Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ценностная направленность программ как фактор культурно-просветительского телевещания Найдён Михаил Анатольевич

Ценностная направленность программ как фактор культурно-просветительского телевещания
<
Ценностная направленность программ как фактор культурно-просветительского телевещания Ценностная направленность программ как фактор культурно-просветительского телевещания Ценностная направленность программ как фактор культурно-просветительского телевещания Ценностная направленность программ как фактор культурно-просветительского телевещания Ценностная направленность программ как фактор культурно-просветительского телевещания Ценностная направленность программ как фактор культурно-просветительского телевещания Ценностная направленность программ как фактор культурно-просветительского телевещания Ценностная направленность программ как фактор культурно-просветительского телевещания Ценностная направленность программ как фактор культурно-просветительского телевещания Ценностная направленность программ как фактор культурно-просветительского телевещания Ценностная направленность программ как фактор культурно-просветительского телевещания Ценностная направленность программ как фактор культурно-просветительского телевещания
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Найдён Михаил Анатольевич. Ценностная направленность программ как фактор культурно-просветительского телевещания : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.10 / Найдён Михаил Анатольевич; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Фак. журналистики].- Москва, 2009.- 208 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-10/1144

Содержание к диссертации

Введение

Глава первая. Телепрограммы как фактор формирования единого культурного пространства: ценностный аспект (16)

1.1 Понятие культуры. Понятие и механизмы формирования ценностных ориентации (16)

1.2 Роль ТВ в формировании ценностных ориентации. Передача социокультурных ориентиров как альтернатив (27)

1.3 Принципы редакционной политики культурно-просветительского канала в вопросах формирования ценностной направленности программ (35)

Глава вторая. Культурно-морфологический анализ канала «культура» в рамках проблем просветительства (53)

2.1 От «культуры» к «познанию» (55)

2.2 Художественная культура как сфера жизненной ориентации. Принципы редакционной политики культурно-просветительского канала (68)

Глава третья. Ценностная направленность программ канала «культура» (87)

3.1 Методика исследования ценностной направленности (87)

3.2 Ценностная направленность программ канала «культура»: результаты исследований (96)

3.3 Структура программ канала «культура» с точки зрения ценностной направленности (116)

Заключение (124)

Библиография (127)

Приложение 1 (137)

Приложение 2 (161)

Приложение 3 (169)

Приложение 4 (195)

Введение к работе

Необходимость сохранить единое социокультурное пространство России, а также сберечь и развивать дальше традиции национальной культуры — одна из острейших общественных проблем сегодня. Как мы считаем, свою роль в ее решении должны сыграть и средства массовой информации, но в первую очередь те, которым возможно придать статус социального института. Исходя из определения социального института это должны быть СМИ, работа которых организованна на основе чётко зафиксированных стандартов, разработанных в соответствии с целью решить конкретную общественную задачу или удовлетворить общественную потребность. И, на наш взгляд, ключевые задачи в обозначенной нами проблематике необходимо ставить перед телевидением. Если опираться на один из последних опросов фонда «Общественное мнение»,2 для значительной части россиян телевидение продолжает оставаться важной составляющей повседневности. Очень мало осталось тех, кто не имеет телевизора или, по тем или иным причинам, не смотрит его (по данным опроса, 2% и 1% соответственно). Большинство же людей (72%) смотрят телевизор каждый день, 15% — 3-5 раз в неделю, и лишь 10% — 1-2 раза в неделю и реже. Причём, как правило, люди не жалеют о времени, проведенном перед телеэкраном: большинство респондентов (59%) сказали, что они проводят у телевизора столько времени, сколько им хочется; 29% предпочли бы смотреть телевизор больше, чем им сегодня удается, и только 6% хотели бы тратить на телепросмотр меньше времени.

1 Определение социального института, на которое мы опирались, см.: Социология.
Основы общей теории. Под ред. Академика РАН Г.В. Осипова. - М., 2003, стр. 369, 372.

2 Опрос проводился 6-7 сентября 2008 года. Выборка: 1500 респондентов из 100
населенных пунктов 44х субъектов РФ. Документ, содержащий данные опроса, доступен
в сети Интернет по адресу: http:/AKl.fom.ru/report/cat/smi/smi_tv/d083623/printable/

Телевизионным СМИ особенно важно вносить вклад в сохранение единства социокультурного пространства в условиях, во-первых, сегментирования аудитории и, во-вторых, глобализации рынка телевизионного вещания.

Как первую, так и вторую тенденцию подтверждают результаты последних социологических исследований. В частности, в четвёртом квартале 2008 года уже 15 национальных телеканалов имели более десяти процентов аудитории, которая смотрит их хотя бы один раз в неделю3. Свою долю аудитории стараются получить и глобальные неэфирные каналы. Доля зрителей каждого из десяти ведущих международных телеканалов в городах-миллионниках превышает 100 тысяч человек4.

