Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Сотрудничество Европейского союза с Россией в культурной сфере в современных условиях интеграции и глобализации Барабанов Вячеслав Алексеевич

Сотрудничество Европейского союза с Россией в культурной сфере в современных условиях интеграции и глобализации
<
Сотрудничество Европейского союза с Россией в культурной сфере в современных условиях интеграции и глобализации Сотрудничество Европейского союза с Россией в культурной сфере в современных условиях интеграции и глобализации Сотрудничество Европейского союза с Россией в культурной сфере в современных условиях интеграции и глобализации Сотрудничество Европейского союза с Россией в культурной сфере в современных условиях интеграции и глобализации Сотрудничество Европейского союза с Россией в культурной сфере в современных условиях интеграции и глобализации Сотрудничество Европейского союза с Россией в культурной сфере в современных условиях интеграции и глобализации Сотрудничество Европейского союза с Россией в культурной сфере в современных условиях интеграции и глобализации Сотрудничество Европейского союза с Россией в культурной сфере в современных условиях интеграции и глобализации Сотрудничество Европейского союза с Россией в культурной сфере в современных условиях интеграции и глобализации Сотрудничество Европейского союза с Россией в культурной сфере в современных условиях интеграции и глобализации Сотрудничество Европейского союза с Россией в культурной сфере в современных условиях интеграции и глобализации Сотрудничество Европейского союза с Россией в культурной сфере в современных условиях интеграции и глобализации
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Барабанов Вячеслав Алексеевич. Сотрудничество Европейского союза с Россией в культурной сфере в современных условиях интеграции и глобализации : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03 / Барабанов Вячеслав Алексеевич; [Место защиты: Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова]. - Москва, 2008. - 300 с. : ил. РГБ ОД, 61:08-7/49

Содержание к диссертации

Введение

Глава первая. Создание Европейского союза и установление отношений партнерства и сотрудничества с Россией

1. Из истории возникновения, развития и реализации идеи европейского единства 17

1.1. Возникновение и развитие идеи европейского единства; основные вехи 18

1.2. Первый и второй этапы в создании европейского сообщества и развитии интеграционных процессов (начало 50-х — 60 —е годы XX века) 25

1.3. Третий этап европейских интеграционных процессов (начало 70-х - 80-е гг. XX века) 30

1.4. Четвертый этап политической и экономической интеграции Европы (1991 - 2004 гг.) 35

1.5. Пятый этап в развитии Европейского союза 43

2. История установления отношений партнерства и сотрудничества между Европейским союзом и Россией 47

2.1. Историко-культурные предпосылки для установления взаимодействия Европейского союза и России 47

2.2. Из истории установления связей между Европейским экономическим сообществом и СССР в конце 80-х годов XX века 56

2.3. На пути к подписанию Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между ЕС и РФ, политико-правовая база их отношений в 90-е годы XX века 61

3. Европейский союз и Россия на современном этапе развития взаимоотношений 75

Глава вторая. Культурная политика Европейского союза в условиях глобальных трансформаций и интеграции.

1. Гуманистические, глобализационные и цивилизационные вызовы и европейская интеграция 86

1.1. Гуманизм и интеграция 86

1.2. Глобализация и интеграция 90

1.3. Цивилизации и интеграция 96

1.4. Проблема европейской идентичности 100

2 Глобализация и культура 104

2.1. Связь глобализации с международным распространением культуры 104

2.2 Цивилизационные и культурные границы в Европе 107

2.3. Национальные государства, этничностъ в Европе и культура... 108

2.4. Глобальные результаты .114

3. Культурная политика; общий концептуальный анализ, модели, роль государства 116

3.1. К определению категории «культурная политика» 116

3.2. Модели культурной политики: основания для классификации 121

3.3. Роль государства в реализации культурной политики 126

4. Культурная политика Европейского союза в 70- годы XX века - начале XXI века 133

4.1. Сотрудничество европейских стран в области культуры в 70-80-е годы 133

4.2. Правовая основа и организационное регулирование культурной интеграции в Европейском союзе 139

4.3. Основные мероприятия Европейского союза в культурной интеграции 143

4.4. Успехи, проблемы культурной политики ЕС. 153

Глава третья. Сотрудничество Европейского союза и России в культурной сфере

1. Исторические и политико-правовые предпосылки культурного сотрудничества стран Европейского союза и России 158

1.1. Объективная необходимость культурного сближения стран ЕС и России 158

1.2. Политико-правовая база развития сотрудничества между Европейским союзом и Россией в культурной сфере 162.

