Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-правовой статус монашества в восточных провинциях Римской империи в IV-VI вв. Ванькова Анна Борисовна

Социально-правовой статус монашества в восточных провинциях Римской империи в IV-VI вв.
<
Социально-правовой статус монашества в восточных провинциях Римской империи в IV-VI вв. Социально-правовой статус монашества в восточных провинциях Римской империи в IV-VI вв. Социально-правовой статус монашества в восточных провинциях Римской империи в IV-VI вв. Социально-правовой статус монашества в восточных провинциях Римской империи в IV-VI вв. Социально-правовой статус монашества в восточных провинциях Римской империи в IV-VI вв.
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Ванькова Анна Борисовна. Социально-правовой статус монашества в восточных провинциях Римской империи в IV-VI вв. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03.- Москва, 2001.- 189 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-7/658-0

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Терминология, употребляющаяся в отношении тех, кто избрал аскетический путь 22-42

1. Литературные источники 22-33

2. Памятники права 33-42

Глава 2. Монахи и право 43-69

1. Монахи и каноны 43-49

2. Монахи и законы 49-64

3. Статус монаха 64-69 Часть II 70-111

Глава 1. Терминология, описывающая объединения монахов 70-98

1. Литературные источники 70-90

2. Памятники права 90-98

Глава 2. Объединения монахов и право 99

1. Объединения монахов и каноны 99-100

2. Объединения монахов и римское право 100-104

3. Были ли монастыри "корпорациями"? 104-111

Заключение 112

Библиография: источники и исследования 113-1

Памятники права

В качестве источников для глав, посвященных статусу монашества, а также имущественному и налоговому положению монастырей и монахов, были использованы только памятники церковного и римского права IV - VI вв., поскольку именно они создают правовую базу существования монашества в церкви и обществе. Прочие источники привлекались лишь в том случае, если они сохранили законодательные нормы, отсутствующие в этих памятниках. Церковное законодательство представлено в данном исследовании постановлениями поместных соборов15 и правилами IV Вселенского собора16.

В современные православные канонические сборники вошли правила девяти поместных соборов, среди которых нас интересуют каноны Анкирского собора (314 г.), Гангрского (около 340-350 гг.), Лаодикийского (между 360 и 370 гг.) и Карфагенского собора. История складывания и происхождения канонических сборников, датировка отдельных поместных соборов являются достаточно сложной проблемой . Первый сборник канонов поместных соборов сложился в 80-е гг. IV в. в Антиохии. В него входили каноны следующих соборов — Анкирского, Неокесарийского, Антиохийского, Лаодикийского и Гангрского. Отличительной особенностью этого собрания было то, что каноны Гангрского собора, будут рассмотрены ниже — в части I, главе 2, параграфе 1. всех поместных соборов шли подряд при сплошной нумерации. На эту подборку правил ссылались отцы Халкедонского собора.

В VI в. Иоанном Схоластиком, патриархом Константинопольским, была составлена т. н. Синагога, включившая в себя акты поместных и Вселенских соборов и церковное законодательство Юстиниана. В этом сборнике материал для удобства пользования был разделен на 50 титулов. По тому же принципу построен и целый ряд сборников, составленных позднее, в них вошли также постановления последующих вселенских соборов. Однако этот предмет уже выходит за хронологическе рамки нашего исследования.

Как известно, деяния Вселенских соборов дошли до нас, начиная с III Вселенского собора, состоявшегося в Эфесе в 431 г., но для истории монашества наибольший интерес представляют каноны IV Халкидонского собора (451 г.). Этот собор, созванный для борьбы с монофизитской ересью, принял ряд важнейших вероучительных определений. Но не менее важны и 30 канонов этого собора, задачей которых было урегулировать ряд проблем внутри Церкви, таких как симония, занятие клиром, говоря современным языком, предпринимательской деятельностью, тяжбы между представителями духовенства, а также вопрос о месте Константинопольской кафедры среди прочих (знаменитый 28 канон, не признанный легатами римского папы), и некоторые другие18. Пятая часть правил собора посвящена монахам и их

