Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Колумнистика: история возникновения и перспективы развития Ярцева, Софья Сергеевна

Колумнистика: история возникновения и перспективы развития
<
Колумнистика: история возникновения и перспективы развития Колумнистика: история возникновения и перспективы развития Колумнистика: история возникновения и перспективы развития Колумнистика: история возникновения и перспективы развития Колумнистика: история возникновения и перспективы развития
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ярцева, Софья Сергеевна. Колумнистика: история возникновения и перспективы развития : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.10 / Ярцева Софья Сергеевна; [Место защиты: Воронеж. гос. ун-т].- Воронеж, 2011.- 177 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-10/1213

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. От анонимного автора в летописях до собственной рубрики в прессе 14

1.1. Эволюция авторского «Я» 14

1.2. Автор как субъект высказывания и творец виртуального мира 25

1.3. Человек в блогосфере: возвращение к персональному журнализму 37

Глава 2. Краткая история формирования колумнистики 52

2.11 История западной колумнистики 52

2.2. Традиции персонифицированного письма в русской журналистике 65

2.2.1.Истоки и проблемы российской личностпо-ориентированной публицистики 65

2.2.2. Публицистика М.Н. Каткова, Ф.М. Достоевского, А.С. Суворина, В.В. Розанова, М. Горького 71

2.2.3. Предшественники колонки в советской печати 87

Глава 3. Колонка: проблемы жанровой идентификации 92

3.1. Жанр как изменяющаяся категория 92

3.2. Место колумнистики в различных жанровых системах 100

3.3. От рубрики к жанру 110

3.4. Жанровые признаки колонки 132

Заключение 158

Библиографический список 164

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Актуальность предпринятого исследования определяется по крайней мере тремя процессами, протекающими в современной публицистике: процессом конвергенции; процессом субъективации повествования; процессом усиления мультимедийности. Все эти процессы связаны с теми политическими, идеологическими и экономическими изменениями, которые произошли в стране на рубеже ХХ-ХХІ веков.

Информационное пространство современной России - это пространство рынка, в условиях которого обостряется борьба за аудиторию. В конечном счете эта борьба оборачивается теми изменениями, которые протекают в системе жанров.

Рынок и рыночная экономика актуализировали внимание не только к контенту, но и к форме журналистских произведений, к роли субъекта высказывания и к характеру взаимоотношений автора и аудитории в целом.

И хотя в последние годы эти процессы заметно снизили свой динамизм из-за усилившегося неоавторитаризма и связанных с ним контроля над прессой и самоцензуры, остановить их уже невозможно. В частности, широкое распространение получила в российских СМИ колумнистика как совокупность текстов с ярко выраженным личностным началом. В результате современные исследователи заговорили о формировании в отечественных СМИ нового жанра - жанра колонки. Появление ее (как и появление любого публицистического жанра) свидетельствует о дальнейшем совершенствовании коммуникативных стратегий в системе современных российских СМИ и, в частности, означает, что отечественная пресса все очевиднее ориентируется на диалог со своей аудиторией.

Коммуникативная стратегия современных СМИ создает благоприятные условия для равноправного и непрерывного диалога с аудиторией. На первый план сегодня выдвигается уровень авторитетности субъекта высказывания.

«Журналистика факта» опирается на демонстративно объективированное письмо, на обезличенную передачу информации, «журналистика мнения» - на комментирование сообщения, содержащегося в текстах, на образное обобщение. Отсюда - усиление эссеистического начала в отечественной публицистике рубежа веков. И - как следствие - ощутимое размывание традиционных границ жанров.

В отечественных СМИ пересекаются две тенденции. С одной стороны, налицо подчеркнутая склонность к обезличенности текстов, с другой - во многом спровоцированный этой обезличенностью интерес к индивидуально-неповторимому опыту. Возрастающая роль личностного начала - качественный признак современной публицистики.

Активизация авторской позиции в современной отечественной публицистике тем более интересна, что она происходит на фоне популярной в теории литературы концепции «смерти автора» (Бодрийяр, Деррида и др.),

построенной на отказе от иллюзии оригинальности, т.е. онтологической соотнесенности первозданного авторства и первозданной событийности (любой художественный материал уже так или иначе освоен, а сам художник -культурно «задан»). Современная публицистика поставила Автора, Личность, Творца в центр публицистического текста. Как это ни парадоксально, в эпоху постмодернизма стало особенно важным не только то, что говорит автор, но и то, как он это говорит. Внимание к форме, тенденция к субъективации повествования, интерес к отдельной личности, интертекстуальность и нелинейность как герменевтические приемы - все это нашло широкое применение в публицистике.

Говоря о тенденциях развития современных отечественных массмедиа, стоит отметить и то, что экспансия западных форм журналистики привела к проникновению в отечественную медиасреду западноевропейских и американских моделей журналистики, в том числе и жанровых форм. Рынок СМИ наполнился огромным количеством калькированных изданий и передач с переводными материалами, исполненными в новых для российской журналистики формах - ток-шоу, реалити-шоу и др. В обиходе и теоретиков, и практиков появились новые определения для таких понятий как «колонка», «журналистское расследование». О них заговорили как об особых текстовых структурах.

И, наконец, целый ряд крупных коммуникационных изменений принес век цифровых технологий. Традиционные печатные средства массовой информации заметно теснятся электронными СМИ и Интернетом. Аудитория (особенно молодая) уходит в Сеть, и СМИ, не желая терять читателей, потянулись туда же. Самые смелые прогнозисты утверждают, что в скором времени печатная пресса вовсе перестанет существовать1.

