Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Массовая коммуникация как творческая проблема: текст и личность Вербицкая Юлия Александровна

Массовая коммуникация как творческая проблема: текст и личность
<
Массовая коммуникация как творческая проблема: текст и личность Массовая коммуникация как творческая проблема: текст и личность Массовая коммуникация как творческая проблема: текст и личность Массовая коммуникация как творческая проблема: текст и личность Массовая коммуникация как творческая проблема: текст и личность Массовая коммуникация как творческая проблема: текст и личность Массовая коммуникация как творческая проблема: текст и личность Массовая коммуникация как творческая проблема: текст и личность Массовая коммуникация как творческая проблема: текст и личность
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Вербицкая Юлия Александровна. Массовая коммуникация как творческая проблема: текст и личность : текст и личность : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 Москва, 2006 212 с. РГБ ОД, 61:07-10/605

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Массовая коммуникация как стрессогенный фактор профессиональной деятельности журналиста 21

1. Профессиональный стресс журналиста: выявление и изучение на основе тестирования 26

2. Профессиональный стресс журналиста: выявление и изучение на основе анкетирования 43

3. Профессиональный стресс журналиста: выявление и изучение на основе фокусированного интервью и наблюдения 52

4. Краткие выводы I главы 60

Глава II. Психологические особенности журналистской профессии 62

1. Журналист: особенности творчества и профессии 62

2. Творчество на фани невроза, профдеформация и социотерапия 88

3. Краткие выводы II главы 120

Глава III. Журналист: текст и личность 122

1. Психотехнический анализ текста 122

2. «Оранжевая революция»: психотехнологии управления свободой. 149

3. Типосиндром «оранжевого» журналиста - «ведомый «свідомий». 179

4. Краткие выводы III главы 193

Заключение 195

Библиографический список использованной литературы 198

Приложение 206

Введение к работе

В последнее время научно-исследовательские интересы социальных философов и психологов, культурологов, социологов и политологов сосредоточены на изучении особенностей, закономерностей и тенденций развития информационного общества. Фиксируя несомненные достижения новой эпохи развития цивилизации (ускорение прироста знаний, интенсификация информационных процессов в обществе и т.д.), исследователи отмечают и обратную сторону происходящей информационной революции. Зачастую одно из ключевых понятий информационной эпохи - «виртуальная реальность» - употребляется в негативном контексте, символизируя нечто фальшивое, лишенное подлинности и аутентичности, а в общественном сознании превалирует фиксация отрицательных артефактов и феноменов данной психоисторической ситуации. Так, французский философ Ж. Бодрийяр характеризует современное общество, как общество потребления, где циркулируют симулякры - вторичные копии, лишенные оригинала: «Сегодня вся система склоняется к недетерминированности, любая реальность поглощается гиперреальностью кода и симуляции. Именно принцип симуляции правит нами сегодня вместо прежнего принципа реальности. Целевые установки исчезли, теперь нас порождают модели. Больше нет идеологии, остались одни симулякры»1. В аналогичной тональности немецкий философ Г. Шиллер утверждает, что информационное общество стимулирует развитие потребительского капитализма и приводит к образованию «информационного мусора»: «Развитие информационной сферы - важное условие распространения консьюмеризма, поскольку информация - средство, с помощью которого корпоративный капитализм убеждает людей, что потребление - существенный и неизбеж-

1 Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000. С. 44.

ный элемент их образа жизни»1. Анализируя плюсы и минусы глобализации и связанных с ней информационных и общественных процессов, российский социальный философ А. Панарин отмечает характерную для постмодернизма подмену обозначаемого обозначающим, реальности - знаком: «Постмодернизм онтологию подменяет семиологией - экраном языка, надежно и радикально отделяющим нас от сырого материала действительности, о котором никто из нас, растворенных в текстах культуры, ничего вразумительного сказать не в состоянии»2. Российские ученые И. Панарин и С. Кара-Мурза подчеркивают тотальный характер информационных войн: «На наш взгляд, информационная война в финансовом мире в конце XX века стала важнейшим геополитическим фактором, определяющим судьбы стран и цивилизаций»3 и манипуляции сознанием4. Особая роль в этом критическом дискурсе отводится исследователям журналистики и журналистам-практикам ввиду того, что носителем и индикатором анализируемых процессов является поле массовой коммуникации. Медийная коммуникация конструирует социальную реальность посредством образов символической реальности: «В результате происходит смешение знакового и символического уровней отражения реальности, что, по нашему мнению, приводит к модификации картины мира в «имидж» мира»5. Исследователи журналистики, медиапсихологи, работники средств массовой информации также констатируют наличие проблемных явлений в своей профессиональной сфере, обусловленных действительностью. Важность и острота профессиональных особенностей

1 Цит. по: Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М, 2004. С. 208. : Панарин А. С. Искушение глобализмом. М, 2003. С. 207. ' Панарин И. Н. Технология информационной войны. М., 2003. С. 13. 4 Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М„ 2006.

s Матвеева Л. В. Гуманитарная составляющая информационной безопасности в СМИ // Информационная и психологическая безопасность в СМИ: В 2-х т. Т. 1: Телевизионные и рекламные коммуникации / Под ред А. И. Донцова, Я Н. Засурского, Л. В. Матвеевой, А, И. Подольского. М., 2002 С. 33.

