Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Региональная специфика медиаотражения сферы культуры в 80 - 90 - е годы XX века : на материале ставропольской прессы Белик, Вера Ивановна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Белик, Вера Ивановна. Региональная специфика медиаотражения сферы культуры в 80 - 90 - е годы XX века : на материале ставропольской прессы : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.10 / Белик Вера Ивановна; [Место защиты: Юж. федер. ун-т].- Ставрополь, 2013.- 179 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-10/254

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Информационная политика ставропольской прессы 1980-х годов в освещении темы культуры 14

1.1. Вопросы культуры в ведущих региональных периодических изданиях советского времени 14

1.2. Трансформация информационной политики ставропольской прессы в сфере культуры второй половины 1980-х годов 51

Глава II. Специфика отражения культурной тематики в ставропольской периодической печати в 1990-е годы 88

2.1. Жанрово-тематические особенности публикаций о культуре в общественно-политических изданиях Ставрополья 88

2.2. Реализация темы культуры в специализированной прессе культурологического характера 121

Заключение 153

Введение к работе

Актуальность исследования. Северный Кавказ, составной частью которого является Ставропольский край, – один из самых многонациональных регионов Российской Федерации. На протяжении столетий народы Северного Кавказа поддерживают теснейшие экономические и культурные связи. Тем не менее, сегодня в регионе остро стоит проблема налаживания межкультурного диалога, в котором традиционно важную роль играют организации сферы культуры и средства массовой информации.

Исследования свидетельствуют, что «содержание и результаты многообразных контактов во многом зависят от способности их участников понимать друг друга и достигать согласия, которое, главным образом, определяется этнической культурой каждой из взаимодействующих сторон, психологией народов, ценностями, господствующими в той или иной культуре» (Волова 2003, с. 5). Полнота постижения чужой культуры обусловливается, как это показано в эстетико-философской концепции М.М. Бахтина, «возможностью взглянуть на мир ее глазами» (Бахтин 1986, с. 334). Особая роль журналистики в этом процессе связана с тем, что она «делает культуру доступной для самых широких кругов» (Прохоров 2011, с. 78).

Однако долгое время исследователи констатировали отсутствие в теории журналистики «серьезных попыток определить место культурно-исторической проблематики в СМИ» (Основные понятия теории журналистики 1993, с. 21).

На современном этапе фиксируется устойчивый интерес ученых к исследованию специфики отражения определенных тем в средствах массовой информации на разных этапах их развития. Наиболее отчетливо эта тенденция проявляется в диссертационных работах (Бабкин 2012, Мартыненко 2012, Махкамова 2012, Суховеева 2012, Умарова 2012, Хомченко 2012, Хохлач 2012 и др.). Проблемно-тематические направления современной журналистской практики представлены в коллективном труде «Проблематика СМИ: Информационная повестка дня» (Проблематика СМИ 2008), отдельная глава в котором посвящена культурологической проблематике. Исследователи подчеркивают, что «есть необходимость структуру периодических изданий, в поле внимания которых находится культура, рассмотреть в единстве» и, наряду с культурологическими, изучить «общественно-политические газеты – российские, региональные, городские, муниципальные. Именно из них большинство читателей узнает о событиях в искусстве, о проблемах развития культуры страны, края, родного города» (Дедкова 2008, с. 158-159). Поэтому обращение к недавнему историческому опыту медиаотражения сферы культуры в одном из сложных полиэтничных регионов видится своевременным и перспективным.

Способствует актуализации темы наметившийся в историко-журналистской науке интерес к формированию новой системы российских СМИ в конце XX века. Как отмечают историки новейшей отечественной журналистики, «на современном этапе существует уникальная возможность дать наиболее полную оценку» особенностям ее развития в переломное перестроечное и постперестроечное время (Корнеева 2008, с. 3), так как даже крупнейшие библиотеки страны в последнее десятилетие ХХ века в условиях бурного развития прессы и несовершенства законодательного регулирования пополнялись положенным им обязательным экземпляром газет лишь в половине случаев (Алексеев 1998), и зачастую издания сохранились лишь в личных архивах.

Актуальность диссертации определяется также необходимостью нового взгляда на советскую периодическую печать, которую известный отечественный историк печати Б.И. Есин характеризует следующим образом: «Признавая ее ангажированной, полностью подчиненной партии, надо все же помнить о ее достижениях в массовости, аналитичности, вкладе в СМИ многих талантливых работников…» (Есин 2007, с. 29). Значимым является факт, что для советской журналистики первой половины 1980-х годов, по мнению исследователей того времени, распространение информации о культуре и искусстве было не менее важно, чем распространение сведений об экономике, политике, праве, морали, науке и т.д. (Дзялошинский 1984).

Выбор местных СМИ в качестве объекта исследования коррелирует с пониманием их современной отечественной наукой как «основных носителей информации в регионах» (Средства массовой информации России 2008, с. 49), которые стараются обеспечить «постоянное коммуникативное взаимодействие между теми, кто создает духовные ценности общества, и теми, кто приобщается к этому, формируя благодаря получаемой информации в своем сознании целостную картину текущей действительности» (Типология периодической печати 2009, с. 12). В этой связи значительный научный и практический интерес представляет изучение и предперестроечной журналистики в регионах, где к тому времени уже был накоплен значительный опыт развития средств массовой информации разного уровня, сформировались устойчивые редакционные коллективы, профессионально решавшие творческие задачи.

Представляется, что осмысление информационной политики региональной прессы 1980-1990-х годов должно стать важным компонентом в системном изучении отечественной журналистики конца XX века. Выявление специфики медиаотражения сферы культуры в местных периодических изданиях, которые, по мнению исследователей, «способствуют развитию культурных традиций и среды, связанных с особенностями данной местности, воспроизводят и фиксируют “код культуры”, оставаясь нередко единственным историческим свидетелем» (Корнилов 1992, с. 62), дает возможность охарактеризовать адаптацию СМИ к новым социальным условиям и развитие новых подходов к формированию повестки дня.

Степень научной разработанности проблемы. Исследование прессы в теории журналистики А.И. Акоповым, Е.В. Ахмадулиным, Е.Л. Вартановой, Я.Н. Засурским, С.Г. Корконосенко, Г.В. Лазутиной, В.Ф. Олешко, Е.П. Прохоровым, Л.Г. Свитич, А.И. Станько, А.А. Тертычным, В.В. Тулуповым, М.В. Шкондиным, М.И. Шостак и др. (Акопов 1985, 2002, Ахмадулин 2004, 2009, Вартанова 2009, Засурский 1992, 2000, 2002, Корконосенко 2011, Лазутина 2010, Олешко 1992, 2000, Прохоров 1981, 2005, 2011, Свитич 1986, 2010, Станько 1983, 1986, Тертычный 2002, 2011, Тулупов 1996, Шкондин 2000, 2002, Шостак 1986) способствовало выявлению ее типологических и содержательных моделей, способов творческой реализации проблемно-тематических линий в периодических изданиях.

