Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Инаугурационная речь как инструмент формирования политического имиджа в контексте русской риторической традиции Ильичева Валерия Владимировна

Инаугурационная речь как инструмент формирования политического имиджа в контексте русской риторической традиции
<
Инаугурационная речь как инструмент формирования политического имиджа в контексте русской риторической традиции Инаугурационная речь как инструмент формирования политического имиджа в контексте русской риторической традиции Инаугурационная речь как инструмент формирования политического имиджа в контексте русской риторической традиции Инаугурационная речь как инструмент формирования политического имиджа в контексте русской риторической традиции Инаугурационная речь как инструмент формирования политического имиджа в контексте русской риторической традиции Инаугурационная речь как инструмент формирования политического имиджа в контексте русской риторической традиции Инаугурационная речь как инструмент формирования политического имиджа в контексте русской риторической традиции Инаугурационная речь как инструмент формирования политического имиджа в контексте русской риторической традиции Инаугурационная речь как инструмент формирования политического имиджа в контексте русской риторической традиции Инаугурационная речь как инструмент формирования политического имиджа в контексте русской риторической традиции Инаугурационная речь как инструмент формирования политического имиджа в контексте русской риторической традиции Инаугурационная речь как инструмент формирования политического имиджа в контексте русской риторической традиции Инаугурационная речь как инструмент формирования политического имиджа в контексте русской риторической традиции Инаугурационная речь как инструмент формирования политического имиджа в контексте русской риторической традиции Инаугурационная речь как инструмент формирования политического имиджа в контексте русской риторической традиции
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ильичева Валерия Владимировна. Инаугурационная речь как инструмент формирования политического имиджа в контексте русской риторической традиции: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.01.10 / Ильичева Валерия Владимировна;[Место защиты: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Российский университет дружбы народов"].- Москва, 2015.- 207 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Политическая публичная речь и риторическая традиция в России 12

1.1. История развития торжественного красноречия в России 12

1.2. Научное осмысление особенностей торжественного политического красноречия 23

1.3. Современная политическая публичная речь как продолжение российской риторической традиции 39

Выводы 48

ГЛАВА 2. Жанры торжественного красноречия как инструмент формирования российского политического дискурса 50

2.1. Эволюция жанровой системы торжественного красноречия в России 50

2.2. Современные модификации жанров торжественного красноречия 68

2.3. Эпидейктические жанры в аспекте современной политической коммуникации 81

Выводы 95

ГЛАВА 3. Формирование политического имиджа в текстах инаугурационных речей 97

3.1.Особенности речевого имиджа политического лидера 97

3.2. Инаугурационная речь как особый жанр современной официальной риторики 111

3.3. Инаугурационная речь как инструмент воздействия: содержательные, жанрово-стилистические и языковые особенности 127

Выводы 142

Заключение 145

Список литературы 156

Научное осмысление особенностей торжественного политического красноречия

Понятие «торжественное красноречие» имеет давнюю историю формирования и всегда было тесно связано с понятием «риторика». Если риторика со времен М.В.Ломоносова развивалась как наука, то по поводу красноречия он же высказывался как об искусстве «о всякой предложенной материи красно говорить и писать и тем других преклонять к своему об оной мнению»1. Такая традиция в понимании риторики и красноречия сохранялась до середины XIX века. В современной науке термин «красноречие» трактуется в двух значениях: 1. Способность, умение говорить красиво, убедительно; ораторский талант. 2. Ораторское искусство.

Известный российский специалист по риторике В.И. Аннушкин считает, что красноречие есть: «1) ораторский дар, талант, искусство слова, природная способность убедительно и красиво говорить и писать; 2) искусство создания словесных произведений определённой сферы общения (красноречие политическое, судебное, торжественное, академическое, церковное, военное, дипломатическое, социально-бытовое); 3) совокупность текстов вышеперечисленных сфер общения»2. Следовательно, торжественное красноречие является и разновидностью красноречия как филологического явления в целом, и конкретным набором текстов с общими жанрово-стилевыми характеристиками, в частности, куда входит и инаугурационная речь.

Традиционно к текстам торжественного красноречия относятся устные публичные словесные тексты, связанные с ситуациями различных торжеств официального или частного характера (различные праздники и важные события, от государственных до частных, с устоявшимися ритуальными процедурами, среди которых важное место занимают связные законченные высказывания с четко обозначенными критериями).

