Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культурная тематика в информационных телевизионных программах для зарубежной аудитории : на примере телеканала "Russia Today" Мириманов Дмитрий Александрович

Культурная тематика в информационных телевизионных программах для зарубежной аудитории : на примере телеканала
<
Культурная тематика в информационных телевизионных программах для зарубежной аудитории : на примере телеканала Культурная тематика в информационных телевизионных программах для зарубежной аудитории : на примере телеканала Культурная тематика в информационных телевизионных программах для зарубежной аудитории : на примере телеканала Культурная тематика в информационных телевизионных программах для зарубежной аудитории : на примере телеканала Культурная тематика в информационных телевизионных программах для зарубежной аудитории : на примере телеканала Культурная тематика в информационных телевизионных программах для зарубежной аудитории : на примере телеканала Культурная тематика в информационных телевизионных программах для зарубежной аудитории : на примере телеканала Культурная тематика в информационных телевизионных программах для зарубежной аудитории : на примере телеканала Культурная тематика в информационных телевизионных программах для зарубежной аудитории : на примере телеканала Культурная тематика в информационных телевизионных программах для зарубежной аудитории : на примере телеканала Культурная тематика в информационных телевизионных программах для зарубежной аудитории : на примере телеканала Культурная тематика в информационных телевизионных программах для зарубежной аудитории : на примере телеканала
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мириманов Дмитрий Александрович. Культурная тематика в информационных телевизионных программах для зарубежной аудитории : на примере телеканала "Russia Today" : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.10 / Мириманов Дмитрий Александрович; [Место защиты: Ин-т повышения квалификации работников телевидения и радиовещания].- Москва, 2008.- 156 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-10/897

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. История создания информационных программ для зарубежной аудитории 12

1.1. Появление телеграфного вещания 12

1.2. Радиовещание как важнейший канал распространения информации для зарубежной аудитории 15

1.2. 1. Постсоветский период иновещания 19

1. 2. 2. История иновещания зарубежных стран 23

1. 2. 3. Становление «Радио Свобода» 30

1.3. Телевидение для зарубежной аудитории 38

Глава II. Цели и задачи телевизионного иновещания 49

2..1. Становление телеканала Russia Today 55

Глава III. Жанрово-тематические особенности и практика подготовки информационных программ культурной тематики для зарубежной аудитории 75

3.1. Специфика создания программ культурной тематики о России для зарубежной аудитории 75

3..1. 1. Понятие «культура» и «ценность» 75

3.2. Жанрово-тематические особенности новостных программ на Russia Today 78

3. 3. Практика подготовки новостных программ на Russia Today 99

3.4. Проблема обратной связи 109

Заключение 129

Библиография 139

Приложение 154

Введение к работе

На современном этапе развития телевещание занимает все большее место в повседневной жизни граждан и становится неотъемлемой частью сосуществования людей, принадлежащих к разным национальностям, культурам, религиям. Благодаря развитию ЭСМИ практически каждый человек имеет возможность быть включенным в систему информационного поля, причем местоположение зрителя и телекомпании в данном случае не имеет никакого значения. Зритель, находящийся в Америке может смотреть передачи европейского телеканала точно также как и зритель, находящийся в Азии. Правда, каждый из них будет воспринимать одну и ту же передачу по-разному, в связи со своей национальной принадлежностью, культурой и традициями. И дело вовсе не в языке, на котором вещает телеканал.

Как сделать так, чтобы каждый зритель понимал и был заинтересован в том, о чем говорят ему журналисты? Как настроить зрителя и творческий коллектив на одну волну? Как определить и выстроить приоритеты вещания?

В данном случае будет уместно употребить слово пропаганда, пропаганда ценностей! В целом, современные органы информации превратились в самое мощное средство пропаганды - воздействия на население всего мира, причем средство исключительно массовое, охватывающее одновременно великое число людей.

Слово пропаганда многие годы воспринималось нашими соотечественниками как нечто «нехорошее», несущее лишь отрицательный посыл обществу. Средства массовой информации не только пропагандируют, созидают, поддерживают, но и разрушают, дезинформируют, борются, воюют, издеваются, возвышают, а иногда ниспровергают. Они - необходимая часть сложной политической машины.

Поклад А.Б., Юдина Н.И. Международное общение или подрывная пропаганда? -М: Международные отношения, 1987.-СЮ.

Несмотря на то, что слово в разных словарях трактуют по-разному, автор диссертации придерживается трактовки Большой Советской Энциклопедии -подлежащее распространению, от propago - распространяю, распространение политических, философских, научных, художественных и других взглядов и идей с целью их внедрения в общественное сознание и активизации массовой практической деятельности.

Факт заключается в том, что практически каждая страна имела и до сих пор с успехом пользуется арсеналом вооружений в составе теле и радиокомпаний, нацеленных на зарубежную аудиторию. Например, США еще в 1924 году начали вещание программ для стран Латинской Америки, а в начале лета 1938 года специальные программы для Европы и Латинской Америки вещались уже на шести языках, и объем иновещания Национальной радиостанции Эн-Би-Си достиг 16 часов в день.

