Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Политическая пресс-фотография в информационно-аналитическом еженедельном журнале (Социальные факторы восприятия) Артёмова Мария Георгиевна

Политическая пресс-фотография в информационно-аналитическом еженедельном журнале (Социальные факторы восприятия)
<
Политическая пресс-фотография в информационно-аналитическом еженедельном журнале (Социальные факторы восприятия) Политическая пресс-фотография в информационно-аналитическом еженедельном журнале (Социальные факторы восприятия) Политическая пресс-фотография в информационно-аналитическом еженедельном журнале (Социальные факторы восприятия) Политическая пресс-фотография в информационно-аналитическом еженедельном журнале (Социальные факторы восприятия) Политическая пресс-фотография в информационно-аналитическом еженедельном журнале (Социальные факторы восприятия) Политическая пресс-фотография в информационно-аналитическом еженедельном журнале (Социальные факторы восприятия) Политическая пресс-фотография в информационно-аналитическом еженедельном журнале (Социальные факторы восприятия) Политическая пресс-фотография в информационно-аналитическом еженедельном журнале (Социальные факторы восприятия) Политическая пресс-фотография в информационно-аналитическом еженедельном журнале (Социальные факторы восприятия) Политическая пресс-фотография в информационно-аналитическом еженедельном журнале (Социальные факторы восприятия) Политическая пресс-фотография в информационно-аналитическом еженедельном журнале (Социальные факторы восприятия) Политическая пресс-фотография в информационно-аналитическом еженедельном журнале (Социальные факторы восприятия)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Артёмова Мария Георгиевна. Политическая пресс-фотография в информационно-аналитическом еженедельном журнале (Социальные факторы восприятия) : Дис. ... канд. полит. наук : 10.01.10 : Санкт-Петербург, 2004 173 c. РГБ ОД, 61:04-23/269

Содержание к диссертации

Введение

Глава I: Политическая пресс-фотография как объект социально-политического исследования

1.1. Понятие и социальная специфика политической пресс-фотографии ...20

1.2. Политическая пресс-фотография в графической модели информационно-аналитического еженедельного журнала 39

1.3. Особенности подачи иллюстративного материала в журнале «Коммерсантъ-Власть» 67

Глава II: Социально-демографическая обусловленность восприятия политической пресс-фотографии в информационно-аналитическом еженедельном журнале

2.1. Концепция и методы исследования социальных факторов восприятия политической пресс-фотографии 84

2.2. Демографический фактор в восприятии политической пресс-фотографии 93

2.3. Роль социальных характеристик аудитории в интерпретации политической пресс-фотографии 104

Глава III: Политическая пресс-фотография и аудитория: аспекты взаимодействия

3.1. Особенности аудитории информационно-аналитического еженедельного журнала «Коммерсантъ-Власть» 110

3.2. Взаимосвязь социальных факторов восприятия политической пресс-фотографии 119

Заключение 129

Библиография 137

Приложение 1 157

Приложение 2 171

Введение к работе

Исследователи, работающие в области политической науки, подчёркивают глубокую, органичную связь политики как вида человеческой деятельности и формы общественного сознания с коммуникацией, опосредующей эту деятельность. Политика не существует вне человеческой деятельности, различных способов взаимодействия её носителей, вне коммуникационных процессов, связывающих и направляющих общественно-политическую жизнь. С помощью политической коммуникации разворачивается логическая последовательность политических событий, создаётся их сюжетная линия. Французский социолог Р.-Ж. Шварценберг определил политическую коммуникацию как непрерывный процесс обмена информацией, осуществляющийся как между индивидами, так и между управляющими и управляемыми с целью достижения согласия1. Подобную идею приводит в своих работах и немецкий философ Ю. Хабермас2. Франкфуртская школа (Адорно - Хоркхаймер) и структурный функционализм подчёркивают важную роль средств массовой коммуникации в поддержке существующего политического и социального порядка3. Политическая коммуникация выступает своеобразным социально-информационным полем политики4. Таким образом, политическую коммуникацию можно охарактеризовать как процесс обмена информацией между политическими акторами, различными элементами политической системы, путём формальных и неформальных взаимодействий.

Обмен информацией между управляемыми и управляющими, политической системой и средой является важной составляющей в процессе политической коммуникации. От особенностей коммуникационного процесса во многом

1 Шварценберг Р.-Ж. Политическая социология. М., 1992, Ч. 1. С. 174.

2 Habermas J. Theorie des Kommunikativen Handelns. Frankfurt a. M.f 1985. Bd. 1. Handlungsrationalitat und gezel-
schaftliche Rationalisierang.

3 См.: Хоркхаймер Макс, Адорно Теодор В. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. М.; СПб., 1997.

4 Березин В.М. Политическая коммуникация в современных российских СМИ // Вестник Московского универ
ситета. Сер. X. Журналистика. 2003. № 1. С. 101.

зависит эффективность политической системы, её возможность реагировать на внешние воздействия5.

Исследователи выделяют несколько форм политической коммуникации: коммуникативное воздействие через неформальные контакты (межличностная неформальная политическая коммуникация); коммуникативное воздействие через общественно-политические организации, объединения и институты (устная, письменная агитация и пропаганда); коммуникативное воздействие через электронные и печатные средства массовой информации. В настоящее время активно развивается журнальная периодика, учитывающая в направлениях формирования своих типологических групп образовательные, профессиональные, возрастные и другие интересы аудитории. Среди возникающих журналов особое место занимают информационно-аналитические еженедельники, целевой задачей которых является анализ политэкономических процессов в стране. Они находятся в числе тех авторитетных изданий, которые оказывают влияние на формируемую СМИ «картину мира»6.

Образование новых социальных институтов, создание партий, общественных движений, постоянные выборы и перевыборы, непрекращающиеся вооруженные конфликты внутри страны и на всём постсоветском пространстве, процессы, происходящие в политической, экономической и социальной сферах, - всё это требует освещения и разъяснения. Средства массовой информации (СМИ) как форма политической коммуникации в данной ситуации исполняют в обществе роль своеобразного маяка в море политических, экономических и социальных перипетий. С одной стороны, визуализируя безликую информацию в фото- или видеоизображениях конкретных событий и действующих лиц (через пресс-фотографию или телевизионное вещание), они образуют некую эмпирическую базу для аудитории, ориентируя её в постоянно обновляющейся политической структуре общества, являясь своеобразным «двигателем» самих поли-

Анохина Н.В., Малаканова О.А. Политическая коммуникация // Политический процесс: основные аспекты и способы анализа / Под. Ред. Мелешкиной Е.Ю. М., 2001. С. 215. 6 Шостак М.И. Журналы России // Вестник Московского университета. Сер. X. Журналистика. 2003. № 2. С.58.

тических институтов, обеспечивая их публичное существование, общественное узнавание. С другой стороны, СМИ участвуют в осуществлении различных функций этой системы: выявлении и согласовании социальных интересов, принятии и реализации решений и так далее. СМИ как форма политической коммуникации влияют на становление личности в её гражданском статусе. Они участвуют в её политической социализации7.

Массовая коммуникация называется таковой в силу того, что она обеспечивает общение между индивидами как носителями социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или какой-либо общности, совокупности людей, обладающих общими социальными признаками. Целостность системы СМИ достигается путём их взаимодействия с окружающей действительностью, экономическими, политическими, духовными условиями, в которых они функционируют. Такая коммуникативная система способна обеспечивать обмен информацией: между отдельными личностями в плане общения; между субъектами общественных отношений, политических, правовых, нравственных и других в плане информирования, воспитания, образования, управления; между субъектами духовной, духовно-практической и практической деятельности в политических, правовых, образовательных, художественных и других коммуникациях; между поколениями в плане социализации и так далее. И целостность подобной системы может нарушиться, например, если информационные потребности общества удовлетворяются не в полной мере, когда различные социальные субъекты имеют разные возможности доступа к массовой информации или если у этих субъектов не равные возможности в распространении информации, своих взглядов.

В современных условиях рассмотрение СМИ как формы политической коммуникации приобретает особое значение. Тем не менее, существуют определённые пробелы в изучении некоторых аспектов этой сферы человеческой деятельности.

