Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Газета "Казан мохбире" ("Казанский вестник") и ее роль в развитии татарской публицистики начала XX века Аскаров Марсель Асхатович

Газета "Казан мохбире" ("Казанский вестник") и ее роль в развитии татарской публицистики начала XX века
<
Газета "Казан мохбире" ("Казанский вестник") и ее роль в развитии татарской публицистики начала XX века Газета "Казан мохбире" ("Казанский вестник") и ее роль в развитии татарской публицистики начала XX века Газета "Казан мохбире" ("Казанский вестник") и ее роль в развитии татарской публицистики начала XX века Газета "Казан мохбире" ("Казанский вестник") и ее роль в развитии татарской публицистики начала XX века Газета "Казан мохбире" ("Казанский вестник") и ее роль в развитии татарской публицистики начала XX века Газета "Казан мохбире" ("Казанский вестник") и ее роль в развитии татарской публицистики начала XX века Газета "Казан мохбире" ("Казанский вестник") и ее роль в развитии татарской публицистики начала XX века Газета "Казан мохбире" ("Казанский вестник") и ее роль в развитии татарской публицистики начала XX века Газета "Казан мохбире" ("Казанский вестник") и ее роль в развитии татарской публицистики начала XX века Газета "Казан мохбире" ("Казанский вестник") и ее роль в развитии татарской публицистики начала XX века Газета "Казан мохбире" ("Казанский вестник") и ее роль в развитии татарской публицистики начала XX века Газета "Казан мохбире" ("Казанский вестник") и ее роль в развитии татарской публицистики начала XX века
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Аскаров Марсель Асхатович. Газета "Казан мохбире" ("Казанский вестник") и ее роль в развитии татарской публицистики начала XX века : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 : Казань, 2004 166 c. РГБ ОД, 61:05-10/579

Содержание к диссертации

Введение

Глава первая. Газета «Казан мохбире» в системе татарской периодической печати начала XX века

1. Общая характеристика издания 10

2. «Казан мохбире» в структуре общественно-политической классификации татарской прессы начала XX века 21

3. «Казан мохбире» в контексте формирования и развития татарского либерально-демократического движения 31

Выводы 35

Глава вторая. Проблематика и основные темы публицистики «Казан мохбире»

1. Общий обзор проблематики газеты 37

2. Общечеловеческие ценности в публицистике «Казан мохбире» 41

3. Проблемы образования и просвещения 47

4. Национальная тематика в публицистике «Казан мохбире» 53

5. Освещение деятельности Государственной Думы 60

6. Аграрно-крестьянский вопрос 68

7. Женский вопрос на страницах «Казан мохбире» 72

Выводы 77

Глава третья. Вклад «Казан мохбире» в развитие татарского публицистического стиля начала XX века

1. Основные тенденции в развитии татарской публицистики начала XX века 79

2. Творческая лаборатория ведущих публицистов «Казан мохбире» (1905-1906гг.) 83

3. Общественно-политическая лексика публицистики «Казан мохбире»...91

4. Синтаксические особенности публицистики «Казан мохбире» 98

5. Образный потенциал публицистики «Казан мохбире» 106

6. Аргументация в публицистических текстах «Казан мохбире» 116

Выводы 142

Заключение 144

Список использованной научной литературы и источников ..149

Введение к работе

В истории татарской периодической печати начала XX века либеральная и консервативная печать долгое время оставалась в тени и рассматривалась, как правило, в строго негативном плане. Более того, авторы некоторых исследований по данному периоду разделяют татарскую печать на два противоположных, враждующих друг с другом лагеря. С одной стороны, это революционно-пролетарская, а с другой — либерально-буржуазная пресса. Такое деление тормозило и осложняло изучение истории татарской печати начала XX века. О легальных революционно-демократических и пролетарских изданиях было написано множество научных трудов. Представители же либерально-буржуазного лагеря прессы интересовали немногих.

В последние десять лет в условиях кардинального переосмысления нашей истории богатейшее наследие либеральной прессы вновь вызывает огромный интерес. За это время выросла целая плеяда исследователей, способных критически и по-новаторски переосмыслить опыт национальной периодики. Именно эти исследователи, заострив внимание на прогрессивном и демократическом содержании либеральной прессы, приступили к изучению истории татарской журналистики в более объективном и научном плане.

Конечно же, исследования всего многообразия органов татарской периодической печати начала XX века и различных типов изданий — дело будущего. И для историков журналистики здесь остается еще необозримое поле деятельности.

