Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление протестантизма в английских колониях Северной Америки (1630-1760-е гг. ) Галкина Елена Вячеславовна

Становление протестантизма в английских колониях Северной Америки (1630-1760-е гг. )
<
Становление протестантизма в английских колониях Северной Америки (1630-1760-е гг. ) Становление протестантизма в английских колониях Северной Америки (1630-1760-е гг. ) Становление протестантизма в английских колониях Северной Америки (1630-1760-е гг. ) Становление протестантизма в английских колониях Северной Америки (1630-1760-е гг. ) Становление протестантизма в английских колониях Северной Америки (1630-1760-е гг. )
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Галкина Елена Вячеславовна. Становление протестантизма в английских колониях Северной Америки (1630-1760-е гг. ) : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03.- Ставрополь, 2002.- 278 с.: ил. РГБ ОД, 61 02-7/678-8

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Формирование новоанглийского пуританизма в Северной Америке (30-е гг. - середина XVII в.)

1.1. Переселение пуритан в Северную Америку . 37

1.2. Новоанглийский пуританизм. Его влияние на религиозную ситуацию в Америке .

Глава 2. Особенности протестантизма в английских американских колониях (середина XVII - начало XVIII вв.)

2.1. Взаимодействие различных ветвей протестантизма в колониях. 84

2.2. Влияние протестантизма на образование . 113

Глава 3. Первое религиозное "Великое Пробуяедение" в колониях (20-е - 60-е гг. XVIII в.)

3.1. "Великое Пробуждение" как первое евангелическое движение в Америке.

3.2. Историческое значение "Великого Пробуждения". 166

Заключение

Переселение пуритан в Северную Америку

С начала 70-х гг. XX в. стали активно разрабатываться вопросы ривай-велизма, подъема религиозных чувств в виде массового движения в американском протестантизме. Основоположником данного направления в отечественной историографии является А.А. Кислова. Ее работа в области истории американских церквей - "Идеология и политика американской бап і о

тистской церкви (1900-1917)" обращает внимание на необычную активность американских баптистов в период "Великих пробуждений". Автор показала становление баптистской церкви в Америке на фоне противоречий в религиозно-социальной жизни XVIII - XIX вв. Сохраняют большую ценность в настоящее время другие труды А.А. Кисловой, основанные на широком разнообразии источниковой базы.14 Психологический аспект феномена "Великого Пробуждения" глубоко проанализирован в работе А.А. Кисловой "Религия и церковь в общественно-политической жизни США первой половины XIX в."15 Однако, автор пристальное внимание уделила второму "Великому Пробуждению" (1780-1830 гг.), опубликованных письменных источников по которому осталось намного больше. А.А. Кисловой была подготовлена почва для дальнейшего развития дискуссии по отдельным вопросам, в том числе и о ривайвелистской практике, влиянии протестантизма на развитие образования в Америке.

В середине 70-х гг. разработку проблем различных протестантских деноминаций продолжили Л.Н. Митрохин, Л.Н. Великович.16 Отдельные аспекты американского протестантизма затрагивает в своих работах Ш.А. Бо-гина, которая, опираясь на работы французского исследователя А. де Токви-ля, рассматривает многие традиции американцев, которые пришли из Англии и были перенесены пуританами в Новый Свет.

В 70-90-х гг. вышло фундаментальное четырехтомное исследование Л.Ю. Слезкина "У истоков американской истории". Это первая и пока единственная попытка в отечественной историографии всестороннего анализа ранней истории английских колоний в Северной Америке. Проделав огромную работу, историк основной акцент сделал на социальном противо 10 стоянии колонистов с официальными властями Англии. Большое значение Л.Ю. Слезкин придавал, в первую очередь, политическим и экономическим причинам иммиграции пуритан в Америку. Им подробно освещена политика Карла І в отношении пуритан, сложные взаимоотношения королевской власти Англии и парламента. Интересен анализ теологических и социально-политических взглядов новоанглийских радикальных пуритан (прежде всего Р. Уильямса), предпринятый автором.

