Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Редакционно-издательская и публицистическая деятельность П.П. Вейнера в журнале "Старые годы" Минкина Елена Владимировна

Редакционно-издательская и публицистическая деятельность П.П. Вейнера в журнале
<
Редакционно-издательская и публицистическая деятельность П.П. Вейнера в журнале Редакционно-издательская и публицистическая деятельность П.П. Вейнера в журнале Редакционно-издательская и публицистическая деятельность П.П. Вейнера в журнале Редакционно-издательская и публицистическая деятельность П.П. Вейнера в журнале Редакционно-издательская и публицистическая деятельность П.П. Вейнера в журнале Редакционно-издательская и публицистическая деятельность П.П. Вейнера в журнале Редакционно-издательская и публицистическая деятельность П.П. Вейнера в журнале Редакционно-издательская и публицистическая деятельность П.П. Вейнера в журнале Редакционно-издательская и публицистическая деятельность П.П. Вейнера в журнале Редакционно-издательская и публицистическая деятельность П.П. Вейнера в журнале Редакционно-издательская и публицистическая деятельность П.П. Вейнера в журнале Редакционно-издательская и публицистическая деятельность П.П. Вейнера в журнале
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Минкина Елена Владимировна. Редакционно-издательская и публицистическая деятельность П.П. Вейнера в журнале "Старые годы" : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.10 Санкт-Петербург, 2007 219 с., Библиогр.: с. 185-211 РГБ ОД, 61:07-10/1804

Содержание к диссертации

Введение

Глава I: П. П. Вейнер - редактор-издатель журнала «Старые годы» 14

1. Биография П. П. Вейнера 14

2. История создания журнала «Старые годы» 23

3. Деятельность П. П. Вейнера в журнале «Старые годы» 42

Глава II: Творчество П. П. Вейнера в журнале «Старые годы» 116

1. На защите культурного достояния России 116

2. Мир русской усадьбы в творчестве П. П. Вейнера 147

Заключение 180

Библиография: 185

Приложение I 212

Приложение II 217

Введение к работе

Культура Петербурга начала XX века неразрывно связана с именем Петра Петровича Вейнера - крупного коллекционера, пропагандиста истории искусства, всю сознательную жизнь защищавшего памятники Отечества, создателя Музея Старого Петербурга, редактора - издателя журнала «Старые годы».

На многие годы имя П. П. Вейнера было вычеркнуто из истории культуры, из истории журналистики России. Ни в одном учебном издании нет сведений о журнале «Старые годы» и его редакторе - издателе П. П. Вейнере, не исследовалась и его публицистика. Долгое время имя П. П. Вейнера оставалось в тени таких деятелей, как А. Н. Бенуа, барон Н. Н. Врангель, В. Я. Курбатов и др. Это невнимание можно объяснить исключительно тем, что на долю П. П. Вейнера - человека, мецената, пропагандиста охраны памятников истории и культуры Отечества выпала тяжелая участь: аресты, конфискация имущества, репрессии и расстрел. Обвинения в контрреволюционном заговоре, трагическая кончина П. П. Вейнера не позволяли обращаться к его творчеству в советское время.

Изучение творчества П. П. Вейнера, на наш взгляд, представляется явно недостаточным. Так, упоминание о П. П. Вейнере мы находим в целом ряде общих работ по истории библиофильства, о Кружке любителей русских изящных изданий, о становлении музейного дела в СССР.1 Однако авторы зачастую ограничиваются констатацией факта его деятельности в той или иной организации.

Первым исследователем, обратившимся непосредственно к изучению деятельности Кружка любителей русских изящных изданий, был П. Н.

Берков, впервые приведший биографические сведения о ведущих деятелях Кружка и отметивший его влияние на формирование концепции « искусства книги » начала XX века.2

В 1970 - 1980 - х годах появились статьи, посвященные издательской и выставочной деятельности Кружка любителей русских изящных изданий. Впервые были отмечены его связи с художественным объединением «Мир искусства», пропагандистская деятельность в области печатной продукции и просветительской роли коллекционеров.3Болыиой вклад в изучение темы внесла публикация М. А. Витухновской.4Автор впервые привела биографические данные П. П. Вейнера, указала на то, что его вклад в развитие отечественного искусствознания и в дело охраны памятников недостаточно изучен, а также дала оценку деятельности журнала «Старые годы». Несмотря на тщательную подготовку статьи, и в ней замечается целый ряд лакун, касающихся жизни и деятельности Вейнера: нет сведений о его жизни с 1898 - 1907 гг., о музейном служении с 1907 по 1918 гг., а также о последних годах жизни 1928 -1931. Не указывались сведения об арестах, а также дата смерти П. П. Вейнера. Но всё равно эту работу можно считать большой удачей. С 1923 года ни в одном из изданий не было опубликовано ни одной статьи П. П. Вейнера. Таким образом, издание его комментариев «"Старые годы", их история и критика», пусть даже с исключением некоторых фрагментов рукописи, стало источником дальнейшего изучения деятельности журнала.5

В эти же годы выходят отдельные статьи по вопросам музейной деятельности и истории комплектования коллекций в Санкт - Петербурге. К ним можно отнести публикации А. Банникова, посвященные деятельности журнала по охране памятников и о подготовке выставки «Старые годы».