Воссоздание полной картины самых ярких, «типичных» для всего периода изданий в настоящее время близится к завершению. Но по-прежнему недостаточно изученным звеном остается либеральная периодика. До сих пор не исследован целый ряд «типичных» для этого звена изданий, да и изученные нуждаются в серьезном переосмыслении. «Догматические

стереотипы, — пишет историк татарской печати Р.Амирханов, — сковывавшие развитие научного мышления, приучили признавать приоритетность классового над общечеловеческим, сплошь усматривать в оппонентах большевиков, социально-демократической печати идейных противников, классовых врагов и т.д. В результате произошла деформация наших представлений об истории как о едином, многомерном и противоречивом процессе» (Амирханов, 2002, с.58).

К сожалению, единый взгляд на ряд основополагающих вопросов типологии татарской печати начала XX века еще не выработан. И это в свою очередь затрудняет исследование конкретных типов изданий. Недостаточно разработаны теоретические положения системного типологического анализа, что также осложняет работу, направленную на создание полной, целостной картины татарской периодики начала века.

Нуждается в серьёзном переосмыслении и общественно-политическая классификация татарской печати начала XX века со всеми её идейными направлениями. На сегодняшний день в этой классификации либеральные газеты и журналы представлены единственным направлением «либерально-буржуазной периодики». Однако, как нам кажется, ограничение прессы либералов только буржуазным течением и тем самым противопоставление её революционно-демократическому лагерю прессы является не только пережитком прошлого, но и тормозящим фактором в изучении богатой палитры либеральной печати. Так, например, именно эти пережитки противостоят развитию предложенного в последние годы учёным Р.Амирхановым понятия «татарской либерально-демократической прессы». В своем исследовании мы выражаем полную солидарность с учёным. Мы также считаем, что деятельность татарской либеральной прессы начала XX века была гораздо богаче и разнообразнее, и в нем наравне с либерально-

буржуазными изданиями имело право на существование и либерально-демократическая пресса.

Актуальность темы. Изучение публицистического наследия газеты «Казан мохбире» показывает вклад либеральной печати в развитие татарской прогрессивно-демократической публицистики начала XX века. Долгие годы роль либеральных изданий в развитии татарской демократической публицистики особо не учитывалась. Подобные издания считались олицетворением реакционных тёмных сил, которые якобы под предлогом защиты интересов нации боролись со всеми носителями передового мышления. Кроме того, наше исследование намечает основные характеристики и знаковые черты идейного направления «Казан мохбире», которое предположительно мы склонны считать либерально-демократическим. Всё это обусловливает актуальность выбранной нами темы.

Объектом исследования диссертации выбрана газета «Казан мохбире» — официальный печатный орган первой татарской либерально-демократической партии «Иттифак-аль-муслимин». Именно эта газета, на наш взгляд, отражает основные тенденции и знаковые черты, присущие татарской либеральной печати с сильно развитым демократическим ядром.

Предметом исследования явились публицистические выступления, опубликованные в «Казан мохбире» в период с 1905 по 1906 гг.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1905 по 1906 годы — с даты выхода в свет первого номера газеты «Казан мохбире» до конца 1906 года. Это мы объясняем тем, что именно в данный период демократическая публицистика в «Казан мохбире» переживала свой расцвет.

Степень изученности темы. Объектом нашего исследования является либеральная газета «Казан мохбире», вклад которой в развитие татарской публицистики изучен только частично. В контексте изучения татарской

дореволюционной печати это издание охарактеризовали такие ученые, как Г.Ибрагимов, Г.Сагди, М.Гайнуллин. Новыми и интересными фактами их дополнили В.Хаков, Р.Нуруллина и Р.Амирханов.

В исследованиях М.Гайнуллина мы видим попытки обратить внимание на демократические тенденции «Казан мохбире». Однако нахождение этого «демократического духа» здесь ограничивается отдельно взятыми публикациями, освещающими рабоче-крестьянскую тематику.

Важно отметить, что работы М.Гайнуллина выполнены в целом в литературоведческом плане. Автора преимущественно интересовали жанровые особенности публикаций «Казан мохбире» и творчество известных татарских писателей, сотрудничавших с этой газетой. Это, в свою очередь, помогло нам проследить эволюцию татарской публицистики начала XX века.

Заметный вклад в изучение данной проблемы внёс ученый-языковед В.Хаков. Он исследовал общественно-политическую лексику «Казан мохбире» в контексте развития татарской публицистики 1905-1907 гг. Ученый наметил основные пути формирования демократичной газетной лексики. А также определил роль «Казан мохбире» в развитии татарского литературного языка.

Между тем все эти труды освещают лишь отдельные моменты огромного публицистического наследия «Казан мохбире». Несмотря на наличие определенного количества работ, посвященных избранной проблематике, серьёзного систематического исследования демократической публицистики «Казан мохбире» до настоящего времени не предпринималось.