журналистского творчества таковы, что их обсуждение сегодня приобретает широкий характер и затрагивает интересы социума в целом - проблемы психологического воздействия, информационной безопасности и информационного травматизма в массовой коммуникации становятся глобальными: «Важнейшей задачей в современных условиях интенсивной реализации проектов перехода к Глобальному Информационному Обществу и его развития следует считать разработку и практическое внедрение мер, способов и средств защиты населения от скрытных целенаправленных или непреднамеренных вредных воздействий на человека и биосферу в целом, которые могут быть осуществлены с использованием возможностей современных и перспективных информационных и коммуникационных технологий, методов реабилитации людей, подвергшихся этим воздействиям»1. Таким образом, от формы и характера решения этих проблем зависит не только психологическое состояние общества и его представителей (потребителей и производителей информационного продукта, коммуникаторов и реципиентов - журналистов и аудитории, соответственно), но и геополитические, национальные и экономические интересы государства. Это подчеркивают исследователи журналистики: «Большой объем разнонаправленной (в том числе манипулятивной) информации в условиях социального и идейного плюрализма при острой конкуренции подходов, оценок и предложений способен создать хаос в массовом сознании. Поэтому велика роль таких массово-информационных воздействий со стороны гуманистических и демократически ориентированных «информационных пулов» (не таковы ли общественные СМИ?), которые способны производить резонансные воз-

1 Севастьянов В А. Технический прогресс в области СМИ с позиций информационно-психологической, биогенной и экологической безопасности // Информационная и психологическая безопасность в СМИ: В 2-х т. Т. 1: Телевизионные и рекламные коммуникации / Под ред А. И. Донцова, Я. Н. Засурского, Л. В. Матвеевой, А. И. Подольского. М., 2002. С. 70.

действия, направленные на «новый выбор» и выход через точку бифуркации на такой аттрактор, какой ответствует нуждам негэнтропииного динамического развития общества»1.

В качестве иллюстративного примера может служить ситуация с президентскими выборами 2004 года на Украине, обозначаемая в СМИ как «оранжевая революция»2. Примечательно, что с момента своего возникновения и в течение последующих двух лет «оранжевая революция» вызывает стойкое внимание со стороны представителей различных срезов общественных наук (от социальных психологов и культурологов до философов и геополитиков). Очевидно, что в условиях лавинообразного потока информационных сообщений и беспрестанной череды происшествий должна быть основательная причина столь устойчивого интереса ученой среды к украинским процессам. Можно предположить, что в определенном смысле «оранжевая революция» стала одним из событий исторического значения, ознаменовав собой реальное, а не календарное наступление 21 века. Отметим, что автор не оценивает «оранжевую революцию» с политической точки зрения, а рассматривает ее как психосоциальный феномен и технологический процесс. «Оранжевая революция» выступила ярким прецедентом в развитии массовой коммуникации, пока-

Прохоров Е. П. Исследуя журналистику. М, 2006. С. 52. 2 Отметим, что долгое время в украинских и российских СМИ велась дискуссия о правилах написании этого словосочетания, обусловленная политическими причинами: в кавычках или без, со строчной или с прописной буквы. Избранный вариант написания обусловлен тем, что под «оранжевой революцией» автор подразумевает определенное психосоци&іьное явление из области массовой коммуникации, рассматриваемое в рамках медиапсихологии, а, следовательно, подходит к нему с научной точки зрения Также отметим, что среди представителей экспертного политологического сообщества России и Украины активно оспаривалась тема первенства использования данного словосочетания применительно к исследуемым нами событиям на Украине и введения его в общепринятое употребление в СМИ в качестве устойчивого выражения. См., напр., Вырвидуб Е. Философия революции как теоретическая и прикладная дисциплина, или Как я хотела научиться у Глеба Павловского делать бизнес на контрреволюции httpV/ ru/concept/2100 html

завшим закономерности и особенности ее развития, отчетливо продемонстрировав тенденции, которые до этого только прослеживались - сетевые технологии, новые формы самоорганизации, современные методы социальной инженерии, эффективные психотехнологии1. Так, «оранжевая революция» предоставила ценную возможность наблюдать новые способы организации коммуникационных процессов, воплотив массовую коммуникацию в реальную форму - ее олицетворением стал постоянно действующий протестный лагерь на площади Независимости в Киеве, получивший название «майдан».

Феномен «майдана» зафиксировал ключевую для данного исследования тенденцию: активное использование методов социальной инженерии и сетевых технологий вкупе с технологическими возможностями СМИ ставят под угрозу сущность журналистской деятельности, а именно - процесс творчества. Из мыслящего субьекта и активного коммуникатора журналист может превратиться в механического ретранслятора идей и таким образом рискует стать объектом психотехнологических манипуляций2.

По мнению экспертов, осуществлявших мониторинг украинской журналистки в период президентских и парламентских выборов 2004 и 2006 года, СМИ выступали в роли «ретранслятора идей или технологий политических штабов»: «В новостной журналистике было мало политической аналитики в виде журналистских расследований и подачи мнений незави-

Леонтьев М., Березовский В., Шайхутдинов Р., Чудинова Е., Кургинян С, Алексеев Д , Горянин А. Грозит ли России «оранжевая» революция? М., 2005.; «Оранжевая революция». Украинская версия: Сборник / Сост. М. Погребинский. М., 2005; Почепцов Г. Г. Революция com. Основы протестной инженерии. М., 2005; Шарп Д От диктатуры к демократии. Стратегия и тактика освобождения. М, 2005.

Из украинских телезрителей делают зомби? /02.02.06/ 19583.html; Украинское ТВ дурит зрителей ретрансляцией грязи www html

симых экспертов. Журналисты, как правило, понимали политическую аналитику как собственный комментарий»1.

Отмеченные явления свидетельствуют об утрате современной массовой коммуникации своих оптимальных позиций и искажении предназначения: массовая коммуникация перестает быть способом коллективного осмысления действительности и жизненной ориентации в прагматическом плане, теряет возможность организации и соединения индивидов в коллективном психосоциальном проекте, утрачивает функцию стабилизации и активизации общественного мнения, способствует негативному перерождению личности журналиста и изменению характера его профессиональной деятельности, что проявляется в журналистских текстах. Изначальная срежиссированность спонтанного и аутентичного процесса коммуникации может лишить журналиста главной ценности профессии -творческой основы: возникает опасность, что работники СМИ вместо адекватного осмысления событий и оперативного отражения подлинной действительности следуют заранее заданным установкам, тогда как в психологическом плане данное явление имеет для журналиста последствия, сравнимые с катастрофическими. Перечисленные тенденции, наблюдаемые в массовой коммуникации, делают первостепенной задачей борьбу за возвращение журналистике творческой деятельности и возрождение массовой коммуникации в виде творческого процесса как такового. Необходимость рассмотреть массовую коммуникацию не только как один из характерных элементов информационного общества, но как творческую проблему журналиста, выделив при этом ключевой момент, а именно - журналистский текст как порождение журналистского творчества и

1 Каналы Ахметова и Порошенко больше всех перекручивают информацию http // com/news/2O06/4/5/I04241.htm

проявление личности журналиста - в этом и состоит актуальность данной работы.