Для текстов торжественного красноречия очень важно сочетание строгих формальных параметров (например, этикетные формулы) с творчески насыщенным содержанием. Будучи явлением оригинальным и самобытным, опирающимся на национально-культурные особенности, русское торжественное красноречие обнаруживает взаимосвязи с античной риторикой и стилистикой.

Мировая риторическая наука опирается на античные теории красноречия. Ведущими теоретиками красноречия в Древности были Платон, Аристотель, Цицерон, Квинтилиан и некоторые другие, поэтому местом, где зародилось красноречие, считается Древняя Греция, хотя ораторское искусство существовало также и в Индии, Египте, Ассирии и Вавилоне. Расцвет красноречия в этих государствах был связан с тем, что оно являлось не только важным фактором общественной жизни, но и инструментом политической борьбы. В комплексе античных наук о речи (поэтика, риторика и логика) были заложены общие основы создания и построения торжественных речей. В их содержании присутствовали идеи, излагаемые через аксиологические понятия ценностей, свойственных образцовому гражданину. Владение ораторским искусством считалось обязательным и входило в перечень обязательных учебных предметов. Торжественная речь как жанр, в том числе и политическая, всегда была и остается направленной на консолидацию, поучение и воспитание аудитории. В зависимости от конкретного предназначения торжественная праздничная речь должна содержать и оценки уже содеянного, и прогнозы будущего, в их взаимодействии и пространном выражении с помощью определенной лексики. В классификации, основанной на типологии слушателей, Аристотеля все речи по своей цели распределяются между тремя родами: совещательным, судебным и эпидейктическим. Совещательные речи должны «склонять или отклонять», судебные – обвинять или оправдывать, эпидейктические – хвалить или ругать3. Исходя из предназначения инаугурационной речи - хвалить, ее можно определить как эпидейктическую. С одной стороны она должна склонить аудиторию к согласию с оратором, а с другой – воплощать в себе такие «показательные» свойства, как воспитание, патриотичность и просветительство. Ее задача – дать аудитории ясное понимание и четкие установки дальнейшего развития государства.

Ораторика Древней Руси наследует античные риторические традиции. В основе становления древнерусского духовного красноречия также заложен именно эпидейктический тип речи, который на протяжении всей истории развития русского литературного языка оказывал на него глубокое воздействие. Так, в XI-XII вв. на старославянский язык были переведены более 200 речей Иоанна Златоуста, а также были известны речи Григория Назианзина, Василия Великого, Григория Нисского и др., чье ораторское искусство было очень высоко, а их речи увлекали и потрясали слушателя и настраивали его на торжественный лад. В этих речах зарождали традиции и будущих инаугурационных речей. Древнерусские риторы творчески освоили и переработали античный, византийский и греческий опыт композиции торжественной речи, использования риторических фигур, ритмического построения речи4.

Современная политическая публичная речь как продолжение российской риторической традиции

Е.Э. Гранстрем и Л.С. Ковтун в своей работе «Поэтические термины в Изборнике 1073 года и развитие их в русской традиции: анализ трактата Георгия Хировоска» проводят лингвистическое и литературоведческое исследование образования терминов и системы обозначений в тексте трактата. По их мнению «славянский перевод трактата Георгия Хировоска по праву может считаться у нас не только самым ранним трудом по поэтике, но для южнославянской и восточнославянской книжности с него, видимо, должна начинаться и история семантики»65.