Основная цель диссертационного исследования заключается в определении роли газеты «Казан мохбире» в развитии татарской публицистики начала XX века.

Задачи исследования состоят в следующем:

— конкретизировать и обосновать общественно-политическое (идейное)

направление «Казан мохбире»;

— изучить проблематику и основные темы, жанровое своеобразие, методы аргументации, образный потенциал, лексические и синтаксические особенности публицистики «Казан мохбире» с тем, чтобы показать вклад газеты в развитие татарской публицистики начала XX века.

Научная новизна исследования состоит в том, что это первое целенаправленное изучение публицистического наследия газеты «Казан мохбире». Анализ тематики, лексических и синтаксических особенностей, образного потенциала, методов аргументации, жанрового своеобразия материалов — всё это способствует раскрытию роли «Казан мохбире» в развитии татарского публицистического стиля.

В диссертации мы попытались дать чёткую и исчерпывающую характеристику идейного направления этого издания. Данный труд является одной из первых попыток обоснования и выделения «либерально-демократического направления» в татарской прессе, носительницей основных черт и характеристик которой мы считаем газету «Казан мохбире». Мы надеемся, что последующие труды в этом направлении дополнят и обогатят теоретическую базу исследований по татарской либерально-демократической печати.

Методологическую базу исследования составили научно-теоретические разработки таких ученых, как М.Гайнуллин, Р.Нуруллина, Р.Амирханов, Р.Фахрутдинов, В.Хаков, И.Низамов, В.Гарифуллин, С.Махонина, В.Ученова, М.Черепахов, Е.Прохоров и В.Калачинский.

Методы научного исследования. При исследовании темы диссертации были использованы описательный и сравнительно-сопоставительный методы; метод аргументирования; приемы лексического, синтаксического и типологического анализа. Тема диссертации требует комплексного подхода. Этот подход определил и методику исследования, в основу которой положен принцип целостности и историзма.

Апробация работы. Результаты исследования докладывались на итоговых научных конференциях Казанского государственного университета /2002, 2003/ й на первых мемориальных Каримуллинских чтениях /2003 г./. Основные положения диссертации отражены в публикациях журналов «Мэгариф» («Просвещение»), «Фэн Ьэм тел» («Наука и язык») и в научном и учебно-методическом альманахе «Тонус».

Общая характеристика издания

Газета «Казан мохбире» («Казанский вестник») — это вторая по счету татарская газета, появившаяся на территории Российской империи в начале XX века. Первой была газета «Hyp», издававшаяся в Санкт-Петербурге Г.Баязитовым. Но пальмы первенства «Казан мохбире» все-таки удостоилась. В историю татарской печати и журналистики она вошла как первое татароязычное периодическое издание, начавшее выходить в городе Казани. Не случайно в 1916 году, когда отмечалось десятилетие татарской печати, многие назвали «Казан мохбире» первой татарской газетой (Мардиева, 2003, с.39-40).

Годы издания «Казан мохбире» в разных источниках указывались по-разному. Так, например, в библиографическом указателе «Газеты и журналы на татарском языке (1905-1985)» временем выхода в свет «Казан мохбире» называют 1906 год, а закрытие датируют 1910-м.

«Во всех исследованиях до последнего времени, — пишет профессор М.Гайнуллин, - указывалось, что «Казан мохбире» с 226-го номера стала выпускаться как приложение к «Баянульхак»у и была прекращена 22 декабря 1910 года. Анализ материалов «Казан мохбире» свидетельствует, что газета продолжала выходить как самостоятельный орган до конца своей деятельности. Нами установлено, что издание ее было прекращено в 1911 году, после выхода 416-го номера» (Гайнуллин, 1983, с.27).

Но в некшорых библиографических указателях даже после такого заявления, высказанного авторитетным ученым, дату прекращения издания по-прежнему ограничивали 1910-м годом. Причиной этого является то, что в архивах и книгохранилищах Казани хранятся только те номера «Казан мохбире», которые выходили до 1910 года. Большинство составителей библиографических указателей работали непосредственно только с этим материалом. С номерами газеты за 1911 год они не сталкивались. Вследствие этого годы издания «Казан мохбире» датировались 1905-1910 годами.

На самом же деле, номера газеты за 1911 год существуют. И хранятся они в архивах, библиотеках Москвы и Санкт-Петербурга. Авторы справочного издания «Татарская периодическая печать (1905-1924)» Р.Гайнанов, Р.Марданов и Ф .Шакуров, обнаружив эти номера «Казан мохбире», поставили все точки над «і». Таким образом, дата зарождения газеты — 29 октября 1905 года и дата прекращения — 23 марта 1911 года.