Шестопал Е.Б. Психологический профиль российской политики 1990-х. Теоретические и прикладные проблемы политической психологии. М., 2000. С. 181.

Так, в связи со всё большей визуализацией мира, интенсификацией деятельности аудиовизуальных СМИ, увеличением объёма изобразительного материала в печатной периодике в нашей жизни ещё большее значение получает визуальное восприятие образов окружающего мира. Визуальные образы наравне с эмоциями, стереотипами, то есть со способами прямого воздействия на психику, сферу бессознательного и сознание занимают важное место в политической коммуникации, в системе средств воздействия на массы. Особенно во время выборных кампаний. Приоритет визуально-образного воздействия на электорат был определён ещё в 50-х - 60-х годах XX века. Теоретики массовой коммуникации, разрабатывая основы теории, кроме всего прочего ставили перед собой задачу изучения направлений и методов, условий и результатов воздействия образов, стереотипов, идей, мнений на политические взгляды аудитории, потребляющей массовую информацию. Особенно широко подобные исследования развернулись в период массового распространения радиовещания и телевидения, прежде всего в США.

В России подобные проблемы изучались не столь систематически. Были исследования телевизионной аудитории, например, ещё в 1970-х годах в рамках проекта «Общественное мнение», выполненного в Таганроге, когда Т.М. Дрид-зе впервые выявила феномен непонимания аудиторией целей и мотивов телекоммуникатора. Сегодня в России социологи повсеместно фиксируют этот факт. Были и другие исследования визуальной информации, в основном посвященные телевидению и его аудитории (пресс-фотография в этих проектах не фигурировала), в частности, в рамках научно-исследовательской программы

РАО «Социология образования» , где свою доказательную базу нашло известное утверждение, что технические усовершенствования, в принципе направленные на служение обществу, нередко оборачиваются против него9. Этой же участи не удалось избежать знаковой коммуникации, знаки нередко использовали для дезинформации. Слово, некогда выступавшее прообразом честности,

1 ФенькоА. Жертвы телевизора // Власть. № 14, И апреля 2000, С. 49-51. 9Лотман ЮМ. Об искусстве. СПб., 2000. С. 296.

со временем тоже стало восприниматься и как синоним лжи. Был «текст правдивый» и «текст ложный»: история — миф, документ — поэзия. Во второй половине XVIII века символом достоверности стал газетный репортаж, в XIX — фотография - «как сама жизнь в своей реальности и подлинности»10.

Вера зрителя в достоверность фотографии, даже при безусловном знании её искажающих возможностей, делает её, с одной стороны, чрезвычайно информативной и привлекательной для массовой аудитории, с другой стороны, фотография в прессе выступает не только как способ распространения информации, но и как инструмент, воздействующий на сознание и поведение людей.

Особенно это справедливо по отношению к пресс-фотографии как элементу средств массовой информации, являющихся формой политической коммуникации, осуществляемой между коммуникатором (печатное СМИ, опубликовавшее снимок, редактор, сам автор и так далее) и реципиентом (читателем-зрителем). В модели «коммуникатор, передающий информацию (информация -пресс-фотография и т. д.) — реципиент, принимающий информацию» каждый индивид обладает своим объёмом памяти, каждый человек принадлежит к определённым социально-демографическим группам (половым, возрастным, профессиональным, образовательным и так далее). Этот факт оказывает немалое влияние на характер восприятия вообще и пресс-фотографии, прежде всего, политической, в частности.

Термин — «политическая пресс-фотография», вызван к жизни тематической окраской и пространством, в которое помещена фотография, контекстом. Политическая пресс-фотография специфическими изобразительными средствами отражает многообразие процесса реализации власти: деятельность властных органов, собрания, митинги, демонстрации, встречи руководителей государства и политических партий с рядовыми гражданами; избирательные кампании, акции протеста, вооружённые конфликты и так далее. Это неотъемлемый и важный элемент во взаимодействии массовой аудитории и СМИ в ка-

ЛотманЮМ. Указ. соч. С. 297.

честве одной из форм политической коммуникации, во взаимодействии власти, политиков и общества.

Рассмотрение проблемы функционирования политической пресс-фотографии и социальной обусловленности её восприятия направлено, во-первых, на то, чтобы глубже изучить и понять роль социального в восприятии и усвоении политической информации посредством фотографии в СМИ, и, во-вторых, на то, чтобы определить роль самой политической пресс-фотографии в формировании визуальных предпочтений людей. Это необходимо для прогнозирования реакции аудитории СМИ, что может сделать более предсказуемым формирование этой аудитории (следовательно, творческую деятельность журналов, газет и так далее) и публичное существование самих политических институтов. Ведь для диалога необходимо не только наличие участников, но и их взаимная заинтересованность в сообщении, в получении информации, в знании и взаимопонимании.

Объектом данного исследования является политическая пресс-фотография в информационно-аналитическом еженедельном журнале.

Предметом исследования выступают социальные факторы, непосредственно влияющие на процесс восприятия аудиторией политической пресс-фотографии.

Цель настоящей работы состоит в выявлении особенностей социальной детерминации восприятия аудиторией политической пресс-фотографии.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  1. определить место и роль политической пресс-фотографии в политической коммуникации и в структуре информационно-аналитического еженедельного журнала;

  2. проследить эволюцию политической пресс-фотографии в целом, выявить её особенности и виды (жанры);

  3. разработать концепцию изучения социальных факторов восприятия политической пресс-фотографии;

  1. обосновать методы изучения социальных факторов восприятия политической пресс-фотографии;

  2. выявить совокупность факторов, оказывающих непосредственное воздействие на восприятие политической пресс-фотографии, на основе применения различных эмпирических методов сбора и обработки данных;

  3. проанализировать специфику влияния отдельных факторов на восприятие политической пресс-фотографии;

  4. определить взаимосвязь и степень влияния различных факторов на восприятие политической пресс-фотографии.

Эмпирической базой исследования послужила политическая пресс-фотография в российском информационно-аналитическом еженедельном журнале. Этот тип издания возник сравнительно недавно. В последние десятилетия XX века типологическая структура газетно-журнальной периодики пережила кардинальные изменения, прежде всего обусловленные социально-политическими преобразованиями в стране. Зарождение и становление информационно-аналитических еженедельных журналов происходило в 90-е годы XX века, активное развитие связано с началом XXI века. Так, «Коммерсант -Weekly» появился в 1989, «Деньги» - в 1994, «Эксперт» - в 1995, «Итоги» - в 1996, «Профиль» - в 1996, «Коммерсантъ-Власть» - в 1997 и «Компания» - в 1998.

Информационно-аналитические еженедельные журналы от других форм российской журнальной периодики отличает оперативный анализ актуальных тем политики и экономики. Появление информационно-аналитических еженедельников в России закономерно, так как за последнее десятилетие в обществе повысился интерес к информации аналитического характера, способной пролить свет на происходящие вокруг радикальные перемены. Становятся популярными аналитические теле- и радиопередачи. Растёт необходимость оценок и мнений экспертов. Информационно-аналитические журналы предоставляют своим читателям подобную практически значимую аналитическую информацию. Они формируют представления о политике, новых общественных отно-

шениях, рынке. Актуальный анализ различных сфер политики, экономики позволил этим журналам найти свою нишу на информационном рынке и сформировать свою аудиторию из граждански активных слоев населения11.

Больше десяти лет этот тип журнала успешно существует в условиях жёсткой конкуренции. Но не только спрос на аналитическую информацию способствовал такому успеху. Процесс демократизации, с одной стороны, основательно модернизировал политику и экономику, с другой, открыл их для публичных дискуссий. Открытость основных сфер общественной жизни поддерживается информационно-аналитическими еженедельными журналами. Их активное развитие возможно и благодаря высокому качеству информационного продукта, выпускаемого ими. Отчего проблема оптимального восприятия журналистских текстов, в том числе и изобразительного характера, приобретает особую актуальность, которая по своей сути двойственна. С одной стороны, это актуальность политического свойства - политическая пресс-фотография есть элемент политики, поэтому важно понимать, как она интерпретируется в обществе; с другой — предмет журналистского творчества, который следует рассматривать с точки зрения эффективности журналистской деятельности.

