Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Психологизм как методологический компонент журналистского творчества Гришанина Анастасия Николаевна

Психологизм как методологический компонент журналистского творчества
<
Психологизм как методологический компонент журналистского творчества Психологизм как методологический компонент журналистского творчества Психологизм как методологический компонент журналистского творчества Психологизм как методологический компонент журналистского творчества Психологизм как методологический компонент журналистского творчества Психологизм как методологический компонент журналистского творчества Психологизм как методологический компонент журналистского творчества Психологизм как методологический компонент журналистского творчества Психологизм как методологический компонент журналистского творчества
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гришанина Анастасия Николаевна. Психологизм как методологический компонент журналистского творчества : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 : СПб., 2005 203 c. РГБ ОД, 61:05-10/1483

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Журналистское творчество в свете современных концепций психологизма 11

1.1. Психологические модели и методы познания в журналистском творчестве 11

1.2. Психологизм как эстетическая категория и образный ресурс .50

1.3. Модификация методов познания в журналистике: новая концепция психологизма 108

Глава 2. Психологическое портретирование как способ изображения человека в журналистском произведении 137

2.1. Нарратологические модели в изображении человека (на примере публикаций в журналах GEO, «Караван историй», «Вокруг света») 137

2.2. Соотношение основных и вспомогательных текстовых средств в психологическом изображении человека. Проявление психологических шаблонов 152

2.3. Подтекст и контекст как фоновые составляющие портрета 162

Заключение 182

Литература 188

Приложения 202

Введение к работе

современника как носителя качеств, которые влияют на выбор жизненного пути, на процессы социализации и гуманизации, которые формируют неповторимость и уникальность индивида, всегда находится в сфере пристального внимания журналистики. Именно поэтому и творческие интенции журналистов чаще всего сосредоточены на выявлении того, что определяет судьбу человека—героя текста СМИ, его жизненные приоритеты и ценностные ориентиры.

К началу XXI века различными науками — антропологией, медициной, философией, этикой, педагогикой — накоплено огромное количество знаний о человеке, которые свидетельствуют о неисчерпаемости этого феномена. Сегодня изучение проблем, связанных с личностью человека, актуализируется еще и потому, что его социальная и соматическая природа рассматривается уже в ином контексте — в контексте процессов глобализации.

Действительно, современный человек оказался погруженным в сложную коммуникативную ситуацию в связи с глобализацией информации, интенсивным распространением мобильной связи, Интернета, с расширением и качественным обновлением мультимедийного пространства. Массовые коммуникационные процессы изменяют не только стиль жизни человека, но и его психотип.

Реагируя на эти изменения, журналисты в процессе познания современника обращаются к психологическому инструментарию, который помогает: а) разглядеть психическую организацию индивида и изменения в его психике под воздействием внешних обстоятельств и внутренних переживаний; б) уловить и сделать очевидным для читателей то, как обнаруживается и реализуется в конкретном человеке — герое

/

журналистского текста — его психическая энергия, чем мотивируются его потребности; в) определить причины эмоционального дискомфорта личности, которые сопровождаются чувствами тревоги, страха и разного рода фобиями.

Знание биопсихосоциальной природы человека, понимание механизма её реализации позволяют пополнять творческие ресурсы журналистов при создании психологического портрета.

Психологический ракурс в портрете современника становится важным средством изображения человека в СМИ, поэтому категория психологизма рассматривается в диссертационном исследовании как одна из составляющих художественного метода изображения человека.

Категория «психологизм» наиболее разработана в филологии (литературоведении и лингвистике), философии и психологии, однако в журналистике остается практически не изученной. В данной работе эта категория рассматривается в системе общенаучных методов познания и отражения действительности1.

Степень разработанности темы. Теоретическую базу

исследования составили классические работы по филологии Г. О. Винокура, М. М. Бахтина, Ю. М. Лотмана2.

Особый интерес в процессе выдвижения рабочих гипотез и формировании концепции диссертации представляли работы философа Ж. Деррида, антропологов Р. Барта, Ж. Делеза, где журналистский текст анализируется в единстве сфер философии, литературоведения, социологии, истории, культурологии. Автор диссертации опирался также на исследования по теории текста и нарратологии ( М.Я. Дымарский,

Ивин А. А. Теория аргументации. М, 2000.