Годы первой мировой войны были временем большого подъема в развитии радио. Во время войны радио стало важнейшим средством коммуникации, с одной стороны, для экономики, которая сохранила связи с нейтральными странами, с другой - для армии, где радио стало стратегическим и тактическим инструментом ведения войны1.

В Германии использование радио во внешнеполитических целях также начинается со второй половины 20-х годов. В 1926 году начала работу радиостанция «Немецкая волна». Программы данной радиостанции были адресованы немцам, живущим за пределами Германии.

Великобритания задействовала радиовещание в своей внешней политике чуть позже. Беспрерывное вещание радио Би-Би-Си за пределы страны началось в декабре 1932 года, и уже в 1938 году оно выпускало в эфир программы на испанском, португальском, немецком, итальянском, французском и арабском языках 2.

1 Вороненкова Г.Ф, Вороненков М.Ю. Электронные СМИ Германии: прошлое и настоящее. - М.: МГУ им. М.В.
Ломоносова, 2008. - с 9.

2 Артемов В., Семенов В. Би-Би-Си: история, аппарат, методы радиопропаганды.- М.: Искусство, 1978. - С. 18-
19.

Надо отметить, что накануне и на протяжении Второй мировой войны радиовещание на зарубежные страны получило новые тенденции. В конце 1941 года и в начале 1942 года правительство США, основав государственное радио, объединило 11 частных короткочастотных станций. Таким образом, был заложен фундамент мощного государственного аппарата иностранной радиопропаганды. В 1942 году впервые Радио «Голос Америки» из Нью-Йорка приступило к вещанию программы на вражеские страны на немецком и итальянском языках.

В начале 1942 года фашистская Германия ежедневно для зарубежных стран вещала на 53 языках, что составляло 425 часов эфирного времени, и было намного больше по сравнению с началом 1939 года. В то время программы нацистской Германии велись всего на 7 языках и в сутки составляли лишь 75 часов иновещания.

История иновещания Советского Союза начинается с 1929 года. 29 октября 1929 года Радио Москвы начало первые передачи иновещания на немецком языке.

Например, если до декабря 1941 года из Москвы программы иновещания составляли 51 час на 21 языке, то уже к началу 1942 года иновещание из Москвы составляло 60 часов в сутки и воспроизводилось на 29 языках.

В 1942-43 годах Би-Би-Си также увеличило количество своих программ для зарубежных стран. В том числе оно приступило к вещанию программ для стран Азии, что напрямую было связано с активизацией военных действий в бассейне Тихого океана. В конце 1943 года Би-Би-Си вещало на 43 иностранных языках.

Радио «Свободная Европа» и «Свобода» - детище «холодной войны». В 1949 году ЦРУ США для ведения радиопропаганды в социалистических странах Европы организовало Радио «Свободная Европа». В июле 1950 года начались первые, почти импровизированные, передачи Радиостанции

«Свободная Европа», сначала на чешском языке, а затем на других восточноевропейских языках1.

1 марта 1953 года Радио «Освобождение» (впоследствии «Свобода») начало вещание для республик бывшего Советского Союза. Эти радиостанции финансировались в основном конгрессом США через Центральное разведывательное управление, однако, часть их бюджета составляли пожертвования частных лиц. В 1976 году обе корпорации были объединены в Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода» (РСЕ, PC).

РСЕ, PC - одна из крупных радиовещательных корпораций Соединенных Штатов Америки. Радиостанция, финансируемая конгрессом США, сегодня вещает на 28 языках народов мира и имеет аудиторию в 35 миллионов слушателей . В том числе передачи таджикской службы Радио «Свобода» («Озоди») слушают в Таджикистане, Узбекистане, Киргизии, Афганистане, Пакистане и Иране. После приобретения Таджикистаном независимости Радио «Озоди» увеличило свои ежедневные передачи для республики с 2-х до 3-х и впоследствии до 6 часов. Радио «Озоди» в системе зарубежной СЭИ республики занимает особое место. У радио «Озоди» в Таджикистане больше слушателей, чем у персидской службы радио Би-Би-Си, «Садои Хуросон» и «Голос Америки». Эта радиостанция также играет немаловажную роль в формировании общественного мнения в республике.

Би-Би-Си является одной из крупных и старых телерадиовещательных корпораций мира. Радио Би-Би-Си создавалось в 1922 году. А персидская служба Радио Би-Би-Си основана во время Второй мировой войны, в декабре 1940 года. Радио Би-Би-Си до 2006 года вещало на 43 языках. Однако с марта 2006 года, по утверждению администрации Би-Би-Си, для экономии средств, и из-за отсутствия необходимости вещания на некоторые страны были сокращены передачи на 10 языках, и теперь ее программы выходят в эфир

1 Горянин А. Старая и новая «Свобода» // Среда. - 1996. - № 1. - С. 38.