«Поучение Владимира Мономаха», которое сохранилось в единственном списке в составе Лаврентьевской летописи 1096 г., можно отнести к жанру торжественного красноречия. Это уже не переводной текст, а написанная великим князем торжественная речь. Поучение не имело жанровых аналогий в существовавшей тогда византийской литературе. Более того, в «Поучении Мономаха» нет ни подражательства, ни заимствования. Великий князь Киевский считал возможным выступить со своими моральными наставлениями, подчеркивая, что они – «плод моего собственного слабого ума»66. Текст «Поучения» составлен в высоком стиле, о чем свидетельствует вступление: «Я смиренный, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом, возлюбленным и матерью своею из рода Мономахов». Цель «Поучения» – не описание собственных заслуг, а наставление о том, каким должен быть русский князь, воин, патриот. Поучение как жанр стало активно использоваться и утверждаться в древнерусском красноречии. Так намечается тенденция к типизации образа человека. Как отмечает В.С. Горский, «не взирая на различия между людьми, столь не схожими между собой ни внешним обликом, ни устремлениями и поступками, конечные причины и основы их деятельности выносятся за пределы индивида; в своих основаниях они считаются от него не зависящими, не им определяемыми. Даже в изображении индивидуального привлекает внимание не столько неповторимость его, сколько тот общезначимый «лик», который просвечивает через эту неповторимость, определяя его общую сущность и значение»67. Это высказывание ученого подтверждает мысль о формировании общезначимого образа, здесь высвечивается героика, патриотизм, превалирование общечеловеческих норм жизнедеятельности, формируется идеал древнерусского общества. Ценность человека определяется соответствием его общегосударственному идеалу. Следы данных характерных особенностей можно заметить и в жанровых особенностях современных инаугурационных речей современной России. Расцвет жанровой палитры торжественного древнерусского красноречия ученые относят к XI-XII вв. Этот этап характеризуется началом формирования общности древнерусского народа, национальной культуры, выработки литературного языка. На данной стадии формирования торжественного красноречия в ораторской прозе Древней Руси можно выделить две разновидности. Во-первых, красноречие дидактическое (учительное), цель которого – моральное наставление (один из основных жанров – церковные проповеди). В церковно религиозной проповеди используются в основном элементы книжной речи, множество церковно-религиозных архаизмов, создающих торжественный, высокий стиль. Примером древнерусского дидактического (учительского) красноречия можно рассматривать единственное дошедшее до нас – «Поучение к братии», автор проповедник Лука Жидята (современник Илариона). Для него характерна строгость образов, своеобразное изложение мысли. В «Поучении» отсутствуют философские высказывания, стилистические красоты. Лука считал, что утонченные обороты затмевают истинный смысл евангельских истин.

Второй разновидностью является панегирическое (торжественное) красноречие – это похвальные речи, посвященные знаменательным датам церковной истории или событиям государственного значения, (например, успешному походу против врага, строительству собора и т.д.), с синтаксическими конструкциями, с использованием вопросно-ответной формы изложения, восклицаний, различных риторических фигур. К древнейшим памятникам древнерусского торжественного красноречия относится «Похвала». Похвала – типичный образец торжественного красноречия в честь того или иного общественно-54 политического или церковного деятеля. Черты и одной, и другой разновидностей также просматриваются в современных инаугурационных речах России.

Интересным примером для нашего исследования является памятник конца XI века «Похвала Феодосию Печерскому» неизвестного автора. Особенностью этого сочинения является искусно составленный текст из чередующихся предложений, каждое из которых начинается словом «радуйся»: «Радуйся, просвещение Русской земли, ибо как утренняя звезда, на западе появившаяся и с востока воссиявшая, всю Русскую землю просветил ты! Радуйся, учитель и образец пути истинного, вождь, и путеводитель, и наставник иноческого жития! Радуйся, учитель и поборник, помощник и пособник хотящим спастись!» Заканчивается «Похвала» молитвой Феодосию, чтобы сохранил он «ограду» свою от врагов «видимых и невидимых», «от языка незнаема, от языка немилостива», т.е. от половцев, которые в конце XI века не раз нападали на Русь68. За искусное мастерство автора «Похвала Феодосию Печерскому» была включена в состав списков «Торжественника» – сборника эпидейктических речей греческих церковных писателей.

Еще раз подчеркнем мысль о том, что устное публичное выступление так и не получило на Руси широкого практического распространения, а было связано с письменной речью – эпистолой. Кстати, в древности на Руси не употреблялся термин «речь» для обозначения торжественной речи, а использовалось «слово».

Современные модификации жанров торжественного красноречия

За рубежом исследования вопросов лидерства занимали многих ученых: Ж. Блонделя, Бернса, М. Вебера, Дж. Мак-Грегора, Р. Такера, Б. Келлермана, Дж. Пейджа, М.Г. Херманна. Об идеях «Теории черт» много пишут Е. Богардус, А. Джордан, О. Келдвелл, Е. Хантер, Е. Флеминг и многие другие. Способность к лидерству определялась как одарённость. Позже большое количество исследований было посвящено лидерству в русле опоры на личные качества лидера (ситуационный и поведенческий подходы), а затем начинают развиваться концепции харизматического лидерства (М. Артур, В.М. Васс, Б. Шамир, Р.И. Хосе).