Бахтин М. М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. СПб., 2000; Винокур Г. О. Филологические исследования. Лингвистика и поэтика. М., 1990; Лотман Ю. М. Статьи по семиотике искусства. СПб., 2002.

Б. Я. Мисонжников и др.), где текст изучается как вербальная знаковая
система; к монографиям Н. Д. Арутюновой, В.И. Конькова, Д. Серля,
С. И. Сметаниной, В. Н. Степанова, в которых текст анализируется как
речевое действие в рамках прагматических ситуаций; а также к
исследованиям А. А. Леонтьева, И. П. Лысаковой, определяющих

текст как речевое поведение участников акта коммуникации.

Особенно важными в рамках выбранного аспекта анализа стали
монографии А. В. Левидова, Ю. В. Рождественского, в которых
исследуется феномен психологизма в текстах художественной

литературы, а также труды по прикладной психологии Л. С. Выготского,
А. И. Евлахова, К. Мюнстерберга, Я. А. Пономарева, Н. Хомского и

других, касающиеся проблем психологического метода в творчестве.
Кроме того, в исследовательских целях привлечены труды филологов по
проблемам классификации художественных методов в

литературоведении4.

Методологически важными для разработки темы оказались

3 Дымарский М. Я. Проблемы текстообразования и художественный текст. СПб., 1999; Мисонжников Б. Я. Феноменология текста (соотношение содержательных и формальных структур печатного издания). СПб., 2001.

Потебня А. А. Мысль и язык. Харьков, 1892; Розанов М. Современное состояние
вопроса о методах изучения литературных произведений. М., 1900; Евлахов А. 1)
Введение в философию художественного творчества. Т. I. Варшава, 1910; 2)
Введение в философию художественного творчества. Т. П. Методы ненаучные
(этический и публицистический). Варшава, 1912; 3) Введение в философию
художественного творчества. Т. III. Методы научные, нерациональные —
филологический, сравнительный, исторический, . эстопсихологический,

эволюционный, биографический. Ростов н/Д., 1917; Плотников И. П. Психологическая школа в языкознании. М., 1927; Сакулин П. Н. Социологический метод в литературоведении. М., 1925; Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1925; Фохт У. О психологистах-сочетателях и о сочетаемости вообще. М., 1927. Кн. VI; Добрынин М. К. Против механистов и эклектиков. М., 1931; Осьмаков Н. В. Психологическое направление в русском литературоведении. М., 1985; Колобаева Л. Психологизм как метод художественной литературы // Вопросы литературы. 2002. №1-2; Журналистика: исследования — методология - практика / Под ред. Г. В. Жиркова. СПб., 2004; Смирнов В.Б. Журналистика и литература. Методологические и историко-литературные проблемы. Волгоград, 2005 и др.

монографии специалистов в области общей психологии, психологии развития, дифференциальной психологии. Психологизму как творческой составляющей художественного метода уделено значительное внимание в исследованиях отечественной и зарубежной филологии. Ученые

B. фон Гумбольдт, И. П. Минаев, А. А. Потебня, X. Штейнталь занимались
изучением проблем психологизма в языкознании. А. Дюркгейм,
М. Хайддегер, К. Ясперс исследовали психологизм как метод
психологического изображения и познания личности.

Автор диссертации опирается на идеи и общеметодологические
положения теоретико-журналистских трудов В. В. Богуславской,
Р. Г. Бухарцева, Л. Я. Гинзбург, В. М. Горохова, Г. В. Лазутиной,

C. Г. Корконосенко, Е. П. Прохорова, В. А. Сидорова. Для диссертанта
оказались полезными книги В. И. Батова, Л. Р. Дускаевой, М. Н. Кима,
Г. С. Мельник, В. Ф. Олешко, Г.Н. Петрова, Е. Е. Пронина,
Л. Г. Свитич, М. В. Стюфляевой, В. В. Ученовой 5, в которых
предметом научного анализа стали психологические компоненты
познания действительности в публицистическом творчестве.

