Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Публицистичность литературы Киевской Руси: тексты, авторы, аудитория Ельникова Ольга Евгеньевна

Публицистичность литературы Киевской Руси: тексты, авторы, аудитория
<
Публицистичность литературы Киевской Руси: тексты, авторы, аудитория Публицистичность литературы Киевской Руси: тексты, авторы, аудитория Публицистичность литературы Киевской Руси: тексты, авторы, аудитория Публицистичность литературы Киевской Руси: тексты, авторы, аудитория Публицистичность литературы Киевской Руси: тексты, авторы, аудитория
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ельникова Ольга Евгеньевна. Публицистичность литературы Киевской Руси: тексты, авторы, аудитория : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.10 / Ельникова Ольга Евгеньевна; [Место защиты: Воронеж. гос. ун-т].- Воронеж, 2009.- 187 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-10/49

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Современная отечественная публицистика переживает нелегкие времена Идет поиск своего стиля, положительного идеала, форм выражения авторской позиции. Все это заставляет обратиться к истокам, к тому периоду, когда русская литература только зарождалась и формировалась Основные темы, положения, мотивы русской публицистики были сформированы в период зарождения русской государственности и идеологии, то есть в период возникновения раннефеодального государства Киевская Русь, одновременно с принятием христианства. Древнерусская литература стала предшественницей ныне существующих жанров и направлений литературного процесса, а также и публицистики как полноправной части общелитературного дела Изучение произведений древнерусской литературы с точки зрения их публицистичности представляет значительный интерес

Русское средневековье не следует рассматривать, как «глухую эпоху», когда нация и государство только готовились к прорыву в цивилизованное будущее Это был период, когда зарождалась русская государственность, шел переход от язычества к христианству, шло формирование общенациональной культуры и языка, пробуждалось национальное самосознание Сегодня, когда российское общество ищет свою идеологию, свою веру, свой путь и свое место в мире, вес это важно и актуально

Древнерусская литература — явление уникальное Она формировалась в государстве, становление и развитие которого имеет ряд существенных особенностей Во-первых, это географическое положение Русской земли — между Европой и Азией, Западом и Востоком Во-вторых, сыграли свою роль хронологические особенности развития Русского государства Ощущая себя частью Европы и стремясь быть ею, Киевская Русь на столетия отставала от стран Европы и в возникновении государственности и в принятии христианства Русская литература и культура в целом сформировались как литература и культура прорыва.

Этим обстоятельством определяется и тот факт, что древнерусская литература возникла, как литература, пронизанная публицистическим пафосом. Для средневекового периода русской истории характерен напряженный духовный поиск, определяющийся сложностью взаимоотношений между Русью и Византией Приняв христианство и грамоту, просвещение от Византии, Киевская Русь, стремясь к духовной и идеологической самостоятельности, встала на путь собственного духовного поиска Получив богатство письменной культуры через переводные греческие тексты, древнерусская мысль преобразовала это наследие в специфически национальные формы, легшие в основу русской культуры

С середины X века в славянских племенах, населявших восточные окраины Европы, шел бурный процесс национальной идентификации Ки-

евская Русь формировалась под знаком соперничества с Византией с одной стороны, и междоусобных схваток между княжествами, сложившимися на землях Киевской Руси, с другой стороны Славянские племена уже чувствовали себя единым народом, что нашло отражение в литературных текстах этого периода Однако государство было политически нестабильным и имело тенденцию к распаду на отдельные удельные княжества Этот сам по себе болезненный процесс был особенно трагичен для древнерусского государства, поскольку произошел в канун монголо-татарского нашествия

Поиск объединяющего начала стал одной из доминирующих тем литературы Киевской Руси В качестве «цементирующего» элемента книжники предлагали модель поведения в основе которой лежал «христианский патриотизм» — любовь к Родине и стремление к ее единству, опирающиеся на веру В понятиях «Русская земля», «Святая Русь» помимо основного, политико-идеологического содержания сильны отголоски языческого мировосприятия («Мать Сыра Земля»), придающие этим словам значение сакрального, религиозного символа, большего, нежели просто название государства И в период раздробленности на отдельные княжества понятия «Русская земля» и «Святая Русь» продолжали служить общим обозначением для многочисленных, подчас враждебных друг другу самоуправляемых территорий

Процесс национальной самоидентификации — это, прежде всего, формирование русского национального характера, особого типа личности, существующей между язычеством и христианством, Востоком и Западом, в единой стране, разделенной на отдельные самостоятельные государства.