С распространением Интернета и его широкой доступностью Пользователь становится центром коммуникационного процесса: теперь он, во-первых, может отобрать максимально удобный для себя круг источников, отстранившись от остальных, а во-вторых, имеет техническую возможность самому выступать в качестве субъекта высказывания, делиться информацией с потенциально неограниченной аудиторией, что расширяет систему массовых коммуникаций, открывая доступ большой категории абсолютно новых игроков. С этими изменениями связан феномен блоггинга, который соединяет в себе и новые технические возможности, и демократизацию, и персонализацию СМК как следствие доступности журналистских «средств производства» широким массам.

Все это повышает интерес к жанрам, личностное начало в которых становится более убедительным для аудитории. Именно в этих условиях возрастает роль таких жанров, как комментарий, эссе, колонка.

Заметно вырос интерес к субъективно высказанному слову и в других публицистических жанрах. Процесс этот усилился в последнее десятилетие в

1 См., например: Мирошниченко А. Когда умрут газеты / А.Мирошниченко. М. : Книжный мир, 2011. - 224 е.; Гаранин К. Интернет vs газета / К. Гаранин. - URL: (дата обращения: 16.10.2011).

связи с продолжающейся диффузией жанров, с размыванием жанровых границ. Отличительной чертой нашего времени является процесс конвергенции: жанры не просто умирают и рождаются, они органично сочетаются друг с другом, взаимно обогащая текст дополнительными элементами анализа. Так, например, интервью вбирает в себя признаки очерка, репортаж - элементы корреспонденции, комментарий - признаки статьи.

Именно на фоне этих процессов выглядит объективной приметой дня появление на газетной полосе колонки - в существенных ее функциональных разновидностях: и как авторской рубрики, и как особого жанра.

Сегодня колонка - одна из самых востребованных на страницах российских СМИ текстовых форм, в полной мере отражающая процессы, происходящие в современном информационном пространстве.

В течение уже довольно долгого времени вокруг этого термина идут споры. Одни исследователи теории журналистики говорят о том, что колонка может существовать лишь как форма подачи материала1 либо просто не упоминают ее в своих жанровых системах2, другие определяют колонку как одну из форм комментария или разновидность эссе3, третьи признают возможность появления на месте колонки самостоятельного жанра4.

Все это свидетельствует о необходимости проведения более глубокого изучения природы колонки.

Цель данного исследования: выявить ключевые особенности и тенденции развития современной колумнистики.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

проанализировать современные тенденции развития информационного пространства, в том числе и тенденции жанрообразования;

охарактеризовать формы авторского самовыражения в современной публицистике;

описать историю возникновения и развития колумнистики в нашей стране и за рубежом, выявив культурно-исторические особенности развития жанра;

рассмотреть жанровую палитру постоянных авторских рубрик в современной российской прессе;

проследить генезис колонки, ее движение от рубрики к жанру и выявить типологические особенности текстов современных колумнистов;

1 См., например: Гордеев Ю. А. Жанровая специфика колонки в печатных СМИ / Ю. А. Гордеев // Жанровые
метаморфозы в российской журналистике : тезисы IV Всероссийской научно-практической конференции г.
Самара 18-19 марта 2010 г. - Самара : Изд-во «Порто-принт», 2010. - С. 22-23.

2 См., например: Тертычный А. А. Жанры периодической печати / А. А. Тертычный - М. : Аспект Пресс, 2000. -
312с; Лазутина Г.В., Распопова С.С. Жанры журналистского творчества / Г.В. Лазутина, С.С. Распопова. - М. :
Аспект Пресс, 2011. - 320 с.

3 См., например: Шостак М. Журналист и его произведение / М.Шостак - М. : Гендальф, 1998. - 95 с.

4 См., например: Черникова Е.В. Азбука журналиста / Е.В. Черникова. - Москва, 2009 ; То же [Электронный
ресурс]. - URL: (дата обращения: 27.10.10); Краткая характеристика
аналитических жанров журналистики // Журналистское мастерство : учеб.-метод, пособие / Б-ка отд-ния
журналистики ТюмГУ. - Тюмень, [б.г] ; То же [Электронный ресурс]. - URL:
(датаобращения: 27.10.10).

- рассмотреть специфику функционирования колонки в культурно-историческом контексте.

Научная новизна работы заключается в том, что колумнистика впервые рассматривается как особая область публицистики. Впервые делается исторический обзор функционирования колумнистики в российской и зарубежной печати и ставится вопрос о проблемах жанровой идентификации колонки.

Несмотря на широкое распространение колумнистики в отечественной прессе, в теоретических работах этой области публицистики до сих пор уделялось мало внимания. Лишь в единичных исследованиях отдельные аспекты функционирования колумнистики были освещены достаточно подробно. Так, например, С.А. Михайлов в книге «Современная зарубежная журналистика: правила и парадоксы»1 посвящает несколько страниц функционированию современной американской колумнистики, а А.Н. Тепляшина в своем диссертационном исследовании «Творческая природа комического: жанровая парадигма современной журналистики»2 рассматривает сатирические ресурсы колумнистики. М. Шостак в учебнике «Журналист и его произведение»3 уделяет три страницы технологии написания колонки. Фактически этим список фундаментальных исследований, так или иначе затрагивающих проблемы колумнистики, исчерпывается.

Тем не менее, стоит отметить, что в последнее время такие вопросы как жанровая идентификация колумнистики, технология создания колонки и проблемы авторского «Я» в колонке, особенности творческой манеры отдельных колумнистов, разрабатывались различными исследователями в статьях и докладах научных конференций4 и, возможно, в ближайшее время станут темами более крупных исследований.

Объектом исследования являются процессы, определяющие развитие и становление отечественной колумнистики.

Предмет исследования - колумнизм как явление в современном информационном пространстве.

1 Михайлов С. А. Современная зарубежная журналистика : правила и парадоксы / Михайлов С. А. - СПб. : Изд-
во Михайлова В. А., 2002. - 446 с.