Оптимальность восприятия пресс-фотографии реципиентом может быть снижена за счёт определённых помех при приёме сообщения, даже такого доступного, как фотография. Среди них - плохое типографское исполнение в целом печатной периодики, замысловатая конфигурация, неудачное расположение снимка на полосе. Так, иллюстрация, опубликованная в газете, за счёт особенностей полиграфической техники теряет от 10 до 15% своего качества. Поэтому для исследования среди периодических изданий был избран журнал, являющийся для нас наиболее подходящим по своим параметрам: высококачественная полиграфия, оптимальная для восприятия аудиторией развёрстка фотографического материала, продуманное соотношение пресс-фотографии с другими (текстовыми и иллюстративными) элементами на полосе.

Теплова Л.А. Типология информационно-аналитических еженедельных журналов. Автореферат дис. на соиск. уч. степени канд. филол. наук. М, 2002. С. 3.

Несмотря на устойчивые позиции информационно-аналитических еженедельных журналов на информационном рынке, степень изученности этой типологической группы мала. Изучение ведут центры, специализирующиеся на рек-ламном аудите , и маркетинговые службы редакций в основном с целью выяснения потребительских возможностей аудитории. Ориентируются они прежде всего на рекламодателей, поведение же аудитории, связанное с её интересами и ожиданиями, в этих исследованиях затрагивается лишь отчасти. Сам журнал как тип издания тоже изучен недостаточно, и это несмотря на интерес исследователей к проблемам функционирования журнальных изданий вообще (см. на-пример работы А.И. Акопова, А.Г. Бочарова, М.И. Шостак ) и информационно-аналитических еженедельников в частности (аналитический способ отображения действительности в СМИ рассматривается, например, в трудах А.А. Тер-тычного14 и в некоторой степени у зарубежных исследователей печати и изданий формата news magazine). В конечном результате информационно-аналитические еженедельные журналы ни теоретиками журналистики, ни коммерческими исследовательскими службами в достаточной мере не изучены, не говоря уж о месте пресс-фотографии в данной типологической группе.

Временной отрезок был взят таким образом, чтобы выявить особенности отношения населения к политической пресс-фотографии в период смены власти (в 1999 году избрана новая Государственная дума, а в 2000 - новый Президент России). Именно в периоды российских избирательных кампаний сообщения СМИ особенно противоречивы и ярко выражают как свои позитивные, так и негативные качества: одни данные не стыкуются с другими, замалчивается невыигрышная для кого-то информация, активно показывают одни фигуры и умалчивают о других.

Проблема восприятия визуальных образов разрабатывалась в нашей стране, но изучением восприятия именно политической фотографии в прессе, в ме-

12 Среди них наиболее известны «Gallap Media» и «Комкон-2», где на сегодняшний день ведётся достаточно
систематическое изучение современных СМИ.

13 См. например: Акопов А.И. Методика типологического исследования периодических изданий. Иркутск, 1985;
Шостак М.И Еженедельник как тип издания. M., 1986 и т. д.

14 Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. M., 1998.

диа-пространстве России до сих пор не занимались. Есть работы по политической рекламе и политическому имиджу, по восприятию самих политиков и по восприятию отдельных визуальных образов, по фотографии в системе средств массовой информации15. Каждая работа в большей или меньшей степени касается интересующего нас вопроса, но ни одно из известных нам исследований непосредственно нашу тему не рассматривает и не раскрывает.

Данная работа является одной из первых попыток изучения политической пресс-фотографии в аспекте социальных факторов её восприятия. Предложен авторский подход к исследованию политической фотографии в СМИ, который позволяет сделать выводы относительно совокупности социальных факторов восприятия.

Теоретическую основу составили работы по проблемам массовой коммуникации и журналистики, анализирующие психологические основы создания текстов и их восприятие (Н. Бухарцев, Е. Пронин, Л. Реснянская, Л. Свитич, М. Стюфляева, А. Ширяева, М. Шкондин, И. Фомичева и др.); приняты во внимание труды, рассматривающие текст как основной элемент массовых информационных процессов, в частности работы о понимании текстов (А. Лурия, Б. Мисонжников, Е. Шуваринова и др.); изучены работы из области политической психологии (К. Гаджиев, А. Панарин, Е. Шестопал, А. Юрьев)16; важными для

Бальтерманц ИД Специфика содержания и формы фотожурналистики. М., 1976; Бережина О.В. Социально-психологические технологии создания политического имиджа. СПб., 1997; Борее В.Ю. Фотография в структуре массовой коммуникации. Вильнюс, 1986; Восприятие и изображение. М., 1963; Демидов В.Е. Сущность рекламы и психология её восприятия. М., 1984; Дубов И.Г., Пантелеев СР. Восприятие личности политического лидера. // Психологический журнал. Т. 13. №6. 1992; Дудников В.М. Журналистская фотография как средство пропагандистского воздействия на массовую аудиторию. Автореф. дис. на соиск. уч. степени канд. филол. Наук. М., 1987; Нестерова СВ., Сибирко ВТ. Восприятие политических лидеров и отношение к демократии: некоторые особенности сознания россиян // ПОЛИС. 1997, №6; Политическая реклама. М., 1999; Политическая реклама как явление современной журналистики // Российская журналистика: смена приоритетов. Материалы научно-практической конференции. Саратов, 1995; Политический имидж в избирательной кампании // Технологии избирательных кампаний: Зарубежный и отечественный опыт. М., 1993; Семёнов В.Е. Социальная психология искусства: предмет, концепция, проблемы. СПб., 1996 и другие.

16 Богомолов Ю. Война метафор. Вожди, массы, ТВ в фольклорно-мифологическом пространстве // Журналист. 1995. №1. С. 16-22; В поисках своего лица: общероссийская пресса на информационном рынке / Под ред. Л.Л. Реснянской, И.Д. Фомичевой. М., 1998; Горохов В.М. СМИ в системе политических коммуникаций // Концепция современной политологии: (Введение). - М., 1993. С.23; Голан А. Миф и символ. М., 1992; Гринберг Т. Э. Политический портрет в системе рекламы // Вестник Московского университета. Сер. X. С. 28-37; Давыдов Л. В. Роль прессы в формировании нового политического дискурса в посткоммунистической Европе // Журналистика - XX век: эволюция и проблемы: Тезисы междунар. научн.-практ. конференции 24-25 апреля. СПб., 1996; Дзялошинский ИМ. Российские СМИ в избирательной кампании: уроки эффективности. М., 1996; Дзялошин-ский ИМ. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. М., 1996; Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 1990; Егорова-Гантман Е. Политиками не рождаются: как стать и остать-

нас явились работы теоретиков журналистики, занимающихся исследованиями проблем типологии изданий: А. Алексеева, А. Бочарова, Б. Есина, Е. Корнилова, Э. Лазаревич, Е. Прохорова, М. Шкондина и др.

Следует заметить, что в связи с тем, что данная тема долгое время находилась на периферии исследовательского интереса, автор в ряде случаев сознательно использует источники, написанные ещё в советский период: тогда эта проблематика находилась в фокусе внимания исследователей политической журналистики.

