Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Протестантизм и становление буржуазного этоса в Великобритании в период промышленного переворота : последняя треть XVIII - середина XIX вв. Царегородцев Алексей Васильевич

Протестантизм и становление буржуазного этоса в Великобритании в период промышленного переворота : последняя треть XVIII - середина XIX вв.
<
Протестантизм и становление буржуазного этоса в Великобритании в период промышленного переворота : последняя треть XVIII - середина XIX вв. Протестантизм и становление буржуазного этоса в Великобритании в период промышленного переворота : последняя треть XVIII - середина XIX вв. Протестантизм и становление буржуазного этоса в Великобритании в период промышленного переворота : последняя треть XVIII - середина XIX вв. Протестантизм и становление буржуазного этоса в Великобритании в период промышленного переворота : последняя треть XVIII - середина XIX вв. Протестантизм и становление буржуазного этоса в Великобритании в период промышленного переворота : последняя треть XVIII - середина XIX вв.
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Царегородцев Алексей Васильевич. Протестантизм и становление буржуазного этоса в Великобритании в период промышленного переворота : последняя треть XVIII - середина XIX вв. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03 / Царегородцев Алексей Васильевич; [Место защиты: Челяб. гос. ун-т].- Челябинск, 2010.- 213 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-7/529

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Период промышленного переворота -время радикальной трансформации британского общества, потребовавшей от буржуазных интеллектуалов создания этоса, адекватного задачам модернизации. Без изучения генезиса и сущности данной нравственной модели невозможно воссоздать «объемное» представление о человеке эпохи перехода Великобритании от традиционного общества к современному. В последней трети XVIII - первой половине XIX вв. в полную силу входит процесс секуляризации духовной культуры. Вместе с тем, массовый характер приобретают движения фундамент&чистского толка . В связи с этим возникает вопрос: в какой степени становление буржуазного этоса определялось протестантизмом. Его решение позволит раскрыть историческую преемственность данной нравственной парадигмы с более чем двухсотлетней (на тот момент) религиозной традицией, в той или иной степени разделявшейся большинством общества. В середине XIX в. началось взаимопроникновение буржуазного и аристократического этосов. в результате которого возникла викторианская морально-этическая модель, во многом предопределившая развитие британской культуры вплоть до современности. Изучение названной проблемы поможет выявить «генетическую связь» между христианской этикой и нравственными стереотипами, которые дошли до наших дней и кажутся сегодня самоочевидными ценностями.

Объектом исследования является буржуазный этос, зародившийся в рамках среднего класса Великобритании и получивший свое концептуальное воплощение в период промышленного переворота. Этос - одна из базовых составляющих общественного сознания, парадигма морали, которая включает в себя систему ценностей и обусловленный ею комплекс нравственных императивов и стереотипов поведения, а также образ «идеального человека», носителя определенного набора четко артикулированных качеств. Дефиниция «буржуазный» употребляется в диссертации в расширительном смысле и относится ко всем представителям так называемого «среднего класса».

' Davidoff L, Hall С. Family Fortunes: Men and Women of the English middle class, 1780-1850..-L. etc., 1987. -(Women in culture and society). P. 78; Simon M. L'anglicanism. - Paris, 1969. P. 47; Tosh J. A man's place: Masculinity and the Middle-Class home in Victorian England. I by J.Tosh. - New Haven - L., 1999. P. 35; Vaucheur P. L'evolution sociale et religieiise de J'Anglelerre au XIX siecle: Etudes pratiques d'Angais. - Paris , 1953. Fascicule J. P. 35.

Предметом исследования является комплекс элементов рассматриваемого этоса, обусловленный влиянием протестантизма как религии подавляющего большинства британцев. Под протестантизмом в диссертации понимаются три наиболее массовые и влиятельные конфессии: англиканство (прежде всего, Низкая церковь и евангелическое движение), пуританство и методизм.

Хронологические рамки исследования: последняя треть XVIII - середина XIX вв. Нижняя граница - начало промышленного переворота, верхняя -завершение первой индустриальной революции и утверждение в качестве социально-культурной доминанты нового «викторианского» стиля жизни.

Цель работы — раскрыть предпосылки, характер и механизмы влияния протестантизма на становление буржуазного этоса.