Эти процессы требовали своего осмысления и, в конечном счете, породили интерес древнерусских кншкников к проблемам, о которых идет речь Не случайно в автор первого оригинального литературного произведения Киевской Руси «Слово о законе и благодати» Иларион говорит о трех основных вещах о духовном превосходстве Нового Завета над Ветхим Заветом, о мировом значении крещения Руси и о высокой миссии князей Владимира и Ярослава, о величии Русской земли, ставшей в один ряд с другими христианскими народами Эти позиции определили роль и место публицистической составляющей в литературе Русского средневековья в целом и Киевской Руси в частности

Целью древнерусской литературы с первых лет ее существования стало формирование своего читателя как личности, проникнутой идеями самобытности Киевской Руси и ее истории Это определило публицистический уровень древнерусской литературы и ее особое место среди других средневековых литератур

Большинство отечественных исследователей признает публицистичность и тенденциозность как важную особенность древнерусской литературы Одним из первых на это обратил внимание К Н Бестужев-Рюмин, который писал, что в летописях видно « . куда клонится сочувствие ле-

тописца, на кого и на что он смотрит благосклонно или враждебно»1. На публицистическую тенденциозность древнерусской литературы указывал А А Шахматов2 Впоследствии на публицистическую заостренность древнерусских текстов обращали внимание В М Истрин3, А Н Робинсон4, Б А Рыбаков5, Д С Лихачев6, В В Толочко7, Риккардо Пиккио8

Признавая за древнерусской литературой несомненное стремление к отражению процессов современности, к направленному воздействию на читательскую аудиторию, большинство исследователей ограничивалось констатацией наличия в ней публицистических тенденций При этом никогда не анализировались специфические приемы, при помощи которых древнерусские книжники добивались яркого публицистического звучания своих текстов, не рассматривался публицистический дискурс русского средневековья, темы и мотивы, способствующие поиску нравственного идеала

С учетом этого пробела сформулирована цель исследования: выявление зарождающихся публицистических приемов, которыми пользовались древнерусские авторы, изучение способов выражения авторской позиции в произведениях различных жанров — древнерусской летописи, агиографическом произведении, послании, повести или хождении

Хронологические рамки исследования. Рассматривается литература, относящаяся к периоду, когда Киевская Русь представляла собой единое государство и когда сепаратистские тенденции еще не привели к раздробленности на отдельные княжества, а именно, к XI — началу XII веков

Этот период характеризуется расцветом оригинальной книжности (в то время как предшествующий период был отмечен большим количеством переводных текстов преимущественно духовного и религиозного содержания, таких как Евангелие, Апостол, Минеи и т п ) Самым ранним из рассматриваемых произведений является «Слово о законе и благодати» (около 1049 года), самым поздним — «Хождение игумена Даниила» (около 1104-1106 года).

Задачи исследования:

— показать, как в недрах социокультурного развития Киевской Руси в контексте происходящих политических и культурных событий в литературе того времени зарождались черты публицистичности,

Бестужев-Рюмин К Н Русская история/ К Н Бестужев-Рюмин - СПб Вече, 2007 — С 53 Шахматов А А Разыскания о русских летописях/А А Шахматов-М Академический проект, 2001 Истрин В М Очерк истории древнерусской литературы домосковского периода (ХІ-ХШ вв У В М Истрин - М Издательский центр «Академия», 2003

4 Робинсон A H Литература Древней Руси в литературном процессе Средневековья XI-XIII веков/ А Н Робинсон -М Наука, 1980 Рыбаков Б А Древняя Русь Сказания Былины Летописи/Б А Рыбаков - М Наука, 1963 Лихачев Д С Поэтика литературы/Д. С Лихачев //Художественно-эстетическая культура Древней Руси XI-XVII вв - М Художественная литература, 1996

7 Толочко В В Русские летописи и летописціі ХІ-ХШ веков/ В В Толочко - СПб Алетейя, 2003 Пиккио Р История древнерусской литературы/ Р Пиккио - М Кругь, 2002

продемонстрировать на конкретных примерах как формировалась публицистическая составляющая отечественной литературы, породившая отечественную публицистику,

показать, как и под влиянием каких причин в древнерусской литературе возникает образ положительного героя,

показать, как реалистические тенденции, заложенные в древнерусской литературе, открыли дорогу отечественной публицистике в многообразии ее жанров и повествовательных моделей,

показать, как в первоначально анонимной древнерусской литературе формируется личность автора, тяготеющего к публицистическим интонациям,

— выявить средства публицистического воздействия литературы
Киевской Руси на аудиторию.