В 80-е гг. стало больше внимания уделяться новоанглийскому пуританизму, которому посвящены работы А.А. Адо, И.Е. Задорожнюка, Н.Е. Покровского.19 Среди них выделяется монография Н.Е. Покровского "Ранняя философия. Пуританизм ", в которой исследуется американская философия со времён первых поселений пилигримов и пуритан до середины XVIII в. Это всестороннее комплексное исследование становления философской мысли в английских колониях на территории современных США, имеющее непреходящее научное значение, прежде всего, для историков-американистов, философов, а также религиоведов и т.д. Для диссертанта работа Н.Е. Покровского имела большое значение, так как в ней представлен анализ взглядов не только "столпов" пуританской ортодоксии, но и представителей радикального пуританизма. Им дано определение пуританизма с философской точки зрения, что дополнило спектр многочисленных граней определения этого понятия. При рассмотрении "Великого Пробуждения", деятельности его идейных лидеров Дж. Эдвардса, Дж. Уайтфилда, автор склонен был подчеркивать крайнюю фундаменталистскую его сторону, "необузданный взрыв религиоз-ных чувств" верующих." Отметим, что источниковая база его работы не отличается большим разнообразием. Н.Е. Покровский опирался, в основном, на исследования американских историков 60-80-х гг. XX века, что, порой, сказалось на тенденциозности в выводах.

Новую страницу в изучении вопросов, связанных с анализом буржуазных концепций исторического опыта и поиском новых подходов в исследо-вании ранней истории США, открывают труды Н.Н. Болховитинова. В 1980 г. вышла в свет монография ученого, посвященная двум основным проблемам - развитию капитализма в США в XVII-XIX вв. и современной американской историографии. Исследованием многообразных направлений и школ в исторической науке США плодотворно занимались И.П. Дементьев и В.В. Согрин. В своей книге "Мифы и реальности американской истории"24 В.В. Согрин подробно проанализировал зарубежные (американские) концепции осмысления исторического опыта США. Основное внимание он уделил "консенсусной", прогрессистской историографическим школам, представил критический анализ трудов американской "новой научной истории". Заслуга В.В. Согрина состоит и в том, что он обоснованно подверг критике восхваление американскими исследователями концепции "американской исклю-чительности", абсолютизации значения американского прошлого. Его работа помогла соискателю глубже разобраться в американской литературе по исследуемой проблеме.

Профессор В.В. Согрин плодотворно работает и в настоящее время. В его последней монографии "Политическая история США. XVII-XX вв."26 всесторонне выявлено изменение соотношения демократического, элитарного, плюралистического и олигархического компонентов политической системы Соединенных Штатов на разных исторических этапах, в том числе, и в колониальную эпоху. В первой главе "Колониальный опыт XVII-XVIII вв." рассмотрено возникновение колоний в Северной Америке и формирование в них политических органов власти. В то же время, что явилось ценным для настоящего исследования, им подробно освещены вопросы, связанные с деятельностью протестантов Новой Англии, в том числе, губернатора Дж. Уинтропа и его радикальных противников Р. Уильямса и Э. Хатчинсон. Особое внимание В.В. Согрин уделил колонии Массачусетс, самой большой и значительной в регионе. В ней, как показал автор, и диссертант с ним соглашается, имели место преследования диссидентов, и Массачусетсу "не суждено было стать цитаделью американ-ской свободы"- . В целом, В.В. Согрин представил целостную картину формирования политической идеологии к началу Американской революции, влиянию протестантизма на политическое мышление американцев. Он уделил много внимания выдающемуся американскому просвети 12 телю Б. Франклину, что представляет большой интерес для диссертационного исследования.

