Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Моделирование работы дизайн-отдела редакции современных печатных СМИ Ковалёв Денис Васильевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ковалёв Денис Васильевич. Моделирование работы дизайн-отдела редакции современных печатных СМИ: автореферат дис. ... кандидата филологических наук: 10.01.10 / Ковалёв Денис Васильевич;[Место защиты: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова"], 2013

Введение к работе

Актуальность исследования. Сегодня, когда печать перестает быть лидирующим каналом распространения массовой информации, развитие технических средств и экономической теории предполагает постановку вопроса о реорганизации состава и работы редакции печатного издания с целью соответствия вызовам времени. Опыт показывает, что организация работы редакции даже самого успешного издания далека от идеала. В то время как любое производство должно являться четко организованной системой, где каждая его часть тесно связана с комплексом предыдущих и последующих, редакции печатного СМИ трудно соответствовать подобному определению, из-за творческого характера работы части ее сотрудников с одной стороны, и постоянно изменяющимся, спонтанным объектом работы — информацией — с другой.

Наше исследование формирования оптимального внутриредакционного взаимодействия является в первую очередь практическим. Его целью является поиск такой методики работы редакции печатного СМИ, с помощью которой возможно облегчить ее экономическую и оперативную деятельность в современных условиях затяжного мирового экономического кризиса и постепенного изменения положения печатных СМИ в медиа в связи с развитием цифровых СМИ в сети Интернет.

Стоит отметить, что с каждым годом все сильнее становится влияние горизонтальных моделей общения на СМИ. Говоря о таком типе общения, мы подразумеваем возможность вести дискуссию с широким кругом собеседников на паритетных началах (предоставленную в первую очередь развитием Интернета), в отличие от классической вертикальной модели передачи информации посредством СМИ: от субъекта (источника, оратора, диктора и т.д.) — к объекту (потребителю, аудитории).

Цель исследования — реорганизация работы редакции печатного СМИ (в первую очередь ее части — дизайн-отдела) с целью сокращения постоянных издержек для сопротивления кризисным явлениям. Результатом является создание эталонной аналоговой модели взаимодействия внутри редакции печатного СМИ путем использования успешного опыта из смежных сфер коммуникации.

Объектом исследования является редакция печатного СМИ как система производственных и экономико-социальных связей.

Предметом исследования является моделирование работы художественного или дизайн-отдела редакции печатного СМИ в рамках работы редакции в целом, начиная от проектирования издания заканчивая производством каждого конкретного номера, приводящее к сокращению постоянных издержек.

На основе анализа занятости дизайнера в производственном цикле мы выдвигаем гипотезу о том, что методами коллаборативного труда можно интенсифицировать его работу при производстве каждого номера издания, чтобы свести к минимуму непроизводственные потери времени.

В ходе исследования мы обосновываем, почему в качестве предмета был выбран именно дизайн-отдел и почему подобных результатов сложнее будет добиться для журналистов, фотографов и художников как создателей контента.

Мы рассматриваем структуру дизайн-отдела и обязанности каждого сотрудника, как актуальные, так и стратегические, и, в соответствии с этим, разрабатываем модель, где их обязанности максимально диверсифицированы, то есть с одной стороны исчезает ситуация дублирования функций разными сотрудниками, а с другой сведена к минимуму зависимость дизайнеров от производителей контента — журналистов.

Задачи исследования. Основной задачей для нас является выявление путей достижения целей исследования и исследование опыта, приводящего к сокращению постоянных издержек путем оптимизации трудо- и временных затрат при работе над номером печатного СМИ и организации производственных связей. Исходя из этого, конкретными задачами, решаемыми в ходе исследования были:

— определить, как приемы общения посредством сети Интернета влияют на социально-экономическую жизнь постиндустриального общества;

— зафиксировать наличие проблем у печатной прессы, обусловливающих необходимость реорганизации производства, чтобы отвечать вызовам времени;

— проанализировать технологический процесс работы редакции ежемесячного издания от оформления концепции до цикличной работы с целью сокращения издержек при выпуске номера;

— определить сферу деятельности художественного отдела ежемесячного печатного издания;

— сопоставить результаты исследования с достижениями в смежных сферах производства (веб-издания, IT-компании и т.д.);

— синтезировать эталонную модель работы дизайн-отдела редакции, который позволит успешно решать проблемы, встающие перед редакцией печатного СМИ в ходе ее работы.