2 Необычная радиостанция. - Буклет Радио «Свободная Европа», Радио «Свобода», 1999.-С. 3.

7 ежедневно на 33 языках мира. Ныне обе радиостанции - «Свобода» и Би-Би-Си активно и успешно работают в Таджикистане.

Именно творческий опыт таких корпораций как Би-Би-Си и Си-Эн-Эн лег в основу создания первого круглосуточного информационного телеканала в России - «Russia Today» (Россия Сегодня).

Russia Today — первый канал в России, который стал телеканалом, осуществившим прорыв к зарубежной англоговорящей аудитории. В России нет аналогов, соответственно нет выработанной системы телевизионного иновещания. За годы распада Советского Союза и многочисленных реформирований современной исполнительной власти были утрачены навыки создания пропагандистского вещания. Ряды квалифицированных международных журналистов сильно поредели. Не стало тех, кто стоял у истоков создания иновещания в стране, и они не успели передать свой бесценный опыт современным творческим и административным работникам. Несмотря на то, что Russia Today создавался по образу и подобию ВВС и CNN (круглосуточное информационное вещание) необходимо привнести в его работу некоторые принципы и модели, которые были сформированы и с успехом проводились на иновещании.

Актуальность темы продиктована тем, что в исследованиях пока особняком стоит вопрос, касающийся культурной тематики в информационных телевизионных программах для зарубежной аудитории; он не получил широкого описания, позволившего бы выявить как сами механизмы создания программ, так и специфику восприятия информации иноязычной аудиторией.

Научная новина данного исследования заключается в том, что впервые предпринята попытка комплексного анализа культурной тематики информационных телевизионных программ для зарубежной аудитории на примере телевизионного канала Russia Today.

8 Предметом исследования являются информационные программы культурной тематики для зарубежной аудитории, выходящие на канале Russia Today.

Объектом исследования - деятельность англоязычного телеканала Russia Today.

Источниками для исследования послужили информационные программы культурной тематики, выходившие на телеканале Russia Today с момента его основания до сегодняшнего дня.

Говоря о степени изученности проблемы, можно с полной уверенностью заявить, что она никогда не будет достаточной, потому что повседневная телевизионная практика, по крайней мере, в информационном разделе вещания, неизбежно опережает ее научное осмысление. Между тем, наша работа - отнюдь не первое исследование проблем культурной тематики информационного вещания. Она опирается на прочный фундамент теоретических трудов известных исследователей ТВ, повседневный анализ практики в работах отечественных телекритиков. Особенностям создания новостных телепрограмм посвящено значительное число научных публикаций и диссертационных исследований. Укажем здесь только наиболее известные работы таких авторов, как Р. А. Борецкий, Н. А. Голядкин, А. А. Грабельников, И. М. Дзялошинский, Л. А. Дмитриев, В. В. Егоров, Г. В. Кузнецов, С. А. Муратов, О.Р. Самарцев, В. Л. Цвик, А. Я. Юровский1 и др. Назовем также некоторые работы зарубежных исследователей - Д. Брауна, К. Ламэя, Э. Мицкевич, Д. Рида, Ч. Файерстоуна, Р. Энтмана, Э. Дэнниса и Д. Мэрилла, И.

1 См.: Борецкий Р.А. Осторожно, телевидение! М., 2002; Голядкин Н.А ТВ-информация в США. М, 1994; Грабельников А.А. Средства массовой информации постсоветской России. М., 1998; Дзялошинский И.М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху: некоторые особенности личности и профессиональной деятельности. М., 1996; Дмитриев Л.А. Искусство информации. Ч. 1, П. М., 1996; Егоров В.В. Телевидение между прошлым и будущим. М., 1999; Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. Изд. 2-е. М., 2004; Муратов С.А. Телевидение в поисках телевидения. М., 2002; Самарцев О.Р. Творческая деятельность журналиста. М., 2007; Цвик В.Л. Телевизионная служба новостей. М., 2008; Юровский А.Я. Телевидение - поиски и решения. Изд. 2-е. М., 1983.

9 Фэнга . Полезные сведения о зарубежном опыте в области телевизионной информации содержат работы отечественных исследователей Е. Ч. Андрунас, Г. Н. Вачнадзе, Н. А. Голядкина, И. И. Засурского, Я. Н. Засурского и др.

Изучение научной литературы показывает, что почти не осталось сколько-нибудь важных аспектов информационного телевещания, не затронутого в работах наших предшественников. Причем речь идет как об общих закономерностях развития телевизионной информации, так и о конкретных проблемах, отдельных практических аспектах организации деятельности информационных служб. Тем не менее, вопросы, касающиеся информационного телевещания в более конкретной постановке, становятся перспективными не только с теоретической, но и с практической точки зрения. Механизмы создания и распространения информационных программ культурной тематики для зарубежной аудитории требуют комплексного подхода к современному информационному ТВ, осмысления перспективных направлений его развития.