Также этот автор обращается к творческому наследию барона Н. Н. Врангеля, освещает вопрос о приобретении Эрмитажем Мадонны Бенуа.6 В этой связи упоминается Кружок любителей русских изящных изданий и П. П. Вейнер.

Необходимость обращения к журналу «Старые годы» была связана с реабилитацией многих деятелей культуры, о которых стали говорить и на чьи статьи ссылаться, а также и с музеефикацией Гатчинского дворца, сбор научных материалов по идентификации коллекций. В 1995 году вышло переиздание Гатчинских номеров журнала «Старые годы». Эта публикация была максимально приближена к журналу - первоисточнику, в котором использовались оригинальные негативы придворных фотографов И. А. Александрова и Ф. Л. Николаевского, производивших специально для этого издания съемку в Гатчине. Статьи Н. Лансере, П. Вейнера, А. Трубникова, С. Казнакова и Г. Пинэ предваряет вступительная статья И. А. «Журнал «Старые годы» и его авторы». Обозревая все направления деятельности журнала, автор, скрывшийся за инициалами И. А., опирается на уже упоминавшиеся воспоминания Вейнера, а также на документы архива «Старых годов» (РГИА). К сожалению, в публикации имеется неточность. Автор, сообщая о подготовке памятного юбилейного сборника для поднесения редактору - издателю П. П. Вейнеру, утверждает, что это начинание не было осуществлено в связи с прекращением выпуска журнала . На самом же деле в 1917 году от Кружка любителей русских изящных изданий была выпущена небольшая книжка и преподнесена П. П. Вейнеру в день торжества9.

В статье не дается никаких биографических сведений об авторах, лишь перечисление тем и названий статей.

В 1996 году была опубликована статья М. Д. Ромма «Журнал "Старые годы"». В ней, как и у предыдущих исследователей, рассказывается об истории создания журнала, акцентируется внимание читателей на просветительской деятельности его редакции по сохранению памятников культуры; «Старые годы» рассматриваются как «непревзойденный образец искусствоведческого журнала»,10 даётся краткий обзор деятельности этого издания и его руководителя П. П. Вейнера. Однако и данная публикация не лишена неточностей, касающихся дат (о приёме в действительные члены Академии художеств), а также в сведениях об аресте и конфискации у него имущества в 1925 году. Автор не указывает на то, что П. П. Вейнер свои коллекции зарегистрировал в Отделе охраны еще в 1919 году, а часть передал в Музей Города, Русский музей и другие музеи Петрограда.

В конце 1990 - х годов выходили сообщения и статьи, в которых упоминался П. П. Вейнер, рассказывалось о различных направлениях деятельности Общества Старый Петербург - Новый Ленинград, журнала «Старые годы», Кружка любителей русских изящных изданий. Обращение исследователей к культуре Серебряного века позволил опубликовать целый ряд работ о коллекционерах, общественных деятелях, музейных работниках. Появились статьи, посвященные сотрудникам «Старых годов», показывавшие их разносторонние интересы.12 Чаще всего, в поле зрения ученых оказывались жизнь и творчество барона Н. Н. Врангеля,13 были подготовлены и опубликованы его статьи о старых усадьбах, а также его дневники.14

В последние годы исследователи всё чаще привлекают статьи журнала «Старые годы» для иллюстрации своих публикаций, уточнения атрибуции музейных предметов. По прошествии почти века вновь даётся высокая оценка авторам журнала, в том числе и П. П. Вейнеру. Его заслуженно называют лучшим знатоком французской бронзы русских собраний, ссылаются на книгу «О бронзе».

В XXI веке вышло несколько справочников из серии: «Кто есть кто», в которых приводятся краткие сведения о П. П. Вейнере. Надо отметить важность подобных изданий для исследователей, так как в них включены многие ранее не упоминавшиеся имена русских коллекционеров, в том числе и П. П. Вейнера. Подобный справочник появился также и на Интернет 16 сайте.