История возникновения первой татароязычной газеты в Казани тесно связана с именем Саидгирея Алкина, адвоката и гласного Казанской городской думы. В начале XX века в Казани желанием выпустить периодическое издание на татарском языке горели многие, но именно ходатайство С.Алкина об издании газеты «Казан мохбире» получило разрешение цензора Главного управления по делам печати. Дело в том, что С.Алкин — сын бывшего помощника казанского полицмейстера, находился в близких родственных отношениях с уфимскими дворянскими фамилиями Тефкелевых, Султановых, Шейхали и др. Помимо влиятельных родственных отношений, С.Алкин пользовался большим уважением и в русском интеллигентном обществе. Его взгляды были направлены в сторону Москвы. Понятно, что управление по делам печати видело в С.Алкине своего человека, на которого можно положиться.

Как подчеркивает Р.Амирханов, «благодушное отношение к Алкину было связано еще и с тем, что «отдельный цензор» Главного управления по делам печати М.Пинегин был женат на его сестре, которая естественно повлияла на мужа в отношении положительного решения вопроса об издании» (Амирханов, 2002, с.44).

По общественно-политическим воззрениям, С.Алкин был конституционным демократом. Он принимал активное участие в создании первой татарской либерально-демократической партии «Иттифак-аль-муслимин» («Союз мусульман»), или, как её еще называют, партии татарских кадетов. К началу 1905 года «Союз мусульман» уже полностью сформировался. Для агитации и пропаганды идеологии «Иттифака» нужен был свой печатный орган. Алкин, обращаясь с ходатайством в Главное управление по делам печати, в первую очередь преследовал именно эту цель.

7 октября 1905 года С.Алкин наконец получил разрешение на издание газеты «Казан мохбире» с условием, что выходить она будет на русском и татарском языках. Редакцию поместили в гостиницу «Булгар», где арендовалось несколько номеров. Печатание газеты было возложено на типографию Каримовых.

Первую татарскую частную типографию, более известную как «Матбагаи Каримия», организовали в 1900 году братья Каримовы, исходя из потребностей издательской и книготорговой деятельности «Торгового дома братьев Каримовых». Впервые использовав новые рисунки и кегли арабских шрифтов, «Матбагаи Каримия» внесла большой вклад в развитие татарской книги и периодики. Здесь печатались газеты «Тан йолдызы», «Кояш», «Тавыш» и др. Согласно официальной информации об издателе и редакторе, регулярно помещавшейся на последней странице номера, сотрудничество «Казан мохбире» с «Матбагаи Каримия» длилось до конца 1906 года. октября 1905 года вышел в свет первый номер газеты. Материалы номера проникнуты радостным тоном по случаю издания в Казани первой газеты на татарском языке. Так, например, на первую страницу было помещено «Шатлык шигыре» («Стихотворение радости») Мазита Гафури, где автор поздравляет всех татар с появлением на арене печатного слова газеты «Казан мохбире»: «Ошбуквнгает булды барча жанга. Тэбрик итеп миллэткэ язам шигырь, Фикеремез бер-берсенэкушылганга... Хвррияткояшлары тугды буквы» /1905, 29 окт./. («Сегодня праздник для нас всех священный. Поздравляя с этим днем пишу стихи я нации своей, Благодаря единству мыслей наших...

Свободы солнце засияло ярче и светлей») (В диссертации все переводы с татарского языка на русский авторские) В первом же своем номере «Казан мохбире» объявил свою общественно-политическую направленность: «Каждая газета в день своего рождения намечает путь, по которому она будет идти. Это давняя традиция. Газета дожна развивать общественую мысль. Если она будет идти своим путем, не обращая внимания на мысли и потребности народа, то вскоре заблудится и исчезнет. Но невозможно и объединить в одном издании все потребности, желания и идеи. «Казан мохбире», понимая все эти трудности, будет следовать открытым путем» / «Мэслэк» («Идейное направление»), 1905, 29 окт./.

Поставив во главу угла вопросы гражданских свобод (свобода слова, печати, совести, обществ, личная свобода и т.д.), национального самосознания, религии, образования, языка и национальной литературы, газета пообещала своим читателям отстаивать всё передовое и прогрессивное.

Структура и расстановка материалов в «Казан мохбире» осуществлялась по принципу важности и значения информации. Первую страницу занимали рубрики «Низам вэ кануннар» («Указы и законы»), где публиковались материалы, объясняющие в нужном направлении суть новых правительственных законов и «Сеяси мэкалэлэр» («Политические статьи»), посвященные важнеіішим общественно-политическим вопросам. Здесь же печаталось большинство проанализированных нами публицистических материалов.