Источниковедческой базой исследования являются многочисленные материалы, собранные, обработанные и переданные в эфир Russia Today. Научные статьи и работы ведущих специалистов в области телевещания и пропаганды. Личный опыт руководителей Russia Today, многолетняя практическая работа автора диссертации в главных редакциях ВГТРК ГТРК «Культура» и АНО «ТВ-Новости» Russia Today.

1 Браун Д.Р., Файерстоун Ч.М., Мицкевич Э. Телерадионовости и меньшинства. М., 1994; Ламэй К.,
Мицкевич Э., Файрстоун Ч. Автономия телевидения и государство. М., 1999; Энтман Р., Рид Д.,
Мицкевич Э., Файрстоун Ч. Телевидение, радио и приватизация. М., 1998; Дэннис Э., Мэррилл Д.
Беседы о масс-медиа. М., 1997; Теленовости: секреты журналистского мастерства (Реферат книги
И.Фэнга "Теленовости, радионовости"). М., 1996.

2 Андрунас Е.Ч. Информационная элита: корпорации и рынок новостей. М., 1991; Вачнадзе Г.Н.
Всемирное телевидение: Новые средства массовой информации - их аудитория, техника, бизнес,
политика. Тбилиси, 1989; его же. Секреты прессы при Горбачёве и Ельцине. М., 1992; Голядкин Н.А.
Краткий очерк становления и развития отечественного и зарубежного телевидения. М., 1996; его же.
ТВ информация в США. М., 1994; Засурский И.И. Реконструкция России: Масс-медиа и политика в
90-е гг. М, 2001; Засурский И.И. Масс-медиа второй республики.М., 1999; Засурский ЯМ. Новое
политическое мышление и международный обмен информацией//Вестник Моск.ун-та. Серия X.
Журналистика. 1988. №6; и др.

10 Целью предлагаемой работы является выявление особенностей создания

программ культурной тематики на телеканале для зарубежной аудитории.

В рамках достижения общей цели перед исследователем ставились

следующие задачи:

- охарактеризовать исторические процессы создания информационных
программ для зарубежной аудитории;

- выявить и описать цели и задачи телевизионного иновещания;

- определить жанрово-тематические особенности информационных
программ культурной тематики для зарубежной аудитории;

дать оценку структуре и кадровой политике Russia Today;

обозначить методы создания культурной тематики в программах Russia Today;

- раскрыть специфику создания программ культурной тематики в программах Russia Today.

При решении указанных задач были использованы следующие методы: сравнительно-исторический, структурный анализ, системное описание.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что диссертация вносит определенный вклад в разработку проблем, связанных с теоретическим описанием информационных программ культурной тематики для зарубежной аудитории.

Практическая значимость видится нам в систематизированном описании культурной тематики в информационных программах для зарубежной аудитории, которое может быть использовано в лекционных курсах для специальностей «Журналистика» и «Связи с общественностью», при составлении учебных программ и учебных пособий.

Апробация исследования. Содержание работы отражено в ряде научных публикаций. «СМИ в условиях демократического управления», Теленовости телеканала «Культура, «Культурная тематика в информационных программах для зарубежных аудитории (по материалам телеканала Russia Today),

Социально-культурная миссия телеканала Russia Today, Специальные информационные программы вещания на зарубежную аудиторию: от советского периода до наших дней.

Хронологические рамки исследования охватывают в основном 2005-2008-е годы ХХ1-го столетия.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Все главы сопровождаются выводами, в которых перечисляются результаты исследования.

Во введении определяются актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость работы, а также цель и задачи исследования.

Первая глава «История создания информационных программ для зарубежной аудитории» посвящена описанию основных исторических вех возникновения и становления телевидения для зарубежной аудитории.

Во второй главе «Цели и задачи телевизионного иновещания» рассматриваются основные этапы формирования нового телеканала для зарубежной аудитории Russia Today.

В третьей главе «Жанрово-тематические особенности и практика подготовки информационных программ культурной тематики для зарубежной аудитории» анализируются специфика и практики создания программ культурной тематики о России для зарубежной аудитории.

В заключении формулируются основные выводы.

Библиография насчитывает около 170 источников.

Появление телеграфного вещания

В связи с тем, что наше диссертационное исследование будет посвящено информационным программам для зарубежной аудитории, хотелось бы, прежде всего, остановиться на появлении иновещания.

Иновещание - радиовещание, адресованное слушателям зарубежных стран.

Советское государство с первых дней своего существования широко использовало радиотелеграф для информирования международного рабочего класса о жизни Советской России, об очередных мероприятиях и задачах Советской власти. В начале ноября 1917 года В. И. Ленин от имени Совета Народных Комиссаров обратился по радиотелеграфу к народам воюющих стран с призывом о заключении мира.