Вся названная литература, без сомнения, в той или иной степени способствовала решению поставленных в диссертации задач. В числе источников диссертации важное место занимают мемуары современников П. П. Вейнера. В них раскрывается его личность, характер, отношение к своей деятельности. Несмотря на то, что многие факты в них изложены несколько субъективно, надо всё же иметь в виду, что без воспоминаний, писем и дневников трудно воссоздать колорит эпохи; они же помогают уточнить фактические данные. При подготовке диссертации использованы статьи, письма, мемуары А. Н. Бенуа, Н. Н. Берберовой, А. А. Блока, В. А. Верещагина, И. Э. Грабаря, М. В. Добужинского, В. П. Зубова. Г. В. Иванова, С. К. Маковского, А. П. Остроумовой - Лебедевой, Н. Н. Лунина, К. А. Сомова, И. И. Толстого, А. Трофимова (А. А. Трубникова). В одних П. П. Вейнер предстает перед нами начинающим собирателем и признанным искусствоведом. В других дается оценка деятельности журнала «Старые 1 Я годы» и Кружка любителей русских изящных изданий. В 2004 году были опубликованы воспоминания графа В. П. Зубова. Они привлекают к себе внимание тем, что посвящены самым тяжелым годам в жизни многих деятелей культуры Серебряного века, в том числе и П. П. Вейнера. Глава «Гатчина» и докладная записка по Гатчинскому дворцу -музею (1918 г.) раскрывают перед нами образ патриота, самопожертвованно отдававшего силы спасению памятников культуры, знающего специалиста, без участия которого работа по учету дворцовых коллекций была бы затруднена.19

Таким образом, можно констатировать, что при наличии ряда работ, освещающих отдельные аспекты деятельности П. П. Вейнера, комплексного, обобщающего исследования по теме «Редакционно - издательская и публицистическая деятельность П. П. Вейнера в журнале "Старые годы"» до сих пор не было.

Целью настоящей работы стало комплексное изучение деятельности П. П. Вейнера в журнале «Старые годы», выявление его роли как лидера журнала, умелого организатора, сумевшего сплотить вокруг себя талантливых исследователей памятников культуры. В диссертации также будет предпринят анализ проблематики публицистического наследия П. П. Вейнера.

Объектом исследования диссертации является деятельность П. П. Вейнера в журнале «Старые годы».

Предметом исследования является проблематика публицистического творчества П. П. Вейнера.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1907 года - времени создания и становления журнала «Старые годы» - по 1917 год - времени комплектования и издания последней книжки журнала за 1916 год, борьбы П. П. Вейнера за сохранение редакции.

Перед исследователем стоят следующие задачи:

1. Показать историю создания журнала «Старые годы», особенность этого издания среди других журналов начала XX века.

2. Проанализировать деятельность П. П. Вейнера на посту редактора -издателя журнала «Старые годы».

3. Охарактеризовать круг тем публикаций, которые являлись главными для редактора и авторов «Старых годов».

4. Проследить отношение П. П. Вейнера к вопросам культуры и охраны памятников России.

5. Показать вклад Вейнера в развитие просветительской периодики.

Для выполнения поставленных задач привлекались разные группы источников: архивные документы, периодика, публикации журнала «Старые годы». Во-первых, использованы архивные материалы, часть которых вводится в научный оборот впервые. В фондах Российского государственного исторического архива (в дальнейшем РГИА) были изучены и привлечены к исследованию материалы журнала «Старые годы»: переписка редакции с читателями и авторами, счета об оплате гонораров журналистам и фотографам, за содержание редакции и др. Здесь же были обнаружены сведения о благотворительной деятельности редактора -издателя П. П. Вейнера в годы Первой мировой войны по учреждению и содержанию на свои средства лазарета для раненых воинов.20 Большой интерес представляют документы о подготовке выпусков журнала «Старые годы», посвященные старым усадьбам и выставочной работе этого ежемесячника. В диссертации используются также журналы заседаний редакции, в которых зафиксированы обсуждения тематики будущих выпусков. Именно документы редакции и переписка П. П. Вейнера с государственными учреждениями позволяют настаивать на дате окончания деятельности журнала «Старые годы» - 1917, а не 1916 год, как указывают другие исследователи, полагаясь на дату, обозначенную на последнем выпуске.

В фонде Академии художеств (№ 789, 790) были выявлены сведения для составления биографии П. П. Вейнера, которая в полном объеме представлена впервые и включает в том числе информацию о его службе в отряде Красного Креста в годы Русско-Японской войны и награждении за это медалью.21 Также в архиве Академии найдены документы о представлении и избрании П. П. Вейнера действительным членом Академии художеств. По документам определена дата основания Музея Старого Петербурга, активным сотрудником которого он был.

В Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга (в дальнейшем ЦГИА СПб) были обнаружены документы о деятельности П. П. Вейнера на посту секретаря Кружка любителей русских изящных изданий, переписка и счета типографии «Сириус» (Фонд № 540), а также рукописные материалы из фонда Музея Старого Петербурга (№ 486). Большой интерес имеют документы о жизни П. П. Вейнера после закрытия журнала, работа его на поприще комплектования музейных фондов в Обществе поощрения художеств и его активная лекционная деятельность во вновь созданных музеях, бывших царских резиденциях (Фонд № 448).

В Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга (в дальнейшем ЦГА СПб) хранятся материалы Общества охраны памятников культуры и старины, а также документация Музея Города, в котором П. П. Вейнер трудился с 1918 по 1925 год. Большой интерес для исследователя имели и документы П. П. Вейнера из домовой книги с анкетами, которые позволили восполнить пробелы в датах этого периода его жизни (Фонды № 2555,3199,7965).

Материалы Центрального государственного архива литературы и искусства (в дальнейшем ЦГАЛИ СПб) содержат сведения о деятельности П. П. Вейнера в Музее Города, по сохранению Гатчинского дворца, в Обществе Старый Петербург - Новый Ленинград и др. (Фонды № 32,36, 53,72).

В процессе работы над диссертацией использовались музейные архивы. Нами обнаружены в разных фондах Государственного музея истории Санкт - Петербурга документы, переданные П. П. Вейнером в 1925 году, Кружка любителей русских изящных изданий и «Старых годов», Музея Старого Петербурга, фотографии, книги, живопись и графика, мебель и др. В личных фондах современников П. П. Вейнера: А. Н. Бенуа, В. В. Воинова, Г. К. Лукомского, Ф. Ф. Нотгафта архива Государственного Русского музея есть материалы о нем. Именно в этом музее хранится рукопись П. П. Вейнера о журнале «Старые годы», написанная им в ссылке. В процессе работы с архивными материалами выявлены воспоминания М. А. Коваленской - сестры В. А. Верещагина о последних часах жизни П. П. Вейнера.22

В Отделе рукописей Российской национальной библиотеки (в дальнейшем ОР РНБ) в личных фондах имеются документы о лицейском обществе и о работе П. П. Вейнера по музеефикации Гатчинского дворца.

Документы из архивов содержат богатейший фактический материал и являются ценным подспорьем для дальнейших исследований.

Существенной группой привлеченных источников для решения проблем диссертации стала периодика. Были изучены все выпуски журнала «Старые годы» (1907 - 1916 гг.), сделана выборка и составлен перечень опубликованных статей, очерков и заметок, принадлежащих перу П. П. Вейнера (Приложение II). Используются публикации ряда ведущих газет и журналов начала XX века: «Новое время», «Сатирикон», «Исторический вестник», «Речь», «Золотое Руно» и др.

Научная новизна. В диссертации впервые исследованы:

1. Биография Петра Петровича Вейнера.

2. Деятельность П. П. Вейнера как учредителя, редактора и издателя журнала «Старые годы».

3. Проблематика творчества П. П. Вейнера. Впервые он представлен как глубокий исследователь и журналист.

В процессе исследования был введён в научный оборот большой массив новых архивных документов, историко-филологических и искусствоведческих фактов и уточнений.

Методологическую основу диссертации составили общенаучные принципы объективности, историзма, системности. Анализ материала ведется на базе филологического, сравнительно - исторического, проблемно - хронологического и описательного методов.

Теоретическую основу диссертации составили труды историков культуры, филологов Н. П. Анциферова, А. Ф. Бережного, П. Н. Беркова, Г. В. Жиркова, Ю. М. Лотмана, С. Я. Махониной и др.

Практическая значимость. Результаты исследования, обобщения и выводы диссертации могут быть использованы в ходе изучения культуры России начала XX века, при дальнейшем изучении жизни и творчества П. П. Вейнера и в целом в процессе изучения истории отечественной журналистики; могут быть полезными при подготовке общего и специального лекционных курсов, семинаров по истории журналистики.

Апробация работы. Основные результаты исследования апробировались на научно - практических конференциях (СПбГУ, ГМИ СПб, Всероссийском Музее А. С. Пушкина, Гос. дворцово - парковом и историко - художественном музее-заповеднике «Гатчина», мемориальной библиотеке князя Г. В. Голицына, Гос. музее - заповеднике «Царское Село» и др.), отражены в научных публикациях: в книге «Особняк Вейнеров» (1997, 6 печ. листов), 11 статьях и тезисах докладов. В 1997 году материалы исследований были использованы при подготовке выставки «Певцы русской книги. К 90 - летию журнала "Старые годы"», в 1998 году создана выставка «Коллекции Музея Старого Петербурга» в Гос. музее истории Санкт -Петербурга, а также для подготовки выступления в телепередаче канала «Культура СПб.» (1998 г.), радиопередаче «Город и горожане» (2000 г.), посвященных вопросам охраны памятников Петербурга и деятельности П. П. Вейнера.

