Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Восприятие России консервативными интеллектуалами Германии : 1919-1933 гг. Женин, Илья Алексеевич

Восприятие России консервативными интеллектуалами Германии : 1919-1933 гг.
<
Восприятие России консервативными интеллектуалами Германии : 1919-1933 гг. Восприятие России консервативными интеллектуалами Германии : 1919-1933 гг. Восприятие России консервативными интеллектуалами Германии : 1919-1933 гг. Восприятие России консервативными интеллектуалами Германии : 1919-1933 гг. Восприятие России консервативными интеллектуалами Германии : 1919-1933 гг.
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Женин, Илья Алексеевич. Восприятие России консервативными интеллектуалами Германии : 1919-1933 гг. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03 / Женин Илья Алексеевич; [Место защиты: Рос. гос. гуманитар. ун-т (РГГУ)].- Москва, 2010.- 270 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-7/131

Введение к работе

Содержание научной проблемы и ее актуальность определяется интенсивностью идеологических, политических и духовных исканий немецких интеллектуалов Веймарской республики и той ролью, которую они сыграли в развитии германо-российских отношений.

Первая мировая война существенным образом изменила социальные структуры и общественно-политические институты в Европе и мире. Атмосфера остро переживаемого кризиса и нестабильности, царивших в Веймарской Германии, способствовали расцвету многочисленных антиреспубликанских, антиправительственных и националистических течений, причудливым образом сочетавших в себе социалистические и националистические идеи.

Синтез левого и правого идеологических полюсов политического спектра Веймарской республики был реализован в идеократическом движении, названном впоследствии «консервативной революцией». Сторонники «консервативной революции» ощущали острую необходимость пересмотра идейного багажа «старых консерваторов», выступали за обновление и модернизацию консерватизма вильгельмовской эпохи. В рамках этого направления политической и духовной мысли межвоенной Германии особое внимание уделялось вопросам, связанным с Россией.

История российско-германских отношений насчитывает многие столетия, знающие и времена мирного, добрососедского сосуществования, и годы яростного, безжалостного сопротивления. Образ России, «русская тема» играли значимую и неоднозначную роль в немецком общественном сознании, не оставляя никого равнодушным. Эмоциональный спектр растянулся от негодования, призрения, резкого отторжения до восхищения, мистического преклонения и почитания. Подобные настроения и образы в отношении Германии существовали и в России. В зависимости от изменений общественно-политического климата в каждой из стран менялись и взаимные представления русских и немцев друг о друге.

Центральной проблемой в диссертационном исследовании является анализ восприятия России консервативными интеллектуалами Веймарской республики в контексте идеологических императивов «консервативной революции».

Обращение немецких консервативных интеллектуалов к «русской теме» свидетельствовало не только о поиске ответов на вопросы о причинах и смыслах русской революции, но и о желании проанализировать происходящие события в Германии. Тем самым становится очевидным методологический аспект изучения проблемы формирования и функционирования представлений о «другом». Понимание механизмов создания образа другой культуры, другой страны, другого народа дает представление не только о наблюдаемом объекте, но и позволяет аналитически рассмотреть сам познающий субъект. Следует также отметить, что восприятие и интерпретация «другого» не могут быть рассмотрены как явления статические, раз и навсегда закрепленные в сознании отдельного человека и/или в культурно-исторической памяти народа. Изучение представлений народов и культур друг о друге является одним из приоритетных направлений современной гуманитаристики вообще, и исторической науки в частности.

Затрагиваемые вопросы связаны с более глобальной темой «идеи Европы», с построением европейской идентичности, и той ролью, которая отводится в этих конструкциях России. Поиск необходимого «другого/чужого» привел к созданию интеллектуальной, историко-культурной и цивилизационной оппозиции: Европа – Азия с одной стороны, Европа – Россия и Азия – Россия – с другой.

Одним из направлений диссертационного сочинения является попытка понять особенности немецкой интеллектуальной традиции. Выявление границ ее политического, идеологического и нравственного содержания способствует пониманию специфики этого феномена в пространстве консервативной мысли Веймарской республики.

