Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие системы образования в Египте в XIX - начале XX в. Пончаева Хавва Джафяровна

Развитие системы образования в Египте в XIX - начале XX в.
<
Развитие системы образования в Египте в XIX - начале XX в. Развитие системы образования в Египте в XIX - начале XX в. Развитие системы образования в Египте в XIX - начале XX в. Развитие системы образования в Египте в XIX - начале XX в. Развитие системы образования в Египте в XIX - начале XX в. Развитие системы образования в Египте в XIX - начале XX в. Развитие системы образования в Египте в XIX - начале XX в. Развитие системы образования в Египте в XIX - начале XX в. Развитие системы образования в Египте в XIX - начале XX в.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пончаева Хавва Джафяровна. Развитие системы образования в Египте в XIX - начале XX в. : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.03 : СПб., 2004 180 c. РГБ ОД, 61:05-7/285

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Реформы Мухаммеда Али и модернизация системы образования в Египте в 1-й половине XIX в. С.12

1) Образование и духовная элита мусульманского Египта на рубеже XVIII - XIX вв . С.12

2) Социально-экономические и административные реформы Мухаммеда Али. С.27

3) Традиционная элита и модернизация образования в эпоху Мухаммеда Али. С.34

Глава П. Эволюция системы образования в Египте при преемниках Мухаммеда Али. С.48

1) Образование в Египте при Аббасе I (1848-1854) . С.48

2) Образовательная политика Саида-паши (1854-1863). С.67

3) Система образования при Исмаиле (1863-1879) и Тауфике (1879-1892). С.79

Глава III. Развитие системы образования в период английской оккупации и протектората. 1882-1922 гг. С.118

1) Образование в Египте на рубеже XIX - XX вв. С. 118

2) Египетское образование в годы английского протектората. 1914-1922. С.137

Заключение. С.145 Приложения.

Введение к работе

Крупнейшее государство арабского Востока, Египет традиционно являлся одним из ведущих центров развития культуры и образования в регионе. Эпоха нового времени была открыта для этой страны на рубеже XVIII-XIX вв., когда, вскоре после экспедиции Бонапарта, к власти пришел выдающийся государственный деятель Мухаммед Али, с именем которого было связано начало широких реформ во всех сферах общественно-политической жизни, в том числе в области культуры и образования.

Начальный этап правления династии Мухаммеда Али в XIX -начале XX в., включая период формального вхождения Египта в состав Османской империи, а затем и период английской военной оккупации и протектората в 1882-1922 гг., был ознаменован крайне сложными социальными сдвигами, в том числе связанными и с активным реформированием традиционной системы образования.

Эволюция системы образования в условиях колониальной экспансии и укрепления позиций Великобритании вскоре выдвигает Египет в число наиболее динамично развивавшихся как в социальном, так и в культурном отношении, стран Ближнего Востока.

Развитие национального образования в Египте в условиях модернизации социальных структур и европейской колониальной экспансии в XIX - начале XX в., при сохранении значительного потенциала и прямого влияния традиционных ценностей -чрезвычайно важная проблема для осмысления исторического пути мусульманского мира. Опыт Египта в этом смысле чрезвычайно богат, хотя вплоть до настоящего времени и крайне мало изучен.

Цель данной диссертации - дать комплексный анализ характера, основных тенденций и форм эволюции системы образования в Египте в период правления династии Мухаммеда Али. Работа призвана определить главные этапы и особенности формирования новых образовательных структур на фоне противостояния и взаимодействия мусульманских и западных элементов в развитии национальной культуры Египта вплоть до достижения страной национальной независимости в 1922 г.

Анализ научного материала в рамках поставленной проблемы позволяет рассмотреть многие исторически важные аспекты культурной эволюции крупнейшей страны Арабского мира - Египта в условиях модернизации традиционных социальных структур и прежде всего системы национального просвещения и образования на протяжении XIX и в начале XX в., что определяет высокую степень актуальности настоящего исследования.