Структура диссертации соответствует целям и задачам исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. В I приложении приводятся основные даты жизни и творчества П. П. Вейнера, составленные по архивным материалам. Во II приложении впервые приведены 54 печатные работы П. П. Вейнера, опубликованные в журнале «Старые годы».

Биография П. П. Вейнера

Необходимо остановиться на биографии Петра Петровича Вейнера, так как многие факты его жизни долгие годы были неизвестны. Ранее исследователи опирались лишь на скудные анкетные данные. После изучения архивных источников появилась возможность впервые заполнить ряд пробелов в биографии редактора - издателя «Старых годов».

Петр Петрович Вейнер, потомственный дворянин, родился 3 октября 1879 года в Санкт-Петербурге. Его родители Петр Петрович и Мария Васильевна уделяли большое внимание образованию. С этой целью они переехали из Астрахани, где владели крупными пивоваренными заводами, в Петербург. В семье было пять человек детей: три сына и две дочери. Все сыновья закончили Императорский Александровский Лицей. Целью этого военно-учебного заведения было «воспитание благородного юношества для гражданской службы по всем частям, требующим высшего образования, преимущественно же для служения по министерству внутренних дел»24.

П. Вейнер завершил лицейское образование в 1898 году. В этом же году он поступает на службу делопроизводителем в канцелярию Государственного Совета (сверх штата). Всё свободное время П. П. Вейнер уделяет своим увлечениям: театру, книгам и коллекционированию предметов искусства.

В 1904-1905 годах принимает участие в Русско-японской войне, служа в Красном Кресте в г. Ляоянь. За эту деятельность он был представлен к медали 5.

Вернувшись в Петербург, он становится активным участником заседаний «Общества любителей Старого Петербурга» и «Кружка любителей русских изящных изданий». В это время на Вейнера оказал большое влияние Василий Андреевич Верещагин . Они вместе служили в Мариинском дворце: Верещагин был статс-секретарь Государственного совета, а Вейнер - делопроизводитель Государственной канцелярии. Встречались они и на заседаниях Кружка, где Василий Андреевич был председателем, а Петр Петрович с 1907 по 1917 год исполнял обязанности секретаря.

В 1907 году, по инициативе членов Кружка, стал выходить ежемесячник для любителей искусства и старины - журнал «Старые годы».

Поначалу Петра Петровича привлекли к изданию как начинающего молодого мецената, но уже через несколько месяцев после выхода первой книжки «Старых годов» он стал издателем и редактором этого журнала, где в разное время сотрудничали известные искусствоведы и коллекционеры: А. Бенуа, Н. Врангель, С. Дягилев, В. Курбатов, Н. Лансере, Э. Ленц, Э. Липгарт, Н. Рерих, И. Фомин, С. Эрнст, С. Яремич и др.

Журнал быстро завоевал популярность у читателей. Готовя его выпуски, Вейнер приобретал опыт. И уже в 1908 году выходит его первая статья с описанием собрания князя А. С. Долгорукого . С этого времени П. П. Вейнер регулярно выступает в качестве автора-исследователя и публициста. Им напечатано в журнале «Старые годы» более пятидесяти статей и очерков. Это библиографические обзоры, очерки, статьи о коллекциях и их владельцах. Вейнера - публициста волновали вопросы защиты и сохранения памятников культуры Петербурга и России, музейная жизнь и пропаганда частных коллекций.

В кругах искусствоведов и коллекционеров Вейнер завоёвывает авторитет. Его приглашают в числе других экспертов для оценки художественного собрания, оставшегося после смерти в 1910 году Великого князя Алексея Александровича.

Параллельно с издательской деятельностью Петр Петрович активно участвовал в создании музея Старого Петербурга. В момент его открытия в 1907 году он подарил музею гравюры Ж. - Ф. Блонделя, литографии К. П. Беггрова, альбом «Похороны Императора Николая I», позднее передал коллекцию из 254 чертежей и рисунков Дж. Кваренги с видами Петербурга и его окрестностей. С 1909 года Вейнера избрали членом дирекции музея, а с 1912 года он сменил А. Н. Бенуа на посту председателя Дирекции. Задачи музея и журнала были подчинены общим целям: охранять культурное наследие прошлого, сохранить памятники старины Петербурга и всей России. Всё, что он и его сподвижники могли собрать и уберечь, концентрировалось в фондах музея Старого Петербурга. Со страниц журнала «Старые годы» они обращали внимание общественности на случаи вандализма и призывали государственные службы принять надлежащие меры.