Задачи исследования: 1) проследить эволюцию английского протестантизма в контексте секуляризации, определив ее основные этапы и факторы;

2) выявить основные направления взаимовлияния протестантской и
светской культур;

3) воссоздать этическую парадигму крупнейших протестантских
конфессий: англиканства, пуританства, методизма;

4) выделить характерные черты буржуазного этоса;

5) проанализировать свойственные буржуазному этосу стереотипы и
императивы сквозь призму реконструированной парадигмы протестантской
этики;

6) определить границы влияния протестантизма на становление
буржуазного этоса.

Методологическая основа исследования подчинена принципу плюрализма. В диссертации были использованы постулаты и дефиниции общей теории модернизации, диалектического метода и постструктурализма. В соответствии с методологической базой при работе с источниками были применены такие методы, как сравнительно-исторический анализ, метод герменевтической интерпретации, контент-анализ, дискурс-анализ, микроисторический анализ и метод конструирования «идеальных типов» М. Вебера.

Степень изученности темы. В отечественной историографии проблема влияния протестантизма на становление буржуазного этоса в период промышленного переворота не получила самостоятельного рассмотрения. В рамках смежных тем (генезис промышленной революции и религиозная история Британии) первые эмпирические по содержанию работы относятся ко второй половине XIX - началу XX вв.2.

В советский период вплоть до середины 1980-х гг. в качестве приоритетной проблематики исследований промышленного переворота фигурировали его технико-технологические и социально-экономические аспекты3. Однако уже в 60-е гг. XX в. фокус внимания ученых начинает смещаться к вопросу о влиянии промышленной революции на трансформацию самой структуры английского общества . Эта историографическая тенденция, продолжавшаяся и в последующее десятилетие , актуализировала к началу 1980-х гг. социально-культурные аспекты британской модернизации конца XVIII -середины XIX вв.6. В области истории религии на фоне господствовавшей теории «базиса и надстройки», которая утвердилась еще в первой половине 1930-х гг.7, некоторые исследователи подвергают сомнению традиционное для марксистско-ленинской историографии представление о секуляризации общественного сознания как тотальной победе светской культуры над религиозной8.

2 Базаров В. Промышленная жизнь в Англии в XVIII и XIX столетиях. - СПб., 1906. —144 с; Вызинский Г. Англия в XVIII столетии: Публичные лекции. -М., 1861. Ч. 2. - 96 е.; Гаммедж Р. История чартизма. - СЇЇ5., 1907. - 506 с; Кувшинская Е. История фабричного законодательства в Англии. —СПб., 1912. — 224 с; Демицын R Очерк истории англиканской церкви Н. Демицына. - СПб., I860. — 50 с; Михайловский В.М. Англиканская церковь и ея отношение к православию. - СПб., 1864. — 242 с.

'* Ефимов А.В. промышленный переворот в Англии. -М., 1941;ЗахерЯ. Промышленный переворот в Англии и его последствия. - Л., і 928; Карасев С. Промышленный переворот в Англии. - М, 1925; Лавровский В.М. Промышленный переворот в Англии. - М; Л., 1925. - 80 с; Мотылев В.Е. Промышленный переворот в Англии и ее экономическое развитие до конца XIX в. — М., 1957; Перцев В.В. Экономическое развитие Англии в XIX в. -Минск, 1924. - 211 с: Сомин І І.Н. Англия в XVIII в. Промышленная революция. - М, 1952. — 32 с; Ерофеев Н.А. Очерки по истории Англии 1815-1917 гг. -М., 1959. —363 с; Татаринова К.Н. Очерки по истории Англии 1640-1815 гг.-М, 1958. 4 Ерофеев Н.А. Промышленная революция в Англии. - М., 1963.- 184 с.

Рабочее движение в Великобритании X1X-XX вв. / Под ред. Б. А. Рожкова. -М., 1979. -323 с; Сабо Е.Р. Революция машин: История промышленного переворота. - Будапешт, 1979. — 159 с.

Ерофеев Н.А. Туманный Альбион: Англия и англичане глазами русских 1825-1852 гг. - М., 1982.—320 с.

7 См.: Капелюш Ф.Д. Религия раннего капитализма. -М., 1931. —280 с.