Хронологические рамки работы охватывают период зарождения и становления системы образования в Египте, начиная от первых реформ Мухаммеда Али в области государственного строительства, культуры и просвещения в начале XIX в. и вплоть до завершения английской колониальной оккупации и завоевания страной независимости после окончания первой мировой войны, ознаменовавшей переход Египта к новейшему этапу в его общественно-политической и культурной эволюции.

Основные задачи диссертации:

выявить исторические предпосылки начала широкой модернизации системы образования в Египте в рамках реформ Мухаммеда Али;

- показать взаимосвязь реформы системы образования с процессом модернизации социально-экономических и культурных институтов Египта в новое время;

- проанализировать общую специфику функционирования системы образования в новой истории Египта;

- дать характеристику развития системы образования в предколониальныи и на начальном этапе колониального периода - в условиях английской оккупации и протектората;

выявить роль и место образовательных институтов колониального Египта в развитии общественно-политических процессов, приведших к достижению национальной независимости по окончании первой мировой войны.

Методологической основой работы послужили традиционный сравнительно-исторический метод, а также концепции развития ближневосточного общества накануне и в период иностранной колонизации, сформулированные в трудах отечественных и зарубежных историков, востоковедов, социологов, культурологов и философов.

Источниковая база исследования включает широкий круг материалов по истории культуры и просвещения в Египте в доколониальную и колониальную эпохи.

Со второй половины XVIII в. европейские государства проявляют все больший интерес к Османской империи, в том числе к Египту. С конца XVIII в., после пресловутой «восточной экспедиции» Бонапарта, количество западных источников существенно возрастает.

К числу основных источников следует отнести знаменитую хронику египетского историка Абд ар-Рахмана ал-Джабарти - один из наиболее богатых по разнообразию фактического материала источников по истории Египта конца XVIII - начала XIX вв.1 В этой работе нашел отражение общий социально-политический фон жизни Египетского эялета - провинции Османской империи, что делает его важным источником для целостного освещения рассматриваемой проблемы в контексте затронутого летописцем периода.

Как известно, главным историко-культурным достижением французской экспедиции на Восток стало многотомное «Описание Египта», объединившее обширный материал, в том числе затрагивающий различные аспекты исторического и культурного прошлого страны. В «Описании Египта» приводится характеристика преобразований, осуществленных французской администрацией, в том числе в культурной и научной сферах.

С середины XVIII в. сведения о внутреннем положении Египта приобретают все более систематический характер, что нашло отражение в более значительном объеме и качестве свидетельств как самих египтян, так и иностранцев, описывавших разные стороны общественной и культурной жизни страны.

Среди наиболее важных трудов арабских, в первую очередь египетских авторов следует отметить сочинения А.Сами, А.Ахмада Иззата, А. Умара Тусуна, М.Мушаррафа и др. 2

Европейские источники представлены свидетельствами современников — путешественников, дипломатов, чиновников XIX -1-й половины XX в., содержащими уникальные данные о традиционной культуре и образовании в Египте, в том числе У.Бланта, С.Байла, А.Клот-Бея, Э. Лэйна и т.д.3

Важный раздел источников составляют документы официальных правительственных кругов - статистические ежегодники, материалы переписи населения и т.п., в той или иной мере отражающие эволюцию системы образования в стране в исследуемый период. 4

Историография и степень научной разработанности темы. Проблемам социально-экономической и культурной истории Египта в новое время было посвящено немало работ отечественных исследователей. Между тем, наиболее полно, на наш взгляд, эволюция традиционных культурно-образовательных институтов Египта в рассматриваемый период нашла отражение в трудах Ф.М. Ацамбы, С.А.Кириллиной, А.М.Родригес по общественно-политической и религиозной истории Египта и сопредельных стран Ближнего Востока. 5

Вопросы социокультурной эволюции Арабского Востока в османский период рассматриваются в трудах Н.А.Иванова, В.Б.Луцкого. История духовной культуры и общественно-политической мысли Египта и других арабских стран в новое время нашла также отражение в работах З.И.Левина, И.М.Смилянской и других известных отечественных исследователей-арабистов 6.