За большие заслуги по охране памятников Петербурга и за издание журнала «Старые годы» в 1911 году Академия Наук наградила Петра Петровича Вейнера Пушкинской золотой медалью.

Росло число друзей музея Старого Петербурга, увеличивались его доходы. На 1912 год Музей насчитывал 1457 экспонатов. Обзоры музейных коллекций и ход работ печатались в журнале «Старые годы» . Успеху этой охранительной деятельности поспособствовало и то обстоятельство, что председателем дирекции Музея и редактором журнала являлся П. П. Вейнер. Осенью 1912 года за свою самоотверженную работу он был выдвинут на соискание звания действительного члена Академии художеств. Среди представленных к этому званию Вейнер получил наибольшее число голосов. 28 ноября 1912 года коллежского советника П. П. Вейнера, состоявшего старшим делопроизводителем государственной Канцелярии, утвердили действительным членом Академии художеств.

История создания журнала «Старые годы»

Для культуры Петербурга начала XX века характерно обилие разнообразных общественных объединений и организаций: Общество архитекторов-художников, Общество защиты и сохранения памятников искусства и старины, Музей Старого Петербурга, Музей Допетровского искусства и быта и др. В этом же ряду можно назвать Кружок любителей русских изящных изданий (КЛРИИ) и его детище - журнал «Старые годы». Инициатором их создания был Василий Андреевич Верещагин (1859-1931) -статс-секретарь Государственного Совета, редактор журнала «Русский библиофил» (1911 - 1916), сотрудник журнала «Антиквар» (1902 - 1903). Он был известным коллекционером книг, тонким ценителем искусства. Верещагин, занимая такой высокий государственный пост, считал себя прежде всего библиофилом и «аполлоновым слугой».45 А. Н. Бенуа называл его «типом утонченного петербуржца этих десятилетий», указывал, что: «Верещагиным, было положено начало нескольким затеям, имевшим большое значение в том периоде расцвета русской культуры, которым завершилась дореволюционная эпоха» . В некотором смысле тем человеком, кто воплотил части этих затей впоследствии стал Петр Петрович Вейнер. Поддавшись влиянию Верещагина, его обаянию, его знаниям, он вошел в круг друзей-единомышленников, навсегда связав себя с книгоизданием и коллекционированием.

В один из осенних петербургских вечеров 1903 года на квартире Ильи Владимировича Ратькова-Рожнова - обладателя прекрасной коллекции французских иллюстрированных изданий XVIII века, собралось несколько любителей книги. Его гостями также были М. А. Остроградский, П. Е. Рейнбот, Е. Н. Тевяшов - все трое знатоки и собиратели редких изданий и гравюр; хозяин большой словолитни и известный коллекционер И. И. Леман, а также П. П. Вейнер и В. А. Верещагин47.

Разглядывая и перелистывая шедевры французского книгопечатания XVIII века, собравшиеся в разговоре коснулись между прочим вопроса о необычайной, по сравнению с французами, скудости русской книжной иллюстрации, о причинах такой бедности. При обсуждении этого вопроса решили принять меры к повышению уровня издания русской художественной книги, как в качественном, так и в количественном отношении. Василий Андреевич предложил основать Кружок любителей русских изящных изданий, главной целью которого было бы содействовать поднятию художественного уровня издаваемых в России произведений печатного слова.

Кружок должен был способствовать сближению собирателей книг. Создатели кружка мечтали привлечь к издательской работе талантливых графиков, производя оттиски с их работ на меди и дереве, а также и механическим способом. Идея выглядела авантюрой, так как не было ни денег на издательство, ни помещения. Но, как вспоминает Верещагин: «Расчет на «авось» и «небось» оправдался самым блестящим и неожиданным образом: мы начали ни с чем, а закончили обладателями собственной квартиры и капитала тысяч в 30 рублей» .

В тот памятный вечер В. А. Верещагина избрали председателем Кружка, Е. Н. Тевяшова — товарищем председателя, И. В. Ратькова-Рожнова — секретарем (в 1907 г. его заменил П. П. Вейнер), И. И. Лемана — казначеем. Было решено, кроме того, привлечь в качестве членов двух известных букинистов: В. И. Клочкова и Н. В. Соловьева; богатого любителя, купца Синягина Н. К., очень быстро собравшего превосходную русскую библиотеку, и Кедрова П. Д., тоже собирателя книг. В составе одиннадцати членов Кружок начал работу. Собрания проходили в кабинете Знаменской гостиницы, принадлежавшей отцу Н. В. Соловьева. В 1907 году Кружок приобрел постоянное помещение в доме Вейнеров на Воскресенском пр., д. 9, кв. 14. К 1904 году был выработан и в том же году издан Устав Кружка Любителей русских изящных изданий в Петербурге, являющейся его Программой. В эту программу входило: «а) издавать, с разрешения предварительно цензуры, всякого рода произведений печатного и графического искусства; б) назначать конкурсы с выдачей премий и наград; в) 1/ публичные чтения по вопросам, касающимся задач кружка и 2/ выставки и аукционные продажи произведений книжного дела и графических искусств; г) входить в сношения с правительственными книгохранилищами, музеями и общественными библиотеками по вопросам, касающимся задач Кружка».

