Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Общественно-литературная борьба во Франции в период IV Республики. ("Толстые" журналы литература, идеология, политика) Соколов Валентин Сергеевич

Общественно-литературная борьба во Франции в период IV Республики. (
<
Общественно-литературная борьба во Франции в период IV Республики. ( Общественно-литературная борьба во Франции в период IV Республики. ( Общественно-литературная борьба во Франции в период IV Республики. ( Общественно-литературная борьба во Франции в период IV Республики. ( Общественно-литературная борьба во Франции в период IV Республики. ( Общественно-литературная борьба во Франции в период IV Республики. ( Общественно-литературная борьба во Франции в период IV Республики. ( Общественно-литературная борьба во Франции в период IV Республики. ( Общественно-литературная борьба во Франции в период IV Республики. ( Общественно-литературная борьба во Франции в период IV Республики. ( Общественно-литературная борьба во Франции в период IV Республики. ( Общественно-литературная борьба во Франции в период IV Республики. (
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Соколов Валентин Сергеевич. Общественно-литературная борьба во Франции в период IV Республики. ("Толстые" журналы литература, идеология, политика) : литература, идеология, политика) Ленинград, 1983 430 c. : ил РГБ ОД 71:85-10/86

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Анализ отечественного и зарубежного опыта использования программно-целевого метода государственного регулирования экономики 11

1.1. Сущность программно-целевого метода как инструмента государственного регулирования экономики 11

1.2. Анализ зарубежного опыта использования программного планирования 28

1.3. Исследование особенностей региональных целевых программ 38

Глава 2. Исследование организационных и методологических аспектов формирования портфеля региональных целевых программ (на примере Тульской области) 51

2.1. Анализ исполнения региональных целевых программ в Тульской области 51

2.2. Исследование процесса формирования портфеля региональных целевых программ (на примере Тульской области) 60

2.3.Анализ адресности региональных целевых программ с точки зрения социально-экономического положения региона и приоритетов его развития... 78

Глава 3. Совершенствование механизма формирования портфеля региональных целевых программ 104

3.1. Основные направления совершенствования процесса формирования портфеля региональных целевых программ 104

3.2. Методика ранжирования программно-решаемых проблем по приоритетности 113

3.3. Практическое использование методики ранжирования программно- решаемых проблем по приоритетности 133

Выводы и предложения диссертации 146

Библиографический список 152

Приложения 164

Введение к работе

Общественно-литературная борьба - одна из важных сторон социально-политической, классовой борьбы. Общественно-литературная мысль является более или менее тонным, хотя, естественно, специфическим, отражением конкретно-исторической стадии социально-философского сознания общества, а, в конечном счете, - данного уровня его социально-экономического, идейно-политического и духовно-нравственного развития. "Литература не может быть изучаема вне истории общества и истории самой т литературы" .

Грани между литературными эпохами не обрывисты, но плавны и расплывчаты. Каждую из них надлежит рассматривать не только в качестве вполне определенной, раз и навсегда данной суммы, совокупности философских идей и художественных ценностей, но одновременно как итог, результат предшествующей эволюции и залог предстоящего, будущего развития.

литература ІУ Республики действительно подытоживает и синтезирует предшествующую историю французской литературы, а также во многом предвосхищает и проецирует направления и пути ее последующего, продолжающегося ныне движения. При всех признаках "переходности", перешедших к ней еще от межвоенного двадцатилетия, она производит впечатление вполне законченной системы.

Перед нами предстает, особенно если взять идейно-концептуальную сторону общественно-литературного процесса в этот Луначарский А.В. Статьи о литературе. М., 1957, с.16.

период, один из целостных и вполне законченных этапов новейшей истории французской литературы, где хорошо видны начало и конец того известного и ванного отрезка пути, который за эти годы вместе с общественны.! сознанием французской буржуазии прошла буржуазная социально-эстетическая мысль (начало и конец доминирующего положения в системе буржуазной философии и эстетики экзистенциализма, начало и конец тщетных попыток модернизма непосредственно и открыто вторгаться, более не довольствуясь сферой искусства, в общественную жизнь и политику, появление и утрата последних надежд на конструктивно-созидательные возможности буржуазных эстетических идей и доктрин и их способности порождать некоторые позитивные элементы и так далее).

Настоящая работа представляет собой попытку рассмотреть основное социально-идеологическое содержание, главные направления, а также некоторые, наиболее примечательные черты и особенности общественно-литературной борьбы во Франции в 1946-1958 гг.

Разрешить комплекс крупных и многоплановых проблем, необходимо возникающих в связи с нею, нельзя, традиционно опираясь только и исключительно на материал художественной литературы эпохи, каким бы богатым и разнообразным он ни был. Необходимо выявить более прямые и открытые выходы литературы в общественную жизнь.

Нужные возможности в этом отношении предоставляет литературная журналистика, в которой и через которую происходит своего рода "стыковка" социально-философской и литературно-эстетической мысли с общественно-политической и художествен . ной практикой.

С Францией, родиной первого в.мире журнала ("Журналь де Саван", 1665 г.) .длительное время не могла сравниться ни одна страна по богатству, разнообразию и долговременности существования периодических изданий этого рода.

Уже в ИХ столетии русские литературоведы и критики отмечали высокий уровень развития, большую идеологическую и общекультурную значимость французской литературной журналистики, а также особую, неповторимую ценность ее как первоисточника многообразного фактологического материала для иссле- . дователя разных сторон общественно-литературной, как, впрочем, и политической истории Франции, " грналы, - писал один из них, - познакомят нас с общим культурным характером эпохи, укажут на некоторые вопросы, возбудившие интерес общества, и отметят литературные явления, около которых сосредоточилось о особенное внимание публики . Касаясь в числе других еженедельного литературного журнала "Меркюр де Франс", одного из важнейших органов французской реакции в первые десятилетия XIX столетия, Шахов подчеркивал настоятельную необходимость для историка литературы изучения подобных изданий как орга-. нов партийной политики и инструментов идеологической борьбы. ... Русские революционные демократы, хорошо знавшие французскую литературу и тесно связанную с нею журналистику, оста -вили немало глубоких и точных наблюдений.над нею, во многом не потерявших своей силы и в наши дни, Д.И.Писарев в своих "Очерках из истории печати во Франции" подчеркивал, что во т Франции "периодическая литература" . дошедшая до высшей.степени своего процветания, может быть только выражением... господствующего настроения" и что но ней можно во всех тонкостях проследить, как в процессе борьбы за "свободу мысли" ("за свободой мысли,- отмечал он, - неминуемо и неизбежно последовало бы обновление общественной жизни") "обозначалась при каждом удобном случае" "взаимная неприязнь между.., двумя резко разграниченными партиями" - "легитимистами и респуб-ликанцами" .

Б.Г.Белинский, по-видимому, первым, во всяком случае, в России, обратил внимание не только на сильные, но и на слабые или отрицательные стороны самой мощной и влиятельной тогда французской периодической литературы, лучшие издания которой в то время безоговорочно брались за не подлежащий критике эталон во всей Европе. "Дубличность так важна для литературы, - писал он, - что теперь во Франции вошло в употребление -1" В XIX в. в России всю журналистику нередко именовали "периодической литературой" (см., напр.: Писарев Д.И.- Поли, собр.соч. В 6-ти т. СПб., 1894, т.2, с.449). Сам этот термин, имеющий явно французское происхождение, и поныне бытует во Франции. Причем, под "периодической литературой" понимают чаще всего собственно литературную периодику, тогда как к ежедневной и еженедельной прессе применяются другие названия: "ежедневная литература" и "еженедельная литература".

2 Писарев Д.И. Указ.соч., с,443, 449, 450. слово пресса (la presse - книгопечатание), как выражающее более общее и обширное понятие, нежели слово литература. Вся сфера современного общественного движения теперь выражается словом пресса: это живой пульс общества, по биению ко-корого вернее, нежели по какому-нибудь другому признаку, можно судить о состоянии общества в отношениях: политическом, административном, ученом, литературном, эстетическом, нравственном, в отношении к народному духу, богатству, промышленности, ремеслам и пр. и пр. Нет стороны в обществе, которая бы теперь не выражалась прессою, не жила в ней и ею..." .

В то же время В.Г.Бединский своевременно заметил факт прямой зависимости французской литературной периодики от капитала и ее не столько литературную, сколько политическую направленность.

"Толстые" журналы традиционно занимают ведущее положение в системе французской литературной журналистики. Они совмещают в себе художественную прозу, поэзию, драматургию, публицистику и критику и потому дают полное, разностороннее и оперативное . отображение состояния общественно-литературного процесса и динамики движения литературы. Уже одним этим вознаграждается интерес исследователя к периодической литературе.