Методологическое значение для данной работы имели монографии, посвященные методу портретирования в литературе,

Батов В. И. Анализ и интерпретация личностного в тексте: Автореф. докт. дисс...культурологии. М., 2003; Дускаева Л. Р. Диалогичность современных газетных текстов в аспекте речевых жанров. Пермь, 2004; Ким М. Н. Журналистика: методология профессионального творчества. СПб., 2004; Мельник Г. С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. СПб., 1996; Олешко В. Ф. 1) Журналистка как творчество, или Что нужно делать, чтобы читатели, телезрители, радиослушатели понимали тебя и вступали в диалог. Екатеринбург, 2002; 2) Моделирование в журналистике. М., 2003; Петров Г.Н. Средства массовой коммуникации и художественная культура: взаимодействие и синтез. СПб., 2003.Пронина Е. Е. Психология журналистского творчества. М., 2003.

журналистике и психологии .

Цель исследования — выявить наиболее оптимальные формы психологического изображения современного человека в журналистском творчестве, а также показать возможности экстраполяции понятия «психологизм» на журналистские тексты.

В ходе реализации поставленных целей решались следующие задачи:

— определение теоретико-методологических подходов к изучению

проблемы психологизма в журналистском творчестве;

описание генезиса, динамики, направления и способов психологического портретирования в журналистике,

осмысление специфики действия концепции психологизма при создании портрета современника в текстах «глянцевых» журналов;

систематизация инструментальных методов построения психологического портрета героя в современной журнальной периодике;

выявление методом сравнительного анализа ассортимента творческих приемов при изображении человека с позиции предлагаемой концепции психологизма.

Объектом исследования являются: научная литература по
психологическим проблемам журналистики; журналы: научно-популярный
«Вокруг света» (2003-2004 гг.), общественный и литературно-
художественный «Караван историй» (2002-2004 гг.), международный
общественно-познавательный «GEO» (2003-2004 гг.); электронные

версии и сайты указанных журналов. Эти издания имеют большой тираж, являются рейтинговыми, рассчитаны на массового читателя. Интерес именно к журнальной периодике обусловлен ростом ее рынка в России.

Беневоленская Т. А. Портрет современника (очерк в газете). М, 1983; Вершель В. П. 1) Рабочий: грани социального портрета. Л., 1991; 2) Тема рабочего класса в современной советской публицистике. Л., 1985; Ракитянский Н. М. Портретология власти». М., 2004 и др.

Хронологические рамки исследования определяются теми изменениями, которые произошли в СМИ при переходе к информационному рынку и появлении нового типа журнала. Для изучения журнальной публицистики были отобраны журналы за 2002-2005 гг. В этот период сформировались концепции данных изданий; «GEO» стал выходить не только на английском, но и на русском языке; открылась русская редакция этого издания в России. На информационном рынке журнальной продукции в начале XXI века появился иллюстрированный журнал «Караван историй». В журнале «Вокруг света», наряду с путевыми, появились портретные очерки и интервью-портреты, он изменил формат и стал «глянцевым». Избранные для анализа издания отражают обитую тенденцию развития журнального рынка.

Предмет исследования - возможности психологизма как творческого (художественного) метода в познании и изображении человека в журналистском произведении; способы психологической оценки человека, применяемые журналистами в портретировании.

Методы исследования. В диссертационном исследовании применены: общенаучный7, сравнительно-психологический и структурно-функциональный методы. Интеграция научного знания является необходимым условием постижения сложных закономерностей журналистского творчества, поэтому в диссертации используется преимущественно филологические и психологические подходы, а также лингво-психологический метод исследования текстов, эффективный для анализа журналистских произведений.

Научная новизна данной диссертации заключается в

исследовании психологизма как важнейшего компонента художественного

Данные методы входят в классификацию методов познания действительности и применимы к любому научному исследованию. См.: Энциклопедический словарь. Методы изучения действительности и классификация методов / Под ред. А. А. Ивина. М., 2004. С. 705.

метода в творчестве современного журналиста; обнаружении его
генетических источников; выявлении этимологии понятия

«психологический портрет» и его аспектных дефиниций; в определении междисциплинарного характера психологического портрета, его функционального многообразия и объектов психологического портретирования в журналистике.

Диссертация является одной из первых работ в отечественной теории журналистики, в которой обозначен потенциал филологических и психологических теорий для построения психологических портретов в СМИ; предложен инструментарий психологического портретирования в журналистском творчестве. Важной особенностью данной работы является сочетание принципов текстологии с принципами психологии творчества.