2. Основные направления и формы сотрудничество Европейского союза и России в сфере культуры 177

2.1. Проекты и программы культурного сотрудничества ЕС с Россией и их реализация 178

2.2. Организация и проведение выставок — как форма культурного сотрудничества 189

2.3. Фестивали кино 194

2.4. Театральный обмен и выступления музыкальных и танцевальных коллективов 197

2.5. «Продвижение» русского языка в Европу 202

3. Культурное сотрудничество ЕС и России на региональном уровне 207

3.1. Культурное сотрудничество Польши и Литвы С Калининградской областью 207

3.2. Культурные связи Финляндии и Эстонии с Ленинградской областью 212

3.3. Гуманитарные связи Финляндии и Норвегии с Мурманской областью 275

3.4. Развитие культурных связей Латвии, Эстонии и Псковской области 216

3.5. Культурные связи Финляндии с Карелией 221

4. Россия в культурной европейской интеграции; некоторые итоги и проблемы 225

Заключение 237

Примечания 260

Список использованных источников и литературы 283

Введение к работе

Актуальность темы исследования определяется научной, теоретической и политической значимостью затронутых в нем проблем.

Европейский союз, ныне охватывающий 27 стран Западной, Южной, Восточной и Северной Европы, является ярчайшим примером успешного развития экономического и политического интеграционного процесса на континенте.

Наряду с экономической и политической интеграцией в Европе развивается и процесс взаимопроникновения культур. Изучение этого процесса определяет актуальность настоящего диссертационного исследования.

Интеграция в Европе тесно связана с глобализацией, которая является сегодня характерной чертой и тенденцией развития современного мира. До недавнего времени все концепции глобалистики ограничивались лишь идеологическими, военными и экономическими аспектами. На наш взгляд, это ограниченный подход; под глобализацией следует понимать, исходя из конкретно-исторического видения этого явления, множество взаимно пересекающихся и взаимно обусловленных процессов, которые в настоящее время изменяют облик планеты, затрагивая все сферы человеческого бытия, в том числе и культурную сферу. Связь глобализации с международным распространением культуры очевидна. Да и саму глобализацию можно понимать как результат многовекового процесса развития культуры.

Таким образом, возникает потребность изучения культурной политики Европейского союза в контексте современных глобализационных трансформаций.

Тема «Европа и Россия» имеет большое значение с «культурной» точки зрения. Актуальность настоящего диссертационного исследования обуславливается необходимостью изучения культурной политики

Европейского союза и его деятельности, направленной на сотрудничество с Россией в культурной сфере, поддержку российской культуры.

Культура в современных европейских странах и в России, в частности, является не только одним из стержней формирования общества, общественного мнения, но и национальной внешней политики. Культурный обмен между странами воздействует на уровень и тональность межгосударственных отношений.

Итак, указанные обстоятельства и определяют в целом актуальность темы настоящей диссертации.

Цель исследования - изучить процесс сотрудничества Европейского союза с Россией в культурной сфере в тесной взаимосвязи с развитием партнерских отношений между ЕС и РФ и в контексте происходящих в Европе и мире интеграционных и глобализационных изменений.

Задачи исследования:

воссоздать в целом историческую картину возникновения и развития идеи европейского единства, становления Европейского союза;

выявить историко-культурные предпосылки для установления взаимодействия Европейского союза и России;

дать характеристику основных направлений сотрудничества Европейского союза и Российской Федерации, обозначить этапы этого сотрудничества, показать основные результаты, выявить проблемы, предположить возможные сценарии развития отношений ЕС с Россией;

определить место культуры в системе глобальных трансформаций, рассмотреть проблемы культурной интеграции во взаимосвязи с глобализацией мира;

показать роль культуры в европейской интеграции;

охарактеризовать основные направления культурной политики Европейского союза;

доказать объективную необходимость и взаимную заинтересованность Европейского союза и России в развитии культурных связей;

рассмотреть программы и планы культурного сотрудничества стран ЕС с Россией; основные направления, результаты;

определить тенденции, направления развития культурной политики Европейского союза и перспективы его сотрудничества с Россией в культурной сфере.

Хронологические рамки исследования охватывают период от 90-х годов XX века, становления европейско-российских отношений связей, до 2007 года - истечения срока действия Соглашения о партнерстве и сотрудничестве ЕС и России. При этом реализация целей и задач диссертации, в частности, освещение истории рождения, развития и реализации идеи европейского единства, диктовала необходимость выхода за нижнюю хронологическую границу.

Теоретические и методологические основы исследования. Для раскрытия темы диссертации автор обратился к принципам и методам, используемым в научной исторической и политической литературе.

Основными принципами исследования стали - историзм, объективность, системность, критическая интерпретация изучаемых фактов, процессов и явлений и др.