На первой полосе помещались и новости редакции — «Идарэдэн» («От редакции»). Но данная рубрика была непостоянной и появлялась только в связи с какими-то изменениями, касающимися издания газеты или работы редакции.

«Казан мохбире» в структуре общественно-политической классификации татарской прессы начала XX века

Как известно, издание периодической печати на татарском языке стало возможным благодаря Первой русской революции, совершившей в общественно-политическом сознании и национальном самосознании татарского народа заметный сдвиг. Конечно же, попытки создания национальной печати у татар возникли намного раньше. Так, еще в начале XIX века казанские ученые, одним из которых был профессор Казанского университета И.Запольский, выступили с проектом издания газеты «Казанские известия» на татарском и русском языках. В 1810 году И.Запольский скончался. После его смерти «Казанские известия» все-таки увидели свет. Но, к сожалению, только на русском языке.

В 1834 году студент восточного факультета Казанского университета М.Никольский вновь поднял вопрос о создании газеты на татарском языке под названием «Бэхрел-эхбар» («Море известий»). Проект Никольского, десять лет пролежав без движения, в конце концов был отвергнут.

Очередная попытка издания татарской периодики, на этот раз журнала «Файда» («Польза»), инициатором которого был коллежский асессор П.Пашино, также оказалась неудачной.

В 1862 году известный татарский просветитель К.Насыри обращается к властям за разрешением на издание газеты «Тац йолдызы» («Утренняя звезда»), но безуспешно. В Главное управление по делам печати с просьбой разрешить издание татарской газеты неоднократно обращались преподаватель тюркских языков Санкт-Петербургского университета Х.Фаизханов, драматург Г.Ильяси, писатель З.Бигиев, известный тюрколог Гульнар ханум Лебедева. Всем им было отказано.

До появления собственных газет и журналов жажда татарского населения в средствах массовой информации утолялась главным образом печатными календарями. Именно с календарей принято считать зарождение татарской периодической печати. Появление первых периодических настольных и настенных календарей тесно связано с именем татарского просветителя и ученого К.Насыри. В 1871 году он выпустил первый календарь на татарском языке. Календари К.Насыри выходили ежегодно до 1898 года. Как издатель К.Насыри был не один. Педагог и писатель Ш.Рахматуллин в 1891 году начал издавать настольные календари справочного типа. В конце XIX века появились настенные календари просветителя-драматурга Ф.Халиди, педагога и публициста Х.Максуди. Календари становятся традиционным изданием издательских домов братьев Каримовых, «Сабах», «Миллят».

«Календари сыграли определенную роль в формировании газетно-журнальных жанров в татарской публицистике и долгое время выполняли роль газеты. Даже после появления национальных газет и журналов календари продолжали занимать свою собственную нишу в зарождающейся системе средств массовой информации» (Зайни,2004, с. 17).

В 1905 году грянул гром революции. Народом была завоевана свобода печати. Цензура полностью не устранялась, но Главное управление по делам печати была вынуждена пересмотреть многочисленные требования и ходатайства. В этих условиях и возникла татарская периодика. Первое издание увидело свет в Санкт-Петербурге. Газета называлась «Hyp» («Луч») и издавал её ахун Петербургского гарнизона Гатаулла Баязитов. 29 октября 1905 года в Казани начала выходить газета «Казан мохбире», а спустя месяц в Уральске вышел первый номер газеты «Фикер» («Мысль»), издаваемый Камилем Мутыги-Тухватуллиным. За ними последовали «Элгасрел-жэдит» («Новый век»), «Азат» («Свободный»), «Вакыт» («Время»), «Эл-Ислах» («Реформа»), «Уклар» («Стрелы»), «Йолдыз» («Звезда») и остальные издания. В период с 1905 по 1907 года издавались 21 газета и 13 журналов. При определении идейной принадлежности этих изданий большинство историков татарской печати исходят от 4-х общеизвестных направлений: 1. Либерально-буржуазные издания 2. Революционно-демократические издания 3. Социал-демократическая и пролетарская пресса 4. Религиозно-клерикальные (клерикально-монархические) издания. В сегодняшних условиях, в условиях переосмысления, пересмотра исторических событий и идеологических ориентиров, деление татарской прессы начала XX века на четыре направления, на наш взгляд, не в полной мере отражает истинную картину функционирования органов печати. Устарел и прежний, бытовавший на протяжении десятилетий и основанный на классовых критериях «бинарный подход» к данному вопросу, где революционно-демократические и пролетарские издания противопоставляются печати всех остальных «непролетарских» партий. По мнению историка печати Р.Амирханова, данная класификация сужает восприятие тех идей, которые исходят из материалов татарских газет и журналов начала XX столетия. «Действительность, — пишет он, — не укладывается в «прокрустово ложе» четырех канонизированных направлений, деятельность прессы гораздо богаче, ярче, разнообразнее тех установок, которые мы привыкли рассматривать как истину в последней инстанции» (Амирханов, 2002, с.78).