Исторические судьбы буржуазной периодической литературы новейшего времени лучше всего прослеживаются на примере тех "толстых" журналов, которые возникли еще до первой МИРОВОЙ войны и могут хронологически и социально-исторически рассматри ваться как ровесники и духовно-идеологические спутники французского империализма. Унаследовавшие важнейшие традиции и черты французских "толстых" журналов прошлого столетия (их литературно-гуманитарный профиль, представительность буржуазного общественно-литературного мнения, энциклопедизм, высокий, как правило, уровень художественно-эстетических критериев и т.п.), возвысившиеся до академизма, такие ежемесячники, как "Ревю де дё монд", "Меркюр де Франс", "Ревю де Пари", "Вувель ревю франсэз", до 1917 г. (эта переломная грань видна и здесь) в течение ряда лет позволяли себе уход или уклонение от обсуждения проблем классовой борьбы, назревших социально-политических вопросов национальной и международной жизни, высокомерное и жеманное пренебрежение к самой идее партийно-классового выбора. Они были неизменно повернуты к обществу лишь одной , да притом неглавной-эстетической стороной. Пропагандировавшая строго определенную совокупность художественно-идеологических ценностей и тенденций, порожденных начавшимся закатом капитализма, всячески избегавшая альтернативной постановки общественных вопросов, литературная критика в них явно больше довлела к обсуждению бесконечно варьировавшихся ценностно-эстетических аспектов и проблем искусства, нередко глухо "загерметизированного"в себе самом, произвольно отгороженном стеной от внешних, социальных влияний, чем к естественному и необходимому выявлению и познанию его связей, "стыков", взаимоотношений с обществом и эпохой.

Первая мировая война и особенно Великая Октябрьская социалистическая революция потрясли до основания всевозможные "башни из слоновой кости". Французские литераторы были постав лены самой объективной действительностью перед острейшей необходимостью выработки и определения своих общественных позиций, связанных с их отношением к грандиозным переменам в мире, перед необходимостью высказывания "за" или "против" и соответствующего социально-политического выбора. Уже в первые послеоктябрьские годная обстановке резкого размежевания и всеобщей поляризации классовых сил, на смену крайней неясности и отвлеченности общественно-политических платформ и программ буржуазных "толстых" журналов пришла определенность, во всяком случае, в одном - в отношении к Советской России и коммунизму. Сопоставление деятельности упомянутых выше изданий до и после ISI7 г. показывает, что бросающаяся в глаза, порой нарочитая "беспрограммность" даже таких, бесконечно далеких до этого от общественной борьбы ежемесячников, как "Меркюр де Франс", уже в 1917-1920 гг. уступила свое место острой "программности", которая выразилась прежде всего в контрреволюционном, антикоммунистическом негативизме, проявляющемся и насаждавшемся как в открытых, так и скрытых формах.

На словах выступая против "идеологического порабощения" литературы, буржуазия на деле первой непосредственно вслед за / Октябрем позаботилась о подчинении подвластной ей периодической литературы, как и литературного дела вообще,своим классово-охранительным интересаїл и целям и,прежде всего,борьбе против большевизма в теории и на практике. Общая духовно-идеологическая и политическая контрреволюция послеоктябрьского империализма захватила тут же и литературную печать. Этот процесс в последующем углубился, расширился и принял всеобъемлющий характер.

С другой стороны, уже в двадцатые годы заявила о себе революционно-пролетарская журналистика, позиции которой последовательно крепли, а общественно-идеологическая роль непрерывно возрастала по шере развития рабочего и коммунистического движения в стране и замечательно бурного роста успехов и достижений Страны Советов. В тридцатые годы, в славные дни Народного фронта, прогрессивная французская литература уже располагала целой системой периодических общественно-литературных изданий (еженедельники "Монд", "Регар" и "Вандре-да", ежемесячники "йроп" и "Коммюн"), с которыми как с важными факторами не только философско-эстетической, но и политико-идеологической жизни Франции уже нельзя было не считаться.

После второй мировой .войны развитие литературной журнальной периодики в целом протекало по проложенным до 1940 г. путям, хотя, как это будет показано ниже, произошли существенные изменения во всей системе литературной периодики»в расстановке общественных сил в ней. Бесспорно одно: в период ІУ Республики, особенно в первые годы ее существования, общественно-политическая роль и идеологическое влияние "толстых" журналов несомненно возросли.

Значимость французских "толстых"журналов издавна не исчерпывается ролью весьма ценного и по-своему уникального источника богатого и многогранного фактологического материала, относящегося к внутренней жизни литературы.

Исследователь, имеющий в своем распоряжении комплекты наиболее показательных и влиятельных изданий этого типа за тот или иной отрезок исторического времени, может составить широкое представление об общественно-идеологическом содержании и научно-теоретическом уровне господствующих или примечательных социально-эстетических доктрин и концепций этого периода. Более того, поскольку в "толстых" журналах разработка теоретических вопросов художественного творчества никогда не носит самодовлеющего характера и постоянно сочетается с текущей практикой искусства, то тем самым он одновременно получит наилучшие возможности и для детального ознакомления с путями, средствами и формами практического приложения этих концепций и доктрин к живой общественной действительности. А это, в свою очередь, бросает новый, дополнительный свет на соїщально-классовую сущность этих теорий.

Каждый французский Толстый" журнал является органом определенных общественных сил и выполняет определенные духовно-идеологические и политические задачи. В таких изданиях, многофушщиональных по своему общественному назначению, фило-софско-эстетическая мысль необходимо соединяется с социально-политической и художественной практикой. Искусство, философия и политика здесь не только непосредственно соседствуют, но и многообразно и чрезвычайно активно взаимодействуют. Политико-идеологический характер периодической литературы закономерен и естествен.

Будучи на гребне новейших веяний в этой области, на самом острие литературной борьбы, периодическая литература,с одной стороны, выражает и отражает во всей сиюминутной неповторимости, непосредственности, рельефности и "автобиографичности" господствующие, всегда социально-обусловленные общественно-эстетические тенденции, пристрастия, вкусы, т.е. время в наиболее примечательных и существенных тенденциях и устоях, социально-экономических, идейных, духовно-нравственных. С другой стороны, она оказывает самое непосредственное и всегда заметное влияние на формирование этих тенденций, вкусов, пристрастий, на содержание, направленность и характер самого общественно-литературного процесса.

История новейшей французской литературы является объектом давнего и постоянного интереса со стороны советских ученых. Не составляет исключения из этого правила и рассматриваемый здесь период. Литературе ІУ" Республики посвящен целый ряд работ и серьезных исследований . Изучение ее принимает все более систематический и планомерный характер.

Вместе с тем, она продолжает оставаться одной из тех крупных научных проблем, которые еще далеки от разрешения.

Прежде всего, думается, что в существующих исследованиях явно недостаточное освещение получила несомненно, одна из наиболее ярких и примечательных сторон литературной жизни в период ЗУ Республики - идеологическая, в которой содержится ключ к разгадке и расшифровке многих и многих тайн и "парадоксов" послевоенной французской литературы.

Одна из главных причин этого, как представляется, состо 1 Андреев Л.Г, Французская литература I9I7-I956 гг. М., 1959; Евнина Е.М. Современный французский роман. 1940-1960. М., 1962; История французской литературы. В 4-х т. М., 1963 т.ЕГ; Мотылвва Т. Зарубежный роман сегодня. М., 1966; Песис Б.А. От XIX к XX веку: традиция и новаторство во французской литературе. - М., 1979; Трущенко Е.Ф. Социалистический реализм во французской литературе. М., 1972; Шкунаева И. Современная французская литература. М., 1961.

ит в следовании литературоведами слишком "традиционному" подходу к литературе ІУ Республики, являющейся, по всеобщему признанию, крайне "нетрадиционной", не имеющей аналогов в предшествующей общественно-литературной истории страны. Он выражается, по нашему мнению, в сосредоточенности внимания исследователей почти исключительно на художественной прозе, драматургии и поэзии, к которым тем самым по сути сводится вся жизнь литературы.

В результате за пределами реального общественно-литературного процесса времени остаемся "литература идей" - публицистика и критика, традиционно,, особенно в новейшее время, имеющие необычайно высокий удельный вес во французской литературе и во многом определяющие ее идеологическую и духовно-нравственную физиономию в целом.

Если публицистическая деятельность ряда крупнейших представителей прогрессивной литературы Франции двадцатых-тридца тых годов, неотделимая от их творчества и составляющая живую I душу его, стала предметом специального научного исследования ,

результаты которого тлеют существенное значение для выяснения важных закономерностей и проблем общественно-литературного развития страны в такие переломные эпохи ее новейшей истории, как, например, Народный фронт и Сопротивление, так и ее последующей эволюции, то, начиная с Освобождения, французская пуб . См., например, Балахонов В.Е. Ромен Роллан в I9I4-I924 годы. I., 1958; Наркирьер Ф.С. Французская революционная литература. М., 1965; Соколов B.C. Печать Народного фронта и прогрессивная французская литература. Л., 1967.

лицистика фактически вовсе исчезла из поля зрения советских исследователей.

Что же касается критики, то она оказалась по сути вовсе выведенной за пределы круга "законных" литературоведческих проблем.