Указанные общеметодологические принципы обусловили следующие методы исследования - хронологический, ретроспективный и историко-сравнительный, контент-анализ-метод - изучение массовых источников, содержащих однородную информацию по изучаемой проблеме, методы сравнительного политического анализа и описания.

Источниковую базу диссертационного исследования составили опубликованные и неопубликованные документы, и материалы различного характера. Все источники, используемые в данной работе, можно условно разделить на группы.

Первую группу источников составляют опубликованные (некоторые из них на русском языке) документы Европейского союза, раскрывающие историю становления и развития этого уникального европейского интеграционного образования, а также важнейшие соглашения, на основании которых функционирует Евросоюз (Договоры, устанавливающие Европейские сообщества, Единый Европейский акт, Договор о Европейском союзе, Амстердамский и Ниццский договоры, Договор о реформе и др.)-1

Много неопубликованных документов, показывающих деятельность ЕС в различных областях, в том числе, в культурной сфере размещены на сайтах Евросоюза и его организаций. Это, прежде всего, сайты Представительства Европейской комиссии в России, Генеральной дирекции по образованию и культуре Европейской Комиссии и др.2

Вторую группу источников образуют документы, касающиеся сотрудничества между Европейским союзом и Россией, развития отношений между ними в 90-е годы XX века — начале XXI века, таюке как опубликованные,3 так и находящиеся на электронных носителях информации, раскрывающие усилия ЕС и России в налаживании друг с другом отношений партнерства и сотрудничества.4

Третью группу составляют опубликованные 5 и неопубликованные документы, а также материалы, статистические выкладки, сведения и фактические данные, касающиеся отношений между ЕС и РФ в культурной сфере.6

Материалы периодической печати образуют четвертую группу источников.

В пятую группу вошли различные справочные издания.

Перечисленные использованные источники позволили обеспечить необходимую для исследования репрезентативность и достоверность, решить поставленные задачи в диссертации.

Материалы периодической печати образуют четвертую группу источников. В пятую группу вошли различные справочные издания.

Перечисленные использованные источники позволили обеспечить необходимую для исследования репрезентативность и достоверность, решить поставленные задачи в диссертации.

Степень изученности проблемы. При подготовке диссертации автор опирался на многочисленные публикации отечественных и зарубежных историков, политологов. Несмотря на отсутствие цельного монографического исследования по сформулированной проблеме, многие аспекты изучаемой темы рассматривались в исторической и политологической литературе. В тематическом и содержательном отношениях имеющиеся работы можно разделить на группы.

Первую группу составили труды западных мыслителей, философов и политиков прошлого о зарождении и развитии европейской идеи.7

Появление идеи европейского единства связано с именами таких политиков, мыслителей, как Йиржи Подебрада, Сен-Пьер, Э. Крюсе, Жан Жака Руссо и других.

Эти проблемы волновали известных людей своего времени, как Сен-Симона, В.Гюго, Дж. Гарибальди, И. Канта.

Для восстановления исторической картины развития идей о европейском единстве диссертант опирался на суждения К.Каутского, Ф.Наумана, В.Ф.Малиновского, Р. Куденхоф-Калерги.

В 20-е — 30 - годы XX века со своими планами европейского единства выступали А.Бриан, Э. Эрио, Л.Блюм, Э.Бенеш, К. Страйт и др.

Идеи единства европейских народов были близки также и многим российским мыслителям. Проблемы европейской интеграции серьезно занимали Вл. Соловьева, Н.Я. Данилевского, К.Н.Леонтьева, Г.П. Федотова.8 Изучение их творческого наследия позволяет не только полнее осветить историю зарождения и развития идей о европейском единстве, но

и глубже понять и сегодняшние интеграционные процессы в Европе, и целесообразность включения в эти процессы России.

Вторую группу составили зарубежные и отечественные исследования, рассматривающие историю Европейского союза, сегодняшнее состояние европейской экономической интеграции и перспективы их развития, а также историю и перспективы отношений между ЕС и Россией.

Изучение истории европейской интеграции невозможно провести без исследований тех, кто стоял у ее истоков. Речь идее о работах Ж. Моннэ, А. Маршаля, Л. Эрхарда и др.9

Историю европейской интеграции, а также сегодняшнее состояние Европейского союза, его проблемы взаимоотношений с Россией, анализируют в своих исследованиях современные зарубежные авторы, такие как: Р. Генецке, Д. Гоуэн, Жак Ле Гофф,М. Гоше, У.Бек, М. Лефевр, К.Малфлит, М. Медиш, Э. Морен, X. Тиммерман, Танги де Вильде, X. Хубель, М.Эмерсон и другие.10

Немало западных исследователей считает, что эпоха европейского строительства закончена: «пресловутый «подход Монне» исчерпан, «Европа для народов, но без народов дала все, что могла».