Обоснование общественно-политического направления газеты «Казан мохбире» — задача не из легких. Издание это объединяет в себе либеральные и демократические тенденции, причем обе они высвечиваются ярко и в равной степени. К сожалению, на данный момент, как в татарской журналистике, так и в русской либерально-демократическая печать недостаточно изучена. Перечень конкретных признаков и характеристик, особенностей и различий по которым ту или иную газету, журнал можно было бы отнести к печати либерал-демократов, не разработан. Исходя из этого, при определении идейного направления «Казан мохбире» мы постарались выявить максимальное количество либеральных и демократических тенденций газеты. Самое главное, попытались раскрыть их взаимодополняющее развитие в одном издании.

Общий обзор проблематики газеты

Состояние татарской прессы начала XX века во многом соответствовало расстановке различных политических сил нации. Столкновение и противостояние периодических изданий по широкому кругу вопросов скрывало за собой противоречия идейных лидеров либеральных, революционных, радикальных и консервативных сил. «На страницы татарских газет и журналов попали почти все насущные проблемы нации, споры вокруг которых позволяли современникам анализировать позиции различных национальных группировок, призывающих своих читателей двигаться по своему пути развития в достижении процветания» (Сабиров, 2000, с. 114).

Публицистика как вид творчества тесно связана с общественно-политической тематикой. В эпоху коренного перелома общественного сознания она превратилась в арену политической борьбы, в трибуну острых дискуссий и споров по широкому кругу вопросов. Важнейшие общественно-политические и национальные проблемы в изданиях различной идейной направленности освещались вовсе не одинаково. Они преподносились читателю с различных точек зрения.

При анализе проблематики «Казан мохбире» надо помнить эту особенность татарской публицистики.

Важную информацию о проблематике публицистических материалов «Казан мохбире» содержит ее программная статья «Мэслэк» («Идейное направление») /1905, 29 окт.Д опубликованная в первом номере газеты. Здесь перечисляются основные вопросы и темы, которые газета обещает освещать. Рассмотрим их по порядку размещения в публикации: 1. «Казан мохбире», признавая основой всех основ равноправие и свободу, считала, что просвещение и прогресс нации полностью зависят от этих благ. Среди неообходимых гражданских свобод здесь перечисляются «Херрияте веждания» (Свобода совести и вероисповедания). «Херрияте шэхсия» (Свобода личности), «Херрияте калэмия» (Свобода слова), «Херрияте матбугат» (Свобода печати), «Херрияте жэмгыять» (Свобода обществ). Газета обещает отстаивать на своих страницах данный перечень свобод. Особым пунктом выделяется в статье свобода совести и вероисповедания. Газета пишет, что право выбора человеком вероисповедания есть величайшее благо. 2. «Казан мохбире», высказывая неудовлетворение общим состоянием татарских мектебов и медресе, обещает оказать помощь и поддержку в реформировании национальной образовательной системы. «Миллэтебез Русиядэге халыклардан иц куп гыйлемгэ мохтаж булганнардандыр. Гыйлем чыганагы мэктэп вэ мэдрэсэлэр. Бу кендэге мэктэп вэ мэдрэсэлэребзз бугенге заманга житэрлек гыйлем бирэ алмыйлар. «Казан мехбире» миллэтнец гыйлем алуына кулыннан килгэн кадэр тырышлык курсэтэчэк вэ мэктэп-мэдрэсэлэребезнец ислахы мэсьэлэсен иц эпэмиятле мэсьэлэ дип курэчэктер» /1905, 29 окт./.

«Наша нация остро нуждается в образовании. Источник образования -мектебы и медресе. Но существующие в данное время медресе и мектебы не в силах дать нам необходимое светское образование. «Казан мохбире» будет помогать в деле просвещения нации, а вопросы реформирования образовательной системы, или ислаха, и вовсе сочтет одной из своих основных задач». 3. К одной из насущных и злободневных проблем татарской нации газета относила вопросы языка и литературы.