Значимый вклад в исследование журналистики советского времени внесли работы И.В. Кузнецова, Р.П. Овсепяна, М.В. Шкондина (Кузнецов 2002, Овсепян 2001, 2005, Шкондин 1985) и др.

Строительство новой системы средств массовой информации, развернувшееся в России в начале 90-х годов прошлого века, явилось предметом исследования таких ученых, как А.Н. Алексеев, А.А. Грабельников, И.И. Засурский, Я.Н. Засурский, А.А. Золотухин, М.Д. Корнеева, Р.П. Овсепян (Алексеев 1995, 1996, Грабельников 2001, Засурский 1999, 2001, Засурский 2000, 2007, Золотухин 2005, 2006, Корнеева 2007, 2008, Овсепян 2005, 2011) и др. Данный период, по определению Брайана Макнейра – «золотой век» российской печати (McNair 1994), характеризовался и значительными изменениями в местной прессе. Констатация исследователями того факта, что «для региональной печати 1991-1995 гг. были периодом расширенного воспроизводства новых типов изданий, заполнения всех возможных информационных ниш и поиска новых» (Система средств массовой информации России 2003) в полной мере относится и к ставропольской прессе.

В работах В.Ф. Олешко, Л.Л. Реснянской, И.Д. Фомичевой, С.К. Шайхитдиновой и др. (Олешко 1992, Реснянская 1989, Реснянская, Фомичева 1999, Фомичева 1987, Шайхитдинова 1989) рассматривались особенности и закономерности в развитии периодической печати, изменения направленности и содержания печатных изданий в контексте процессов перестройки.

Являясь актуальными для общества, проблемы отражения сферы культуры в средствах массовой информации нашли освещение в научных работах Т.Ф. Дедковой, Л.И. Калашниковой, Т.А. Курышевой, В.Д. Пельта (Дедкова 2008, Калашникова 1993, 1999, Курышева 2007, Пельт 1962), а также в сборниках статей (Журналистика и литература 1972, Проблематика газетных выступлений 1975) и др. Культурная тематика на страницах печатных изданий являлась предметом изучения А.Г. Бочарова, В.М. Горохова, М.Ю. Матвеева, А.К. Трутневой, Е.В. Черниковой (Бочаров 1979, 1982, Горохов 1970, Матвеев 2005, Трутнева 2012, Черникова 2007). Объектом внимания ученых была также взаимосвязь средств массовой информации и культуры (Борев, Коваленко 1986, Дзялошинский 1984, Пригодич 1989).

Региональные периодические издания неоднократно становились предметом рассмотрения на научно-практических конференциях, проведенных в Ростове-на-Дону и Ставрополе (Журналистика: история и современность 2009, Журналистика: взаимодействие науки и практики 2010, 2012, Региональная журналистика в условиях социально-экономических трансформаций XIX-XXI вв. 2009, Ставропольская журналистика: история и современность 2004) и др. Ставропольские печатные издания анализируемого периода исследовались в работах М.Д. Корнеевой, О.И. Лепилкиной, Ю.В. Личковахи, О.А. Петренко, Г.Г. Туз, Л.В. Николаевой (Корнеева 2006, 2009, Корнеева, Лепилкина 2008, Личковаха 2004, Петренко 2012, Туз, Николаева 2004). Значительным вкладом в изучение отечественной местной прессы в условиях изменения общественных отношений в конце прошлого столетия, выполненным на материалах Ставрополья, стала монография М.Д. Корнеевой «Ставропольская пресса конца XX века: структурно-типологическая трансформация» (Корнеева 2007).

Объектом исследования является советская и постсоветская региональная периодическая печать конца ХХ века.

Предметом исследования стала информационная политика ставропольской прессы в сфере культуры на разных этапах развития журналистики в 1980–1990-е годы.

Цель диссертации заключается в выявлении и характеристике сущности трансформации информационной политики ставропольской прессы в сфере культуры в эпоху общественно-политических преобразований в стране в последние десятилетия ХХ столетия.

Для достижения этой цели были поставлены задачи исследования:

  1. Выявить тематическое пространство, жанровые формы, тип авторства публикаций по вопросам культуры в ведущих советских ставропольских периодических изданиях первой половины 1980-х годов.

  2. Охарактеризовать преобразования информационной политики ставропольской прессы в сфере культуры в период демократизации и гласности второй половины 1980-х годов.

  3. Раскрыть специфику освещения культурной тематики в общественно-политических изданиях Ставрополья в 1990-е годы.

  4. Определить особенности отражения темы культуры в специализированной прессе культурологического характера в условиях рыночной экономики 90-х годов XX века.

Хронологические рамки исследования охватывают двадцать лет с 1980 года по 1999 год, т.е. прослеживаются изменения в региональной печати в предперестроечный, перестроечный и постперестроечный периоды.

Эмпирическую базу исследования составили печатные издания Ставропольского края разных уровней и типологических характеристик, выходившие в 1980-1990-е годы: ориентированные на разную по региону распространения читательскую аудиторию общественно-политические газеты (краевые «Ставропольская правда» и «Молодой ленинец», городская «Вечерний Ставрополь», районная «Знамя труда») и специализированная пресса культурологического характера (иллюстрированный ежемесячник «45-я параллель» с приложением «Круг чтения», еженедельная газета «Кавказский край», ежемесячная газета «Литературный Юг России», литературно-художественный альманах «Ставрополье», детский журнал «Вовочка», газета «Киновидеоэкран»).

В работе использованы периодические издания, хранящиеся в Ставропольской краевой универсальной научной библиотеке им. М.Ю. Лермонтова, в Музее истории ставропольской журналистики ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» и обнаруженные в личных архивах редакторов и журналистов исследуемого времени.

Для анализа условий развития печати в конкретный исторический период были изучены документы и постановления центральных органов партийной власти советского и перестроечного времени, а также нормативно-правовые акты постсоветского периода, направленные на организацию и регулирование деятельности средств массовой информации.