Таким образом, комплексное изучение того, как формировалось восприятие России, ее исторического пути после реформ Петра I, складывались представления о русских в духовном наследии консервативных интеллектуалов в Германии в сложный и противоречивый период Веймарской республики, представляется актуальной исторической, методологической и общественно-политической задачей.

Предметом исследования является процесс формирования культурно-исторических, политических и социально-психологических представлений о России и русских среди консервативных интеллектуалов Веймарской республики.

Объект исследования диссертационного сочинения – консервативная мысль, понимаемая как идеологический и социально-политический феномен, опирающийся на культурные и исторические нормы и ценности, сложившиеся в обществе, и образующий собственную систему взглядов и оценок.

Цель диссертации заключается в выявлении и анализе особенностей восприятия России консервативными интеллектуалами Германии в период Веймарской республики, а также в определении целей и ценностей движения «консервативная революция».

Для достижения заявленной цели были поставлены и решены следующие задачи:

  1. Раскрыта специфика феномена «консервативной революции» в рамках немецкой интеллектуальной традиции;

  2. Проанализированы представления консервативных интеллектуалов о специфике историко-культурного и политического развития России, определены их представления о национальных особенностях русского народа;

  3. Исследован образ Советской России в идеологическом пространстве «консервативной революции», проанализировано понимание консервативными интеллектуалами большевизма и причин Октябрьской революции 1917 г.;

  4. Показано, как социально-политические изменения в Веймарской республике повлияли на представления о России и как они отразились на перспективах развития советско-германского сотрудничества, представленного в построениях консервативных интеллектуалов.

Хронологические рамки настоящего диссертационного исследования охватывают период Веймарской республики (1919 - 1933 гг.).

Нижняя граница исследования связана с принятием Национальным собранием Конституции Германской империи, вступившей в силу с момента своего опубликования 14 августа 1919 г. Конституция вошла в историю как «Веймарская», и законодательно закрепила провозглашение первой немецкой республики.

Верхняя граница определяется назначением А. Гитлера на пост рейхсканцлера республики 30 января 1933 г. и последующим вслед за этим событием поэтапного закрепления властной монополии Национал-социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП).

Степень изученности проблемы. Несмотря на актуальность и значимость заявленной темы, она все еще не получила всестороннее и фундированное освещение как в отечественной, так и зарубежной историографии.

В то же время отдельные вопросы и сюжеты темы диссертационного исследования затрагивались в работах, созданных и в СССР/России, и за рубежом. Это позволило выделить следующие историографические области в изучении, сформулированной автором исследовательской проблемы:

1. Работы по истории Веймарской республики. Ключевыми сюжетами изучения Веймарской республики, традиционно, являются Ноябрьская революция и приход к власти А. Гитлера. Тем самым, в фокусе исследовательского интереса находятся первые наиболее напряженные и смутные годы республики (1918-1919 гг.) и дни ее трагического заката (1932-1934 гг.). Эти события представляют собой единое проблемное поле и рассматриваются как целостный концепт. В соответствии с этой исследовательской парадигмой основным вопросом, вокруг которого разворачиваются дебаты – выяснение причин возникновения и исчезновения первой немецкой республики. Такой подход характерен и для отечественной, и для зарубежной историографии.

Советская историография рассматривала Ноябрьскую революцию как «украденную победу», «предательство социал-демократами интересов пролетариата в угоду крупному капиталу и прусскому юнкерству». По мнению советских историков, крах Веймарской республики был неизбежен и предсказуем, т.к. в основу нового государства были положены буржуазно-демократических ценности. Подобные оценки прослеживаются в работах Л.И. Гинцберга, Я.С. Драбкина, А.А. Галкина, П.Ю. Рахшмира и др.