На защите культурного достояния России

Первостепенная тема всех выступлений П. П. Вейнера на страницах "Старых годов" - это охрана памятников культуры. При её разработке для автора нет маленьких вопросов, он в каждом случае пытается разобраться и отдать свой голос в защиту культурного достояния, будь то реставрация памятника, варварское отношение к нему или некомпетенция городских ведомств. В этой связи очень характерна статья в разделе "Хроника" за 1914 год "Недоразумение с Троицким собором" (І914.-Январь.- С.48.).

Свято-Троицкий собор был заложен 16 (27) мая 1703 года в день рождения Северной столицы. Он являлся сердцем города. Недалеко от него располагались первые правительственные и городские здания: Сенат, петровские коллегии, Гостиный двор и домик Петра I. Именно в этом соборе совершались благодарственные молебны в ознаменование победы под Полтавой в день святого Сампсония (1709), по случаю окончания Северной войны (1721) и заключения Ништадтского мира и многим другим историческим событиям.

Храм этот производил совершенно иное впечатление, чем большие петербургские соборы с их каменным великолепием. В 1913 году собор почти полностью сгорел, как писали столичные газеты, от самовозгорания. Газета «Новое время» сообщала: « 7 февраля огнем полуразрушен деревянный храм Петербурга - собор во имя Св. Троицы на Петербургской стороне против Петропавловской крепости. Загорелось около четырёх часов утра от неисправного состояния дымовых труб... Пожар был обнаружен дежурным сторожем, находившимся в алтаре, который разбудил других сторожей и с их помощью начал тушить пламя»211. В связи с этим последовали статьи с обращением к деятелям культуры по поводу восстановления памятника и недопущения подобного впредь. Так, В. В.

Розанов, сотрудник «Нового времени», писал: "Кстати, всему Петербургу было бы интересно узнать, как оберегаются подобные святыни и ценности, чем обеспечена их безопасность; вверено ли подобное наблюдение единичным лицам или коллегиям. И вообще желательно было бы побольше подробностей, чтобы осветить это дело".

В журнале, призванном привлекать внимание соотечественников к защите памятников истории, появляется отклик П. П. Вейнера на подобные публикации, «Когда на петербургской стороне сгорел Троицкий собор [1913 год. - Е. М.], мы сразу высказали опасение, что прежний вид этого исторического места не будет восстановлен и что возводимая рядом временная церковь тут водворится надолго"(1914.-Январь,- С.48.). Прошло время и городские власти решили построить на месте старого Троицкого собора - новый. Вейнер указывает на особенность этого места Петербурга и на важность внешнего вида будущего архитектурного сооружения.

1 января 1914 года был опубликован состав комитета по сооружению этого храма. И как иронично отмечает Вейнер: "Очевидно, в это объявление вкралась редакционная ошибка: это, должно быть, хозяйственный комитет, имеющий заведовать сбором пожертвований, административными сношениями, а не сооружением нового храма" (1914. -Январь.- С.48.). Оказалось, что в число 14 членов комитета входят: епископ, 2 протоиерея, 2 инженера путей сообщения, сановники, военные. В списке не было указанно ни одного специалиста по вопросам искусства или сотрудника ведомства, имеющего отношения к культуре. "Будем же надеяться, что это обмолвка и просто недоразумение, - с возмущением указывает Вейнер, - так как нельзя же допустить мысли, что в сооружении храма на самом видном месте Петербурга не примут участия люди, понимающие в искусстве" ( 1914.-Январь.- С. 48.).

Больше всего автор выступает против дилетантизма и не продуманного, пренебрежительного отношения к делу. Он неоднократно упоминает, что, видимо, произошло недоразумение по отбору членов комитета. Обращаясь к читателям, Вейнер еще раз напоминает: "Красота Петербурга есть достояние, составленное не нами, а унаследованное от предков и принадлежащее всей России. Мы имеем право уничтожать то, что сделали сами, а в обращении с двухвековым достоянием Петербурга нельзя не быть достаточно осторожным. Набережная Невы - венец красоты Петербурга, и по соседству с Петропавловским собором, против Летнего сада, на гранитных берегах царственной реки нельзя воздвигать монументального храма, несогласованного с общей торжественной парадностью этого места" (1914,-Январь.- С. 48.). Надо отметить, что мнение культурной общественности были услышаны, в комитет ввели членов Академии художеств. Собор поручили возводить архитектору А. П. Аплаксину.