Этой точке зрения возражают другие исследователи. Они утверждают, что, несмотря на ряд проблем, требующих своего решения в рамках ЕС, европейская интеграция приобрела к настоящему времени черты масштабного процесса, не имеющего аналогов в мировой истории, и что перспективы Европейского союза обнадеживающие.

Западные исследователи писали и пишут о возможных вариантах отношений между Евросоюзом и Россией. В исследованиях европейских ученых подчеркивается, что отношения России с ЕС на современном этапе, при всей их важности для европейского континента, «остаются головоломкой, поскольку Россия, бесспорно, является европейской страной, но не принадлежит Западу».

Р. Проди, тогдашний председатель Еврокомиссии, на саммите Россия-ЕС в Москве в мае 2002 г., касаясь гипотетического вопроса о возможности вступления России в ЕС, заявил: «Россия - это составная часть Европы, но ввиду огромных размеров ее вступление в ЕС изменило бы саму природу этого союза. К тому же Россия пока и сама не очень готова к этому... мы никогда не сможем заседать в одном парламенте».

Другие специалисты, наоборот подчеркивают стратегическую заинтересованность Европы с Россией, прежде всего, в политическом сотрудничестве, говоря о том, что Россия сегодня оказалась ключевой страной с точки зрения интересов внешней и энергетической безопасности Европы.

Большинство зарубежных исследователей едины в одном: стратегическое партнерство на Европейском континенте между Россией и ЕС необходимо и возможно, в противном случае может возникнуть опасность того, что Европа однажды станет геополитическим полем взаимодействия между США, Россией и кем-нибудь еще.

В России головным центром изучения истории становления и развития европейских интеграционных процессов является, по-прежнему, Институт Европы РАН. Сотрудникам этого отечественного научного центра принадлежит большинство работ по интересующей нас проблематике.

Ради справедливости надо отметить, что проблемы европейской интеграции рассматривались в исторической литературе ещё советских времен. Конечно, на работах советских авторов лежит «идеологическая печать» того времени, но, тем не менее, многие из них не отличались ортодоксальностью.1'

Среди «постсоветских» исследователей, рассматривающих историю европейской интеграции, вопросы сотрудничества ЕС и России следует назвать: Артемова В.А., Баталова Э.С., Бирюкова М.М., Баумана 3., Глухарева Л.И., Зуеву К.П., Зуева В., Иванова С.С,Иванова И.Д.,

Караганова С.Н., Наринского М.М., Пархалину Т.Г., Пичугина Б.М., Романцова А., Филлитова A.M., Френкина А.А., Хесина Е.С., Чубарьяна А.О., Шатохину - Мордвинцеву Г.А., Шемятенкова В., Шенаева В.Н., Шишкова Ю.В., Щенина Р.К. На работы этих и других отечественных исследователей опирался автор настоящей диссертации.12

Среди современных российских исследований, посвященных истории Европейского союза, проблемам партнерства и сотрудничества между ЕС и России, выделяются работы Ю.А. Борко.13 В них он, наряду с рассмотрением истории европейской интеграции, анализирует предпосылки и причины, побудившие ЕС встать на путь сотрудничества с Россией, успехи и проблемы этого сотрудничества, пытается прогнозировать процесс дальнейших взаимоотношений между ЕС и РФ.

При освещении истории европейской интеграции и сегодняшнего ее состояния автор диссертации опирался на ряд коллективных работ.14

Обращает на себя внимание содержательная сторона прогноза развития Евросоюза, данная отечественными исследователями в книге «Европейский Союз на пороге XXI века: выбор стратегии развития». Прогноз содержит 5 сценариев, 13 факторов, разделенных на 3 группы по их значимости, и т. д. Вывод, к которому приходят авторы на основании такого анализа: "...Траектория развития Евросоюза в ближайшее десятилетие будет пролегать между сценариями положительной динамики

с >

с элементами неустойчивости и умеренно-неустойчивой динамики, с весьма вероятными отклонениями в ту или иную сторону на конкретных временных интервалах".15

Что касается суждений отечественных исследователей, о перспективах отношений ЕС и России («с Европой» или «без Европы»), то эти суждения также разнятся. И все же, большинство отечественных авторов за расширение сотрудничества между ЕС и Россией по всем направлениям. Говоря словами известного аналитика В. Третьякова: «На равных» Россия может «союзничать» только с Европой».16

Третья группа исследований, используемых в диссертации, представлена работами о гуманизме и глобализме, о европейской идентичности и современном цивилизационном развитии.17

Интеграция — это не только экономическое, но и гуманистическое, цивилизационное, глобализационное понятие. Европейская интеграция, как известно, сильна своим «гуманистическим и социальным измерением».