Работа является попыткой теоретического и аналитического зондирования процессов, происходящих в современной массовой коммуникации, затрагивающих личность журналиста и его творческую деятельность. Степень разработанности проблемы.

Проблема влияния массовой коммуникации на профессиональную деятельность и творчество журналиста активно разрабатывается в русле ме-диапсихологии. В то же время аналитики указывают на дефицит теории и методологии журналистики в данном направлении1, а также на недостаточную изученность психологической составляющей творческой деятельности журналиста2, этим и обусловлены цель и задачи диссертационной работы.

Фиксируемые психосоциальные эффекты, феномены массовой коммуникации, психотехнологии и методы социальной инженерии, существенно трансформирующие журналистскую деятельность и личность, психику аудитории и в конечном итоге социальную практику, рассматриваются и осмысляются в диссертации в русле медиапсихологии. Анализ медиареальности представляется наиболее подробным, значимым и методологически эффективным в формате междисциплинарного исследования. Медиапсихологический подход позволяет рассматривать анализируемые феномены с двух позиций - психологии и филологии, наблюдая детали и особенности, невидимые с точки зрения психологии, но заметные в контексте филологической науки и наоборот. В таком случае ос-

Пронин Е. И. Психологические проблемы современной журналистики // Проблемы медиапсихологии. Материалы секции «Медиапсихология» Международной научно-практической конференции «Журналистика в 2000 году: Реалии и прогнозы развития», Москва, МГУ, 2001, сост. - канд. психол. наук Пронина Е. Е. М., 2002. С. 14. 2 Пронина Е. Е. Психологические особенности творческой работы репортера: Учеб. пособие. Мм 2001. С. 6.

повная задача исследователя заключается в фиксации выявленных филологических и психологических явлений, измерении их в рамках обеих наук и соотношении данных аспектов в сфере медиапсихологии. Разумеется, филологический подход к исследованию является основополагающим: психологические явления из области масс-медиа либо совершаются в слове, либо могут быть синтегрированы до уровня вербального выражения. Кроме того, филологические феномены являются не просто носителями определенных смыслов, но и одновременно с этим апеллируют к психическим структурам в сознании реципиента (этим обусловлено возникновение и происхождение различных психических травм, предрассудков, бессознательных паттернов поведения, шаблонных реакций, а также некоторых методов психоанализа и психотерапии - метод свободных ассоциаций). Медиапсихологическии подход позволяет установить воздействие любого журналистского приема (композиция, структура текста, способ подачи материала, выразительные средства, лексический компонент) - так, при восприятии информации срабатывают психологические эффекты («эффект ореола», эффект новизны, «эффект присутствия», «эффект участия»). С другой стороны, психологические феномены массовой коммуникации (фобии, стереотипы, архетипические паттерны психики, массовые психосоциальные явления) - это материал, который ищет выход в форме журналистского текста. Соответственно, журналист, создающий, транслирующий, интерпретирующий, модифицирующий текст, связан в медиапсихологическом плане двумя обстоятельствами. Во-первых, в журналистском тексте как результате творческого акта в полной мере проявляется личность журналиста (страхи, патологии, комплексы, психологические блоки, поведенческие установки и так далее - в процессе творческой деятельности они невольно перемещаются из глубин сознания журналиста в публичный текст), а также трансформации, происходящие в результате профессиональной деятельности и постоянном пребывании в иоле массовой коммуникации информационного об-

щества (журналистская деятельность существенным образом изменяет личность журналиста - характер этих изменений, как правило, не всегда носит положительный оттенок).

В массовой коммуникации информационного общества журналист становится таким же объектом воздействия, как и его аудитория: в ситуации, когда средства массовой информации становятся ее источником, журналист испытывает двойную нагрузку - как коммуникатор и как реципиент. Соответственно, он так же погружен в психоисторическое состояние общества, а, следовательно, подвержен манипуляции, психическим травмам и пропаганде, как обычный потребитель информации. Во-вторых, журналистский текст оказывает воздействие на сферу массовой коммуникации: по характеру журналистского текста можно предположить те психосоциальные эффекты, которые он может вызвать в массовой коммуникации в целом и в сознании потребителя в частности. Так, текст может быть направлен на активизацию определенной парадигмы мышления - в массовой коммуникации именно парадигма мышления определяет стиль творчества и структуру текста. Это воздействие исследователи обозначают как творчество-в-процессе-коммунициирования (порождение и восприятие произведений, интерпретирующих реальные события и чувства, обостряющие общественные переживания их до уровня поведенческих реакций и трансформации бессознательных установок)1. В-третьих, на профессиональном уровне журналиста и его текст связывают так называемые новейшие информационные технологии: «Современные исследователи массовой коммуникации говорят о кризисе тради-

1 Пронина Е. Е. Психология журналистского творчества. М, 2002.

ционно идеологических методов влияния па аудиторию и действии новых социально-психологических механизмов1.