Проблемы общественно-политического и культурного развития Египта и других арабских стран в новое время и сегодня продолжают привлекать внимание российских историков. Среди публикаций последнего времени, посвященных данной теме следует особенно отметить работы Е.И.Зеленева, посвященные институтам государственного управления и администрирования в Египте и Сирии, Д.Р.Жантиева о традициях и модернизации в Арабском мире и др. Безусловно, основной круг научной литературы по теме диссертации представлен работами как собственно египетских и других арабских исследователей проблемы, так и западных, прежде всего английских авторов. Особое значение для темы имели работы А. ар-Рафии, М. Сабри, А. Азми, Н.Махфуза, Д.Кромера, Дж. Хэйворт-Данна и др. s

Научная новизна данного диссертационного исследования определяется тем, что оно представляет собой первое в современной отечественной историографии обобщающее исследование характера, основных аспектов и тенденций развития системы образования в Египте в XIX - начале XX в. Вплоть до настоящего времени данная проблема не была предметом специального диссертационного или монографического исследования в отечественной научной литературе.

Новизна диссертации заключается также в привлечении автором ряда малодоступных исследователю источников и исследований, прежде всего на арабском языке, с которыми автор познакомилась во время своего обучения в Египте и которые впервые вводятся ею в оборот отечественной науки.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что представленные в ней материалы могут быть использованы при подготовке и чтении лекционных курсов по истории Египта в новое время, при разработке специальных курсов и семинаров по истории стран Ближнего Востока и Северной Африки, а также для дальнейших теоретических исследований по проблемам культуры и образования в Египте и других арабских странах.

Апробация работы. Итоги настоящего исследования были изложены автором в ряде сообщений и публикаций, посвященных развитию образования в Египте, проблемам истории и культуры народов Востока.

Структура диссертации отвечает поставленным научным задачам и включает введение, три главы основного текста, заключение, список использованных источников и литературы.

Во Введении сформулированы цель и основные задачи исследования, а также определены его хронологические рамки, обосновываются актуальность, научно-практическая значимость и новизна темы, дается обзор использованных источников и литературы.

Первая глава: «Реформы Мухаммеда Али и модернизация системы образования в Египте в 1-й половине XIX в.» содержит общую характеристику традиционных культурно-образовательных институтов османского Египта и особенностей их модернизации в рамках реформаторской деятельности Мухаммеда Али в 1-ой половине XIX в.

Вторая глава диссертации посвящена эволюции системы образования в Египте при преемниках Мухаммеда Али. Автор последовательно анализирует особенности образовательной политики во 2-й половине XIX в. наследников Мухаммеда Али: Аббаса I (1848-1854), Сайда (1854-1863), Исмаила (1863-1879) и Тауфика (1879-1892).

В третьей главе дается общая характеристика и анализ развития системы образования в Египте в период английской оккупации и протектората (1882-1922 гг.) Прямая колониальная зависимость от одной из ведущих имперских держав нового времени вызвала к жизни новые глубинные процессы в социально-экономическом, политическом и культурном развитии Египта, обусловившие в конечном итоге его переход к независимому развитию после окончания первой мировой войны.

Образование и духовная элита мусульманского Египта на рубеже XVIII - XIX вв

Распространение ислама, а вместе с ним и культуры мусульманства на территории Египта началось с вторжения в страну арабов (639 г.) и затем включения ее в состав халифата. Однако, по существу, только спустя полтысячи лет, мусульмане превысили числом местных христиан - коптов. С того же времени - с эпохи основателя династии Айюбидов - знаменитого Салах ад-Дина (11 Till 93) - в Египте окончательно возобладал ислам суннитского направления, продолжающий доминировать на всей территории страны вплоть до нашего времени.

Безусловно, ключевая роль в пропаганде исламских догм всегда принадлежала местным духовным вождям -влиятельной социальной группе, во многом определявшей развитие всех сторон религиозной жизни страны. И на пороге нового времени, в XVIII - XIX вв. служители ислама по-прежнему являлись важнейшим компонентом социальной и политической структуры египетского общества.

К концу XVIII в. в Египте по-прежнему преобладала традиционная культура ислама, однако к этому периоду исламская мысль принимала все более застойный характер, поскольку даже представлявшие ее ведущие мусульманские ученые в подавляющей своей массе по-прежнему придерживались консервативных средневековых взглядов и фактически были изолированы от остального мира, не имея доступа и даже представления о новейших достижениях науки и культуры Запада.