Теоретическое и практическое значение работы. Результаты, полученные в ходе исследования темы, служат расширению теоретических представлений и аналитических возможностей в области филолого-психологических исследований, объясняющих феномены журналистики. Научное значение имеет выявленный теоретический потенциал и методологические основания психологического портретирования в творчестве журналиста. Разработка проблем психологизма создает основу для построения более содержательных, многомерных и творческих технологий изображения личности в журналистских произведениях.

Реализованный в исследовании подход создает основу для операционализации при создании психологических портретов в

журнальной периодике. Выводы и рекомендации исследования могут быть использованы в деятельности журналистов-практиков, в учебном процессе на факультетах журналистики при изучении курса «Основы творческой деятельности журналиста», «Психология журналистики», «Теория и методика журналистского творчества».

Апробация темы. Результаты исследования обсуждались на
научно-практических конференциях в Санкт-Петербурге — «СМИ в
современном мире» (2003-2004 гг.), «300 лет российской журналистке»
(2002 г.), «Связи с общественностью: инновационный подход» (2004 г.),
«Северо-Западные чтения» (2003-2004 гг.); в Челябинске — «Проблемы
массовых коммуникаций» (2003 г.) и других регионах. Данные

диссертации были использованы на лекциях, семинарских и практических занятий на факультете журналистики СПбГУ и в Санкт-Петербургской государственной академии сервиса и экономики.

По теме диссертации опубликовано 12 научных работ.

Структура и объем работы. Диссертационное исследование состоит из Введения, двух глав, Заключения, Приложения, списка литературы (около 200 работ), содержит 203 страницы.

Психологические модели и методы познания в журналистском творчестве

Журналистское творчество - специфическая сфера духовно-практической деятельности человека. «Творчество — создание нового, оригинального, созидание, в чем запечатлевается порыв вдохновения, свобода духа человека»8. Смысл изучения журналистского творчества в практическом преломлении заключается в том, чтобы выявить факторы, влияющие на результаты каждого творческого акта. Данные проблемы изучались теоретиками в различных сферах: журналистика и художественное творчество, журналистика и научное творчество, журналистика и публицистическое творчество. Творческая деятельность журналиста, как отмечает Н. М. Щудря, «основана на единстве рационального и эмоционального восприятия, их нерасчлененности. Неправомерны суждения, согласно которым логические процедуры мышления составляют содержательный «костяк», а эмоции служат лишь его «фундаментальной оболочкой»9.

Необходимость изучения творчества журналиста обусловлена, по мнению В. М. Горохова, тремя обстоятельствами. Во-первых, потребностью самой социальной практики, в развитии которой средства массовой информации играют в последние десятилетия все возрастающую роль. Во-вторых, идеологическими целями, формированием мотивов и установок, которые ставит перед средствами массовой информации современное общество. И, в-третьих, логикой самой теории журналистики, где анализируется система технологических операций на основных этапах деятельности журналиста, исследуется познавательный и психологический механизм творчества.

Психология журналистского творчества вырастала из общей «теории творчества», первоначально мало отличаясь от своей предшественницы, «не будучи еще сферой знания, систематически рассматривающей определенную сторону творчества с точки зрения изучения специфических для данной стороны закономерностей»11.

Объясняя возможности психологии творчества в раскрытии личностных особенностей человека, исследователь Я. А. Пономарев, писал: «она блистала увлекательностью: живописала обстоятельства созидания великих творений во всей их полнокровности, непосредственности, целостности»12. Источниками данных были биографии, автобиографии, мемуары и другие литературные произведения, содержащие самопризнания выдающихся людей — художников, ученых, изобретателей.

«Увлекательны были и обобщения. Они касались природы творческого процесса и всех сторон развития творчества; изучались его фазы: сознательный труд, бессознательная работа, вдохновение; способность к творчеству, качества творческой личности и т. д.» . В рамках психологии творчества выявлялись такие креативные признаки, как гениальность, выражающаяся в особенностях перцепции (необыкновенная напряженность внимания, огромная впечатлительность, восприимчивость), интеллекта (интуиция, могучая фантазия, выдумка, дар провидения, обширность знаний), характера (уклонение от шаблона, оригинальность, инициативность, упорство, высокая самоорганизация, колоссальная работоспособность), мотивации и ценностных ориентации (непреодолимое стремление к творческой деятельности, удовлетворение от самого процесса творчества). Однако еще не было точных и глубоких средств проникновения в сущность явлений: психологические методы получения исходных данных часто ограничивались простым наблюдением; ядром творчества признавалась бессознательная работа, но ее природа считалась мировой загадкой.