Важным шагом в разработке проблем ривайвелизма в Америке стали труды известного религиоведа Д.Е. Фурмана. Подчеркивая важность ривай-велистских движений в судьбах американских церквей, он проследил, как развивался религиозный плюрализм в Америке, прежде всего, за счёт рас-пространения относительно близких друг другу протестантских течений. Д.Е. Фурманом был также поставлен вопрос о взаимосвязи религии и трансформации системы ценностей в американском обществе. Результатом его исследований стала докторская диссертация, в которой представлен целостный анализ взаимосвязи религии и социальных конфликтов в США.

В 90-е гг. XX в. интерес к проблематике колониальной религиозной жизни возрос. Усиливалось внимание российских исследователей к Соединенным Штатам Америки и к различным религиозным течениям в обществе. К.С. Гаджиев наиболее полно рассмотрел общие схемы эволюции американского протестантизма, показал специфику формирования национального самосознания американцев.31 В своих исследованиях автор акцент делает на современных тенденциях в протестантизме, вовлечении религии в политическую жизнь американского общества.

Диссертация В.Н. Ерохина "Пуританское движение в Англии в XVI - начале XVII века в послевоенной англо-американской историогра-фии" характеризует работы англо-американских историков пуританизма 40-80-х гг. XX века. Эта работа помогла нам разобраться и сориентироваться в обширной зарубежной литературе по становлению пуританского движения в Англии. В.Н. Ерохин уделил много внимания исследованию возникновения и трансформации термина "пуританизм" в английской историографии, справедливо указав на то, что грани этого понятия остаются расплывчатыми и неточными и по сей день.

Новоанглийский пуританизм. Его влияние на религиозную ситуацию в Америке

Пуританизм возник в XVI в., но влиятельной религиозной и политической силой он стал в период Английской буржуазной революции середины XVII столетия. Генрих VIII, осуществляя реформацию в Англии, провел ее очень своеобразно, по сравнению с другими европейскими странами. Возникшая англиканская церковь была задумана прежде всего как средство укрепления королевской власти. Парадоксальным образом, именно те черты, которые мыслились как укрепляющие королевскую власть, оказались наиболее способствующими конституционному и эволюционно-буржуазному развитию Англии и ее колоний. Король стремился к церкви, которая, во-первых, безоговорочно подчинялась бы ему, во-вторых, была бы церковью, способной охватить всю нацию.

Отсюда вытекают две важнейшие особенности англиканства:

1) Англиканская церковь больше, чем любая другая христианская церковь, была подчинена светской власти. Король являлся главой церкви, причем это означало не только то, что он назначал епископов, но и то, что конечной инстанцией, определяющей правильность или неправильность любой формулировки доктрины и любого изменения ритуала, являлась инстанция светская - король или парламент.

2) Характерная черта англиканства, связанная с особенностями его происхождения и косвенно также определившая особенности религиозной жизни в английских американских колониях, - это компромиссный эклектизм. Генрих VIII, его преемник Эдуард VI и Елизавета провели ряд реформ в том же направлении, что и континентальная Реформация - распустили монастыри, распространили английскую Библию, ликвидировали множество суеверий. В 1552 г. были приняты молитвенник и символ веры, трактовавшие вопрос о причастии с кальвинистской позиции, стремясь к церкви, способной включить в себя всю нацию; но одновременно были сохранены многие от вергнутые в континентальном протестантизме католические ритуалы.

Естественно, что стремясь к абсолютной централизации, английские монархи не ввели в церковное устройство никаких демократических элементов, но сохранили епископский сан и авторитарную власть епископата. В результате, получился такой своеобразный эклектизм англиканства, который связан с его подчиненностью королевской власти не только генетически, но и функционально. Естественно, что при таком эклектизме в англиканстве не могло не возникать "фракций", течений, стремящихся довести его до какой-то логической определенности в том или ином направлении.2

В XVI-XVII вв. наиболее значительным таким течением, сыгравшим при этом колоссальную роль в истории Америки, стал пуританизм - движение, стремившееся довести незаконченную, как полагали пуритане, английскую Реформацию до логического конца. Причем образ такого идеала, "логического конца" формировался прежде всего под влиянием Кальвина и его последователей.