Концептуальное значение для данного исследования имели работы Л. Доценко, Г. Шиллера, В. Кузина. Привлекались труды по истории и теории фотографии, по проблемам документальных и образных средств публицистики, о роли и специфики документальной фотографии в современной прессе, среди авторов - В. Борев, А. Вартанов, Б. Головко, А. Горслей-Гинтон, С. Дауговиш,

ся эффективным политическим лидером. В 2 т. М., 1993; Засурский И. Политики, деньги и пресса в современной России // Социс. 1996. № 4; Зимичев A.M. Психология политической борьбы. СПб., 1993; Информационная война как тип политической кампании // Журналистика в 1998 году. Тезисы научн.-практ. конф. 4.1. М., 1999; Качкаева А. Российские империи СМИ // Журналист. 1998. Июнь, (данные на сервере «Свобода»); Киселев И. Ю. Социально-психологические аспекты функционирования политической элиты. Особенности воспроизводства и практика властвования. Ярославль, 1995; Корконосенко С. Г. Политические роли российской журналистики // Журналистика - XX век: эволюция и проблемы: Тезисы научн.-практ. конф. 24, 25 апреля 1996 г. СПб., 1996; Красовский Б. Имидж политика // Журналист. 1996. №10; Кузин В. И. Кризис доверия к власти и взаимоотношения политиков и журналистов // Там же С. 37; Кузин И.В. Сенсатор - новый тип журналиста в информационном обществе // Журналистика и социология-97. Журналист: личность, должность и долг / Ред.-сост. С.Г. Корконосенко. СПб., 1998; Ламберт Э.Б. Приверженность журналистскому долгу. Об этическом подходе в журналистской профессии. М, 1998; Логос. Общество. Знак / Отв. ред. Б.Я. Мисонжников. СПб., 1997; Мельник Г. С. Политический маркетинг в журналистике и выборы // Вестник Санкт-Петерб. университета. Сер. История. Язык. Литературоведение. 1997. № 1; Мигдисова С. Страсти и пристрастия. Вклад столичных СМИ в предвыборный марафон // Журналист на выборах. М., 1996; Мисонжников Б.Я. Журналистский текст как средство коммуникации // Социальное функционирование журналистики / Под ред. С.Г. Корконосенко. СПб., 1994; Музалев В., Незамов В. Средства массовой информации как орудие политики // Власть. 1997. №12; Основы информационной культуры / Отв. ред. С.В.Смирнова СПб., 1998; Основы творческой деятельности журналиста / Под ред. Корконосенко С.Г. СПб., 2000; Профессиональная этика журналистов: в 2 т. Документы и справочные материалы. -М., 1999; Почепцов Г.Г. Имиджмейкер. Паблик рилейшнз для политиков и бизнесменов. Киев, 1995; Рагозина Е. «Политический имидж продается не хуже йогуртов» // ПР-диалог. 1999. № 5. С.36-38; Сидоров В.А. Социальный факт и его значение в журналистике // Журналистика и социология-97. Журналист: личность, должность и долг/ Ред.-сост. С.Г. Корконосенко. СПб., 1998; Современная периодическая печать в контексте коммуникативных процессов / Под ред. Б.Я. Мисонжникова. СПб., 1997; Социология журналистики / Под ред. С.Г. Корконосенко. М., 1998; СМИ и власть I «Круглый стол» // Невский наблюдатель. 1997. №1; Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. М., 1998; Чичановский А. А. Взаимодействие средств массовой информации и властных структур в условиях модернизации российского общества (политологический анализ). Автореф. докт. дис. М., 1995; Чумиков А. Креативные технологии паблик рилейшнз. М., 1998; Шампань П. Двойная зависимость. Несколько замечаний по поводу соотношения между полями политики, экономики, журналистики // Socio-Logos,96. Альманах французско-росс. Центра соц. исследований ин-та социологии РАН. М., 1996; Шостром Э. Человек-манипулятор: Пер с анг. Мн., 1992; Шестопал Е. Б. Образ власти: желания и реальность // Полис. 1995. № 4; Шишкина М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. СПб., 1999; Юрьев А. Классификация партий по их политической аргументации // Власть. 1997. №7.

Ю. Матвеев, С. Морозов, В. Никитин, Г. Пондопуло, В. Стигнеев, Э. Эйнгорн и др. ; по проблемам функционирования СМИ - В. Ворошилов, Б. Есин, И. За-сурский, Я. Засурский, С. Корконосенко, Е. Корнилов, Б. Мисонжников, Е. Прохоров, В. Сидоров, С. Самолётов, Л. Федотова и др.18; а также работы по социологии и социальной психологии (по формированию общественного мнения и манипулированию сознанием), политологии (о месте и роли журналистики в обществе в политологическом аспекте), философии и культурологии - Р. Арнхейм, Р. Барт, Э. Берн, Н. Богомолова, Ж. Бодрийяр, М. Вершинин, Д. Гавра, К. Дойч, Б. Зильберт, А. Леонтьев, Ю. Лотман, Г. Мельник, М. Фуко, М. Хайдеггер, Й. Хёйзинга, Е. Шестопал, Ю. Шерковин и так далее19. В контексте данного исследования учитывались работы по проблемам социальных и поли-

Акчурин Д.Г. Документализм и изобразительно-выразительные средства фотожурналистики. М., 1983; Вартанов А.С. Фотография: документ и образ. М., 1983; Вартанов А.С. Образные ресурсы фотопублицистики. Ав-тореф. канд. дисс. М., 1989; Ворон Н.И. Жанры советской фотожурналистики. М., 1991; Волков-Ланит Л.Ф. Искусство фотопортрета. M., 1987; Головко Б.Н. Искусство пресс-фотографии. М., 1990; Горслей-Гинтон А. Ландшафтная фотография. М.,1908; Дауговиш С.Н. Введение в фотоэстетику. Рига, 1984; Миролюбива Г.А., Петрова Т.А. Русская фотография 1840-1910 гг. Л., 1991; Михалкович В. И. Изобразительный язык средств массовой коммуникации. М., 1986; Морозов С. А. Творческая фотография. М., 1986; Никитин В.А. Фотоочерк в советской прессе. Автореф. канд. дисс. Л., 1984; Никитин В.А. Рассказы о фотографах и фотографиях. Л., 1991; Пирожков А.Н. Фотомонтаж в советской прессе. (Некоторые вопросы теории жанра и публицистического мастерства). Автореф. канд. дисс. М., 1980; Пондопуло Г.К Кино и фотография в оценке западной эстетики и теории искусства. М., 1978; Стигнеев В.Т. Любительская фотография и фотолюбительское движение 60-70-х гг. как явление отечественной культуры. М., 1995; Стюфляева М.И. Образные ресурсы фотопублицистики. М., 1982; Черняков Б.И. Развитие культурно-исторических предпосылок иллюстрированной периодической печати. Киев, 1990; Эйнгорн Э. Основы фотографии. M., 1967 и другие.

18 Ворошилов В.В., Корконосенко С.Г. Право и этика СМИ. СПб., 1999; Есин Б.И. Русская газета и газетное дело
в России. М., 1981; Засурский И.И. Масс-медиа второй республики. М., 1999; Корконосенко С.Г. Основы теории
журналистики. СПб., 1995; Корнилов Е.А. Журналистика на рубеже тысячелетий. Ростов-на-Дону, 1999; Ми
сонжников Б.
Иллюстрирование как элемент текстообразования. // Невский наблюдатель. СПб., 1998. № 1 (3);
Прохоров ЕЛ. Журналистика и демократия. М., 2002; Федотова Л.Н. Массовая информация: стратегия произ
водства и тактика потребеления. М., 1996; Фирсов Б.М. Телевидение глазами социолога. М., 1971; Фирсов Б.М.
Пути развития средств массовой коммуникации. Л., 1977 и другие.

19 Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М., 1994; Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэти
ка. Пер. с фр. М., 1989; Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимотношений; Лю
ди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. СПб., 1992; Богомолова Н.Н. Соци
альная психология печати, радио и телевидения. М., 1991; Бодрийяр Ж. Система вещей. Пер. с англ. М., 1995;
Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. СПб., 2001; Галаганова С.Г. Поли
тика и массовая коммуникация // Современные социально-политические процессы и динамика массового соз
нания. М., 1992; Гринберг Т.Э. Политическая реклама: портрет лидера. М., 1995; Дойч К. Нервы управления.
Модель политической коммуникации. М., 1993; Зильберт Б.А. Социопсихологическое исследование текстов
ТВ, радио, газет. Саратов, 1986; Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М., 2000; Леонтьев А.А. Психолин
гвистические проблемы массовой коммуникации. М., 1974; Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб., 2000; Лотман
Ю.М.
Об искусстве. СПб., 2000; Мельник ГС. Mass media: психологические процессы и эффекты. СПб., 1996;
Политическое сознание: особенности и тенденции. М., 1991; Почепцов ГГ. Коммуникативные технологии два
дцатого века. М., 1999; Психолингвистические проблемы массовой коммуникации. М., 1974; Рощин С.К. Пси
хология и журналистика. M., 1989; Терин В.П. Массовая коммуникация. Социокультурные аспекты политиче
ского воздействия: исследование опыта Запада. М., 1999; Федякин И.А. Общественное сознание и массовая
коммуникация в буржуазном обществе. М., 1988; Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых ин
формационных процессов. М., 1973; Шестопал Е. Очерки политической психологии. Вып. 4. М., 1990; Шиллер
Г.
Манипуляторы сознанием. М., 1980 и другие.