«Хоррият вэ месэвэт hep миллэткэ тереклек хокукы бирсэ дэ, миллэтнец тереклеге берничэ нэрсэдэн торадыр. Шуларнын, иц мепимнереннэн бере - тел вэ эдэбияттыр. Эдэбиятсыз тел яши алмый. Телсез миллэт була алмыйдыр. Моныц ечен «Казан мехбире» милли эдэбиятка хезмэт итэргэ тырышачактыр» /Там же/.

«Хотя свобода и равноправие дают каждой нации право на жизнь, существование нации зависит и от других не менее важных вещей. Среди них надо особо выделить язык и литературу. Литература не может жить без языка. А без языка нет и самой нации. Вот почему «Казан мохбире» будет служить национальной литературе».

4. Последний вопрос, который обещала освещать газета, касается классовых противоречий, возникших между различными слоями общества. Но в силу своей либеральности «Казан мохбире» более мягко обозначает данное явление, рассматривая его как некий конфликт между рабочими и капиталистами.

Анализ публицистических статей «Казан мохбире» подтверждает содержание той проблематики, которая намечена в программной статье «Мэслэк». Так, анализ 160 публицистических материалов, опубликованных в газете в период с 29 октября 1905 года по декабрь 1906 года, показал следующее:

1. Проблемы свободы и равноправия освещены в 25 процентах проанализированных публикаций. Сюда включены материалы, отстаивающие равноправие, гражданские и общественные свободы (свобода слова, печати, обществ, совести и вероисповедания, свобода личности), статьи о правах мусульманских женщин (женский вопрос), публикации осзждающие войну, реакцию, погромы и другие подобные явления.

2. Вопросы образования и просвещения присутствуют в 20 процентах материалов.

3. Национальная тематика содержится в 20 процентах публикаций. В эту группу мы объединили материалы, посвященные таким вопросам, как сохранение национальной самобытности и традиций; формирование и развитие татарской национальной печати, литературного языка и национальной литературы; проблемы исторического прошлого татар и историографии.

4. Аграрно-крестьянскому вопросу посвящены 15 процентов публицистических выступлений. Анализ публикаций показал, что «Казан мохбире» особо не занимался освещением конфликта между рабочими и капиталистами. Классовые противоречия газета раскрывает в материалах по аграрно-крестьянской тематике. Решение земельного вопроса, эксплуатация землевладельцами крестьянского труда, противоречия между деревенской беднотой и богатыми — все эти вопросы были освещены на страницах «Казан мохбире» в либеральном ключе, но достаточно объективно и демократично.

Основные тенденции в развитии татарской публицистики начала XX века

Начало XX века в истории России было ознаменовано переломными событиями. Революция 1905-1907 гг., пробуждение общественно-политического сознания и национального самосознания народов России многократно ускорили те процессы, которые впоследствии стали основой для дальнейшего прогресса наций. Одной из форм этого прогресса стало появление национальной периодики. Именно на неё были возложены задачи пропаганды передовых идей и взглядов, показ сущности важнейших общественно-политических процессов и борьба с изжившим себя средневековым мышлением. Необходимо было доходчиво всё это объяснить читателям путем обращения к их сознанию. Требовалось воздействие на чувства читателя, убеждение его в правильности той или иной точки зрения. В конечном итоге все эти требования обусловили развитие особого стиля журналистского творчества, которое мы сегодня называем публицистикой.

Значение данного термина двоякое. Во-первых, под публицистикой подразумевают литературу общественно-политического характера: книги-брошюры, плакаты, листовки и газеты-журналы. Во-вторых, публицистика — это один из видов творческой деятельности. Но ведь творческая деятельность многогранна. Как же тогда распознать, относится то или иное журналистское произведение к публицистике или нет?

По мнению теоретика татарской журналистики И.Низамова, в основе публицистического произведения лежит публицистичность. «Это когда автор решил довести до аудитории какую-нибудь важную мысль. Решил довести ее именно сегодня, не откладывая на завтра. Эта мысль не дает автору покоя и он хочет таким же образом взволновать и остальных людей. Мысль, которая в состоянии взволновать остальных превращается из личной в социально значимую» (Низамов, 1981, с. 19).

«Произведения, посвященные актуальным общественно-политическим событиям, — пишет В.Хаков, — составляют основное содержание публицистики, так как само понятие «публицистика» происходит от слова «публикус» — общественный» (Хаков. 1999, с.236).

Развитие татарской публицистики пришлось на начало XX века - время, когда она была призвана пробудить общественно-политическое сознание и национальное самосознание татарского народа. По сравнению с остальными стилями литературного языка публицистика в начала века развивалась особенно бурно. Окончательно сформировались ее основные жанры, такие как передовая и полемическая статья, очерк, фельетон, памфлет, обращения; определились традиции публицистического творчества; обозначились секреты мастерства.