В отечественной и русскоязычной историографии последних лет наблюдается тенденция, отмеченная возросшим интересом историков к духовному пространству Веймарской республики и его взаимодействию с идеологическими настроениями различных социальных групп. В этом ряду особо значимыми оказались работы И.Я. Биска, посвященные прессе и публицистике Веймарской республики как исторического источника. Необходимо также назвать исследования М.Е. Ерина, в центре внимания которого оказалась партийная система Германии межвоенного времени, ее внутренние конфликты и противоречия. Вопросы внешней культурной политики республики были подробно рассмотрены в монографии белорусского исследователя В.А. Космача.

В единой методологической парадигме с советской историографией развивалась и историческая наука в ГДР. Среди восточногерманских исследований особо выделяются работы В. Руге. Он одним из первых попытался отойти от трактовки Гитлера как «агента» крупного капитала, доказывая самостоятельность и независимость НСДАП.

В историографии Западной Германии тема Веймарской республики как самостоятельная научная проблема стала рассматриваться с конца 40-х - начала 50-х гг. ХХ в.

Для исторического сообщества ФРГ огромным значением обладала политическая и партийная принадлежность историков. Это отразилось в тематике исследований, в проблематизации и интерпретации различных исследовательских сюжетов. Таким образом, можно говорить о двух магистральных направлениях исторической науки в Западной Германии: консервативном/неоконсервативном и социал-демократическом/неолиберальном.

Центральным вопросом для консервативного направления немецкой западногерманской историографии стал разрыв исторического континуитета, выразившийся в гибели Веймарской республики и создании нацистской Германии. Такие историки как Г. Риттер и Г.-И. Шёпс, опираясь на традиционные для немецкой исторической школы принципы историзма и идеализма, объясняли гибель Веймарской республики исключительно Версальским диктатом, создавшем в стране самую благодатную почву для поднятия национальной волны.

В целом, консервативная историография на этом этапе своего развития объясняла национал-социалистическую диктатуру как трагическую случайность, не имеющую никакого отношения к прусско-немецким национальным традициям.

Одним из первых, кто стал доказывать преемственность между образованием Второго рейха и строительством Третьего рейха был Ф. Фишер. Реакционные настроения, ставшие неотъемлемой частью кайзеровской Германии, в итоге одержали победу над демократической республикой. Это проявилось не только в социально-политической, но и в духовной сфере, приведя к формированию сначала к «новогерманскому национализму», а затем и к национал-социализму.

Исследования в рамках социальной истории начали привлекать внимание западногерманских историков в конце 60-х гг. ХХ столетия. Значимыми работами, осуществленными в этом направлении, стали монографии В. Конце. Он поставил под сомнение революционный характер событий 1918-1919 гг., в результате которых не произошло смены административно-бюррократического государственного аппарата. Это привело к импровизированному характеру первой немецкой демократии, которая не смогла остановить процесс распада общества на многочисленные и враждебные друг к другу партии и организации.

Большой резонанс вызвали работы К. Брахера, в которых он доказывал, что исходной точкой революций и диктатур нового типа, охвативших Европу в межвоенное время, была Первая мировая война. По его мнению, политическое развитие страны находилось в идеологическом треугольнике: демократия, социализм, национализм. Гибель Веймарской республики заключалась, по его мнению, в неспособности противопоставить либерально-демократическое развитие национальному и социалистическому. В общественном сознании эти два элемента стали восприниматься как взаимодополняющие и впоследствии слились воедино. Этот процесс предугадал Гитлер, предложивший национальную революцию, результатом которой стала социальная стабильность и идеологическая ясность.

Идею преемственности кайзеровской Германии и национал-социализма поддерживал и развивал в своих работах Г.-У. Велер. В основе отстаиваемого им исторического континуитета лежала имперская консервативная и националистическая традиция. Велер доказывал, что силы, которые привели Веймарскую республику к гибели, а НСДАП к власти, сформировались и окрепли в период Второй империи. Тем самым, элементы доиндустриального общества определяли политическое и государственное существование Германии и сделали все возможное для уничтожения парламентской демократии.

Социал-критическое направление, возникшие в западногерманской историографии в 70-е гг. представлено фундаментальными работами Г.-А. Винклера и К. Зантхаймера. По мнению Винклера, Первое немецкое демократическое немецкое государство пало не только из-за «правых» (НСДАП и различные националистические группировки), не меньшую ответственность в этом вопросе несут и «левые» силы, прежде всего КПГ и Коминтерн.

