Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Традиционная японская идентичность (С древних времен до эпохи глобализации) Карибэ Ёсихито

Традиционная японская идентичность (С древних времен до эпохи глобализации)
<
Традиционная японская идентичность (С древних времен до эпохи глобализации) Традиционная японская идентичность (С древних времен до эпохи глобализации) Традиционная японская идентичность (С древних времен до эпохи глобализации) Традиционная японская идентичность (С древних времен до эпохи глобализации) Традиционная японская идентичность (С древних времен до эпохи глобализации) Традиционная японская идентичность (С древних времен до эпохи глобализации) Традиционная японская идентичность (С древних времен до эпохи глобализации) Традиционная японская идентичность (С древних времен до эпохи глобализации) Традиционная японская идентичность (С древних времен до эпохи глобализации)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Карибэ Ёсихито. Традиционная японская идентичность (С древних времен до эпохи глобализации) : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.03 : Москва, 2004 196 c. РГБ ОД, 61:04-7/766

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. История формирования и базовая модель традиционной японской идентичности .. 16

Особенности древней японской нации; мифы страны одного народа; истоки японского народа с его многонациональным характером; новые открытия 16

Средние века Эпоха Эдо 27

Самурайский дух. - специфическая культура периода от эпохи Камакура до эпохи Эдо и система индивидуальных и Коллективных ценностей особенности общественной морали ... 27

Новое время 47

Реставрация Мэйдзи и перемены в традиционной культуре, задачи модернизации и смысл понятия «вакон-ёсай» («японский дух — западные знания») 47

Современность 60

Послевоенные реформы и дух Ямато 60

Глава 2. Внутренние и внешние факторы, изменяющие традиционную японскую идентичность в XXI в 70

Интернационализация 70

Изменения системы национальных государств, сопровождаемые интеграцией мировой экономики. Интернационализация и ее моральные аспекты 70

ВТО и ограничение прав национальных государств. Появление глобальных стандартов 76

Различия между глобальными стандартами и японской системой моральных ценностей 81

Революция информационных технологий 84

Интернационализация информации и ее культурно-психологическое влияние 84

Дерегулирование и другие социально-экономические структурные реформы 86

Изменения моральных ценностей общества, вызванные реформами. Масштабы и особенности этих изменений 86

Ростки новых социальных конструкций. Особенности новых организационных мер японских предприятий 93

Отход от системы пожизненного найма и оплаты по старшинству, бывших необходимыми в XX в 96

Степень и характер изменений моральных ценностей японцев 99

Итоги опросов общественного мнения 99

Глава 3. Изменения и преобразования идентичности японцев в XXI в 119

Особенности развития мировых цивилизаций 119

Западная и восточная цивилизации: столкновение или слияние? 121

Место Японии и ее цивилизационная роль 121

Одновременные террористические акты 11 сентября 2001 г. в США и изменения психологии японцев, особенности этих изменений 130

Новые вызовы XXI в 137

Структурные сдвиги в международных отношениях 142

Заключение 149

Традиционная японская идентичность в наступившем XXI в. и ее изменения 149

Коллектив и личность 149

Права человека 155

Мораль 162

Проблемы сосуществования Японии с остальным миром 168

Примечания 175

Введение к работе

Исследования идентичности и основные положения

теории идентичности

Особенности концепции идентичности в Японии

В своей книге «Столкновение цивилизаций»1 С.Хантингтон специально выделяет Японию. Он рассматривает её в ряду других цивилизационных зон как страну, характеризующуюся четырьмя особенностями — одним языком, одной нацией, одной религией, одним государством. Японцы и сами почему-то считают себя представителями одной рафинированно культурной нации и такого же государства. Эти представления поддерживают синто и императорская система, а их, в свою очередь, оберегают и защищают такие элементы традиционной системы воспитания и культуры, как «Кодзики», «Нихон секи», «Фудоки», «Манъёсю», «Кого сюи» и другие сборники мифов, литература, чайная церемония, каллиграфия, бусидо, дзадзэн и т.д.

Р.Бенедикт, которая оказала большое влияние на американскую оккупационную политику, в своих сочинениях «Модель японской культуры»2 и «Теория культуры и личности»3 обращает внимание на специфически присущую японцам сословность, проявляющуюся в умении вести себя соответствующим образом, и анализирует их поступки и мышление. Она считает, что в основе сплочённости японского общества, опирающегося на эту издавна сильную сословность, лежат социальные обязательства (гири — «чувство долга», «нормы поведения») и чувства (ниндзё — сострадание, добросердечие, сочувствие). По её мнению, в отличие от западной культуры с её упором на абсолютные моральные стандарты и ощущение греха, особенностью японской культуры является отсутствие таковых стандартов и всепоглощающая боязнь стыда (хадзи). Стыд вызывает поступки, противоречащие основному принципу синто —

«сэймэй» — («честность, подобная ясному свету») и беспокоящие других людей. Те, кто совершает их, вызывают отвращение. Или же, говоря иначе, поступки, противоречащие гири и ниндзё, которые требуют единения с другими людьми, такого же уважения и беспокойства о других людях, как и о самих себе, являются некрасивыми и «позорными». Именно в этом состоит особенность традиционной японской идентичности.