Подробнее об этом вопросе см. например: Grillmeier A., Bacht Н. Das Konzil von Chalkedon. 3 vol. Wurzburg. 1951-1954; Festugier A. J. Ephese et Chalcedoine, actes des concils. Paris. 1982. О «монашеских канонах» см. ниже также в части I, главе 2, параграфе 1. объединениям. Такого количества канонов на эту тему нет более в правилах ни одного поместного или вселенского собора рассматриваемого нами периода.

Памятники римского права представлены в данном исследовании двумя Кодексами — Феодосия и Юстининана19.

Кодекс Феодосия был составлен при императоре Феодосии П. Комиссия из 16 высокопоставленных чиновников начала работать в 436 г. и закончила работу в следующем году. Кодекс был введен в действие конституцией от 15 февраля 438 г. В его составе 16 книг, содержащих около 3000 конституций, изданных после 312 г. Часть конституций была переработана составителями, с тем, чтобы с одной стороны, убрать устаревшее, а с другой, добавить необходимое. Текст был разделен на 16 книг, а те в свою очередь на титулы, конституции в каждом титуле помещались в хронологическом порядке. 16 , книга этого Кодекса полностью посвящена Церкви и различным культам, но ряд интересующих нас законов содержат и другие книги Кодекса20.

Поскольку на Востоке Кодекс рано вышел из употребления, то и его рукописная традиция весьма скудна. На Западе же, где он был в употреблении достаточно долго (особенно на юге Франции), значительное число манускриптов содержит более или менее обширные извлечения из этого Кодекса. Часть Кодекса дошла в т. н. Бревиарии (Кодексе) Алариха 506 г. Манускрипты его весьма многочисленны. Несмотря на большое число После кодификации Феодосия II новые конституции императоров продолжали появляться. Часть из них вошли в Кодекс Юстиниана, часть же сохранилась в других сборниках. Так новеллы Маркиана дошли в Бревиарии, в ряде сборников, известных под общим названием Силлога Майориана — новеллы Феодосия, Валентиниана III и Майориана .

Вершиной кодификационной деятельности византийских императоров стал безусловно т. н. Corpus juris civilis императора Юстининана. Корпус состоит из трех частей: учебника права Instututiones (532 г.), созданого на основе аналогичных произведений уважаемых юристов (Гая, Ульпиана и др.); компендиума сочинений классиков —Digesta (530-33 гг.) и собственно Кодекса. Комиссия во главе с Трибонианом в короткие сроки подготовила первое издание Корпуса, однако вскоре он был переработан, так появился т. н. Codex repetitae praelectionis, изданный в 534 г. Кодекс содержит около 4600 рукописей, существуют многочисленные лакуны в первых пяти книгах, по подсчетам Моммзена лакуны составляют около двух третей от их объема. В книгах от шестой до шестнадцатой лакун значительно меньше. Первое издание Кодекса было предпринято еще в XVI веке. Однако, на сегодняшний день образцовым считается издание Моммзена, вышедшее уже после его смерти в 1905 г. О проблемах, связанных с этим Кодексом, см., в частности: Gaudemet J. La formation du droit seculier et du droit de l eglise aux IV-e et V-e siecles. Sirey. 1957. P.48-50; Honore T. The making of the Theodosian Code // Zeitschrift der Savigny-Stifftung fur Rechtsgeschichte (Romanistische Abteilung). 1986. P. 29-204, а также общие работы по источникам римского права.

Монахи и законы

Несколько более многочисленны правила поместных соборов относительно женской аскезы. 19 правило Анкирского собора говорит о деве, нарушившей свой обет. Уже упоминавшийся Карфагенский собор (397) в 32 правиле постановляет: "Пусть святые девы, если они живут отдельно от родителей, которыми охранялись, будут поручены наблюдению епископа или пресвитера, а там, где нет епископа, женскому монастырю или более старых женщин, чтобы, живя совместно охранялись взаимно..." , а в 6 правиле речь идет о том, что освящение дев совершается епископом.