В России изучение личности лидера началось в 1920-1930 годы благодаря В.А. Вагнеру, Н.А. Витке, А.С. Залужному, А.С. Макаренко. В период с 1960-х до 1980-х гг. началось сближение с зарубежными исследованиями в области лидерологии (работы В.В. Белашовой, Н.В. Сахаровой, Ю.В. Долинской). В последнее время особенно широко стали исследовать лидерство в аспекте политической психологии: работы Л.Я. Гозмана, Г.Г. Дилигенского (1996), Е.В. Егоровой (1983), Л.В. Ольшанского, Е.Б. Шестопал (1996), А.И. Юрьева (1992), В.А. Фролова (1992).

Одной из основополагающих черт политического лидера, несомненно, является одаренность или высокая степень обученности в речевом общении. В исследованиях, посвящённых проблемам речевого общения (Б.Н. Головин, А.Н. Гвоздев, Е. Голант, Н.А. Горбушина, М.А. Данилов, М.Н. Кожин, Н.В. Кузьмина, В.А. Павлов, А.М. Сохор, и др.), выделяются три группы коммуникативных умений: социально-психологические, речевые и логико-композиционные.

Умения верно оценивать ситуацию, вступать в контакт, прогнозировать реакцию собеседника определяются как социально-психологические. Грамотное и эффективное применение вербальных и невербальных средств общения относится к речевым умениям. А построение речевого высказывания сообразно целям общения – к логико-композиционным. В совокупности эти умения составляют культуру речевого поведения и являются определяющими при обращении к вопросу речевого портрета. и др. выявили пять разновидностей общения: познавательное, убеждающее, экспрессивное, суггестивное, ритуальное. В процессе произнесения инаугурационной речи президент осуществляет общение, в котором сочетаются компоненты убеждающей, экспрессивной и ритуальной разновидностей. Коммуникативные средства убеждающего общения – психологическое присоединение, формирование аттракции, создание впечатления доверия – объединяются с экспрессивными речевыми средствами и ритуальными ситуативными актами.

Речевой стиль политического лидера во многом опирается на базовые риторические качества лидерской речи, систематизацию которых предложил Эберхард фон Лёнайзен.119

Чувство перспективы – это осознанная цель и верное речевое поведение, основанное на понимании нужного направления. В инаугурационной речи такое направление всегда четко просматривается, а оратор полностью осознает свою цель.

Страстность – это сильное эмоциональное переживание, которое наиболее эффективно воздействует на аудиторию в его сдержанном, скрытом формате. Это личностное качество, присутствие которого делает инаугурационную речь гораздо более харизматичной и эффектной.

Убедительность – это многокомпонентное свойство, которое включает в себя и интонацию, и тембр голоса, и осанку, и жестикуляцию. Для такого торжественного жанра, как инаугурационная речь, данное качество, безусловно, очень важно.

Настойчивость – это умение правильно распределить во времени все нужные слова и высказывания, определить темп речи, паузирование и др. В речи данное качество помогает верно расставить смысловые и экспрессивные акценты, так как каждое слово инаугурационной речи чрезвычайно важно.

Модальность – это выражение отношения оратора к содержанию высказывания. В инаугурационной речи модальность сильнее, чем все остальные свойства, влияет на формирование позитивного речевого имиджа лидера, что для избранного президента немаловажно. Слово «президент» имеет иноязычное происхождение и вошло в русский язык во времена Петра I с лексическим значением «сидящий впереди, стоящий во главе, председательствующий». Однако в смысле главы государства оно стало использоваться в 1990 г., первым президентом СССР стал М.С.Горбачев. Затем, в 1992 году первым президентом России становится Б.Н.Ельцин, который проводит свою инаугурацию, произнеся на мероприятии речь, которая не может быть отнесена к жанру инаугурационной речи, однако уже имеет некоторые стилеобразующие черты. Затем инаугурационная речь занимает центральное место в инаугурационном мероприятии как его кульминационный момент.

Содержание инаугурационной речи направлено на формирование политического имиджа государства через его главного представителя – президента. Его образ, формирующийся в инаугурационной речи, состоит из нескольких смысловых компонентов: кто такой президент, чем он занимается, какой он и что с ним связано.

Если в инаугурационных речах 2000 и 2004 гг. акцент был смещен на «ответственность», «обязанности» и «служение». То в инаугурационной речи 2008 г. было заявлено о том, что президент России – это «человек, для которого Россия – это родной дом, родная земля», а в инаугурационной речи 2012 г. внимание сосредоточилось на ответственности за «интересы, безопасность, благополучие граждан страны».