Образование в Египте было преимущественно сосредоточено в Каире, где ведущим учебным центром оставался знаменитый университет при мечети аль-Азхар, основанной в X в., в эпоху правления Фатимидов, и в течение многих веков служивший главным очагом духовной культуры и научной мысли в мире ислама.

Коранические школы начальной ступени — куттабы во множестве имелись в Египте как в городах, так и в самой глухой провинции. Куттабы действовали при мечетях, мавзолеях и даже при городских фонтанах для ритуального омовения и в других общественных местах. Однако эффективность этих архаичных учебных заведений для реального повышения общеобразовательного уровня основной массы населения была недостаточной и все меньше соответствовала потребностям времени.

По словам Дж. Хейворт-Данна, «в куттабе юный ученик изучал орфографию арабского языка в основном посредством запоминания Корана, обучение длилось два или три года и сводилось к механическому заучиванию Корана наизусть. После окончания учебы обучавшийся должен был публично читать стихи Корана без единой ошибки в произношении. Вначале ученики запоминали короткие, а затем более длинные главы. Значение текста и его грамматический анализ не включались в учебную программу, так как многие преподаватели куттабов - факихи - вряд ли могли отважиться обсуждать смысл священного текста. Факихи прикреплялись к куттабам, которые занимали часть общественного здания, например, мечети, они получали ежегодно одежду и парчу от своих вакуфных фондов. В то же время родители, которые посылали своих детей в такие школы и которые могли позволить себе это, платили факихам от 10 до 60 пара в месяц...».

Учътето-факиху помогал ариф, или староста класса, который выполнял значительную часть работы, оставляя факиху самые важные вопросы и получая соответствующее денежное вознаграждение за свою работу в куттабе. Часто ариф занимал место факиха после его смерти или же становился факихом в другом куттабе, когда он приобретал достаточный опыт для самостоятельной работы. Наряду с кораническими дисциплинами в куттабах давались и элементарные курсы арифметики.

В рассматриваемый период куттаб оставался учебным заведением, находившимся в введении вакфа, то есть являлся объектом религиозной недвижимости, независимо от того работал ли он при мечети, мавзолее, или даже если был просто класс в одной комнате, открытый каким-нибудь учителем-факихом. Таким образом, на протяжении XVIII в. куттабы по-прежнему действовали в рамках существовавшей вакуфной системы.

Оснащение куттабов было, как правило, крайне скудным и целиком зависело от статуса головного религиозного учреждения.

Состав духовной мусульманской верхушки Египта полностью соответствовал сложной функциональной дифференциации египетского общества. Эта категория включала, прежде всего, самих носителей вероисповедной доктрины, служителей культа, улемов -богословов и знатоков теологических дисциплин, преподавателей мусульманской школы, законоведов, сотрудников и секретарей шариатских судов и нотариата. Многие религиозные авторитеты состояли на службе в государственных учреждениях, являясь носителями как культовых, так и внекультовых религиозных отношений в исламе.

Основную часть духовных служителей составляли лица, входившие в штат культовых учреждений - мечетей, мавзолеев и т.п. К ним принадлежали местные имамы - предстоятели, или руководители на молитве, проповедники-хатыбы. Как правило, в небольших мечетях обязанности имама и хатыба возлагались на одно лицо. К этой же наиболее многочисленной категории относились курра - чтецы Корана, муэдзины - лица, созывающие верующих на молитву, исполнители различных религиозных обрядов и т.д.

К рядовым служителям ислама принадлежали и многочисленные факихи - учителя духовных школ низшего звена, а также их ассистенты - арифы, исполнители-приставы шариатского суда, хранители фетв и т.д.

Перечисленные категории не имели доступа к фундаментальному богословскому образованию и, как правило, ограничивались минимумом религиозных знаний в объеме выполнявшихся ими обязанностей.

Несомненно, наиболее влиятельную, хотя и не самую многочисленную, духовную прослойку египетского общества составляли улемы.

