Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Игра как феномен журналистского творчества : тип текста, жанры публикаций Савицкий, Виктор Андреевич

Игра как феномен журналистского творчества : тип текста, жанры публикаций
<
Игра как феномен журналистского творчества : тип текста, жанры публикаций Игра как феномен журналистского творчества : тип текста, жанры публикаций Игра как феномен журналистского творчества : тип текста, жанры публикаций Игра как феномен журналистского творчества : тип текста, жанры публикаций Игра как феномен журналистского творчества : тип текста, жанры публикаций
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Савицкий, Виктор Андреевич. Игра как феномен журналистского творчества : тип текста, жанры публикаций : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.10 / Савицкий Виктор Андреевич; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Фак. журналистики].- Москва, 2010.- 186 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-10/1318

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Глобализация

информационного пространства на основе новейших технологий,
стремительное распространение мультимедийных средств,

всепроникающий Интернет, медиа-бизнес, продвигающий на рынок новейшие технические приспособления и услуги, - все это дает возможность по-новому работать с информацией. В связи с этим в духовно-практической деятельности людей видны существенные перемены, которые не только меняют стиль поведения, но и сам тип личности современного человека.

Однако развитие новейших информационных технологий и
изменение методов работы средств массовой информации приводит к
тому, что возрастают новые опасности манипулятивного воздействия,
которые перерастают в информационные войны. Уже привычными в
современной духовной жизни становятся понятия: информационно-
психологическая безопасность, информационная травма,
постинформационный синдром, информационный «киллер» и т.п. Высшим
проявлением деструктивного воздействия становятся политтехнологии
типа «цветных революций», распространявшихся в конце XX начале XXI
вв. Противодействие деструктивным политтехнологиями и одновременно
разработка программ духовной консолидации общества превратились в
одну из самых актуальных проблем современного общества.

Современная журналистика принимает непосредственное участие в обсуждении различных проблем развития общества, становясь одним из важнейших средств в их разрешении. Наряду с очевидными эффективными кампаниями и акциями российские СМИ часто оказываются не в состоянии адекватно освещать события и вызывать устойчивые реакции общественного мнения, что приводит к значительному снижению эффективности журналистики. Это связано не только с инертными представлениями о журналисткой деятельности, но и с неумением воспользоваться новейшими технологиями, которые могут предоставлять «продвинутым» журналистам и блогерам новые средства поиска, переработки и ретрансляции информации.

Особой актуальностью для теории журналистики становится внимательное рассмотрение собственных творческих ресурсов противодействия манипулятивным технологиям путем использования новейших способов подачи информации. Важным шагом в этом направлении, как представляется, становится изучение складывающейся в

массовой коммуникации современной парадигмы мышления, адекватной новейшим информационным технологиям и оказывающей существенное влияние на журналистское творчество. Тема диссертационного исследования: «Игра как феномен журналистского творчества: тип текста, жанры публикаций» дает возможность описать проявление игровой технологии в парадигме «Net-мышления» как специфической сфере творческой переработки журналистской информации, выражающейся в появлении новых публицистических жанров.

Степень разработанности проблемы. Говоря о степени разработанности проблемы, следует учитывать, что само по себе явление игры чрезвычайно многоплановое и охватывает почти все сферы человеческой жизни. Наука до сих пор не располагает чётким определением игры, несмотря на множество концептуальных подходов.

До сих пор нет ясного представления о том, как соотносится явление игры с массовой коммуникацией, и чем является игра по отношению к журналистике в целом. Игра в журналистике, как правило, рассматривается в рамках ее развлекательного потенциала - как определенный развлекательный жанр (многочисленные теле-игры и радиовикторины, кроссворды, загадки-головоломки и т.д.). Немногие исследователи пытались анализировать игру с точки зрения непосредственного ее проникновения в само творчество журналиста, в его работу с журналистской информацией.