Довоенная Япония походила на сельскую общину с её совместным проживанием и нерушимой гармонией, опиравшейся на изначально позитивные посылки, в соответствии с которыми император воспринимался как отец, императрица как мать, а народ — как дитя. Традиционная японская идентичность проявлялась и в бессознательном восприятии себя как части комфортного пирамидального общества — императорской системы, на которую невозможно и нельзя покушаться. И после войны идентичность подобного рода удержалась в сознании, чувствах и эмоциях японцев, в их «крови». В то время идентичность японцев, отождествлявших пирамидальную императорскую систему Японии с «Японией — единой семьёй», помогла трансформировать тотально боевые устремления государства военных лет, создать пирамидальную экономическую систему сотового типа по образцу экономической системы военного времени и способствовала чудесному возрождению и экономическому процветанию страны.

Когда ныне простые японцы размышляют или вспоминают об идентичности, им, возможно, приходят в голову такие особенности Японии, как император, сакура, Киото, гора Фудзи, гейши, Кабуки, Ноо, икэбана, дзюдо, каратэ и другие боевые искусства, самурай, меч «катана», суси, сябу-сябу, сукияки и т.д. Возможно, перед их мысленным взором встаёт образ единообразного японского народа с чёрными волосами и чёрными глазами, уникальный японский язык, индивиды, и не помышлявшие идти против Его величества, олицетворявшего собой

государство, или же феодальное общество с его принципом верховенства мужчины, допускавшим доминирование мужа в семье. Короче говоря, у простых японцев нет никакой общей концепции идентичности, которая предполагала бы глубокий исторический анализ, основанный на учёте философских и религиозных аспектов, призванный ответить на вопрос, «что такое Япония?», нет у них концепции идентичности, устанавливавшей бы отличия их от других народов с помощью генной классификации. Простые японцы чувствуют себя спокойно, автоматически позиционируя себя среди людей, сообща владеющих элементами национальных традиций и культуры, о которых говорилось выше, и совместно проживающих в стране под названием «Япония». Именно это поверхностное представление понимается ими как «идентичность».

Думаю, японскую культуру и общество можно разделить на две части.

Первая — это коренная японская культура дзёмон, а вторая — культура яёи, испытавшая сильное влияние азиатского континента, а также Корейского полуострова4. Некоторые учёные полагают, что история культуры дзёмон превышает 10 тыс. лет. Это культура, «впечатанная» в бессознательное и глубинное сознание японцев, культура общества, в котором действуют принципы единения с другими, взаимного уважения и совместного процветания, оптимального разделения социальных ролей и сосуществования. Это так называемая горизонтальная культура, твердыней которой является семейное общество во главе с сумэралткото (императором) и которая зиждется на единении с природой. Считается (хотя на этот счёт имеются и разные мнения), что место возникновения культуры дзёмон — географический центр Японии, гора Кураияма в префектуре Гифу. Что же касается культуры яёи, то она, вероятно, возникла в районе Идзумо, который испытал сильное влияние со стороны государства Сирагэ (Силла), находившегося на Корейском полуострове5.

Эта культура породила вертикальное дискриминационное общество с сильным стремлением к господству, проистекавшем из характерного для азиатского континента закона джунглей. Если, принимая во внимание этот момент, сравнить современную Японию с Западом, то, вероятно, придётся констатировать, что в нашей стране вряд ли уже сложилось сословное вертикальное общество. Однако, если принять в расчёт завышенную оценку общества глобализационного, как единственно идеального, то будет допустимо назвать Японию страной, где продолжает существовать культура вертикального общества: яёи. Какое же место в мировом вертикальном обществе Япония отводит себе сейчас, в эпоху глобализации, с её законом джунглей, действующим в общепланетарном масштабе? Куда она стремится — к сословному обществу типа яёи или же к горизонтальному обществу типа дзёмон?» Простым японцам, поверхностно подходящим к проблеме; идентичности это трудно понять, но для её изучения анализ культур дзёмон и яёи чрезвычайно важен.

Между тем, после теракта И сентября 2001 г. в состоянии
американской экономики «мыльного пузыря» происходят серьёзные
изменения. Если в США случится- резкое падение курса акций, от текущего
уровня которого так сильно зависит американская экономика, то разорится
не только здоровый средний слой в этой стране. Существует большая
вероятность разорения средних слоев и в других странах мира во главе со
странами «Большой семёрки», возникновения значительных перемен в
системе мирового господства Англии и США. Пока кто-то не станет
гегемоном вместо Англии и Америки и не возьмёт на себя всеобъемлющий
контроль над мировой системой, подсистемы отдельных стран не смогут
существовать в неизменном виде. С другой стороны, если англо
американская мировая система распадётся, то даже можно будет ожидать
возникновения ситуации, при которой станет невозможным

функционирование сферы обращения, транспорта и сферы взаимных

финансовых расчётов, остановится производство и транспортировка продукции, например, прекратятся поставки продуктов питания и топлива, ив некоторых местах быстро возникнет страшный голод.