В работе над диссертацией также были использованы библиографические указатели и справочные издания по местной периодике, мемуарные публикации редакторов и журналистов печатных средств массовой информации рассматриваемого периода.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования являются научные труды А.И. Акопова, Е.В. Ахмадулина, Е.Л. Вартановой, Л.П. Громовой, Б.И. Есина, Г.В. Жиркова, М.М. Ковалевой, С.Г. Корконосенко, Е.А. Корнилова, Г.В. Лазутиной, О.И. Лепилкиной, Ю.В. Лучинского, Б.Я. Мисонжникова, Р.П. Овсепяна, В.Д. Пельта, Е.П. Прохорова, Л.Л. Реснянской, А.И. Станько, А.А. Тертычного, В.В. Тулупова, М.В. Шкондина (Акопов 1995, 2002, Ахмадулин 1983, 2009, Вартанова 2009, Громова 2012, Есин 1981, 1983, 2007, Жирков 1991, 2007, Ковалева 2000, Корконосенко 2011, Корнилов 1983, 1992, 1999, Лазутина 2010, Лепилкина 2002, 2005, Лучинский 2000, Мисонжников 1999, 2002, Овсепян 2005, Пельт 1980, 1985, Прохоров 2004, 2011, Реснянская 2001, Станько 1983, 1986, Тертычный 2010, 2011, Тулупов 1996, Шкондин 1985, 1989) и др.

Решение поставленных в работе задач осуществлялось с использованием системного подхода, принципов историзма и научной объективности, общенаучного диалектического метода, а также методов описания и сравнительно-сопоставительного анализа. Данные методы и принципы дали возможность выявить сущностные особенности трансформации информационной политики ставропольской прессы в сфере культуры в эпоху общественно-политических преобразований в стране. Исторический метод, нацеленный на хронологическую фиксацию событий и фактов, позволил проследить изменение информационной политики региональной печати в сфере культуры в связи прошлого, настоящего и будущего. Сравнительный (компаративистский) подход дал возможность сопоставить однотипные явления в изучаемых изданиях, различные способы творческой реализации темы культуры в разные периоды развития местной журналистики, что способствовало выявлению их общих черт и специфики.

Исследование информационной политики конкретных СМИ проведено с опорой на ее понимание как «направления, идейно-творческой концепции ведения проблемно-тематических линий, характер разработки которых определяется социальной позицией и воплощается в совокупности принятых форм реализации программы» (Прохоров 2011, с. 277).

Второе базовое для данной диссертации понятие – сфера культуры. В отличие от культуры оно имеет более узкий, отраслевой смысл, как конкретная сфера жизни общества, включающая «сохранение и использование культурно-исторического наследия (музейное, библиотечное и архивное дело, национальные и местные традиции, праздники и т.д.), художественное образование и детское творчество, искусство, творческую (преимущественно художественную) деятельность, исполнительство, концертную деятельность, организацию досуга и развлечений, любительство, этнографические искусства и ремесла, а также деятельность, их обеспечивающую (экономика культуры, право, финансирование, управление, информация, подготовка и переподготовка профессиональной среды, развитие материально-технической базы и т.п.)» (Тульчинский, Шекова 2009, с. 8).

Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что на основе количественно-качественного исследования впервые выявлены и систематизированы данные о многообразии проблемно-тематических линий, о категориях авторов, жанровых формах публикаций о сфере культуры в ставропольской прессе советского времени разных уровней (от районного до краевого) и типологических групп (общественно-политические и литературно-художественные). Дана комплексная характеристика изменений информационной политики в сфере культуры местных периодических изданий в перестроечный и постперестроечный периоды, определена их роль в трансляции многонациональной культуры Северного Кавказа и установлении межкультурного диалога. Впервые выявлены различия в освещении сферы культуры региональной общественно-политической и культурологической прессой 1990-х годов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Информационная политика в сфере культуры ставропольской общественно-политической прессы в первой половине 1980-х годов характеризуется многообразием проблемно-тематических линий (с доминированием материалов о социокультурной деятельности в сфере досуга, театре, киноискусстве и литературе), преимущественным вниманием к культурной жизни края, эпизодическим – к событиям внутри страны и редким – к зарубежным, регулярными публикациями художественных текстов местных и северокавказских писателей. К освещению темы широко привлекались работники культуры и представители творческих союзов. Доминировали информационные, но использовались и аналитические, и публицистические жанры. Публикации выполняли наряду с информационной идеологическую функцию, транслировали ценности советской культуры, способствовали ведению межкультурного диалога, знакомя аудиторию с культурой народов Северного Кавказа.

2. Во второй половине 1980-х годов, в условиях становления новой России и преобразования информационных потребностей аудитории, в региональной общественно-политической прессе наметились изменения информационной политики в области культуры: акценты с идеологической составляющей сместились на просветительскую, появились материалы о ранее не освещавшихся по идеологическим соображениям явлениях и именах в киноискусстве, музыкальной сфере, литературе, живописи, значительно уменьшилось число публикаций о культуре Северного Кавказа и художественных текстов северокавказских литераторов. Изменилась география представляемых культурных событий: заметно снизился интерес к региональным новостям и возрос к зарубежным. Информационные материалы, сократившись количественно, сохранили ведущее место в общем объеме текстов, освещавших сферу культуры.

3. В начале 1990-х годов массив публикаций на культурную тематику в ставропольской общественно-политической прессе преимущественно освещал музыкальные события, социокультурную деятельность в сфере досуга, шоу-бизнес. В конце XX века произошло существенное увеличение количества материалов о кино и личной жизни отечественных и зарубежных «звезд» и сокращение числа художественных текстов. Ставропольские общественно-политические газетные издания различались информационной политикой в сфере культуры, демонстрируя разные подходы к иерархии тематических и событийных предпочтений, отбору авторов и жанров, к интенсивности освещения многонациональной культуры региона.

4. Выходившие на Ставрополье в 1990-е годы периодические издания культурологического характера, различаясь по региону распространения (от краевых до международных), представляли широкую палитру культурной жизни края, страны, мира с преимущественным вниманием к литературе, киноискусству, музыке. Культурологическая периодика отличалась от общественно-политической частым использованием публицистических и аналитических жанров, публикацией художественной прозы и поэзии местных и северокавказских авторов, неизвестных российскому читателю текстов зарубежных писателей, устойчивым интересом к диалогу культур Северного Кавказа.

Теоретическая значимость. Основные положения и выводы диссертации расширяют предметное поле историко-журналистских исследований региональной печати и могут быть использованы при создании обобщающих трудов по истории отечественной периодической прессы конца XX века. Разработанная автором методика изучения информационной политики периодических изданий может применяться в аналогичных исследованиях, посвященных региональной периодике.

Практическая значимость. Результаты диссертационного исследования могут найти применение в преподавании историко-журналистских и теоретико-журналистских дисциплин в высших учебных заведениях, представляют интерес для редакций печатных средств массовой информации в процессе разработке ими концепций новых, совершенствовании имеющихся периодических изданий.