Улемы (от араб. «улама » - мн. «ученые»), наставники и преподаватели высших мусульманских учебных заведений. Безусловно, центральное место среди них занимали преподаватели крупнейшего каирского университета ал-Азхар. По дошедшим до нас сведениям, в конце XVIII в. здесь в разное время вели преподавательскую деятельность по меньшей мере 186 человек... Институт улемов традиционно объединял служителей культа самого высшего ранга - имамов и хатыбов крупных мечетей, главу и наиболее влиятельных членов корпорации чтецов Корана, а также муфтиев - духовных авторитетов, выносящих решения по религиозно-правовым вопросам; кади - религиозных судей в системе шариатского судопроизводства; богословов-теологов, руководителей и наставников высших религиозных учебных заведений - медресе и т.д., и т.п.

Традиционная духовная элита мусульманского Египта, в том числе и ее высшее звено, представленное улемами, имела в свою очередь четкую иерархическую структуру.

Главным духовным вождем в стране выступал ректор главного мусульманского университета - Шейх аль-Азхар.

Второе после него место в духовной иерархии Египта принадлежало накыб аль-ашрафу — главе сословия шерифов — то есть «благородных лиц», ведущих происхождение от семьи пророка Мухаммада. Накыб алъ-ашраф имел широкие полномочия в рамках своего привилегированного сословия. Он представлял интересы шерифов в различных конфликтах и спорах. Он же контролировал генеалогические записи и выдачу специальных свидетельств-сертификатов, подтверждавших принадлежность к этой избранной группе.

С приходом Мухаммеда Али, а точнее с середины 20-х годов XIX в. и вплоть до начала XX в. лидерство среди шерифов Египта принадлежало известному семейству аль-Бакри.

К высшему слою египетской духовной элиты принадлежали также муфтии четырех суннитских мазхабов - религиозно-правовых школ. Кандидатуры муфтиев утверждались собранием высших богословов - улемов и самим главой государства.

В первой половине XIX в. в Египте окончательно утверждаются два наиболее влиятельных на севере Африки толка суннитского законоведения - шафиитский и маликитский. В центральной части Нильской дельты, в провинции Гарбия, и на востоке, в провинции Шаркия, большинство мусульман стали последователями мазхаба, основанного имамом аш-Шафии. На западе Дельты, в провинции Бухейра, в Верхнем Египте и в западных районах страны население придерживалось маликитского толка. Соответственно и в Каире большинство мусульман были шафиитами или маликитами. Ханифитский мазхаб, хотя и не столь популярный, как юридические школы аш-Шафии и Малика ибн Анаса, получил особое распространение в османский период и в целом сохранял значительное влияние в рассматриваемый период. Ханбалитский толк не имел в Египте широкого распространения в стране.

Так, в университете аль-Азхар существовали риваки - секции, отделения или землячества, зачисление студентов в которые производилось на основании принадлежности их к тому или иному мазхабу, с учетом места их рождения, национальной принадлежности и т.д.

Образование в Египте при Аббасе I (1848-1854)

В результате активного вмешательства Англии при поддержке Австрии, Пруссии и России, планы Мухаммеда Али по созданию империи были сорваны. Вторая египетско-турецкая война и сирийская кампания 1839 - 1841 гг. завершилась поражением Египта. Мухаммед Али вынужден был уступить перед противостоявшей ему мощной коалицией европейских держав и Турции как в военном, так и в политическом отношении.

В 1841 г. Мухаммед Али потерял практически все свои владения, за исключением собственно Египта и Судана. Восточная граница Египта проходила теперь по линии Ариш - Суэц. Остальные территории бывшей империи, в том числе аравийские, Сирия, Палестина и Крит, возвращались под суверенитет султана.

Отныне Египет был полностью открыт для иностранного капитала. На страну было распространено действие англо - турецкого торгового соглашения 1838 г. После отмены монополий английские предприниматели получили возможность беспрепятственно скупать египетский хлопок у самих производителей. Ввоз же в Египет импорта сопровождался лишь выплатой практически символической пошлины (Луцкий В.Б. 1965: с. 134).