Эклектизм англиканства и компромиссные тенденции власти всегда оставляли надежду, что если как-то "нажать" на светскую власть, то можно будет сдвинуть англиканство в желаемом направлении и воспрепятствовать его движению в нежелательном направлении. При английской короле Якове I (1603-1625 гг.), искавшего сближение с Испанией, и которого многие подозревали в тайных симпатиях к католицизму, движение за реформацию усилилось.

Английская Реформация, закрепленная при королеве Елизавете в "39 статьях" англиканского вероисповедания, оставалась половинчатой, незавершенной. Англиканская церковь избавилась от верховенства папы, но под-чинилась власти короля. Монастырское имущество было секуляризовано, но сохранилось обширное землевладение белого духовенства - епископов, деканов, капитулов. Сохранились католическое убранство церкви и многие обряды. Осталось неприкосновенной обременительная, прежде всего для крестьянства, церковная десятина. Верховное церковное судилище - "Высокая комиссия" жестоко расправлялась с людьми по малейшему подозрению в отклонении от догматов англиканства.

Недовольные существующим строем буржуазия и новое дворянство требовали довести Реформацию до конца. Знаменем противников существующей власти стал пуританизм. Их называли "пуританами", так как только себя они считали "истинными" церковными реформаторами и добивались "очищения" английской церкви.3

В годы правления королей династии Стюартов - Якова I и его сына Карла I (1625-1649 гг.) взаимоотношения королевской власти и английского парламента обострились до предела. Каждый из этих монархов распустил по три парламента (Яков I - в 1604, 1614, 1621 гг.; Карл I - в 1625, 1626 и 1629 гг.). Суть противостояния "король - парламент " в 1620-е гг. можно условно свести к двум главным проблемам: о праве короля без санкции парламента вводить новые налоги, явных прокатолических симпатиях короля и преследовании пуритан.

Что касается вопроса о введении новых налогов, то в силу исторических особенностей английского государства, король не имел права самостоятельного, без санкции парламента, налогообложения. Карл I, столкнувшись с оппозицией в парламенте, начал искать источники пополнения казны обходными путями, прежде всего благодаря взиманию платежей на основе феодальных поземельных отношений. Изобретались все новые и новые налоги, пошлины на товары ("потонная", "пофунтовая" и др.), восстанавливались старинные источники пополнения казны - например, корабельная подать XI в.

Все три распущенные Карлом I парламента поднимали вопрос об отставке всевластного королевского фаворита герцога Бекингемского. Распущенный в марте 1629 г. парламент призвал народ не платить королю "потон-ную" и "пофунтовую" пошлины, а также объявил врагами государства тех, кто поддерживал папизм и арминианство6. С роспуском парламента последние надежды пуритан на благоприятное для них решение церковных и политических вопросов были развеяны.

Влияние протестантизма на образование

Отвергнув главенство господствующей церкви, что само по себе являлось вызовом метрополии, пуритане пытались найти ответы на интересовавшие их вопросы в библейских текстах и желали, чтобы этот интерес сохра І АО нился и у последующих поколений. Истоки "Новоанглийского пути" были значительно более сложными, включали в себя не только привезенную в качестве интеллектуального багажа на борту кораблей Уинтропа английскую традицию, но и реалии Нового Света.

Американцы (особенно белые мужчины) были гораздо более склонны к тому, чтобы научиться читать и писать, чем европейцы. Согласно протестантской традиции усилия человека должны быть направлены на познание Бога. В связи с этим, изучение Библии - высшего священного авторитета -признавалось долгом каждого протестанта-переселенца. Соответственно, непомерно возрастало значение разума и знаний для рядового верующего американца. Если католицизм или православие нуждались в наличии культурной элиты духовенства, то для протестантизма с его культом Библии грамотность была необходима.