Важно отметить что, сегментирование аудитории стало в том числе следствием непродуманной редакционной политики ведущих российских телеканалов, (и государственных тоже), политики, ориентирующейся в первую очередь на сиюминутные запросы усреднённого массового зрителя, отражённые и закреплённые в рейтинговых замерах. В погоне за большинством аудитории ведущие российские телеканалы стали похожи друг на друга как в содержании передач, так и в вёрстке: наиболее востребованные форматы программ и фильмов вытесняли все остальное. В результате конкретный зритель с конкретными личными запросами оказался «растворён» в безликом рейтинговом «большинстве аудитории». Как следствие возникла ещё большая потребность в специализированных каналах «по интересам», на которую и было ориентировано создание в той

3 По данным измерений группы «КОМКОН». Выборка: россияне в возрасте 10 лет и
старше, проживающие в городах с населением 100 тыс. человек и больше. Документ,
содержащий данные, доступен в сети Интернет по адресу:

4 По данным измерений группы «КОМКОН». Выборка: россияне в возрасте 10 лет и
старше, проживающие в городах с населением 100 тыс. человек и больше. Документ
доступен в сети Интернет по адресу: 1901

или иной степени тематических каналов, не только спутниковых и кабельных, но и относящихся к традиционному для распространения телесигнала эфирному пространству. И как мы уже отметили выше, практически каждый из этих каналов нашел свою ощутимую долю зрителей. Однако последствием тенденции сегментирования аудитории явилось значительное усложнение, а по сути, дробление единого информационного пространства страны, создаваемого в первую очередь телевидением, как наиболее распространённым и массовым видом СМИ.

Как мы считаем, в этих условиях в России необходим доступный на всей территории страны телевизионный канал, который бы ставил своей стратегической задачей сохранение и дальнейшее формирование единого социокультурного пространства России. Основным методом его программной политики мы считаем воздействие на широкую аудиторию через распространение общечеловеческих и национальных социальных идеалов и культурных норм.

Необходимость такой политики закрепляет, в частности, правительственная Концепция развития телерадиовещания в Российской федерации (2008 - 2015 годы)5. В документе говорится: «В рамках создания в Российской Федерации единого информационного пространства развитие телерадиовещания необходимо рассматривать в первую очередь с точки зрения ... использования духовного и культурного наследия, исторических традиций, соблюдения норм общественной жизни, защиты нравственных ценностей»6. Практическая реализация этих задач невозможна вне рамок единого социокультурного пространства России.

5Документ доступен в сети Интернет по адресу:

hltp://\v\vw.minsvyaz.ru/ministry/documents/816/2405.shtml?bmSessionCheck

6 Концепция развития телерадиовещания в Российской федерации (2008 - 2015 годы) //

Актуальность данной проблематики подчёркивает и отмечаемый многими исследователями медиа высочайший уровень культурной деградации содержания передач большинства ведущих эфирных российских телеканалов. «Многие передачи российского прайм-тайма тянут человека в мир не подверженного культурным запретам подсознания. Имеют хорошо продающийся миллионам уклон в сторону демонстрации разного рода патологий, аномалий, скандальных историй, скрытых и неправедных сторон приватной жизни. ... Утерян - это очень важно для сохранения психологического здоровья и норм общественной морали - необходимый баланс между движением вниз и вверх, обращением к порокам, но и к достоинствам человека, между негодованием, презрением, но и верой в него»,7 - констатирует, например, известный социолог культуры Даниил Дондурей.

Необходимость государственной политики сохранения и дальнейшего формирования единого социокультурного пространства страны с помощью телевидения в условиях дробления информационного пространства и явной культурной деградации программного содержания большинства общедоступных телеканалов несомненна. Этим обусловлена актуальность нашего исследования.

В современных условиях эти задачи могли бы быть адресованы общественному телевещанию. Однако, на наш взгляд, сегодня в России перспективы его создания весьма туманны. Для этого не хватает прежде всего правовой базы: закон «Об общественном телевидении» не принят до сих пор.

По нашему мнению, в данном направлении необходимо дальнейшее совершенствование редакционной политики существующего канала

7 Дондурей Д.Б. Рейтинг как инструмент конструирования реальности // Российское телевидение: между спросом и предложением, том 1. - М., 2007, стр. 246 - 250.

«Культура», который едва ли не единственный в России из эфирных каналов выступает альтернативой традиционному коммерческому телевещанию. Во-первых, как один из государственных телеканалов, а во-вторых, как созданный для восстановления просветительской и воспитательной функций на отечественном телевидении.8

Сейчас, как мы считаем, основная задача, которую ставит перед собой канал «Культура» - распространение классической отечественной и зарубежной художественной культуры. Это фактически подтвердила в интервью «Российской газете» главный редактор и генеральный директор «Культуры» Татьяна Паухова: «Не постесняюсь сказать, что основной смысл нашей деятельности - просветительство. История, музыка, театр, изобразительное искусство, литература - подавляющее большинство наших программ основаны на отечественном материале. ... Приведу некоторые цифры: за 10 лет наши зрители 820 раз сходили в театр, 250 раз слушали "Шедевры мирового музыкального театра", 114 раз побывали в Эрмитаже, 130 раз - в Русском музее и 73 раза посетили Третьяковскую галерею, увидели 4000 документальных фильмов...».9

Возможным направлениям совершенствования редакционной политики канала «Культура» с учётом новых задач формирования в России единого социокультурного пространства и будет посвящено наше исследование. Теоретической и методологической основой диссертации послужили работы Э.Г. Багирова, Р.А. Борецкого, А.С. Вартанова, В.В. Егорова, Я.Н. Засурского, Г.В. Кузнецова, В.Л. Цвика, А.Я Юровского10, в которых

8 См.: Указ Президента РФ от 25 августа 1997 г. № 919 «О совершенствовании
государственного телевещания в Российской Федерации» // Собрание законодательства
РФ, 1997. №35, ст. 4054.

9 "Культура": все только начинается. - "Российская газета" - Федеральный выпуск №4506
- 31 октября 2007 г.

10 См.: Багиров Э.Г. Очерки теории телевидения. - М., 1978.
Борецкий Р.А. Осторожно, телевидение! - М., 2002.