Отдельным эпизодом в истории западногерманской исторической мысли и значимым событием в общественной жизни послевоенной Германии явился знаменитый «спор историков», разгоревшийся вокруг публикации историка Э. Нольте в 1986 г. По его мнению, массовое уничтожение неарийских народов можно понять и объяснить, принимая во внимание злодеяния, совершенные сталинским режимом. Тем самым, фашизм и национал-социализм являлись не более чем ответом на большевизм. И в этом смысле они вторичны и неуникальны. Среди прочих в «споре исориков» приняли участие издатель Шпигеля Р. Аугштайн, философ и социолог Ю. Хабермас, историки Й. Фест, В. Моммзен, К. Зонтхаймер и многие другие интеллектуалы того времени.

2. Работы по истории российско-германских отношений. Отечественной исторической германистикой были детально изучены российско/советско-германские отношения и связи, как во внешнеполитическом контексте, так и в области экономического и культурного сотрудничества. Эти темы были затронуты в работах А.А. Ахтамазяна, Г.М. Трухнова, Ю.П. Муравьева и др.

Опыт, теоретические и практические наработки, накопленные российскими и немецкими историками в рамках изучения истории двухсторонних отношений России и Германии, были успешно реализованы в «Вуппертальском проекте», работа над которым началась в 1982 г. в ФРГ под руководством известного филолога-германиста Л.З. Копелева. Тематика такого рода исследований связана с изучением представлений народов, культур, сообществ друг о друге, с выявлением механизмов создания образа «другого», формированием национальных стереотипов, предубеждений, мифов. Участие отечественных германистов в «Вуппертальском проекте» способствовало созданию целого ряда монографий, более детально рассматривающих представления русских о Германии и немцев о России, в различные исторические периоды.

Изучение российско-германских отношений, как значимого и сложного явления для понимания и объяснения не только внешнеполитических нюансов, но и существенного фактора внутренней политики, а также историко-культурного феномена, стало одной из центральных тем в немецкой историографии. В работах Ф.Т. Эпштейна, П. Яна, Г. Штёкля, Д. Гро и других были изучены различные стереотипы, клише и предубеждения, существовавшие в Германии о России и русских.

Тема восприятия России среди различных консервативных сил Веймарской республики стала интенсивно исследоваться в западногерманской историографии начиная с 1960-х гг. Одной из первых работ, затрагивающих эту тему стала диссертация У. Дёзера «Большевистская Россия в немецкой правой прессе 1918-1925 гг. Исследование публицистической борьбы в Веймарской республике». В работе проанализированы основные сюжеты, связанные с «русской темой» в период становления республики: значение большевизма и Коминтерна для политического развития нового немецкого государства. Дёзер показал, что образ России, существовавший среди правых, не был статичен. Он отличался динамическими характеристиками и был подвержен изменениям и корректировкам.

Интерес к проблематике восприятия Восточной Европы вообще и России в частности в рамках идей «консервативной революции», получил свое подтверждение и развитие в монографии Г. Гекера «Журнал «Ди Тат» и изображение в нем Восточной Европы. 1909-1939 гг.». В работе автор показал как менялись представлениях о Восточной Европе, наблюдавшиеся в одном из ведущих интеллектуально-консервативных периодических изданий Германии. В монографии показано с помощью каких средств и какую роль играла Восточная Европа в лагере консервативных интеллектуалов Веймарской республики.

Новым этапом в изучении образа России в консервативной публицистике стала работа Г. Назарского «Представления о Восточной Европе в революционно-консервативной публицистике. Анализ журнала «Дойче Фолькстум» 1917-1941». Особый интерес автор проявил в к проблеме большевизма как культурного и политического феномена. Через его понимание происходило конструирование образа России и соответствии с ним воспринимались и русские, как народ, и те изменения, которое произошли после Октябрьской революции. Назарский проанализировал и убедительно доказал противоречивость понимания консервативными публицистами большевизма, его целей и задач. Неоднозначность, возникавшая в оценках Советской России, к русской истории и культуре, по мнению Назарского, свидетельствуют о сложности самого этого явления, а также о духовно-психологической инерции мышления правоконсервативных публицистов.