тических установок, по вопросам сознания и социально-политической предрасположенности личности. Изучением социальных и политических установок занимались У. Томас, Ф. Знанецкий, Л. Терстоун, Д. Узнадзе, В. Ядов20 и др., об этом дискутировали последователи феноменологической социологии и символического интеракционизма П. Бергер, Т. Лукманн, А. Шюц и др.21.

Методологической основой диссертации являются фундаментальные отечественные и зарубежные исследования по теории и истории журналистики, теории коммуникаций, политологии, политической социологии, социальной психологии, философии, культурологии. Обращение к вышеуказанным наукам объясняется сложностью и неоднозначностью феномена политической пресс-фотографии. В исследовании использовались общенаучные принципы единства логического и исторического, системного и сравнительно-исторического анализа. В работе применён системный подход, позволяющий рассматривать пресс-фотографию как целостную систему, а также как подсистему общественных отношений и всей системы политической коммуникации и политических и социальных институтов в целом. Принцип историзма позволил выявить особенности появления политической пресс-фотографии в отечественной прессе, неразрывно связанные с политическими и социально-экономическими процессами, происходящими в мире. Важными для методологической основы исследования явились труды классиков политической науки У. Липпманна, П. Лазаре-фельда, Г. Лассуэлла, С. Липсета, А. Кэмпбелла, Л. Терстоуна и других .

Усложнение взаимосвязей СМИ с различными типами реальностей, областями теоретического и эмпирического познания выявили потребности в новых видах осмысления места и роли журналистики в жизни общества, что вы-

20 Thurstone L., Chave Е. The measurement of Attitudes. Chicago, 1929; Thomas W.J., Znaniecki E. The polish peasant
in Europe and America. Vol. 1. Cambridge, 1918; Томас У., Знанецкий Ф. Методологические заметки // Американ
ская социологическая мысль. М., 1994; Узнадзе Д.Н. Основные положения теории установки. М., 1961; Узнадзе
Д.Н.
Психологические исследования. М., 1966; Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения
личности // Методологические проблемы социальной психологии. Тбилиси, 1974 и другие.

21 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995; Шюц. А. Формирование понятия и
теории в общественных науках // Американская социологическая мысль. М., 1994 и другие.

22 Lippman W. Public Opinion. N. Y., 1922; Lippman W. The Public Philosophy. Boston, 1955; LazarsfeldP.F.. Merton
R.K.
Mass communication, popular taste and organized popular action II The communication of ideas. Ed. by L. Bry-
son. N. Y., 1948; Lipset S. Political Man. New York, 1960; Upset S.M. Politics and the social sciences. New York,

звало к жизни нетрадиционные для исследования журналистских реалий методы. Благодаря им обнаружилось множество новых явлений и характеристик, которые не вписываются в иерархию накопленных знаний о структурах, системах, формах и содержании функционирования журналистики. Одним из этих явлений явилась картина мира как совокупность знаний о реальности, предъявляемой социуму системой журналистики как феноменом информационного общества. Эта картина текущей действительности является информационным продуктом, создаваемым средствами массовой информации, но продуктом довольно независимым. Некой обобщённой системой «сверхзнания», где в доступной форме содержатся образы поведения, чувствования и мышления23. Она содержит большие возможности контроля над сознанием, психикой, эмоциональной сферой людей, закладывая в них алгоритмы оценок, поведения, ценностные фильтры24. Эта система обладает своим изобразительным языком - языком символов, представлений, образов, который с небывалой активностью используют современные СМИ. Общество постоянно является свидетелем появления новых языков - язык кино, язык телевидения, язык фотографии и так далее. И состав языков, существующих в активном поле, постоянно меняется. Переживают изменения иерархия и ценностная шкала элементов, входящих в не-го .

Политический язык и, в частности, язык политической пресс-фотографии (фотографии как своеобразного журналистского текста) тоже постепенно изменяется в соответствии с политическими, социальными, экономическими преобразованиями, превращаясь в некое подобие игры, со своими символами и знаками, героями и антигероями, правилами и законами. Эта игра идёт и в политическом пространстве между СМИ, обществом, политическими институтами и политиками. Полноправным участником этого действа может стать только тот,

1969; Липсет СМ. Политическая социология // Американская социология: Перспективы. Проблемы. Методы. Пер. с англ. М., 1972; Campbell A., Converse Р.Е., Miller W., Stokes D. The American voter. New York, 1960. 73 Мансурова В.Д. Журналистская картина мира как становление медиасобытий // Вестник Московского университета. Сер. X. Журналистика. 2002. № 6. С. 99.

24 Гордеева О.И. Политический имидж в избирательной кампании. Технология и организация выборных кампаний. Зарубежный и отечественный опыт. М., 1993. "Лотман ЮМ. Семиосфера. СПб., 2000. С. 251.

кто ориентируется во всех хитросплетениях его семиотического пространства. Из всего семиотического дискурса мы выбрали игру, так как нам кажется, что в контексте нашего исследования важен именно этот аспект. Мы анализируем игровое нововведённое проявление политической жизни на страницах информационно-аналитического еженедельника, в фотографическом и текстовом наполнении.

Методом исследования является как качественный анализ исследуемой политической пресс-фотографии, так и формализованное и неформализованное личное интервью, в ходе которого политические фотографии использовались в качестве «стимульного материала». С его помощью инициировалось проявление стереотипов восприятия визуальных образов политических деятелей и событий представителями различных социально-демографических групп. При разработке метода сбора и обработки информации использовался опыт изучения восприятия политической фотографии, накопленный на кафедре политических институтов и прикладных политических исследований философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета (руководитель проекта кандидат социологических наук Д.А. Авдиенко).

За исследуемый период в информационно-аналитическом еженедельнике из двухсот фотографий с помощью экспертов (фотографов, журналистов, политологов, дизайнеров) было отобрано около ста объектов, характеризующих со-стояние современной российской политической жизни . Политика как власть, политика как личность, политика как событие, представленная в портретах известных политических деятелей, репортажных снимках демонстраций и митингов, - во всём, что так или иначе связано с политикой. Для исследования специально отбирались фотографии, вызывающие эмоционально дифференцированное отношение людей27.

26 См. приложение 1.

27 Отбор респондентов производился целенаправленно для максимальной репрезентации характеристик опро
шенных (пол, возраст, образование, тип занятости). В соответствии с последним параметром были опрошены
представители коммерческого сектора (предприниматели, работники торговли и бытового обслуживания) и
представители бюджетной сферы (культура, образование, наука, здравоохранение); студенты и пенсионеры.
Первые две группы относятся к занятому населению, две другие - к незанятому. Отбор этих групп обусловлен
тем, что у них предполагается наличие альтернативного отношения к одним и тем же фотографиям. Следует

В процессе обработки данных использовался факторный и кластерный анализы. Эти методы позволяют воспроизвести визуальные предпочтения различных групп населения и выявить воздействие социальных факторов (полового, возрастного, образовательного и статусного) на характер восприятия политической пресс-фотографии.

В эмпирическую базу исследования входят также данные опроса населения Санкт-Петербурга, проведённого автором самостоятельно в 2002 году28. Для вторичного анализа использовались данные, опубликованные в отечественных научных изданиях, а также данные зарубежных исследователей, так как целый ряд проблем исследуется в зарубежной литературе более подробно (источниками явились статистические и справочные данные, опубликованные в научных и справочных изданиях).

Научная новизна исследования:

  1. определена совокупность признаков политической пресс-фотографии;

  2. выявлены основные этапы становления и развития политической пресс-фотографии, выявлено её жанровое многообразие;

  3. показано место политической пресс-фотографии в композиционной модели информационно-аналитического еженедельного журнала;

  4. разработана концепция, позволяющая изучить соотношение влияния различных социальных факторов на восприятие аудиторией информационно-аналитических еженедельных журналов политической пресс-фотографии;

  5. определены особенности восприятия политической пресс-фотографии различными социально-демографическими группами;

  6. выявлена специфика и степень влияния отдельных социальных факторов (образование, пол, возраст, тип занятости) на восприятие политической пресс-фотографии.