рассматриваются общетеоретические проблемы средств массовой информации и на основании которых следует определить место телевидения в системе СМИ. Исследования этих и других авторов помогают выявить основные тенденции развития телевидения в историческом аспекте, его специфику и роль в обществе как социального института.

В своих работах Э.Г. Багиров проанализировал этапы становления и развития отечественного телевидения, уделяя немало внимания его функциональным особенностям11.

В ряде работ по теории журналистики и массовых коммуникаций выявлены этапы эволюции отечественного телевидения, присущие современному периоду его развития. Например, Я.Н. Засурский анализирует состояние отечественной журналистики в переходный период и говорит об этапах её развития, особенностях функционирования в современном обществе, принципах взаимодействия с другими социальными институтами12.

В.В. Егоров в монографии «Телевидение между прошлым и будущим» анализирует те сложные процессы, которые происходят сегодня на отечественном телевидении, характеризует роль электронных СМИ как феномена культуры и канала информации13.

Борецкий Р.А. Телевидение на перепутье (статьи 1989- 1998 г.г.).-М., 1998.

Вартанов А.С. Актуальные проблемы телевизионного творчества. На телевизионных

подмостках. - М., 2003.

Егоров В.В. Телевидение между прошлым и будущим. - М., 1999.

Засурский Я.Н. Система средств массовой информации. - М., 2001.

Кузнецов Г.В. ТВ-журналистика: критерии профессионализма. - М., 2003.

Юровский А.Я. Телевидение - поиски и решения. - М., 1983.

11 См.: Багиров Э.Г. Основы телевизионной журналистики. - М., 1987.

См.: Засурский Я.Н. Журналистика в переходный период// Вестник Московского университета -1997 - №5. 13См.: Егоров В.В. Телевидение между прошлым и будущим. - М., 1999.

Важное значение для нашего исследования имели книги С.А. Муратова, которые посвящены анализу состояния постсоветского телевидения, и в которых прослежены его обретения и утраты .

Стоит отметить и диссертационное исследование О.В. Роженцовой, впервые рассмотревшей отечественное культурно-просветительское вещание как в историческом, так и в современном разрезах . Важное значение для нашей работы имела и диссертация М.В. Лукова16 о роли телевидения в культуре повседневной жизни конкретного человека. Как и исследование Е.Я Лащук17, которая в своей диссертационной работе рассмотрела функциональные проблемы телевидения как социального института в контексте традиций отечественного просвещения. Правда, необходимо уточнить, что в данной диссертации рассматривались общие вопросы реализации телевидением социализирующей функции, проблема формирования телевидением единого социокультурного пространства не ставилась во главу угла. Стоит упомянуть и диссертационную работу общетеоретического характера С.А. Герасимовой, посвященную схожей

1 о

проблематике .

Цель нашего исследования - выявить конкретные факторы
формирования культурно-просветительским каналом единого

социокультурного пространства. В определении этих факторов мы считаем правильным исходить из двух важных положений. Во-первых, из того, что

14 См.: Муратов С.А. Телевидение в поисках телевидения - М., 2001, ТВ - эволюция
нетерпимости (история и конфликты этических представлений) - М., 2001.

15 Роженцова О.В. Культурно-просветительские программы на отечественном
телевидении: традиции и новаторство (на примере телеканала "Культура"). Дисс. канд.
филол. наук. - М., 2006.

16 Луков М.В. Телевидение: конструирование культуры повседневности. Дисс. канд.
филос. наук. - М., 2006.

Лащук Е.Я. Социализирующая функция телевидения в контексте традиций отечественного просвещения. Дисс. канд. культ, наук. - М., 2001.

Герасимова С.А. Телевидение как средство формирования культурных ценностей личности. Дисс. канд. культ, наук. - СПб., 2000.

одна из наиболее важных, если не самая важная составляющая этого
единого пространства - общие социокультурные идеалы и нормы, так как
эти нормы определяют единую культурную основу общественных
отношений. И во-вторых, из того, что отражение действительности для
ориентации человека в ней является одной из важнейших социокультурных
функций телевидения. Как известно, уникальное свойство телевидения как
канала коммуникации - передача изображения на расстояние — со временем
закрепило феномен ТВ в культурном поле как канал коммуникации,
расширяющий границы непосредственно воспринимаемого

социокультурного пространства, доступного человеку, поскольку восприятие телевизионной картинки в основе своей сходно с восприятием реальной действительности. Всё это позволяет нам утверждать, что, отражая реальность общественных отношений, в основе которых лежат определённые нормы и идеалы деятельности и поведения, телевидение тем самым вносит существенный вклад в формирование этих норм и идеалов в социокультурном пространстве. Каким образом? В первую очередь, отражением ценностных ориентации документальных героев программ, проявляющихся в их отношениях с другими людьми на различных социальных уровнях. Отражение ценностных ориентации документальных героев в их деятельности и поведении мы считаем ценностной направленностью программ. Таким образом, задачами исследования становятся следующие.

1. Рассмотреть феномен ценностных ориентации человека, а также механизмы формирования системы ценностей личности и дальнейшую роль ценностных ориентации в деятельности и поведении и общении - базовых процессах человеческих отношений.

  1. Определить основные принципы редакционной политики культурно-просветительского канала в вопросах формирования ценностной направленности программ.

  2. Выработать методику определения ценностной направленности программ культурно-просветительского канала и с её помощью выявить основные составляющие ценностной направленности программ канала «Культура».

Объектом исследования в диссертационной работе стали программы канала «Культура», а предметом исследования - их ценностная направленность.