Результаты исследования были представлены на международных и всероссийских научных конференциях в Московском, Санкт-Петербургском, Воронежском, Ставропольском государственных, Южном и Северо-Кавказском федеральных университетах в 2009 – 2013 гг., отражены в 19 статьях, 3 из которых опубликованы в журналах, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Российской Федерации.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, представляющих собой комплексное рассмотрение отражения сферы культуры в ставропольской прессе 80–90-х годов ХХ века, заключения, библиографии, включающей 219 наименований, списка использованных источников.

Вопросы культуры в ведущих региональных периодических изданиях советского времени

Печатные средства массовой информации в советское время были самым многочисленным и влиятельным видом СМИ. Ставропольская пресса, являясь подсистемой более крупного образования - системы печати страны, в начале 80-х гг. XX в. включала в себя преимущественно журнальные и газетные издания общественно-политического типа [Газеты Ставропольского края 1986, с. 2-4]. Ведущее издание в информационном поле Ставрополья -краевая общественно-политическая газета «Ставропольская правда» — в советский период являлась органом Ставропольского краевого комитета КПСС и краевого Совета народных депутатов. Молодежная пресса была представлена в 1980-е гг. краевой общественно-политической газетой «Молодой ленинец». В структуре краевой прессы был также журнал «Агитатор Ставрополья» - издание отдела пропаганды и агитации краевого партийного комитета. Поскольку в состав Ставропольского края в рассматриваемый период входила Карачаево-Черкесская автономная область, то под эгидой областного комитета КПСС и областного Совета депутатов трудящихся выходило пять газет, одна из которых, «Ленинское знамя», - на русском языке и четыре - на языках народов Карачаево-Черкесии. Развитая система местной печати включала 28 городских и районных газет и десятки многотиражек.

Особняком в структуре региональной печати стояло единственное специализированное издание - литературно-художественный альманах «Ставрополье», выходивший как орган Ставропольского краевого отделения Союза писателей РФ.

Для исследования сущности информационной политики ставропольской прессы советского времени были отобраны ведущие краевые газеты «Ставропольская правда» и «Молодой ленинец» как наиболее тиражные и ориентированные на широкие слои населения и газета Новоалександровского района «Знамя труда» - как типичный представитель отряда районных печатных СМИ, которые в советское время воспринимались ЦК КПСС «важным звеном в системе советской печати, эффективным инструментом партийных комитетов в осуществлении политического руководства экономическим, социальным и культурным развитием районов и городов, мощным средством коммунистического воспитания масс и формирования общественного мнения, незаменимым источником информации о местной жизни» [КПСС о средствах массовой информации и пропаганды 1987, с. 386]. Включение в выборку районной газеты обусловлено также сохраняющимся на протяжении всего изучаемого времени интересом читательской аудитории к ней: ее тираж составлял в 1980 г. 11800 экземпляров, в 1985 г. - 12200, в 1989 г. - 13500. Объясняя достаточно большую популярность издания, которое продолжало наращивать тираж, рабкор В. Еськов выделил то, что «о повседневных текущих делах вашего коллектива, предприятия, села, города, района можно узнать только из районной газеты "Знамя труда . Считаю, что эта газета ближе к нам, читателям» (Знамя труда, 1989, 22 авг.). В одном из выпусков «Субботней страницы» были приведены данные по результатам подписной кампании 1987 г., которые также подтверждают популярность районной газеты: на первом месте - «Знамя труда», затем российская «Сельская жизнь», далее краевая «Ставропольская правда» (Знамя труда, 1988, 4 июня).

Отбор литературно-художественного альманаха «Ставрополье» для анализа в рамках диссертационной исследовательской программы был обусловлен его культурологической направленностью и отсутствием аналогичных изданий в крае в тот период.

Анализ освещения сферы культуры в прессе был подчинен выявлению тематических приоритетов, информационных поводов, функциональных особенностей, жанровых форм, категорий авторов публикаций.

Социологи, опираясь на результаты исследований, проведенных в советский период [Массовая информация в советском промышленном городе 1980], делали вывод о высокой ориентированности работников средств массовой информации на указания партийных органов. Необходимость публиковать разносторонние сведения о культурном развитии районов и городов, о деятельности учреждений культуры, об участии трудящихся в художественном творчестве закреплялась в постановлениях ЦК КПСС, направляющих и организующих деятельность редакций во всех регионах страны («О повышении роли районных газет в коммунистическом воспитании трудящихся» (1968 г.), «О дальнейшем улучшении деятельности районных и городских газет» (1984 г.) и т.д.) [КПСС о средствах массовой информации и пропаганды 1987].

В связи с тем, что в то время деятельность средств массовой информации страны, в т.ч. местных, была подчинена реализации задач культурно-идеологической политики КПСС, ставропольская пресса уделяла большое внимание обсуждению в крае решений съездов партии и постановлений ЦК КПСС, чему служили выступления краевых руководителей отраслью культуры. Так, в публикации заведующей отделом культуры краевого комитета КПСС А. Меренковой сообщалось о проведении в крае декады литературы, искусства и культуры, посвященной предстоящему XXVI съезду КПСС. В ее докладе были проанализированы успехи в развитии культуры и искусства в крае, отмечено завершение централизации сети библиотек, подчеркнута роль учреждений культуры «в воспитании у трудящихся коммунистического отношения к труду, активности, творческого подхода к делу, инициативы, ответственности за выполнение народнохозяйственных планов и социалистических обязательств» (Меренкова А. Мы партии рапортуем // Ставропольская правда, 1981, 12 февр.).

Деятельность учреждений культуры рассматривалась в публикациях через призму задач, поставленных партийными съездами. Так, в аналитическом отчете с VII съезда работников культуры и искусства Ставропольского края «Высокий долг и почетное призвание» (Ставропольская правда, 1981, 23 дек.) были приведены выдержки из доклада заместителя председателя исполкома краевого Совета народных депутатов Н. Дорохина, где был дан анализ работы учреждений культуры за годы десятой и первого года одиннадцатой пятилетки, указаны недостатки, намечены перспективы дальнейшей работы в свете решений XXVI съезда КПСС.

Анализ «Ставропольской правды» показал, что публикации о культуре занимали определенную нишу, их количество варьируется от 494 в 1980 г. до 482 в 1982 г., что в процентном отношении ко всем материалам газеты составляет 6%. Несмотря на относительно незначительный сегмент в общем ряду материалов «Ставропольской правды», тема культуры представлена на страницах главной газеты края достаточно разносторонне. Подтверждением этому служат тематические полосы «Творчество. Литература и искусство», «Панорама Ставрополья» и многочисленные рубрики, информирующие о событиях культурной жизни. Материалы о культуре преимущественно располагались на четвертой полосе в постоянных рубриках «Дневник искусств», «Энтузиасты культуры», вместе с тем имеются публикации и на первых трех полосах в таких рубриках, как «Ставрополье. День за днем», «Страна родная. Новости», «Панорама новостей», «Встречи с прекрасным».