подчеркнуть, что мы стремились репрезентировать зависимости между социальными характеристиками опрошенных и их отношением к политической фотографии, а не социально-демографическую структуру населения.

28 Исследование проведено автором в январе-апреле 2002 года по целевой выборке. Всего было опрошено сто представителей социально-профессиональных групп: предприниматели, работники торговли и сферы обслуживания, пенсионеры, студенты, преподаватели вузов, журналисты, дизайнеры. Целью исследования являлось выяснение особенностей восприятия политической пресс-фотографии различными группами населения.

Полученные в ходе исследования результаты могут быть полезными при проектировании новых изданий и для коррекции концепций уже существующих. Содержащиеся в работе положения могут быть использованы в процессе изучения средств массовой информации, для практического применения в печатной периодике бильдредакторами, репортёрами, для построения графических моделей изданий, рекомендаций по выбору определённого фотографического материала, построения визуальной концепции СМИ в целом.

Апробация работы. Основные положения работы были изложены в докладах на Международной научно-практической конференции «Средства массовой информации в современном мире» (1999 г., 2000 г., Санкт-Петербург), на шестом Всемирном Конгрессе исследований Центральной и Восточной Европы (29 июля - 3 августа 2000 г., Тампере, Финляндия), на научно-практических семинарах «Журналистика и социология», (СПбГУ, ф-т журналистики) 1999-2002 гг. Концепция и текст диссертации обсуждались на кафедре социологии журналистики факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии и приложений. В первой главе рассматриваются понятие и социальная специфика политической пресс-фотографии, её роль в графической модели информационно-аналитического еженедельного журнала и особенности подачи иллюстративного материала в журнале «Коммерсантъ-Власть». Во второй главе представлены концепция и основные методы исследования социальных факторов восприятия политической пресс-фотографии, проанализирована социально-демографическая обусловленность её восприятия. Третья глава посвящена взаимодействию политической пресс-фотографии и аудитории СМИ и взаимосвязи социальных факторов восприятия политической пресс-фотографии.

Понятие и социальная специфика политической пресс-фотографии

В настоящее время в науке само слово «фотография» имеет несколько значений: способ отражения действительности; отдельное произведение (фотоснимок в прессе); совокупность произведений фотографии, в той или иной сфере; сама деятельность фотографирования, которая может быть профессиональной или любительской29. Нас, в первую очередь, интересует результат профессиональной деятельности фоторепортёров, то есть - профессиональная фотография как способ отражения действительности на страницах печатных СМИ. Данное исследование основное внимание уделяет политической фотографии.

Политическая фотография - термин, вызванный к жизни тематической окраской (опубликованной в прессе фотографии) и пространством, в котором она помещена, следовательно, прежде чем сформулировать признаки политической фотографии, определим, что такое политика. Согласно одному из классических определений, политика - это «стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти»30. Политика представляет собой систему. Сам механизм её осуществления (политическая система) включает в себя нормативную часть - законы, традиции, ритуалы, политические принципы; институциональную часть - различные политические учреждения, партии, движения, объединения и др.; и, наконец, коммуникативную — процесс непосредственного взаимодействия людей в сфере власти, включающий в себя информационный обмен по поводу власти - сюда же входят СМИ, а также структуры (комиссии, консультации, комитеты, встречи и так далее).

Одной из важнейших составляющих функционирования политических акторов является политическая коммуникация, которая позволяет осуществлять взаимодействие политических интересов, и наполняет смыслом сам политический процесс. Она обеспечивает непрерывный обмен информацией между участниками политического процесса, который осуществляется посредством формальных и неформальных институтов: средства массовой информации; референдумы и выборы; государственные и гражданские структуры31. Политическая пресс-фотография - специфическими изобразительными средствами отражает процесс осуществления власти и взаимодействие населения с представителями власти: это деятельность органов власти, собрания, митинги, демонстрации, встречи руководителей государственных органов и политических партий с рядовыми гражданами; избирательные кампании, акции протеста, вооружённые конфликты и так далее. Направленность политической коммуникации может быть побудительной и прямо воздействовать на аудиторию, информативной и поставлять реальные или вымышленные сведения, и фактической, действовать через известия и сообщения, на которых основан контакт между субъектами политики. Таким образом, политическая коммуникация - это своеобразный вид политических отношений, посредством которых в политике регулируются производство и распространение социально-политических идей.

Сегодня коммуникация - один из постоянных объектов внимания и изучения. Выделяют несколько моделей политической коммуникации: семиотическую, архетипическую и мифологическую. Эти модели дают наиболее полное представление о методах и приёмах, которые используются в печатных и электронных средствах политической коммуникации. Именно от этих исторически сложившихся и теоретически обоснованных в двадцатом веке моделей берёт своё начало использование внешних, рассчитанных на эмоциональное воздействие, приёмов коммуникации32. Семиотика: жесты, мимика, вербальное и визуальное проявление речи, статичная и динамичная иконографика и значимость. Архетипика: стереотипы, существующие в подсознании индивида, сформировавшиеся исторически или генетически. Мифология: исторические, идеологические, художественные мифы. Эти модели наиболее эффективно влияют на сознание и поведение зрителя и читателя.

Взаимодействие средств массовой информации и массовой аудитории в качестве одной из форм политической коммуникации обладает своими функциями. Д. Макквейл выделяет такие их разновидности: информационную - информирование о событиях и условиях в стране и мире; корреляционную - интерпретация информационных сообщений, обеспечение поддержки господствующим нормам и властям, социализация, фиксация социальных статусов и приоритетов, достижения консенсуса; континуитивную — поддержание доминирующей культуры и социальных ценностей; развлекательную — обеспечение средств расслабления, смягчение социальной напряжённости; мобилизационную - проведение кампаний в поддержку тех или иных действий в политике (внутренней и внешней), экономики, трудовых отношений, религии. В основном мы согласны с этим, хотя, как нам кажется, политическая социализация, способствующая становлению необходимых норм политического поведения и политической деятельности, должна быть выделена из корреляционной в самостоятельную функцию.

На характер функционального содержания СМИ влияют социально-политические условия. Влияют они и на их типологическую структуру. В современных условиях мы наблюдаем типологическую дифференциацию СМИ, ориентированных на те или иные коммуникативные функции. К ним относятся средства массовой информации, которые способствуют функционированию и развитию: политических коммуникаций, представляющих собой общение между субъектами политических отношений в масштабе всего общества; производственных коммуникаций; рекламных коммуникаций; деловых коммуникаций; научных коммуникаций; художественных33. Большая часть политической периодики журнального типа держится в основном за счёт инвестиций и рекламы.

Политическая пресс-фотография в графической модели информационно-аналитического еженедельного журнала

Первый в мире информационно-аналитический еженедельник появился в Америке в 1923 году, когда Генри Люс и Брит Хэдден создали «Time». Они считали, что журналистика должна не только сообщать события, но и интерпретировать их, что журнал должен быть таким, чтобы гипотетический читатель - нью-йоркский маклер, живущий в пригороде, - успевал прочесть его от первой до последней страницы в поезде по дороге из дома и с работы80. Вслед за «Time» появились «Fortune» для бизнесменов с великолепной бумагой и фотографиями высшего качества и «Life», отличием последнего было подавляющее по отношению к тексту количество иллюстраций. К середине 1940-х годов Генри Люс стоял во главе крупнейшего издательского концерна в мире, а в 40-е-50-е годы империя Люса практически формировала общественное мнение в США. «Time» и сейчас является одним из ведущих еженедельников в Америке.

В России аналоги этой типологической группы существуют с 90-х годов XX века. Информационно-аналитический еженедельник объединяет в себе журнал и еженедельник. Его формат, периодичность и объём адекватны для решения главной задачи - оперативного актуального анализа наиболее значимых событий недели. Типологическая группа информационно-аналитических еженедельных журналов обладает общими (целевое назначение, особенности целевой аудитории, характер изложения, тираж, объём, место и время выхода) и профильными, характерными для каждого отдельного издания чертами (приоритетные для каждого издания аудитории, темы и сферы анализа). Особенности отражены и в соотношении объёмов аналитического и информационного материала, фотографии и текста.