Новые информационные технологии существенно трансформируют ме-диареальность, напрягают все пласты психики, активизируют все парадигмы мышления. По мнению аналитиков, они проявляются как тенденция к слиянию в журналистском творчестве психологических и филологических аспектов информационного воздействия на аудиторию. Так, сегодня никого не удивляет рубрика «Детектор лжи» в гламурном журнале «Космополитен», в которой интервьюируемый подвергается психологическому тестированию на настоящем детекторе лжи, а журналистский материал зачастую организуется с помощью психологических приемов (глубинное интервью, психоаналитическая проработка материала). В то же время массовая коммуникация становится сферой воздействия современной практической психологии: сегодня телесериалы (в этом отношении показателен опыт сериала «Не родись красивой» - по утверждению психологов, он ломает общепринятые стереотипы мышления и помогает избавиться от комплексов2) и ток-шоу (будь то «Принцип домино», «Основной инстинкт» или «Доктор Курпатов») выполняют социоте-рапевтические функции.

Кроме того, меняется коммуникативное поведение аудитории: «эффект присутствия» превращается в «эффект участия», коммуникация становится творчески насыщенной и интерактивной: «Интерактивный реципи-

1 Пронина Е. Е. Журналистское творчество- парадигмы мышления и типы текста' Ав-

тореф. дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.10 / МГУ им. М. В. Ломоносова. Факультет

журн&іистики. М, 2003.

: Васильева Л. Катя Пушкарева заставит женщин взяться за ум!

23682.3/51419/

ент выходит за пределы классической схемы «two-step-communication», и коммуникатор теряет в его глазах ауру «лидера мнений»1. К примеру, в интернет-изданиях авторы материалов получают обратную связь: под каждым текстом читатели могут оставить свои комментарии -в виде так называемых постов, оценить материал, определить рейтингового автора, содержание некоторых печатных изданий на 50-70% составляют публикации непрофессиональных журналистов - читательские письма, наблюдения, обращения и даже полемика читателя с читателем2. Тенденция к сращению психологии и журналистики, долгое время развивавшихся изолированно друг от друга, сегодня очевидна: «Некоторые классические концепции и новые теоретические разработки психологов, а также современные методики психотренинга в сфере массовой коммуникации сохраняют прямую объяснительную силу и конкретную практическую приложимость. В свою очередь, теория журналистики в состоянии теперь в таком ракурсе развернуть поток текстов массовой информации, что могут открыться для прямого наблюдения, описания и измерения глубинные механизмы индивидуальной и коллективной психики»3. Данная работа является попыткой интегрировать два подхода в едином медиапсихологическом исследовании.

Цель данного исследования - выявление творческих состояний отдельных журналистов и анализ текста как отражения особенностей личности представителей СМИ, обусловленных современной массовой коммуникацией. Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

1 Пронина Е. Е. Журналистское творчество: парадигмы мышления и типы текста: Ав-

тореф. дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.10 / МГУ им. М. В, Ломоносова. Факультет

журналистики, М.» 2003.

1 См., напр., украинская еженедельная газета «2000».

J Пронина Е. Е. Журналистское творчество: парадигмы мышления и типы текста: Ав-

тореф. дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.10 / МГУ им. М. В. Ломоносова, Факультет

журналистики. М., 2003.

  1. рассмотреть массовую коммуникацию как сферу профессиональной деятельности журналиста, а именно - обозначить стрессоген-ные факторы среды, обусловленные развитием новых информационных технологий, которые оказывают значительное влияние на личность журналиста и процесс журналистского творчества;

  2. раскрыть стрессовые аспекты творческой деятельности журналиста: описать типичные профессиональные переживания работников СМИ и психологические особенности функционирования в массовой коммуникации;

  3. выявить потребность создания в редакциях специальных медиате-рапевтических служб для журналистов и значимость медиапсихо-логической подготовки для будущих работников СМИ;

  4. проанализировать специфику личности профессионального журналиста и психологические особенности творческой деятельности журналиста, рассматриваемые с точки зрения филологического, психологического и медиапсихологического подходов, сопоставив полученные данные;

  5. составить таблицу медиапсихологических особенностей профессии журналиста и охарактеризовать признаки профессиональной деформации личности журналиста;

  6. рассмотреть журналистский текст как слепок творческого процесса, в котором в полной мере проявляется личность журналиста;

  7. провести психотехнический анализ журналистского текста и выявить типосиндром ведущего публициста, появившийся в ходе «оранжевой революции».

Цели и задачи диссертации позволяют определить объект исследования - журналистская деятельность в условиях новейших информационных технологий, рассматриваемая в диссертационной работе в пиковый момент, когда творческие и социальные процессы достигают наивысшего

напряжения - в данном случае таким кризисным моментом выступает «оранжевая революция».

Предмет исследования - характерные медиапсихологические аспекты современной массовой коммуникации как поля профессиональной деятельности журналиста и наиболее показательные журналистские тексты, в которых наглядно проявляются выявленные особенности творческого процесса журналиста.

На протяжении исследовательского процесса автор использовал как общие методы научного познания, так и специальные. В ходе рассмотрения массовой коммуникации как сферы профессиональной деятельности журналиста были использованы принципы системного анализа. Методы эмпирического исследования (сравнение, тестирование, анкетирование, интервьюирование, наблюдение, самонаблюдение) были использованы для изучения становления личности журналиста в процессе профессиональной деятельности и выявления стрессогенных факторов массовой коммуникации. В процессе рассмотрения журналистского текста как алгоритма творческого процесса автором исследования был проведен психотехнический анализ текста по методике, предложенной Е. Е. Прониной1. На журналистском материале данного периода определен типосин-дром ведущего публициста, характерный для состояния массовой коммуникации на Украине, его личностная составляющая, а также выявлены и описаны массовидные проявления профессионального мышления представителей СМИ, выражающиеся в форме журналистского творчества. Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных философов, социологов, культурологов, политологов, психологов, в различных ракурсах рассматривающих особенности информаци-

1 Пронина Е. Е. Психологическая экспертиза рекламы. Теория и методика психотехнического анализа рекламы. М., 2003.