Западные и отечественные исследователи, рассматривая проблему «интеграция - гуманизм», отмечают, что интеграционный процесс в его дуализме, материальном и духовном, неизбежно вызывает необходимость разработки идеологической основы, системы взглядов, идей и понятий, обосновывающих и объясняющих этот процесс. Как нет деидеологизированного общества, так не может быть и деидеологизированного Европейского союза, и одним из его идеологических компонентов становится европейский гуманизм, справедливо утверждают современные исследователи.

Западные и отечественные аналитики связывают интеграцию в Европе не только с процессом гуманистического развития Европы, но и с глобализацией. Они пытаются ответить на такие, в частности, вопросы: Куда глобализация может привести и приведет Европу? Какие вьвовы глобализации надо ожидать Европейскому союзу? Как глобализация скажется на взаимоотношениях ЕС с окружающим миром, в том числе, с Россией?

На содержание, вектор развития и пределы интеграционных союзов в Европе оказывают большое влияние пришедшие XX веке в движение цивилизации. Западные и отечественные исследователи, рассматривая интеграцию, пытаются увидеть в ней цивилизационный процесс, движимый духовными, культурно-нравственными, идеологическими факторами.

В конце XX века ученые и политики в Европе заговорили о европейской идентичности. Понятие идентичности дискутируется в научной литературе, ее содержание трактуется по-разному. Она

толковалась как преемственность и целостность развития различных типов общества, классов и слоев, а также личности. В объединенном и разъединенном глобализацией через пласты цивилизации мире идентичность, как отмечали и отмечают многие ученые, становится рациональным методом объединения.

Немногочисленные исследования политики ЕС и России в культурной сфере составили четвертую группу. В этих работах изучаются проблемы культурной политики Евросоюза, культурной интеграции во взаимосвязи с глобализацией мира, определяется место культуры в системе глобальных трансформаций, анализируется некоторый опыт сотрудничества ЕС и России в культурной сфере.18

В последнее время западные и отечественные исследователи связывают глобализацию с международным распространением культуры. Многие исследователи говорят о культурной глобализации, которая выдвигает на первый план проблему мультикультурализма и межкультурных коммуникаций.

Государства — члены Европейского союза не так давно признали существование европейской культурной идентичности и, соответственно, европейской культурной политики, во всяком случае, в пределах ЕС.

На наш взгляд, пока еще не сложилось достаточно условий для того, чтобы можно было говорить об общеевропейской культуре или общеевропейской идентичности, хотя элементы и того, и другого, безусловно, существуют.

Известно, что культурное многообразие рассматривается как одно из фундаментальных преимуществ Европы. Ведущим звеном здесь долгое время были национальные государства. Культурная политика устанавливается и проводится в жизнь, главным образом, на этом уровне.

Однако расстановка сил в сфере культуры все более и более изменяется, считают отечественные специалисты, с появлением наднациональных структур (Европейский союз и в меньшей степени Совет

Европы), глобализацией (трактуемой иными как американизация), с одной стороны, и региональным и локальным уровнями — с другой.

Причем, многие из исследователей утверждают, что бесконфликтное будущее, базирующееся на культурном обмене, представляется иллюзией, что бытующие представления об универсальном спокойствии культура заменила политикой и идеологией и стала источником конфликтов.

Отечественные исследователи обращались к историко-культурным и
иным объективным предпосылкам установления взаимодействия

Европейского союза и России.19 Сегодня ясно, что перспективы культурного взаимодействия России и Европы являются одним из факторов, определяющих будущее системы международных отношений на нашем континенте, а через нее - и место Европы в меняющемся мире. На путях культурной интеграции также имеются определенные проблемы духовно-культурного плана.

Россия в прошлом создала собственную, также европейскую, но отличную от остальной Европы цивилизацию. У нас исторически сложился особый вариант европеизма с более высокими требованиями к социальной справедливости.

В этой связи, некоторые российские исследователи говорят, с одной стороны, об объективной необходимости культурного сближения и взаимообогащения стран ЕС и России в условиях глобализации и интеграции, с другой, предупреждают о возможных негативных последствиях «бездумного сближения».

Итак, краткий анализ имеющихся публикаций, относящихся к теме исследования, приводит к выводу о том, что отечественная, зарубежная историография, политическая и иная специальная литература содержит большое число работ по отдельно взятым проблемам, которые рассматриваются в диссертации. Однако в них отсутствует цельное, комплексное исследование, раскрывающее сформулированную тему настоящей диссертации.