Не желая допустить возрождения регионального влияния Египта державы позаботились о полной ликвидации военных предприятий под предлогом их нерентабельности. Остальные же промышленные предприятия, лишенные государственной поддержки, быстро разорились, поскольку не в состоянии были конкурировать с более дешевой европейской продукцией, заполнившей египетский рынок.

Индустриализация Египта по существу была отложена на целое столетие. Чтобы лишить египетских правителей малейшего желания как-то сопротивляться такому практически открытому колониальному давлению, европейцы настояли на более чем десятикратном сокращении национальных вооруженных сил, численность которых была снижена до 18 тысяч.

В самом Египте развернулось противостояние двух наиболее влиятельных политических группировок. Представители традиционной земельной знати, сторонники сближения с Турцией выступали за союз с Англией, чье влияние было особенно сильным в то время в Стамбуле. Другую группировку представляли либерально настроенные помещики и коммерсанты, склонявшиеся к современным капиталистическим ценностям и выступавшие за продолжение реформ и сближение с Францией.

После унизительной капитуляции Мухаммед Али вынужден был отойти от государственных дел, и его обязанности перешли к Ибрагиму-паше, готовому продолжать проведение реформ по модернизации страны и представлявшему так называемую «франкофильскую партию». Ибрагим пытался перестроить работу коррумпированного госаппарата, оздоровить финансы и ввести регулярный государственный бюджет. Ибрагим - паша был объявлен правителем Египта в августе 1848 г., но через три месяца скончался, а вскоре, в августе 1849 г., умер и сам Мухаммед Али.

Правителем Египта стал его внук Аббас-паша (1849-1954), который, по мнению многих исследователей, был «полной противоположностью» своего великого деда {Луцкий В. Б. 1965: с. 135).

Сын Тусун-паши - любимого сына Мухаммеда Али, умершего в 1815 г. от чумы (Marsot А. 1984: Р.202), Аббас-паша лишился отца, когда ему было всего два года, а в четыре он стал круглым сиротой воспитывался в доме своего деда вместе с другими его детьми.

Отношения между дедом и внуком были не простыми. Мухаммед Али часто сердился на Аббаса за его нежелание учиться. Действительно, внук мало интересовался как умственными, так и физическими занятиями, в том числе верховой ездой, и т.п. Правда, некоторым оправданием нелюбви Аббаса к учебе мог служить весьма напряженный график его занятий, продолжавшихся вместе с прогулками с 8 часов утра до практически 9 часов вечера. Естественно, что не слишком способный к учебе Аббас протестовал против подобного распорядка, чем навлекал на себя гнев всемогущего деда, в глазах которого до конца его дней Аббас приобрел репутацию бездельника...

Мухаммед Али постоянно ставил в пример внуку своего сына Ибрагима, что лишний раз возбуждало тщательно скрывавшуюся Аббасом ненависть как к его деду, так и к дяде, а следовательно и ко всему, что они делали. Назначенный в конечном итоге на довольно престижный, но маловажный пост в столичной администрации, Аббас дождался на нем кончины своего дяди Ибрагима, а затем и резкого ухудшения состояния здоровья деда. Уже став правителем Египта, Аббас не скрывая своего неприязненного отношения к памяти Мухаммеда Али устроил ему весьма скромные похороны и вскоре приступил к систематическому развалу доставшейся ему государственной машины и дискредитации политики своих предшественников. (Луцкий В.Б. 1965: се. 135-136).

Если Мухаммед Али и Ибрагим стремились к полной независимости Египта, то Аббасу подобные планы были чужды. Он постоянно подчеркивал свою преданность османскому султану и приверженность старотурецким порядкам. Аббас презирал западную культуру и европейцев, однако он никогда не брезговал подчиняться директивам из Лондона.

Эффективность и инерция модернизаторских преобразований, проведенных в Египте при Мухаммеде Али, оказались сильнее личных намерений Аббаса. 13 июля 1854 г. паша скончался в возрасте 41 года в своей резиденции в г. Банха, по официальным данным - от сердечного приступа, но, очевидно, был убит заговорщиками с помощью лиц из его ближайшего окружения. (Луцкий В.Б. 1965: с. 137; Heyworth-Dunne J. 1938: P. 1).