Мировые лидеры XX в., и прежде всего Англия и США, основывают своё господство не только на военной силе и политическом давлении. Дело в том, что людей всего мира притягивает их жизненный стиль. Они, правомерно утверждать, отождествляют возможность приобщения к англоамериканскому жизненному стилю с обретением счастья и изо всех сил стремятся к достижению этой цели. (Речь идёт об идентичности всех народов с западной культурой). Если в результате краха Англии и Америки изменится характер эпохи, то жизненный стиль и система ценностей, распространённые ими по свету, перестанут быть общей целью для человечества, и мировая система ценностей значительно изменится. Можно сказать, что англо-американская система — это, по сути, продолжение колониализма. В условиях этой системы страны мира, вовлекаясь в соперничество, продвигали цивилизацию на всё более высокую ступень, их побуждали к выпуску товаров для того, чтобы сделать ещё более роскошной и без того роскошную жизнь, и к различным способам продления существования искусственно раздутой неэффективной экономики. Послевоенное развитие Японии — продукт эпохи, когда Англия и США ещё эффективно играли ведущую роль в мире. И азиатские страны, в первую очередь Китай, которые стремятся сейчас достичь экономического богатства, копируя японскую модель, должны обратить пристальное внимание на этот факт. Англо-американская система может начать саморазрушаться, самоуничтожаться по истечении среднесрочных или краткосрочных временных отрезков. Имманентной особенностью западной культуры и цивилизации на протяжении последних 5000 лет являются неоднократные перерывы и срывы в их развитии. Иными словами, существует вероятность, что в мире будущего разом исчезнет

страстное стремление приобщиться к англо-американскому жизненному стилю и системе ценностей, и у разных народов и разных стран появится потребность новыми жизненными стилями и системами ценностей заполнить образовавшийся вакуум.

Крупный учёный-математик Ока Киёси пишет: «Я ясно вижу, что японский народ стоит сейчас на краю бездны полного уничтожения. Более того, уже в 1962 г мне только и слышался похоронный марш, который пело человечество по всему миру»6. Думаю, что на подобном фоне современной эпохи в интересах процветания всех стран, всего мира в XXI веке важно изучение традиционной японской идентичности, опирающейся, на культуру, которая, несмотря на многие проблемы и поражения в войне, не прервала своё развитие и продолжает существовать. Можно сказать, что модернизация эпохи Мэйдзи явилась фундаментом экономического процветания Японии в XX веке. Ядром же этой модернизации стало великое начинание наших предков, называемое вакон-ёсай («японский дух-западные знания»), когда к традиционной японской идентичности, т.е. к японской модели культуры и традиций с их принципами гармоничного сосуществования и совместного процветания, донесённого до нас из эпохи освещения небес богиней Аматэрасу, добавился западный, евро-американский реализм, когда слились и стали применяться на практике японские идеи гармонии и евро-американский реализм. Однако сейчас, в обстановке развития глобализации, в Японии рухнула экономика «мыльного пузыря» и во многих сферах проявляется «системная усталость».

После Второй мировой войны под влиянием американской оккупационной политики традиционная японская идентичность эволюционировала по пути сближения с европейской и американской, с западным образом жизни. Однако благодаря огромным усилиям советников императора (гэнро), родившихся в эпоху Мэйдзи, и других

выдающихся личностей, обогащенных опытом войны, Япония до 1989 г. так или иначе пользовалась плодами великого начинания эпохи Мэйдзи — вакон-ёсай (японский дух-западные знания). Можно сказать, что Япония была облагодетельствована выдающимися личностями, жившими тогда в ней. Благодаря тому, что Япония стала заимствовать западную культуру и техникум благодаря предпринимательской стратегии заполнения свободных ниш в индустрии, обернувшейся преобразованием оригинальных западных образцов на японский манер,.наконец, благодаря тому, что холодная война предоставила Японии действительно редчайший благоприятный случай, наша страна с середины ХХ-го века в течение примерно 50 лет смогла существовать в условиях экономического процветания.

Однако после краха экономики «мыльного пузыря» добросовестным японцам пришлось испытать на себе тяготы «потерянного десятилетия», как часто называют средства массовой информации период с 1990 по 2000 г. (Не случайно в настоящее время 33 тыс. японцев ежегодно кончают жизнь самоубийством, из-за кадрового дефицита радикальные реформы не удалось осуществить политическими средствами, и сейчас Япония пребывает в условиях сильной дефляции). Правительственные чиновники и учёные называют причиной этого усталость послевоенной экономической системы, о чём упоминалось выше, и одряхление социальной системы, не соответствующей требованиям глобализации. Однако я думаю, что это не так, что все причины сводятся к нехватке кадров. Ибо положение Японии на заключительном этапе эпохи Эдо перед модернизацией в эру Мэйдзи ив период после Второй мировой войны несравнимо с упорядоченным нынешним положением, хотя и говорят, что оно характеризуется сильной дефляцией. Сейчас, когда темпы однополярной глобализации неуклонно повышаются, Японии необходимо ещё раз переосмыслить феномен своей традиционной идентичности. Сразу по окончании Второй мировой войны тенденция к такому переосмыслению была весьма заметной. Перестанут ли