2 Тепляшина А.Н. Творческая природа комического : жанровая парадигма современной журналистики :
диссертация ... доктора филологических наук : 10.01.10 / Тепляшина Алла Николаевна; [Место защиты : С-
Петерб. гос. ун-т].- Санкт-Петербург, 2007. - 373 с.

3 Шостак М. Журналист и его произведение / М. Шостак - М. : Гендальф, 1998. - 95с.

4 См., например: Можаева Т. Г. Роль автора и читателя в жанре авторской колонки / Т.Г. Можаева // Жанровые
метаморфозы в российской журналистике: тез. IVBcepoc. науч.-практ. конф., г. Самара 18-19 марта 2010 г. -
С.56-57; Фесянова, Н.Л. Американская колумнистика XIX века (на примере редакторской колонки Уильяма
Дина Хоуэллса) / Н. Л. Фесянова // Журналистика и информационная политика в регионе : теория и практика
функционирования: материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвященной 10-летию журналистского
образования в г. Набережные Челны, 15-16 ноября 2007 г. - Казань, 2007. - С. 67-70; Гордеев, Ю. А. Жанровая
специфика колонки в печатных СМИ / Ю. А. Гордеев // Жанровые метаморфозы в российской журналистике :
тез. IV Всерос. науч.-практ. конф., г. Самара 18-19 марта 2010 г. - С. 22-23.; Галич В.М. Колонка як жанр //
Вісник Луганського національного університету імені Тараса Шевченка (філологічні науки). - 2009, лютий № З
(166). - С 223-233; Кройчик Л.Е. Жанровые метаморфозы современной российской прессы // Эволюция жанров
в истории российской журналистики: Тезисы Всероссийской научно-практ.конф. - Самара : Универс-групп,
2007- С.77-80.

Развитие колумнистики в западной печати началось еще в XVIII веке, в России этот процесс пошел значительно позже - в конце XIX века, а в советское время ограничивался искусственно, поскольку тоталитарному режиму не нужна была авторская публицистика, отражающая самостоятельную точку зрения конкретного субъекта высказывания. Отечественная колумнистика не могла развиваться столь же плодотворно, как это происходило на Западе. Но как только российское общество стало более свободным, колонка как форма подачи материала получила импульс для развития в отечественных СМИ.

Современная российская колумнистика вобрала в себя опыт «островной» журналистики и ее форму. При этом эта форма была перенесена не на пустое место, а на подготовленный еще в XIX веке фундамент. Процесс кристаллизации жанра колонки превращается, по сути, в «восстановительный период» российской колумнистики, речь идет не о новообразовании, а о продолжении прерванной традиции.

Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что данная работа является одним из первых комплексных исследований российской колумнистики.

В основу методологии исследования положены методы системного и типологического анализа, позволяющие характеризовать колумнистику как раздел публицистики, а также выявить типологические особенности текстов колумнистов и определить их место в системе жанров; метод контент-анализа.

Эмпирическую базу работы составляют колонки в газетах («Известия», «Коммерсантъ», «Ведомости», «Независимая газета», «Московский комсомолец», «Российская газета»), журналах («Огонек», «GQ», «[Как)», «Профиль», «Большой город», «Esquire») и Интернет-СМИ («Газета.ш», «Взгляд») за 2005-2011 годы.

Теоретическая основа работы. В качестве теоретической основы работы использовано несколько различных групп источников.

Были использованы труды зарубежных исследователей журналистики (как «островной», так и «европейско-континентальной»), публикации в зарубежных СМИ, среди которых наиболее информативными оказались исследования Стива Туомея «The Case Of The Vanishing Columnist» («Дело исчезающего колумниста»), Тома Эбата «Cause if you ain't Mass Media, you're Mini Media» («Потому что если вы не масс-медиа, вы мини-медиа») и Марии Хесус Касальс Карро «La columna periodistica: de esos embusteros dias del ego inmarchitable» («Журналистская колонка: обманщики с нестареющей душой»), курс Альфредо Мартин-Горрица «Curso para ser columnista» («Как стать колумнистом»)1.

1 См.: Abate Т. Cause if you ain't Mass Media, you're Mini Media I Tom Abate II MiniMediaGuy. - URL: (дата обращения: 12.11.2008); Casals Carro M. J. La columna periodistica : de esos embusteros dias del ego inmarchitable - URL: (дата обращения: 12.11.2008); Martin-Gorriz Alfredo. Curso para ser columnista (Lecciones de Periodismo Independiente XI). - URL: (дата обращения: 07.07.2008); Twomey S. The Case Of The Vanishing Columnist I Steve Twomey II Columbia Journalism Review at

При анализе природы жанрообразования и жанровых концепций и нахождения места колонки в жанровой структуре были рассмотрены работы А.А. Тертычного, Л.Е. Кройчика, Е.И. Пронина, М. И. Шостак, В. Т. Третьякова и других исследователей теории жанра1. Необычайно полезными оказались работы зарубежных теоретиков журналистики, которые дали возможность широко посмотреть на проблему жанра, и провести сравнительный анализ места колонки как в российской, так и в зарубежной жанровых системах (Рауль Пеньярада «Generos periodisticos: <^Que son у para que sirven?» («Жанры журналистики: что это такое и для чего они служат»), Паула Кальдейро «Los generos periodisticos» («Жанры журналистики»), Роза Эскриуэла «Tipologia de textos: los Generos Periodisticos» («Типология текстов: жанры журналистики»))2.

Еще одну группу источников составляют работы, посвященные проблеме автора и авторского самосознания (М.М. Бахтин, Б. О. Корман, Ю.М. Лотман, Ю.В. Манн, И.С. Кон и др.)3.