За время своего правления Аббас-паша удалил со службы многих иностранцев, возвысившихся при Мухаммеде Али. Правда, любимец Мухаммеда Али француз Сулейман-паша (Сев) не только сохранил свое влияние, но и стал главным военным советником Аббаса. (Зеленев Е.И. 2003: с. 170). В целом, политический курс Аббаса-паши можно определить как антифранцузский и проанглийский. Генеральный консул Великобритании Муррей был одним из его самых близких друзей; благодаря ему в Египте появились железная дорога и телеграф, которые дали работу многим египтянам.

Многие из авторов, описывавших Аббаса, позволяли себе руководствоваться эгоизмом и личными обидами, но непредвзятое исследование его правления в его истинном свете неизбежно приводит к выводу, что многие нововведения Мухаммеда Али были обязаны своим появлением скорее искусственной ситуации. Если Аббас и отменил впоследствии некоторые из них, то делал это руководствуясь только своей природной рассудительностью, о которой часто писали многие его современники. (Heyworth-Dunne J. 1938: P. 288.)

Образование в Египте на рубеже XIX - XX вв

Несмотря на значительные усилия по реорганизации департамента образования и школ, Тауфик-паша и его помощники не в состоянии были улучшить работу действовавшей системы образования вплоть до наступления эпохи британской оккупации в 1882 г.

Пожалуй, упомянутый выше педагогический колледж «Тауфикия» (1880) являлся самой успешной инициативой в развитии образования в данный период.

Этот колледж, действительно, представлял собой первую серьезную попытку создать в Египте учебное заведение, в котором учителей обучали бы по новым методам для различных начальных и подготовительных школ. Однако, вовсе не предполагалось, что этот колледж заменит собой старый «Дар аль- улум», который, как уже говорилось, специализировался в основном на подготовке преподавателей арабского языка.

Создание педагогического колледжа «Тауфикия» стало результатом широкого недовольства существующей системой обучения в государственных школах и, возможно, серьезной попыткой скопировать и перенять организацию системы образования, действовавшей к тому времени во Франции.

Безусловно, успех подобного достаточно честолюбивого плана реформ, разработанного названной комиссией, в значительной мере зависел от создания качественно нового центра по подготовке учительских кадров.

Египетское правительство обратилось за помощью к Франции, в результате чего в Египет был направлен в качестве директора учительского колледжа М. Мугель, а его соотечественники М. Бернард и Монтюр были назначены преподавателями того же колледжа.

Политические события, предшествовавшие началу английской оккупации в 1882 году, а также эпидемия холеры в 1883 г. бесспорно сказались на всех сторонах социальной жизни страны, включая развитие образовательных учреждений, и соответственно сказались на темпах прогресса нового центра по подготовке учителей. Лишь в 1885 г., когда директором «Тауфикийи» был назначен М.Пельтье, этот колледж, наконец, начал приносить реальную отдачу.

В период с 1879 по 1882 г. хедив Египта столкнулся с многочисленными сложностями, вызванными глубоким финансовым кризисом, а также, не в последнюю очередь, и неудавшейся попыткой антиправительственного восстания под руководством Араби-паши. С июля 1879 г. и вплоть до июля 1885 г., то есть всего на протяжении шести лет, в стране произошло как минимум девять смен руководства администрации школ.

Несмотря на то, что развитие системы образования было частью провозглашенной как самим хедивом, так и созданной в 1907 г. под руководством Мустафы Камиля (1874-1908) патриотической партии «Хизб аль-Ватан», реальные условия не позволили в тот период провести сколько-нибудь серьезные образовательные реформы, рекомендованные в упомянутом выше правительственном отчете 1880 г.

Данный отчет был примечателен уже по самому своему характеру, поскольку стал отражением широкого общественного мнения о реальном состоянии дел в системе образования. Между тем, доклад правительственной комиссии 1880 г. фактически оставался мертвым грузом до 1885 г. и никак не был использован в течение первых трех лет после начала британской оккупации.