японцы быть японцами и полностью откажутся от своей «горизонтальной» культуры (исконной культуры дзёмон, культуры Аматэрасу)? Сольются ли они с европейцами и американцами в потоке глобализации с западным оттенком? Или же они снова закроют страну, будут искать идентичность в изначальной японской культуре и традициях, разминутся с глобализацией, и пойдут по самобытному пути развития? Важно, чтобы Япония заново осмыслила мэйдзийский принцип вакон-ёсай и стремилась реализовывать более совершенное содержание этого принципа, отвечающего требованиям ХХ-го в. Однако после войны страна и в политической, и в финансовой, и в образовательных сферах утратила самурайский дух и нацелилась на превращение в нацию торговцев7. Не знаю там, как обстоит дело с крупными торговцами, но мелкие торговцы, которые не упустят ничтожной прибыли, в конечном итоге совершенно не способны на большие свершения. В этом — фундаментальная проблема Японии. Она должна начать с воспитания крупных и энергичных, предельно сбалансированных личностей.

Важность изучения традиционной японской идентичности в XXI в.

Драматические изменения в сфере традиционной японской культуры,

сопровождаемые крупными глобальными сдвигами

После никсоновского шока в 1971 г. и «Плазского соглашения» 1985 г. зашатались основы американского здания, в мире зазвучала увертюра к глобальным сдвигам. Падение Берлинской стены, распад Советского Союза, отделение трёх балтийских стран от России и создание в ней самой рыночной экономики, войны в Югославии, кризис в Персидском заливе, поворот стран Центральной и Восточной Европы к ориентации на Запад, внедрение в масштабах всего мира информационных технологий, начавшееся при президенте Клинтоне, глобализация, т.е. создание мировой

рыночной экономики, крах японской экономики «мыльного пузыря», война в Сомали, переход Китая к опоре на рыночные принципы, азиатский кризис, кризис в Азии, сближение Украины с Европой, возвращение Гонконга Китаю, израильско-арабский конфликт, интеграция Европейского союза без Англии, теракты в США 11 сентября 2001 г., вторая афганская война, введение в Европейском Союзе единой валюты и т.д. - перечень такого рода событий, представленных здесь не в хронологическом порядке, можно было бы продолжать до бесконечности. Сталкиваясь с резкими и значительными переменами в мире, человечество пребывает в постоянном беспокойстве, не понимая толком, что происходит. Но не будет преувеличением сказать, что налицо феномен движения мира к однополярности, являющейся, по всей видимости, плодом совместных усилий США и Европейского Союза и опирающейся на соответствующие ей рыночные принципы, главными адептами которых выступают Англия.и Америка. Налицо попытки повести Россию по пути открытия её рынка и поглотить эту непривычную к реалиям капитализма страну как цыплёнка. Думается, далее, что в происходящем можно усмотреть распространение на глобальные масштабы позиций той культуры, для которой очень характерны жажда господства, устремлённость к властвованию и которая ведёт своё происхождение от древнеяпонской культуры яёи. Ныне на фоне движения стремительно глобализирующегося мира к однополярности, частные предприятия, прячась за спиной государства и используя его в своих узкокорыстных целях, ведут олигополистическую грабительскую войну, питаемую рыночной экономикой виртуальных денег, в основе которой лежит игра без каких бы то ни было правил и зловредная теория вседозволенности. Простым людям трудно это осознать, но сейчас идёт Третья мировая война. Она подобна реальным Первой и Второй мировым войнам прошлого, но беззвучна, виртуальна, и главным её объектом служат информационные технологии8. Это империалистическая война частных

предприятий, страстно жаждущих олигополизировать мировой рынок, и олигополизация эта, сопровождаемая реальными войнами, прогрессирует. Беззвучная, ведущаяся без каких бы то ни было правил в масштабах всего мира грабительская война разрушает окружающую среду планеты, имманентно присущий её рыночным принципам эгоистический нигилизм опустошает людские души; она разоряет здоровые средние слои мира, порождает ничтожную горстку удачливых и массу потерпевших поражение, раскалывает мир на две части, чревата опасностью возникновения грандиозного мирового кризиса, который ещё более обострит нынешнюю проблему отношений Севера и Юга. Тем не менее современные «венецианские купцы», обуреваемые безудержной жаждой господства, власти и денег, делают вид, что они тут не при чём, и идут навстречу кризису, который может подорвать биосферу земного шара, кормящую человечество. Как отмечалось, ранее, крутые перемены, происходящие в общемировых масштабах, начали с 1985 г. оказывать всё большее влияние на Японию, и это, можно сказать, поставило её саму перед лицом угрозы уничтожения.

Выше говорилось о коренной японской дзёмоновской культуре, в которой напрочь отсутствуют стремление к господству, к власти и которая основывается на принципах взаимного уважения и совместного процветания, оптимального разделения социальных ролей и сосуществования. И для того, чтобы справиться с кризисными явлениями, проявляющимися сейчас в масштабах всего мира, важно, чтобы японцы выработали идеи в духе этой дзёмоновской культуры, сохраняемой в их глубинном сознании. Важность изучения традиционной японской идентичности определяется и значимостью исследований дзёмоновской культуры, проникшей глубоко в сознание японцев и оказывающей немалое влияние на их образ действий. Ведь именно в дзёмоновской культуре — истоки этой идентичности9.