Методом диссертационного исследования будет анализ содержания программ, а так же анализ их ценностной направленности. Методика анализа ценностной направленности была разработана автором на основе методики определения системы ценностей человека в деятельности и поведении американского аксиолога М. Рокича, адаптированная для нашей страны А. Гоштаусом, А.А. Семёновым и В.А. Ядовым,19 частично с применением тезаурусного подхода к систематизации общих проблем человеческой культуры, которые последовательно осваивает личность в своём развитии, разработанного культурологом Вл. Луковым.20

Научная новизна работы заключается, прежде всего, в постановке и всестороннем рассмотрении проблемы формирования культурно-просветительским телевидением единого социокультурного пространства через ценностную направленность программ. А также в разработке авторской методики анализа этой направленности.

19 См.: Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред.
В.А. Ядова. - Л., 1979, стр. 208 - 209.

20 См.: Луков М.В. Указ соч, стр. 72 - 73.

Структура диссертации обусловлена целями и задачами работы и включает в себя введение, три главы, заключение, библиографию и четыре приложения с рабочими материалами проведённых автором исследований.

Первая глава — «Ценностный аспект формирования телевидением
единого социокультурного пространства страны» - состоит из трёх
параграфов. В данной главе рассматривается само понятие «ценностные
ориентации личности», отражается механизм их формирования и
социокультурная роль телевидения в формировании ценностных
ориентации. Рассматривается уникальная роль культурно-

просветительского телевещания как синтеза искусства и журналистики. Роль, заключающаяся во вкладе в формирование человеком отношения к познанию новых для него смыслов, транслируемых специализированными сферами культуры, как к личной ценности. Вводится понятие «ценностной направленности программ» и формулируются базовые принципы редакционной политики культурно-просветительского канала в отношении её формирования.

Вторая глава - «Культурно-морфологический анализ программ канала «Культура» в рамках проблем просветительства» - состоит из двух разделов. В данной главе анализируется тематика программ канала с точки зрения

морфологического строения культуры . В данном анализе мы опирались на одну из последних и наиболее полных классификаций морфологии культуры А.Я. Флиера. Его цель - выявить те сферы специализированной или неспециализированной (обыденной) культуры, на отражение которых более всего направлена редакционная политика канала. Этой сферой по результатам исследования стала сфера познания и рефлексии мира и человека, с доминированием «подсферы» - художественной культуры за

См.: Флиер А.Я. Культурология для культурологов. — М., 2000, стр. 134-135.

исключением «массового искусства». Далее, исходя из результатов анализа
в главе сформулированы принципы редакционной политики освещения
сферы художественной культуры для широкой аудитории и

проанализировано, в какой степени редакционная политика канала «Культура» соответствует этим принципам.

В третьей главе, названной «Ценностно-ориентационная направленность программ канала «Культура», формулируется методика анализа ценностной направленности передач телеканала, и по данной методике анализируется одна неделя эфира канала «Культура» в сравнении с одной неделей эфира канала «Россия», который входит в тот же государственный холдинг ВГТРК, но в отличие от «Культуры» финансируется от размещения рекламы и строит программную политику на основе коммерческой модели телевещания.

Библиография работы включает в себя 137 источников, в том числе монографии, статьи и диссертации. В четырёх приложениях собраны рабочие материалы трёх проведённых автором исследований телепрограмм каналов «Культура» и «Россия» (для сравнения), а так дополнительно представлены аннотации регулярных и цикловых программ канала «Культура», вышедших в эфир в сентябре 2008 года. На защиту выносятся следующие положения: 1. Одним из важнейших факторов формирования телевидением единого социокультурного пространства страны является ценностная направленность программ. Она формируется через отражение в программах ценностных ориентации документальных героев, проявляющихся в их деятельности, поведении и общении и выступающих в качестве альтернатив ориентиров деятельности, поведения, общения для зрителя.

  1. Культурно-просветительское телевещание можно определить как результат уникального синтеза искусства и журналистики, которое, с одной стороны, формирует для конкретного зрителя новые смыслы в сфере человеческих отношений, но с другой, в отличие от искусства, не уникальным художественным языком, а языком, понятным широкой аудитории.

  2. Методика исследования ценностно-ориентационной направленности программ, выработанная автором на основе методики терминальных и инструментальных ценностей американского аксиолога М. Рокича и тезаурусного подхода к освоению человеком общих культурных норм, разработанного культурологом Вл. Луковым, позволяет определить, какие ориентиры деятельности и нормы поведения транслируют программы канала «Культура».

  3. Ценностная направленность программ культурно-просветительского канала, ориентированная на общие социокультурные нормы и идеалы, может выступать важнейшим фактором формирования единого социокультурного пространства страны при условии реализации в программах канала функции жизненной ориентации широкой аудитории.

Научно-практическая значимость исследования заключается в возможности применения материалов диссертации для дальнейших исследований ценностной направленности телепрограмм в рамках различных проблем. В частности, в рассмотрении вопросов вклада телепрограмм в социализацию и формирование системы ценностей личности, формирования телевидением единого социокультурного пространства через распространение общих социокультурных идеалов и норм. Сведения, содержащиеся в диссертации, могут стать базой для спецкурсов, курсовых и дипломных работ студентов.

Материалы и основные положения исследования были апробированы в ходе международных научных конференций студентов, аспирантов и молодых учёных, проходивших в МГУ им. Ломоносова в 2007м и 2008м году. Основные положения диссертации обсуждены на заседаниях кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ.