Надо отметить, что татарская публицистика начала XX века представляла собой сложное и противоречивое явление. В эпоху противостояния различных идеологий и общественно-политических течений, печать превратилась в арену борьбы, где вокруг важнейших вопросов того времени разгорались споры и кипели нешуточные страсти. Историки татарской советской печати основными идейными противниками этого противостояния выделяют революционно-демократическую и либерально-буржуазную печать. И если основным носителем передовых демократических взглядов здесь считалась революционно-демократическая пресса, то либерально-буржуазные издания характеризовались протвоборствующей прогрессивной прессе группировкой реакционного духовенства и буржуазных националистов. Исходя из этого, публицистика одних изданий считалась демократичной, народной, а других — антинародной.

Так, например, исследователь первой большевистской газеты «Урал» А.Ишмуратов татарскую публицистику начала XX века делит на революционно-демократическую и реакционную. Согласно этому делению, революционно-демократическая публицистика таких изданий, как «Урал», «Фикер», «Эл-Ислах», «Уклар», «Карчыга», защищала интересы народа, а реакционная публицистика либеральных газет «Казан мохбире», «Йолдыз», «Вакыт» и религиозно-клерикальных изданий «Бэянелхак», «Дин вэ мэгыйшэт», будучи антинародной, выражала интересы реакционного духовенства и буржуазного класса.

Сегодня мы вынуждены признать подобные теории ошибочными, так как основанный на классовых противоречиях бинарный подход к данному вопросу исключает не только демократическое содержание публицистики непролетарских изданий, но и не учитывает всего их разнообразия и богатства. Конечно же, в развитии татарской демократической публицистики революционно-демократические издания сыграли огромную роль. Но вместе с тем мы должны считаться и с демократическим содержанием публицистики либеральных изданий.

Прежде чем приступить к анализу лексических, синтаксических особенностей, а также образного и аргументационного потенциала публицистики «Казан мохбире», рассмотрим наиболее общие тенденции развития татарского публицистического стиля начала XX века. Они характерны для всех без исключения изданий периодики, для которых публицистичность была решающим фактором идейного содержания.

Развитие татарской публицистики в начале нового столетия тесно связано с процессами формирования татарского литературного языка. Одной из основных тенденций здесь выступает приближение литературного языка к народным нормам. «Прогрессивная татарская интеллигенция видела в родном языке одну из форм национального самоопределения татар. Она открыто поставила вопрос: быть татарской литературе и родному языку самостоятельными или влиться в единый общетюркский поток? Этот принципиальный и важный вопрос демократическая печать решала в пользу «жемчужины национальной лексики» языка казанских татар» (Амирханов, 1988, с. 123).

Очередная тенденция в развитии татарского литературного языка и его стилей — это обогащение их словарного состава новыми словами. Со страниц демократической печати уходит в ряд архаизмов огромное количество арабо-персидских заимствований. Их заменяют русские и пришедшие через русский язык интернациональные слова, а также новые термины, образованные путем обращения к словарному богатству своего родного языка.

На формирование общественно-политической лексики — важной составляющей публицистического стиля заметно повлияли революция 1905-1907-х годов, рост общественного сознания и национального самосознания народов России, повышение их образовательного и культурного уровня. Как мы уже заметили, основу публицистики составляют материалы, посвященные актуальным общественно-политическим событиям и явлениям. Исходя из этого, в процессе оформления общественно-политической лексики татарского литературного языка в первую очередь обогатился словарный состав именно публицистического стиля.

Учёный-языковед В.Хаков выделяет ещё несколько важных тенденций в развитии татарского публицистического стиля. Их можно объединить под общее понятие «образного потенциала татарской публицистики». Сюда вошли публицистическая фразеология и жемчужины народной речи: крылатые изречения, афоризмы, пословицы и поговорки, которые максимально приблизили литературный язык к живой общепонятной разговорной речи татарского народа.

К сожалению, на сегодняшний день слабо изученным звеном татарской публицистики начала XX века являются процессы аргументации, ее методы и приемы. Не стоит недооценивать роль аргументационного процесса в развитии публицистических традиций. Каждое произведение публицистики несет в себе какую-нибудь важную общественно-политическую мысль. И автор в свою очередь убеждает в правильности этой мысли читателя. Аргументируя, он оспаривает и доказывает свою точку зрения. Ведь от того, как он это сделает, зависит успех публикации.

Похожие диссертации на Газета "Казан мохбире" ("Казанский вестник") и ее роль в развитии татарской публицистики начала XX века