Такое положение во многом объясняется игнорированием исследователями литературной журналистики, ежемесячной и еженедельной, как и вообще повременной печати, включая ежедневную, в которой, кстати сказать, в рассматриваемый период вопросам литературы и искусства отводилось необычно большое место, что также нельзя признать случайным,

В результате обширное поле исследования, под поверхностью которого скрыты целые пласты богатейшего и разнообразного материала, представляющего немалый интерес не только для филологов и печатоведов, «продолжает оставаться вне внимания ученых.

Буржуазная литературная журналистика Франции практически совершенно никем не рассматривалась, - чуть ли не единственным прецедентом в этом отношении является кандидатская диссертация Г.С.Беляевой о еженедельнике "Фигаро литтерер . История и методология политико-литературного еженедельника", защищенная на факультете журналистики МТУ в 1975 г.

Не подвергались специальному исследованию общие закономерности и основные этапы общественно-литературной борьбы в этой стране, по крайней мере, после 1917 г. и, что представляется особенно нетерпимым, - такие решающие фазы ее, как Народный фронт, Сопротивление, период ІУ Республики, безотносительно к которым и вне которых трудно понять и объяснить весьма многое и принципиально важное во французской литерату ре наших дней. Такое положение также во многом объясняется неизученностью литературной печати Франции и явной недооценкой настоятельной важности ее изучения.

Специалисты по ШИП Франции новейшего времени,по-видимому, считают литературную журналистику не относящейся к их компетенции. В свою очередь, литературоведы, судя по всему, убеждены в принадлежности этих изданий намного больше к журналистике, чем к "чистой" литературе, и молчаливо переадресовывают их своим ближайшим соседям по науке. В итоге возникает своеобразная, так сказать, межведомственная чересполосица, от которой проигрывают и литературоведением наука о журналистике.

Нельзя утверждать, что литературные ежемесячники и еженедельники вовсе не замечаются советскими историками французской литературы. Нет, они в известной мере признаны ими как предмет научного рассмотрения, точнее будет сказать, - как один из вспомогательных элементов его. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к работам, освещающим целые периоды новейшей истории французской литературн, таким, как акаде т мическая "История французской литературы,."История француз-ской литературы" М.НДерневич, А.Л.Штейн, М.А.Яхонтовой , "Современный французский роман" Е.М.Евниной , а также к ву х История французской литературы. В 4-х.тт. Т.4, М.,1962. зовбким учебникам, учебным пособиям и лекционным курсам1. Их можно рассматривать как несомненный показатель уровня изученности послеоктябрьской французской литературы в нашей стране, немалых достижений советских ученых в этой области, а также богатых, оправдавших себя во всех отношениях традиций, на которые опирается современный исследователь ее.

Однако ни в одной из работ, охватывающих значительные временные промежутки, ни в одном из обзорно-аналитических очерков разных периодов французской литературы XX столетия, изданных в нашей стране после второй мировой войны, литературная периодика специально не затрагивается. Кажется, единственное исключение составляет Сопротивление и то лишь потому, что в 1940-1944 гг. периодическая печать была почти единственной формой общественного существования демократической литературы Франции (подпольные издательства - другая форма его, да притом неглавная, появились только, на втором, заключительном этапе антифашистской борьбы французского народа). Из французских журналов дооктябрьской эпохи упоминаются обычно, да и то вскользь, по тем или иным частным поводам, "Ревю де ля кэнзен" Шарля Пеги и "Нувель ревю франсэз", с которым были связаны творческие судьбы ведущих буржуазных писателей того времени, например, М.Пруста и А.Жида, "Кларте", "Эроп" и "Коммюн" в связи со становлением и развитием революционно-пролетарской литературы в межвоенное двадцатилетие, "Нувель критик", "Тан модерн", "Леттр франсэз" и, может быть, еще некоторые, относящиеся уже к ее послевоенной эволюции. Более того, в абсолютном большішстве случаев к этим изданиям обращаются и на них ссылаются лишь по отдельным и, как правило, частным поводам, обычно за консультацией, справкой, свидетельством по тем или иным второстепенным вопросам.

На необходимость специального изучения литературной критики указывал такой выдающийся теоретик марксистской эстетики, как А.В.Луначарский. "Критика должна быть применима к самой критике, - писал он, - ибо марксистская критика есть одновременно и научная, и своеобразно художественная работа" .

Полезность исследования литературной критики признавалась французскими литературоведами еще в прошлом столетии.

" ..Наши критики... заслуживают такого же изучения, как и те, кого они изучают", - отмечал в 1890 г. один из них .

Ныне во Франции заявляет о себе специальная наука о критике -."критика критики" или, как ее еще называют,- "критико-логия". В соответствии с давно сложившейся в этой стране традицией, практически всякий систематический очерк или учебник по истории французской литературы должен в обязательном порядке содержать специальный раздел о критике каждой из рассматриваемых в нем литературных эпох.

Поскольку же литературно-критическая мысль Франции всегда была теснейшим образом связана с журналистикой, где зарождаются, складываются в системы и доктрины и прокладывают себе дорогу новые социально-эстетические течения,;: идеи, принципы, то считается столь же обязательным систематическое изучение периодических издании, в особенности"толстых" журналов, с которыми связано то или иное направление общественно-литературной мысли, которые внесли наибольший вклад в выработку и насаждение тех или других наиболее важных и памятных для французской литературной истории социально-эстетических концепций и доктрин.

Более того, французские литературоведы сами истоки, социально-философский и художественно-эстетический генезис наиболее важных и долговременных, с их точки зрения, общественно-литературных явлений и тенденций прослеживают по комплектам чаще всего "толстых" журналов, которые в целом ряде особо принципиальных случаев рассматриваются ими в качестве инициаторов важнейших эстетических новаций, если не прямых творцов тех или иных литературных доктрин и концепций, то, по крайней мере, активнейших соучастников их создания и превращения в системы. При таком подходе к изданиям данного типа последние как бы ставятся в один ряд с литературной критикой, во многом уравниваются с нею в правах и изучаются совместно как нечто единое и неделимое как с точки зрения собственно журналистики, так и литературы. Словом, они воспринимаются как синонимичные понятия.

Сказанное относится в первую очередь к общественно-литературной мысли Франции империалистической эпохи. Начиная, по крайней мере, с 1880-1890 гг. усилиями критиков-журналистов, литературных "хроникеров" и "курьеристов" ведущих журналов и газет таких, как Ф.Брюнетьер, Э.Фагэ и Ж.Лемэтр, начали все более последовательно устанавливаться, а затем по прошествии некоторого времени уже при активном участии "университетской" критики закрепляться и узакониваться, так сказать, "патентоваться", те или иные приоритеты на "новое слово" в искусстве и эстетике, а, следовательно, как правило, и в философии.

Буржуазная литературная критика с тех рубежей, на которых она находилась на стыке XIX и XX столетий, прошла путь, практически в точности повторяющий все зигзаги и витки буржуазной идейно-эстетической мысли за истекшее время. Разностороннее и систематическое исследование разных фаз и этапов, а также реального хода ее эволюции, содержания и диалектики ее развития проливает важный дополнительный свет на всю новейшую историю буржуазной социально-эстетической мысли, неотъемлемым компонентом, а отчасти и демиургом которой она является.

Французские литературоведы и критики издавна практикуют окончательную привязку или своего рода "постоянную приписку" каждого из наиболее известных буржуазных философско-эстетиче-ских течений и школ к тому или иному журналу либо группе журналов ("постсимволизм" и интуитивизм - к журналам "Меркюр де Іране", "Эрмитаж", "Вер э проз", 1890-1910-е гг.; эстетику, избравшую своей руководящей доктриной фрейдизм, наиболее последовательно соединявшую идеи Фрейда с теорией и практикой художественного творчества, с литературой и критикой, - к "Нувель ревю франсэз", І9І0-І930 гг.; сюрреализм - к журналу "Революсьон сюрреалист", 1920-1930 гг.; персонализм - к Эспри", 1930-1950 гг.; экзистенциализм - к "Тан модерн", 1945-1950 гг.;."новый роман" и "новую критику" - к "Тэль-кэль" 1960-1970 гг.).

При этом основные модернистско-авангардистские течения, доктрины и школы неизменно подаются как главные факторы и стимуляторы прогресса французской литературы в новейшее время, как этапные, решающие фазы "перманентной революционной трансформации" эстетической мысли и художественной практики страны, а журналы, сделавшиеся в разное время их средоточиями (необходимо признать, что отбор их не так уж произволен и надуман), изображаются как аккумуляторы и двигатели всего "новаторского" и "революционного" не только во французской, но и мировой литературе.

Поскольку же трудно не согласиться с тем, что действительно эти течения, доктрины и школы, как и давшие им жизнь, абсорбировавшие и наиболее полно и последовательно выразившие их периодические издания, отразили перипетии, коллизии и духовно-исторические судьбы позднебуржуазного общественного сознания и являются чрезвычайно показательными для него, необходимо признать, что и для ученого-марксиста они могут послужить достаточно верным зеркалом процесса декадентско-модер-нистской деградации основных духовно-идеологических устоев и ценностей современного буржуазного общества на его разных, последовательно сменявших друг друга фазах и стадиях.