Советский Союз обладал большим потенциалом в сфере внешнеполитической пропаганды, направленной на популяризацию советского образа жизни и продвижение интересов СССР на международной арене. 26 июля 1918 года Совет Народных Комиссаров принял Постановление о слиянии Петроградского Телеграфного агентства и Бюро печати при Всероссийском центральном исполнительном комитете (ВЦИК)1, а 7 сентября того же года этому объединению было присвоено название РОСТА - Российское Телеграфное агентство при ВЦИК . Уже с июня 1919 года стало выходить издание Наркоминдела «Вестник НКИД» - первое специальное советское издание по проблемам внешней политики, затем его дополнил еженедельник «Бюллетень НКИД», в качестве продолжения которого, начиная с 1922 года, стал издаваться журнал «Международная жизнь». июля 1925 года Постановлением Президиума Центрального Исполнительного Комитета и Советом Народных Комиссаров учреждается Телеграфное Агентство Союза Советских Социалистических Республик (ТАСС), которое принимает на себя основные функции Российского Телеграфного агентства как центрального информационного органа страны1.

Агентству было представлено монопольное право распространять информацию о Советском Союзе за рубежом, а в пределах СССР -общесоюзную и иностранную информацию. РОСТА с того времени и до 1935 года являлось агентством РСФСР, составной частью ТАСС. Вступление СССР в Великую Отечественную войну резко изменило ситуацию. Уже 24 июня 1941 года на основании постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) было создано Совинформбюро, которое помимо распространения официальной информации 0 положении дел на фронтах, в тылу и на оккупированных территориях для населения СССР, занималось и внешнеполитической пропагандой2.

В 1944 году в составе Совинформбюро был создан специальный отдел по пропаганде на зарубежные страны. Через газеты, журналы и радиостанции в 23-х странах мира, советские посольства за рубежом, общества дружбы, профсоюзные, женские, молодежные и научные организации Совинформбюро знакомило читателей и слушателей зарубежных стран с борьбой Советской Армии и народа против фашизма, а в послевоенное время - с основными направлениями внутренней и внешней политики СССР. Необходимо было не только создавать образ страны-освободительницы, но и заниматься разоблачением сообщений гитлеровской пропаганды.

Ситуация, сложившаяся во второй половине XX века, диктовала свои условия: необходимо было противостоять мощному пропагандистскому аппарату Запада, когда развернулась настоящая информационная война. К этому времени СССР уже располагал масштабными инструментами информационного влияния в мире. По-прежнему значительная роль среди них отводилась ТАСС, входившему в пятерку крупнейших информационных агентств в мире. ТАСС обеспечивал правительственные органы, научные учреждения и т. д. зарубежной информацией, а также направлял иностранным подписчикам информацию о жизни Советского Союза и международных событиях. ТАСС выражал официальную точку зрения правительства, в том числе и по международным событиям. Так, агентством распространялось «Заявление Советского правительства».

Кроме того, им комментировались внутри- и внешнеполитические действия Советского Союза, а также публиковались интервью с советскими руководителями. Непосредственно распространением международной информации занималась Главная редакция информации для заграницы (ГРИДЗ), которая включала редакцию союзной информации (собиравшую новости через 14 республиканских агентств и корпункты в СССР, подготавливавшую отчеты со съездов и конференций) и редакцию иностранной информации, отбиравшую наиболее актуальные новости и комментарии международной жизни).

ТАСС круглосуточно передавал информацию радио, телевидению, газетам и другим средствам массовой информации, в том числе более 4 тысячам советских газет и свыше тысячи подписчиков из 15 стран на русском, английском, французском, испанском, португальском, немецком, арабском и итальянском языках.

Кроме ТАСС масштабно и непрерывно информацию для зарубежной аудитории передавало агентство печати «Новости» (АПН), созданное в 1961 году на базе Совинформбюро. Перед АПН стояла несколько иная задача: распространять информацию не текущего, оперативного, а аналитического характера. Агентство подготавливало «для печати, информационных агентств, издательств и радио зарубежных стран книги, брошюры, альбомы, статьи, комментарии, интервью, беседы, обзоры, очерки, репортажи, сообщения, фотоиллюстрации и другие информационные материалы по вопросам внутренней и внешней политики СССР, общественной, экономической и культурной жизни советского народа, а также материалы, отражающие точку зрения советской общественности на важнейшие события внутренней и международной жизни»1. Агентством, к примеру, издавались такие информационные вестники, как «Советская панорама», «Международная информация», «По Советскому Союзу», «СССР: наука и техника» и др. В целом, информация АПН распространялась примерно в 110 стран мира, для зарубежных читателей издавалось около 50 иллюстрированных журналов, а также 190 пресс-бюллетеней на 56 языках. Общий годовой тираж этих изданий составлял 2,5 млн. экземпляров. Агентство также выпускало около 20 млн. экземпляров брошюр на разных иностранных языках,» широко распространяемых за рубежом .

