Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Креативные и рецептивные аспекты жанра ток-шоу на современном российском телевидении Кано Ирина Аркадьевна

Креативные и рецептивные аспекты жанра ток-шоу на современном российском телевидении
<
Креативные и рецептивные аспекты жанра ток-шоу на современном российском телевидении Креативные и рецептивные аспекты жанра ток-шоу на современном российском телевидении Креативные и рецептивные аспекты жанра ток-шоу на современном российском телевидении Креативные и рецептивные аспекты жанра ток-шоу на современном российском телевидении Креативные и рецептивные аспекты жанра ток-шоу на современном российском телевидении Креативные и рецептивные аспекты жанра ток-шоу на современном российском телевидении Креативные и рецептивные аспекты жанра ток-шоу на современном российском телевидении Креативные и рецептивные аспекты жанра ток-шоу на современном российском телевидении Креативные и рецептивные аспекты жанра ток-шоу на современном российском телевидении
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кано Ирина Аркадьевна. Креативные и рецептивные аспекты жанра ток-шоу на современном российском телевидении : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 : Москва, 2004 143 c. РГБ ОД, 61:05-10/396

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Основные этапы создания телевизионной передачи

Глава 2. Особенности восприятия телевизионного ток-шоу

Заключение

Источники и литература

Приложения

Введение к работе

Телевидение уже давно стало неотъемлемой частью повседневной жизни. Мало кто из нас представляет день, проведенный без выпуска новостей, просмотра фильма или любимой передачи. Но мало кто задумывается о том, что телевидение — еще и мощное средство воздействия. Правильно сконструированный телепродукт приносит своим создателям не только прибыль, но и высокую оценку зрителя.

Современное российское телевидение — это разнообразие идей, форм, жанров. Многие из них заимствованы с Запада и адаптированы к отечественной действительности. Одним из таких видов телевизионной продукции является ток-шоу (англ. talk show от talk - говорить, беседовать и show — показ, демонстрация) — особый жанр журналистики, подразумевающий дискуссию, обсуждение какого-либо вопроса. При этом в дискуссии принимают непосредственное участие приглашенные в студию зрители1.

Предмет данного исследования - креативные и рецептивные аспекты жанра ток-шоу на современном российском телевидении. При этом под креативным аспектом в диссертации понимается непосредственный процесс создания ток-шоу. Рецептивный аспект - это вопросы, связанные с проблемами восприятия телевизионного про-

1 Большой энциклопедический словарь. М., 2003. С. 1052.

дукта аудиторией. Основанием данной работы послужил анализ телевизионных студийных передач (ток-шоу), выходивших на российских телеканалах в 2002 - 2004 гг.

Восприятие телевизионного продукта определяется т. н. «раздражением» - «реакцией организма (или отдельного органа) на воздействие раздражителя»1. При этом раздражителем может стать «любой материальный агент, внешний или внутренний, осознаваемый или неосознаваемый, выступающий как условие последующих изменений состояния организма»2. Таким образом, чтобы удержать зрителя у экрана, нужно вызвать у него определенные ощущения, а значит, найти, изучить и научиться работать с раздражителями (понимать, куда и в какой момент их направить, как выстроить, чтобы удержать внимание зрителя).

В диссертации работе под термином "раздражение" не подразумевается негативное ощущение. В данном случае имеется в виду дисбаланс, который не должен вести к дискомфорту, а призван направлять поведение зрителя в нужное русло.

На телевидении достаточно факторов, способных искусственно вызывать раздражение: звук, цвет, композиционно-режиссерское решение, внутрикадровый монтаж и т.д. К сожалению, чтобы рас-

'Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка: Толково-словообразовательный. М., 2000. Т. 2. С. 435.

2 Психологический словарь. М., 1996. С. 334.

смотреть все эти явления, необходимо провести не одно, а несколько исследований. В данной работе будет уделено внимание только визуальной и аудиальной (звуковой) стороне телепродукции - основным факторам, определяющим восприятие программы.

Актуальность темы обоснована тем, что уровень аудиовизуального решения современных телевизионных ток-шоу достаточно низок. Журналисты и ведущие основной упор делают на смысл обсуждаемых в студии вопросов, однако проблема восприятия видеоряда и звукового ряда остаются вне их специального внимания. «Если выключить изображение, то любую нашу передачу можно просто слушать. Этого же не может быть, это же телевидение!» - возмущенно сказал в одном из интервью Леонид Якубович1. Действительно, порой одного взгляда на ведущего программы, оформление студии или на цветовое решение телепродукта достаточно, чтобы возникло желание переключить телевизор на другой канал.