Наконец, "толстые" журналы, начиная, по крайней мере, с XII в., дают зримое представление о факторах,реальных расстановке и соотношении политических сил во французской литературе на разных этапах ее идейно-художественного движения, помогают исследователю разглядеть за определенными общественно литературными органами определенные классово-политические партии и группировки. Так, Э.Анрио обращал внимание на то, что литературная жизнь во Франции конца прошлого века характеризовалась засильем консервативно-реакционных сил в критике, главным бастионом которых был ежемесячник "Ревю де дё монд" с "титулованными авторитетами из Академии", а критики играли роль видных идеологов правых. Без учета и уяснения этого определяющего обстоятельства, полагал Анрио, нельзя сколько-либо полно представить и правильно понять общественно-идейное состояние и главные тенденции литературной борьбы I того времени .

Французские "толстые" журналы дают не только путевку в жизнь новым литературным явлениям, но - и что намного важнее, -ту или иную необходимую общественную мотивацию этим явлениям, вырабатывают и определяют социально-идеологические взгляды, оценки, позиции по отношению к тем или иным событиям, фактам или тенденциям художественной жизни, разрабатывают и пропагандируют наиболее фундаментальные социально-эстетические концепции и доктрины, в которых всегда реализуется и присутствует партийно-классовая точка зрения, - словом, определяется и насаждается культурная, всегда являющаяся идеологической по своей направленности политика общественных слоев, партий.

Некоторые "толстые" журналы ЗУ Республики вообще отдавали предпочтение литературной критике как важнейшему инструменту идеологической пропаганды перед всеми другими, имевши мися в их распоряжении. Надо полагать, их хозяева и редакторы всесторонне учитывали заложенные в изданиях данного типа многообразные идеологические возможности.

Настоящая, подлинно концептуальная критика в ее современном понимании - это не только "литература о литературе", как ее нередко называют во Франции, но и вполне самостоятельный вид литературно! деятельности, располагающий, по существу, неограниченным арсеналом выразительных и даже изобразительных средств, широко и активно практикующий весь комплекс присущих литературному творчеству логических и художественно-образных возможностей.

Однако критика является искусством лишь по средствам, по цели же она - наука, наука гуманитарная, одна из отраслей v научного обществоведения, в качестве каковой она нас в данном случае преимущественно и интересует.

"В наше послевоеннолетие битва Эрнани разразилась не в театре, даже не в- романа, не в поэзии (как прежде), но - в критике", - отмечают французские ученые . Французскую критику всегда наряду с острой концептуальностью отличали необычайно высокая общественная активность и чрезвычайная близость к наиболее актуальным проявлениям социально-философской и политической мысли. В центре внимания ее неизменно находится не столько собственно литература, сколько - движение идей, идейная жизнь литературы. При этом исстари обстоятельно и разносторонне рассматриваются не только собственно философско-эс-тетические учения и их многообразные приложения к художественно-творческой практике, но также "политические и социальные доктрины", состоящие на идеологическом оснащении литераторов и всегда оказывающие немалое влияние на внутреннюю и внешнюю (общественную) жизнь литературы.

Еще до первой мировой войны "законодателем Парнаса" или "руководителям души", как тогда называли критиков наряду с журналистами, учеными, философами и ораторами, ставили в заслугу постановку "жизненно важных вопросов", а главные надежды на развитие эстетики, теории и истории литературы связывались с возрастанием социально-научной роли философии и критики, с тем, что соїщально-гуманистические и научные принципы и идеи впредь "останутся вдохновителями всякого творчества нового века", а "философы и социологи" (то есть критики) будут и впредь "руководить общей жизнью личности и общества" .

Критика на рубеже двух столетий уже считалась во Франции принадлежностью или ответвлением одновременно литературы, ис 2 тории, философии и социологии . И тогда же стало обязательным включать в труды, в том числе образовательно-педагогического назначения, претендующие на охват целых общественно-литературных периодов и эпох, информационно-справочный материал не только о непосредственно смежных с художественной литературой областях (критика, публицистика, состояние историко-литературных исследований), но и о так или иначе сопредельных с нею сферах (история, философия, политическая мысль, социология и даже - политическое красноречие). Это наряду с прочил свидетельствовало о признании литературы как неотъемлемой со ставной части и важного элемента общей системы общественного сознания, социально-идеологических и духовно-нравственных воззрений общества.

С той же поры особо тесный характер взаимосвязей и взаимоотношений между литературой и журналистикой неизменно подчеркивается до такой степени, что нередко и всю собственно журналистику рассматривают и толкуют как литературу. Журналисты традиционно выделяются как одна из категорий "политических писателей" и "социологов", причем, подчеркивается "высокая литературная и профессиональная ценность" творчества многих из них, которое Л.Кларети совокупно ;/именовал "социологической литературой" . Одной из важнейших разновиднос р тей "литературной прозы" считали журналистику 1.Пелисье и многие другие.

Что же касается критики, то, поскольку она во французской научной и учебной литературе по сути вообще не отделяется от словесности, рассматривается как равноправная, хотя и неравнозначная принадлежность как литературы, так и журналистики, разделы и главы "Критика", "Критики", "Критики и эссеисты" с давних времен считаются совершенно необходимым элементом всякого серьезного системно-хронологического или проблемно-концептуального литературоведческого исследования.

Современные французские литературоведы и критики признают важную роль в общественно-литературной истории страны литературной периодики в качестве прежде всего инструментов социально-эстетической и политической мысли. Так, целую главу в своем капитальном труде посвятил анализу литературной журналистики А.Клуар , хотя содержание ее никак не может удовлетворить однобокостью информации (в нем фигурируют исключительно буржуазные издания, но не дается решительно никаких сведений о прогрессивной французской печати между двумя мировыми войнами: Клуар, похоже, не считает заслуживающими даже упоминания ее ведущие органы) и очевидной тенденциозностью интерпретации» Определенные сведения о французской периодической литературе рассматриваемой эпохи со-держатся в работах Г.їїикона , П.де Буадеффра , также посвятивших ей специальные разделы, и ряда других буржуазных ученых и критиков, многие из которых связывают интересующую нас категорию изданий почти исключительно с внутренней жизнью литературы, лишают их внешней, социально-классовой детерминированности•

2 Р.Лалу прямо заявляет (и, на наш взгляд совершенно справедливо),что без систематического и разностороннего изучения литературной периодики не могут быть в достаточной степени успешными и плодотворными любые попытки создания исто рий французской литературы, по крайней мере, после 1870 г. Так, по его мнению, всякому претендующему на серьезность исследователю литературы страны, начиная с семидесятых годов прошлого столетия, то есть с начала эпохи Третьей Республики, настоятельно необходимо всесторонне и внимательно ознакомиться с содержанием следующих изданий: "Ревю де дё монд" (1828), "Нувель ревю" (1879), "Ревю Вагнерьен" (1885), "Меркюр де Франс" (1890), "Эрмитаж" (1891), "Ревю бланш" (1891), "Ревю эбдомадэр" (1892), "Ревю де Пари" (1894), "Сантор" (1896), -"Кайе де ла кэнзен" (1899), "Вэр э проз" (1905), "Бувель ревю франсэз" (1909), "Эффор либр" (1910), "Кайе д,ожордюи" (1913), "Ревю юниверсель" (1920), "Ревю де Франс" (1921), "Эроп" (1923), "Коммюн" (1932), "Мезюр" (1934) и некоторыми другими, включая ряд католических журналов и некоторые провинциальные. Предложенный Лалу перечень литературных изданий, с которыми целесообразно и даже необходимо консультироваться исследователю, изучающему общественно-литературную историю Ш Республики, нельзя признать полным и дающим равное представление о всех наиболее важных и примечательных сторонах и тенденциях процесса. Соглашаясь, вместе с тем, с начальным принципом подхода Налу к литературной журналистике как, с одной стороны, незаменимому, живому источнику материала по истории общественно-литературного движения, и, с другой, как к своеобразному мотору этого движения, мы высказываем глубочайшую убежденность в том, что еще в большей мере такой подход ак туален, правомерен и необходик применительно к истории обще- / ственно-литературной борьбы во Франции после Освобождения, когда происходило, причем, ускоренным, нарастающим темпом, невиданное прежде взаимовлияние, взаимодействие и взаимопроникновение (если не сказать, - прямое слияние) эстетики и идеологии, литературы и политики, главным полем которых являлась литературная журналистика.

Мысль о том, что без глубокого и всестороннего изучения литературных журналов, как названных, так и неназванных Лалу ("Гранд ревю", "Ревю эмморалист", "Эспри", "Леттр нувель", "Леттр модерн", "Тан модерн" и других), вряд ли возможно полноценно исследовать общественно-литературную эволюцию и сам процесс развития философско-эстетической мысли XX столетия, прямо или косвенно проводят и другие ученые (Ж.Мажо, Ш.Жеро-ними, Ж.-ftl. Нива , Ж.Берсани, М.Отран, Ж.Лекарм, Б.Версье ).