Под мэйдзийским лозунгом «богатая страна — сильная армия» (фукокукёхэй) Япония прилагала активные усилия для того, чтобы догнать и перегнать Запад, придать импульс заимствованиям западных принципов и культуры. Она успешно провела японо-китайскую и японо-русскую войны. В эпоху Тайсё мэйдзийская вестернизация продвинулась далеко вперёд. Япония умело использовала Первую мировую войну и достигла процветания. В эпоху Сева она потерпела крупное поражение во Второй мировой войне. Однако после войны Япония быстро заимствовала выгодные для неё аспекты вестернизации с основным упором на американские образцы и затем достигла больших успехов в японизированной вестернизации, или модернизации. Это факт, что с домэйдзийских времён Япония то и дело становилась мишенью западной политики колониального господства. Однако, хотя всё, что восприняли японцы, или что из заставили принять (капиталистические, коммунистические, социалистические идеи, военное дело, кулинария, наука, химия, общественное благосостояние и т.д.) было западного происхождения, заимствования эти развивались на японский манер, отличный от их первоначального вида, и привели к созданию и развёртыванию коммунизма японского типа с руководящей ролью бюрократии, акционерной компании «Япония». После краха экономики «мыльного пузыря» в 1990 г. на Японию накатились бурные волны больших перемен в мире, и она оказалась в крайне трудном положении. Вышеупомянутый коммунизм японского типа с руководящей ролью бюрократии, акционерная компания «Япония» находится сейчас на переходном этапе «большого демонтажа». Будет ли Япония продолжать скатывание к упадку, исключено ли её очередное процветание? Чтобы дать ответы на эти вопросы, и надо изучать традиционную японскую идентичность10.

Особенности древней японской нации; мифы страны одного народа; истоки японского народа с его многонациональным характером; новые открытия

В учебнике истории, составленном по заказу бывшей японской армии, указывается: «Народ-потомок богов широко распространил систему, полученную в наследство от престола богини Аматэрасу. Аборигены были вынуждены, забрав с собой «дзёмоновскую» глиняную посуду, отправиться из тёплой, благодатной земли в долгий путь на холодный северо-восток. Но и оттуда их вскоре вытеснили. Тогда они двинулись с Хоккайдо через бурные воды омывающего его северного моря на острова Осима, Тисима, Сюмусю и погибли там. Поэтому все мы, живущие сейчас на Японских островах — верноподданные Его величества. Иначе говоря, народ Ямато — это единый народ, ведущий происхождение от народа-потомка богов»11.

Итак, по заказу командования бывшей японской армии были изданы учебники истории, в которых японцев учили, что, поскольку народ — потомок богов, состоявший из предков Его величества, прогнал аборигенов — носителей культуры дзёмон далеко на север и, в конце концов, уничтожил их, японцы — народ Ямато — является единым народом, во главе которого находится Его величество.

Однако древняя японская история не может быть столь примитивной, и её нельзя объяснять так поверхностно. Она должна была быть историей соперничества культуры дзёмон, т.е. культуры аборигенов Японии, и культуры яёи, пришедшей с Корейского полуострова. (Я думаю, что предки императора — это аборигены — носители культуры дзёмон, народ-потомок богов, о котором говорится в учебнике для бывшей японской армии, — люди культуры дзёмон, а древняя японская история была историей борьбы культуры яёи, которая испытала сильное влияние континентальной культуры и носители которой, так и называвшиеся «люди яёи», позже пришли в Японию с Корейского полуострова, и культуры дзёмон коренного японского населения.)

В 1996 г. храмы Исэ дзингу (храмы найку) отмечали «праздник 2000-летия посвящения». «Исэ дзингу» — это их условное, не официальное название. Обычно говорят просто о «дзингу». «Дзингу» — это общее название для храмов Ко дай дзингу {найку) и храмов Тоёукэ тайдзингу {гэгу). Те и другие храмы обозначают и общим названием сёгу (главные, основные храмы). В сёгу имеются бэцугу, сэсся, масся; сёканся (второстепенные храмы). 125 синтоистских храмов о-мия и о-ясиро называют общим словом «дзингу»12.