8 Вейш Я.Я. Религия и церковь в Англии, / АН СССР. - М., 1976. - 147 с. - (Научно-атеистическая серия); См.
таюке: Гараджа В.И. Прстесташ-изм. -М., 1971. —200 с; Чанышев АН. Протестантизм. -М., 1969. — 216 с.

Во второй половине 1980-х гг. в отечественной исторической науке обнаруживаются качественно новые тенденции, связанные с общей либерализацией духовной жизни советского общества. Знаковым в этом контексте событием явилась публикация русского перевода монографии известного польского ученого М. Оссовскои, посвященной эволюции аристократического и буржуазного этосов9. Однако в книге почти не уделено внимания проблеме культурных последствий промышленного переворота и «религиозного возрождения» в Англии. Сам факт этого «возрождения» долгое время не признавался советскими учеными. Первое упоминание встречается в работе Н.С. Креленко10.

Конец XX столетия отмечен усилением методологических поисков. После распада СССР российские историки активно обращаются к достижениям западной историографии. В частности, происходит «второе открытие» теоретического наследия М. Вебера". Популярным становится направление «культурной истории». Характерными примерами могут служить работы таких известных специалистов по истории Великобритании, как Г.Ф. Горбашова, М.Д. Лагутина, Т.С. Соловьева, Л.А. Фадеева12. Так, Л.А. Фадеева доказывает, что становление нравственных стереотипов британцев викторианской эпохи проходило под влиянием пуританства и евангелического движения. Важным событием в развитии отечественной культурологии стала публикация монографии О.Б. Вайнштейн — первого в российской исторической науке

9 Оссовская М. Рыцарь и буржуа: Исследование по истории морали. / Пер. с польск. / Под ред. А.А. Гусейнова. -
М, 1987.-528 с.

10 Креленко Н.С. «Пуританская» революция и английская общественная мысль XVII-XIX вв.: Исторический миф
в контексте политической борьбы. - Саратов, 1990. С. 75.

1 Зарубина H.H. Социокультурные факторы хозяйственного развития: М. Вебер и современные теории модернизации. - СПб., 1998; Кравченко А.И. Социология Вебера: труд и экономика. - М., 1997. - 206 с; Макс Вебер, прочитанный сегодня. / Под ред. Р.П. Шлаковой. - СПб., 1997. - 211 с; Патрушев А.И. Расколдованный мир Макса Вебера. - М., 1992,- 207 с; Козлов М. Кальвинизм: Сравнительное богословие. Беседа девятая. // Православная беседа: Журнал для семейного чтения. / Под ред. В. В. Лебедева. - М., 1995. № 4. С. 14-17: Ревуненкова Н.В. Путь христианского совершенства в моральном учении Кальвина. // Культура Возрождения и религиозная жизнь эпохи. / Под ред. Л.М. Брагиной. -М., 1997. С. 145-154.

Горбашова Г.Ф. Викторианская эпоха: образ жизни англичан XIX века. // Актуальные проблемы всеобщей истории: Межвузовский сборник. / Под ред. Г.Ф. Горбашовой. - Йошкар-Ола, 2007. С. 39-48; Лагутина М.Д. Викторианские ценности и победа либеральной концепции. // Общественная мысль и социально-политические движения в новое и новейшее время: Сб. научи, тр. / Под ред. Е.Г. Блосфельд. -Волгоград, 1995. Вып. 2. С. 56-71; Соловьева Т.С. Оксфордское движение: борьба за возрождение в Англии. // Альфа и Омега: Учен. зап. о-ва для распространения Священного Писания в России. - М., 2000. №3. С. 334-353; Фадеева Л.А. Образ викторианской эпохи в коллективной памяти англичан. // Диалог со временем: Альманах интеллектуальной истории. / Под ред. Л.П. Репина. — М., 1999. С. 152-169; Фадеева Л.А. Очерки истории британской интеллигенции. — Пермь, 1995. — 194 с.

исследования по теме дендизма, зародившегося в Англии периода промышленного переворота13.