Необходимость систематического и тщательного анализа "толстых" журналов и других связанных с литературой периодических изданий прошлого диктуется также и тем немаловажным обстоятельством, что содержащиеся в них результаты творческого сотрудничества писателей позволяют в целом ряде случаев по-новому взглянуть на всю их деятельность и их самих, проясняют и уточняют многое и многое из того, что ускользает из поля зрения исследователей лишь их художественного творчества.

Одним из примеров плодотворности изучения творчества и общественной деятельности крупнейших французских писателей гуманистов в указанном направлении, то есть непосредственно по подшивкам газет и комплектам журналов, в которых те сотрудничали, могут,послужить работы известного французского литературоведа Э.Анрио "Анатоль Франс-литературный кри т тик" и "Анатоль Франс - политик" . На конкретном газетно-жур нальном материале Анрио убедительно доказывает, что эта яркая, хотя и малоизученная грань творчества Франса в 1886-1893 гг. представляет большой интерес для исследователя - одновременно и как авторитетнейшее свидетельство о его времени и о литературе той эпохи, и в качестве своеобразного спутника его "духовного маршрута". "Творчество Франса, - пишет Анрио в связи с этим, - все еще чрезвычайно далеко от того, чтобы быть полностью собранным, а самая интересная часть свидетельств по-прежнему остается затерянной в коллекциях газеты "Тан" и журнала "Юнивер иллюстре", где, как известно, автор "Преступления Сильвестра Боннара" облекал актуальность в хроники. Это чисто журналистское творчество проницательного писателя заслуживает быть собранньш; оно ярко освещает эпоху, равно как и иллюстрирует его мысль.•• Оно является творчеством человека, открыто ангажированного в животрепещущие проблемы своей эпохи... Это - подлинный Франс в преддверии нонкон-формистского и социалистического Франса..." .

Общепризнанно, что все крупные мастера прогрессивной французской литературы XX в. - это не только замечательные художники, но как правило также выдающиеся публицисты и критики, хотя эта часть творческого наследия многих из них по день остается под спудом и не стала предметом научного исследования (сказанное относится, например, к литературно-критической работе Барбюса до первой мировой войны). Сказанное тем более относится к виднейшим критическим реалистам, :, как правило не чуравшимся публицистической и литературно-критической деятельности в печати. Эта сторона их творчества пока не получила практически никакого отражения в исследованиях советских ученых. Одно из редчайших исключений в данном отношении составляет книга З.И.Кирнозе о Ф.Мориаке, где специально анализируется творчество этого писателя не только т как романиста и драматурга, но и как публициста . "Публицистическая деятельность Мориака особенно интенсивна в 30-е годы и последние послевоенные десятилетия, - справедливо отмечает Кирнозе. - Можно даже сказать, что в 50-60-е годы он более. публицист, чем романист. Часть мориаковской публицистики... осталась разбросанной в газетах и журналах..." .

Во всех французских литературных журналах U Республики удельный вес публикаций на социально-политические темы был весьма значительным, а в отдельных случаях - преобладающим (хотя, как это будет показано ниже, вопрос о классово-политических аспектах их деятельности намного шире, чем вопрос о "физическом" объеме собственно политических публикаций в них). Партийно-политические позиции каждого из анализируемых изданий, теснейшая и многосторонняя связь литературы и эстетики с политикой и идеологией лучше всего выявляется и прослеживается на путях анализа эссеистики и публицистики "толстых" журналов различных направлений.

Без обращения к журналистике этого периода, включая литературную, трудно понять и верно объяснить многое, например, такое новое и необычное явление в буржуазной общественно-политической жизни первых послевоенных лет, как действовавшее параллельно движению сторонников мира, независимо от него,а иногда даже совместно с ним движение т.н."нейтрализма". Речь вдет о некоторых либерально-радикальных группах, которые, не имея прямой политической власти и каких-либо партийно-организационных форі, опирались главным образом на имевшиеся в их распоряжении печатные органы как на основное средство влияния на ход событий в стране (ежедневные газеты "Комба" и "Монд", еженедельник. "Франс-обсерватер", ежемесячник "Эспри" и некоторые другие)."Нейтрализм...- пишет Н.Н.Молчанов, - возник в качестве; реакции на вступление Франции в Атлантический союз и прошел несколько этапов в своем развитии.. .Если в 1949-1950 гг. нейтрализм был,так сказать, проамериканским, то теперь он приобретает ясно выраженный антиамериканский характер... Нейтрализм отражал настроения широких кругов буржуазной интеллигенции. В нем сказывалось также растущее возмущение политикой подчинения Вашингтону,.которое охватывало народные массы..."

Более того, как справедливо полагает А.Верт, без изучения содержания наиболее влиятельных органов французской журналистики этих лет вообще трудно, если не невозможно, представить и верно воспроизвести действительный ход и главные тенденции не только литературной, но также идеологической и по литической борьбы во Франции от Сопротивления, по крайней мере, до середины пятидесятых годов. По его мнению, агитационно-пропагандистская и организаторская роль таких газет и. журналов "Сопротивления", как "Монд", "Комба", "Темуаньяж кре-тьен", "ЭСПРИ", "Тан модерн" вполне сопоставима с ролью партий;

Эти издания являлись по преимуществу органами буржуазных "интеллигентских групп" и имели "значительное, временами даже решающее влияние на общественное мнение.и косвенно на .. парламент", способствовали "в сильной мере... интеллектуальной ©восприимчивости и интеллектуальному оживлению Франции при Д Республике"1. При этом Верт всячески подчеркивает весьма видную роль писательских журналов и газет в общественно-политической борьбе во Франции после 1940 г., "большое политическое влияние и литературное значение""еже-месячннх журналов": "Эспри", "Тан модерн", "Табль ронд", "Нувель НРФ", "проамериканского "Прев" и "более старомодных" "Ревю де дё монд", "Ревю де Пари", "Меркюр де Франс" .

"Моррасизм, либерализм, социализм, коммунизм, бернхэмизм, экзистенциализм и многочисленные школы католического толка -все они являются средоточием упорной, хотя и не всегда верной мысли, и под воздействием мировых событий последних пятнадцати лет (1940-1955 гг. - B.C.) дали обильный урожай печатных работ и дискуссий, - пишет он.- Почти все лучшие французские писатели - от Мориака и Мальро до Сартра, Камю, Арагона и Элюара - были в это вовлечены и играли активную и 1Верт.А. Франция 1940-1955. М., 1959, с.205. 2Там же, C.6I0.

значительную роль в политической жизни страны. Трудно, например, себе представить, чтобы полемика по вопросу о Северной Африке могла достичь таких широких размеров без влияния Мориака, и таких журналов, как "Эспри", "Тан модерн", "Темуаньяж кретьен" или "Франс-обсерватер", - журналов, фактически не имеющих за пределами Франции себе подобных по глубине политического анализа, по мужеству и компетентности трактовки вопросов" .

И хотя вызывает возражения явно завышенная Бертом оценка реального общественного влияния т.н. "некоммунистической левой" - леворадикальных групп буржуазной творческой интеллигенции, объединившихся вокруг названных газет и журналов, которые продолжительное время действительно сохраняли определенную, хотя и со временем все более относительную верность наследию Сопротивления, его духу и заветам, нельзя не признать его правоты в том, во-первых, что с идеологией и политикой Сопротивления после Освобождения действительно связали себя лишь левые группы и организации и их периодические издания, в том, во-вторых, что сразу же после освобождения Парижа в конце августа 1944 г. у связанной с Сопротивлением "неком-мунистической левой" "только и остались организации и печать, а также, в-третьих, в том, что непосредственно связанные с ним газеты и журналы в самом деле сохранили заметное влияние на обширные слои французской интеллигенции по преимуществу.

На резкое возрастание общественно- политической роли литературы и литературной периодики во Франции после Освобожде ния.обращают.внимание также и некоторые буржуазные литературоведы, особо выделяющие активное участие периодической литературы в разработке назревших проблем буржуазной политической идеологии. Так, П.де Буадеффр пишет: "Факт налицо: подобно прессе, где.она находит широкое выражение, литература сделалась четвертой властью. Во Франции политическая.мысль часто выковывается в литературных кругах или журналах... Литература - это то, что намного больше литературы" .

По всем этим причинам "толстые" журналы и были избраны в качестве основного объекта исследования, а также главного источника материала по теме.