Объектом исследования являются тексты «Слова о законе и благодати», «Повести временных лет», «Жития Феодосия Печерского» «Сказания о Борисе и Глебе», «Хождения игумена Даниила» — наиболее характерные произведения литературы периода Киевской Руси, в которых отчетливо просматривается публицистическое начало

Предметом исследования выступают процессы возникновения и особенности формирования публицистического стиля в произведениях древнерусской литературы; формирования прапублицистических жанров, процесс возникновения реалистических тенденций в древнерусской литературе, логика формирования личностного авторского начала в произведениях древнерусских книжников

Научная новизна исследования определяется следующими положениями

— реалистические тенденции, отчетливо прослеживающиеся в лите
ратуре Киевской Руси, и получившие в работах Д С Лихачева название
«средневековый реализм»1, опираются на стремление отечественных
книжников ориентироваться на документальные свидетельства о событиях,
имевших место в истории Этот документализм первых отечественных
письменных произведений способствует возникновению прапублицисти
ческих элементов в литературе Киевской Руси

— отчетливо прослеживается движение от анонимного автора-
переписчика канонических текстов к индивидуально-неповторимому в
стилевом отношении субъекту высказывания Это движение прослежива
ется прежде всего в субъективности повествования Элементы субъектив
ности в литературе Киевской Руси не очень сильны, но они уже позволяют
говорить о пока еще робких попытках придать тексту публицистический
характер

— корпус текстов литературы русского средневековья дает возможность увидеть как в недрах традиционных и деловых жанров угадываются признаки будущих жанров отечественной публицистики от погодной записи — к заметке, от жития — к очерку, от хождения — к путевому очерку и репортажу, от посланий - к письму, от слова — к комментарию и т п

1 Лихачев ДС Исследования по .древнерусской литературе / Д С Лихачев -Л Наука, 1986 -С 104

— археологические, исторические и литературные изыскания, отно
сящиеся к отечественному средневековью подтверждают гипотезу о том,
что книжность того времени постепенно формировала круг своих читате
лей и этот круг непрерывно расширялся, не ограничиваясь числом лиц,
приближенных ко княжескому двору и братией монастыря Такое расши
рение аудитории позволило в конечном счете выработать публицистиче
ский стиль письма, вобравший в себя как элементы официальной книжной
лексики и деловых бумаг, так и элементы жипого литературного русского
языка

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем

выявлены истоки публицистичности текстов древнерусской литературы, прослежена связь между ними и политическими, идеологическими и социокультурными процессами, протекавшими в Киевской Руси как определенном геополитическом пространстве,

анализ текстов «Слова о законе и благодати», «Повести временных лет», «Жития Феодосия Печерского» и «Сказания о Борисе и Глебе», «Хождения» игумена Даниила, наследия Владимира Мономаха позволяет сделать вывод о том, что в литературе Киевской Руси укрепляется интерес к личностному стилю повествования За авторами текстов постепенно происходило закрепление функций носителя определенной точки зрения, вызванное стремлением книжника, фиксирующего тот или иной факт, прямо или косвенно добиться у аудитории нужного ему эмоционального отношения. Апелляция к сопереживанию становится одной из существенных примет возникновения прапублицистических интонаций в текстах Киевской Руси

обоснована мысль о том, что публицистичность древнерусских текстов в конечном счете способствовала усилению реалистических тенденций в древнерусской литературе (документализм как базовый принцип русской летописи подвигает творца на сохранение внешнего правдоподобия в описании имевших место исторических событий)

показано как публицистические задачи, решавшиеся в произведениях русской средневековой литературы, способствовали формированию автора как субъекта высказывания

Практическая значимость. Основные положения работы могут быть использованы при исследовании прапублицистических и пражурна-листских явлений, в разработке курсов по истории отечественной публицистики для студентов факультетов и отделений журналистики высших учебных заведений

Положения, выносимые на защиту.

  1. Русская летопись и литература этого периода рассматривается ге-нерализатором идей, объединяющих общество вокруг общенациональных интересов

  2. Публицистичность — актуализация проблем, стоящих перед страной, опора на факты, наличие авторской точки зрения, ориентация на аудиторию — одна из составляющих самобытности литературы Киевской

Руси, рожденная в условиях формирования национального государства и национального самосознания.

  1. Персонажи русской средневековой литературы (в том числе и персонажи летописи) отображают особенности характеров реально существующих действующих лиц отечественной истории

  2. Движение от анонимного автора к закрепленному в тексте субъекту высказывания опирается на представление об авторе как о фигуре выражающей не только индивидуальную неповторимость, но и несущей социально-значимые черты («я» как «мы»)

  3. Реалистические тенденции, заложенные в древнерусской литературе открыли дорогу русской публицистике в многообразии ее жанров и повествовательных моделей.