Существенную часть источников составили статьи теоретиков журналистики, практикующих журналистов, блогеров и колумнистов,

Columbia University's Graduate School of Journalism. - 2005. - Issue 5 : September/October. - URL: (дата обращения: 12.11.2008);

1 СМ. : Тертычный А.А. Жанры периодической печати / А.А. Тертычный - М. : Аспект Пресс, 2000. - 312 с;
Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров / Л.Е. Кройчик // Основы творческой деятельности журналиста.
Ред.-сост. С.Г. Корконосенко - СПб. : Знание : СПбИВЭСЭП, 2000. - 272 с; Третьяков В.Т. Как стать
знаменитым журналистом. Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики / В.Т.
Третьяков. - М; Алгоритм, 2010. - 560 с; Шостак М. Журналист и его произведение / М. Шостак - М. :
Гендальф, 1998. - 95с; Социальная практика и журналистский текст / Под ред. Я. Н. Засурского, Е.И.Пронина.
М. : Изд-во МГУ, 1990. - 173 с; Бучинская А.А. Место жанра в современной теории журналистики / А.А.
Бучинская // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Коммуникации в современном
мире», Воронеж, 13—14 ноября 2003 г. Под ред. проф. В.В. Тулупова. - Воронеж : ф-т журналистики ВГУ,
2003. - С. 8-11.; Логвиненко Л. А. Художньо-публіцистичні жанри : Методичні матеріали для студентів
заочного та дистанційного навчання зі спеціальності "Журналістика". - Харків, 2002. - 23 с

2 CM. : Raul Pefiaranda U. Generos periodisticos : <^Que son у para que sirven? II Sala de Prensa. - 26 Diciembre 2000
Ano III, Vol. 2. - URL: (дата обращения: 12.11.2008); Graciela Paula Caldeiro. Los
generos periodisticos. - 2005. - URL: (дата обращения:

12.11.2008); Escrihuela R. Introduction a la redaction periodistica. Tipologia de textos : los Generos Periodisticos. -URL: (дата обращения: 12.11.2008).

3 Бахтин M. М. Вопросы литературы и эстетики / М.М. Бахтин. - М. : Художественная литература, 1975. - 504
с; Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - М. : Искусство, 1979. - 424 с; Горохов М.Ю.
Автор публицистического текста как субъект высказывания : автореф. дис. ... канд. филол. наук. / М.Ю.
Горохов. - Воронеж, 2006. - 22 с; Ельникова О. Публицистичность литературы киевской Руси : тексты, авторы,
аудитория : автореф. дис.. .канд. филол. наук. / О. Ельникова. - Воронеж, 2009; Кон И. Открытие «Я» / И. Кон //
Новый мир. - 1977. - № 8; Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание / И.С. Кон. - М. : Политиздат,
1984. - 336 с; Корман Б.О. Итоги и перспективы изучения проблемы автора // Страницы истории русской
литературы. - М. : Наука, 1971. - С. 199-207; Кудинова Л.В. Автор - текст - аудитория : проблемы диалога в
публицистике : автореф. дис. ... канд. филол. наук. /Л.В. Кудинова. -Воронеж : Воронеж, гос. ун-т, 2009. - 16
с; Лихачев Д. Развитие русской литературы X-XVII веков / Д. Лихачев. - Л. : Наука, 1973. - 256 с; Лихачев Д.
С. Текстология : (на материале русской литературы X-XVII веков) / Д.С. Лихачев, А. А. Алексеев, А. Г. Бобров.
- СПб. : Алетейя, 2001. - 759 с; Лотман Ю.М. Текст как семиотическая проблема / Ю. М. Лотман // Избранные
статьи : в 3 т. Т.1. - Таллинн : Александра, 1992. - С. 129-247; Манн Ю.В. Автор и повествование //
Историческая поэтика : Литературные эпохи и типы художественного сознания. - М., 1994. - С.431-480;
Гуревич А. Я. Социальная психология и история. Источниковедческий аспект / А.Я. Гуревич //
Источниковедение. Теоретические и методологические проблемы. -М. : Наука, 1963. - С. 418-419; Щелкунова
Е.С. Публицистический текст в системе массовой коммуникации. Специфика и функционирование / Е.С.
Щелкунова. - Воронеж : Родная речь, 2004. - 194 с.

вступительные статьи к сборникам колонок, а также колонки, где авторы характеризовали свою работу1.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Под колумнистикой понимается жанровый массив текстов, ассоциируемых с личностью автора и размещаемых в постоянных авторских рубриках: комментарий, эссе, фельетон, реплика и пр.

  2. Развитие колумнистики опережает естественные процессы, протекающие в современной отечественной прессе: усиление роли личностно-ориентированных жанров, повышение субъективации (в том числе, персонализации) повествования.

3. Следует различать существующие в современной теории публицистики
понятия колонки:

- колонка как отдельный столбец на газетной полосе, как прием
выделения материала при помощи линеек, заголовков, шрифтов;

- колонка как авторская рубрика (авторская колонка), вмещающая в себя
тексты различных жанров;

- колонка как особый жанр, актуализирующий личное переживание
автора по конкретному поводу в виде демонстрации точки зрения субъекта
высказывания.

4. Вся история колонки - это движение от рубрики к жанру,
обусловленное усилением личностного начала в публицистике, связанного с
персонализацией и персонификацией текста. Формирование колонки как жанра
обусловлено общесоциальным процессом развития колумнистики как особой
информационно-аналитической системы авторских высказываний.

5. Как особая текстовая структура колонка построена на максимальной
персонализации повествования и вбирает в себя признаки различных жанров,
сохраняя при этом свою жанровую неповторимость, прежде всего на
морфологическом и онтологичеком уровнях (создание фрагмента картины мира
и его оценки публицистом с помощью специфических средств).

Апробация результатов исследования.