При отборе изданий для анализа автор руководствовался стремлением осветить некоторые из наиболее важных сторон и направлений общественно-литературной борьбы во Франции в 1946-1958 гг.,показать ее наиболее примечательные черты и осо« бенности, выявить содержание, некоторые направления, а также характер и формы участия в ней представителей основных социально-идеологических течений французской периодической литературы. Взятые в совокупности, журналы "Меркгар де Франс", "Ревю де Пари", "Табль ронд", "Эспри", "Тан модерн" и "Эроп", которые рассматриваются в диссертации (а также "Цувель НРФ" и "Паризьенн", материал которых также привлекается в меру необходимости) дают достаточно полное представление о главных общественно-лштературных "партиях" ІУ Республики, их социально-философских платформах и политических позициях и при этом довольно верно отражают расстановку общественно-классовых сил в литературной журналистике и критике данного периода. Эти издания являлись наиболее влиятельными и престижныгш органами французской периодической литературы этой поры и в то же время наиболее показательными и представительными : в них нашли отражение наиболее значительные тенденции и течения буржуазной социально-философской и художественно-эстетической мысли ІУ Республики.

Современная периодическая литература Франции функционирует практически как журналистика. Исследователю здесь важно иметь в виду не только то, о чем и почему писали (или не писали) анализируемые журналц, каково было их действительное содержание, но также и то, как, какими путями и средствами, в каких формах реализовывалось, утверждалось и делалось достоянием читательской аудитории это содержание. Решить же комплекс этих задач невозможно без тщательного специального анализа наиболее важных и примечательных особенностей и характеристик "толстого" журнала как типа издания (типологический анализ), что также входит в задачи данной работы.

Проблема типологии самым непосредственным и теснейшим образом смыкается с вопросами более идеологического и политического порядка, нежели формально-профессионального в узко понятом смысле. Именно типологическніли средствами в большой мере осуществляется практическая реализация важнейших социальных функций периодического издания, заложенные в нем громадные политико-идеологические возможности становятся действительностью. При всей коренной, изначальной общности функций, присущей всем типам периодических изданий, каждый из них наделен и одному ему присущими, особенными функциональными возможностями, доступными в меньшей степени либо вовсе недоступными другому типу. Рассчитывать на получение сколько-либо полезных научных результатов при исследовании явлений журналистики можно лишь при непременном соблюдении в качестве одного из первейших условий строго дифференцированного подхода к разным типам периодических изданий.

В соответствии с общим замыслом данного сочинения и основными целями его, главным объектом исследования являются литературно-критические отделы и рубрики "толстых" журналов.

Литературная критика занимала место первого плана во всех без исключения изданиях этого типа и оказывала самое существенное или даже определяющее влияние на их идейно-политическое направление и общественную физиономию. В данном случае речь.идет не столько о "критике как литературе" (Б.И.Бур-сов), но, скорее, о такой критике, которую правомерно определить словами В.Г.Белинского как преимущественно "критику философского сознания", своими действительными содержанием и направленностью выходящую далеко за пределы собственно эстетики и широко вторгающуюся, с одной стороны, в сферу социального мировосприятия и общественно-мировоззренческих проблем, и с другой, - в политико-идеологическую действительность времени.

Поэтому важнейшим объектом исследования является господствовавшая в литературе эпохи социально-эстетическая и общественно-политическая мысль в ее основных проявлениях и доктринах, рассматриваемая не только с точки зрения ее внутренней идейно-концептуальной структуры, но и во взаимоотношениях с социальной действительностью и политико-идеологической борьбой, то есть в действии. Эта мысль заявила о себе, развертывалась и утверждала себя в процессе послевоенного противоборства сил мира, демократии и социализма, с одной стороны, и сил войны, реакции и антикоммунизма, с другой. В своем законченном виде она выступала в форме борьбы противоречивых либо взаимоисключающих идей и позиций, антагонистических общественно-литературных партий, борьбы, которая была идеологической по характеру и классовой по своему социальному содержанию и конечной направленности.

В центре ее находился главный, решающий вопрос современности - об отношении к революции и коммунизму и реальному социализму. Именно в том, в какой принципиальной плоскости и конкретно с каких позиций ставился и решался этот вопрос, прежде всего и выявлялись подлинные, а не мнимые платформы и программы тех или иных течений, взятых в отдельности органов общественно-литературной мысли и литераторов.

Поскольку де положение в периодической литературе ЗУ Республики характеризовалось засильем буржуазных изданий разных тенденций и оттенков, то в ее деятельности мы сталкиваемся с господством различных модификаций и форм антимарксистских воззрений в теории и антикоммунизма в политике. Анализ идеологических платформ и политических позиций рассматриваемых изданий, за исключением "Эроп", может быть только критикой антикоммунизма в литературе и в сопредельной с нею журналистике. Дать эту критику по наиболее важным поводам -одна из целей предлагаемой работы.

Период ЗУ Республики - это время начала и наибольшего ожесточения развязанной империализмом "холодной войны" против сил мира, демократии и социализма. Ныне, когда "идет борьба за умы и сердца миллиардов людей на планете", и "будущее человечества зависит в немалой степени от исхода этой идеоло т гической борьбы", научно обоснованное, эффективное противодействие силам, заинтересованным в возврате к "холодной войне", остается в повестке дня марксистско-ленинского обществоведения и нашей пропаганды как важнейшая и безотлагательная задача. Планомерное и глубокое исследование идейно-классового содержания, закономерностей и уроков общественно-литературной борьбы во Франции в 1946-1958 гг. несомненно помогает распознавать и разоблачать идейное лицо современных поборников "психологической войны" против коммунизма и реального социализма в сфере литературы, эстетики и культуры, вырабатывать наиболее действенные, средства борьбы с насаждаемыми ими • взглядами, концепциями и доктринами, глубже уяснить наши теоретические и практические задачи в этой области на текущий момент и обозримую перспективу. Свою и немалую роль в этом призван сыграть интернационально значимый опыт идеологической борьбы, накопленный в эти годы печатью ШШ. и французской марксистской критикой.

Определяя цели и задачи диссертации, вырабатывая ее концепцию, автор исходил из чрезвычайной научно-политической актуальности и большой теоретической и практической значимости связанной с нею проблематики, в целом не подвергавшейся специальному исследованию, а также из необходимости применения многопрофильного научного подхода к объекту исследования, к сложной совокупности относящихся к нему взаимосвязанных во Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 года. М., 1983, с.7,74.

просов, каждый из которых в той или иной мере заслуживает специального и полезного изучения.

С учетом всего сказанного свои задачи автор видел в том, чтобы: I) рассмотреть преимущественно на материале критики и публицистики "толстых" журналов идейно-эстетическое содержание, важнейшие направления и стороны общественно-литературной борьбы во Франции с целью выявления ее хода, закономерностей и особенностей; 2) на основе анализа социально-философской и политической проблематики журналов "Меркюр де Франс", "Ревю де Пари", "Табль ронд", "Эспри", "Тан модерн" и "Эроп" этих лет исследовать направления и формы их практического участия в общественно-политическом движении, показать место и действительную) роль этих изданий и стоящих за ними сил в классовой борьбе послевоеннолетия; 3) проанализировать концептуально-теоретическое состояние послевоенной французской критики, соотношение партийно-политических сил и борьбу идей в ней, конкретное, идеологически детерминированное отношение ее основных направлений к "современному присутствию" литературы прошлого, к современной французской и к советской литературам; 4) осветить принципиально важные и малоисследованные стороны и направления борьбы печати ФІШ и французской марксистской критики (газета "Юманите", журналы "Нувель критик" и "Эроп") против идеологии и политики реакции и милитаризма, антиреалистической эстетики, за укрепление революционно-пролетарских позиций на культурно-идеологическом фронте, некоторые аспекты накопленного французскими коммунистами в эти годы интернационально значимого опыта; 5) деть марксистскую оценку идейно-классового содержания и конечных социально-политических последствий участия в идеологической и политической борьбе отдельных философских и политических течений и групп (персонализм, экзистенциализм, неоморрасизм, либерализм) и ряда литераторов (Э.Мунье, Ж.-П.Сартр, Т.Монье, Ж.Лоран, Ф.Мориак, Э.Берль и др.); 6) рассмотреть классово-политическое содержа-ние эссеистики и публицистики в "толстых" журналах; 7) обрисовать состояние и эволюцию французской журналистики в 1944-1958 гг. и такого существенно важного компонента современных Французских СМИП, как периодическая литература, одновременно дав классификацию ее изданий и типологическую характеристику анализируемых журналов; 8) коснуться некоторых малоизученных факторов духовной и социально-политической действительности Франции послевоеннолетия, таких как американская идеологическая агрессия во Франции в 1940-1950-е годы; 9) поставить на французском материале этих лет многоплановый, нуждающийся в дальнейшей разработке вопрос о необходимом многостороннем взаимовлиянии литературы и журналистики, критики и публицистики в условиях современной идеологической борьбы.

Все это здесь в основном предпринято впервые, равно как впервые вводится в научный оборот многообразный новый материал, особенно относящийся к журналистике и критике ІУ Респуб лики, к участию в общественно-политической борьбе литераторов разных направлений.

Методологической и теоретической основой диссертации явились сочинения К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, решения и документы КПСС по вопросам идеологической борьбы и политико-воспитательной работы, решения съездов ФІШ, выступления и работы М.Тореза, Ж.Дюкло, М.Кашена, В.Роне, Ж.Марше, мысли и высказывания видных представителей марксистской мысли Г.В.Пле ханова, А.В.Луначарского, П.Лафарга, Ф.Мершга.