Радиовещание как важнейший канал распространения информации для зарубежной аудитории

Важнейшим каналом распространения информации за рубежом также являлось радиовещание. Осуществлявшаяся с конца 20-х годов в СССР, большая программа по созданию технической базы радиовещания открывала возможности и для организации передач для зарубежного слушателя. «Уже в 1926 году в стране работали 42 радиостанции, программы которых можно было принимать и за границей. Впрочем, первые передачи на иностранных языках были предназначены одновременно и для специалистов из разных стран, работавших в СССР, и содержали преимущественно информацию о социалистическом строительстве. Об этом говорят их названия: «Пятилетка в сельском хозяйстве», «Кооперация в СССР», «Текстиль в СССР». В полночь по московскому времени передавался бой Кремлевских курантов. Все передачи Московского радио начинались словами: «Говорит Москва!» Затем звучал лозунг: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Этим же призывом передачи и завершались.

29 октября 1929 года начинается регулярное радиовещание для зарубежных слушателей. Подготовка программ была поручена специально созданному Сектору передач на иностранных языках при Центральном радио. Первые передачи шли на немецком языке через день два раза в сутки, объем их составлял от 30 минут до полутора часов. 7 ноября 1929 года началось вещание на французском и английском языке.

К 1933 году иновещание велось на восьми языках: немецком, французском, английском, испанском, итальянском, венгерском, шведском и чешском.

Накануне Второй мировой войны зарубежное радиовещание шло на 13 языках. С самого начала его передачи носили пропагандистский, идеологизированный характер, рисовали приукрашенный облик социализма. Однако интерес к событиям, происходившим в СССР, был велик, и организаторы иновещания этим интересом достаточно умело пользовались1.

К 1984 году оно велось на 75 языках общим объемом свыше 1800 часов в неделю из Москвы и нескольких союзных столиц. В частности, с 1978 года в международном эфире работала «Всемирная служба Московского радио вплоть до 90-х годов, советское радиовещание на зарубежные страны систематически расширялось, разрабатывались его новые направления, формы и методы. Особое внимание уделялось программам на языках коренного населения государств Азии, Африки и Латинской Америки ».

Надо отметить, что радио сыграло важную роль в популяризации российской культуры. Например, в юбилейной передаче ко дню рождения А. П. Чехова на французском языке выступала знаменитая актриса Художественного театра О. Л. Книппер-Чехова, в передачах для зарубежной аудитории принимали участие великий русский композитор С. С. Прокофьев, артист Большого театра Марк Рейзен, известный шекспировед М. М. Морозов и другие мастера искусств и ученые.

Вещание на зарубежные страны пробовало свои силы в различных видах художественных передач, в частности в радиотеатре: в 1939 году редакция вещания на Германию осуществила радиопостановку «Снегурочки» по пьесе А. Н. Островского.

В годы Великой Отечественной войны перед иновещанием встали иные задачи, коренным образом изменившие его характер. Важнейшее место в передачах Московского радио заняли оперативно передававшиеся в эфир сводки Совинформбюро, информационные и публицистические программы о положении дел на фронтах, о героизме советских людей, материалы, разоблачавшие фашистские злодеяния и фашистскую идеологию, сообщения о росте антифашистской борьбы на оккупированных гитлеровцами территориях.

Резко возросла оперативность, информационная насыщенность программ. Пропагандистское вещание помогало организации движения Сопротивления в оккупированных странах Европы. На основе передач Московского радио издавались подпольные листовки, газеты, вокруг которых возникали очаги антифашистского Сопротивления. Специальные программы звучали в помощь партизанам и бойцам.

Задачей вещания на страны-союзники по антигитлеровской коалиции было привлечение симпатии народов этих стран к Советскому Союзу и его борьбе с фашизмом. В подготовке эфира на Англию и США принимали участие известные писатели, журналисты, военные корреспонденты. Так, весьма популярной была передававшаяся несколько раз в неделю «Радиохроника советской жизни». В 1943 году по просьбе американской радиокомпании «Blue Network» стала выходить специальная еженедельная передача для ретрансляции в США. Московское радио привлекало много новых слушателей в разных странах. Среди них было немало таких, кто не испытывал симпатии к коммунистической идеологии, но проявлял сочувствие к героической борьбе советского народа против фашизма.

В годы войны международное радиовещание резко возросло: общее число языков, на которых велись передачи из Москвы, к декабрю 1941 года составило 21, общий объем вещания - более 51 часа в сутки. К концу 1945 года Московское радио вело трансляцию на 29 языках, а ее среднесуточный объем составлял почти 60 часов.

Становление телеканала Russia Today

В июне 2000 года по инициативе президента РФ в действие вступила доктрина обеспечения информационной безопасности России, а пять лет спустя был создан первый глобальный круглосуточный англоязычный новостной телеканал, получивший название «Russia Today». Одной из приоритетных задач канала, как утверждает «Styleguide»2, основной руководящий документ телеканала, одной из главных составляющих миссии «Russia Today» является точное и взвешенное донесение до зарубежной аудитории «российского взгляда на мировые события». Создатели телеканала поставили задачу познакомить зрителя в англоговорящих странах с мнениями представителей российского общества по самым актуальным вопросам, попытаться избавить их от стереотипов, навязанных годами «холодной войны».