Содержание диссертации нашло отражение в следующих научных публикациях:

  1. Культурно-просветительские программы как синтез искусства и журналистики // Вестник МГУ, серия 10 (журналистика), №6, 2008, стр. 115-119.

  2. Потенциал воздействия телевидения на ценностные ориентации личности // XV Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2008» - М., 2008. http ://www .lomonosov-msu .ш/2008/.

Понятие культуры. Понятие и механизмы формирования ценностных ориентации

В первую очередь важно отметить такое качество, как многомерность и всеохватность самого понятия «культура». Сами по себе его определения, закреплённые в философских, социологических и собственно культурологических энциклопедиях или словарях и тем самым отражающие подход к пониманию культуры в рамках данных исследовательских дисциплин, свидетельствуют: культура - чрезвычайно широкое понятие.

«Культура - исторически развивающаяся надбиологическая сфера человеческой жизнедеятельности (труд, поведение и общение), благодаря которой обеспечивается воспроизводство и изменение социальной жизни ВО всех её проявлениях. Культура хранит и транслирует исторически накапливаемый социальный опыт» - свидетельствует социологическая энциклопедия22.

«Культура - сложная гомеостатическая система внебиологической природы, содержащая совокупный опыт видового существования человека, и обеспечивающая накопление, воспроизводство, развитие и использование этого опыта» - говорит о том же самом чуть другими словами Энциклопедия культурологии22.

«Система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения), обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех ее проявлениях. Программы деятельности, поведения и общения представлены многообразием знаний, норм, навыков, идеалов, образцов, идей, гипотез, верований, целей и т. п.», - как бы резюмирует «Новая философская, энциклопедия».

Из этих определений напрямую следует, что культура передставляет собой зафиксированный и систематизированный совокупный человеческий опыт во всех сферах жизни.

Далее необходимо отметить, что же следует считать культурным пространством. Культурным пространством можно считать то пространство социальной жизни, в котором в основе.всех человеческих отношений лежит тот совокупный опыт, который накопила культура. И то пространство социальной жизни, в которое культура этот совокупный опыт транслирует.

Что же считать основным признаком и базисом1 единства культурного пространства? На наш взгляд, базис единства культурного пространства обеспечивают предельно- общие программы, человеческой деятельности поведения и общения в целом, то есть программы, которые становятся основой социальной жизни во всех сферах культуры, на всем культурном" пространстве, а не в какой-либо отдельной сфере или в отдельно взятой части этого пространства. И конечно, тем самым мы приходим к выводу, что речь идет об общих социокультурных нормах и идеалах.

Таким образом, механизмом формирования единства культурного пространства можно считать передачу общих социокультурных идеалов и норм. Почему же мы обращаемся именно к воздействию на ценностные ориентации аудитории, если утверждаем, что единое культурное пространство формируется общими идеалами и нормами? Дело в том, что социальные идеалы и нормы без воздействия на ценностные ориентации телезрителя останутся абстрактными предписаниями вне реальной социальной жизни. Поэтому наш ключевой тезис заключается в том, что формирование единого культурного пространства страны возможно только при воздействии на ценностные ориентации людей.

Таким образом, ценностные ориентации являются одним из ключевых понятий в нашей дальнейшей работе. Ценностные ориентации являются предметом исследований в общей и социальной психологии, социологии и педагогике. В качестве теоретического основания собственно концепции называют учение М. Вебера о ценностно-рациональном действии, которое известный политолог и социолог разрабатывал в различных трудах и статьях приблизительно с начала века и до самой своей кончины в тысяча девятьсот двадцатом году. В частности, особо стоит отметить работу «Основные социологические понятия», которая издана в составе сборника статей М. Вебера «Избранные произведения», вышедшего в 1990-м году в Москве.

Само по себе понятие «ценность» на конкретно-психологическом, личностном уровне означает «отношение значимости для человека», причем положительная степень этой значимости может приближаться к абсолюту: к святости. Доктор философских наук П.С. Гуревич дает следующее определение ценности: «жизненная и практическая установка индивида, выражающая то, что для него свято, а также важно, значимо»23. Причем, как отмечает психолог А.С. Шаров: «В ценностях как внутренних границах (человеческой личности - М. Н.) имеется и присущая им специфика, которая заключается в том, что они выводят человека на самый широкий контекст его жизнедеятельности — культурный (курсив наш — М.Н.)»24.

В отечественной науке исследования ценностных ориентации берут свое начало в шестидесятые годы. Спектр подходов к понятию чрезвычайно широк и потому не может быть рассмотрен в нашем исследовании полностью. Наиболее известны определения ценностных ориентации, разработанные известными теоретиками отечественной психологии Д.А. Леонтьевым и А.В. Петровским, а также одним из выдающихся российских социологов В.А. Ядовым. Перед тем как обосновать и сформировать определение ценностных ориентации личности в контексте нашего исследования, вкратце рассмотрим позиции вышеперечисленных авторов.

Д.А. Леонтьев понимает под ценностными ориентациями «отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров» . Правда, эта позиция предполагает, что ценности именно как ценности существуют только вне человека, что и подтверждается его концепцией трех форм существования ценностей26. Первая форма - социальные идеалы, то есть «выраженные общественным сознанием и присутствующие в нем представления о совершенстве в различных сферах общественной жизни»,27 выступают как собственно ценности. Ценности предметные определяются исследователем как воплощение социальных идеалов в сумме произведений материальной и духовной культуры . Личностными ценностями, интересующими нас более всего как содержательное наполнение системы ценностных ориентации человека, Д.А. Леонтьев называет «инвариантные аспекты социального и общечеловеческого опыта, существующие в структуре личности в форме моделей должного ...и задающие конечные ориентиры индивидуальной деятельности конкретного человека»29, то есть, по сути, как точно отмечено в обзорной работе В.В. Крюкова и М.П. Данилковой, «интериоризированные в структуру личности социальные идеалы». Д. А. Леонтьев позже относит к формам существования ценностей «материальную и духовную культуру, социальные нормы, обычаи, традиции, обряды»" , но сути дела это не меняет.