онного общества, проблемные аспекты массовой коммуникации, а также работы исследователей журналистики и медиапсихологов, в которых анализируются психологические особенности творчества современного журналиста и специфика его профессиональной деятельности. Отмечая особенности развития информационного общества, автор основывался на базовых работах Р. Ф. Абдеева, С. Г. Кара-Мурзы, И. С. Ме-люхина, А. С. Панарина, И. С. Панарина, Ж. Бодрийяра, М. Кастельса, М. Маклюэна, Э. Тоффлера, Ф. Уэбстера. В исследовании массовой коммуникации автор опирался на труды Г. П. Бакулева, В. М. Березина, Л. М. Земляновой, Г. Г. Почепцова, П. Я. Флоренского, Ф. И. Шаркова, П. Ла-зарсфельда, Г. Ласуэлла, Р. Мертона, Ю. Хабермаса, К. Ясперса. Анализируя психологические особенности массовой коммуникации, автор использовал работы С. Н. Ениколопова, Г. С. Мельник, Л. В. Трубицыной, Н. В. Чудовой, Ю. А. Шерковина, Р. Харриса. Были изучены труды, посвященные анализу психологических особенностей журналистского творчества: И. И. Андреевой, Е. Н. Богданова, Р. Г. Бухарцева, В. Г. За-зыкина, А. А. Калмыкова, С. Г. Корконосенко, М. Кузнецова, К. В. Мар-келова, Л. В. Матвеевой, В. Ф. Олешко, Е. Е. Прониной, С. К. Рощина, Л. Г. Свитич, Т. И. Фроловой, И. Цыкунова, Н. Б. Шкопорова. В процессе исследования были проработаны труды теоретиков журналистики: Р. А. Борецкого, Е. Л. Вартановой, В. М. Горохова, А. А. Грабелышкова, С. М. Гуревича, Б. И. Есина, Я. Н. Засурского, Г. В. Лазутиной, Е. И. Пронина, Е. П. Прохорова, Л. Л. Реснянской, А. А. Тертычного, Л. Н. Федотовой, И. Д. Фомичевой, А. А. Ширяевой, М. В. Шкондина. Теоретическая значимость проведенного автором исследования заключается в том, что обозначены важные для журналиста психологические аспекты массовой коммуникации, выступающие объективными обстоятельствами его профессиональной деятельности и оказывающие существенное влияние на процесс творчества журналиста и его текст, определены некоторые медиапсихологические особенности журналистской про-

фессии, проявляющиеся в творческой деятельности представителей СМИ, а именно - в журналистском тексте, как показывает осуществленный психотехнический анализ журналистских публикаций. Практическая значимость состоит в том, что в результате анализа состояния современной массовой коммуникации и выявления ее психологических особенностей была получена типологическая картина, иллюстрирующая профессиональные условия, в которых работает современный журналист. Выявление стрессогенных факторов массовой коммуникации и формулировка основных правил психологической безопасности послужит в помощь профессиональным журналистам в их ежедневной практической деятельности. Определение медиапсихологических особенностей журналистской профессии позволит продолжить разработку, внедрение и практическое использование нового вида журналистской деятельности -медиатерапии. Результаты данного исследования могут стать основой для спецкурсов и спецсеминаров, посвященных проблемам психологической безопасности журналистской профессии. Намеченные в работе направления могут найти продолжение в дальнейших научных исследованиях в контексте медиапсихологической проблематики.

Научная новизна состоит в том, что в диссертационном исследовании впервые в научной практике:

  1. системно описаны стрессогенные аспекты профессиональной деятельности журналиста, оказывающие непосредственное влияние на личность журналиста, его творчество и продукт творческой деятельности журналиста - журналистский текст;

  2. составлена таблица медиапсихологических особенностей журналистской профессии, охарактеризованы негативные аспекты профессиональной деятельности и признаки профессиональной деформации личности журналиста;

  3. проведен медиапсихологический анализ психосоциального явления под названием «оранжевая революция», в результате которого был

выявлен ряд особенностей массовой коммуникации исследуемого периода, позволяющий утверждать о появлении нового специфического типа журналиста; 4. в результате психотехнического анализа журналистских текстов периода «оранжевой революции» был выявлен типосиндром ведущего публициста «ведомый «свідомий» (сознательный. - прим. авт.), а также подробно проанализированы цели, задачи и методы его профессиональной деятельности. Материалом для исследования являются журналистские тексты, опубликованные в СМИ Украины периода 2004-2006 гг. (общественно-политические газеты «Без цензуры», «День», «Зеркало недели», «Крымская правда», «Украина молодая», «Украинская правда», «2000», аналитические интернет-издания «Главред», «Гуляй-Поле», «Обозреватель», журналы «Корреспондент», «Эксперт»).

Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

В первой главе «Массовая коммуникация как стрессогенныи фактор профессиональной деятельности журналиста» автор очерчивает круг исследования, анализируя взаимосвязь среды профессиональной деятельности журналиста и его личности: описание исследования стрессогенных обстоятельств журналистской профессии, осуществленного с помощью нескольких методов, разбито на четыре параграфа. В первом параграфе речь идет об исследовании стрессогенности массовой коммуникации путем тестирования журналистов, во втором параграфе стрессогенныи характер журналистской деятельности раскрывается на примере анкетирования работников СМИ, третий параграф посвящен описанию стрессогенных аспектов профессии, выявленных в результате фокусированного интервью и наблюдения. В четвертом параграфе представлены краткие

выводы, характеризующие сущность негативных переживаний, возникающих в процессе журналистского творчества.

Вторая глава «Психологические особенности журналистской профессии» посвящена анализу методов исследования профессиональной среды, специфики личности журналиста и особенностей его творческой деятельности. В первом параграфе «Журналист: особенности творчества и профессии» излагаются, анализируются и сопоставляются представления различных авторов о психологических особенностях журналистской профессии и составляющих личности профессионального журналиста: профессиональных качествах и способностях, определяемых с помощью традиционных филологического, психологического и интегрального -медиапсихологического подходов.