Появившись в эфире в 2005 году, в эпоху информационной глобализации, когда во всем мире происходит формирование и развитие единого информационного пространства на базе высоких коммуникационных технологий, телеканалу «Russia Today» приходится завоевывать аудиторию уже на сложившемся рынке, где присутствует огромное количество альтернативных транснациональных СМИ.

После трех десятилетий мировой экспансии сотни телеканалов занимают частоты передатчиков на телекоммуникационных спутниках, чей сигнал может охватывать целый континент. Растет видовое разнообразие каналов, а так же их количество. Они занимают самые различные маркетинговые ниши, от спортивных телепрограмм и показов кино, до религиозных каналов и каналов для взрослых. У каждого - своя специфика. Каналы различаются по форме собственности, задачам, охвату территории, стратегии роста, ресурсами и аудиторией. Однако флагманами международного круглосуточного вещания остается группа глобальных новостных телеканалов, работающих в режиме нон-стоп семь дней в неделю и 24 часа в сутки.

Новизна «Russia Today» заключается в том, что это первый российский круглосуточный телеканал, вещающий на зарубежные страны на английском языке, с функциями, отличными от рыночных.

Учредителем канала стала Автономная Некоммерческая Организация «ТВ-Новости». Генеральный директор АНО «ТВ-Новости» - Сергей Владимирович Фролов.

На финансирование АНО «ТВ-Новости», куда входит англоязычный Russia Today, в 2007 году из бюджета было выделено $90 млн. (2,4 млрд. рублей). Из них собственно «Russia Today» получит, как и прежде, $30 млн. Остальные поделены между «Русия аль-Яум» и готовящимся к запуску испаноязычным проектом. АНО «ТВ-Новости» - это некоммерческая организация, а значит, по определению не может приносить прибыль. Некоммерческая - это означает, что доходы не могут превышать расходы. До этого «Russia Today», судя по всему, очень далеко. Директор Института экономических стратегий РАН Александр Агеев заявил, что прописанных в бюджете денег для «Russia Today» хватает только на содержание самого телеканала. "Этих денег совершенно недостаточно, чтобы войти на мировой информационный рынок и составить конкуренцию хотя бы Al-Jazeera, - сказал изданию Газета GZT А.Агеев. - Я уж и не говорю о таких мировых информационных гигантах, как CNN и ВВС. Можно влить в пиар миллиарды долларов и не получить результата, а можно грамотно вложить десятки миллионов рублей и получить невероятный эффект»1.

Надо отметить, АНО «ТВ-Новости» имеет довольно большой опыт вещания за рубеж. Учредителем ««ТВ-Новости»» некогда была Главная редакция аудиовизуальной информации Агентства Политических Новостей (АПН). Редакция начала работу в середине восьмидесятых годов. Она состояла из двух подразделений. Первое отвечало за подготовку собственных видеосюжетов на английском языке. Второе подразделение занималось «совместным производством» телевизионных репортажей с западными телекомпаниями. В рамках этого предприятия российские журналисты и продюсеры вели тесное сотрудничество с западными коллегами, выполняя, прежде всего, работу по продюсированию и подготовке съемок, после чего зарубежные корреспонденты выезжали на места и делали репортажи. Помощь также оказывали различные корр. бюро АПН во всех республиках бывшего СССР. Съемочные группы отправлялись в командировки по всему Советскому Союзу.

Специфика создания программ культурной тематики о России для зарубежной аудитории

Ведущий программы - осуществляет ведение студийных и внестудийных телевизионных программ «Russia Today», участвует в репетициях и записи, работает в прямом эфире, готовит предварительную верстку программы, пишет подводки к сюжетам. При необходимости подготавливает комментарий; при необходимости выезжает на съемки в качестве корреспондента.

Руководитель отдела - руководит всеми видами деятельности отдела, организует работу отдела по созданию телевизионных программ, разрабатывает концепцию телевещания в рамках полномочий, возглавляет разработку перспективных и текущих календарно-тематических и производственных планов в соответствии с утвержденной сеткой вещания «Russia Today», принимает готовые репортажи и программы, контролирует их качество, утверждает материалы, организует работу по заключению договоров с авторами и участниками программ, следит за их выполнением, принимает решения об одобрении или отклонении представляемых на рассмотрение материалов, регулирует разногласия между сотрудниками отдела и сотрудниками подразделений канала, контролирует соблюдение установленных сроков представления материалов, обеспечивает рациональное использование материальных и финансовых ресурсов, технических средств, необходимые условия для повышения квалификации кадров и создания творческой атмосферы в коллективе, отсматривает (прослушивает) и принимает готовые аудиовизуальные материалы, визирует авторский текст, (микрофонную папку) сотрудников отдела, контролирует выполнение плановых заданий и работ, своевременное выполнение отдельных поручений и заданий подчиненными сотрудниками, принимает меры по привлечению в отдел квалифицированных работников, обеспечивает рациональное распределение нагрузки между ними, создает условия для творческого роста и повышения квалификации персонала.