Оперативно освещала новости культурной жизни края первополосная рубрика «Ставрополье. День за днем», в 1981 г. переименованная в «Край родной. Информация. Новости. Факты». В 1980 г. в ней была опубликована на тему культуры 81 информационная заметка, в 1981 г. - 67 и в 1982 г. - 53. О событиях, происходящих в стране, информировала рубрика «Страна родная. Новости». В ней на тему культуры было размещено 26 публикаций в 1980 г., по 18 - в 1981 г. и в 1982 г.

Рубрика «Энтузиасты культуры» знакомила с деятельностью представителей отрасли. Регулярно выходила рубрика «КПД очага культуры», носившая идеологический характер, в которой обсуждались самые разные вопросы - авторитет работника культуры, условия, наиболее благоприятные для его работы, роль учреждений культуры в идейно-политическом, нравственном, художественном воспитании молодежи, состояние и уровень культуры в крае.

В рубриках «Письмо в газету», «Письмо с комментариями», «Газета выступила. Что сделано?» редакция обращала внимание на существующие проблемы в области культуры. В ответ на публикацию художественного руководителя Дома культуры «Янтарь» винсовхоза «Левокумский» Т. Таран, которая писала об эффективности работы учреждений культуры и возможности повышения их роли в воспитании молодежи, всех тружеников села (Ставропольская правда, 1980, 25 июня), в рубрике «Резонанс. Читатели о выступлениях "Ставропольской правды"» был помещен ряд откликов на проблемную статью.

Трансформация информационной политики ставропольской прессы в сфере культуры второй половины 1980-х годов

Во второй половине 80-х гг. XX в. информационно-культурная среда региона формировалась в условиях перестройки и становления нового российского общества. Еще сохранялась прежняя система партийно-советской печати, в связи с чем в 1986 г. в периодике появлялись заметки с зонального семинара-практикума руководящих партийных, советских, профсоюзных и комсомольских работников зоны Северного Кавказа и Закавказья по вопросу «О ходе выполнения постановления ЦК КПСС "О мерах по улучшению использования клубных учреждений и спортивных сооружений" и проведении 2-го Всесоюзного фестиваля народного творчества» (Ставропольская правда, 1986, 2 февр.), материал «На уровень требований времени» о VIII съезде работников культуры края, на котором с докладом «О задачах работников культуры края по выполнению решений XXVII съезда КПСС» выступила заместитель председателя крайисполкома Р.Ф. Базикова (Ставропольская правда, 1986, 21 дек.), информация о II Всесоюзном фестивале народного творчества, посвященном 70-летию Великой Октябрьской социалистической революции, который начался на Ставрополье (Ставропольская правда, 1986, 5 марта), и т.д. Но в период 1987-1989 гг. такие публикации уже не обнаружены. Ставропольская пресса по-прежнему представляла культурные явления прошлого и современности, но информационная политика в сфере культуры претерпела определенные изменения.

Исследование газеты «Ставропольская правда», являвшейся и в тот период ведущей общественно-политической газетой в крае, показало, что, как и в предыдущий период, она продолжала оперативно информировать читателей о значительных событиях в сфере культуры в крае. Их много: создание в Ставрополе хореографической школы (Ставропольская правда, 1988, 4 окт.), открытие памятника А.С. Пушкину (Ставропольская правда, 1986, 6 нояб.), начало работы широкоформатного кинотеатра «Салют» (Ставропольская правда, 1987, 27 янв.), создание картинной галереи из переданных в дар городу работ заслуженного художника РСФСР П.М. Гречишкина (Ставропольская правда, 1987, 26 февр.) и др.

В то же время количество публикаций, освещающих сферу культуры, уменьшилось. Так, в 1988 г. было размещено 447 материалов, что на 9,5% меньше, чем в начале десятилетия (в 1980 г. - 494). В таблице 7 показано распределение материалов в эти годы по темам.

На первом месте по распространенности в «Ставропольской правде» по-прежнему располагались материалы о социокультурной деятельности в сфере досуга. В 1988 г. они составляли 23,9% от общего числа материалов о культуре, в числовом выражении - 107 публикаций. Приоритеты в этой области по сравнению с первой половиной 1980-х гг. не поменялись, но более активно журналисты развивали тему культурно-спортивных комплексов. Передовая статья «Культурно-спортивный комплекс» от 4 января 1986 г. посвящена организации здорового досуга населения края и роли партийных комитетов, советских органов, хозяйственных руководителей в развитии КСК, совершенствованию их деятельности. В рубриках «КСК: пути становления», «КСК: опыт ценен повторением», «Активисты КСК» газета освещала краевые семинары-практикумы по культурно-спортивным комплексам, в которых принимали участие руководители исполнительных органов власти, народные депутаты, представляла опыт и интересные формы работы городских и районных КСК Ставропольского края, рассказывала об энтузиастах этой сферы.

Музыка стала вторым приоритетным блоком в информационной повестке дня «Ставропольской правды», значительно увеличив свое присутствие в газете (65 публикаций, то есть 14,5% от общего массива текстов о культуре за год, в то время как в начале десятилетия было 7,7%), что объясняется, на наш взгляд, реакцией газеты на более насыщенную и разнообразную музыкальную жизнь края и появившимися возможностями выходить за пределы устоявшейся в советское время информационной парадигмы. Показательно, что изменились информационные поводы для подобных публикаций. Теперь газета освещала первый краевой джазовый конкурс, прошедший в Ставрополе (Ставропольская правда, 1989, 22 нояб.), краевой фестиваль авторской песни «Горные вершины» в Теберде (Ставропольская правда, 1989, 5 сент.), фестиваль молодых композиторов СССР и США, состоявшийся в Кисловодске (Ставропольская правда, 1989, 11 нояб.), краевой рок-фестиваль в Свет-лограде (Ставропольская правда, 1989, 6 дек.).

Следующую по распространенности проблемно-тематическую сферу в газете составляли публикации о гастролях в Ставропольском крае известных театральных коллективов, новых постановках Ставропольского краевого драматического театра им. М.Ю. Лермонтова, театральных актерах (49 текстов, или 11% от общего массива материалов на тему культуры). Их число примерно соответствует первой половине 1980-х гг.