Теоретическая база исследования формировалась, как двуединая целостность журналистского и историко-литературного взгляда на проблему Исходные теоретические положения базируются на трудах историков В О. Ключевского1, Б Д Грекова2, Б А Рыбакова3, И Я Фроянова", М. Н Тихомирова5, П П Толочко6, на историко-филологических и филологических исследованиях А А Шахматова7, В М. Истрина8, Е. П Еремина9, А Н Робинсона10, Д. С Лихачева", С С Аверинцева12, В В Бычкова13, М М Бахтина14, В. В Виноградова15, Ю Лотмана16, М И Стебли-на-Каменского17, И Ф Волкова18, а так же на исследованиях теории пуб-

I Ключевский В Курс русской истории в 9 т T 1/В О Ключевский —М Мысль, 1989, Ключевский
В О История сословий в России/ В О Ключевский — Минск Харвест, 2004, Ключевский В О Древ
нерусское жигиекакиегорическийисточник/В О Ключевский -М,1871

Греков Б Киевская Русь/ Б Д Греков — М Издательство ACT , 2004 Рыбаков Б А Древняя Русь Сказания Былины Летописи/Б А Рыбаков -М Наука, 1963 Фроянов И Я Древняя Русь Опыт исследования истории социальной и политической борьбы /

И Я Фроянов-СПб Питер, 1995

3 Тихомиров М Н Русская культура X-XVIII веков/ М Н Тихомиров — М Наука, 1968 Толочко В В Русские летописи и летописцы XI-X1II веков/ В В Толочко-СПб Алетейя, 2003 Шахматов А А Разыскания о русских летописях/ А А Шахматов-М Академический проект, 200] Истрин В М Очерк истории древнерусской литературы домосконского периода (XI-X1II вв У В М Ис-

трин - М Издательский центр «Академия», 2003 ЕреминИП Лекции и статьи по истории древней русской литературы/И П Ерсмин-Л Наука, 1987 Робинсон А Н Литература Древней Руси в литературном процессе Средневековья XI-XIII веков /

А И Робинсон -М Наука, 1980

II Лихачев Д С Исследования по древнерусской литературе/ Д С Лихачев -Л Наука, 1986, Лихачев
ДС Поэтика древнерусской литературы/Д С Лихачев -М Наука, 1979, Лихачев Д С Развитие рус
ской литературы 10-17 веков/Д С Лихачев -М Наука, 1982

Авсринцсв С С Поэтика рапневизантийской литературы/ СС Авсринцев — СПб Азбука, 2004

Бычков В В Эстетическое сознание Древней Руси Художественно-эстетическая культура Древней Руси XI-XV1I века/ В В Бы iKoo — М Знание, 1996

Бахтин М Автор и герой К философским основам гуманитарных наук/ М М Бахтин — СПб Азбука, 2000, Бахтин М Эпос и роман/ М М Бахтин — СПб Азбука, 2000, Бахтин М М Эстетика словесного творчества/М М Бахтин -М Москва, 1986

Виноградов В В Язык литературно-художественного произведения/ В В Виноградов — М Наука, 1980

16 Лотман Ю О поэтах н поэзии/ ІО Лозмап — СПб Высшая школа, 2001

17 Стсблин-Каменский М И Историческая поэтика /МИ Стсблин-Каменский - Л Издательство ЛГУ,
1978

Волков И Ф Литература как вид художественного творчества / И Ф Волков - М Просвещение, 1985

лицистики Е П Прохорова1, В. В Ученовой2, Л Е Кройчика3, А А. Тер-тычного4, М. И. Стюфлевой5, А А Грабельникова6, В. М. Горохова7.

Основные положения диссертации апробированы в докладах на всероссийской научно-практической конференции (Елец, 2008), всероссийской научно-практической конференции (Воронеж, 2008), международной научно-практической конференции (Архангельск, 2008), в статьях, опубликованных в журнале «Вестник Воронежского государственного университета Филология Журналистика» (№2, 2008), в сборнике материалов международной научно-практической конференции «Журналистика русского севера история, современность, перспективы» Архангельского государственного университета (2008), в сборнике материалов всероссийской научно-практической конференции «Проблемы массовой коммуникации» Воронежского государственного университета (2008), в сборнике материалов всероссийской научно-практической конференции «Общество и СМИ поиск формулы доверия» Елецкого государственного университета (2008), в сборнике научных трудов «Журналистика и журналистское образование в современном мире идеи, концепции, технологии» Рязанского государственного университета (2009), в сборнике «Былое и мы Журналистика и литература в пространстве культуры» Воронежского государственного университета (2009) Общий объем публикаций составляет 3,1 печатного листа Одна статья опубликована в периодическом издании, входящем в список Высшей аттестационной комиссии

Структура диссертации. Работа состоит из Введения и трех глав и заключения

Похожие диссертации на Публицистичность литературы Киевской Руси: тексты, авторы, аудитория