Ежедневно проводятся летучки, на которых планируется работа Одела на ближайшее время. Планируется график текущих съемок, идет распределение обязанностей между продюсерами, определяются приоритеты ближайших программ. А также идет планирование перспективных тем. К таким относятся специальные репортажи. Эти летучки идут в дневное время в присутствии руководителя отдела и продюсеров. По мере необходимости в них участвуют корреспонденты, журналисты и ведущие Отдела.

На этих же летучках проходит оценка предыдущих эфиров, обсуждаются удачи и неудачи материалов. Оценивается работа каждого сотрудника, в особенности корреспондентов и журналистов.

Основные направления деятельности Отдела руководитель Отдела согласовывает на летучках и собраниях, которые проводит Главный редактор «Russia Today» М. Симоньян.

Схема планирования съемок «Russia Today» предельно удобна для творческого коллектива. Продюсер Отдела собирает и планирует съемку. После этого делается заявка в координацию, которая в свою очередь занимается планированием непосредственно выездом съемочной группы. Корреспонденту нужно только к нужному времени подойти в координацию, где его будет ждать оператор и ассистент оператора, который в свою очередь выполняет и функцию звукооператор. Так как в круг интересов Отдела программ по культуре входят всевозможные концерты и вечеринки в клубах и на спортивных площадках, требуется уделять особое значение записи звука во время съемок. В таких случаях помощь звукооператора, который следит за уровнем записи звука, крайне необходима.

Съемочная группа Отдела периодически выезжает в служебные командировки. Так журналисты программы освещали такие важные мировые события как — 60-ый каннский кинофестиваль фестиваль, дни русского языка в Италии, Венецианское биеннале, Венецианский кинофестиваль.

Благодаря использованию цифрового формата «Russia Today», все материалы, которые снимают корреспонденты в командировках, оперативно попадают в эфир, буквально через час-два после событий. Рассмотрим схему, по которой действует съемочная группа «Russia Today» в командировках.

Группа побывала на событии и отсняла необходимый материал, вместе с интервью. Весь отснятый материал загоняется в портативный компьютер, который всегда имеют с собой корреспонденты в командировках. В этом же компьютере происходит монтаж репортажа. И через этот же компьютер съемочная группа имеет возможность перегнать готовый смонтированный репортаж в редакцию. Передать материал можно в любом месте, где есть доступ в Интернет. Это может быть номер гостиницы, ресторан, кафе, пресс-центр. Таким образом, и процесс сокращается в несколько раз, и расходы на перегон материала. Если за 10 минут перегона через спутник нужно заплатить примерно 1000 у. е., то час перегона через Интернет стоит примерно от 5 до 15 у. е. При этом вся работа может происходить, например, в номере гостиницы.

Еще одна важная особенность создания программы заключается в детальном разъяснении некоторых национальных культурных особенностей. В том числе - упоминании деятелей культуры. Например, если журналист, который готовит материал для российского зрителя, в своем репортаже может упомянуть известного российского актера или режиссера, при этом, будучи абсолютно уверенным, что практически вся аудитории знает о ком идет речь, журналист, который работает для зарубежной аудитории, должен понимать, что этого героя знают далеко не все. В этом случае нужно уточнить, чем же он известен в России и почему журналист упоминает его имя в репортаже. Обязательным условием в этом случае является использование описательного видеоизображения. То есть, на слова об актере следует показывать именно этого актера, а не абстрактную «телекартинку». Видеоизображение всегда должно совпадать с авторским текстом. О чем говорим, то и показываем.

Еще раз обратимся к сравнению работы телеканала «Культура» и Отдела программ по культуре «Russia Today». Для этого проанализируем журналистские тексты двух редакций. В качестве примера возьмем событие, которое, несомненно, нашло свое освещение в сетке этих телеканалов — 70-летие Андрея Кончаловского и премьера фильма «Глянец», приуроченная к этому юбилею. Надо отметить, что такие мировые информационные вещатели как CNN и ВВС об этом не рассказали, даже в устной информации.

Корреспонденты подошли к событию по-разному. Поводом для репортажа корреспондент «Russia Today» Валерия Пайкова выбрала премьеру фильма «Глянец», режиссером которого выступил Андрей Кончаловский, а ее коллега — корреспондент «Культуры» Юлия Шаповаленко - непосредственно сам юбилей мэтра. Большая часть репортажа В. Пайковой посвящена премьере, с описанием события и рассказом о А. Кончаловском. Видеоряд содержал красную дорожку кинотеатра, приглашенных звезд, яркие плакаты и стендап, обязательный атрибут подобных репортажей. В журналистском тексте В. Пайкова упомянула мировые достижения режиссера, награды Каннского фестиваля. О том, что он работал в Голливуде и в Европе. Несомненно, только такая информация необходима для того, чтобы зарубежный зритель убедился в том, что герой достоин упоминания, что он действительно является фигурой не только российской, но и мировой культуры.

Похожие диссертации на Культурная тематика в информационных телевизионных программах для зарубежной аудитории : на примере телеканала "Russia Today"