Известный русский психолог Л. С. Выготский называет творческой деятельностью «такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке»14. Рождению новой идеи в журналистском творчестве предшествует подготовительная работа.

В самой деятельности в исследованиях последних десятилетий стали различать репродуктивные и продуктивные составляющие журналистского труда. И. М. Дзялошинский отмечает, что «в журналистской деятельности имеются, кроме собственно творческих действий, также и действия повторяющиеся, стереотипные, репродуктивные» 5. По мнению психологов, репродуктивная деятельность выступает необходимой стороной творческого процесса, подготавливает почву для деятельности репродуктивной.

До сих пор ведутся споры о том, можно ли считать журналистику наукой или нет. Часть исследователей журналистики считает, что у нее нет собственных методов, она заимствует их из других наук - социологии, психологии, логики литературоведения, экономики. Нет однозначного ответа на вопрос, пишет Г. С. Мельник, «нужно ли вычленять специфику журналистики как науки, сопоставлять ее методы и научный аппарат с другими видами и сферами научной деятельности. И нет однозначного ответа на вопрос, сколько способов анализа должен применять журналист для освоения явлений действительность» . Спектр методов велик — от описания и обобщения до анализа образцов. Всякий раз методология конкретной журналисткой работы есть стратегия взаимодействия закономерностей и принципов. В соответствии с областью исследования журналист выбирает и методы. Специфика журналистского творчества заключается в использовании журналистом в своей работе как научных, так и художественных методов освоения действительности.

В данном исследовании нас интересует психологическая составляющая журналистского творчества, соответственно, — все теории (направления, школы) журналистики, которые используют психологические подходы. Журналистика заимствует психологические подходы из филологии, лингвистики, философии, истории. Существует большое количество теорий, неодинаково объясняющих одни и те же психологические феномены или результаты. История психологии дает представление о феноменах творчества, которые объяснялись совершенно по-разному в различных психологических школах. В последнее время в литературоведении и в теории журналистики возвращаются к понятию психологизма, объясняя им различные явления, связанные с особенностями построения текста и его функций. Так, А. Б. Есин выделяет три основные формы психологического изображения: суммарно-обозначающую, прямую и косвенную17. В первом случае явления внутреннего мира лишь называются, во втором - детально описываются, в третьем изображение осуществляется через описание поведенческих признаков. В особую, вспомогательную форму следует выделить лишь намеки на душевные состояния и свойства героев с помощью описания окружающей их обстановки.

За пределами психологии литературоведческий анализ «является, пожалуй, единственной сферой, где психологизм имеет хорошую репутацию. Во всех других контекстах он понимается как нечто достойное порицания и искоренения»18.

Психологизм как эстетическая категория и образный ресурс

Периодическое издание можно рассматривать как вместилище текстов, совокупность которых обеспечивает «память культуры»: «Культура ...существует в нескольких формах: в предметно-чувственных результатах культуры; в особо вербально-символических предметах — текстах; в непосредственной коммуникации субъектов культуры; в субъективном сознании».

Журналистский текст как творческий продукт расширяет пространство восприятия, открывая доступ к памяти культуры, а также обеспечивает личное участие читателя в массовой культурной коммуникации. Журналистика и филология представляются сегодня и науками, и «практическими службами», и «каждый интеллигентный человек должен быть хотя бы немного филологом. Этого требует культура»76.