Но игра никогда не ограничивалась только рамками исключительно развлекательных жанров. В работах исследователей1 в области массовой

1 Вартанова Е. Л. Медиаидустрия и конвергенция // Интернет-СМИ: Теория и практика / Под ред. М. М. Лукиной. - М: Аспект Пресс, 2010; Засурский Я. Н. Закономерности и тенденции развития журналистики в переходный период // Журналистика в переходный период: проблемы и перспективы: материалы Международной научной конференции 23-25 окт. 1997. - М.: Изд-во МГУ, 1998; Землянова Л. М. Процесс глобализации СМИ и культура // Вест. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. - 1998. -№ 2; Ильясова С. В., Амири Л. П. Языковая игра в коммуникативном пространстве СМИ и рекламы. - М.: Изд-во Флинта, 2009; Курганова Е. Б. Игровой аспект в современном рекламном тексте. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2004; Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. - М.: Аспект Пресс, 2010; Мельник Г. С. MASS MEDIA: психологические процессы и эффекты. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та, 1996; Олешко В. Ф. Журналистика как творчество. - Екатеренбург: Изд-во Уральского гос. ун-та, 2002; Пронин Е.И. Выразительные средства журналистики. - М.: Изд-во МГУ, 1980; Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. - М.: Изд-во МГУ, 2003; Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. - М.: Рефл-бук, 2001; Сметанина СИ. Медиа-текст в системе культуры. - Спб.: Изд-во Михайлова, 2002; Тертычный А.

коммуникации игра рассматривается как мощный творческий ресурс в литературной работе журналиста. Сегодня игровые процессы в массовой коммуникации выходят на новую технологическую ступень. Богатый верификационный материал содержат современные диссертационные исследования молодых ученых . Игра рассматривается уже не просто в контексте языка, а как возможный инструмент моделирования социальной реальности, где роль СМИ является ключевой.

Однако вопросы о том, как игра может инструментально использоваться в работе с журналистской информацией, какие иные функции, кроме развлекательной, реализуют игровые жанры, в каком смысле можно говорить о «разыгрывании» информации в массовой коммуникации, пока еще не анализировались как предмет научного исследования. Социально важная проблема воздействия игровой коммуникации на реципиента в манипулятивных и антиманипулятивных целях также еще не была рассмотрена. Предпринятое исследование является первой попыткой анализа игровой технологии в СМИ и описания игровых форматов и жанров публицистики, а также их коммуникативных эффектов.

Научная новизна диссертации определяется тем, что в ней впервые ставится и прорабатывается проблема использования игровых технологий

А. Жанры периодической печати. - М.: Аспект Пресс, 2000; Шкоидин М. В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога. - М: Изд-во МГУ, 2002; Шаболдин А. С. Дизайн и информация // Проблемы медиапсихологии - 2. - М.: РИП-холдинг, 2003.

1 Кирик Т.А. Виртуальная реальность: сущность, критерии, типология; Дисс. ...канд. филос. наук: 09.00.01 / Курганский гос. ун-т. - Омск, 2004; Лохова С. К. Игра слов в политическом дискурсе (компьютерный анализ политической метафоры); Дис. ... канд. филол. наук: 10.02.21 / Моск. гос. обл. ун-т. - М., 2007; Мазрова Н. А. Философский смысл игры в моделировании социальной реальности; Дис. ...канд. филос. наук: 09.00.11. / Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. - М., 2004; Прокшина, Л. Р. Роль игры в современном российском обществе; Дис. ...канд. филос. наук: 09.00.11 / Башкир, гос. ун-т. - Уфа, 2006; Сабурова Н. В. Заголовочная игра слов как смыслоформируюший механизм текста: на примере англоязычной публицистики; Дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04 / С.-Петерб. гос. ун-т. - СПБ., 2007; Сумской П. Ф. Телевизионная игра как форма интерактивной коммуникации: опыт культурологического анализа; Дис. ...канд. культурол. наук: 24.00.01 / Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2009; Тимофеева Л. П. Компьютерные игры как фактор приобретения символического опыта; Дис.... канд. филос. наук: 24.00.01 / Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. - Тамбов, 2004; Хлебникова О. В. Познание как игра; Дис.... канд. филос. наук: 09.00.01 / Ом. гос. пед. ун-т. - Омск, 2004.