Основные теоретические положения, выводы и результаты диссертации докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры истории журналистики Воронежского государственного университета, были представлены на региональных, всероссийских, международных научных и научно-практических конференциях: «Эволюция жанров в истории российской журналистики» (Самара, 2007); «Средства массовой информации в современном мире» (Санкт-Петербург, 2007); «Проблемы массовой

1 См., например: Александров Н. Колонка - как не русский жанр / Н. Александров // Известия. - 2005. - 2 сентября. - URL: (дата обращения: 18.09.2011); Бершидский Л. Почему Карл Иванович Шустерлинг скорее аналитик, чем колумнист - SmartMoney. - №9. - 15 мая 2006. -URL: . га/article shtml? 2006/03/27/192 (дата обращения: 12.11.2007); Лифановский Б. Обертоны по вторникам с Борисом Лифановским - №1. - 17.08.2004 - URL:

(дата обращения: 13.07.2009); Чупринин СИ. Колумнистика/ СИ. Чупринин. - URL: (дата обращения: 12.11.2007); Экслер А. Что здесь будет или маленькое эссе о колумнистах / А. Экслер. - URL:

(дата обращения: 30.10.2001); Ногалес X. Л. Ларра на Балканах // Корсарский патент : Эссе / Пер. с исп. Н. Кирилловой. - М. : Изд-во Эксмо, 2005. - 720 с.

коммуникации» (Воронеж, 2007, 2008, 2009, 2010); «Мультимедийная журналистика Евразии» (Казань, 2007, 2009, 2010); «Журналистика в 2007 году. СМИ в условиях глобальной трансформации социальной среды» (Москва, 2008); «Жанровая стратегия современных масс-медиа» (Самара, 2009).

Последовательность решения задач обусловила структуру работы,

которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

Автор как субъект высказывания и творец виртуального мира

На рубеже XX-XXI веков в центре внимания теоретиков и практиков публицистики вновь оказался человек, автор, творец. Из обезличенного субъекта высказывания автор превратился в действующее лицо, в героя собственного текста. «Мир и субъект, этот мир воспринимающий, -указывает Л. Кройчик, — в равной степени становятся предметом исследования. Публицист сегодня ощущает себя не сторонним наблюдателем описываемых процессов; а равноправным их участником» . Личность творящего текст вызывает интерес, поскольку он не просто становится посредником между объективной реальностью и аудиторией, воспринимающей его слово, но превращается в определяющий фактор формирования нового мира, мира, создаваемого творческими усилиями конкретной личности.

В книге «Историческая поэтика: Литературные эпохи и типы художественного сознания» в которой многие исследователи обратились к теме автора и авторства, известный литературовед Юрий Манн отметил: «Образ автора и структура повествования являются сегодня едва ли не центральными проблемами литературоведения...»1.

Говоря о месте автора как создателя виртуальной, картины» мира и творца текста, мы исходим из известного положения о том, что автор есть сложный феномен» коммуникативной реальности.

Одним из первых в отечественном литературоведении проблему авторского «Я» затронул М.Ш. Бахтин. В« своих работах «Эстетика словесного творчества» и «Вопросы литературы и эстетики» он выделяет три авторские реализации: автор биографический, его «мы находим вне произведения как живущего1 своею биографической жизнью человека, но мы встречаемся с ним как с творцом и в самом произведении, однако вне изображенных хронотопов, а как бы на касательной к ним» , он как бы «внеположен» произведению; «первичный (не созданный)» автор или автор-творец — непосредственный создатель литературного произведения, он является частью подсознания биографического автора; «вторичный автор (образ автора созданный первичным автором)», через который- в произведение реализуется. часть сознания автора-творца .

Б. О. Корман, вступив в спор с Бахтиным, указывает на присутствующую у Бахтина «терминологическую неясность» в. рассуждениях об авторе, имеющую своим источником «смешение автора как носителя концепции, выражением которой является все произведение, с одной из форм авторского сознания - повествователем, рассказчиком, рассказчиком-героем, хроникером и т.п.»1. По Корману, автор как носитель концепции произведения «непосредственно не входит в текст: он всегда опосредствован субъектными или внесубъектными формами»2. В концепции Кормана первичный автор- является образом, и назван «автор как художественный образ», он имеет те же функции, что и первичный- автор Бахтина, но его сознание может напрямую выражаться в тексте — в разработке конфликта, в характерах персонажей, в их репликах, в,структуре и интонации повествования.

Н.Д. Тамарченко рассматривает понятие «автор» в двух определениях: 1) автор- «реальное лицо, существование которого исторически достоверно или-известно1 из преданий, которое является фактическим создателем данного произведения искусства (ряда произведений) или которому приписывается их создание»; 2) «субъект эстетической-реальности (МіМ. Бахтин) или автор-творец, единственная форма бытия которого и есть художественное произведение как целое, т.е. как выражение единого смысла, единой личной позиции»3.

Нетрудно увидеть, что позиция исследователя дает возможность понять специфику выражения авторской позиции в публицистике, опирающеисякак на рассмотрение автора в качестве реального лица, так и на рассмотрение автора как субъекта эстетической деятельности, поскольку творец виртуального мира в публицистическом тексте, оперирующий образами так или иначе всегда выступает как субъект исторического процесса и в своей деятельности не может не опираться на события, факты, проблемы, имеющие под собой реальную основу.

Таким образом, все споры об авторе сводятся к тому, что автор существует в нескольких ипостасях - можно различить как минимум автора биографического, автора-носителя концепции произведения и автора-повествователя (активного участника или наблюдателя происходящего).

В публицистическом же тексте позиция автора принципиально иная: автор-публицист совпадает с биографическим автором и играет активную роль в организации повествования.