Произошло количественное увеличение материалов, посвященных архитектуре, эстраде, танцу. Газета рассказывала о выдающихся архитекторах и об истории памятников архитектуры, о планах застройки городов, будущей реконструкции первого кинотеатра на Северном Кавказе, регулярно информировала о профессиональных и народных танцевальных коллективах, их успехах и достижениях. К примеру, журналисты «Ставропольской правды» представили читателям новый фольклорно-этнографический ансамбль «Некрасовские казаки» (из пос. Новокумский Левокумского района Ставропольского края), который в 1988 г. принял участие в первом Международном фольклорном фестивале, состоявшемся в Москве (Ставропольская правда, 1988, 11 сент.), а в 1989 г. был удостоен звания лауреата премии советских профсоюзов 1989 г. в области литературы, искусства и журналистики (Ставропольская правда, 1989, 14 нояб.).

Одновременно произошло уменьшение количества публикаций, отражающих новости кино, циркового искусства, библиотечного дела.

Ученые отмечают, что условия функционирования средств массовой информации в тот период начали кардинально меняться: «печать, телевидение, радио, как непосредственные участники и творцы разворачивающегося в стране процесса демократизации, возрождения гласности как нормы общественной жизни все смелее вторгаются в ранее закрытые для аналитического освещения и критики области жизни» [Симонова 1989, с. 68]. Анализ ведущей краевой партийной газеты убеждает, что эти тенденции характерны и для ставропольской прессы. На страницах «Ставропольской правды» получили развитие новые темы: работа учреждений культуры в новых экономических условиях, материальная база культпросветучреждений и источники их финансирования, связь содержания работы учреждений культуры с их финансово-хозяйственной деятельностью, повышение рентабельности сферы культуры. Редакция уделяла большое внимание проблеме перехода на хозяйственный расчет киносети края, Домов культуры, появлению различных хозрасчетных объединений и досуговых фирм. Еще одна примета времени -упоминания о спонсорской помощи. «Ставропольская правда» приводила примеры спонсорства промышленных предприятий над учреждениями культуры, рассказывала о том, что дает сторонам новая форма сотрудничества. Таким образом, газета информировала читателей о том, как повлияла перестройка на функционирование учреждений культуры, о трудностях, с которыми столкнулись работники культуры в новых экономических условиях.

Отдельно было проведено исследование региональной принадлежности культурных событий, освещенных в газете (см. табл. 8).

Результаты анализа свидетельствуют о том, что произошло изменение политики информирования аудитории о новостях в стране и за рубежом. Почти в 2 раза уменьшилось количество публикаций о культурной жизни других регионов страны (с 90 в 1980 г. до 49 в 1988 г.) и резко возросло внимание редакции к зарубежным странам, особенно капиталистическим: если в первой половине 1980-х гг. в «Ставропольской правде» ежегодно размещалось от 2 до 8 публикаций о капиталистических странах, то в 1988 г. их было уже 46. Приведенные цифры свидетельствуют о большей открытости страны, связанной с демократизацией общественной жизни и перестройкой.

Жанрово-тематические особенности публикаций о культуре в общественно-политических изданиях Ставрополья

1990-е гг. стали периодом активного формирования российской государственности, гражданского самосознания и рыночных отношений; произошло смещение акцентов в бинарном понятии «федерально-региональные» на «регионально-федеральные СМИ» [Золотухин 2006, с. 10-16]. Трансформация медиапространства страны разрушила однопартийную прессу, система российских СМИ стала разнообразнее. С принятием в июне 1990 г. Закона Союза Советских Социалистических республик «О печати и других средствах массовой информации», а затем в декабре 1991 г. Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» процесс изменений в системе масс-медиа ускорился.

В рассматриваемый период определилось несколько ключевых тенденций развития СМИ. Во-первых, освободившись от прямой зависимости от КПСС, они пытались осознать себя как независимый общественный институт. Во-вторых, происходила стремительная диверсификация СМИ с учетом обновленных политических, типологических, тематических, жанрообразую-щих и иных факторов их существования. В-третьих, на развитие медиапро-цесса наложила отпечаток его коммерциализация. В-четвертых, уже на начальном этапе тогдашнего десятилетия обозначились законодательные приоритеты СМИ, была сделана попытка включения цивилизованных механизмов регулирования в информационной сфере [Алексеев 1996, с. 44].

В первой половине 90-х гг. XX в. в Ставропольском крае, как отмечают исследователи, произошла трансформация структуры периодической печати, возникали издания разнообразных типологических характеристик [Корнеева 2007]. Система печати Ставрополья в 1990 г. была представлена 46-ю изданиями. Ведущее место занимали общественно-политические газеты разного уровня: 3 краевые, 5 областных, 28 городских и районных (Белоконь С. Наш творческий союз // Ставропольская правда, 1990, 10 февр.).

В выборку для изучения специфики информационной политики в сфере культуры местной общественно-политической периодики в 1990-е гг. были отобраны 3 продолжающиеся газеты (краевые «Ставропольская правда» и «Молодой ленинец», преобразованный в начале 1990-х гг. в газету «Утро», и районная «Знамя труда») и возникшая в 1990 г. газета «Вечерний Ставрополь», позиционировавшая себя как городская.

Анализ «Ставропольской правды» показал, что, несмотря на появление новых тем, продиктованных сменой общественно-политического строя и перестройкой общества, культура по-прежнему являлась объектом информационного внимания ставропольской прессы. Но в начале 1990-х гг. произошло существенное сокращение количества материалов о культуре: 247 публикаций в 1991 г. составляют практически половину показателя 1980 г. (см. табл. 13). Во второй половине 1990-х гг. произошло возрастание интереса к культурной тематике.

В тройку приоритетных тем первой половины 1990-х гг. входили социокультурная деятельность в сфере досуга, музейное дело, театр, то есть наблюдается преемственность освещения культуры по тематическим направлениям в сравнении с 80-ми гг. XX века. Журналисты освещали I и II конгрессы деятелей культуры, искусства и кино Ставрополья, фестиваль искусств народов Северного Кавказа «Ставропольская радуга», ежегодные совещания руководителей учреждений культуры края. Читатели узнали и о таких событиях в культурной жизни края, как 150-летие Ставропольского академического театра драмы им. М.Ю. Лермонтова, 140-летие Ставропольской краевой библиотеки им. М.Ю. Лермонтова, 100-летие государственной филармонии на Кавказских Минеральных Водах, открытие выставки экспонатов музея Вооруженных сил РФ «Реликвии Великой Отечественной» в залах Ставропольского краеведческого музея и выставки произведений современных французских живописцев, скульпторов, графиков из города-побратима Безье в выставочном зале краевой организации Союза художников России.