Научная новизна диссертационной работы определяется тем, что это первое в российской исторической и политической литературе целостное исследование истории создания Европейского союза, его культурной политики и деятельности, направленной на развитие сотрудничества с Россией в культурной сфере.

Научная новизна диссертации состоит также в авторском пределении этапов истории Европейского союза, становления и развития отношений ЕС и России, их сотрудничества в культурной области.

Элементы новизны присутствуют в уточнении важнейших понятий темы исследования, как: «гуманизм и интеграция», « глобализация и интеграция», «цивилизации и интеграция», «глобализация и культура», «гуманизм и культура», «интеграция и культура», «европейская идентичность», «культурная сфера», «культурная политика», «национальные государства и культура», «этничность и культура» и др.

Ведение в научный оборот большого документального, историографического и фактологического материала, ранее мало известного исследователям, усиливает научную новизну и значимость.

Апробация работы. Содержащиеся в диссертации материалы, выводы и обобщения апробированы автором в следующих формах:

изложение основных положений и выводов в ряде статей;

обсуждение диссертации на кафедре всеобщей истории и теологии Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова, а также на кафедре гуманитарных наук Московской Академии экономики и права.

Практическая значимость диссертации. К областям конкретного применения результатов исследования автор относит такие отрасли научного знания, как: новейшую историю стран Запада и России, международные отношения, политологию, историю мировой культуры.

Конкретнее, практическая значимость диссертации определяется тем, что ее материалы и выводы:

-во-первых, могут быть при подготовке индивидуальных и коллективных монографических трудов по новейшей европейской и отечественной истории, международным отношениям, политологии, истории мировой культуры;

-во-вторых, могут найти применение в учебном процессе в высшей школе при чтении лекций, проведении практических занятий по новейшей истории стран Европы и современной отечественной истории, истории европейской интеграции и международных отношений истории, политологии и мировой культуры, при подготовке и написании дипломных, курсовых работ, учебников и учебных пособий;

-в-третьих, могут быть востребованы в практике российских государственных институтов власти при определении курса в отношении Европейского союза, в развитие сотрудничества с ЕС, в том числе и в культурной сфере. Эти материалы могут быть полезны всем, кто занимается сотрудничеством с ЕС в культурной сфере.

Возникновение и развитие идеи европейского единства; основные вехи

Бросая ретроспективный взгляд на историю создания Европейского союза, можно выделить несколько этапов в эволюции этого уникального межгосударственного объединения; при этом на периодизацию существуют различные точки зрения.

Своеобразный подход к освещению истории демонстрируют западные исследователи. В частности, по мнению французского ученого М.Лефевра, в Европе в разное время существовали четыре модели европейского единства. Первая модель - «имперская». Ее сторонникам (Карл У, Наполеон, Гитлер) никогда не удалось создать основы общей культуры. Вторая модель - оборонительная. Имелось в виду стремление противостоять турецкой, советской угрозе. Третья модель - «модель коллективной безопасности». М.Лефевр перечисляет основные ценности этой модели - правовое государство, демократия, гуманизм. И, наконец, модель четвертая - «интеграционная». В ее основе стремление к формированию уже целостной европейской демократии.

У отечественных исследователей - свой подход к периодизации. А.Г. Пикалова выделяет шесть этапов в истории Европейского союза.21

По нашему мнению, процесс непосредственного образования и становления Европейского союза прошел следующие этапы. Первый этап -1951-1957 гг.; это этап начала конкретной реализации идеи европейского единства; второй этап - конец 50-х - 60- гг.; третий этап - начало 70-х -80-е годы; четвертый этап (1991 - 2004 гг.) берет свое начало с Маастрихтских соглашений; нынешний пятый этап, начавшийся подписанием конституции ЕС и попыткой ее ратификации, продолжается по сегодняшний день.

Возникновение и развитие идеи европейского единства; основные вехи. Объективное освещение проблем разнообразной деятельности Европейского союза требует обратиться к истории возникновения и развития идеи о европейском единстве. Как писал французский историк Жак Ле Гофф, идеи европейского единства могут реализовываться, если делаются «выводы из истории. Европа без истории не имела бы ни происхождения, ни будущего».22

Идеи политического, экономического и духовного единения европейских стран высказывались давно." Сразу надо заметить, что эта идея возникла на почве общей европейской культуры.