Гэку были основаны позже найку — приблизительно в 480 г. В 22 году правления императора Юряку (477 г. по европейскому летоисчислению) о гэгу была сделана запись в «Хронике разных дел храма Дайдзингу». В эпохи Камакура и Муромати между двумя лагерями {найку и гэку) возник конфликт. Речь шла о том, какие храмы являются «истинными», каким должны воздаваться большие почести. В конце концов адептов обоих лагерей призвали к войне, и территории храмов превратились в поле битвы. Крупная ссора по поводу воздания больших почестей — найку или гэку вылилась в настоящую войну13. Простые японцы, не специалисты, не знают, что в комплексе храмов Исэ дзингу есть найку к гэку. Не знают они, и в чём различие между ними. Территория храмов найку — 98 га.и примерно такова и территория храмов гэку - 89 га; Однако, что касается религиозных праздников в дзингу, то для них установлен принцип первоочерёдности тех, которые отмечаются храмами гэгу, то есть по какой-то причине гэку пользуются преимуществом14. Найму посвящены Аматэрасу Оками (прародительнице императоров) — богине, от которой пошли японцы, основавшие японское государство, гэку посвящены Тоёукэ Оками, божеству, называемому иначе (у Тоёукэ Оками много имён) Омононуси-но ками, Куницукуриоанаму-но ками, Асиварасико, Ятихоко-но ками, Окунитама-но ками, Уцусикунитама-но ками или же Окунинуси-но ками. Даже праздники в честь родителей Окунинуси-но ками микото (титул богов и знатных лиц) Идзанаги и микото Идзанами отмечаются всего-навсего в второстепенном храме (бэцугу) Цукиёмигу в районе Накамура-тё в городе Исэ. Что же это за божество Тоёукэ оками (Окунинуси-но ками), которое возвысилось даже над прародительницей императоров Аматэрасу Оками? Ведь посвященные ему праздники проводятся в первоочередном порядке. Почему оно удостоено таких почестей? Это удивительно, поскольку и сумэрамикото оно не является.

Считается, что храмы найку — Кодай дзингу (посвященные Аматэрасу Оками) были основаны примерно 2000 лет назад, а гэку (посвященные Окунинуси-но ками) — примерно 1500 лет назад. Говорят, что в течение первых 480 лет существования Кодай дзингу (Исэ дзингу) не было деления на найку н гэку, и даже таких названий не существовало. Окунинуси-но ками — известное божество, о котором говорится в сборниках мифов о «подношении страны» — «Кодзики» и «Нихон секи». Возможно, впрочем, что эти мифы основаны на подлинных событиях. Со времён Аматэрасу Оками её родственники на протяжении эпохи дзёмон жили в тесном единении с природой в местности, называемой Авасанроку на хребте Хида (сейчас — Норикурадакэ в префектуре Гифу, где расположен храм Хидаки-но мия («Храм, обнимающий солнце»): «Говорят, что тогда они погрузились в глубокие раздумья, чтобы очистить свои души в лучах солнца, отражаемых в пруду, и закаливали свой дух. Люди собирались вокруг пруда, чтобы закалить свой дух. Поэтому место, «закаливания духа» стали называть Хидаки-но мия — «храм, обнимающий солнце». А «хидаки» превратилось в «Хида»15. Однако вслед за похолоданием глобального масштаба, происшедшем примерно в 300 г. до н.э., наступили тревожные времена, когда другие народы с азиатского континента и с Корейского полуострова стали перемещаться в Японию и вторгаться в жизнь её народа. Ввиду первоочередной необходимости организовать оборону Кюсю сумэрамикото должен был срочно умиротворять остров. Кроме того, для установления мира в районах Тюгоку, Санъин, Ямато и других возникла потребность в проведении «политики заключения браков». И сумэрамикото спустился с хребта Хида — произошло «сошествие потомка богов». Состоялось оно после появления счастливого предзнаменования.

Однако Окунинуси-но ками, бывший ранее членом семьи Аматэрасу, а затем ставший главой клана Идзумо, который имел тесные связи с Корейским полуостровом (особенно с государством Сираги), по какой-то причине не принял миротворческую «политику заключения браков» и вступил в войну с императорской семьёй потомков Аматэрасу. В конце концов его умиротворили. Эти события и называют «подношением страны»16.

Но прошли годы, и в 663 г. произошла битва при Хакусонко между коалицией Кудара (корейское государство Пэкче) и кланом Аматэрасу дзёмоновской Японии, с одной стороны, и коалицией корейского государства Сираги (или Силла), клана Идзумо (потомки Окунинуси-но ками) и Тюгокуто (китайской династии Тан). Это событие даёт основание предположить, что восстановление спокойствия императорским кланом «дзёмоновской» Аматэрасу было лишь видимостью. В сущности же получилось так, что клан Идзумо вступил в коалицию с государством Сираги и выступил против императорского клана дзёмоновской Аматэрасу17.

Изменения системы национальных государств, сопровождаемые интеграцией мировой экономики. Интернационализация и ее моральные аспекты