Первая печатная книга вышла в Америке в 1640 г. Изданная Стефаном Дейем, она стала известна, как "Книга псалмов" (Массачусетского Залива).109

В Новой Англии всегда была значительная поддержка образованию со стороны государственной власти. Начальное образование играло видную роль в общественной жизни колонистов. Поначалу не существовало стройной системы начального образования. В новоанглийских колониях действовали муниципальные школы под надзором пуританских магистратов. Кон-грегациональная церковь заботилась о традиционном обучении грамоте де 115 тей колонистов. Специальный акт, изданный в Массачусетсе 1642 г., обязывал родителей следить за религиозным обучением детей, а также за обучением их чтению и письму.11 Это был первый закон об обязательном обучении в Америке. Уже в 1647 году Ассамблея Массачусетса обязала все города, с населением не менее 50 семей, нанимать учителя для обучения детей грамоте и письму и платить ему из общественных фондов. Города, где население составляло 100 и более семей, были обязаны содержать на свои средства латинскую грамматическую школу с более расширенной программой обучения, где готовили учеников для поступления в колледж.111

В последующие годы аналогичные законы были приняты в Коннектикуте (1650 г.), Плимуте (1671 г.), Нью-Гэмпшире (1689 г.). Они ложились дополнительным бременем на плечи малоимущих колонистов, которые должны были на свои средства содержать учителя, нанимать школьное помещение, покупать учебники. Несмотря на то, что эти постановления зачастую игнорировались населением, все же уровень грамотности в Новой Англии к Американской революции достиг 80-90%, в то время как в других американских колониях он был очень низким, а в Европе составлял 50%.

В новоанглийской начальной школе, которую можно считать типичной школой колониального периода, давали лишь элементарные знания: окончивший ее должен был уметь читать Библию, немного писать и считать. Предполагалось, что этих знаний вполне достаточно для человека, вступающего в жизнь. Образование выступало вторичным фактором по отношению к религии. Следовательно, его содержание было строго ограничено религиозной тематикой, и основным материалом для обучения грамоте служила Библия и катехизис, являясь и средством и целью образования.11

Содержание того небольшого количества учебников, которые имелись в колониальное время в Америке, было насквозь пронизано религиозной тематикой. Овладев азбукой, которую ребенку выдавали вместе с молитвой "Отче наш...", ученик приступал к изучению катехизиса, излагавшего основы религиозного учения в форме опросов и готовых на них ответов. Наиболее из 116

вестные из катехизисов того времени - это "Катехизис для детей" Айзека Уоттса, "Вестминстерский катехизис" и "Духовное молоко для американских детей" Дж. Коттона. Страницы "Новоанглийского букваря", по которому обучали американских детей вплоть до начала XIX в., пестрели религиозными текстами. Букварь был впервые издан в 1680-х гг., и его называли "маленькой Библией для Новой Англии". Первую букву алфавита ученик обязан был запомнить вместе с незамысловатой фразой: "Адамов грех лежит на всех."115

Педагогические взгляды пуритан сформировались под влиянием кальвинизма, вследствие чего несли на себе элементы консерватизма и догматизма, характерного для этого религиозного учения. Согласно кальвинистской концепции детства, дети, как и взрослые, в той же мере были ответственны за существующее в мире зло, и "проклятие" также лежало на них.

Тема "проклятого детства" развивалась в проповедях многих пуританских деятелей XVII в. К. Мэзер утверждал, что со времени грехопадения Адама в душе ребенка царят "смерть, ад и ярость".116 Основываясь на подобных представлениях о природе детства, пуританские теологи рекомендовали родителям и школьным учителям добиваться от детей абсолютного повиновения и без всякого снисхождения к возрасту требовать полного отчета в действиях.

Анализ деятельности школы колониального периода с достаточной ясностью свидетельствует, что жизнь выдвигала требования о необходимости обучения знаниям практического характера. Латинские грамматические школы вынуждены были идти навстречу требованиям жизни. Почти во всех колониальных школах преподавались отрасли прикладной математики, особенно землемерное дело, необходимые для удачного ведения фермерских хозяйств.

Историческое значение "Великого Пробуждения".