Новизна данного исследования заключается в том, что анализ креативных и рецептивных аспектов телевизионного ток-шоу предпринимается впервые.

Цель данной работы - выявить стратегию создания аудиовизуального ряда ток-шоу с учетом особенностей восприятия этого жанра

1 Смирнова Г. Леонид Якубович: Поле чудес снимаем до 1 июня. И все...// Россія. Издание центрального федерального округа. 2002. 4 апреля. № 460. С. 24.

6 зрителями. При этом для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

Основные этапы создания телевизионной передачи

Любой процесс можно разделить на определенные этапы его развития: дыхание — вдох и выдох; строительство - подготовка проекта, подбор материала и рабочих, само строительство, сдача объекта; написание работы - выбор темы, сбор материала, анализ, создание собственного произведения, его оценка читателями и т. д. Делается это, как правило, для упрощения понимания процесса, значит, и для облегчения его изучения и воплощения в жизнь.

Что касается телевизионных программ, то, на данный момент, мною не обнаружено работ (пособий), где их построение было бы рассмотрено поэтапно. В связи с этим, выделю и кратко остановлюсь на стадиях реализации телепроектов (ток-шоу), так как это необходимо для полного раскрытия выбранной темы данной работы.

При подготовке к эфиру телевизионной программы (имеется в виду студийное ток-шоу) можно говорить о четырех этапах. Их названия условны и отражают основные задачи, которые творческой группе необходимо решить в данный момент: проектирование, создание, запуск и обратная связь. Проектирование будущей программы. Этот этап, пожалуй, самый важный. Здесь закладывается не только направление работы, но и основные принципы, по которым она будет сделана. Можно выделить четыре основные вопроса. Получение ответов на них будет означать окончание начального этапа подготовки телевизионной программы. Первый вопрос, который стоит задать: «Что будем делать?» То есть нужно определиться, какую программу предполагается выпустить: направление (развлекательная, образовательная, познавательная, информационная), хронометраж, частота выхода в эфир, наличие ведущего в кадре, место и способ съемки (интерьер, натура, декорации). Допустим, определено, что будущий телепроект - развлекательная получасовая студийная программа с ведущим и зрителями в студии. Далее необходима конкретизация - рождение идеи, не «одной из», а именно данной программы. Для этого стоит ответить на следующий, важный для разрешения первого, вопрос: «Для кого?» - то есть очертить целевую аудиторию. Таким образом, чтобы окончательно обрисовать облик будущего телепродукта, необходимо определить, кто предполагаемый зритель, кому будет показана программа. С моей точки зрения, сделать это можно несколькими способами. Во-первых, просто решить: делаем молодежную передачу. Это не лучший вариант, так как никто не дает гарантий, что созданный телепродукт будет лучше сотен других, снятых для той же аудитории. Чем больше аналогов, тем выше требования, так как присутствует элемент сравнения.

Во-вторых, можно увеличить вероятность успешности проекта, если до начала создания программы провести маркетинговое исследование. Оно позволит получить представление не только о возможной перспективной (не охваченной или мало охваченной в данный момент) аудитории, но и о направление самого проектирования программы. Это облегчит и ускорит решение задач первого этапа.

В-третьих, вопроса об аудитории может не возникнуть, если работодатель-канал (при условии, что творческая группа работает на конкретном канале) заранее обозначил будущего зрителя.

Когда точно известны контуры будущей программы, возникает необходимость заняться ее содержанием, т. е. идеей.

О разработке идеи написано достаточно книг и статей. Уточню лишь одну деталь: реализовать можно любую идею, даже самую фантастическую. Главное - грамотный подход и слаженная команда.

В соответствии с идеей выбирается ведущий, определяются гости, разрабатываются темы последующих передач.

«Тема фильма — это то, что остается в сознании зрителя после фильма»1, - то же, на мой взгляд, можно сказать и о телепрограмме. Тема - концентрат всего важного, о чем рассказывается в передаче, рабочий инструмент, который является частью структуры, помогающей углубить идею. «Задача темы - установить прямой контакт между вашими идеями и эмоциональным миром аудитории»2.