Целевым назначением данной типологической группы является анализ политэкономических процессов в стране. Эта задача определяется стандартом, в котором работают издания этой группы — «журнал новостей» (news magazine), предполагающим анализ и обобщение в качестве главной цели и по большей части аналитический характер публикаций. «Итоги», «Коммерсантъ-Власть», «Эксперт», «Деньги», «Профиль» не просто информируют, они выявляют причинно-следственные связи, прогнозируют, вырабатывают рекомендации. Еженедельные журналы публикуют мнения экспертов в политике и экономике, внешней и внутренней, они освещают положение на финансовых и фондовых рынках, вопросы ценообразования и налогообложения. Каждый журнал обладает своим набором постоянных рубрик и тематических блоков. Ещё одна характерная черта - аналитические материалы, подводящие итоги года. Аналитический характер еженедельного журнала отражён в жанрах корреспонденции, комментария, статьи, обзора, интервью, рецензии. Если в материалах информационной направленности излагаются в основном факты, то аналитические публикации отличаются комплексным рассмотрением вопроса, выявлением причинно-следственных связей, прогнозами и выводами. Журналист выступает здесь не как хроникёр, а как исследователь, эксперт, помогающий аудитории разобраться в окружающей действительности. Кто-то из еженедельных журналов делает акцент на оперативном анализе, кто-то предпочитает углублённое изучение проблемы. Для изданий «Коммерсатнъ-Власть» и «Итоги» основополагающим является оперативный анализ событий за неделю, а для журнала «Эксперт» важнее всего фундаментальный макроэкономический и целевой анализ.

Характеру аудитории соответствует не только тема, но и объём издания: социально активным слоям населения важно иметь как можно более полную информацию обо всём, но времени на ознакомление с ней не так много, поэтому информация должна быть чётко структурирована и максимально сжата. В результате объём российского еженедельного журнала меньше толстого, но больше ежедневного издания, количество полос колеблется от 60 до 94, что позволяет дать максимально полное представление о ситуации в целом и одновременно не утомить читателя излишней детализацией и избыточностью материала. Тираж отечественных информационно-аналитических журналов колеблется от 50 до 85 тысяч.

Отличительной чертой информационно-аналитических еженедельных журналов стал и их авторский корпус, основу которого составляют не журналисты, а специалисты анализируемых областей: экономисты, политологи, искусствоведы, кинокритики. Эта типологическая группа впервые среди ненаучных и узкоспециальных изданий ввела такой набор авторов.

Ещё один важный аспект заключается в том, что эта типологическая группа рассчитана на достаточно широкую аудиторию интересующихся сферами политики и экономики, поэтому для еженедельных журналов так актуальна проблема популяризации специализированного политического и экономического языка. Журналисты стараются избегать узкоспециальной терминологии, длинных перечислений и сложных синтаксических конструкций, оставаясь при этом на высоком профессиональном уровне. Таким образом еженедельные журналы сочетают научный способ письма и популяризацию содержания.

Значительную роль в доступности изложения играет и иллюстративный материал . Современные СМИ с небывалой активностью используют изобразительные языки, увеличивая объём зрительной информации. Визуальная информация может взывать к разуму или механически апеллировать к различным стереотипам и поражать воображение больше, чем разум, или обращаться к подсознанию зрителя. В полноцветных качественных журналах визуальная информация сейчас играет едва ли не главную роль. В журнальной периодике применяют четыре вида изображений: графическое, полиграфическое, компьютерно-графическое и коллаж. К традиционной графике, как правило, обращаются для создания юмористического оттенка, придания сообщению оригинальности. Компьютерная графика содержит в себе неисчерпаемые возможности, но по утверждению исследователей печати, «основным видом в журналах остаётся фотография, которая доминирует как в количественном, так и качественном плане» . Используются такие свойства фотографии, как наглядность, образность, лёгкое и быстрое восприятие, способность фотодокумента эмоционально воздействовать на зрителя.

Из данной типологической ниши мы для более подробного анализа возьмём журнал «Коммерсантъ-Власть». Переименовавшись в 1997 году из «Коммерсантъ-Weekly» в «Коммерсантъ-Власть», этот журнал первоначально ориентировался на политическую элиту страны, но затем, мягко переходя к универсальному типу издания, сделал ставку на более широкую аудиторию.

Концепция и методы исследования социальных факторов восприятия политической пресс-фотографии

Россию конца двадцатого века характеризует «обвальное изменение смысловых горизонтов практик, стремительная политическая и экономическая трансформация, переструктурирование социального пространства, кризис культуры...»131. В таких условиях, когда коренным образом меняются традиционные взаимоотношения личности с социальной и политической структурой, неизбежно изменяются и схемы восприятия продукции этой самой структуры.

Традиционно при изучении восприятия визуальных образов (политическая пресс-фотография, реклама и др.) исследователей интересовали психологические аспекты данной проблемы (усиление воздействия на аудиторию, влияние СМИ и так далее). Исследования редко проникали в сферу социального, ограничиваясь знанием личностных механизмов восприятия132. Изучением восприятия занималась и социология, которая выясняла обусловленность этого процесса социальной принадлежностью людей133. В то же время эти проблемы интересовали и политологию, изучающую механизмы восприятия визуальных образов с точки зрения взаимодействия людей в сфере власти134.

В нашей работе мы руководствовались принципами междисциплинарного подхода, который учитывает достижения психологии, социологии и политологии. С учётом темы исследования в самом механизме восприятия выделялись следующие составляющие: - стереотипизация - распространение на визуальный образ (изображаемых людей и события) устойчивых характерных для определенных социальных групп представлений о политических отношениях. С одной стороны, стереотипы упрощают процесс восприятия, с другой, - притупляют его, губя индивидуальное и творческое. Понятие стереотипа ввёл в оборот американский журналист Уолтер Липпман в своей книге «Общественное мнение»; - идентификация - отождествление воспринимающего фотографию с теми людьми, которые изображены на ней, или, наоборот, отчуждение. В данном случае люди понимают и интерпретируют других людей как равнозначных (или неравнозначных) самим себе; - эмпатия — эмоциональное сопереживание, сочувствие тем людям, которые изображены на фотографии.

В западной науке изучение СМИ с точки зрения их способности влияния на аудиторию началось ещё в начале 1920-х годов. В 1922 году американский социолог и журналист У. Липпманн выпустил книгу «Общественное мнение», где писал о всесилии средств массовой информации, транслирующих нам мир. Он заявлял, что они оказывают непосредственное прямое воздействие на аудиторию. Здесь необходимо отметить, что эмпирические исследования эффектов массовой коммуникации долгое время не проводились, и многие концепции строились путём умозрительных заключений.

Строгие научные исследования появились лишь в 1940-х годах, их основоположником стал П. Лазарсфельд, который провёл первое изучение факторов, влияющих на формирование электорального поведения. По его мнению, политические предпочтения и электоральное поведение лучше всего объясняются с помощью социально детерминированных характеристик, например, социального статуса, профессии, образования и так далее. Хотя в целом П. Лазарсфельд и приверженцы классических моделей исследований политического процесса, такие, например, как А. Кэмпбэлл, У. Миллер, Дж. Клаппер (чья концепция представлена в работе «Эффекты массовой коммуникации») придерживались того, что воздействие СМИ заключено прежде всего в усилении, подтверждении и укреплении уже имеющейся политической принадлежности. Современные исследования СМИ в политике зачастую опираются на теории, появившиеся в 1960-1970-х годах135. Сейчас влияние средств массовой информации на аудиторию очевидно, вопрос состоит в том, какова его степень и способы.