"Возрожденческие" движения, с одной стороны, усиливали чувство монолитности формирующейся американской нации; с другой стороны, они служили одним из путей развития национальной американской самобытности, а позднее и средством национального самоутверждения.152 Оспаривая авторитет существовавших церквей, "Первое Великое Пробуждение" порождало новые, приспособленные к условиям Америки, религиозные течения. Ривайве-лизм претендовал на обновление религиозной жизни, акцент, таким образом, ставился на свободном выборе веры, здоровой конкуренции между вероисповеданиями, проникновении религии во все сферы общественной жизни. Растущий раскол внутри американского протестантизма отражал и способствовал дальнейшему многообразию и исключительности американской нации.

Охватившее колонии "Великое Пробуждение" не предвещало немедленного раскола империи. Современный американский историк Джон Мюррин отмечал, что "Первое Великое Пробуждение" не привело к разрыву между Британией и ее колониями. J Тем не менее, проникнув во все колонии, "Великое Пробуждение" способствовало этим их объединению.

С этим движением связывают утверждение в США веротерпимости и отделения там церкви от государства. Быстрый рост количества сект и деноминаций, вследствие ривайвелов, поддерживал принятие и закрепление принципа свободы вероисповедания в Америке. В процессе критики церковных авторитетов в сознании верующих произошло закрепление права меньшинства (даже отдельной личности) на свое видение союза с Богом, на особое место в общественном договоре. Это уважение прав меньшинства (вначале религиозного) станет в дальнейшем одним из основополагающих компонентов в будущей культуре США.

Можно констатировать, что история американского народа - по сравнению с историей подавляющего большинства других стран - гораздо более короткая и на редкость благополучная. Американской нации в ее историче 183 ском развитии в меньшей мере пришлось столкнуться с теми препятствиями - в виде устойчивых, многие века существовавших феодальных и деспотически-бюрократических порядков, сословных перегородок, архаизированных форм политической жизни и общественного сознания, — которые пришлось с таким трудом преодолевать нациям Западной Европы, не говоря уже о нациях, находившихся на еще более ранних стадиях цивилизации.

США располагали огромной и сравнительно мало освоенной территорией, богатейшими природными ресурсами, оптимальными для развития сельского хозяйства климатическими условиями, очень энергичной и психологически готовой к проявлению трудовой инициативы и предприимчивости нацией. Неудивительно, что Америка в своем развитии продемонстрировала очень высокий уровень динамизма.

Одной из важных особенностей американской религиозной жизни начиная с "Первого Великого Пробуждения", а именно с 1720-х гг., был ривай-велизм. Это периодически повторяющиеся вспышки религиозности, требования духовного обновления общества, призывы осветить светом христианских истин весь мир.

Анализ многочисленных источников и литературы показывает несомненный демократический дух "Великого Пробуждения". В движение пришли прежде находившиеся в тени идеи социальных преобразований, представительного правления, прирожденного равенства всех людей.

"Первое Великое Пробуждение" стало историческим прообразом будущих евангелических фундаменталистских движений в американской религиозной жизни.134 Отличительная черта ривайвелизма, - подчеркивает исследователь М. Марти, - это возбуждение религиозных чувств именно в те периоды, когда возникала необходимость консолидации американской нации.155 Война за Независимость установила новые отношения между церковью и государством. Одним из следствий явилось усиление гражданской религии, обожествление гражданских и патриотических добро 184 детелей. Ривайвелизм в этом смысле сопрягался с гражданской религией, требующей приверженности к социальным институтам "христианской Америки".

Изучение проблемы показывает, что ривайвелизм - это важный исторический феномен фундаменталистского радикализма, который присущ не только религиозным системам. Он возникал в прошлом и будет проявлять себя в будущем всякий раз, когда "расшатывается" прежний традиционный мир, но реальные механизмы его трансформации еще отсутствуют. "Великое Пробуждение" оповещало о грядущих назревших переменах в обществе. Для истории колониальной Америки полосой революционных изменений стала Война за Независимость и образование Соединенных Штатов Америки.