Во втором параграфе описаны медиапсихологические особенности журналистской профессии, а также специфические особенности личности журналиста, характеризуемые как профессиональная деформация, возникающая у работников СМИ в процессе творческой деятельности. Третья глава «Журналист: текст и личность» посвящена анализу взаимосвязи личности журналиста и его текста на современном этапе развития массовой коммуникации. В первом параграфе дается описание методики психотехнического анализа текста, которая позволяет определить журналистский типаж, характерный для этапов развития масс-медиа, приводятся характерные примеры типосиндрома ведущего публициста и наиболее показательных журналистских текстов. Второй и третий параграф посвящены психосоциальным эффектам и феноменам «оранжевой революции»; сначала дается описание психоисторической ситуации, получившей в СМИ определение «оранжевая революция», после чего на примере журналистских текстов детально анализируется типосиндром «оранжевого» журналиста.

В Заключении автор подводит итоги исследования, формулирует основные выводы, а также предлагает некоторые рекомендации по оптимизации журналистского творчества.

В Приложении содержатся бланки опросников и тестов, применявшихся для исследования стрессогенной среды массовой коммуникации.

Профессиональный стресс журналиста: выявление и изучение на основе тестирования

Как показывает практика, нахождение журналиста в стрессогенном поле массовой коммуникации оказывает существенное влияние на выполнение им профессиональных обязанностей и характер творческого процесса. Специфика профессиональной деятельности осложняется условиями информационного общества, в которых вынужден действовать, к примеру, репортер - информационные и эмоциональные перегрузки, интенсивность и оперативность мышления, социальная ответственность за принятие решения в условиях ограниченного количества информации. Это приводит к тому, что у журналиста вырабатывается определенный тип мышления и поведения, выступающий как защитная реакция на профессиональную деятельность - в результате формируется своего рода автоматическое реагирование на ситуацию, когда профессиональные решения принимаются журналистом бессознательно, на глубинном уровне. Подобное обстоятельство не означает, что стрессовые условия не накладывают отпечаток на его психическое и соматическое здоровье и творческую деятельность.

Можно утверждать, что жизнедеятельность в условиях стресса предполагает особое психологическое состояние журналиста. Стрессогенная среда массовой коммуникации, обусловливающая профессиональную деятельность журналиста, исследуется в данном параграфе поэтапно: изучается интенсивность профессионального стресса журналиста, далее раскрываются стрессогенные аспекты его труда и творчества. Так, согласно определению, стресс - это состояние психического напряжения, возникающее у человека в трудных условиях под действием внешних раздражителей - стрессоров1. Автор данного термина и теории стресса Г. Селье выделяет три стадии стресса (тревога, стабилизация, истощение), две ответные реакции психики (активная и пассивная) и утверждает, что стрессы вызывают патологические функциональные или органические нарушения, приводят к депрессиям, неврозам и нервным расстройствам1.

Исследователи различают стрессоры физиологические и психологические - последние считаются наиболее разрушительными для организма. Психологические стрессоры подразделяются на информационные (возникают в условиях информационных перегрузок) и эмоциональные (проявляются в конфликтных ситуациях, при угрозах, обидах)2. Отметим, что в своей профессиональной деятельности журналисты каждый день сталкиваются как с информационными, так и с эмоциональными стрессами; «В журналистике, как и в других профессиях с высоким уровнем конкуренции, особое значение приобретают психологические стрессоры»3.

К примеру, исследуя профессиональную мотивацию журналистов, В. Маркелов выделяет следующие стрессоры: зависть к чужому успеху; неадекватная самооценка; изнуряющие интеллектуальные занятия; неопределенность будущего; боязнь поражения (или мотивация избегания неуспеха по Хекхау-зену4); неиспользованные возможности; ожидание трудного или значимого испытания; неадекватно выбранная специализация; стресс рухнувшей надежды или синдром сломанной пружины; бессмысленность существования, экзистенциальная фрустрация. Можно предположить, что этим перечнем профессиональные журналистские стрессы не исчерпываются.

Для того, чтобы диагностировать профессиональный стресс, в исследовании был использован метод тестирования.

Тестирование респондентов осуществлялось по двум шкалам: «Шкала депрессивности Бека» и «Шкала оценки интенсивности боевого опыта», модифицированная под профессию журналиста и названная «Шкала оценки интенсивности профессионального стресса». Бланки опросников содержатся в приложении к диссертационному исследованию.

Опросник депрессивности Бека (Beck Depression Inventory — BDI) используется в мировой психологической практике при обследовании лиц, переживших экстремальные, стрессовые ситуации, - по результатам его применения можно судить об особенностях психологического состояния тестируемого индивида. В настоящее время опросник депрессивности Бека широко применяется в клинико-психологических исследованиях и в психиатрической практике для оценки интенсивности депрессии. В опроснике выделено 21 утверждение, каждое из которых представляет собой отдельный тип психопатологической симптоматики и включает следующие пункты: печаль; пессимизм; ощущение невезучести; неудовлетворенность собой; чувство вины; ощущение наказания; самоотрицание; самообвинение; наличие суицидальных мыслей; плаксивость; раздражительность; чувство социальной отчужденности; нерешительность; дисморфофобия; трудности в работе; бессонница; утомляемость; потеря аппетита; потеря в весе; озабоченность состоянием здоровья; потеря сексуального влечения.

Профессиональный стресс журналиста: выявление и изучение на основе анкетирования

После того, как выявлен и сопоставлен уровень субъективного стресса и объективного стресса журналиста, особенности его осознания, а также интенсивность профессиональных стрессовых переживаний, целесообразно переходить к следующему этапу комплексного исследования стрессогенной среды массовой коммуникации, а именно - фиксации характера стрессовых переживаний, определяемых самими работниками средств массовой информации посредством анкетирования. Полученные данные позволяют определить характер стрессовых переживаний, способы снятия стресса и уровень рефлексии журналистов. Так, ответы на третий и четвертый вопросы показывают, что журналисты находятся в состоянии стресса и защищаются от негативных переживаний в своей профессиональной деятельности: «бесконечный процесс написания букв», «журналист - это мусоропровод», «стресс - это рабочее состояние», «каждый номер газеты - это стресс», «весь спектр стрессовых переживаний».