Несмотря на сохранение основных проблемно-тематических линий, газета изменила содержательную направленность части материалов. В публикациях журналистов и работников учреждений культуры неоднократно поднималась проблема выживания учреждений культуры в условиях перехода к рыночной экономике, необходимость их укрепления и государственной поддержки. О прошедшем семинаре «Проблемы сохранения общественных музеев в условиях экономических и социальных реформ» рассказал директор Ставропольского краеведческого музея им. Г.К. Праве Н. Охонько в статье «Пока еще нет своих Мамонтовых» (Ставропольская правда, 1993, 15 апр.). Краевую конференцию «Проблемы формирования библиотечных фондов в условиях рыночной экономики» осветила журналист Л. Прайсман (Ставропольская правда, 1993, 27 марта). Со страниц газеты к главам администраций Ставропольского края и города Ставрополя с призывом «Книги надо спасать» обратилась инициативная группа краевого центра. Обращение, акцентирующее внимание на критической ситуации, в которой оказалась краевая научная библиотека им. М.Ю. Лермонтова, подписали председатель Ставропольского фонда культуры М. Новиков, народный артист РСФСР В. Фоменко, ответственный секретарь краевой организации Союза российских писателей Г. Шумаров и др. (Ставропольская правда, 1992, 18 марта).

Регулярно «Ставропольская правда» освещала круглые столы, посвященные злободневным проблемам отрасли, с участием представителей органов власти и подведомственных им учреждений: эксперименту по объединению отделов культуры исполкомов и дирекции киносети в центры культуры и досуга, развитию культуры края, работе краевого отделения Советского фонда культуры и др. Материалы таких встреч находили отражение в газете под звучными заголовками: «Крах или возрождение?», «Защитить искусство», «Оправдан ли эксперимент», «Помочь культуре выстоять», «Не хлебом единым».

В условиях разворачивающегося в стране процесса приватизации, в целях привлечения внимания к необходимости охраны уникальных историко-культурных территорий, памятников природы, истории и культуры, являющихся «достоянием многонационального народа», 15 января 1991 г. «Ставропольская правда» опубликовала постановление Верховного Совета РСФСР «О неотложных мерах по сохранению национального культурного и природного наследия народов РСФСР». Пункт второй постановления регламентировал: «Не подлежит приватизации культурное и природное наследие народов России, в том числе ценности, хранящиеся в государственных музеях, архивах и библиотеках, включая помещения и здания, где они расположены». Заметим, что размещение в «Ставропольской правде» данного постановления свидетельствует о значении, которое редакция придавала этому вопросу.

Публикации о трудностях работы учреждений культуры, финансируемых по остаточному принципу, перешли и во вторую половину 1990-х гг. Репортаж с ежегодного краевого совещания работников культуры, искусства и кино 1996 г. корреспондент Н. Быкова озаглавила «Трехпроцентная перспектива с видом на завтра», обратив внимание читателей на то, что в бюджете края текущего года на нужды культуры выделено всего 3% (Ставропольская правда, 1996, 6 марта). В 1997 г. новый начальник управления культуры правительства края А. Марков основную задачу учреждений культуры сформулировал следующим образом: «В сложившейся экономической ситуации курс... может быть один: выживание, сохранение того, что имеем» (Марков А. Что имеем - сохраним // Ставропольская правда, 1997, 24 апр.). К состоянию сферы культуры в крае газета неоднократно обращалась в разные годы. Как попытку журналистов взаимодействовать с местной властью в вопросах решения насущных проблем культуры можно рассматривать ряд публикаций 1999 г. о ситуации в краевом драматическом театре. Коллектив театра через средства массовой информации адресовал руководителям Ставрополья предложение-требование обратить серьезное внимание как на положение театра, так и на культуру вообще. На пресс-конференции художественный руководитель театра А. Малышев сказал: «Мы хотим через средства массовой информации публично обратиться к руководству края и города с одним вопросом: кем они себя считают — государственными мужами или временщиками. Судя по тому, каково сегодня отношение власти к культуре вообще, само слово "культура " выпало из лексикона наших дорогих руководителей, ибо она уже даже и не упоминается ими среди прочих государственных дел» (Быкова Н. Кто желает славы Герострата? // Ставропольская правда, 1999, 19 янв.). По следам разговора состоялась встреча коллектива театра с первым заместителем председателя правительства Ставропольского края В. Хорунжим и министром культуры А. Марковым, также освещенная краевой газетой (Ставропольская правда, 1999, 29 янв.). Несмотря на частично достигнутый результат встреч (был погашен четырехмесячный долг по заработной плате), тема получила продолжение и в конце года. Опубликована информационная заметка о состоявшейся встрече губернатора с коллективом театра (Ставропольская правда, 1999, 1 дек.) и интервью с А. Малышевым «Если театр кому-нибудь нужен...» (Ставропольская правда, 1999, 4 дек.), в которых сообщалось о выделении определенной суммы на обновление пришедшего в негодность устаревшего оборудования и о том, что изыскиваются возможности повышения зарплаты работникам театра, обеспечения жильем наиболее нуждающихся.

Реализация темы культуры в специализированной прессе культурологического характера

Общественный интерес к гуманитарным проблемам в начале 1990-х гг. инициировал появление большого количества культурологических периодических изданий, отражающих «эволюцию взглядов самой нашей отечественной науки на запросы современного человека и культуру в ее целостности» [Типология периодической печати 2009, с. 96]. В региональной периодической печати в числе специализированных изданий наиболее значимой была «45-я параллель», появившаяся в апреле 1990 г. В подзаголовке значилось: «Всесоюзный литературно-художественный ежемесячник». Учредителем его выступило Ставропольское краевое отделение Советского фонда культуры. Тираж «пилотного» номера составил пятьдесят тысяч экземпляров, а уже в 1991 г. в связи с большой востребованностью тираж издания увеличился вдвое.

Ежемесячник, выходивший на 24-х страницах формата А-3 (три тетради по 8 страниц), был ориентирован на широкую аудиторию и распространялся более чем в ста городах России, в дальнейшем — в десятке стран ближнего и дальнего зарубежья. Практиковалась бесплатная рассылка номеров в библиотеки СССР. Ежемесячно редакция дарила экземпляры еженедельника в Библиотеку Конгресса США через ее Московское представительство (Ком-панецкий А. Широты «45-й параллели» // Ставропольская правда, 1991, 26 нояб.). С середины 1991 г. «45-я параллель» стала называться «Всероссийским и международным иллюстрированным ежемесячником». Однако в связи с экономическими трудностями постперестроечного времени «45-я параллель» перестала выпускаться - последний номер вышел в августе 1994 г.

В 1990-е гг. пресса, как отмечает Р.П. Овсепян, «уходит в сторону культурологии, истории, этнографии региона, литературы и искусства» [Овсепян 2005, с. 283]. Ежемесячник отказался от политической тематики, тем самым определив принципиальное отличие от большинства местных газет. В «Свидетельстве о регистрации» были сформулированы программные цели: «Газета будет стремиться к повышению общей культуры, восстановлению исторической памяти во всех ее аспектах, знакомству читателей с выдающимися людьми современности, приобщению к общечеловеческим ценностям» (45-я параллель, 1990, дек.).