Современный «культурный человек» знаком с техникой чтения не одного, а разных видов сообщений. Искусство «прочтения и наука понимания обычно совпадают с психологическим содержанием произведения» . В средствах массовой информации такое «совпадение» чаще всего прослеживается в журналах. Проблема журнального творчества — мало изученный предмет, по которому могут быть даны самые предварительные сведения. Журналы вызывают к жизни массу художественных, публицистических и научно-популярных текстов. Основные два типа журнальной литературы (термин Ю. В. Рождественского) - это научно-популярная и публицистическая литература. Строгой границы между ними нет, и трансформация современного журнального периода затронула и процесс так называемой «чистоты» разграничения жанра журнальной литературы. Скажем, в исследованиях прошлых лет журнальная литература рассматривается как строго научная и строго публицистическая. Журнальные научные и научно-популярные статьи с точки зрения жанра должны представлять собой описание новейших исследований, течений, общественной жизни и отвечать требованиям: 1. Содержать основные идеи, обобщающие данные по затронутой проблеме, глубину анализа и изображения; 2. Быть представленными с точки зрения современного способа исследования темы, проблемы, ситуации78.

По мнению Ю. В. Рождественского, построение журнального текста определено «двумя важнейшими запретами»:

1. Не рекомендуется публикация материалов, тематически выходящих за пределы программы данного журнала.

2. Запрещается повторная публикация статей, печатавшихся прежде в том же органе и повторение публикации мыслей и сведений, заведомо устаревших с точки зрения развития данной науки или данной отрасли (прежде всего это касается научных и научно-популярных журналов).

В последние годы исследователи творчества как психологического феномена предлагают включать его в различные типологии. В ряде случаев в основе этих типологий лежит лишь сходство внешних признаков. Ряд типологий был разработан много лет назад, а теперь почти не используется. Классификации нередко оказываются уязвимыми, поскольку опираются на недостаточные основания и часто не дают понимания, например, генетической (исторической) или другой связи наблюдаемых явлений. Так, если разработать типологию растений по окраске их цветов, объединив в один «тип» растения только красного, а в другой только синего цвета, то она окажется бессмысленной для биолога. Хотя может оказаться полезной для художника-декоратора, который украшает помещения, используя растения различного цвета. В психологии много типологий, но большинство из них субъективны, так как создаются для удобства исследователей. Исследователи творчества журналистов приходят к выводу о том, что многие принципы творческой деятельности, характеризующие журналистику как профессию, устарели. Не находят отражения в журналистской практике принципы гуманизма, правдивости и объективности, народности, патриотизма, демократизма, что констатируют в многочисленных публикациях сами журналисты79.

Высокая эффективность технологий формирования общественного сознания качественно повышает влиятельность политических и общественных элит, владеющих ими и тех, кто их применяет. Современная журналистика предлагает аудитории социальные образцы, нередко сообразуя их с коммерческим заказом, пытается формировать качественно новое сознание, психологизируя героев и ситуации.

Исчезновение из современной журналистики принципов, еще недавно считавшихся важнейшими, послужило основой для утверждения расхожего мнения о том, что «поставлена окончательная точка в спорах о традиционной российской журналистике — ее больше нет, она исчезла как специальное явление... окончательно и бесповоротно. Объективный анализ, сопереживание, поиск, гражданская позиция — все это ушло в прошлое, дав дорогу голому факту, информации, политическим технологиям, превратив журналиста в упаковщика произведенной другими продукции, обслуживающих чужие заказы. Борьба за власть, за интересы отдельных групп окончательно перестала быть подковерной, получила свое название: информационные войны. Появились виртуозы, асы этих войн, информационные киллеры, пропагандисты и агитаторы новой формации»80.

Журналист пропускает через себя все важное, что происходит с обществом. Для того чтобы уловить жизнь во всем ее многообразии, журналисту необходимо: а) обладать свежестью взгляда и мысли, остротой профессионального слуха и зрения; б) исходить из той реальности, которую выдвигает общественное развитие.

Нарратологические модели в изображении человека (на примере публикаций в журналах GEO, «Караван историй», «Вокруг света»)

Общая тенденция современной журналистики и литературы — разрушение традиционных жанровых форм, линейность повествования, новая концепция психологизма, создание подчеркнуто условной картины мира. Субъективное самосознание становится решающим фактором новой художественной реальности. Для изображения человека журналист использует нарратологические модели.

Повествовательность (нарративность) - не только характеристика журналистского произведения, но и фундаментальная характеристика нашего мира. «Мир нуждается в повествовании и казуистичен по своим исходным импульсам»139. Повествовательность невозможна в отсутствие смысловой или причинно-следственной связи между событиями. Минимальная история - уже повествование, но ей не хватает развернутости (process), т. е. наличия нескольких типов, для каждого из которых кардинально существовали бы несколько вариантов будущего.