Инаугурационная речь как особый жанр современной официальной риторики

Все эти тенденции не только сохранились, но даже активизировались в русской речи особенно в постперестроечный период ХХ века. Исследование современного состояния теоретических исследований в области риторической критики показало, что для полноценного критического осмысления текста как объекта риторической критики необходимо включить в анализ личность оратора, аудиторию, историко-политический фон и резонанс, вызванный риторическим актом.

Для управления государством необходима удовлетворяющая интересы граждан оптимально и эффективно построенная система политического общения, поэтому от всякого действующего политика требуется владение целесообразной и убедительной речью как главным инструментом профессии. Правила и законы построения политического общения формирует политическая риторика - раздел частной риторики.

Цель политического дискурса, являющегося центральным понятием политической лингвистики, – завоевание и удержание политической власти. Политическая коммуникация не только передаёт информацию, но и оказывает эмоциональное воздействие на адресата, так или иначе, преобразует в сознании слушателей политическую картину мира.

Основным способом политической коммуникации в современном мире являются публичные выступления, поэтому всякий политический оратор, стремящийся к лидерству, должен обладать уверенностью в себе, умением говорить на определённую тему, умением чётко выражать свои мысли и выстраивать их в точной последовательности, умением привлечь внимание аудитории, умением убеждать, а также и экспрессивностью и яркостью своих выступлений.

Эволюционные тенденции, трансформация жанров торжественного красноречия, являются отражением социальных процессов общества, показывают, что в каждую историческую эпоху они имеют свои особенности. Периоды расцвета и угасания торжественного красноречия тесно связаны с подъемом или падением демократических, различных по своей направленности тенденции в ходе социально-общественных изменений.

В развитии торжественного красноречия видны преемственность традиций, взаимовлияние культур, национальные особенности. Каждая историческая эпоха требует своего риторического стиля, возникновения новых жанров, вместе с тем, сущность предмета риторики остается единой. Прообразом современных моделей торжественных речей выступают произведения торжественного красноречия древнерусского периода, построенные в соответствии с культурно-речевыми традициями того времени, торжественные речи, созданные на основе риторической теории XVIII-XIX веков и общественно-речевой практики ХХ века.

Анализируя эволюцию жанров торжественного красноречия, как явления речевой культуры, мы установили проявление определенных отличительных черт: апелляция к единомышленникам, злободневность, амплифицирующее построение речи, пристрастие к развернутым метафорам, аргументация к высокой гражданственности, украшенность слова, идеализация образа. Данные черты свойственны и современной инаугурационной речи, что подтверждает идею преемственности.

Классификация типов и видов красноречия и соответствующих им ответвлений риторики складывалась постепенно, на протяжении многих веков. Торжественное красноречие, начиная с античности, было выделено в классификации речевой коммуникации как род ораторского искусства, но в настоящее время эта категория утратила свои функции 149 как род и отражается в общепринятой классификации в разновидности жанров, имеющих все признаки торжественного красноречия и используемых практически всеми типами речевой коммуникации. В результате исследования характерных признаков, стилистических особенностей жанров торжественного красноречия оно может быть выделено как видовая категория в классификации родов и видов ораторского искусства. Современное расширение использования жанров торжественного красноречия всеми типами речевой коммуникации предполагает возможность выделения торжественного красноречия как самостоятельного типа речи.

Жанры торжественного красноречия проникают в другие типы (или роды) речевой коммуникации, оказывают определенное воздействие на их жанровые формы. Учитывая тот факт, что в процессе эволюции торжественное красноречие формировалось под мощным воздействием тысячелетней православной культуры, оно в полной мере отразило в себе ценностные ориентиры христианского сознания не только в духовном (церковно-богословском) красноречии, но и в других типах торжественного красноречия. Рассмотрение торжественного духовного красноречия показывает сохранение отдельных жанров с древних времен (проповедей, поучений, славословия, хвалебных песен и др.) и лексических форм до нашего времени. И если на начальных этапах эволюции формирования жанров духовное красноречие доминировало над другими жанрами, то к XVII веку начиналось постепенное разрушения устойчивой системы церковных жанров, их трансформация.

Похожие диссертации на Инаугурационная речь как инструмент формирования политического имиджа в контексте русской риторической традиции