Автор исходил из того, что при рассмотрении и оценке деятельности тех или иных литературно-общественных сил важно прежде всего выяснить их действительную роль в классовой борьбе, памятуя о том, что по своим объективным последствиям такая борьба в конечном счете всегда является политической, и что субъективные мотивы и намерения участия в ней не всегда и совершенно не обязательно, особенно в буржуазном лагере, должны совпадать с объективным смыслом и последствиями этого участия. В.И.Ленин указывал на ошибочность и негодность оценки "лозунгов", тактики известной партии или группы, ее направления вообще, по намерениям и мотивам, которые сама эта группа выдвигает"."Дело не в намерениях и мотивах, не в словах, а в той объективной, от них независимой обстановке, которая определяет судьбу и значение лозунгов, тактики или вообще направления данной партии или группы", - писал он. - "Во главу угла политического анализа надо поставить вопрос о классах: о революции какого класса идет речь? А контрреволюция какого класса?.. Так, и только так, изучая историю, вдумываясь в идейное значение определенной проповеди, проверяя фразы фактами, должны подходить серьезные люди к оценке теперешних о течений и группок".

В рамках одной работы невозможно дать одинаково полное освещение рассматриваемого здесь широкого крута вопросов. Поэтому, выделив те из них, которые представлялись ему наиболее важными, автор ряд вопросов обрисовал эскизно, а некоторые, лишь обозначил как заслуживающие специального изучения.

Сущность программно-целевого метода как инструмента государственного регулирования экономики

Ограниченность рыночного саморегулирования в решении многих важных экономических и социальных задач требует, чтобы недостатки рыночной стихийности восполнялись целенаправленным государственным регулированием. Общая теория экономической системы Дж.К.Гэлбрейта показала, что «свободное взаимодействие рыночных механизмов возможно только в системе частного сектора, состоящей из средних, мелких и мельчайших предприятий» [24]. Сам факт существования крупных корпораций порождает неравномерное развитие отраслей, регионов, фирм, дифференциацию доходов и др.

В современных условиях государство выполняет четыре основные экономические функции, необходимые для сохранения рыночной системы: обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рынка; защита конкуренции, борьба с монополизмом; стимулирование экономического роста путем сбалансированного и стабильного развития различных секторов экономики (структурная политика); перераспределение доходов и богатства для обеспечения социальной справедливости [155].

Мировой опыт государственного регулирования позволил накопить обширный набор методов и форм воздействия на рыночное хозяйство, особое место среди которых занимает программно-целевой метод управления.

Программно-целевой метод управления представляет собой метод выделения (отбор) основных целей и задач социального, экономического и научно-технического развития, разработки взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при всестороннем и сбалансированном обеспечении и эффективном развитии экономики [13, с.60].

Сущность программно-целевого метода управления может быть раскрыта при рассмотрении его на фоне взаимодействия двух более общих подходов - целевого и программного.

Целевой подход - это система методов и методических приемов, обеспечивающая постоянную ориентацию управленческой деятельности, прогнозно-управленческих решений и процессов выполнения этих решений на конечные народнохозяйственные результаты с учетом изменения качественных социально-экономических характеристик последних по мере развития системы общественных потребностей, качественного и количественного роста производственного потенциала [112]. Область использования целевого подхода охватывает всю систему управления экономикой. На базе целевого подхода могут быть решены такие задачи : а) в сфере планирования: выявление структуры всей системы целей социально-экономического развития государства в перспективных периодах разной степени отдаленности; формирование и определение количественных характеристик плановых целей; обеспечение строгой целевой ориентации направлений мобилизации ресурсного потенциала; анализ сложных комплексных проблем социально-экономического развития, выявление совокупностей общественных и личных потребностей, связанных с нерешенностью этих проблем; совершенствование системы прогнозных показателей в направлении более полного от раженияими целей социально-экономического развития и другие. б) в сфере управления: анализ комплексов целей и интересов хозяйствующих субъектов, взаимодействующих в воспроизводственном процессе; формирование системы целевого стимулирования производственной деятельности на базе результатов такого анализа; организация систем целевого управления («управление по целям»), предполагающих наличие четко сформулированных целевых задач для каждого из подразделений соответствующего органа управления [112].

Таким образом, целевой подход заключает в себе значительное число различных методов и методических подходов, направленных на обеспечение строгой целевой ориентации всей управленческой деятельности на конечные результаты. Центральное место среди этих методов занимает анализ целей управления, а его «продукт» - субординированная система целей - выступает в качестве основы для решения большинства задач, относимых к сфере приложения целевого подхода. И анализ этот заключается в конкретизации общей (исходной) формулировки цели, в доведении ее до такой степени детальности, которая позволила бы количественно охарактеризовать основные компоненты целевого состояния, связать с ними намечаемые мероприятия.

Программный подход подобно целевому имеет обширную область приложения и предполагает увязку поставленных задач с ресурсами и организацию выполнения мероприятий. Программы в соответствии с этой формулировкой выступают как особые формы концентрации усилий и ресурсов на решении важнейших задач.

Как следует из перечисленных особенностей, программный подход, подобно целевому, реализуется (и может быть реализован в различных конкретных формах) практически на всех уровнях управления. Все эти характеристики в совокупности отражают главную черту программного подхода: он с наибольшей последовательностью и полнотой реализует принципы системного анализа, конкретизируя их применительно к процессам управления социально-экономическими системами.

Анализ зарубежного опыта использования программного планирования

При рассмотрении вопроса о программно-целевом регулировании в Российской Федерации в условиях перехода к рыночной экономике целесообразно познакомиться с зарубежным опытом по этой проблеме.

В развитых странах мира плановая деятельность государства является важным элементом экономической политики. Большое значение для государственного планирования в рыночном хозяйстве имеет разработанный американским экономистом российского происхождения В.Леонтьевым метод контроля за межотраслевыми потоками товаров и услуг, за разработку которого его автор был удостоен Нобелевской премии по экономике. По мере углубления мирохозяйственных отношений планирование экономического развития отдельных стран дополняется межгосударственным планированием.

Планирование можно осуществлять двумя методами: директивное планирование - планы-приказы, предназначенные для обязательного выполнения; индикативное планирование - планы-рекомендации, участие в которых не обязательно, но стимулируется и поощряется государством (например, программа ИСОП).

В настоящее время в странах с рыночной экономикой планирование носит преимущественно программный характер и осуществляется в основном индикативными методами.

Консолидация фирм внутри страны, наличие высокоразвитой производственной структуры и особенно информационного рынка создают благоприятные условия для государственного программирования. Тем не менее, нельзя не учитывать, что современные тенденции в развитии экономической системы приводят к большой неопределенности в параметрах национальных планов. По мнению академика Г. Парсаданова «основными тенденциями являются поли-формичность (многоструктурность, многоукладность) системы; ее возрастающая международная интегрированность; все большее проникновение иностранного капитала; рост числа ТНК; резко возросший динамизм структурных форм системы; а также технологий, профессий, продукции; гигантское расширение номенклатуры последней; территориальная децентрализация производства; развитие новых отраслей и видов деятельности» [83]. В связи с этим в ряде стран возникают сложности с разработкой и реализацией индикативных планов.

Опыт Франции, где метод индикативного планирования был использован впервые, показал, что его эффективность несоизмерима с усилиями по разработке, которая чрезвычайно сложна и трудоемка. Кроме того, индикативный план с трудом поддается контролю и корректировке, в силу чего Франция отказалась от индикативного планирования и перешла к разработке стратегических планов, которые не требуют экстраполяции тенденций сегодняшнего дня, а намечают важнейшие стратегические цели, достижение которых позволит осуществить прорыв в экономике.

Несмотря на неудачный опыт Франции в применении индикативного планирования, в других странах он успешно используется. В США разработана и успешно реализуется уже упомянутая программа ИСОП, целью которой является улучшение уровня жизни наемных работников.

Особых успехов в планировании, в том числе индикативном, добилась Япония. Практически во всех исследованиях экономики Японии признается большое влияние государственного регулирования на развитие экономики страны. К основным особенностям механизма государственного воздействия на экономику Японии можно отнести следующие: относительно низкая по сравнению с большинством развитых капиталистических стран доля государственного сектора в экономике страны. Это отражает принцип японского управления: государство должно быть направляющей и ориентирующей силой национальной развития экономики, но никак не руководящей или движущей силой ее функционирования; чрезвычайная развитость государственного программирования, включающего разработку долгосрочных прогнозов, среднесрочных программ экономического (социально-экономического) развития страны, годовых планов использования госбюджетов. При этом программы (планы) являются не определением траектории движения и набором предписывающих указаний о том, как двигаться по этой траектории, а обозначением наиболее предпочтительного и наиболее стратегически оправданного направления движения экономики; наличие разнообразных рычагов финансового и административного воздействия. Наиболее значительными и действенными являются введение индивидуального налогообложения для перспективных производств и финансовая поддержка малого и среднего бизнеса, который играет большую роль в экономике, но не обладает необходимой потенцией для выживания в конкурентной борьбе.