Выполнив все перечисленные выше условия, можно сформировать представление о том, что предполагается получить в результате.

Здесь возникает следующий важный вопрос: «Кто и что будет делать?». Создание команды и распределение в ней ролей - ответственный шаг при подготовке к работе над проектом.

Чем меньше людей, тем проще их организовать. Однако для производства качественного телевизионного продукта необходимо наличие специалистов в различных областях экранного творчества. Целесообразно говорить о следующем составе минимальной творческой группы: сценарист, режиссер, оператор, звукорежиссер, осветители, инженер видеомонтажа, редактор, ведущий.

Особенности восприятия телевизионного ток-шоу

Как уже было сказано, восприятие созданной передачи - важнейшая оценка проделанной работы. Однако следует помнить, что на восприятие телевизионной передачи возможно воздействовать. Чтобы это воздействие стало эффективным (ожидания совпадали с результатами), необходимо иметь четкое представление о составляющих восприятия.

С точки зрения психологии, восприятие - «субъективное (психическое) отражение предметов и явлений объективной действительности как результат их непосредственного воздействия на органы чувств»1. Однако для телевидения важнее не отражение действительности, а некая совокупность психологических процессов, сумма установки на восприятие, сенсорных ощущений, эмоций при наблюдении и интеллекта. Установка задается автоматически, когда человек включаем ту или иную передачу; уровень интеллекта закладывается, исходя из знаний об аудитории; ощущения и эмоции - это чувственные оценки увиденного. Однако выявить отношение к телепродукту возможно только при условии, что на нем определенное время удерживается внимание зрителя. Поэтому в данной работе по отношению к телевидению под восприятием будет подразумеваться синтез впечатления (складывается из ощущений и эмоций) и внимания.

Таким образом, чтобы добиться положительного восприятия продукта, необходимо учиться создавать о нем впечатление со знаком «плюс» и удерживать внимание зрителей. Для этого нужно знать как законы восприятия, так и механизмы регуляции внимания.

Сразу замечу, в диссертации речь не идет об основах целостного восприятия действительности (оно многогранно и содержит большое количество элементов: звук, восприятие пространства, ощущение времени и т.д.). Данная работа целиком посвящается лишь зрительному и звуковому аспектам восприятия. Зрительное восприятие: характеристики, особенности, закономерности. Чтобы говорить о закономерностях восприятия изображения и возможных методах воздействия на него, необходимо выяснить, что представляет собой зрительное восприятие. «На сетчатке глаза возникают маленькие искаженные перевернутые образы, а мы видим отдельные объекты в окружающем пространстве. Из комплекса возбуждений сетчатки у нас возникает мир объектов, и никакого чуда здесь нет», -пишет Р. Грегори1. Однако это лишь схема получения изображения на сетчатке, а информация от глаза кодируется в нервной системе, переходит в язык мозга и превращается в восприятие окружающих предметов.

При наблюдении предмета, определенная структура нервной активности воспроизводит его, и для мозга данная структура возбуждения и является этим предметом.

Мозг воспринимает окружающее пространство с помощью глаз. Нервная система, отвечающая за зрение, начинается с сетчатки. От ее наружных отделов волокна идут к той же стороне затылочной области мозга, а от внутренних (назальной стороны сетчатки) - перекрещиваются позади глаз и направляются к затылочной области противоположного полушария.

Мозолистое тело и хиазма соединяют два полушария. Волокна зрительного тракта от хиазмы идут в переключающие ядра каждого полушария. Кроме того, в мозгу имеется центральная зрительная область - зрительное проекционное поле - и анализирующие механизмы, выделяющие определенные признаки предметов2.

Таким образом, видно, что система, отвечающая за зрительное восприятие человека, сложна. Ее функционированию уделено достаточное количество работ, поэтому не стоит останавливаться на этом вопросе дольше. Замечу лишь, что иногда глаз и мозг «приходят к неверному выводу», что является причиной галлюцинаций и иллюзий.

Зрительное восприятие обладает целым рядом особенностей. Восприятие предметно: оно неизменно выносит воспринимаемый объект в реальное пространство. Переживание этого пространства - неотъемлемая сторона восприятия. Эксперименты показали, что информация (в основном) извлекается «из самой структуры зрительных ощущений, из свойств проекции объекта в глазе»1. Перечислю основные из них.

Похожие диссертации на Креативные и рецептивные аспекты жанра ток-шоу на современном российском телевидении