Мировая экономика стала интегрироваться высокими темпами воедино вследствие того, что на основе революции информационных технологий ускорился процесс «подминания» под себя долларом национальных валют разных стран, завершилось строительство возглавляемой США системы межстрановой циркуляции капиталов и диверсифицировался набор финансовых инструментов63. Эти события потребовали радикальных перемен во всех национальных государствах и спровоцировали борьбу, проходящую по односторонним — западным — правилам и напоминающую «игру с нулевой суммой», при которой размер выигрыша одних участников точно совпадает с размером проигрыша других. Иначе говоря, имеются в виду интернационализация и глобализация, приводящие мир к одному знаменателю. Однако до сих пор выясняется, кто же победит в этой борьбе. Для людей любой страны, где действуют принципы капиталистической рыночной экономики, критерием оценки интернационализации и глобализации всё в большей степени становится состояние счёта прибылей и убытков с первоочередным вниманием к первым. Озабоченные до исступления ценами денег, они не могут постичь истинный смысл интернационализации. А для того, чтобы по-настоящему понять её современную разновидность, надо понимать общее право Англии, которая в прошлом подпирала колониальный макиавеллистический империализм и господствовала над семью морями, здравый смысл, английский эмпиризм, утопические и прочие идеи. (История философии обычно рассматривает английский эмпиризм как основное течение английской философии, противопоставляемое континентальному рационализму и разработанное, прежде всего, тремя учёными — Дж.Локком, Дж.Беркли и Д. Юмом64. В соответствующей литературе большое внимание уделяется также Ф.Бэкону и А.Смиту)65. Не поняв всё перечисленное, нельзя понять и куда ведёт нынешняя интернационализация, и, конечно, её моральные аспекты. Считается, что генеалогию английского эмпиризма первым систематизировал глава так называемой «школы здравого смысла» Т.Рид в работе «Исследование людской души на принципах здравого смысла» (1764 г.). А закрепили её в основной схеме истории философии нового времени немецкие историки философии второй половины XIX века, в частности, те из них, кто принадлежал к неокантианцам. Как бы то ни было, английский эмпиризм (British empiricism)Ha всём протяжении его эволюции двигали вперёд не изысканно абстрактные исследования теории познания, а всесторонние работы, авторы которых стремились объяснить общую картину формирования и устройства эмпирического мира, управляемого людьми66. Если подходить к английскому эмпиризму как к ряду идейных первоисточников, ориентированных на решение многочисленных проблем, связанных с человеческим опытом и его осознанием, то будет естественным признать наличие последовательной концептуальной тенденции к отображению всего цикла развития этих первоисточников, и к тому же появится возможность разглядеть философские основы новой и новейшей истории и происходящей сейчас глобализации-интернационализации, унифицирующих мир.

Тенденция к непрерывному расширению рамок эмпирической концепции — от постулата о естественном эмпирическом мире, возникающего в ходе контактов человека с природой, и до открытия социального эмпирического мира, воспроизводимого через общие и субъективные взаимосвязи человека, — это непрерывное расширение общего представления об опыте — и олицетворяется она интернационализацией, а в конечном итоге — глобализацией, унифицирующей мир. Можно сказать, что цикл истории английского эмпиризма начинается с Ф. Бэкона и завершается А.Смитом67. Бэкон был проповедником «Великого преобразования наук», который в своём труде «Новый Органон» описал процесс превращения человека - «раба природы» в «человека - повелителя природы» на основе наблюдений и накопленного опыта. Это был гений, исследовавший взаимоотношения природы и бога, пути превращения человека из раба природы (бога) в человека -повелителя природы (бога) и размышлявший о том, как всесторонне управлять природой вместе с человеческим обществом, где каждый индивид является её частью. Иначе говоря, он философски объяснял способы рационального управления миром. Юм представил философскую парадигму, объяснявшую механизм реально функционирующего социального эмпирического мира, а «отшлифовал» её А.Смит68. Смит возвёл в принцип общие и субъективные взаимосвязи человека, поддерживаемого моральным чувством (moral sentiment), и последовательно проанализировал механизм общества, зиждущегося на побудительных мотивах, и законы его действия. Используя «теорию сочувствия» (sympathy), опирающуюся на тезис о «воображаемой постановке себя на место другого», он буквально препарировал динамичный механизм и естественно-исторические социальные процессы, в границах которых цепная система (общество), подчинённая субъективным требованиям и характеризуемая бесчисленным множеством действий эмпирических субъектов, преследующих цели личной выгоды, гармонично и самостоятельно развивается и воспроизводится. То есть можно сказать, что Смит исследовал систему социальных технологий рационального управления миром. Бэкон (1561-1626) и Смит (1723-1790), утвердили социологический взгляд на реальный эмпирический мир с его английским эмпиризмом, продвинувшим далеко вперёд процесс самоосознания людей . Этот эмпиризм, чьи проповедники стремились последовательно объяснить структуру эмпирического мира, являлся формой осознания реалий Новой английской истории, философским столпом английской имперской системы, окрашенной тогда в цвета специфического «национального империализма», воплощением которого служила, прежде всего, Ост-индская компания70. А законом, поддерживавшим Великую Британскую империю, было общее право (common law). Оно противопоставляется континентальному праву, или «гражданскому праву», основанному на римском праве. Существуют такие определения, как «неписаное право», или «общее право», и «писаное право», или «гражданское право», а также много других классификаций и определений, но эти определения двух правовых систем, предлагаемые правоведами, мало способствуют пониманию сути интернационализации. Считается, что общее право (common law) сложилось в Англии на базе единых правил королевства, процесс выработки которых продолжался начиная со второй половины 12 в. в течение примерно ста лет. Во всех местах, на которые распространялась власть Великой Британской империи, действовали законы, очень близкие к этим правилам, чуть ли не они сами. Если бы Великая Британская империя отправила войска на Луну и установила над ней своё господство, то и там надо было бы следовать общему праву. Поскольку одно лишь общее право, опиравшееся на силу, не могло стать инструментом убеждения всех людей, английская эмпирическая философия изучала приёмы и методы такого убеждения, побуждения к действиям71.