Исследователи, занимавшиеся проблемой выражения авторской позиции в. публицистическом тексте - (М. Стюфляева, А. Тертычный, "Л. Кройчик, М. Горохов, Е. Щелкунова)1 отмечают следующие особенности выражения авторского началав публицистике: — в» публицистике творцом текста1 является- так называемый биографический.автор, т.е. реальное лицо исторического процесса; — задача публициста - сформировать у аудитории наиболее полное представление о происходящих в обществе процессах и явлениях. Публицист стремится, убедить своих читателей в собственной правоте; предлагая-аудитории свой взгляд на происходящее; — если в художественной литературе воздействие на аудиторию носит опосредованный характер через систему образов, то в публицистике связь «автор-читатель» носит более демонстративный характер.

Человек в блогосфере: возвращение к персональному журнализму

Разговор об авторе и специфике его самовыражения в сегодняшних СМИ был бы неполным без разговора о блогах. Во-первых, потому, что именно в блогосфере в концентрированной форме проявляются- все те явления инфоноосферы, которые привели в конечном счете к появлению колумнистики - личностной, интимной, персональной, откровенной публицистики- - и нового типа автора — автора-колумниста, предельно биографического автора, открыто И свободно делящегося своими мыслями с аудиторией. Во-вторых, потому, что традиционные, «бумажные» СМИ сегодня активно уходят в Интернет, и если- информационный поток перенаправляется сегодня в твиттер, в онлайновые информационные агентства, то публицистика (и ее раздел - колумнистика) уходит именно в блоги (как в личные дневники - на крупных блог-платформах, так и в соответствующие разделы на новостных порталах или так называемые «standalone blogs» - авторские сайты). Сегодня почти каждый крупный публицист имеет личную страничку на том или ином сервисе, тексты колумнистов, по своей форме очень органично вписывающиеся в дневниковый формат, как правило, параллельно выходят и в личных журналах их авторов либо, наоборот, являются усовершенствованной и подредактированной формой спонтанной дневниковой заметки, вышедшей несколькими днями ранее.

На сегодняшний день термин «блог» в ряде случаев становится синонимичным термину «колонка». Сетевые версии традиционных изданий зачастую называют блогом то, что в печатной версии выходит под рубрикой «колонка», а онлайновые издания заводят рубрику «блоги», аналогичную по содержанию и функциям «бумажной» колумнистике. Часто один и тот же текст в печатной и электронной версии выходит под разными рубриками: так все то что в «бумажной» версии газеты «КоммерсантЪ» носит название колонки, в электронной получает название;. блога: («Блог Борисй Барабанова»); тексты. Екатерины: Мухиной , напечатанные в- журнале «ЕПе» под рубрикой: «Опыт» на сайте журнала следует искать,в разделе «Модный блог»; «Разета.га» в: августе этого года наряду с рубрикой; «Комментарии» ввела аналогичную?- по функциям рубрику «Блоги», только в отличие от комментаторов, по большей" части известных широкой: аудитории, блоги ведут малознакомые авторы.

Вообще колумнистика - это именно то место; где: блоггинг смыкается с журналистикой. Постоянная- авторская; рубрика: В; Интернет-издании- часто получает название; «Блог», а содержимое такого блога может быть спокойно перенесено на печать в виде колонки.

Конечно, невозможно; полностью отождествлять блоггинг с сетевой колумнистикой1: — слишком; уж разнородна блогосфера — однако можно говорить о заметной близости самосознания автора-колумниста и автора-блогера; Бесспорно и то, что интерес пользователей Интернета к блогам и интерес читателей к авторской колонке в прессе обусловлен одними и теми же тенденциями; одними и теми же: изменениями в общественном, сознании. Именно поэтому в; контексте нашего- исследования представляется важным уделить внимание блоггингу как феномену, зародившемуся на рубеже XX-XXI веков.

Анализируя возникновение блогосферы, многие исследователи говорят о том, что сегодня происходит сдвиг парадигмы: на смену односторонней коммуникации, когда крупные медиа транслируют информацию на массовую аудиторию и имеют возможность манипулировать этой аудиторией, приходит новая модель коммуникации, которая уничтожает неравенство, доминирование и информационную тиранию. Хосе Луис Ориуэла, доктор наук, профессор Школы Коммуникаций Университета Наварры, в докладе «Блоггинг и парадигмы электронной коммуникации: 10 принципов нового медийного сценария» подчеркивает: «Век цифровых технологий; несет набор крупных коммуникационных изменений- в традиционных: медиа: пользователь становится; «осью» коммуникационного процесса, содержание тождественно медиа; мультимедиа- оказывается новым языком;, реальное время — единственной временной категорией гипертекст -грамматикой; а знание - новым именем информации; Но эта медийная революция не только меняет коммуникационное- поле по отношению к старым игрокам; но и, что более важно; она- открывает систему массовой коммуникации для:широкого?круга новых игроков» .

Блог (blog):- это сокращение от «weblog» (от англ. «web logging», что можно! перевести на- русский; как: «подключение к Всемирной? паутине»), термина, изобретенного блогером Иорном Баргером в 1997 году. По форме блог представляет собой периодически обновляемую ленту сообщений? на самые разные темы с подчеркнуто субъективными комментариями, где каждое сообщение, или пост, может быть в свою очередь прокомментировано читателями.

История блоггинга началась в августе 1999 года, когда американская компания Руга Eabs вышла на рынок информационных услуг с совершенно новым продуктом,, доступным: всем: пользователям сети. Она. открыла сайт www.blogger.com. На; нем: каждый зарегистрированный, пользователь мог завести свою личную страничку, где в режиме реального времени можно было выкладывать сообщения в хронологическом порядке, а также без особых усилий со стороны автора давать ссылки на другие ресурсы Интернета. Каждое авторское сообщение могло быть прокомментировано посетителями этой странички. Такие личные странички получили название «блогов».