В зарубежной историографии с 60-90-х гг. XIX в. начинается систематическое накопление фактического материала по тематике промышленного переворота. В интерпретации этого процесса закрепилась эволюционистская точка зрения «манчестерской школы» (Т.С. Эштон, Дж. Клепэм, Дж. Дениэлс)14. Конец XIX и начало XX столетия отмечены кризисом классического позитивизма. В качестве альтернативной методологии заявила о себе «баденская» школа неокантианства, одним из ярчайших представителей которой являлся М. Вебер. По его мнению, в XVI-XVIII вв. под влиянием протестантской трудовой этики формируется особая социально-психологическая атмосфера - «дух капитализма». Последний послужил одним из главный факторов, обусловивших специфику новоевропейской хозяйственной системы' . Эта теория вызвала бурную дискуссию в научных кругах16. Французский историк П. Манту был первым, кто обратил внимание на пуританское воспитание как фактор вызревания идеи социальной ответственности буржуа-промышленников за положение рабочих их предприятий .

В период между мировыми войнами в британской историографии в целом сохраняется эволюционистский взгляд на модернизацию страны конца XVIII — первой половины XIX вв.18. В то же время получают распространение и новационные подходы. Заложенную Вебером традицию анализа капиталистической системы с точки зрения влияния на нее протестантизма продолжает исследователь Р.Х. Тоуни .

15 Вайнштейн О.Б. Денди: мода, литература, стиль жизни. 2-е изд., испр. доп. - М: «Новое литературное

обозрение», 2006. - 640 с.

Мещерякова Н.М. Английская буржуазная историография последнего столетия о генезисе капитализма в

промышленной Англии. // Формирование пролетариата: Проблемы историографии и источниковедения. / Под

ред. М.А. Заборова. -М., 1980. С. 58: противоположной точки зрения придерживался А. Тойнби. См.: Тойнби А.

Промышленный переворот в Англии в 18-ом столетии. / Пер. с англ. А.И. Чупрова. — М., 1912.- 230 с.

15 Вебер М. Протестантская зтика и «дух» капитализма.//Избранные произведения: Пер.с нем./Под ред.ЮН.

Давыдова - М„ 1990. С. 273-306.

|г> Зомбарт В. Буржуа. / Пер. с нем. - М., 1994. - 442 с; К выводу о значительной роли протестантизма в

становлении буржуазного комплекса ценностей независимо от М. Вебера пришел английский исследователь СР.

Гардинер.-См.: Креленко Н.С. Указ. соч. С. 87.

17 Манту П. Промышленная революция в XVIII столетии в Англии. - М., 1937. 359 с.

" Мещерякова Н.М. Указ. соч. С. 64.

19 Tawney R.H. Religion and the Rise of Capitalism. A Historical Study (Holland memorial lectures. 1922). - L.. 1927. -

263 p.

Настоящий «бум» изучения в Великобритании темы промышленного переворота начинается в 60-70-е гг. прошлого столетия, когда господствующее положение в историографии занимает лейбористское направление. Его представители сломали заложенную манчестерской школой традицию в интерпретации промышленного переворота, настаивая на его революционном характере20. Параллельно продолжается изучение истории протестантизма. Еще в конце 50-х гг. крупный британский исследователь Дж. Д. Рэмзи на примере Англии эпохи Тюдоров пытался оспорить выводы М. Вебера21. Эрик Раутли в монографии, посвященной английским диссентерам, рассматривает «религиозное возрождение» как попытку решения острых социальных проблем, возникших в XVIII столетии".

Восьмидесятые годы XX в. отмечены острой дискуссией о сущности, характере, социальных последствиях и социально-культурных аспектах промышленного переворота. Ставшая уже традиционной точка зрения лейбористского направления сталкивается с оппозицией в лице историков-консерваторов (Дж. Б. Си, Дж. Кларк, У.Д. Рубинштейн и Ф.М. Томпсон), возродивших позицию манчестерской школы23. Так, М. Винер доказывает факт устойчивой приверженности британцев ценностям знати, противоречившим, по его мнению, самой парадигме индустриального общества. Последний тезис вызвал резкую критику со стороны ряда авторов: П. Дж. Кейна, А.Г. Хопкинса, М.Дж. Даунтона24. М.Дж. Буш выдвигает мысль о постепенном взаимопроникновении буржуазного и аристократического этосов на протяжении XIX в.25. Внимание исследователей перемещается с материальных предпосылок и последствий промышленного переворота к его духовным аспектам. Ярким примером служит коллективная работа Л. Давидофф и К. Холл, где предпринята попытка исследования влияния методистов и евангелистов на формирование

м Perkin Н. Origins of Modern English Sociely. 1780-1880. -L.; Henley, 1978. - 465 p.; Ф. Дин и У.А. Коул вьщвинули тезис о непрерывной промышленной революции с XVIII в. по XX в. — См.: Мещерякова Н.М. Указ. соч. С. 72.