Анализ исполнения региональных целевых программ в Тульской области

Приходится констатировать, что в настоящее время в Тульской области программно-целевой метод как инструмент регулирования и управления экономическим развитием региона является мало результативным. По состоянию на 1.01.98г. Тульской областной Думой и постановлениями губернатора было утверждено 54 РЦП (таблица 2.1). Из них 17 (31% от числа принятых) были отложены до начала реализации. Среди них такие как «Целевая программа по решению проблем инвалидности и инвалидов», «Развитие экспорта Тульской области», «Развитие туризма в Тульской области до 2005 года», «Первоочередные меры по развитию и государственной поддержке инновационной деятельности», «Создание механизма решения проблем молодежи по строительству жилья и обеспечению занятости», «Ветеран», «АнтиСПИД», «Разработка и создание комплексной системы профилактики, диагностики и лечения широких масс населения экологически неблагополучного региона». Автор полагает, что эти программы могли бы смягчить важные территориальные проблемы, которые все равно придется решать в будущем, но оттяжка во времени мероприятий по их решению потребует более высоких издержек. Программа «Развитие экспорта Тульской области» могла бы послужить серьезным шагом к стабилизации экономического положения региона, обеспечению прогрессивных сдвигов в производстве и экспорте, повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции, пополнению доходной части бюджета.

В условиях, когда в научно-технической и инновационной сфере сложилась критическая ситуация, характеризующаяся сворачиванием инновационной деятельности под воздействием низкого платежеспособного спроса на научно-техническую продукцию как со стороны государства, так и негосударственного сектора, снижением научно-технического потенциала и изобретательской деятельности в отраслевых комплексах, государство обязано обеспечить структурный сдвиг в сторону расширения наукоемкой продукции. Необходимо создать условия для концентрации ограниченных ресурсов на направлениях, позволяющих России вернуться в ряды передовых в научно-техническом отношении государств. В этой ситуации отказ от реализации программы «Первоочередные меры по развитию и государственной поддержке инновационной деятельности» представляется автору непродуманным.

13 программ (24% от числа принятых) финансировались, а затем были приостановлены. Помимо того, что все эти программы имеют важное значение для области, на их реализацию уже было выделено в предыдущие годы 357 млн. руб. (в ценах 1998 года) из областного бюджета и 45 млн. руб. - из федерального (из них капиталовложений соответственно 338 и 40 млн. руб.). Для сравнения в 1998 году на финансирование РЦП из бюджета области было выделено всего 185 млн. руб., из них капиталовложения составили ПО тыс. руб. Суммы, выделенные из федерального бюджета на реализацию РЦП в Тульской области также сопоставимы с 2-3-х летней суммой денежных средств, выделяемых из федерального бюджета на финансирования РЦП в Тульской области. Надежды на то, что приостановленные в связи с нехваткой бюджетных средств программы будут в дальнейшем завершены, а объекты, на строительство которых выделена трехкратная сумма годовых капиталовложений, будут введены в эксплуатацию, мало. Приходится констатировать, что в результате сложившейся практики принятия и финансирования долгосрочных программ, реализовы-вать которые в дальнейшем область не имеет возможности, оказалась затраченной напрасно сумма, которой бы хватило на двухлетнее финансирование РЦП.

Остальные программы были профинансированы частично. Финансирование половины из них составило менее 50% предусмотренного. Анализируя информацию о финансировании реализуемых РЦП в Тульской области в 1995-1997 годах (приложения 1 и 2), можно сделать вывод, что ситуация с их исполнением неуклонно ухудшается. Ежегодно сокращается объемы финансирования, фактическое финансирование существенно ниже предусмотренного. Это наглядно иллюстрирует график на рис. 2.1. Например, в 1997 году фактический объем финансирования реализуемых РЦП составил 67% от предусмотренного, программы «Развитие здравоохранения Тульской области» - 36% от предусмотренного, программы «Дети Чернобыля» - 23%, Областной целевой программы научно-технических работ - всего 13%). Как отмечалось автором в статье «Расстановка приоритетов при финансировании региональных программ», частичное финансирование «с точки зрения бюджетной эффективности не является целесообразным, поскольку удлиняет сроки реализации программ и как следствие, оттягивает срок возврата вложенных средств, в несколько раз снижая величину бюджетного эффекта» [131, с. 170].

Основные направления совершенствования процесса формирования портфеля региональных целевых программ

Ограниченность бюджетных ресурсов требует максимального повышения эффективности их использования при реализации региональной политики. Продолжающийся спад производства, растущая безработица, ухудшение социального положения, наличие проблемных районов в регионе, необходимость сохранения и повышения научно-технического и производственного потенциала - все это резко актуализирует задачу сосредоточения ресурсов на наиболее важных и значимых для региона направлениях. В сложившейся ситуации необходимо кардинально изменить подход к программно-целевому управлению на уровне региона. Для того, чтобы программно-целевой метод стал эффективным инструментом управления региональной экономикой, необходимо серьезно подойти к формированию портфеля РЦП.

Одним из необходимых, хотя довольно тяжелых шагов, по мнению автора, должен стать анализ уже реализуемых и приостановленных программ. Их одновременная реализация при существующем положении с областным бюджетом невозможна, следовательно неизбежно встает вопрос о сокращении количества реализуемых программ. К этой задаче необходимо подойти с максимальной ответственностью, чтобы не ухудшить и без того сложную обстановку. Не вызывает сомнений тот факт, что решение вопроса реализовывать или приостановить программу будет зависеть от приоритетности программы. Но, автор считает, что здесь необходимо также учесть, в каком состоянии находится реализация программы - реализуется, приостановлена или отложена.

Если РЦП отложена до начала реализации, то принимать ее к финансированию можно только в случае ее исключительной важности. Тот же подход необходимо применять и при разработке новых РЦП. Особую осторожность следует проявлять с РЦП, требующими высоких капиталовложений, и начинать новое строительство только в случае абсолютной уверенности в продолжении финансирования на последующие годы.

Программы, которые уже финансировались, но затем были приостановлены, необходимо проанализировать с точки зрения приоритетности, возможности получения отдачи от уже вложенных средств, увеличения проектно-сметной стоимости объектов незавершенного строительства в связи с выросшими сроками. (По оценке зарубежных фирм, сокращение сроков строительства объекта всего на один месяц может привести к экономии, равной 4-6% сметной стоимости [60]). Здесь необходимо найти возможность довести до конца программы, на которые уже были выделены крупные капиталовложения. Финансирование программ, которые не предусматривали капиталовложений, и которые могут принести эффект от уже вложенных затрат без дальнейшего финансирования можно завершить или отложить дальше в зависимости от ее приоритетности.

Реализуемые в настоящее время программы следует продолжать, в случае если на них уже выделены крупные капиталовложения. Если программа может принести эффект в случае частичного выполнения мероприятий, может рассматриваться вопрос о ее приостановке или частичном финансировании, но при условии, что это не приведет к отрицательным последствиям. Здесь также необходима тщательная оценка приоритетности программы.

Как автором уже было отмечено, частичное финансирование ведет к снижению эффективности реализуемых программ. Поэтому, формировать портфель РЦП следует таким образом, чтобы максимально снизить вероятность возникновения в будущем ситуации, когда финансирование программ придется осуществлять не в полном объеме. Но если избежать сокращения финансирования все-таки не удается, в этом случае следует прибегать не к простому секвестру, как это имеет место в настоящее время, а к более сложному и обоснованному пересмотру комплекса программных мероприятий (изменение срока и последовательности их проведения, корректировка содержания и сроков реализации соответствующих задач и т.п.). В настоящее время разработчики не решают вопросы о том, как изменятся структура и набор программных мероприятий, их приоритетность и количественные параметры, в случае неполного финансирования программы. Тем не менее, нынешняя ситуация требует предусмотреть такие варианты еще в фазе разработки программ.

При формировании портфеля РЦП необходимо сочетать политику поддержания социально-экономического положения области на достигнутом уровне и политику ее развития. Это означает, что в портфеле РЦП должны присутствовать и научно-технические и инвестиционные, и производственно-технические программы. Но здесь возникают сложности при определении приоритетности разных по функциональной направленности проблем.

Чтобы избежать необходимости сравнивать совершенно несопоставимые по функциональной направленности проблемы, автор предлагает сначала, исходя из приоритетов социально-экономического развития области, распределить имеющиеся в наличии ресурсы между функциональными группами территориальных проблем, затем, зная, какая сумма того или иного ресурса приходится на обеспечение каждой функциональной группы территориальных проблем, выбрать в каждой группе наиболее приоритетные проблемы. В результате, в портфель будут включены те программы, которые наиболее эффективно решают стоящие перед областью задачи.

Похожие диссертации на Общественно-литературная борьба во Франции в период IV Республики. ("Толстые" журналы литература, идеология, политика)