Роль ТВ в формировании ценностных ориентации. Передача социокультурных ориентиров как альтернатив

Следующий вопрос, который требует детального рассмотрения - это вопрос о роли телевидения в формировании ценностных ориентации личности. Какова она в этом глубоко индивидуальном процессе, можно ли вообще говорить о формировании телевидением единого культурного пространства через вклад в системы ценностей людей? И каким образом и на основе каких механизмов отношений телевидения и широкой аудитории те идеалы и нормы, которые несут ей просветительские программы, могут быть с большей или меньшей степенью вероятности ей восприняты?

Именно в такой форме этот вопрос практически не ставился до сих пор. Отечественные исследователи - Вл. Борев, Б.М. Сапунов, В.М. Березин и ряд других, - рассматривая различные аспекты отношений телевидения и культуры, только касались этой проблемы.

Б.М. Сапунов в работе «Телевидение и культура», в частности, пишет: «Культура только тогда становится действенным фактором социальной жизни, когда она осваивается массами, проходит через сознание, душу и сердце человека, определяя его жизненные установки и поведение. Поэтому и культурная роль телевидения определяется тем, насколько его передачи воспринимаются зрителями, способствуют повышению культуры каждой личности»47. Однако потенциал воздействия ТВ на зрителя исследователь определяет, опираясь исключительно на его коммуникативные особенности как канала передачи информации: наглядность, персонификация знаний, возможность отражения обратной связи со зрителями . Столь важные проблемы, как подготовка к восприятию сложного и насыщенного аудиовизуального языка культурно-просветительского ТВ или формирование у зрителя избирательности в просмотре программ, автор предлагает решать созданием особого курса «Телевизионной культуры» в школе . Но мы не можем считать такой подход правильным, поскольку исследователь де-факто бремя формирования будущих зрителей культурно-просветительского телевидения частично возлагает на институт школьного образования, тем самым частично же, но снимая ответственность за это с культурно-просветительского телевещания. Кстати отметим, что «жизненные установки и поведение зрителя» (по цитированному выше выражению Б.М. Сапунова) определяют именно его ценностные ориентации. Сходную позицию с Б.М. Сапуновым отстаивает и Вл. Борев. В частности, исследователь пишет: «Прямое воздействие (на человека - М.Н.) оказывает нравственный смысл, заложенный в содержании продукции СМК»50. При этом механизм прямого воздействия автор, увы, не рассматривает, ограничившись в данном контексте неудачным, на наш взгляд примером: исследователь приводит свидетельства об эффекте воздействия на защитников революционного Мадрида и бывшего министра юстиции Баварии Кленка фильма СМ. Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин»51.

Мысль В.М Березина, высказанную им в одной из последних на сегодняшний день работ, посвященных затрагиваемой нами проблематике, имеет смысл процитировать полностью: «Телевизионную массовую коммуникацию необходимо рассматривать как иного рода массовую коммуникацию в первую очередь с точки зрения возникновения в процессе и посредством этой коммуникации нового — нового качества жизни, качества знания, человеческих отношений. Это новое является подвижкой-сдвигом, развитием, улучшением прежнего качества жизни, знания социальных отношений в сторону их этичности, постижения истины, а не отхода от нее, в сторону гармонизации и эстетичности их форм и содержания. Нравственная отзывчивость личности на такое новое — совесть (курсив наш - М.Н.), эстетическая отзывчивость - стремление человека к красоте (курсив наш - М.Н.)»52. Правильная мысль-пожелание, но опять-таки выраженная в максимально1 общих фразах. Автор не указывает, как именно и за счет чего у зрителя возникают отзывчивость-совесть и отзывчивость-стремление к красоте.

Мы рассмотрим проблему в рамках собственного подхода. Первое, о чем необходимо сказать, это благодаря чему, за счет чего телевидение в принципе может быть востребовано личностью. Нам нет нужды рассматривать проблему всецело, но в контексте нашего исследования необходимо обратить внимание на следующий аспект отношений ТВ и зрителя. Уникальное свойство телевидения как коммуникативной подсистемы культуры - передача изображения на расстояние53 (а в частности, и симультанность: не стоит забывать, что телевидение начиналось с прямых трансляций) - как бы наложилось на давнюю мечту людей о некоем «всевидении»54, о возможности заглянуть за горизонт видимого ими жизненного пространства. Благодаря этому телевидение и распространилось столь широко и быстро, было столь востребовано людьми как одна из коммуникативных подсистем культуры. Причём, с развитием технологии спутниковой и сетевой передачи телесигнала в последние годы процесс распространения ТВ только усилился. «Телевизионные сообщения - особенно теперь, при наличии спутников связи - поступают со всего света, значит, великий дар телевидения состоит в том, что его посредством весь мир обрел зримость. А так как ТВ не "изымает" зрителя из его будничной среды, напротив - само стремится туда, то вместе с телевидением весь мир врывается в жилище отдельного индивида... В эпоху телевидения не человек ездит по свету, но образы со всего мира - со всех стран и континентов - устремляются к телезрителю и, потеряв материальность, роятся вокруг него - словно затем, чтобы покорно попасть в его "совокупный социальный опыт" и "модель мира"», - писал известный исследователь ТВ как культурного феномена В. И. Михалкович.55