Особенности развития мировых цивилизаций

В своей работе «Современная революция и коллапс» Саэки Ёсукэ писал: «Когда появляются необычайно крупные популяции муравьев и саранчи, они передвигаются огромными стаями, пожирая на своем пути все живое. Хотя каждая отдельная особь в рамках популяции вполне нормальна, необычно разросшаяся стая впадает в безумие. Это происходит потому, что муравьи-солдаты, пожирая зеленую массу, то и дело лишают себя средств к существованию. То же самое, как говорят, происходит с мышами, которые в анормальных количествах размножаются на островах Атлантического океана, и, сожрав все, что пригодно в пищу, одна за другой бросаются в волны Атлантики, элиминируя свою собственную популяцию. Согласно другой научной публикации, над мышами был проведен следующий эксперимент. Им давали обильный корм, что привело к колоссальному размножению популяции. Мыши начали просто топтать друг друга. Хотя корма было предостаточно, они внезапно приходили в ярость и принимались убивать и пожирать друг друга. В результате большая часть популяции погибала, а оставшиеся особи теряли всякую способность к размножению. Итоги биологических опытов показывают, что, если создать каким-то растениям идеальные условия и полностью лишить их естественных врагов, то поначалу наблюдается их анормально активный рост и размножение, а затем вся популяция этих растений останавливается в развитии и неизбежно гибнет.

Человечество создало множество выдающихся цивилизаций, но каждая из них, даже если ее история насчитывала тысячи лет, неизбежно оказывалась в тупике и тем или иным образом гибла. С этой точки зрения, цивилизации выглядят формами анормально разросшихся биологических популяций. Человечество не в состоянии преодолеть или взять под контроль социальные противоречия порожденных им самим выдающихся цивилизаций. Оно знает, что в основе этого зла лежит эгоизм классов, предприятий, государств и целых народов, но на протяжении многих тысячелетий, миновавших с древних времен, не может по-настоящему понять данное обстоятельство и найти эффективные средства выхода из создавшегося положения»116.

О.Шпенглер в своей работе «Закат Европы» отмечал, что цивилизация является живым организмом. Ее развитие укладывается в схему «рождение- развитие- зрелость- старость и смерть», повторяющую годовой сезонный цикл. Основными человеческими цивилизациями, рассмотренными О.Шпенглером, были: египетская (2830 г. до н.э- ), индийская (1500 г. до н.э- ), греко-римская (1100 г. до н.э- ), арабская (1 год н.э.- ), западная (900 г. н.э.- ). Каждая цивилизация проходит, по О.Шпенглеру, следующие четыре стадии своего существования: (1) Весна = рождение, сельские поселения, мифы, начальный период формирования культур. (2) Лето = граждане первых городов, нации. (3) Осень = крупные города, просветительство, завершающий период формирования культур, торжество денег. (4) Зима = города планетарного масштаба, исчезновение созидательного потенциала душ, сомнительность жизни как таковой, материализм, утилитаризм, распадение наций, превращение их в бесформенные массы, далее - крах. Итак, (1), (2), (3) и (4) этапы образуют процесс жизни"7.

Взлеты и падения крупных цивилизаций, появлявшихся вплоть до настоящего времени, можно подвести под положения теории Шпенглера, назвать их особенностями развития этих цивилизаций. Данные особенности определяются не масштабами цивилизаций, а, видимо, процессами и феноменами унификации многонациональной культуры, происходящими под влиянием глобального распространения данной цивилизации, о чем писал О.Шпенглер, когда говорил о господстве планетарных городов на (4) этапе. Вопрос, однако, в том, когда и каким образом, в соответствии с теорией О.Шпенглера, произойдет падение проникнутой духом Фауста западной цивилизации, которая осуществила в XIX в. промышленную революцию, вызвала к жизни новую расу в виде обладателей машинной техники, организовала неостановимую погоню за энергоисточниками (вырубка лесов, использование угля, нефти, энергии атома), а в настоящее время движется по пути создания единого глобализованного мира? Никуда не деться опасениям по поводу того, что, поскольку Запад господствует над всем миром и современная западная цивилизация велика и могущественна, потенциал ее влияния неизмерим и грозит гибелью всему человечеству. Это — серьезная проблема, перед лицом которой стоят все люди. Может быть, проникнутый духом эгоизма современный человек, населяющий всю нашу планету, рассчитывает сбежать куда-нибудь в космическое пространство после того, как она станет непригодной для проживания? Может быть, разглагольствуя о перенаселенности Земли, он предполагает искусственными методами сократить на две трети ее шестимиллиардное население? Современная мировая цивилизация сталкивается с кризисом гиперразвития. Не исключено, что этот кризис позволит человечеству вернуться к своим исконным началам.

Похожие диссертации на Традиционная японская идентичность (С древних времен до эпохи глобализации)