Подытоживая вышесказанное, можно в общем-то с достаточной уверенностью заявить, что церковное законодательство регламентацией монашеской жизни практически не занималось. Эти правила также создают впечатление, что монахи составляли периферийную группу церковного общества, что с ними в церковном обществе не было связано никаких проблем, что вообще статус монахов церковных законодателей IV в. не занимал. Вышеупомянутые правила говорят о подвижниках, как о некоем явлении, которое всем хорошо известно, и которое не требует потому никаких пояснений166.

Что же меняется в V веке? В 451 г. состоялся знаменитый IV Вселенский собор в Халкедоне. Хорошо известна роль его постановлений в развитии взаимоотношений церкви и монахов и причины, по которым эти правила были, наконец, сформулированы: бесконтрольность монахов со стороны Церкви и неопределенность их отношений периодически провоцировала возникновение

Так Гранич в L acte de fondation d un monastere dand les provinces grecques du Bas-Empire au V-e et au VI-е siecle // Melanges Ch. Diehl. Paris. 1930. P. 101-105 пишет, что "с начала монастырь находился вне какого-либо юридического влияния. Это были частные ассоциации особого рода, чья ситуация и отношения не были юридически определены ни по отношению к церкви, ни по отношению к римской империи (р. 101).

Приведем несколько цитат из работ историков, посвященных церковной истории этого периода. "Анархия монахов была окончательно закончена Халкедонским собором... Монашеские сообщества были т. о. поставлены под контроль епископов" (Bury. History of the Late Roman Empire, P. 387); "Халкедон поставил монастырь под контроль (епископа) и т. о. впервые ввел в Церковь" (Beck. Op. cit., р. 126). конфликтов и беспорядков (см., например, пр. 23 Халкидонского собора) . Спустя всего столетие с небольшим после появления этого института церковь решила, наконец, определить свои взаимоотношения с монашеством.

Всего Халкидонский собор принял 30 канонических правил. Из них монахам и монастырям посвящено 6 правил, то есть пятая часть, причем третье и четвертое правило охватывают сразу несколько аспектов .

С возрастанием числа монахов ... церковные власти и государство были вынуждены принимать меры к исправлению или предупреждению злоупотреблений и дать более солидное основание институту монашества (Delehaye Н. Op. cit. Р. 145); «Как видим, отцы Халкедонского собора, ставили своей целью оградить церковное управление от бесчинного вмешательства беспокойных монахов. Монашеские общины оказываются в подчинении у епископов. Таким образом, из частного общества они превращаются в церковный институт» (Прот. Цыпгт В. Церковное право. Москва. 1994. Стр. 175). Третье правило единственное, которое направлено на урегулирование не внутреннецерковных отношений, но отношений со внешним миром — в области частноправовых отношений. По этому правилу всем клирикам, епископам и монахам запрещается брать в аренду имения и заниматься ведением дел по поручительству . Исключение делается лишь для дел, связанных с опекой и попечительством над малолетними, а также, церковных дел, ведущихся по поручению епископа . Новеллой Юстиниана (пар. 6): "Мы не разрешаем, чтобы епископ или эконом или клирики или монах становились ни сусцептором, ни сборщиком общественных податей, ни кондуктором государственных имуществ или чужих имуществ или попечителем о доме или прокуратором суда или фидеюссером по таковым делам, чтобы из-за такового повода приключился убыток и святым домам, и божественное служение было воспрепятственно" Этот запрет не распространяется на собственно церковное имущество и сделки, производимые по разрешению епископа и эконома.

Памятники права

Следующий по времени автор — Афанасий Великий. Достаточно много примеров употребления этого слова дает его «Житие Антония Великого». Рассмотрим те значения, которые оно здесь имеет.