Телевидение расширяет границы реального мира, доступного для видения и осмысления его человеком, достраивает и дополняет доступное личности социокультурное пространство, то есть вносит свой вклад в формирование индивидуального образа действительности. Это фактически означает, что запросы конкретного человека к телевидению как источнику информации об окружающей действительности, в общем, те же, что и к самой реальности. Французский социолог Пьер Бурдье приводит очень точное наблюдение в рамках данной темы: «Для некоторых из наших философов (и писателей) «быть» значит быть показанным по телевизору, т. е. в итоге быть замеченным журналистами или, как говорят, находиться на хорошем счету у журналистов (что невозможно без компромиссов и самокомпрометации). И действительно, поскольку они не могут рассчитывать только на свои произведения, чтобы продолжать существовать для публики, то у них нет другого выхода, кроме как появляться как можно чаще на экране, а стало быть писать через регулярные и насколько возможно короткие интервалы времени произведения, основная функция которых, по словам Жиля Делеза, обеспечить их авторам приглашение на телевидение».56

От «культуры» к «познанию»

Опираясь на приведенное в первой главе определение понятия «культура», мы фактически можем исходить из того, что канал, названный «Культура», так или иначе отражает в своих программах культурные нормы «воспроизводства и изменения социальной жизни во всех её проявлениях». Возможно ли это в принципе? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к морфологии культуры.

Одной из последних и наиболее полных классификаций морфологии культуры можно считать классификацию А. М. Флиера, на которую мы и будем опираться в нашей дальнейшей работе84.

Исследователь исходит из разработанной философами-эволюционистами прошлого века концепции структурирования культуры на специализированную и неспециализированную и развёрнутой на этой основе уже в наши дни теории Э.А. Орловой.

В первую очередь A.M. Флиер делит культуру на специализированную и обыденную. Сам автор избирает термин «обыденная культура», но мы позволим себе заменить его термином «неспециализированная культура» во избежание путаницы, поскольку ниже мы используем термин А.В. Лукова «обыденная культура».

Целесообразность деления культуры на специализированную и неспециализированную A.M. Флиер видит в том, что основные функции человеческой жизнедеятельности возникали в недрах неспециализированной культуры (повседневной практики, входившей в привычный образ жизни крестьянина или горожанина и которой не нужно было специально учиться; основные ее знания усваивались на уровне общего воспитания и обыденных социальных контактов), но со временем выделялись в специализированные профессии, освоение которых было уже практически невозможным без специального профессионального образования, на чем собственно и строится специализированная культура. При этом основные функции обеих сфер культуры продолжают существовать параллельно, но в разных областях жизни человека.

Далее A.M. Флиер выделяет в рамках культуры четыре основных блока: а) культура социальной организации и регуляции, в область которой входят такие специализированные и неспециализированные сферы жизнедеятельности, как: — хозяйственная культура (на специализированном уровне — экономика, торговля, финансы и т. п.; на неспециализированном уровне — домашнее и приусадебное хозяйство); — правовая культура (специализированная — право, юриспруденция, система охраны общественного порядка и регуляции правовых отношений; неспециализированная — мораль, нравственность, общественное мнение); — политическая культура (специализированная — государственная политика, идеология, управленческая работа, военное и полицейское дело и пр.; неспециализированная — межличностные отношения между людьми в области приватного взаимодействия); б) культура познания и рефлексии мира, человека и межчеловеческих отношений: — философская культура (специализированная — труды специалистов-философов; неспециализированная — здравый смысл обыденных представлений о мире и правилах человеческого поведения, народная мудрость); — научная культура (специализированная — профессиональная наука; неспециализированная — повседневные рациональные знания о мире, бытовая логика социальной жизнедеятельности); — религиозная культура (специализированная — систематизированные религиозные учения, конфессии и деноминации, профессионально построенная эзотерика; неспециализированная — мистика, бытовая магия, разнообразные проявления языческих атавизмов); — художественная культура (специализированная — построенное на специальном образовании или самодеятельное искусство, но под руководством профессионалов; неспециализированная — бытовое, «саморазвлекательное» искусство, а также разные виды имитационно-игровой деятельности и т. п.); в) культура социальной коммуникации, накопления, хранения и трансляции информации: — культура межличностных информационных контактов (реально существует только в неспециализированной форме); —культура массовой информации (специализированная — профессиональные СМИ, реклама, общественные связи; неспециализированная — слухи, сплетни и т. п.); — информационно-кумулятивная культура (специализированная — система музеев, библиотек, архивов, электронных банков информации и пр.; неспециализированная — предания, верования, легенды и т. п.); — культура межпоколенной трансляции социального опыта, культурной компетенции и знаний (специализированная — система среднего и высшего образования, специальных учреждений дошкольного воспитания, клубов и кружков по интересам и др. институций социализации и инкультурации личности; неспециализированная — система домашнего воспитания, «дворовые» компании, обыденное социальное общение, а также традиции, обычаи, нравы и пр.); г) культура физической и психической репродукции, реабилитации и рекреации человека: — сексуальная культура (с точки зрения решения задач продолжения рода существует только в неспециализированных формах); —культура физического развития (специализированная — профессиональный спорт и близкие к нему формы туризма; неспециализированная — физкультура, массовый спортивный туризм, культуризм и т. п.); — культура поддержания и восстановления здоровья (специализированная — медицина и система санаторно-лечебного обслуживания; неспециализированная — самолечение, знахарство и пр.); — культура восстановления энергобаланса человека (кулинария, система и структура питания и пр.; по мнению A.M. Флиера, четкое разделение на специализированную и неспециализированную затруднительно).