Но простоять вновь отстроенному собору удалось лишь до 1930-х годов.213 Его постигла участь многих культовых сооружений. Он был разрушен до основания. И вот уже к 300 - летию Санкт - Петербурга, то есть через 100 лет после описываемых событий, было принято решение об установке на Троицкой площади собора. Дело закончилось возведением часовни.

Мир русской усадьбы в творчестве П. П. Вейнера

Мир русской усадьбы, просуществовавшей почти столетие, можно назвать самым гармоничным и духовно наполненным явлением национальной культуры, насыщенным традициями духовного бытия русского дворянства. Усадебная культура сформировала особые традиции жизни, складывавшиеся на протяжении нескольких поколений русского дворянства и разрушенные в одночасье.

Русская усадьба, неповторимое по своей универсальности явление, достигло расцвета в конце XVIII - начале XIX века, ностальгически переосмысливалось на рубеже XIX-XX веков. Вероятно, этот интерес основан на притягательной силе той гармонии, которую сумел обрести «Мир русской усадьбы» . На рубеже веков возник «усадебный миф». Ведь вместе с наборным паркетом в усадьбах были помещения с земляными полами, но в памяти сохраняется лишь блеск паркета. Этот исторический миф сохранился, по-видимому, потому что эти загородные постройки обладают этико-культурной целостностью. Все они строились, как и церкви, в особо благодатных местах, где красота мироздания и сегодня ощущается с удвоенной силой. Само место расположение усадьбы всегда соприкасается с гармонией природы, концентрирует неосязаемую поэтическую, духовную насыщенность.

Классическая русская усадьба, о которой пойдет разговор в дальнейшем, пушкинского времени, выполнена в стиле ампир, корни которого лежат в ордерной системе античности. «Классический ордер на протяжении всей истории искусств тяготеет к вневременным категориям мироздания, и в этом причина периодически возобновляющегося интереса к нему. Достаточно вспомнить о древнегреческом модуле в архитектуре, соразмерном пропорциям человека. В архитектурном облике ампирной усадьбы завязаны два гармоничных узла: ясность архитектуры, соотнесенная со спокойными ритмами национального ландшафта, а белоколонные портики - с белизной российских церквей»238. Эти рассуждения в первую очередь касаются классической усадьбы XVIII- начала XIX века. Рубеж следующего столетия, с его мятежностью духа и ощущением сопричастности другим культурам, разрушает классическую ампирную форму усадьбы. Однако неоготические и неорусские особняки этого времени оказались менее органичными русскому ландшафту, чем пушкинский ампир.

Интерьер исторической усадьбы с ее знаменитыми анфиладами, чередованием гостиной, библиотеки, кабинета, детской, портретной представляет своеобразную сцену, на которой разыгрывался спектакль жизни с ее духовной наполненностью. Ю. М. Лотман, характеризуя человека 1840 -1860 -х годов, замечал, что он смотрел на реальную жизнь, как на спектакль, что давало ему возможность избирать амплуа индивидуального поведения, но и наполнял его ожиданием событий. Далее отмечалось, что «период начала XIX века, период, который пройдет под знаком вторжения искусства - в первую очередь театра - в русскую жизнь навсегда останется знаменательной эпохой в истории русской культуры».239

Прекрасные библиотеки взрастили поколение русских мыслителей и литераторов. Здесь был пройден путь от домашнего музицирования до музыки П. И. Чайковского и С. В. Рахманинова. Рисунки в альбомах и творчество любителей живописи, включая крепостных художников, отражали неуловимую душу усадебного мира, гармония и красота которой позже засияла на полотнах художников объединения «Мир искусства». Таким образом, в интерьерах усадеб обозначились духовные устремления человека в его частной жизни.

Театральность восприятия мира переносилась и на ландшафтную архитектуру. Мир усадьбы не мыслим без парка, составляющего непременное условие его гармонии. Именно природа поднимала быт на уровень бытия. Этот земной рай приучал душу чувствовать присутствие Творца, сознавать цикличность суток, времен года, самой человеческой жизни. Большинство поэтических строк, рожденных в усадьбе, посвящено красоте природы. Разрушение усадьбы разорвало связь с землей. Наличие усадьбы с ее бытом, хозяйственными и творческими устремлениями способствовало формированию определенного культурного центра в бескрайних пространствах русского пространства.

Похожие диссертации на Редакционно-издательская и публицистическая деятельность П.П. Вейнера в журнале "Старые годы"