египта

План захвата Египта родился еще в период крестовых походов, ПЖ;« коґда после смерти в 1193 г. Салах ад-Дина единый мусульманский фронт, противостоявший европейской экспансии, распался, и угроза колонизации мусульманских земель вновь стала реальной. Целью новых крестовых походов выступил уже тогда не Иерусалим, а Египет. Европейские государи стремились завладеть им, зная, насколько богата эта- страна, и учитывая, что именно Египет является ключом ко всему Восточному Средиземноморью, где концентрировалась торговля между Востоком и Западом. Захватив Египет - сердце арабской цивилизации, крестоносцы могли надеяться на то, что завоевание других арабских стран будет осуществить легче. ! В течение 1218-1248 гг. несколько крестоносных армий высаживалось на египетском побережье. Последнюю военную кампанию воз главил сам король Франции Людовик Девятый. Высадившись в Египте, . 4» .l-44h і 4» -4 .1 »M. г. в одном из сражений крестоносцы потерпели сокрушительное поражение от армии мамлюков, а сам Людовик Девятый был взят в плен в аль-Мансуре в доме некоего Ибн Лукмана. ; В XVI в. французское правительство продолжало вынашивать планы закрепления на Ближнем Востоке. В 1535 г. османский султан Сулейман Кануни заключил с французским королем Франциском Первым договор и даровал французам первые в истории империи капитуляционные гарантии. Согласно одному из пунктов договора, Франция выступала покровителем католиков и маронитов Сирии, в частности проживавших на территории современного Ливана. і С течением времени аппетиты французского правительства все возрастали, а беспечность османских властей способствовала тому, что европейцы все более укрепляли свои позиции на Ближнем Востоке. В этот период Западная Европа вступила во второй этап колониальной экс-пагісии, главной особенностью которого являлся бурный промышленный взлет, последовавший за Великими географическими открытиями. Европейское феодальное общество превращалось в общество торгово-про-мышленное. На этом этапе западноевропейская буржуазия приступила к прямой экспансии в ряде отсталых регионов, стремясь образовать здесь колонии, которые служили бы ей источником дешевого сырья и неограниченным рынком сбыта. Арабский мир, издревле известный сво-ими богатствами, в первую очередь привлекал внимание колониальных держав. і В середине XVII в. немецкий философ Лейбниц советовал французскому королю Людовику XIV захватить Египет с тем, чтобы распространить здесь христианство и нанести удар по торговле Голландии с і Ближним Востоком. Однако французский король не откликнулся на этот І совет, поскольку опасался прямого столкновения с Османской империей, в это время находившейся на вершине своего могущества. Позднее один из министров Людовика XV герцог де Шуазель рекомендовал пра-вительству заключить договор с Портой о передаче Египта под французский протекторат.

Похожие диссертации на Египет в конце XVIII-начале XIX века: начало англо-французского противостояния в регионе