Изменениями в психике, связанными с профессиональной деятельностью, опрошенные называли: «абстрагирование от всего, стремление наблюдать ситуацию извне, форматирование психики», «приобретение хватки бультерьера, нежелательной для женщины», «раздвоение личности», «душевную апатию к социальным проблемам», «замкнутость в себе».

Самыми стрессовыми переживаниями, характерными для профессии журналиста, оказались: переживания, связанные с режимом и ритмом работы: «постоянная спешка при подготовке материалов», «страх не успеть сдать вовремя материал»; переживания, связанные со спецификой деятельности: «агрессивный наплыв информации, не поддающийся обработке в отведенные короткие сроки», «перегрузка информацией», «человеческие трагедии, с которыми приходится сталкиваться каждый день», «эмоциональное напряжение»; переживания, связанные с общением: с властными структурами, криминальным миром, «ненормальными людьми», предвыборное общение; переживания, связанные с обратной реакцией: постоянный внутренний дискомфорт, вызванный недовольством и агрессией тех, о ком написан материал. Самым эффективным способом снятия усталости для журналиста является сон. Самыми популярными способами расслабления - чтение, общение, алкоголь.

Подытоживая первый этап исследования, можно утверждать, что процедура анкетирования выявила: низкий уровень самосознания и рефлексии у представителей журналистского сообщества - двое опрошенных включили в идеальный образ журналиста (2-й вопрос) психоаналитические способности и знание психологии, сопереживание, т.е. эмпатию назвали необходимым для журналиста качеством двое; низкий уровень психологической грамотности - специальными способами снятия напряжения журналисты не владеют: ответ «15 минут релаксации» был получен один, ответ «медитация» - 1, «спорт» - I.

Изучение профессионального стресса журналиста было продолжено на основе фокусированного интервью и наблюдения. Метод фокусированного интервью и наблюдения использовался как в качестве дополнительного (заполняя анкеты или бланки опросников, журналисты сами начинали разговор на профессиональную тематику), так и в качестве основного (когда беседа специально стимулировалась подготовленными вопросами). Как выяснилось, метод фокусированного интервью оказался одним их самых эффективных в данном исследовании.

Использование данного метода дало возможность получить весьма ценную информацию для исследования стрессогенности журналистской профессии: по сравнению с перечисленными методами он обладает определенным преимуществом - является разговорным. Указанное преимущество позволило выявить характерную особенность профессии журналиста - существенное расхождение между тем, что журналисты излагают на бумаге публично, и тем, что произносится вслух в их профессиональной среде.

В качестве подтверждения приведем характерный отрывок из публичной беседы на тему музыкальной журналистики между критиком Артемием

Журналист: особенности творчества и профессии

После того, как зафиксированы нюансы стрессогенной среды, окружающей журналиста и накладывающей определенный отпечаток на его деятельность и творчество, первостепенную значимость приобретает вопрос о возможности коррекции и оптимального регулирования выявленных негативных процессов. Но чтобы попытаться оптимизировать характер профессиональной деятельности журналиста, необходимо разобраться в особенностях творческой деятельности журналиста и выяснить специфику личности: его профессиональные качества и способности. Надо сказать, что психологические особенности журналистской профессии так или иначе обзорно затрагиваются практически в каждой работе исследователей и теоретиков отечественной журналистики. В то время как литературы, целенаправленно и подробно раскрывающей психологический подтекст журналистской деятельности, явно недостаточно: «именно психологическая сторона деятельности репортера наименее известна и практически не исследована. Между тем знание о возможных психологических затруднениях, барьерах и рисках является необходимым условием профессиональной состоятельности и личностной безопасности репортера»1.

Анализ теоретических трудов позволяет утверждать, что, как правило, внимание к интересующей нас проблематике исследователи проявляют, затрагивая такие тематически блоки, как функции журналистики, мотивируя это тем, что «журналистика кроме основных целей (информировать, ориентировать, просвещать, развлекать) имеет цели сугубо психологические: изменять или поддерживать установки аудитории, превращать их в убеждения; формировать внутреннюю готовность воспринимать или интерпретировать какой-либо объект или эпизод действительности вполне определенным образом; извлекать из информации определенный (уже заложенный коммуникатором) смысл. В связи с этим принципиальную значимость приобретает изучение психологических особенностей партнеров (журналистов и реципиентов)»1. Также психологические особенности журналистской профессии оказываются в поле зрения аналитиков, фокусирующихся на аспектах творческой деятельности журналиста2.

В журналистике потребность изучения психологических аспектов творческой деятельности выступает со всей очевидностью - с полным основанием можно выделить три фактора, определяющих связь журналистики и психологии: «знание журналистом психологии личности или группы людей, о которых он пишет; понимание самого процесса творчества, отображения журналистом действительности; учет психологического восприятия написанного, переданного по радио, ТВ»3. Психологическая составляющая профессии журналиста раскрывается в работах, касающихся профессиональных качеств журналиста и журналистского профессионализма как такового4. Мотивация, побуждающая авторов данных работ обратиться к психологическим аспектам, обусловлена особенностями журнализма информационной эры: «журнализм превращается в глобальный, не имеющий пространственных и временных границ; журнализм подчинен всем законам нерасчлененного информационного потока, циркулирующего в глобальных сетях, становится органично вплетенным в другие типы информации (рекламный, научный, деловой, политический, художественный, личный); журнализм характеризуется универсальностью, иолифункциональ-ностью, способностью выполнять любые роли и удовлетворять разнообразные потребности и интересы аудитории; глобальный журнализм приобретает черты массовой культуры, хотя одновременно может поставлять информацию и взаимодействовать со специалистами, в том числе элитарными группами»1.

В практических целях психологическая сторона журналистской деятельности рассматривается в пособиях, предназначенных для специалистов PR-служб и рекламных агентств, по роду своей деятельности тесно взаимодействующих со СМИ2.