Родовыми жанрами блога (согласно теории американских исследователей Миллера и Шепарда1) являются журнал и дневник, вместе с новыми электронными жанрами персональной страницы. Дневник является наиболее часто упоминаемым родовым жанром в многочисленных дискуссиях по поводу блогов, и это отражается в названиях двух наиболее известных блог-порталов: Diaryland и LiveJournah Дневник также завещает блогу пошаговую хронологическую организацию, ожидание обновления» и комментария, и описание собственного жизненного опыта.

В отдельной ветви- родословного дерева блога мы находим жанры политической журналистики, такие, как. памфлет, редакционная колонка-, и обозревательская колонка. В XVII-XVIII столетиях мнение о политике часто было выражено (иногда анонимно) через, независимые и эфемерные публикации, называемые памфлетами. Вот, кстати, один- из; характерных примеров того, как непрофессиональный автор предлагает аудитории жанрово определенный, текст, главное- в- котором — вызвать интерес аудитории к предмету (объекту или субъекту) разговора.

Традиции персонифицированного письма в русской журналистике

Считается, что колумнистика пришла в Россию с Запада и произошло это ъо времена перестройки. Однако более верной представляется мысль, что колумнистика, действительно1 вернувшаяся в российские СМИ в начале 90-х, не была явлением для российской печати абсолютно новым. Л.Е. Кройчик говорит о «российской традиции, идущей от дореволюционной поры, -прислушиваться- к голосу Каткова, Суворина, Дорошевича, Амфитеатрова, Меншикова, Короленко, Леонида Андреева»1, и если обратиться к истории дореволюционной печати, то можно отметить, что в российской прессе существовало явление, которые можно назвать «праколумнистикой».

Отсутствие колумнистики в отечественной прессе XVIII — первой половины XIX века объясняется рядом причин. Во-первых, отечественная пресса создавалась сверху: власть нуждалась в исполнителях, а не в творцах, создававших развитую систему выразителей общественного мнения. Во-вторых, само общество только начало формироваться как определенная социальная субстанция и в силу собственной слабости не могло решать задачи, связанные с выработкой социально-ответственной концепции развития страны. В-третьих, цензурные ограничения не давали возможности» молодой российской журналистике проявлять творческую самостоятельность. Монополия, власти на печатное слово делала невозможным развитие персональной журналистики. В-четвертых, журналистика изначально ощущала себя, рупором чужих идей (прежде всего, рупором властных структур; позже - «подручными партии»). На.первый план выдвигались просветительская и информационная функции прессы. Права на выражение собственной точки зрения российский журналист не имел. В-пятых, так исторически сложилось, что основые творческие литературные силы группировались вокруг «толстых» журналов; которые открывали хоть какие-то возможности для реализации своих идей. Практическая журналистика выглядела занятием малопривлекательным. В-шестых, публицистика плодотворно развивается тогда, когда слово автора востребовано (или по- крайней мере ожидаемо) аудиторией. Периодические издания России на протяжении первых двух веков своего существования были сориентированы на диалог с крайне незначительным кругом лиц.

Колумнистика на Западе изначально ориентировалась на массовую аудиторию, интересующуюся подробностями и деталями повседневной жизни, и только позже обрела свою нынешнюю нишу - участие в формировании думающей аудитории, способной размышлять над предложенной информацией и предлагаемой точкой зрения.

У первых российских изданий такой аудитории не было. Отсюда -скудость языка диалога, скудость контента - рассказывалось не о том, что, возможно, будет интересно потенциальном читателю, а о том, что для представителей власти было важно сообщить аудитории.

Отечественная пресса долгое время была безымянной, причем в этом отношении она сильно отставала от европейской печати. И хотя в создании первой печатной газеты «Ведомости» участвовал лично Петр I, рупором общественного мнения это издание не являлось, хотя и должно было, по идее императора, выполнять важную консолидирующую функцию. Анонимные тексты «Ведомостей» лишь информировали крайне незначительную аудиторию о происходящем.

«На Москве вновь ныне пушек медных, гоубиц и мартиров вылито 400. Те пушки ядром по 24, по 18 и по 12 фунтов. Гоубицы бомбом пудовые и полупудовые. Мартиры бомбом девяти, трех и двухпудовые и-меньше. И еще много форм готовых великих, и средних к литью пушек, гоубиц и мартиров. А меди ныне на пушечном дворе, которая приготовлена к новому литью, больше 40000 пуд лежит» (первый номер газеты «Ведомости», 2 января 1703).

В подтексте - мы сильны и непобедимы. Или: «По веленьям его величества московские школы умножаются и 45 человек слушают философию и уже диалектику окончили. В математической штюрманской школе больше 300 учатся и добре . науку приемлют. На Москве ноября с 24 числа по 24 декабря родилось мужеска- и женска полу 386 человек...» (там же).

В подтексте - мы не лыком шиты, есть кому приумножать славу государства Российского. Анонимными отечественные публицисты пробудут еще более ста лет. Важна не личность пишущего, а собственно информационный повод. И хотя в конце XVIII столетия начали появляться журналы, которые сейчас мы вспоминаем вместе с именами их редакторов и издателей («Трутень» Новикова, «Вестник Европы» Карамзина, «Сын отечества» Греча и т.д.), их имена стояли на обложке, но тексты по-прежнему оставались неподписанными, в лучшем случае под ними стоят инициалы автора.

И даже в начале XIX века по-прежнему не связываются с именем публициста тексты явно размышляющие, с отчетливо выраженной авторской позицией (как, например; «Воззрение на войну Французов...», где говорится: «Между тем. должно признаться...», «Зародыша или корня мысли сей не должно искать вs обыкновенном течении вещей...»1), тексты, содержащее прямые оценки и обращения («Какая гнусная, подлая насмешка!» «Слишком легковерные народы! Доколе еще- будут вас обманывать?.. Воспряньте! Судьба ваша переменится»") и даже имеющие форму биографических заметок («Я оставил Францию. Пребывание мое в сем государстве убавило сильно цену его в моем мнении. Я нашел доброе в гораздо меньшей мере, нежели воображап\ а худое в такой большой степени, которой и вообразить не мог» , «Не быв военным человеком, не могу о французских войсках подать В-у С-у идеи другим образом, как сообщив слышанный мной суждения от безпристрастных чужестранцев» 4).