21 Ramsey G.D. English Overseas Trade during the Centuries of Emergence. - L., 1957. // Цит. no: Мещерякова Н.М. Указ. соч. С. 71.

Routley Е. English religious dissent. -Cambridge, I960. —214 p.; См. похожее исследование: Norman E.R. Church and society in England, 1770-1970. A Historical Study. - Oxford, 1976. - 378 p.

23 Morgan M. Manners, morals and class in England, 1774-1858. /byM. Morgan. -N.Y., 1994, - 196 p. -(Studies in
modern histoiy) P, 3: Clark J. English Society. 1688-1832.-Cambridge. 1985. - 543 p.

24 Morgan M. Op. cit. P. 5.

25 BushM.L. The English aristocracy. -Manchester, 1984. -262 p.

тендерных стереотипов среднего класса26. На данном этапе развития британской историографии продолжалось изучение и истории религии, о чем, например, свидетельствует монография Д.В. Бебингтона, посвященная евангелистам 7.

В 1990-е годы наметилась тенденция к примирению двух противоположных мнений по поводу социальных и культурных последствий промышленного переворота. Согласно ставшему общепризнанным мнению британского историка П. Мандлера, и среди знати, и в буржуазных кругах были как сторонники, так и противники промышленной модернизации 8. М. Морган представила исследование по проблеме становления этикета среднего класса . С ее точки зрения, к середине XIX столетия произошло взаимопроникновение буржуазной и дворянской моделей поведения, в результате чего возникает новый социально-культурный феномен - «джентльменство». Изучая стереотипы «маскулинности», распространенные в буржуазных кругах викторианской эпохи, Дж. Тош приходит к выводу о значительном влиянии, которое оказало на их формирование «религиозное возрождение»30.

Таким образом, во второй половине XX в. в британской историографии сложился устойчивый интерес к социально-культурным аспектам модернизации периода промышленного переворота. Многие исследователи говорят о возросшей общественной роли среднего класса и его этоса как об одном из следствий этого процесса. В историографическом дискурсе становится бесспорным факт влияния протестантизма на становление этоса среднего класса. Однако зарубежными историками не было предпринято исследования, которое ставило бы своей целью всесторонний анализ этого влияния.

Научная новизна работы состоит в том, что она является первым в отечественной историографии исследованием, посвященным всестороннему изучению становления британского буржуазного этоса периода промышленного переворота сквозь призму теологии и этики протестантизма, предпринятым с учетом современных методологических инноваций.

Практическая значимость. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы в исследованиях по социально-культурной проблематике

2,1 Davidoff L, Hall С. Op. cit; См. также: Hinmiclfarb G. Marriage and Morals among the Victorians. - L.; Boston, 1986.-373 p.

27 Bebbington D.W. Evangelicalism in Modern Britain. A History from the 1730 s to 1980 s. - L., 1989.

28 Mandlcr P. Aristocratic government in the age of reform. 1830 - 1852. - Oxford, 1990. - 526 p.
2>1 Morgan M. Op. cit.

'" Tosh J. Op. cit.

истории Великобритании XVIH-X1X вв., а также для подготовки общих и специальных учебных курсов по истории Англии нового времени.

Источниковая база исследования делится на четыре группы. Первую из них составляют канонические произведения. К ним относятся книги Ветхого и Нового завета: «Исход», «Левит», «Второзаконие», «Притчи Соломоновы», «Псалтирь», а также синоптические Евангелия (от Матфея, от Марка, от Луки) и «Послания апостолов». Основное внимание уделено трудам протестантских авторов: главные доктринальные документы англ икай и пуритан31; трактаты Ж. Кальвина32, архиепископа Т. Кранмера33; проповеди известных пуританских пасторов: Р. Бакстера (І615-169І)34 и Дж. Эдвардса (ПОЗ-1758)35, основоположника методизма Дж. Уэсли (1703-1791 )3 , англиканских религиозных деятелей - Дж. В. Коленсо (1817-1873) и Дж. Кибла(1792-1866)37.