После создания аналоговой эталонной модели станут необходимы два последовательных шага:

— проверка модели на достоверность путем подбора аналогий из смежных сфер, поиска релевантного опыта в медиапрактике и проверки жизнеспособности предлагаемой эталонной модели в рамках данной исследовательской работы;

— адаптация эталонной модели для применения на практике, создание более конкретной и детально описанной модели в каждом конкретном случае на производстве.

Эмпирическая база исследования для данной работы является многолетний опыт работы внутри дизайн-отдела редакции на должностях от младшего дизайнера до арт-директора и понимание всех технологических и смысловых этапов создания ежемесячного журнала и, как следствие, — проблем на каждом этапе.

Теоретико-методологическая база исследования. При подготовке диссертационного исследования была проанализирована литература по проблемам теории коммуникации, журналистики, графическому и промышленному дизайну, медиаэкономике, управлению трудовыми ресурсами и другим смежным областям знания. В качестве источников были также использованы публикации в печатных СМИ (в том числе специальных), статистические данные, технологические справочники и выступления специалистов по освещаемым сферам.

В качестве хронологических рамок работы выбран период с начала кризиса 2009 года до настоящего времени, в который особенно остро обозначились проломы, стоящие перед печатными СМИ в сравнении с лавинообразным развитием он-лайн СМИ.

Степень проработанности темы варьируется в зависимости от конкретной области знания, затронутой в исследовании. В изученной автором литературе можно выделить три тематических направления:

— литература по теории коммуникации и информационному обществу;

— работы по теории и практике графического и промышленного дизайна, дизайна СМИ, моделированию периодических изданий, типографике;

— литература по управлению ресурсами и методам организации трудового процесса.

К первой группе относятся в первую очередь исследования современного состояния информационного общества — общества, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний. Говоря об информационном обществе, мы опираемся на труды Дэниела Белла, Мануэля Кастельса, Жана Бодрийяра и Фрэнка Уэбстера, который в форме обзора характеризует основные направления исследования этого вопроса.

В части исследования влияния Интернета на общество мы опираемся на гипотезу о становлении викиномики — метода производства знания, основанного на свободном массовом сотрудничестве с позитивными экономическими результатами. Этот термин введен в середине 2000-х годов профессорами Университета города Торонто Доном Тапскоттом и Энтони Уильямсом. Их книга — «Викиномика: как массовое сотрудничество меняет все» — во многом стала стимулом к написанию работы именно на выбранную тему. В качестве философского обоснования возможности единовременной работы над большим объемом информации множества людей в нашем исследовании мы опираемся на положения концепции эпистемологического анархизма Пауля Карла Фейерабенда, утверждавшего примат множественности точек зрения над кумулятивным подходом к обретению знания.

Процесс создания номера печатного издания мы рассматриваем в двух аспектах: линейном художественном — от концепции до художественной модели или дизайн-макета и цикличном организационном — от выпуска одного номера до следующего. Подробное рассмотрение данного вопроса необходимо нам, чтобы точно сказать, где именно можно сэкономить трудозатраты, время или деньги. При исследовании первого аспекта — подготовки издания — мы пользовались базовыми трудами таких теоретиков графического дизайна, как Ян Чихольд, А. Херлберт и Р. Брингхерст. Кроме того чрезвычайно полезной для обозначения понятия «дизайна» как системообразующей деятельности оказалась работа теоретика промышленного дизайна Виктора Папанека «Дизайн для реального мира», посвященная тому, что в современном мире, когда универсализм в процессе творческого труда меняется на профессионализм и специализацию, дизайнер оказывается человеком с самым общим образованием и возможностью связать между собой профессионалов различных специализаций, создавая тем самым систему, функционирование которой во много раз более плодотворно, нежели работа разрозненных одиночек.

Говоря о моделировании печатного издания, мы ориентируемся на труды С.М. Гуревича, и С.И. Галкина. Книги С.М. Гуревича дают исчерпывающую картину организации внутриредакционной работы и распределения обязанностей внутри производственного цикла, что было полезно нам при описании организационного аспекта создания издания. Работу С.И. Галкина «Художественное конструирование газеты и журнала» мы использовали как связующую между художественным и организационными аспектами подготовки печатного издания.