Несмотря на то, что и отечественные, и зарубежные исследователи отмечают особый интерес к России, наблюдавшийся в рассуждениях консервативных интеллектуалов Веймарской республики, до сих пор в литературе отсутствует целостный взгляд на то, как воспринималась Россия, как создавался ее образ у различных авторов, причисляемых к одному идеологическому течению.

Теоретические основания диссертационного исследования. В настоящей работе автор исходил из того, что восприятие и связанные с ним процессы конструирования образа «другого» могут быть поняты как динамическая функциональная система, в работе которой принимают участие как минимум 3 блока (поля): политический, культурно-исторический и социальный (антропологический). Взаимодействие трех блоков, преобладание одного или нескольких из них создают и интерпретируют образ в соответствии с поставленными агентом целями и задачами. При этом особенностью такой системы является то, что преобладание (доминирование) одного блока используется в качестве распознавания и объяснения оставшихся блоков.

Изменение соотношений между блоками перцептивной системы определяется двойным социальным структурированием. Иными словами, социальные структуры обусловливают практики и представления агентов (экстернализм), но агенты производят практики и тем самым воспроизводят и/или преобразуют структуры (интернализм).

Методологической основой данной работы являлись общенаучные гносеологические принципы и методы познания. Основанием исследования послужил системный, комплексный, междисциплинарный подход к проблеме исследования, находящийся на стыке различных научных дисциплин: истории, политологии, социологии, межкультурной коммуникации, социальной психологии. В этом смысле использовались следующие подходы и методы: системный подход, лингвистический анализ, сравнительно-исторический метод.

Системно-культурный метод лег в основу анализа представлений немецких консервативных публицистов о России и русских. С его помощью удалось выявить и объяснить устойчивые механизмы восприятия, выявляя и анализируя преломление политического, социального и культурно-исторического контекста во внутренних ментальных структурах человека.

Системно-функциональный подход позволил определить восприятие и связанные с ним процессы рефлексии, как набор функций определенных структур, имеющих изменчивое (вариативное) содержание, но постоянную (инвариантную) цель – создание образа. Взаимосвязь между различными функциональными каналами, ведущая роль одного или двух из них, т.е. доминирование, объясняет, на наш взгляд, семантику и коннотации образов инаковости и представлений о «других».

В диссертационном исследовании также удалось применить методологические приемы, используемые в рамках лингвистического и психологического подходов в исторической науке.

Лингвистические методы исследования, которые стали наиболее востребованными в сфере межкультурной коммуникации, теории коммуникации и диалога культур позволили увидеть проблемы контекстуализации и (ре)конструирования смысла в рамках коммуникативного события.

В рамках социально-психологических исследований было показано значение стереотипов и предрассудков в процессах, связанных с идентификацией и интеграцией членов одной социальной группы через разграничение с другими группами. В результате чего происходит возникновение и закрепление в сознании постоянных отличительных признаков, имеющих отношение как к собственной группе (ingroup), так и к другими группами (outgroup).

При работе над диссертацией также использовались историко-типологический и проблемно-хронологический методы. Основополагающими в процессе изучения проблемы стали принципы историзма и научной объективности.

Источниковую базу исследования составил обширный корпус документов.

Для ответа на поставленные, в настоящем диссертационном сочинении, вопросы были использованы письменные опубликованные источники. Этот выбор был продиктован необходимостью рассмотрения публичной репрезентации образа России, существовавшего в среде консервативных интеллектуалов.

В основу классификации использованных исторических документов был положен видовой принцип происхождения источников. Исходя из этого, документы, составившие источниковую базу, можно разделить на следующие группы: официальные документы, периодические издания; публицистические сочинения О. Шпенглера, А. Мёллера ван ден Брука, Э. Юнгера.