Ко второй группе источников относятся произведения светской философии. Авторы этих трудов являлись духовными «вождями» среднего класса: Б. Франклин38, Дж. Бентам39, Дж. Ст. Милль40, С. Смайлс41, Т. Карлейль42.

"" Тридцать девять статей. // Михайловский В.М. Указ. соч. С. 23-35; Ектения по чиноположению соединенной церкви Англии и Ирландии. London» 1865; Каноны Дортского синода (1618) [Электрон, ресурс]. URL: ; Вестминстерское исповедание веры (1649) [Электрон, ресурс]. URL: // 8; Вестминстерский краткий катехизис (1649) [Электрон, ресурс]. URL: .

2 Кальвин Ж. Наставления в христианской вере (1560). /Пер. сфр. / Под ред. Ю.А. Кимелева. - М., 1997. Т. 2. -582 с; Кальвин Ж. О христианской жизни (1550) [Электрон, ресурс]. URL: .

" Исправления, сделанные Генрихом VIII по тексту «Наставления доброму христианину» с примечаниями архиепископа Кранмера. 1537-1538. // Английская реформация. (Документы и материалы). / Под ред. Ю.М. Сапрыкина. -М., (990. С. 26-27.

Бакстер Р. Реформированный пастор. // Бакстер Р. Служение, в котором мы нуждаемся. / Пер. с англ. В. КолыбаевоЙ. - СПб., 2005. - (Серия «Христианские мыслители»), - 125 с; Бакстер Р. О беспечном отношении ко Христу и ко спасению, (фрагмент проповеди) [Электрон, ресурс]. URL: http//:.

5 Эдварде Дж. Грешники в руках разгневанного Бога: Проповедь, произнесенная в толе 1741 года [Электрон, ресурс]. URL: hnp.://.

х'Уэсли Дж. Избранные проповеди. Изд. 2-е. / Пер. с англ. Э. Керимова. / Под ред. С. Гибсона. - СПб., 2002. - 312 с. 3 Colenso J.W. The Historical Accuracy of Old Testament. II The Victorian mind. An anthology ed. and selected by Gerald B. Kauvar and Gerald C. Sorensen: withapref. by Jane Fatirett. - London, 1969. P. 215-222; KebleJ. National Apostasy. Sermon. If The Victorian mind... P. 183-191.

1H Франклин В. Автобиография. II Избранные произведения. / Под ред. М.П. Баскина. - М., 1956. С. 418-554; Франклин В. Необходимые советы тем, кто хотел бы стать богатым. // Там же. С. 80-81; Франклин В. Совет молодому торговцу. // Там же. С. 82-83.

9 Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства. /Пер. с англ. - М., 1998, -(История политической мысли). —415 с. Милль Дж. Ст. Утилитарианизм. О свободе. /Пер. с англ. А.Н. Невсд омского. -СПб., 1866-1869. -414 с. Смайльс С. Самодеятельность.// Собрание сочинений Самуила Смайльса: в 6-ти томах. / Пер. с англ. / Под ред. М.Н. Никольского. - СПб.; М., 1903. Т.2; Смайлс С. Характер. // Сочинения: в 2-х тт. / Пер. с англ. С. Майковой. -М, 1997. Т. 1.-336 с.

42 Карлейль Т. Этика жизни. / [Пер. с англ.]. — СПб.". Знамение, 1999. // Карлейль, Т. Теперь и прежде. / Под ред. Р.К. Медведевой. - М.( 1994. С. 296-369.

Третья группа источников включает в себя работы мемуарного характера.
Прежде всего, это автобиографические произведения буржуазных
интеллектуалов и общественных деятелей: Г. Спенсера, Дж. Ст. Милля,
X. Мартино, У. Гладстона43; а также принадлежащих к среднему классу
диссентерских пасторов и членов их семей — Б. Гранта, Дж. Ксршоу,
Т.В. Эвелин . Кроме того, были рассмотрены эпистолярные произведения
Дж. Рё'скина и X. Мартино.45. К этой же группе относятся и работы о дендизме,
которые можно условно назвать мемуарно-публицистическими

произведениями46. Вскрыть существенные элементы этой субкультуры в их развитии позволяют «Дневники» лорда Байрона, а также биографии О. де Бальзака, выполненные современниками последнего4 . Яркие образы британцев эпохи промышленного переворота отражены в путевых заметках Н.М. Карамзина и французского путешественника А. Эскиро 8.