Особую нишу занимают работы, касающиеся новых информационных технологий, проблем информационной и психологической безопасности в массовой коммуникации3.

Несмотря на обилие накопленного материала, эксперты констатируют определенный дефицит теории и методологии журналистики при изучений системы масс-медиа информационного общества и его составляющих; «Новая медиареальность ставит новые задачи прежде всего в области переориентации и повышения психологической компетентности профессионалов массовой коммуникации. ...Нужна сугубо теоретическая проработка проблемы. Однако в новой медиареальности становится очевидной острая методологическая недостаточность самой теории журналистики»1.

Психотехнический анализ текста

История журналистики насчитывает великое множество примеров того, как текст и личность журналиста переплетаются воедино. Журналистский текст может многое сообщить о своем создателе. Так, к примеру, текст может высветить личность автора: его психологические особенности, установки, акцентуации, убеждения, паттерны поведения, фобии, комплексы и патологические проявления психики. Отметим, что идея не нова - в современной психолингвистике разрабатываются методы выявления особенностей личности через определение типов создаваемых или предпочитаемых ею текстов. К примеру, В. Беляниным был применен подход, позволяющий построить операциональную типологию личности. Автор полагает, что «каждый языковой элемент обусловлен не только лингвистическими, но и психологическими закономерностями», «за разными текстами стоит разная по типу психология личности», а «но созданному личностью тексту можно выявить тип ее акцентуации». По мнению В. Белянина, организующим центром художественного текста является его эмоционально-смысловая доминанта, которая отражает тип акцентуации и влияет на семантику, морфологию, синтаксис и стиль художественного текста: «текст - это элемент системы «действительность - сознание - модель мира - язык -автор - текст - читатель - проекция»1.

Взаимосвязь текста и личности его автора подтверждают высказывания некторых журналистов. К примеру, в одном из интервью журналист газеты «Московский комсомолец» А. Минкин сообщает: «Мне часто говорили, что мои заметки дают обо мне довольно полное представление. Иногда даже слишком». Журналистка газеты «Крымская правда» с 25-летним профессиональным стажем Н. Астахова уверена, что «в тексте не спрячешься»: «Человечество, в сущности, делится на пишущих и читающих, то есть на раздевающихся и подглядывающих? И нельзя, просто невозможно спрятаться ни в самом тексте, ни за ним. Даже лапидарная записка «суп на столе, котлеты в холодильнике, я уехала в Африку», рассказывает об авторе практически все, что уж говорить о трудах многотомных. Есть любители раздеваться, а есть любители за этим подсматривать. Точно так же есть дюбители писать и поклонники их творчества. Писать, как и обнажаться, хотят практически все, но не все это могут и умеют делать»1. Далее, журналистский текст выступает как проекция бессознательного самого журналиста: зачастую процесс перемещения информации из подсознания в текст происходит незаметно для самого журналиста, то есть неосознанно.

Надо сказать, что для многих журналистов их тексты выполняют своего рода терапевтическую функцию: изливая всю беспокоящую, травмирующую информацию в текст, журналист таким образом пытается улучшить свое психологическое самочувствие.

Также во взаимоотношениях между текстом и журналистом есть одна положительная деталь - журналист может воспользоваться возможностью, предоставляемой ему массовой коммуникации, не только в сугубо прагматических целях самореализации, но также и в целях личностного роста и самоактуализации. Как сказал в одном из своих интервью А. Минкин: «Я не работаю в «МК», я работаю над собой».

Понятие самоактуализация обычно ассоциируется с представителем гуманистической психологии А. Маслоу. Самоактуализация подразумевает стремление к реализации своих потенциальных способностей, ресурсов, переживание духовных ценностей. А. Маслоу подчеркивал, что самоактуализация - не конечное состояние, а процесс. Он определял самоактуализацию, как мета-потребность, при фрустрации которой возникают так называемые мета-патологии.

Выделяются следующие симптомы мета-патологии: скепсис, цинизм, ненависть, гнев, эгоизм, вульгарность, утрата индивидуальности, безнадежность, инфантилизм, депрессия, бессмысленность. Самоактуализация означает жизнь в смысле, движение к профессиональному и личностному росту, что может происходить в процессе профессиональной деятельности: «Понятие самоактуализации охватывает всю систему жизнедеятельности индивида, а особенно явно может проявиться в профессиональной деятельности, которой обычно человек посвящает большую часть своей жизни. Самоактуализация включает в себя реализацию человеком своих способностей наряду с реализацией личностного потенциала»1. К сожалению, можно утверждать, что современная журналистика предоставляет больше материала для иллюстрации мета-патологий и мета-неврозов.

Помимо вышеназванных особенностей, журналистский текст выступает наглядным примером того, как редакционное амплуа журналиста срастается с его личностью. По мнению исследователей, в тексте хорошо просматривается высшая точка типизации журналистского амплуа - типо-синдром.

Как отметила Е. Е. Пронина, «среди журналистов необязательно проводить тест-анкетирование. Они ежедневно перед всем миром вольно или невольно раскрывают свои ориентации, упования и комплексы»1, которые укладываются в различные типосиндромы.

Проработка понятия «типосиндром ведущего публициста» была осуществлена медиапсихологами - профессором факультета журналистики МГУ Е. И. Прониным и доцентом Е. Е. Прониной2 в рамках учебного курса «Литературная работа журналиста» в МГУ, а потом и как Психологическая служба газеты «Российские вести».

С 1989 года учеными велось тест-анкетирование базовых страт аудитории, данные сопоставлялись с психотехническим анализом материалов ведущих публицистов страны и работой специализированных фокус-групп. Аналитики стремились определить глубинные черты социально-психологического типажа, которые проявлялись независимо от пола, возраста, семейного положения, должности, дохода, вероисповедания и партийной принадлежности авторов.

Похожие диссертации на Массовая коммуникация как творческая проблема: текст и личность