Чаще всего у Афанасия это слово употребляется, как и у Евсевия, в значении «помещение для отдельного монаха», т. е. «келлии». К бесспорным, на наш взгляд, текстам относятся все упоминания о месте аскетических подвигов Антония, поскольку он был анахоретом. Например следующие места в "Житии Антония": "Однажды некто постучался в мою дверь в келье", "сам однако как обычно удалившись в свою келью подвизался в аскезе", «Вошли как-то в келью: я же молился, пребывая неподвижный умом»24 . Даже там, где контекст менее

Афанасием аскезы, что речь также идет о «келье» . Второе значение тесно связано с первым, u.ovaorf)piov во множественном числе означает не просто несколько келий, расположенных поблизости, а монашеские колонии (т. н. келлиотные монастыри"), объединенные общим духовным руководителем, монахи которых собирались все вместе раз в неделю на богослужение. Например, следующий отрывок из того же "Жития св. Антония": «Когда же он пришел во внешние монастыри, все, видя его, приветствовали [его] как отца» . не для чего иного, но для того, чтобы, придя к вам и отвратив от вас невинных, обмануть [их]» 45.

Таким образом под цогастріоі/ Афанасий в середине IV в., по большей части, понимает «келлию», или же келлиотные монастыри, а не собственно киновиальный (общежительный) монастырь в нашем понимании24 .

Следующий по времени автор — Василий Великий. У него встречается всего одно бесспорное упоминание этого термина: «Удали ее из дома твоего и помести ее в монастырь (ev цоуаатлрш). Да будет она с девами, а тебе пусть прислуживают мужчины, чтобы имя Божие не было из-за вас хулимо».247 Хотя в данном отрывке и говорится, что в этом «монастыре» обитает как минимум несколько дев, всего одно упоминание такого важного термина у Василия не дает нам права на какие-либо выводы, кроме одного: что этот термин был Василию знаком.

Несколько раз термин встречается в приписываемых Василию произведениях. Среди них четыре в т. н. Epitimia, которые, как считает Квастен, могли принадлежать одному из учеников Василия . Здесь это слово употребляется именно в значении «киновитного монастыря»: «...Если кто-нибудь выйдет из монастыря, не имея благословения или не отпущенный архимандритом с молитвой, да будет отлучен от общения... Если кто-нибудь приобретет себе что-то в монастыре или вне монастыря, да будет отлучен от общения... Если кто-нибудь договорится с кем-нибудь другим, чтобы удалиться из монастыря на другое какое зло, да будет отлучен от общения... Если кто-нибудь узнает, что брат тайно хочет удалиться из монастыря и не донесет архимандриту или [другим] начальствующим, да будет отлучен» 249.

Любопытно также привести отрывок из еще одного произведения (т. н. Constitutiones asceticae), приписываемого Василию, которое хотя и не имеет четкого авторства и потому лежит вне рамок наших источников, однако дает --fie крайне любопытный пример употребления этого слова в переносном смысле . «Ибо у внимательного философа тело является фронтистерием и безопасным прибежищем души, и если случится ему быть на торжище или на празднестве или в поле или посреди большой толпы, он находится в естественном монастыре, внутрь [себя] собирая ум и философствуя о том, что приличествует ему (уму)».

Таким образом у Василия Великого интересующее нас слово практически не встречается, хотя он и является младшим современником Афанасия Великого,

Гораздо чаще это слово употребляет Епифаний Кипрский в своем «Панарионе», который был написан в 70-е гг. IV в. Все случаи употребления у него этого слова можно разделить на три группы. Первое - это обобщенное значение, второе — там, где подразумевается келья и третье - то или иное монашеское объединение (келлиотный или киновиальный монастырь).