Для понимания общественно-политической специфики сложившийся в Германии после провозглашения республики, были привлечены: официальные документы - Имперская конституция 1919 г., Версальский мирный договор 1919 г.

В работе были использованы периодическое издания консервативной направленности, представленные таким журналами как «Ди Тат» (Die Tat) и «Зюддойче Монатсхефте» (Sddeutsche Monatshefte), использованный как источник второго плана.

Журнал «Ди Тат», стал одной из ведущих дискуссионных площадок для многих «консервативных интеллектуалов» Веймарской республики и являлся символом такого сложного и во многом противоречивого явления как «консервативная революция».

«Зюддойче монатсхефте» больше тяготел к традиционному немецкому консерватизму. Это издание было использовано нами в качестве второстепенного, дополнительного источника, позволившего исследованию носить более репрезентативный характер.

Вторую группу источников составляют историософские, политические и философские сочинения консервативных интеллектуалов, идеологов немецкого «революционного консерватизма», таких как Освальд Шпенглер, Артур Мёллер ван ден Брук, Эрнст Юнгер. Главным образом в этих работах осмысливались последствия поражения в Первой мировой войне, ставились вопросы, связанные с настоящем и будущем Германии. В них отразился интенсивный поиск идеи преодоления того мировоззренческого тупика, в котором оказалась Германия после подписания Версальского договора. Особое место в рассуждениях немецких консервативных интеллектуалов отводилось России, осмыслению ее исторического пути после реформаторской деятельности Петра I, а также желанию понять причины и предвидеть последствия Октябрьской революция 1917 г.

Комплексное изучение перечисленных источников позволило исследовать сформулированную в диссертации проблему и решить поставленные цель и задачи.

Научная новизна диссертационного исследования определяется, во-первых, самой постановкой проблемы изучения восприятия России консервативными интеллектуалами в рамках идеологической концепции «консервативной революции», существовавшей в чрезвычайно сложный и неоднозначный период немецкой истории – в условиях Веймарской республики.

Во-вторых, была показана идеологическая (единство политических целей и установок), семантическая (единство интерпретаций основных терминов и понятий), гносеологическая (единство постижения мира) общность идеологов и участников «консервативной революции».

В-третьих, реализованным в работе комплексным междисциплинарным подходом к поставленной проблеме, позволившим раскрыть процессуальные особенности восприятия и создания образа России и русских консервативными интеллектуалами Германии.

В-четвертых, показано развитие немецкой интеллектуальной традиции в условиях тотального кризиса, охватившего Германию в период Веймарской республики. Акцент был сделан на рассмотрение консервативной идеологии, получившей новый импульс для развития в результате Ноябрьской революции и провозглашения республики. Тем самым можно говорить о создании нового типа консерватизма или «нового консерватизма», сыгравших существенную роль в истории Германии.

В-пятых, был установлен круг устойчивых тем и стереотипов-констант, лежавших в основе восприятия России консервативными интеллектуалами Веймарской республики, а также определены их содержательные характеристики, которые, как было доказано, имели динамический характер, находивший свое выражение в изменениях коннотативного ряда.

Практическая значимость. Работа может быть использована исследователями, изучающими различные проблемы российско-германского взаимодействия, а также для разработки общих и специальных курсов по всеобщей истории, отечественной истории, политической истории Германии, истории культуры Германии в XX в., истории международных отношений.

Апробация работы. В процессе подготовки диссертационного исследования его основные положения и промежуточные результаты выносились на обсуждение в докладах и сообщениях на заседании кафедры всеобщей истории ИАИ РГГУ, Российско-германского учебно-научного центра РГГУ, кафедры истории Восточной Европы Берлинского университета им. Гумбольдта, представлялись на научных конференциях и в научных статьях. Общий объем печатных работ – около 3,5 п.л.

Структура диссертации соответствует цели и задачам исследования. Диссертационное сочинение состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Похожие диссертации на Восприятие России консервативными интеллектуалами Германии : 1919-1933 гг.