К третьей группе используемых исследований относятся работы на тему управления ресурсами. В основном это работы по менеджменту предприятий и исследованию аспектов различных организационных структур. Их мы рассматриваем как в целом, в теории менеджмента, основываясь на новейших исследованиях в этой области, достаточно полно представленных в книге «Семь нот менеджмента»; так и применительно к редакции именно печатного СМИ. Так как нашей задачей является аналоговый перенос успешного опыт из смежных сфер, в основе этой части лежит книга Е. Аксенова и И. Альтшулера «Аутсорсинг: 10 заповедей и 21 инструмент», исчерпывающе описывающая опыт применения данного метода в реальной практике в сфере IT-технологий.

Научная новизна диссертации заключается в самой задаче исследования — решении поставленной проблемы путем переноса успешного опыта из одной сферы в искомую, напрямую с ней не связанную. Кроме того, в изученной литературе нам не встретилось попыток систематизировать работу редакции периодического издания, начиная от концепции, заканчивая регулярным выходом в свет, с точки зрения производственных сил художественного отдела, исследовательские работы ограничены либо организационной, либо художественной составляющими работы редакции печатного издания. Между тем работа художественного отдела, как финального этапа подготовки номера к печати, оказывается наиболее ответственной ввиду своей необратимости. Наконец, впервые мотивированно говорится о возможности применения на практике методов аутсорсинга для целого отдела редакции печатного СМИ, а не для отдельных сотрудников, и о том, какие перспективы это открывает.

Основными положениями, выносимыми на защиту, являются следующие тезисы:

— коллаборативные механизмы сотрудничества в сети Интернет влияют на современное общество в целом и подходы к организации производства в частности;

— печатным СМИ России в условиях кризиса необходима структурная реорганизация, чтобы иметь возможность сократить издержки производства;

— аутсорсинг как перспективная методика управления производством может быть применим для целого отдела при производстве печатного издания;

— основываясь на анализе занятости сотрудников редакции можно реорганизовать дизайн-отдел печатного СМИ по модели внутреннего аутсорсинга, достигнув существенной экономии ресурсов.

Научно-теоретическая значимость. Исследование может быть использовано в научной и учебной работе, при составлении учебно-методических пособий, курсов по моделированию печатного СМИ. Однако наибольшую значимость исследование имеет в силу своей практической направленности, то есть возможности внедрить его результаты после некоторой адаптации в работу уже действующего печатного издания, имеющую строго определенный цикл и жесткие графики.

В этом случае оно может быть использовано как руководство по моделированию нового издания, реорганизации уже выходящего или организации нового издательского бизнеса по модели аутсорсинга дизайн-процессов.

Структура диссертационной работы определяется целью исследования и поставленными перед ним задачами, а также спецификой изучаемого предмета. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Первая глава посвящена состоянию коммуникативной сферы, частью которой являются журналистика и издательское дело в целом.

Во второй главе работы рассматривается организационная структура редакции в общем и описывается технология создания номера издания.

В третьей главе в форме модели издания формулируется гипотеза о том, что внедрением в работу методов аутсорсинга можно добиться экономии средств производства. Для этого в первую очередь в дискурс вводится понятие аутсорсинга как метода функционирования компании, когда часть ее функций выполняется сторонними подрядчиками. В качестве итога создается аналоговая эталонная модель организации работы редакции по аутсорсинг-принципу, применение которой в реальной практике могло бы помочь издательской компании сэкономить на постоянных издержках.

Эталонная модель состава редакции должна быть построена с учетом требований времени и исходя из задач исследования. При этом в построении немаловажным должен стать метод аналогового переноса выявленных в ходе анализа источников сравнимых ключевых пунктов из других сфер.

Заключительным этапом моделирования внутренней структуры редакции является создание двух схем работы дизайн-отдела в соответствии с принципами аутсорсинга в зависимости от целей, стоящих перед изданием.

Похожие диссертации на Моделирование работы дизайн-отдела редакции современных печатных СМИ