Четвертая группа источников - художественные произведения, отражающие те или иные аспекты буржуазного этоса, а также ценности и морально-этические стереотипы британского общества в целом. Это книги Ч. Диккенса, У. Теккерея, Т. Хьюза, Дж. Остен, Ш. Бропте и Э. Бульвер-Литтона49.

1 Спенсер Г. Автобиография. /Пер. с англ. /Под. ред. Л.Е. Владимирова. Ч. 1-2. - СПб., 1914. В 2-х томах. -(Жизнь великих людей. Собрание замечательных автобиографий). Ч. I.- 355 с; Милль Дж.Ст. Автобиография. / Пер. с англ. /Под. ред. Т.Е. Благовестова. - СПб., 1874. —332 с; Martineau H. Autobiography; With memorials by M. Weston Chapman. -L., 1877. Vol. I.; Gladstone W.E. Autobiographic^. II The Prime Minister's papers. /Ed. by J. Brooke &M. Sorensen.-L.. 1У71.

u Aveling T.W. Memorials of the Clayton family. // Victorian nonconformity: Documents of modern history. / Ed. by J. Briggs & 1. Sellers. - L., 1973. P. 13-14; Grant B. The dissenting world: An autobiography (1869). II Victorian nonconformily... P, 11-12; Kershaw J. The autobiography of an eminent Lancashire Preacher. II Victorian nonconformity... P. 16-17.

45 The Raskin family's letters: Tlie correspondence of John James Ruskin, his wife, and their son John, 180I-1843/Ed. by V.A. Burd. -Ithaca; L., 1973. -417 p.; Harriett Marhneau's letters to Funny Wedgwood. /Ed. by E. Sanders Arburckle. -Stanford (California), 1983.

4Г| Барбе Д'Оревильи Ж. А. О дендизме и Джордже Браммеле:Эссе. / Пер. с фр. М. Петровского. / Под ред. А.Райской. - М., 2000. — 208 с. - (.серия «Modus vivendi»); Бодлер Ш. Поэт современной жизни. // Шарль Бодлер. / Пер. с фр. Л. Липман и Н. Столяровой. / Под ред. Л. Токарева. - М., 2001. — 270 с.

47 Байрон Д.Г. Дневники. Письма. -М.,1963; Верде Э. Из книги «Интимный портрет Бальзака». //Бальзак в воспоминаниях современников/Под ред. И.А.Лилеевой, Е.Осеневой. — М., 1986. -(Лит. мемуары) С. 189-22 J; ГотьеТ. Из книги «Оноре де Бальзак». //Там же. С. 108-136.

**8 Карамзин Н.М. Письма русского путешественника. Повести. /Под ред. Н Н. Акотовой. -М, 1982.; Esquiros, А, L'Angleterre ct la vie anglaise. - Paris, б.г.

4i Бронте Ш. Джейн Эйр: Роман. / Пер. с англ. В. Стасмелич. - Минск, 1988. - 495 с.; Бульвер-Литтон Э. Пелэм, или Приключения джентльмена. - М., 1988; Диккенс Ч. Домби и сын: Роман. / Пер. с англ. А.В. Кривцовой. — Киев. І978. Т. 1. —510с; Диккенс Ч. Жизнь Дэвида Колерфильда, рассказанная им самим: Роман, /Пер. с англ. А.В. Кудрявцевой. — Горький, 1955; Остен Дж. Гордость и предубеждение. // Собрание сочинений. - М., 1989; Остен Дж. Эмма. // Собрание сочинений. — М., 1989; Теккерей У.М. Ярмарка Тщеславия: Роман без героя. / Пер. с

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации были обсуждены на межкафедралыюм аспирантском семинаре, проходившем на базе исторического факультета Челябинского госуниверситета, а также региональных научно-практических конференциях. Основные результаты исследования изложены в ряде публикаций автора.

Структура работы. В соответствии с поставленными целью и задачами, а также исходя из методологических предпосылок, диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и библиографии.

Похожие диссертации на Протестантизм и становление буржуазного этоса в Великобритании в период промышленного переворота : последняя треть XVIII - середина XIX вв.