Европейская культура складывалась в ходе многовекового развития, когда судьбы населяющих этот регион мира народов неоднократно переплетались, а национальные культуры обретали общие черты. 24 Как справедливо заметил французский историк Ф. Бродель, «культура — это общий язык Европы».25

Нынешняя реализация европейской идеи, как справедливо отмечает отечественный исследователь В.Шемятенков, представляет собой венец предшествующего политического, экономического и социального развития Западной Европы, одно из высших проявлений европейской цивилизации.2

В научной литературе давно идет дискуссия по поводу определения понятия «Европа». Ряд специалистов не сводят это понятие к географическому фактору. Упомянутый историк Ф. Бродель полагал, что понятие «Европа» - очень широкое понятие. Он писал, что в результате великих географических открытий и последовавшей за ними колонизации новых земель за океанами появились страны, по сути своей, европейские — Соединенные Штаты Америки, Канада, Австралия, Новая Зеландия и Южно-Африканский Союз."

Гуманизм и интеграция

Интеграция - это не только экономическое, но и гуманистическое, цивилизационное, глобализационное понятие. Европейская интеграция, как известно, сильна своим «гуманистическим и социальным измерением». Сегодня политические партии объединяются для того, чтобы переориентировать европейское строительство на «Европу народов», «Европу граждан».

Западные исследователи, в частности французский философ Э. Морен, отмечают, что гуманизм — «оригинальное и типичное создание европейской культуры, отражающее ее двойственность и сложность».198 Э. Морен определяет гуманизм как своеобразную «Религию Человека».

Интеграционный процесс в его дуализме, материальном и духовном, неизбежно вызывает необходимость разработки идеологической основы, системы взглядов, идей и понятий, обосновывающих и объясняющих этот процесс. Как нет деидеологизированного общества, так не может быть и деидеологизированного Европейского союза, и одним из его идеологических компонентов становится европейский гуманизм, справедливо утверждает отечественный исследователь Л.И. Глухарев.199

В Евросоюзе в конце XX века гуманизм представлен как «человеческое измерение» интеграционных процессов. Научная мысль ориентируется здесь на цельность и ценность человеческого бытия, суверенитет личности, качество жизни, а также поиск новых гуманистических ценностей, т.е., другими словами, «очеловечивание» экономических и политических процессов интеграции.200

Гуманизм как общественное течение возник еще в Средневековье, в XIV веке, во времена ученых и поэтов Ф. Петрарки, Дж. Боккаччо, Э. Роттердамского как средство борьбы против абсолютизма в средневековой философии церковно-религиозного мировоззрения, и выступал в защиту прав и достоинства личности. В эпоху Просвещения он становится политическим движением с идеологией гражданских свобод, которые отстаивали энциклопедисты А. Сен-Симон, Вольтер, Я- Монтескье, Д. Дидро, П.-А. Гольбах.

Декларация прав человека и гражданина — политический манифест Великой Французской революции (1789 г.) - провозглашала неотъемлемыми правами человека свободу личности, слова, совести, равенство граждан перед законом, объявляла неприкосновенной частную собственность.

Идеалы энциклопедистов Великой французской революции также были восприняты теоретиками ЕС и вошли в стратегию Евросоюза как «движение к экономическому гуманизму». По существу, гуманистическая идеология Нового времени с ее проблемами (либеральный конституционализм, представительная демократия, гражданские свободы, эгалитарность религиозных верований, суверенитет человека) во второй половине XX в. переносится в масштабах сообщества на европейский уровень.

Официальными документами ЕС становятся «Европейская декларация прав человека», Хартия основных прав человека и др. Так, в частности, в 60-х гг. XX в. известный аналитик Ж. Маршаль свою работу «Солидарная Европа» начинал с введения о Сен-Симоне и его социальном проекте «реорганизации европейского общества». В наши дни, XX веке, премьер-министр Бельгии Ги Верховстадт в своей статье «Наше видение» пишет о том, что «Европа придает большое значение ценностям, унаследованным от Французской революции».201

Век XX был одновременно движением к расширению прав и качества жизни человека — к гуманизму. Но одновременно и к дегуманизации в ходе углубления социального неравенства, войн и революций, борьбы «двух систем», а в наше время — «разъединительных линий» этнических конфликтов гражданских войн, всплесков насилия и ксенофобии, возрождения расизма.202

Политической библией второй половины XX в. стали такие документы, как Декларация о праве народов на мир, Конвенция о предупреждении преступлений геноцида и наказании за него, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Парижская хартия для новой Европы и др. Но конец XX в. показал девальвацию европейских гуманитарных норм права, что конкретно проявилось в самом сердце Европы, на Балканах. В международных отношениях появились такие понятия, как «гуманитарная катастрофа», «гуманитарная интервенция с проявлением силы», «агрессивная политика внедрения гуманистических ценностей путем ракетно-бомбовых ударов по Югославии под лозунгом «предотвращения гуманитарное катастрофы». Но по существу, это есть отказ от классических европейских гуманитарных ценностей. Это есть отказ и от самостоятельной геополитики Евросоюза под давлением США, хотя гуманитарная стратегия ЕС отлична от американской стратегии «экспорта демократии».