для установления интерактивного контакта с аудиторией и совместной проработки информации автором и реципиентом.

Выявлены новые, специфически игровые форматы и жанры информационного воздействия, обладающие публицистическим потенциалом. Предложена новая методика определения, анализа и моделирования игровых форм в массовой коммуникации.

Объектом исследования является деятельность российских СМИ в условиях новейших информационных технологий и нарастающей интерактивности аудитории в глобализирующемся коммуникационном пространстве.

Предметом исследования является проявление в журналистских текстах игровых принципов проработки и транслирования информации, порождающих специфические форматы и жанры публицистики.

Цель исследования состоит в разработке научного аппарата анализа игровой технологии в современных СМИ; анализе специфических форматов и жанров публицистики, порождаемых игровой технологией; моделировании интерактивного журналистского текста; выявлении его антиманипулятивного ресурса.

Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:

  1. На основе теоретического анализа феномена игры в гуманитарных науках разработать систему принципов игрового коммуникационного пространства, позволяющих различать в потоке публикаций игровые форматы и жанры.

  2. Определить коммуникативные функции игры, влияние которых нарастало в ходе эволюции массовой коммуникации.

  3. Выявить роль игровых форматов и жанров в реализации функции игровой коммуникации как особой формы познания, общения, творчества.

  4. Описать трансформацию игровой коммуникации на основе современных информационных технологий.

  5. Раскрыть потенциал игровой технологии для современной журналистики, а также определить перспективы развития игровых форматов и жанров.

Теоретико-методологические основания исследования.

Диссертация входила в план медиапсихологических исследований кафедры периодической печати факультета журналистики МГУ им. М. В.

Ломоносова. Теоретическая база исследования сложилась в результате изучения трудов по теории, истории, социологии и технологии журналистики. При построении исследовательского аппарата концептуально рассматривались работы Е. Л. Вартановой, В. М. Горохова, Б. И. Есина, Я. Н. Засурского, И. И. Засурского, Г. В. Лазутиной, Е. И. Пронина, Е. Е. Прониной, Е. П. Прохорова, Л. Л. Реснянской, Л. Г. Свитич, Г. Я. Солганика, А. А. Тертычного, М. В. Шкондина, М. И. Шостак, чьи исследования позволили определить специфику журналистского творчества, характеристики журналистского текста, а также обозначить проявление игровых элементов в новейших информационных технологиях.

На основе фундаментальных трудов зарубежных и отечественных философов, психологов и социологов - М. М. Бахтина, Г. Бейтсона, Э. Берна, Л. Витгенштейна, Л. С. Выготского, Г. Дебора, А. В. Дмитриева. Р. Кайуа, Ю. Л. Лотмана, М. Маклюэна, Д. Мида, Я. Морено, X. Ортеги-и-Гассета, Ж. Пиаже, Г. Г. Почепцова, С. Л. Рубинштейна, А. А. Сычева, Э. Финка, Й. Хейзинги, М. Элиаде, Д. Эльконина была сформирована система категорий анализа коммуникативного пространства игры в журналистике. В цели диссертации не входило формирование общетеоретического определения игры как феномена человеческого бытия1.

Методы исследования. Цели и задачи данного диссертационного исследования определили отбор методов. За базовый был взят методологический принцип системного подхода и анализа явлений и процессов. Системный подход к анализу явлений во многом обеспечивает возможность его полноценной реализации, поскольку ориентирует на рассмотрение явлений и процессов в целостности, в совокупности всех составляющих и с учетом закономерностей их взаимодействия.