За первые шесть лет правления Тауфика-паши не было осуществлено практически никаких существенных преобразований в развитии национального образования - в этой чрезвычайно важной сфересоциальной жизни Египта. Исключение составили лишь попытки подготовки новых отчетов о существующем положении дел, а также открытие нескольких новых школ, что вряд ли заметно улучшило существовавшее положение.

Примечательным, однако, был новый для общественной жизни Египта феномен, заключавшийся в том, что египтяне, наконец, перестали быть равнодушными к недостаткам национальной системы образования.

В немалой степени этому способствовал общий подъем национально-освободительного движения, сопровождавшийся призывами обеспечить прогресс в области культуры и образования.

Особое место в этих выступлениях по-прежнему принадлежало шейху Мухаммеду Абдо (1849-1905), который после кончины в 1897 г. своего наставника Джамаль ад-Дина аль-Афгани несколько отошел от активной политической борьбы, обратившись к идее возрождения Египта и мусульманского Востока через реформирование самого исламского вероучения и интеграцию его к религиозно-правовым требованиям новой эпохи.

Назначенный муфтием Египта в 1889 г., МАбдо получил широкие возможности для реализации своих реформаторских планов, в которых важную роль играла идея реформирования университета аль-Азхар -ведущего центра образования и наук в мире ислама.

По словам М.Абдо, возрождение ислама должно было начаться именно в аль-Азхаре: «Реформировать его - значит реформировать весь мусульманский мир!... (Ahmed J.M. I960: Р.37).

Проект М.Абдо предполагал существенное изменение организационной структуры аль-Азхара, методики и программ обучения с учреждением в качестве обязательных дисциплин ряда современных предметов.

В 1895 г. был образован административный совет аль-Азхара, в который вошли представители четырех мазхабов — религиозно-правовых направлений суннитского ислама. Сам М.Абдо вошел в данный совет в качестве представителя египетского правительства и в течение ряда лет непосредственно контролировал и направлял его работу.

Подобные преобразования вызвали решительное противодействие не только наиболее консервативных шейхов аль-Азхара, но и при дворе хедива. В 1905 г. эта часть египетской религиозной верхушки объявила действия и фетвы М.Абдо еретическими и по распоряжени хедива Аббаса II Хильми (1892-1914) он был выведен из состава административного совета аль-Азхара и вынужден ограничиться в нем лишь преподавательской деятельностью. (Ahmed J.M. 1967: Р. 38).

В то же время идеи МАбдо нашли широкий отклик у многих сторонников национального возрождения, в первую очередь в среде местной интеллектуальной элиты.

О масштабе популярности этой личности свидетельствует тот факт, что даже 17 лет спустя после его кончины в год провозглашения независимости Египта (1922) на митинг, посвященный памяти МАбдо собралось более 13 тысяч человек. По словам ректора Египетского университета Лютфи ас-Сайида, все пришедшие быпи «учениками, или учениками учеников» МАбдо (Adams Ck 1933: P.99).

Предпринятая МАбдо на пороге XX в. попытка приблизить идеологию ислама к требованиям капиталистического развития Египта в значительной мере способствовала приобщению египтян к ценностям современной культуры и образования. Во многом под влиянием выступлений МАбдо в стране сформировалось новое поколение мусульман, не только добившихся ликвидации английского колониального режима в своей стране, но и немало сделавших для ее широкого социально-экономического прогресса в последующий период.

В то же время сформированный по указу хедива и торжественно начавший свою работу в 1881 правительственный Совет по образованию практически ничего не сделал для развития национального просвещения в Египте. Уже сам его состав служил помехой этому, а его члены, находившиеся под полным контролем проанглийской администрации, не могли обеспечить формирование сколько-либо удовлетворительной системы национального образования, которая бы на деле отвечала насущным потребностям египетского общества.

Отчеты лорда Дюфферена и X. Канингейма. Два новых официальных отчета о положении дел в сфере образования в Египте были подготовлены в первые годы британской оккупации: один был составлен в 1883 г. лордом Дюфференом, а другой в 1887 г.-лордом X. Канингеймом.

Похожие диссертации на Развитие системы образования в Египте в XIX - начале XX в.