Объективная необходимость культурного сближения стран ЕС и России

Общеизвестно, что проблема "Россия и Европа" является центральной для русской философской мысли, для русской культуры в целом, начиная с XIX века. И это неслучайно, поскольку русская культура была расколота на получивших европейское образование аристократию, дворянство и традиционное по своей культуре крестьянство.

Россия всегда тянулась к Европе. Идеи сближения европейских народов с российскими народами были близки многим российским мыслителям. Правда, при этом они опасались негативного влияния западной культуры на русскую культуру. Так, Н.Я. Данилевский, являясь убежденным сторонником национальной самобытности, предостерегал славян от слепого поклонения Западу и забвения собственных интересов в процессе следования в фарватере его политики. По его мнению, «европейничанье»

— это болезнь русской жизни, характеризующаяся «слабостью и немощью народного духа в высших образованных слоях русского общества... Болезнь эта в целом препятствует осуществлению великих судеб русского народа и может, наконец (несмотря на все видимое государственное могущество), иссушив самобытный родник народного духа, лишить историческую жизнь русского народа внутренней зиждительной силы, а, следовательно, сделать бесполезным, излишним самое его существование,

— ибо все лишенное внутреннего содержания составляет лишь исторический хлам, который собирается и в огонь вметается в день исторического суда».

Преодоление раскола в обществе и в душе каждого русского человека между ценностями, привитыми европейским образованием, и русским образом жизни является определяющим фактором для понимания попыток реформирования России, предпринятых в прошлом и нынешнем столетии.

Полуторасотлетний диалог западников и славянофилов в России, первые из которых, как писал П. Анненков в "Литературных воспоминаниях", никогда не отвергали исторических условий, дающих особенный характер цивилизации каждого народа, а вторые никогда не имели наклонность к установлению неподвижных форм для науки и искусства, лишь показывает, что в России существуют условия для синтеза культур Востока и Запада, основанных на различных философских и религиозных концепциях.

Сегодня же ясно, что перспективы культурного взаимодействия России и Европы являются одним из факторов, определяющих будущее системы международных отношений на нашем континенте, а через нее - и место Европы в меняющемся мире. На путях культурной интеграции также имеются определенные проблемы духовно-культурного плана.

Россия в прошлом создала собственную, также европейскую, но отличную от остальной Европы цивилизацию. У нас исторически сложился особый вариант европеизма с более высокими требованиями к социальной справедливости.

К сожалению, в 90- е годы ушедшего века в работах некоторых отечественных авторов можно было встретить такой пассаж: «Если характеризовать... российское общество как некую гиперличность, то сегодня можно достаточно уверенно говорить о следующих его чертах: слабое физическое и психическое здоровье; низкий уровень профессионализма и трудолюбия; привычка к патернализму, необязательность и безответственность; деформированная система ценностей; мифологизированность сознания, агрессивность, привычка к образу врага; рудиментарное правосознание и вороватость; молокулътурностъ, малообразованность с изрядной долей вандализма; неспособность к самопознанию и самоорганизации в своих интересах; деформированный генофонд; алкогольная зависимость».

Эти тотальные качества русского народа, а значит, и субстанциональные черты России выражаются в перманентном подавлении обществом. интеллектуальных начал, в извечной охлократичности, в иррационализме и фанатизме, в отсутствии всякой потребности в демократии, в полной аморальности российского общества в целом. В прошлом — пустота: «За всю историю своего существования Россия не родила ни одной личности масштаба Аристотеля, Эвклида, Леонардо де (так у автора) Винчи, Ньютона, Декарта, Эйнштейна, Винера, и такой список можно было бы продолжить». Впереди - историческая обреченность, «финишная прямая тотального саморазрушения». И - следует общий вывод: «Россия - не Восток и не Запад. Россия - урок Востоку и Западу».281

Полагаю, что подобные суждения вряд ли разделяются миллионами российских интеллигентов. Наша отечественная культура несла и несет внутри себя лучшие элементы европейского наследия. При этом можно с уверенностью утверждать, что в России возникло духовно-культурное сопротивление как вестернизации вообще, так и особенно американизации нашей жизни.

Похожие диссертации на Сотрудничество Европейского союза с Россией в культурной сфере в современных условиях интеграции и глобализации