Место колумнистики в различных жанровых системах

Любой спор о том, является ли колонка жанром, сводится, по сути, к одному: возможно ли вписать колонку в ту или иную жанровую систему или нет, т.е. фактически это вопрос классификации. И если в отечественной жанровой системе колонке, возвращенной на газетную полосу в конце 80-х-начале 90-х годов, пришлось отвоевывать место под солнцем и право на имя сразу у нескольких жанров «журналистики мнений» - у комментария, обозрения, эссе и даже у очерка — то во многих зарубежных жанровых системах колонка считается одним из основных жанров, хотя фактически речь идет о схожих текстах.

Не задаваясь целью осветить специфику развития колумнистики во всем многообразии различных моделей журналистики, выберем в качестве примера две принципиально разных и наиболее широко распространенных территориально модели: англо-саксонскую («островную», Великобритания и США) И испаноязычную (Испания и страны Латинской Америки).

Изначально СМИ-всех европейских стран развивались в одних и тех же традициях персонального журнализма, однако впоследствии под влиянием различных исторических условий пути публицистов разошлись.

«Если в европейско-континентальной" журналистике, — пишет С.А. Михайлов, — предпочтение отдавалось «мнению», точке зрения автора, то в «островной» журналистике все большее и большее значение приобретал «факт», т.е. предельно отстраненное сообщение посредством прессы общественно значимой новости. Это различие привело к более серьезным последствиям. Скажем, в Германии, Франции или России работники прессы были озабочены прежде всего эффективностью журналистского воздействия на аудиторию, что-в свою очередь требовало серьезной-разработки теории жанров, двигало вперед методические приемы диалога и полемики. В США и Великобритании главным стала оперативность, умение «добыть факты»... В итоге для одних журналистика — это часть общелитературного процесса, где автор выступает в периодических изданиях и имеет дело не с художественным вымыслом, а реальными событиями и явлениями действительности. Для других журналистика - один из каналов коммуникации; используемый в целях распространения-через СМИ важной для коммуникатора информации»1.

Кроме того, если рассматривать европейско-континентальную и «островную» модели журналистики как полюсы, то между ними мы найдем множество промежуточных моделей (например, журналистика стран Северной Европы).

Журналистика стран Восточной Европы и отчасти журналистика постсоветского пространства с конца XX века развивается под воздействием противоречивых тенденций - с одной стороны это демократизация, усиление внимания к личному мнению, с другой стороны - влияние западных моделей журналистики с их информационной направленностью.

Интересна история СМИ Латинской Америки - пережив процесс переориентации с традиционных центров влияния - Испании и Португалии -на- Северную Америку и соответственно влияния Америки на свою культуру вообще и журналистику в частности, латиноамериканцы сохранили «литературность» журналистики, и ее серьезную- теоретическую базу. Во многом это было связано с единоязычием - как журналистика США и Великобритании развивалась в условиях доступности общего англоязычного культурного наследия, так и Латинская Америка - в частности, Аргентина и Боливия - несмотря на мощное политико-экономическое влияние США, осталась в рамках испаноязычной культуры и конкретно испаноязычной теории литературы и журналистики.

Работы по истории и теории журналистики, изданные в Испании и странах Латинской Америки, не имеют принципиальных различий в содержании, теория жанров, принятая во всех этих странах, имеет общую основу, а преподаватели и теоретики журналистики в своих исследованиях с равной частотой ссылаются как на своих соотечественников, так и« на труды коллег, говорящих с ними на одном языке. Рекомендуемые на официальных сайтах университетов Испании и Латинской Америки учебники также включают книги, изданные на обоих континентах.

Таким образом, когда мы говорим о колумнистике в зарубежной журналистике, в первую очередь, следует иметь в виду те различные культурные, экономические и политические условия, под влиянием которых развивалась эта ветвь публицистики, и, соответственно, — о разной степени освоенности теоретических проблем.

Говоря об «островной» колумнистике, необходимо учитывать, что в англо-саксонской журналистике теория разработана слабо, превалирует практический подход, а под жанрами подразумеваются группы текстов, сходные по форме, да и сама жанровая классификация не существует как предмет теоретического изучения. Жанр в «островной» журналистике - это «узнаваемый образец текста»1, «тип литературного или художественного произведения; стиль авторского самовыражения»2, то есть само понятие жанра, отличается» от принятого в российской теории литературы и журналистики. Если отечественные исследователи пытаются анализировать природу жанра, то их западные коллеги просто объединяют тексты в весьма условные группы для удобства практиков.

Упрощенная схема американских газетных жанров принадлежит профессору университета штата Индиана Герберту Терри, хотя она и не претендует на всеобъемлющий охват. Терри выделяет следующие основные группы газетных текстов, используемые в американских изданиях:

Первая группа - НОВОСТИ (News): жесткие (политика, власть, большой бизнес, и т.п.) и мягкие (международные национальные, news brief, (что соответствует российской хронике или короткой информационной заметке), general news account, (т.е. расширенная информация по российской классификации жанров);

Вторая группа - ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПУБЛИЦИСТИКА (feature), задача которой больше развлекать, чем информировать: news feature, что в некоторой степени соответствует расширенной информации или нашей информационной корреспонденции; news analysis (обзор новостей), review (обзор, обозрение);

Похожие диссертации на Колумнистика: история возникновения и перспективы развития