В качестве рабочей методики использовались разработанные на кафедре периодической печати факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова медиапсихологический анализ и моделирование

В связи с масштабным объемом исследований феномена игры в разных областях науки на протяжении долгого исторического периода в данном исследовании предпринят жесткий отбор материала, направленный, прежде всего, на выявление коммуникативных особенностей игры. В работе предполагалось не формулировать новое понятие игры, а предложить новое теоретическое определение механизмов функционирования игрового коммуникационного пространства.

журналистского текста, а также типологический анализ средств массовой коммуникации.

Анализ и классификация игровых форматов и жанров осуществлялись на основе разработанной в диссертации системы принципов игрового коммуникативного пространства и дополнялись традиционным филологическим анализом текстов.

Эмпирическая база исследования. Эмпирическую базу исследования составляют журналистские материалы прессы, радио, телевидения, интернет-изданий и блогов. Анализируются публикации газет: «Комсомольская правда», «Новые Известия», «Коммерсантъ», «F5», «Московский Комсомолец»; журналов: «Esquire», «Бакел», «Лиза», «Русский Newsweek»; телевизионные программы: «Времена», «Куклы», «Тушите свет» и др. Исследуются мультимедийные игровые интернет-проекты аналитической онлайн-газеты «Маркер», а также информационного интернет-агентства «Атмосфера» и др.

Гипотеза исследования опирается на ряд принятых в гуманитарных науках представлений об игре как специфическом феномене человеческой психики. Это позволяет анализировать игру как коммуникативное пространство, значение которого поступательно нарастало в ходе исторического развития журналистики, достигнув пика в электронных СМИ, продвигающих новые форматы и жанры текста, стимулирующих интерактивность взаимодействия с аудиторией.

Основные положения, выносимые на защит}':

  1. Установлено, что игровое коммуникационное пространство в средствах массовой коммуникации характеризуется принципами виртуальности, символизации, стохастичности, интерактивности, под влиянием которых возникают игровые форматы и жанры публикаций.

  2. Выявлено, что игра всегда в той или иной степени обнаруживала себя в журналистском творчестве, но ее проявления зависели от новейших технологий своего времени. В период становления журналистики это ярче всего выражалось в памфлетном стиле, в период доминирования партийной прессы - в игровом моделировании социальной реальности, наконец, с появлением современных мультимедийных технологий - в новых медиа.

  3. В современной журналистике игровая технология становится одним из важнейших методов организации и осмысления журналистской информации.

  1. В средствах массовой коммуникации возникают особые игровые форматы и жанры, повышающие интерактивное освоение журналисткой информации.

  2. Игровые форматы и жанры получают широкое распространение с развитием мультимедиа.

  3. Новая игровая технология в журналистском творчестве обладает художественно-публицистическим потенциалом.

  4. В силу повышенной интерактивности 'игровые форматы и жанры делают читателя соавтором в работе с информацией.

Теоретическое значение диссертации. Существенными с теоретической точки зрения представляются положения диссертации, в которых устанавливается непосредственная связь между игрой и массовой коммуникацией. В теорию журналистики вводится понятие игровой технологии, порождающей специфические форматы и жанры, обладающие публицистическим потенциалом.

Существенный интерес для медиапсихологии могут представить факты, показывающие, что игровые форматы и жанры способны оказывать на реципиента медиатерапевтическое воздействие.

Практическое значение работы состоит в том, что последовательное применение игровой технологии может способствовать повышению интерактивности массовой коммуникации и укреплению информационно-психологической безопасности. Оно открывает дополнительные возможности адекватного осмысления реальности. Установленные в исследовании новые игровые форматы и жанры материалов в современной журналистике могут быть освоены в процессе обучения и переподготовки журналистов.

Диссертационная работа структурно состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

Похожие диссертации на Игра как феномен журналистского творчества : тип текста, жанры публикаций