Уже в первом номере читателям предлагались заметки о министре культуры СССР Н. Губенко, подготовленные по заказу редакции московским кинодраматургом В. Лобачевым, рассказ зарубежного фантаста Р. Брэдбери «Ночной звонок» и стихотворения молодого поэта из г. Ессентуки М. Фрум-кина. Также была опубликована глава из новой книги об опальном в советское время поэте, певце, актере В. Высоцком, автором которой являлся став-ропольчанин В. Перевозчиков. Таким образом, «45-я параллель» сразу же обозначила свой интерес к явлениям и фактам, ранее не освещавшимся в ставропольской прессе.

Внутреннее наполнение издания было необычным для региональной прессы того периода. В каждом номере размещались эксклюзивные интервью с известными деятелями культуры, науки, политики, с видными деятелями религии, взятые для «45-й параллели» специальными и собственными корреспондентами в Москве и Кисловодске, Ленинграде, Алма-Ате, Одессе, Ставрополе. «Из первых рук», «Первоисточник», «Свободный поиск», «Великие в шлепанцах» - так, сменяя друг друга, назывались полосы, гостями которых представали академик Дмитрий Лихачев, известный писатель-фантаст Борис Стругацкий, режиссер Эльдар Рязанов, актеры Валентин Гафт, Евгений Леонов и Юрий Никулин, поэт, один из наиболее ярких представителей жанра авторской песни Булат Окуджава, писатель-сатирик Михаил Жванецкий. Создатели газеты доказывали, что «"глубинке" интересна и необходима великая культура: театр, литература, поэзия, кино» [Кустов, Хаза-нов 2010, с. 248].

Учитывая, что «существенную лепту в облик каждого конкретного издания... в целом вносят редакционные кадры. Важнейшее значение здесь имеют профессиональная и гражданская подготовленность журналистов, культура мышления» [Звягинцев 2000, с. 90], значительным фактором, обеспечившим новому изданию большую степень популярности, стал высокий профессиональный уровень журналистов. Исследователь ежемесячника М.Д. Корнеева отмечает роль главного редактора Сергея Сутулова в подборе журналистов: «Под флагом "45-й параллели" объединились журналисты, которых отличали умение найти достойного героя публикации и хорошие литературные данные» [Корнеева 2009, с. 205].

С первого номера с газетой сотрудничал московский журналист Борис Смоль, который мог установить контакты с самыми разными героями публикаций. Отчасти помогали тематическая направленность еженедельника и его название. Так, сын Ф.И. Шаляпина Ф.Ф. Шаляпин, проживающий в Италии, будучи в Москве, согласился на беседу, подчеркнув: «Если бы вы представляли иную газету, я бы с вами не встретился, но, поскольку вы не связаны с политикой, — ложь исключается. Я согласен беседовать» (45-я параллель, 1991, №1(10)).

Журналист Валерий Перевозчиков знакомил читателей с гражданской позицией и творчеством писателей Марка Розовского и Владимира Войнови-ча, режиссера Элема Климова, артистов Иннокентия Смоктуновского, Зиновия Гердта, Аллы Демидовой, Леонида Филатова, певца Александра Градского.

Еще один журналист, выпускник ВГИКа и однокурсник редактора газеты, Вячеслав Лобачев беседовал о жизни и искусстве с писателями Вячеславом Кондратьевым, Борисом Заходером, поэтом Николаем Старшиновым, известным актером, министром культуры СССР Юрием Соломиным.

С «45-й параллелью» сотрудничал широкий круг авторов. Так, профессором Вологодского государственного педагогического института Юлией Бабичевой была подготовлена публикация «Гибель Гумилева». В ней осмысливался факт, который стал причиной долголетней посмертной опалы Гумилева - его участие в контрреволюционном заговоре, после которого последовало осуждение поэта и казнь по приговору Петроградской ЧК в августе 1921 г. Статья представляла собой попытку исследования и возвращала читателям имя русского поэта, одного из видных представителей акмеизма (45-я параллель, 1990, сент.). Размышления ставропольчанина Виктора Казакова, основанные на его письмах из Афганистана, датированных 1981 г., были размещены в июньском номере за 1990 г. Они воссоздавали атмосферу того времени, особенности идеологической пропаганды, методы обработки общественного мнения. Воин-афганец поднимал проблемы, связанные с патриотизмом и интернационализмом, с правом жителей страны на полную и правдивую информацию в СМИ.

Судя по отзывам читателей, в 1990 г. наибольший резонанс получили рубрики «Из первых рук», «Свободный поиск», «Наши переводы», «Шанс», «Детектив». С мнением жителей страны оказался солидарен американский художник Рой Бургесс, слова которого привела «45-я параллель». Предыстория публикации такова. Р. Бургесс, побывавший в Ставрополе со своими картинами, познакомился с газетой и, в частности, с материалом В. Лобачева о 60-летии И. Глазунова (рубрика «Свободный поиск»), чьи слова были приведены в тексте: «Я беспартийный человек. Я с Россией. Я с вами» (45-я параллель, 1990, авг.). Данная статья послужила поводом для размышлений американца о перестройке, патриотизме и прессе: «Я знаю, что в годы до вашей перестройки много талантов, не нашедших свободы творчества, покинули СССР, многие преуспевают в США и на Западе. Глазунов оказался гораздо более патриотом вашей страны, более русским, более россиянином, пожелавшим разделить все горести и радости отечества своего.

"45-я параллель " через короткое время, я это чувствую, станет одной из самых читаемых газет в России. И не только потому, что "45 " — это крик, это смелость, нестандартность» (45-я параллель, 1990, нояб.). Ежемесячник демонстрировал постоянный интерес к культуре русского зарубежья. Было опубликовано интервью с известным писателем Владимиром Войновичем, который в 1980 г. эмигрировал, в 1981 г. был лишен советского гражданства и лишь десять лет спустя в 1990 г. реабилитирован (45-я параллель, 1990, авг.). В газете было перепечатано интервью редактора крупнейшего эмигрантского журнала «Континент», ведущего органа «третьей волны» русской эмиграции, В. Максимова, которое он дал «Московским новостям». Как оказалось, знаменитый Владимир Максимов в молодости был журналистом на Ставрополье, работал на краевом радио, был корреспондентом газет «Советская Черкесия» и «Молодой ленинец» (45-я параллель, 1990, окт.).

Похожие диссертации на Региональная специфика медиаотражения сферы культуры в 80 - 90 - е годы XX века : на материале ставропольской прессы