Значительную роль в нашем исследовании сыграли положения чикагской психологической школы и её представителя Г. Лассуэлла. Он считается основателем так называемого «количественного метода анализа содержания». В первой, опубликованной им в 1927 году монографии «Технология пропаганды в первой мировой войне»1 зб, положившей начало новому типу научной литературы о средствах массовой информации, пропаганды и связях с общественностью, он ввёл в научный оборот методы исследования массовых коммуникативных процессов. После этого он опубликовал ещё несколько монографий и множество статей. В своей второй монографии «Психопатология и политика» (1930 г.) Лассуэлл, анализируя деятельность конкретных политиков, исследовал их «глубинную психологию». В третьей книге «Мировая политика и личная незащищённость» (1935) он рассматривал психологические основы и отдельные аспекты политического поведения, различные типы политических режимов и политические процессы. В знаменитой четвёртой работе «Политика: кто, что и как получает» (1936) автор представил краткое изложение своей политической теории, уделяя внимание взаимодействию между элитами, борющимися за «материальное благополучие, общественное признание и безопасность». В знаменитой работе «Мировая революционная пропаганда: чикагское исследование» (1939) учёный изучал влияние мирового экономического кризиса на политические движения в среде чикагских безработных, где особое место он отвёл взаимодействию различных факторов, воздействующих на политику на местном, национальном и международном уровнях137.

Именно Лассуэлл рассматривал содержание материалов массовой коммуникации в рамках политики138. Содержание анализировалось им с точки зрения наличия в нём неких единиц: ряда политических ценностей; совокупности «ключевых символов», связанных с политикой мирового масштаба (свобода, демократия, фашизм); описания методов, используемых для реализации политических ценностей (насилие, переговоры, манипуляция символами); выражения степени приобщения к ценностям (принятие, отвержение, нейтральность). В качестве общей единицы измерения он ввёл «символ» и «политический символ», определяя первый как технический термин для слов, отражающих отношение субъектов коммуникации, и второй как символ, функционирующий в практике осуществления власти. Лассуэлл понимал под процессом коммуникации бесконечное множество самых разных символов и относил содержание коммуникации к внешней среде, внешним стимулам, попадающим в «рамку внимания» читателя, зрителя. Например, путём количественного подсчёта символов заголовков газет, непременно попадающих в «рамку внимания» индивида, можно сделать вывод о содержании газеты. Но Лассуэлл предложил анализировать содержание коммуникации не только путём количественного измерения символов, но и выделением для каждого отдельной категории. Так, с помощью стандартизированной категории - «категории направления» - он выяснял отношение автора текста к анализируемому символу (положительное, отрицательное, нейтральное и так далее), или элементов текстов коммуникации (фотографии в статье, сцены в фильме и так далее). Он разработал различные направления анализа. Структурный анализ изучал взаимоотношение различных тем в коммуникативном действии. Анализ кампаний — взаимоотношение различных документов, использованных в коммуникативном действии.

Несмотря на различия, все типы анализа содержания имеют общую черту - в центре внимания всегда стоит частота употребления тем, символов, образов, стереотипов. Наименее разработанной стороной анализа содержания является выработка критериев отношения к определённым событиям и фактам, содержащимся в акте коммуникации. Это касается и визуальных образов, создаваемых журналистикой, которые в нашей стране изучены крайне мало. А ведь восемьдесят пять процентов информации человек получает визуально, и при этом многие лица, действующие в политическом пространстве, существуют именно благодаря визуализации в СМИ, в частности политической пресс-фотографии.

Особенности аудитории информационно-аналитического еженедельного журнала «Коммерсантъ-Власть»

В настоящее время подавляющее число исследований в области социальной психологии направлено на изучение усиления воздействия средств массовой информации на сознание и поведение людей , которые рассматриваются в основном как объект массовой коммуникации. При этом забывается или просто не берётся в расчёт, что аудитория является и субъектом, равноправным участником общения, осуществляемого посредством средств массовой информации. Следует заметить, что в психологии даже теория толпы, бессознательно инстинктивной, ни чем не сдерживаемой обезличенной массы159, не отказывает ей в наличии некой «души», психологии. Не говоря уже о противоположных идеях, приписывающих массам решающую роль и силу160.

Аудиторные факторы. По характеру аудитории выделяются следующие типы изданий: общероссийские (аудитория включает основные группы населения, проживающие по всей территории России); межрегиональные; международные (аудитория объединяет группы населения различных стран); этнических общностей (наций, народностей); административно-территориальных общностей (краевые, областные, районные, областные); для профессиональных, производственных групп (в промышленности, с. хозяйстве, торговли, армии); для социальных групп организаторского, умственного, индустриального, сельскохозяйственного труда, для «среднего класса», «новых русских»; для возрастных групп: детей, подростков, молодёжи, людей среднего возраста, пожилых; для женщин и мужчин; для родителей; для малых групп (семья, клуб); для различных групп верующих; для групп населения, выделяемых по другим признакам161. Аудиторные потребности оказывают всё более возрастающее влияние на типологическую структуру печати, хотя аудиторный фактор ещё не стал доминирующим в воздействии на процессы структурирования массовой информационной деятельности. Это касается её производственно-профессиональных групп, женской и мужской аудиторий и других образований .

По своей сути массовая коммуникация - это общение, обмен информацией между членами общества, участвующими в той или иной деятельности. Поэтому аудиторный фактор во многом связан с процессами разделения труда в современном российском обществе. Информационное взаимодействие внутри больших и рассредоточенных в социальном пространстве групп, между ними, а также между группами и обществом в целом составляет сердцевину структурных преобразований СМИ. Об этом свидетельствует рост в 1990-е годы деловой журналистики, обеспечивающей коммуникации в становящейся сфере бизнеса. Активное развитие финансового капитала, новых связей в сфере финансовых отношений также формирует и преобразует соответствующие структуры СМИ.

Различные образы производства, востребованные современным обществом, активно влияют на структурные, типологические преобразования средств массовой информации163.

Читатели, руководствуясь собственными интересами и ценностными ори-ентациями, социальными установками и ролями в обществе, так же, как и сами журналисты, по-разному воспринимают СМИ. Более того, аудитория обладает своеобразной идеологией164, в которой исследователи выделяют три основные разновидности: информационно-познавательскую, когда аудитория нейтрально относится к средствам массовой информации, стремясь удовлетворить информационный голод, для лучшей социальной ориентации в окружающем мире (это потребители информационных СМИ); потребительскую, где журнал, радио или TV выступают, прежде всего, как объект удовлетворения личных интересов читателя, слушателя или зрителя, развлекая и расслабляя его (это потребители так называемой жёлтой прессы); гуманитарную, в которой СМИ является партнёром, участником диалога и средством познания мира, оно удовлетворяет духовные и общественные интересы индивида (это потребители качественной прессы). Исследуемый нами информационно-аналитический еженедельный журнал «Коммерсантъ-Власть» нельзя отнести к бульварной прессе, хотя на его страницах находит место и популяризованная, развлекательная, сенсационная информация. С другой стороны, там достаточно аналитических материалов. Поэтому в нашем случае для отражения действительных предпочтений аудитории больше всего подходит вариант, соединяющий в себе все три разновидности идеологии аудитории.

Пресс-фотография служит своеобразным коммуникационным каналом между реципиентом (аудитория, читатель-зритель) и коммуникатором (СМИ, редактор, сам автор). Она создаёт единое информационное пространство, в котором носителями информации служат образы фотографические. Это образное поле действия не является неким блоком или константой, оно находится в по стоянном движении, осуществляя многочисленные контакты и связи, в которых реципиент даже, возможно, более важен, чем коммуникатор.

Поэтому для полноценной коммуникации между СМИ и аудиторией необходимо учитывать не только интересы и предпочтения хозяев журналов, газет, радио- и телеканалов, журналистов, фотокорреспондентов - всех составляющих сложного механизма современных средств массовой информации, но и аудитории, реальной и потенциальной.

Ниже представлен кластерный анализ восприятия политической пресс-фотографии респондентами, читающими и не читающими информационно-аналитический еженедельный журнал «Коммерсантъ-Власть» (рис.5). Рис. 5. Фотографии, отобранные респондентами, читающими и не читающими еженедельник «Коммерсантъ-Власть», чв в качестве самых приятных (СП) и самых неприятных (СН).

Похожие диссертации на Политическая пресс-фотография в информационно-аналитическом еженедельном журнале (Социальные факторы восприятия)