Повествовательность требует значимости наличного момента (presentness), каждый отдельный момент не может быть производным прошлого или неразрывно связанным с будущим, т. е. полностью определяется структурой целого. Повествовательность обеспечивается открытым временем, может определить как существование большого числа потенциальных возможностей по сравнению с реализованными. Можно «атаковать» или «не атаковать противника» - в зависимости от этого дальнейшее событие будет развиваться по-разному, и поэтому описываемый момент приобретает значимость. Нарративность связана в первую очередь такими событиями, которые Аристотель называл вероятностными. В современном литературоведении существует три типа вероятностей: литературоведческие методы в большинстве своем предполагают не процессуальный, а созерцательный подход к повествованию, нацелены на восприятие как готового целого, где уже не существует открытых возможностей. При научном анализе из повествования вымывается сама его сущность, т. е. повествовательность. В нарративном произведении автор помещает себя внутри повествовательного мира, на один уровень с персонажем в том смысле, что для него не существует целостной структуры, в соответствии с которой он должен построить свое повествование. События происходят сейчас, в реальном настоящем творческого процесса140. Журнал «Караван историй» предлагает множество нарративных моделей.

Анализ произведения (критика) накладывает на произведение (чужое) свою структуру, вымывают из него повествовательность, рассматривают события так, как будто они могли бы быть никакими иными. В своей работе В. Шмидт рассматривает следующие уровни нарратологической модели: 1. события - совокупность ситуаций, персонажей, которые не имеют внутренней организации и могут беспрепятственно и бесконечно расширяться; 2. история - смыслосодержащий отбор ситуаций, лиц, действий и их свойств, элементов события, данных в более или менее конкретизированном виде, хотя, тем не менее, сохраняется их естественный порядок; 3. наррация - результат композиции, организующей события в искусственном порядке, линеазируя одновременно совершающиеся в истории события или перестанавливая части истории; 4. презентации наррации - это собственно нарративный текст, доступный эмпирическому восприятию141.

Все уровни переходят друг в друга при помощи серии операций, специфических для каждого из них приемов. Так, трансформация событий в историю происходит путем отбора ситуаций, лиц и действий, а также их свойств. При этом важную роль играет нарратор, поскольку он и является той организующей силой, которая прочерчивает смысловую линию произведения, сортируя события по мере их важности для истории. Это особенно четко прослеживается при анализе современных портретных интервью. Они строятся как реплики автора публикации и как мини-монологи героя журналистского произведения.

Практическая реализация нарротологических моделей в портретировании - это объективно существующая потребность настоящего времени. Однако этот процесс нуждается в квалифицированном психологическом обеспечении, так как объектом портретирования является сложный объект — личность с ее индивидуально типологическими и объективными особенностями. Психологический аспект является инвариантным свойством любого портрета в журналистском творчестве.

Понятие психологического портрета мы рассматриваем в данной работе на двух уровнях. «Внутренний» уровень — это аспекты, которые отражают аутентичные, психологические свойства, качества и состояния реальной личности . «Внешний» уровень — отражен в образах, существующих в сознании окружающих людей. Журналист с помощью психологического портретирования изображает сложную структуру личности, показывает наличие внутриличностных проблем и конфликтов.

Инструментарий психологического портретирования включает личные свидетельства героя и очевидцев, отклики окружающих, документальные материалы, исповедальные факты. В современных журналах этот инструментарий применяется с позиций новой концепции психологизма.

Журналы «GEO» и «Вокруг света» показывают человека как жителя мира, типичного представителя планеты, индивида в процессе глобализации (что отвечает антропологическим концепциям космологизма). На страницах этих журналов представлена языковая картина (мы встречаем слова и выражения), характеризующая современную жизнь в любой точке планеты как «динамичный поток»: «круговорот ярких впечатлений», «удивительная природа и культура», «экзотические блюда национальной кухни», «гостеприимные страны». Рассказы о людях тесно связаны с путешествиями, приключениями, научной фантастикой и загадкой жизни на Земле.