Методика исследования ценностной направленности

Основная задача первого исследования ценностной направленности программ канала «Культура» — выявить, какие общие социокультурные ориентиры (социальные идеалы и нормы поведения), которые являются основой социальной жизни во всех сферах культуры, несет своим программным содержанием канал «Культура» в сфере деятельности? В качестве методологической основы нашего исследования мы обратились к одной из наиболее признанных методик исследования иерархии ценностных ориентации личности в области общечеловеческих социокультурных ориентиров: методике американского аксиолога М. Рокича, адаптированной для нашей страны А. Гоштаусом, А.А. Семёновым и В.А. Ядовым106. Анализируя различные источники, в первую очередь литературные, учёный-аксиолог сформировал перечень из 36 ориентиров. Сам М. Рокич называет их «ценностями», но, следуя нашему подходу к пониманию природы ценности, мы не можем согласиться с исследователем и остановимся на термине «ориентир».

М. Рокич выделил два класса ценностей, в каждый из которых поместил по 18 ориентиров: а) терминальные ценности - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной или общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться; б) инструментальные ценности - убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях.

Из этих определений напрямую следует, что терминальные ценности мы можем считать ориентирами деятельности, а инструментальные -нормами поведения.

В соответствии с задачами нашего исследования мы считаем правильным скорректировать и дополнить методику М. Рокича, так как данная методика создавалась, повторим, для выявления иерархии ценностных ориентации у человека.

Во-первых, в перечне «Ориентиры деятельности» мы считаем правильным классифицировать сформулированные Рокичем ориентиры исходя из вышеописанной нами пирамиды тезауруса Вл. Лукова, а также частично дополнить, опираясь на проблемы общечеловеческих отношений, заявленные в тезаурусе как основания для присвоения личностью соответствующих норм культуры. Мы исходим из тезиса, что решение этих общечеловеческих проблем по своей сути является ориентиром человеческой деятельности.

В результате нами было исследовано проявление в ценностных ориентациях героев программ следующих ориентиров деятельности. 1 . В контексте проблем выживания. Здесь речь идет только о самосохранении человека в условиях агрессивно противостоящей ему среды (жестокость, насилие, страх смерти и т. п.). Естественно, что ни о каких социокультурных ориентирах на этом уровне говорить не приходится. 2. В контексте проблем распространения, рождения детей, семьи, секса. На этой ступени человек начинает осознавать и закреплять свой личный статус в плане собственности (статусные отношения в обществе — это отношения в области распределения власти и собственности - М.Н.). Сюда можно отнести такой социокультурный ориентир Рокича, как «материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)», но с необходимой оговоркой: «стремление к материальной обеспеченности как воплощению высокого статуса (в представлении конкретного человека) в социальной иерархии». Само по себе стремление к материальной обеспеченности нельзя «по умолчанию» не считать социокультурным ориентиром, так как отношения в вопросах собственности (как и институты защиты собственности) существуют в обществе на легитимных основаниях. На этом же уровне человек начинает стремиться к противоположному полу, заботясь о продолжении рода. Сюда можно отнести такие ценности, как «стремление к счастливой семейной жизни».

3. В контексте проблем власти, иерархической организации общества. Здесь речь идет уже об осознания человеком своего статуса в плане власти. Рокич не выделяет здесь никаких терминальных ценностей, но нам представляется правильным дополнить эту классификацию таким ориентиром, как «стремление обладать властью как к воплощению высокого статуса (в представлении конкретного человека) в социальной иерархии».

Само по себе стремление к власти опять же нельзя «по умолчанию» не считать социокультурным ориентиром, так как властные отношения (как и институты власти) таким же образом существуют в обществе на легитимных основаниях.

4. В контексте проблем коммуникации на уровне чувств (любовь, дружба, ненависть, зависть и т. д.), т.е. на уровне эмоционального освоения мира в рамках отношений с этим миром. Здесь можно выделить опять же как бы два полюса: с одной стороны, стремление к сильной эмоциональной разрядке, куда можно отнести такую ценность как «стремление к развлечениям (приятному, необременительному времяпрепровождению, отсутствию обязанностей)», и с другой стороны, стремление к высшим эмоциональным переживаниям (любви, дружбе и т.д.). Сюда можно отнести такие ценности М Рокича, как: «наличие хороших и верных друзей», «любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)».

5. В контексте проблем коммуникации на уровне диалога, высказы вания, письма и т. д. Речь идет уже о рациональном освоении мира и своего места в нем. Мы относим сюда такие ориентиры, выделяемые М. Рокичем, как: «здоровье (физическое и психическое)»; «продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возмоэюностей, сил и способностей)»; «познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)»; «ценность интересной работы, стремление к профессиональной самореализации»; «общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе)»; «развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование) »; «жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)».

6. В контексте проблем теоретического осмысления действительности. Здесь речь идет о стремлении осознать мир в его основах, в его фундаменте. Поэтому относим такие ценности, как «познание», но на более высшем его уровне: «стремление к познанию основ культуры в той или иной ее сфере»; «стремление познать красоту природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)»; «счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)».

Похожие диссертации на Ценностная направленность программ как фактор культурно-просветительского телевещания