В отрывке, где речь идет об общинах, основанных неким Авдием, слово цоуастттрюу употреблено скорее всего в обобщенном значении, так как речь здесь не идет о конкретных объединениях монахов. Но в любом случае в этом месте, на наш взгляд, не подразумеваются отдельные отшельники: «Многих из готов он наставил, откуда и появились в этой самой Готии монастыри и [монашеская] жизнь и девство и аскеза не заурядная...» 51.

Объединения монахов и римское право

Следует отметить, что все поместные соборы, упоминающие "подвижников", вообще не рассматривают проблемы, связанные с объединениями этих подвижников - общежительными монастырями -киновиями, братствами. Если судить только по дошедшим до нас материалам поместных соборов, в IV в. в позднеримской империи монастырей не было,351 в то время как известно, что Пахомий Великий основывает первую киновию в Египте в 30-е гг. IV в.

Как и в случае с монахами, регламентация положения монастырей произошла на Халкидонском соборе. Краеугольным камнем определений этого собора был строгое запрещение основывать монастырь без разрешения епископа и требование полного контроля местного епископа над монастырем. Об этом говорят правило 4 и 23:

Истинно и искренно проходящие монашескую жизнь да удостоятся подобающей чести. Однако, поскольку некоторые, пользуясь монашеским видом, приводят в беспорядок церкви и гражданские дела, безрасудно ходя по городам и кроме того стремясь составить для самих себя монастырь, постановлено, чтобы никто и нигде не учреждал или составлял монастырь или "Поместные соборы выступали как высшая судебная инстанция по отношению к членам моанстыря, расположенного на их территории, что же касается законодательной и административной власти, то как кажется, она за ними не признавалась" (GranicВ. Die Rechtl. Stellung ... P. 10). молитвенный дом вопреки мнению (решению) епископа... Мы определили, чтобы тот, кто нарушит наше определение, был отлучен от общения церковного, чтобы имя Божие не хулилось. Конечно, надлежит епископу города иметь должное попечение о монастырях." "24. Монастырь, однажды освященный по разрешению епископа, должен всегда быть монастырем и не превращаться в здание для мирских целей".

Особенно отметим правила собора, в которых укзаывается, что в монастыри (также как и в богадельни и мученические храмы) назначаются клирики352. Скорее всего речь здесь идет о женских монастырях, поскольку в это время монахи-клирики перестают быть исключением из правил, чему подтверждением служит и предусмотренное наказание "для монашествующих" в 8 каноне.

Также интересно здесь и то, что оба правила, направленны против клириков, назначенных в склонные к сепаратизму монастыри и богоугодные заведения, менее всего поддававшиеся епископскому контролю.

И вершиной законодательства, отстаивавшего единовластие епископа на подчиненной ему территории, звучит 18 правило, запрещающее клирикам и монахам "составление неких скопищ", притом совершенно запрещенных и внешними законами. Если бы не добавление последних слов, смысл, учитывая вторую половину правила, по которой вышеупомянутые лица связывают друг друга клятвой и составляют заговоры против епископа, был бы понятен. Но "внешние законы", т. е. римское законодательство, совершенно запрещает т. н. collegiae illicitae, те самые недозволенные собрания. Вряд ли именно их могли иметь в виду епископы, учитывая опять же вторую половину правила. Фрэйзи считает, что это правило направлено против монофизитских монахов Египта и Таково законодательство Халкидона относительно монастырей. Оно, наконец, разрешает два самых болезненных вопроса — подчинение монастырей епископскому контролю и ставит под их контроль основание монастырей.

В 455 г. против аполлинаристов и евтихиан принимается закон (С. 1.5.8), по которому им запрещается сооружать церкви и монастыри. Уже сооруженные монастыри или церкви конфисковывались и передавались православным монастырям и церквям, расположенным в этой местности. Есть среди законов императоров, и те, которые дают или подтверждают сохранение привилегий за монастырями благотворительными учреждениями355.

Похожие диссертации на Социально-правовой статус монашества в восточных провинциях Римской империи в IV-VI вв.