Семантические структуры портретирования в этих журналах имеют повествовательный строй. Характерной особенностью публикаций, содержащих портрет, является преимущественно изображение действий героя в изменяющейся реальности, поэтому основным типом речи в таких журналистских произведениях является повествование. С помощью повествования авторы рассказывают и о переживаниях изображаемой личности, которые заложены в ней глубоко внутри, очень личных проблемах.

Соотношение основных и вспомогательных текстовых средств в психологическом изображении человека. Проявление психологических шаблонов

В исследовании психологических основ журналистского творчества наиболее сложным вопросом нам представляется изучение перехода от категорий реальной жизни (географической среды, быта, общественной практики, культурного поведения) к категориям эстетическим (историко литературному процессу, структуре текста). По М. М. Бахтину, всякое вступление в сферу смыслов совершается только «через ворота хронотопов»159. Под хронотопом понимается определенное соотношение пространства и времени при ведущем значении времени. Соотношение времени и пространства, степень их взаимодействия отражается в «моделировании» жизни журналистом.

В настоящее время большинство филологов сходится во мнении, что журналистика не отражает жизнь, а выстраивает ее модель при помощи «моделирующих систем»: языка автора и языка издания, графической или цветовой палитры, мелодической гармонии заявленного жанра, и т. д. В жанровой модели важно соотношение всех семантических компонентов — предметного, событийного и фактологического. Окружающий человека мир, это чувственно воспринимаемый мир, поэтому в журналистских текстах можно выделить слова с предметным значением. Однако мир, в котором живет человек, еще и мир событий. Поэтому в журналистских текстах выделяются и такие языковые единицы, которые представляют в тексте событийный мир, - это отглагольные существительные, причастные и деепричастные обороты. Общее содержание текстов воспринимается как рассказ о прошедших событиях. Текст с событийной семантикой носит отвлеченный характер. Теоретик в области СМИ В. И. Коньков обращает внимание на то, что событийный текст невозможно перевести в видеоряд. В таком тексте доминирует семантика событийного типа, он субъективно окрашен.

Еще одна ипостась существования мира — это мир фактов и информации. Наиболее ярко, - считает В. И. Коньков, — семантика факта, представленная простым предложением с минимально выраженным авторским «я»160.

Значения, в которых представленный в тексте человек характеризуется ученым как оценочные или субъективно-модальные, имеющие разную природу. «Оценочные опираются на реальные свойства объекта, а субъективно-модальные выражают отношение говорящего. Значения подобного типа формируются на основе внутреннего состояния субъекта речи, а не основываются на объективных характеристиках того, к чему мы хотели бы выразить отношение»161.

Еще один компонент окружающего мира — слова. «Чужая» (не авторская) речь в журнальном тексте может воспроизводиться по-разному, например, может быть изображена, как в художественном произведении. Однако в газете «чужая» речь в основном выполняет информационную функцию. Мир событий и мир фактов наиболее широко представлен в информационных жанрах. Оценочная и субъективно-модальная семантика наиболее значима в жанрах аналитических. Речевые партии персонажей обязательны для репортажа, корреспонденции, очерка. Объем чужой речи в тексте зависит от жанра .

Используя данный подход при анализе очерковых текстов, мы выявили: предметный мир в них слабо представлен. Анализируемые нами тексты больше ориентированы на события, а не на их художественное освещение. Предметный мир обязательно представлен в них незначительно. Проанализировано 90 текстов и фотопортретов за период 2003-2004 годов, отдельные тексты за 2002 год.

При этом зачастую журнальные жанры развиваются по своим собственным, не сводимым к законам общественной жизни законам, а лишь по правилам восприятия отдельного читателя. Авторы не всегда стремятся к отображению и изображению действительности, а стараются имитировать эту действительность в выгодных определенной социальной и целевой группе образах. Можно ли в таком случае говорить о том, что в журналах работают, например, журналисты-международники, не просто описывающие «заграницу» и прославляющие красоты мира, приглашающие в путешествие, а являющиеся по образу творчества и постановке проблем специалистами в том или ином международном вопросе.

Рассказывать о людях искусства, на наш взгляд, чрезвычайно сложно. В этих случаях и душу, и ум читателя тревожит тонкое описание и анализ переживания героя в атмосфере загадочности, возвышенности, особой духовности. Читателю важны характеристики героя-человека и героя-художника. Вот как описывает свои чувства перед выходом на сцену известная актриса Патрисия Макбрайт: